Самый старинный город в беларуси. Самый древний город беларуси. Крупные города Белоруссии

Республика Беларусь имеет древнюю и славную историю, а ее города были основаны еще во времена Древнерусского государства, и являлись важными торговыми, культурными и ремесленными центрами. Несмотря на свое удобное расположение, почти в самом центре Европы, Беларусь еще не до конца раскрыла туристам свой потенциал. Сегодня попытаемся восполнить этот пробел, и перед нами в небольшом туристическом обзоре предстанут самые красивые города этой удивительной и прекрасной республики с таким красивым наименованием «Белая Русь».

Наш топ красивейших городов Беларуси открывает древний город, основанный в 1128 году. Город занимает первое место в республике по количеству исторических памятников и архитектурных достопримечательностей древности.

Объекты исторического наследия являются важнейшими точками в туристических маршрутах. Среди уникальных памятников отметим Старый и Новый замок, Коложскую церковь, возведенную еще в домонгольский период истории Руси.

Примечательно, но в Гродно исторический центр города, гармонично вписавшиеся в современные постройки, остался практически в неизменном виде. А вот среди современных культурно-развлекательных объектов обязательно необходимо посетить большой гродненский зоопарк.

Всему миру город известен тем, что это родина талантливого художника Марка Шагала, и в Витебске множество памятных мест, связанных с жизнью живописца.

К примеру, будущие художники получают образование в художественном училище, которое в свое время основал их знаменитый земляк. А тысячи туристов приезжают, чтобы посетить музей Марка шагала, а также насладиться шедеврами живописи в арт-центре.

Среди исторических зданий сохранились доходные и купеческие дома конца XVIII-XIX веков. Ночью центр Витебска освещен тысячами огней, и, как и днем, это отличное место для пеших прогулок.

Небольшой белорусский городок, основанный в 1223 году, сегодня насчитывает всего 15 тысяч населения, но может гордиться памятниками, которые сохранились в его черте с древнейших времен.

В первую очередь, это Несвижский замок, заложенный в далеком 1583 году князем Радзивиллом Сироткой. Из-за своей уникальности памятник внесен в список наследия ЮНЕСКО. Здесь же можно посетить Фарный костел, а недалеко от города находится средневековый женский монастырь.

Несвиж стоит на берегах реки Уши и его живописные окрестности привлекают тысячи туристов и просто любителей природы. В городе почти нет крупного промышленного производства, поэтому воздух здесь чист и, по заявлениям старожилов, обладает целебными свойствами.

Пинск раскинулся в живописных местах, где речушка Пина сливается с водами Припяти, и одно время, в XII столетии, даже был центром самостоятельного Пинского княжества. А вот упоминания о нем сохранились еще в первый древнерусских летописях.

Этот городок второй по числу сохранившихся памятников старины, и уступает только Гродно. В городской застройке сохранились древние традиции полесских зодчих, а современные здания впитали различные архитектурные стили.

Интересна и планировка улиц и площадей Пинска, сохранившие старую радиально-кольцевую систему, которая сложилась еще в период Средневековья. А вот в советский период новые кварталы размещались вдоль реки Пина.

Заключение

Вот и подошло к концу наше путешествие по прекрасным и удивительным городам Республики Беларусь, и сложно определить какой же из них самый красивый город Беларуси.

Понятно одно, что невозможно в одной статье передать всю прелесть и красоту белорусских городов. Просто советуем посетить Беларусь, и, как говорится, в «живую» соприкоснуться с красотой великолепных белорусских городов. Это позволит вам окунуться в историческое великолепие, а также ощутить дух старины, который притаился среди архитектурных и исторических достопримечательностей белорусских городов.

