В чем смысл классической литературы. Классическая литература. Отрывок, характеризующий Классическая литература

Классическая литература

Классическая литература - корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.

Понятие классики в литературе складывается в три последних столетия античности : оно обозначало определённую категорию писателей, которые по не всегда ясным причинам (в силу древности или авторитета в глазах просвещённых людей) считались достойными служить образцами и наставниками во всём, что касается владения словом и получения знаний. Первым классическим автором безусловно считался Гомер . «Одиссея » и «Илиада » уже в классический период развития Греции (V в. до н. э.) считались недостижимой драматической вершиной (понятие «драмы» у древних греков было практически тождественно понятию литературы в целом). В V-VIII веках н. э. сложился канонический список auctores (буквально: «поручителей»), обладающих auctoritas , - текстов, определявших нормы и теории, что передавались в процессе обу­чения. Канон этот не был абсолютно незыблемым; однако в разных школах он варьируется минимально, и ядро его остаётся постоян­ным. По мере приближения к XIV веку возникает тенденция к расширению списка. Наряду с поэтами и прозаиками эпохи Августа в эти перечни включаются писатели более поздних эпох, а также представители язычества и христианства IV, V, а иногда и VI и VIII веков. Все эти «авторы » служат общим, как бы обезличенным достоянием; их постоянно цитируют<, им подражают, их разрезают на сентенции , к ним сочиняют глоссы .

Современный смысл понятия «классическая литература» уходит корнями в Эпоху Возрождения, когда в процессе секуляризации европейской культуры писатели обратили своё внимание на античных авторов. Результатом этого явилась эпоха классицизма в литературе, во время которой писатели подражали греческим драматургам, прежде всего Эсхилу , Софоклу и Эврипиду . Канон классической драмы описан в работе Николя Буало «Поэтическое искусство». С тех пор в узком смысле слова «классическая литература» означает всю античную литературу. В широком смысле слова понятие «классический» стало употребляться по отношению к любому произведению, которое задало канон для своего жанра. Так появилась классика романтизма (Байрон), классика модернизма (Пруст , Джойс), классика массового романа (Дюма), и так далее.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Классическая литература" в других словарях:

    В тесном смысле слова: литература древних греков и римлян. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В тесном смысле: литературы древних греков … Словарь иностранных слов русского языка

    Литература на таджикском языке. Кратко Письменные и устные произведения, составляющие литературу, сложились на территории современного Таджикистана в 16–20 веках. Таджикскую литературу, возможно, более, чем какие либо другие, кроме иранских,… … Википедия

    Литературные произведения, созданные на территории Анатолии, часть культуры Турции. Содержание 1 Древнетюркский период 2 Мусульманский период … Википедия

    Это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Классика (от лат. classicus образцовый) Классика период в истории древнегреческого искусства (V в. до н. э. сер. IV в. до н. э.). Классика в широком смысле «образцовый, показательный, характерный, представительный, типичный». Возникший в… … Википедия

    Классификация … Википедия

    И другие важные поселения классической эры … Википедия

    Классическая культура Веракрус и другие важные поселения классической эры Пирамида ниш, Эль Тахин Серия стенных рельефных изображений с Южного стадиона для игры в мяч в Эль Тахине, изображающая прин … Википедия

    Классическая школа уголовного права направление в уголовно правовой науке, появившееся в XVIII веке. Среди основных положений, выдвигаемых сторонниками данной школы, можно назвать признание уголовного закона единственным актом, который… … Википедия

    Классическая гимназия № 1 имени В. Г. Белинского … Википедия

Книги

  • Русская классическая литература. Разборы и анализы , . Проблема анализа художественного произведения - важнейшая, основополагающая проблема преподавания литературы в школе, особенно в старших классах. «Литературе так же нужны талантливые…
  • Круг чтения. Дошкольная программа. Подготовительная группа. Часть 2. Русская классическая литература , . Книги серии "Круг чтения. Дошкольная программа" представляют собой сборники текстов художественных произведений для чтения детям. Они составлены в соответствии с Федеральным государственным…

Классическая литература – это произведения, считающиеся образцовыми для определенной эпохи. Многие подобные книги включены в обязательную школьную программу, так как считается, что они могут многому научить и рассказать о том, как на самом деле происходила жизнь 2-3, а то и более веков назад.

