Как проходит рождественская служба в церкви. Почему Рождество празднуют в разные дни. Рождество Христово - история, смысл и значение праздника

Рождественское богослужение православной церкви является продолжительным и чрезвычайно важным мероприятием, цель которого почтить память Сына Божьего и помочь людям приобщится к добродетелям.

Попразднество - шестидневный цикл повторяющихся гимнов и песнопений в честь Помазанника Иисуса.

Приготовление к празднеству. Воздержание

Церковное празднование начинается с религиозных приготовлений. За 40 дней до 7 января верующие начинают Рождественский пост, очищающий душу от греховных помыслов и тело от вредного влияния «тяжелой» пищи. Воздержание, представляющей собой аскетическую природу, позволяет подойти к священному дню должным образом.

Во время поста нельзя употреблять пищу животного происхождения и заниматься небогоугодными делами, порочащими вечную душу.

  • Рекомендованный рацион в этот период довольно строг. Необходимо исключить не только мясо, но и алкоголь с рыбою.
  • В первый день поста христианские верующие накрывают стол и произносят соответствующие молитвы, хваля Всевышнего за щедрость и милосердие.
  • Рождественское богослужение не проходит без приготовления кутьи - традиционного праздничного блюда.
  • Еще одним украшением стола являются компот и блины на воде. Ими угощали колядующих, чтобы привлечь в дом счастье и достаток.
  • В выходные разрешается готовить пищу с растительным маслом.
  • В период поста рекомендовано чаще, чем обычно, посещать церкви. Это позволяет духовно очищаться.
  • Существовала традиция по привлечению богатства. Хозяйки ходили в гости к подругам, занимались рукоделием и просили у Господа финансового благополучия.
  • В начале поста рекомендуется помогать нуждающимся едой или деньгами. Это приносит большую удачу на следующий год.
  • В канун Рождества не следует вкушать праздничную пищу до появления первой звезды. Здесь прослеживается аналогия с появлением небесного светила в момент рождения Иисуса Христа.
Важно! Без ежедневной молитвы пост превращается в обыкновенную диету. Церковь настоятельно рекомендует регулярно просить Господа о защите, благополучии и лучшем будущем.

Праздничная кутья

Традиции для кануна Рождества

Пост заканчивается с появлением первой звезды на ночном небосклоне, и жизнь разворачивается в новый виток. Предки имели веру, что временной отрезок прошел положенный путь и возобновляет отчет с самого нуля. В прошлом они оставляли все тяжелое и ненужное, поэтому рождественские традиции являются символом рождения и обновления.

  • В современной культуре празднование воспринимается как дополнительный отдых, оно входит в группу новогодних каникул. У людей появляется хороший повод порадовать членов семьи и приятно отдохнуть.
  • В это время две силы борются в человека. Добро устремляет людей к колядам и песнопениям, а темная сторона влечет на ведьмин шабаш.
  • Перед празднованием принято тщательно убирать жилье и начищать посуду. В храмах и домах устанавливали елку, символизирующую вечное существование. Для Рождества характерно сочетание красного и зеленого оттенка, а в качестве символики используются фигурки ангелов, осликов, младенцев в яслях и свечи.
  • Раздача подарков - любимая детьми и самая веселая часть праздника. Переодевшись в Деда Мороза, один из членов семьи приносит сласти и игрушки в мешке. Дети получают подарки с условием, что будут себя вести хорошо и слушаться взрослых.
  • Во время пиршества ведутся беседы о добродетелях и правильных поступках. Раньше за стол приглашались соседи и нищие, в образе которых мог явиться Господь. Каждый человек пробовал все блюда и благодарил за угощения. Сначала подавали закуски, потом супы с лепешками, а десерты - в конце.
  • В церковных условиях на канун праздника идет Рождественская литургия. Она начинается утром 6 января и заканчивается утром следующего дня. Пришедшие верующие присутствуют на службе, исповедуются и причащаются. От количества людей зависит продолжительность церемонии.
На заметку! Рождение святого Помазанника предсказывалось пророками Ветхого Завета и ожидалось века. Иисус Христос появился на свет более 2000 лет назад в пещере около города Вифлеема. Он пришел, чтобы искупить земные грехи, понеся суровую смерть на кресте. Бог вошел в плоть, чтобы человек обрел божественную природу.

Сочельник

В канун Рождества (Сочельник), 6 января, проходит Вечерня, представляющая собственно начало празднования.

Сочельник представляет собой завершение Рождественского поста, который длился 40 дней. В этот день верующие соблюдают самый строгий пост. Принимать пищу не разрешено до появления первой звезды, которая символизирует пришествие в мир Спасителя.

Во время вечерни служится Всенощное бдение и Литургия Василия Великого. По окончании службы в храм вносят изображение звезды Вифлиема, появившейся на небе во время рождения Иисуса.

Всенощное бдение

Всенощное бдение - последующая часть церковного служения с пениями красивейших канонов и прикладываниями к святому лику Спасителя. Это богослужение продолжается от заката до рассвета (с 18 до 6 часов утра) и символизирует аскетическое отречение от сна в пользу молитв и песнопений в честь Господа.

  • Практика известна со времен Ветхого Завета: апостолы рекомендовали круглосуточно бодрствовать и памятовать о пришествии Мессии.
  • В период гонений христиане устраивали собрания именно в ночное время, в тайных местах (кладбищах или катакомбах).
  • С II по IV века монахи не спали, читая молитвы Иисусу и воспевая Псалтири. Так как они прятались в горных пещерах, было опасно покидать эти места в ночью, так как возникала вероятность сорваться в пропасть. Поэтому они не смыкали глаз, восхваляли Господа, а отдыхать шли только на утро.

Василий Великий в своих сочинениях использовал термин «агрипния», что означает «отсутствие сна». Он утверждает: такая практика была широко распространена на Востоке и проходила в канун каждого воскресения, в святую ночь Пасхи и в праздник Богоявления.

