Игры на осенний бал для начальных классов. Игры, конкурсы, эстафеты для проведения осенних досугов, развлечений, праздников

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО? ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ? СОБЕРИ ГРИБЫ! СЪЕШЬ ЯБЛОКО! РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" - ребенноки в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстре вытянула «репку».

СОБЕРИ ШИШКИ!
В игре участвуют два человека. Они берут по корзине в руки. На пол рассыпаются 10 - 12 шишек. По сигналу дети начинают собирать их в свои корзинки. Выигрывает тот, кто соберет больше шишек.

СОРТИРУЕМ ОВОЩИ!
Играют два человека. В одной стороне зала стоят два ведра, в которых перемешаны морковь и картофель. Каждый ребенок по сигналу бежит с корзиной к ведру и выбирает либо морковь, либо картофель в свою корзину и возвращается назад. Кто быстрее выполнит задание, тот и победил.

НАКОРМИ ДРУГА!
В игре можно использовать яблоки или морковку. Двое играющих садятся на стульчики друг проив друга. Им завязывают глаза и дают по яблоку. Они начинают кормить друг друга. Выигрывает тот, кто быстрее съел яблоко.

СОБЕРИ СОРНЯКИ!
В игре участвуют 3 человека. По залу рассыпают бумажные вьюны, васильки и листья одуванчика. Детям дают по ведерку. По сигналу они должны собрать сорняки в ведра: один - вьюны, другой листья, третий - васильки. Побеждает ребенок, выполнивший задание быстрее других.

СОБЕРИ ЛИСТОЧКИ!
В игре участвуют 2 ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

СОБЕРИ ЛОЖКОЙ КАРТОШКУ!
В игре участвуют по два человека. На пол рассыпают 6-8 картофелин. У каждого ребенка корзинка и деревянная ложка. По сигналу надо собирать картошку ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает ребенок, собравший больше картошки за определенное время.

ПЕРЕЙДИ ЛУЖУ В КАЛОШАХ!
Участвуют по два ребенка. "Лужа" - ковер в центре зала. По сигналу дети надевают калоши и бегут с одного конца ковра до другого и обратно. Побеждает тот, кто прибежит быстрее.

ПЕРЕВЕЗИ С ПОЛЯ УРОЖАЙ!
В одной стороне зала стоят 2 грузовика, в другой стороне на пол раскладывают муляжи лука, огурцов, помидоров, свеклы и картофеля, по 2 штуки каждого. В игре участвуют по двое. По сигналу они везут грузовики на противоположную сторону зала, заполняют их овощами и возвращаются назад. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.
Более сложный вариант: перевозить по одному овощу.

ПАРОВОЗИК
В ней участвуют две команды. На полу разложены бутафорские грибы. По сигналу команды змейкой обегают грибы по "извилистой тропинке" (каждый ребенок держится за плечи впереди стоящего). Считается победителем та команда, которая:
- не уронила ни один гриб;
- не потеряла ни одного участника;
- быстрее оказалась у финиша.

ФРУКТЫ НА ВЕРЕВОЧКЕ
У противоположной стены зала ставят две стойки с натянутой между ними веревкой. На веревку за палочки привязаны яблоки и груши. Ребенку завязывают глаза. Он должен дойти до стоек, срезать ножницами любой плод и угадать его на ощупь.

НАЗОВИ, ЧТО ЭТО?
Дети встают в круг, в центре круга - водящий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку и говорит одно из слов: "Овощ", "Ягода" или "Фрукт". Ребенок, поймав мяч, быстро называет соответственно знакомый ему овощ, ягоду или фрукт. Кто ошибся - выходит из игры.

ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?
На планшете нарисованы фрукты в несколько рядов (например: яблоко, груша, апельсин). В каждом ряду фрукты расположены в разном порядке. Ведущая закрывает в любом ряду любой фрукт и спрашивает: «Чего не хватает?» Дети должны назвать фрукт, который закрыт. Варианты: вместо фруктов - овощи, ягоды, грибы, листья деревьев.

СОБЕРИ ГРИБЫ!
Играют по двое. Каждому участнику дают пустую корзинку. На полу лежат силуэты грибов. Дети берут по очереди силуэт гриба, называют любой гриб, который знают, и кладут в корзинку. Выигрывает тот, кто больше «собрал» грибов.

СЪЕШЬ ЯБЛОКО!
Два добровольца из родителей держат веревку, на которой висят привязанные яблоки. В игре участвуют по 2 ребенка. Им предлагают съесть по яблоку, висящему на веревке, не касаясь его руками. Кто быстрее?

