Что посетить в Варшаве — достопримечательности польской столицы. Собор Александра Невского в Варшаве (Александро-Невский) — и вот, чем он так всех привлекает

Церковь св. Марии Магдалины.

Описание старой фотографии: Содействие в строительстве церкви (1867-1869) оказывала императрица Мария Фёдоровна, она же подарила церкви главную икону. В 1892 г. в церкви был освящён второй престол в честь Иова Почаевского. Эта церковь одна из двух (вторая - церковь при православном кладбище) уцелевших во время акции по сносу православных церквей в 20-х годах ХХ в. на территории воссозданной Польши. В 1921 г. церковь стала кафедральным собором Польской православной церкви. С 1928 года в церкви сохраняются уцелевшие фрагменты мозаик разрушенного в Варшаве собора Александра Невского.

Костёл св. Александра.

Описание старой фотографии: Построен в 1818-1825 годах в честь первого прибытия Александра I в Варшаву. Костёл существует по настоящее время.

Входная арка православного кладбища.

Описание старой фотографии: Православное кладбище, открытое в 1912 как кладбище военного гарнизона, послужило началом существующего и ныне Воинского кладбища.

Кладбище-мавзолей советских воинов в Варшаве.

Описание старой фотографии: Здесь похоронены 21 468 советских воинов, погибших в 1944-1945 при освобождении Варшавы от немецкой оккупации.

IV женская гимназия.

Описание старой фотографии: Это прекрасное здание построено в 1892-1902 г.г. специально для женской гимназии по ведомству Министерства народного просвещения. В период существования II Речи Посполитой здесь также размещались учебные заведения. Во время 2 мировой войны здание было уничтожено, на месте его расположения в 1977 г. был установлен памятный камень.

Демонтаж памятника Ф.Э. Дзержинскому

Описание старой фотографии: Скульптура памяника была изготовлена из бетона, покрытого снаружи химическим составом, придававшим бронзовый оттенок. При срыве скульптуры с постамента с помощью автокрана она распалась на 3 сегмента, из которых была смонтирована. Нижний и верхний сегменты упали и разбились. Осколки были разобраны на сувениры.

Памятник Ф.Э. Дзержинскому на площади его имени.

Описание старой фотографии: Памятник открыт в 1951 г., в 25-ю годовщину его смерти. На постаменте надпись: "Феликс Дзержинский - это гордость польского революционного движения. Болеслав Берут" 16.11.1989 в присутствии представителей СМИ и варшавян памятник был демонтирован; при демонтаже скульптура разрушилась. Площади возвращено прежнее наименование - Банковская.
Площадь образовалась в 1825 г во времена Царства польского в составе Российской империи, на ней были построены здания важнейших государственных институтов. На фото за памятником здание построенное в 1825 г для правительственной комиссии по финансам и имуществу, в наст. вр. здесь размещаются правительства Варшавы и Мазовецкого воеводства.

Разборка церкви иконы Божьей Матери "Неустанная помощь (Страстная)"

Описание старой фотографии: На фото запечетлен процесс раборки православной церкви иконы Божьей Матери "Неустанная помощь"

Здание сейма II Речи Посполитой.

Описание старой фотографии: В 20-х годах XX в. в здании Александринско-Мариинского девичего института (http://www.etoretro.ru/pic89552.htm?ai=1)разместился сейм II Речи Посполитой

Церковь иконы Божьей Матери "Неустанная помощь (Страстная)".

Описание старой фотографии: На фото справа - православная церковь иконы Божьей Матери "Неустанная помощь (Страстная)" при больнице "Младенца Иисуса" (в центре). Икона Божьей Матери "Страстная" больше известна в Польше как икона "Неустанная помощь". Слева на фото небольшой костёл (каплица) Младенца Иисуса (годы строительства 1897-1901) при той же больнице; в 1925г. костёл был реконструирован с целью его увеличения в размерах. Костёл существует и поныне, с 1986 года это приходской костёл, посвящённый св. Алозию Орионе.
Церковь иконы Божьей Матери "Неустанная помощь" (годы строительства 1900-1902) была небольшой, вместимостью до 300 чел. Возведена она была не в традиционном русско-византийском, а в неороманском стиле, о котором варшавские газеты писали как о средневековом привислинском. Подобно каплице она была пастроена из красного кирпича, да и многие элементы были визуально схожи. Однако всё это не спасло: в 1926 церковь была разобрана в рамках компании по сносу святынь православия на территории вновьобразованной Польши.

Гостинный двор

Описание старой фотографии: Торговое здание Гостинный двор построено в 1841 г., разрушено немцами в 1939 г.