Богослужение на Рождество Христово

Порядок всенощного бдения

Существует особая церковная структура всенощного бдения:

  1. Начинается оно с малого колокольного звона и девятого Часа, где произносятся псалмы и молитвы.
  2. Далее идет малая вечерня, великий колокольный звон и зажжение лампад.
  3. Горящие свечи устанавливаются в специальное место перед главными вратами иконостаса.
  4. Иерей глубоко кланяется настоятелям церкви, святым изображениям, хорам певчих, братьям. Он входит в алтарную и надевает епитрахиль, совершает молитву, окуривает кадилом алтарь, отворяет Святые врата и отходит.
  5. Пономарь и священник громко произносят: «Восстаните!», а иерей продолжает окуривать иконы и собравшихся.
  6. Помощник настоятеля читает священное послание к Всевышнему, а после - Псалом 103, который многократно повторяется. В конце ритуала иерей встает перед Святыми вратами и читает светильничные молитвы.
  7. Далее все служители заняты великой ектенией (прошением). После молитв и стихиров в храме появляется духовенство, совместно с которым поется «Богородице Дево» и произносится благословение пшенице, вину и елею.
  8. После чтения апостольских посланий идет полиелейная утреня - самая торжественная часть Всенощного бдения.
  9. Завершается все Часами (первым, третьим, шестым) и Литургией.

Попразднество

На следующий день празднуют Собор Пресвятой Богородицы.

Попразднество - богослужебный период, который характеризуется воспоминаниями о великом происшествии в христианском мире. Священнослужители прославляют само событие и всех участников. Чаще этот период продолжается шесть-семь дней до утренней праздничной службы 7 января.

Попразднество завершается отданием праздника, где происходят самые торжественные богослужения с молитвами и песнопениями.

Важно! Перед празднованием Рождества каждый христианин обязан соблюсти строгий сорокадневный пост, чтобы очистится и стать ближе к вечному блаженству. Существуют особые традиции поведения за трапезным столом, а также в церковных условиях. Соблюдая все эти правила, верующие вспоминают появление Мессии и отдают должное его невероятному подвигу.

Посмотрите видео о богослужении на Рождество Христово

В большие православные праздники все христиане стараются побывать в храме с тем, чтобы принять участие в торжественном богослужении. Ну а поскольку одним из самых значимых событий в христианском мире считается Рождество, то и проводится буквально во всех, даже самых маленьких, храмах и часовнях. Таким образом, верующие люди получают возможность побывать в храме в удобном для них месте и времени, тем более что расписание рождественской службы охватывает самые широкие временные пояса, начинаясь совсем рано и, заканчиваясь далеко за полночь.

Безусловным является тот факт, что мирская суета не позволяет нашему современнику посещать церковь с той регулярностью, которая ему необходима. Между тем, в самые важные дни, такие как Рождество, Пасха, Троица, Благовещение и другие - истинные христиане обязательно приходят в церковь. И в данном случае рождественская служба в церкви является одним из важнейших мероприятий, которые стоят в приоритете у православного человека. Впрочем, и католическая рождественская служба является для человека верующего той мерой, на которую он ориентируется и строит свои планы. Фактически, здесь речь идёт о том, что вне зависимости от вероисповедания, человек всегда поклоняется Богу, моля его о прощении и милосердии.

Рождественская служба в храме

В канун Рождества многие наши соотечественники, которым редко удаётся посещать богоугодные места, задаются вопросом, а во сколько рождественская служба начинается, когда нужно идти в церковь и как планировать свой день? Ведь согласно традиции, к празднику Рождества Христова начинают готовиться уже 6 января, когда нужно успеть приготовить 12 блюд и посетить храм. При этом важно понимать, что это мероприятие, на которое невозможно заглянуть на минутку, а придётся посвятить ему достаточно много времени.

Праздничная рождественская служба в храме является особым мероприятием, на которое ходят всей семьёй. И поскольку здесь речь идёт о детях, то готовить их к продолжительному и торжественному богослужению нужно заблаговременно. С другой стороны, здесь важно соблюдать тишину и покорность, поэтому если ребёнок начинает уставать, то лучшим вариантом будет тихонько выйти с ним на улицу. Ну а если найти рождественская служба текст , то в этом случае можно продолжить богослужение и в условиях дома. Конечно, это не так торжественно, как в храме, но служение и молитвы Богу это не обязательно торжество, в первую очередь это вера и надежда.

Начало рождественской службы

Рождество считается одним из самых больших христианских праздников, поэтому богослужения в этот день проходят в каждом храме по своему графику. То есть, в каждом конкретном храме начало рождественской службы определяется настоятелем и корректируется с акцентом на каноны христианства. Фактически, это значит, что каждый верующий человек может прийти в церковь в любое удобное для него время и пробыть здесь столько времени, сколько он посчитает необходимым.

С другой стороны, поскольку Рождество это очень светлый, праздничный, но и занятой день, то рождественская служба 6 января может быть посещена. Если же учесть то обстоятельство, что Рождество каждый год выпадает на разные дни недели, то и длительность богослужения будет зависеть от этого фактора. Но, как бы то ни было и когда бы человек ни пришёл в храм, будь то 6 или 7 января, или в иную другую дату, он всегда здесь сможет найти поддержку со стороны Господа нашего Иисуса Христа, поставить свечку и помолиться в тишине.

Подпишитесь на наши аккаунты в , ВКонтакте , Facebook , Одноклассники , Youtube , Instagram , Twitter . Будьте в курсе последних новостей!

Наступил один из важных христианских праздников — Рождество Христово. К этому торжеству православные готовились на протяжении 40 дней молитвами и постом.

Праздник Рождества Христова православные отмечают в ночь с 6 на 7 января - в этот день заканчивается рождественский пост, и после службы в церкви, верующие садятся за стол. Посещение рождественского богослужения - отдельный важный ритуал для христианина.

Особенности Рождественского Сочельника 2019, который выпадал в этом году на воскресенье

Самый строгий день рождественского поста - это Сочельник, 6 января. Вплоть до появления первой звезды (напоминание о Вифлеемской звезде, которую когда-то увидели волхвы) необходимо воздерживаться от мясной пищи, развлечений и прочих удовольствий. Особое внимание нужно уделить праведным мыслям и подготовке к службе в храме. Только после возвращения с литургии можно сесть за праздничный стол, однако желательно обойтись без излишеств - Рождество отмечают не для того, чтобы наесться и напиться.

«Сочельник выпадает на воскресенье, поэтому вечерня, которая обычно совершается в это день утром и объединяется с литургией, будет совершаться тоже утром, но после литургии, – говорит Всеволод Чаплин. – В сам день Рождества будет совершаться литургия Василия Великого. Она более пространная, более длинная по времени, служат утром и ночью два раза. Это главная служба, на нее очень важно прийти, исповедаться, причаститься святых тайн.»

