Кто изобрёл стекло. "история стекла в истории человечества". Самое красивое древнее стекло

Нет ни одной пары в мире, которая бы хотя бы раз не поссорилась. Ссорятся все, и родители между собой, и родители с детьми, родственники, друзья, любимые, коллеги, маленькие и взрослые, молодые и пожилые, мужчины и женщины и даже влюбленные. Конфликты возникают по самым разным причинам - от совершенно, казалось бы, невинных, до действительно серьезных. Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо очень постараться, так как причин для них масса. И начать стоит именно с того, чтобы узнать, почему люди ссорятся и конфликтуют друг с другом. Знание этой информации обязательно поможет вам избежать разногласий и недопониманий со своими важными людьми. Ведь даже соответствующее поведение во время ссоры или сразу после, может коренным образом повлиять на исход конфликта.


Основные причины ссор

Почему же люди так часто ссорятся?

Люди ссорятся из-за отсутствия внимания и помощи

Ссоры чаще всего возникают из-за того, что людям кажется, что их игнорируют, ни во что не ставят и не хотят услышать и понять. Когда им плохо, тяжело, они устали и измучились, когда им так нужна поддержка, а они так и не могут получить её, они искренне не понимают, почему те, кто с ними рядом не замечают, как им сложно в одиночку справиться с тем, что на них навалилось и неважно, что для кого-то это не проблема. Для них это является проблемой, и они хотят, чтобы их поняли и услышали.


Часто бывает, что они сами не просят о сочувствии или помощи, считая, что об этом легко догадаться, лишь взглянув на них. Когда этого не происходит, могут вспыхнуть конфликты, которые вообще никак не связаны с происходящим. Любой повод, самый незначительный, способен стать последней каплей. Но в основе ссоры будет лежать именно это затаившаяся обида, что никто не замечает, как человеку тяжело, никто не спешит на помощь.

Тот, на кого они накричат или выскажут претензии, может даже не понять, что же такого ужасного он сделал, из-за чего такой конфликт, и в результате ссора. Поэтому, чтобы людям не ссориться, важно уметь говорить о том, что беспокоит, обижает, волнует, не стесняться просить о поддержки сразу. Кто как не тот, кто любит и находится рядом, её окажет. Ведь для этого совсем не обязательно что-то делать.

Многим женщинам достаточно сочувствия и слов, что понимают, как ей сейчас тяжело. Правда, мужчины привыкли реагировать на жалобы, предпринимая действия, которые как им кажется должны помочь. Им сложно ничего не делать, а женщины не способны порой это понять и обижаются, что он вместо слов поддержки, собирается пойти и поставить обидевшего её начальника на место. И ссора возникает уже, потому что женщина не сказала, что же ей конкретно нужно от мужчины, а он не понимает, почему все его предложения о конкретной помощи отвергаются, и она опять расстраивается.


Люди часто ругаются, если нет любви

Там, где любовь угасла, или её вообще никогда не было, если один из партнеров и пытается сказать или попросить о чем-то, его не понимают и не желают осознать, насколько ему или ей важно быть услышанными. Нет ничего удивительного, когда такое безразличие ранит. Тот, кто не находит время для близких, отмахивается от их просьб, слов, предложений или пытается успокоить какими-то общими фразами, вместо того, чтобы взять за руку и сказать, что готов услышать почему им тяжело, обречен на постоянное выяснение отношений с теми, кто находится рядом. Ругаться и ссориться в таких ситуациях - неизбежно.


Потому что подобное поведение заставляет людей чувствовать себя ущербными, плохими, теми, кого другие не уважают и не ценят, не понимают и не любят.


И возникает обида, потому что они не хотят себя считать плохими, не понимают, почему к ним так относятся, и чем они это заслужили. Такое отношение обижает не только, когда оно исходит от партнера, но и от руководства, детей, родителей, родственников, друзей. И пусть человек долго молчит, стараясь ничего не говорить и как-то пережить происходящее, все равно наступит момент, когда ему надоест быть все время хорошим, стараться заслужить чье-то признание, и он устроит разбор полетов.

