Архимандрит сергий карамышев. Почему священник-сталинист Сергий Карамышев выступает против православного социализма? Подход Иерея Сергия Карамышева

29 ноября 1978 г. – родился в г.Липецке, РСФСР
В 1986 г. – поступил в 1 класс сш № 49 г.Липецка, РСФСР
В 1996 г. – окончил 11 классов данной школы
С 11 лет начал самостоятельно посещать храм, и уже с этого времени имел твердое убеждение стать священником
В 1993 г. – поступил на послушание алтарника и пономаря Свято-Преображенского храма г.Липецка
В 1995 г. – был переведен на должность регента левого хора и старшего алтарника Христорождественского храма г.Липецка
В 1996 г. – получил право ношения подрясника
В 1997 г. – получил право ношения ораря
12 апреля 1998 г. – Архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием был рукоположен во диакона в Свято-Преображенском кафедральном соборе г.Иваново
9 августа 1998 г. – Архиепископом Ивановским и Кинешемским Амвросием был рукоположен во священника с правом ношения набедренника, и назначен настоятелем Казанского храма п.Мугреевский, Ивановской области
1 сентября 1999 г. – поступил в Московскую Духовную Семинарию
1 ноября 1999 г. – переведен в Свято-Введенский храм с.Филисово, Ивановской области
7 января 2000 г. – награжден правом ношения камилавки
14 января 2001 г. – назначен настоятелем Троицкого храма с.Перемилово, Ивановской области
9 августа 2001 г. – назначен настоятелем храма Рождества Христова с.Сосновец
13 мая 2003 г. – назначен дополнительно настоятелем храма вмч.Пантелеимона г.Родники, Ивановской области
В 2004 г. – окончил полный курс МДС
1 сентября 2004 г. – поступил в Московскую Духовную Академию
К Пасхе 2004 г. – награжден правом ношения наперсного креста
7 февраля 2007 г. – назначен директором Православного Просветительского Центра г.Родники, Ивановской области
26 июня 2007 г. – переведен в Костромскую епархию
1 июня 2007 г. – назначен настоятелем Свято-Тихоновского храма г.Костромы
1 июня 2007 г. – назначен дополнительно настоятелем Игрицкого подворья Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря
1 июня 2007 г. – назначен дополнительно настоятелем храма преп.Сергия Радонежского при Геронтологическом Центре г.Костромы
18 ноября 2007 г. – указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен заместителем Председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви
29 ноября 2007 г. – Архиепископом Костромским и Галичским Александром пострижен в монашество
В 2008 г. – окончил полный курс МДА
29 апреля 2008 г. – возведен в сан игумена

22 марта 2010 г. – назначен настоятелем Успенского кафедрального собора, Константино-Еленинского собора, Храма преп.Серафима Саровского г.Астаны.

8 апреля 2010 г. – назначен дополнительно настоятелем Никольского храма с.Малотимофеевка, Целиноградского района, Акмолинской области.

27 сентября 2010 г. – митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром возведен в сан архимандрита.

Награды:
2006 г. – Медаль Св.Василия Кинешемского
2006 г. – Грамота главы Родниковского р-на Ивановского области
2007 г. – Почетная грамота губернатора Ивановской области
2008 г. – Медаль св.Великомученика Феодора Стратилата
2009 г. – Медаль за заслуги перед Родниковским районом
2010 г. – Орден св.Великомученика Феодора Стратилата
2012 г. - Медаль в память 200-летия победы в Великой Отечественной войне 1812 года
2013 г. - Орден «За заслуги перед Православной Церковью Казахстана»

Юршинский остров - место замечательное. На его песчаных почвах взросли величественные сосновые боры. Восточный берег - сплошной пляж из мелкого мягкого песочка. Северный и западный берега - дикие, потому что каменисты и окружены мелководьем. Южный берег неровен, имеет заводи. Здесь прямо к воде подходят деревни Юршино и Антоново. Рядом с восточным берегом расположилась деревня Обухово. Внутри острова имеются еще две деревни - Липняги и Быково.

В Юршине стоит полуразрушенный храм во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рядом же - бесхозный выставленный пару лет назад на торги построенный еще в конце XVIII века помещичий дом. За ним - заброшенный парк, мощным липам которого лет по двести.