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по традиции возглавит праздничную службу в храме Христа Спасителя. Мы покажем трансляцию ночного богослужения. Начало — в 23.00 по московскому времени.

Когда начинается Рождественская служба в храмах Москвы

Русская православная церковь отмечает Рождество Христово в ночь с 6 на 7 января. Рождество второй по значимости после Пасхи великий двунадесятый праздник.

В эту ночь патриарх Московский и всея Руси Кирилл обычно возглавляет праздничное Рождественское богослужение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, где соберутся тысячи верующих.

Праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвозвещает искупительный подвиг Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.

Во сколько начинается Рождественская служба в храмах Москвы

Храм Христа Спасителя. 6 января: исповедь начнется в 8 утра, начало первого всенощного бдения состоится в 17 часов, начало второго всенощного бдения - в 23 часа, по окончании всенощного бдения состоится ночная литургия Василия Великого.

Храм Святителя Николая в Хамовниках. 6 января в 17 часов состоится всенощное бдение. 7 января в 00.00 часов состоится торжественная литургия и исповедь.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском . 6 января в 17 часов состоится всенощное бдение. 7 января в 00.00 часов состоится божественная литургия, в 7 утра - ранняя литургия, в 10 утра - поздняя литургия.

Храм Преображения Господня в Тушине . 6 января в 17 часов состоится всенощное бдение, исповедь начнется в 23 часа. 7 января в 00.00 часов состоится начало литургии, в 8.40 состоится поздняя литургия.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (Литовский бульвар, дом 7а). 6 января в 17 часов состоится начало всенощного бдения, правило ко Святому Причащению - в 23 часа. 7 января в 00.00 часов состоится начало праздничной литургии, поздняя литургия начнется в 8.40.

Богослужебные указания за 6 января 2019 года

Неделя 32-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец . Глас 7-й. Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник).

Прмц. Евге́нии.

Служба совершается по Марковой главе Типикона под 24 декабря: «Подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся Неде́ля пред Рождество́м Христо́вым, святы́х оте́ц, деке́мврия в 24-й день». Служба Недели пред Рождеством Христовым, святых отец, находится в Минее 18 декабря63.

Календарные заметки:

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 10-е, Ин., 66 зач., XXI, 1–14. Лит. – Недели пред Рождеством Христовым: Евр., 328 зач., XI, 9–10, 17–23, 32–40. Мф., 1 зач., I, 1–25.

На вечерне (совершается отдельно от литургии): Евр., 303 зач., I, 1–12. Лк., 5 зач., II, 1–20.

На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 1064: отцов, глас 6-й – 6: «Яви́ся ми́ра конце́м…», «Сла́вою украша́ется…», «Облиста́ ве́село…» (каждая стихира – дважды), и предпразднства, глас тот же – 4: «Незаходи́мое Со́лнце…» (дважды), «На плеща́х носи́мый Херуви́мских…», «В безслове́сных я́слех…». «Слава» – отцов, глас тот же: «Дании́л, муж жела́ний…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Верте́пе, благоукраси́ся…» (догматик гласа не поется).

Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Госпо́дь воцари́ся…», со стихами (по обычаю). Паримии отцов – 3.

На литии стихиры предпразднства, глас 5-й: «Но́сиши Ада́мов зрак…», «Младе́нца, воплоща́ема из Нея́…», «Сия́ ра́бски Чи́стая…» (см. в Минее 24 декабря на «Господи, воззвах»). «Слава» – отцов, глас 3-й: «Пра́отцев собо́р…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Благоукраси́ся, Вифлее́ме…» (см. в службе отцов).

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й: «До́ме Евфра́фов…», «Вифлее́ме, земле́ Иу́дова…», «Прииди́те вси, Христо́во Рождество́…» (со своими припевами; см. в службе отцов) . «Слава» – отцов, глас тот же: «Ра́дуйтеся, проро́цы честни́и…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Се вре́мя прибли́жися…» (см. в службе отцов).

По Трисвятом – тропарь отцов, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…» (дважды), и тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…» (единожды; см. в Минее 24 декабря).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й: «Разруши́л еси Кресто́м Твои́м смерть…» (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…», «И ныне» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…» (см. в Минее 24 декабря).

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии66 – седален отцов, глас 4-й: «Во отце́х, Бо́же…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 2-м стихословии – седален отцов, глас 8-й: «Пра́здник пра́зднуим, ве́рнии…». «Слава, и ныне» – тот же седален.

Непорочны67 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Седален отцов, глас 8-й: «Авраа́ма, Исаа́ка же и Иа́кова…». «Слава, и ныне» – ин седален, глас тот же: «Из недр Оте́ческих низше́л еси…». Степенны и прокимен – рядового гласа (в данном случае – 7-го). Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: отцов со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и предпразднства (см. в службе отцов) на 6.

Примечание. В каноне отцов (глас 6-й, ирмосы: «Волно́ю морско́ю…») первые два тропаря в каждой песни – воскресные, поэтому воскресный канон рядового гласа Октоиха не поется (см. Типикон, 24 декабря, Маркова глава).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Христос раждается…».

По 3-й песни – ипакои отцов, глас 8-й (единожды).

По 6-й песни – кондак («Весели́ся, Вифлее́ме…») и икос отцов, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Светилен отцов69: «От се́мене вво́дится…». «Слава» – ин светилен отцов: «Патриа́рхов избра́ннии…», «И ныне» – светилен предпразднства: «Весели́ся, Вифлее́ме…» (см. в службе отцов).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6 : отцов, глас 5-й – 3: «Возвы́си твой глас…», «Гряди́, на о́гненную иногда́ возсе́дый, Илие́…», «Яви́ся, Я́же от ве́ка на земли́…», и предпразднства, глас 4-й – 3: «Иса́ии глас исполня́ется…», «Написа́вся с рабы́ Влады́ка…», «Све́тлый же и одушевле́нный о́блак…». «Слава» – отцов, глас 8-й: «Зако́нных уче́ний сосло́вие…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 10-я.

Примечание. Чтение часов на́вечерия переносится на пятницу (22 декабря). В Сочельник Рождества Христова (24 декабря) совершаются обычные трехпсалмные часы.

