Дидактические материалы. Характеристика постфиксальной морфемы

1-слова с непроизводной основой являются полностью условным названием предметов, действий, понятий, непроизводная – немотивированная основа (стакан, стол, синий), слова с производными основами – мотивированные (столик, подстаканник).

2-знач-е непроизводной основы обычно вытекает из 1 части (корневой морфемы – стакан, стол), знач-е производной основы складывается из значений, составляющих её морфемы (учитель – тот, кто учит). 3-любая производная основа предполагает наличие непроизводной основы (садовый – сад). С исчезновением производящей основы производная основа становится непроизводной (кольцо в прошлом от коло). Переходу производных основ в непроизводные способствует опрощение (порошок ист от порох). Производящая основа – основа, от которой образуется производная основа. Производящие основы могут быть производными и непроизводными (учить-учитель-учительница). В рус яз есть основы, от которых новые слова не образуются (авеню, офис). Словообразование наз-ся изучением слов с производными основами. Производящим может быть основа или все слово. При образовании новых слов может происходить усечение производящей основы (побелка от побелить). Некот слова обр-ся от сокращенных основ (стенгазета, ООН). Иногда бывает, что производящими могут быть разные слова. Такие слова имеют двоякую мотивацию (переподготовка от переподготовить или от подготовка). Сложные слова имеют 2 и более производящие основы (мясорубка). Иногда двоякая мотивация может приводить к различному морфемному членению (лес-ник от лес и лес-н-ик от лесной).

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 15. Винокур выделил 3 признака производных и непроизводных основ::

  1. 19. Производное слово, его признаки. Словообразовательные типы, их разновид-ности. Виды формально-смысловых отношений между производящим и производным.
  2. 17. Основа слова, членимость и производность основ, степени членимости основ. Ис-торические изменения в структуре слова.

6-й класс

МОРФЕМИКА

§ 4. ОСНОВА СЛОВА

Задание 46. Лингвистическое вычитание: найдите разность – основу, которую разбейте на соответствующие слагаемые – морфемы.

Образец

Азбучный – -ый = азбучн- = азбуч- + -н-
Пожелтеет – -ет = пожелте- = по- + -желт- + -е-

Вдумчивого, весеннюю, догадке, должок, задвижкой, подрос, загружаем, озеленением, обгон.

Задание 47. Разбейте слова на две группы: с окончанием и без него (помните, какие слова окончаний не имеют?). Основы и окончания обозначьте.

Проводник, проводница, равнина, пыльца, слева, врассыпную, кофе, ревизор, фортепиано, зеркало, тренажер, рагу.

Задание 48. Спишите текст, выделите все известные вам окончания и основы.

В воздухе от цветов опять запахло вкусным нектаром, словно в кухне от маминого печенья. Я сложил крылья, нацелился в середину большого цветка и нырнул в него вниз головой, но промахнулся и воткнулся в траву по самые пятки своих задних лап. Пришлось выбираться из травы и начинать все сначала. (В.Медведев)

Справка

В учебниках под редакцией М.В. Панова -ть, -ти, -чь в глаголах рассматриваются как суффиксы. Более подробно об этом мы поговорим при изучении глагола в 7-м классе.

Задание 49. Проверочная работа. Прочитайте текст.

Один мальчишка учится в первом «В» классе. Его семья состоит из пяти человек. Мама встает в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встает мама.
Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, деленные на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько он потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.
Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? (В.Драгунский)

    Как бы вы ответили на последний вопрос?

    Выпишите по 10 слов с нулевым и фонемно выраженным окончанием. Обозначьте окончания и основы.

    На досуге попробуйте решить встретившиеся в тексте юмористические задачи.

§ 5. КАК НУЖНО ЧЛЕНИТЬ ОСНОВУ СЛОВА НА МОРФЕМЫ

Задание 50. Чтобы ответить на вопрос параграфа, познакомимся с критерием Винокура. (Григорий Осипович Винокур – выдающийся ученый-языковед, одно из главных достижений которого – учение о строении русских слов.)

По этому критерию слово членится (разделяется) на морфемы, если его можно объяснить через более простое, то есть содержащее меньшее количество морфем, однокоренное слово.

Посмотрим.

Что значит существительное кроватка ? Это маленькая кровать. Значит, мы с полным правом можем выделить в составе слова кроватка морфему -кроват- (корень) и морфему -к- (суффикс). Естественно, выделяем и окончание . Какое слово проще по составу? То, в котором меньше морфем! – кровать. Критерий Винокура сработал очень четко: более сложное по составу слово мы объяснили через более простое. Наше рассуждение можно дополнить: что значит морфема -к- ? Это суффикс со значением маленький или ласковое название предмета . Сравните: щека – щечка (чередование <к> // <ч’>), морковь – морковка, машина – машинка, береза – березка и другие (проверьте сами). А значение -к- в них одинаковое! Так что суффикс -к- живет в языке вполне самостоятельно и выделяется в словах как полноправная морфема.
Или вот прилагательные. Что значит стеклянный ? Сделанный из стекла. Стекло проще по составу: корень -стекл- и окончание , стеклянный же – корень + суффикс -нн- + окончание -ый . Разница – в одну морфему. Помог нам критерий Винокура? Безусловно.
У глаголов – то же самое: запеть начать петь (ср.: заголосить, закричать и др.) – более сложное мы объяснили через более простое однокоренное.
Кто-то спросит: а разве -кроват- , -стекл- нельзя еще разделить? Можно – на фонемы, на звуки. Но они-то, как мы знаем,
лексического значения уже не имеют. Кратчайшая значимая часть – морфема!
Несведущий в морфемике человек может еще предложить выделить в слове кровать корень -кров- (и тогда появится суффикс -ать- ): «Есть же слово кровь или кров остаться без крова ». А можем ли мы признать слова кровать – кровь – кров (жилище) однокоренными? Нет, конечно: лексическое-то значение в них совершенно разное! Просто в них встретились одинаковые буквосочетания (ложные морфемы – об этом мы скоро поговорим).

Задание 51. Сформулируйте письменно, как вы поняли суть критерия Винокура. Для доказательства приведите свои примеры.

Задание 52. Прочитайте реплику Юры Баранкина.

– Я – воробей! Я больше не Баранкин! Я самый настоящий, самый что ни на есть воробейный воробей! (В.Медведев)

    Основа какого слова проще – воробейный или воробей ? Пользуясь критерием Винокура, докажите это. Разделите слова на морфемы.

Задание 53. Используя критерий Винокура, объясните следующие слова через более простые.

Книжечка, дровяной, кожица, одолжить, одинокий, подземелье, бескрайний, потанцевать, пчелка, зимний, страусиный, синичий, расколоть.

Задание 54. Прочитайте начало сказки.

