Государства где монархия. Страны монархии

№ п/п Регион Страна Форма правления
Е В Р О П А Великобритания (Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии) КМ
Испания (Королевство Испания) КМ
Бельгия (Королевство Бельгия) КМ
Нидерланды (Королевство Нидерландов) КМ
Монако (княжество Монако) КМ
Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн) КМ
Швеция (Королевство Швеция) КМ
Норвегия (Королевство Норвегия) КМ
Дания (Королевство Дания) КМ
Люксембург (Великое Герцогство Люксембург) КМ
Андорра (Княжество Андорра) КМ
Ватикан АТМ
А З И Я Бруней (Бруней Даруссалам) АТМ
Саудовская Аравия (Королевство Саудовская Аравия) АТМ
Катар (Государство Катар) АМ
Оман (Султанат Оман) АМ
Кувейт (Государство Кувейт) КМ
Бахрейн (Государство Бахрейн) КМ
Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) КМ
Бутан (Королевство Бутан) КМ
Камбоджа (Королевство Камбоджа) КМ
Таиланд (Королевство Таиланд) КМ
Малайзия (Федерация Малайзия) КМ
Япония КМ
Иордания (Иорданское Хашимитское Королевство) КМ
АФРИКА Марокко (Королевство Марокко) КМ
Свазиленд (Королевство Свазиленд) КМ
Лесото (Королевство Лесото) КМ
Океания Тонга (Королевство Тонга) КМ

Примечание: КМ – конституционная монархия;

АМ – абсолютная монархия;

АТМ – абсолютная теократическая монархия.

Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение получила в периоды новой и новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. При этом различают президентскую, парламентскую и смешанную республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.

Отличительные черты такой формы правления:

· внепарламентский метод избрания президента (либо населением - Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков - США),



· внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства. Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку,

· в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).

Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная - президенту, судебная - Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.

Президентские республики распространены в странах Латинской Америки. Эта форма правления встречается также в некоторых странах Азии и Африки. Правда, подчас в этих странах власть главы государства на деле выходит за конституционные рамки, и, в частности, латиноамериканские президентские республики характеризовались исследователями как суперпрезидентские.

Парламентская (парламентарная) республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несёт всю полноту ответственности за свою деятельность.

В такой республике правительство формируется парламентским путём из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Главной функцией парламента, помимо законодательной, является контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.

Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.

В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует по три представителя от каждой области, избранных областными советами. В Федеративной Республике Германия президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В парламентских республиках выборы могут быть также и всеобщими, например, в Австрии, где президент избирается населением сроком на 6 лет.

При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Тем не менее, глава государства обладает довольно широкими полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, имеет право роспуска парламента, формально назначает главу правительства (только главу партии, победившей на выборах), является главнокомандующим вооружённых сил, имеет право амнистировать осуждённых.

Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства. Премьер-министр формально назначается президентом, но это может быть только глава фракции, имеющей парламентское большинство, и необязательно глава победившей партии. Необходимо заметить, что правительство правомочно управлять государством лишь тогда, когда оно пользуется доверием парламента.

Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) - форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики. Из современных к смешанным относятся пятая республика во Франции (после 1962 г.), Португалия, Армения, Литва, Украина и Словакия.

Особая форма государственного правления - социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне).

Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, а также африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы XX в. и даже позже.

Вместе с тем надо иметь в виду, что столь прогрессивная форма правления отнюдь не унифицирует республики. Они довольно существенно отличаются друг от друга в политическом, социальном и в иных отношениях.

Следует отметить своеобразную форму правления - межгосударственные объединения: Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth) и Содружество Независимых Государств (СНГ, в состав которого входит Россия).

Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения британской колониальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии - около 50 стран с общей территорией более 30 млн. км 2 и населением свыше 1,2 млрд. человек, расположенных во всех частях света.

Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.

В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена «главой Содружества... символом свободной ассоциации независимых государств - его членов». Часть членов Содружества - Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа- Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Ямайка и некоторые другие - официально именуются как «государства в составе Содружества». Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации правительства данного государства. Высший орган Содружества- конференции глав-правительств.