Место, где расположено Полоцкое городище, было заселено уже в 780 г Первое летописное упоминание о Полоцке относится к 862 г. В середине X в. возникло Полоцкое княжество. Оно занимало территорию в бассейне Западной Двины, верховьях Березины и Немана. Первым известным князем Полоцка, о котором упоминают летописные источники, является Рогволод (Рагвалод)(ум. ок. 978 г.). В 988-1001 гг. в Полоцке княжил Изяслав Владимирович (Ізяслаў Уладзіміравіч), сын Рогнеды Рогволодовны (Рагнеда Рагвалодаўна, Гарыслава) и крестителя Руси Владимира Святославича (Уладзімір Святаславіч), родоначальник династии полоцких князей Изяславичей. В 1003-1044 гг. в Полоцке княжил Брячислав Изяславич (Брачыслаў Ізяславіч). Он значительно расширил территорию Полоцкого княжества и основал город Брячиславль (Браслав). В период правления Всеслава Брячиславича был построен Софийский собор (между 1030—1060 годами), один из самых ранних храмов Древней Руси. Всеслав Брячиславич (Усясла́ў Брачысла́віч) - единственный представитель полоцкой ветви Рюриковичей на киевском великокняжеском престоле (1068-1069). При Всеславе Брячиславиче Полоцкое княжество достигло своего наивысшего могущества.

Памятник Всеславу Брячиславичу, поставленный в 2005 г.

С именем внучки Всеслава Брячиславича Преподобной Евфросинии (Ефрасiння Полацкая) (1110—1173), игумении Полоцкой, связано основание Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря (Спаса-Еўфрасіннеўскі манастыр).

Памятник Преподобной Евфросинье (2000 г.) в центре Полоцка.

Вход в Спасо-Ефросиньевский монастырь. Надвратная звонница.

Вид на звонницу из монастыря.

В 1161 г. усердием св. Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский храм (Спаса-Праабражэнская царква) - наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества. Его строителем был зодчий Иоанн.

Внутри храма прекрасно сохранились фрески XII в. Кстати полоцкие Спасо-Преображенский и Софийский соборы включены в предварительный сипсок Беларуси для дальнейшего включения в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Рядом со Спасо-Преображенским храмом находится Евфросиниевская трапезная церковь (Еўфрасіннеўская трапезная царква), построенная в середине XIX в.

Самым же главным собором монастыря является пятиглавый собор в неовизантийском стиле - Крестовоздвиженский (Крыжаўзвіжанская царква), построенный в 1893-1897 гг.

Внутренний двор монастыря.

Недалеко от монастыря в 2009 г. был установлен памятник святителю Николаю Чудотворцу (Мікалай Цудатворац).

Здание Полоцкого государственного лесного колледжа (Полацкі дзяржаўны лясны каледж) - бывшее Спасо-Евфросиньевское женское епархиальное училище.

Долина реки Полота (рака Палата).

Вал Ивана Грозного, сооружённый в XVI в.

Дом на ул. Евфросиньи Полоцкой.

Груупа зданий на этой же улице рядом с пл. Свободы.

Площадь Свободы (плошча Свабоды).

Памятник героям Отечественной войны 1812 г. (Помнік героям Айчыннай вайны 1812 года).

Памятник полоцкому студенту (2010 г.), установленный во дворе Полоцкого университета (Полацкі дзяржаўны ўніверсітэт)

Историко-фиологический факультет университета расположился в зданиях бывшей иезуитской академии.

Пожалуй, самое изящное здание в Полоцке - это Софийский кафедральный собор (Сафійскі сабор), построенный первоначально между 1030—1060 гг., разрушенный в 1710 г. и восстановленный в середине XVIII в. в стиле виленского барокко.

Оригинальное здание собора не сохранилось, остались его фрагменты: остатки нижних стен и столпов, и апсид высотой около 11 метров. Архитектурное решение полоцкого Софийского собора сходно с одноимёнными храмами Киева и Новгорода. Это был пятинефный крестово-купольный храм с княжескими хорами, с выделенной алтарной частью в центральной апсиде с синтроном и с куполом диаметром 5,85 м.

Вид на Западную Двину (Заходняя Дзвіна) со стороны собора.

Вид с Замковой горы на Нижне-Покровскую улицу.

Борисов камень (Барысаў камень). Камень представляет собой валун полевого шпата красноватого цвета неправильной формы и размером примерно 3 метра в поперечнике. На нём выбит четырёхконечный крест на ступенчатом подножии и традиционная для Борисовых камней надпись. Вследствие естественного выветривания полевого шпата, поверхность камня зернистая и неровная, а надпись на нём читается с трудом.

Дома на Нижне-Покровской улице.

Здание быв. лютеранской кирхи (начало XX в.). Сейчас здесь - краеведческий музей.