Жил на свете король. У него был роскошный дворец. И каких только богатств не было в этом дворце! Золото, серебро, хрусталь и бронза, драгоценные камни – все можно было найти в нарядных и роскошных горницах королевского дворца...

(Л.Чарская)

    Сопоставьте пару однокоренных слов: король – королевский . Основа какого из них членится на морфемы? Докажите.

    Запишите столбиком названия королевских богатств. Членимы ли основы этих слов?

Золото –
Серебро –
Хрусталь –
Бронза –
(Драгоценный) камень –

    Подберите к ним родственные слова, основы которых членятся на морфемы.

    Превратите членимые основы в нечленимые. Как вы это сделаете?

Роскошный –
Богатство –
Нарядный –

    А как быть со словом дворец ? Членима или не членима его основа?

Обратимся к разным словарям.

Толковый словарь

Дворец . 1. Большое и великолепное здание, обычно выделяющееся своей архитектурой. 2. Место пребывания монарха, его семьи. Летний дворец Петра I. <…...>

(Словарь С.И. Ожегова)

Этимологический словарь

Дворец . Искон. Уменьшит.-ласкат. образование (суф. -ьць > -ец ) от двор . Буквально – «жилая и главная, но меньшая по сравнению с другими строениями часть двора».

(Словарь Н.М. Шанского и Т.А. Бобровой)

    Позволяет ли объяснение в толковом словаре членить основу слова дворец на корень и суффикс? А в этимологическом?

Внимание! Мы изучаем с вами современное состояние русского языка и лишь изредка обращаемся к его истории. И поэтому рассматриваем языковые явления с современной точки зрения. Исходя из этого мы можем вполне обоснованно утверждать, что в наше время основа слова дворец на морфемы не членится. Что и подтверждает Словарь строения слов русского языка З.А. Потихи:
Дворц/ов/ый (дворец, беглый е ; исторически от двор).
А основа слова горница членима в современном русском языке? Проверьте сами.

Задание 55. Разбейте слова на две группы – с членимыми и нечленимыми основами. Обозначьте морфемы.

Аккуратный, коготь, когтистый, бинокль, грациозный, кувшинка, ботинок, колосок, грамотей, грамота, высота, кашпо, бродяга.

Задание 56. Осторожно: ложные морфемы!

Простой пример: однокоренные ли слова нос и носить ? Вы наверняка сразу скажете: нет, разумеется. А какому из них родственным является существительное ностальгия ? Да никакому, и корень-то в нем вовсе не -нос- ! Такое совпадение буквосочетаний давайте назовем ложными морфемами . А поможет избежать ошибок при членении таких слов на морфемы опять же критерий Винокура. Пользуясь им, произведите морфемный анализ следующих слов. Основа каких из них нечленима?

Деловой, дельфин, газетчик, газовый, гараж, угар, гудок, гудрон (черная масса из отходов перегонки нефти), поедем, поедим, царство, рыцарство, парус, усатый, паром, парок.

Задание 57. Спишите текст, заполните орфографические пропуски. Ответьте на вопросы теста.

Толстые обн_женные ветви тополя выд_ляются на в_сенней с_неве. Они заканчиваются спл_шной путаницей м_льчайших веточек. Из глубины комн_ты я любуюсь м_гучим устр_млением дерева в небо. Моя Джомолунгма! (Е.Носов)

1. Слово с нулевым окончанием:

а) толстые;
б) дерева;
в) веточек;
г) мельчайших.

2. Непроверяемое написание:

а) обн_женные;
б) в_сенней;
в) с_неве;
г) м_гучим.

3. Нечленимая основа:

а) глубина;
б) комната;
в) путаница;
г) устремление.

4. Схема соответствует морфемному строению слова:

обнаженные

а) корень – суффикс – суффикс – окончание ();
б) приставка – корень – суффикс – суффикс – окончание ();
в) приставка – корень – окончание ();
г) приставка – корень – суффикс – окончание ().

5. Морфемное строение слова соответствует схеме: корень – суффикс – окончание:

а) дерево;
б) тополь;
в) синева;
г) Джомолунгма.

6. Допишите правильный ответ.

а) Нулевое окончание не имеет...
б) Критерий Винокура помогает...
в) Если основа слова состоит только из корня, она является...
г) Слово с окончанием -у: кенгуру, вприкуску, поутру, берегу.

§ 6. КОРЕНЬ СЛОВА

Задание 58. В каждом ряду слов выделите корень.

Кристалл, кристаллик, кристальный, кристаллический.
Преодолеть, непреодолимый, преодоление.
Развевать, веять, веялка, развеивать.
Навесной, занавеска, навесить, наперевес.

Задание 59. Допишите в каждом ряду однокоренное слово с нечленимой основой, корни выделите.

Эффективный, эффективность, эффектно.
Виртуозка, виртуозный, виртуозность.
Тактичный, бестактный, нетактично.
Квартирант, квартирантка, квартирка.

Задание 60. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы. В словах с пропусками выделите корни.

Наш старый д_р_вянный дом всегда полон т_инственных звуков. Пом_нутно что-то потрескивает, поскрипывает, позвякивает. Всю ночь дом кр_хтит, как ревматический ст_рик. Какая-то неведомая сила гнет и к_режит, пробует на прочность каждое его бр_вно, каждый гвоздь. Идет непрерывная б_рьба. Время ат_кует, дом отб_вается. (Е.Носов)

Задание 61. Сколько рядов однокоренных слов здесь представлено? Разбейте слова на соответствующие группы, выделите корни.

Предгорье, подгорелый, горизонталь, пригородный, отгородить, горожанин, перегородка, горизонт, пригорок, горячо, сгореть, разгорячиться, изгородь, городской, горение.

Задание 62. Спишите, заполняя орфографические пропуски.

После «разбойничьей» в_лны прок_тилась в_лна «ужасов». Всем зах_телось нар_жаться прив_дениями и кого-нибудь пугать. Мальчишки после отбоя м_левали на голых ж_вотах страшные рожи, приматывали к г_л_ве д_р_вянные р_га и бе(з,с)- шумными ск_чками подкрадывались к девч_ночьим дачам. Но девч_нки не спали. Вым_зав мелом лица и завернувшись в простыни, они со зл_вещим подвыванием бр_дили вокруг дач_? В общем, прив_дений разв_лось видимо-невидимо, а пугать было некого. (В.Крапивин)

Составьте несколько рядов однокоренных слов, включив в них слова с пропусками. Корни выделите.

§ 7. СВЯЗАННЫЕ КОРНИ

Задание 63. Сравните пары однокоренных слов. Выделите корни и основы:

прелесть – прелестный;
край – бескрайний;
костер – кострище;
истина – истинный;
ситец – ситцевый.

