Где похоронен гоголь на новодевичьем кладбище. Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище. Тайна могилы Гоголя. Художественный мир Гоголя - творение сумасшедшего гения

Николай Васильевич Гоголь умер 3 марта 1852 года. 6 марта 1852 года он был предан земле на кладбище у Данилова монастыря. Согласно завещанию, памятника ему не ставили - над могилой возвышалась Голгофа.

Но спустя 79 лет прах писателя был извлечен из могилы: советским правительством Данилов монастырь был преобразован в колонию для малолетних преступников, а некрополь подлежал ликвидации. Лишь несколько захоронений решено было перенести на старое кладбище Новодевичьего монастыря. Среди этих «счастливчиков» наряду с Языковым, Аксаковыми и Хомяковыми был и Гоголь…

На перезахоронении присутствовал весь цвет советской интеллигенции. Среди них был и писатель В. Лидин. Именно ему Гоголь обязан возникновению многочисленных легенд о себе. Один из мифов касался летаргического сна писателя. По словам Лидина, когда гроб извлекли из-под земли и вскрыли, то присутствующих охватило недоумение. В гробу лежал скелет с повернутым набок черепом. Объяснения этому никто не находил.

Вспомнились рассказы о том, что Гоголь боялся быть погребенным заживо в состоянии летаргического сна и за семь лет до кончины завещал: «Тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Увиденное повергло присутствующих в шок. Неужели Гоголю пришлось пережить ужас подобной смерти?

Стоит заметить, что в дальнейшем эта история была подвержена критике. Скульптор Н. Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб… наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить…» Нашлось свое объяснение и повороту черепа: первыми подгнили у гроба боковые доски, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом» позвонке.

Однако этим эпизодом буйная фантазия Лидина не ограничилась. Последовал более страшный рассказ – оказывается, при вскрытии гроба у скелета вовсе не оказалось черепа. Куда же он мог деться? Эта новая выдумка Лидина породила и новые гипотезы. Вспомнили, что в 1908 году при установке на могиле тяжелого камня пришлось для укрепления основания возвести над гробом кирпичный склеп. Предположили, что именно тогда и могли похитить череп писателя. Было высказана догадка, что его выкрали по просьбе фанатика русского театра, купца Алексея Александровича Бахрушина. Поговаривали, что у него уже был череп великого русского актера Щепкина.

Окончание.

РИГ сайт Страх Страшного Суда больше не преследовал страдальца, ведь он сделал все по Божьему велению - и жил, и творил, и умирал с молитвой…

И он так верил всегда в своего небесного покровителя Николая Чудотворца!

Эксгумация могилы Гоголя

21 февраля в восемь часов утра Гоголь умер. Говорят, что накануне вечером, очнувшись от глубокого забытья, Николай Васильевич воскликнул: «Лестницу, поскорей давайте лестницу!». Это были его последние слова, значение которых невозможно сейчас и предположить. Скорее всего, начиналась агония, и Гоголь в бреду требовал какую-то непонятную лестницу. А главное, куда он собирался по ней взбираться…

Гоголь был похоронен на территории Свято-Даниловского монастыря. Существует легенда, что сначала Гоголь был похоронен за оградой Данилова монастыря, где хоронили самоубийц. Но, возможно, это географическая неточность, так как кладбище разрасталось, и ограду переносили для расширения территории. Но это укладывается в версию о том, что могилу Гоголя вскрывали дважды. Существует предание, что когда прах Гоголя перенесли с заоградной части на территорию кладбища, знаменитый коллекционер-миллионер А. Бахрушин подговорил монахов вскрыть могилу и вытащить из гроба череп Гоголя. Кстати, в Москве до сих пор существует этот музей, и в нем действительно хранятся два человеческих черепа, неизвестно кому принадлежащих. Вообще, мифы и легенды окутывали имя Николая Васильевича и после смерти, наверно, даже в большей степени, чем при жизни. Потому как история делает свое дело, а люди всегда были склонны мистифицировать и дополнять догадками те факты, которые не могли объяснить рационально.

В 1931 году Данилов монастырь решено было передать государству как детприемник для беспризорников, а останки известных личностей, покоящихся на этом кладбище, перезахоронить на Новодевичьем кладбище. Попала в их число и могила Н. В. Гоголя. Эксгумация происходила в присутствии около 20-30 человек, среди которых были два патологоанатома, член Союза писателей Владимир Лидин, писатели Александр Малышкин, Юрий Олеша, сотрудник государственного музея Мария Барановская. Могила оказалась очень глубокой, копали долго, потом не могли найти вход в могильный склеп, в общем, гроб вскрывали уже в сумерках. Возможно, именно этим объясняются некоторые «странности», происходившие после снятия верхней гробовой доски.

Во-первых, акт об эксгумации могилы Гоголя был составлен совершенно нелепым образом: там значились только состав эксгумационной комиссии и дата. Ни свидетельств патологоанатома, ни того, что было увидено другими при эксгумации, не было. А ведь слухи рождает именно отсутствие информации. Здесь как раз и сыграл этот фактор.