В 90-е эти пять деревень почти вымерли. Однако в последние годы обозначился незначительный приток населения, правда, в основном - дачников. Главный их поставщик - Рыбинск. Второе место уверенно занимает Москва. Третье - за Санкт-Петербургом. Следует заметить: среди приезжих имеются такие, что решили прочно связать свою жизнь с островом.

В настоящее время остров переживает своего рода переходный период, потому что количество приезжих приблизительно сравнялось с количеством коренных островитян. Поэтому крайне важно вовремя задать правильный вектор дальнейшего развития острова, найти некое объединяющее начало.

Приблизительно такие размышления привели к идее устроить Праздник острова. Начался он, как и подобает начинать всякое дело, с молитвы.

В воскресенье 30 июля в полдень в Смоленском храме был отслужен водосвятный молебен. Из церкви мы прошли Крестным ходом через три деревни, с южной части острова к восточному его берегу с пением молитв. Здесь уже началась культурная программа. Мы пришли в количестве приблизительно тридцати человек, несколько утомленные дорогой, но радостные, потому что жители деревень нас приветствовали с благодарностью. Этой радости (возьму на себя смелость заявить), имеющей благодатную природу, не хватало на открывшемся празднике, поэтому крестоходцы тотчас приковали к себе внимание десятков людей.

В своем слове к собравшимся я напомнил о событиях четырехвековой давности, когда в июне 1622 года люди шли Крестным ходом тем же маршрутом, что и мы сегодня. Тогда была явлена слава чудотворной Югской иконы Божией Матери:

«После кончины старца схимонаха Дорофея, принесшего в наши края святыню из Псково-Печерского монастыря, жители села Нижне-Никульского, вопреки воле старца, решили перенести чудотворную икону из часовни на реке Юге в свой храм. Их предприятие не увенчалось успехом, потому что наутро иконы в храме не оказалось. Она непостижимым образом вновь оказалась в Югской часовне. Не вразумившись даже после повторной попытки перенести икону, нижне-никульские священнослужители составили в третий раз Крестный ход, но на сей раз уже не могли стронуть икону с места - она точно приросла. После столь явных чудес доложили о них Ростовскому митрополиту Варлааму. Тот, в свою очередь, - Патриарху Филарету и Царю Михаилу. Они же решили основать на Юге монастырь в честь чудотворной иконы Царицы Небесной.

Теперь нет ни Югской Дорофеевой пустыни, ни села Нижне-Никульского. Все затоплено водой. Остался только остров между этими двумя бывшими точками на карте. Тем более мы после всех утрат нуждаемся в благодатной помощи. Этот остров - осколок Руси - может стать либо местом возрождения лучших традиций нашего народа, либо их могильником. Все зависит от нас.

Какая польза от Крестного хода? В материальном смысле - абсолютно никакой. Зато в духовном - весьма изрядная. Ведь в сущности вся наша жизнь - путь. Весь вопрос - в каком направлении. Крестный ход дает нам некоторый навык двигаться не по одному, а всем вместе, друг другу помогая, путем божественных заповедей. Несомый нами Животворящий Крест освящает собою окрестность. С нами же - список Югской иконы Божией Матери Одигитрии, то есть Путеводительницы. Крестный ход призван объединять людей в Боге. Ведь без общей молитвы и общего, пусть даже незначительного, дела мы обыкновенно замыкаемся каждый в своем маленьком мирке, начинаем косо смотреть друг на друга; лелеем в наших сердцах зависть, ревность, коварство. Начинаем выслушивать друг о друге сплетни и распространять их. Мало того - потом удивляемся, что порожденное нами зло возвращается на наши головы. Крестный ход призван примирить нас друг с другом и с Богом.

Поэтому наш Крестный ход должен стать традицией. Крайне важно, чтобы мы объединялись вокруг нашей православной веры, наших святынь. Дело в том, что в последнее время объявились некие «умники», что пытаются навязать русскому народу ложные ценности. Вот пример. По дороге на Вологду, если ехать через Пошехонье, стоит старинное село Кукобой с великолепным храмом во имя Нерукотворного образа Спасителя. Взбрело же кому-то в голову назначить это село местопребыванием Бабы Яги, устроить в ее честь что-то вроде музея. Обозначили эту нелепую затею в качестве бренда и сказали: это поможет заработать денег. Хочется сказать таковым не в меру предприимчивым людям: граждане, определитесь, в кого вы веруете: во Христа или в мамону.