РЕПКА
Участвуют две команды по 6 детей. Это - дед, бабка, Жучка, внучка, кошка и мышка. У противоположной стены зала 2 стульчика. На каждом стульчике сидит "репка" – ребенок и в шапочке с изображением репки. Игру начинает дед. По сигналу он бежит к "репке", обегает ее и возвращается, за него цепляется (берет его за талию) бабка, и они продолжают бег вдвоем, вновь огибают "репку" и бегут назад, затем к ним присоединяется внучка и т. д. В конце игры за мышку цепляется «репка». Выигрывает та команда, которая быстрее вытянула «репку».

КУРОЧКИ И ПЕТУШКИ
Три пары в течение одной минуты собирают зерна (фасоль, горох, тыквенные семечки), разбросанные на полу. Побеждают те, кто больше собрал.

ЧТО ЭТО ЗА ОВОЩИ?
С завязанными глазами играющие должны по вкусу определить овощи, которые им предлагают.

ПОСАДИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ!
Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки.
Участвуют 2 команды по 4 человека.
1-й участник «пашет землю» (кладет обручи).
2-й участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч).
3-й участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой).
4-й участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро).
Побеждает более быстрая команда.

НАРИСУЙ ГОРОХ!
Играющий должен с завязанными глазами нарисовать горошины так, чтобы они не выходили за линию стручка.

РАЗГРУЗИ МАШИНУ!
Детям предлагается разгрузить «машины» с «овощами». Машины ставят у одной стены, а напротив них у другой стены помещают две корзины. Около корзин встают по одному игроку и по сигналу бегут к машинам. Переносить овощи можно по одной штуке. Овощи должны быть во всех машинах одинаковые как по количеству, так и по объему. Затем другие участники могут «нагружать» машины; В этом случае игроки встают у машин, по сигналу бегут к корзинам и переносят овощи в машины. Машинами могут быть коробки, стулья; овощами - кегли, кубики и т. п.

ПУГАЛО
Звучит музыкальное сопровождение. Дети, каждый из которых "пугало", выходят на середину зала и разводят руки в стороны. Если ведущий говорит: «Воробей!», то надо махать руками. Если ведущий говорит: «Ворона!» - надо хлопать в ладоши.
ГРИБНИК
У водящего ("грибника") завязаны глаза. Дети-грибы бегают по залу. Если попадается «мухомор», дети кричат: «Не бери!» Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше «грибов».
КОТ В МЕШКЕ
Надо определить наощупь овощ или фрукт, не вынимая его из мешочка.

КЛЕНОВЫЙ ЛИСТОЧЕК
В игре участвуют два ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.
УГАДАЙКА
В чашке лежат кусочки разных овощей или фруктов. Ребенку завязывают глаза и он должен по вкусу определить, что это.


С приходом осени в каждой школе проходит настоящий Осенний бал, которого ждут и дети, и взрослые, так как вокруг витает прекрасный аромат осенних цветов, дети изготавливают гирлянды из желтых листьев и гроздьев рябины.

Кроме того, в каждом классе можно встретить на столах, в красивых вазах, различные дары осени. На уроках рисования школьники рисуют шедевры на осеннюю тематику. В больших холлах созданы выставки рисунков, поделок и композиций.

Но для того, чтобы осенний бал прошел незабываемо и оставил след в душе каждого школьника, конкурсы для школьников на осенний бал нужно подбирать тщательно, чтобы они не только понравились детям, но и выполняли развивающую функцию, в которой бы были задействованы и память, и мышление, и логика.

Детям разного возраста нравятся загадки. Поэтому можно подобрать несколько интересных загадок и вопросов на осеннюю тематику. Например:

— Пришла ко всем без красок и без кистей, но смогла ярко покрасить все листья (Осень) ;

— Когда сядет – зеленеет, упадет – вмиг пожелтеет, а как ляжет – станет черным (Лист) ;

— Все его просят и с нетерпением ждут, а по его приходу – прячутся (Дождь) ;

— У него есть шапка, но нет головы, есть ножка, но без обуви (Гриб) ;

— Он видит, но не слышит, везде свищет, ходит и бродит (Ветер) .

Школьники также с удовольствием будут размышлять над интересными вопросами:

— Кто осенью яблоки собирает спиной?

— Всем известно, что осенью птицы летят в теплые края. А есть ли животные, которые перелетают?

