МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ
ПРОИСШЕСТВИЙ
Основные мероприятия, направленные на предупреждение ДТП, включены в комплексную целевую программу повышения безопасности перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом Минавто-транса РСФСР. Эти мероприятия объединены в 5 групп.
1. Совершенствование системы под готовки, переподготовки водителей и ИТР:
Ежегодное обучение ИТР, связанных с движением транспортных средств, вопросам БДД по специальной программе со сдачей зачецрв;
Ежегодное обучение водителей по основам БДД;
Совершенствование профессионального мастерства водителей автобусов, грузовых и легковых автомобилей;
Выполнение установленных требований стажировки водителей автобусов, грузовых и легковых автомобилей.
2. Улучшение медико-санитарного обслуживании водителей и контроля за состоянием их здоровья :
Обязательные периодические медицинские переосвидетельствования водителей транспортных средств в
установленные сроки;
Предрейсовые. послерсйсовыс и межрейсовые медицинские осмотры водителей;
Создание сети передвижных медицинских пунктов для контроля за состоянием здоровья водителей на линии;
Создание стационарных здравпунктов, медико-санитарных частей и поликлиник в территориальных объединениях автомобильного транспорта (ТОАТ).
3. Улучшение технического состоя ния автомобилей, улучшение дорожных условий, совершенствование организации перевозок и контроля за работой водителей на линии:
Контроль за соблюдением и качественным ТО и ТР автомобилей;
Внедрение диагностических комплексов для определения технического состояния автомобилей;
Создание действенной системы контроля за состоянием автомобильных дорог и своевременное принятие мер по обеспечению безопасных условий движения на маршрутах работы транспортных средств;
Разработка общесоюзных требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок;
Выполнение Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей;
Повышение БД автобусов, работающих на междугородных н пригородных маршрутах;
Создание действенной системы контроля за работой водителей на линии;
Повышение эффективности индивидуальной работы с водителями.
4. Совершенствование деятельности СБД:
Разработка и реализация планов работ но предупреждению ДТП;
Организация учета и анализа ДТП участие в их служебном расследовании;
Действенная система контроля за выполнением подведомственными организациями приказов и указаний по Вопросам БДД;
Ежегодные смотры-конкурсы передового опыта АТП и ТОАТ по безопасности автомобильных перевозок с подведением итогов на областных и Всероссийских совещаниях-семинарах о БДД;
Создание сети специализированных опорных пунктов в ТОАТ по разработке и внедрению достижений научно-технического прогресса и передового опыта по безопасности перевозок;
Выпуск кинофильмов, магнитофильмов, диафильмов, публикаций по вопросам БДД;
Внедрение отраслевой автоматизированной системы учета и анализа ДТП.
5. Совершенствование работы с кадрами:
Организация работы кабинетов по ВД на АТП и их оборудование;
Организация работы водителей-инструкторов по БД по совершенствованию профессионального мастерства иповышению дисциплины водителей на линии;
Награждение водителей значком «За работу без аварий»;
Внедрение материальных стимулов (водителей за безаварийную работу;
регулярная аттестация по БДД руководящих работников служб АТП, других организаций автомобильного транспорта, а также работников БДД.
Разработка мероприятий по предупреждению ДТП способствует решению задачи управления безопасностью движения на автомобильном транспорте. Эффективное управление деятельностью по обеспечению БДД является главной целью (1). Этой цели можно добиться Путем достижения целей более низкого ранга - подцелей второго порядка. Эти подцели следующие:
1) проведение на АТП стандартного комплекса мероприятий по БДД-(1.1);
2) подготовка работников АТП по вопросам БДД и гарантия их заинтересованности в ее обеспечении (1.2);
3) управление сокращением числа ДТП (1.3);
4) координация работы организаций, связанных с дорожным движением, постановка обоснованных требований к этим организациям по обеспечению ими БДД и контроль за выполнением этих требований (1.4).
В свою очередь подцели 1.1 и 1.3 состоят из подцелей третьего порядка. Подцель 1.1 включает:
Разработку и внедрение нормативно-методических материалов по обеспечению безопасности перевозок (1-1.1);
Введение в должностные инструкции всех ИТР АТП обязанностей по обеспечению БДД и выполнение этих обязанностей (1.1.2);
Координацию деятельности всех служб АТП (эксплуатации, технической, кадровой, БД, медицинской и др.), их нацеленность на достижение конечных результатов (1.1.3);
Обеспечение выполнения всеми работниками АТП" обязанностей по БДД (1.1.4).
Подцель 1.3 достигается путем : - введения долгосрочного планирования мероприятий по сокращению ДТП и графиков реализации запланированных мероприятий (1.3.1);
Оценки и анализа эффективности запланированных мероприятий (1.3.2);
Использования современных достижений научно-технического прогресса в области обеспечения БДД (1-3.3).
Конечной целью выполнения комплексной программы обеспечения безопасности перевозок грузов и пассажиров является искоренение случаев гибели и ранения людей в ДТП (рис. 2.2). Эта главная цель (1) достигается путем решения двух подцелей: сокращения количества ДТП (г.1) и снижения тяжести их последствий (1.2).
Подцель 1.1 включает в себя следующие задачи:
Постоянное улучшение качественного состава водителей на ДТП (1.1.1);
Повышение нужности водительского состава (1.2);
Создание здорового социально-психологического климата в коллективе" ДТП (1.1.3).
Подцель 1.2 включает : совершенствование пассивной безопасности конструкции автомобилей (1.2.1);
Оперативное оказание помощи пострадавшим при ДТП, другие действия водителей по обеспечению послеаварийной безопасности (1.2.2);
Исключение неорганизованных перевозок пассажиров и грузов или перевозку пассажиров на транспортных средствах,не предназначенных для этих целей (12.3).