Заигрывать ради сиюминутной выгоды с нечистью - дело самое что ни на есть преступное. Оно разрушает духовные устои жизни русского народа, подменяя их каким-то вымученным псевдофольклором. Это развращает народ, превращая его в бездумного поклонника богатства вне категорий добра и зла. Окончательный итог таких преобразований - совершенное скотство и совершенное же безстыдство. Так вот, чтобы у нас подобные «умники» не стали насаждать всякие мерзости, нужно заявить о своей позиции; нужно формировать здоровые духовные традиции.

Сегодня на литургии зачитывалось одно из посланий апостола Павла. Там были сказаны важные для нас слова: «Благотворения и общения не забывайте: таковыми бо жертвами благоугождается Бог».

Благотворение именно в духе евангельском мы наблюдаем сегодня воочию. Мы благодарим, испрашивая Божия благословения, Каменниковский центр досуга в лице его директора Ольги Геннадьевны и ее верной помощницы Марины, а также творческие коллективы, что порадовали собравшихся своими выступлениями. Благодарим военных из части ФАПСИ, поставивших на случай дождя большой шатер. Благодарим хозяина базы отдыха Игоря, организовавшего поляну со столами и скамьями; обезпечившего подачу воды и электроэнергии. Благодарим его же и раба Божия Сергия за многократные рейсы на катере и баркасе.

Что касается общения, пришли люди из разных деревень. Принесли с собой скромной, но от души приготовленной, снеди для общей трапезы. Чем-то пожертвовали ради Господа и ближних. Господь воздаст за ваш малый труд сторицею».

Был исполнен гимн России. Продолжились выступления творческих коллективов, подключились к программе и некоторые жители острова со своими рассказами о былых временах.

Были устроены конкурсы на самый неповторимый букет и лучший чай из трав. Затем последовала совместная трапеза. Общим было мнение - сделать Праздник острова традицией и проводить его в последнее воскресенье июля.

Минуло девять дней с тех пор, как 4 августа на 58-м году жизни скоропостижно скончался Евгений Станиславович Розов. 6 августа в кафедральном Спасо-Преображенском соборе Рыбинска состоялось его отпевание. Сказать последнее «прощай» и помолиться об упокоении его души пришли несколько сотен человек.

Это был человек исполинских роста и силы. В обычных магазинах одежду и обувь ему подобрать было трудно – никак не хотел он вмещаться в тесные стандарты среднего человека. И так было почти во всем. Отсюда, быть может, его неизменная вежливая улыбка, которой он как бы постоянно говорил: уж простите мне, пожалуйста, мои габариты – таким вот уродился.

В его улыбке жила не только вежливость, но и неизменные доброта и кротость. Глаза же – чаще грустные. Когда он куда-либо приходил, то заполнял собою пространство, не столько, конечно, внешнее, сколько внутреннее пространство душ людей, с которыми вступал в общение.

Поэт в подлинном высоком смысле этого слова, обладавший редким даром не слагать слова в рифмы, а изливать в них свою душу. И вместе – начальник инструментального отдела научно-производственного объединения «Сатурн», на протяжении десятилетий ведущего предприятия Рыбинска. Человек, обладавший энциклопедическими знаниями в русской литературе и истории. Краевед, который мог рассказывать часами о преданиях Углича, где родился, Рыбинска, где провел значительнейшую часть жизни, или Мологи, откуда была родом его мать. Коллекционер, собиравший старинные монеты и открытки. Последние он целыми коллекциями дарил музеям. Что касается первых, помню в его и моих руках серебро имперского Рима.

Это был человек, тщательно искавший культурные корни, обретавший их и радовавшийся своим открытиям. И вместе человек, глубоко страдавший при виде разрушения русской культуры. Он был на протяжении многих лет председателем Рыбинского отделения ВООПИК (Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). Организовывал энтузиастов для необходимых работ на территориях храмов, кладбищ и старинных зданий в Рыбинске и его окрестностях. К слову, сам чаще всего и финансировал проведение этих работ на достойном уровне.

