Римской волчице как символе города. Статуя Капитолийской волчицы с близнецами. Отрывок, характеризующий Капитолийская волчица

итал.- Lupa Capitolina , англ.- Capitoline wolf

Мифологические источники

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора , смещённого с престола его младшим братом Амулием . Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летний обет безбрачия. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс , от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные и смоковница стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул . Жена его, Акка Ларенция , ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем встретились с дедом Нумитором , Фаустул рассказал последнему историю близнецов, после чего Нумитор с помощью внуков убил Амулия и вернул себе царское достоинство, а близнецы были восстановлены в своих правах. Позднее Ромул и Рем решили основать город, и Ромул убил своего брата в споре о месте, которое нужно выбрать для нового поселения. Ромул основал город Рому (Рим) на Палатине, и это место стало вскоре приютом окрестных разбойников, над которыми главенствовал Ромул . Не имея достаточно жён, римляне похитили сабинянок во время спортивных состязаний. После недолгой войны с соседними племенами, римляне заключили унию с сабинянами, приняв имя квиринов: в новом народе женщины (сабинянки) имели равные права с мужчинами (римлянами). Ромул правил над ними 37 лет справедливо и кротко, но потом исчез. Подозревали, что его убили римские сенаторы, но Ромул , явившись во сне римлянину Прокулу Юлию , успокоил общественность, сообщив последнему, что улетел на небо, став богом Квирином (сабинянским Марсом ), который пользовался всеобщим почитанием.

Мифологические аналогии

Халтурный вариант скульптуры

Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и литературе. Так - персидский царь Кир Старший (Куруш ) был воспитан волчицей. От волков изводят себя некоторые монгольские и кавказские племена. История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа», распространённого среди примитивных народов на всех континентах, исключая Антарктиду.

История скульптуры

Считается, что бронзовая скульптура, получившая наименование Капитолийской волчицы, была создана и установлена в Риме по приказу эдилов Квинта и Огульния Галлов в 296 г. до н.э., на деньги полученные от штрафов. Об этом, в частности, сообщает Тит Ливий в книге, называемой ныне «История Рима от основания города»:

«В том же году курульные эдилы Гней и Квинт Огульнии привлекли к суду нескольких ростовщиков; (12) их лишили имущества, и на деньги, поступившие в казну, поставили медные пороги на Капитолии и серебряные сосуды на три престола внутри храма Юпитера, а также изваяние Юпитера на колеснице четверней на вершине его храма, а возле Руминальской смоковницы - изображения младенцев - основателей Города у сосцов волчицы, и, наконец, вымостили тесаным камнем дорогу от Капенских ворот до Марсова храма.» (книга Х, 23, 12)

По сообщению современного российского историка и переводчика Г.А. Тароняна , одни историки считают её архаической этрусской работой первой половины V в. до н.э., другие - архаической греческой работой, некоторые - средневековой работой. В Средние века скульптура была потеряна и заново найдена в земле в начале IX века н.э. на северо-западном склоне холма Палатин в Риме. Её разместили в Lateran Palace.

О месте установки упоминает в хронике X века Бенедикт из Соракта (Benedict of Soracte ). Считается, что иногда у этой скульптуры проводились экзекуции. В по указанию папы Сикста IV скульптура была перенесена в Palazzo dei Conservatori on the Campidoglio. На ксилографии в Mirabilia Urbis Romae (Рим, ) она изображена уже с фигурками близнецов.

В настоящее время скульптура находится в Капитолийском музее и по программе консервации, начатой в –е годы, её экспонирование закрыто.

Копии и иные изображения

Скульптура у башни в Пизе

Большим почитателем скульптуры был итальянский диктатор Бенито Муссолини . Провозгласив себя отцом «Нового Рима», он рассылал копии Капитолийской волчицы. Одна такая копия в г. была установлена в Эден-Парке в Цинциннатти, США. Другая была отправлена в Рим, штат Джорджия, Третья - в Нью-Йорк. В некоторых городах Италии установлены различные реплики или оригинальные скульптуры (Сиенна, Пиза).

С изображениями Капитолийской волчицы происходят различные странности. Так, в самой скульптурной группе Ромул и Рем сосут второй и четвёртый сосцы с левой стороны. На эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме они изображены у первого и четвёртого сосца.