Как вы убедились, корень может составлять не членимую далее основу слова и может быть в основе наряду с приставками и суффиксами. Но есть в русском языке и другие корни. Посмотрите:

прибавить – прибавка (корень -бав- ) – прибавление (корень -бавл- – чередование в//вл ).

А без приставки есть однокоренное слово? А без суффикса? Может быть, тогда не стоит говорить о наличии приставки в этих однокоренных словах? Стоит! Сравните: у -бавить, до -бавить, раз -бавить и др. Корень один и тот же, а приставки разные! Просто мы встретились со связанным корнем!

Связанные корни – это корни, не употребляющиеся самостоятельно, без приставок и суффиксов.

Задание 64. Обозначьте связанные корни.

Привыкать – привычка – непривычно – отвыкать.
Отворить – приотворить – затворить (окно).
Отлучить – безотлучный – отлучаться – разлучить – разлука. (Здесь корень -луч- не имеет ничего общего с солнечным лучом!)
Отпрягать – запрягать – распрягать (лошадь).

Задание 65. Распределите слова на две группы – со связанными и свободными корнями. Корни обозначьте.

Выбивать, отсутствовать, внеочередной, керосиновый, официантка, отстранить, присутствовать, устранить, отчалить, роскошный, бессюжетный, причалить, исчеркать.

Задание 66. Настя Кувшинчикова и Вова Бутузов заспорили.

– В слове обувь корень -обувь- ! – горячилась Настя.
– Нет, -у-, – возражал Вова.
– Да где это ты видел такой корень! Он же ничего не значит.
– Значение действительно определить сложно, так как корень-то связанный. А увидеть его можно, достаточно сравнить два глагола...

    Какие глаголы имел в виду Вова?

    Подтверждают ли они его позицию?

Задание 67. Вам, вероятно, приходилось слышать такую неграмотную реплику:

– Ложи сюда!

Или (еще хуже):

– Ложь сюда!

А ошибка эта связана с тем, что многие не подозревают, что корень -лож- (-лаг-) – связанный и без приставок не употребляется: сложить, слагать, положить, полагать...

Запишите как можно больше слов (и не только глаголов) с этим корнем, корень выделите. А может быть, у вас получится рассказ с обилием слов с корнем -лаг- (-лож-) ? Попробуйте!

§ 8. СУФФИКСЫ

Задание 68. Учимся выделять суффиксы. Главный способ действия для этого – подбор однокоренного слова, не имеющего такого суффикса или имеющего другой суффикс. Ср.:

Приз-ер – приз; лес-ист-ый – лес-н-ой;
жутк-оват-ый – жутк-ий;
кипят-ок – кипяч-ениj-э – кипяч-у.

    Попробуйте найти суффиксы в следующих словах: кисленький, митинговать, модельер, улучшение, показатель, поздноватый, свистулька.

Задание 69. Докажите, что во всех данных словах один суффикс. Укажите все морфемы.

Кирпичный, бесконечный, известняк, ловец, крольчонок, дождинка, бессмысленный, бесстрастный, сутуловатый.

Задание 70. В русском языке много слов, которые имеют в своем составе более одного суффикса. Чтобы правильно выделить их, рассуждаем так же: подбираем однокоренные слова с другими суффиксами или вовсе без них. Тот «кусочек», которым эти слова различаются, и будет суффиксом. Убедимся:

учительница – название лица женского пола (ср. учитель ), выделяем суффикс -ниц- ; учитель – тот, кто по роду занятий обязан учи -ть , появился суффикс -тель- (ср. писа-тель , строи -тель ); уч-и -ть – уч-у, выделяем еще один суффикс – -и- .

Итак, в существительном учительница три суффикса: -и-, -тель-, -ниц-.

    Найдите суффиксы (в скобках фиксируйте слова-различители).

Образец

Присед-а -ниj- э (присед-а -ть, присесть)

Растворитель, родственник, бесцеремонный, мечтательница, бесхозяйственность, фельетонистка, засыхание, завещание, потерянный.

Задание 71. Иногда могут возникнуть трудности с выделением суффиксов в глаголах. Договоримся сразу: -ть и -ти в неопределенной форме – суффиксы (см. справку к зад. 48): увиде-ть , зависе-ть , вез-ти .

А если вам предложили для морфемного разбора эти глаголы в прошедшем времени: увидел, зависел, вез ? Порядок выделения суффиксов снова тот же: подбираем формы этих слов или однокоренные слова с иными суффиксами или без них.

Увиде-л – увиде-ть (выделяем суффикс прошедшего времени -л- ) – увижу – «исчезла» е – значит, это самостоятельный суффикс! То же самое и с глаголом завис-е -л – зависе-ть – зависит . В глаголе вез суффикс нулевой.

И никто в таких глаголах никого не ел и тем более не ил (куп-и -л , вер-и -л ).

    Докажите, что во всех следующих глаголах два суффикса.

Перетерпел, ненавидел, посмотрел, обидел, пообедал, затосковал, наобещал, выяснил, разлюбил, приоткрыл, уснул, побелил.

Задание 72. Глаголы имеют еще один суффикс, свойственный только этой части речи, – -ся (-сь ). Только вот место у него необычное – располагается он после окончания! – располаг-а -ет-ся ! Поэтому при выделении основы ее приходится разрывать.

    Выделите все морфемы в следующих глаголах.

Рассмеется, ввинчивается, пробираюсь, разлетаются, поднимусь, обрадуешься, извинишься, распишешься, изменяется, гордится, веселится.

Задание 73. Вызывает затруднения членение на морфемы глаголов с суффиксом -ся (-сь ) в прошедшем времени, особенно в мужском роде – куда-то «исчезает» окончание. Но вы-то уже знаете, что оно не исчезает, просто оно – нулевое! Ср.:

располагал-а -сь (окончание -а – показатель женского рода: писал-а , лепил-а …) – располагал-ся (окончание нулевое – показатель мужского рода: писал-, лепил- …)

    Поставьте глаголы из задания 72 в форму женского и мужского рода прошедшего времени, выделите окончание и основу.

Задание 74. Разнообразны по своим суффиксам наречия. Более подробно об этом мы будем говорить в 7-м классе, а пока усвоим порядок выделения суффиксов в них. Порядок этот тот же самый, что и в словах других частей речи. (Не забываем, что в наречиях нет окончаний и все, что стоит после корня, – суффиксы). Посмотрите:

на-пере-гон-к-и – гон-к-а, перегонять; в-пол-голос-а – голос.

    Потренируйтесь – разбейте на морфемы данные наречия.

Впереди, вперемежку (перемежаться), вперемешку (перемешать), вплавь, вплотную, вполоборота, впотьмах, вприпрыжку, вручную, врассыпную.

Задание 75. Спишите текст, разбейте все самостоятельные слова на морфемы.