В 1991 г., одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР, было принято решение о создании Содружества Независимых Государств (Россия, Украина, Белоруссия). Впоследствии к СНГ присоединились все бывшие республики СССР, кроме трех государств Балтии. Цели: способствовать интеграции стран-членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между народами, государственными институтами стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран. В разные годы в рамках СНГ возникли субрегиональные объединения: Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, в качестве наблюдателей приняты Россия, Грузия, Турция и Украина) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В 1996 г. был создан Таможенный Союз, объединивший экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (впоследствии к ним примкнул Таджикистан. В октябре 2000 г. на базе таможенного союза было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Продолжают формироваться среди стран-членов СНГ и военно-политические объединения (например, Договор о коллективной безопасности). В сентябре 2008 года после конфликта в Южной Осетии Грузия заявила о желании выйти из состава содружества.

Форма государственного устройства (административно-территориальное устройство государств) – важный элемент политической карты мира. Она непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Различают две главные формы административно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.

Федерация - форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Характерные признаки федерации:

Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов - в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Индии, США; провинций - в Аргентине, Канаде; кантонов - в Швейцарии; земель - в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований (автономных округов, краев, областей - в России);

Субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций;

Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

Каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;

В большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц;

Федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет.

В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их по существу можно рассматривать как унитарные, а не федеративные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.

Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.), которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конфедерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США 1787 г.).

Большинство государств мира унитарные. Федерациями являются сегодня только 24 государства (таблица 4).

В современном мире существует более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской Короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своём принадлежат третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам являются очень НЕУСТОЙЧИВЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например в Ираке. Они охвачены непрекращающимися комфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в число передовых государств.

Сегодня МОНАРХИЯ-это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапозоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах.

Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной.

ЕВРОПА

АНГЛИя -как мы все знаем, королева Елизавета.

АНДОРРА - со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик Вивес -и-Сисилья (с 2003)

БЕЛЬГИЯ -король Альберт II (с 1993)

ВАТИКАН-папа римский Бенидикт XVI (с 2005)

ДАНИЯ-королева Маргрете II (с 1972)

ИСПАНИЯ - король Хуан Карлос I (с 1975)

ЛИХТЕНШТЕЙН -князь Ханс-Адам II (с 1989)

ЛЮКСЕМБУРГ - великий князь Анри (с 2000)

МОНАКО - князь Альберт II (с 2005)

НИДЕРЛАНДЫ - королева Беатрикс (с 1980)

НОРВЕГИЯ - король Харальд V (с 1991)

ШВЕЦИЯ - король Карл XVI Густав (с 1973)

АЗИЯ

БАХРЕЙН - король Хамад ибн Иса аль - Халифа (с 2002, эмир с 1999 - 2002)

БРУНЕЙ - султан Хассанал Болкиах (с 1967)

БУТАН - король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)

ИОРДАНИЯ - король Абдалла II (с 1999)

КАМБОДЖА - король Нородом Сиамони (с 2004)

КАТАР - эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)

КУВЕЙТ - эмир Сабах аль - Ахмед аль Джабер ас-Сабах

МАЛАЗИЯ - король Мизан Зайнал Абидан (с 2006)

Обьединённые Арабские Эмираты ОАЭ - президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)

ОМАН - султан Кабус бен Саид (с 2005)

ТАЙЛАНД - король Пумилон Адульядет (с 1946)

ЯПОНИЯ - император Акихито (с 1989)

АФРИКА

ЛЕСОТО - король Летсие III (с 1990 -1995 в первый раз, затем с 1996)

МАРОККО - король Мухаммед VI (с 1986)

СВАЗИЛЕНД - король Мсвати III (c 1986)

ТОНГА - король Джордж Тупоу V (с 2006)

ДОМИНИОНЫ

В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх великобретании, представленный генерал-губернатором.