В свою очередь, подцель 1.1.1 предполагает:
Сокращение текучести кадров «надежных» водителей (1.1.1.1); выявление и отстранение от работы на линии «опасных» водителей (1.1.1.2);
Создание действенных ограничений, препятствующих приему на работу «опасных» водителей (1.1.1.3).
Подцель 1.1.2 предполагает:
Обеспечение оптимального баланса между уверенностью и чувством опасности у водителей (1.1.2.1);
Поддержание (улучшение) состояния здоровья и работоспособности водителей
Воспитание чувства высокой профессиональной ответственности (дисциплинированности) у водителей (1.1.2.3);
Повышение профессионального мастерства водителей (1.1.2.4);
Обеспечение адаптации молодых и поступивших на ДТП водителей (1.1.2.5); выявление «проблемных» водителей и проведение с ними специальной работы (1.1.2. 6).
Достижение подцели 1.2.2 можно обеспечить:
Эвакуацией пассажиров (и водителя) из салона (кабины) автомобиля (1.2.2,1) вызовом «скорой помощи» (1.2.2.2);
Оказанием доврачебной медицинской помощи пострадавшим (1.2.2.3).
Подобное схематичное представление мероприятий от высшей цели к конкретным мерам по ее достижению получило название «дерево целей».
№ | Наименование стадии развития аварийной ситуации (аварии) | Основные принципы анализа условий возникновения аварийной ситуации (аварии) и ее последствий | Способы и средства предупреждения, локализации аварии |
Выход параметров за критические значения. | Повышение давления, температуры, уровня в резервуаре выше регламентных значений, скорости налива может привести к разрушению или разгерметизации оборудования (трубопровода). | Применение испытанных защит-ных предохранительных устройств, поверенных средств измерения температуры, давления, уровня. Локализация аварии при помощи отсечных задвижек между блоками. Устранение пролива. | |
Износ или усталость материала. | Дефекты сварных соединений, неоднородность материалов, несоответствие марки материалов, используемых для изготовления арматуры, фланцев, требованиям правил. Использование дефектных материалов и изделий, превышение сроков эксплуатации оборудования. При превышении регламентных параметров температуры и давления может произойти разгерметизация или разрушение оборудования, трубопроводов, запорной арматуры. | Проведение ревизий и испытаний оборудования, запорной арматуры, предохранительных устройств. Наличие поверенных средств диагностирования и дефектоскопии оборудования, проведение его планово-предупре-дительных ремонтов и своевременная замена устаревшего и изношенного оборудования. Соблюдение регламентируемых режимов работы, повышение прочностных характеристик оборудования и трубопроводов. Применение эффективных защитных покрытий. | |
Выход из строя предохранительных устройств. | Применение предохранительных устройств без проведения испытаний и ревизий. | Оснащение предохранительными устройствами и дыхательными клапанами, прошедшими испытания и ревизию. | |
Ошибки ремонтного и обслуживающего персонала. | Допуск к работе обслуживающего и ремонтного персонала без соответствующего инструктажа, обучения, проверки знаний, квалификации. | Применение в производстве труда квалифицированного и опытного персонала по обслуживанию и ремонту оборудования. Своевременное проведение инструктажей по вопросам охраны труда и техники безопасности, проверки знаний, профессиональное обучение и профессиональный отбор. | |
Проявления природы (молнии, землетрясения). | Выход из строя средств защиты от вторичных проявлений молнии. | Систематический контроль за исправностью средств защиты от вторичных проявлений молнии. | |
Разгерметизация оборудования (трубопровода) | Превышение критических параметров, износ, усталость материала, неисправность предохранительных устройств, ошибки персонала, отказ приборов, проявления природы (молнии, землетрясения). | Соблюдение регламентных параметров, оснащение исправными предохранительными устройствами, повышение прочностных характеристик оборудования, выполнение графика поверки, применение поверенных приборов. | |
Образование розлива, вытекание струи. | Разгерметизация (разрушение) оборудования, трубопровода приведет к образованию пролива, вытеканию струи. | Проверка соответствия оборудования, трубопроводов, запорной арматуры, предохранительных и уплотнительных устройств требованиям нормативов (проекту, регламенту). Оценка технического состояния оборудования (качество сварных соединений, сборка разъемных соединений, степень износа и т.п.). Оценка порядка и полноты диагностического контроля. | |
Пожар пролива. | Наличие источника зажигания. | Исключение источника зажигания. | |
Факельное горение струи | Оценка возможных масштабов пожара пролива, наличия и эффективности средств пожаротушения, умения персонала действовать при ликвидации очагов загорания, оперативности и оснащенности пожарных частей. | Локализация пожара пролива и факельного горения струи средствами пожаротушения. Эффективные действия персонала и спецподразделений по тушению пожара и спасению людей. | |
Разогрев резервуара. | Потери оперативного времени при тушении пожара по различным причинам, несвоевременное выявление пожара может привести к разогреву резервуара. | Своевременное выявление пожара, оперативное тушение пожара. | |
Взрыв в резервуаре и его разрушение, образование огненного шара. | Несвоевременное тушение пожара приводит к разогреву раз-герметизированного резервуара до критической температуры, прогреву нефтепродукта по глубине резервуара, вспышке паров, возгоранию, взрыву. | Своевременное эффективное тушение пожара пролива с целью недопущения разогрева резервуара. | |
Образование ударной волны. | Анализ количественных характеристик взрыва (реализуемая энергия), избыточное давление взрыва, радиусы зон интенсивности воздействия ударной волны, наличие смежных блоков, административных, бытовых, вспомогательных зданий (помещений) с постоянным нахождением людей в зоне опасной интенсивности ударной волны. | Размещение зданий административного, бытового и вспомогательного назначения вне опасной зоны, реализация мер по повышению устойчивости зданий. Организация оповещения об опасности и вывода персонала из опасной зоны, действия персонала и спецподразделении по спасению людей. | |
Развитие аварии на соседние блоки | Образование ударной волны может привести к разрушению соседних смежных блоков и развитию аварии в смежных блоках. | Исключение источников зажигания, локализация, пожаров в аварийном блоке, рациональное размещение оборудования, оснащение устройствами защиты персонала от поражающих факторов (взрывная волна, высокая температура и т.п.). | |
Развитие аварии за пределами АЗС | Прогнозирование возможных масштабов и путей дальнейшего развития аварии с учетом энергонасыщенности. | Действия по локализации и ликвидации аварии под руководством комиссии по чрезвычайным ситуациям | |
Интоксикация людей | Оценка рациональности плана, наличия численности людей в зонах возможного поражения; оснащение средствами индивидуальной и коллективной защиты, оповещения и эвакуации людей из опасной зоны и оценка их эффективности. | Снижение численности людей в опасной зоне, оснащение эффективными средствами защиты, оповещения и эвакуации людей; действия персонала и спецподразделений по спасению людей. |
ОПЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ
1.Руководство работами по спасению людей и ликвидации аварии осуществляет ответственный руководитель работ (далее ОРР).
