Какие народы относятся к славянской группе. Западные славяне: история, народы, культура и религия. Из ниоткуда и сразу в Средневековье

В истории славян немало белых пятен, что даёт возможность многочисленным современным «исследователям» на основании домыслов и недоказанных фактов выдвигать самые фантастические теории о происхождении и формировании государственности славянских народов. Часто даже понятие «славянин» понимается превратно и рассматривается как синоним понятия «русский». Более того, существует мнение, будто славянин - это национальность. Всё это заблуждения.

Кто такие славяне?

Славяне составляют крупнейшую в Европе этноязыковую общность. Внутри неё существуют три основные группы: (т. е. русские, белорусы и украинцы), западные (поляки, чехи, лужичане и словаки) и южные славяне (среди них назовём боснийцев, сербов, македонцев, хорватов, болгар, черногорцев, словенцев). Славянин - этоне национальность, так как нация - более узкое понятие. Отдельные славянские нации сформировались относительно поздно, в то время как славяне (а точнее, праславяне) выделились из индоевропейской общности за полторы тысячи лет до н. э. Прошло несколько веков, и о них узнали античные путешественники. На рубеже эпох славяне упоминались римскими историками под именем «венедов»: из письменных источников известно, что славянские племена вели войны с германскими.

Считается, что родиной славян (точнее, местом, где они сформировались как общность) была территория между Одером и Вислой (некоторые авторы утверждают, что между Одером и средним течением Днепра).

Этноним

Тут имеет смысл рассмотреть вопрос о происхождении самого понятия «славянин». В старину народы часто назывались по имени реки, на берегах которой они обитали. Днепр в древние времена как раз именовался «Славутич». Сам корень «слав», возможно, восходит к общему для всех индоевропейцев слову kleu, означающего молву или известность. Есть и еще одна распространённая версия: «словак», «цловак» и, в конечном итоге, «славянин» - это просто «человек» или «человек, говорящий по-нашему». Представители древних племен всех чужаков, говоривших на непонятном языке, вообще не считали людьми. Самоназвание любого народа - например, «манси» или «ненец» - в большинстве случаев означает «человек» или «мужчина».

Хозяйство. Общественный строй

Славянин - это земледелец. Обрабатывать землю научились еще в те времена, когда у всех индоевропейцев был общий язык. На северных территориях практиковали подсечно-огневое земледелие, на юге - перелог. Выращивали просо, пшеницу, ячмень, рожь, лён и коноплю. Знали огородные культуры: капусту, свеклу, репу. Славяне жили в лесной и лесостепной зонах, поэтому занимались и охотой, и бортничеством, а также рыбачили. Еще они разводили скот. Славяне изготавливали качественное по тем временам оружие, керамику, сельскохозяйственные инструменты.

На ранних этапах развития у славян существовала которая постепенно эволюционировала в соседскую. В результате военных походов из общинников выделилась знать; знать получила земли, и общинный строй сменился феодальным.

Общаяв древности

На севере славяне соседствовали с балтийскими и на западе - с кельтами, на востоке - со скифами и сарматами, а на юге - с древними македонцами, фракийцами, иллирийцами. В конце 5-го века н. э. они дошли до Балтийского и Черного морей, а к 8-му веку достигли Ладожского озера и освоили Балканы. К 10-му веку славяне занимали земли от Волги до Эльбы, от Средиземноморья до Балтики. Эта миграционная активность была обусловлена нашествиями кочевников из Средней Азии, нападениями соседей-германцев, а также изменением климата в Европе: отдельные племена вынуждены были искать себе новые угодья.

История славян Восточно-Европейской равнины

Восточные славяне (предки современных украинцев, белорусов и русских) к 9-му веку н. э. заняли земли от Карпат до среднего течения Оки и Верхнего Дона, от Ладоги до Среднего Поднепровья. Они активно взаимодействовали с местными финно-уграми и балтами. Уже с 6-го века мелкие племена стали вступать в союзы друг с другом, что знаменовало зарождение государственности. Во главе каждого такого союза стоял военный вождь.

Названия союзов племен известны всем из школьного курса истории: это и древляне, и вятичи, и северяне, и кривичи. Но наибольшую известность получили, пожалуй, поляне и ильменские словене. Первые обитали по среднему течению Днепра и основали Киев, последние жили на берегах Ильмень-озера и построили Новгород. Возникший в 9-м веке «путь из варяг в греки» способствовал возвышению и, впоследствии, объединению этих городов. Так в 882 году возникло государство славян Восточно-Европейской равнины - Русь.

Высшая мифология

Славян нельзя назвать В отличие от египтян или индийцев, они не успели выработать развитой мифологической системы. Известно, что славян (т. е. мифы о происхождении мира) имеют много общего с финно-угорскими. В них тоже присутствует яйцо, из которого «рождается» мир, и две утки, по приказу верховного бога приносящие со дна океана ил для создания земной тверди. Поначалу славяне поклонялись Роду и Рожаницам, позже - персонифицированным силам природы (Перуну, Сварогу, Мокоши, Даждьбогу).

Существовали представления о рае - Ирии (Вырии), (Дубе). Религиозные представления славян развивались по той же схеме, что и у других народов Европы (ведь древний славянин - это европеец!): от обожествления природных явлений до признания единого Бога. Известно, что в 10-м веке н. э. князь Владимир пытался «унифицировать» пантеон, сделав верховным божеством Перуна - покровителя воинов. Но реформа провалилась, и князю пришлось обратить внимание на христианство. Принудительная христианизация, впрочем, так и не смогла полностью уничтожить языческие представления: Илью-пророка стали отождествлять с Перуном, а Христа и Богородицу стали упоминать в текстах магических заговоров.

Низшая мифология

Увы, мифы славян о богах и героях не были записаны. Зато эти народы создали развитую низшую мифологию, персонажи которой - лешие, русалки, упыри, заложные, банники, овинники и полуденицы - известны нам из песен, былин, пословиц. Еще в начале 20-го века крестьяне рассказывали этнографам о том, как уберечься от оборотня и договориться с водяным. Некоторые пережитки язычества живы в народном сознани до сих пор.