Варшава. Александринско-Мариинский девичий институт

Описание старой фотографии: Институт учрежден в 1855 г., как благородный мужской институт и тогда же в верхнем этаже институтского здания устроен православный храм во имя Св. Николая. В 1862 г. этот институт упразднен, а вместо его в том же здании учрежден Александринско-Мариинский девичий институт, просуществовавший до 1915 г.

Варшава. Церковь в честь Св. Архистратига Михаила.

Описание старой фотографии: Церковь в честь Св. Архистратига Михаила - полковая церковь лейб-гвардии Литовского полка. Церковь была расположена на Уяздовской аллее отдельно от казарм полка, находившихся по другую сторону аллеи. Начало постройки - 1892 год. 21.12.1894 церковь была освящена. Храм каменный, пятиглавый, со стройными формами древне-русского стиля. Главы покрыты жестью и раскрашены в виде шахматной доски зеленой краской. Над входом в храм возвышается небольшая колокольня. Колонны у входов, сделаны из мягкого камня c гранитным цоколем и такими же ступенями. Не менее красива была и внутренняя обстановка храма. Церковь была закрыта в 1915 г. и разобрана в 1923 в рамках компании по сносу святынь православия на территории вновьобразованной Польши.

Варшава Памятник Яну Собескому

Рochowany na cmentarzu Pow?zki wojskowe Польша, Мазовецкое воеводство, Варшава

W tle Pa?ac Saski i fontanna w Ogrodzie Saskim Польша, Мазовецкое воеводство, Варшава

Leopold Maksymilian J?zef Maria Arnulf, Ksi??? Bawarii obok Sobоr ?w. Aleksandra Newskiego Польша, Мазовецкое воеводство, Варшава

Описание старой фотографии: — русский православный собор в столице Польши, построенный на исходе императорской России. Располагался на Саксонской площади (сегодня переименована в площадь Пилсудского). Собор по проекту выдающегося русского архитектора Леонтия Николаевича Бенуа был заложен в 1894 и открыт в 1912 году. После завершения строительства собор достигал в высоту 70 метров и был на то время самым высоким зданием в Варшаве.
Собор был разрушен польскими властями в середине 1920-х годов, спустя менее чем 15 лет после открытия. Главными мотивами сноса послужило то, что собор, занимавший одну из главных площадей Варшавы, напоминал о русском господстве над Польшей. Кроме собора св. Александра Невского в Варшаве поляками по тем же мотивам были уничтожены и многие другие православные храмы на территории страны.

Собор св Александра Невского Польша, Мазовецкое воеводство, Варшава

Посещение Польши И. Риббентропом. Министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп, президент Польши Игнаций Мосьцицкий, министр иностранных дел Польши Юзеф Бек и посол Германии в Польше Мотке во дворце президента

Описание старой фотографии: 29 января 1939 г.
Место съемки: Варшава
Автор съемки: не установ.

Жители Варшавы встречают освободителей - бойцов Красной Армии и 1-й армии Войска Польского


Видео полета над монументами Варшавы в HD формате.
Используйте режим "Полный экран".

Едем дальше. Следующие знаковые для Варшавы памятники архитектуры - Дворец культуры и науки, Базилика Святого Креста, Большой театр, Собор Св. Иоанна Крестителя, и Костел Святого Александра. Выжимка интересных фактов и коллекция фотографий по каждому из них приведены ниже. Для планирования маршрутов ваших реальных прогулок по Варшаве, вы можете использовать обзорную карту памятников архитектуры Варшавы, расположенную сразу после обзора.

Дворец культуры и науки, Варшава

» Дворец культуры и науки – здание является самым высоким зданием в Польше.
» Здание было построено советскими строителями по образцу «сталинских высоток» в качестве подарка Советского Союза польскому народу.
» В наши дни дворец культуры и науки входит в десятку высочайших небоскребов Европейского Союза.
» Высота 42-этажного небоскреба составляет почти 168 метров, а вместе со шпилем – 237 метров. Здание имеет 3288 комнат.
» Сегодня небоскреб выполняет функции офисного здания и выставочного центра, является штаб-квартирой ряда компаний и государственных учреждений. В здании дворца культуры и науки находятся кинотеатры, музеи, книжные магазины, научные институты, бассейны, театр и самый большой в Польше конференц-зал, рассчитанный на 3000 человек.
» На 30-м этаже здания на высоте 114 метров находится смотровая площадка, откуда открывается панорама города.