3.Если авария угрожает другим блокам или при явно неправильных действиях ответственного руководителя работ, вышестоящее руководящее лицо имеет право отстранить его и принять на себя руководство ликвидацией аварии или назначить для этого другое должностное лицо.
4.Ответственным руководителем работ по ликвидации аварии является:
На первом уровне развития аварии - мастер АЗС.
До его прибытия на место аварии обязанности ответственного руководителя работ выполняет лицо его замещающее (помощник мастера);
На уровне развития аварии - руководитель предприятия или его заместитель. До его прибытия на место аварии обязанности руководителя работ выполняет мастер АЗС.
5.Непосредственное руководство ведением спасательных работ осуществляется ответственным руководителем работ.
6.Непосредственное руководство по тушению пожара осуществляется старшим начальником пожарной части в соответствии с обстановкой на пожаре, информацией и указаниями, полученными от руководителя работ по ликвидации аварии. До его прибытия на место аварии эти обязанности выполняет ответственный руководитель работ.
В зависимости от обстановки, руководитель предприятия или специализированного подразделения организует штаб тушения пожара, определив место его расположения. В состав штаба включаются представители администрации предприятия, руководитель службы охраны труда и другие лица.
На представителей предприятия в штабе тушения пожара возлагаются следующие функции:
Консультации по вопросам технологического процесса и специфическим особенностям объекта;
Обеспечение необходимого контингента работников;
Обеспечение автотранспортом;
Корректировка действий служб и отдельных лиц, занятых выполнением работ, связанных с тушением пожара.
Лица, вызываемые для спасения людей и ликвидации аварии, сообщают о своем прибытии ответственному руководителю работ и по его указанию приступают к выполнению своих обязанностей.
транспортный дорожный административная ответственность
Основная практическая работа по предупреждению ДТП проводится на автотранспортных предприятиях, фирмах, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров. В дальнейшем организацию работы по предупреждению аварийности рассмотрим применительно к АТП, все работники которого (водители, техническая служба, служба эксплуатации, кадровая служба) в пределах своей компетенции должны заниматься вопросами обеспечения БД.
Организация планирования работы по предупреждению аварийности
Так как практически все работники АТП должны быть задействованы в решении вопросов снижения аварийности, эта работа должна планироваться. На АТП разрабатываются пятилетние, годовые и квартальные планы. Пятилетние планы отражают основное направление деятельности АТП по обеспечению безопасности движения и включают мероприятия долговременного характера на основе достижений передового опыта и научно-технического прогресса. Годовые и квартальные планы отражают этапы осуществления пятилетнего плана.
Как правило, в конце текущего года или его начале организуется отчёт всех подразделений АТП по вопросам БД за прошедший год и утверждается план на новый год с разбивкой по кварталам. В плане указывается наименование мероприятий по БД, ответственный за их исполнение, срок исполнения (прил. 16).
Мероприятия по предупреждению аварийности на АТП можно разделить на 3 группы.
Обеспечение надёжности водителей, совершенствование системы подготовки и переподготовки водителей и ИТР, улучшение медико-санитарного обслуживания и контроля за состоянием их здоровья.
Обеспечение безопасности автомобилей, улучшение их технического состояния.
Совершенствование организации перевозок и контроля за работой водителей на линии, улучшение дорожных условий.
Задачи служб подразделений АТП по обеспечению БД
Для руководящего состава АТП, начальников отделов, служб вопросы обеспечения БД являются важнейшими в их деятельности. Отметим основные задачи в этом направлении.
Руководитель АТП отвечает за деятельность предприятия в целом, и по вопросам БД он обязан:
назначить на должности, связанные с обеспечением БД, лиц, прошедших специальное обучение и периодическую аттестацию;
разработать для всех сотрудников, деятельность которых влияет на БД, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению ДТП;
утверждать план мероприятий по предупреждению ДТП и контролировать его выполнение;
принимать меры по улучшению условий труда, отдыха и быта работников АТП, к повышению их квалификации;
обеспечить изучение нормативных документов g по вопросам БД сотрудниками АТП и систематически контролировать их знания.