Последние события на Украине вызвали оживленную дискуссию на тему отношений между славянами. Со всех сторон раздаются голоса, что россияне никогда не смирятся с утратой этих территорий, поскольку именно в Киеве зародилась их цивилизация. Призывы к солидарности славян звучали также во время конфликта в бывшей Югославии. Правда ли, что общие этнические корни накладывают отпечаток на современные отношения между государствами и народами?

«Бог возлюбит славян за то, что они до конца сохранят истинную веру в Господа. Он вознаградит их огромным благом - королевством русско-славянским. Россия сольется в единое море с другими землями и племенами славянскими и создаст огромный океан народов». Сбудется ли это предсказание православного святого начала XX века, или же сложное прошлое и раздоры славян (которых сейчас 280 миллионов) делают это невероятным?

Панславизм - явление не новое. Эта идея родилась в XIX веке в Чехии, которая входила тогда в состав Габсбургской империи. Чехи видели в объединении славян шанс на развитие собственной культуры и традиций, которые душила немецкая стихия. На тот же период пришелся и расцвет иллиризма - идеи объединения южных славян. Поскольку концепция панславизма нашла поддержку в России, ей сопротивлялись поляки: в Польше союз славян под предводительством царя воспринимался как конец надежд на собственное независимое государство. Неприязненное отношение поляков к панславизму усиливалось также страхом перед православием.

Это, конечно, не означает, что в Польше не было своих сторонников панславизма. К энтузиастам объединения славян относил себя, например, князь Адам Чарторыйский (Adam Czartoryski). Другой поляк, Юлиан Любиньский (Julian Lubliński), возглавил Общество объединенных славян - первую организацию, которая открыто провозглашала идеи панславизма. За славянскую общность высказывались консерваторы из патриотического лагеря, атеисты и даже неоязычники.

Разногласия в семье

Теоретические принципы панславизма подверглись проверке реальностью. Началось все оптимистически: в октябре 1912 года против Османской империи сложилась широкая коалиция южных славян, охватившая Болгарию, Черногорию и Сербию при поддержке Греции. Длившийся меньше года конфликт завершился выдавливанием турок с Балканского полуострова, однако он не скрепил славянского единства. Всего через несколько месяцев разразилась Вторая балканская война, в которой друг против друга выступили Болгария и Сербия с союзниками. Оставшиеся в одиночестве болгары быстро попросили заключения мира, отдав сербам часть Македонии.

По разные стороны фронта оказались славяне и в Первой мировой войне. Славянским жителям Австро-Венгрии и Германской империи пришлось воевать так, как решат за них их неславянские правители. Согласия не было и в странах, находившихся под управлением славян. Россия и Сербия оказались в Антанте вместе с Великобританией и Францией, а Болгария предпочла заключить союз с Габсбургами и Гогенцоллернами.

Разлом в «большой славянской семье» стал еще заметнее в годы Второй мировой войны. Советский Союз занял восточные территории Второй Польской Республики под предлогом обеспечения безопасности их славянского населения. Сама Польша тоже без особых колебаний заняла восточную часть Тешинской Силезии, когда «братская» Чехословакия пала жертвой политики Гитлера.

Вторая Мировая война пробудила скрытые антипатии между славянами. Волынский геноцид остается занозой в польско-украинских отношениях, поскольку сложно отнестись нейтрально к убийству десятков тысяч человек, среди которых были женщины и дети. Не менее чудовищные преступления совершали и хорватские усташи, воплощая в жизнь политику этнических чисток на Балканах. Их жертвами были в основном православные славяне, а масштаб и методы убийства потрясали даже немецких солдат.

Украинцы и поляки, хорваты и сербы - это всего два примера того, как национальные травмы брали верх над славянским единством. Национализм положил конец идеи панславизма, в чем мы смогли убедиться не только во время Второй мировой войны, но и в совсем недалеком прошлом. В начале 1990-х оказалось достаточно искры, чтобы народы Югославии в очередной раз ввязались в кровавый конфликт. Солидарность славян стала к тому времени пустым лозунгом, хотя на него ссылались все стороны. Любопытно, что даже польские публицисты, которые обычно неприязненно относились ко всем отсылкам к славянским корням, писали о гражданской или даже братоубийственной войне в Югославии.

Мягкая неприязнь

В разногласиях внутри славянской семьи нет ничего удивительного. В конце концов, в последний раз общий для всех праславянский язык использовался на рубеже V и VI веков. Как отметил один историк, «славяне использовали национальные языки, скорее, для разделения, чем для объединения».

Различия между славянами не ограничиваются языком или историей. «Славяне - это люди, которые называют себя славянами, но с биологической точки зрения к славянам можно отнести разные группы, которые изначально населяли Южную, Центральную и Восточную Европу. С точки зрения генетических и морфологических черт они больше отличаются от соседних групп, чем между собой», - поясняет антрополог и биоархеолог Януш Пионтек (Janusz Piontek).

К счастью, сегодняшняя неприязнь не принимает таких резких форм, как еще 20 лет назад. Но это не значит, что мы начали внезапно любить и уважать друг друга. Каждый поляк, посетивший Чехию, наверняка почувствовал высокомерие, с которым ее жители относятся к своим северным соседям. Представления о просвещенных чехах и отсталых словаках не смогло стереть даже совместное проживание в коммунистической авторитарной Чехословакии.

Ген склочности присутствует у южных славян. Если кому-то кажется, что сложно найти более драчливый народ, чем сербы, ему стоит присмотреться к маленькой Словении. Эта неприметная страна, которая ассоциируется у нас в основном со средиземноморским климатом и красивыми пляжами, уже много лет строит свою идентичность на полном отказе от своей югославской истории. Такая позиция отражается на отношениях Словении с остальными государствами региона. До 2009 года Любляна накладывала вето на стремления Хорватии стать членом ЕС, пытаясь добиться от нее согласия на изменение границ. А сербы и боснийцы всегда оставались для словенцев «темным людом».