На часах – тропарь воскресный, глас 7-й: «Разруши́л еси Кресто́м Твои́м смерть…». «Слава» – тропарь отцов: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…». Кондаки отцов: «Весели́ся, Вифлее́ме…», и предпразднства: «Де́ва днесь Преве́чное Сло́во…» (см. в Минее 24 декабря, на утрене по 6-й песни канона), читаются попеременно.

Примечание. По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 279), тропари на часах читаются следующим образом: «тропарь воскресный на всех часах, Слава – отцев и предпразднства попеременно (о тропаре предпразднства умолчено, но он должен быть по аналогии с другими предпразднственными днями)».

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны отцов72, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и предпразднства, песнь 6-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропарь воскресный, глас 7-й: «Разруши́л еси Кресто́м Твои́м смерть…», тропарь отцов, глас 2-й: «Ве́лия ве́ры исправле́ния…», тропарь предпразднства, глас 4-й: «Написова́шеся иногда́…» (см. в Минее 24 декабря). «Слава» – кондак отцов, глас 1-й: «Весели́ся, Вифлее́ме…», «И ныне» – кондак предпразднства, глас 3-й: «Де́ва днесь Преве́чное Сло́во…» (см. в Минее 24 декабря, на утрене по 6-й песни канона).

Поется Трисвятое.

Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благослове́н еси, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших…», стих: «Яко пра́веден еси о всех…».

Апостол – Недели пред Рождеством Христовым (Евр., зач. 328).

Аллилуиарий – отцов, глас 4-й: «Бо́же, уши́ма на́шима услы́шахом…», стих: «Спасл еси нас от стужа́ющих нам…».

Евангелие – Недели пред Рождеством Христовым (Мф., зач. 1).

Поется «Достойно есть…».

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…»; и отцов: «Ра́дуйтеся, пра́веднии…».

Отпуст воскресный: «Воскресы́й из мертвых…».

Примечание. «Ве́стно бу́ди: А́ще случи́тся на́вечерие Христо́ва Рождества́ в суббо́ту или́ Неде́лю, пост не быва́ет…» (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»). Это предписание Устава означает, что в Рождественский Сочельник, совпавший с субботой или воскресеньем, по совершении Литургии (до вечерни) разрешается немного подкрепиться пищей без масла: «По отпуще́нии же [Литургии свт. Иоанна Златоуста, – Сост. ] снеда́ем по уло́мку хле́ба, и от вина́ вкуша́ем ма́ло, и отхо́дим в ке́ллии своя́. При часе́ же 7-м дне начина́ем вече́рню» (Там же; ср.: Типикон, 6 января, 2-е «зри»).

По установившейся церковной практике, сразу по окончании Литургии совершается 9-й час и великая вечерня праздника Рождества Христова. По Уставу, богослужение должно начинаться «при часе́ же 7-м дне», т. е. по-нашему – в 1-м часу дня (см. Типикон, 25 декабря)73. Таким образом, по мысли Типикона, великая вечерня совершается отдельно для того, чтобы обеспечить ей более торжественное служение. Бывает звон в великий кампа́н и во вся тяжкая (ср.: Типикон, 25 декабря).

По совершении 9-го часа иерей произносит начальный возглас вечерни: «Благословен Бог наш…». Чтец или хор: «Аминь». Чтец75: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды).

Примечание. Если 9-й час перед вечерней не совершался, то в начале вечерни должно быть прочитано обычное начало. Иерей: «Благословен Бог наш…». Чтец или хор: «Аминь». Чтец: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды).

Псалом 103-й (читается). (Священник во время предначинательного псалма по обычаю читает светильничные молитвы перед царскими вратами.) Ектения великая.

«Блажен муж» – 1-й антифон. Ектения малая (возглас: «Яко Твоя держава…»).

На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 8 (каждая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «А́вгусту единонача́льствующу на земли́…». (Совершается обычное каждение.)

Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Прокимен дня, глас 8-й: «Се ны́не благослови́те Го́спода…», стих: «Стоя́щии во хра́ме Госпо́дни…»76.

Чтение восьми паримий праздника. После 3-й паримии, по обычаю, отверзаются царские врата. Чтец возглашает: «Глас шестый» и сам поет тропарь: «Тайно родился еси в верте́пе…». По Уставу, как тропари, так и псаломские стихи следует петь. Но обычно, по установившейся практике, зафиксированной в Синодальных нотных изданиях, поются только последние слова тропаря. Поэтому исполнение этих тропарей со стихами совершается в следующем порядке:

Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в верте́пе, но Небо Тя всем пропове́да, якоже уста́, звезду́ предлага́я, Спа́се, и волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе», и сам поет: «С ни́миже помилуй нас».

Певцы

Чтец произносит 1-й стих: «Основания Его на гора́х святых, любит Господь врата́ Сио́ня па́че всех селений Иа́ковлих, преславная глаго́лашася о тебе, гра́де Божий. Помяну́ Раа́в и Вавилона, ве́дущим Мя. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец произносит 2-й стих: «И се иноплеме́нницы, и Тир, и людие Ефио́пстии, си́и бы́ша та́мо. Ма́ти Сион рече́т: Человек, и Человек роди́ся в нем, и Той основа́ и́ Вышний. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец произносит 3-й стих: «Господь пове́сть в писа́нии людей и князе́й сих, бывших в нем, яко веселя́щихся всех жилище в Тебе. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец произносит: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец произносит: «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе».

Певцы поют окончание тропаря: «С ни́миже помилуй нас».

Чтец возглашает тропарь: «Тайно родился еси в вертепе, но Небо Тя всем пропове́да, якоже уста́, звезду́ предлагая, Спа́се, и волхвы́ Ти приведе́, верою покланя́ющияся Тебе», и сам поет его окончание: «С ни́миже помилуй нас».

Затворяются царские врата. Так же исполняется тропарь и по 6-й паримии. На клиросе поют завершающие его слова: «Жизнодавче, слава Тебе».

По окончании 8-й паримии отверзаются царские врата. Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем…». Хор: «Аминь». (Трисвятое не поется.) Диакон: «Вонмем». Иерей: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 1-й: «Господь рече́ ко Мне: Сын мой еси Ты, Аз днесь роди́х Тя»; стих: «Проси́ от Мене, и дам Ти язы́ки достояние Твое, и одержа́ние Твое – концы земли́».