Реконструкция Новой Хронологии

Скульптура Капитолийской волчицы - один из наиболее ярких артефактов так называемой этрусской культуры . Критика традиционных взглядов на историю этрусков и этрусского искусства приведена в 15 главе труда «Империя» . В разделе 9 этой главы авторы указывают, что в соответствии с их реконструкцией, изображение Ромула и Рема , сосущих волчицу, не могло появиться ранее XV века :

«Так что напрасно искусствоведы упорно датируют САМУ ВОЛЧИЦУ пятым веком ДО Н.Э. Она, скорее всего, тоже сделана между 1471 и 1509 годами н.э. Одновременно с фигурками близнецов. А не за две тысячи лет до них.» (Империя , глава 15, раздел 9)

Синусоида Жабинского

«Занимаясь с 1997 г. реставрацией бронзовой волчицы, Карруба обратила внимание, что фигура была выплавлена целиком, а не по частям, как то было принято в античные времена. Древние греки, этруски и римляне не владели технологией плавки по воску, она была придумана позднее, в эпоху Каролингов (VIII-IX вв.), когда появилась необходимость в изготовлении крупных предметов, например, колоколов. Античные скульпторы изготовляли металлические статуэтки отдельными фрагментами, а затем соединяли составные части в единое целое.» «На зарубежных сайтах промелькнула информация, что знаменитая Капитолийская волчица, являющаяся символом Рима, была создана не в V веке до нашей эры, а на несколько столетий позже. К такому выводу пришла специалистка по металлургии Анна Мария Карруба, которая занимается реставрацией статуи с 1997 года. Её датировка поразительно совпала с выводами, сделанными ранее творцами «Новой хронологии» Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко. ... Корреспондент «Правды.ру» обратился за комментарием к Глебу Носовскому.» Г.В. Носовский в своём ответе сообщил: «Капитолийская волчица – это средневековое произведение, выполненное не ранее 15 века, но это не значит, что она была создана через много веков после Рождества Христова, поскольку Рождество Христово, согласно вычисленной нами дате, произошло в 1152 году. И нашу эру называть «после Рождества Христова» – неправильно. Всякая датировка Капитолийской волчицы не является основной и независимой. Это косвенная датировка. Мы не можем её датировать, потому что у «Волчицы» нет абсолютных датирующих элементов. По технологии – тоже косвенная датировка. Однако есть артефакты, несущие датировку сами по себе. Например, египетские и не только зодиаки, где изображена конкретная историческая дата, которую можно высчитать и предъявить. Старые тексты, содержащие некие астрономические сведения. Вокруг этого много спекуляций, потому что идею объяснить просто, а на самом деле выяснить датировку так, чтобы она была независимой и доказанной, очень сложно. Это самая настоящая математика. Что касается выводов, которые мы делаем из доказанных нами дат, здесь мы вправе вторгаться в любую область. Датировка по технологиям не является независимой, потому что она заранее требует определенной шкалы технологии. Все это должно основываться на определенном фундаменте, который мы строим с помощью анализа исторической информации. Такие датировки, как искусствоведческие, по технологиям, они имеют только вспомогательное значение. Мы работаем в той дисциплине, в которой мы являемся специалистами – это историческая хронология, область прикладной математики. И те люди, которые устанавливали нынешнюю общепринятую хронологию в 17-м веке, были математиками. Хронология – это даты, извлекаемые из исторической информации, которую нужно обрабатывать, а это дело математики. Это недоразумение, что хронологию отдали в ведение историков, которые просто ею не занимаются, поскольку у них нет ни соответствующего образования, ни соответствующих методов. У них есть определенная шкала – и они берут её как абсолютную истину. На протяжении уже трех столетий это стало пережитком.»

Ссылки

  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах» ,- СПб, –
  • Плиний Старший «Естествознание. Об искусстве» ,- М.: Ладомир, , 941 с.
  • Тит Ливий «История Рима от основания города, в 3-х томах» ,- М.: Ладомир, , 702+811+798 с.

Вскармливающую молоком двоих младенцев - Ромула и Рема , легендарных основателей города Рим.