С Евсейкой я познакомился на станции. Он учится в четвертом классе, который помещается на втором этаже фетовского особняка. Из классных окон, с высоты птичьего полета, открывается просторная речная долина с островками деревенских ракитовых кущ у дальнего края. Самой речки не видать – она скрывается в прибрежных зарослях разной кустарниковой всячины. (Е.Носов)

Задание 76. Для любознательных!

Суффикс – удивительная морфема! Неожиданная, непредсказуемая. Особенно это проявляется в названиях людей по месту их жительства или рождения. Сравните:

Владимир – владимир-ец.
Москва – москв-ич.
Тула – тул-як.
Рим – рим-л-янин …...

Пестрая картина! Имена жителей или уроженцев каких-либо населенных пунктов предсказать не так-то легко: нет единого закона или нормы их образования. Посмотрите:

Псков – псков-ич , но Тамбов – тамбов-ец (или тамбов-чанин ), а не тамбов-ич . Хотя, казалось бы, и Псков, и Тамбов – равноправные существительные: мужского рода, II склонения, оканчиваются на -ов …... Не тут-то было! По-разному образуются названия обитателей этих городов и все тут!

И таких разногласий и противоречий достаточно много. Чтобы не запутаться, познакомьтесь с наиболее употребительными наименованиями.

Суффикс -ец- : волгоградец, астраханец, петербуржец, ивановец, лондонец...
Суффикс -як (): пермяк, сибиряк...…
Суффикс -анин- (-янин- ): минчанин, муромлянин (= муромец), курянин (житель Курска!), парижанин…...
Суффикс -ич : костромич, омич, томич…...
В Одессе – одесс-ит , в Крыму – крым-чак , на Камчатке – камча-дал . А в Архангельске – архан-ге-ло-го-ро-дец !

Это с названиями лиц мужского пола так обстоит дело. А с женским полом еще сложнее! Если формы москвич – москвичка, пермяк – пермячка … общеупотребительны, то от многих существительных с суффиксом -ец женский род вообще невозможно образовать: владимирец – владимирка ? – но это уже дорога, по которой когда-то каторжане шли на каторгу. Знаете картину И.Левитана «Владимирка»? Иногда выручает суффикс -анк : петербуржанка, муромлянка …... но так бывает далеко не всегда. И как же быть? Если уж совсем затруднительно образовать эти названия, то прибегайте к описательному обороту: жительница (житель) Кинешмы, Котласа, Новороссийска, Игарки, Нью-Йорка…...

Вот такие «суффиксальные парадоксы»!

    Какие названия жителей населенных пунктов знаете вы?

    А как прикажете вас называть?

§ 9. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ

Задание 77. Есть суффиксы, в правописании которых ошибиться невозможно. Например: шляп-а – шляп-к -а, рыб-а – рыб-н -ый, шут-и -ть – шут-ник и др.

Но зачастую бывают ситуации значительно сложнее, и тогда на помощь приходит фонемное правило нашего письма – слабую позицию проверяем сильной:

глуб-_н -а – глуб-Ин (Из морских глубин показалось чудовище). И, соответственно, шир-ин -а, выш-ин -а.

шир-_т -а – шир-От (географических широт). То же: выс-от -а, быстр-от -а и т.д.

Правописание суффиксов не обязательно проверять формой одного и того же слова – суффикс проверяется суффиксом! Достаточно встретить его в сильной позиции хотя бы в одном слове. (Вернитесь к примерам с суффиксами -ин- и -от- ).

Вот еще несколько проверок суффиксов:

кож-ан -ый – песч-Ан -ый;
талант-лив -ый – дожд-лИв -ый;
камен-щик – вес-ов-щИк;
веснуш-чат -ый – брус-чАт -ый;
мозол-ист -ый – волн-Ист -ый;
меньш-инств -о – меньш-Инств;
низ-ок – выс-Ок;
обещ-а -нн-ый – обещ-А -ть.

Некоторые суффиксы пишутся по особым правилам, в частности, о – ё (-е) после шипящих: плюш-ев -ый – парч-ов -ый; -ек- -ик- в существительных: стол-ик – кусоч-ек и др. Часть суффиксов пишется по условно-традиционному принципу – об этом подробнее мы поговорим при изучении отдельных частей речи.

Задание 78. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах. В скобках по возможности укажите проверку для них. (В случае затруднения не стесняйтесь обращаться к учителю или одноклассникам, а также заглядывать в словари.)

Образец

Берез-_в-ый (ел-О в-ый)

Тиш-_н-а, леп-_т-а (помните фильм «Иван Васильевич меняет профессию»?), круп-_н-ой, крут-_зн-а, крас-_т-а, половин-ч_т-ый, пуст-_ч-ок, болот-_щ-е, ловк-_сть, урод-л_в-ый, за-дум-ч_в-ый, сквоз-н-_к-и.

Задание 79. Волшебный квадрат. Впишите в клетки квадрата слова, имеющие в суффиксе гласную -и- .

Вермишел_вый, игольч_тый, переливч_тый, красав_ца, юрод_вый, сед_на, разборч_вый, син_ватый, хранил_ще, завистл_вый, певч_ский, худ_нький, бат_нька, толщ_на, желт_зна, сидень_це. (Не забывайте посматривать в орфографич_ский словарь!)

Задание 80. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

Стены Янтарн_й комн_ты предст_вляли собой панно из полиров_нных пл_стинок – целые пол_сы крас_чных драгоценных самоцветов. Лучисто-пр(о,а)зрачные, ж_лтые, желт_вато-к_ричн_вые оттого, что см_л_ной натек в янтарн_м лесу был обр_щен к солнцу, они притягивали взор каждого. Иногда встр_чались кр_сивые кусочки обл_чн_го янт_ря с его причудл_выми узор_ми, напоминающими то языки пламени, то куч_вые обл_ка. Поп_дались и пл_стинки дымч_того янт_ря.(Из книги «Сто великих чудес света»)

    Выделите морфемы в словах: полиров_нных, см_л_ной, причудл_выми, дымч_того, крас_чных.

Какие суффиксы вам удалось проверить?

Задание 81. Из данных предложений выпишите слова с пропущенными буквами, выделите суффиксы и попытайтесь объяснить их правописание.

1) Все эти живые и занимательные истории имели тогда для меня полную вероятн_сть. (Н.Лесков) 2) У Тотошки была черная шерсть, остр_нькие ушки и мал_нькие, забавно блестевшие глазки. (А.Волков) 3) Характеры у них были вовсе не схожи. Бабка – энергичная, жил_стая, крикливая, очень любознат_льная. Шурка тоже любознат_льный, но застенч_вый до глуп_сти, скромный и обидч_вый. (В.Шукшин) 4) Кот смотрел на лодку и Мурзика из зарослей лопухов зелеными завистл_выми глазами. (К.Паустовский) 5) Курортный город всем выдал свой традиционный памятный подар_к: прилипч_вый южный загар. (А.Алексин) 6) И вот уже всюду стучат по металлу молотки и кирпичные обломки, сгибая в трубки жест_ные полоски. (В.Крапивин) 7) Иногда ракеты сгорали прямо на старт_вой площадке. (В.Крапивин)

§ 10. ПРИСТАВКИ

Задание 82. Сопоставьте глагольные пары, выделите приставки.

