А я не чтобы всем нравится. Почему не стоит стремиться нравиться всем. На «хороших» людей нередко обижаются

Я не знаю ключ к успеху, но ключ к провалу - пытаться понравиться всем.

Билл Косби

Многие из нас стремятся понравиться всем. Сегодня мы поговорим о том, почему из этого не получится ничего хорошего.

Это невозможно

Невозможно понравиться абсолютно всем. Вы можете, конечно, попытаться, но ваша попытка с треском провалится.

Помните старое доброе выражение «Сколько людей, столько и мнений»? Даже если кто-то будет считать вас самым замечательным человеком на свете, всегда найдётся тот, кто будет думать совсем по-другому.

Так что невозможно и совершенно не нужно стремиться угождать всем. В противном случае вы можете уподобиться Молчалину из «Горе от ума», знаменитую реплику которого многие из нас помнят ещё со школы:

Мне завещал отец: во-первых, угождать всем людям без изъятья - хозяину, где доведётся жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была.

Мнения других - это просто мнения, а не истина в последней инстанции

Если вы стремитесь понравиться всем, то начинаете принимать близко к сердцу всё, что говорят о вас другие люди. Даже самое незначительное замечание, которое вам высказал другой человек, может испортить ваше настроение на весь день.

Помните, что не всегда стоит всерьёз воспринимать то, что говорят другие люди. Как кто-то когда-то сказал: «Комплимент могут сказать из жалости, а гадость - из зависти».

В любом случае все мнения субъективны. Подстраиваясь под окружающих, вы проживёте не свою, а чью-то другую жизнь.

Не все мнения для вас важны

Почему вы считаете, что все эти люди так важны для вас? Какая вам разница, что о вас думают, по большому счёту, совершенно посторонние для вас люди?

Многие из окружающих, мнения которых вы столь превозносите, никогда не протянут вам руку помощи, когда вы будете в беде. Да что уж там, некоторые из них не возьмут трубку тогда, когда вам просто нужно будет с кем-нибудь поговорить. Так стоит ли считать их мнения столь важными?

Прислушивайтесь к мнениям и замечаниям близких людей - тех, кто действительно переживает за вас. А вот советы всех прочих товарищей, которые для вас никто, как, впрочем, и вы для них, отодвиньте на второй план.

Это не сделает вас счастливым

Многие люди придают слишком большое значение оценкам окружающих. Расслабьтесь, ведь даже если большинство ваших знакомых будут боготворить вас, это всё равно не сделает вас счастливым.

Счастье во внутренней уверенности в себе и в своих силах, а не во мнениях окружающих.

Люди просто любят критиковать и осуждать других

Это одно из самых любимых человеческих занятий. Каким бы хорошим и замечательным вы себя ни считали, всё равно найдутся люди, которые вас раскритикуют за вашу внешность, ваше поведение или ваши взгляды. Невозможно быть идеальным во всём, а окружающие с удовольствием цепляются за любой ваш недостаток, промах или ошибку.

И нет, люди необязательно будут делать это из ненависти или неприязни к вам, просто многим очень нравится критиковать других.

Никто не знает вас лучше, чем вы сами. Так что не стоит волноваться о субъективных оценках окружающих.

У вас есть дела и поважнее

У вас есть работа, хобби, близкие люди и куча ваших собственных дел, которые нужно успеть. Так зачем тратить время на мысли о том, как стать для всех хорошим? Вас ждут более важные и интересные дела.

Вы можете потерять себя

Прислушиваясь к мнению других, стараясь угодить всем и не разочаровать никого, вы можете потерять своё «я».

Люди всегда будут стараться навязать вам что-то своё. Папа, который хочет, чтобы вы стали врачом, как и он сам. Мама, которая уговаривает вас поступить на юридический факультет, потому что считает, что юрист - прибыльная и многообещающая профессия. Друзья, которые собираются стать великими актёрами и зовут вас в театральный вуз за компанию.

Во-первых, вы не можете разорваться и угодить всем. В любом случае придётся кому-то отказать. А во-вторых, всегда спрашивайте себя: «А чего хочу я?». Поступайте так, как считаете нужным, даже если вы совершите ошибку - вы совершите СВОЮ ошибку.

Вы никому ничего не должны

Вы пришли в этот мир не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями. Так же, как и я пришёл сюда не для того, чтобы оправдать ваши.

