Магическое мышление: виды, польза и вред. Александр невеев - магическое мышление

Магическое мышление как попытка контроля реальности возникло ещё в первобытные времена. Тогда, не зная законов объективного мира, люди пытались защитить себя от ударов судьбы специфическими ритуалами. Удивительно, но сегодня, в XXI веке, во время расцвета науки и свободного доступа к знаниям многие по-прежнему зацикливаются на «магических ритуалах» в попытках воздействовать на постоянно меняющийся мир. В том, что такое магическое мышление, чем оно опасно и что собой представляет обсессивно-компульсивное расстройство, разбираемся вместе с практикующими психологами и ведущими исследователями.

Каждое новое столетие ставит человечеству условия, к которым оно не было готово: Первая и Вторая мировые войны поразили мир своей невиданной жестокостью и сломали психику целым поколениям, а относительно стабильный XXI обрушился на нас ежедневной изменчивостью реальности. Находясь в так называемом информационном обществе, мы ежедневно получаем потоки информации самого разного, порой полярного содержания, вынуждены осваивать новые программы и технику, регулярно повышать квалификацию, чтобы сохранить источник дохода, переосмысливать общественные процессы и самое главное — смириться с абсолютной нестабильностью повседневности.

Требования, которые нам предъявляет современность, затрагивают огромное количество психических ресурсов. Между тем, потребность в стабильности по-прежнему остается для нас одной из базовых. Реальность ускоряется, и в этих непростых условиях все больше людей прибегает к так называемому «магическому мышлению». Его суть заключается в том, что человек начинает думать, что его мысли, действия или слова оказывают определенное воздействие на окружающую его реальность.

Стоит заметить, что исследованием этого явления занимался еще Иван Петрович Павлов, который изучал склонность человека к попытке запрограммировать окружающую действительность.

Как отмечают современные специалисты, такая привычка может перерасти в зависимость, и в этом случае все свои победы и поражения личность станет объяснять тем, что «нагрубил кому-то в общественном транспорте», «не занял другу денег», «не стал выслушивать надоевшего ему товарища» и т.д. Варианты «магических действий» глубоко индивидуальны и разнообразны.

Кроме того, по мнению доктора социологических наук В.С. Свечникова и соискателя кафедры «Культурология» СГТУ Л.Н. Чевтаевой, мифы о магии устойчиво внедрены в коллективное бессознательное. Они отмечают:

Здравомыслящие граждане России, бизнесмены, политики, врачи, ученые понимают, что любые таинственные явления всегда интересуют массы и являются почвой для различного рода спекуляций.

Особенно это было заметно в 90-е гг. В период абсолютной нестабильности люди с особым рвением обращались к всевозможным магам, гадалкам и экстрасенсам. На протяжении этого времени, а в последствии и в 2000-х гг. телевидение, радио и прочие СМИ поддерживали интерес масс ко всему «таинственному»: особой популярностью пользовались передачи А. Кашпировского, шоу с экстрасенсами, звонки в студию к «магам», «разрешающим» на расстоянии любые проблемы — от алкоголизма мужа до серьёзных заболеваний.

В связи с этим Российская академия наук даже создала специальную Комиссию по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований.

При этом интересно, что многие понимают алогичность «магического мышления» и высказываются против такого метода контроля реальности. Однако проведенное в Великобритании психологом Е. Субботским исследование показало обратное. Один из экспериментов описывается так:

Взрослых испытуемых просили вообразить их будущую жизнь. После этого им пытались внушить, что а) наложенное на их будущую жизнь магическое заклинание изменит эту жизнь к лучшему или худшему (мифическое внушение), и б) изменение чисел на экране компьютера изменит их будущую жизнь к лучшему или худшему (обычное внушение). Все испытуемые отрицали, что изменение цифр на экране компьютера может повлиять на их будущую жизнь, однако в своих действиях они продемонстрировали веру в эту возможность.

Таким образом, можно сказать, что психически здоровые люди осознают нелепость «магических заклинаний», однако глубоко заложенное в бессознательном иррациональное зерно, в некоторых случаях связанное с детской травмой, а также с культурой (сказками, мифами, сказаниями, поговорками и местными суевериями) мешает им мыслить рационально и значительно повышает уровень тревоги.

