Формирование взаимоотношений детей в средней группе. Организация общения детей. Беседа с воспитателем о лидерах группы

Повышение уровня игры и взаимоотношений детей в средней группе

Взаимоотношения детей к началу пятого года жизни все еще отличаются значительной неустойчивостью. В связи с этим основной задачей работы в группе пятого года жизни будет формирование устойчивости положительных взаимоотношений. Цель обучения -расширение кругозора детей, укрепление их нравственных позиций. Опираясь на знания и умения ребят, приобретенные в предыдущей группе, работа направляется на усиление и углубление их познавательных интересов, развитие у них активности и самостоятельности.

Мышление ребенка в среднем дошкольном возрасте, так же как и в раннем, характеризуется конкретностью, поэтому для его развития необходимо преобладание впечатлений действительности над словом. В связи с этим особое значение в воспитательно-образовательной работе с детьми этого возраста имеют экскурсии, наблюдения. Они позволяют детям непосредственно наблюдать труд взрослых, создают условия для живого эмоционального общения с людьми труда.

Так, для детей пятого года жизни можно организовать прогулки в аэропорт, на речной вокзал, в зоопарк и др. Для развития различных игровых тем используют разное количество экскурсий. Для игры в зоопарк бывает достаточно одной экскурсии. Для развития игры в «летчиков» проводится несколько экскурсий, например: к памятнику летчикам; в аэропорт, где дети ознакомятся с местом посадки и отправки самолетов, узнают, что в аэропорту есть кассы, газетный киоск, парикмахерская, буфет, пассажиры покупают билеты на определенный рейс, к самолету их провожает бортпроводница и т. д.; повторная экскурсия в аэропорт с целью закрепления представлений детей о труде взрослых и ознакомления с устройством (в общих чертах) самолета (салон для пассажиров, кабина для пилотов).

Знания детей о труде взрослых в аэропорту, полученные на экскурсиях, дополняются чтением художественной литературы; на занятиях по родному языку детям читаются отрывки из книги I Б. Житкова «Что я видел» («Самолетный вокзал» и «Как мы летели самолетом из Харькова»), рассматриваются картинки с изображением самолетов (Эти произведения можно заменить отрывками из книги И. Винокурова «Самолет летит» и др. ).

В процессе педагогического руководства игрой основное внимание детей сосредоточивается на взаимоотношениях взрослых в процессе труда. Это способствует развитию у детей психологических основ взаимоотношений: общественных мотивов поведения, нравственных чувств, коллективных интересов, воли, навыков, привычек правильного поведения. Одновременно воспитатель предоставляет возможность широко использовать в играх ручной труд и строительство. Так, в игре в «летчиков» дети строят аэропорт, взлетную полосу, большой самолет для путешествий.

При работе с детьми пятого года жизни меняется соотношение использования в педагогическом процессе различных игр: игр-занятий, игр-бесед, игр-драматизаций и совместных игр с воспитателем и старшими детьми. Опыт показывает, что если в группе четвертого года жизни активно используются указанные педагогические средства, то доля игр-занятий в следующей группе уменьшается. Однако на данной возрастной ступени совместные игры с воспитателем остаются важной формой воспитания и обучения, хотя организуются в основном во вторую половину дня (вне занятий).

Значительно шире используются игры-драматизации (например, по сказке «Кот, петух и лиса», по стихотворению «Усатый - полосатый» С. Маршака). Можно организовать игру-драматизацию по отрывку из книги Б. Житкова «Что я видел» («Как мы летели самолетом из Харькова»). Текст от автора читает воспитатель, а дети выполняют действия соответственно тексту и произносят отдельные реплики.

Драматизации помогают лучше усваивать содержание рассказа, обогащают речь детей, способствуют возникновению желания подражать любимым героям, действовать в соответствии, с содержанием произведения. Под влиянием игр-драматизаций дети приобретают положительный опыт поведения, начинают свободнее чувствовать себя в общении со взрослыми и сверстниками.

В приведенном ниже примере показана роль общения детей средней и старшей групп и перенос характера поведения в совместных играх в самостоятельную деятельность.

В процессе развития игры в «летчиков» ежедневно на протяжении трех дней трое детей из группы пятого года жизни посещали старшую группу и участвовали в совместных играх (в старшей группе в этот период развивалась интересная игра в «летчиков»). Все трое четырехлетних детей проявили интерес к игре, но для развития глубокого содержания им недоставало умения, фантазии.

В первый раз они выполняли роль кассира, второго пилота и пассажира на /самолете. По возвращении из старшей группы с этими детьми педагог провел краткую беседу по вопросам: во что вы играли в старшей группе? Какие роли выполняли? Понравилась ли эта игра? На второй и третий день дети также рассказывали о своих впечатлениях. С каждым посещением их активность повышалась, им поручались в играх роли диспетчера, бензозаправщика, первого пилота. В обращении со сверстниками мальчики стали более сдержанными и вежливыми.

На повышение уровня взаимоотношений в самостоятельной игре в «летчиков» большое влияние оказало подражание. Дети учились наблюдать и тонко подмечать даже мелочи в организации игры (отметили, что при посадке в самолет вначале пропускают матерей с детьми, а потом входят все остальные пассажиры; что экипаж садится в самолет первым и выходит раньше пассажиров и др.).

Педагог широко использовал беседы с детьми, чтение художественной литературы, рассказы детей о поездках в Москву, Киев, Ленинград и впечатления обо всем увиденном. Это способствовало обогащению содержания игровой деятельности ребят.

Для активизации игровых интересов и воображения педагог с детьми изготовил альбомы о разных городах страны, атрибуты к играм в «путешествия».

