Петрова с.и. традиционное якутское шитье и вышивка. v. художественно-конструктивные особенности национального шитья. Якутские украшения: не ради красоты

Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века.

Проблема классификации орнамента столь же неоднозначна и дискуссионна, сколь и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства. Этим достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым - одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.). Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.

В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития.

Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.

Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, Т.П. Тишина выделяет в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Особое место в якутском орнаментальном комплексе занимает группа орнаментов с мотивом следа (медведя, лося, утки, мыши и т.д.).

> Виды якутского орнамента

> Геометрический орнамент

Геометрический орнамент, геометрические и геометризованные мотивы и элементы относятся к самым древним пластам в якутской орнаментальной культуре.

Прямая линия

Обратимся, прежде всего, к простым геометрическим мотивам. Прямые линии (длинные и короткие, одинарные и двойные) довольно часто встречаются в якутской орнаментике. Выполненные различными способами (резьба, гравировка, вышивка бисером), в различных материалах (дерево, береста, кость, серебро, сукно), прямые линии играют существенную роль в композиции, ограничивая пространство, окаймляя его. Конструктивно-декоративные функции линии, ее графическая четкость и пластическая выразительность подчеркивают форму предмета, его фактуру. В вышивальном искусстве прямые линии (рис.1) «дьураа» или «курдаа?ын ойуу» в применяются во всех изделиях как окантовка краев изделий. Обшиваются вокруг основного мотива орнамента прямыми бордюрными линиями вышивкой цветными нитками, серебряными бляшками или прострачиваются бисером из трех цветов (синий, белый, черный), ограждая от проникновения злого духа.

Мотив креста

К числу распространенных мотивов в якутском орнаменте относится мотив креста (рис.2). Одна из его особенностей заключается в том, что крест, как правило, равноконечен, его фигура легко вписывается в квадрат. Другой особенностью является то, что крест используется и в виде прямого, и в виде косого иксообразного элемента, легко складывающегося в орнаментальный ряд. Этот орнаментальный мотив получил широкое распространение в резьбе

Рис. 1 Прямые линии







Рис.2 Мотив креста



по дереву, косторезном искусстве. Крестообразный мотив распространен у многих народов и уходит своими корнями во времена гораздо древнее христианства. Равноконечный крест, по данным самобытного орнаментального искусства якутов и их бытовых суеверий, является символом солнечного света и летнего творческого тепла, а также графическим изображением древнего степного бога солнца саха. Крест служит символом защиты и спасения. В связи с эпидемией оспы и кори у якутов сохранилось понятие «кириэстэтэр» (налагать крест). Так называли случаи легкого заболевания, предохраняющие человека от повторных заболеваний. Дух болезни как бы налагает на человека знамения креста в знак того, что он в дальнейшем будет пощажен. Духи, насылающие эпидемию оспы и кори, представлялись в образе русских женщин. Возможно, эпидемии этих болезней были связаны с русскими переселенцами. Поэтому считалось, что от них можно защититься знаком креста -- символом христианства. Крестообразный мотив можно рассматривать и как ромб с «процветшими» углами, известный в языческой символике как древнейший символ плодородия. Семантика крестообразного мотива в якутском орнаментальном искусстве выполняет функцию своеобразного оберега. Использование такого крестообразного мотива, как оберега для охраны жилища и душ человека, выявлено и у многих народов.

Такие символы на передней части одежды имели «оберегающие» и «благопожелательные» функции

Зигзаги и арочные мотивы

Зигзаги (рис.3), или арочный мотив (рис.4), особенно характерны для украшения интерьера урасы (тип старого летнего жилища якутов) и ее декоративной перегородки - хапахчы, поэтому данный орнамент нередко называют ураса-ойуу (ураса-узор).

Совокупность швов такого типа, наложенных близко друг к другу, образует якутскую гладь. Один из аспектов содержания этого узора связан с представлениями якутов о трехчастном делении мира. В соответствии с представлениями саха того времени Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего, Нижнего. Верхний мир, разделенный на девять ярусов, населен добрыми духами - айыы, которые покровительствуют людям на земле. Их патриархальный уклад отражает земной образ жизни. Средний мир якутской мифологии - это земля, которая представляется плоской и круглой, но пересеченной высокими горами и изрезанной многоводными реками. Под Средним миром находится Нижний мир. Это темная страна с ущербными солнцем и луной, мрачным небом, болотистой поверхностью, колючими деревьями и травой. Нижний мир населен одноглазыми и однорукими злыми существами абаасы.

К мотиву зигзагов близки по своему характеру дуги, арки, так называемый «небесный» орнамент - сарбынньах ойуу. Он встречается в керамике, изделиях из дерева и бересты, в вышивке бисером, часто имеет ромбовидные или крестовидные дополнения, точки. Зигзагообразные линии, идущие параллельно друг другу, напоминают контуры извилин на нёбе рогатого скота, которое и называется «таналай». Узор, если вышивался бисером, назывался «кэдьинэ таналай», но вышивается он и цветными нитками, и конским волосом. Узор «таналай» - самый древний, типичный вид орнамента. Магическое значение орнамента «таналай» связано с древним пониманием человека о том, что этот орнамент является соединяющим звеном - лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств. В земном мире судьба и счастье человека зависят от их благосклонности. Видимо, поэтому вышивку «таналай» использовали только по нижней части одежды -- в набедренниках, рукавицах и обуви.