— У какого зверька щека вместо мешка?

— Какое животное сушит грибы на зиму?

— Какие деревья имеют осенью красные листья?

— Куда в холодную пору исчезают лягушки?

— Какой зверь имеет в ноябре потомство?

— Какие песни имеют осеннее настроение?

— Какой лес не имеет листья?

— Как в давние времена называли сентябрь, октябрь и ноябрь?

Стоит отметить, что тот ребенок, который отвечает правильно, должен обязательно получать небольшой презент. В этом случае дети будут активнее размышлять. На праздник осени все должны быть одеты так, чтобы можно было увидеть какую — то примету осени. К примеру, листочек с номерком, а в конце праздника, во время викторины, несколько счастливых номеров могут получить призы.

Осенние конкурсы для школьников могут быть такого плана:

Конкурс — литературный. Его суть в том, что нужно заранее подобрать строки русских поэтов про осень, а участники должны отгадать, кто является автором поэзии.

Конкурс – музыкальный. Для его проведения необходимо подобрать песни знаменитостей об осени. Пусть присутствующие попробуют их отгадать. Тем, кто угадает, можно вручать специальные фишки, которые в конце бала можно обменять на ценные призы.

Конкурс следующий должен определить звание Короля и Королевы Осеннего бала. Для этого потребуются несколько кандидатов, и зрители должны проголосовать за понравившихся участников.

Во время проведения 4-г конкурса «Венок из листьев» нужно задействовать несколько участниц. Каждая из них должна сплести уникальный венок из осенних листьев и трав. Побеждает та участница, которая, по мнению зрителей, сплела шикарный венок. Победительница определяется путем зрительских аплодисментов.

Еще один конкурс имеет название «Приятного аппетита». Для его проведения понадобиться сочный и вкусный арбуз, который нужно как можно быстрее съесть закрытыми глазами. Выигрывает тот игрок, который скушал долю арбуза быстрее остальных.

Осенние игры для школьников также должны быть веселыми и занимательными, поднимающими настроение. К примеру, можно взять несколько яблок и подвесить их на веревку. Участники должны без рук съесть их. Победители, естественно, награждаются.

Также можно поиграть в игру «Собери картошку». Ведущий объясняет, что в осеннее время именно картошка является королевой. Поэтому участникам предлагается собрать картошку, разбросанную по залу. Интерес в том, что глаза игроков нужно завязать. Кто соберет больше картошки за минуту, тот и победитель.

Еще одна игра имеет название «Препятствия». Для ее проведения нужно несколько участников, которые должны пройти полосу препятствий, чтобы добраться до приза. Участники должны пройти ровно по лежащей на полу веревке, проползти под скакалкой, не затронув ее, которую держат ведущие, и так далее.

Также можно провести викторину знатоков осенних даров. Участники должны отгадать названия овощей и фруктов.

Для проведения следующей игры нужно задействовать двух парней, которым вручаются две машинки на веревочках. Участники должны проехать определенную дистанцию с препятствиями, обходя стороной кегли, расставленные на полу. . Тот автогонщик, который не затронет ни одной кегли, получает стихотворный подарок — поэзию Б. Пастернака «Золотая осень».

Таким образом, если принять во внимание вышеприведенные рекомендации, праздник Осеннего бала никого из присутствующих не оставит равнодушным, все школьники пополнят свой багаж знаний и отдохнут с пользой.

Развлекательная часть танцевального вечера сделает его еще более интересным. Командные и парные конкурсы разнообразят программу осеннего бала. Тематические вокальные викторины поднимут настроение участникам мероприятия. Общие танцевальные игры не дадут никому стоять в стороне, и каждый гость почувствует себя «в своей тарелке». Активные конкурсы помогут парням и девушкам стать ближе и определить короля и королеву бала.

    Игра «Дамы приглашают кавалеров»

    Играют девочки и мальчики. Чем больше участников, тем интереснее. Мальчиков должно быть на одного меньше, чем девочек. Игроки выходят на танцпол.

    Включается ритмичная музыка. Все танцуют по отдельности, сохраняя небольшую дистанцию. Когда быстрая музыка сменяется медленной, девочки должны пригласить ребят на танец. Участница, которой не достается пара, выходит из игры и забирает с собой одного кавалера, на выбор. Игра продолжается до тех пор, пока не остается одна пара. Ведущий оглашает их королем и королевой осеннего бала.