Базилика Святого Креста, Варшава

» Базилика Святого Креста – католический храм, построенный в 1679 – 1696 годах в стиле барокко.
» В колоннах храма захоронены урны с сердцами Фридерика Шопена и Владислава Реймонта.
» В 1944 году в ходе Варшавского восстания храм был серьезно поврежден: фасад здания был разрушен вместе со сводами и алтарем, также были уничтожены картины «Вечеря Господня» и «Распятие».
» После повреждения во время восстания храм был взорван немцами в январе 1945 года.
» В период с 1945 по 1953 года церковь была восстановлена, но интерьер претерпел некоторые изменения: ни барокко, ни фресок. Главный алтарь был восстановлен в период между 1960 и 1972 гг.
» В 2002 году Папа Иоанн Павел II возвел церковь Святого Креста в ранг малой базилики.

Большой театр, Варшава

» Большой театр – театральный комплекс, расположенный на исторической Театральной площади польской столицы.
» Большой театр в Варшаве – официально один из крупнейших театров в Европе.
» В залах театра ставят оперы, балеты, проходят концерты, а также торжества и прочие мероприятия.
» Театр имеет два зала – большой на 1841 место и малый – на 200 мест, в котором также проходят представления.
» В годы Второй мировой войны театр был полностью уничтожен немцами, однако к 1965 году здание театра было восстановлено.

Собор Св. Иоанна Крестителя, Варшава

» Костел святого Иоанна Крестителя – главный католический храм Польши и старейшая церковь столицы.
» Костел святого Иоанна Крестителя строился на протяжении XII-XIV веков, во время Второй Мировой войны он был взорван и разрушен до основания. Сейчас здание полностью восстановлено.
» Храм построен в стиле кирпичной готики, его необычный силуэт хорошо виден с Замковой площади. Во внутреннем убранстве собора привлекают внимание сводчатые потолки, алтарь сложной работы и часовня Непорочного Зачатия в стиле рококо.
» Костел святого Иоанна Крестителя всегда служил духовным и национальным центом Польши: в нем подписывались важнейшие договора, короновались монархи, находили упокоение самые известные люди страны.
» В храме можно видеть надгробные плиты и саркофаги князей Мазовецких, последнего польского короля Станислава Понятовского, писателя Генрика Сенкевича и других лиц. Надгробия украшены скульптурами тонкой работы и представляют значительную художественную ценность.

Центр науки и культуры, бизнеса и промышленности Польши – это Варшава, столица государства. Варшава – самый крупный по населению город в стране, первые упоминания о котором относятся к XIV веку. За несколько веков в Варшаве были построены красивейшие дома, дворцы, скульптуры и памятники, однако во ІІ Мировую войну очень многие из них были уничтожены. Но город практически восстал из пепла: огромнейшую работу проделали архитекторы, реставраторы, строители и скульпторы, восстанавливая город по старинным фотографиям, картинам и чертежам. Благодаря им, центр Варшавы, который можно увидеть сейчас, выглядит почти идентично тому, каким его видели горожане в XVI-XVII вв.

Осмотр достопримечательностей Варшавы обычно начинают с самого величественного символа исторического наследия – Королевского замка. По соседству с ним находится Старый Город, который привлекает своими узкими улочками и прекрасными зданиями, расположенными вокруг центральной площади Рынок. От Замковой Площади начинает свой путь туристический маршрут, носящий название «Королевский Тракт», он тянется через ул. Краковское предместье, ул. Новый Свет, ул. Уяздовские Аллеи, Ботанический сад и приводит к красивейшему дворцово-парковому ансамблю города – Лазенки.

Строительство Королевского замка велось на месте деревянной крепости в 1598-1618 гг., когда страной правил король Сигизмунд III Ваза. На площади перед замком стоит в его честь памятник – колонна Сигизмунда. В 1644 г. ее поставил сын Сигизмунда III король Владислав IV. Бронзовая скульптура, стоящая на 30-метровой колонне, изображает короля, на котором одеты рыцарские доспехи. Правая рука короля держит меч, а левая опирается на большой крест.

Замок получил статус официальной королевской резиденции, когда столицу Польши было решено перенести из Кракова в Варшаву, и стал свидетелем многих исторических событий. Именно в Королевском Замке была принята Конституция 3 мая 1791 г. С 1918 г. здесь работали Президенты Польши и временные главы государства.

Восстановительные работы Королевского замка велись по уцелевшим его фрагментам вплоть до 1988 г. Архитектурное украшение замка – великолепная башня с часами, с которой ежедневно можно услышать мелодию в исполнении трубача. К счастью, во время войны удалось сохранить множество произведений искусства, которые сейчас выставлены в музее, расположенном в Замке. Здесь можно увидеть картины Рембрандта «Ученый за пюпитром» и «Девушка в шляпе», полотно Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом» и старинные виды Варшавы в исполнении итальянского художника Бернардо Беллотто. В Королевском замке также хранится урна с прахом национального героя Польши Тадеуша Костюшко.

