Как зимуют кустарники. Подготовка сада к зиме: какие работы выполнить осенью. Зимовка хвойных деревьев

К зиме готовятся все представители живой природы по-своему. Жизненные формы растений имеют отличия зимовки. Однолетние травянистые растения с наступлением холодов отмирают и оставляют семена, из которых произрастут новые побеги. В свою очередь многолетние травы прячут под землей луковицы, клубни или корни, а наземная часть отмирает. Некоторые виды остаются зелеными на поверхности земли, и зимой снежный покров их скрывает до наступления весны. У них могут развиваться стебли, и расти листья, сильные морозы им не страшны.

На зиму широколиственные деревья и кустарники сбрасывают листья и погружаются в состояние покоя, которое длится до середины, а иногда и до конца зимы. Те деревья, которые имеют толстую кору, хорошо переносят зиму. Почки древесных растений имеют защитные чешуйки и находятся на высоком уровне от земли, что позволяет им переносить даже низкие температуры. Опасность представляется лишь для молодых ветвей. В зимний период времени почки деревьев находятся в состоянии физиологического покоя. Они пробуждаются с наступлением тепла. Ученые объясняют стойкость различных видов флоры тем, что в зависимости от температурного режима у них происходят внутриклеточные изменения.

Зимовка хвойных деревьев

Стоит отметить, что сосновые деревья ведут себя не так, как широколиственные виды. Они переносят любые, даже самые суровые зимы, со снегом и повышенной влажностью. Снежный покров укрывает корни деревьев и лесную подстилку. Негативное влияние для хвои оказывает не мороз, а отсутствие влаги. В холодное время года ствол и корни сосновых деревьев «спят», но им требуется влага, которая накапливается в хвоинках. Они покрыты специальной защитной пленкой, что предотвращает лишнее испарение воды. Это позволяет им менять листья постепенно в течение длительного времени. Также устьица запечатываются специальным веществом, поэтому хвоя не погибает даже при самых низких температурах. В зимнее время вода из корней плохо поступает к веткам и другим частям, и если на ветвях нет иголочек, то они могут сломаться.

Что касается иных видов растений, то некоторые из них могут зимовать с зелеными листьями. Это , вереск, зимолюбка, грушакнка и линнея северная. В результате не снег самый негативный фактор зимой, а морозы и недостаточная влага, но все растения имеют возможность нормально переносить холодное время года без проблем.

Разделы: Начальная школа

Цель : познакомить учащихся с особенностями жизни растений зимой.

Задачи :

  1. расширить знания учеников о жизни деревьев, кустарников, трав в зимний период;
  2. развивать умение группировать, наблюдать, делать выводы, работать с учебником и рабочей тетрадью;
  3. воспитывать бережное отношение к природе, интерес к окружающему миру.

Оборудование : учебник, тетрадь, лупы, веточки тополя с почками.

1. Организационный момент.

Приветствие.

2. Постановка проблемы.

На доске прикреплены картинки деревьев, кустарников и трав, временно закрытые.

Учитель загадывает загадку: Дышит, растёт, а ходить не может.

Дети отвечают: Растение

Учитель . Почему так решили?

Дети . Растения дышат, растут, питаются, размножаются и умирают.

На доске появляются карточки с этими словами.

Учитель . Что ещё скажете об этих предметах?

Дети . Это живая природа.

Учитель . Значит, разговор пойдёт о живой природе – растениях.

На доске открываются картинки.

Учитель . Рассмотрите всё внимательно. Какие мысли у вас появились? Какую работу предлагаете выполнить?

Дети . Можно разделить на группы.

Учитель . Какие, и как их определить?

Дети . Одна группа - деревья, у них один ствол и он толстый. Другая – кустарники, у них несколько стволов. Остались травы, стебли у них тонкие, их не всегда видно из-под снега.

Дети выходят к доске, выделяют группы и называют растения.

Игра на внимание.

Деревья - хлопаем, кустарники - топаем, травы – прыгаем.

Учитель . Хотите узнать, что происходит с растениями зимой?

Дети . Да.

3. Работа по теме урока.

Учитель . Где мы наблюдали за растениями?

Дети . На экскурсии в зимнем лесу.

Учитель . Что скажите о деревьях?

Дети . Лиственные деревья стоят без листьев. На рябине есть плоды. Они укрыты снегом, чтобы было тепло. А хвойные деревья стоят с иголками и тоже в снегу.

Учитель . А как выглядят кустарники?

Дети . Они тоже стоят без листьев. Торчат из-под снега верхушки. Им тепло, их укрыл снег.

Учитель . Что ещё мы наблюдали?

Дети . Когда лопатой разгребли снег, то под снегом увидели сухую траву, иголки от хвойных деревьев, сухие веточки с семенами и зеленые листики.

Учитель . Какое это было растение?

Дети . Это была кислица или заячья капуста. (Картинка на доске ).

Учитель . Все ли травы умирают на зиму?

Дети . Нет.

Учитель . Почему?

Дети . Их укрыл снег и им тепло под ним

Учитель . Вы правы, но точнее будет так: между снежинками есть воздух, а он, как известно, хорошо держит тепло. Почему под снегом листики остались зелёными?

Ответы детей: Тепло. Не знаю.

Учитель . Зелёные они потому, что строение их листа необычное, и зеленый цвет остается до весны.