Служба эксплуатации непосредственно организует перевозку грузов и пассажиров, соответственно по вопросам БД её задачами являются:
обеспечение нормальной продолжительности рабочего дня водителей, разработка для них графиков движения и суточных заданий, соответствующих условиям на маршрутах, и контроль за их соблюдением;
обследование дорожных условий на маршрутах АТП, выявление недостатков и принятие мер к их устранению;
организация предрейсовых и других медицинских обследований водителей, контроля наличия и правильности оформления путевых и товарно-транспортных документов;
организация стажировки и учёбы водителей,
проведение инструктажей водителей об особенностях движения на маршруте и изменениях дорожных и метеоусловий;
соблюдение ПДД в части перевозки грузов и пассажиров;
составление паспортов и схем автобусных маршрутов с указанием опасных участков и контроль их наличия у водителей автобусов;
проведение обследования автобусных маршрутов (не менее 2 раз в год), нормирование скоростных режимов движения автобусов;
налаживание устойчивой линейной связи транспортных средств с диспетчерскими пунктами.
Техническая служба:
обеспечивает качественное выполнение ТО и ремонта автомобилей, организует контроль технического состояния автомобилей при выходе из ТО и ремонта, а также на выпуске-возврате;
обеспечивает проведение ежегодных технических осмотров транспортных средств;
проводит мероприятия по повышению квалификации рабочих и ИТР;
обеспечивает комплектование транспортных средств (огнетушители, аптечки, знаки аварийной остановки, противооткатные упоры);
организует контроль технического состояния автомобилей на линии и в случае необходимости техническую помощь водителям на линии.
Отдел кадров АТП:
организует работу по подбору, расстановке и воспитанию водителей и ремонтных рабочих, а также водителей-наставников для инструктажей и стажировок неопытных водителей;
изучает причины текучести кадров и принимает меры по их устранению;
планирует подготовку и повышение квалификации водителей и ремонтных рабочих;
обеспечивает прохождение водителями обязательного медицинского переосвидетельствования.
Служба безопасности движения:
разрабатывает совместно с другими службами, подразделениями и общественными организациями АТП мероприятия по предупреждению ДТП и контролирует их выполнение;
систематически контролирует выполнение службами и подразделениями АТП нормативных документов по обеспечению БД и вносит руководству предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений;
ведёт учёт ДТП и нарушений ПДД водителями АТП, анализирует причины их возникновения, в установленном порядке подготавливает отчёты о ДТП и принятых мерах по их предупреждению;
организует агитационно-массовую работу по безопасности ДД в коллективе (проведение лекций, вкладов, бесед, конкурсов, консультаций, показ кинофильмов и т.д.);
систематически информирует водительский состав, ИТР, руководство АТП о состоянии аварийности, причинах и обстоятельствах ДТП;
принимает участие в служебном расследовании причин и обстоятельств возникновения ДТП, а также выявлении нарушений установленных норм и правил по обеспечению БДД, связанных с недостатками в работе АТП;
организует в коллективе АТП разбор совершённых водителями ДТП, нарушений ПДД и правил технической эксплуатации транспортных средств;
контролирует допуск водителей к управлению транспортными средствами;
контролирует прохождение водителями предрейсовых медицинских осмотров, соблюдение установленных сроков медицинского переосвидетельствования;
контролирует проведение службой эксплуатации инструктажей водителей об особенностях эксплуатации транспортных средств с учётом погодных и климатических условий;
контролирует работу водителей-инструкторов по БД и водителей наставников;
совместно с другими службами организует занятия с работниками АТП по изучению ПДД и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности ДД;
организует работу кабинета (класса) по БД по плану, утверждённому руководителем АТП, и оборудует его в соответствии с методическими указаниями;
участвует в работе аттестационной комиссии по повышению квалификации водителей;
систематически (один раз в месяц) сверяет данные о ДТП, в которых участвовал подвижной состав АТП, с данными ГИБДД;
принимает участие в деятельности соответствующих комиссий по обследованию автомобильных дорог на маршрутах работы транспортных средств АТП;
обобщает и распространяет положительный опыт безаварийной работы водителей-передовиков, лучших бригад, автоколонн (отрядов);
совместно с отделом кадров оформляет и предоставляет руководству АТП материалы о награждении водителей значком «За работу «без аварий» II и III-й степеней.
Служба безопасности движения АТП имеет право:
проверять работу других служб и подразделений АТП по предупреждению ДТП, требовать от соответствующих руководителей и работников АТП необходимых материалов, устных и письменных объяснений;
проверять при необходимости у водителей АТП наличие удостоверений на право управления транспортными средствами, талонов к ним, путевой и товарно-транспортной документации;
отстранять в установленном законодательством порядке от работы водителей и других работников АТП, состояние или действия которых угрожают БД, и требовать от соответствующих руководителей принятия к ним необходимых мер;
запрещать выпуск на линию подвижного состава АТП или возвращать его с линии при обнаружении технических неисправностей, угрожающих БД;
решать в установленном министерством порядке вопрос о запрещении движения транспортных средств АТП при обнаружении в содержании или оборудовании дорог недостатков, угрожающих БД;
вносить предложения руководству АТП о поощрении работников, служб и подразделений за хорошую организацию работы по обеспечению безопасности движения транспортных средств, а также ходатайствовать о привлечении к ответственности должностных лиц, которые не обеспечивают выполнение требований нормативных документов по вопросам БД.
Перечень документации, которая должна вестись в АТП по вопросам БД:
Папка приказов и распоряжений по вопросам БД.
План мероприятий по предупреждению ДТП.
Материалы о результатах проверок служб и должностных лиц по вопросам БД.
Материалы по проведению служебных расследований.