Глава 1. Орнамент

Орнамент (лат. ornamentum -- украшение) -- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

1.1 История возникновения орнамента

Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Орнамент -- один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15--10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг -- солнце, квадрат -- земля, треугольник -- горы, свастика -- движение солнца, спираль -- развитие, движение и т. Д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов -- днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась -- украшать. В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. …В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью… хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон «Золотого сечения», или, как его называют математики, «Закон Золотого числа»». Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента: 1) конструктивную -- она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие; 2) эксплуатационную -- она облегчает пользование предметом; 3) репрезентационную -- она увеличивает впечатление ценности предмета; 4) психическую -- она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его. «Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики». Одной из сложных проблем в изучении орнамента является трудность в его расшифровке и датировке первоначального происхождения, а также принадлежности тому или иному этносу. За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. Д., от простых сочленений до сложных хитросплетений. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. Ранние формы орнамента -- геометрические. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой.

«Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг -- круг бытия, -- обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани» Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения. Основные римские элементы орнаментики -- это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. Д. Часто они имеют реальную форму.

1.2 Виды орнамента

На протяжении всей истории искусства можно встретить различные виды орнамента. У каждого народа, а иногда даже отдельной его части, может быть, свой орнамент.

Мотивы орнамента могут быть из различных областей и сфер, например из геометрии, фауны, флоры; они могут быть очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Мотив, в орнаменте - это его часть, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента или из многих, оформленных в единое целое.

Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Зачастую художникам удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментов, благодаря умелому использованию мотивов и разнообразию приемов варьирования различных форм.

Орнамент бывает графическим, живописным, скульптурным, геометрическим, растительным. Иногда орнамент может принимать необычные, фантастические формы и включать в себя изобразительные мотивы. Сочетание орнаментов друг с другом, а также с материалом и формой предмета, образует декор, который является характерным для определенного стиля.

Стиль в искусстве различных периодов - это единство системы образов, средств и способов художественного выражения, которые сложились исторически. Основу любого стиля составляет система художественных форм, которые обладают едиными, схожими между собой образами, возникшими в определенных социальных и экономических условиях. Орнамент, является одной, из наиболее важных, составляющих системы образов различных стилей, благодаря которым, можно безошибочно определить принадлежность произведения искусства к тому или иному стилю.

Классифицируют орнамент, в основном по его происхождению, назначению и содержанию. Воспользовавшись такой классификацией, орнамент можно разделить на следующие виды.

Технический орнамент. Возникновение форм данного орнамента произошло, благодаря трудовой деятельностью человека. Например, поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее па первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.

Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала единство природы символических изображений произведений орнаментального искусства. Образы этого вида орнамента, в основном, представляют собой символы или систему символов. Символистический орнамент появился в Древнем Египте и других странах Древнего Востока.

Геометрический орнамент. Этот орнамент возник путем совмещения технического и символического орнаментов. Благодаря такому слиянию двух орнаментов получились более сложные варианты изображений, лишенные сюжетного значения. Отказ от сюжета позволил сделать акцент на чередовании отдельных природных мотивов. Постепенное развитие основных геометрических форм привело к тем формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства.

Растительный орнамент. Является самым распространенным орнаментом, после геометрического. Для него характерны свои мотивы, которые могут различаться в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент использует разнообразные части растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка различных форм растительного мира, где первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются, усиливаются все типические особенности растения. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальная форма становится неузнаваемой. К наиболее распространенным растительным формам с относятся: акант, лотос, папирус, пальмы хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Этот орнамент состоит из отдельных букв или элементов текста. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя важную роль в декорировании различных изделий декоративно-прикладного искусства.

Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, не существующего. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).

Астральный орнамент (от слова «астра» - звезда). Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента - природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, иногда встречаются в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.

Животный орнамент. Основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.

Глава 2. Якутский орнамент

Якутский орнамент включает в свой состав как прямолинейные, так и сложно-криволинейные мотивы, нередко в соединении друг с другом. Простейшие прямолинейно-геометрические узоры состоят из полос (простых или покрытых вертикально или наклонно расположенными линиями), ромбов, квадратов, прямоугольников, треугольников, зигзага, вписанных треугольников, светлых и темных квадратов, расположенных в шахматном порядке, шестиугольников, диагонально пересеченных квадратов и прямоугольников, крестов, составленных из ромбов, сетки и тому подобных фигур. К криволинейным орнаментам относятся лировидные узоры, различного вида спирали (одиночные, парные и S-видные), рогообразные фигуры, кресты, (разветвленные на концах или имеющие на них ромбообразные утолщения), «волна», фигура, похожая на сердце, с ромбиком или крестом наверху, дуга, дуги с крестами на месте соединения, пальметки, миндалевидные фигуры, четырехлепестковые розетки и циркульный узор. Криволинейные мотивы нередко образуют довольно сложные композиции и в вышивке отличаются яркостью цветов. Орнамент встречается на одежде, обуви, рукавицах, шапках, меховых ковриках, чепраках, мешках, колчанах, на разнообразных изделиях из бересты, дерева и металла, на предметах из кости. Для орнаментации применяются цветные сукна, бисер, металлические бляшки, цветные нитки. Многие простейшие геометрические узоры сходны с таковыми же эвенкийско-юкагирскими, сложно-криволинейные узоры во многом сближаются с саяно-алтайскими, а также с орнаментом народов Средней Азии -- казахов, киргизов, горных таджиков. Орнамент состоятельных якутов отличался прежде пышностью и богатством своих форм, но каких-либо новых его типов верхушка якутского общества не создала. Широко используя орнаментальные мотивы, разработанные народными мастерами и мастерицами, якутские тойоны, кулаки и торговцы в отличие от бедноты применяли их для украшения бытовых предметов из серебра, покупали серебряные нитки, сукна и другие дорогостоящие материалы для отделки одежды и конской упряжи.

