Познавательно-речевое развитие дошкольников. Конспект занятия в подготовительной группе «Звук и буква Ц

Как познакомить с буквой Ц? Вариант №1. ()
Отгадай загадку!
На арене трюкачи,
Клоуны, жонглёры,
Разноцветные лучи,
Громкий смех весёлый.
/Цирк/

Где всё это происходит? Правильно, в цирке! С какого звука начинается это слово? (со звука "Ц").
Какой это звук - звонкий или глухой? Положите ладошку на горлышко и определите! Да, глухой. И он всегда звонкий.

Мы с этим звуком можем поиграть!
1) Давай изобразим, как стрекочет кузнечик! "Ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц-ц" (звук произносится отрывисто)
2) А теперь покажем, как девочка просит не шуметь детей! "Ццццццццц! Тихо! Не шумите!"

Послушай (прочитай) рассказ о цирке.
"Цирк"
В центре цирка находится арена. Над ней висят трапеции и кольца. На кольцах кувыркаются акробаты, по канатам ходят канатоходцы. На арене веселят зритеоей клоуны. Они шутят, публика смеётся. На арене носятся красивые кони, а на них смелые наездницы. В цирке есть зверинец.

Задания по тексту:
1) Назови все слова со звуком Ц и определи, где находится звук (в начале, середине или конце слова)! (цирк, трапеция, кольца, канатоходцы, наездница, зверинец)

Физкультминутка:
«Веселый цирк»
«Веселый цирк у нас в гостях
Жонглер бросает шарики
(«бросают шарики»)
И клоун зрителей смешит,
(дразнятся»)
Смешит больших и маленьких.
(показывают руками «больше-меньше»)
Вот на канате акробат
Раскинул руки в стороны.
(разводят руки в стороны)
Силач старается поднять
Стальные гири новые.
(поднимают «гири»)
Наездники на лошадях
По кругу мчатся весело
(показывают, как скачут)
А мы мороженое едим
(«Едят мороженое»)
И хлопаем под песенку.
(хлопают).


Как познакомить с буквой Ц? Вариант №2. ()
Отгадай загадку!
"Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки!"
/Цыплёнок/

С какой буквы начинается это слово? Сколько слогов? На какой слог ударение?

Давайте изобразим цыплёнка, сидящего в яйце. Покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем - левое.

Давай прочитаем слоги!
= АЦ, ОЦ, УЦ, ИЦ, ЫЦ
= ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЫ

Логопедический массаж ()

Для того чтобы правильно произносить все звуки, мы должны подготовить свой артикуляционный аппарат к работе. И в этом нам поможет логопедический массаж.
Для начала согреем свои ручки.

Абдулова Джюме Сиражутдиновна

Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ц

Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, неваляшки, счетные палочки, фломастеры для работы у доски

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, послушайте и угадайте какой первый звук в этих словах: цапля, цепочка, цыпленок, цветок (ответы детей)

Воспитатель: определите каким бывает звук Ц

Воспитатель: Правильно, слышится звук Ц.

Звук Ц- согласный, глухой, всегда твердый.

Артикуляция звука

Давайте вместе произнесем звук «Ц».

Открыть рот. Кончиком языка напряжённо упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен оставаться свободным

Послушайте стихотворение

Метелица

Над кузницей, мельницей, вьётся метелица,

По лесу танцует и по полю стелется,

А зайцы метелицы не боятся,

Под снегом танцуют и веселятся.

Повторяем чистоговорки

Це-це-це, це-це-це: цыплёнок дремлет на крыльце.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо: Царапыч вышел на крыльцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу: Царапыч ходит по крыльцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: не тронь, Царапыч, молодца!

Ца-ца-ца, ца-ца-ца: кота прогнали мы с крыльца.

Ец-ец-ец, ец-ец-ец: цыплёнок просто молодец!

II. Основная часть.

Один ребенок делает задание у доски. К доске сегодня идет Оля.

(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС) дети пишут букву Ц, разукрашивают крышу домика и неваляшку синим, в кармане пишут букву Ц.)

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. Посели Оля букву Ц на первом этаже, после буквы С.

Воспитатель: какую неваляшку выбираем?

Оля: синюю без колокольчика

Воспитатель: почему?

Оля: потому что Ц- согласный, глухой, только твердым.

2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»

Воспитатель: Обведи букву по контуру;

Напиши букву по точкам;

Сам напиши строчку этой буквы.

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

3. Упражнение «Продолжи орнамент»

Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память

К сведению педагога: Этот вид упражнений тренирует в различении границ клетки, умении отсчитывать клетки в любом направлении, проводить различные линии, ориентируясь на образец. Такие задания подготавливают ребенка к написанию различных элементов букв и схем, развивают внимание, аккуратность, чувство ритма и симметрии.