Классика жанра определяется всем полезным, что может этот жанр принести. То есть, если в произведении «Война и мир», которое считается классическим и входит в школьную программу рассказывается не только о жизни и всем, что происходило в ту эпоху, но и показывает было ли это правильным, значит такая литература в принципе показан для чтения и приносит только пользу.

История классической литературы

Понятие классики в литературе появилось в последние несколько эпох античности, когда оно еще обозначало только писателей, ставших по какой-то причине образцовыми для обычного жителя. Одним из первопроходцев был Гомер, автор известных «Илиады» и «Одиссеи». В 5-8 веке был целый ряд авторов, которые уже сложили определенные понятия в современном мире и являлись классиками по причине написания научных произведений. С каждым веком список пополнялся, в нем начали возникать имена авторов, которых в дальнейшем начали не только регулярно перечитывать, но и цитировать.

Каждый народ имеет век, во время которого созрело наибольшее количество авторов-классиков. Как правило, им следовали и подражали, поскольку считали просветленными. Так ли это на самом деле и что мы будем считать классикой спустя 2-3 века пока неизвестно, но стоит надеяться на то, что плохих произведений и авторов видеть не придется.

Где 17-летней девушке не продали стихи русских классиков, в Ельцин Центре состоялась лекция литературоведа Александра Архангельского. Ее тезисы - в материале URAL.AIF.RU.

На минувшей неделе совпало два события. Во-первых, Роскомнадзор попросили проверить адекватность маркировки произведений классической литературы, чтобы избежать историй, произошедших с 17-летней екатеринбурженкой Алисой. Ей, как уже писал «АиФ-Урал», отказались продавать сборник стихов из-за маркировки «18+». Во-вторых, в Ельцин Центре состоялась лекция Александра Архангельского о важности и ценности классической литературы.

Главный тезис Архангельского: классике все возрасты покорны и лишать этого наследия хоть одного человека, будь то ребенка или взрослого - настоящее безумие. Дело в том, что уровень интереса к классической литературе и без того упал. Виной тому стали неизбежные обстоятельства «современного технологичного общества».

Александр Архангельский известный российский критик, литературовед, писатель и публицист. Автор, ведущий и руководитель программы «Тем временем» на телеканале «Культура». Педагог и составитель школьных учебников, методических пособий, хрестоматий по литературе. Он известен своими лекциями по литературе в лектории «Прямая речь» в Москве , Санкт-Петербурге и Лондоне.

Классика? Что это?

Какая же отечественная литература всё-таки относится к русской классике, что соответствует её канонам? Классика русской литературы - это литературные памятники и произведения искусства, признанные шедеврами мировой культуры. Классическими принято считать произведения, ставшие достоянием традиций (их постоянно цитируют, на них часто ссылаются), обладающие качеством хрестоматийности (их изучают в школе, их должен знать каждый, считающий себя культурным и образованным человеком). Канонические произведения литературы можно отнести к настоящим мировым бестселлерам, потому что на них не спадает спрос из года в год. Классика примечательна тем, что она затрагивает вечные темы, которые волнуют людей во все времена: человек и Бог, жизнь и смерть, любовь и ненависть. Как правило, классические произведения отличают, с одной стороны, от современных, не признанных объектом культурного наследия, и, с другой стороны, от древних, малоизвестных или забытых, не выдержавших испытания временем.

Кто создал фундамент русской литературы?

«Классика не умрет, пока сохраняет свое значение, и бессмертие писателей-классиков символизируют памятники и мемориалы, возводимые в память о них, а также музеи, посвященные им, города, площади и улицы, названные их именами», - уверен господин Архангельский.

Когда писатель становится классиком?

В России понятийные представления о канонах классической литературы начали зарождаться в 19 веке, и лишь с того момента литературу начали почитать. Начало этому процессу было положено в тот момент, когда стали организовывать первые литературные обеды. В Петербурге они имели строго официальный характер и широкую известность. В Москве происходило все наоборот: лишь в узких кругах самые преданные ценители могли быть удостоены приглашения на такого рода мероприятие. Уже к 20 веку стали проводиться первые литературные юбилейные вечера. И первым писателем, в честь которого был назначен этот вечер стал Иван Крылов. После этого сам того не ожидая, он обрел статус великого детского баснеписца.

А перестать быть классиком можно?

«Литературный канон - вещь очень устойчивая. Если человек «пробрался в классики», его оттуда очень сложно прогнать», - иронизирует господин Архангельский, говоря о существующих правилах вхождения в «пантеон».