Фредерик Перлз

Вы не обязаны стремиться всем понравиться, и вас вовсе не должно волновать то, что кто-то там недолюбливает вас.

Живите своей жизнью.

А что вы думаете по этому поводу?

Екатеринбургский писатель Алексей Сальников возник как бы ниоткуда, если считать ниоткудом. Странный роман «Петровы в гриппе и вокруг него» состоит их похождений героя по городу в измененном гриппом состоянии сознания - то ли Улисс, то ли Чичиков, но в троллейбусе.

Писатель шифруется, живет в глубинке, но на главные литературные премии, которые собрала его книга, он пришел. Он охотно дает интервью, но на личные вопросы не отвечает. А еще он есть в фейсбуке, но страница его закрыта. Однако те, кому очень надо, связаться с ним все же могут.

Сразу после первой книги была издана вторая, но тут тоже все наоборот: роман «Отдел» о секретной службе убийц был написан раньше «Петровых».

При всем этом Алексей Сальников дал «Ножу» простое и ясное интервью о гоголевской полишинели, своем отношении к другим уральским писателям и о том, как пишущим людям добиться успеха.

Как изменилась ваша жизнь после премиального успеха «Петровых»? Последовал ли за премиальным и успех у читателей?

Кажется, отчасти получилось обратное. Или была тесная взаимосвязь премиального успеха и внимания читателей. В «Большой книге» я попал в шорт-лист, и тогда читатели обратили внимание на «Петровых». Количество читателей нарастало, а затем вышла критическая статья Галины Юзефович, она «выстрелила», подкрепленная более ранними рецензиями других критиков. Произошла такая химия, рассчитать и построить которую сознательно невозможно, наверно. Жизнь моя изменилась в сторону большего общения с журналистами, большинство из которых очень приятные и милые люди.

- В чем, по-вашему, кроме собственно литературных достоинств и оригинальности, причина успеха этой книги?

Увидел где-то в Cети сравнение романа со стендапом. Что-то есть справедливое в этой оценке, потому что текст действительно порой похож на некий стеб над жизнью с перескакиванием от темы к теме, с уходом в неожиданные бытовые истории.

Иногда я думаю, что дело в такой интимности, такой близости к персонажам, что читателю не важно - безумны описываемые люди или нет, происходит ли это на самом деле или нет. Некоторые детали, видимо, настолько близки и универсальны, применимы к любой жизни вне зависимости от образования, дохода и степени психического здоровья.

Недавно вышедший «Отдел» - ваш первый роман, изданный вслед за «Петровыми». Пересказать книгу полностью нельзя, но все же, если в двух словах: о чем она? для кого? чего вы от нее ждете?

Ну, «Отдел», в общем, про невольную симпатию к людям, если резко погружаешься в какую-нибудь компанию, о том, как нелегко эту симпатию преодолевать. Ну и про людей, исполняющих приказы. Никогда не могу определить целевую аудиторию ни одной из книг, да и с другим контентом туго, сейчас как-то размыто все.

Конечно, ученикам начальной школы ее читать не рекомендуется. Но опять же я вот на де Сада в 12–13 лет наткнулся, и не сказать, что это перевернуло мою жизнь. Или мы с друзьями лет в девять читали «Гиперболоид инженера Гарина» и веселились над словом «проститутки».

Так что не знаю, в чьи руки книга попадет. Чего жду? Жду, что книга придется читателю по душе, хотя чтение не из легких, как оказалось, притом что «Отдел» в принципе жанровая такая штука, сродни книгам про попаданцев.

Вы следите за отзывами критиков и обычных читателей на вашу прозу? Бываете ли согласны с негативной критикой, которая неизбежно возникает по отношению к нашумевшим вещам, и вашей в том числе?

Да, иногда просматриваю из любопытства. Иногда прохожу по ссылкам, которые отправляют. На самом деле ведь литературный вкус сродни вере, его так просто не поколебать, вполне могу понять, если книга не понравилась, книга и не может нравиться всем поголовно, в этом было бы даже что-то пугающее - в полном охвате населения какой-то мыслью, выраженной автором, это уже был бы какой-то нездоровый гипноз. Я не гипножаба, в конце концов.