Больше симпатии к своим соседям проявляют русские и белорусы. Еще в 2012 году отношение большинства жителей этих стран к полякам было положительным. На хорошем счету были поляки и у жителей Украины, несмотря на то, что год назад о своих симпатиях к украинцам говорил лишь каждый четвертый из нас. Последние события несколько изменили взаимное восприятие поляков, украинцев, белорусов и русских, хотя официальные контакты не всегда напрямую переносятся на межчеловеческие отношения.

Современные славянские сантименты находят отклик в основном в России. Очередным поколениям внушается идея о превосходстве русских над остальными славянскими народами. И хотя история Руси началась в Киеве, она смогла развиться в полную силу благодаря усилиям русских царей. Их миссией стало создание «Третьего Рима» и наделение цивилизацией не только украинцев и белорусов, но и всех остальных славян.

Однако в современной России панславизм популярен лишь в узких кругах, а элиты используют его самое большее в качестве подкрепления для текущей политики. О слабости этого движения свидетельствует, например, тот факт, что об организованном в январе 2014 года в Переяславле-Хмельницком Соборе славянских народов, сообщали лишь нишевые СМИ. Возможно, потому, что эта встреча не принесла каких-либо переломных решений. Российские, белорусские и украинские участники (при минимальном участии представителей других стран) приняли заявление, в котором призвали объявить 18 января днем Единства России, Украины и Белоруссии в этих трех странах. Маловато для чествования 360 годовщины Переяславского договора, в результате которого Украина оказалась под владычеством России.

После распада Чехословакии и Югославии славянское единство можно уже назвать несбыточной мечтой. С 1989 года в Польше и других странах региона ставка делалась, скорее, на связи с западной цивилизацией, которые были призваны подкрепить наше стремление стать частью НАТО и ЕС.

«Славян с поляками связывает многое. Поляков со славянами - ничего. Им неуютно в своем славянстве, неуютно осознавать, что они из той же самой семьи, что украинцы и русские. То, что мы оказались славянами - это случайность», - не без оснований писал Мариуш Щигел (Mariusz Szczygieł). Что-то похожее можно было бы наверняка сказать о чехах, словаках или хорватах.

Удар по панславизму

Некоторые сочли попыткой восстановить славянское единство создание в 1991 году Вышеградского треугольника (сейчас - Вышеградская группа). Это была прямая отсылка к концепциям конфедерации Польши и Чехословакии, которые особенно активно обсуждались в годы Второй мировой войны. В июле 1943 года польский премьер-министр в изгнании Станислав Миколайчик (Stanisław Mikołajczyk) убеждал, что сотрудничество двух эмигрантских правительств «должно стать зачатком организации всей территории Восточной и Центральной Европы». Тогда из этих планов ничего не получилось, единодушия не было и после 1989 года.

Очередным ударом по идее панславизма стала поддержка Польши, Чехии и Венгрии натовской интервенции в Косово в 1999 году. Будучи свежеиспеченными членами Альянса эти страны хотели зарекомендовать себя и встали в первых рядах антисербской коалиции, порвав тем самым традиционно дружественные отношения с Белградом. Свое влияние на решение Варшавы оказала возможность «утереть нос» России - одному из основных союзников Сербии в то время. Признание Польшей независимости Косова в феврале 2008 (тут мы вновь оказались в авангарде) лишь закрепило разлом в и без того разделенном славянском мире.

Отсутствие согласия в политике стараются заменить религиозным единством. Панславистскими лозунгами уже не первый год пользуется Русская Православная церковь, стараясь распространить свое влияние на свои исторические территории. «К сожалению, Запад не понимает ни русских, ни славян в целом. Его нельзя назвать другом славян. Запад чувствует на их фоне свое духовное банкротство и боится славянского единства», - говорил в 2008 году один православный епископ. Русская церковь уже использует украинский кризис для требований (пока негласных) подчинить Украинскую автокефальную православную церковь Московской патриархии.

Однако церкви вряд ли удастся добиться больших успехов в объединении славян, чем политикам. Повод прозаичен: секуляризация населения, которая добралась в том числе до Центральной и Восточной Европы, а также до Балкан. Даже в традиционно православных странах, как Сербия или Болгария, церковь играет все менее важную роль. Что уж говорить об одном из самых атеистических государств в Европе - Чешской Республике.

Собственную партизанскую войну ведет с православной церковью церковь католическая. Характерно, что именно Ватикан первым в мире признал независимость Хорватии в январе 1992 года, когда судьба Югославии (в которой доминирует православие) была еще довольно туманной.

Мертвая общность

Согласно результатам опросов, мы больше всего (без взаимности) любим чехов и словаков. Чуть меньше симпатии мы испытываем к англичанам, итальянцам и испанцам. На противоположном полюсе находятся цыгане, румыны и русские. Таким образом, сложно говорить о какой-то славянской общности на уровне межчеловеческих отношений. Эмиграция в поисках работы приводит к тому, что поляки стали чувствовать больше общего с жителями Великобритании и Германии, чем с болгарами или сербами. Свое влияние оказали и первые годы трансформации, когда мы любой ценой старались стать похожими на Запад, отмежевываясь от всего, что носило отпечаток Востока. Так что мы пытались найти теории об общих конях с германскими народами или викингами, с брезгливостью относясь к словам Галла Анонима, что «Польша - часть славянского мира».

Аналогичные процессы происходили и происходят в остальных странах региона. Их интенсивность столь же различна, как различны народы и их культуры. Чехи пытаются доказать свою принадлежность к Западной Европе, становясь более немецкими, чем сами немцы. Хорваты и словенцы, несмотря на богатую традицию иллиризма, с удовольствием забыли бы о Югославии - как довоенной, так и после 1945 года. Ощущение себя частью славянского сообщества распространено лишь в России, в Белоруссии и на Украине, хотя в случае последней это уже не так очевидно, как несколько лет назад.