2.1 Виды якутских орнаментов

Линейный орнамент. Этот орнамент, найденный при археологических раскопках, широко применялся в старину в орнаментике предметов обихода. И потому на вопрос: "когда же возник тип этого рисунка?" ответить невозможно. Начиная с глиняных горшков, рисунок распространился на бересту, дерево, одежду, металл. Несмотря на то, что используется отдельным рисунком, широко применяют для разделения, украшения других рисунков. Длина достигает от 1-2 мм до 30 мм. В зависимости от материала изготовления применяют ножи, пилы, полукруглые стамески разного размера, напильники. Прост для рисования, потому распространен широко.

Ребристый рисунок, орнамент в виде трав. По мнению некоторых информаторов этот орнамент называют еще "гребенчатым". Но для окончательного объяснения этого названия потребуется время. В старину это означало благодать, урожай. Использовалось для украшения поддонов чорона, для среднего раструпа кытыйи и для др. Название этой группы орнаментов произошло от швов берестяных посуд и имеет название "ребристый рисунок". Место изготовления отмечают "линейный орнамент" вдоль дерева и пользуются полукруглыми стамесками разного размера. Высотой изделия, разнообразным количества, всевозможным сплетением разных узоров разделяют на множество групп. Во всех улусах Якутии имеет ровное распространение.

Орнамент в виде косых линий. В обломках глиняных посуд у народностей Севера встречается редко. Позже развивается в производстве берестяных посуд, в одежде, широко применяется на дереве. Этот орнамент широко пользуется в рисунках кытыйи, кытаха. Например, встречается во внешних швах кытыйи и в медных ободках.

Орнамент в виде нёба (елочка). Вид "елочка", который был широко распространен в старину в шитье одежды. Но как орнамент в виде "косых линий", использовался на дереве не широко. Но все-таки этот орнамент встречается в XVIII-XIX вв. в изделиях для кумысопитья, на мутовке для кумыса, в хамыяхе, в воронке для кумыса. Хотя орнамент не играл всеми цветами радуги, как на одежде, но на дереве глубоко прописался. У народностей Севера известен как орнамент "елочки". В старину применялся для шитья.

Ломаные линии (вид урасы). Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. Этот узор применялся в посуде, в утвари якутов XVIII века. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.

Орнамент в виде сети. Появление этого геометрического рисунка точно не установлено. В деревянных изделиях у якутов этот орнамент заимствован у швов берестяных посуд. Вид этого рисунка делится на многие группы по содержанию и имеет разные названия.

Можно смело сказать о том, что вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментов.

Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей. Эти орнаменты входят в группу "арочные". Для якутов известен как орнамент в виде " ягоды малины", "ногтей". В старину, изготовив глиняную посуду, в мокром виде вдавливали пальцем или вырезали.

Этот вид орнамента сначала использовался в украшении посуды для кумыса, для сэргэ, а потом с середины XIX века использовался для украшения крышки короба для шитья.

Орнамент в виде коровы. Отсюда начинается группа орнаментов похожих на детскую берестяную игрушку в виде коровы. С XVIII века широко стал распространяться на деревянные изделия. Периодом самого широкого распространения можно считать XIX век.

Сердцеобразный орнамент. Орнаменты в виде сердца, которые широко применялись в орнаментике одежды, берестяной посуды. В деревянных изделиях, чоронах, на воронке для кумыса можно увидеть в XIX-XX веках.

Орнаменты в виде бараньих рогов. Орнаменты не имеют специального якутского названия. Такие орнаменты изображены в изделиях из золота XIX в. Орнамент известен для тюркских народов как орнамент в виде "бараньих рогов". Они имеют древние корни, богатое содержание. Якутские мастера по дереву в своих изделиях их широко применяли и, не утрачивая основного смысла узора, обогатили внешний вид. Этот орнамент не применялся в посуде для кумыса и молочных продуктов.

Лировидный орнамент. С этого орнамента начинается группа под символическим названием "лировидные" ("когер"). Широко распространен у коренного населения Сибири, Средней Азии. Специалисты по изучению орнамента их вводят в группу лировидных. Не утрачивая своего первоначального происхождения, рисунок распространен и по сей день. Рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду "когер". Об этом рассказывает в своей статье "Лировидный мотив в якутском орнаменте" Ф.М.Зыков. Потому орнамент должен называться "когер ойуу", а не "косюр ойуу", как по М.М.Носову.

Орнамент в виде завитков. Орнаменты "s"-образным элементом имеют одни корни с "когер-ойуу". Широко применялись в деревянной посуде, в предметах обихода в XIX веке. Этот орнамент называется орнаментом в виде завитков. Является основным рисунком нагрудного и наспинного женского украшения. Один вид применяется многократно и потому стал элементом.