4. Работа с книгой (с. 42-43)

Учитель . Рассмотрите иллюстрацию. Похоже ли это на нашу природу?

Дети . Да.

Учитель . Что делает папа Маши и Миши?

Дети . Он стряхивает снег с плодовых деревьев.

Учитель . Зачем?

Дети . Если будет много снега на ветках, то они могут сломаться.

Учитель . Почему вы решили, что это плодовые деревья?

Дети . На них нет листьев. Когда мы были в гостях у Маши и Миши осенью, то видели деревья с яблоками.

Учитель . Погибают ли лиственные деревья на зиму?

Ответы детей:

Да. Потому что им нет питания. Ведь земля замёрзла.

Нет. Они засыпают на зиму, а весной проснутся, и появятся листочки.

Учитель . Деревья засыпают на зиму, как животные. Они приспособились к этому, а вот как, мы с вами понаблюдаем. Возьмите со стола веточки тополя, сначала девочки, а потом мальчики. Рассмотрите их. Что можете сказать?

Дети . На ветках почки.

Учитель . Оторвите чешуйки почки. Возьмите лупу и рассмотрите, что находится под чешуйками Что теперь видите?

Дети . Внутри маленькие зелёные листики.

Учитель . Какой вывод сделаете?

Дети . Деревья на зиму не погибают. Они спрятали будущие листики под чешуйки.

Учитель . Когда появилась эта почка?

Ответы детей:

Не знаю.

Учитель . Ранней весной почка раскроется, появятся листочки. Они растут и почка растет. К зиме она вырастает и имеет вот такой вид.

5. Работа в тетрадях.

Учитель . В учебнике на с. 42 мы видим рисунок почки. В тетрадях на с. 31 выполните задание № 30: нарисовать и раскрасить почку.

6. Итог.

Чем полезным занимались?

Какие знания помогли нам в работе?

Что новое узнали?

Что особенно понравилось?

Как зимуют деревья и другие растения: познавательные рассказы и сказки о деревьях зимой для детей, наблюдения за деревьями в природе, видео для детей.

Как зимуют деревья?

Идет последний месяц зимы. На дворе — морозы. Люди переоделись в теплые зимние куртки, шубы, дубленки. Звери тоже ходят в лютую стужу в теплых зимних шубах. А как же деревья? Есть ли у них шубы? Оказывается, есть! Гуляя с ребенком на улице, подойдите к деревьям, погладьте их кору и расскажите о том, какие необычные невидимые для нас шубы носят деревья зимой! 🙂

Как зимуют деревья: Есть ли у деревьев зимние шубы?

Зимой все деревья спят. Они перестают питаться и расти. Во «сне» расходуется меньше питательных веществ и тепла, что помогает деревьям выжить в холодные суровые зимы.

Готовятся ли деревья в зиме? Конечно!

Во-первых, летом все деревья приготовили себе теплые «шубы». Что это за шубы? «Шуба» для дерева — это пробковая ткань под корой, которая не выпускает тепло из дерева и не пропускает воду и воздух. Именно такая «шуба» не дает дереву замерзнуть даже в самые сильные морозы.

Во-вторых, осенью деревья сбросили с себя листья. Опавшие листья на земле легли как теплое одеяло и защитили корни деревьев от вымерзания – согрели их.

Откуда берутся трещины на коре деревьев?

Наверное, все вы видели трещины на деревьях. Рассмотрите их с ребенком. Интересно, откуда они берутся?

Причина проста. Наступит зимой неожиданная оттепель, а ночью вдруг грянет сильный мороз. И «шубы» деревьев охлаждаются и сжимаются — «съёживаются» и … рвутся. Эти трещины остаются на дереве на всю его жизнь.

Может ли мороз убить дерево?

Порассуждайте с ребенком на эту тему, выслушайте его предлоположения. А потом прочитайте ответ на этот вопрос, которые Вы найдете в рассказе В. Бианки

В. Бианки. Лес зимой

Может ли мороз убить дерево?

Конечно, может.

Если дерево промёрзнет всё насквозь, до самой сердцевины, - оно умрёт. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью - молоденьких. Пропали бы и все деревья, если б каждое дерево не хитрило, чтобы сберечь в себе тепло, не допускать мороз глубоко внутрь себя.

Кормиться, расти, производить на свет потомство - всё это требует большого расхода сил, энергии, большого расхода своего тепла. И вот деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти, не тратят силы на размножение. Становятся бездеятельными, погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий живую плоть растения от мороза. Всё лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую пробковую ткань - мёртвую прослойку. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в её порах и не даёт источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нём пробковый слой, вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями.

Мало и пробкового панциря. Если лютый мороз сумеет и под него пробиться, он встретит в живом теле растения надёжную химическую оборону. К зиме в соках деревьев откладываются различные соли и крахмал, превращенный в сахар. А раствор солей и сахара очень холодоустойчив.

Но самая лучшая защита от морозов - пушистое снежное покрывало. Известно, что за­ботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

Нет, как ни лютуй мороз - не убить ему нашего северного леса!

Выстоит наш Бова-королевич против всех бурь и буранов.

