В основе авиационных примет и суеверий лежат тысячелетние наблюдения мореплавателей, путешественников и торговцев. Для тех и других одинаково важно толкование знаков, касающихся погоды, прибыли, состояния судна. Но есть, и не так давно замеченные, подчас необъяснимые, закономерности, имеющие прямое отношение к самолетам, так сказать, «современные» приметы. Кроме того, существуют «личные» приметы, которые действуют только для определенного человека.
Здесь представлено наиболее полное собрание авиационных примет и суеверий.
Фюзеляж поцарапать по ходу самолета - долго и исправно будет работать.
Никогда не класть фуражку на козырек, только на тулью.
Серьгу найти на самолете - к большой удаче.
В полет обязательно одевать уже «летавшую» вещь.
На удачу - выкурить перед рейсом полсигареты, после рейса докурить, или надкусить что-то, а после рейса доесть.
Когда взлетел, если луна в правый борт светит - к деньгам.
Никогда не ругать самолёт, иначе сломается.
Не показывать никогда пальцем в небо, к плохой, нелетной погоде.
Нельзя фотографироваться перед полетом.
- Нельзя возвращаться домой за забытыми вещами.
Споткнуться заходя по трапу на самолет - трудный рейс.
Нельзя загадывать, говорить время прилета обратно на базу.
Если на борту раскрылся (сломался) чемодан или сумка - к деньгам.
- Случайно разлить напитки на борту - к деньгам (стюардесс.).
Не шить перед вылетом никакие вещи. Не только пуговицы, но и вообще не заниматься шитьем.
Не хватило кому-то столовых приборов - нехорошая примета (стюардесс.)
- Не надевать что-либо наизнанку.
Никогда не рвать цветы на аэродроме.
Самолет в небе встретить, который в ту же сторону летит - хорошая примета, навстречу - наоборот.
Если первым из пассажиров на борт зайдет мужчина, рейс будет легким (стюардесс.).
- Нельзя бриться в полете.
Нельзя стричь ногти перед вылетом.
Никогда не приезжать на полеты и не уезжать с полетов на пожарной или санитарной машинах.
Не использовать слово "последний", ни в какой конфигурации (синоним «крайний»).
Если рассыпалась соль на борту, обязательно посыпать ею через левое плечо, иначе убыток будет.
Мертвую птицу по пути на рейс увидеть - плохая примета.
Веники, метлы, в самолете должны стоять помелом вверх, тогда самолет прибыль приносить будет.
Потерять стюардессе серьгу на самолете - этот борт самым прибыльным будет, не на самолете потерять - к неприятностям в полете.
Если в небе непогода и самолет сильно трясет, нужно немного позвенеть перевернутыми пустыми бокалами.
Древняя примета пришла в авиацию от мореплавателей.Если помахать метлой или веником за бортом, до взлета - будет попутный ветер, затем его нужно убрать до конца полета. Ни в коем случае не ронять веник за борт - плохая примета.
Если кошка на борту в игривом настроении - к попутному ветру.
Если на борту корабля размяукается кот, это предвещает трудное путешествие
Радугу перелететь - к прибыли.
Считается, с вещью украденной с борта уходит часть удачи.
Еще одна примета древних мореплавателей, на борту корабля нельзя произносить слово «собака», до сих пор в некоторых прибрежных районах запрещено брать на борт собаку.
Если на борту груз 200, грузчикам не проникать за гробом через багажный отсек, а входить и выходить через салон самолета.
Если на борту с грузом 200, летит нечетное число людей - к скорой смерти одного из них.
Если происходит задержка вылета, когда груз 200 уже на борту - плохая примета.
Конец августа, начало сентября несчастливое время для авиации.
И, наконец, руна путешественников
В авиации суеверия находятся едва ли не на профессиональном уровне. Приметы лётчиков и стюардесс передаются из поколения в поколение уже не один десяток лет. Это легко объяснить тем, что профессия чрезвычайно опасная, так как поломка самолёта в воздухе практически наверняка ведёт к гибели всего экипажа, и приметы помогают чувствовать себя более уверенно во время полёта.
Приметы лётчиков
В авиации нет слова «последний», вместо него используют синонимы, например, «крайний»
У лётчиков военной и гражданской авиации существуют следующие суеверия:
- Если внутрь самолёта залетела птица перед полётом - в скором времени жди аварии на большой высоте.
- Число «13» является несчастливым. В России нет рейсов с таким номером, как и бортовых номеров. Более того, лётчики избегают произносить это число вслух перед или во время полёта.
- Пилотам не рекомендуется озвучивать предполагаемое время прибытия на аэродром - во время полёта может случиться что-то нехорошее.
- Перед и во время полёта лётчики не фотографируются - к аварии в воздухе.
- Лётчики всегда кладут служебную фуражку козырьком вверх - козырьком вниз кладут только фуражку мёртвого лётчика.
- Курящие лётчики перед полётом выкуривают половину сигареты, вторую половину только после приземления - к удаче. Некурящие вместо сигарет используют любую еду (съедают по половинке до и после полёта).