Растительный побежок. Группа этих орнаментов глубоко вписалась в материальную культуру якутского народа. В музеях можно увидеть много посуды, одежды, принадлежности лошади, украшенные этими орнаментами.

Орнамент в виде муравьев. Не получил широко распространения на дереве. В основном использовался в украшении утвари, предметов домашнего обихода в XIX-XX веках. С давних времен известен как рисунок для одежды, принадлежностей лошади.

Растительный рисунок. Эти орнаменты почти не применялись в старину в изделиях на дереве, не имели широкого развития. В основном нарисованы на разных видах сундучков, в шкатулках для женских украшений.

Рисунок в виде цветов. "Цветочный рисунок" встречается в деревянных изделиях, в Х1Х-ХХ вв. Простой вид цветка с четырьмя лепестками в XIX в. применялся в почерненных сундуках, в коробках для мелких принадлежностей. В чоронах конца XIX века вместо орнамента "тоногос" использованы "цветочные рисунки", что является нарушением традиции орнаментики якутской деревянной посуды.

Орнамент в виде солнца. Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Этот орнамент сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Это один из самых культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д.

Кроме того, в произведениях якутского прикладного искусства вместе с орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек-единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево Аал-Луук Мас, птицы (орел, лебедь, кукушка, гоголь).

2.2 Классификация якутских орнаментов

Проблема классификации орнамента, как и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства, неоднозначна и дискуссионная. Классификацией орнамента достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Существующие обобщения орнаментального материала связаны с различными принципами и направлениями его классификации: по хронологическому признаку (орнамент ХVIII, ХIХ, ХХ веков), историческим периодам и эпохам (орнамент древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения), региональному признаку (орнамент Поволжья, Средней Азии, Сибири), этнонациональному (русский, чувашский, якутский), по назначению (архитектурный), технике исполнения (орнамент в вышивке, резьбе по дереву, кости), материалу (орнаментация серебра, дерева, меха), семантике и содержанию (солярный, небесный), композиционным особенностям (розетки, бордюры), характеру симметрии (симметричный, асимметричный), ритму (прерывный, частый, редкий), цветопластическим свойствам (полихромный, рельефный), стилевым признакам (орнамент барокко, рококо, классицизма, ампира, модерна), по местным названиям и общему характеру узоров (геометрический, растительный, зооморфный).

Обзор литературы по русскому народному искусству и искусству народов бывшего СССР убеждает в отсутствии единого критерия классификации народного орнамента. Неудивительно, что при слабой разработке общей теории орнамента и проблем его классификации, систематизация мало коснулась якутского орнамента, не изученного искусствоведами, недостаточно исследованного этнографами.

Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым - одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.). Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.

В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития.

Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.

Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, исследователи выделяют в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Зооморфные (со стилизованным изображением животных), антропоморфные (со стилизованным изображением человека), орнитоморфные (со стилизованным изображением птиц) мотивы не всегда достаточно четко читаются в структуре якутского орнамента и часто сливаются с группой геометрических по начертанию узоров. Поэтому в геометрическом орнаменте выделяются две подгруппы: простые геометрические узоры и геометризованные мотивы. Подобная классификация позволяет выявить и подчеркнуть стилистические особенности якутского орнамента.

якутский орнамент мотив спиральный

Заключение

Орнамент -- это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них -- цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции -- ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика -- в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов.

Языком орнамента создавались художественные образы, понятные широкой массе населения. С течением времени содержание многих орнаментов забылось и современным исследователям потребуется много кропотливой работы для разгадки содержания хотя бы их части. Некоторые орнаменты стали традиционными без всякого разъяснения.

Таким образом, орнаменты художественно-изобразительными средствами раскрывают действительную жизнь народа.

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Якутские узоры и орнаменты»
Орнаменты - это изобразительный фольклор народа. Потому, как вид устного народного творчества, имеет безгранично широкое содержание, разнообразнейшую тематику, неразгаданную языковую и смысловую тайну. Изучая язык фольклора, классифицируя его, создавая словари, мы получаем огромный материал в изучении происхождения своего народа, истории его жизни, определении рода их занятий.
Изучение орнамента -- особый раздел художественной грамоты, необходимый всем, кто имеет дело с оформлением или формированием художественного облика предметов и сооружений.
Якутское народное искусство - значительное явление в культуре народов Сибири. Общепризнан на его самобытность в различных формах бытования. Орнамент является основой декоративно-прикладного искусства любого народа, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно как орнаментальное. Якутский орнамент, связанный с бытом и традиционным укладом жизни народа, является неотъемлемой частью его материальной и духовной культуры. Он играет значительную роль как в повседневной, так и в обрядово-ритуальной обстановке
Введение
История возникновения орнамента
Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.
Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Виды орнамента
На протяжении всей истории искусства можно встретить различные виды орнамента. У каждого народа, а иногда даже отдельной его части, может быть, свой орнамент.
Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Зачастую художникам удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментов, благодаря умелому использованию мотивов и разнообразию приемов варьирования различных форм.
Мотивы орнамента могут быть из различных областей и сфер, например из геометрии, фауны, флоры; они могут быть очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Мотив, в орнаменте - это его часть, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента или из многих, оформленных в единое целое.
Орнамент бывает графическим, живописным, скульптурным, геометрическим, растительным. Иногда орнамент может принимать необычные, фантастические формы и включать в себя изобразительные мотивы. Сочетание орнаментов друг с другом, а также с материалом и формой предмета, образует декор, который является характерным для определенного стиля.
Стиль в искусстве различных периодов - это единство системы образов, средств и способов художественного выражения, которые сложились исторически. Основу любого стиля составляет система художественных форм, которые обладают едиными, схожими между собой образами, возникшими в определенных социальных и экономических условиях. Орнамент, является одной, из наиболее важных, составляющих системы образов различных стилей, благодаря которым, можно безошибочно определить принадлежность произведения искусства к тому или иному стилю.