Чтобы не ссориться, нужно выяснять отношения

Правильнее выяснять отношения сразу. Только вот страшно, потому что после этого нужно принимать решение: или расстаться с тем, кто настолько глух, слеп и привык, что все только ему, либо принять его как есть, больше не реагируя. Но как говорится, большинство людей все-таки надеются, что после очередной ссоры что-то поменяется, человек их услышит, осознает, что вести себя так нельзя, а когда этого не происходит, из-за страха принять решение, они продолжают ссориться и дальше. Из-за того, что жить с тем, чье поведение не устраивает, спокойно никогда не получится, ни у человека, который обладает нормальной психикой, ни у невротика, привыкшего страдать.

Понятное дело, если люди ссорятся, то есть тому причина. И чтобы избежать лишних конфликтов её всегда важно найти за массой слов, слез, ярости, обид и раздражения, которые выплескиваются во время попытки высказать словами то, что жжет изнутри. Если так и не разобраться, почему возникает такая бурная реакция, ссоры будут вспыхивать снова и снова.

Самые частые причины человеческих ссор

Люди ссорятся, отстаивая свое мнение

Каждый человек руководствуется своей шкалой ценностей, и именно она и его мнение, сформированное в соответствии с ней, является единственно правильным. А так как другие поступают точно также в своей жизни, нет ничего удивительного, что из-за этого люди ссорятся и ругаются. На этом фоне возникают противоречия и недовольство тем, кто не соглашается с другой точкой зрения, которая для кого-то является единственно верной.

Слишком самолюбивые люди стараются всегда настоять на своей точке зрения и если им встречается тот, кто с ней не собирается соглашаться, они не отступят и дело быстро кончится ссорой, от которой пострадают и его домашние, так как он вернется домой явно не в радужном настроении.

Часто люди ссорятся из-за испорченного кем-то настроения, особенно если человек излишне эмоционален, обладает низкой самооценкой и при этом довольно вспыльчив.

Из-за недопонимания и нежелания слышать люди ссорятся


Непонимание других людей, неумение их слышать, зацикленность только на своих делах также является причиной, почему люди ссорятся и ругаются. Потому что часто из-за подобной близорукости поведение окружающих воспринимается слишком предвзято. На самом же деле поведение других людей может вообще ничего не означать, люди заняты больше собой, чем другими и их интересы для них на первом месте.

Бывает, что за массой своих проблем, людям может не хватить сил услышать остальных, даже самых близких. Голова занята проблемами, тревогами, переживаниями, их вообще в этот момент беспокоит только собственное самочувствие и восстановление душевной гармонии. А это, для того, кто рядом остается незамеченным, является поводом, чтобы поссориться и обидеться.

Низкая самооценка человека является причиной его агрессии и ссор

Люди часто ссорятся и ругаются из-за низкой собственной самооценки и неуверенности в себе.

Воспитанные и добрые люди не станут игнорировать других, но даже их поведение может вызвать у другого человека претензии. И это уже будет связано не с тем, что они сделали, а с тем, что у этого человека слишком низкая самооценка, масса комплексов, он завидует, считает, что все ему обязаны и поэтому придумывает обиды, а когда их становится слишком много, устраивает скандал.

Никакие увещевания, попытки успокоить, искренние попытки понять, что происходит, не помогут. Пока он не выскажет все, что накипело, не освободит душу, он не успокоится. И в этот момент он начинает уже обижать того, с кем он рядом.

Неумение держаться сдержанно и высоко

Неумение выражать претензии, не обвиняя других, говорить, что испытываешь сам из-за слов, поступков того, кто расстроил, задел, вместо попыток заставить его почувствовать себя виноватым, плохим, ужасным и равнодушным к чувствам остальных тоже является ответом на вопрос, почему люди ссорятся и ругаются. Кому же понравится, когда его обвиняют, критикуют и заставляет чувствовать себя виноватым, а не решают возникшее недоразумение.