- В день полёта лётчики не бреются и не стригут ногти.
- Особо суеверные лётчики предпочитают совершать полёты в старой форме, отказываясь менять на новую. Они считают, что старая форма приносит удачу.
- Ни один лётчик не скажет дурного слова про свой самолёт - это приведёт к несчастью.
- Лётчики не играют в карты на борту самолёта - чтобы не потерять удачу.
- Тыкать пальцем в небо - дурная примета, к непогоде.
- Раскрывшийся парашют на борту самолёта - к несчастью.
- Лётчики не надевают чужую одежду и берут на борт только свои личные вещи, ничего больше.
- Первым на борт самолёта должен обязательно подниматься мужчина, если женщина - жди беды во время полёта.
- Если лётчик споткнулся, когда поднимался на борт, его ждут проблемы во время полёта.
- Перед полётом нельзя зашивать форменную одежду или пришивать пуговицы - к несчастью.
- Лётчики никогда не рвут цветы или другие растения на территории аэродрома.
Каждый год в мире отменяются тысячи рейсов, в том числе и из-за примет и суеверий лётчиков.
Приметы стюардесс
Стюардессам строго настрого запрещается перед полётом шить - ни заштопывать дырки, ни пришивать пуговицы
Многие приметы стюардесс общие с лётчиками, однако есть и другие:
- Разлитый напиток или опрокинутая еда на пассажира - к удаче.
- Споткнулась во время подъёма по трапу - рейс будет трудным.
- Если кому-то из пассажиров не хватило столовых приборов - быть беде.
- Найденная серьга на борту - к удаче. Стюардесса сама потеряла серьгу во время полёта - посадка будет трудной.
- Найденная детская игрушка - к несчастью.
- Когда во время полёта самолёт сильно трясёт - нужно постучать по перевёрнутым бокалам.
- Мяукающий кот на борту - к аварии. Весёлый игривый кот - полёт будет лёгким.
- Рассыпанная соль во время полёта - к несчастью.
- Если кого-то из пассажиров стошнило во время полёта - полёт будет удачным.
- Умерший пассажир во время полёта - прибавка к удаче самолёту на долгое время. Мертвец забрал с собой всю неудачу.
- Если стюардесса опрокинула чемодан одного из пассажиров - стоит ждать увеличения материального благосостояния.
Многие приметы, на первый взгляд, могут показаться странными или нелепыми. Однако вера в удачу и соблюдение определённых ритуалов помогают настроиться на полёт и проще переживать неприятности во время него. Ведь многие приметы как раз такие - стюардесса напортачила, и её ждёт удача. В каждой профессии есть что-то похожее.
Кому не доводилось слыхать, что летчики, пилоты и стюардессы - народ очень суеверный. Поэтому с авиа-жизнью и самолетами связано огромное множество всяких поверий и примет... Доходит даже до абсурда: когда авиаперсонал увольняют за пренебрежение к каким-то из них.
Это – не шутки. По статистике, каждый год авиакомпании отменяют множество рейсов именно из-за неблагоприятных знаков. То, что для посторонних не имеет никакого смысла, «зловеще» предупреждает работников сферы, связанной с авиаполетами: самолет в воздух поднимать нельзя. И речь тут - вовсе не о погодных условиях.
Вот, некоторые из них суеверий, которые бытуют в авиа-сфере:
Во-первых, тут никогда не употребляют в отношении рейса слово «последний», только «крайний»: крайний рейс такого-то самолета.
Если перед рейсом в салон, кабину пилотов или в грузовой отсек залетела птица, это – не к добру.
Первые дни августа и сентября, вообще, считаются неудачными для авиа перелетов и самолетов.
Во многих отечественный авиакомпаниях перед сложными рейсами пилоты не бреются. И руководство с этим давно смирилось: на непростом маршруте, точно, лучше заросший пилот, чем раздраженный.
Нельзя ругать крылатую машину.
Также нельзя играть на борту в азартные игры: проиграешь свою «авиа-удачу» на этом самолете.
А поднимать палец в небо, особенно, средний – это, вообще, «ни в какие ворота»: погода обидится, испортится и отомстит.
Свои поверья существуют и в военной авиации. Например, летчики ВВС никогда не положат фуражку козырьком вниз, только вверх тульей. Потому, что козырьком вниз кладут фуражку погибшего товарища.
Нельзя склеивать модельки самолетиков: считается, что это - нечто сродни вуду и может привести к катастрофе реального самолета. Особенно, если на модели есть бортовой номер или какие-то другие опознавательные знаки.
Существуют и позитивные приметы. Чтобы предстоящий полет прошел благополучно, главный механик должен обязательно погладить самолет по крылу, баку или другой части. Стюардессу, которая находит в салоне самолета после авиарейса женскую серьгу, ждет большая удача. А, вот, забытая детская игрушка – напротив, к слезам.
Слабый пол всегда отличался легковерием и мнительностью. Приметы хозяек самолетов, которые обслуживают полеты – отдельная тема:
Считается, что на борт самолета должен первым ступить мужчина.
Если сломался замок на багажном отделении или на чьем-то чемодане, это – к деньгам.