Такая активность открылась в Евгении с конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века, в то самое время, когда на Россию обрушилась дикая стихия разрушения. И нужны были исполины вроде Евгения, чтобы как-то эту стихию остановить. Когда многие из его сверстников и бывших товарищей все заботы приложили к тому, чтобы урвать себе кусок пожирней от разграбляемой России, он изо дня в день, из месяца в месяц и из года в год трудился, не щадя сил и здоровья, над прямо противоположной задачей.

Если б подобная деятельность была явлена раз-другой, можно было бы назвать ее поступком. Однако она стала наполнением жизни Евгения, этого по-настоящему благородного и великодушного русского человека. А раз так, это уже подвиг во имя России. Помню тогда, в девяностые годы, он повторял: «Да возвеличится Россия, да сгинут наши имена!»

Это было жизненным кредо Евгения. Он осуществлял дело, мало заметное со стороны, порой встречавшее в окружающих снисходительные усмешки, как занятное чудачество. Однако тем трудней был подвиг. Он требовал постоянного горения души.

Так человек горел, согревая и освещая других. И… сгорел. Приблизительно эти слова я сказал на кладбище перед заключительной литией и погребением тела своего друга.

Нужно было дать этот образ горения, чтобы ответить на ропот о несправедливости скоропостижной кончины (а причиной ее был сердечный приступ). Ведь кому, как не Богу, был адресован подобный упрек?

В последнее время Евгения крайне угнетала болезнь, однако он не прерывал своей деятельности на различных поприщах, потому что не мог жить без нее. Для этого приходилось напрягать все силы души. И он погиб в этом незаметном для посторонних глаз подвиге. Наверное, иначе было нельзя. Медленное угасание было не для этого большого человека. Почему-то было нужно, чтобы мы острее ощутили боль утраты.

И если он стал яркой вспышкой в нашей жизни, мы обязаны заключить в недрах собственных душ искры света Евгения Розова – из любви к этому замечательному русскому человеку. Не роптать, а продолжать его дело и молиться об упокоении его души.

В задушевных беседах Евгений неоднократно читал мне одно из своих любимых стихотворений. Признаюсь, я тогда не понимал его значения в жизни друга и даже критиковал начало стиха. Теперь смысл вполне раскрылся.

Приведу начало стихотворения по памяти:

Говорят: в начале было слово.

Все слова в начале велики.

Я хочу на поле Куликово,

Где поют ночами кулики.

Так пал этот человек-исполин на своем Куликовом поле в битве за Россию.

Стихотворение оканчивается следующим образом:

… И в конце все то же будет слово,

Повторять я буду, как в бреду:

Я умру на поле Куликовом,

Даже если вдруг и не дойду!

Романова Анна

Священник Сергий Карамышев на РНЛ:

"Пенсионная реформа как епитимья

14 июня премьер-министр Д.А.Медведев объявил о намерении Правительства провести реформу, суть которой – серьезное повышение пенсионного возраста. Всё бы ничего, но вот только как раз в этот самый день в Москве торжественно открывался чемпионат мира по футболу. Что за странный выбор даты – ни днем раньше, ни днем позже? Чтобы гражданам России жизнь медом не казалась?

Чего таить? У многих тогда возникло ощущение, что такое заявление на фоне большого спортивного праздника – какой-то странный удар исподтишка. Дело было обстряпано как-то по-воровски, как-то не по-русски. Медведев как будто сделал все от него зависевшее, чтобы возбудить в наиболее неспокойной части населения страсти.

Тотчас, точно по команде, коммунисты и либералы, часть православных активистов, зарубежные и доморощенные средства антирусской пропаганды подняли великий шум. Принялись с выходящим из берегов пафосом обличать, клеймить и проклинать верховную власть. Как-де посмела посягнуть на священные права человека и гражданина?

Заметим здесь, что 1 марта сего года Президент поставил перед Правительством весьма серьезные задачи, требующие колоссальных финансовых вложений. А между тем, количество пенсионеров с каждым годом стремительно увеличивается. Легко это нынешнее правительство судить, но, наверное, нелегко было бы влезть в его шкуру.

