Поступил в валуйский монастырь пострадал. Муниципальном казенном учреждении культуры «Валуйский историко – художественный музей» состоялось заседание клуба «Истоки. «Восстановление монархии путем вооруженного восстания»

В начале XVII века, когда в государстве были «смутные времена», Валуйская крепость была разрушена. На месте нынешнего монастыря располагалась церковь, которая так же была уничтожена, как и все церковные постройки. Основание в 1613 году монастыря было вызвано не только стремлением людей к Богу, но и необходимостью в укрепленном пункте, остроге, которым и становится новая обитель. Стены монастыря служили защитой от регулярных в те времена набегов крымских и ногайских татар.

В 1624 году монастырь получил пашенные земли, но основной доход все же зависел от пожертвований паломников, которых влекла слава чудотворной иконы святителя Николая. Постепенно границы государства отодвигаются на юг, и военная роль монастыря исчезает, оставив место мирной жизни.

В середине XVIII века монастырь теряет все свои земли и практически все имущество после реформ Екатерины II. От полного уничтожения обитель спасла все та же икона Николая Чудотворца, так как люди продолжали путешествовать к ней, получая исцеление от множества болезней. В конце XVIII столетия наблюдается подъем монастыря. В 1820 году завершается десятилетнее строительство каменного двухэтажного Успенского собора, возведенного вместо прежней деревянной церкви. В 1839 году была освещена колокольня, а так же начато строительство храма во имя иконы Божией Матери «Троеручица».

В начале XIX века вокруг монастыря возводится каменная ограда, а в 1906 году закладывается Свято-Николаевск ий собор, который открылся в 1913 году. Величественный собор построен в псевдо-византийс ком стиле из кирпича монастырского завода. Пятиглавый храм, украшенный снаружи гипсовыми изображениями Христа, Богоматери и ангелов, вмещал порядка трехсот человек.

В 1917 году, после смены власти в стране, монастырь подвергся гонениям, которые проявлялись в многочисленных обысках и аресте настоятеля. Несмотря на то, что все денежные средства и многие драгоценные предметы были переданы правительству, в 1926 году обитель была закрыта. В 1935 году на территории монастыря располагалась детская колония МВД, а в Свято-Николаевск ом соборе устроен литейный цех. Чудотворная икона бесследно исчезла.

В конце прошлого века монастырь передается Русской Православной церкви, и здесь начинаются восстановительны е работы. В начале сентября 2011 года состоялось освящение собора Николая Чудотворца, вместе с которым праздновалось и торжественное его открытие. После долгих лет забвения святыня обрела второе рождение и стала одним из знаковых мест для всех жителей и гостей валуйской земли.

Адрес: город Валуйки

Социальные комментарии Cackl e

Валуйский Успенский Николаевский монастырь – старинный мужской монастырь, расположенный на берегу реки Валуй (Белгородская область).

Он был основан на месте чудесного обретения иконы святителя Николая. По преданию, образ святителя нашли на берегу реки и пытались перенести в храм города Валуйки, однако он несколько раз сам возвращался на прежнее место.

В Смутное время монастырь был полностью разорен. В 1613 году по указу царя Михаила Федоровича началось его восстановление. По царскому указу от 1624 года монастырь наделялся землей. В 1766 году во время церковной реформы он лишился земельных владений и не закрылся лишь потому, что чудотворная икона святителя Николая привлекала паломников. В 1820 году завершилось строительство первого каменного храма - двухэтажного Успенского собора. В 1897 году в меловых пещерах, находившихся в километре от монастыря, возник приписанный к монастырю скит с пещерным храмом священномученика . В 1913 году был освящен Свято-Николаевский собор - величественное здание в неовизантийском стиле.

В 1924 году монастырь был закрыт. На его территории находилась колония для несовершеннолетних. Главная святыня монастыря - чудотворная икона святителя Николая - была утеряна.

Монастырь был передан Церкви в 2001 году. К настоящему времени в нем восстановлены два храма - во имя Игнатия Богоносца и Никольский.

Интересные факты о Валуйском Успенском Николаевском монастыре

    Во время Гражданской войны в пещерах монастыря скрывались махновцы, а в начале Великой Отечественной — дезертиры и беглые заключенные. После войны пещеры служили полигоном для уничтожения боеприпасов.