Почему вы не хотите открывать свою страницу в фейсбуке? Для чего во время пришедшей известности вам нужна анонимность?

Все просто. Мне все непрочитанные сообщения в почту дублируются и даже сейчас, когда имеется три сотни друзей и несколько групп, в которые вступил, из почты приходится ежедневно удалять по два десятка писем счастья от фейсбука. А так у друзей есть такой секрет Полишинеля (все мы выросли из гоголевской полишинели, ха-ха). Но особых неудобств, кажется, это не вызывает.

Как вы относитесь к другим известным «уральцам», Ольге Славниковой, Алексею Иванову? Так как в других своих интервью вы производите впечатление человека закрытого и «домашнего», то не праздным будет вопрос: вы хотели бы повторить их всероссийский успех?

Очень хорошо отношусь к уральцам.

Это, возможно, местечковость, но мне все дороги, мне приятно, когда у кого-нибудь из Пермской, Свердловской и Челябинской области получается что-нибудь заметное. Эта гордость вот такая берет начало, наверное, еще из школьных времен, когда Свердловские рок-группы были «на коне».

И, разумеется, было бы неправдой, если бы заявил, что не хотел бы повторения их всероссийского успеха. Конечно, хотел бы!

Пишите! Основная проблема многих в том, что люди не пишут, а до конца жизни тусуются и посещают различные семинары по улучшению писательского мастерства, тогда как на этих семинарах учат в основном, как сделать так, чтобы отрывки текстов нравились руководителю семинара. Умение нравиться, конечно, необходимый социальный навык, который может пригодиться в любой области, но все же. Пишите, дописывайте, рассылайте, куда только можно. И наберитесь терпения, не нужно начинать пить запоем и вешаться от непризнанности. Иногда дождаться ответного письма от редакции труднее, чем написать роман, нужно быть к этому готовым.

- Кто, по-вашему, круче всех из пишущих сегодня по-русски? И какие писатели недооценены?

Отказываюсь отвечать на первый вопрос.

А что до недооцененных писателей, то, пожалуй, могу порекомендовать Андрея Ильенкова (вы можете знать его как автора сценария фильма «Страна ОЗ»), а еще есть писатель из Петербурга Ирина Глебова.

- А хуже всех? Кто переоценен?

- Писать для вас - больше работа или удовольствие? Вам страшно, когда не пишется?

Когда как. Бывают, конечно, дни, когда выковыриваешь из себя слова. Но когда не пишется - не страшно. Просто вспоминаю, что было время, когда совсем не писал, а потом начал, умудрился же пересечь эту границу между полным отсутствием практики, просто начал потихоньку день за днем писать - и все.

О новой книге вы не рассказываете. А можете примерно описать образ идеальной книги, такой, после которой можно уже ничего и не писать?

Идеально было бы, конечно, как-то молниеносно помещать в голову читателя весь свой замысел, так, чтобы он почувствовал его от момента задумки до точки в конце, но это, понятно, неосуществимо. Опять же идеальная книга, после которой можно уже ничего не писать, - это такая, после которой можно уже больше ничего не читать. Не знаю, может ли быть такая вообще. А неплохая задумка, да? Про такую книгу.

- Как вы восприняли эту премию, ожидали ли ее?

Честно говоря, думал, раз получил «критический НОС», то мне уже ничего не светит, но почему-то волновался. Сама обстановка к этому располагала. Но церемония прошла настолько стремительно, что я и понять ничего не успел, как оказался на сцене. Рад за себя, что так получилось. Но вот эта победа, как зачастую и бывает в литературных премиях, отчасти случайность. Малейшие флуктуации в составе членов жюри и, как понимаете, все сложилось бы иначе.

Знаете, а я вовсе не считаю себя «червонцем». И уж тем паче вовсе не собираюсь .

Только вот что «немножко» задалбывает.

Во-первых, чаще всего про «не червонец» разглагольствуют и онлайн, и в реале те, кто даже на пятачок-то не тянет. Примеры? Их есть у меня, вашими словами. Лучшая подруга в позе осчастливившей своей дружбой королевы и с претензией на то, что «она всегда получает то, что хочет» при, мягко говоря, невеликом уме, оооочень своеобразной внешности и довольно дрянном характере. Собственно, в силу равно дрянного характера и дружили. Итоги прогнозируемы: будучи послана мной после очередной ссоры она неожиданно выяснила, что больше особо никому и не нужна, а её оторванные от реальности хотелки привели к жизни в стиле коровник - кругом сильно пахнет, но не розами. И теперь, что тоже прогнозируемо, с присказкой «никого не обвиняю, но» лепёшки того самого летят в мужа (уже бывшего), начальника, меня. Все-то мы «не червонцы». Поможет ей это, как думаете?