4. Упражнение «Закончи рисунок»

Цель: развивать моторику рук

Здесь ребенок может:

Дорисовать картинку по точкам;

Найти на картинке «спрятавшуюся» букву (в изображении предметов дается изучаемая буква);

Раскрасить картинку;

Найти на картинке предметы, в названиях которых есть изучаемый звук (пишется эта буква).

5. Игра «Собери букеты»

Цели. Тренируя умение дописывать пропущенные в словах буквы, развиваем навык звуко-буквенного анализа и синтеза. Закрепляем знания по теме «Цветы», тренируем умение дифференцировать виды цветов (садовые и полевые).

Ход игры. Ребенок дает обобщающее название изображенным предметам: цветы. Взрослый предлагает проанализировать это слово и дописать его, вставляя буквы. Ребенок называет каждый цветок, вспоминает, к какому виду он относится (роза - садовый цветок, ромашка - полевой цветок и т. д., объясняет, почему цветы называются полевыми и садимыми, вспоминает, какие еще цветы относятся к тому и другому виду.

Взрослый предлагает составить из цветов на картинке два букета, распределив их по видам. Ребенок должен сам догадаться, в какой вазе будет стоять каждый букет. (Для этого ему надо, вставляя пропущенные буквы, дописать слова под низами.) Выполняя звуко-буквенный анализ слов полевые и садовые, он вписывает в них пропущенные буквы, обобщает их (гласные). Затем он указывает стрелками, в какую вазу нужно поставить каждый цветок.

В конце игры ребенку предлагается нарисовать в вазах свои букеты из полевых и садовых цветов.

6. Игра «Соня и цветы»

Цели. Закрепляем умение анализировать предложение по количеству слов и дописывать нужные по смыслу слова в недописанное предложение. Закрепляем умение определять в предложении предлог В и выделять его на схеме предложения как отдельное «маленькое слово». Продолжаем тренировать в составлении рассказов по сюжетной картинке.

Ход игры. Рассматривая картинку, ребенок отвечает на вопросы взрослого по ее сюжету. Ребенок читает незаконченное предложение, написанное под картинкой, анализирует его схему, дописывает недостающие слова (в, цветы). Взрослый предлагает составить рассказ о том, как девочка Соня выращивала в саду цветы.

7. Игра «Нарцисс»

Цели. Тренируем ребенка в умении узнавать буквы по их неполному написанию, читать слова, написанные по часовой стрелке. На примере слова нарцисс закрепляем навыки звуко-буквенного анализа и синтеза.

Ход игры. Ребенок должен назвать нарисованный цветок и рассказать все, что о нем знает. Взрослый подсказывает, что название этого цветка написано внутри рисунка. Узнавая недописанные буквы и комментируя их правильное написание, ребенок объясняет, как нужно прочитать название этого цветка (по часовой стрелке).

В заключение ребенок самостоятельно пишет слово нарцисс и составляет его звуковую и слоговую схемы.

Итог занятия.

Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ц. Что вы можете сказать про этот звук?

Назовите слова со звуком [Ц].

Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

Конспект ООД с детьми с ОНР III в старшей группе на тему:

«Капли для цапли»

  • закрепить правильное произношение звука Ц, знакомство с буквой Ц.

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить навыки словообразования,
  • чтения слогов,
  • проведения звуко-буквенного анализа.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха,
  • внимания,
  • памяти,
  • мышления,
  • мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение сопереживать,
  • работать в коллективе.

Оборудование:

  • игрушка-заяц, предметные картинки со звуком Ц, наборы для звуковых схем, карточки с поломанной буквой Ц, лабиринты.

Ход ООД

1. Игра «4-й лишний»:

Чашка, миска, кастрюля, ножницы.

Огурец, лимон, банан, апельсин.

Ель, сосна, цветок, береза.

Собака, кошка, корова, заяц.

Выделяем в словах-отгадках звук Ц.

2. Характеристика звука Ц

Звук Ц — согласный, всегда твердый, глухой.

Выделение звука Ц:

Из ряда звуков: А, Г, С, Ц, Щ,Ц и т.д.

Из ряда слогов: АЦ, ТА, СЫ, ЦЕ и т.д.

Из ряда слов: кольцо, сапоги, кошка, царапина, мачта…

3. Определить количество слогов и место звука в слове:

ЦЫГАН – 2 слога, в начале слова.

УЛИЦА – 3 слога, в середине слова.

ПАЛЕЦ – 2 слога, в конце слова.

На доске среди картинок выбрать картинку, похожую по количеству слогов и месту звука в слове на последнее слово (2 слога и в конце Ц). Это-ЗАЯЦ.

4. Пальчиковая гимнастика «Зайка».

5. Письмо от зайца.

Ребята, заяц принес нам письмо, послушайте его.