    По легенде, пещеры были вырыты по благословению Андрея Первозванного для того, чтобы местные жители могли укрыться от набегов кочевников. Однако согласно исследованиям ученых, они естественного происхождения.

Успенский Пристанический (или Валуйский Успенско-Никольский) Мужской монастырь - был расположен в трех верстах к югу от . «Пристаннчсский» от слова «пристань» - линия обрывистого берега реки. В XVII в на месте явления иконы св. Николая Чудотворца на , в живописном месте, соорудив часовню поселился монах Корнилии с тремя иноками На том месте в 1613 г и был основан Успснско-Пристанический мужской монастырь.

Открытие монастыря поддержал царь Михаил Федорович пожаловавший значительные средства на его строительство. По городу Валуйки ежегодно совершался крестный ход в седьмую неделю по Пасхе. При монастыре была открыта школа и странноприимным дом принимавший бездомных странников, обездоленных людей. В 1913 г. было завершено строительство Никольского храма в честь 300-летия династи и Романовых. Начал его строить настоятель монастыря о. Игнатий, который находился в должности 55 лет. За время его настоятельства монастырь преобразился. О. Игнатий умер в 1911 г., два года не дожив до окончания строительства Никольского храма. В монастыре до его закрытия жил иеромонах Филипп, известный своей святой жизнью, прозорливостью и заботой о людях. После революции монастырь был закрыт (на его месте находится колония для несовершеннолетних преступников). Из всех строений сохранился только один храм - Никольский (в полуразрушенном состоянии). Верующие предпринимают усилия для восстановления храма и верят, что чудотворная икона святителя Николая будет найдена.

Важное место занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь в социально-экономических и общественно-политических отношениях порубежного края. Долгое время он служил острогом (сторожевым пунктом), при котором действовала посольская размена: здесь останавливались послы из Крымского ханства во время следования дипломатических миссий в Москву и обратно. Монахи выступали в качестве переводчиков. Непростые это были времена: в начале XVII в. здешняя местность считалась очень опасной, сюда посылали на службу по очереди - желающих не было. И город, и монастырь подвергались набегам крымских и ногайских татар. Помимо внешней опасности, жизнь монастыря осложнялась и другими обстоятельствами. С момента своего основания он обладал самостоятельностью, закрепленной царем Михаилом Федоровичем в «несудимой грамоте», дававшей такие привилегии и права, которые делали из монастыря и его вотчин самостоятельное поселение, подчинявшееся только московской власти.

Такое положение ограждало обитель от вмешательства со стороны местных представителей светской власти. Кроме того, монастырю были пожалованы земли, покосы и крестьяне. Несмотря на благосклонное отношение московских властей, наличие земель и рабочей силы, монастырь в первые свои десятилетия влачил жалкое существование. По описным книгам 1641 г. в нем была всего одна икона в серебряной ризе, оловянная утварь, холщовые и миткалевые священные облачения. «А монастырския денежные казны въ томъ Пристанском монастыре нет в сборе ничего». Очень мало было и скота: «...конь гнедой да конь саврасъ, одна корова дадвое телятъ».

Такое плачевное состояние объяснялось положением Валуек как «украинного» города на южной границе Руси. Постепенно граница русских владений продвигалась далее на юг, а окружающая монастырь местность превращалась в мирный край. Монастырь обустраивает территорию и развивает хозяйство в своих вотчинах. Были построены водяные и ветряные мельницы, сукновальни, кирпичный завод, солодовня. Такие сведения сохранились в описи вотчин Валуйского Успенского монастыря, составленной в 1762 г. К этому году монастырь владел землей, угодья ми и крестьянами в пяти вотчинах: слободе Казначеевке, слободе Казинке, слободе Ореховой, деревне Яблоновой,деревне Симоновке.

Следует отметить, что названия монастыря на протяжении долгого времени менялись: Валуйскаго города Успения Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь, Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки и др. Название Пристанский историки объясняют тем, что около монастыря при слиянии рек и Валуй была пристань. Однако уже в конце XIX в. это наименование не употреблялось. Название Успенский связано с главным храмом, а Николаевский - с известной чудотворной иконой Николая Угодника, которую, по преданию, обнаружил крестьянин на лугу во время покоса. Несколько раз он пытался принести икону в городской храм, но она все время чудесным образом возвращалась на место обретения и, только будучи переданной в монастырь, осталась в его стенах и составила духовное сокровище обители.