Ещё домики с Нижне-Покровской.

Купол Богоявленского собора.

Памятник кривичам (2001 г.). Кривичи - это союз восточно-славянских племён, который в VI—X вв. сложился в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Они занимались земледелием, скотоводством, ремеслом. Главными их городами были Смоленск, Полоцк и Изборск. С IX в. они находились в составе Древнерусского государства. В XI—XII веках территория кривичей входила в Смоленское и Полоцкое княжества, северо-западная часть — в Новгородские владения.

Художественная галерея (Мастацкая галерэя).

Здание бывшей Братской школы Богоявленского монастыря (Брацкая школа Богаяўленскага манастыра) XVIII в.

Сейчас в этом здании расположен музей Белорусского книгопечатания (Музей беларускага кнігадрукавання).

Древние города как один из основных видов памятников археологии. Планировочная структура древнего города. Понятие о культурном слое. Полоцк и Туров как центры древнеславянской государственности и культуры. Первые летописные упоминания. Место расположения и история возникновения. Этимология названия. Планировка и застройка древних городов Беларуси. Консервация и реконструкция.

Полоцк и Туров .

Культурный слой - слой земли на месте поселения человека, сохраняющий следы деятельности людей.

Города на территории Беларуси начали возникать в средние века. В большинстве они развивались из бывших городищ, укреплённых поселений и замков. Особенно важную роль в их появлении играли торговые пути. Древнейшими городами Беларуси являются Полоцк, Витебск и Туров .

Самым древним городом Белоруссии является Полоцк (первое упоминание в летописи датируется 862 годом), что находится в устье р. Полоты. Этот город развивался благодаря торговым путям. Наибольшего подъема он достиг X-XII вв., когда был центром Полоцкого княжества. За тысячелетнюю историю статус Полоцка менялся около 30 раз, а сейчас он является одним из городов Витебской области.

Древнейшими культурными памятками города являются Софийский собор (XI в.) и Спасо-Ефросиньевский монастырь (XII в.). Древний Полоцк состоял из трех частей: Верхний замок, Нижний замок и Заполотье. Хорошо сохранились валы Нижнего замка. Верхний замок тоже имел вал с деревянной стеной. Кроме того, крепостная стена состояла из семи башен. Основным типом городской постройки служил наземный деревянный сруб (12-25 м²).

Город Туров, расположений на р. Припять. Он впервые упоминается в письменно источнике в 980 году. Впоследствии город стал центром Туровского княжества. Сейчас это небольшой город в Гомельской области.

Древний Туров состоял из окольного города и детинца. Детинец с юго-востока был окружен оборонительным рвом, наполненным водой. С XIII в. на территории детинца был замок. В современном Турове остались руины древних жилых построек и фундамент церкви XI-XII вв. Эта церковь была самым крупным монументальным сооружением в западной древней Руси (длина 29,3 м; ширина 17,9), но она была разрушена землетрясение 1230 г. По мнению крупнейшего исследователя русских древностей академика А. А. Шахматова , летописное сообщение о князе Туре есть не что иное, как этимологическая легенда, призванная объяснить происхождение названия города Турова .

В IX в. славяне жили уже на всей территории нынешней Беларуси. Стали возникать города с ремесленниками и торговцами. Самым старым белорусским городом считается Полоцк (Полотеск), первое упоминание о котором относится к 862 г. Возник он из городища на реке Полоте. В 980 г. полоцким князем был Рогволод. После его смерти на дочери Рогволода женился новгородский князь Владимир и отдал Полоцк своему сыну Изяславу, от которого началась династия полоцких князей.

Витебск основан в 974 г. киевской княгиней Ольгой. Но изначально он тоже вырос из славянского городища на реке Витьбе. Город был торговый, стоял на водном пути «из варяг в греки».

О Минске впервые упоминается в 1067 г., когда бились князья Ярославичи с полоцким князем Всеславом на реке Немиге.
Произносился он как Меньск, Менеск. Название, видимо, идет от реки Мень, которой давно нет.

О Заславле (Изяславль) говорится в Лаврентьевской летописи (1128 г.): основал его киевский князь Владимир и город назвал именем сына. Город расположен на берегу Свислочи, по ней через реку Березину шел водный путь к Днепру.