Ознакомление с правилами поведения

Знакомство детей с основными правилами поведения возможно уже во второй младшей группе. Хотя социальный опыт трех - четырех - летнего ребенка еще ограничен, тем не менее ему вполне доступны такие понятия, как «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо».

Прежде всего воспитатель должен определить правила поведения детей на занятиях, в быту, трудовой и игровой деятельности. Основными критериями отбора правил являются их общественная направленность и доступность детям данного возраста.

В небольшом количестве правил должны отразиться основные нормы поведения ребенка в обществе сверстников. Например, для игры характерными правилами будут следующие:

1. Играть нужно дружно: не ссориться с товарищами из-за игрушек, ролей; принимать в игру любого желающего в ней участвовать; вежливо разговаривать, извиняться за неловкость.

2. Игрушки надо беречь: не ломать, не рвать, убирать на место.

3. В группе надо соблюдать порядок: разговаривать вполголоса (тихо), чтобы не мешать другим детям; не разбрасывать игрушки, знать, в какие игры можно играть в группе, а в какие - на улице.

4. Товарищам надо помогать: делиться игрушками, подавать материал, если научился чему-то сам - научи другого.

Педагог стремится, чтобы процесс усвоения правил опирался на естественное стремление ребенка быть хорошим, достойным похвалы и уважения взрослого. Только в таком случае этот процесс мобилизует силу и волю ребенка в соответствии с общественными требованиями.

Детям четвертого года жизни важно показать в правилах конкретные формы поведения в определенной ситуации и добиться их выполнения. Если, например, дети громко разговаривают, воспитатель формулирует требование: в группе надо разговаривать тихо, чтобы не мешать друг другу. Детям пятого года жизни даются не только конкретные указания, как поступить в той или иной ситуации, но и предлагается подумать и найти самостоятельное решение.

Чтобы найти более эффективные формы воздействия на эмоциональную сферу ребенка и подвести его к оптимальному усвоению правилу.в детском саду был проведен эксперимент. В одной группе (дети четвертого года жизни) правила вводились в непринужденной, естественной игровой ситуации, чаще всего во время совместных игр воспитателя с детьми или в индивидуальных беседах после игр. Они предлагались в основном с опорой на игровые методы и приемы: игры-занятия, игры-беседы с использованием кукольного театра, в которых имелась возможность обобщить и уточнить знания о нормах поведения. В другой группе - пятого года жизни - усвоение правил поведения происходило преимущественно в ходе бесед с детьми на занятиях по родному языку и развитию речи. Наряду с фронтальной работой в обеих группах проводились беседы с отдельными детьми, направленные на закрепление основ правильного поведения, осознания их значения в совместной игре.

Опыт показал, что обучение правилам с опорой на игровые приемы наиболее эффективно. Игровые приемы создавали эмоциональное настроение у детей, вызывали большую активность, желание подражать героям.

В качестве иллюстрации одного из приемов ознакомления дошкольников с правилами поведения приводим запись игры-занятия по усвоению детьми правил вежливости («Играть надо дружно, помогать друг другу, делиться игрушками»).

Катание кукол на санках.

Воспитатель встает перед ширмой, обращается к ребятам:

Дети, сегодня к вам в гости приедут куклы. Давайте посмотрим, что они нам покажут.

Воспитатель уходит за ширму. (Куклы Юра, Оксана, Андрей подготовлены заранее.) На сиене появляется Оксана. Она грустна.

Оксана. Как хочется покататься! А санки мои сломались.

Видит, что кто-то идет на горку с санками. Это Юра, у него большие санки. Юра еле-еле их тянет. Вот он упал. Опять везет санки, снова падает.

Оксана (обрадованно). Сейчас мы с Юрой покатаемся.- Бежит Юре навстречу: - Давай я тебе помогу.- Берется за веревочку, и они поднимаются на горку с санками.

Юра (Оксане). А ты зачем на горку пришла? Санок у тебя нет, стоишь тут, только мешаешь...

Оксана. Я не мешаю, я тебе помогаю. А на горку я пришла, потому что очень хочется покататься. А санки мои сломались.

Юра. Если нет санок, надо дома сидеть.- Он ложится на санки и спускается с горки.

Оксана (с грустью глядя ему вслед). Какой жадный мальчик. Даже не пригласил покататься. А ведь санки у него такие большие, как раз для двоих... Вот если бы это были дети из нашего детского сада, они обязательно меня пригласили бы. У нас все дети знают, что надо играть дружно, помогать друг другу. Вот опять он идет в гору, санки еле-еле тянет. Тяжело ему, пойду помогу.

Оксана. Мальчик, мальчик, давай я тебе помогу.

Юра. Это ты мне? Меня Юрой зовут.

Оксана. А я Оксана. Я из детского сада. А ты ходишь в детский сад?

Юра. Нет, я не хожу.

Оксана. Ay нас в детском саду много ребят, и все мы дружные: игрушками делимся, помогаем друг другу.

Оксана и Юра въехали на горку. Юра опять садится на санки один и хочет спускаться с горки.

Оксана. Юра, а можно мне с тобой покататься?

Юра. Ну вот еще. Мне и одному места мало...

Оксана. Ой, что ты, у тебя такие большие санки...

Юра. Ничего и не большие, а как раз для меня...

В это время на горку въезжает Андрейка с санками.

Андрейка. Оксана, а где твои санки, почему ты без санок?

Оксана. Они у меня сломались.

Андрейка. Хочешь со мной вместе кататься?

Оксана. Да у тебя же саночки маленькие!