Линейный орнамент. Этот орнамент, найденный при археологических раскопках, широко применялся в старину в орнаментике предметов обихода. И потому на вопрос: "когда же возник тип этого рисунка?" ответить невозможно. Начиная с глиняных горшков, рисунок распространился на бересту, дерево, одежду, металл. Несмотря на то, что используется отдельным рисунком, широко применяют для разделения, украшения других рисунков. Длина достигает от 1-2 мм до 30 мм. В зависимости от материала изготовления применяют ножи, пилы, полукруглые стамески разного размера, напильники. Прост для рисования, потому распространен широко.

Ребристый рисунок, орнамент в виде трав. По мнению некоторых информаторов этот орнамент называют еще "гребенчатым". Но для окончательного объяснения этого названия потребуется время. В старину это означало благодать, урожай. Использовалось для украшения поддонов чорона, для среднего раструпа кытыйи и для др. Название этой группы орнаментов произошло от швов берестяных посуд и имеет название "ребристый рисунок". Место изготовления отмечают "линейный орнамент" вдоль дерева и пользуются полукруглыми стамесками разного размера. Высотой изделия, разнообразным количества, всевозможным сплетением разных узоров разделяют на множество групп. Во всех улусах Якутии имеет ровное распространение.

Орнамент в виде косых линий. В обломках глиняных посуд у народностей Севера встречается редко. Позже развивается в производстве берестяных посуд, в одежде, широко применяется на дереве. Этот орнамент широко пользуется в рисунках кытыйи, кытаха. Например, встречается во внешних швах кытыйи и в медных ободках.

Орнамент в виде нёба (елочка). Вид "елочка", который был широко распространен в старину в шитье одежды. Но как орнамент в виде "косых линий", использовался на дереве не широко. Но все-таки этот орнамент встречается в XVIII-XIX вв. в изделиях для кумысопитья, на мутовке для кумыса, в хамыяхе, в воронке для кумыса. Хотя орнамент не играл всеми цветами радуги, как на одежде, но на дереве глубоко прописался. У народностей Севера известен как орнамент "елочки". В старину применялся для шитья.

Ломаные линии (вид урасы). Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. Этот узор применялся в посуде, в утвари якутов XVIII века. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.

Орнамент в виде сети. Появление этого геометрического рисунка точно не установлено. В деревянных изделиях у якутов этот орнамент заимствован у швов берестяных посуд. Вид этого рисунка делится на многие группы по содержанию и имеет разные названия. Можно смело сказать о том, что вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментов.

Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей. Эти орнаменты входят в группу "арочные". Для якутов известен как орнамент в виде " ягоды малины", "ногтей". В старину, изготовив глиняную посуду, в мокром виде вдавливали пальцем или вырезали.
Этот вид орнамента сначала использовался в украшении посуды для кумыса, для сэргэ, а потом с середины XIX века использовался для украшения крышки короба для шитья.

Орнамент в виде коровы. Отсюда начинается группа орнаментов похожих на детскую берестяную игрушку в виде коровы. С XVIII века широко стал распространяться на деревянные изделия. Периодом самого широкого распространения можно считать XIX век.

Сердцеобразный орнамент. Орнаменты в виде сердца, которые широко применялись в орнаментике одежды, берестяной посуды. В деревянных изделиях, чоронах, на воронке для кумыса можно увидеть в XIX-XX веках.

Орнаменты в виде бараньих рогов. Орнаменты не имеют специального якутского названия. Такие орнаменты изображены в изделиях из золота XIX в. Орнамент известен для тюркских народов как орнамент в виде "бараньих рогов". Они имеют древние корни, богатое содержание. Якутские мастера по дереву в своих изделиях их широко применяли и, не утрачивая основного смысла узора, обогатили внешний вид. Этот орнамент не применялся в посуде для кумыса и молочных продуктов
Лировидный орнамент. С этого орнамента начинается группа под символическим названием "лировидные" ("когер"). Широко распространен у коренного населения Сибири, Средней Азии. Специалисты по изучению орнамента их вводят в группу лировидных. Не утрачивая своего первоначального происхождения, рисунок распространен и по сей день. Рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду "когер". Об этом рассказывает в своей статье "Лировидный мотив в якутском орнаменте" Ф.М.Зыков. Потому орнамент должен называться "когер ойуу", а не "косюр ойуу", как по М.М.Носову.

Орнамент в виде завитков. Орнаменты "s"-образным элементом имеют одни корни с "когер-ойуу". Широко применялись в деревянной посуде, в предметах обихода в XIX веке. Этот орнамент называется орнаментом в виде завитков. Является основным рисунком нагрудного и наспинного женского украшения. Один вид применяется многократно и потому стал элементом.