Стало ли единство славян мертвым понятием? Неужели его единственным знаком остались национальные цвета - синий, белый и красный, которые были приняты на Славянском съезде 1848 года? Если это так, то, возможно, единственный шанс на возрождение остался у него в подстегивании интереса (не только в Польше) к славянскому наследию, забытому в результате христианизации Запада. Но на это нужно много времени и усилий, в основном со стороны элит. Обычно поляка не нужно особенно сильно убеждать, что никто не поймет его лучше, чем «брат» чех или русский. Легенда о Лехе, Чехе и Русе особенно хорошо оживает за рюмкой.

Одной из самых крупнейших культурных, языковых и национальных общностей практически всех народов Европы являются славяне. Если рассматривать происхождение названия, то стоит уточнить, что ученные разделяют его происхождение на несколько вариантов. В первом слово «славяне» происходит от «слово», то есть от народности, говорящей на одном понятном, доступном им языке и другие для них были немыми, недоступными, непонятными, чужими.

Другой существующий вариант происхождения названия говорит о «очищении или омовении», что предусматривает происхождение от народности, проживающей вблизи реки.

Не менее популярная теория рассказывает о том, что «славяне» произошли от названия первой общины народа, что и дало распространение этому слову по другим территориям в процессе эмиграции, особенно при Великом переселении.

Сегодня насчитывается около 350 млн славян по всем территориям различных государств на Западной, Южной и Восточной областях Европы, что и дало им разделение на разновидности. Так же славянские общины частично находятся и на территории современной Центральной Европы, некоторых частях Америки и на небольших территориях всей .

Самую большую численность славян составляют русские и значение этой цифры около 146 млн человек, второе место по численности занимают поляки, которых на сегодняшний день специалисты насчитывают около 57 с половиной млн человек, а третье место заняли украинцы с цифрой составляющей около 57 млн человек.

На сегодняшний день славян характеризуют только как единую языковую семью, которых частично объединяет религия, некоторые культурные ценности и прошлое единство всего славянского народа. К сожалению не сохранились явные древности, упоминания и реликвии. Можно только лишь почувствовать все единство в фольклоре, летописях и былинах, которые для многих народов актуальны и сегодня.

Восточные славяне

Русские

Русские — как самостоятельный народ всей славянской общности они появились в 14-18 веке. Основным центром образования всего русского народа считается Московское государство, которое с момента создания объединяло территории земель Дона, Оки, и Днепра. После, расширяя границы и завоевывая новые территории, оно расширилось и заселилось до побережья Белого моря.

Углубляясь в историю быта важно отметить местоположение русских поселений. Чаще всего это влияло и на уровень жизни и их быт. Преимущественно люди занимались скотоводством, земледелием, сбором даров природы, особенно лечебных трав, и рыболовством. Ранние народы обрабатывали металл и дерево, что помогало в строительстве и быту. Так же они занимались торговлей, расширяя пути.

Украинцы

Украинцы — первое упоминание слова «украинцы» появилось приблизительно в конце 12 века. До 17 века народность располагалась преимущественно на степной территории окраины Руси, в Запорожской Сечи, но из-за усиленного натиска католической Польши украинцам пришлось бежать на территорию Слободской Украины. Примерно в 1655-1656 году Левобережная Украина объединилась с русскими территориями и только в 18 веке это сделала и Правобережная Украина, что определило ликвидацию Запорожской Сечи и расселению украинцев вплоть до устья Дуная.

Традиционный быт украинцев часто определялся глиняной лепниной домов, многообразием украшений быта. А богатая духовная культура определяется и поддерживается до наших дней в национальной одежде, песнях и украшениях;

Белорусы

Белорусы — народность сформировалась на Полоцко-Минских и Смоленских землях. Во время основного становления народа на быт культуры особенно повлияли литовцы, поляки и русские народности, сделав язык, историю и культуру близкими многим по духу.

По некоторым приданиям народность получила своё название от цвета волос коренного населения — «Белая Русь» и только в 1850 году официально начали употреблять «Белоруссия».
Быт и основные занятия населения не отличались от русских народов, поэтому земледелие было преимущественно. Сегодня у белорусов сохранилось богатое культурное наследие выраженное в праздничных песнях, знаменитой национальной кухне и украшениях для традиционных нарядов мужчин и женщин.

Западные славяне

Поляки

Поляки — коренное население современной Польши, относящееся к группе западных славян. Самыми близкими к полякам по истории развития и становления считаются чехи и словаки.

До 19 века польской единой нации не существовало, были лишь народности, которые подразделялись по этническим особенностям, разновидностям диалекта и территориальным особенностям проживания. Так народность подразделялась на великополян, краковян, мазуров, поморян и других.

Основным занятием поляков была охота для обеспечения себя пропитанием и хорошим торговым сырьем. Особенно ценилась соколиная охота. Помимо охоты в быту применялось гончарное дело, плетение из коры и колесничество.
До наших дней сохранились летописи с описанием богато украшенных домов, находки в виде глиняной расписной посуды и конечно яркие наряды из натуральных тканей с расписным орнаментом, которые активно используются для празднования национальных праздников;

Чехи

Чехи — территорию современной Чехии ещё в 4 веке занимали славянские малочисленные племена вплоть до 10 века. После присоединения этих земель к тогда сильной и могущественной Римской империи чешские народы воссоединились в единое целое на плодородных землях и начали своё интенсивное развитие, заключающееся в земледелии и гончарном деле. До наших дней сохранилась широкая культура чехов, выраженная в сказаниях, знаменитом фольклоре и прикладном искусстве;

Словаки

Словаки — ещё в начале 4 века на территории современной Словакии появились разобщённые племена славян, начинающие постепенное освоение этих земель. Уже в 5 веке племена объединились и создали Нитранское княжество, что спасло их от разорения от постоянных нападений арабов. Это объединение и дало начало будущей Чехословацкой республике, в разделений которой на самостоятельные государства появилась Словения.