Датировка скульптуры, хранящейся в Капитолийскиx музеях , спорна. Статуя длительное время считалась этрусской и датировалась по стилистическим признакам V веком до н. э. Новейшие датировки, сделанные в XXI веке, - по технологии литья, по радиоуглеродному анализу включений и другие указывают на время Высокого Средневековья (XI-XIII века н. э.).

Упоминания сходной статуи, находящейся в Риме , известны еще с времен античности , этот же сюжет изображен на множестве древнеримских монет. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.

История

Впервые Капитолийская волчица упоминается в «Естественной истории » Плиния ; по его словам, скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы. Цицерон пишет, что скульптура располагалась на Капитолийском холме и однажды была поражена молнией; также он упоминает скульптуру «младенца, питающегося молоком волчицы».

Копии скульптуры установлены в США, Испании, Бразилии, Македонии, Румынии, Таджикистане, Швеции (в Миллесгардене (Стокгольм)), Франции (Париж) и других странах.

Пересмотр датировки

В 2006 году Анна Мария Карруба (Anna Maria Carruba ), специалистка по металлургии, реставрировавшая Капитолийскую волчицу, обнародовала свои выводы: по её мнению, скульптуру самой волчицы (не младенцев) не могли сделать раньше VIII-X веков. Дело в том, что в античности не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям, а потом сваривали. Волчица же была изготовлена сразу и целиком.

См. также

  • Химера из Ареццо - другой знаменитый образец этрусской скульптуры.

Напишите отзыв о статье "Капитолийская волчица"

Примечания

Ссылки

  • (итал.)

Отрывок, характеризующий Капитолийская волчица

На другой день свидания Бориса с Ростовым был смотр австрийских и русских войск, как свежих, пришедших из России, так и тех, которые вернулись из похода с Кутузовым. Оба императора, русский с наследником цесаревичем и австрийский с эрцгерцогом, делали этот смотр союзной 80 титысячной армии.
С раннего утра начали двигаться щегольски вычищенные и убранные войска, выстраиваясь на поле перед крепостью. То двигались тысячи ног и штыков с развевавшимися знаменами и по команде офицеров останавливались, заворачивались и строились в интервалах, обходя другие такие же массы пехоты в других мундирах; то мерным топотом и бряцанием звучала нарядная кавалерия в синих, красных, зеленых шитых мундирах с расшитыми музыкантами впереди, на вороных, рыжих, серых лошадях; то, растягиваясь с своим медным звуком подрагивающих на лафетах, вычищенных, блестящих пушек и с своим запахом пальников, ползла между пехотой и кавалерией артиллерия и расставлялась на назначенных местах. Не только генералы в полной парадной форме, с перетянутыми донельзя толстыми и тонкими талиями и красневшими, подпертыми воротниками, шеями, в шарфах и всех орденах; не только припомаженные, расфранченные офицеры, но каждый солдат, – с свежим, вымытым и выбритым лицом и до последней возможности блеска вычищенной аммуницией, каждая лошадь, выхоленная так, что, как атлас, светилась на ней шерсть и волосок к волоску лежала примоченная гривка, – все чувствовали, что совершается что то нешуточное, значительное и торжественное. Каждый генерал и солдат чувствовали свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей, и вместе чувствовали свое могущество, сознавая себя частью этого огромного целого.
С раннего утра начались напряженные хлопоты и усилия, и в 10 часов всё пришло в требуемый порядок. На огромном поле стали ряды. Армия вся была вытянута в три линии. Спереди кавалерия, сзади артиллерия, еще сзади пехота.
Между каждым рядом войск была как бы улица. Резко отделялись одна от другой три части этой армии: боевая Кутузовская (в которой на правом фланге в передней линии стояли павлоградцы), пришедшие из России армейские и гвардейские полки и австрийское войско. Но все стояли под одну линию, под одним начальством и в одинаковом порядке.
Как ветер по листьям пронесся взволнованный шопот: «едут! едут!» Послышались испуганные голоса, и по всем войскам пробежала волна суеты последних приготовлений.
Впереди от Ольмюца показалась подвигавшаяся группа. И в это же время, хотя день был безветренный, легкая струя ветра пробежала по армии и чуть заколебала флюгера пик и распущенные знамена, затрепавшиеся о свои древки. Казалось, сама армия этим легким движением выражала свою радость при приближении государей. Послышался один голос: «Смирно!» Потом, как петухи на заре, повторились голоса в разных концах. И всё затихло.
В мертвой тишине слышался топот только лошадей. То была свита императоров. Государи подъехали к флангу и раздались звуки трубачей первого кавалерийского полка, игравшие генерал марш. Казалось, не трубачи это играли, а сама армия, радуясь приближению государя, естественно издавала эти звуки. Из за этих звуков отчетливо послышался один молодой, ласковый голос императора Александра. Он сказал приветствие, и первый полк гаркнул: Урра! так оглушительно, продолжительно, радостно, что сами люди ужаснулись численности и силе той громады, которую они составляли.
Ростов, стоя в первых рядах Кутузовской армии, к которой к первой подъехал государь, испытывал то же чувство, какое испытывал каждый человек этой армии, – чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества.
Он чувствовал, что от одного слова этого человека зависело то, чтобы вся громада эта (и он, связанный с ней, – ничтожная песчинка) пошла бы в огонь и в воду, на преступление, на смерть или на величайшее геройство, и потому то он не мог не трепетать и не замирать при виде этого приближающегося слова.
– Урра! Урра! Урра! – гремело со всех сторон, и один полк за другим принимал государя звуками генерал марша; потом Урра!… генерал марш и опять Урра! и Урра!! которые, всё усиливаясь и прибывая, сливались в оглушительный гул.
Пока не подъезжал еще государь, каждый полк в своей безмолвности и неподвижности казался безжизненным телом; только сравнивался с ним государь, полк оживлялся и гремел, присоединяясь к реву всей той линии, которую уже проехал государь. При страшном, оглушительном звуке этих голосов, посреди масс войска, неподвижных, как бы окаменевших в своих четвероугольниках, небрежно, но симметрично и, главное, свободно двигались сотни всадников свиты и впереди их два человека – императоры. На них то безраздельно было сосредоточено сдержанно страстное внимание всей этой массы людей.