Как бы то ни было, после заявления Д.А.Медведева общество стало раскачиваться точно на качелях. Что особенно опасно в условиях внешней штормовой погоды. Левые качнут в одну сторону, правые – в другую. Этак можно настолько раскачать государство, что оно начнет трещать по швам, после чего заинтересованным лицам будет вовсе нетрудно его утопить. Кстати, так называемые правые, вдруг резко полевели, присоединившись к лозунгу «Все отнять (у олигархов) и поделить!».

Административно-приказной тон дискуссий, взятый на вооружение представителями Правительства, по поводу проблемы, касающейся всех и каждого, лишь подлил масла в огонь.

Президент, без сомнения, тщательно наблюдал за словесными баталиями и вынужден был выступить сам, взяв, таким образом, на себя полноту ответственности в деле проведения реформы.

После его публичного выступления 29 августа ряд общественных и политических деятелей высказал удивление и возмущение, которое, наверное, можно выразить следующим образом: мы так сильно шумели, так старались, а он такой-сякой не послушал-таки нас, поддержав в основных положениях позицию Правительства. Отсюда – обида и поток злословия в адрес Президента.

Этим поступком В.В.Путина, собственно, и отличается ответственное решение от безответственной демагогии. Ранее он говорил, что Россия вполне может прожить его президентский срок без всякой пенсионной реформы, однако проблемы будут только нарастать. В.В.Путин печется не о своем рейтинге, но о пользе государства, и готов жертвовать рейтингом ради последнего. Многие ли из нынешних российских политиков на это способны?!

Легче всего требовать сейчас от Российского государства выплат населению по примеру Саудовской Аравии либо Норвегии. Легче всего прожигать и проедать ресурсы, накопленные не нами. Однако глубоко убежден: от подобного Россия загнется скорее, чем от любой внешней войны, от любых природных катаклизмов и от любых санкций. Индустрия потребления и развлечений съест все эти скоропреходящие материальные блага, оставив расслабленное, стремительно вырождающееся население.

Русскому человеку нужна не жалкая и пошлая пародия рая на земле, от которой несет мертвечиной. Ему нужна высокая вдохновляющая идея и большое дело. Оно обозначено Президентом во всех подробностях 1 марта сего года. Но об этом как-то очень быстро забыли. Там ведь предполагается напряженный труд, а так хочется развлекаться или горланить на митингах! И так хочется всевозможных привилегий, так хочется всяческих благ: земных и небесных...

У меня возникает вопрос: а заслужили? Кто бы что ни говорил, основная причина повышения пенсионного возраста – дефицит налогоплательщиков, который влечет за собой недостаток поступлений в Пенсионный фонд. Основная же причина дефицита налогоплательщиков и старения населения страны заключается в эгоизме значительной части двух-трех поколений, основным мотивом поведения которого был получать от жизни максимум удовольствий и комфорта.

С правления богоборца Хрущева, когда была отменена уголовная ответственность за совершение абортов, скольких десятков миллионов граждан мы не досчитались! Те, кто упражнялись в детоубийстве, сейчас жалуются на повышение пенсионного возраста. И как у них не шевельнется мысль, что виноваты в этом повышении они же? Не было бы стольких абортов в 60-70-80-90-е годы прошлого века, не было бы проблемы с поступлениями в Пенсионный фонд. Вместо того, чтобы кричать, как их сильно обидели, лучше бы несли спокойно повышение пенсионного возраста как законную епитимью.

По официальным данным, в 1990 г. было совершено 4,1 млн. абортов, в 2000 г. – 2,1 млн. В 2015 г. – 848 тыс. Статистика, конечно, положительная, однако радоваться особо нечему. Потому что, во-первых, не все аборты фиксируются. Во-вторых, даже если оперировать только официальными цифрами, по данным Всемирной организации здравоохранения, Россия по количеству абортов на душу населения находится на третьем месте в мире, уступая лишь Китаю и США. В Западной Европе количество абортов на душу населения в два раза меньше, чем у нас.