Быт и занятия населения были совершенно разнообразными, так как подразделялись в зависимости от местоположения народа. В их число входило привычное земледелие и строительство, чьё подтверждение существования до сих пор находят археологи на территории всей страны. Так же популярным было мелкое скотоводство;

Лужичане

Лужичане — оставшиеся полабско-балтийские славяне, получившие своё название от месторасположения их территорий проживания, а именно от берегов Балтийского моря и реки Эльбы до Лужицких гор. На территорию этих земель некоторая численность славян эмигрировала в количестве всего 8 тысяч человек.

На новой территории лужичане быстро и эффективно развивались занимаясь рукоделием, рыболовством, земледелием и развитием торговли во многих сферах. Такому хорошему развитию способствовало территориальное местоположение. Торговые пути проходили на Восток и в Скандинавию через эти плодородные земли, что помогало поддерживать торговые связи и достойный уровень жизни населения.

Южные славяне

Болгары

Болгары — первые славянские племена на территории современной Болгарии появились в 5-6 веке. Объединение и расширение началось лишь с 7 века благодаря пришедшим из Центральной Азии булгарам. Объединение тогда правившим ханом двух народов позволило в будущем создать крепкое государство с богатой и насыщенной историей.
На быт и культурное наследие болгар повлияла римская, греческая и османская культуры, которые оставили видимый след в истории страны каждая в свою эпоху. Сегодня можно увидеть памятники архитектуры разных временных рамок, насладиться фольклором, где смешаны несколько разновидностей культур, что и делает ее неповторимой и отличающейся от других;

Сербы

Сербы — коренной народ южных славян. Именно сербы считаются наиболее близкими к хорватам по происхождению, развитию, культурным ценностям, так как на протяжении долгого времени считались одним общим сербохорватским племенем. Разделение истории началось в выбора веры — сербы приняли православие, а хорваты католическую веру.
Наследие культуры и развитие Сербии в целом богато и многогранно. Помимо народных, всемирно известных танцев, впечатляющих нарядов, отличающихся яркими красками и вышивкой, в Сербии и в наши дни чтут некоторые язычные обряды, взявшие основу ещё во времена развития народа до прихода основной веры — православия;

Хорваты

Хорваты — массовое переселение в 6-8 веке на побережье Адриатического моря дало возможность славянским народностям не только расширить численность первых поселенцев заселявших территорию будущей Хорватии, но и укрепить своё положение, объединившись с местными общинами. Пришедшие с Вислы древние хорватские племена отвоевали побережье, принеся свой язык, другую веру и в корне изменив местный быт. Адриатическое море считалось хорошей возможностью для торговли в расширения связей между народами, поэтому местность на территории побережья всегда привлекала различных переселенцев.

В Хорватии до сих пор чудесно соединяются древние традиции и современный ритм жизни. Богатая культура вносит свои правила в современный быт, украшения, традиционные праздники и гуляния;

Словенцы

Словенцы — 6 век, как время активного переселения, стало основой и для народов Словении. Переселившиеся на территории славяне основали практически первое славянское государство — Карантания. Позже государству пришлось отдать бразды правления завоевавшим их франкам, но не смотря на это они сохранили свою историю и независимость, что несомненно повлияло на дальнейшее развитие и вероисповедание. Так же важным шагом в развитии Словении стало написание первой летописи около 1000 года на словенском языке.
Несмотря на периодические войны и периодические экономические потери страна раз за разом смогла возобновлять свой привычный быт и уклад жизни благодаря широко развитому земледелию и прикладному искусству, что позволило наладить торговлю с соседними общинами и государствами.

Сегодня Словения — страна со сложной, но богатой историей, максимальной безопасностью и широким радушием для каждого приезжего, желающего ознакомиться с красивыми видами в духе старинной Европы;

Боснийцы

Боснийцы — несмотря на то, что территорию будущей страны Боснии заселили славяне так же в 6-7 веке, она самой последней образовала целостное и единое государство, правление и приняла христианство как практически единое вероисповедание. Историки утверждают, что изолированность от соседних стран — Византии, Италии, Германии, была тому помехой. Но не смотря на это страна процветала благодаря широчайшему земледелию, чему способствовало расположение ее центральной части на реке Босна.

Несмотря на достаточно тяжелую историю страна отличается ярким культурным наследием и поддержанием его для своих потомков. Посетив страну любой желающий может с ней ознакомиться и погрузиться в интересную историю.

Споры о славянcких народах и единство славян.

Являясь крупнейшей народностью всей Европы все же учёные разных сфер спорят до сих пор о истинном происхождении славянского народа. Кто-то предполагает их происхождение началось от арийцев и германцев, некоторые ученые предполагают даже древнее кельтское происхождение славян. Так или иначе славяне являются на сегодняшний день индоевропейским народом, который из-за переселения распространился на огромную территорию и объединяет своим культурным наследием многие страны и народы, несмотря на их разницу в менталитете, национальности и многогранности развития истории.

Обычаи и традиции помогли сформировать целые государства объединяясь и усиливаясь по прошествию веков, что подарило нам в современном мире культурное разнообразие.

СЛАВЯНЕ – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Представителей ее делят на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Общая численность славян в мире – около 300 млн чел., в том числе болгар 8,5 млн., сербов около 9 млн., хорватов 5,7 млн., словенцев 2,3 млн., македонцев около 2 млн., черногорцев менее 1 млн., боснийцев около 2 млн., русских 146 млн (из них в РФ 120 млн.), украинцев 46 млн., белорусов 10,5 млн., поляков 44,5 млн., чехов 11 млн., словаков менее 6 млн., лужичан – около 60 тыс. Славяне составляют основную часть населения РФ, Республик Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Государственного сообщества Сербия и Черногория, проживают также в республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии. Большинство славян – христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские – в основном, православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане – католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.