Впоследствии Барановская, например, показала, что когда сняли крышку гроба Гоголя, его руки были вытянуты вдоль тела, чего не должно было быть при укладывании трупа в гроб. Та же Барановская через какое-то время сообщила, что ошиблась с руками, что не увидела в гробу головы писателя. Об этом же вопиющем факте свидетельствовал и археолог А. П. Смирнов, тоже присутствовавший при эксгумации. Видимо, это «свидетельство» и положило начало слуху об исчезновении головы Гоголя. В. Лидин написал, что голова Гоголя была повернута набок. А вот эта деталь кажется мне наиболее правдоподобной, потому что этому находится более или менее приемлемое объяснение. Дело в том, что со временем верхняя крышка гроба, испытывая сильное давление земли, начинает проседать, тем самым деформирую самую «выдающуюся» часть тела человека - голову. Этому факту есть свидетельства людей, присутствие которых при эксгумации обязательно. Так что, вполне возможно это и произошло с гробом Гоголя. А его завещание и боязнь летаргического сна сделали остальное. И если перечислять и далее все нелепые «доказательства» того, что великого писателя похоронили заживо, мы все больше будем удивляться и негодовать. Например, патологоанатом С. Соловьев позже заявит, что трупа не было вовсе! То есть мы видим, что единства заключений при эксгумации Гоголя не было. Либо они вообще не видели труп, либо тело было без головы, либо «наблюдалось» изменение расположения конечностей. На мой взгляд, распространение такого рода слухов было попыткой привлечь к себе внимание, хоть ненадолго любым способом побыть в тени славы гения русской литературы! Вот такой пиар. Литературное наследие В. Лидина невелико и, конечно, не так значительно, как творчество Гоголя, и его имя дошло до нас только потому, что он присутствовал при перезахоронении гениального писателя. При этом он пишет, что на Гоголе был надет сюртук, который хорошо сохранился, и через остатки которого виднелось белье(!). Как за семьдесят лет может сохраниться тряпка?!

И еще одна нелепость. Нелепость, но довольно стойко бытующая как ужасающая подробность постпохоронного периода «жизни» писателя. Якобы когда открыли гроб, внутренняя обивка была расцарапана, и тело Гоголя было в скрюченном состоянии. А как можно скрючиться в гробу?! Там даже коленки не подымешь. А для того чтобы вытянуть руки вдоль тела, надо расправить плечи. Естественно, в гробу такое сделать невозможно. Да и потом, опять же, обивка-то не могла сохраниться… Ну, и еще одно заключение, сделанное уже в наше время. Всем известно, что с Николая Васильевича делали посмертную маску, но не все знают технологию этого процесса. Сначала лицо нужно залить горячим воском, а потом только, после того, как воск застынет, использовать гипсовую смесь. Даже глубоко спящий организм должен отреагировать на расплавленную массу, растекающуюся по лицу, которая закупоривает дыхательные пути… Так что летаргический сон великого писателя тоже очередной миф…

Николай Васильевич в реальной жизни столько страдал! Страдал от своего гения, от религиозного неравновесия, от отчуждения, от отсутствия полноценной и всепрощающей любви, в конце концов страдал от того, что не выполнил своей творческой миссии, не смог в полной мере стать пророком, потому что не справился с гениальностью, посланной ему Создателем… Вся его жизнь была наполнена борьбой, и в большей степени борьбой с самим собой. А это чаще всего неравный бой… Так почему же и после смерти его не оставят его в покое? Почему бы людям уже не дать ему успокоения, выстраданного и заслуженного?! Вот это мне непонятно.

Ходили слухи, что половина останков Гоголя была разобрана на сувениры (!). Якобы сам Лидин оторвал кусок сюртука, в котором был похоронен Гоголь, чтобы подвязать им томик «Мертвых душ», а Малышкин чуть ли не выдрал целое ребро. Печально…

Посмертная мистика. Наследие

После перезахоронения с могилы Гоголя перенесли памятник, созданный архитектором Андреевым в 1909 году к столетию рождения писателя. Его перенесли на Никитский бульвар, где Гоголь жил перед смертью. Убрали также и огромный камень, напоминающий Голгофу, который был изначально возложен на место захоронения вместо каких-либо скульптур и мраморных плит, как и хотел писатель. В 1959 году Гоголю был поставлен другой памятник с помпезной надписью «От советского правительства», камень, привезенный из Иерусалима друзьями Николая Васильевича, исчез. Говорят, что при открытии «советского» памятника Гоголю никак не могли скинуть завесу, укутывавшую его с головы до ног. Словно сам Николай Васильевич был возмущен нарушением своей посмертной воли… А еще говорят, что после расхищения могилы писателя всем «коллекционерам» Гоголь приходил во сне с требованием вернуть все на место. Испуганные пропагандисты «культурного» наследия великого классика собрали все унесенное и закопали рядом с новой могилой писателя.

И последнее, что хотелось бы сказать. Замечательный русский писатель М. Булгаков на протяжении всей своей жизни говорил, что Гоголь его любимый писатель, он считал, что на становление его как писателя творчество Николая Васильевича повлияло в большей степени, чем что-либо другое. Если мы посмотрим на Воланда, то заметим, что здесь прослеживаются следы гоголевского Чичикова - в дьявольском образе булгаковского героя заметны черты Чичикова - аллегорического дьявола, искушающего и добивающегося результата действием на самые слабые стороны человека. Много образных и ситуативных вариаций связано в романе-мифе М. Булгакова с «Мертвыми душами». Да и с обстоятельствами жизни и смерти великого Гоголя тоже. Наверное, в каком-то из параллельных миров Гоголь и Булгаков столкнулись, и Гоголь стал не просто литературным учителем Булгакова, так как переплетенными оказалось не только их творчество, но и их посмертная судьба.