В Старом Городе находится главный католический храм Варшавы – это Костел святого Яна (Иоанна) Крестителя, построенный в 1390 г. Костел возведен в стиле кирпичной готики, а внутренне убранство в начале XVII в. было оформлено в стиле барокко. Храм основательно разрушили въезжавшие в него танки во время войны, поэтому в 1963 г. он был восстановлен.

В Костеле св. Яна были коронованы в 1705 г. Станислав Лещинский и в 1764 г. Станислав Август Понятовский. Кроме праха мазовецких князей, здесь же похоронены польский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Генрик Сенкевич, а также первый президент Польши Габриэль Нарутович. В Костеле св. Яна произносил свои проповеди Петр Скарга, здесь молились генерал Ромуальд Траугутт и Тадеуш Костюшко, а в 1935 г. тут состоялась панихида по маршалу Юзефу Пилсудскому.

Рядом с Костелом св. Яна находится Иезуитский костел, или Костел Милостивой Божьей Матери – храм, построенный в стиле польского маньеризма в 1609-1626 гг. После строительства Костел постоянно украшали, внутри находилась богатая барочная мебель и алтари из мрамора и даже серебра. Однако в 1944 г. здание было разрушено и восстановлено уже в 1950-1973 гг. в наиболее приближенном, но все же упрощенном архитектурном стиле. Внутри костела хранятся: деревянное распятие 1383 г.; восстановленные фрагменты памятника маршалку Яну Тарло; икона с изображением Божьей Благодати – подарок Папы Римского Иннокентия X, сделанный в 1651 г.; каменная скульптура, изображающая лежащего медведя, середины XVIII в. и восстановленные эпитафии Яна Килинского, Матея Сарбевского, Станислава Конарского и Онуфрия Копчинского.

Центр Старого города и сердце Варшавы – площадь Рынок, четыре стороны которой названы в честь политических деятелей Польши: северная – Яна Декерта, восточная – Франтишека Барсса, западная – Гуго Каллантая, южная – Игнация Закшевского. В 1953 г. завершилась уникальная реконструкция площади Рынок, которая велась по довоенным изображениям. Многие дома на Рыночной площади носят разные названия (например, «Под св. Анной», «Под Василиском», «Под негритенком») и каждый из них имеет свою увлекательную легенду или историю. А основными достопримечательностями, которые стоит посетить на Рынке (кроме множества сувенирных магазинчиков и кафе), являются Музей литературы им. А. Мицкевича, Исторический музей Варшавы и Дом культуры Старого города.

Также на площади Рынок установлен спроектированный в 1855 г. памятник Варшавской русалке, являющейся символом города и изображенной на его гербе. На набережной реки Вислы стоит и второй памятник русалке, созданный в 1939 г.

Барбакан

Варшавский барбакан – полукруглый бастион, предназначенный для защиты города – был воздвигнут в 1540 г. Проектировал его архитектор из Венеции Джованни Баттиста. Ширина стен барбакана составляла 14 м, а высота – 15 м. Как и большинство других зданий Старого города, барбакан не избежал разрушения во время ІІ Мировой войны. Восстанавливали его в 1952-1954 гг. по сохранившимся чертежам XVII ст. В современной Варшаве крепостные стены и барбакан – излюбленное место туристов, здесь выступают уличные артисты, играют музыканты и выставляют на продажу свои полотна художники.

Краковское предместье

Одна из самых красивых улиц Варшавы, где расположены многие достопримечательности города, – это Краковское предместье. Здесь есть на что посмотреть:


  • Костел построен при монастыре бернардинцев еще в 1454 г., реконструирован в 1946-1962 гг. и представляет собой смешение различных архитектурных стилей: от поздней готики до неоренессанса.

  • Инициатор сооружения монумента был Генрик Сенкевич. Памятник воздвигли к 100-летию со дня рождения поэта в 1898 г. на деньги, собранные соотечественниками поэта.

  • Самый большой дворец

    Варшавы имеет несколько названий: Дворец Радзивилов, Дворец Конецпольских, Дворец Любомирских и Дворец Наместника. Президентский дворец создан в XVII в. и практически не пострадал во время войны. Во дворце есть часовня, зимний сад, и различные залы: рыцарский, картинный, синий, белый, колонный, гетманский и зал рококо. На площади перед дворцом установлен памятник князю Юзефу Понятовскому.

  • В XVII в. здание было летним королевским дворцом, а в 1816 г. здесь открыли Варшавский университет – один из самых крупных и престижных ВУЗов современной Польши.

  • Этот костел с фасадом в стиле рококо был построен в 1728-1765 гг. Сейчас он находится в практически неизменном состоянии и является одной из немногих достопримечательностей Варшавы, которые уцелели во время войны. В 1825-1826 гг. великий польский композитор Фредерик Шопен играл в этом костеле на органе, а с 1960 г. здесь служил настоятелем священник и поэт Ян Твардовский.