Капитолийская волчица, вскормившая близнецов Ромула и Рема – легендарных основателей – стала символом Вечного города еще в античные времена. Знаменитую бронзовую скульптуру, почти в натуральную величину (высота – 75 см), сегодня можно увидеть в одном из залов Капитолийского музея – во дворце Палаццо деи Консерватори.

…По легенде матерью Рема и Ромула была Рея Сильвия – жрица Храма Весты, родившая мальчиков от бога Марса.

Мифологический аспект

Весталкой Рея стала не по своей воле, а в результате банального предательства: ее отца Нумитора, стоявшего во главе древнего города Альба-Лонга, сместил с престола младший брат Амулий. Захватив власть, тот не церемонился и с племянниками: сын Нумитора пропал неизвестно куда, а дочь Рея стала жрицей храма, дав обет безбрачия на 30 лет.

За ослушание весталку ждало суровое наказание, а младенцев по приказу царя положили в корзину и бросили в реку Тибр. Однако судьба пощадила малышей: корзина с братьями не потонула, а пристала к берегу у Палатинского холма. Нашедшая Ромула и Рема волчица, вскормила их собственным молоком.

Скульптура волчицы была помещена в Палаццо деи Консерватори в 1473 году

Спустя какое-то время братьев нашел местный пастух и вырастил их как собственных детей. А с годами была восстановлена и справедливость: братья вернулись домой и отвоевали трон для своего деда Нумитора.

Затем последовали долгие поиски свободной земли для нового города, братья рассорились и в горячке Ромул убил Рема. Раскаявшись, Ромул таки основал «Вечный город» (21 апреля 753 г. до н. э) и стал первым царём Рима.

Статуя капитолийской волчицы с близнецами

О статуе Капитолийской волчицы упоминали еще в античные времена. О ней писали древнеримский политик Марк Цицерон, живший в I веке до н.э., и Плиний старший в своих трудах, увидевших свет в 77 году н.э.

Свидетельства древних подтверждают и археологические раскопки. Среди монет Римской империи, иллюстрирующих историю и быт Древнего Рима, есть и такие, где отражена легенда об основании города. Так, волчица, вскормившая своим молоком Ромула и Рема, изображена на древних римских монетах денариях, датируемых 129 г. до н. э.

Древнеримская монета денария с изображением волчицы (129 г. до н. э.)