Апостол – Евр., зач. 303.

Аллилуиарий, глас 5-й: «Рече́ Господь Го́сподеви моему: седи́ одесну́ю Мене, до́ндеже положу́ враги Твоя подно́жие ног Твоих77»; стих: «Жезл силы по́слет Ти Господь от Сиона, и господствуй посреде́ врагов Твоих»; стих: «Из чре́ва прежде денни́цы роди́х Тя, кля́тся Господь, и не раска́ется».

Примечание. Существует традиция совершения каждения перед чтением Евангелия (как на полной Литургии).

Евангелие – Лк., зач. 578. (По обычаю, Евангелие читается диаконом на амвоне.)79 После чтения Евангелия царские врата затворяются.

Сугубая ектения: «Рцем вси…». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю…», возглас: «Яко Благ и Человеколюбец…»; молитва главопреклонения и возглас: «Бу́ди держа́ва Ца́рствия Твоего́…»80.

Затем диакон: «Премудрость». Хор: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Хор: «Аминь. Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст (краткий праздничный) произносится в открытых царских вратах81: «И́же в верте́пе роди́выйся и в я́слех возлеги́й, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

По отпусте великой вечерни на середине храма поставляется горящий светильник, и около него изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника Рождества Христова, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш…», «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й: «Дева днесь Пресу́щественнаго раждает…». (Величание не поется.) Затем поются многолетны: «Великаго господина…»82.

Примечание. «И вхо́дим в трапе́зу, и яди́м соверше́нно: ры́бы же не яди́м, но со древянома́слием, и со́чиво обварено́, или́ кутию́ с ме́дом: испива́ем же и вина́ в сла́ву Бо́жию: в неиму́щих же страна́х пие́м пи́во; предлага́ется же и чте́ние – поуче́ние Кири́лла, архиепи́скопа Иерусали́мскаго, ему́же нача́ло: Я́коже у́бо во Иису́са Христа́ наде́емся… » (Типикон, 25 декабря, 2-е «зри»).

63 См.: Минея-Декабрь. М., 2002. Ч. 2. С. 50–73.

64 Стихиры Октоиха не поются.

65 Стихиры на стиховне Октоиха не поются.

66 Седальны Октоиха не поются.

67 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

68 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо к воскресным тропарям канона отцов использовать припев: «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему».

69 Ексапостиларий воскресный Октоиха не поется.

70 Хвалитные стихиры поются с соответствующими стихами хвалитных псалмов (от отметки «на 6»), дополнительные стихи («Благослове́н еси, Го́споди Бо́же оте́ц на́ших…», «Яко пра́веден еси о всех…»), указанные в Минее к стихирам отцов, опускаются. Стихиры Октоиха не поются.

72 Блаженны Октоиха не поются.

73 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44.

74 О тропарях и кондаке на 9-м часе см. выше.

75 Согласно Уставу, «Прииди́те, поклони́мся…» и предначинательный (103-й) псалом читается предстоятелем, по сложившейся практике – чтецом.

77 В Апостоле: «…подно́жия нога́ма Твои́ма».

78 «В Московских церковных ведомостях , 1900, № 50, в статье О чтении Апостола и Евангелия на вечерне в на́вечерие Рождества Христова в субботу и Неделю (данную статью см. в «Богослужебных указаниях» на 2001 год, с. 632–641. – Сост. ) замечено и основательно доказано, что в нашем Уставе – ошибка и что исправить ее надобно таким образом: в навечерие Рождества Христова всегда следует читать из Послания к Евреям, зачало 303 и Евангелие от Луки, зачало 5, и если навечерие случится в понедельник, вторник, среду, четверг и пяток, то читать на Литургии Василия Великого, сливающейся в один состав с вечерней; если же навечерие случится в субботу или воскресенье, то – на великой вечерне, совершаемой отдельно от Литургии Златоуста. Следовательно, праздничные чтения (Евр. 303 и Лк. 5) никогда и ни при каком условии не должны быть отменяемы и заменяемы другими.

В субботу пред Рождеством Христовым, если она с тем вместе будет субботой пред Неделей святых отцов, пред Рождеством Христовым, то есть если случится в период с 18 по 23 декабря, на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 205 и Лк. 72. Если же сия суббота будет следовать за Неделей пред Рождеством Христовым, то есть если случится 24 декабря, то на Литургии Златоуста надобно читать Гал. 207 и Мф. 53; на вечерне же, как сказано выше, Евр. 303 и Лк. 5; что же касается Гал. 205 и Лк. 72, то они в этом случае читаются в субботу, предшествующую Неделе святых отцов, пред Рождеством Христовым» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 379–380).

79 При этом литургийный диалог диакона и священника перед чтением Евангелия («Благослови́, влады́ко, благовести́теля…», «Бог, моли́твами свята́го сла́внаго…») не произносится. После аллилуиария – «Премудрость, про́сти, услы́шим свята́го Ева́нгелия…», и далее по обычаю.

80 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 84.

81 На произнесение отпуста отверзаются царские врата.

Рождество - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Во многих храмах, но не везде, праздничное богослужение совершается ночью. Как встретить Рождество, чтобы не только ощутить праздничное настроение, но и пережить это событие вместе с Церковью - об этом рассказал в интервью наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов).

1. По возможности посетите все уставные праздничные богослужения .

Хочу подчеркнуть, что на праздничном всенощном бдении обязательно нужно быть. Во время этой службы, собственно, и прославляется родившийся в Вифлееме Христос. Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в тот или иной праздникам. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Также нужно сказать, что рождественская служба начинается днем раньше - в Рождественский Сочельник. Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня (исключение — дни, когда Сочельник приходится на субботу или воскресенье, как в этом году. В таком случае утром служится Божественная литургия текущего дня, а уже после нее — вечерня. — ). Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась литургией Василия Великого, на которой люди причащались. Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Но сейчас, поскольку мы стали более немощные и слабые, торжественная вечерня совершается 6 числа утром и завершается литургией Василия Великого.

Поэтому те, кто хочет правильно, по уставу, по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

2. Готовясь пойти на ночную службу, побеспокойтесь заранее о том, чтобы не так сильно хотелось спать.

В афонских монастырях, в частности, в Дохиаре, игумен монастыря Дохиар архимандрит Григорий всегда говорит, что лучше ненадолго сомкнуть глаза в храме, если совсем сморил сон, чем удаляться для отдыха в келию, покидая, таким образом, богослужение.