Спросите детей после чтения рассказа:

  • Как деревья «обманывают» морозы? Как они к ним готовятся?
  • Какие деревца больше боятся морозов – молоденькие тонкие или старые и толстые? Почему? Очень важно чтобы ребенок понял логические причинно-следственные взаимосвязи, и мог объяснить причину. А не просто запомнил «правильный ответ».
  • Что самая лучшая защита от морозов? Как люди помогают кустам и деревцам пережить лютую зиму? А твои бабушка и дедушка на даче помогают перед зимой растениям — готовят их к зимовке? Как?

Видео для детей о жизни деревьев зимой

По материалам моей статьи есть видео. Совершенно случайно я нашла его в интернете. Согласия на создание этого видео у меня не брали, авторство тоже не указали, но видео получилось интересным для детей, поэтому я решила выложить его в статье. В видео — чтение моего рассказа о деревьях (который вы прочитали выше) дано в сопровождении картинок.

Кто как зимует: как зимуют травы?

Травы бывают однолетние и многолетние. Однолетние растения осенью дают семена и погибают. А многолетники готовятся к зиме. Они накапливают в корневищах «еду» на зиму. И прячутся под толстым слоем пушистого белого снега – там и зимуют. Снег для них как пушистый теплый ковер, который согревает травы и не дает им замерзнуть. Когда весной снег растает, он напоит землю, и травы будут снова хорошо расти.

Некоторые растения сохраняют на зиму листья. Например, брусника зимует под снегом с зелеными листочками. Клюква тоже зимует даже вместе с ягодами. И весной можно собирать перезимовавшие ягоды клюквы. Говорят, что они очень сладкие.

Послушай, как разговаривали друг с другом зимой под снегом Брусника и Клюква.

Э. Шим «Брусника и Клюква»

А у меня-то, у Брусники, что есть! Под снегом я и листочки зелёные до весны сберегла, и даже - хи-хи! - ягодки…

Подумаешь, ягодки! Сморщенные, кислые.

Да ведь весной и такие редкость!

Ничего не редкость. Вот у меня, у Клюквы, полно ягод под снегом сохранилось. И не твоим чета: крупны, сладки, нежны… Ещё лучше, чем осенью!

Трудно зимой лесным жителям. Вот и зайчик мечтает о зеленой травке и сочных листочках. А где же их зимой найти можно? Догадался? Хочешь узнать? Секрет нам расскажет мышка – полёвка. Послушай, как она разговаривала с зайчиком в зимнем лесу.

Н. Сладков. Заяц и полёвка

Зайчик - Мороз и вьюга, снег и холод. Травку зелёную понюхать захочешь, листиков сочных погрызть - терпи до весны. А где ещё та весна - за горами да за морями…

Мышка - Не за морями, Заяц, весна, не за горами, а у тебя под ногами! Прокопай снег до земли - там и брусничка зелёная, и земляничка, и одуванчик. И нанюхаешься и наешься.

Травы — самые юные и молоденькие зимовщики! Прочитайте детям рассказ о том, как молоденькие зимовщики живут зимой

В. Бианки «Молоденькие зимовщики»

Деревья и многолетние травы приготовились к зимовке. А однолетние травы уже рассеяли свои семена.

Но не все однолетники будут зимовать в виде семян. У некоторых они уже проросли. Очень много однолетников-сорняков взошло на перекопанных огородах. На голой тёмной земле видны розеточки выемчатых листочков пастушьей сумки, и похожие на крапиву пушистые листики пурпуровой яснотки, и крошечная пахучая ромашка, и анютины глазки, и ярутка, и, конечно, назойливая мокрица. Все эти растеньица собираются зимовать, прожить под снегом до следующей осени.

Сказки и рассказы о деревьях зимой

Почему у деревьев к зиме опадают листья?

Очень необычный и очень поэтический ответ на этот вопрос Вы найдете в замечательном мультфильме, сделанном детьми по мотивам датской легенды.

Павлова Н. Деревья зимой. Рассказ

Всё зелёное, что так радовало глаз весной и летом, исчезло или спрятано глубоко под снегом.

Сосны, ели да оголённые кроны спящих лиственных деревьев — вот и всё, что можно сейчас наблюдать из растительного мира. Ну, что же! И это лучше, чем ничего.

Если приятно увидеть липу, клён или дуб летом, вдвое приятнее узнать их при встрече зимой. Узнать издалека, как узнаёшь старого знакомого по походке, по какому-нибудь одному ему свойственному жесту.

Вот вдали дерево, у которого все ветки изогнутые, плавно-округло изогнуты — в середине прогибаются книзу, наверху опять поднимаются. Это липа. Можно проверить, на ней или под ней на снегу, наверное, ещё сохранились крылатые липовые орешки.

А вот мощное дерево с засохшими листьями на верхушках ветвей. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить всю листву до морозов, и убитые листья остаются на ветвях.

А это небольшое дерево издали узнать, может, и не так легко, но вблизи уже не ошибёшься: ни у одного другого нет таких маленьких чёрных шишечек, как у ольхи.

А у ясеня на ветвях висят целые грозди длинных узких плодов-крылаток. Благодаря этим длинным крылаткам ясень не спутаешь с клёном. А так у них есть общая черта, которая у других наших деревьев не встречается: все ветки у них расположены попарно.

Это самый хороший признак для того, чтобы отличить клён. Ведь разных клёнов в садах и парках очень много, и листья у них до того разнообразные, что иной раз не хочется верить, что это всё клёны.