АМЕРИКА

АНТИГУА И БАРБУДА

БАГАМСКИЕ ОСТРОВА БОГАМЫ

БАРБАДОС

СЕНТ-ВИНСЕНТ и ГРЕНАДИНЫ

СЕНТ-КИТС и НЕВИС

СЕНТ-ЛЮСИЯ

ОКЕАНИЯ

АВСТРАЛИЯ

НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ

ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ

СОЛОМОНОВЫ ОСТРОВА

ПЕРВОЕ МЕСТО по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира - Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации - Малазия и Обьеденённые Арабские Эмираты. А ещё Тайланд, Камбоджа, Бутан.

ВТОРОЕ МЕСТО принадлежит Европе. Монархия здесь представлена не только ограниченной формой - в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др). но и абсолютной формой правления - в государствах - "карликах". Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

ТРЕТЬЕ МЕСТО- в странах Полинезии, и четвётрое за Африкой, где в настоящее время сохранились три полноценные монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколькл сотен туристических.

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных монархических или родоплеменных образований. и даже закреплять их право в конституции. К ним можно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны, как Индия и Пакистан, упразнившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раждей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных, религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

СТАБИЛЬНОСТЬ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ..

Конечно, монархия не решает автоматически все социальные, экономические и политические проблемы. Но, тем не менее, она может представить известную долю стабильности и равновесия в политической, социальной и национальной структуре общества. Вот почему от монархии не спещат избавиться даже те страны, где она существует исключительно номинально, скажем Канада или Австралия. Политическая элита этих стран в большинстве своём понимает, насколько важен для равновесия в обществе, чтобы верховная власть была а priori ЗАКРЕПЛЕНА В ОДНИХ РУКАХ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРУГИ НЕ ВЕЛИ ЗА НЕЁ ПРОТИВОСТОЯНИЕ, а работали во имя интересов всей нации.

Боле того, исторический опыт показывает, что лучшие в мире системы социального обеспечения постоенны именно в монархических государствах. И речь идёт не только о монархиях Скандинавии, где даже советский агитпроп в монархической Швеции сумел отыскать вариант "социализма с человеческим лицом". Такая система выстроена в современных странах Персидского залива, без революций и гражданских войн, проведения либерализации всего и вся, без утопических социальных экспериментов, в условиях жёсткой, порой абсолютистской политической системы, при отсутсвии параментаризма и конституции, когда все недра страны принадлежат одной правящей семье, из бедных бедуинов, пасущих верблюдов, большинство подданых ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и других сопредельных государств, превратились вполне самостоятельных граждан.

Не углубляясь в бесконечные перечисления преимуществ арабской социальной системы, можно провести всего несколько штрихов. Любой гражданин страны имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и ту, которая оказывается в любой, даже самой дорогой, клинике, расположенной в любой клинике мира!. Также любой гражданин страны имеет право на бесплатное обучение, вкупе с бесплатным содержанием, в любом высшем заведении мира(Комбоджа, Оксфорд, Йель, Сорбонна). Молодым семьям за счёт государства предоставляется жильё. МОНАРХИИ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА ЯВЛЯЮТ СОБОЙ ПОДЛИННО СОЦИАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА, в которых все условия для поступательного роста благосостояния!!!

Обратившись из цветущего КЮВЕЙТА, БАХРЕЙНА и КАТАРА на их соседей по Персидскому заливу и Аравийскому полуострову, отказавшихся в силу ряда причин от монархии (Йемен, Ирак, Иран), мы увидим разительные отличия во внутреннем климате этих государств.

КТО СКРЕПЛЯЕТ ЕДИНСТВО НАРОДА?