Во-вторых, те, кто любит «сливаться» по-тихому, сами такого отношения к себе категорически не терпят, титаническими усилиями разыскивая с вопросом «что не так». Примерчик? Извольте. Приятель, уверенный в своей великой неотразимости. Нет, парень классный - высокий, спортивный, симпатичный, образованный, неглупый. Прям подарок. За одним «но»: законченный эгоист. Весь мир должен крутиться вокруг него, замечательного. И до поры до времени так и было. Возлюбленные футболились пачками путём «занят, нет времени, потом». А потом случился подкат ко мне. Да, внешность обычная донельзя. Мышь серая домовая. Да, характер скорее горчица, а не сахар. Но в наличии квартира-машина-дача (у него - только машина, и та старая-залатанная) и зарплата разика в два выше, чем у него. Таких провинциальных красавчиков рядом… много. Можно выбирать более покладистого. Ой, что было в ответ на «нет времени»! Зато, услышав: «Ты прекрасен, но не мой вариант», - сразу угомонился, и снова прекрасные посиделки за кофе. Так что теперь сразу и тактично отправляю в сад. И да, ни разу никто руки не поднял.

Ну и в-третьих. Веселит утверждение, мол, онлайн и в реале люди «разные». Ваши иллюзии разные, а вот люди всегда одинаковые. Натужные шутки депрессивного человека могут быть вполне смешными, но в них всё равно проглядывает тоска. Как пример. Да, вам проще не копать глубоко, не анализировать. А при встрече объявить человека «нудным». Хотя проблемка-то не в его депрессии, а в вашем желании человека-праздника.

Короче, сетевые девушки и юноши, каждое свидание - как кастинг в фильм. Режиссёр выбирает себе звезду на главную роль, а звезда прикидывает, согласна ли рискнуть рейтингом в фильме этого режиссёра. И отказ может быть с любой из сторон.

Учитесь относится к этому достойно, не поливая грязью и не «сливаясь».

Публикация и вступление А. Бабореко

"Автоинтервью" Бунина

Наука и жизнь, No 6, 1976 OCR Бычков М.Н. 26 октября 1947 года И. А. Бунин должен был читать на литературном вечере в Пари-же свои воспоминания. Предполагалось, что вечеру будет предшествовать реклама в печати. Чтобы помочь одному из устроителей, Бунин решил написать эту заметку самолично и, когда тот пришел к нему, вручил ему готовый текст. Заметка была написана в виде беседы писателя с вымышлен-ным корреспондентом. Это была шутка писателя. Но сколько горькой правды содержалось в этой шутке! Насколько трудными были для Бунина военные и послевоенные годы в Париже, можно судить хотя бы по его письму в Мо-скву давнему другу писателю Н. Д. Телешову от 1 марта 1947 года: "Годы войны с их жестокими лишениями (пещерный голод, холод да еще под проклятым немецким игом) крепко надломили мое здоровье, а теперь жизнь во Франции тоже не мед и особенно нынешней зимой с ее небывалы-ми холодами, и вот обострился в ледяной квартире мой хронический бронхит, начал меня бить по целым ночам адский кашель, увеличилась до форменного удушья, до начала астмы одышка, мало-мальски снос-ное питание стало стоить бешеных денег..." ("Исторический архив", 1962, No 2, с. 164). Несомненно, что шуточное "автоинтервью" И. А. Бунина содержит реальные сведения о жизни писателя.