Но стоит только посмотреть, как сидят эти листья, как расположены ветки, чтобы убедиться.

Вот парочка молодых побегов, над нею наперекрест вторая, выше, опять наперекрест…

Да, это клён несомненно!

А вот дерево…

Впрочем, каждый сам по-своему может научиться узнавать деревья и кустарники зимой. Это нетрудно, ведь у них сохранилось столько примет!

А теперь хочется дать ещё совет тому, кто соскучился по красоте природы, кто жаждет вновь пережить радость, восторг и изумление.

Горячо советую встать на лыжи и отправиться в молодой еловый лес.

Никакими словами не передать очарования совершенно преображённого снежной скульптурой сказочно великолепного волшебного леса.

Это не передать. Это надо увидеть самому.

Сказка «Дерево». Г. Цыферов

» Дружил Медвежонок с деревом. Однажды Дерево сказало ему:

— Скоро осень.

— А как ты догадался, — удивился Медвежонок, — ведь у тебя и глаз нет?»

Остановите чтение рассказа и спросите малыша, откуда дерево узнало, что наступила осень и скоро будет зима? Как оно это могло почувствовать, если у него нет глаз?

А потом прочитайте ответ Дерева:

«Зато я всё чувствую, — ответило Дерево. — Раньше я держало в зелёных ладошках горячие солнечные лучи, теперь я чувствую: они стали холодными».

Спросите у малыша, что за зеленые ладошки есть у деревьев? Как же они чувствуют, что скоро будет зима и пора к ней готовиться? (день становится короче, воздух холоднее)

Как зимуют деревья: наблюдаем деревья на прогулке с детьми

Зимой очень удобно рассматривать деревья. Вот несколько идей для наблюдений с детьми:

Наблюдение 1. Деревья и кусты. У деревьев один ствол — большой, мощный, он начинается от корней у земли и идет вверх до ветвей. А чем от деревьев отличается куст? У куста несколько стволов как будто толстые ветви из земли торчат. Найдите с ребенком несколько деревьев и несколько кустарников во дворе и в парке. Назовите их ребенку.

Наблюдение 2. Крона деревьев и их кора. Как отличить деревья зимой друг от друга, когда на них нет листьев? По кроне или по коре. Например, крона березы отличается тем, что у нее веточки висят вниз — «крона повислая». А у дуба крона раскидистая, другой формы — как шатёр, купол, ветви толстые, извилистые. Кора у деревьев тоже разная — погладьте ее, рассмотрите внимательнее, расскажите, как по коре можно узнать, какое это дерево (дуб, береза, рябина, липа, тополь). У березы и осины кора гладкая, но по цвету разная. У ели — шершавая. У ясеня — с трещинками. У дуба — толстая, с глубокими трещинами. У сосны — пластинчатая, с как бы отстающими пластинками.

Научить ребенка отличать зимой деревья друг от друга. Вам поможет в этом увлекательная познавательная сказка для малышей Н. Павловой «Зимняя пирушка». А когда дети научатся различать деревья, поиграйте в речевую игру — загадку. Вы описываете дерево (ствол, кору, ветви), а дети отгадывают. Потом дети Вам загадывают свои загадки, а Вы отгадываете.

Н. Павлова. Зимняя пирушка

Заяц все лето кормил хромую белку: озорной мальчишка перебил ей лапку. А когда белка поправилась, она простилась с зайцем и сказала:

Спасибо тебе, зайчик, спасибо! Смотри никаких запасов на зиму себе не делай. Летом ты меня кормил, зимой я тебя прокормлю.

Но с того дня заяц белку не видел. Последняя трава скрылась под снегом. И остались зайцу, чтобы поглодать, только голые веточки да кора. В непогоду он часто голодал. Тогда он вспоминал белку, и ему становилось веселее: «Стоит мне только ее найти, тогда заживем!»И вот наконец заяц наткнулся на белку. Она сидела на сучке у своего дупла.

Здравствуй, - крикнул заяц, - какое счастье, что я тебя нашел! Ведь как раз сегодня я с утра ничего не ел.

Ладно, ладно, поставлю для друга самовар, - сказала белка. - Вот только принес бы ты мне березовых веток, я бы из них угольков нажгла.

А белка-то хитрила. Ей стало жаль своих запасов. И она нарочно отослала зайца. «Когда-то он еще найдет березку , - думала белка.- Я тем временем потихоньку перетащу все свои запасы в другое дупло и сделаю вид, будто меня куница съела».

Но не успела белка вдеть в иголку нитку, чтобы починить мешок, а заяц тут как тут.

На, получай березовые ветки, хлопотунья!

Да ведь березу-то нетрудно найти , - сказал заяц, - с опушки видно, как березнячок белеется.

Угольки-то у меня будут, а разжечь-то мне их нечем. Принес бы ты мне осиновых веток, я бы из них спички сделала.

Принесу, принесу, хлопотунья, - сказал заяц и помчался.

А белка думает: «Ну, осину -то ты зимой не скоро отыщешь: ведь без листьев все деревья друг на друга похожи, одна березка белая ото всех отличается».

Но не успела белка первую заплату на мешок положить, а заяц уж тут как тут.

На, получай осиновые ветки, хлопотунья.

Быстро же ты обернулся, - сказала белка.