Личные карточки водителей.
Журнал учёта дорожно-транспортных происшествий (см. прил. 1).
Журнал учёта нарушений правил дорожного движения водителями.
Организация работы кабинета по БД
Для профилактической работы по обеспечению безопасности автомобильных перевозок на АТП оборудуются кабинеты (классы) по БД. Главное назначение кабинетов по БД заключается в активной пропаганде новейших достижений науки, техники и передового опыта в области обеспечения БД, их внедрение в практику работы АТП, повышение профессиональных знаний и мастерства водителей, ремонтных рабочих и ИТР.
Организация работы кабинетов по БД должна обеспечивать индивидуальные и групповые занятия, проведение инструктажей, совещаний, семинаров по предупреждению аварийности, разборов обстоятельств и причин возникновения ДТП. Кабинет БД рекомендуется располагать вблизи диспетчерской для обеспечения максимальной его посещаемости водителями. Размеры кабинета по БД определяют в зависимости от категории АТП и численности водителей (табл. 1).
набор схем опасных дорожно-транспортных ситуаций с рекомендациями по правильным действиям водителей в этих ситуациях;
схемы конкретных железнодорожных переездов с указанием зон видимости и особенностей проезда;
карты-схемы маршрутов;
дорожные знаки с подсветкой;
тренажёры для программированного обучения ПДД;
тренажёры для контролирования знаний и обучения;
электронный тренажёр-экзаменатор;
кинопроекционный аппарат, фото - и видеоаппаратура.
Экспозиция кабинета должна отражать содержание всей работы по БД, учитывать специфику деятельности АТП (грузовое, пассажирское, смешанное), и местные условия работы. Она представляется отдельными разделами, для каждого из которых подбирается необходимое оборудование, наглядные и учебные пособия. Экспозицию кабинета по БД рекомендуется представлять тремя разделами: учебно-методическим, справочно-информационным и агитационно-пропагандистским. Учебно-методический раздел должен обеспечивать приобретение водителями знаний по основам БД, организации труда и отдыха водителей, техническому состоянию транспортных средств, а также воспитанию трудовой и транспортной дисциплины.
Приобретение знаний по основам БД предусматривает:
изучение ПДД, правил технической эксплуатации автомобильного транспорта и других нормативных документов по безопасности автомобильных перевозок и контролирование полученных знаний;
выбор рациональных режимов движения с учётом экономии топливно-смазочных материалов;
повышение мастерства вождения автомобилей, разбор типичных опасных дорожно-транспортных ситуаций с рекомендациями водителям о правильных действиях в этих ситуациях;
знакомство с психофизиологией труда водителей. Знания по организации труда и отдыха водителей предусматривают изучение:
производственной санитарии и гигиены труда;
режимов труда и отдыха;
требований, предъявляемых к состоянию здоровья при предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах:
дорожных условий и режимов движения на основных маршрутах работы транспортных средств данного АТП;
приёмов вождения автомобилей в различных дорожных и климатических условиях.
Изучение технического состояния транспортных средств предусматривает знание конструктивных особенностей и технико-эксплуатационных характеристик подвижного состава АТП, а также устройства, порядка контроля и обслуживания узлов и агрегатов автомобиля, техническое состояние которых влияет на БД.
Справочно-информационный раздел предназначен для информативной, консультативной и справочной работы. Он содержит:
карту-схему маршрутов;
план работы кабинета по БД;
данные статистики ДТП;
схемы железнодорожных переездов, расположенных в зоне деятельности АТП;
справочные материалы;
схемы типичных ДТП с анализом их возникновения.
На карте-схеме маршрутов БД пассажирских АТП должны быть обозначены остановочные пункты, регулируемые и нерегулируемые перекрёстки, места интенсивного пешеходного движения, опасные участки дорог, железнодорожные переезды и т.д. Схему следует сопровождать паспортными данными маршрутов, сведениями о местах концентрации ДТП и установленных скоростях движения.
Данные учёта и анализа ДТП, нарушений ПДД для наглядности представляются в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем. Их следует группировать по следующим темам:
состояние аварийности в целом по АТП, автоколоннам (на пассажирских АТП и по маршрутам);
состояние аварийности в объединении, управлении, другой организации. На диаграммах может быть показано число ДТП и пострадавших в них по месяцам, кварталам, годам в. абсолютных и относительных цифрах (на 1 млн. км пробега автомобилей, на 1000 водителей, на 1000 транспортных средств и т.д.). Справочные материалы для водителей содержат:
нормативные документы, инструкции, приказы, письма, распоряжения, касающиеся работы водительского состава;
сведения о порядке получения удостоверения на право управления транспортным средством или талона предупреждения при его замене или утрате;
методические материалы по определению параметров движения автомобиля: скорости, пути, времени, траектории;
сведения о порядке прохождения водителями медицинского переосвидетельствования, повышении квалификации водителя, награждении значком «За работу без аварий»;
меры административной и уголовной ответственности за нарушение ПДД, трудовой дисциплины и т.д.;
информацию о порядке проезда к больницам, расположение районных отделений милиции, «Скорой помощи», пожарной части и т.д.;
телефоны диспетчерской службы АТП, милиции, ГИБДЦ;
адреса и телефоны вышестоящих организаций.
Агитационно-пропагандистский раздел включает материалы, отражающие опыт работы лучших водителей, бригад, автоколонн (отрядов), итоги конкурсов, месячников и викторин по БД.
В этот раздел, в частности, могут быть помещены:
фотографии лучших водителей, награждённых значками «За работу без аварий»;
сведения о победителях конкурсов «За безопасность движения»;
лозунги, плакаты и другие материалы наглядной агитации.