Данные археологии и языкознания связывают древних славян с обширной областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной на западе Эльбой и Одером, на севере Балтийским морем, на востоке – Волгой, на юге – Адриатикой. Северными соседями славян были германцы и балты, восточными – скифы и сарматы, южными – фракийцы и иллирийцы, западными – кельты . Вопрос о прародине славянства остается дискуссионным. Большая часть исследователей полагает, что это был бассейн Вислы. Этноним славяне впервые встречается у византийских авторов 6 в., которые именовали их «склавины». Это слово связано с греческим глаголом «клуксо» («омываю») и латинским «клуо» («очищаю»). Самоназвание славян восходит с славянской лексеме «слово» (то есть славяне – те, которые говорят, понимают через словесную речь друг друга, считая чужеземцев непонятными, «немыми»).

Древние славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племен культуры шнуровой керамики, расселившихся в 3–2 тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Европе. Во 2 в. н.э., в результате движения на юг германских племен готов , целостность славянской территории была нарушена, и она разделилась на западную и восточную. В 5 в. началось расселение славян на юг – на Балканы и в Северо-Западное Причерноморье. При этом, однако, они удержали все свои земли в Центральной и Восточной Европе, превратившись в крупнейшую для той поры этническую группу.

Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами. Многочисленные войны и территориальные перемещения способствовала распаду к 6–7 вв. родовых связей. В 6–8 вв. многие из славянских племен объединились в племенные союзы и создали первые государственные образования: в 7 в. возникло Первое Болгарское царство и государство Само, в которое вошли земли словаков, в 8 в. – сербское государство Рашка, в 9 в. – Великоморавская держава, вобравшая в себя земли чехов, а также первое государство восточных славян – Киевская Русь, первое самостоятельно хорватское княжество и государство черногорцев Дукля. Тогда же – в 9–10 вв. – среди славян начало распространяться христианство , быстро ставшее господствующей религией.

С конца 9 – в первой половине 10 в., когда у поляков еще только складывалось государство, а сербские земли постепенно собирались Первым Болгарским царством, началось продвижение венгерских племен (мадьяр) в долину среднего Дуная, усилившаяся к 8 в. Мадьяры отрезали западных славян от южных, ассимилировали часть славянского населения. Словенские княжества Штирия, Крайна, Каринтия оказались в составе Священной Римской империи . С 10 в. земли чехов и лужичан (единственного из славянских народов, не успевшего создать своей государственности) также попали в эпицентр колонизации – но уже германцев. Таким образом, чехи, словенцы и лужичане были постепенно включены в состав держав, созданных германцами и австрийцами и стали их пограничными округами. Участвуя в делах этих держав, перечисленные славянские народы органично влились в цивилизацию Западной Европы, став частью ее социально-политической, экономической, культурной, религиозной подсистем. Сохранив некоторые типично славянские этнокультурные элементы, они приобрели устойчивый набор черт, свойственных именно германским народам в семейной и в общественной жизни, в национальной утвари, одежде и кухне, в типах жилищ и поселений, в танцах и музыке, в фольклоре и прикладном искусстве. Даже в антропологическом отношении эта часть западного славянства обрела устойчивые черты, сближающие ее с южными европейцами и жителями Центральной Европы (австрийцами, баварцами, тюрингцами и др.). Колорит духовной жизни чехов, словенцев, лужичан стал определяться немецким вариантом католицизма; претерпели изменения, лексический и грамматический строй их языков.

Болгары, сербы, македонцы, черногорцы образовали в период средневековья, 8–9 вв., южный греко-славянский природно-географический и историко-культурный ареал. Все они оказались в орбите влияния Византии, приняли в 9 в. христианство в его византийском (ортодоксальном) варианте, а с ним и кириллическую письменность. В дальнейшем – в условиях непрекращающегося натиска иных культур и сильного влияния ислама после начавшегося во второй половине 14 в. турецкого (османского) завоевания – болгары, сербы, македонцы и черногорцы успешно сохранили специфику духовного строя, особенности семейной и общественной жизни, самобытные культурные формы. В борьбе за свою самобытность в османском окружении они и оформились как южнославянские этнические образования. В то же время, небольшие группы славянских народов в период османского владычества приняли ислам. Боснийцы – из славянских общин Боснии и Герцеговины, потурченцы – из черногорцев, помаки – из болгар, торбеши – из македонцев, сербы-магометане – из сербской среды испытали сильное турецкое влияние и потому приняли на себя роль «пограничных» подгрупп славянских народов, связующих представителей славянства с ближневосточными этносами.

Северный историко-культурный ареал православного славянства сложился в 8–9 веках на большой территории, занимаемой восточными славянами от Северной Двины и Белого моря до Причерноморья, от Западной Двины до Волги и Оки. Начавшиеся в начале 12 в. процессы феодального дробления Киевской державы привели к образованию множества восточнославянских княжеств, которые и сформировали две устойчивые ветви восточного славянства: восточную (великороссы или русские, россияне) и западную (украинцы, белорусы). Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, после завоевания восточнославянских земель монголо-татарами, ига и распада государства монголов, Золотой Орды , то есть в 14–15 вв. Государство русских – Россия (на европейских картах именовавшееся Московия) – вначале объединило земли по верхней Волге и Оке, Верховьям Дона и Днепра. После завоевания в 16 в. Казанского и Астраханского ханств, русские расширили территорию своего расселения: они продвинулись в Поволжье, Приуралье, Сибирь. Украинцы после падения Крымского ханства заселили Причерноморье и, вместе с русскими, степные и предгорные районы Северного Кавказа. Значительная часть украинских и белорусских земель была в 16 в. в составе объединенного польско-литовского государства Речи Посполитой и лишь в середине 17–18 вв. оказалась вновь надолго присоединена к русским. Восточные славяне сумели полнее, чем славяне балканские (находившиеся то под греческим духовно-интеллектуальным, то под османским военно-административным давлением) и значительная часть германизированных славян западных, сохранить черты своей традиционной культуры, ментально-психического склада (ненасильственность, толерантность и др.).