Да ведь осину-то нетрудно найти , - сказал заяц, - осинничек как частокол стоит. Осинки тоненькие, пряменькие, серо-зеленые, а кора у них горькая.

«Это верно», - подумала белка. И давай хитрить дальше:

Самоварчик-то я поставлю, а как я на стол накрою? Ведь стола-то у меня нету. Принес бы ты мне дубовых бревнышек, напилила бы я лесочки, сделала бы дубовый стол.

Принесу, принесу, хлопотунья, - сказал заяц и помчался.

А белка думает: «Ну, дуб -то ты зимой не скоро отыщешь».

Но не успела белка десяти орешков в мешок сложить, а заяц уж тут как тут.

На, получай дубовые бревнышки, хлопотунья.

Быстро же ты обернулся, - сказала белка.

Да ведь дуб-то нетрудно найти , - сказал заяц, -большой, толстый да корявый, а на веточках зимой, как флаги, висят засохшие листья.

«Это верно», - подумала белка. И давай хитрить дальше:

Стол-то я сделаю, а пошаркать его нечем. Принес бы ты мне липовой мочалки.

Принесу, принесу, хлопотунья, - сказал заяц и помчался.

А белка думает: «Ну, липу -то ты зимой не скоро отыщешь!»

Но не успела белка мешок с орехами перевязать, а заяц тут как тут.

На, получай липовую мочалку, хлопотунья.

Быстро же ты обернулся.

Да ведь липу-то нетрудно найти ,- сказал заяц, - у нее каждая ветка посередине прогнулась, будто на ней в этом месте сидел верхом медвежонок.

«Это верно», - подумала белка. И давай хитрить дальше:

Пировать-то мы с тобой попируем, но какой же это пир без музыки? Принес бы ты мне кленовых бревнышек. Сделала бы я из них балалаечку.

Принесу, принесу, хлопотунья,- сказал заяц и помчался.

А белка думает: «Ну, клен -то ты зимой уж не скоро отыщешь!»

Но не успела первый мешок с орехами взвалить на плечи, а заяц тут как тут.

На, получай кленовые бревнышки, хлопотунья.

Быстро же ты обернулся, - сказала белка.

Да ведь клен-то нетрудно найти , - сказал заяц, - у него все прутики сидят парами, вот как человек стоит, руки кверху поднял: тело - это ветка, руки - прутики. Только и загоняла же ты меня, хлопотунья! Ну да ничего, уж для такого праздника стыдно не постараться. Да и лапы у меня большие, крепкие, не чета твоим. Я, когда летом перевязывал тебе лапку, все удивлялся, как такие лапочки могут выдержать твои прыжки?

Тут белка вспомнила, как заяц за ней ухаживал, как все лето ее кормил, и белке стало стыдно. Ей стало так стыдно, что она вся покраснела и из серенькой опять стала рыжей.

Посиди немножко, зайчик, - сказала белка тихо и ласково. - Я все сейчас приготовлю.

И она быстро сделала из осины спички, нажгла березовых углей, растопила самовар, сделала дубовый стол, отшоркала его липовой мочалкой и наставила на него всякой всячины. Всего-всего наставила, как для большого пира. А когда они с зайцем немножко подкрепились, белка наладила кленовую балалайку и заиграла. И тут у них с зайцем такое веселье пошло, что даже все ближние деревья в этот вечер жалели, что у них нет ног, чтобы потанцевать.

Прочитайте эту сказку дома с ребенком, а потом на прогулке найдите те деревья, о которых говорится в сказке. Сможет ли малыш выполнить задания белочки — найдет ли названные ей деревья? Можете распечатать текст сказки и взять с собой на прогулку, чтобы зачитывать фрагменты — как зайка находил разные деревья в лесу.

Наблюдение 3. Покажите ребенку заледеневшие ветви деревьев или кустов (они кажутся стеклянными в некоторые зимние дни). Красиво? Для нас да! Но деревьям не сладко приходится в таком льде! Объясните, что в это время ветви особенно хрупкие. И поэтому легко ломаются. Поэтому в морозные дни нужно особенно бережно относиться к деревьям и кустарниками — их легко сломать.

Наблюдение 4. Рассмотрите пушистое снежное одеяло, которое укрывает дерево и снежные шапки на его ветвях. Полюбуйтесь снежными шапками на деревьях во время снегопада. Поиграйте в игру для развития воображения «На что похожа получившаяся фигура? «

О природе зимой игры, развивающие задания, познавательные рассказы и сказки в картинках Вы найдете в статьях: или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

19.08.2015 4811 0

Цели: обобщить и углубить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников в зимний период; познакомить учащихся с особенностями жизни травянистых растений зимой; учить делать выводы из наблюдений; рассмотреть внутреннее строение почек; развивать речевые умения, внимание.

Оборудование: пакетики, ведерко, лопатка.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодня мы проведем урок-экскурсию в зимний парк. Послушайте, как Виталий Бианки говорит о зиме:

«Всю-то долгую зиму глядишь на засыпанную снегом землю да невольно и задумаешься: что там под ним, под этим холодным сухим морем снега? Осталось ли там, на дне его, хоть что-нибудь живое?»

– А как вы думаете, есть ли жизнь под снегом? (Под опавшей листвой зимуют насекомые, а в норках проводят зиму жабы, ящерицы.)

– А остались ли на дне «снежного моря» травы? Об этом мы узнаем сегодня.