Чтобы в вашей жизни возникало как можно меньше ссор, постарайтесь относиться к происходящему менее серьезно. Это не значит игнорировать нарушение ваших интересов, это значит, привыкнуть говорить о том, что вас не устраивает, вам не нравится, сразу, когда это произошло. Но только в сдержанной спокойной форме, без криков, ненормативной лексики, унижений.


Если вам сложно держать себя в руках, чтобы поменьше ссориться и избежать серьезных последствий, перед дальнейшим разговором опишите на бумаге случившееся, свои чувства, и что хотите сказать обидчику и найдите возможность посвятить время каким-то физическим упражнениям. Важно остыть, переключиться на что-то приятное и полезное, нужно время. Можно быстро пройтись, отработать удары на груше, поприседать или потанцевать. Это позволит выплеснуть гнев, ярость, а затем еще раз взглянуть на произошедшее другими глазами. И уже после этого скажите человеку, чем он вас задел, не обвиняя его, а объясняя. Тот, кто вас ценит и уважает, безусловно примет это к сведению. Нет – решайте: или примите это, или больше с ним не общайтесь. Так вы сбережете свое здоровье и исключите любые причины для ссор и конфликтов.




Знание, почему люди ссорятся, какие же причины являются наиболее частым поводом для конфликтов и недопониманий, поможет тому, кто хочет их избежать. Правда, придется стать более терпеливым и осторожным, так как есть люди, которые сами могут искать повод, чтобы поссориться с кем-то. И здесь понадобится настоящая находчивость, чтобы уйти от ссоры, иначе защитить свое здоровье и хорошее расположение духа вряд ли получится, общаясь с таким человеком постоянно.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

Согласно древней легенде, первооткрывателями стекла были финикийские или греческие торговцы. Сделав во время одного из своих многочисленных плаваний остановку на острове, они развели костер на берегу. Песок от высокого жара расплавился и превратился в стекловидную массу.

Изобретение стекла относится к очень глубокой древности. Различные предания о том, какой народ, где и когда впервые изготовил стекло, малодостоверны, так что кто и когда изобрел стекло, неизвестно.

Появление стекла связывают с развитием гончарства. При обжиге на изделие из глины могла попасть смесь соды и песка, в результате чего на поверхности изделия образовалась стекловидная пленка – глазурь.

В Фивах (Египет) найдено изображение стеклодувов‑выдувальщиков, производство, напоминающее наше кустарное производство стекла. Надпись на этих изображениях ученые относят примерно к 1600 г. до н. э. Предметы, найденные при раскопках древних египетских городов, указывают, что в Египте находился центр стеклоделия, где изготовлялись урны, вазы, статуи, колонны и кувшины.

Стекло, которое получали в древности, существенно отличалось от современного. Оно представляло собой плохо сплавленную смесь песка, поваренной соли и окиси свинца – фритту. Ни материал, ни техника античности не позволяли изготавливать из стекла крупные предметы.

Стекольное производство в Египте давало декоративный и поделочный материал, поэтому изготовители стремились получать не прозрачное, а окрашенное стекло. В качестве исходных материалов использовали природную соду и местный песок, содержавший некоторое количество карбоната кальция. Низкое содержание кремнезема и кальция, а также высокое содержание натрия облегчало плавку стекла, поскольку снижало температуру плавления, но уменьшало прочность, увеличивало растворимость и снижало атмосферостойкость материала.

При производстве стекла различные компоненты смешивались в глиняных тиглях и сильно нагревались в специальной печи, сложенной из огнеупорного кирпича, до получения однородной светлой массы. Готовность стекла опытный мастер определял на глаз. По окончании плавки стекло разливали в формы или отливали небольшими порциями. Часто стеклянной массе давали остыть в тигле, который затем обламывали. Полученное таким образом стекло переплавляли и по мере надобности пускали в производство.

Первое стекло применялось для изготовления бисерных украшений. Бусы изготовлялись вручную, поштучно. Тонкую стеклянную нить обвивали вокруг медной проволоки, обламывая нить после каждой готовой бусины. Позднее для изготовления бисера вытягивали стеклянную трубку нужного диаметра и затем разрезали ее на бусины.