    В конкурсе участвуют 3 мальчика. Ведущий завязывает им глаза и ставит на стол стаканы с разными напитками (можно использовать соки, сладкую воду, компоты).

    В первом этапе конкурса ребята должны определить напитки по запаху. Участник, который распознает меньше всех напитков, покидает соревнование. Во втором этапе мальчики должны определить их, попробовав на вкус. Для усложнения задачи в одном стакане можно смешать два напитка (например, добавить немного кофе в пепси - это даст сильную пену и изменит вкус, или поставить какао).

    Побеждает участник, которому удается разгадать большее количество напитков.

    Игра «Листопад»

    Игру проводят в конце осеннего бала. В ней участвуют все школьники.

    Для ее проведения необходимо заранее подвесить в зале на потолок на нитках разной длины осенние листья, прикрепить их к занавескам и разложить в разных местах.

    После команды ведущего «игра началась» дети начинают активно собирать листья. Для добычи листочков, которые расположены высоко, участники могут подсаживать друг друга. По истечении 1 минуты ведущий останавливает игру и подсчитывает количество листьев, которое собрал каждый класс.

    Самый быстрый и находчивый класс получает в подарок воздушные шарики.

    В конкурсе участвуют 3 человека с хорошими вокальными данными. Все зрители получают по билетику (в качестве билетика может выступать обычный маленький листик).

    Задача конкурсантов - спеть любую песню на осеннюю тематику. После того как все участники справляются с заданием, проходит зрительское голосование за лучшего исполнителя путем сбора билетиков.

    Побеждает участник с большим количеством голосов.

    В конкурсе участвуют 5 парней. Он проходит в 3 этапа. В первом участники должны на скорость превратиться в гусаров, то есть нарисовать усы, надеть кивер и пояс с саблей. Всю атрибутику нужно приготовить заранее. Замешкавшийся парень выбывает.

    Затем гусары проверяют свою удачу с помощью карт. На стол ложится колода, и каждый участник вытягивает из нее по 3 карты. Двое конкурсантов, чьи карты оказываются самыми низкими, покидают игру.

    Последний этап - словесная дуэль. Гусарам оглашается причина раздора (например, спор о дамах, лошадях, оскорбление). Ребята должны дискутировать и спорить, общаясь только фразами и словами, присущими былой речи.

    Конкурсант, которому удается переспорить или загнать в тупик оппонента, объявляется истинным гусаром.

    В конкурсе участвуют 5 пар «мальчик-девочка». Если ребята не умеют вальсировать, ведущий должен показать им парочку па и дать несколько минут на освоение движений.

    Включается музыка. Пары выстраиваются в начальную позицию. В вытянутую руку кавалера ведущий дает саблю из пенопласта. Пары начинают вальсировать. В момент, когда музыка прерывается, кавалеры должны быстро встать на одно колено, а дамы - присесть на него и поджать ноги. Саблю нужно держать высоко над головой. Самая медленная пара выходит из игры.

Ольга Новикова
Сценарий проведения осеннего бала в 1–4 класах

Праздник осени школе . Сценарий

Цели : организовать досуг ребят; развивать их творческие способности.

Оформление : сухие кленовые листья, шары, букеты осенних цветов .

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Ведущий 1.

В двери к нам стучится осень

В одеянье золотом.

Листьев горсть в окошко бросит

И расплачется дождем.

Ведущая 2.

В свой шатер, волшебный

И прекрасный,

Осень нас на праздник позвала,

Всюду разбросала свои краски,

И природа чудно расцвела.

Давайте позовем Осень .

Все : Осень , осень , в гости просим.

Осень : Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам , друзья!

Вы рады встретится со мной?

Я на праздник к вам пришла

Рада встрече очень я!

Осень :

Ребята, поприветствуйте меня - Золотую осень , расскажите стихотворения обо мне. (дети рассказывают стих-ия об осени )

1 класс

Листья желтые тихо кружатся,

Хороводом на землю ложатся.

И уже никогда не встают.

Вслед за осенью листья уйдут .

2 класс

Отряхнули березки

Свой летний наряд,

Птиц не слышно на ветках,

Не встретишь зверят.

Вот и лето пропало

За верхушками сосен .

На лесные опушки

Возвращается осень .

3 класс

Снова падают листья,

Снова дни все короче,

Все страшней и студеней

Бесконечные ночи

Скоро ветры завоют

Над пустыми полями,

Скоро серые тучи

Разольются дождями.