С Заславлем связывают имя жены князя Владимира - Рогнеды, дочери убитого им полоцкого князя Рогволода. Вот что пишет Н. М. Карамзин в своей «Истории государства Российского»:
«Рогнеда, названная по ее горестям Гориславою, простила супругу убийство отца и братьев, но не могла простить измены в любви, ибо великий князь уже предпочитал ей других жен, и выслал несчастную из дворца своего». Рогнеда решила убить князя, но тот отослал ее с маленьким сыном в новый город. Она постриглась в монахини. Похоронена в Заславле.

Первое упоминание об Орше (Ръша) относится к 1067 г. Еще в летописях упоминается, что в 1116 г. Орша, выйдя из Полоцкого княжества, вошла в состав Смоленского. Город стоит у слияния реки Оршицы с Днепром.

Логойск (Логожск) возник не позднее 1078 г. В XII в. он - столица удельного княжества.

На территории нынешней южной Беларуси уже в конце I в. возникло несколько довольно крупных по тем временам городов. О Турове впервые упоминается в 980 г. в «Повести временных лет». Ученые расходятся в определении происхождения названия. Одни говорят, что оно идет от имени некоего князя Тура, другие от тура-быка. Расположен Туров на реке Припять и, согласно летописям, в XII в. был хорошо укрепленной крепостью.
Нельзя не вспомнить жителя этого города туровского епископа и проповедника Кирилу (середина XII в.), оставившего нам свои творения. Его притчи; памятник мировой философской мысли. Есть и легенда о возникновении города.
Раньше на этом месте стояли дремучие леса. Припяти совсем не было. Текла через леса большая могучая река Струмень. Теперь от нее и следа не осталось.
И вот в этот край, богатый зверем и рыбой, пришел князь Тур с войском.
Лег он однажды спать на горе. Заснул и видит, будто лежит он на поднятом возу, а вокруг -города. И понял князь; сон вещий. Нужно ставить город. Строительство шло быстро: сначала насыпали толстый слой речного песка, на него мелкого угля в три аршина. Потом сверху положили пласт березовой коры, сверху коры насыпали битых горшков, сверху звериных костей. Все это засыпали рыбьей чешуей и землею. Посредине вырыли колодец.
После Тура, говорит легенда, был князь Комар, после него - княгиня, имя которой забылось. Известно только, что была она великой волшебницей. Когда на Туровщине началась чума, приказала княгиня закопать в землю немого человека, живого бобра и живого медведя. Потом над ними накидали гору, которую назвали Бобруйковой.
Подходили к Туру разные вороги, но колдунья-княгиня была настороже. Пришло раз большое войско, обложило весь Туров. Княгиня сделала щетку из свиной щетины и бросила ее за городские ворота. Врагу показалось, что вдруг вырос высокий камыш. Бросила она куриное яйцо, а врагу показалось, что разлилась могучая река.
Туров был тогда большим городом - стояло в нем сорок пять церквей.

У впадения реки Мухавец в Западный Буг находится город Брест, ранее Берестье. Летописные воспоминания о нем с 1019 г. Был он, несомненно, пограничной крепостью, входил до второй половины XII в. в Туровское княжество, затем в состав Волынского.
По преданию, город возник так. Вез купец свой товар в Литву да завяз в болотах. Не выбраться. Стал он драть бересту и настилать ею гать. А когда, выбравшись, съездил в Литву, поставил на этом месте капличку-часовенку. И начали к той капличке, как к святому месту «на бярэсце» ездить люди. Место было тихое, разным ворогам неизвестное. Оседали потихоньку здесь люди, а постепенно и город заложился.