Вазы формовали на шишке из глины, обернутой тканью и насаженной на медный прут как рукоятку. Для более равномерного распределения стеклянной массы ее несколько раз быстро поворачивали. С этой же целью вазу прокатывали по каменной плите. После этого прут и шишку вытаскивали из изделия, давая ему остыть.

Окраска стекла зависела от введенных добавок. Аметистовый цвет стеклу придавала добавка соединений марганца. Черный цвет получали добавкой меди, марганца или большого количества соединений железа. Значительная часть синих стекол окрашена медью, хотя образец синего стекла из гробницы Тутанхамона содержал кобальт. Зеленое египетское стекло окрашено медью, желтое – свинцом и сурьмой. Образцы красного стекла обусловлены содержанием окиси меди. В гробнице Тутанхамона обнаружено молочное (глушенное) стекло, содержащее олово, и изделия из прозрачного стекла.

Из Египта и Финикии стеклоделие перешло в другие страны, где оно достигло такого развития, что хрустальная посуда стала даже вытеснять употреблявшуюся до того времени золотую.

Переворот в производстве стекла совершило изобретение процесса выдувания стекла. Позже, используя метод выдувания, научились делать из готового стекла длинные стеклянные цилиндры, которые «раскрывали» и выпрямляли, получая плоское стекло. Этот способ применяли для производства оконного стекла вплоть до 1900‑х годов, а для изготовления стекла, используемого для художественных работ, и позже.

Древние стеклянные изделия были обычно окрашены и являлись предметами роскоши, доступной далеко не всем, особенно дорого ценились изделия из бесцветного стекла.

В античности стекло не нашло существенного применения, даже зеркала тогда изготавливались преимущественно из металла. Но в последующие эпохи оно применялось все чаще и чаще. В Средние века получило широкое распространение использование цветной стеклянной мозаики для украшения окон в храмах.

Позднее Средневековье и начало Нового времени ознаменовались широким распространением стеклодувного производства. Большое развитие стеклоделие имело в Венеции. Будучи сильнейшей морской державой Средиземного моря, Венеция вела обширную торговлю со странами Востока и Запада. Видную статью этой торговли составляло стекло, отличавшееся необыкновенным разнообразием и большой художественной ценностью. Венецианцы изобрели мозаичное стекло, зеркала. Получая большие выгоды от торговли, Венеция всемерно заботилась о развитии у себя стекольной промышленности. Запрещался вывоз стекловаренного сырья, заключались договоры с другими странами на покупку у них битого стекла.

Стеклоделам предоставлялись многочисленные льготы. Одновременно с этим венецианцы ревниво охраняли секреты производства стекла, разглашение профессиональной тайны каралось смертью.

Остановимся на основных видах стекла, выпускавшихся венецианскими стеклодувами, организовавшими производство на острове Мурано близ Венеции.

Цветное стекло. Для его изготовления использовались окиси цветных металлов. Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди дает зеленый или красный тон, при помощи кобальта получается синее стекло, примесь золота дает рубиновое стекло и т. д. Первые сосуды из цветного стекла появились во второй половине XV в. И почти все они были расписаны эмалевыми красками. Любимым цветом в XVI в. был синий – azurro. Фиолетовое стекло – pavonazzo – также пользовалось большим успехом.

Эмалированное и позолоченное стекло из Мурано представляет самый большой интерес. Начало росписи стекла эмалью связывается с именем знаменитого мастера и выдающегося химика Анджело Беровьеро. Изначально эмалью расписывались сосуды из цветного прозрачного стекла, позже росписью стали покрывать и стекло молочного цвета. Венецианские сосуды раннего периода отличаются необыкновенно богатой росписью: изображались триумфальные шествия, свадебные процессии, сцены мифологического содержания, эротические сюжеты. Часто стекло украшали золотыми чешуевидными узорами и рельефными точками, исполненными разноцветной эмалью.

Прозрачное бесцветное стекло было изобретено во второй половине XV в. Это знаменитое венецианское cristallo. В названии подчеркнута бесцветность и прозрачность стекла по сравнению с ранее изготовлявшимся стеклом зеленоватого оттенка или цветным стеклом.