То изваяние, которое мы видим сегодня, было помещено в Палаццо деи Консерватори по распоряжению Папы Римского Сикста IV в 1473 году. Тогда скульптуру волчицы дополнили мальчики Рем и Ромул. Бронзовые фигурки близнецов были выполнены Антонио дель Поллайоло – флорентийским скульптором и живописцем.

Кстати, во времена Муссолини скульптуре волчицы отводилась особая роль. Для итальянского дуче она была не только символом, но и навязчивой идеей о возрождении Римской империи. Об этом мечтал диктатор, рассылая копии статуи Капитолийской волчицы по всему миру.

Сегодня копии знаменитой волчицы с человеческими детьми можно увидеть в Америке, Японии, Бразилии, Испании, Румынии, Франции, Швеции, Македонии и других странах.

Бронзовые фигурки Рема и Ромула

Дата создания

Долгое время считалось, что скульптуру волчицы создали этруски, которые жили на территории Апеннин задолго до основания Древнего Рима. Предполагалось, что изваяние появилось в V в. до н.э.

Но во время реставрационных работ и исследований, проведенных в 2006 г., выяснилось, что статуя была создана гораздо позднее – в 1021-1153 гг. Как пояснили ученые, статую создали не частями и сварили, как практиковалось в античные времена, а сразу и целиком, что стало возможным лишь в период Средневековья.

Высота бронзовой скульптуры - 75 см

Часы работы и как добраться

Оригинальную бронзовую скульптуру Капитолийской волчицы можно увидеть в одном из залов Капитолийского музея, расположенном по адресу: Площадь Капитолия, 1 в Риме (Piazza del Campidoglio).

Музей находится на Капитолийском холме в здании Палаццо деи Консерватори – в двух шагах от и Площади Венеции. От Колизея прогулка пешком займет около 20 минут.

Чтобы добраться до Палаццо деи Консерватори на метро, нужно выйти на станции Colosseo. Статью, посвященную Римскому метрополитену, с картой и всеми его особенностями, .

Палаццо деи Консерватори

Чтобы добраться до Палаццо деи Консерватори на автобусе, следует воспользоваться маршрутами №№ 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810. Нужная остановка – Ara Coeli-Piazza Venezia. Ходит сюда и трамвай №8, выйти нужно на конечной остановке Venezia.

Часы работы:

Музей работает ежедневно с 9:30 до 19:30; исключения – 24 и 31 декабря: 9:30 – 14:00. Посетителей прекращают пускать за час до закрытия.

Цена билета:

Комплексный билет – 15 евро, льготный – 13 евро.

Капитолийская площадь на Капитолийском холме в Риме

Напоследок

Выйдя из музеев, обязательно прогуляйтесь по дворцовой площади (Piazza del Campidoglio), расположенной в центре Капитолийского холма. Не зря ее обустройством и дизайном занимался сам Микеланджело. Пройдитесь по лестнице Кордоната и почувствуйте ее величие, которое подчеркивают огромные статуи Кастора, Поллукса и гранитные египетские львы. Ну а если захотите взять от Рима больше, обязательно воспользуйтесь нашим . Приятной Вам поездки.

Лестница Кордоната, ведущая к Капитолийской площади

Photos by: Joao Mourao, Archaeology Archive Project , Christian Vilar, Fr Lawrence Lew, O.P., Jorge Marco, ClemetNic, tito_labieno.

«Всякая доктрина проходит три этапа: сначала ее атакуют, объявляя абсурдной; потом допускают, что она очевидно справедлива, но незначительна. Признают, наконец, ее истинную важность, и тогда ее противники, оспаривают честь ее открытия»

У.Джеймс

История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа». И это имеет свое ясное объяснение в теории пяти глобальных катаклизмов, одна из которых, произошла под зодиакальным знаком Близнецов. Легенда о Ромуле и Реме сообщает, что их мать - Рея Сильвия была дочерью царя Альба-Лонги, Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Чтобы у Нумитора не было законных наследников престола, его дочь Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на тридцатилетний обет безбрачия. Но на четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия родила двух братьев . Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Вот как об этом рассказывает Тит Ливий: «Весталка сделалась жертвой насилия и родила двойню, отцом же объявила Марса - то ли веря в это сама, то ли потому, что прегрешенье, виновником которому бог, - меньшее бесчестье.