Андрейка. А мы по очереди: сначала ты, а потом я.

Оксана. Ой, спасибо, Андрюша. Какой ты добрый... Только давай сначала ты, а потом я.

Андрейка. Нет, мальчик должен уступать. Садись, я тебя подтолкну...

Оксана съезжает с горки. Она весело смеется. Андрейка тоже смеется. А Юра стоит в стороне, смотрит и о чем-то думает...Потом с горки съезжает Андрейка, опять Оксана, им очень весело.

Юра. Можно и я с вами буду кататься?

Андрейка. Конечно, мы в детском саду принимаем всех, кто хочет с нами играть. Давай твои санки привяжем к нашим и будет поезд. Садись, Юра, поехали.

Все втроем съезжают с горки и весело смеются.

После спектакля воспитатель проводит беседу с детьми: «Почему Оксана в начале прогулки скучала? Почему ей так весело стало в конце прогулки? А как бы вы поступили, если бы заметили, что кто-то грустит или скучает?» Затем подводится итог: «Дети, запомним правило дружных ребят - не ссориться, делиться игрушками, помогать другу, заботиться друг о друге».

На следующий день после указанного занятия-игры педагог прочитал детям рассказ Е. Серовой «Нехорошая история», а затем провел беседу по вопросам: как Рая играла с детьми? Что дети ответили Рае, когда она у них отнимала игрушки? Почему Рая заплакала?

По мере обогащения социального опыта детей круг правил поведения расширяется, уточняются и закрепляются уже знакомые правила и вводятся новые, в частности такое: «В группе должен быть порядок». Игры с мячами, парными картинками, с участием двух и более детей используются для того, чтобы ввести правило: «Научи товарища тому, чему научился сам».

Большая часть детей, с которыми проводится работа, стремится подчинить свое поведение общеустановленным требованиям, фиксированным в правилах, их отношения становятся более устойчивыми, осознанными.

Чем старше дети, тем большее значение в их взаимоотношениях приобретает игра. В группе пятого года жизни в основе педагогической работы по формированию взаимоотношений лежит совершенствование самостоятельной игровой деятельности детей. Уровень этой деятельности, знание норм поведения имеют решающее значение для становления нормальных отношений. Вследствие углубления знаний детей об окружающем количество ролей значительно возрастает, что дает возможность удовлетворить интересы каждого ребенка в совместной игре.

Однако в этом возрасте увеличивается число ребят, не умеющих поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками, часто вступающих в конфликты с товарищами. Поэтому с ними проводится индивидуальная работа, помогающая сформировать такие нравственные качества, которые являются фундаментом коллективных взаимоотношений: умение организовать совместную деятельность (пригласить в игру, распределить роли, материал); привычка оказывать помощь, проявлять заботу, внимание к товарищам; стремление к установлению взаимоотношений со сверстниками с опорой на усвоенные правила поведения; вежливость и предупредительность в общении с товарищами и др. Формирование этих качеств возможно только при условии организации деятельности детей на более высоком уровне, на уровне коллективных отношений, для которых характерны взаимная зависимость, ответственность, требовательность, взаимопомощь. А это уже начало коллективной деятельности.

Учебно-воспитательная работа проводится с учетом связей между обучением и игрой, с использованием эпизодического тематического планирования, при организации взаимодействия детей на более высоком уровне и усвоении ими правил поведения. Применение этих педагогических средств, во-первых, повышает уровень игровой деятельности, во-вторых, способствует воспитанию у детей нравственных чувств, общественных интересов и мотивов поведения, формированию определенных навыков и привычек, знаний о нормах и правилах поведения в обществе. Развитие волевых процессов, формирование личностных качеств способствует созданию определенного стиля отношений между детьми, когда взаимопонимание и доброта становятся нормой поведения, а жадность, грубость встречают отпор.

Если касаться динамики формирования взаимоотношений, то для характеристики отношений детей четвертого года жизни более целесообразно использовать понятие «положительные взаимоотношения», для детей пятого года - «дружеские» и к концу пятого года жизни взаимоотношения могут характеризоваться как начальная форма коллективных отношений.

Определяя взаимоотношения детей четвертого года жизни как положительные, имеем в виду прежде всего бесконфликтность, умение не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, не ссориться, а также начальные попытки оказать помощь, проявить внимание к сверстнику, заботу о нем. При этом следует учитывать широкий круг общения детей, ситуативность и кратковременность их взаимоотношений.

На пятом году жизни большое значение приобретают взаимоотношения, основанные на личных склонностях и симпатиях детей. Общение между ними становится более устойчивым и длительным. Однако чаще всего игровые группировки состоят из двух-трех, реже четырех детей.

К концу пятого года жизни под влиянием целенаправленной работы дети могут устанавливать взаимоотношения в группе, состоящей из пяти - семи, а иногда десяти человек. Как правило, это коллективы, основанные на принципах взаимоответственности, взаимной требовательности, взаимопомощи. В этих коллективах есть общая цель, распределение обязанностей, что позволяет отношения детей в них считать как начальную ступень коллективных отношений.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В какой мере содержание и приемы педагогического воздействия отражают возросшие возможности детей пятого года жизни?

2. Составьте примерный план учебно-воспитательной работы, обеспечивающей обогащение содержания игр детей пятого года жизни.

3. Покажите возможности и методические приемы, обеспечивающие усвоение детьми правил поведения.

4. На конкретных примерах докажите, что знание правил поведения повышает уровень детских взаимоотношений.

5. По каким показателям можно судить о наличии зачатков коллективизма у детей пятого года жизни?