Заметим очень важную вещь: женщина, родившая и воспитавшая троих детей (нынешних налогоплательщиков) будет иметь право выйти на пенсию на 3 года раньше срока (т.е. в 57 лет). И это более чем справедливо. Такая женщина-мать, вместо того, чтобы развлекаться в молодости, не спала ночей и трудилась, чтобы не иссяк ее род и чтобы не иссяк наш народ. За это ей - честь и материальная поддержка. А кто дал стране менее трех налогоплательщиков, пусть несколько больше поработает. Если женщина родила 5 и более детей, она имеет право выйти на пенсию даже не в 55, а в 50 лет.

В.В.Путин в своем обращении к гражданам России говорил с фактами и цифрами в руках. А именно: 20 миллиардов рублей каждый день уходит на выплату пенсий. Какие-то другие варианты решения, о которых он упомянул, вроде введения прогрессивной шкалы налогообложения или продажи госсобственности, могут дать эффект на несколько дней или на месяц. А потом все те же проблемы будут вставать перед нами с все большей неумолимостью.

Однако оппоненты не хотят слушать: их объемлет, как им кажется, праведный гнев. А страсть с рассудком, как известно, не дружат. Некоторые выступают за вынесение пенсионной реформы на референдум.

Так и представилась следующая бытовая ситуация. Отец семейства собирает детей и устраивает игру в демократию. Кто за то, чтобы купить Саше велосипед? Все за! Кто за то, чтобы купить Коле самокат? Все за! Кто за то, чтобы купить Сене ноутбук? Все за! Прекрасно. Но только если мы все это за раз купим, в ближайший месяц останемся без пищи. Кто за то, чтобы остаться на месяц без пищи? Все против. В семье так поразвлекаться еще можно, потому что нет профессиональных демагогов и проплаченных агентов. А вот в государстве стоит ли?

Страшно представить, сколько наглых глоток в случае организации референдума по поводу пенсионной реформы вдруг откроются и не будут закрываться 24 часа в сутки! Сколько будет оглашено взаимных проклятий! И это вместо того, чтобы спокойно работать.

Дорогие сограждане! Поменьше наглости, не уподобляйтесь Чубайсу, провозгласившему в свое время нечто прямо противоположное. Побольше смирения. Понесите в терпении в этой жизни сравнительно легкую епитимью, дабы иметь, что ответить на Страшном суде Христовом.

Священник Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия".

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко,

И святое Воскресение Твое славим.

Святой пост приблизился к середине. Немало пройдено, однако самая тяжелая часть пути впереди. В такой момент в душу легко входит печаль и какое-то недовольство от переживаемых скорбей и немощей. Чтобы пресечь в корне поползновения нашего малодушия, Святая Церковь выставляет для поклонения образ животворящего Креста Господня. Святая Церковь поступает в этом случае как мудрый полководец, который в самой напряженной обстановке вдруг выстраивает своих изнемогающих воинов под осеняющими их победными знаменами и тем самым возвращает им поколебавшееся было мужество. Победное знамя Церкви есть животворящий Крест Христов, ибо с его помощью одержана самая блистательная победа, именно, - над державою смерти. И если воспоминание славных побед смертных царей и полководцев способно вселить мужество даже в робкие души, тем более воспоминание единственной, но настолько превосходящей все славнейшие победы смертных, вместе взятые, насколько небо выше земли, способно исполнить сердце христианина мужеством и живейшей готовностью продолжать подвиг. Тем более, что мы не только вспоминаем великую победу, но и лобызаем ее образ, исполненный благодати.

Святая Церковь воспевает: «Крест - хранитель всея вселенныя, Крест - красота Церкве, Крест - царей держава, Крест - верных утверждение, Крест - ангелов слава и демонов язва». Но как случилось столь дивное преображение? Мы говорим: как случилось, что символ самого страшного позора стал вершиной божественной славы? Ведь до светлого Воскресения Христова крест был ужасом для людей. На нем казнили беглых рабов и самых закоренелых, ставших язвою общества, преступников. А Моисей в своем законе пишет: «Проклят всяк висящий на древе» (Второзак. 21, 23). Не было под солнцем ничего более отвратительного и проклятого, чем крест. Он был бездною отчаяния и торжеством ада над бедным человечеством. Демоны радовались, видя бесчеловечную злобу людей по отношению к ближним, когда они распинали подобных себе. В силу своей испорченной природы демоны наслаждались предсмертными муками распинаемых.