Вы знаете, что в храмах на Святой горе расставлены специальные деревянные стулья с подлокотниками – стасидии, на которых можно сидеть или стоять, откинув сидение и оперевшись на специальные ручки. Также нужно сказать, что на Афоне во всех монастырях братия в полном составе обязательно присутствует на всех богослужениях суточного круга. Отсутствие на службе является достаточно серьезным отступлением от правил. Поэтому и покинуть храм во время службы можно только в крайнем случае.

В наших реалиях в храме не поспишь, но в этом и нет необходимости. На Афоне все службы начинаются ночью – в 2, 3 или 4 часа. А в наших храмах службы не ежедневные, литургии ночью - вообще редкость. Поэтому к тому, чтобы выйти на ночную молитву, можно подготовиться совершенно обычными житейскими способами.

Например, обязательно поспать накануне перед службой. Пока позволяет евхаристический пост, выпить кофе. Раз Господь дал нам такие плоды, которые бодрят, то нужно ими пользоваться.

Но если во время ночной службы начинает одолевать сон, думаю, правильнее будет выйти, сделать несколько кругов вокруг храма с Иисусовой молитвой. Эта небольшая прогулка обязательно освежит и даст силы и дальше находиться во внимании.

3. Поститесь правильно. «До первой звезды» означает не голодать, а присутствовать на богослужении.

Откуда взялся обычай не вкушать пищи в Рождественский Сочельник, 6 января, «до первой звезды»? Как я уже говорил, раньше рождественская вечерня начиналась в послеобеденное время, переходила в литургию Василия Великого, которая заканчивалась тогда, когда на небе, действительно, уже появлялись звездочки. После литургии уставом разрешалось вкушение трапезы. То есть, «до первой звезды» означало, фактически - до окончания литургии.

Но со временем, когда богослужебный круг был вычленен из жизни христиан, когда люди стали относиться к богослужению достаточно поверхностно, это переросло в какой-то совершенно оторванный от практики и реальности обычай. Люди и на службу не идут, и не причащаются 6 января, но при этом голодают.

Когда меня спрашивают, как поститься в Рождественский Сочельник, я обычно говорю так: если вы присутствовали утром на Рождественской вечерне и на литургии Василия Великого, то благословляется вкушать пищу, как положено по уставу, после окончания литургии. То есть, днем.

Но если этот день вы решили посвятить уборке помещений, приготовлению 12 блюд и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по , литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов. Но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи. Но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

4. О дате и времени исповеди узнайте и договоритесь заранее. Чтобы не провести в очереди всю праздничную службу.

Вопрос исповеди на рождественской службе сугубо индивидуальный, потому что в каждом храме есть свои обычаи, традиции. Легко говорить об исповеди в монастырях или тех храмах, где большое количество служащих священников. Но если в церкви служит один батюшка, а таких большинство, то лучше всего, конечно, договориться со священником заранее, когда ему будет удобно вас поисповедовать. Лучше исповедоваться накануне Рождественского богослужения, чтобы на службе думать не о том, успеете или не успеете поисповедоваться, а о том, как действительно достойно встретить пришествие в мир Христа Спасителя.

5. Не променяйте богослужение и молитву на 12 постных блюд. Это традиция не евангельская и не литургическая.

Меня часто спрашивают о том, как увязать присутствие на службах в Сочельник и Рождество с традицией застолья в Навечерие Рождества, когда специально готовится 12 постных блюд. Скажу сразу, что традиция «12 страв» для меня несколько загадочна. Рождественский, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино. Каким образом можно приготовить 12 разнообразных постных блюд без использования масла - для меня загадка.

По моему мнению, «12 страв» – это народный обычай, ничего общего не имеющий ни с Евангелием, ни с богослужебным уставом, ни с литургической традицией Православной Церкви. К сожалению, в СМИ накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Меня всегда очень ранит профанация праздников, когда их смысл и значение сводятся к тем или иным обрядам, сложившимся в той или иной местности. Приходится слышать, что такие вещи, как традиции, нужны для людей пока еще не особо воцерковленных, чтобы их как-то заинтересовать. Но знаете, в христианстве все-таки лучше людям давать сразу доброкачественную пищу, а не фаст-фуд. Все-таки лучше, чтобы человек узнавал христианство сразу с евангельской, с традиционной святоотеческой православной позиции, чем по каким-то «комиксам», пусть даже освященным народными обычаями.

На мой взгляд, многие народные обряды, связанные с тем или иным праздником, это и есть комиксы на тему православия. Ни к смыслу праздника, ни к евангельскому событию они практически никакого отношения не имеют.

6. Не превращайте Рождество в кулинарный праздник. Этот день - прежде всего, духовная радость. И для здоровья неполезно выходить из поста обильным застольем.

Опять-таки, все дело в приоритетах. Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением различных мяс, салатов оливье и прочих пышных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что считается обязательным в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

Скажу, как готовится праздничная трапеза в нашем монастыре. Обычно по окончании ночных служб (на Пасху и на Рождество) братии предлагается небольшое разговение. Как правило, это сыр, творог, горячее молоко. То есть, то, что не требует особенных усилий при приготовлении. А уже днем готовится трапеза более праздничная.

7. Пойте Богу разумно. Подготовьтесь к богослужению - почитайте о нем, найдите перевод, тексты псалмов.

Есть такое выражение: знание – сила. И, действительно, знание придает силы не только в морально-нравственном отношении, но и буквально - в физическом. Если человек в свое время потрудился над тем, чтобы изучить православное богослужение, вникнуть в его суть, если он знает, что в данный момент происходит в храме, то для него вопрос длительного стояния, усталости не стоит. Он живет духом богослужения, знает, что за чем следует. Для него служба не разделяется на две части, как это бывает: «Что сейчас на службе?» - «Ну, поют». - «А сейчас?» - «Ну, читают». У большинства людей, к сожалению, служба делится на две части: когда поют и когда читают.

Знание службы дает понимание, что в определенный момент богослужения можно присесть и сидя внимать тому, что поется и читается. Богослужебный устав в некоторых случаях разрешает, а в некоторых даже предписывает сидеть. Это, в частности, время чтения псалмов, часов, кафизм, стихиры на «Господи, воззвах». То есть, много моментов службы, когда сидеть можно. А, по выражению одного святителя, лучше сидя думать о Боге, чем стоя – о ногах.