Особо почитаемая за исцеление душевных и физических ран, икона привлекала в монастырь множество паломников. В начале XVII в. на месте ее чудесного обретения была построена часовня с колодцем внутри, где осуществлялись водосвятия в дни православных праздников. Кроме того, среди святынь монастыря особо почиталась икона Божией Матери Троеручицы,также исцелявшая людей.

Благополучие храма подверглось серьезным испытаниям в 1764 году,когда вышла известная секуляризационная реформа , предписывающая изъятие церковных владений, упразднение части монастырей и определение содержания для епархий и некоторыхобителей.

Выделенное штатами содержание для монастырей было настолько мизерно, что его едва хватало на братию, поэтому монастырские строения из года в год ветшали и разрушались, а настоятели остерегались доносить об этом Синоду из-за боязни упразднения монастыря. Чтобы улучшить финансовое положение обителей, настоятели зачастую стремились сократить предусмотренное штатами число монашествующих. Многие монастыри обеднели и обезлюдели. Однако в новых условиях появился и стимул для переустройства монашеской жизни на аскетических основах.

Валуйскому Успенскому Николаевскому монастырю были оставлены земли и покосы вокруг него в размере 162 десятин 1450 кв. саженей. С 1767 по 1868 год монастырь содержался трехсотрублевым годовым государственным окладом, и братия его составляла четыре человека: три иеромонаха, включая настоятеля, и один иеродьякон. Лишенный своих прежних вотчин, монастырь был в упадническом состоянии, не имея средств даже на покрытие самых необходимых. Вплоть до начала XIX в. монастырь существовал во многом благодаря чудотворной иконе Святителя Николая. Слава о чудесных исцелениях от нее привлекала не только богомольцев из самых отдаленных мест, но и крупные пожертвования богатых людей, которые поддерживали полуразрушенное хозяйство обители.Так, благодаря пожертвованиям, к 1826 году вместо ветхого деревянного было отстроено новое каменное здание церкви Успения Пресвятой Богородицы

Лит.:Россия. Полное географическое описание нашего отечества. Т.2. Средне-русская черноземная область.С.-Петербург, 1902. - С. 519 Белгородская и Старооскольская епархия. Свято-Николаевский собор Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря: памятный альбом, посвященный завершению реконструкции. Сентябрь 2011года: для широкого круга читателей/сост.: С. В. Баранова, Н. М. Борисенко, И. А. Кошель; благотворительный фонд «Созидание» - Белгород: Бел.Ру, 2011. - 160 с.: ил. - (К 100-летию прославления Святителя Иоасафа Белгородского). - Библиогр.: с. 159.

Монастырь
Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь
Ансамбль Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря

Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери монастырь. Литография. XIX век.
Объект культурного наследия России регионального значения
рег. № 311721073690005 (ЕГРОКН)
объект № 3100001303 (БД Викигида)
50°11′00″ с. ш. 38°05′02″ в. д. H G Я O L
Страна
Город Валуйки
ул. Никольская, 199 «в»
Конфессия православие
Епархия Валуйская
Тип мужской
Основатель царь Михаил Фёдорович
Первое упоминание 1613 год
Здания
Храм святителя Николая
Статус Охраняется государством
Состояние восстанавливается
Медиафайлы на Викискладе

Предания

Основание монастыря относят к концу XVI веку . По преданию, на берегу реки Валуй была найдена икона святителя Николая , которую дважды пытались принести в церковь в Валуйки , но она чудесным образом каждый раз оказывалась на прежнем месте. На месте обретения иконы была построена пустынь , которая в дальнейшем и была преобразована в монастырь .

История

Чудотворная икона Святителя Николая на данный момент считается утерянной, её местонахождение неизвестно .

Пещерный скит

Предания

По преданию, на территории города Валуйки находились славянские поселения. Во время набегов половцев и печенегов славяне прятались в пещерах, которые были вырыты по благословению Андрея Первозванного . Считается, что именно в этих пещерах и создан скит. Однако, спелеологические исследования , проведённые в конце XX века , показали, что пещеры в Белгородской области имеют естественное происхождение .

История строительства

См. также

Примечания

  1. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. - Москва: издание Ступина А. Д., 1908. - С. 176-177.
  2. Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь (рус.) // Наша Газета. - 2006. - № 21 .