Как показывает исторический опыт, в многонациональных государствах целостность страны прежде всего связана с МОНАРХИЕЙ. Это мы видим в прошлом, на примере РССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, Австро-Венгрии, Югославии, Ирака. Приходящий на смену монархическому режиму, как это было в Югославии и Ираке, уже не обладают тем авторитетом и вынужден прибегать к жестокостям, которые были не свойственны монархической системе управления. При малейшем ослаблении этого режима, государство, как правило, обречено на распад. Так было с Россией (СССР), это мы наблюдаем в Югославии и Ираке. Упразнение монархии в ряде современных стран неминуемо привело бы к прекращению их существования как многонациональных, единых государств. Это в первую очередь относится к Соеденённому Королевству Великобритания и Северная Ирландия, Малазии, Саудовской Аравии. Так, 2007-й год явно показал, что условия парламентского кризиса, возникшего из-за национальных противоречий фламандских и валлонских политиков, только авторитет Короля Бельгийцев Альберта II удержал Бельгию от распада на два или даже больше самостоятельных государственных образований. В многоязыкой Бельгии даже родилась шутка, что единство её народа скрепляют всего три вещи - пиво, шоколад и король! Тогда как отмена монархического стоя в 2008 году в Непале ввергло это государство в цепь политических кризисов и перманентного гражданского противостояния.

Вторая половина XX столетия даёт нам несколько успешных примеров возвращения народов, переживших эру нестабильности, гражданских войн и иных конфликтов, к монархической форме правления. Самый известный и, несомненно, во многом удачный пример - это Испания. Прошедшая через гражданскую войну, экономический кризис и правовую диктатуру, она вернулась к монархической форме правления, заняв достойное место в семье европейских народов. Другим примером явилась Камбоджа. Также монархические режимы на местном уровне были восстановлены в Уганде, после падения диктатуры маршала Иди Амина (1928-2003), в Индонезии, которая, после ухода генерала Мохаммеда-Ходжа Сукарто (1921-2008) переживает настоящий монархический ренессанс. Один из местных султанатов был восстановлен в этой стране спустя два десятилетия, после того, как был уничтожен голландцами.

Рестовраторские идеи довольно сильны в Европе, прежде всего этот относится к Балканским странам (Сербии, Черногории, Албании и Болгарии), где многим политикам и духовным деятелям постоянно приходиться высказываться по этому поводу, в ряде случаев и оказывать поддержку главам Королевских Домов, находящимся в изгнании. Это доказывает опыт короля Албании Леки, чуть было не свершившего в своей стране вооружённый переворот, и потрясающие успехи царя Болгарии Симеона II, создавшего собственное национальное движение, названное его именем, сумевшего стать премьер - министром страны и являющегося в настоящий момент лидером самой крупной оппозиционной партии в парламенте Болгарии, вошедшей в коалиционное правительство.

Продолжение следует..

В современном мире существует чуть более 230-ти государств и самоуправляемых территорий, обладающих международным статусом. Из них только 41 государство имеет монархическую форму правления, не считая несколько десятков территорий, находящихся под властью Британской короны. Казалось бы, в современном мире явный перевес на стороне республиканских государств. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что эти страны в большинстве своем принадлежат к третьему миру и образовались в результате распада колониальной системы. Зачастую созданные по колониальным административным границам, эти государства являются очень неустойчивыми образованиями. Они могут дробиться и видоизменяться, что видно, например, в Ираке. Они охвачены непрекращающимися конфликтами, как значительное число стран Африки. И уж совершенно очевидно не входят в разряд передовых государств.

Сегодня монархии – это чрезвычайно гибкая и многоликая система в диапазоне от родоплеменной формы, успешно действующей в арабских государствах Ближнего Востока, до монархического варианта демократического государства во многих европейских странах.

Вот список государств с монархическим строем и территорий под их короной:

Европа

  • Андорра - сокнязья Франсуа Олланд и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилиа (c 2003)
  • Бельгия - король Альберт II (с 1993)
  • Ватикан - папа римский Франциск (с 2013)
  • Великобритания - королева Елизавета II (с 1952)
  • Дания - королева Маргрете II (с 1972)
  • Испания - король Филипп VI (с 2014)
  • Лихтенштейн - князь Ханс-Адам II (с 1989)
  • Люксембург - великий герцог Анри (с 2000)
  • Монако - князь Альберт II (с 2005)
  • Нидерланды - королева Беатрикс (с 1980)
  • Норвегия - король Харальд V (с 1991)
  • Швеция - король Карл XVI Густав (с 1973)