Многие верующие поступают очень практично, беря с собой легенькие раскладные скамейки. Действительно, чтобы в нужный момент не бросаться к лавочкам занимать места, или не «оккупировать» сидячие места, стоя возле них всю службу, лучше будет взять с собой специальную скамеечку и в нужный момент на нее присаживаться.

Не стоит смущаться сидения во время службы. Не суббота для человека, а человек для субботы. Все-таки в какие-то моменты лучше присесть, особенно, если болят ноги, и сидя внимательно слушать богослужение, чем страдать, мучиться и смотреть на часы, когда же все это закончится.

Кроме заботы о ногах, позаботьтесь заранее о пище для ума. Можно купить специальные книжки или в интернете найти и распечатать материалы о праздничном богослужении - толкование и тексты с переводами.

Обязательно рекомендую также найти Псалтырь в переводе на ваш родной язык (рекомендуем найти в сети и скачать переводы псалмов . — Прим. редакции «Киевской Руси» ). Чтение псалмов является неотъемлемой частью любого православного богослужения, а псалмы очень красивы как мелодически, так и стилистически. В храме они читаются на церковнославянском языке, но даже воцерковленному человеку сложно на слух воспринять всю их красоту. Поэтому чтобы понимать, о чем поется в данный момент, можно заранее, до службы, узнать, какие псалмы будут читаться во время этого богослужения. Это действительно нужно делать, чтобы «петь Богу разумно», чтобы почувствовать всю красоту псалмопения.

Многие считают, что нельзя в храме следить за литургией по книжке - нужно молиться вместе со всеми. Но одно не исключает другого: следить по книжке и молиться, на мой взгляд, это одно и то же. Поэтому не смущайтесь брать с собой литературу на службу. Можно заранее взять на это благословение у священника, чтобы отсечь ненужные вопросы и замечания.

8. В праздники храмы переполнены. Пожалейте ближнего - поставьте свечки или приложитесь к иконе в другой раз.

Многие, приходя в храм, считают, что поставить свечу – это обязанность каждого христианина, та жертва Богу, которую обязательно нужно принести. Но поскольку Рождественское богослужение намного более многолюдно, чем обычная служба, то с постановкой свечей возникает некая трудность, в том числе потому, что подсвечники переполнены.

Традиция принесения в храм свечей имеет древние корни. Раньше, как мы знаем, все необходимое для литургии христиане брали из дому с собой: хлеб, вино, свечи для освещения храма. И это, действительно, являлось их посильной жертвой.

Сейчас ситуация изменилась и постановка свечей утратила свое первоначальное значение. Для нас это больше напоминание о первых веках христианства.

Свеча - это наша видимая жертва Богу. У нее есть символическое значение: мы должны перед Богом, как вот эта свеча, гореть ровным, ярким, бездымным пламенем.

Это также и наша жертва на храм, потому что мы знаем - из Ветхого Завета, что люди в древние времена обязательно вносили десятину на содержание Храма и священников, служащих при нем. И в новозаветной Церкви эта традиция была продолжена. Мы знаем слова апостола, что служащие алтарю от алтаря питаются. И те деньги, которые мы оставляем, приобретая свечу, это и есть наша жертва.

Но в таких случаях, когда храмы переполнены, когда на подсвечниках горят целые факелы свечей, а их всё передают и передают, возможно, правильнее будет ту сумму, которую вы хотели потратить на свечи, положить в ящик для пожертвований, чем стеснять манипуляциями со свечами братьев и сестер, молящихся рядом.

9. Приводя на ночную службу детей, обязательно спросите у них, хотят ли они быть сейчас в храме.

Если у вас маленькие дети или престарелые родственники, то пойдите с ними на литургию утром.

В нашем монастыре сложилась такая практика. Ночью в 23:00 начинается Великое повечерие, за ним утреня, которая переходит в литургию. Литургия оканчивается где-то к половине пятого утра – таким образом, служба длится около пяти с половиной часов. Это не так много – обычное всенощное бдение каждую субботу продолжается 4 часа – с 16.00 до 20.00.

И наши прихожане, имеющие маленьких детей или престарелых родственников, молятся ночью на повечерии и на утрени, после утрени разъезжаются по домам, отдыхают, спят, а утром приходят на литургию к 9.00 с маленькими детьми или с теми людьми, которые по состоянию здоровья не могли присутствовать на ночной службе.

Если же вы решили привести детей в храм ночью, то, как мне кажется, главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Знаете, есть для ребенка вещи статусные, которые являются для него критериями взрослости. Такие, например, как первая исповедь, первое посещение ночного богослужения. Если он очень просит, чтобы взрослые взяли его с собой, то в данном случае это нужно сделать.

Понятно, что ребенок всю службу внимательно простоять не сможет. Для этого возьмите для него какую-то мягкую подстилочку, чтобы, когда он утомится, можно было положить его в уголок поспать и разбудить уже перед причастием. Но чтобы ребенок не был лишен этой радости ночной службы.

Очень трогательно видеть, когда дети приходят с родителями на службу, стоят радостные, со сверкающими глазами, ведь ночная служба для них – это очень значимо и необычно. Потом постепенно они стихают, скисают. И вот уже проходя через боковой придел, видишь лежащих вповалку детей, погруженных в так называемый «литургический» сон.

Сколько ребенок выдержит - столько выдержит. Но лишать его такой радости не стоит. Однако, повторю еще раз, попасть на эту службу должно быть желанием самого ребенка. Чтобы Рождество было связано для него только с любовью, только с радостью о родившемся младенце Христе.

10. Причаститесь обязательно!

Приходя в храм, мы часто переживаем, что не успели свечки поставить или к иконе какой-то не приложились. Но не об этом нужно думать. Переживать нужно о том, часто ли мы соединяемся со Христом.

Наша обязанность на богослужении - внимательно молиться и максимально часто, насколько это возможно, причащаться Святых Христовых Таин. Храм, в первую очередь, – это место, где мы причащаемся Тела и Крови Христовой. Это мы обязаны делать.