Часть материалов наглядной агитации следует также размещать на территории АТП, в диспетчерской, на контрольно-техническом пункте.
Занятия в кабинете по БД проводятся индивидуально в форме самостоятельной подготовки и по группам водителей в форме бесед, лекций и консультаций.
Основные направления работы службы БД по предупреждению ДТП
Итак, общие требования к системе управления БД заключаются в минимизации времени на осуществление транспортного процесса при условии соблюдения безопасности движения и защиты окружающей среды. Эти требования на АТП могут быть обеспечены:
высокой квалификацией и дисциплинированностью водителей;
высоким уровнем технического состояния и укомплектованности транспортных средств;
необходимым состоянием улично-дорожной сети и организацией движения;
квалифицированным руководством и контролем за перевозками и использованием подвижного состава.
Обеспечение этих условий требует от службы безопасности движения на АТП:
разработки проектов планов профилактической работы с водителями;
систематического контроля за выполнением нормативных документов, инструкций, приказов по обеспечению безопасности движения;
проверки выполнения всеми службами АТП необходимых мероприятий по обеспечению безопасности движения;
ведения учёта ДТП и нарушений правил дорожного движения в соответствии с соответствующими правилами учёта и ведомственными инструкциями;
проведения анализа материалов ДТП и нарушений, допущенных водителями, и организации соответствующего их обсуждения в коллективе;
участия в проведение служебных расследований ДТП;
обобщения и распространения опыта безаварийной работы водителей, бригад, автоколонн;
организации работы кабинета безопасности движения и проведения агитационно-массовой работы по безопасности движения;
осуществления контроля за стажировкой водителей и работой водителей-наставников.
Некоторые сведения по экспертизе ДТП
Одним из важнейших профилактических мероприятий по предупреждению ДТП является выявление их причин и сопутствующих факторов, на основании чего могут быть разработаны конкретные мероприятия по снижению аварийности. Комплексные научно-технические исследования всех аспектов ДТП называют экспертизой ДТП. В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу. Судебная экспертиза ДТП проводится по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке.
Служебное расследование, как уже отмечалось, проводят работники организаций, которым принадлежат транспортные средства, причастные к ДТП. Одной из задач служебного расследования является оказание помощи водителю, в случае если он не виновен, в доказательстве его невиновности. Рассмотрим методику решения некоторых вопросов служебного расследования ДТП.
Оценка возможности предотвращения наезда на неподвижное препятствие
В ходе служебного расследования часто встаёт вопрос - имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП?
Если водитель совершил наезд, то в соответствии с ПДД при обнаружении препятствия он должен был, применив экстренное торможение, снизить скорость или остановиться. Соответственно, если у водителя была возможность остановить автомобиль, а он ею не воспользовался, то водитель виновен; если такой возможности у него не было, то водитель не виноват в совершении данного ДТП.
Однако водители должны знать, что в некоторых случаях для избежания наезда более эффективным, чем торможение, оказывается объезд препятствия.
Расчёты и практический опыт показывают, что при скоростях меньших, чем 20 - 40 км/ч, более эффективным оказывается торможение, при больших скоростях объезд, как правило, более эффективен.
Оценка возможности предотвращения наезда на пешехода
В случае наезда автомобиля на пешехода при пересечении им проезжей части (рис. 2.) кроме длины остановочного пути автомобиля Sо учитывают путь пройденный по проезжей части пешеходом SП, скорость пешехода Vп, удаление автомобиля от места наезда в момент обнаружения водителем опасности Sуд.
Сравнивают длину остановочного пути Sо с расстоянием удаления автомобиля от места наезда Sуд. При Sо < Sудможно дать заключение о том, что автомобиль при своевременно принятом интенсивном торможении остановился бы до линии следования пешехода.
Следовательно, у водителя имелась техническая возможность предотвратить наезд. При Sо і Sуд - можно дать заключение, что у водителя такой возможности не было, хотя существуют методики более точной проверки последней версии.
Рассмотрим пример. Водитель легкового автомобиля, двигаясь в населённом пункте, сбивает пешехода, переходившего проезжую часть. Приняв следующие исходные данные: Va = 60 км/ч = 2166 м/с; j = 0,7; = 0,8 с; = 0,2 с; = 0,4; VП = 5 км/ч = 1,4 м/с, SП = 4 м,
Определяем расстояние удаления автомобиля в момент обнаружения водителем опасности по формуле (8), м:
Sуд =4 16,6/1,4= 47,4 м.
Так как в данном случае S0 < Sуд, следовательно, у водителя имелась техническая возможность предотвратить наезд.
Определение пути обгона автомобиля
Обгон транспортных средств является одним из наиболее сложных и опасных видов манёвра. Во время обгона совершается около 12% всех ДТП, при этом очень велико относительное число погибших и раненых.
Особенно опасны обгоны на дорогах, имеющих две полосы для движения в обе стороны. На этих, часто сравнительно узких дорогах, происходит взаимодействие с попутным транспортом при высокой скорости движения, причём часть манёвра осуществляется на встречной полосе, где высока вероятность создания помех встречному транспортному средству и столкновения с ним.
Безопасный обгон может быть гарантирован при выполнении требований ПДД, совершенной технике управления автомобилем, точном расчёте водителем манёвра, на основе устойчивых навыков оценки обстановки и прогнозирования её развития.
Для этого в первую очередь необходимо знать величину пути обгона в той или иной ситуации и параметры, которые влияют на его изменение.