Азия и Арабские монархии

  • Бахрейн - король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999-2002)
  • Бруней - султан Хассанал Болкиах (с 1967)
  • Бутан - король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
  • Иордания - король Абдалла II (с 1999)
  • Камбоджа - король Нородом Сиамони (с 2004)
  • Катар - эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
  • Кувейт - эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
  • Малайзия - король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)
  • Объединённые Арабские Эмираты ОАЭ - президент Халифа бен Зайд ан-Нахайян (с 2004)
  • Оман - султан Кабус бен Саид (с 1970)
  • Саудовская Аравия - король Салман ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2015)
  • Таиланд - король Пумипон Адульядет (с 1946)
  • Япония - император Акихито (с 1989)

Африка

  • Лесото - король Летсие III (с 1996, первый раз в 1990-1995)
  • Марокко - король Мухаммед VI (с 1999)
  • Свазиленд - король Мсвати III (с 1986)

Первое место по числу стран с монархической государственностью держит Азия. Это прогрессивная и демократичная Япония. Лидеры мусульманского мира – Саудовская Аравия, Бруней, Кувейт, Катар, Иордания, Бахрейн, Оман. Две монархические конфедерации – Малайзия и Объединённые Арабские Эмираты. А еще – Таиланд, Камбоджа, Бутан.

Второе место принадлежит Европе. Монархии здесь представлены не только ограниченной формой – в странах занимающих лидирующее положение в ЕЭС (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург и др.). Но и абсолютной формой правления – в государствах-карликах: Монако, Лихтенштейне, Ватикане.

Третье место – за странами Полинезии, и четвёртое за Африкой, где в настоящее время сохранилось всего три полноценных монархии: Марокко, Лесото, Свазиленд плюс несколько сотен «туристических».

Тем не менее, ряд республиканских стран вынуждены мириться с наличием на своей территории традиционных местных монархических или родоплеменных образований, и даже закреплять их права в конституции. К ним нужно отнести: Уганду, Нигерию, Индонезию, Чад и другие. Даже такие страны как Индия и Пакистан, упразднившие суверенные права местных монархов (ханов, султанов, раджей, магараджей) в начале 70-х годов XX-го века, зачастую вынуждены принимать существование этих прав, что называется de facto. Правительства обращаются к авторитету обладателей монархических прав при разрешении региональных религиозных, этнических, культурных споров и прочих конфликтных ситуаций.

Понятие «формы государства» включает в себя характеристику форм правления , государственного устройства и государственного режима государств мира.

Государственный строй любой страны характеризуется, прежде всего, формой правления .

Монархическая форма правления возникла в давние времена, еще в условиях рабовладельческого общества (организацию государственной власти в странах Древнего Востока - Египте, Вавилоне, Ассирии, Китае, Индии и др. характеризуют термином «восточная деспотия»). При феодализме эта форма правления стала основной. В более поздние времена сохранились лишь традиционные, в большинстве формальные черты монархического правления. Тем не менее, и в настоящее время на политической карте мира имеется 30 монархий. При этом нет ни одной в Америке, 14 находятся в Азии, 12 - в Европе, 3 - в Африке и одна в Океании. Среди них есть империя, королевства, княжества, герцогство, султанаты, эмираты папское государство Ватикан.

Подавляющее большинство существующих ныне в мире монархий - конституционные. Реальная законодательная власть в них принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству, тогда как монарх «царствует», но не правит (Великобритания, Норвегия, Швеция и др.)- Однако политическое влияние монарха бывает весьма заметно.

Наряду с конституционными сохранилось еще несколько абсолютных монархий (АМ). В этих государствах правительство или другие органы власти ответственны лишь перед монархом как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом (Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман, Кувейт и др.). К абсолютным монархиям относятся и так называемые теократические монархии (АТМ). Кроме Ватикана, это еще Саудовская Аравия и Бруней (глава светской и духовной власти в них - одно лицо). Обычно власть монарха пожизненна и передается по наследству, но, например, в Малайзии и ОАЭ монархов избирают на пятилетний срок.