Порхать – запорхать.
Топтать – растоптать.
Сказать – рассказать.
Скакать – прискакать.
Тесать – обтесать.
Вести – ввести.
Кусать – надкусить.

    Какими значениями различаются глаголы в парах?

    Чем объясняется это различие?

Задание 83. Приставки могут быть антонимичными. Определите разницу в значениях следующих глаголов, выделите приставки.

Втолкнуть – вытолкнуть, вскочить – соскочить, подсесть – отсесть, съехаться – разъехаться, недосолить – пересолить, привинтить – отвинтить, запечатать – распечатать, разоружить – вооружить.

Задание 84. Приставки также могут иметь близкое значение (синонимичное). Выделите приставки, отметьте разницу в значениях глаголов.

Выбрать галстук – избрать делегатов на конференцию, залететь в далекие края – улететь в Вологду, доехать до площади – приехать к площади – подъехать к площади, убежать из парка – отбежать от парка, выплакаться и утихнуть – наплакаться вволю, переговорить с друзьями – сговориться с друзьями, перерезать проволоку – разрубить бревно.

Задание 85. Обозначьте приставки в следующих словах. Нет ли здесь «лишних» слов?

Доверие, рассвирепевший, домысел, засылка, угар, сбор, встревоженный, встреча, добыча, бескорыстный, беседка, слив (от сливать ), рассеянный, расхититель.

Задание 86. Значительно реже встречаются слова с двумя приставками. Чтобы найти их, нужно действовать, как и в выделении суффиксов. Посмотрите:

Занавеска – навесить (выделяем приставку за- ), навесить – вешать (выделяем приставку на- ).

    Выделите приставки. Какие слова оказались лишними? Почему?

Переизбирать, приналечь, беспроигрышный, беспросветность, огорчение, необыкновенный, противопоставление, воссоединиться, беспрепятственно, преступление, предусмотрительный, поизноситься, восточный, бездоказательный.

Задание 87. И уж совсем редко встречаются слова с тремя приставками. Чаще всего они употребляются в разговорном стиле:

по-на-при-думывать, по-при-на-жать, по-на-вы-черкивать, до-при-на-ряжаться. (Допринаряжалась – совсем без денег осталась!)

    Попытайтесь по-на-при-думать несколько подобных слов. В какой ситуации их уместно использовать? А кто изобретет слово с четырьмя приставками?

Задание 88. Иногда бывает трудно определить, есть ли приставка в слове или нет. Ср.: по ставить – по становить... … В таких случаях лучше всего обращаться к словарям строения слов или по возможности производить морфемный анализ самостоятельно, но обязательно с учетом критерия Винокура, а также этимологии: в свое время приставка выделялась, в данное же время она стала частью корня.

    Попытайтесь определить, приставочные или бесприставочные следующие слова.

Посвятить, посветить, посетить, постижение, посланник, поступление, построение, постригать, постоянный, посягнуть, потайной.

Задание 89. В предыдущих заданиях мы работали с исконно русскими приставками. Наряду с ними достаточно употребительны и заимствованные. Вот некоторые из них:

моральный – а моральный, мобилизовать – де мобилизовать, правый – ультра правый, де мократический – анти демократический, важный – архи важный, конструкция – ре конструкция, наступление – контр наступление и др.

    Как вы определите значение этих приставок? (Если затрудняетесь, спросите учителя, других знающих людей или справьтесь в словарях).

    Попробуйте подобрать, где это возможно, к заимствованным приставкам синонимичные русские.

    Попытайтесь продолжить ряды слов с заимствованными приставками. Кто подберет больше, тот – ультразнаток ! Поздравляю!

Задание 90. Спишите текст, выделите все приставки. Какие слова вызвали затруднение?

Завтрак был торопливым и коротким. Володя проглотил противный теплый компот и поскорей вернулся в свою дачу.
Юрик Земцов оказался прав: следовало собраться заранее. Почти все уже были готовы, а Володя искал под кроватями зубную щетку и фонарик.
Когда рюкзак был уложен, Володя заметил, что в комнате пусто. (В.Крапивин)

    Укажите все морфемы в словах: проглотил, заметил, собраться, противный, оказался.

Задание 91. Лингвистическое изложение.

Одним из самых интересных и богатых глагольных рядов является ряд с общим значением ‘украсть’. К нему относятся глаголы с приставкой с- , которые как раз и имеют это значение, являясь, таким образом, синонимами, что можно проиллюстрировать следующим примером:

Для понятия «красть», «воровать» нашел я у Зощенко богатейшую россыпь глагольных терминов: украли, унесли, сперли, слимонили , разворовали, утащили, стащили , вытащили, стибрили, сбондили, слямзили , свистнули, стырили. (В.Ходасевич)

Названные В.Ходасевичем глаголы с приставкой с- построены по образцу глагола своровать , который единственный среди них стилистически нейтрален. Все остальные сопровождаются в словарях какой-либо из помет: «разг.», «просторечн.» или «груб. просторечн.». К этому ряду относятся зафиксированные во многих словарях глаголы: сбондить, своровать, слимонить, слямзить, спереть, стянуть, стащить, стибрить, стырить. Но очевидно, что его можно продолжить.… (М.Кронгауз)

    Вы сумеете продолжить этот ряд? Попробуйте.

Для морфемного анализа существенно понятие членимости основы, для словообразоват - понятие производности.

Существуют 2 чётко противопоставлен класса основ – основы нечленимые, т.е содержащие один морф, далее неделимые на морфы (стол, ветер, вода) и членимые морфы, т.е. состоящие из 2-ух и более морфов (лет-чик, стол-ик). РАЗНЫЕ степени членимости существуют между этими 2-мя классами. Членимость слов исторически изменчива. Развитие словарного состава яз – появление новых слов, исчезновение из яз старых слов – оказывает влияние на членимость слов того или иного состава. Сущ. Троллейбус – вычленяет элемент -бус и остаточный отрезок - троллей . Следовательно оно имеет пятую степень членимости. С появлением новых пока еще редких, малоизвестных слов: троллейвоз, троллейный и троллейнар, членимость сущ. Троллейбус начинает меняться. Оно переходит на первую степень членимости, т.к. входит теперь в двойной ряд соотношений: слов с корнем троллей - и постфиксом -бус . Основы всех знаменательных слов по своему морфологич составу делятся на 2 группы: основы непроизводные и производные. Слова вода , гора имеют непроизводную основу, а паводок , пригорок - производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок). Непроизводная основа (немотивированная) - это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) - составное единство, членимое на отдельные морфемы. Производящей назыв основа (производная и непроизводная), на базе кот при помощи того или иного приёма образовано слово, т.е. производящая (мотивирующая) - та основа, от кот образовано производное (мотивированное) слово.