Однако ни боги, ни люди не защитили, ни ее самое, ни ее потомство от царской жестокости. Жрица в оковах была отдана под стражу, детей царь приказал бросить в реку. Но Тибр как раз волей богов разлился, покрыв берега стоячими водами, - нигде нельзя было подойти к руслу реки, и тем, кто принес детей, оставалось надеяться, что младенцы утонут, хотя бы и в тихих водах. И вот, кое-как исполнив царское поручение, они оставляют детей в ближайшей заводи - там, где теперь Руминальская смоковница (раньше говорят она называлась Ромуловой ). Пустынны и безлюдны были тогда эти места. Рассказывают, что когда вода схлынула, оставив лоток с детьми на суше, волчица с соседних холмов, бежавшая к водопою, повернула на детский плач. Пригнувшись к младенцам, она дала им свои сосцы и была до того ласкова, что стала облизывать детей языком; так и нашел ее смотритель царских стад, звавшийся по преданию, Фавстулом. Он принес их к себе и передал на воспитание своей жене Ларенции .

Иные считают, что Ларенция звалась среди пастухов «волчицей», потому что отдавалась любому, - отсюда и рассказ о чудесном спасении…» . Давайте умножим объем доступной нам информации и изложим дополнительные факты, относящиеся к этой легенде. Античные комментаторы этой легенды сообщают, что корзину с детьми прибило к берегу у подошвы Палатинского холма , где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица , а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис . (В настоящее время принято считать, что бронзовая скульптура, получившая наименование Капитолийская волчица, была найдена в начале девятого века нашей эры в земле на северо-западном склоне холма Палатин в Риме. ) Впоследствии волчица и смоковница стали священными для Рима. (Попутно следует сказать, что смоковница, яблоня, виноградная лоза, гранатовое дерево и пальма, в мировой мифологии служили для обозначения глобальных космических катастроф, связанных с прохождением «кометы-возмездие»)

Ларенция (мать Ларов, богов хранителей домашнего очага), - первоначально богиня Акка Ларенция. Значение названия связано с тем, что Рем и Ромул считались ларами города Рима. Ее прозвище lupa (досл. «волчица»), привело к дальнейшей рационализации мифа. Ведь латинское слово «lupa» в просторечии означает «блудница», «потаскуха», как название «кометы-возмездие». И это срывает покров с тайны легенды о Ромуле и Реме (см. ст. «Ромул»). Ведь название праздника Луперкалии (от лат. lupus-hircus «волк-козел»), во время которого приносили в жертву козлов и коз, имеет рациональное истолкование. Потому что последнее появление «кометы-возмездие» («волчица») в 1528 году до н.э., произошло, когда точка весеннего равноденствия находилась в Овне . Отсюда и народное название праздника - луперкалии («волк-козел»).

Предание гласит, что первоначально холм был назван по аркадскому городу Паллантею Паллантейским, а праздник Луперкалии связан с занесенным из Аркадии культом Ликейского (т.е. «Волчьего») Пана , лесного и пастушеского бога отождествленного с италийским божеством Инуем . А сам грот Луперкалий и смоковница на западном склоне холма Палатин обозначают эпицентр космической катастрофы. Вот что по этому поводу сообщает Плиний Старший: «Почитается смоковница, родившаяся в Риме на самом Форуме, в Комиции, так как там путём совершения священного обряда были захоронены молнии , а особенно в память той смоковницы, которая, кормилица Ромула и Рема, первая дала кров в Луперкале этим основателям державы и которая была названа Руминалис, потому что под ней застали волчицу, кормившую младенцев своей румис (так называли сосцы),— это чудесное событие представлено в изображении из меди, которое посвятили рядом,...» «Naturalis Historiae», (книга XV, глава XX, эпизод 77)

Тит Ливий также сообщает, что эдилы братья Гней и Квинт Огульнии поставили на этом месте изображение волчицы и младенцев. Это событие датируют 296 г. до н.э.: «В том же году курульные эдилы Гней и Квинт Огульнии привлекли к суду нескольких ростовщиков; их лишили имущества, и на деньги, поступившие в казну, поставили … возле Руминальской смоковницы — изображения младенцев — основателей Города у сосцов волчицы, … «История Рима от основания города»(книга Х, 23, 12) Об этом же сообщает и Овидий: « Было там дерево, пень которого цел и поныне. Румина это, она Ромула фигой была» . Цицерон также писал о позолоченной группе волчицы с Ромулом и Ремом, поражённой молнией. Капитолийская волчица служила местом, где совершалось правосудие в Риме. Журналисты после Олимпийских игр в Риме отметили один курьез, связанный с этой скульптурной композицией. На оригинале скульптурной группы Ромул и Рем сосут второй и четвёртый сосцы с левой стороны. А вот на эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме, где Капитолийская волчица являлась талисманом Олимпиады, они изображены у первого и четвёртого сосца. Но при этом никто не заметил, что произошло искажение мифологической информации.