Страны с монархической формой правления

п/п

Регион

Страна

Форма правления

Е В Р О П А

Великобритания (Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии)

Испания (Королевство Испания)

Бельгия (Королевство Бельгия)

Нидерланды (Королевство Нидерландов)

Монако (княжество Монако)

Лихтенштейн (Княжество Лихтенштейн)

Швеция (Королевство Швеция)

Норвегия (Королевство Норвегия)

Дания (Королевство Дания)

Люксембург (Великое Герцогство Люксембург)

Андорра (Княжество Андорра)

Бруней (Бруней Даруссалам)

Саудовская Аравия (Королевство Саудовская Аравия)

Катар (Государство Катар)

Оман (Султанат Оман)

Кувейт (Государство Кувейт)

Бахрейн (Государство Бахрейн)

Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ)

Непал (Королевство Непал)

Бутан (Королевство Бутан)

Камбоджа (Королевство Камбоджа)

Таиланд (Королевство Таиланд)

Малайзия (Федерация Малайзия)

Иордания (Иорданское Хашимитское Королевство)

Марокко (Королевство Марокко)

Свазиленд (Королевство Свазиленд)

Лесото (Королевство Лесото)

Тонга (Королевство Тонга)

Республиканская форма правления возникла в древности, но наибольшее распространение получила в периоды новой и новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.

При республиканском строе законодательная власть обычно принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. При этом различают так называемую президентскую республику, где президент возглавляет правительство и наделен очень большими полномочиями (США, ряд стран Латинской Америки), и парламентскую республику, где роль президента меньше, а правительство возглавляет премьер-министр (ФРГ, Италия, Индия). Он же и наиболее известен в политических кругах.

Особая форма государственного правления - социалистическая республика (которая возникла в XX в. в ряде стран в результате победы социалистических революций). Ее разновидности: Советская республика и народно-демократическая республика (бывший СССР, страны Восточной Европы до 1991 г, а также Китай, Вьетнам, КНДР, Куба, которые остаются социалистическими республиками и ныне).

Республиканскую форму правления можно считать наиболее прогрессивной и демократичной. Ее избрали для себя не только экономически развитые государства, но и большинство стран Латинской Америки, освободившиеся от колониальной зависимости еще в прошлом веке, и почти все бывшие колонии в Азии, получившие независимость в середине нашего столетия, а также африканские государства, большая часть которых добилась независимости только в 60-70-е годы XX в. и даже позже.

Вместе с тем надо иметь в виду, что столь прогрессивная форма правления отнюдь не унифицирует республики. Они довольно существенно отличаются друг от друга в политическом, социальном и в иных отношениях.

Следует отметить своеобразную форму правления - межгосударственные объединения: Содружество, возглавляемое Великобританией (Commonwealth ) и Содружество Независимых Государств (СНГ, в состав которого входит Россия).

Юридически Британское Содружество наций было оформлено еще в 1931 г. Тогда в него вошли Великобритания и ее доминионы - Канада, Австралия, Новая Зеландия, Южно-Африканский Союз, Ньюфаундленд и Ирландия. После Второй мировой войны и крушения британской колониальной империи в состав Содружества вошло абсолютное большинство бывших владений Британии - около 50 стран с общей территорией более 30 млн. км 2 и населением свыше 1,2 млрд. человек, расположенных во всех частях света.

Члены Содружества имеют безоговорочное право одностороннего выхода из него, когда того пожелают. Им воспользовались Мьянма (Бирма), Ирландия, Пакистан. Все государства, входящие в Содружество, обладают полным суверенитетом в своих внутренних и внешних делах.