После смерти М. Булгакова в 1940 году его жена Елена Андреевна не могла решить, какой памятник поставить мужу. Совершенно случайно в одной из ритуальных мастерских Новодевичьего кладбища она обнаружила большой камень, очень напоминающий Голгофу, на которой казнили Иешуа из романа «Мастер и Маргарита». Он показался жене писателя олицетворением жизненного и творческого пути Михаила Афанасьевича, полного страданий, горечи, непонимания и непризнания. Решено было, что лучшего увековечивания памяти непокоренного режиму писателя не найти. Каково же было удивление, когда выяснилось, что это именно тот исчезнувший с могилы Гоголя камень! Рука провидения соединила двух великих русских писателей, Гоголя и Булгакова, после смерти через много десятков лет… Наверное, не случайно.

И что странно. И В. Лидин, и А. Малышкин, участвовавшие в расхищении могилы писателя, мирно покоятся на Новодевичьем кладбище рядом с Николаем Васильевичем, как будто под его неусыпным оком… История всегда все ставит на свои места. Осмысление событий давно ушедших лет, замечу, беспристрастное осмысление, помогает нам избавиться от стереотипов, отмести ненужные домыслы, отбросив неважное и наносное, в конце концов увидеть зерно здравого смысла, так необходимого нам всем.

Постскриптум

Икона Николы Чудотворца действительно совершила чудо. Чудесным было появление на этой земле человека, вся жизнь которого была наполнена духовным, высшим смыслом. Возможно, смыслом еще нами не постигнутым… Просто перечитайте хотя бы одну повесть, и вы наполните новым звучанием эти неповторимые гоголевские образы, которые до сих пор не утратили своей притягательности и многозначности. Перечитайте «Тараса Бульбу», и вы поймете, что хотел сказать гениальный мыслитель, а еще поймете, о чем он хотел промолчать… Александр Калягин, исполнитель роли Чичикова в одноименном фильме, сказал, что чем больше он размышляет над сущностью своего героя, тем в большей он растерянности от масштаба задуманного, тем больше погружается в состояние восторженности и тревоги одновременно. А откуда и почему тревога? Обоснованно, наверно…

Юрий АКСАМЕНТОВ

100 великих загадок русской истории Непомнящий Николай Николаевич

Похоронен ли Гоголь заживо? От чего умер Достоевский?

Похоронен ли Гоголь заживо?

От чего умер Достоевский?

Николай Васильевич Гоголь… Легенда, связанная с его смертью, заставляет содрогнуться: похороненный заживо… Чтобы сразу развеять миф, скажем, что такая версия не нашла документальных подтверждений.

Николай Зенькович, известный документалист и исследователь многих загадочных событий прошлого, изучил массу источников, в том числе и заключение врачей. И хотя медицинское заключение довольно неопределенное, он утверждает, что Гоголь не был похоронен в состоянии летаргического сна. По мнению Зеньковича, на врачей могло повлиять завещание самого Гоголя.

Долгое время считалось, что Николай Васильевич завещания не оставил, но на самом деле оно было: Гоголь составил его за семь лет до смерти. В частности, он писал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не покажутся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».

Тем не менее летаргического сна в момент смерти не было. Почему же тогда при перезахоронении в гробу обнаружили скелет с повернутым набок черепом? Этот факт подвигнул Андрея Вознесенского на стихотворение:

Вскройте гроб и застыньте в снегу.

Гоголь, скорчась, лежит на боку.

Вросший ноготь подкладку порвал сапогу.

А как же было на самом деле? В мае 1931 года в связи с ликвидацией части некрополя у Данилова монастыря состоялось перезахоронение Николая Васильевича Гоголя. На церемонии присутствовали многие литераторы: Всеволод Иванов, Юрий Олеша, Михаил Светлов и другие. Когда вскрыли гроб, всех поразила необычная для покойника поза.

Но оказалось, что в том нет ничего удивительного. Как объяснили специалисты, первыми обычно подгнивают боковые доски гроба. Они самые узкие и непрочные. Крышка под тяжестью грунта начинает опускаться, давит на голову погребенного, и та поворачивается набок на так называемом атлантовом позвонке. Профессионалы по эксгумации утверждают, что такую позу покойников они встречают довольно часто. Однако всем известная мнительность Николая Васильевича Гоголя, его вера в загробные таинства покрыла налетом загадочности не только его смерть, но и сожжение рукописи второго тома «Мертвых душ».

Гоголь в последние годы своей жизни сильно пал духом: не принимал знакомых, оставался по ночам один, много времени проводил в молитвах, плакал, постился, думал о смерти, старался оставаться в кресле, считая, что постель будет для него смертным одром.

Перезахоронение писателя породило много толков. Посетившие могилу литераторы не обнаружили там тяжелого камня, напоминавшего очертаниями Голгофу. Не увидели они также и черного мраморного креста. Они исчезли. А через 20 лет камень появился на могиле писателя Михаила Булгакова. Тогда и вспомнили булгаковскую фразу из письма: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью!» Но и это объяснилось просто. Вдова Булгакова камень обнаружила случайно среди обломков в сарае гранильщиков Новодевичьего кладбища. Зная любовь мужа к Гоголю, попросила перенести его на могилу.

Вера в чудо, трепет перед мистическими совпадениями, уверенность в исключительности своего пути занимали не последнее место и в жизни и творчестве великого писателя Федора Михайловича Достоевского.

В начале нашего столетия много писали о том, что Достоевский страдал очень тяжелыми припадками. Но современная медицина вносит свои коррективы в диагноз «падучая болезнь», хотя и не отрицает существенных болезненных проявлений в психике писателя.