Значительная часть славянских этносов, жившая в Восточной Европе от Ядрана до Балтики – это были частично западные славяне (поляки, кашубы, словаки) и частично южные (хорваты) – в эпоху средневековья образовала свой особый культурно-исторический ареал, тяготеющий к Западной Европе более, чем к южному и восточному славянству. Этот ареал объединил те славянские народы, которые приняли католицизм, но избежали активной германизации и мадьяризации. Их положение в славянском мире сходно с группой небольших славянских этнических общностей, которые объединили в себе черты, присущие восточным славянам, с чертами народов, живущих в Западной Европе – как славянскими (поляками, словаками, чехами), так и неславянскими (венграми, литовцами). Это постепенно выделившиеся от иных этносов лемки (на польско-словацком пограничье), русины, закарпатцы, гуцулы, бойки, галичане на Украине и чернорусы (западнобелорусы) в Белоруссии.

Сравнительно позднее этническое разделение славянских народов, общность их исторических судеб способствовали сохранению сознания славянской общности. Это и самоопределение в условиях инокультурного окружения – немцев, австрийцев, мадьяр, османов, и сходные обстоятельства национального развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая часть западных и южных славян была в составе Австро-Венгерской и Османской империи, украинцы и белорусы – в составе Российской империи). Уже в 17 в. среди южных и западных славян появилась тенденция к объединению всех славянских земель и народов. Видным идеологом славянского единства в то время был хорват, служивший при русском дворе, Юрий Крижанич .

В конце 18 – начале 19 в. быстрый рост национального самосознания практически у всех ранее угнетенных славянских народов выразился в стремлении к национальной консолидации, вылившись в борьбу за сохранение и распространение национальных языков, создание национальных литератур (т.н. «славянское возрождение»). Начало 19 в. положило начало и научному славяноведению – исследованию культур и этнической истории южных, восточных, западных славян.

Со второй половины 19 в. стало очевидным стремление многих славянских народов к созданию собственных, независимых государств. На славянских землях начали действовать общественно-политические организации, способствовавшие дальнейшему политическому пробуждению славянских народов, не имевших собственной государственности (сербов, хорватов, словенцев, македонцев, поляков, лужичан, чехов, украинцев, белорусов). В отличие от русских, чья государственность не была утрачена даже во время ордынского ига и насчитывала девятивековую историю, а также болгар и черногорцев, получивших независимость после победы России в войне с Турцией 1877–1878, большинство славянских народов еще только вело борьбу за независимость.

Национальный гнет и нелегкое экономическое положение славянских народов в конце 19 – начале 20 вв. вызвали несколько волн их эмиграции в более развитые европейские страны в США и Канаду, в меньшей степени – Францию, Германию. Общая численность славянских народов в мире в начале 20 в. составляла около 150 млн. человек (русских – 65 млн., украинцев – 31 млн., белорусов 7 млн.; поляков 19 млн., чехов 7 млн., словаков 2,5 млн.; сербов и хорватов 9 млн., болгар 5,5 млн., словенцев 1,5 млн.) В то время основная масса славян жила в России (107,5 млн. чел.), Австро-Венгрии (25 млн. чел.), Германии (4 млн. чел.), странах Америки (3 млн. чел.).

После Первой мировой войны 1914–1918 международные акты зафиксировали новые границы Болгарии, появление многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии (где, однако, одни славянские народы доминировали над другими), восстановление национальной государственности у поляков. В начале 1920-х было объявлено о создании собственных государств – социалистических республик – украинцев и белорусов, вошедших в СССР; однако тенденция к русификации культурной жизни этих восточнославянских народов – ставшая явной в период существования Российской империи – сохранялась.

Солидарность южных, западных и восточных славян окрепла в годы Второй мировой войны 1939–1945, в борьбе с фашизмом и проводившимися оккупантами «этническими чистками» (под ними подразумевалось физическое уничтожение в том числе и ряда славянских народов). В эти годы более иных пострадали сербы, поляки, русские, белорусы, украинцы. В то же время, славянофобы-нацисты не считали славянами словенцев (восстановив словенскую государственность в 1941–1945), лужичан причисляли к восточным немцам (швабам, саксонцам), то есть областным народностям (Landvolken) германской Серединной Европы, а противоречия между хорватами и сербами использовали в своих интересах, поддерживая хорватский сепаратизм.

После 1945 практически все славянские народы оказались в составе государств, именуемых социалистическими или народно-демократическими республиками. О существовании в них противоречий и конфликтов на этнической почве десятилетиями умалчивалось, зато подчеркивались преимущества сотрудничества, как экономического (для чего был создан Совет экономической взаимопомощи, просуществовавший почти полвека, 1949–1991), так и военно-политического (в рамках Организации Варшавского договора, 1955–1991). Однако эпоха «бархатных революций» в странах народной демократии 90-х 20 в. не только выявила подспудное недовольство, но и привела бывшие многонациональные государства к стремительному дроблению. Под влиянием этих процессов, охвативших всю Восточную Европу, в Югославии, Чехословакии и СССР прошли свободные выборы и возникли новые независимые славянские государства. Помимо положительных сторон, этот процесс имел и отрицательные – ослабление существовавших экономических связей, направлений культурного и политического взаимодействия.

Тенденция к тяготению западных славян к западноевропейским этносам сохраняется и в начала 21 в. Некоторые из них выступают проводниками того западноевропейского «натиска на Восток», который наметился после 2000. Такова роль хорватов в балканских конфликтах, поляков – в поддержании сепаратистских тенденций на Украине и в Белоруссии. В то же время, на рубеже 20–21 вв. вновь стал актуальным вопрос об общности судеб всех восточных славян: украинцев, белорусов, великороссов, а также южных славян. В связи с активизацией славянского движения в России и за ее пределами в 1996–1999 было подписано несколько соглашений, являющихся ступенью к образованию союзного государства России и Белоруссии. В июне 2001 в Москве прошел съезд славянских народов Белоруссии, Украины и России; в сентябре 2002 в Москве была основана Славянская Партия России. В 2003 образовалось Государственное сообщество Сербии и Черногории, объявившее себя правопреемником Югославии. Идеи славянского единства вновь обретают свою актуальность.