Жизнь Могилева началась не позднее V в. О названии города существует ряд легенд. Одна из них связана с князем Львом Даниловичем. Другая - с богатырем Машекой, над могилой которого насыпан курган, названный «могилой льва». Об этом написана поэма Янки Кулалы.
Суть легенды такова. На том месте, где теперь Могилев, стоял темный непроходимый лес, от него и Днепру было тесно. Жил в лесу разбойник по имени Машека. Обладал он такой силой, что одной рукой останавливал экипаж, ухватив за колесо; вырывал с корнем могучие сосны. Ходил он в медвежьей шкуре. Народ был тогда не слабосильный, но все боялись Машеку. А какой ужас наводил он на села! Приходил, не таясь, и брал, что ему было нужно. Не раз выходили ловить его целые полки, да где что отыщешь в непроходимом лесу! Но и на Машеку пришла погибель. Чего не могли сделать сотни людей, сделала одна женщина.
Ехала однажды по дороге плетеная бричка, запряженная вось¬мериком. В ней сидели молодой мужчина с миловидной женщиной. Тут вдруг появился на дороге Машека, остановил бричку, убил кучера. Мужчина, сидевший в бричке, с размаху опустил свою саблю на голову Машеке, но она лишь лязгнула о стальной шлем. Машека кулаком пригвоздил мужчину к месту.
Взглянув на женщину, Машека окаменел: это была та, что отклонила его любовь и заставила подружиться с ветром.
Опомнившаеь, он взял женщину на руки и отнес в свою берлогу. Скоро она пришла в себя и стала думать, как ей выбраться. Прикинувшись послушной, она усыпила недоверие разбойника. И вот однажды, когда Машека уснул, она воткнула нож в его горло. Потом выбралась на дорогу, долго шла и, наконец, увидела людей. Место, где закопали разбойника, назвали могилою льва. А когда там вырос город, он стал зваться Могилевом.

Александр Блок писал: «С поля виднеется Пинок, вроде города Китежа...». Действительно, Пинск (Пинеск) бывал в равные времена очень красивым, В летописях он впервые упомянут под 1097 г. Возник из городища на левом берегу реки Пины. В середине XII в. Пинск был крупным торговым городом, а во второй половине века центром Пинского княжества. Через Пинск по реке Пине и по Мухавцу лежал водный путь на запад - в Буг и далее.
Давид-городок лежит на берегах Горыни. Ранее на этой реке было много городов - в летописях они упоминаются, к сожалению, лишь собирательно - «городы Погорынские». По легенде, основал Давид-городок ятвяжский князь, которого при крещении назвали Давидом. Другая легенда говорит, что заложил его волынский каязь Давид Игоревич, внук Ярослава Мудрого в начале XII в. С той далекой поры сохранилось даже городище, называемое Замковой горой. Давид-городок входил в Туровское княжество.

Первое летописное упоминание Слуцка (Случеск) относится к 1116 г., когда Владимир Мономах шел войной на минского князя Глеба. Город стоит на роке Случь.
Город Мстиславль впервые упоминается в XII в. грамоте князя Ростислава Мстиславовича. Ранее входил в состав Смоленского княжества, о 1180 г. - удельный центр. Здесь родился Петр Мстиславец - один из первопечатников. С давних времен остались Девичья и Замковые горы. Мне однажды встретилась забавная пословица, говорящая, видимо, об отчаянности жителей города: «Мстиславцы не помирают на своей лавцы».

Гомель (Гомей, Гомье) впервые упоминается в 1142 г., когда принадлежал черниговскому князю Игорю Ольговичу. Смоленский князь Ростислав Мстиславович, воспользовавшись междоусобицами, захватил его. Потом Гомель часто переходил из рук в руки, владел им и герой «Слова о полку Игореве» - князь Игорь Святославич.
Народное предание говорит, что на этом месте, посредине реки Сож, намыто было много песка. Чтобы плоты и барки, плывущие по реке, не попали на мель, на берегу всегда стоял человек и криком предупреждал: - ГО! Мель! Го! Мель!
Вот и пошло - Гомель.

По течению Немана стоит Гродно (Городно, Городень), Впервые он упоминается в летописи под 1128 г. Возник же город, видимо, в XI в. В XII в. становится центром удельного княжества. Стоящий на большом торговом пути, он был крупным по тем временам промышленным центром.

Новогрудок (Новгородок, Новый Городец) возник в 1116 г. Был резиденцией великого князя Литовского Миндовга. С XIII в. центр удельного княжества. Потом несколько раз переходил от литовских князей к галицко-волынским и обратно. Во второй половине XIII в. вошел в состав Великого княжества Литовского. С 1416 г. Новогрудок - резиденция православного митрополита Великого княжества Литовского.