28 сентября н.ст. Русская Православная Церковь чтит память священноисповедника архимандрита Игнатия (Бирюкова), последнего настоятеля Валуйского Николо-Успенского монастыря, осужденного по делу воронежских иосифлян. 80 лет назад, 27 сентября 1932 года он скончался в ссылке в Казахстане.

Тюремная Пасха

Пасху 1930 года настоятель Николо-Успенского Валуйского монастыря архимандрит Игнатий встретил в Воронежской тюрьме. Отцу Игнатию было 65 лет, он был выходцем из верующей семьи, с детства жил богослужением, не пропускал ни одной службы. Но это была самая необычная и, возможно, самая важная Пасха в его жизни.

На этой Пасхе не было ни привычного отцу Игнатию слаженного епархиального хора, ни нарядных одежд духовенства, ни украшенного цветами иконостаса, ни напрестольного Евангелия в драгоценном окладе…

Зато вместе с отцом Игнатием в камере было много православных людей – священники, монахи и миряне и, в частности, протоиерей Александр Архангельский и священник Феодор Яковлев. Начиная с Великого Четверга вместе они совершали богослужения по тем немногим книгам, которые были с ними в тюрьме, и по памяти.

Священнический крест из кипариса был только у протоиерея Александра Архангельского. Священники служили по очереди, передавая крест друг другу. Епитрахилью служило полотенце.

Затем, в Великую Субботу с воли передали парчовую епитрахиль. Был отслужен водосвятный молебен, в конце которого один из священников, обращаясь к узникам камеры, сказал:

– Поздравляю вас с наступающим праздником Пасхи и желаю всем вам встретить его в добром здравии. Вам, братья-иереи, желаю и в дальнейшем быть твердыми защитниками веры православной, а вы, – обратился он к заключенным крестьянам, – должны приобщиться Святых Таин, потому что никто из нас не знает, когда наступит наша смерть; здесь есть много священников, у которых вы можете исповедаться.

Вечером в субботу были освящены куличи, и затем до двенадцати часов ночи узники читали по очереди Деяния апостолов. Удалось достать масло и устроить лампаду. В двенадцать часов ночи пропели “Христос воскресе” и стали укладываться спать. Пасхальную службу отслужили в воскресенье утром после поверки. Вся камера причащалась.

После службы прикладывались ко кресту, который держал архимандрит Игнатий, христосовались и получали кусочек освященного кулича.

«Одет, обут и накормлен»

За плечами у архимандрита Игнатия было светлое, спокойное и, в общем-то, благополучное дореволюционное прошлое. С 14 лет он жил в крупнейшем монашеском центре южной России – Николо-Успенском монастыре города Валуйки. Выходец из крестьянской семьи, он прошел все «ступени» иерархической лестницы – от послушника до настоятеля монастыря.

Стержнем жизни его была любовь к церковному пению. С детства он пел в церковном хоре Успенского собора г. Бирюча, где регентом был его старший брат Михаил. Только придя в монастырь, он получил клиросное послушание – читал и пел в храме каждый день. Затем стал монастырским регентом. Уже после революции, когда монастырь был разграблен и закрыт, руководил епархиальным народным хором.

Известно, что, будучи невысокого роста, он регентовал, стоя на табуретке. На досуге же – играл на скрипке и фисгармонии, и даже увлекался сочинением музыки (сохранились рукописи с несколькими произведениями отца Игнатия).

В 1912 году архимандрит Игнатий стал настоятелем Николо-Успенского монастыря. Обитель его, казалось, являла собой символ «торжества Православия» на Руси. Чудотворная икона святителя Николая привлекала сюда монахов и трудников со всей страны.

В монастыре было около ста человек братии. Сапожная, портняжная, столярная, кузнечная, слесарная мастерские. Водяная и паровая мельницы. Два сада. Свечной восковой завод. Хлебная, поварная, трапезная. Восемь лошадей, двадцать дойных коров, огороды, пасека. Художественная мастерская, иконная лавка. Были даже свой монастырский фельдшер, своя аптека и приемный покой для больных.

Каждый монах, как писал сам о. Игнатий в своих воспоминаниях, был «одет, обут и накормлен». Братские трапезы – строго по расписанию. Обед из трех блюд по будням, из четырех – по воскресеньям, после обеда – отдых до двух часов пополудни… Благополучная, сытая, размеренная жизнь, – такая и сегодня далеко не в каждом монастыре!