  • Костел построен в стиле барокко в 1679-1696 гг. Здесь хранятся мощи Святой Фелициссимы и урны с сердцами Фредерика Шопена и Владислава Реймонта, польского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе. Перед базиликой установлена знаменитая статуя Иисуса Христа, несущего крест.

Уяздовские аллеи, вдоль которых расположены красивейшие дома, виллы и дворцы Варшавы, ведут к знаменитому дворцово-парковому комплексу Лазенки, разбитому на 76 гектарах земли. Неподалеку от главного входа в парк возвышается Бельведерский дворец, который сейчас является одной из резиденций президента Польши. Свое название дворец получил от итальянского выражения «belle vedere» — прекрасный вид. А вид на Королевские Лазенки действительно прекрасен и романтичен.

Свое развитие в классическом стиле парк ведет с XVIII в., когда его приобрел король Станислав Август Понятовский и занялся его разработкой. Слово «лазенки» означает «купальни, бани», и в парке действительно был расположен купальный павильон. Во время II Мировой войны многие здания в парке пострадали от пожаров, но все же сохранились лучше, чем дома в Старом Городе. Реконструкция строений закончилась через несколько лет после окончания войны. К достопримечательностям парка относятся такие здания: Дворец на воде, Римский театр, Белый домик, Дворец Мысьлевице, Храм Сивиллы, Египетский замок, Водосбор, Старая и Новая Оранжереи.

В наше время парк Лазенки – особое место, где можно гулять, дышать свежим воздухом, восхищаться красотой природы, слушать пение птиц и наслаждаться созерцанием прекрасных архитектурных шедевров.

Самые красивые варшавские костелы сосредоточены в Старом городе. Новом городе и вдоль Королевского тракта. Более современные костелы появляются в новых районах города. Большинство старинных костелов было разрушено в годы Второй мировой войны. Польские реставраторы восстановили около ста костелов, монастырей и часовен. 90% из них является римско-католическими

Собор Святого Иоанна Крестителя (Catedra św. Jana Chrzciela)
История собора начинается в XIII в., когда к замку князей Мазовецких была пристроена деревянная часовня. В начале XV в. здесь построили новую готическую приходскую церковь. В 1798 г. статус церкви изменился. Она была объявлена собором, а в 1817 г. стала кафедральным собором. Собор был свидетельницей польско-тевтонской войны, здесь проходила коронация Станислава Лещинского и Станислава Августа Понятовского, в нем была ратифицирована Конституция 3 Мая. Во время бомбежек 1939 г. собор сильно пострадал. В дни Варшавского восстания 1944 г. его разрушили окончательно. В боях между германской армией и повстанцами использовались зажигательные снаряды и мины. Германские танки дважды входили в собор. Следы гусениц танка «Голиаф» вы увидите на стене восстановленного собора со стороны улицы Канония. Новый готический фасад собора проектировал Ян Захватович. В криптах нашли вечный покой король Станислав Август
Понятовский, писатель Генрик Сенкевич, пианист и премьер-министр Польши Ян Игнацы Падеревский и президенты Габриэль Нарутович и Игнацы Мосьцицкий.

Особый интерес представляет часовня Боричко со звездчатым потолком. Здесь хранится чудотворный Святой крест XVI в. Уникальна фигура распятого Иисуса с настоящими человеческими волосами. Это распятие – дар торговца Юрги Боричко. Под портретом основателя часовни, умершего в 1643 г., вы увидите табличку с эпитафией.

Над гробницей маршала Станислава Малаховского установлен великолепный памятник из белого мрамора работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена. Здесь же можно увидеть копию картины Доменико Гирландайо «Поклонение волхвов». В 1980 г. в соборе была устроена часовня в память примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского, названного Примасом тысячелетия.

Во время Международного фестиваля органной музыки в соборе проводятся концерты.

В 90-е годы XX в. сюда из Украины был перенесен прах последнего короля Польши, Станислава Августа Понятовского. Поляки верят в пророчество о том, что короли с именем Станислав привлекает в страну иностранные войска. Пророчество это было сделано, когда в 1079 г. король Болеслав II Лысый приказал убить святого Станислава, епископа Краковского. Когда королем был избран Станислав Лещинский, на церемонии присутствовали шведские солдаты. Станислав Август Понятовский бы избран после демонстрации русской военной силы. Самому Станиславу Августу в 1930-е годы пришлось бежать в Украину, а в 1939 г. Польша была разделена между Россией и Германией. Поляки считают, что прах Понятовского вернулся на родину после заключения альянса с НАТО, весьма выгодного для Польши.
Адрес: Swietojaiiska, 8.