У И. А. БУНИНА

Мы застали И. А. в его кабинете за пись-менным столом, в халате, в очках, с пером в руке... -- Bonjour , mattre { Добрый день, мэтр! } . Маленькое интер-вью... в связи с вашим вечером 26 октяб-ря... Но мы, кажется, помешали,-- вы пишете? Простите, пожалуйста... И. А. притворяется сердитым: -- Мэтр, мэтр! Сам Анатоль Франс сер-дился на это слово: " Mattre de quoi ?". { Мэтр чего? } И когда меня называют мэтром, мне хочется сказать плохой каламбур: "Я уже так стар и будто бы знаменит, что пора меня назы-вать "киломэтром". Но к делу. О чем вы хотите беседовать со мной? -- Прежде всего о том, как вы поживае-те, как ваше здоровье, чем порадуете нас на вечере, что сейчас пишете?.. -- Как поживаю! Горе только рака кра-сит, говорит пословица. Знаете ли вы чьи-то чудные стихи: Какое самообладание У лошадей простого звания, Не обращающих внимания На трудности существования! Но где ж мне взять самообладания? Я лошадь не совсем простого звания, а глав-ное, довольно старая, и потому трудности существования, которых, как вы знаете, у многих немало, а у меня особенно, пере-ношу с некоторым отвращением и даже обидой: по моим летам и по тому, сколько я пахал на литературной "ниве", мог бы жить немного лучше. И уже давно не пишу ничего, кроме просьб господину сборщику налогов о рассрочке их для меня. Я и прежде почти ничего не писал в Париже, уезжал для этого на юг, а теперь куда и на какие средства поедешь? Вот и сижу в этой квартирке, в тесноте и уже если не в холоде, то в довольно неприятной прохладе. -- А можно узнать, что именно вы буде-те читать на своем вечере? -- Точно никогда не знаю чуть не до пос-ледней минуты. Выбор чтения на эстраде -- дело трудное. Читая с эстрады даже что-нибудь прекрасное, но не "ударное", зна-ешь, что через четверть часа тебя уже не слушают, начинают думать о чем-нибудь своем, смотреть на твои ботинки под сто-лом... Это не музыка, хотя был у меня од-нажды интересный разговор на эту тему с Рахманиновым. Я ему: "Вам хорошо -- му-зыка даже на собак действует!" А он мне в ответ: "Да, Ванюша, больше всего на со-бак". Так вот все колеблешься: что читать, чтобы не думали о своем, не смотрели на ботинки? Я не червонец, чтобы всем нра-виться, как говорил мой отец, я не често-любив,.. Но я самолюбив и совестлив -- заставлять людей скучать не люблю... Так что одно имею в виду для вечера: не за-ставлять скучать. -- А вы, И. А., очень волнуетесь, читая на своих вечерах? Ведь все на эстраде, на сцене волнуются... -- Еще бы! Я юношей видел в "Гамлете" знаменитого в ту пору на весь мир Росси и в антракте получил разрешение войти к нему в уборную: он полулежал в кресле с обнаженной грудью, белый как полотно, весь в огромных каплях пота... Видел, тоже в уборной, знаменитого Ленского из мо-сковского Малого театра в совершенно та-ком же положении, как Росси... Видел за кулисами Ермолову -- имел честь не раз вы-ступать с ней на благотворительных литера-турных вечерах: если бы вы знали, что де-лалось с ней перед выходом! Руки трясут-ся, пьет то валериановые, то гофмэновские капли, поминутно крестится... Кстати ска-зать, читала она очень плохо -- как почти все актеры и актрисы... -- Как! Ермолова! -- Да, да! Ермолова. Что до меня, то, представьте, я исключение: и за кулисами и на эстраде спокоен. "Не нравится -- не слу-шайте!" В молодости я на эстраде краснел, бормотал -- больше всего от мысли, что ров-но никому не нужно мое чтение,-- и даже от какой-то злобы на публику. Совсем мо-лодым я однажды был участником литературно-музыкального вечера в огромнейшем зале в Петербурге и знаете, вместе" с кем? Вы не поверите! С самим Мазини, который, хотя был уже далеко не молод, но был еще в великой славе и чудесно пел неапо-литанские песни! И вот вылетел я на эстра-ду после него,-- вы понимаете, что это та-кое: после него? -- подбежал к самому краю эстрады, глянул,-- и уж совсем об-мер: на шаг от меня сидит широкоплечий, с широким переломленным носом сам Вит-те и крокодилом глядит на меня! Я забормотал как в бреду, облился горячим и хо-лодным потом -- и стрелой назад, за кули-сы... А теперь я, пожалуй, не смутился бы даже под взглядом... ну, придумайте сами, под чьим взглядом...