6. Дайте характеристику известной вам группы пятого года жизни с точки зрения развития в ней коллективных отношений.

Юлия Варламова
Конспект занятия по развитию свободного общения детей средней группы со сверстниками и педагогом «Лучшие друзья»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №3 «Ручеёк»

Разработка НОД

на тему «Лучшие друзья»

(средний возраст)

г. Выкса 2014

Цель:

развитие свободного общения со сверстниками и педагогом; расширение представлений о дружбе.

Задачи:

Способствовать развитию выразительной речи;

Развивать умения составлять небольшие рассказы о друге, передавай свои личные впечатления;

Формировать умение замечать внешние и внутренние качества других детей и выражать это словами;

Развивать умение выбирать водящего с помощью считалки;

Способствовать формированию доброжелательных отношений между детьми;

Предварительная работа:

беседы о дружбе, друзьях, взаимовыручке;

обсуждения конфликтных ситуация в группе и нахождение путей их разрешения;

рисование портретов друзей;

п/и «Мы – веселые ребята»;

игры на сотрудничество «Черепаха», «Змея»;

рассматривание иллюстраций, чтение худ. литературы, слушание и исполнение песенок о дружбе.

Средства:

трафареты (мальчик, девочка, восковые карандаши, цв. карандаши, фломастеры, листы бумаги, фотоколлаж, ватман тонированный, заготовки цветов, простые карандаши.

Способы:

организационный момент, загадка, вопросы, работа с трафаретами, рассказы детей о друзьях, п/и «Мы – веселые ребята»,рассказ воспитателя о подруге, игра «Комплименты», рассматривание фотоколлажа.

Ход ОД:

Организационный момент

Восп. : - Утром солнышко встает,

Подружиться всех зовет!

В круг скорее становитесь,

Крепко за руки держитесь!

(дети встают в круг, берутся за руки)

Восп. : - Отгадайте загадку. Он тебя всегда поймет, и на выручку придет. Много есть людей вокруг, но важней всех – верный …

Дети: - Друг!

Восп. : - Знаете, ребята, у меня очень много друзей. Но есть одна самая близкая подруга. Её зовут Маша. Мы с ней очень любим вместе гулять в парке, отдыхать. Я могу доверить ей свою тайну, а она выручит меня в трудную минуту. Ребята, а у вас есть друзья? Кого мы можем назвать своим другом?

Дети: - Друг – это тот, кто всегда поможет в беде, тот, с кем тебе интересно, с кем у тебя много общего. Другу можно доверит тайн, положиться на него в трудную

Восп. : - Есть ли у вас друзья?

Дети: - Есть (перечисляют).

Восп. : - Для того, чтобы мы получше узнали ваших друзей, я предлагаю вам их нарисовать, а затем немного рассказать о них.

(Дети выбирают себе трафарет-фигурку мальчика или девочки, в зависимости от того, кто их друг – девочка или мальчик; обводят трафарет, дорисовывают недостающие детали. Во время работы вести с детьми беседу:

Кого изображаешь?

Какие у него глаза, уши, прическа, губы, нос?

Какое у него обычно выражение лица?

Что тебе нравится в твоем друге)

После окончания работы:

Восп. : - Кто желает рассказать о своем друге? (рассказы 3-4 детей из 4-5 предложений)

Восп. : - А что вы любите делать вместе со своими друзьями больше всего?

Дети: - Играть.

Физкультминутка: П/и «Мы - веселые ребята» (выбор водящего с помощью считалки)

После игры:

Восп. : - (показывает на лежащий на столе кусок ватмана). Это зеленая полянка.

Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети: - Грустное, печальное, скучное.

Восп. : - Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Дети: - Цветов.

Восп. : - Не веселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А как можно порадовать друг друга? Как можно поднять друг другу настроение?

Дети: - Сказать ласковое слово, предложить поиграть вместе, подарить что-нибудь и т. д.

Восп. : - А хотели бы вы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в игру «Комплименты». Что такое комплименты?

Дети: - Похвала, когда говорят о твоих хороших особенностях.

(Дети по очереди берут по одному цветочку, говорят комплименты любому ребенку и приклеивают цветок на полянку. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.)

Восп. : - Я тоже хочу сделать вам всем комплимент. Вы очень умные, добрые, дружные ребята. Я вас очень люблю.

(Воспитатель приклеивает цветок на поляну)

Восп. : - Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети: - Веселое, счастливое, радостное.

Восп. : - Именно поэтому нужно внимательней относиться друг к другу, говорить хорошие слова. Раз, два, три – круг скорее собери!

(Дети снова становятся в круг)

Восп. : - Ребята, ссоритесь ли вы с друзьями?

Какие слова вы говорите, когда хотите помириться с другом?

Дети: - Извиняемся, просим прощения, говорим «мирилку».

Восп. : - А как можно помириться без слов?

Дети: - Обнять друг друга, погладить по голове, взяться за руки и заглянуть в глаза друг другу, подарить игрушку, посмотреть книгу вместе и просто улыбнуться.

Восп. : - Возьмите друг друга за руки, посмотрите друг другу в глаза и подарите самую добрую, самую теплую улыбку. А я приглашаю вас и наших гостей рассмотреть наш фотоколлаж «Я люблю своих друзей».

К.Д. Ушинский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объём сведений, но должно зажечь в нём жажду серьёзного труда, без которой жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой»

К.Д. Ушинский.