В государствах, входящих в Содружество, которые имеют республиканскую форму правления, королева Великобритании провозглашена «главой Содружества... символом свободной ассоциации независимых государств - его членов». Часть членов Содружества - Канада, Австралийский Союз (Австралия), Новая Зеландия, Папуа- Новая Гвинея, Тувалу, Маврикий, Ямайка и некоторые другие - официально именуются как «государства в составе Содружества». Верховная власть в этих странах формально продолжает принадлежать британскому монарху, который представлен в них генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации правительства данного государства. Высший орган Содружества- конференции глав-правительств.

В 1991 г., одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР, было принято решение о создании Содружества Независимых Государств (Россия, Украина, Белоруссия). Впоследствии к СНГ присоединились все бывшие республики СССР, кроме трех государств Балтии. Цели: способствовать интеграции стран-членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между народами, государственными институтами стран Содружества. СНГ - открытая организация для присоединения других стран. В разные годы в рамках СНГ возникли субрегиональные объединения: Центрально-Азиатское экономическое сообщество (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, в качестве наблюдателей приняты Россия, Грузия, Турция и Украина) и ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия). В 1996 г. был создан Таможенный Союз, объединивший экономическое пространство России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии (впоследствии к ним примкнул Таджикистан. В октябре 2000 г. на базе таможенного союза было образовано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭс). Продолжают формироваться среди стран-членов СНГ и военно-политические объединения (например, Договор о коллективной безопасности).

Форма государственного устройства (административно-территориальное устройство государств) – важный элемент политической карты мира. Она непосредственно связано с характером политического строя и формой государственного правления, отражает национально-этнический (в некоторых случаях также конфессиональный) состав населения, историко-географические особенности формирования страны.

Различают две главные формы административно-территориального устройства - унитарную и федеративную.

Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. В унитарном государстве обычно существует единая законодательная и исполнительная власть, единая система государственных органов, единая конституция. Таких государств в мире - подавляющее большинство.

Федерация - форма устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определенной политической самостоятельностью, образуют одно союзное государство.

Характерные признаки федерации:

    территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (например, штатов - в Австралии, Бразилии, Мексике, Венесуэле, Лидии, США; провинций - в Аргентине, Канаде; кантонов - в Швейцарии; земель - в ФРГ и Австрии; республик, а также других административных образований (автономных округов, краев, областей - в России);

    субъекты федерации обычно наделяются правом принятия собственных конституций;

    компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной конституцией;

    каждый субъект федерации имеет свою правовую и судебную системы;

    в большинстве федераций существует единое союзное гражданство, а также гражданство союзных единиц;

    федерация обычно имеет единые вооруженные силы, общефедеральный бюджет.

    В ряде федераций в союзном парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

Однако во многих современных федеративных государствах роль общефедеральных органов настолько велика, что их по существу можно рассматривать как унитарные, а не федеративные государства. Так, конституции таких федераций, как Аргентина, Канада, США, ФРГ, Швейцария не признают за членами федерации права на выход из нее.

Федерации строятся по территориальному (США, Канада, Австралия и др.) и национальному признакам (Россия, Индия, Нигерия и др.), которые в значительной мере определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов (члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах). Конфедеративные государства недолговечны: они или распадаются, или превращаются в федерации (примеры: Швейцарский союз, Австро-Венгрия, а также США, где из конфедерации, учрежденной в 1781 г., была образована федерация штатов, закрепленная Конституцией США 1787 г.).

Современные европейские монархии — это, пожалуй, одна из самых обсуждаемых тем, касаемых Европы. Кто-то радуется сохранившимся традициям управления и соответственно стоит горой за монархии в ЕС, а кто-то весьма недоволен и называет царствующие фамилии бутафорией и ничем иным. И вторые во многом правы: монаршие особы позабыли о своих обязанностях.


Александр Закатов: Монарх - как дирижер

В обществе до сих пор идут споры по поводу положения так называемых царствующих монарших особ Европы. Одни утверждают, что европейские монархи нашего времени не имеют никакой реальной власти, являясь фигурами декоративными и олицетворяющими собой только символ национальных традиций и былого величия; другие же считают, что монархи ниспосланы свыше для благих целей.