Растительный побежок. Группа этих орнаментов глубоко вписалась в материальную культуру якутского народа. В музеях можно увидеть много посуды, одежды, принадлежности лошади, украшенные этими орнаментами.

Орнамент в виде муравьев. Не получил широко распространения на дереве. В основном использовался в украшении утвари, предметов домашнего обихода в XIX-XX веках. С давних времен известен как рисунок для одежды, принадлежностей лошади.

Растительный рисунок. Эти орнаменты почти не применялись в старину в изделиях на дереве, не имели широкого развития. В основном нарисованы на разных видах сундучков, в шкатулках для женских украшений.

Орнамент в виде солнца. Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Этот орнамент сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Это один из самых культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д.

Лировидный орнамент и Растительный рисунок
Сердцеобразный орнамент
Растительный орнамент
орнамент в виде завтков
растительный орнамент
Орнаменты в виде бараньих рог
Растительный орнамент
Орнаменты в виде бараньих рог
Лировидный орнамент
Орнаменты в виде бараньих рог
Орнамент в виде завитков
Ломаные линии (вид урасы)
Орнамент в виде солнца
Орнаменты в виде бараньих рог
Орнамент в виде солнца
Орнамент в виде солнца
Орнаменты в виде бараньих рог
Растительный орнамент
Орнамент в виде солнца
Лировидный орнамент
Ломаные линии (вид урасы)
Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей
Орнамент в виде муравьев
Растительный орнамент

Современные якутские украшения: красота со смыслом

Написала статейку, но её не взяли: "слишком блогерская" :))) Чтобы добро не пропадало зря решила скинуть сюда. Тут же вроде как блог)

В старину изделия якутских мастеров указывали на статус владельца и выполняли функцию оберега. Придавая форму, добавляя декоративные элементы, мастер думал не только о красоте, но и о смысле каждого изгиба своего творения. Удается ли сегодня, в век массового производства, сохранять традиционное значение якутских украшений?

Работа над любым изделием начинается с идеи. Художники черпают вдохновение из окружающих предметов, природы, изучают историю и отслеживают тенденции мировой ювелирной моды. При этом отличительной особенностью якутского дизайна является непременное включение национальных элементов даже в самые современные работы.

Якутский орнамент в ювелирных изделиях
Символизм – это обязательная составляющая орнамента любого народа. Каждый завиток, каждая черточка имеют свою историю и несут смысловую нагрузку. Якутский орнамент не исключение.

«Видов орнамента великое множество, как и подходов к их классификации, - рассказывает кандидат культурологических наук, доцент кафедры культурологии ИЯКН СВФУ Саргылана Валентиновна Никифорова. - Сейчас больше сохраняется именно форма и зачастую она берется без учета содержания. С другой стороны толкования в народной культуре свободные, так как нигде не записано, что тот или иной символ имеет только такое значение и никакого другого».

В ювелирных изделиях якутских мастеров используются орнаменты четырех основных групп: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный орнаменты.

Самый древний вид якутского орнамента это геометрические узоры : круг, ромб, прямые линии, зигзаги. Их использовали в интерьере, при изготовлении одежды, украшений и ритуальных принадлежностей. Главной функцией такого орнамента была защита, а мотив круга символизировал солнце, связь с окружающей средой и внутреннюю силу.

Растительный орнамент не встречается среди коренных сибирских народов. Такой вид узоров встречается в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Но якутская вариация отличается отсутствием плодов и цветения – только стебли и листья, что символизирует постоянный рост и развитие. Центральными в этой группе являются лировидный и сердцевидный узоры, обязательно симметричные и расположенные чаще вертикально.

Основой выживания якутов в условиях сурового климата было разведение коров и лошадей. Якуты вообще всегда с уважением относились к живой природе: отдельные виды птиц и зверей считались покровителями рода, обязательными ритуалами сопровождался охотничий и рыболовный промысел. Стилизованные образы птиц, животных, их следов и даже насекомых, сформировали зооморфную группу узоров в якутском орнаменте. Такие рисунки были призваны оберегать, защищать, приносить удачу, достаток и благополучие.

Наши предки считали, что мир населен духами, некоторые из которых способны нанести вред человеку. Поэтому изображений людей в якутском орнаменте практически нет. Исключение составляет лишь сильно упрощенная фигура женщины – единственная форма антропоморфного орнамента .

"Древние якуты, - писал Ойунский П.А., - видели две первоосновы жизни: корову - кобылицу и женщину - мать. Богиня древнего якута породила скот, богатство создала тогдашняя власть женщины. Богиня скота была названа Иэйэхсит, мать изображалась богиней, названной Айыысыт."

Орнамент с изображением фигуры женщины символизировал жизнь и плодородие. Его мы видим в традиционных якутских серьгах.

Со временем все эти виды орнамента переплелись друг с другом, образуя новые, более сложные узоры. В результате мы видим в творчестве якутских мастеров мотивы каждой из групп.