4 класс

Стало в друг светлее в двое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем,

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Осень :

Ребята, какая же осень без весёлых игр и затей!

И чтобы сегодня на празднике осени всем было интересно , мы устроим соревнования.

Я приглашаю занять места за столиками 2 команды.

1 команда – МОЛНИЯ

2 команда – РАДУГА

(команды выходят)

Ведущий 1 : - Какие же игры и соревнования без справедливого жюри?

Поприветствуем членов жюри :

Осень : - Итак, мы начинаем нашу игру!

- Осень обязательно сопровождается красивейшим зрелищем, кода с деревьев в плавном вальсе кружась падают листья. О чём я сейчас говорю, ребята?

И на нашем празднике не обошлось без листопада! Посмотрите, сколько листиков в зале. Они могут помешать проводить нам конкурсы .

И первый конкурс для команд называется «Кто быстрее…»

1. Игра «Кто быстрее…»

Зал делится пополам. Команды становятся на разные стороны. Им выдается пакеты для мусора. Задача игроков собрать листья с пола. Выигрывает та команда, у которой окажется меньше листьев на полу.

Осень : ИГРА С ЗАЛОМ даются жетоны

К осени готовятся все жители земли : люди, птицы, звери, насекомые. Посмотрим, а как же вы готовились к осени , много ли вы обо мне знаете? Я буду загадывать загадки, а вы разгадывайте.

1. Сам не видит и не слышит,

Ходит, бродит, рыщет, свищет.

Кто навстречу попадется -

Обнимает и дерется. (Ветер)

2. Прошла Маланья -

Зажглося пламя;

Прошел Пахом -

Затрясся дом. (Молния и гром)

3. Из норы за холку пышную

Я тянул лисицу рыжую.

Но не хитрую плутовку,

А хрустящую (морковку)

4. А на этой грядке.

Выросли загадки,

Сочные да крупные,

Вот такие круглые,

Летом зеленеют,

К осени - краснеют . (Помидоры)

5. А на этой

Грядке –

Горькие загадки.

Тридцать три одежки,

Кто их раздевает –

Слезы проливает.

6. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, зовусь я (Подосиновик)

7. Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще…

Расту я обычно

В березовой роще. (Подберезовик)

8. Нет грибов дружней, чем эти.

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

9. Очень дружные сестрички

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом

Золотистые (Лисички)

2. ИГРА «Шишкобол»

Вызываются 2 команды, дети по очереди кидают шишки в ведро, в чьем ведре окажется больше шишек, та команда победила.

(выступление 1 класса )

Игра со зрителями «Чей листок» .

(Давайте вспомним название деревьев и кустарников показывая листья дети должны узнать название дерева).

3. Игра «Узнай овощ или фрукт»

Участники должны закрытыми глазами определить овощ.

СО ЗРИТЕЛЯМИ Танцевальный конкурс

БЫСТРАЯ МУЗЫКА

Ведущий 1.

Поздняя осень . Все небо в слезах.

Ветер холодный поет в проводах .

И, отправляясь в последний полет,

Листья танцуют осенний фокстрот .

Все участники танцуют танец с яблоком (мячиком) . Каждая пара получает по яблоку, которое зажимается между лбами. Руками придерживать яблоко нельзя. Звучит медленная музыка, и пары начинают танцевать. Через какое-то время задание усложняется тем, что танцевать надо под быструю мелодию. Выигрывает та пара, которая дольше других удержит яблоко (мячик) .

(выступление 2 класса )

4. Конкурс «Одень друга»

Ведущий. Что-то стало холодать, друзья мои! Надо одеться потеплее. Я вижу, что среди вас есть не по сезону одетые личности.

Участники каждой команды за 1 минуту должны надеть на капитана как можно больше теплых вещей.

5. Конкурс «Перетяни репку» .

Для этого конкурса потребуется канат, на середине которого крепится РЕПКА. Какая группа перетянет, та и победила.

6. Конкурс «Осенний урожай »

Участники команд по очереди называют название растений, которые осенью вырастают на полях , в садах и огородах.

(выступление 3 класса )

7. Конкурс «Перепрыгни лужу» .

На полу мелом рисуют лужи. Диаметр первой лужи примерно 60 см; второй - 75 см; третьей - 90-100 см. Участник вначале перепрыгивают самую маленькую лужу, затем среднюю и, наконец, большую. Возвращается к команде, далее бежит следующий участник и так далее, кто быстрее.

8. Конкурс «Сбор урожая» .