В IX в., объединив большие и малые княжества, возникло государство, столицей которого стал Киев. Оживилась экономическая и культурная жизнь. Только одного ремесленничества насчитывалось более сорока видов: кузнецы, ювелиры, гончары и др. Процветала торговля: купцы вывозили меха, мед, лен, полотно. В XI в. на территории нынешней Беларуси было 11 городов. В более крупные великий киевский князь Владимир назначил посадниками своих сыновей.

Со временем государство распалось на княжества. Те, в свою очередь, разделились на еще более мелкие. Так, к XII в. образовались Полоцкое, Минское, Изяславское, Витебское, Друцкое, Пинское, Дубровицкое, Галицко-Волынское княжества.

Великой Русью стали называть Ростово-Суздальскую, Новгородскую и Смоленские земли.

В IX—XI вв. на территории современной Беларуси сформировались общности кривичей, дреговичей, радимичей, составившие этнические ядра древнейших раннефеодальных белорусских государств — Полоцкого (X—XII вв.) и Туровского (X—XIV вв.) княжеств. Земли Среднего Побужья с некоторыми древнейшими городами объединились вокруг своего главного города Берестье (Брест), Северного Посожья — входили в состав Смоленского княжества, а города Гомель, Чечерск, Речица — в состав Черниговского княжества. На землях Верхнего Понеманья в XII—XIII вв. возникли Городенское и Новогородское (Новогрудское) удельные княжества. Общественное развитие земель Беларуси раннего средневековья шло в общем русле с другими восточными славянами.

Указанный период характеризуется развитием феодальных отношений, принятием христианства согласно византийскому обряду, прогрессом в области культуры. В условиях углубления общественного разделения труда и отделения ремесла от земледелия, развития торговли, появления в IX в. устойчивого денежного обращения возникают и растут многочисленные укрепленные города, окруженные крепостными стенами. Они становятся центрами хозяйственной и культурной жизни территорий различных славянских племен и их княжеств. В этот период были заложены основы градостроительства и монументальной каменной архитектуры.

Первые города на территории Беларуси возникли в IX—XIII вв. как укрепленные, огражденные поселения («грады»). Некоторые города выросли на местах прежних городищ периода железного века, другие развились из бывших центров племенных поселений, порубежных крепостей (Гродно), феодальных замков, как сложившиеся центры ремесел и торговли на значительных земледельческих территориях.

Для развития городов важное значение имело их размещение на водных и сухопутных торговых путях, где и возникли ранние и наиболее известные города: Полоцк, Витебск, Друцк, Туров, Берестье (Брест), Городня (Гродно), Пинск и др. Древние варяги, проникавшие в IX—XI вв. по торговому пути «из варяг в греки» (в Византию; в IX—XIII вв. его средняя часть проходила по территории Беларуси), из Балтийского в Черное море, видели множество поселений, огражденных стенами. Поэтому они называли земли кривичей и полочан вдоль Западной Двины «Гардарик» («страна городов»).
На севере и северо-западе Беларуси в IX—X вв. города возникали как опорные центры племен в результате заселения территбрии Беларуси восточными славянами. К таким городам относятся: Полоцк, Витебск, Лукомль, Минск, Друцк, Орша, Заславль, Логойск, Браслав, Шклов, Волковыск, Новогрудок. Города были пунктами, куда привозили полюдье древляне, дреговичи, кривичи.

Византийский император Константин Багрянородный составил описание (около 948 г.) «О Русах, приезжающих из России на моноксилах (лодках-однодревках) в Константинополь: «Зимний и суровый образ жизни этих самых Русов таков. Когда наступает ноябрь месяц, князья их тотчас выходят со всеми Русами из Киева и отправляются в полюдье, то есть в круговой объезд и именно в славянские земли Вервианов (Древлян) Другувитов (Дреговичей) Кривитеинов (Кривичей) Севериев (Север) и остальных славян, платящих дань Русам. Прокармливаясь там в течение целой зимы, они в апреле месяце, когда растает лед на реке Днепре, снова возвращаются в Киев. Затем забирают свои од- нодревки... снаряжаются и отправляются в Византию...»

В 945 г. киевский князь Игорь, «...желая больше имения», решил собрать полюдье дважды в течение одной зимы, но был убит восставшими древлянами.