Полевая кафедральная церковь Польской армии (Katedra Polowa NMP Królowej Korony Polskiej)
Барочная церковь ордена пиаристов была построена по приказу короля Яна II Казимира Вазы в 1660–1682 гг. архитектором Т. Буратини. Интерьер церкви украшают семь алтарей и картины выдающихся художников. В период с 1758 по 1769 г. церковь получила новый великолепный фасад. С 1835 по 1836 г. церковь была реконструирована под православную. Тогда на ней засверкали золотые византийские купола. После завоевания Польшей независимости в 1918 г. православная церковь снова подверглась реконструкции. С 1923 по 1933 г. она вновь стала католической, причем военной, и приобрела прежний вид. После Второй мировой войны, в1946–1960 гг. была проведена реконструкция церкви в барочном стиле.

Церковь стала полевой кафедральной в 1991 г. Перед ней были установлены якорь – символ военно-морского флота, и пропеллер – символ военно-воздушных сил. На церкви установили мемориальные таблички в память солдат, погибших на всех фронтах Второй мировой войны, а в вестибюле – большие плиты с перечислением имен солдат, служивших в польских легионах. В полевой церкви находится великолепная статуя работы Мирослава Бискупского. Напротив собора установлен памятник героям Варшавского восстания.
Адрес: Dtuga, 13/15.

Костел Святого Духа и паулинский монастырь (Kościół św. Ducha i Klasztor Paulinów)
Барочный костел на Новомейской улице (дом № 23) с 1711 г. служит отправной точкой ежегодного паломничества в духовную столицу Польши, Ченстохову. Костел, который вы видите сегодня, был построен в период с 1707 по 1711 г. на месте прежнего, сгоревшего в 1655 г.

После Второй мировой войны костел пришлось восстанавливать заново. Вы увидите двухэтажную постройку с простым фасадом и двумя башнями. Пилястры украшены карнизами и нишами, в которых установлены фигуры святых. Паулинский монастырь был основан в 1671 г. на углу улицы Подвальной. В течение нескольких лет им руководил отец Августин Кордецкий, прославившийся успешной обороной монастыря в Ченстохове от шведских войск.
Адрес: Nowomiejska, 23.

Костел Святого Гиацинта и доминиканский монастырь (śJacka i Klasztor Dominikanow)
Костел Святого Гиацинта и доминиканский монастырь – самый большой религиозный комплекс Варшавы. По-видимому, он был создан Йоханнесом Италусом между 1612 и 1638 гг. Изначально в костеле было 14 алтарей и часовен. В 1944 г. здесь находился госпиталь повстанцев. Бомба практически полностью уничтожила костел вместе с находившимися в ней ранеными. В 1947–1959 гг. костел восстановили. В тимпане над главным входом изображены Богоматерь, святой Доминик и святой Гиацинт. Обратите внимание на необычное сочетание готического и раннебарочного стилей в оформлении боковых нефов.

Самый ценный памятник костела – барочная погребальная часовня Адама и Малгожаты Котовских, построенная в 1691–1694 гг. Адам Котовский был крестьянином. Он перебрался в Варшаву, сумел сделать состояние и купил себе дворянский титул. Часовня была построена выдающимся голландским архитектором Тильманом ван Гамереном. Сегодня это единственный оригинальный элемент, сохранившийся после Второй мировой войны. В часовне вы увидите картину с изображением Богоматери, держащей на руках младенца Иисуса, а также мраморные надгробия с эпитафиями и изображения основателей часовни на металлических листах. В левом нефе установлены таблички в честь итальянских и британских парашютистов, погибших за независимость Польши.
Адрес: Freta, 8/10.

Костел Святого Мартина (Kościół św. Marcina)
Костел был построен для ордена августинцев в 1354 г. Во время Второй мировой войны он был полностью разрушен и восстановлен в стиле барокко. Обстановка костела вполне современная. Автор интерьеров – сестра Альма Скшидлевская. После войны сохранился лишь частично обгоревший крест, который сегодня установлен в центральном нефе. Этот костел польская аристократия XVI в. выбрала для проведения теологических дискуссий и политических диспутов. Подобные прения часто завершались дуэлями. В 80-е годы XX в. костел стал символом сопротивления движения «Солидарность» коммунистическому режиму. Ныне костел принадлежит ордену францисканцев, который организовал в деревне Ласки под Варшавой уникальную школу для слепых детей. Советуем заглянуть в костел 28 августа, когда здесь исполняется первый польский национальный гимн Boguroazica, а внутренние помещения освещены только свечами. Костел Святого Мартина – место вечного упокоения придворного композитора, писателя и поэта Адама Яжебского, служившего при дворе короля Владислава IV Вазы.
Ардес: Piwna, 9/11.