Актуальность

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня – не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, взаимопомощи, дружбе. У детей сформированы определённые навыки взаимодействия, и тем не менее, наблюдая за играми, я обратила внимание на то, что дети зачастую вступают в конфликтные ситуации, особенно мальчики. Мною было замечено, что при организации конструктивной деятельности, дети более дружны, сосредоточены, активны. Исходя, из этого, я предположила, что строительная игра, может быть эффективным средством для формирования дружеских взаимоотношений. Именно в коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые для дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретённые на занятиях по конструированию

Цель моей работы: формирование дружеских взаимоотношений через конструктивно строительную игру в старшей группе.

Для решения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Формировать этические представления о «доброте», «дружбе», «дружной работе», «товариществе»,«взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости».
  • Приучать выражать своё отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
  • Развивать коллективные взаимоотношения между детьми посредством создания общего замысла постройки.
  • При помощи речи планировать предстоящую работу.

Этапы моей работы:

  • Подобрать специальную методическую литературу.
  • Создать развивающую среду в соответствии с ФГТ с привлечением родителей.
  • Составить перспективный план работы по формированию дружеских взаимоотношений у детей через строительную игру.
  • Разработать критерии оценки по овладению средствами общения, способами взаимодействия со сверстниками, способностью управлять своим поведением с общепринятыми правилами.
  • Исследовать уровень сформированности дружеских взаимоотношений у детей.
  • Исследовать уровень развития продуктивной (конструктивной) деятельности.
  • Показ принципа интеграции образовательных областей.

Свою работу начала с подбора специальной методической литературы и создания предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГТ.

С помощью родителей были приобретены наборы строительного конструктора на каждого ребенка. В игровой зоне собран необходимый материал для конструирования: лего, конструктор пластмассовый, схемы, рисунки построек, фотографии, атрибуты для игры (деревья, клумбы, качели, мелкие игрушки от киндер сюрпризов разных размеров) для развития сюжета игры. Все это способствовало строительной деятельности, где ребёнок мог бы не отвлекаясь, сосредоточено и самостоятельно организовывать игры со строительным материалом в свободное время.

Затем составила перспективный план работы по формированию дружеских взаимоотношений у детей через строительную игру. Разработала критерии оценки по формирования дружеских взаимоотношений у детей, по выявлению уровня сформированности дружеских взаимоотношений в конструктивных навыках и умений.

Воспитанию дружеских взаимоотношений в коллективной строительной игре я начала со средней группы , потому что в средней группе речь ребят становится более связной и последовательной. Они способны общаться со взрослыми и сверстниками, проявляют интерес к совместной деятельности, объединяются в небольшие группы. Творческая игра с несложным сюжетом начинает занимать в их деятельности ведущее место.

У ребят формируется умение правильно оценивать поведение своих сверстников, ответственно относиться к общему делу, испытывать радость от достигнутых успехов.

Игра на занятиях выступает в виде несложных сюжетных действий, объединяющих детей выполнением одного задания. Умение развивать строительные сюжеты формируется в основном вне занятий в процессе игр.

Например, прежде чем сделать кровать, дети должны согласовать размер постройки отобрать соответствующие детали. При этом я учила детей обращаться друг к другу вежливо, спокойно выслушивать мнение товарища. Воспитанию дружеских отношений между детьми способствует и четкая организация использования строительных деталей. Строительный материал раскладывается по формам деталей, причем в количестве большем, чем нужно для работы. Дети берут только нужные детали и в той последовательности, в какой выполняется постройка. При выборе сюжета игры в первую очередь следует учитывать детские интересы и пожелания.

Так последовательно решали задачи воспитания дружеских взаимоотношений в средней группе на основе развития игровой строительной деятельности детей.

В старшей группе развитие связной речи и словесного мышления способствует появлению более сложных форм общения детей со взрослыми и сверстниками.

В этом возрасте я знакомила детей с трудом людей творческих профессий и показывала результаты их труда. Для того, чтобы раскрыть взаимоотношение взрослых в труде, показать как важно работать дружно, организовывала экскурсии к строящимся объектам, к ближайшим домам, зданиям. Примеры нравственного поведения людей, собственные взаимоотношения, взаимоотношения с товарищами в труде, помогла моим детям осмыслить художественная литература, пословицы и поговорки например, рассказы Осеевой «Волшебное слово» и т.д. Сформировать представления о дружбе, дружной работе, дружеских взаимоотношений помогали музыкальные произведения, разные виды игр: (хороводные, пальчиковые, сюжетно-ролевые, игры драматизации). Старалась, чтобы во время наблюдения, чтения. пения песен и в других видах деятельности у детей сложилась мнение, что любая сложная работа выполняется коллективом людей в дружной, доброжелательной атмосфере. Как правило, в старшей группе нередко возникает необходимость построить игровой комплекс (улица города, речной вокзал с пристанями и кораблями и др.). Здесь могут быть использованы индивидуальные и совместные постройки. Игра потребует и распределения ролей, и развития сюжета, и умения строить отношения на правильной основе. Я помогаю детям уточнить замысел игры, подумать над тем, как интересней его осуществить, т. е., не навязывая ребятам своего решения.

Проводила занятия по обучению конструированию:

Строительство разных мостов
– Улица
– Строительная игра «Дом»
– Строительная игра «Набережная» (
Приложение 1 )
– Строительство магазинов
– Строительство театра
– Улица и ряд домов разного назначения, соединённых между собой транспортной магистралью
– Строительная игра «Площадь»
Сюжетно-ролевая игра «Пароход»
– Строительная игра «Город и деревня»
– Сюжетное конструирование по сказке «Пых», «Колобок», «Маша и медведь», «Лиса со скалочкой»

Для детей подготовительной к школе группы формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованного педагогического процесса дошкольники становятся более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности. В этом возрасте формируется умение мотивировать и отстаивать свои предложения, учитывать интересы коллектива. Старшие дошкольники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строительной игры, у них вырабатывается представление о том, что значит работать дружно, кого можно считать хорошим товарищем. Продолжаю их учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рассмотренных рисунков, фотографий, чертежей. Проводила беседы на различные темы: «Почему лучше работать вместе», «Как нужно помогать товарищу, если у него появились затруднения». Эти беседы требуют активного участия дошкольников с привлечением их личного опыта.