Чтобы автор стал классиком, в его произведениях что-то должны находить для себя люди, которые возьмутся за его книгу столетия спустя. «Великий» автор сам вписывает себя в традицию, отвечая на вызовы предшественников. А чтобы закрепиться в каноне, ему нужны продолжатели. Литературное признание связано с парадоксом: автор канонического произведения одновременно вписывает себя в традицию и изменяет её.

Кто до сих пор является мэтром классической литературы?

Именно сила, ясность и самобытность ставят в центр канона Александра Пушкина. Он укрепил канон литературы. Более того, при его жизни произошло очень много событий, сделавших из его произведений мировые хиты, ставших достоянием России.

Кто назначает в классики?

В классики назначают далеко не школьные учителя, не составители хрестоматий, не чиновники и не «доминантные структуры» общества. Главное экспертное слово по данному вопросу всегда выносит время. Только люди, читающие классику определяют её статус образно - «наше всё!».

Зачем нам «наше все»?

По мнению Александра Архангельского, классические произведения, необходимые для передачи опыта, культурного наследия вынуждены конкурировать с интернет-контентом и в подавляющем большинстве случаев проигрывают ему. Последствий тому масса, одно из самых заметных - поверхностность мышления и знаний. «Целителями от недуга безграмотности» могут родители и старшие поколения учителей и преподавателей, которые только на своем примере и учитывая свой жизненный опыт должны доносить до своих детей и учеников всю ценность и необходимость изучения классической литературы.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Класси́ческая литерату́ра - корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи.

Общие сведения

Понятие классики в литературе складывалось в три последних столетия античности : оно обозначало определённую категорию писателей, которые по не всегда ясным причинам (в силу древности или авторитета в глазах просвещённых людей) считались достойными служить образцами и наставниками во всём, что касается владения словом и получения знаний. Первым классическим автором, безусловно, считался Гомер . «Одиссея » и «Илиада » уже в классический период развития Греции (V в. до н. э.) считались недостижимой драматической вершиной (понятие «драмы» у древних греков было практически тождественно понятию литературы в целом). В V-VIII веках н. э. сложился канонический список auctores (буквально: «поручителей»), обладающих auctoritas , - текстов, определявших нормы и теории, что передавались в процессе обучения. Канон этот не был абсолютно незыблемым; однако в разных школах он варьируется минимально, и ядро его остаётся постоянным. По мере приближения к XIV веку возникает тенденция к расширению списка. Наряду с поэтами и прозаиками эпохи Августа в эти перечни включаются писатели более поздних эпох, а также представители язычества и христианства IV, V, а иногда и VI и VIII веков. Все эти «авторы » служат общим, как бы обезличенным достоянием; их постоянно цитируют, им подражают, их разрезают на сентенции , к ним сочиняют глоссы .

Смысл понятия

Современный смысл понятия «классическая литература» уходит корнями в Эпоху Возрождения, когда в процессе секуляризации европейской культуры писатели обратили своё внимание на античных авторов. Результатом этого явилась эпоха классицизма в литературе, во время которой писатели подражали греческим драматургам, прежде всего Эсхилу , Софоклу и Эврипиду . Канон классической драмы описан в работе Николя Буало «Поэтическое искусство». С тех пор в узком смысле слова «классическая литература» означает всю античную литературу. В широком смысле слова понятие «классический» стало употребляться по отношению к любому произведению, которое задало канон для своего жанра. Так появилась классика романтизма (Байрон), классика модернизма (Пруст , Джойс), классика массового романа (Дюма), и так далее.

Словосочетания «высокая (или строгая) литература», «литературный верх» не обладают полнотой смысловой определенности. Вместе с тем они служат логическому выделению из всей «литературной массы» (включающей в себя и конъюнктурные спекуляции, и графоманию, и, по выражению американского ученого, «пакостную литературу», какова порнография) той ее части, которая достойна уважительного внимания и, главное, верна своему культурно-художественному призванию. Некий «пик» этой литературы («высокой») составляет классика–та часть художественной словесности, которая интересна и авторитетна для ряда поколений и составляет «золотой фонд» литературы.

Слово «классический» (от лат . classicus – образцовый) используется искусствоведами и литературоведами в разных значениях: классики как писатели античности противопоставляются авторам Нового времени, а представители классицизма (тоже именуемые классиками) – романтикам; в обоих этих случаях за словом «классический» стоит представление о порядке, мере, гармонии. В этом же смысловом русле литературоведческий термин «классический стиль», который связывается с представлением о гармонической цельности и мыслится как своего рода ориентир для каждой национальной литературы (в русской словесности классический стиль наиболее полно воплощен в творчестве Пушкина).