Лев Пушкарев

Польский народ - один из самых многочисленных и моноэтничных в Восточной Европе.
Его происхождение одновременно просто и имеет множество необычных фактов!
От кого же произошли поляки?

Из ниоткуда и сразу в Средневековье

Поляки, как и прочие славяне, появились на исторической арене чрезвычайно поздно!
Уже давно пал Рим, конники Аттилы отступили за Дунай, а германские племена массово овладели римскими провинциями.
Славян же все еще нигде не видно!
На территории Польши проживали представители лужицкой и поморской культур, которых связывают с венедами.
Еще десять лет назад, венеды прочно ассоциировались со славянами, однако сейчас очевидно, что это была скорее кельтская культура, претерпевшая сильнейшее германское влияние от вандалов и готов, которые жили рядом.

Конец эпохе венедов положили готы , которые высадились на Балтике и огнем и мечом прошли всю будущую Киевскую Русь, истребляя непокорных. Место венедов в Польше заняли вандалы - германцы, виртуозные конники, которые оставались там до времен прихода гуннов.

Безусловно, в крови нынешних поляков немало следов от кельтов-венедов и вандалов-германцев, но основная масса славянского населения проживала где-то восточнее и южнее.
Лишь в 7-9 вв в Польше появляются славяне и за короткий срок занимают огромные территории, так называемой "ползучей миграцией" - небольшими группами земледельцев, они расселяются вдоль рек.
Возможно, ключевую роль в расселении славян в Восточной Европе сыграли авары , которые не только отогнали живших тут германцев, но и принудительно расселяли славян вокруг своей ставки, как буфер на случай нападения.

Легенды же гласят о трех братьях: Чехе, Лехе и Русе , которые разошлись в разные стороны, в поисках владений и Лех ушел на самый север, пока не увидел огромного белого орла. Сочтя это за знак свыше, Лех сделал этого орла своим символом.

В древних книгах пишут, что Норик является матерью и прародительницей всех славянских народов… от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами.»

К 9 веку разнообразные польские племена объединяются под угрозой нашествия с запада и оформляют Польское королевство.
К слову, поляков издревле называли лехами или ляхами , а вот слово "поляк" бытовало одновременно с лехами и происходит от корня "поле", "жители полей", племя полян , которые жили на Киевщине, того же корня.
По каким-то причинам, в русском языке слово ляхи, заменилось на поляки и так дошло до наших дней.
А вот например жителей Новгорода, прочие русские считали родственниками поляков.
"Се бысть ляшского роду" - говорили о них, а наука подтвердила этот довод: черепа новгородцев наиболее схожи с черепами западных, а не восточных славян.

Что говорит наука?

Редкий случай, когда лингвистика и антропология не взаимно усложняют вопрос, а единодушны: поляки- эталонные славяне .
Их язык - занимает центральное положение среди славянских языков, он очень архаичен, несмотря на некоторые звуковые особенности, которые не присущи русскому или чешскому языку.
Если русский язык скорее периферия славянских языков, с огромным числом тюркизмов, а чешский тяготеет к немецкому, то польский, если не прямо выводится из старославянского, как болгарский, то сохраняет за собой право быть одним из базовых для славянской группы .

Поляки - рослые, светловолосые и не массивные

Антропологически, поляки - чрезвычайно близки к ранним славянам. Ранние славяне отличались небольшими размерами черепа, длинноголовостью, узким лицом и крупным носом, умеренно высоким ростом при лептоморфмном (удлиненном) телосложении и светлой пигментацией волос и глаз, несколько меньшей массивностью, чем германцы. Поляки до сих пор сохраняют эти черты в своем этносе, как доминирующие.
Генетика же, отбивается из общего хора и говорит о заметном влиянии на поляков прочих народов!

Кто еще входил в состав поляков?

Несмотря на доминирование гаплотипа R1A, характерное для индоевропейцев сатемной группы (балты, славяне, иранцы), в Польше довольно много носителей гаплотипа R1B.
Это потомки кельтского населения периода венедов.
Скандинавкой I2 , которую можно предполагать памятуя о вандалах и готах, почти не обнаружено.
Встречаются также носители балканских типов, вероятно потомки фракийцев , бежавших от Рима.
Значителен вклад евреев, которые когда-то в Польском царстве были на ведущих ролях и очень мощно "наследили" в польской генетике.
Конечно же велика роль и балтов, которые от литовцев активно расселялись в Польше, во времена Великого княжества Литовского .
Кроме того, нужно сказать и о небольшом татарском вкладе , в польский народ, когда в периоды длительных междоусобиц в Орде, мелкие татарские князьки с удовольствием приходили на службу в Польшу, где было спокойнее и сытнее жить, а татарские сабли были всегда в цене!

Таким образом, поляки - произошли от славян, вернее и являются наиболее "чистым" славянским народом, который в самой малой степени подвергся иноземному вмешательству.

Что интересно, столетиями польская знать культивировала миф, что она произошла не от славян, а от сарматов!
Славянами считались низшие слои, якобы исторически содержащиеся в рабстве, а шляхтичи - это сыновья гордых степняков. Шляхта копировала манеру одеваться и моду восточных народов, какой она казалась в 16-19 вв - вислые усы, шаровары, бритье головы.
Но, наука не видит сколь-нибудь серьезного иранского вклада в генофонд поляков, если скифские и сарматские находки еще можно обнаружить в Польше, то гаплотипы сармат либо отсутствуют, либо растворены в почти 60% типа R1A среди поляков.