Количество или качество?

В мире существует более 230 государств. Из них лишь 41 страна имеет монархическую форму правления. Сегодня монархия — это очень гибкая и многоликая система, начиная от родоплеменной формы, действующей в арабских государствах, до монархического варианта демократических стран Европы. Европа занимает второе место в мире по численности монархических государств. Здесь расположено 12 монархий. Монархия здесь представлена в ограниченной форме — в странах, которые считаются лидерами в ЕС (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и др.), а также абсолютной формой правления — в маленьких государствах: Монако, Лихтенштейне, Ватикане. Качество жизни в этих странах разное. Также различно влияние монархов на управление страной.

Монархия: благо или зло?

Монархия — это не только форма правления, это совокупность определенных идей государственного, духовного и общественного порядка. Монархия характерна принципами единоначалия, наследственной власти и первенством нравственного начала. В православии монарха воспринимали как человека, посланного Богом для служения своему народу. К этому можно добавить, что монархия представляет собой универсальную форму организации нации, которая, по сути, может сосуществовать с большинством современных общественно-экономических и социально-политических моделей. Но на протяжении десятилетий либералами и социалистами планомерно проводится мысль, что монархия — это отжившая и устаревшая форма правления, которую должна сменить республиканская, более совершенная форма.

В доказательство этому высказываются различные соображения. Во-первых, многие государства мира уже отказались от монархии или сохраняют её по инерции. Монархи в подобных странах являются только "красивой традицией", не играя никакой существенной роли во внутренней и внешней политике своих государств. Во-вторых, доказательством "регрессивности" монархии служит тот факт, что после её падения не было никаких попыток вернуться к ней. У этих теорий много приверженцев. Но нельзя однозначно сказать, что монархия — это зло, поскольку многие европейские монархии занимают лидирующие позиции в мире.

Нравственная составляющая современных монархов

Некоторые эксперты, обсуждая пользу и вред монархии, приводят в пример Англию, Испанию, Швецию и Норвегию. Эти страны сохранили нормальный монархический режим, а монархи в них не являются только символическими фигурами, действительно управляя государством. Сторонники того, что в этих странах монархи обладают реальным авторитетом, ссылаются на основные законы государств, согласно которым монархи обладают серьезными властными полномочиями. Так, например, королева Великобритании назначает правительство, имеет право распустить парламент, ни один законопроект, который был принят парламентом, не считается действительным без подписи монарха. Их оппоненты заявляют в ответ, что все эти положения — не более чем формальность, поскольку власть в действительности находится в руках партийной олигархии. Монархи же должны нести в народ высокую нравственность и быть авторитетами в обществе.

Отвечают ли современные монархи Западной Европы требованиям нравственного идеала? В большинстве случаев на этот вопрос (исключая Люксембург и Лихтенштейн) следует уверенно ответить — нет. Более того, монархии не только не отвечают нравственным ценностям в сознании народа, но даже потворствуют пропаганде бездуховности. В данных монархических государствах процветает содомия, разврат, нация вырождается, авторитет Церкви достиг самого низкого уровня.

Так, к примеру, в Великобритании вот уже 35 лет по лондонским улицам проходят гей-парады, зачастую при поддержке правительства. Три года назад в лондонском гей-параде приняло участие около полмиллиона человек, а следило за ходом действа примерно 800 тысяч лондонцев. Уже традиционно в параде участвуют организованные колонны сотрудников разных британских министерств, спасательных служб и профсоюзов.

Такая поддержка официальных структур является лучшим показателем отношения британцев к гомосексуалистам. Сами политики-геи сегодня открыто заявляют о своей нетрадиционной ориентации: Бен Брэдшоу, министр культуры, спорта и СМИ; Крис Брайант, замминистра иностранных дел; Ник Херберт, "теневой министр" окружающей среды. Не в лучшем положении находится и англиканская церковь. Активно сдаются в аренду ее залы, причем не только для свадебных мероприятий, но и для языковых курсов, различных спортивных состязаний либо клубов по интересам.