Могила Н.В. Гоголя на Новодевичьем кладбище

Романтическая, но мрачная легенда о тяжелой эпилепсии Достоевского поддерживалась, по мнению близких ему людей, как самим Достоевским, так и его друзьями. Федор Михайлович интенсивно лечился от различных заболеваний у русских и зарубежных специалистов самого высокого ранга, но по поводу эпилепсии за медицинской помощью никогда не обращался.

Всех вводит в заблуждение то, что в своих произведениях Достоевский говорит о «священной болезни» с особым волнением, с мистическим ужасом. Многие его герои – изверг Смердяков, «святой» князь Мышкин, пророк «человека-бога» нигилист Кириллов – эпилептики. Припадки были для Достоевского как бы страшными провалами, просветами, внезапно открывшимися окнами, через которые он заглядывал в потусторонний мир.

Софья Ковалевская, вспоминая его первый эпилептический припадок, подчеркивает, как важен был для Достоевского этот аспект его жизни. Она пишет, что его болезнь началась не на каторге, а на поселении. Он уже долгое время страдал от одиночества и вдруг к нему нежданно-негаданно приехал его старый товарищ. Это было в ночь перед Святым Христовым Воскресеньем. Они увлеклись беседой, забыли о празднике и просидели всю ночь напролет дома. Говорили обо всем. Коснулись наконец религии.

– Есть Бог! Есть! – закричал вне себя от возбуждения Достоевский. В ту самую минуту ударили колокола соседней церкви к Светлой Христовой Заутрене. Воздух весь загудел и заколыхался. «И я почувствовал, – рассказывал Федор Михайлович, – что небо сошло на землю и поглотило меня. Я реально постиг Бога и проникся им. Да есть Бог! – закричал я. – И больше ничего не помню».

Убеждение в том, что он эпилептик, укоренилось. Споры возникали только о том, была ли гениальность писателя результатом «священной болезни» и к какой разновидности судорожных припадков относятся те, которые посещали Федора Михайловича примерно раз в три недели. Получается, он перенес сотни припадков и тем не менее остался в здравом уме. Более того, в конце жизни он создал свое величайшее произведение «Братья Карамазовы».

Психиатр О. Кузнецов провел детальный анализ всех сведений о падучей болезни писателя, назвал ее «священной болезнью», легендой и предложил диагноз: симптоматическая эпилепсия при последствиях легко протекающего органического заболевания головного мозга, сопровождающаяся пограничными психическими расстройствами невротического уровня.

Доктор М. Сниткин незадолго до смерти Достоевского предупредил его, что мелкие сосуды легких стали тонкими и хрупкими и вполне возможен их разрыв из-за какого-либо физического напряжения.

26 января 1881 года, работая ночью, Федор Михайлович уронил перо, которое закатилось под этажерку. Ее пришлось отодвинуть, сделав усилие. Порвалась артерия и горлом пошла кровь. Достоевский потерял сознание. Он умер не от припадка и не в припадке, а вследствие патологических изменений сосудов легких.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

8.11.2. ГДЕ И КОГДА РОДИЛСЯ КОЛУМБ? КОГДА И ГДЕ УМЕР? ГДЕ ПОХОРОНЕН? Ответ на все эти вопросы очень короток. НЕИЗВЕСТНО. Историк К. Сейл насчитывает 253 научных статей и книг, в которых, например, обсуждается проблема места рождения Колумба. Разные авторы выдвигают следующие

Из книги Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. автора Лаврентьева Елена Владимировна

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Погребенная заживо: возвращение Такая изящная и хрупкая фигура и миловидная внешность, несомненно, привлекли бы внимание противоположного пола и в наши дни. Глядя на эту девушку, трудно поверить, что она жила полторы тысячи лет назад. Древней кореянке было всего

Из книги Чудо света на Руси под Казанью автора Носовский Глеб Владимирович

8. Где был похоронен Моисей? Сразу скажем, что у нас пока нет четкого ответа на этот интересный вопрос. Правда, из того, что мы сейчас узнали, возникает мысль, что первоначально пророк Моисей мог быть захоронен на Билярской Горе Хозяина (Горе Господ). Ведь недаром татарские и

Из книги По следам древних культур [с иллюстрациями] автора Коллектив авторов

Кто же был похоронен в гробнице? Раскопки мавзолея окончились. В Москву увезли вещи, черепа и кости из погребений. Наиболее ценные находки были выставлены в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, они вполне заслуженно привлекали к себе

Из книги Могло быть и хуже [Истории знаменитых пациентов и их горе-врачей] автора Циттлау Йорг

От чего умер Вольфганг Амадей Моцарт? Вечер 15 июля 1791 года в Вене не предвещал никакой беды. После чрезвычайно солнечного и жаркого дня все здесь радостно ожидало предстоящей прохлады. Настроение было хорошее, много говорили, перемывали кому-то косточки и смеялись, ведь

Из книги Смертная казнь [История и виды высшей меры наказания от начала времен до наших дней] автора Монестье Мартин

Погребение заживо Два галла, погребенные заживо в 232 году до P. X. Гравюра Адольфа Паннемакера с картины Филиппото. XIX в. Частн. кол.Казнь, состоявшая в том, что осужденного заживо хоронили в земле, существовала во все времена на всех континентах. В 220 году до P. X. китайский

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Закопанные заживо Жителю Запада кажется почти невозможным, что человеку под силу – непонятным образом контролируя отдельные функции органов своего тела – привести себя в состояние почти полного прекращения деятельности организма и, проведя в земле долгие часы, дни или