В родственных словах хворост, хворостина, хворостинка основы морфологически прозрачны: в 1-ом слове основа - непроизводная, во 2-ом и 3-ем - производная. Для производных основ хворостин- и хворостинк- производящими основами соответственно яв-ся: хворост- (непроизводная) и хворостин- (производная).

Критерий Г. О. Винокура. Слова, корни кот живут в яз только в соединении с суф-ми и приставками т.е., в связанном виде. Основы таких слов назыв СВЯЗАННЫМИ. Термин введен Винокуром, пишет о таких основах, которые всегда даны нам только в соединении с теми или иными аффиксами, можно было бы называть основами связанными, напр, соотношение слов - при-выкнуть и от-выкнуть , где выделяется первичная основа вык , неизвестная в свободном от аффиксов виде. Связанные корни находим в словах: свергнуть, отвергнуть, добавить, отбавить, прибавить, добавка. Связанные корни не яв-ся полноценными корнями. Поэтому их предложено называть РАДИКСОИДАМИ (от лат. Radix, - корень+греч. Oid – подобный).

Уникальные части основ: неделимые части основотличается от корневых и аффиксальных морфем тем, что не явл. строительным материалом для образования новых слов, а лишь вычленяются из состава отдельных, нетипичных по своей структуре слов (построенных по действовавшим ранее в яз закономерностям или заимствованных из др. языков. ПочтАМП, стеля АРУС.

Кроме данных явлений в морфологич составе слова, выделяется наложение морфем, кот осуществляется при совпадении частей сочетающихся морфем: напр, части основы и суффикса (Свердловск + ский - свердловский; Динамо + овец - динамовец). Однако такое наложение не происходит при сочетании приставки и корня (Заамурье, Прииртышье).

Производные слова отличаются от непроизводных- по характеру выражения значения: непроизводные сло­ва - это ничем не мотивированные, условные обозна­чения действительности, тогда как значение производ­ного слова всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующего производящего. Как писал Г. О. Винокур, именно такое разъяснение значения про­изводных слов, а «не прямое описание соответствую­щего предмета действительности и составляет собствен­но лингвистическую задачу в изучении значений слов (ср., например, обычные приемы толковых словарей)» ".

Возьмем слова волк, волчонок и волчица. Почему именно этот звуковой комплекс называет данное живот­ное в слове волк не отражено. Ср. название «волк» в других языках: 1ириз (лат.), 1е 1оир (фр.), йег (нем.). Непроизводное существительное волк не имеет внутренней формы: связь между значением слова и его строением отсутствует. Слова же волчонок и волчица имеют внутреннюю форму, так как их значение опирает­ся на их строение. Значение этих слов определяется зна­чением их составных частей: основы волк- и суффиксов -"оно/с (ср.: слонёнок, тигрёнок, лисёнок и т. п.) и -иц(а) (ср.: буйволица, медведица и т. п.); волчонок- "дете­ныш волка", волчица - "самка волка". Значение произ­водного слова нам часто подсказывается его строением. Если бы мы прочли фразу У стены сарая стоял малень­кий кабаржонок, мы бы догадались, что речь идет о не­взрослом живом существе (даже если бы мы не знали, что слово кабарга обозначает животное из рода оле­ней), так как понять значение слова кабаржонок нам помог суффикс -"оно/с, известный из слов утёнок, слонё­нок, волчонок и многих других названий детенышей.

Приведенное высказывание Г. О. Винокура рассмат­ривают как основной критерий при установлении отно­шений производности. Как следует его применять? Ведь между производным и производящим словами наблю­даются очень разные виды отношений, а толкование зна­чения слова в словарях не всегда может быть опорой при анализе. Например, существительное подосиновик словари определяют так: «съедобный гриб, имеющий красную или коричнево-красную шляпку». Толкование не содержит слова осина. Однако мы ясно ощущаем состав и внутреннюю форму слова подосиновик (ср. под­берёзовик) ". Изменив толкование этого слова так: "гриб, который часто растет под осино й",- мы опре­делили его значение посредством указания на связь с со­ответствующей производящей основой. На необходи­мость применения таких толкований и указывал Г. О. Винокур, считая, что это «составляет собственно лингвистическую задачу в изучении значений слов».



Приведем для сравнения еще несколько словарных (1) и словообразовательных (2) толкований: дожде­вик - 1) «род верхней одежды, легкий плащ»; 2) "верх­няя одежда, служащая для защиты от дождя"; косын­ка - 1) «головной платок»; 2) "косой по форме голов­ной платок"; косяк - 1) «стая птиц, рыб и некоторых других животных»; 2) "имеющая форму косого угла стая птиц, рыб и некоторых других животных".

Наименования в языке не всегда основываются на самых типических признаках предмета. Иногда они ба­зируются на признаках случайных, второстепенных. По­этому и производные слова не всегда создаются на ос­нове наиболее типических связей между производным и производящим. Эти связи могут быть индивидуаль­ными. Однако в том случае, если анализируемое слово может быть истолковано так, что толкование включает производящее, анализируемое слово следует считать производным. Сравним существительные нож и ножов­ка. Есть ли между этими словами связь? Формальная связь очевидна, так как слово ножовка включает сег­мент нож. Вместе с тем имеется и связь семантиче­ская: ножовка - "небольшая узкая пила, напоминаю­щая нож". Вывод такой: необходим и достаточен хотя бы один общий неграмматический компонент в семан­тике двух имеющих формальную общность слов (произ­водного и производящего), чтобы можно было считать, что они находятся в отношениях производности. (Мы не касаемся здесь других необходимых признаков, свя­зывающих производное и производящее; см. об этом гл. 2.) Подчеркнем, что среди всех родственных слов между производным и производящим наблюдается на­именьшая формальная и смысловая разница.

Рассмотрим подробнее два специфических вида се­мантических отношений между производным и произ­водящим.


^ 10. Основы производные и непроизводные Винокур
Производные слова отличаются от непроизводных по характеру выражения значения: непроизводные слова – это ничем не мотивированные, условные обозначения действительности, тогда как значение производного слова всегда определимо посредством ссылки на значение соответствующего производящего.

Морфемы двух типов: 1) основы непроизводные , первичные и 2) аффиксы, присоединение которых к первичным основам превращает их в основы производные .

\буженина, говядина – непроизводные т.к. слово объяснить нельзя.\

Если по выделении из состава какой-нибудь основы известного звукового комплекса в остатке получится звуковой комплекс, не обладающий каким-нибудь значением, представляющий собой пустое звукосочетание, то выделение произведено неправильно (буженина).