Изготовление ювелирных украшений сегодня

О процессе производства ювелирных украшений рассказал мастер-ювелир Гаврил Егорович Эверстов, работы которого представлены на выставке «Сокровищница РС(Я)»:

«Всё начинается с эскиза. Если художник одновременно является и мастером-ювелиром, то рисунок может быть схематичным – только чтобы зафиксировать идею. Но сейчас на предприятиях дизайном и производством изделий занимаются разные специалисты. Поэтому от художника-дизайнера требуется тщательная прорисовка всех элементов будущего изделия с затенениями и в цвете. Сегодня эту задачу можно решить с помощью 3D-моделирования, но таких специалистов в Якутии пока мало».

Следующим этапом, после разработки и одобрения дизайна, является изготовление промодели (макета) украшения и всех его деталей из полимеров или специального воска. На одних предприятиях это делается вручную, другие используют ювелирные 3D-принтеры. Промодели заливают формомассой на основе гипса, затем отливают в серебре и корректируют вручную. Есть производства, где мастер сразу выполняет промодель из драгоценного металла.

«Даже самые современные технологии не могут полностью заменить руки мастера, - отмечает Гаврил Егорович. – Поэтому серийные ювелирные изделия нельзя считать абсолютно бездушными».

Когда модель из металла готова, ее помещают в пластины из сырой резины, которая повторяет рельеф будущего изделия. Резиновый брикет вулканизируют и достают обратно уже в твердом виде. По специальной методике извлекается серебряная модель, при этом брикет аккуратно делится на две идеально соединяющиеся половины. Их обрабатывают, чтобы появились желобки для заливания литьевого воска.

При помощи специального прибора модели прикрепляют к восковому стержню. В итоге получается так называемая «ювелирная ёлочка».

На следующем этапе «ёлочку» ставят в цилиндрическую кассету (опоку), заливают формомассой на основе гипса и отправляют в печь, где гипс застывает, а воск постепенно вытекает. Ставшую полой внутри опоку вынимают из одной печи и помещают в другую – печь вакуумного литья. Сплав металла для будущего изделия находится в верхней части печи – тигле – и закрыт специальным штоком. Опока ставится прямо под него в так называемый стакан. Воздух из стакана откачивается, шток убирают, и металл «всасывается» внутрь формы.

Форме дают остыть, очищают от формомассы при помощи водяных струй высокого давления и срезают с добытой драгоценной «ёлочки» отлитые детали. Завершают процесс галтовкой – шлифованием и полировкой в несколько этапов при помощи специального оборудования, а затем вручную.

Красивая безделушка или оберег?

Творения якутских мастеров привлекают своей уникальностью и самобытностью, получая признание на российских и международных выставках ювелирного искусства. Даже при смешении якутских мотивов со стилями других направлений, чувствуется присутствие традиций народного творчества. На рынке якутских ювелирных изделий всё популярнее становится тема оберегов.

«Я уже много лет изучаю связь якутского орнамента и верований нашего народа, постоянно узнаю что-то новое. Обереги и изделия, в которые вкладываю глубокий смысл, я вижу только в серебре, потому что именно этот металл можно носить постоянно. Он очищает тело и душу человека, - говорит художник-дизайнер, заслуженный работник культуры России, член Союза художников России и Республики Саха(Якутия) Заболоцкая Екатерина Ивановна. – Для украшений, которые несут только декоративную функцию, использую растительный, лировидный орнамент в различных вариациях и природные мотивы. Работая над дизайном, я стараюсь показать красоту и богатство нашей родной Якутии всем, кто будет видеть эти изделия. Такие украшения можно делать из любых драгоценных металлов и инкрустировать камнями».

Символизм и содержание узоров современных ювелирных изделий определяется внутренним миром художника-дизайнера. Он может изучать народную культуру, чтобы вложить в свои работы определенный смысл, или использовать национальный орнамент исключительно в декоративных целях. В любом случае настоящее значение изделию дает его владелец, относясь к нему как к семейной реликвии, оберегу или просто красивой вещи.

ЯКУТСКИЕ ОРНАМЕНТЫ НА ДЕРЕВЕ

Орнаменты — это изобразительный фольклор народа. Потому, как вид устного народного творчества, имеет безгранично широкое содержание, разнообразнейшую тематику, неразгаданную языковую и смысловую тайну. Изучая язык фольклора, классифицируя его, создавая словари, мы получаем огромный материал в изучении происхождения своего народа, истории его жизни, определении рода их занятий.
Эта работа началась из желания разложить по полкам эти орнаменты и использовать их как справочный материал. Она началась не с пустого места. Основой изучения материальной культуры якутского народа явились научные труды А.А.Попова, М.М.Носова, С.В.Иванова, А.И.Гоголева, И.В.Константинова, И.А.Потапова, Ф.М.Зыкова, Т.П.Тишиной и др. Но между тем эта работа является первым опытом собирания в одно целое орнаментов на дереве и может иметь недостатки и упущения. В связи с этим мы ждем вашей помощи в выявлении и устранении их.
Цели работы:
1. Сбор, систематизация и классификация якутских орнаментов на дереве;
2. Ознакомление подрастающего поколения с орнаментами наших предков;
3. Оказание методической помощи начинающим заниматься прикладным творчеством;
4. Создание справочного материала для мастеров-умельцев, мастеров шитья, для всех работников искусства.
На многих выставках, экспозициях музеев демонстрируются прекрасные работы наших талантов. Их творениями восхищались по всей России, в ближнем и дальнем зарубежье. Это - наша гордость. Но в последнее время в изделиях некоторых авторов заметна тенденция увлечения за внешним оформлением, нежели за рисунками. Например, бросается в глаза, что некоторые произведения имеют незавершенные рисунки, нарушают вековые традиции народного искусства, допускается смешение с орнаментами других народов. Это нивелирует национальный характер любого народного изделия. Отсюда вытекает необходимость приступить к созданию нового, дальнейшему усовершенствованию только после тщательного изучения содержания народных традиций, предназначения изделия, на основе изучения материала, из чего создается изделие. Но, приступая на путь новаторства надо быть предельно осторожными. Традиционность не прививается в несколько дней, она передается из поколения в поколение, получает свое развитие, становится общепринятой, превращается в традицию, становится показателем культуры всего народа. Потому мы должны сохранить внутреннее содержание, национальную внешнюю форму нашего прикладного искусства. Если молодежи, вступающей на путь прекрасного, старшему поколению, серьезно занимающемуся этим видом искусства, этот альбом принесет пользу, то я буду считать достигнутой» цели моего труда.