Учитель проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии: при продвижении по маршруту не забегать вперед, но и не отставать, продвигаться парами, разговаривать тихо, не кричать, все время держать друг друга в поле зрения (учитель определяет, кто за кого отвечает во время продвижения по маршруту), во время беседы стоять полукругом на расстоянии вытянутой руки от учителя.

II. Основная часть экскурсии.

1. Б е с е д а «Как зимуют травы».

– Кругом бело, и снег глубок. И грустно было бы думать, что сейчас на земле нет ничего, кроме снега, что все цветы давно отцвели и вся трава засохла.

А ведь так обычно и думают. Да ещё успокаивают себя: «Ну что же, так уж положено природой!»

Как мало мы ещё знаем природу!

Сегодня ясный день. Давайте расчистим снег.

По возможности учитель показывает ученикам, как зимуют многолетние растения: турецкая гвоздика, ирисы, флоксы. Раскопав снег лопаточкой, ученики находят зеленые побеги этих растений.

Если есть возможность, можно раскопать снег в саду или в огороде. Открытием для ребят станет то, что «на дне снежного моря» зеленеют земляника, одуванчик, подорожник, щавель, кошачья лапка, лютик едкий.

– Почему у трав зеленые листья не погибают в зимнюю стужу?

Потому, что под снегом не бывает сильного мороза. Снежная шуба защищает землю от зимней стужи.

Если есть возможность, то учитель знакомит с формой зимовки однолетних растений на примере озимых.

– Озимую пшеницу сеют осенью. Вскоре появляются всходы. Пшеница подрастает, кустится и в таком виде перезимовывает под снегом. Весной она продолжит рост и к концу лета принесет урожай.

2. Б е с е д а «Как зимуют кустарники и деревья».

– Какие кустарники и деревья растут в нашем парке?

– Как вы думаете, живы ли эти растения?

– Найдите и соберите оставшиеся семена кустарников и деревьев. Чтобы убедиться, живы ли эти растения, мы посадим их семена в горшочек с землей.

– Обратите внимание на кустарники и деревья. Как они выглядят? Есть ли на них листья?

– Засыпаны ли они снегом?

– Может ли мороз убить дерево?

– Если дерево промерзнет все насквозь, до самой сердцевины, – оно умрет. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью – молоденьких.

– Как живут деревья зимой? Как они защищаются от холода?

– Все лето деревья с усердием запасают в стволах и ветвях соки на зиму. Соки (крахмал) дерева становятся густыми-густыми, и движение соков замедляется. Дерево словно бы засыпает. Создав запасы такого питания, дерево готово выдержать небольшие морозы. Первые морозы закаляют его, делают еще выносливей; сок дерева еще более густеет. И деревья впадают в настоящую спячку, как суслики, бурундуки, сурки. Чем холоднее, тем глубже спячка, покой у деревьев. И дышат деревья зимой в двести-четыреста раз слабее, чем летом.

Учитель читает рассказ В. Бианки «Лес зимой».

«…Деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти… погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья, долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А кстати, сброшенные с ветвей гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

Мало того! На каждом дереве есть панцирь, защищающий растения от мороза. Все лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую ткань – мертвую пробковую прослойку. Воздух застаивается в ее порах и не дает источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нем пробковый слой – вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями... Но самая лучшая защита от морозов – пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа...»

– Остаются ли деревья на зиму без листьев? (Хвойные деревья остаются на зиму с листьями-хвоинками. А лиственные деревья и кустарники сбрасывают листву в период листопада.)

Учитель показывает почки на лиственных деревьях и кустарниках.

– Будущие листья спрятаны зимой в этих почках.

– А как человек может помочь деревьям зимой? (Засыпать приствольные круги снегом.)

3. З а н и м а т е л ь н а я с т р а н и ч к а.

Если позволяет погода, учитель может провести мини-викторину о зимнем времени года.

В о п р о с ы:

1) Какие природные явления можно наблюдать зимой? (Снегопад, метель, изморозь, оттепель.)

2) Что происходит в зимнее время с лиственными деревьями? (Сбросив листву, они засыпают.)

3) А почему не засыпают хвойные деревья? (Смола мешает промораживанию ствола, и в нем сохраняются соки.)

4) А вот кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются лучи снежинок.)

5) Какое хвойное растение является чемпионом по выделению фитонцидов? (Можжевельник.)

– Один гектар можжевельника выделяет 30 кг фитонцидов в сутки. Этим количеством можно уничтожить всех микробов в большом городе.

6) О чем беспокоятся рыбы подо льдом? (Рыбы боятся задохнуться подо льдом. Необходимо делать лунки.)

7) Где зимой прячутся тетерева? (Под снегом.)

8) Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи перебираются поближе к человеческому жилью? (Зимой мало корма в лесу.)

9) Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Нет.)

10) Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Спят в дуплах, пещерах.)

11) Все ли зайцы белы зимой? (Русаки остаются серыми.)

12) Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест.)

13) Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег.)

14) Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку.)

15) С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей.)

16) В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается.)

17) В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри.)

18) С какого числа начинается астрономическая зима и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году.)

19) Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка.)

20) Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед.)

21) Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран.)

22) Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка.)

Учитель подводит итог игры.