Участники игры делятся на команды и выстраиваются в колонны. На определенном, одинаковом для всех колонн, расстоянии кладут клубни картофеля. Количество клубней равно количеству детей в команде. Первый участник бежит с мешком (пакетом) к картошке, кладет одну в мешочек, возвращается и передает мешочек второму игроку, второй бежит к картошке и т. д.

ЖЮРИ ПОДВОДЯТ ИТОГИ конкурсов.

(выступление 4 класса )

НАГРАЖДЕНИЯ - команд и наиболее активных зрителей 3 места по количеству жетонов.

Ведущий 1.

- Осень сегодня полностью вступила в свои права. Мы благодарим эту осень , что она собрала нас всех на осенний бал . Впереди зима, весна, лето … А потом снова осень . Сколько их еще будет в нашей жизни! Мы надеемся, что еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе золотые огни Осеннего бала . До новых встреч!

Осенью очень много праздников, как реальных, так и «выдуманных». Так, к примеру, очень активно празднуется осенний бал, он проходит и в детском саду, и в школе и у студентов. Мы приготовили интересные и смешные конкурсы на осенний бал для учеников начальной школы. Подвижные конкурсы, командные конкурсы – ваши юные ученики весело проведут время.

А сейчас переходим к конкурсам.

Для начала небольшая разминка в виде игры вопросы и ответы. Вы задаёте вопросы ученикам, а они отвечают. Всё это можно сделать в виде игры БРЕЙ РИНГ. Поесть разделить учеников на команды, и после озвучивания вопроса, команды думают, и у кого есть ответ, звенят в колокольчик и отвечают. Желательно ответ более развёрнутый, то есть с объяснениями.
Примеры вопросов:

Некоторые птицы улетают на юг, чтобы перезимовать. А есть ли такие животные, которые убегают в теплые края, чтобы перезимовать?
- назовите животное, которое собирает и сушит на зиму грибы.
- назовите хотя бы по два вида дерева, у которых осенью листья желтые и красные.
- название леса, которые осенью не скидывает листья с деревьев.
- сентября, октября и ноябрь – это осенние месяцы. А как они назывались в старину?

Теперь готовьте карточки со словами, которые характеризуют осень: дождь, ветер, мороз, птицы улетают на юг и так далее. Все карточки кладёте в коробку, и дети по очереди вынимают по одной карточки. И кто что вытащил должен это показать жестами. Движениями, но без слов. А другие дети должны угадать, о чем идет речь.

Может быть, следующий конкурс и не имеет отношение к осени, но уж больно он нравится детям, особенно в возрасте от 6 до 10 лет. Вам нужны спички, примерно 20 штук. У каждого участника игры на столе лежат свои спички. Их задача одним мизинцем сложить их них одну длинную линию. Попробуйте дома сами, это вовсе не просто, но очень интересно. Также можно попросить сложить мизинцем домик с крышей, или буквы и даже слово – ОСЕНЬ.

Конкурс на внимательность.
На стол кладут несколько предметов, не более десяти. Все они лежат в каком-то порядке. Один ребенок смотрит на них, ему завязывают глаза и меняют местами два предмета. Потом глаза развязывают, и он должен сказать, что изменилось. Тут есть один момент – на столе должно лежать красное яблоко, а когда у ребенка завязаны глаза, то вместо красного яблока кладут зеленое, но примерно такого же размера. И ребенок должен это увидеть и сказать. Это отличный тест для тренировки памяти.

Все дети встают в шеренгу. А ведущий называет части тела, которые дети должны закрывать ладошкой правой руки. Кто запутался, тот выбывает. Например:

Левое ухо;
- правый глаз;
- нос;
- левый глаз;
- правое ухо;
- левую ладошку;
И вот обычно на левой ладошке все и попадаются, так как они даже и не думают об этом, да и во время игры забывают, что закрывают-то правой ладошкой. И потом встают в ступор, думаю – « а как же мне прикрыть ладошку ладошкой?»

В следующей игре участвуют по два человека. Они должны за одну минуту составить как можно больше слов из другого слова. Например, из слова ДРУЖЕЛЮБНЫЙ составить другие слова. Использовать можно только буквы, которые есть в данном слове. Примеры получаемых слов:
- нужен;
- лыжи;
- лужи;
и так можно играть до тех пор, пока в финал не выйдет два участника и не разыграют главный приз. Естественно каждой паре даётся своё слово, из которого им надо составить другие слова.