«Дорогие ребята! Мне надо скоро отправляться в дальний путь, а я заболела. Мне срочно нужны капли. Помогите мне, пожалуйста.»

Ну, что, ребята, поможем? Только давайте сначала узнаем, кому нужны капли. Отгадайте загадку:

Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка,
Капнет с клюва капля…..
Кто же это? (цапля).

А в какой дальний путь отправляется цапля? Какая это птица? (перелетная).

6. Знакомство с буквой Ц.

И мы тоже отправляемся в дорогу за каплями для цапли. В дороге нам будет помогать наша буква Ц:

Вот какая буква Ц -
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.

Обведите эту букву в воздухе, на парте, на левой ладошке, на спине соседа.

7. Дописывание недостающих элементов буквы Ц.

Посмотрите на свои карточки. Дождем размыло букву Ц, а без нее в аптеке нам не дадут капли. Необходимо дописать недостающие элементы буквы Ц.

8. Словообразование.

Игра «Скажи ласково»:

Дерево-деревце, колено-коленце, полено-поленце, болото-болотце, зеркало-зеркальце, корыто-корытце, сало-сальце, тело-тельце, мыло-мыльце, шило-шильце, дело-дельце, масло-маслице, платье-платьице.

9. Физминутка.

10. Игра « Строим мост».

Нам надо перебраться через реку.

Игра « Строим мост».

Необходимо выбрать на доске все картинки со звуком Ц.

11. Чтение слогов.

Чтобы добраться до цапли, нам надо пройти по болоту. Надо отгадать загадку о гласной букве, составить слоги с буквой Ц и прочитать их (прямой и обратный):

В этой букве нет угла-
Оттого она кругла. (ОЦ, ЦО)

Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
повесить пальто. (УЦ, ЦУ)

Бродит с палочкой, увы!
Хромоножка буква…(ЫЦ, ЦЫ)

Между двух прямых досок
одна легла наискосок. (ИЦ, ЦИ)

Эта буква с открытым ртом
и большущим языком (ЭЦ, ЦЭ)

Алфавита голова -
это будет буква….(АЦ, ЦА)

Вот мы и добрались до цапли. Давайте отдадим ей капли и пожелаем быстрее выздороветь.

А нам пора домой.

12. Развитие памяти.

Наш мост неожиданно накрыл туман, чтобы он рассеялся, нам нужно вспомнить все картинки, из которых мы его построили.

13. Рисование маршрута путешествия.

Вот мы и дома. Нарисуйте наш маршрут.

Дети в лабиринте рисуют нужный маршрут.

14. Итог занятия.

Учитель-логопед
высшей кв. категории
Волхонская И.Б.,
г. Люберцы

Звук и буква «Ц»

Цель : уточнить произношение звука [ц и буквы Ц, ц]; совершенствовать звуковой анализ, упражнять в образовании формы роди тельного падежа множественного числа существительных и в образовании существительных с помощью суф фикса -иц-. Закрепить навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквой Ц; упражнять в образовании существительных с суффиксом -ий-; развивать логическое мышление. Развивать зрительное восприятие.

Оборудование : зеркала, индивидуальные схемы, сигналь ные фонарики, кассы, мяч, рисунок цапли, ручки, тетради, цветы для раскраски.

Ход занятия:

1. Организационный момент

У каждого ребенка несколько разрезных слогов; сю, дю, зю, лю, ню, мю, пю, сю, тю, рю, ню, лю.

Прочитайте свой слог. Поднимите слог, если услышите его в слове.

нюхать капюшон мюзикл

тюлень рюкзак изюминка

колючки гадюка сюда

2. Артикуляционная гимнастика

«Забор».

«Горка».

«Почистим нижние зубы».

3. Знакомство со звуком «Ц»

  1. Логопед читает стихотворение

Стали выше небеса,

Убежал сугроб седой,

Так бывает лишь...

Дети заканчивают стихотворение все вместе, добавляют слово (весной)

  1. Дети вспоминают признаки весны (тает снег, прилетают птицы, дети строят скворечники). Для какой птицы строят скворечник? (для скворца) Какой звук произносит скворец? «Ц»
  2. Характеристика звука «Ц» (согласный, всегда твёрдый, глухой, непарный)

4. Выделения звука «Ц» из состава слова

  1. Логопед читает слова, а дети поднимаю нужный фонарик

солнце птенцы весна

тепло первоцвет листья

цветной зеленые птицы

скворечник скворец почки

  1. Дети рассматривают картинку «Во дворе», на ходят слова со звуком «ц», но сначала слова с одним слогом (цепь, яйца, крыльцо, цветы, скворец, овца, лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец)

5. Физминутка

  1. Ленивые восьмёрки с вписыванием буквы Ц
  2. Птички полетели

Крыльями махали

На деревья сели

Вместе отдыхали

6. Игра «Один - много» (с мячом).