Особое внимание уделяю родителям: провожу выставки, нетрадиционные родительские собрания, оформляю папки передвижки, информационные стенды. К концу года дети вместе с родителями разработали словарь добрых слов, обучающие детей формулам выражения приветствия, вежливой просьбы, благодарности. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека. Таким образом, игры со строительным материалом требуют согласованности действии, совместного обсуждения, умения считаться с мнением товарищей. Детей, увлекающихся конструированием отличают богатые фантазии воображения, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребёнка к школе. В результате систематической работы направленной на повышение коммуникативных навыков по результатам диагностического отслеживания, в конце года у детей наблюдается положительная динамика в развитии навыков поведения, дети научились оценивать свои поступки и поступки других детей; договариваться, понимать важность согласованности действий, настойчивости в преодолении трудностей, дети стали более дисциплинированными, организованными, доброжелательными, умеют контролировать своё поведение. Работу осуществляла совместно с психологом. По данным психологического заключения, у 88% детей моей группы сформированы этические представления о доброте, товариществе, взаимопомощи, справедливости. Так же на конец года могу отметить, что 99% детей освоили программный материал по конструированию. Таким образом, можно сделать вывод: коллективная строительная игра является средством формирования дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Информационные ресурсы

  1. Давиднук А. И. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М., 1976.
  2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 1986.
  3. Запорожец А.В. Ленинская теория познания и проблемы обучения и умственного воспитания детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 4. – С. 28-36.
  4. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. А.Д.Кошелевой. – М., 1985.
  5. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1989.
  6. Ильенков Э.В. О воображении // Народное образование. – 1968. – №3.– С. 33-43.
  7. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества: Пособие для воспитателей детского сада. – М., 1985.
  8. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М., 1971.
  9. Лиштван З.В. Конструирование / Спец. ред. Л.А.Парамонова. – М, 1981.
  10. Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н.Леонтьева, А. В. Запорожца. – М.; Л., 1948.
  11. Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду. – М., 1961.
  12. Нечаева В.Г., Коржакова Е.И. Строительные игры в детском саду. – М, 1966.
  13. Парамонова Л.А. Формирование обобщенных представлений у детей дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности // Умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1972.
  14. Парамонова Л.А. Особенности поисковой деятельности в конструировании // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддъякова, – М., 1980.
  15. Парамонова Л.А. Конструирование // Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
  16. Парамонова Л.А., Сафонова О.А. Проблема формирования обобщенных способов действий: Старший дошкольный возраст // Дошкольное воспитание. – 1985. – № 9. – С. 48-49.
  17. Парамонова Л.А, Урадовских Г.В. Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей: Старший дошкольный возраст//Дошкольное воспитание. – 1985. – № 1. – С. 46-49.

Конспект НОД в средней группе. Этикет

Автор: Наталья Валентиновна Моисеева, воспитатель ГБОУ г. Москва СОШ№1464 (дошкольное отделение)
Цель : Продолжать формирование представлений о правилах этикета.
Задачи : Образовательные
Формировать представление о правилах поведения за столом,в гостях.
Закреплять знание вежливых слов, умение владеть ими в нужной ситуации.
Развивающие
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Речевые
Развивать связную речь,обогатить словарь детей(благодарю,доброго пути,только после вас,
будьте здоровы.
Воспитательные
Воспитывать стремление и интерес правильно вести себя в обществе, любознательность,дружбу,
взаимопомощь.
Демонстрационный материал :
Игрушка-кукла волшебник.
Методические приёмы :
Игровая ситуация,беседа-диалог,разгадывание загадок.
Интеграция образовательных областей :
"Познавательно речевое развитие"
"Коммуникативно-личностное развитие"

Ход непосредственно образовательной деятельности

Ребята, в наш детский сад пришёл добрый волшебник.Он тайно,надев шапку-невидимку, чтобы его никто не видел,ходит и наблюдает за всеми детками, которые ходят в наш садик. Очень любознательный этот волшебник, он всё умеет, может сделать любое волшебство, вот только он старый стал и всё время всё забывает.Давайте поможем волшебнику.
Что нужно говорить человеку при встрече?
(ответы детей)
- Правильно,мы говорим" здравствуйте "
Скажите, что означает слово"здравствуйте"?Что мы хочем сказать человеку этим словом?
(рассуждения детей)
-Всё верно,произнося слово "здравствуйте", мы желаем здоровья человеку, мы поднимаем ему настроение на весь день, желаем ему радости и хорошего дня.
Ребята, а вот и наш волшебник пришёл(показываю детям куклу-волшебник),играет музыка "чудесные превращения"
- Ребята, добрый волшебник узнал, что вы очень вежливые и культурные детки и решил прийти к нам в группу. Давайте поздороваемся с ним.
Дети хором:"Здравствуйте"
Волшебник(воспитатель):"Здравствуйте, ребята.Скажите, вы знаете, что слово "здравствуйте"-вежливое слово?
Ответ детей.
- Правильно, а какие ещё вежливые слова вы знаете?Я их немного забыл.Напомните?
(Ответы детей)
-Вот спасибо, ребята, теперь я вспомнил, что есть вежливые слова:"здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста".
Ребята, есть ещё вежливые слова: "благодарю","извините","будьте здоровы","доброго пути",только после вас".
Волшебник загадывает детям загадки.