Из книги ТАСС уполномочен… промолчать автора Николаев Николай Николаевич

Сгоревшие заживо В Советском Союзе вплоть до конца 1980-х годов даже перечень чрезвычайных происшествий, во время которых погибли пять или более человек, имел гриф «Секретно». Тем более засекречивались подробности ЧП. Поэтому сегодня мало кто знает об одном из крупнейших

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Заживо сожженные дети В 1944 году повышение темпа крупных массовых убийств стало таким срочным делом, что детей без обработки газом живыми бросали в кремационные печи. Это показалось невероятным даже судьям Нюрнбергского Трибунала, наслышавшимся многих ужасов. По этому

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

21. Где похоронен Моисей? Библия так завершает рассказ о Моисее: «И взошел Моисей с равнин Моавитских на ГОРУ НЕВО, НА ВЕРШИНУ ФАСГИ, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю… (следует описание земель, данных Моисею - Авт.). И умер там Моисей… земле Моавитской…

Из книги Проклятие фараонов. Тайны Древнего Египта автора Реутов Сергей

Похороненные заживо Вот каким был заключительный этап посвящения в жрецы в Древнем Египте. Кандидат в высшее религиозное сословие после весьма длительного периода обучения помещается в саркофаг и оставляется на неделю в специальном помещении в пирамиде. Если по

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

12.2. Где и когда родился Колумб? Когда и где умер? Где похоронен? Ответ на все эти вопросы очень короток: неизвестно. К. Сейл насчитывает 253 научные публикации, где обсуждается проблема места рождения Колумба. Разные авторы выдвигают различные гипотезы: Корсика, Греция, Хиос,

Из книги Полное собрание сочинений. Том 11. Июль-октябрь 1905 автора Ленин Владимир Ильич

Чего хотят и чего боятся наши либеральные буржуа? У нас в России политическое воспитание народа и интеллигенции совсем еще ничтожно. У нас ясные политические убеждения и твердые партийные воззрения совсем еще почти не выработаны. У нас слишком легко берут на веру любой

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

18. Сербии Туллий не был похоронен Христос не был похоронен и воскрес Тит Ливий говорит: «И вот началось царствование Луция Тарквиния, которому его поступки принесли название Гордого: ОН НЕ ДАЛ ПОХОРОНИТЬ СВОЕГО ТЕСТЯ (царя Сервия Туллия - Авт.), твердя, что РОМУЛ ИСЧЕЗ

НЕКОТОРЫЕ ПОДРОБНОСТИ ПЕРЕЗАХОРОНЕНИЯ Н. В. ГОГОЛЯ

Вскройте гроб и застыньте в снегу.
Гоголь скорчась лежал на боку.
Вросший ноготь подкладку порвал сапогу.
А.Вознесенский

Слухи о том, что Николая Васильевича Гоголя похоронили в летаргическом сне, живут уже больше чем полвека после переноса праха писателя с кладбища Даниловского монастыря на Новодевичье. При этом был вскрыт гроб… или, как говорится в акте хранящемся в ЦГАЛИ, «произведена эксгумация писателя Николая Васильевича Гоголя». За страшную версию свидетельствует и неопределенность врачебного заключения, и «Завещание» автора «Мертвых душ», написанное за семь лет до смерти, где он предупреждал: «Завещаю тела моего не погребать до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения. Упоминаю об этом потому, что уже во время самой болезни находили на меня минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться».
Исследованием этого вопроса занимался ст. научный сотрудник Государственного литературного музея Юрий Владимирович Алехин (1946-2003), который в бытность свою студентом литинститута слышал рассказ писателя В.Г.Лидина (1894-1979), присутствовавшего при перезахоронении Гоголя. Вот эта история. Однажды Владимиру Германовичу позвонил директор Новодевичьего кладбища: «Завтра состоится перезахоронение праха Гоголя. Не хотите ли присутствовать?» Лидин, понятно, не отказался, и на следующий день 31 мая 1931 г. пришел на кладбище Даниловского монастыря к могиле Гоголя. (Прах переносили в связи с ликвидацией некрополя). У могилы он встретил собратьев по перу Вс. Иванова, В.Луговского, М.Светлова, Ю.Олешу. Их также оповестили накануне. Не обошлось и без людей из богемы, Бог весть как прознавших о перенесении праха. В большем числе явились комсомольцы из Хамовников (директор Новодевичьего кладбища был выдвинут от комсомола). Было несколько милиционеров. Священников и убеленных сединой профессоров, что приличествовало бы событию, Лидин не увидел. Всего собралось 20-30 человек. Гроб понесли не сразу, вспоминал Лидин, он оказался почему-то не там, где копали, а несколько поодаль в стороне. А когда его извлекли из-под земли, с виду крепкий, из дубовых досок, и вскрыли, то к сердечному трепету примешалось еще… недоумение. В гробу лежал скелет с повернутой набок черепом. Объяснения этому никто не находил. Кому-нибудь суеверному, наверное, тогда подумалось: «Вот ведь мытарь при жизни будто не живой и после смерти не мертвый, этот странный великий человек».
Прах Гоголя перевозили на подводе. За ней, хлюпая по лужам, молча шли люди. День был серый. У некоторых из сопровождавших подводу в глазах светились слезы. А особенно горько плакала молодая сотрудница исторического музея Мария Юрьевна Барановская, жена известного архитектора. Увидев это, один из стражей порядка сказал другому: «Гляди, вдова-то как убивается!»
Святая для россиян могила, наспех выровненная могильщиками, осталась позади в прошлом. А стоявший над ней тяжелый камень, напоминающий очертаниями Голгофу днем-другим раньше куда-то увезли. Позже, в начале 50-х годов, Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя М.А.Булгакова, нашла его среди обломков в сарае гранильщиков Новодевичьего кладбища. Камень Гоголя лег на могилу его достойного преемника, автора «Мастера и Маргариты», воскликнувшего в одном из писем: «Учитель, укрой меня своею чугунною шинелью».
Перезахоранивали прах Гоголя, в основном, люди, которые не верили в Бога; равнодушные к прошлому, к чужой смерти. По дороге на Новодевичье прах Гоголя был разорен: сначала куски материи, потом сапоги, ребра, даже берцовая кость, все это потихоньку исчезло. Растаскивали прах комсомольцы. Примкнул к ним, в какой-то мере, и Лидин. Он не скрывал того, что взял кусочек жилета. Эта реликвия, вставленная им в окантованный металлом переплет прижизненного издания Гоголя сохранилась в библиотеке писателя.
Однако те, кто взял останки Гоголя, через несколько дней, договорившись с собой, изъятое за малым исключением вернули… прикопали на могиле землею. Рассказывали, что одному из них Гоголь снился три ночи подряд требовал вернуть свое ребро. И второй себе места не находил. Он оставил в кармане плаща, повешенного в прихожей, берцовую кость, а на следующее утро там ее не нашел. Опросил других никто не брал. А третий, может быть, ради любопытства, прочитал в то время «Завещание» Гоголя, где помимо прочего сказано: «…стыдно тому, что привлечется каким-нибудь вниманием к гниющей персти, которая уже не моя…» И устыдился своего поступка.
Но несмотря на все мистические совпадения и знамения, думается, Гоголь все-таки не был похоронен в летаргическом сне. Скульптор Н.Рамазанов, снявший с писателя посмертную маску, например, писал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб … наконец беспрестанно пребывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником, заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения поспешить…»
А тому, что Гоголь так необычно лежал в гробу, как говорят патологоанатомы, есть очень простое объяснение: первыми подгнивают боковые, самые узкие доски гроба, крышка под тяжестью грунта начинает опускаться, давит на голову мертвеца и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке». Явление, кстати, нередкое.
Впрочем, не хочется мыслить такими сугубо материалистическими категориями, ведь вера в чудо, трепет перед мистическими совпадениями, загробным, таинственным, они всегда живы в национальном характере, который не смогли перековать никакие идеологи недавнего прошлого.