В словочетании же художественная (или литературная) классика содержится представление о значительности, масштабности, образцовости произведений. Писатели-классики – это вечные спутники человечества. Литературная классика являет собой совокупность произведений первого ряда . Она, как правило, опознается лишь извне, со стороны, из другой, последующей эпохи. Классическая литература (и в этом ее суть) активно включена в межэпохальные (трансисторичекие) диалогические отношения.

Поспешное возведение автора в высокий ранг классика рискованно и далеко не всегда желательно, хотя пророчества о будущей славе писателей порой оправдываются (вспомним суждения Белинского о Лермонтове и Гоголе). Говорить, что тому или иному современному писателю уготована судьба классика, подобает лишь предположительно, гипотетически. Автор, признанный современниками, – это лишь «кандидат» в классики. Вспомним, что предельно высоко оценивались в пору их создания произведения не только Пушкина и Гоголя, Л. Толстого и Чехова, но и Н.В. Кукольника, С.Я. Надсона, В.А. Крылова (популярнейшего драматурга 1870–1880-хгодов). Кумиры своего времени – еще не классики. Бывает (и примеров тому немало), что «появляются литераторы, которые художественно-неосмысленным мнением и беспредметно-обывательским вкусом публики поднимаются на несоответственную и не принадлежащую им высоту, при жизни объявляются классиками, помещаются неосновательно в пантеон национальной литературы и затем, иногда еще при жизни (если они живут долго) – бледнеют, отцветают, стушевываются в глазах новых подрастающих поколений». Вопрос о том, кто достоин репутации классика, как видно, призваны решать не современники писателей, а их потомки.

Границы между классикой и «неклассикой» в составе строгой литературы прошлых эпох размыты и изменчивы. Ныне не вызовет сомнений характеристика К.Н. Батюшкова и Б.А. Баратынского как поэтов-классиков, но долгое время эти современники Пушкина пребывали во «втором ряду» (вместе с В.К. Кюхельбекером, И.И. Козловым, Н.И. Гнедичем, заслуги которых перед отечественной словесностью бесспорны, но размах литературной деятельности и популярность у публики не так уж велики).

Вопреки широко бытующему предрассудку художественная классика отнюдь не является некой окаменелостью. Жизнь прославленных творений исполнена нескончаемой динамики (при всем том, что высокие репутации писателей сохраняют стабильность). «Каждая эпоха, –писал М.М. Бахтин, –по-своему переакцентирует произведения ближайшего прошлого. Историческая жизнь классических произведений есть, в сущности, непрерывный процесс их социально идеологической переакцентуации». Бытование литературных произведений в большом историческом времени сопряжено с их обогащением. Их смысловой состав способен «расти, досоздаваться далее»: на «новом фоне» классические творения раскрывают «все новые и новые смысловые моменты».

При этом прославленные творения прошлого в каждый отдельный исторический момент воспринимаются по-разному, нередко вызывая разногласия и споры. Вспомним широчайший диапазон трактовок пушкинского и гоголевского творчества, разительно не похожие одна на другую интерпретации трагедий Шекспира (в особенности «Гамлета»), бесконечно разнообразные прочтения образа Дон Кихота или творчества И.В. Гете с его «Фаустом», чему посвящена знаменитая монография В.М. Жирмунского. Бурю обсуждений и споров вызвали в XX в. произведения Ф.М. Достоевского, в особенности–образ Ивана Карамазова.

Пребывание литературы в большом историческом времени отмечено не только обогащением произведений в сознании читателей, но и серьезными «смыслоутратами». Для бытования классики неблагоприятны, с одной стороны, авангардистское небрежение культурным наследием и произвольная, искажающая модернизация прославленных творений – их прямолинейное осовременивание, с другой стороны – омертвляющая канонизация, догматическая схематизация авторитетных произведений как воплощений окончательных и абсолютных истай (то, что называют культурным классицизмом ). Подобная крайность в отношении классики неоднократно оспаривалась.

В составе литературной классики различимы авторы, которые обрели всемирную непреходящую значимость (Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Достоевский), и национальные классики – писатели, имеющие наибольшую авторитетность в литературах отдельных народов (в России это плеяда художников слова, начиная с Крылова и Грибоедова, в центре которой – Пушкин).