А еще – путешествия по святым местам, в которые братья отправляли друг друга «для поправки здоровья». Так, будущий архимандрит Игнатий в 1894 году, еще будучи послушником обители, заболел туберкулезом и был отправлен в паломничество на Святую землю. Вместе с другими паломниками от Императорского Палестинского общества он увидел Иерусалим, Гефсиманский сад, Маврийский дуб, Голгофу…

А в 1913 году – к 300-летию царствующей династии Романовых – в обители был освящен огромный белокаменный Николаевский собор. На праздник прибыло более 50 тысяч паломников, на берегу реки Оскол монахи накрыли стол на 3 тысячи человек, вечером был даже организован праздничный фейерверк.

Монастырь активно занимался просвещением и благотворительностью.Братия содержала школу для детей-сирот. Монастырь бесплатно одевал, кормил и обучал детей. Учительствовал в школе, еще в бытность послушником, и сам архимандрит Игнатий.

«Во время Первой мировой войны, когда многие мужчины из окружавших монастырь селений ушли на фронт, отец Игнатий предложил взять на монастырское обеспечение их семьи. Монастырь регулярно снабжал их одеждой, обувью, продуктами и деньгами во все время войны, и эти семьи не чувствовали ни в чем недостатка. Когда после первых боев раненые воины заполнили госпитали, архимандрит Игнатий предложил их принять в монастырских гостиницах и обеспечить бесплатной трапезой», - пишет игумен Дамаскин (Орловский).

«Всякая душа властем да повинуется»

Первый «тревожный звонок» прозвучал для архимандрита Игнатия в дни февральской революции. В монастыре был произведен обыск, а настоятель арестован. Под арестом отца Игнатия продержали неделю, но поскольку ничего предосудительного в монастыре не нашли, он был отпущен на свободу.

После захвата власти в стране большевиками, в марте 1918 года архимандрит Игнатий был вызван в Валуйский исполком. Председатель Рындин потребовал, чтобы наутро была доставлена на нужды советской власти вся монастырская наличность. Отцу архимандриту был вручен мандат для объявления братии решения советской власти. Вместе с ним в монастырь был отправлен представитель власти, который должен был повсюду сопровождать настоятеля и участвовать в подсчете всех монастырских сумм.

Архимандрит Игнатий подчинился. По возвращении в обитель он вызвал братию в настоятельские покои, объявил о решении советской власти и сказал: «Боголюбивые мои братия! Слово Божие учит нас: всякая душа властем да повинуется; несть власти не от Бога, и противящиеся власти – Божию велению противятся. Посему, во исполнение приказа власти, мы должны сию же минуту приступить к учету всей монастырской наличности, также и нашей братской суммы при участии здесь перед нами предстоящего представителя власти и, поучете суммы, должны доставить ее полностью в исполнительный комитет».

Монахи выразили свое согласие, после чего избранные от братии вместе с архимандритом Игнатием и представителем власти приступили к учету монастырских средств. На утро настоятель доставил в исполком 10 тысяч 105 рублей.

Но даже проявленная лояльность не спасла Валуйскую обитель: в 1924 году власти закрыли монастырь. Отец Игнатий уехал в город Бирюч, где некоторое время жил у родственников. В 1925 году в Воронеж прибыл новый владыка – святитель Петр (Зверев). Он дал отцу Игнатию послушание как специалисту по церковным песнопениям – руководить епархиальным народным хором. Однако вскоре здоровье отца Игнатия пошатнулось – обострился туберкулез. В 1929 году он взял отпуск и отправился в паломничество по окрестным святыням.

Как пишет в житии отца Игнатия игумен Дамаскин (Орловский), «словно предчувствуя свой близкий арест, он сперва задумал посетить все те места, с которыми была связана его жизнь». Он поехал в Валуйки, где остановился у своего племянника. В Валуйках отец Игнатий провел два дня. Оба дня он подолгу стоял у стен своего закрытого монастыря, – монастыря, в котором он провел без малого полвека и без которого не мыслил, казалось раньше, своей жизни.

«Восстановление монархии путем вооруженного восстания»

Решающую роль в судьбе архимандрита Игнатия, как и многих тысяч русских священников того времени, сыграла печально знаменитая «Декларация 1927 года» («Послание к пастырям и пастве» патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 29 июля 1927 года). Центрально-Черноземная область стала вторым после Ленинграда очагом иосифлянского движения, наиболее сильным сопротивление сергианству оказалось в Воронежской епархии.