Посмертная маска Гоголя, благодаря которой мы сегодня точно знаем, как он выглядел.

ФОТО: РИА «Новости»

Впрочем, большинство из них если и не подтверждены пока документально, это всего лишь дело времени и настойчивости исследователей.

Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 монастырь и кладбище на его территории были закрыты в связи с переквалификацией в колонию для несовершеннолетних. Когда останки Гоголя переносили на Новодевичье кладбище, обнаружили, что из гроба покойного украден череп...

Стоит заметить, что Сталин был давним тайным поклонником Гоголя. И сообщение о пропаже черепа привело диктатора в неописуемое бешенство. Тем более, что Сталин собирался отметить с большой помпой предстоящий через три года юбилей писателя. Он отдал приказ в кратчайший срок провести расследование и выяснить, кто украл череп и где он находится. Виновных наказать. Говорят, виновник был найден, но наказать его не смогли по причине смерти. Да и тайну черепа он унес с собой в могилу.

Засекреченные результаты расследования до сих пор хранятся в архивах ФСБ. Их наличие в неофициальной беседе сотрудники архива нам подтвердили. Попробуем и мы разобраться, что произошло с головой великого писателя.

Смерть

Последние четыре года своей жизни Гоголь провел в Москве в доме на Никитском бульваре.

В ночь с пятницы на субботу (8-9 февраля) после очередного бдения он, совершенно обессиленный, уснул на диване и вдруг увидел себя мертвым и слышал какие-то таинственные голоса. Наутро он вызвал приходского священника, желая собороваться, но тот уговорил его повременить.

В понедельник 17 февраля он лег в постель в халате и сапогах и больше уже не вставал. В Москве прослышали о болезни Гоголя, и 19 февраля, когда доктор Тарасенков приехал в дом, вся передняя комната была заполнена толпой гоголевских почитателей, стоявших молча со скорбными лицами.

Он умер, не приходя в сознание, в 8 часов утра 21 февраля. Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным.

Был ли Гоголь жив при погребении?

До сих пор очень много говорят о том, что Гоголя похоронили живым. Этот миф в очередной раз нужно развеять.

Подтверждением тому, что при погребении Гоголь был мертв, может служить выдержка из письма скульптора Николая Рамазанова: «…Когда я ощупывал ладонью корку алебастра - достаточно ли он разогрелся и окреп, то невольно вспомнил завещание (в письмах к друзьям), где Гоголь говорит, чтобы не предавали тело его земле, пока не появятся в теле все признаки разложения. После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон».

Поворот черепа, о котором много говорят, объясним. Первыми подгнили боковые доски у гроба, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».

Памятник и могила

Вскоре после похорон на могиле был установлен обыкновенный бронзовый православный крест. Константин Аксаков, сын друга Гоголя Сергея Тимофеевича Аксакова привез в Москву с берега Черного моря из Крыма камень, по форме напоминающий Голгофу - холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень из мрамора в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях. На нем был помещен стих из Священного Писания - цитата из пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся».

Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа, страстного почитателя Гоголя. В 1909 году, к 100-летнему юбилею писателя, была произведена реставрация захоронения. На могиле Гоголя установили чугунную решетчатую ограду и саркофаг работы скульптора Николая Андреева. Барельефы на решетке считаются уникальными: согласно ряду источников, они сделаны с прижизненного изображения Гоголя.

Сегодня на парадном захоронении писателя установлен помпезный памятник сталинской эпохи работы скульптора Томского с велеречивой надписью: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Тем самым было нарушено завещание Гоголя - в переписке с друзьями он просил не устанавливать над своими останками памятника.

Перезахоронение

В 1909 году, накануне предстоящих торжеств по поводу столетия со дня рождения Гоголя, по решению московской городской Думы приводилась в порядок обветшавшая могила писателя на монастырском кладбище при Свято-Даниловском монастыре. Рабочие отремонтировали и подземный склеп, где был установлен гроб с прахом Гоголя. Часть кирпичей из свода осыпалась. Работы на кладбище проводились под надзором настоятеля и монахов из хозяйственной службы. К назначенной дате реставраторы успели. В день юбилея на могиле состоялось торжественное богослужение. Ни о какой пропаже из могилы ни звука....

Через 20 лет, по решению советской власти кладбище при закрытом монастыре ликвидировали, комплекс передали для размещения колонии для несовершеннолетних преступников, а несколько особо ценных могил из акрополя было решено перенести на новом парадном кладбище, на Новодевичьем. Речь шла в частности о могилах Гоголя, поэта Николая Языкова и философа Алексея Хомякова. Перезахоронение Гоголя (01.06.1931) было обставлено торжественно. На кладбище по спецпропускам пригласили популярных писателей и общественно-политических деятелей. В их число вошли писатели Валентин Катаев, Александр Малышкин, Владимир Лидин, Юрий Олеша, Всеволод Иванов, поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, критик и переводчик Валентин Стенич. Помимо литераторов, при церемонии перезахоронения присутствовали историк Мария Барановская, археолог Алексей Смирнов, художник Александр Тышлер. Они-то и допустили утечку, а слухи моментально расползлись по столице: при вскрытии гроба обнаружилось – у скелета нет черепа, так и похоронили...

В дневнике бывшего члена Военно-революционного комитета в Москве, дипломата и писателя Александра Аросева «До жестокости откровенны» есть такая запись: «...26 мая 1934 года. На днях был у Вс. Иванова, Павленко, Н.Тихонова. Рассказывали, что отрыли прах Гоголя, Хомякова и Языкова. У Гоголя головы не нашли...»

Но обнародовать данные об этом удалось только в конце ХХ века. Так в числе первых появились воспоминания писателя, профессора Литературного института Владимира Лидина, опубликованные в журнале «Русский архив» (№1, 1990).

«...Могилу Гоголя вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток, и только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в свое время вдвинут гроб.

Черепа в гробу не оказалось и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки.

Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку... »

Собравшиеся творцы литературы растащили на сувениры, кто что успел. Так сам Лидин вырезал заранее припасенными ножницами кусок ткани из фалды, чтобы позднее сделать вставку для футляра первого издания «Мертвых душ». Всеволод Иванов (по другой версии не он) взял ребро Гоголя, директор кладбища комсомолец Аракчеев присвоил себе башмаки великого писателя... Говорят, писатель Малышкин. как все кинулся что-то выхватить из гроба, принес домой лоскут ткани, а ночью ему приснился сам Гоголь: огромного роста и грозно крикнул Малышкину громовым голосом: «а шинелька-то моя!». Испуганный видением Малышкин на утро поспешил к Новодевичьему кладбищу и запрятал похищенный лоскуток в куче свежей земли на новой могиле классика. Пуговицу и часть других вещей родственники вандалов вернули в конце марта 2009 года в только что открывшийся первый музей писателя в Москве. Но как же быть с черепом?

По версии Лидина, череп был извлечен из могилы в 1909 году. Якобы, тогда меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. «В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, – череп артиста Щепкина, другой – Гоголя, о третьем – ничего не известно», – писал Лидин в своих воспоминаниях «Перенесение праха Гоголя». Вряд ли эта версия (с хранящимися в музее черепами) имеет серьезное основание. Сталин бы докопался до истины и перенес череп в могилу. Но это не было сделано. Значит, даже предположив, что за этим стоит Бахрушин (запомним эту версию), усомнимся в том, что череп был выставлен на обозрение.

Гораздо больше можно поверить в то, что слухи об украденной голове позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе «Мастер и Маргарита». В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа Берлиоза, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах. Эту параллель заметил писатель Анатолий Королев, который даже написал роман «Голова Гоголя».

О чрезвычайном происшествии было доложено Сталину. Тот дал команду срочно расследовать дело. Чекисты арестовали всех тех монахов Даниловского монастыря, которые, несмотря на закрытие обители, все же – под разными предлогами – проживали на территории монастыря. В ходе допросов и всплыло имя похитителя - коллекционера и основателя театрального музея в Москве, Алексея Бахрушина. Монастырские власти знали о вандализме и проводили свое закрытое расследование еще в 1909 году, где выяснилось, что, приехав под вечер на могилу к рабочим, миллионер предложил большие деньги за череп Гоголя, и сделка состоялась.