И, действительно, посещение литургии без причащения лишено смысла. Христос призывает: «Примите, ядите», а мы отворачиваемся и уходим. Господь говорит: «Пейте от Чаши Жизни все», и мы не хотим. А разве у слова «все» есть иное значение? Господь не говорит: пейте от меня 10%, - те, которые готовились. Он говорит: пейте от меня все! Если мы приходим на литургию и не причащаемся, то это является литургическим нарушением.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ. Какое основное условие необходимо, чтобы ощутить радость длинной всенощной службы?

Необходимо осознавать, ЧТО много лет назад произошло в этот день. Что «Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины». Что «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Что произошло событие такого космического масштаба, которого не было ни до этого, и не будет после.

Бог, Творец вселенной, Творец бесконечного космоса, Творец нашей земли, Творец человека как совершенного создания, Всемогущий, повелевающий движением планет, всей космической системы, существованием жизни на земле, Которого никто никогда не видел, и лишь немногие за всю историю человечества сподобились лицезреть только часть проявления Его какой-то силы… И вот этот Бог стал человеком, младенцем, совершенно беззащитным, маленьким, подверженным всему, в том числе, и возможности убийства. И это все – для нас, для каждого из нас.

Есть замечательное выражение: Бог стал человеком, чтобы мы стали богами. Если это понимать - то, что каждый из нас получил возможность стать богом по благодати, - тогда откроется нам и смысл этого праздника. Если мы будем осознавать, какого масштаба событие мы празднуем, что произошло в этот день, то все кулинарные изыски, колядования, хороводы, наряжания и гадания покажутся нам мелочью и шелухой, совершенно не стоящей нашего внимания. Мы будем поглощены созерцанием Бога, Творца вселенной, лежащего в яслях рядом с животными в простом хлеву. Вот это будет превышать все.

Подготовила Юлия Коминко

Реклама

Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленных церковью в честь появления на свет воплоти Иисуса Христа от Девы Марии. В православии Рождество входит в число двунадесятых праздников и предваряется 40-дневным Рождественским постом.

В ночь с 6 на 7 января 2018 года верующие христиане отметят Рождество Христово. По преданию в этот день на свет появился Иисус Христос.

Богослужение на Рождество Христово, во сколько начинается: когда, что за праздник?

Рождество Христово – праздник, которому радуются люди во всем мире — ведь в этот день началась новая эра «от Рождества Христова». Великий вселенский учитель святой Иоанн Златоуст называет Рождество Христово «началом всех праздников».

По новому стилю, праздник отмечается ежегодно с 6 на 7 января. Официальный день празднования Рождества Христова, в соответствии с православным календарем, 7 января.

Следует отметить, что перед наступлением праздника верующие соблюдают сорокадневный Рождественский пост, он начинается в конце ноября.

Церковный устав называет Рождество «второй Пасхой» и отводит ему исключительное место среди дней литургического года. Это праздник двунадесятый, принадлежащий к разряду важнейших 12 христианских праздников. Обычно перед этими праздниками полагается один день предпразднества, перед Рождеством таких дней пять. Ради Рождества Христова отменяется пост, даже если праздник приходится на еженедельные постные дни – среду и пятницу. После праздника наступают « святки», которые продлятся до крещенского Сочельника (18 января).

Предваряет праздник Рождественский Сочельник, который приходится на 6 января. Это особый день, он является последним и самым строгим днем поста.

Богослужение на Рождество Христово, во сколько начинается: рождественское богослужение, когда и как проходит?

В Сочельник ближе к полуночи в храмах начинаются Рождественские богослужения. Верующие начинают праздновать Рождество Христово после завершения службы.

Рождество - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время.

Начало праздничного богослужения в 23.00.

Если же говорить о рождественском богослужении — то это лучший подарок ко Дню рождения Христа!

Скажем несколько слов о порядке и последовательности его совершения в праздник Рождества:

Богослужение состоит из служб суточного круга: утрени, вечерни, повечерия, полунощницы, часов и Литургии. Перед праздниками утреннее и вечернее богослужение объединяется в так называемое «всенощное бдение», то есть молитву, которая продолжается всю ночь. На практике такая молитва бывает всего два раза в год, на самые великие праздники – Рождество и Пасху. Всенощное бдение – это богослужебное последование, которое состоит из вечерни и утрени.

С молитвы «Царю Небесный», обращенной к Святому Духу, начинаются многие богослужебные последования Православной Церкви.

После возгласа следует ектенья и знаменитый гимн «С нами Бог». В конце повечерия поются тропарь и кондак Рождества.

В храме звучит песнопение, завершающее чинопоследование повечерия. Текст песнопения взят из Евангелия.

После торжественного провозглашения и пения «Бог Господь и явися нам» начинается полиелей (в переводе – «многомилостие»). Свое название эта часть утрени получила от содержания псалмов 134 и 135, прославляющих милость Божию.

Под сводами храмов звучит величание – краткое песнопение, прославляющее празднуемое событие: «Величаем, величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии».

За чтением Евангелия поется стихира евангельская, повторяющая основные мысли прочитанного отрывка из Святого Писания.

Пение канона — особо торжественная часть утрени. Канон – духовно-поэтическое произведение, составленное по определенным правилам. Само слово «канон» означает «мера» или «правило». Канон состоит из девяти основных частей – песней. Песни состоят из нескольких тропарей, которые обычно читаются и ирмосов, которые исполняет хор. Слово «ирмос» означает «связь». Эти песнопения связывают между собой песни канона и библейские песни Первые строки этой праздничной проповеди таковы: «Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь!»

В конце пения канона (на патриаршем богослужении его поют не весь, а только ирмосы) обычно поется песнь Пресвятой Богородицы.

За каноном следует пение стихир на хвалитех – рождественских песнопений, которые присоединяются к стихам из «хвалитных» псалмов. «Хвалитными» или хвалебными называются псалмы 148, 149 и 150. В них содержится славословие Богу и все творение призывается к прославлению Творца: «Всякое дыхание да хвалит Господа, хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних, Тебе подобает песнь Богу».

Возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет» начинается пение Великого славословия, возвещенного Ангелами Вифлеемским пастухам: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Великое славословие завершается пением Трисвятого: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый Бессмертный помилуй нас».

Еще во время богослужения произносится просительная ектенья. По форме ектенья представляет собой своеобразный диалог. Диакон возглашает молитвенные прошения, а хор от лица молящихся отвечает на эти прошения: «Подай, Господи». Отсюда название ектеньи – «просительная».

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.