Встретив зайку, ёж - сосед
Говорит ему:"..." (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает:"Ёжик..." (Здравствуй!)

К осьминожке комбала
В понедельние заплыла.
А во вторник на прощанье ей сказала:"..."
(До свидания!)

Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик
Поругались бы они
Но сказал он:"..." (Извини)

Бегемот и слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей сейчас
Скажет:"..." (Только после вас.)

Какие же вы молодцы, детки, всё отгадали.
Ребята,волшебник забыл, как правильно вести себя за столом.Я предлагаю вам поиграть.
Внимательно слушайте, что я вам скажу и говорите"да", если вы согласны, и "нет", если не согласны.
- За столом надо сидеть прямо и красиво. (Да)
- Есть нужно аккуратно, ложку и вилку держать правильно.(Да)
- Можно громко чавкать и сопеть.(Нет)
- Молодцы, вы умеете вести себя за столом.А наш волшебник всё вспомнил вместе с нами.Давайте угостим нашего гостя, накроем для него стол.(Дети сервируют стол игрушечной посудой и приборами.
Волшебник напоминает детям правила поведения за столом:нельзя разваливаться на стуле, руки и рот нужно вытирать бумажными салфетками, нельзя размазывать еду по тарелке, катать хлебные шарики, облизывать пальцы,не нужно есть слишком быстро, брать в рот слишком много еды и говорить с полным ртом.)
- Как красиво вы накрыли на стол, спасибо.

Разгадайте ещё загадку.

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке
Плошки, расставив, скажет им Рита
"Ешьте! Приятного вам..." (Аппетита)

Ребята, а когда вы идёте в гости,там вы не должны без разрешения трогать руками те вещи, которые вас заинтересовали.Нельзя разбрасывать игрушки, а надо класть их на место.Берегите свои игрушки, не ломайте их,если игрушка сломалась, умей вежливо попросить взрослых починить её.Делись игрушками с другими ребятами.Старайтесь помочь другу сделать то, что у него не получается.Не ссорьтесь с друзьями, старайтесь играть дружно.Умейте принять помощь, совет и замечание друга.
Ну вот и всё, мы вспомнили некоторые правила этикета.Волшебнику пора надеть шапку-невидимку и отправиться к другим детям.
Волшебник: "Спасибо, вам, мне было очень интересно с вами поиграть и побеседовать.До свидания, ребята!"

Формирование дружеских взаимоотношений

детей средней группы в игре

Щетинина Оксана Борисовна,

ГБДОУ № 62 Кировского района Санкт-Петербурга,

воспитатель

Показателями дружеских взаимоотношений являются:

  • общительность, т.е. активно проявляемое желание установить контакт;
  • доброжелательность, характеризующаяся чуткостью, отзывчивостью;
  • умение согласовывать свои действия с другими участниками игры.

У ребенка пятого года жизни, если он имел опыт общения со сверстниками, уровень доброжелательности довольно высок. Дети хорошо знают любимые игры друг друга и роли в них, играя, объединяются в группки из двух-четырех человек. Игры в «семью», «шофера», «детский сад» возникают по их инициативе, а игры в «магазины», «больницу», «зоопарк», «уличное движение» организуются с помощью воспитателя.

Формировать взаимоотношения дошкольников в игре лучше всего путем влияния на содержание игр, а также на выбор детьми ролей и их исполнение. Поэтому воспитатель побуждает, например играющих в «семью», к тому, чтобы отец был добрым, заботливым, старался помочь в доме; мать - доброжелательна в отношениях с детьми, а те, в свою очередь, уважали родителей, слушались их.

Очень важно чтобы в жизни шоферы помогали друг другу, а врачи - оказывали помощь по первой просьбе заболевшего. И в игровых взаимоотношениях друг с другом дети в основном проявляют доброту, заботливость, отзывчивость.

Нередки случаи справедливого распределения ролей, отказа от главной роли («Меня уже один раз выбирали»), уступчивости, учета желаний других участников общей игры. Споры, ссоры могут возникать по чисто внешним причинам (из-за места, из-за игрушек), из-за несформированности умения общаться со сверстниками, вследствие создавшейся у части детей в семье привычки удовлетворять свои желания, не считаясь с окружающими, а также из-за застенчивости, замкнутости отдельных участников игры.

При налаживании дружеских взаимоотношений педагогу важно сохранять положительные индивидуальные особенности ребенка, учитывать его личностные стремления, чувства, интересы. Уже сама организация игры (предварительное обсуждение с участием воспитателя игрового замысла, выбор игрушек) предрасполагает детей к объединению, к обдумыванию игры. Они делятся своими планами, прислушиваются к мнению друг друга, согласовывают свои желания.

Педагог привлекает внимание детей к достоинствам одногруппников, советует, кого из них пригласить играть, или, напротив, кому-то из детей предлагает попросить разрешения, чтобы его приняли в игру.

К примеру, такая ситуация: перед прогулкой воспитатель предупреждает:

«Возьмем на участок только те игрушки, которые понадобятся в играх. Сейчас можно договориться, с кем и в какие игры вы будете играть. Вместе подумайте, что вам взять с собой для игры»

Михаил : «Нам с Сережей нужен руль. Мы в «поезд» играть будем». Воспитатель : «А ты договорился с Сережей играть вместе? Он согласен в «поезд» играть?».