Во главе местных «несогласных» – так называемой Истинно-Православной Церкви (ИПЦ) – был викарий Воронежской епархии епископ Козловский Алексий (Буй) (расстрелян в 1937 году, канонизирован в 1981 году Русской Православной Церкви За Границей). Поэтому в документах НКВД движение воронежских иосифлян именуется «буевщиной». «Буевцы» активно выступали против соглашательства с большевиками, поддерживали крестьян в их борьбе против насильственной коллективизации. По мнению историка М.В. Шкаровского, среди духовенства области в числе сторонников епископа Алексия было более 400 человек.

Архимандрит Игнатий оказался в рядах «буевцев», в материалах следствия по делу «Воронежского филиала ИПЦ» 1930 года он упоминается как «пропагандист-связист».

В частности, обвиняемый Муровщик показал:

«Будучи сторожем в Алексиевском монастыре при церкви, я неоднократно видел, как священники ЯК0ВЛЕВ Федор, ГОРТИНСКИЙ Сергей, МАРЧЕВСКИЙ Евгений, архимандрит Тихон КРЕЧКОВ и изредка архимандрит Игнатий БИРЮКОВ после церковных служб оставались в церкви, запирались от всех и проводили какие-то совещания, на которых посторонних никого не пускали. Что на этих совещаниях было, какие вопросы разбирались, я точно не могу сказать, но знаю, что в результате этих совещаний стали чаще к нам приезжать в Алексиевский монастырь крестьяне и спрашивать, где живут священники ЯКОВЛЕВ, ГОРТИНСКИЙ и др.

В беседе с крестьянами я узнал, что свящ. ЯКОВЛЕВ, ГОРТИНСКИЙ, МАРЧЕВСКИЙ, БИРЮКОВ и КРЕЧКОВ в глазах крестьян являются борцами за старую «веру и порядок», что они дают крестьянам советы - не вступать в колхоз, как антихристову выдумку, что Советская власть - есть антихристово наследие, а коммунисты - слуги антихриста».

В ходе следствия НКВД «установило», что «под прикрытием религиозной пропаганды» окружение владыки Алексия готовит «восстановление монархии путем вооруженного восстания крестьянства против Советской власти». Согласно обвинительному заключению, «активная контрреволюционная деятельность руководящего центра организации «буевцев» привела к тому, что под руководством опорных пунктов «буевцев» в округах Острогожском, Усманском, Елецком, Борисоглебском, Козловском, Белгородском и других имели место массовые выступления населения против Советской власти».

Всего по «буевскому» делу проходил 31 человек. На допросах в конце февраля отец Игнатий отвечал: «Я являюсь епархиальным духовником Воронежской епархии. В письмах я подписываюсь обыкновенно или «странник», или «касатик», или «пролетарий»».

По результатам следствия отец Игнатий был объявлен «фактическим руководителем монашества Центральной Черноземной области, через которое вел среди верующей массы антиколхозную и антисоветскую агитацию». В ходе допросов архимандрит Игнатий представил следователю рассказ о своем жизненном пути, поведал о давней истории своего монастыря, изложил чинопоследование основных церковных служб и этим ограничился, не сказав более ничего.Виновным он себя не признал.

28 июля 1930года Коллегией ОГПУ архимандрит Игнатий был приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. 30 апреля 1931 года наказание, ввиду слабости здоровья священника (обострение туберкулеза), было заменено ссылкой на оставшийся срок. 66-летний тяжелобольной священник был доставлен этапом в Казахстан. Вскоре после прибытия, 27 сентября, он скончался.

Память современников

В 1989 году архимандрит Игнатий был реабилитирован советской властью как полностью невиновный. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви онбыл причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских как преподобноисповедник. Точное место погребения архимандрита Игнатия до сих пор неизвестно.

Постепенно идет восстановление Валуйского монастыря. В 1935 году на территории обители была размещена колония для несовершеннолетних преступников. Николаевский собор переоборудовали в литейный цех. К концу советского периода он был заброшен и пребывал в руинах.

В 2001 году начался процесс передачи монастырского комплекса Белгородской и Старооскольской епархии. 4 сентября 2011 года епископом Белгородским и Старооскольским Иоанном вновь освящен восстановленный Свято-Николаевский собор.