III. Итог экскурсии.

– Какие подарки готовит нам каждый год зимушка-зима? (Белый снег, свежий воздух, красоту засыпанных снегом деревьев и др.)

– Как зимуют травы?

– Как зимуют деревья и кустарники?

– Как может человек помочь перезимовать растен

За окном все холоднее, люди надевают теплые куртки. В саду наступает время для защиты растений от морозов! Почему важно знать, как правильно оберегать от холодов растения? В этой статье мы расскажем, какие растения надо защищать от морозов, и когда это лучше сделать, чтобы они хорошо справились с холодным ветром и низкими температурами. На фото можно увидеть, как зимнее покрытие может выглядеть эстетично и даже, в некоторой степени, обеспечить декоративный эффект!

Укрывание растений на зиму позволяет перезимовать наиболее чувствительным видам деревьев и кустарников. Иногда можно встретить мнения, что укрытие от морозов является ненужной процедурой, а иногда даже вредной. Такое предположение возникает, вероятно, из-за ошибок, которые могут быть сделаны в ходе защиты растений от морозов неподходящими материалами или если работы проводятся в неправильное время. Когда же и чем укрыть растения на зиму правильно?

Зимой, замороженная земля не позволяет растению потреблять достаточное количество воды, при этом холодный ветер усиливает эффект холода, в результате растение подвергается замораживанию и пересыханию. Это особенно опасно для вечнозеленых культур. Для защиты от морозов очень важно знать, при какой температуре укрывать растения оптимально, и для каких культур какой вид покрытия лучше. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Какие растения требуют защиты от морозов?

  • вечнозеленые, например, рододендрон, японская вишня, лавр;
  • розы, для которых следует сделать из холмик из почвы или компоста (при этом стараемся избегать торфа);
  • также подлежат укрытию магнолии, жимолость, гортензии садовые;
  • не забывайте о траве, и особенно о японской осоке.

Как защитить декоративные травы?

После того, как декоративные травы осенью отцветут, и начнутся первые заморозки, стоит задуматься, как обеспечить их зимовку. Многие виды требует дополнительного укрывания. Стоит отметить, что в первый год, защиты от морозов требуют практически все вновь посаженные декоративные травы.

Как связать декоративные травы?

Как только мы видим, что стебли и листья декоративных трав начинают чахнуть, следует начинать их подготовку к холодам. Лучше всего, выбрать для этого мероприятия день с сухой и солнечной погодой, если это возможно. В такой день листья травы легче связать в пучки. Если есть уверенность, что стебли декоративных трав сухие, можно переходить к их связыванию. Некоторые снопики надо связать в двух или трех местах, чтобы сформировать правильную форму связки. Правильная связка очень важна, потому что во время ветреной погоды и в морозные дни у некоторых культур отпадают листья, как это часто бывает, например, с листьями гигантского Мискантуса.


Для того чтобы связать листья декоративных трав лучше всего использовать джут или шпагат упаковочный (также это может быть простой шнур). Он прочный и хорошо удерживает связанные стебли, которые под собственным давлением в ветреные дни могут разорвать слабый узел.

Связывание декоративных трав должно быть двойным, как на фото. Очень важно не срезать увядшие листья осенью, так как они обеспечивают дополнительную защиту от мороза.

Кора, торф или лапник?

Если мороз сохраняется в течение более трех дней, целесообразно защитить декоративные травы холмиком из коры. Важно не делать это слишком рано, потому что стебли могут запариться и сгнить, что негативно сказывается на их здоровье и выживании зимой.

Обычно используется сосновая кора или сухой садоводческий торф. Следует рассыпать их вокруг травы и сформировать небольшую горку, которая надежно защищает корневую систему.

Насыпь сосновой коры у корней трав

Ветви и агроволокно

Вечнозеленые декоративные травы (например, осоку японскую или овсяницу) дополнительно стоит укрывать лапником на зиму, то есть ветвями хвойных деревьев или агроволокном. Для укрытия можно использовать только подходящее агроволокно белого цвета. Перед использованием этого материала вечнозеленые травы надо связать, но не слишком сильно, затем покрыть агроволокном и опять обвязать, чтобы сверху не проник снег.

Солома

Еще один материал, который поможет защитить декоративные травы на зиму – это соломенные маты. Маты размещают вокруг снопика и аккуратно привязывают. Для защиты от морозов стоит избегать использования бесцветной пленки, пакетов или мешков от хвойной коры!

Декоративные травы даже связанные в пучки, красиво украсят любой сад. Посыпанные снегом, они создают таинственную атмосферу в саду.

Защита растений в горшках

Защиты зимой также требуют растения, выращенные в горшках. Лучше всего они зимуют в светлом прохладном месте при температуре от 5 °С. Когда нет возможности перенести горшки в комнату, можно заглубить их в землю, предпочтительно в безветренном месте. Если и это сделать нет возможности, следует обеспечить хотя бы очень простую защиту от низких температур. А именно, надо сделать так, чтобы горшки не стояли непосредственно на бетонной или каменной поверхности. Для этого можно подложить под них слой пенопласта толщиной около 10 см, который изолирует горшки от бетона или камня. Такое расположение позволит предотвратить замерзание корней.