Если на рейсе кто-то заболел или умер, это сулит летательному судну долгую и безопасную авиажизнь, поскольку такой пассажир уже забрал с собой неудачу, которая предназначалась для самолета.
Если в авиа-полете кого-то стошнило, это – хорошо, - говорят стюардессы. Значит, по прибытию на место кого-то ждут веселые приключения.
Если самолет попал в болтанку или шторм, надо позвенеть стеклянными стаканами, и все «устаканится».
Недавно археологам из Торжка удалось найти клад XIII века. По их же собственным словам, помогла им в этом появившаяся на раскопе бездомная собака. По поверью кладоискателей, встреча с животным на раскопках предвещает удачные находки. Свои "фирменные" приметы есть у представителей многих профессий. И, скорее всего, возникли они не на пустом месте.
Так, врачи стараются не меняться ночными дежурствами. Иначе, говорят они, ночка выпадет не из легких. А еще не стоит в ночь перед дежурством заниматься сексом — непременно что-нибудь случится. Что тут удивительного? После занятий любовью люди расслабляются и становятся менее внимательными. Вот и происходят неожиданности…
Много собственных примет у хирургов . Например, хирург никогда не станет оперировать своего родственника или близкого человека. Дурной приметой считается оперировать и больного, у которого имя и отчество совпадают с именем и отчеством самого эскулапа — такого пациента врач как бы отождествляет с собой, начинает волноваться и… может промахнуться.
В процессе операции хирурги надевают перчатки начиная с левой руки. Если перчатка на руке лопается, то операция будет протекать сложно.
Плохая примета для хирурга — садиться на операционный стол, а также поднимать упавший рабочий инструмент до окончания операции — это должна сделать медсестра.
Представители другой "экстренной" профессии — пожарные — верят, что если во время дежурства почистить сапоги или в расчете появляется новичок, то в ближайшее время обязательно поступит вызов на пожар. Когда пожарник возвращается из отпуска, товарищи дружно поливают его водой — иначе в этот же день придется выезжать на очередной пожар.
Что касается учителей , то и у них имеются свои поверья и приметы. Так, если у начинающего учителя на уроке вдруг сломается ножка стула — то ему долго не будут повышать зарплату. Разумеется: раз нет денег купить новые стулья, то и на оклады учителям не хватает!
Для педагога, только что окончившего пединститут, очень дурной приметой считается опоздать на первый урок. Это значит, что карьеры в школе он не сделает. Впрочем, какая тут карьера, если человек даже не может явиться на работу вовремя!
У продавцов принято перед началом торговли брать купюру от предыдущей выручки и поглаживать ею весь товар, чтобы хорошо продавался.
Если первый покупатель — мужчина, то торговля в этот день пойдет бойко. Еще лучше, если он расплатится крупной купюрой — это сулит баснословную прибыль! Такому покупателю обязательно рекомендуется сделать скидку.
У водителей особенно плохой приметой считается сбить собаку (именно собаку, а не человека). Если это произошло — необходимо срочно избавиться от автомобиля, например, продать. Иначе машина будет все время попадать в аварии.
Примета моряков о том, что женщина на борту — к беде, оказывается, родилась неспроста. Жизнь на корабле в открытом море трудна для представительниц прекрасного пола: они не так выносливы, как мужчины, могут заболеть морской болезнью и т. д., и тогда с ними придется возиться. Кроме того, дама станет привлекать к себе мужское внимание и отвлекать членов команды от их повседневных дел. Так что примета вполне оправданна.
Еще моряки перед отплытием никогда не показывают пальцем на небо. Это может вызвать шторм или штиль и помешать удачному плаванию. Нельзя указывать пальцем и на отплывающее судно — оно может в пути затонуть.
Летчики никогда не произносят между собой слово "последний", заменяя его словом "крайний". Нельзя желать летчикам "счастливого полета" — тогда в полете будут неприятности. Кроме того, пилоты перед полетом никогда не фотографируются — тогда кто-нибудь из них может не вернуться назад.
Фирменная примета есть у российских космонавтов . Ввел ее знаменитый конструктор Сергей Королев — не делать запуски по понедельникам. Говорят, несколько запусков в понедельник прошло неудачно, и с тех пор, если старт приходился на этот день, Королев всегда переносил дату. Традиция сохранилась до сих пор: по понедельникам космическую технику не запускают!
Самая распространенная актерская примета — если листки роли упали на пол, на них обязательно нужно посидеть, не то забудешь роль. Правильно, посидишь — успокоишься и сможешь сосредоточиться на предстоящей игре!
В театре сотрудникам строго-настрого запрещено свистеть и есть семечки — не будет сборов!
Если актер хотя бы один раз запнулся на сцене, то будет и дальше путать и забывать реплики. Ну, ясно, переволновался…
А вот приметы, по которым нельзя подшивать костюм прямо на актере и нельзя использовать на сцене живые цветы, объяснить сложно.
Считается также, что играть смерть в кино и на сцене — к несчастью. Но иногда говорят и наоборот: если актер сыграл смерть — будет долго жить!