Филигранное стекло. Это бесцветное прозрачное стекло, украшенное стеклянными нитями, введенными в массу. Эти нити, обычно спирально скрученные, представляют бесконечно разнообразные сплетения. Чаще всего нити бывают белого (молочного) цвета. Судя по сохранившимся образцам, время изобретения филигранного стекла совпадает с утверждением ренессансных форм в венецианском стеклоделии.

Своеобразная разновидность филигранной техники – сетчатое стекло. Его получают из двух слоев прозрачного стекла с филигранным рисунком, наложенных друг на друга в обратном направлении. Образуется рисунок в виде сетки, причем в каждую клеточку помещается, как правило, воздушная капля.

Молочное стекло – непрозрачное белое стекло молочного оттенка (latticinio или lattimo ). Его получают путем добавления в стеклянную массу окиси олова. Сосуды XVI в., выполненные из окрашенного молочного стекла и расписанные эмалевыми красками и золотом, были, по‑видимому, первыми в Европе попытками подражать фарфору. Сегодня этот поддельный фарфор представляет собой величайшую редкость и ценится чрезвычайно дорого.

Агатовым стеклом принято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату. Агатовое стекло представляет большое разнообразие окраски и узора. Как известно, в минералогии агат составляет одну группу с халцедоном и яшмой. Поэтому в старых итальянских трактатах можно встретить также наименования яшмового и халцедонового стекла.

Авантуриновое стекло – особый род стекла, изобретенный муранскими мастерами в начале XVII в. На отшлифованной поверхности – бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект. Эти мерцающие точки на желтовато‑коричневом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. Изобретение авантуринового стекла приписывается династии Миотти, долгие годы хранившей тайну его изготовления.

Мозаичное стекло. Способ изготовления этого стекла замечателен. Берутся разноцветные стеклянные нити и спаиваются в узкий цилиндрический прут, поперечный разрез которого имеет вид звездочки, розетки или какой‑либо симметричной фигуры. Затем этот стеклянный прут разрезается на множество дисков, которые вводятся в стеклянную массу. Изделия, выделанные из мозаичного стекла, представляют собой пестрое поле, сотканное из звездочек, розеток и т. п.

Некоторые муранские изделия украшены узором, называемым кракелаж. Узор получался так: выдуваемый предмет, внутри которого поддерживалась высокая температура, опускался в холодную воду. Вследствие этого внешний слой стекла покрывается бесчисленными трещинами, которые, однако, не проникают в толщу стекла. Трещины остаются на поверхности стекла, украшая его своеобразным узором.

Процесс изготовления ваз в технике «пулегозо» основана на эффекте образования пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь для придания плотности веществу. Вазы выдуваются и обрабатываются вручную.

Гравированное стекло было известно уже в начале XVI в. Сначала венецианцы гравировали стекло алмазом механическим способом. Позднее был изобретен химический способ гравирования.

Бусы. Производство бус было известной и едва ли не самой доходной отраслью венецианской стеклянной промышленности. Бусы были известны под названием conterie. В широком смысле под термином conterie подразумевают не только бусы, но и бисер, стеклянные пуговицы, искусственный жемчуг, поддельные стразы и прочие мелкие предметы из стекла. Само название объясняется тем, что этот штучный товар очень легко и удобно считать (contare – по‑итальянски – считать).

Первым научным трудом по стеклоделию считается вышедшая в 1612 г. во Флоренции книга монаха Антонио Нери, в которой были даны указания об использовании окислов свинца, бора и мышьяка для осветления стекла, приведены составы цветных стекол. Во второй половине XVII в. немецкий алхимик Кункель опубликовал сочинение «Экспериментальное искусство стеклоделия». Он же нашел способ получения золотого рубина.

В 1615 г. в Англии для нагрева стеклоплавильных печей начали применять уголь. Таким образом повысилась температура в печи.