Костел Богоматери Всемилостивой и монастырь иезуитов (Kościół NMP taskawej i Klasztor jezuitów)
Этот барочный костел находится недалеко от собора Святого Иоанна Крестителя. Вы его сразу же узнаете по установленному перед входом каменному изваянию медведя, созданному в 1762–1764 гг. Дж. Плершем. Однонефный костел славится самой высокой в Старом городе колокольней под овальным куполом. Он посвящен Пресвятой Богоматери Всемилостивой, покровительнице Варшавы. Костел и монастырь были построены для иезуитов в период с 1609 по 1626 г. Во время Второй мировой войны весь комплекс был полностью уничтожен, а после войны восстановлен в мельчайших деталях.

Главные сокровища костела – картина «Пресвятая Мария Всемилостивая», подаренная королю Яну II Казимиру Вазе папой римским в 1651 г., и готический крест, датируемый XVI в. В крипте костела находится лапидариум, оберегающий части надгробия известного государственного деятеля Яна Тарло. В этом костеле дважды бывал папа римский Иоанн Павел II. У входа установлена мемориальная табличка в честь польского Примаса тысячелетия, кардинала Стефана Вышинского, а также в честь папы Иоанна Павла II.
Адрес: Swietojanska, 10.

Костел Явления Богоматери (Kościół Nawiedzenia NMP)
Согласно легенде, Богоматерь явилась богатому, но бездетному мельнику, который просил ее даровать ему сына. Богоматерь повелела ему построить церковь там, где он увидит гору со снежной вершиной, и крестить своего сына в новом костеле.

Мельник нашел гору, на которой уже началось строительство костела, и воздвиг на ней колокольню. И в следующем же году он стал отцом. Костел был освящен в 1411 г. по указу княгини Анны Мазовецкой. По ее же заказу из Италии были привезены мраморные статуи. В левой часовне вы увидите великолепную картину работы «Силезского Рембрандта» XVII в., Ми-хаэля Леопольда Вильмана, изображающую явление Богоматери. Костел не раз страдал от завоевателей. В XVII в.

Монахи-медики принимали участие во всех войнах и национальных восстаниях 1831 и 1863 гг., а также в Варшавском восстании 1944 г. Хотя после войны госпиталь так и не восстановили, костел был реконструирован. В 80–90-е годы монахи занимались траволечением. Недалеко от церкви находится памятник «Погибшим и убитым на Востоке», который был открыт в 1995 г.
Адрес: Bonifraterska, 12.

Чтобы закончить свой рассказ о разрушенном в Варшаве, надо уделить немного внимания и судьбе собора, воздвигнутого на Саксонской площади (plac Saski).

Именно из-за строительства храма этот памятник семи генералам, был перенесли в 1894 году.



Об истории этого большого и красивого собора написано не в пример больше, чем о памятнике семи генералом. Я же, как поклонник старых фотографий, хочу дополнить все рассказы профессиональных историков иллюстрациями.

Итак, собор был заложен в 1894 году стараниями героя сражений на Балканах, тогдашнего генерал-губернатора Польши Иосифа Владимировича Гурко. По его словам, существовавшие православные храмы в Варшаве тогда могли вместить только десятую часть из 42 000 православных верующих этого города
Ещё в 1893 году был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И.В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л.Н. Бенуа, утверждённая Александром III 13 января 1894 г.


Проект

Летом того же года началось возведение самого значительного культового здания Варшавы - Александро-Невского православного собора, ставшего “апогеем, - как пишет современный польский историк архитектуры П. Пашкевич, - сакрального строительства” в польской столице.
Рядом с храмом началось строительство 70-метровой соборной колокольни, вершина которой стала самой высокой точкой города.


Оцените масштабы храма

Отдельно надо отметить сложность и красоту внутренней отделки нового собора. К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову, иконы были написаны В.П. Гурьяновым и многими другими виднейшими русскими иконописцами. На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде.
Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч (!)произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня. Один факт, что основные работы по строительству храма и колокольни завершили за пять лет (к 1900 году), а украшение храма заняло целых двенадцать лет….


Открытие, 1912 год

20 мая 1912 г. собор был торжественно освящён во им благоверного великого князя Александра Невского.

Никто тогда и предположить не мог, каким не дологим будет век этого величественного собора. Всего через два года после его открытия начался «Последний спор Императоров»...

Первая мировая война заставила эвакуироваться практически все русское население Варшавы. Было принято решение вывезти из Александра-Невского собора иконостас и наиболее ценные детали внутреннего убранства. И надо сказать, решение об эвакуации иконостаса из храма оказалось очень правильным.