Возьмем слова \волк, волчонок, волчица\. Непроизводное существительное \волк\ не имеет внутренней формы: связь между значением слова и его строением отсутствует. Слова же \волчонок, волчица\ имеют внутреннюю форму, т.к. их значение опирается на их строение. Значение этих слов определяется значением их составных частей: основы \-волк- и суфф. -онок-\, и \-иц-\. Значение производного слова нам часто подсказывается его строением.
^ 11. основы производные и непроизводные (членимые и нечленимые) (Земская)
Кроме связанных основ имеются слова со специфической морфемной структурой (буженина, малина, калина, рябина, смородина). Мнения по поводу членимости этих основ расходятся. Так, по мнению проф. Смирницкого, Земской , Арутюновой, в данных словах выделяются корни \бужен’, мал’, кал’, ряб’, смород’.\ За корнем в этих словах при таком рассмотрении следует суффикс со значением сорта ягод или мяса.

Однако проф. Винокур и академик Шанский считают эти слова нечленимыми.

^ Земская выделяет 2 класса основ:

1. Нечленимые (корневые) стол, стул.

2. Членимые: столик.

Между этими классами существует промежуточные случаи, которые позволяют говорить о разных степенях членимости.

^ Степени членимости:

1) слова, мотивированные всех составляющих частей, т.е. есть мотивированное слово с таким же корнем, аффикс повторяется в хорошо членимых основах. Смел-ость – смел-ый – членимые и производные.

2) слова, корень которых встречается в хорошо членимых словах, аффикс уникален. \поп-адьjа – поп - непроизводные, но членимые\.

3) Чем уникальней значение аффиксов, тем меньше членимость. \стекл-ярус, пот-ам-п - непроизводные, но членимые\.

4) Еще слабее членимость основы, в которой встречается аффикс, представленный в хорошо членимых словах, корень же не встречается в хорошо членимых словах. \ буженина, говядина - непроизводные, но членимые\.

5) Плохо членятся, но членятся слова, основы которых встречаются в соединении лишь с одним аффиксом, сам же этот аффикс неповторяется в хорошо членимых словах. \мал-ин-а, смород-ин-а\

^ 12. Синхронные и диахронные аспекты словообразования.

Фортунатов. Винокур.

Как и относительно других разделов лингвистики, применительно к словообразованию принято разграничивать синхронное и диахронное словообразование.

^ Диахронный аспект предполагает, что как система, так и единицы этой системы рассматриваются в развитии, в их изменении во времени.

А синхрония – это такой аспект изучения, когда система и единицы системы рассматриваются как существующие в одно и то же время.

Разграничение синхронного и диахронического подходов имеет большое значение при изучении словообразования, так как именно в этом разделе языкознания смешение диахронии и синхронии происходит особенно часто. Это объясняется тем, что слово является такой единицей языка, которая может менять свое значение, не меняя формы. Благодаря этому рвутся связи между словами, когда-то (в прошлые эпохи!).

Еще на рубеже XIX-XX вв. требование отграничивать синхронное словообразование от диахронического выражали блестящие русские языковеды И.А. Бодуэн де Куртенэ и Ф.Ф. Фортунатов . Занимаясь историей языка, они большое внимание уделяли теории синхронного языкознания и – в том числе – теории синхронного словообразования. Факты одной эпохи нельзя объяснять, мерить мерками другой.

^ Ф.Ф. Фортунатов говорил: «...категорию крупных ошибок в школьных учебниках русской грамматики представляет смешение фактов, существующих в данное время в языке, с теми, которые существовали в нем прежде...». Изучая словообразование, не следует считать родственными пары слов типа дерево и деревня, лапа и лапоть , потому что между этими словами нет живых семантических связей. Ведь очевидно, что деревня не есть "населенный пункт, в котором растет много деревьев", а лапоть не является "обувью для лапы". Такие толкования были бы явно искусственными и приводили бы к произвольному навязыванию языку не свойственных ему семантических связей.

^ Фортунатов считал , что слово находится в системе и членится только по отношению к другим словам. Членение слов может осуществляться только при родстве и семантической близости слов. Слово красненький , например, делится на морфемы, имеет суффикс -еньк , прибавляемый к основе слова красный , а в слове потомство, удовольствие суффикса нет. Таким образом, понятие членимости слова – понятие синхронии. Определяя, членимо ли слово или нет, нужно учитывать два типа живых отношений:

1. Отношения мотивации (возможность раскрыть содержание слова через родственное слово): волчица – "самка волка".

2. Отношения родственности . Добавить исторически произошло от слова бавить. Однако сейчас это слово вышло из употребления, но корень -бав - выделяется согласно отношениям родственности: прибавить, убавить, добавить и др.

В последние годы наблюдается тенденция к абсолютизации мотивационных отношений применительно к синхронному аспекту словообразования и морфемики. Это выразилось прежде всего в том, что членение основы слова на значимые части стали связывать исключительно с критерием Г.О. Винокура , т.е. наличием мотивационных отношений, следствием чего является отождествление понятий аффикса и деривационного форманта и отнесение значительного числа вычленяемых сегментов основы слова в разряд субморфов.

^ Критерий Винокура несомненно является принадлежностью и яркой особенностью синхронного аспекта словообразования, тем не менее он не решает всей проблемы членимости лексической основы слова в связи с наличием в основе слова неформантной зоны, которая может быть мономорфемной и в этом случае равной корню (стол, приятель) и полиморфемной со связанным корнем (нем-ец, за-пряг-а-ть). Корень по определению в качестве общей части всех родственных слов входит в неформантную зону, из чего следует сам факт обязательности неформантной зоны в словах с простой основой и органичность несловообразовательного способа вычленения корня.

На наш взгляд, высказанная в М.В. Пановым мысль: «Корень – это всегда то, чем оканчивается движение с помощью критерия Винокура. Так его и надо определить, последняя единица при словообразовательном анализе», – необоснованно расширяет сферу компетенции словообразовательного анализа. Так, например, при выделении форманта -тель в слове читатель мы, завершая деривационный анализ, упираемся не в корень, а в полиморфемную основу в неформантной зоне, на которую не распространяется критерий Винокура. Далее мы должны будем обратиться к банальному и вполне традиционному способу, который никто не отменял, – к подбору родственных слов (чтение, читка и т.д.) с тем, чтобы с их помощью выделить корень -чит- и его варианты.

В связи с разграничением синхронного и диахронного аспекта в словообразовании необходимо провести линию также между синхронными и диахронными способами словообразования.

^ Диахронные способы словообразования – это такие способы, при которых в качестве средства выражения словообразовательного значения выступает всё слово целиком, а не отдельные морфемы, и при котором между производящим и производным словом нет отношений мотивации.