В начале XVII в. во Франции был предложен способ отливки зеркальных стекол на медных плитах с последующей прокаткой. Примерно в то же время был открыт метод травления стекла смесью плавикового шпата и серной кислоты, освоено производство оконного и оптического стекла.

На Руси стекло встречалось в виде бус еще в XIII в., но своих заводов тогда не было. Первый русский завод был выстроен лишь в 1634 г. шведом Елисеем Коетой. Завод выделывал столовую и аптекарскую посуду, первыми мастерами там были немцы, оказавшие большое влияние на развитие русской стекольной промышленности.

В 1668 году была начата постройка казенного завода в селе Измайлово под Москвой, который частично работал уже и на экспорт. Так, в Персию вывозили посуду «измайловского дела» – до 2000 кувшинов, графинов и мухоловок ежегодно.

Значительно быстрее шло строительство стекольных заводов в XVIII в. Особенно много в этом отношении сделал Петр I, который покровительствовал развитию стеклоделия, уничтожил пошлины на стеклянные изделия, выписывал немецких мастеров, посылал русских учиться за границу. По возвращении из заграничной поездки он построил казенный завод близ Москвы, на Воробьевых горах, который предполагали сделать образцовым стекольным заводом и одновременно школой для подготовки стекольных мастеров.

В 1720 г. был издан Указ «Об учреждении зеркальных заводов в Киеве». В царствование Елизаветы Петровны (1741–1761 гг.) около Москвы существовало уже шесть стекольных заводов.

В 1752 году было дано «позволение профессору М. В. Ломоносову завести фабрику для отделывания разноцветных стекол, бисера, стекляруса и других галантерейных вещей с привилегией на 30 лет». Среди вырабатывавшейся на заводе продукции было стекло для мозаичных работ («мусия»), из которого М. В. Ломоносов создал ряд картин, в том числе знаменитую «Полтавскую битву». После смерти Ломоносова завод перешел к его вдове и в 1798 г. закрылся.

В 1760 г. московский купец Мальцов получил дозволение устроить стеклянный завод для выработки хрустальной и стеклянной посуды, также зеркального, каретного и оконного стекла. Этот завод стал родоначальником известных впоследствии Мальцовских заводов.

Вплоть до середины XIX в. стекло варили в тиглях. В 30‑х годах XIX в. в России появились первые ванные печи для промышленного производства стекла.

В 1856 г. Фридрих Сименс изобрел регенеративную стекловаренную печь. В ней отработанные газы подогревают камеры предварительного нагрева, облицованные огнеупорными материалами. Как только эти камеры достаточно раскалятся, в них подают горючие газы и необходимый для их сгорания воздух. Возникающие при горении газы равномерно перемешивают расплавленное стекло, иначе перемешать тысячу тонн вязкого расплава было бы далеко не просто. Температура в регенеративной печи достигает 1600 °C. Позже такой же принцип был применен для плавки стали.

Современная стекловаренная печь – это печь непрерывного действия. С одной стороны в нее подаются исходные вещества, которые благодаря легкому наклону пода движутся, постепенно превращаясь в расплавленное стекло, к противоположной стороне (расстояние между стенками печи около 50 м). Там точно отмеренная порция готового стекла поступает на охлаждаемые валки. На всю длину стометрового участка охлаждения тянется стеклянная лента шириной в несколько метров. В конце этого участка машины режут ее на листы нужного формата и размера для зеркал или оконного стекла.

Следующим значительным этапом в развитии производства листового стекла был метод машинной вытяжки стекла, который разработал Эмиль Фурко в 1902 году. При этом способе стекло вытягивается из стекловаренной печи наружу через прокатные вальцы в виде непрерывной ленты и поступает в шахту охлаждения, в верхней части которой режется на отдельные листы. Машинный способ производства стекла был усовершенствован в дальнейшем в первой половине XX в. Из самых современных способов следует выделить так называемый метод Либбея‑Оуэнса и Питтсбургский метод.