Два дня на гонорар гробокопатели гуляли в трактире. А потом проболтались. За недосмотр монах из хозяйственной части монастыря был понижен в должности и переведен в другую обитель. О самом происшествии в монастыре решили помалкивать. До Бахрушина чекисты добраться не смогли. На свое счастье, он к этому времени уже умер. Обыски в музее и у наследников ничего не дали.

Более того, по слухам в коллекции миллионера было до 40 черепов. Не было найдено ничего. И где спрятано коллекция - неизвестно.

Незадолго до революции Бахрушин подарил все огромное собрание российской Академии наук. А после революции был назначен директором театрального музея имени Бахрушина по декрету самого Ленина. В этой должности он находился до самой смерти в 1929 году.

По слухам, череп Гоголя хранился в кожаном медицинском саквояже, среди анатомических медицинских инструментов. Так Бахрушин хотел обезопасить череп Гоголя в случае случайной находки: мало ли что держит в саквояже патологоанатом.

Леопольд Ястржембский, впервые опубликовавший воспоминания Лидина, в своих комментариях к статье пишет, что его попытки обнаружить в Центральном Театральном музее имени Бахрушина какие-либо сведения о якобы находящемся там черепе неизвестного происхождения ни к чему не привели.

Писатель Юрий Алехин, который в середине 80-х годов прошлого века провел собственное расследование обстоятельств, связанных с перезахоронением Гоголя, утверждает, что многочисленные устные воспоминания Владимира Лидина о событиях, происходивших 31 мая 1931 года на Свято-Даниловском кладбище, значительно отличаются от письменных. Во-первых, в личной беседе с Алехиным Лидин даже не упоминал о том, что скелет Гоголя был обезглавлен. По его устному свидетельству, донесенному до нас Алехиным, череп Гоголя был лишь «повернут набок», что, в свою очередь, мгновенно породило легенду о том, что писатель, якобы впавший в подобие летаргического сна, был похоронен заживо.

Позднее, по устному свидетельству Лидина, он и еще несколько литераторов, присутствовавших при вскрытии могилы Гоголя, из соображений мистического порядка тайно «похоронили» похищенную берцовую кость и сапог писателя неподалеку от его новой могилы на Новодевичьем кладбищ.

А, как утверждает Полонский, ребром Гоголя обманным путем завладел писатель Лев Никулин: «Стенич… зайдя к Никулину, просил ребро сохранить и вернуть ему, когда он поедет к себе в Ленинград. Никулин изготовил из дерева копию ребра и, завернутое, возвратил Стеничу. Вернувшись домой, Стенич собрал гостей - ленинградских писателей - и… торжественно предъявил ребро, - гости бросились рассматривать и обнаружили, что ребро изготовлено из дерева… Никулин уверяет, что подлинное ребро и кусок позумента сдал в какой-то музей».

Тем не менее, легенда о о том, что череп украл Бахрушин продолжает жить. Рассказывают, что голова Гоголя была украшена Бахрушиным лавровым венцом из серебра и помещена в застекленный палисандровый футляр, обшитый изнутри черным сафьяном. Согласно этой же легенде, внучатый племянник Николая Васильевича Гоголя - Яновский, лейтенант российского императорского флота, узнав об этом, пригрозил Бахрушину и отнял голову. Он пришел к нему с оружием и сказал, что если тот не отдаст череп, застрелит Бахрушина и застрелится сам. Но, якобы, это не потребовалось. Тот сам отдал череп.

А молодой офицер решил отвезти череп в Италию. Еще в 1908 году русские моряки помогали итальянцам справиться с последствиями ужасного землетрясения в Мессине. Правительство Италии высоко оценило вклад наших моряков и на очередную годовщину со дня трагедии пригласило русскую черноморскую эскадру к себе. Ожидался торжественный прием в Риме. Этим и решил воспользоваться Яновский, чтобы попасть в Италию. Однако, сам поехать не смог.

Весной 1911 года по договоренности с российской стороной в Севастополь прибыли итальянские крейсера, чтобы забрать прах своих соотечественников, погибших в Крымскую кампанию,. Их тела были захоронены на горе Госфорта.

Памятник сталинской эпохи работы скульптора Николая Томского с велеречивой надписью: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза».

Яновский решается просить капитана итальянского корабля переправить палисандровый ларец с черепом в Рим и передать его русскому консулу в Италии, чтобы тот захоронил череп по православному обряду. Эта необычная миссия выпала капитану Боргезе. Тот не смог сразу попасть к послу, а потом ушел в дальний поход, оставив голову дома.

Летом 1911 года младший брат капитана, студент Римского университета, отправился с компанией друзей в увеселительную железнодорожную поездку. Это был знаменитый тур римского экспресса по сверхдлинному - по тем временам - тоннелю. Решив подшутить над своими друзьями, юноша открыл коробку с черепом в туннеле. Перед въездом экспресса в толщу гор пассажирами вдруг овладела необъяснимая паника, состав окутывало густое молочное облако тумана. Двоим удалось по чистой случайности спрыгнуть с подножки вагона, остальные унеслись на поезде в небытие. Говорят, в момент, когда крышка была открыта – поезд пропал… Одним из спасшихся оказался Боргезе-младший. Именно с его слов репортеры получили первые сведения об исчезновении Римского экспресса в тоннеле... Легенда гласит, что поезд –призрак исчез не навсегда. Якобы, его иногда видят...

Следуя этой версии, голова Николая Васильевича осталась неупокоенной, чего так боялся писатель. Череп странствует в поезде-призраке.