^ Синхронные способы словообразования – это такие способы, при которых средством выражения словообразовательного значения выступает морфема, аффиксы и основы; между производящим и производным при этом имеют место отношения мотивации, т.е. отношения двух однокоренных слов, из которых одно, как правило, сложнее другого на единицу смысла и не более чем на один деривационный формант. Например: удивить – удивл"- эниj -е, книга – книж- н -ый .

^ 13. Исторические изменения в составе слова.
Слова в процессе своего употребления нередко меняют не только значение и фонетический облик, грамматические свойства, характер и сферу применения, но и присущую им словообразовательную структуру. Такие процессы как опрощение, переразложение, усложнение основы, декорреляция, диффузия и замещение морфем происходят в слове в результате того или иного нарушения или, напротив, установления прямых относительных связей между производной и производящей основами.

Опрощение – изменение в морфологическом строении слова, при котором производная основа, ранее распадавшаяся на отдельные значимые части, превращается в непроизводную, нечленимую. Слово теряет способность делиться на морфемы. Этот словообразовательный процесс неразрывно связан с утратой словом прежних смысловых связей, в результате чего слово из мотивированного названия того или иного предмета объективной действительности становится немотивированным. В процессе опрощения можно отметить 2 основные ступени - опрощение полное и неполное . Полным опрощением является такая потеря основами слов былой их способности члениться на морфемы, в результате которой возникшие в основе новые непроизводные основы предстают перед нами как чистые корни. При неполном опрощении новые непроизводные основы все же сохраняют следы своей прежней производности. В качестве причин, вызывающих процесс опрощения следует назвать семантические и фонетические изменения, архаизацию родственных слов.

Например: слова чашка и блюдце не воспринимаются сейчас как уменьшительно-ласкательные от чаша и блюдо(хотя раньше такое было), слово чаша в современном русском языке чаще употребляется в связанном переносном значении(испить чашу горя), а слово чашка не обозначает маленькая чаша , имея другое производное – чашечка . То же произошло с блюдом и блюдцем. Поэтому в прошлом производные чашка, блюдце, утратив возможность мотивации, стали немотивированными, непроизводными.

Переразложение – перераспределение морфемного материала внутри слова при сохранении им производного характера. Слова, оставаясь составными, начинают члениться по-другому. Например, прилагательное дружественный в современном рус. языке мотивируется словом друг и, следовательно, имеет суффикс –ественн-, тогда как ранее оно выводилось из утраченного ныне слова дружество и содержало суффикс –енн-. Суффикс –еств- слился с суффиксом –енн- в один суффикс – ественн-. Таким же образом путем слияния двух соседних суффиксов: суффиксом страдат. причастия – т- и суффикса отглагольного сущ. –ий-, возник один суффикс –тий- в словах типа развитие, занятие, взятие.

Усложнение – превращение ранее непроизводной основы в производную. В резуотьате слово, в момент своего появления в русском языке имевшее непроизводный характер, становится делимым на морфемы. В большинстве случаев процесс усложнения основ происходит в заимствованных словах. Например, слова со значением процессы типа адаптация, агитация, апробация были заимствованы русским языком как непроизводные. Однако с появлением на русской почве родственных глаголов на –ирова(ть) эти слова стали вычленять в своем составе корень и суффикс –аций-: адаптаций - адаптировать, агитация – агитировать.

Декорреляция – изменение характера или значения морфем и отношения их в слове. Декорреляция не приводит к изменению морфемного состава слова как такового. Например, декорреляция в глаголах медлить, жужжать привела к превращению словообразовательных суффиксов –и-, -а-, с помощью которых эти глаголы были образованы от прилагательного медленный и существительного жузг, в простые показатели глагольных классов. Очень часто декорреляция приводит к появлению на месте свободных непроизводных основ связанных. Например, бывшие ранее свободными основа пас-(запасти), бел-(беличий) превратились в связанные. В развитии словообразовательной системы русского языка декорреляция играет важную роль. Она захватывает целый ряд слов, принадлежащих к одному и тому же структурному типу, следовательно, происходит трансформация словообразовательной системы в целом. (например, слова на –ба: ходьба, резьба и т.д.)

^ 14. Этимологический анализ.
Цель этимологического анализа – установить происхождение слова, объяснить историю его возникновения, вскрыть прошлые словообразовательные связи слова, показать как возникло его современное значение. Этимологический анализ опирается на данные истории русского языка и др. яз. Так, например, слово облако исторически связано с глаголом влачить (ср. форму с полногласием волочить с приставкой об -: обволочить - обволачивать ). Начальное в- после приставки об- утратилось: об-влак-о – облако . Вследствие изменения значения слова и звукового изменения произошло прощение: слово облако в современном языке имеет непроизводную основу.
^ Этимологические словари

Особую область словарного дела образуют исторические и этимологические словари. Этимологические словари преследуют цель объяснения происхождения слов. К числу наиболее полных словарей такого типа для русского языка принадлежит четырехтомный Этимологический словарь русского языка М.Фасмера, переведенный с немецкого языка и дополненный О.Н.Трубачевым (первое русскоязычное издание 1964–1973; второе – 1986–1987). Не потерял значимости и Этимологический словарь русского языка А.Г.Преображенского, выходивший в 1910–1914 (фототипическое переиздание в 1959). Из новых этимологических словарей следует упомянуть Историко-этимологический словарь современного русского языка П.Я.Черных (1993) и Этимологический словарь русского языка Н.М.Шанского и Т.А.Бобровой (1994). Некоторые данные об истории слов содержатся и в 17-томном Словаре современного русского литературного языка, поскольку в его корпусе примеров из классической литературы представлены и такие употребления слов, которые в настоящее время выглядят архаизмами.

^ 15. Производящая база. Производная основа. СО пара. Множественная мотивация.
Производящая и производная основы

Производная основа – это основа, от которой непосредственно образована данная основа. Производная и производящая основы являются ближайшими родственниками, это проявляется в том, что:

Производная основа сложнее производящей по семантике: красный – краснеть (становиться красным);

Производная основа сложнее производящей формально: земл-я – земл-ян-ой;

При одинаковой формальной сложности производным является слово, которое сложнее по семантике: методика – методист; ученик – ученица (традиционно принято, что существительные женского рода образуются от существительных мужского рода);

в словах со связанным корнем однозначно определить направление производности нельзя: обуть – разуть;

в русском языке есть слова, которые характеризуются множественной производностью (имеют не одно, а несколько мотивирующих слов): мило – премило, премилый – премило; познакомить – познакомиться, знакомиться – познакомиться.

^ Производящая основа – ближайшая по форме к производной основа, чз которую мотивируется, истолковывается производная основа.
Производные и непроизводные основы

Основы делятся на производные и непроизводные.