Интенсивный рост городов в Беларуси начался в XI—XII вв. как результат прогресса в развитии сельского хозяйства и ремесел. В южной части Беларуси города возникали как центры ремесел и торговли, обслуживавшие значительные земледельческие регионы. В XI—XIII вв. на территории нынешней Гомелыцины выросло ожерелье древних городов: Гомель, Мозырь, Рогачев, Стрешин, Чечерск, Брагин, Речица.

В IX—XIII в. на территории Беларуси существовало более 40 городов. О 35 из них имеются сведения в славянских летописях («Повесть временных лет», XII в.), других письменных источниках. Некоторые выявлены в результате археологических открытий. К IX в. относится возникновение Полоцка; в X в. возникли Заславль, Туров, Волковыск; в XI в. — Браслав, Брест, Витебск, Друцк, Давид- Городок, Копысь, Логойск, Лукомль, Минск, Орша, Пинск; в XII в. — Борисов, Брагин, Гомель, Гродно, Клецк, Мозырь, Мстиславль, Но- вогрудок, Рогачев, Слуцк, Пропошеск (Пропойск, с 1945 г. — Слав- город), Чечерск; в XIII в. — Волковыск, Здитов (теперь д. Здитово в Березовском районе), Каменец, Копыль, Кобрин, Речица, Слоним, Турийск (теперь д. Турейск в Щучинском районе).

Многие древние города Беларуси носят имена своих князей- основателей. В их числе: Борисов, Заславль, Браслав, Давид-Городок, Туров, Мстиславль. Ряд городов назван по их месторасположению на реках: Минск, Полоцк, Витебск, Пинск, Слуцк.

С начала своего существования города становятся центрами экономической и культурной жизни окружающих территорий, устанавливают и развивают торговые связи с ближними и дальними группами восточно-славянского населения.

В центре города находился детинец (крепость), укрепленный деревянными остроколами-палисадами или срубными деревянными стенами — городнями, рвами и земляными валами, а позже — каменными стенами (в некоторых западных городах — с башнями-донжонами). В детинце находились замок феодала, административное управление, церковь, монастырь. Рядом с детинцем располагался окольный город со второй линией укреплений. Его обычно составляя посад (предместье) — торгово-ремесленная часть феодального города. Посады имели все древние белорусские города, в больших городах они делились на районы (концы).

Преобладающим населением посадов были ремесленники и торговцы. Уже в X в. в крупнейших городах Беларуси насчитывается свыше 40 видов ремесел. Кроме ремесел часть городского населения занималась промыслами, пашенным земледелием, огородничеством и скотоводством.

Планировка улиц в больших городах была радиально-кольцевой или радиально-веерной. Главная улица начиналась от городских ворот. Улицы шириной 2—5 м мостили бревнами и деревянными плахами, уложенными на бревенчатых лагах. В некоторых крупных городах (Полоцк, Минск) на улицах имелись дренажные устройства для отвода воды.

Для белорусских торгово-ремесленных городов типичной была планировочная структура с двумя центрами — феодальным замком и рыночной площадью с лавками, мастерскими ремесленников, торговыми складами. Вдоль городских улиц располагались дворы горожан с домами и хозяйствеными постройками (мастерские, сараи, склады), обнесенные заборами с входными воротами (брамой) под двускатной крышей.

Жилищное и хозяйственное строительство в городах XI—XII вв. велось из дерева. На усадьбах возводились небольшие однокамерные (однокомнатные) жилища наземного типа срубной конструкции из бревен, реже — из брусьев (Минск, Давыд-Городок) площадью 12—16 кв. м. Застройка отличалась плотностью расположения зданий. Дворы обычно были обнесены прочными деревянными оградами. Археологические исследования жилья посадского населения феодального Витебска, проведенные в 1981—1989 гг., показали процесс его развития от простых однокамерных изб к многокамерным избам с сенями, которые появляются в XII в.

В южной части Беларуси известны также наземные каркасные дома и полуземлянки.

Дома нередко имели деревянные полы из колотых досок. В верхних венцах стен вырубались небольшие окна, в домах более состоятельных владельцев они были слюдяными или стеклянными. Здания накрывали двускатными крышами из дранки. Для обогрева помещения служила глинобитная или каменная печь, стоявшая в ближайшем от входа углу дома.