Немецкий парад у собора

Когда в Варшаву, в начале 1915 года, вошли полки Кайзера – первым делом храм был переделан под гарнизонный костёл и немецкую кирху.


Немецкие изменения

С куполов собора были содраны медные листы, внутри установлен орган и ряды стульев для прихожан.
Собор был переименован в честь св. Генриха. Первая служба по католическому образцу прошла в соборе уже 25 февраля, первая лютеранская служба - 5 марта.


Обратите внимание на снятые кресты

После обретения Польшей в 1918 году независимости, власти стали решать, что же делать с собором…
Просто снести, как памятник семи генералам, было сложно – собор был очень массивный. Оставить тоже было нельзя, собор был очень большой и заметный.

Я с прискорбием должен признать, что и Вильна, в некотором роде, тоже сыграла негативную роль в судьбе этого храма. Именно искусствоведческий факультет виленского университета подтвердил, что здание собора не имеет особой художественно-исторической ценности…

К тому же храм признали занимающим слишком большую площадь в условиях ее “недостатка в Варшаве”. Ещё одним аргументом была архитектурная «чужеродность» этого здания в городе, несоответствие эстетики здания польской архитектуре в целом «razi on nas swojemi formami, drażni nasze poczucie narodowe»

Официальных “причин” оказалось слишком много - тогда возможно было серьёзно рассуждать даже о том, что собор необходимо разрушить ради изменения фона, на котором будет установлен памятник князю Ю. Понятовскому.
Надо признать, что часть польского общества была категорически против разрушения даже «вражеских» храмов.

Выдвигались различные варианты переоборудования и «перепрофилирования» собора. Сторонников недопущения разрушения собора, ратующих за его сохранение в неизменном виде, стали презрительно именовать “соборитами” (тут можно вспомнить виленских «шарманщиков-катериненцев» - рискнувших вопреки угрозам ярых националистов присутствовать при открытии памятника Екатерине II), тем самым как бы подчёркивая их непатриотичность. Оказались невостребованными и предложения другой части сторонников сохранения собора, но в изменённом виде: в качестве музея мартирологии польского народа (что предлагал С. Жеромский), архива, и даже перестроить на католических гарнизонный костёл...


Проект переделки в католический храм

В 1924 году окончательно было решено храм снести. Ещё раньше, в 1922 году была разрушена, видная издалека, семидесятиметровая колокольня. В 1924-1926 годах в Варшаве грохотали взрывы. Для сноса собора были использованы специальные бригады, которые и завершили уничтожение, используя технику “малых взрывов”, число которых, согласно сообщениям варшавской печати тех лет, приближалось к пятнадцати тысячам(!)...

Снос собора потребовал гигантских средств. Не так просто оказалось, разрушить такое монументальное и огромное здание, которое русские «захватчики» строили из самых дорогих, самых лучших материалов. В 1920 году журнал «Tygodnik Ilustrowany» писал, что разрушение собора по предварительным проектам стоило бы 30 миллионов марок. Власти Варшавы таких средств не имели…

Нашли оригинальное решение - выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”.

Масштаб задачи, по тем временам, был огромный. Для декорации внутреннего убранства, и для конструкционных элементов собора, использовали только самые дорогие материалы. Самоцветы, мрамор, разноцветный финский гранит. К тому же внешние стены храма покрывала дорогая керамическая плитка. Снос был трудной задачей.

Много лет потом «материалом, полученным в результате сноса» пользовались при строительстве Варшавы. Менее ценные обломки пошли на укрепление берегов Вислы. А ценные граниты пошли на пьедесталы разным памятникам, строительство мостов и другие городские нужды. Например, некоторые городские лавочки (przy Trasie W-Z) были сделаны из ценного гранита, полученного при разрушении собора. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавэле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора. Мосты, ступени костёлов и даже просто дома (Kamienice przy Nowym Świecie) везде пригодились остатки собора. Даже знаменитая варшавская русалочка сидела на каменном блоке из собора Александра-Невского…


Саксонская площадь после разрушения собора - отлично видно насколько гигантским был храм. (Прохожие стоят на месте храма)

Сейчас о величественном храме напоминают только старые редкие фотографии

и несколько сохранившихся фрагментов мозаик…

Вот такая гарусная история…
Надеюсь, она не вызовет у вас огульного неприятия «этих проклятых поляков», а просто заставит задуматься о превратностях истории...

П.С Интересно, те кто, разрушив старые памятники, сегодня ставят на главных площадях бывших имперских городов памятники своим «свободам», задумываются ли о том, что может прийти тот день, когда кто-то будет решать – вписываются ли ИХ памятники в архитектурный стиль городов?