блюдце - ... овца - ... скворец - ...

кольцо - ... пуговица - ... отец - ...

яйцо - ... лицо - ... цепь - ...

полотенце - ... колодец - ... цапля - ...

7. Звуко-буквенный анализ

Прибежали к маме в сад

Десять маленьких цыплят

Повела на улицу

Их пёстренькая ……(курица)

У кошки котёнок

А у курицы ………..(цыплёнок)

Дети составляют в кассе букв звуковую схему слова курица

8. Письмо в тетради

Дети придумывают со словами (курица, цыплёнок) предложения и записывают их в тетрадь.

9. Чтение рассказа «Цыплёнок Цып»

10. Решение кроссворда

11. Итог занятия

Выучили мы урок

Цыплёнок дарит нам цветок

1 лепесток «какой звук мы сегодня проходили»

2 лепесток «каким цветом мы раскрасим этот звук»

3 лепесток «дайте характеристику звуку»

4 лепесток «запись кроссворда»

Тема: Звук и буква Ц

Цель: Закрепление правильного произношения звука и знакомство с буквой Ц;

образование существительных среднего рода с уменьшительно –

ласкательным значением при помощи суффиксов –ец, -иц, -ц-; определение

места звука в слове; работа с предложением, чтение, печатание слов,

звуковой анализ.

Ход занятия

1. Орг.момент. Психогимнастика.

Загадка: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки» (Цыпленок). Показ игрушки. Просьба изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом правое крылышко, затем левое.

2. Произнесение, характеристика звука Ц : согласный, глухой, свистящий, всегда твердый.

3. Речевая зарядка.

Ац – оц – уц- иц ца – цо – цу – цы

Ацл – оцл – уцл – ыцл цва – цво – цву – цвы

Ца-ца-ца – у курицы два яйца

Цо-цо-цо – курица снесла яйцо

Цу-цу-цу – вот идцт птенцы к яйцу

Цы-цы-цы – все птенцы молодцы

4. Выделение на слух и в произношении

А) ас, ац, со, цу, ус, су, ста, цла, цта, ост, оцс.

Б) цапля, сенокос, телефон, милиционер, листопад, сахарница, чай, цыпленок, пылесос, кольцо, теленок, мельница, цепь.

5. Составь (отремонтируй) предложение.

Цветы, много, в, цветнике, разные.

Курица, цыплята, двенадцать, у, пестрая.

Пять, ручка, на, пальцы.

Хлебница, стол, стоять, на.

Конфетница, в, конфеты, лежать.

6. Физкультминутка – логоритмика с музыкальным сопровождением

«Кольцо»

7. Определение места звука в слове.

Овца, цапля, цыпленок, цып, курица.

8. Знакомство с буквой Ц.

а) показ буквы

б) прорисовывание в воздухе

в) выкладывание на коврографе

г)нахождение в кассе

9. Работа с разрезной азбукой

Цвет – цветы – цвети – цветик – цветок

10. Физкультминутка.

Пальчиковая игра «Пироги пшеничные»

Мы печем пшеничные Дети «пекут пирожки» (то одна рука сверху, то

Пироги отличные. другая).

Кто придет к нам пробовать Поднимают вверх плечи, развести руки в стороны.

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра, Загибают на руке пальцы, начиная с мизинца.

Пес лохматый со двора.

И другие, все, кто может, «Зовут» руками.

Пусть приходят с ними тоже. Вытягивают руки вперед, слегка наклонившись.

Тесто замесили мы, Разминают пальцами бедра.

Сахар не забыли мы, Быстро перебирают пальчиками («сыплют сахар»).

Пироги пшеничные Прижимают неплотно ладони друг к другу, показывая

пирожок

В печку посадили мы. Вытягивают прямые ладони вперед, прикасаясь их

боковой частью друг к другу.

Печка весело горит, Быстро шевелят пальцами поднимая и опуская руки («огонь»).

Наша мама говорит: Ставят руки «полочкой» перед грудью.

Крошки, что останутся, «Крошат крошки».

Воробью достанутся. Стучат указательными пальцами по коленям

(«воробьи клюют»)

11. Печатание.

Улица, огурец, цветы, овца.

Цветы цветут.

12. Игра с мячом «Скажи ласково»

Дело – дельце

Задание – заданьице

Платье – платьице

Мыло – мыльце

Стихотворение – стихотвореньице

Расписание – расписаньице

Ружье – ружьецо

Сало – сальце

Здание – зданьице

Шило – шильце

Зеркало – зеркальце

Одеяло – одеяльце

Масло – маслице

Варенье – вареньице

Печенье – печеньице

Письмо – письмецо

Украшение – украшеньице

Угощение - угощеньице

Итог занятия.