Именно поэтому воплотившийся Сын Божий избрал крестную смерть. Он знал, что все болезни ада обрушатся на Него (Пс. 17, 6; Пс. 21), что ад истощит всю свою злобу, борясь против Его непобедимой любви. Он приманил мiродержителя тьмы века сего диавола ко Кресту, точно к западне, и пригвоздил его к Древу - как Моисей медного змея в пустыне, чем и навел на диавола проклятие.

Апостол Павел учит: «Первый человек из земли. Второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и Каков небесный, таковы и небесные» (1 Кор. 15, 47-48). Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Первый Адам, вкусив от древа познания добра и зла, унаследовал смерть и сообщил смертность всему человеческому роду. Через отпадение Адама от Бога, над ним по праву победителя получил власть диавол. Душа человека, разлучившись с телом, становилась добычей ада. И Господь отдает Себя в пищу аду: совершает жертвоприношение и искупление. Приносит в жертву Самого Себя как Человека и искупает первозданного Адама от проклятия. Ад держал первого Адама в своей пасти. Узрев второго Адама, Господа с неба, покусился поглотить и Его. Раскрыл свою пасть, и первый Адам вышел на волю, Второй же Адам осветил светом Своего Божества преисподнюю, и ад низвергся. Господь выкупил нас из диавольского рабства и призвал свободных в Свое вечное Царство (1 Петр. 1, 17-19). Первый Адам, ослабев в подвиге, не принес Создателю сердца сокрушенного и духа смиренного. Второй Адам приносит в жертву Свою Кровь Нового Завета, а через нее - все обновленное человеческое естество, чтобы новозаветное человечество в совершенстве служило Богу, поклоняясь Ему духом и истиною.

Господь совершил жертвоприношение взамен безчисленных жертв, которыми человечество чествовало силы ада. А Крест явился жертвенником. Окропившись божественной Кровью, он сам стал источником освящения.

Апостол Павел говорит: "Слово крестное для погибающих есть безумие, а для спасаемых - сила Божия" (1 Кор. 1, 18). Кто же такие погибающие? Это те, кто не веруют, что на Кресте Христос победил ад и смерть. Эти погибающие люди с каменным сердцем и умом, изобретательным только на злое, пригвождая Господа к Древу, не могли уразуметь древнего пророчества Исаии: «Ранами Его мы исцелились» (Ис. 53, 5). Погибающие, проходя мимо Креста, кричали: «Да снидет ныне со Креста, и уверуем в Него» (Мф. 27, 42),- изобличая свое крайнее невежество, свою крайнюю приверженность только к земной жизни и ее удовольствиям, свое крайнее безбожие. Погибающие и сейчас, взирая на образ Животворящего Креста Господня, видят только страдавшего на Кресте и испустившего дух Человека, видят только образ смерти и не более того. Потому они и погибающие, что не видят очами веры за страданиями и смертью Богочеловека Его победы над смертью. Погибающие не веруют в Божество Иисуса Христа, и в этом - основание их погибели. Как для безбожных евреев достаточно было одного утверждения Христа на вопрос Каиафы: «Ты ли Христос, Сын Благословенного», чтобы присудить Его к смерти, самим же унаследовать вечное проклятие, так для погибающих всех времен достаточно неверия в Божество Христа, чтобы наследовать с распявшими одну участь.

Если бы распятый Христос был всего лишь человек, его страдания и смерть на Кресте не принесли бы в мир ничего нового. Это была бы очередная жертва человеческих, а наипаче демонических, злобы и зависти. Но если, напротив, страдал Богочеловек Своей человеческой природой, Его божественная Природа не могла не стать Победительницей смерти, потому что с Богом смерть несовместима - это две крайние противоположности. Безбожные евреи, видя страдавшее на Кресте Тело, не видели побеждавшего на том же Кресте Бога. А Богоматерь очами веры видела, что орудие смерти наносит смертельный удар самой же смерти, преображаясь в символ жизни. Богоматерь очами веры видела, как Кровь Ее возлюбленного Сына, из Ее же утробы восприятая, не только поглощается прахом земным, но и омывает древний грех праотца Адама, видела очами веры ликующую Еву, потому что, наконец, совершилось древнее обетование: Семя жены стерло главу змия, пригвоздив его к Своему Кресту. Станем же вместе с Богоматерью очами веры видеть в образе животворящего Креста всерадостное знамя победы, которого трепещут силы ада.