Обзор материалов

Для укрытия растений от мороза следует использовать проницаемые материалы. Не стоит использовать пленку или другие водонепроницаемые и воздухонепроницаемые материалы для укрытия, так как это приводит к перегреву растений, потере закалки, и последующему замораживанию. Отсутствие вентиляции также приводит к развитию грибковых заболеваний, поэтому стоит позаботиться о некотором доступе воздуха.

Для зимнего укрытия можно использовать:

  • белое агроволокно толщиной 50 г/м², которым растение обертывается два или три раза;
  • хвою и лапник (ветви) хвойных деревьев;
  • затеняющие сетки;
  • соломенные маты;
  • в некоторых случаях садоводческий торф;
  • листья, которые опадают с деревьев осенью.
Белое агроволокно, связанное декоративной лентой
Фото. Использование агроволокна и сосновой коры. Весь куст обвязываем белым агроволокном и завязываем декоративной лентой, а корни утепляем горкой из сосновой коры.
Фото. Розы, укрытые соломой

Зимой растения рискуют потерять много воды, потому что они не в состоянии получить ее через корневую систему в достаточном количестве, если почва сильно промерзла. Поэтому желательно выполнить мульчирование вокруг растений, тем самым защищая их от замерзания почвы. Можно сделать насыпь из земли, компоста или коры на высоту 20-30 см прямо у основания куста.

Чувствительные к морозу многолетники и небольшие кустарники можно укрыть лапником (ветвями хвойных деревьев). Здесь тоже можно добавить декоративные элементы для улучшения эстетического эффекта. Такие композиции часто становятся не только эффективной мерой зашиты, но и настоящим украшением спящего зимнего сада.


Вечнозеленые лиственные и хвойные породы требуют укрытия в молодом возрасте, особенно от морозных, сухих ветров и солнца, которое создает большие температурные перепады между днем ​​и ночью, что часто проявляется в феврале-марте. Для этого можно использовать веточки хвойных деревьев, агроволокно, солому или гофрированный картон.

Для покрытия не подходит пленка или другой материал, непроницаемый для воздуха, так как она способствует развитию грибковых заболеваний.
Укрывка выполняется после появления небольших заморозков – в ноябре – декабре, в зависимости от климатической зоны.

Высокие кусты (например, магнолии) менее устойчивы к морозу и требуют укрытия, особенно в молодом возрасте. Укрывать весь куст более 1 м в высоту довольно хлопотно. Поэтому, желательно защитить хотя бы основание куста на 30 см в высоту. В случае замерзания во время суровой зимы верхней части куста, основание со спящими почками перенесет морозы без повреждений и даст новые побеги, которые быстро смогут восстановить кустарник. Для этой цели подойдут:

  • древесные опилки;
  • кора;
  • почва;
  • мульча (опавшие листья).

Уход за розами

Для того чтобы укрыть розы на зиму, лучший и самый дешевый способ – это использование земли, которую подгребают в холмики, а затем обкладывают ветками, делая насыпь высотой 20-30 см. Нагребая холмики, следует проявлять осторожность, чтобы не оголить и не повредить корни. Поэтому в том месте, откуда мы берем землю для холмиков, рекомендуется рассыпать хорошо разложившийся навоз крупного рогатого скота, который весной мы покрываем землей, снятой с холмиков. Но для самих холмиков нельзя использовать навоз!

Полезно знать! Невысокие кусты роз можно пригнуть к земле и сверху насыпать горку земли для защиты от морозов.

Чтобы укрыть от морозов розы на штамбе, необходимо связать чашу и аккуратно наклонить ее к земле, затем следует укрепить ее палками, чтобы не распрямилась. После этого чаша (наиболее чувствительная к морозу) укрывается холмиком из земли, компоста, коры или опилок. Толщина холмика должна составлять около 20 см. Для полной гарантии можно также укрыть штамб.


Соблюдение сроков

Когда же и при какой температуре нужно укрывать растения? Срок, когда следует укрывать растения, зависит от климата конкретной местности, он наступает, когда начинаются первые морозы, в среднем – это середина ноября. Нельзя укрывать растения слишком рано, потому что зимнее укрытие поднимет температуру почвы, что может привести к дальнейшей вегетации растений, задерживая их вхождение в состояние зимнего покоя. В этом случае растения могут погибнуть от запревания. Поэтому укрытие нужно делать только тогда, когда наступили регулярные заморозки, и почва замерзла на глубину 3-4 см.

Все что нам пригодится для работ, например, агроволокно, защитные колпачки и другие материалы стоит подготовить заранее, чтобы все было готово и мы не пропустили нужный момент.

Многие виды и сорта растений не устойчивы к морозу и требуют укрытия. Существует много способов защиты, важно только выбрать наиболее подходящий в зависимости от вида насаждений. В дополнение к агротекстилю, также можно использовать другие материалы и сырье, доступные в саду: солома, сухие листья, опилки, ветви хвойных пород, соломенные маты и кора будут пригодны для покрытия от холода.

Важно также не пропустить сроки наступления заморозков, и в то же время не укрывать насаждения слишком рано, чтобы они не вошли в вегетацию и не запрели. Это надо делать, когда появляются первые морозы, а верхний слой почвы замерзает. В ноябре погода иногда играет шутки и, несмотря на несколько более прохладных дней, она также может удивить теплом и солнечными деньками. Поэтому важно дождаться, пока температура (в течение дня) не будет находиться на уровне около -5 градусов в течение нескольких дней подряд.