В некоторых городах (Новогрудок, Берестье, Слоним) встречаются дома двухкамерной планировки, площадью в несколько десятков квадратных метров. Так, в Новогрудке в XII—XIII вв. на территории окольного города существовал квартал с двухкомнатными жилыми домами богатых горожан с площадью жилищ до 75 кв. м. Большинство строений имели оштукатуренные стены, большие окна с круглыми стеклянными дисками, отличались «белыми» печами различных типов.

В XII—XIII вв. в городах получили дальнейшее развитие ремесла, среди которых преобладали кузнечное, ювелирное, кожевенное, сапожное, портняжное, гончарное, бондарное, косторезное. Широкое распространение получило производство различных железных изделий, домашнего инструмента (замков, топоров, ножей, серпов, сошников, гвоздей и т. д.), оружия и амуниции (мечей, кольчуг, панцирей, наконечников копий, подков и др.). Увеличилось производство одежды и обуви, домашней утвари (керамической посуды, бондарных изделий), украшений, подвесок, височных колец, браслетов, бус, пуговиц и т. д. Археологические находки того времени включают костяные гребешки, шахматные фигуры, рукоятки ножей и др.

Уникальной является находка на территории окольного города в Гомеле разрушенной мастерской первой половины XIII в., где изготовлялись «брони дощатые» — железные прямоугольные выпуклые пластины к воинским доспехам. В мастерской оказалось 1,5 тыс. таких пластин, которые там изготовляли и обрабатывали, что свидетельствует о хорошо налаженном, широкомасштабном производстве защитного вооружения на древнем белорусском порубежье.

Разнообразные изделия ремесленников древнейших городов сегодня экспонируются в историко-археологических и краеведческих музеях Беларуси.

Среди различных слоев горожан развивалась письменность, известная на белорусских землях с X в. Наиболее ранними ее памятниками являются надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава (X в.), на кирпиче из Софийского собора (XI в.), текст Туровского Евангелия (XI—XII вв.), надпись на кресте Евфросинии Полоцкой (XII в.). Известны надписи XII в. на предметах быта: пряслицах из раскопок в Друцке, Пинске, Гродно, амфорах, найденных в Новогрудке и Пинске, на памятниках эпиграфики — Борисовых камнях (XII в.) и Рогволодовом камне (XII в). Археологами найдены в Брестском городище самшитовый гребень с частью вырезанного на нем алфавита, а также берестяные грамоты XIII— XIV вв. в Витебске (1959) и Мстиславле (1980).

С принятием в X в. христианства в древних городах Беларуси началось строительство монументальных каменных крестово- купольных храмов, построенных из плинфы — широкого и плоского обожженного кирпича толщиной 3—3,5 см. В X—XI вв. для их строительства приглашали мастеров из Византии, что способствовало усвоению восточнославянскими мастерами лучших традиций создания культовых православных храмов. В 1001 г. в Друцке была построена одна из первых церквей на землях восточных славян, а в XII в. в городах Беларуси имелось около 20 православных храмов.

В XII в. в городах древних белорусских княжеств под влиянием византийской, древнерусской и западноевропейской архитектуры сложились характерные местные архитектурные школы — полоцкая и гродненская. Для архитектурной школы как определенного направления в зодчестве характерно проявление своеобразия в стилевых принципах и определенные хронологические рамки, а также наличие архитектурных памятников, созданных учениками и последователями известного мастера. Основываясь на лучших традициях зодчества предшествующих столетий, белорусские архитектурные школы формировались также и на местной народной основе. Летописи сохранили имена древних зодчих — создателей архитектурных школ — полоцкого Иоанна и гродненского Петра Миланего.

Своеобразием и неповторимостью отличаются монументальные архитектурные шедевры древних белорусских городов XII—XIII вв.: Софийский собор и Спасо-Евфросиниевская церковь в Полоцке, Благовещенская церковь в Витебске, Борисоглебская (Коложская) церковь в Гродно. Уровню лучших памятников древнерусской культуры своего времени отвечали также монументальные каменные соборы в Новогрудке, Турове, Волковыске.

Вышедшая из колыбели византийских и восточнославянских традиций жизнеспособная и самобытная белорусская культура уверенно и успешно развивалась во всех удельных княжествах, а затем в Великом Княжестве Литовском.