Самым последним этапом в производстве стекла был запатентованный в 1959 году разработанный английским изобретателем Пилкингтоном флоат‑метод. При этом процессе, который можно приравнять к открытиям, стекло поступает из печи плавления в горизонтальной плоскости в виде плоской ленты через ванну с расплавленным оловом на дальнейшее охлаждение и отжиг. Огромным преимуществом флоат‑метода, по сравнению со всеми предыдущими методами, является, кроме всего прочего, более высокая производительность, стабильная толщина и бездефектность стекла, а также качество поверхности.

Среди твердых веществ неорганического происхождения (камень, металл) стекло занимает особое место. Отдельные свойства стекла сближают его с жидкостью. В нем не найти кристаллов. Не существует в нем и резкого перехода при какой‑то определенной температуре от жидкого состояния к твердому (или обратно). Расплавленное стекло (стекломасса) в большом интервале температур остается твердым. Если принять вязкость воды за 1, то вязкость расплавленного стекла при 1400 °C составляет 13 500. Если охладить стекло до 1000 °C, оно станет тягучим и в 2 млн раз более вязким, чем вода. (Например, нагруженная стеклянная трубка или лист со временем прогибаются.) При еще более низкой температуре стекло превращается в жидкость с бесконечно высокой вязкостью.

Главная составляющая стекол – диоксид кремния SiO 2 , или кремнезем. В наиболее чистом виде он представлен в природе белым кварцевым песком. Диоксид кремния кристаллизуется при переходе от расплава к твердому состоянию сравнительно постепенно. Кварцевый расплав можно охладить ниже его температуры затвердения, и он при этом не станет твердым. Существуют другие жидкости и растворы, которые также можно переохладить. Но только кварц поддается переохлаждению настолько, что теряет способность к образованию кристаллов. Диоксид кремния остается тогда «свободным от кристаллов», то есть «жидкообразным».

Перерабатывать чистый кварц было бы слишком дорого, прежде всего из‑за его сравнительно высокой температуры плавления. Поэтому технические стекла содержат лишь от 50 до 80 % диоксида кремния. Для понижения точки плавления в состав таких стекол вводятся добавки оксида натрия, глинозема и извести. Получения определенных свойств достигают добавками еще некоторых химических веществ.

Знаменитое свинцовое стекло, которое тщательно шлифуется при изготовлении чаш или ваз, обязано своим блеском присутствию в нем около 18 % свинца.

Стекло для зеркал содержит преимущественно дешевые компоненты, снижающие температуру плавления. В больших ваннах (как их называют стекловары), вмещающих более 1000 т стекла, сначала расплавляют легкоплавкие вещества. Расплавленная сода и другие химические вещества растворяют кварц (как вода поваренную соль). Таким простым средством удается перевести диоксид кремния в жидкое состояние уже при температуре около 1000 °C (хотя в чистом виде он начинает плавиться при гораздо более высоких температурах). К большой досаде стекловаров, из стекломассы выделяются газы. При 1000 °C расплав еще слишком вязок для свободного выхода газовых пузырьков. Для дегазации его следует довести до температуры 1400–1600 °C.

Открытие особой природы стекла пришло лишь в XX в., когда ученые во всем мире стали проводить крупномасштабные исследования атомарной и молекулярной структуры разных веществ посредством рентгеновских лучей.

Сейчас выпускают большое количество видов стекла. По назначению различают: строительное стекло (оконное, узорчатое, стеклянные блоки), тарное стекло, техническое стекло (кварцевое, светотехническое, стекловолокно), сортовое стекло и др.

Изделия из стекла могут люминесцировать под воздействием различных видов излучения, пропускать или поглощать ультрафиолетовое излучение.


Как, вы еще не читали? Ну, это зря…

Хоть выплавка стекла и была изобретена задолго до древнего Рима, настоящего успеха в этом ремесле добились именно они - римляне. Первое стекло появилось ещё из древних вулканов, когда двуокись кремния, содержащаяся в лаве, застывала - порождала собой крепкое и невероятно твёрдое стекло, которое называют обсидианом.