Рассмотрим обгон с постоянной скоростью, схема которого представлена на рис. 3. Автомобиль, движущийся со скоростью Vа1, настигает автомобиль, движущийся со скоростью Vа2, и совершает его обгон. Для того, чтобы начать обгон, водитель подъезжает к обгоняемому автомобилю на дистанцию безопасности Дб1, м, величину которой можно принять равной величине остановочного пути плюс какой-то запас S3 принимаемый обычно 5 - 6 м.
При оценке безопасности обгона следует помнить что за время, пока водитель совершает обгон (в нашем случае с), водитель, двигающийся навстречу, приблизится на расстояние. Если скорость движения своего и обгоняемого автомобиля водитель определяет достаточно точно, то скорость автомобиля, двигающегося навстречу, ему определить гораздо сложнее, и здесь могут быть значительные ошибки. Приняв м/с, определим, что встречный автомобиль приблизится на расстояние м. Следовательно, безопасным в данной ситуации можно считать обгон при нахождении встречного автомобиля на расстоянии более 1072 м от обгоняющего автомобиля в момент начала обгона.
Определение безопасной скорости ночью
В тёмное время суток интенсивность движения в несколько раз сокращается, однако в это время происходит почти половина всех ДТП, при этом резко возрастает тяжесть последствий ДТП. Основная причина этого - ухудшение условий видимости и пропорциональное ему уменьшение объёма воспринимаемой информации. Наиболее эффективной мерой повышения безопасности движения в этих условиях является выбор скорости, соответствующий расстоянию видимости:
Расстояние видимости зависит от технического состояния приборов освещения, физиологических качеств водителя, размеров предмета, его фона, расположения относительно поверхности дороги. При ближнем свете фар можно принять 50 - 60 м, при дальнем - 140 - 180 м.
Пример. Определить безопасную скорость легкового автомобиля при движении ночью с ближним светом фар, исходя из следующих данных: км/ч = 16,6 м/с j = 0,5; с; с; с.
Приняв = 5 м, получим м.
Т.е. скорость 60 км/ч в этих условиях можно считать безопасной.
Определение безопасной скорости на повороте
При движении автомобиля на повороте под действием центробежных сил может произойти потеря его устойчивости (способности противостоять заносу и опрокидыванию).
Приведённые в данном разделе сведения могут оказать большую помощь водителям в их работе. Ясно, что водителю не хватит времени в критической ситуации произвести расчёты по приведённым формулам, сопоставить результаты тех или иных действий и выбрать наиболее правильное, а зачастую и единственно верное решение, позволяющее избежать ДТП.
Однако сведения о величинах остановочного пути, пути обгона, безопасных скоростях в тех или иных дорожных ситуациях, представленные в форме плакатов, схем, диаграмм в кабинете по БД, а также систематические теоретические и практические занятия с водителями по рассматриваемым вопросам помогут водителям при возникновении критических ситуаций правильно разобраться в обстановке и принять решение, обеспечивающее благоприятный исход.
Требуемые навыки действий в критических ситуациях должны отрабатываться в процессе многократных повторений специальных упражнений при тренажёрной и автодромной подготовке.
В ходе теоретических занятий изучаются причины возникновения критических ситуаций, проводятся расчёты движения автомобиля (оценка его скорости, пути, времени, траектории), проводится анализ дорожных ситуаций с выдачей рекомендаций по предотвращению ДТП. Получение этих знаний предусмотрено «Учебным планом и программой ежегодных занятий с водителями». Следует отметить, что теоретические занятия не позволяют выработать у обучаемого навыков действий при внезапном возникновении критической обстановки, а дают лишь общее представление о возможных способах выхода из неё.
Для того, чтобы водитель смог воспользоваться полученными знаниями, необходимы практические упражнения на специализированных тренажёрах по их углублению и закреплению.
В процессе упражнений у водителя вырабатывается так называемый «Динамический стереотип» - автоматизированно выполняемое действие в той или иной ситуации, представляющее собой элемент сознательной деятельности человека и обеспечивающее применение имеющихся знаний и умений без дополнительного обдумывания.
И последний этап - тренировочные занятия на автодроме, в процессе которых отрабатываются действия водителя в конкретных критических ситуациях. В настоящее время разработаны методики, позволяющие добиться прочных навыков управления автомобилем в сложных условиях, включая критические дорожно-транспортные ситуации.
Россия является одной из самых неблагоприятных стран. Способствуют такому положению вещей многие факторы. Органы ГИБДД регулярно публикуют статистические данные о наиболее распространенных причинах аварий, что позволяет вырабатывать более эффективные меры по избеганию дорожно-транспортных происшествий с трагическими последствиями. При этом основная причина ДТП меняется едва ли не каждый год. Так, если до недавнего времени специалисты называли главной бедой на наших дорогах пьянство за рулем, то сегодня за лидирующие позиции могут побороться и невнимательные пешеходы, и злостные нарушители ПДД в лице уже трезвых автомобилистов. Есть и другие значимые факторы, влекущие ДТП, но обо всем по порядку.
Категории причин ДТП
Если в простых понятиях подходить к рассмотрению самой природы будет ситуация на дороге, возникшая с участием как минимум одного автомобиля и повлекшая порчу имущества или вред здоровью. На основе этого можно заключить, что основные группы причин ДТП могут включать не только самих водителей и пешеходов, но и условия, в которых эксплуатируется дорожное покрытие. Сотрудники ГИБДД выделяют следующие категории причин ДТП:
- Водители. В эту группу включаются все нарушения правил автолюбителями, в результате которых возникают аварии. Например, это может быть или та же езда в пьяном состоянии.
- Пешеходы. Как ни странно, кроме знакомого многим обывателям эта категория предусматривает и порядка 9 других опасных действий пешеходов на дороге. В их числе быстрый выход из-за препятствия, движение вблизи транспорта и т.д.