Сегодня мы говорим и о другом кресте. О нем читалось в сегодняшнем Евангелии на литургии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Эти слова были сказаны до крестного подвига Спасителя, т.е. в то время, когда еще не открылась слава Креста, когда крестоношение было связано только с позором. В те времена не было ругательства более гнусного, чем «крестоносец», потому что кресты несли на себе осужденные на казнь через распятие. Эта ужасная казнь была воспринята римлянами у пунийцев, жителей Карфагена, потомков Ханаана. Пунийские солдаты считали обыкновенным делом распять своего полководца после его поражения. И когда тот мучительно, на протяжении часов, медленно умирал, они над ним издевались, тем самым выводя стихию зла из преисподней на землю. Из римлян первым эту казнь применил победитель Карфагена Публий Корнелий Сципион. Когда, согласно заключенным условиям мира, пунийцы выдали ему римских предателей, Сципион сказал им: вы предпочли Карфаген Риму - умрите же по-карфагенски, а не по-римски. И предатели были распяты. Впоследствии карфагенская казнь укоренилась у римлян, причину этого указывает их же поговорка: «Худая трава быстро растет».

Всякому христианину предначертана в этой жизни борьба против диавола и его служителей. Указанная борьба в общих чертах напоминает крестный подвиг Спасителя. Об этом говорит апостол Павел: «все благочестно жити хотящии гонимы будут». Все святые испытали и продолжают испытывать клевету и поношения. Это и есть крест. По мере преуспевания христианина в духовной жизни, он становится непобедимым оружием, потому что диаволу просто нечего противопоставить силе христианского мужества, основанного на страхе Божием.

Неудивительно, что сатана и его служители ненавидят Крест. Все мы знаем о поступках богоборцев в России после февраля 1917 г. - о низвержение крестов с храмов Божиих, башен Московского Кремля, о запретах носить нательный крест. Кто считает, будто все это в прошлом, сильно заблуждается. Неужели злоба сатаны уменьшилась за последние сто лет? Скорее, она только возросла. Теперь Крест гонят в тех странах, которые нам в последнюю четверть века представляли как идеал, на которые призывали равняться - в Евросоюзе и Соединенных Штатах. Крест здесь изгоняется из общественных мест, за ношение нательного креста могут выгнать с работы.

Пусть же Россия в эти дни все громче прославляет Крест Христов. Дай Господи, чтобы он воздвигся во главе нашего государственного здания. Пусть Крест осенит, как древле, сердце нашей Родины, воздвигшись над башнями Московского Кремля. Пусть Россия станет спасительным маяком для народов Земли в ярящемся всемiрном океане безбожия!

В Евангелии Крест назван знамением Сына Человеческого. Естественно будет ему явиться в день Страшного Суда. Увидев его на широте неба, те, которые принимали слово крестное как безумие, смятутся, а те, которые почитали Крест силой Божией, воспрянут уже изнемогшие от великих искушений и скорбей антихристова времени, потому что Крест для них - то же, что победа.

Крест Христов сейчас - райское древо жизни, поэтому радуйтесь, когда он предлагается Церковью для поклонения. Очами веры вместе с Богоматерью видьте в нем копье, которым Христос пронзил ненасытное адово чрево, видьте в нем меч, которым Христос сокрушил адские темницы, которым силен сокрушить и наши грехи, наконец, видьте в нем лестницу, возводящую от земли на небо. Лобзайте же его с верою в Победителя ада и смерти Господа Иисуса Христа Сына Божия.

Прикоснувшись к святыне Креста, противостанем всеобщему потоку беззакония, потрудимся ради Господа в святые дни поста, исповедуем грехи свои, соединимся со Христом во святом причастии Его Тела и Крови, чтобы стать общниками божественной благодати, чтобы со святыми ангелами прославлять всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.