Михаил (обращаясь к Сереже): «Ты будешь играть со мной в «поезд»»?

(Сережа принимает предложение друга).

Воспитатель : «Можно пассажиров пригласить - Женю, Веру и других детей».

Даша (берет за руку Нику): «Мы с тобой во что будем играть?».

Ника : «Давай в «дочки-матери». Возьмем себе маленькую дочку, будем ее в ясли водить, гулять будем».

Даша : «Можно еще и большую сестренку ей, как у меня дома».

Лера : «Можно мне сестренкой быть? Я буду помогать с малышкой играть. А ты (обращается к Нике) будешь наша мама».

Воспитатель : «Молодец, Лера, предложила подружке быть мамой. Ника будет хорошей мамой. А кем будет Даша?».

Даша: «Я хотела быть мамой. Но пусть Ника будет, я вчера один раз была» Воспитатель: «Конечно, нужно по очереди. Другим тоже хочется».

В приведенном примере воспитатель вовлекает застенчивых детей (Женю и Веру) в общую игру, подсказывает детям, как согласовать свои действия, оценивает искреннюю уступку главной рол партнерам (пример Даши и Леры). Общительность, доброжелательность Ники и Леры дала возможность воспитателю повлиять на Михаила и Сережу, у которых эти качества проявлялись лишь эпизодически.

Дети наиболее часто нуждаются в уточнении игрового замысла. К примеру, ситуация: Женя, Сережа, Вова и Вера играют в песке, не вступая в контакт друг с другом. Выяснив, что у них нет определенного замысла игры, воспитатель уточняет его: «А я думала, Женя с Сережей гараж строят».

Женя: «Мы и так гараж делаем! Сережа, мы же гараж строим? Давай вместе нагребем, потом сюда машины поедут».

Воспитатель : «У Вовы машина. Он вам много песку привезет, только кому-то надо помочь нагрузить песок в кузов».

Вера : «Я буду помогать Вове, а потом посадим деревья, чтобы красиво было».

Дети начинают активно договариваться о распределении обязанностей. Сережа помогает Жене разгружать песок. Разговор идет оживленный, доброжелательный. Вова радуется общему успеху: «Во, какая гора выросла! Сережа, ты ее похлопай лопатой, а мы еще привезем! Давай, давай, нагружай быстрее, скоро машины приедут!»

Перед педагогом нередко возникает необходимость побуждать детей:

  1. поступать по-дружески;
  2. подчеркивать моральную сторону поведения исполнителей определенных ролей;
  3. одобрять проявления доброжелательности, взаимопомощи, заботы о других.

Приемы воздействия воспитателя создают в группе атмосферу доброжелательности, формируют у детей необходимые навыки дружеских взаимоотношений. Интерес к той или иной роли, потребность чувствовать внимание со стороны сверстников помогают развитию у детей дружеских взаимоотношений. Например, воспитание доброты у детей, не умеющих делиться игрушками, будет осуществляться эффективнее, если в общей игре им поручат такие роли, исполняя которые они будут вынуждены обмениваться или делиться игрушками с партнерами. В таких случаях дети уступают игрушку естественно, без принуждения.

В равной мере педагогическое воздействие необходимо и в тех случаях, когда дети беспрекословно подчиняются эгоистическим проявлениям сверстников, подавляющих инициативу остальных участников игры, диктующих всем свои требования. Этих детей в игре целесообразно объединять с партнерами, равными им по умениям, по проявлению инициативы, но отличающимися справедливостью, умеющими сочетать свои интересы с требованиями коллектива, с желаниями других детей. Оказавшись наравне с друзьями, выполняя второстепенные роли, эгоистичные дети приучаются согласовывать личные желания с интересами играющих и таким образом упражняются в проявлении дружеских чувств и отношений. При этих условиях их предложения после обсуждения могут быть приняты, а могут быть и отвергнуты. Постепенно такие дети привыкают к тому, что нужно считаться с мнением других, справедливо распределять обязанности в игре, поступать соответственно выполняемой роли.

Положительному общению в играх во многом способствуют оказание воспитателем помощи детям в выборе сюжета игры, расширении ее содержания, а также привлечение их внимания к играм друзей. Иногда педагогу бывает необходимо включиться в игру, чтобы направить взаимоотношения детей, помочь им правильно поступить в создавшейся ситуации.

В средней группе можно широко использовать игры-инсценировки, содержание которых побуждает детей к положительным формам общения.

Для формирования дружеских взаимоотношений дошкольников могут быть использованы дидактические игры. Для игр можно подбирать стихи, сказки и песни, в которых говориться о дружбе («Два жадных медвежонка», «Кот, петух и лиса», «Что такое хорошо и что такое плохо?» В.Маяковского; «Мы дружные ребята» слова Н.Найденовой, музыка С. Разоренова и др.).

Кроме произведений художественной литературы, игр-драматизаций и подобного, эффективное педагогическое воздействие на детей оказывают музыкальные игры, песни. Музыкальные игры, хороводы, инсценировки углубляют впечатления детей, вызывают желание объединиться в игре, эмоционально выразить общие переживания.

Таким образом, в процессе игр различных видов у детей пятого года жизни воспитываются чуткость и отзывчивость, умение считаться со своими сверстниками, уважать их замысел и право на интересную роль, чувство справедливости. Именно те стороны дружеских взаимоотношений, которые являются предпосылкой для формирования более высокого и сложного чувства - коллективизма, а также коллективных взаимоотношений, складывающихся на старших ступенях дошкольного возраста.