, выкормившая близнецов Ромула и Рема – эпических основателей Рима – превратилась в символ Вечного города еще в античном периоде. На прославленную бронзовую скульптуру, практически в натуральную величину (в высоту – 75 см), в настоящее время возможно посмотреть в одном из залов Капитолийского музея – во дворце деи Консерватори.


…Согласно легенде матерью Рема и Ромула была Рея Сильвия – жрица Храма Весты, которая родила мальчиков от бога Марса.

Мифологический аспект

Весталкой Рея стала не по доброй воле, а из-за элементарного предательства: ее отца Нумитора, являвшегося главой античного города Альба-Лонга, сбросил с престола младший брат Амулий. Присвоив власть, он не щепетился и с племянниками: сын Нумитора исчез непонятно куда, а его дочь Рею сделали жрицей храма, заставив дать обет безбрачия на тридцать лет.

За неповиновение весталке полагалось жестокое наказание, а младенцев по распоряжению царя уложили в корзину и скинули в реку Тибр. Но судьба помиловала малышей: корзину с братьями не утащило на дно, а прибило к берегу у Палатинского холма. Обнаружившая Ромула и Рема волчица, выкормила их своим молоком. Отсюда и пошла Капитолийская волчица.

Через определенное время братьев заметил местный пастух и воспитал их как родных детей. А с годами восторжествовала и справедливость: братья возвратилась домой и отбили трон для своего деда Нумитора.

После имели место длительные поиски свободной земли для нового города, братья повздорили и в пылу ссоры Ромул убил Рема. Сожалея о содеянном, Ромул все же основал «Вечный город» (21 апреля 753 г. до н. э) и стал первым правителем Рима.

Статуя Капитолийской волчицы с близнецами


Капитолийская волчица: статуя

О статуе Капитолийской волчицы имелись упоминания еще в античную эпоху. О ней писали древнеримский политик Марк Цицерон, который жил в первом столетии до нашей эры, и Плиний старший в своих трудах, представленных общественности в 77 году нашей эры.

Свидетельства древних удостоверяют и археологические раскопки. Среди монет Римской империи, отображающих историю и быт Древнего Рима, имеются и те, на которых показана легенда об образовании города. Например, Капитолийская волчица, выкормившая собственным молоком Ромула и Рема, показана на античных римских монетах денариях, датируемых 129 г. до нашей эры.

Та скульптура Капитолийской волчицы, которую можно видеть в настоящее время, была поставлена в Палаццо деи Консерватори по указу Папы Римского Сикста IV в 1473 году. В тот момент скульптуру Капитолийской волчицы дополнили мальчики Рем и Ромул. Бронзовые фигурки близнецов были созданы Антонио дель Поллайоло – флорентийским скульптором и живописцем.


Музей с изваянием Капитолийской волчицы располагается на Капитолийском холме в здании Палаццо деи Консерватори – в шаговой доступности от Римского Форума и Площади Венеции. От Колизея пеший променад отнимет примерно двадцать минут.

Чтоб доехать до Палаццо деи Консерватори на метро, надо сойти на станции Colosseo.

Публикацию про Римский метрополитен, с картой и всеми его особенностями, возможно отыскать тут.

Чтоб доехать до Палаццо деи Консерватори на автобусе, нужно использовать маршрутами №№ 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810. Необходимая остановка – Ara Coeli-Piazza Venezia. Идет туда и трамвай №8, сойти надо на конечной остановке Venezia.

Музей со статуей Капитолийской волчицы открыт каждый день с 9.30 до 19.30; кроме 24 и 31 декабря: 9.30 – 14.00. Посетителей перестают запускать за час до закрытия.