Кроме того:
1. Исходя из прикладного характера альбома, я не углубился в историю рисунка, раскрытию его содержания, воздержался от употребления научных терминов;
2. Для удобства использования, попытался, как мог, систематизировать их;
3. Каждой группе рисунков написал краткое объяснение и всем рисункам составил паспорт. Основные трудности:
1. Опыта такой работы у нас еще не было;
2. Осталось мало старых информаторов, хорошо знающих прошлую жизнь.
После этой книги думаю составить альбомы, где были бы собраны рисунки наших предков на металле, одежце, кости, бересте и глине. Это будет большой труд. Прошу своих единомышленников, специалистов по прикладному творчеству оказать мне посильную помощь. Сообща можно найти больше рисунков, классифицировать их и оставить в дар будущим поколениям.
Всем, кто принял активное участие в издании этого альбома, всем близким и друзьям приношу свою глубокую благодарность и желаю больших успехов в вашей творческой деятельности.

Орнамент - неразрывная составная прикладного искусства. Он ярко свидетельствует об уровне материальной и духовной культуры народа, в нем сосредоточены глубина его мысли, творческая фантазия, художественное мастерство.
Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов.
Языком орнамента создавались художественные образы, понятные широкой массе населения. С течением времени содержание многих орнаментов забылось и современным исследователям потребуется много кропотливой работы для разгадки содержания хотя бы их части. Некоторые орнаменты стали традиционными без всякого разъяснения.
Таким образом, орнаменты художественно-изобразительными средствами раскрывают действительную жизнь народа.
Изобразительные средства якутов очень разнообразны. Их мотивы зависят от того, для таких изделий они предназначены и отсюда их виды. Например, для украшения одежды используются растительные узоры, их краски, они исполняются посредством вышивки. Для бытовых изделий, деревянной посуды употребляются углубленно вырезанные прямые геометрические конфигурации. Исключение составляет женская утварь, например, вещи для хранения предметов шитья. Здесь используются сложные орнаменты: растительные узоры (ветки, листья), солнце, изображение сердца, почек и т.д. В гравировке на металле (железо, медь, серебро) наряду с геометрическими линиями используются растительные узоры.
Кроме того, в произведениях якутского прикладного искусства вместе с орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек-единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево Аал-Луук Мае, птицы (орёл, лебедь, кукушка, гоголь) и т.д.
Б.Ф.Неустроев более тридцати лет своей жизни посвятил изучению различных видов якутского орнамента. Он сам отличный художник, мастер резьбы по дереву, кузнец. Он живет в с. Баяга Таттпнского улуса, работает в бытовом комбинате. Это настоящий энтузиаст, глубоко знающий прикладное творчество родного народа, настоящий пропагандист, всецело посвятивший себя этому виду искусства. Этот альбом, который лежит перед Вами - результат его многолетнего, кропотливого труда.
Б.Ф.Неустроев в годы своей собирательской деятельности досконально изучил материалы восемнадцати районных музеев и частные собрания людей, где изучил орнаменты якутских кузнецов, мастеров прикладного искусства, срисовал около 1,5 тысяч орнаментов, которые хочет классифицировать по видам, составить и издать несколько альбомов. Но по разным причинам осуществление его планов затянулось.
Данный альбом посвящен орнаментам на дереве. При их классификации он руководствуется принципом от простейшего к сложному; иными словами, от прямолинейных геометрических фигур к сложным, кривым, изображающим растительные узоры, зооморфным, орнитоморфным и антропоморфным рисункам. При определении видов он исходит из местных якутских названий орнаментов.
Альбом Бориса Федоровича Неустроева "Якутские орнаменты" имеет огромную практическую ценность для изучения истории, строения орнамента, станет опорой для специалпстов-прикладников в пропаганде среди широкой массы древнейшего и настоящего прикладного искусства якутского народа, поможет самодеятельным мастерам по дереву и шитью, окажет неоценимую помощь подрастающему поколению.

Р.С.Гаврильева, искусствовед

Посмотреть все орнаменты можно перейдя по ссылке

Растительный побежок

Группа этих рисунков глубоко вписалась в материальную культуру якутского народа. В музеях можно увидеть много посуды, одежды, принадлежности лошади, украшенные этими рисунками.

457
458
459
460
461
462
463
464
465
466
467
468
469
470
471
472
473
474
Серия сообщений "