Есть несколько версий того, как человек изобрёл стекло . Первая легенда гласит, что, когда одно финикийское торговое судно попало в бурю, ему пришлось пришвартоваться на ближайшей пристани. Команда высадилась на песчаный берег, и для того чтобы подпереть чан с похлебкой решили использовать глыбы перевозимой соды, так как камней там не оказалось.

Утром, прибирая остатки костра, один из моряков заметил странный материал, не похожий на те, что он видел ранее. В золе лежали блестящие кусочки. Как утверждают древнеримские историки, так и было сотворено первое стекло - при помощи сплава соды и берегового песка.

Эта история передавалась из поколения в поколение, не подвергаясь ни единому сомнению. Так было ровно до тех пор, пока кое-кто не решил повторить опыт финикийских моряков. Как оказалось, жара от котла недостаточно, для сотворения необходимого сплава.

Другая легенда гласит, что стекло, совершено случайно изобрёл один древнеегипетский гончар . Однажды в примесь глины к изделию попала смесь песка с содой. Удивлению мастера не было границ, когда после обжига он увидел, что предмет получился не шероховатым, а покрытым гладкой пленкой. Можно считать, что это пленка и была первым в мире стеклом.

С тех пор мастер стал каждое изделие покрывать своим секретным материалом, добавляя различные примеси, чтобы выходил разный цвет окраски. Некоторые гончары подсмотрели, как это получается и стали пытаться сделать что-то подобное. Один мастер так небрежно смешал ингредиенты, что после плавки у него получился небольшой сгусток на изделии. Мастер, немного доработав образовавшийся из-за его невнимательности кусок, изготовил первое декоративное изделие из стекла.

Можно сказать, что истинными авторами стекла были именно древние египтяне . Самой древней стеклянной находке, обнаруженной на территории Египта, является зелёная бусина, возрастом около 5.5 тысяч лет.

Вскоре египтяне освоили ремесло стекловарения. Они начали изготавливать кубки, сосуды, вазы и многое другое. Варили его в глиняных чашах. Когда образовывалась вязкая, густая смесь - ей придавали нужную форму специальными инструментами. На лепку, мастеру отводилось не больше десяти секунд, ведь стекло практически моментально застывало. Поначалу, работа мастеров выглядела очень неуклюже. Большие и толстые стенки, неровная форма и неправильное строение сосуда, придавало ему совсем непривлекательный вид.

В древнем Риме, процесс изготовления стеклянных изделий подвергся значительному, но на первых взгляд очень простому усовершенствованию. Мастера догадались, что при помощи специальной трубки, они могут выдувать изделия - подобно мыльному пузырю. Мастер набирал комок жидкого стекла на конец трубки и постепенно выдувал его до тех пор, пока стенки пузыря не становились максимально тонкими. При помощи подручных инструментов, мастер придавал пузырю нужную форму. Так и получался кубок, ваза или другая его задумка.

Позже стали выдувать стекло в специальную металлическую форму с рисунком на внутренней стороне, который и отпечатывался на изделии, затем форму разбирали и извлекали готовое изделие.

С уверенностью можем сообщить, что работы римских мастеров могут поразить вас и сегодня. Они умели вложить один сосуд в другой, либо украсить изделие вторым слоем стеклянных полосок.

Не только это подверглось изменениям со времён древнего Египта. Римляне улучшили процесс стекловарения. Они пользовались настоящими стекловаренными печами, которые обкладывали камнем, в то время как в древнем Египте использовали глиняные горшки в качестве печи. В новых условиях, смесь, в самом деле, становилась жидкой, при более высокой температуре. Тогда же и выяснилось, что, если стекло нагревать до температуры свыше 1500 градусов, при застывании оно становится прозрачным.

Тяжело представить, сколько посуды было изготовлено с того времени, благодаря простому римскому изобретению - стеклодувной трубки. Оказалось, что если выдуть длинный и продолговатый пузырь, в котором отрезать дно и раскатать - то можно получить ровное и тонкое оконное стекло. Но оконное стекло научились делать только в 1330 году, благодаря французу Кокерею. Даже в наши дни, особо искусные изделия из стекла изготавливаются при помощи стеклодувной трубки, пришедшей из древнего Рима.