- Условия на дороге. В эту группу можно включить плохую видимость и недостаточное качество дорог.
- Транспорт. Неполадки с самой техникой также становятся причинами ДТП. Например, если возникли с управлением, это повышает риск аварии.
- Велосипедисты. Эта группа участников движения также представляет опасность. Райдеры могут не соблюдать очередность в потоке, внезапно выезжать на проезжую часть и т.д.
После того как определены главные категории, стоит подробнее рассмотреть основные причины ДТП в России в порядке их распространенности.
Превышение скорости
Несоблюдение скоростного режима регулярно оказывается главным фактором, который приводит к неприятным последствиям на дороге. В частности, такие ДТП происходят в результате наезда на пешеходов и препятствия, а также столкновения с другими транспортными средствами. Как правило, предвещает аварию потеря управляемости автомобиля, что может повлечь опрокидывание, занос, вылет с проезжей части и другие последствия с печальным исходом. К наиболее тяжелым ситуациям относятся ДТП в условиях плохой видимости, если участник движения превышает скорость и сталкивается на встречной полосе с другой машиной.
Вождение в пьяном состоянии
Разработка жестких мер по борьбе с пьянством позволила несколько сократить количество аварий, спровоцированных алкоголем. Тем не менее статистика по таким случаям все еще остается малоутешительной. К тому же в некоторых регионах именно пьянство за рулем - основная причина ДТП, которая приводит к другим нарушениям правил движения. К слову, уже упомянутое превышение скорости выделяется в отдельную причину, в то время как именно нетрезвое состояние водителя может выступать первоначальным фактором такого нарушения.
Неудовлетворительное качество дорог
Одна из старейших тем в обсуждении глобальных проблем России - дороги. Обычная ситуация, когда пресловутый ухаб становится опасным фактором, из-за которого автомобиль самопроизвольно совершает выезд на встречную полосу. Омрачается положение дел тем, что дорожные службы практически не привлекаются к ответственности за подобные изъяны покрытий. Впрочем, основная причина ДТП даже не столько в качестве дорог, сколько в их инфраструктурном обеспечении. Организация работы светофоров, нанесение дорожной разметки и установка знаков нередко выполняются с откровенными ошибками и нарушениями, что и приводит к авариям.
Неисправности автомобилей
Нельзя не затронуть и проблему технического состояния довольно внушительной части российских автомобилей. Даже несмотря на жесткую регуляцию законодательством РФ допуска машин к эксплуатации, без труда можно обнаружить в рядовом потоке транспортные средства с серьезными неисправностями. Как отмечают специалисты, в этой группе основная причина ДТП касается тормозов. Порядка 30 % эксплуатируемых автомобилей работают с неотрегулированными или вовсе неисправными тормозными механизмами. Другое дело, что некоторые проблемы с регулировкой могут допускать эксплуатацию транспорта. Также к распространенным неполадкам в технической части, которые влекут ДТП, можно отнести проблемы с оптикой, слабость конструкции из-за плохо выполненного ремонта и, конечно, неточности в рулевом управлении. Здесь же стоит отметить и сезонные «болезни». В основном такие аварии связаны с неправильной эксплуатацией шин - например, когда зимой используется летняя резина.
Желая сократить путь или время в дороге, многие пешеходы решают игнорировать правила дорожного движения и совершают переход проезжей части в неположенном месте. Но тут есть свои нюансы. Дело в том, что строгое разграничение вины водителей и пешеходов не всегда возможно. Например, если речь идет о ребенке или пенсионере. Конечно, формально может быть прав водитель, но очевидно, что требовать от детей или стариков повышенного внимания не приходится. Так или иначе, основные причины ДТП по вине пешеходов относятся к игнорированию ПДД. Переход в неустановленном месте или движение на красный свет - вот главные нарушения со стороны пешеходов. Усугубляется ситуация в темное время, когда и переход по «зебре» не гарантирует безопасность. В данном случае следует заранее подготовить светоотражающие элементы одежды.
Меры предупреждения ДТП
Казалось бы, в руках современных отделений ГИБДД сосредоточены эффективные инструменты, направленные на выявление и борьбу с виновниками дорожно-транспортных происшествий. Однако этого оказывается недостаточно. Дело в том, что основные причины ДТП и меры их предупреждения следует рассматривать с двух позиций - со стороны дорожных инспекций, служб безопасности и глазами непосредственных участников дорожного движения. Специальные уполномоченные организации по борьбе с нарушениями занимаются комплексной профилактической работой. В частности, разрабатываются эффективные меры контроля технического состояния автомобилей, совершенствуются подходы и методы к регулированию дорожного движения, вводятся более жесткие штрафы, а также проводится разъяснительная пропагандистская работа с населением. Что касается самих пешеходов и автолюбителей, то в их интересах не только соблюдать ПДД, но и страховать себя от возможных нарушений со стороны других лиц.
Заключение
В России действует современный и хорошо продуманный перечень правил дорожного движения, соблюдение которого позволяет минимизировать риски любых аварий. Проблема заключается в том, что, например, основная причина ДТП в виде пьянства является практически не уловимой для органов дорожного порядка без соответствующей проверки. Это же относится к водителям, чей стиль езды предполагает высокую скорость. Как правило, это опытные участники движения, которые уверены в своих силах и не всегда адекватно оценивают ситуацию. Обе группы представляют опасность для других автомобилистов, как и пешеходы, которые в целях экономии времени решаются на переходы в неустановленных местах. К сожалению, бороться с такими явлениями можно только с помощью общего повышения культуры вождения и в целом эксплуатации проезжих частей, а это вопрос многих лет.