Именно этим и опасно «магическое мышление». Получая иллюзию контроля над миром, человек начинает стремиться к «абсолютному всемогуществу» и старается запрограммировать неконтролируемое. В тех случаях, когда его действия совпадают с получением ожидаемого результата, он все больше верит в то, что нашел «волшебный способ» контроля окружающей среды. В обратном случае — винит себя за якобы «неправильные» мысли или действия.

Привычка мыслить «магически» чревата тем, что, казалось бы, безобидные действия довольно быстро прогрессируют в реальное психическое заболевание — обсессивно-компульсивное расстройство (далее – ОКР), принося личности тяжелые, порой невыносимые страдания.

ОКР представляет собой навязчивое состояние, которое характеризуется обсессиями и компульсиями, где обсессия является некой настойчивой, сильно пугающей или неприятной мыслью, приходящей в голову больного помимо его воли, а компульсия — особенным, глубоко индивидуальным ритуалом, который помогает временно избавиться от навязчивых мыслей.

Таким образом, сознание личности с разной степенью частоты посещают фобические, иногда отвратительные, несвойственные индивиду мысли. Среди самых распространённых — страх заразиться опасной, неизлечимой болезнью, подхватить вирус, потерпеть фиаско на работе или в учебе, потерять близкого человека и т.д. Иногда больной сталкивается с противными и несвойственными ему образами насилия, жестокости, сексуальных извращений, намерениями причинить кому-то моральный или физический вред.

Не имеющие ничего общего с личностью пациента мысли сводят его с ума, вгоняют в панику. Чтобы избавиться от них, он старается выполнять абсурдные, им же придуманные ритуалы. Самые частые из них — постоянное мытье рук, избегание наступать на определенные ступеньки лестницы, выстраивать книги и другие предметы в «нужном» порядке и т.д. Ритуалы могут быть очень различны. Например, некоторые люди испытывают страх перед тем, чтобы сделать репост в социальных сетях или поставить лайк, просто потому что им кажется, что может случиться «что-то плохое».

Психолог-консультант А.В. Духарева замечает:

Человек верит, что повторение определенных действий может защитить его от превратностей судьбы. Часто от таких клиентов можно услышать фразы вроде: «если я все сделаю правильно, то ничего не случится», «главное выключить свет с правильной/хорошей мыслью», «если я ошибся в последовательности действий, то важно все начать сначала» и т.п.

Обычно ОКР возникает по разным причинам. Это может быть как следствие увлечения магическим мышлением, так и детская травма, перенесенный стресс, моральное и физическое истощение, сильная загруженность на работе, нестабильность в профессиональной деятельности.

Угроза заключается в том, что в действительности никаких «волшебных» ритуалов не существует. Но искренне веря в их силу, пациент может тратить часы только на то, чтобы мыть руки, поворачивать ручки двери определенное количество раз, переписывать сообщения в социальных сетях, выбирая «правильный порядок слов» и пр. Страх, стоящий за каждым ритуалом, существенно различается у каждой отдельной личности. Например, люди, больные анорексией, могут запрещать произносить себе определенные слова или буквы из-за страха набрать вес. При этом ритуалы приносят лишь временное облегчение, заставляя человека самостоятельно погружать себя во внутреннюю тюрьму, полную невыносимых страданий.

Интересно, что большинство людей, подверженных ОКР, действительно понимают абсурдность ситуации, но ничего не могут исправить. Как правило, они скрывают свою болезнь, боясь осуждения и насмешек. По данным ВОЗ, В 2013 году от ОКР страдали от 1 до 3% населения. Однако, по мнению специалистов, эта цифра сильно занижена.

Важно и то, что, кроме большинства людей, осознающих алогичность своих поступков, пациенты с «психопатическим уровнем организации будут верить в то, что ритуалы действительно спасают их от фатальных последствий».

Хорошая новость заключается в том, что это заболевание излечимо. Советы психиатров универсальны. Человек должен чутко следить за своим состоянием и усилием воли пробовать нарушать цепочку его собственной «причинно-следственной связи», пытаясь выявить в причине удачи или неудачи не признак «правильного выполнения магических действий», а реальный поступок, осознать уровень тревоги, мешающий полноценной жизни, например, в виде проблем в отношениях, пищевом расстройстве, стрессовой работе, нестабильном бизнесе. Также психотерапевты предлагают доводить ритуалы до абсурда, то есть, к примеру, закрывать и открывать двери до того момента, пока человек просто не устанет и не осознает бессмысленность этого действа. Более того, врачи рекомендуют визуализировать свои страхи, представлять, а что бы случилось, если бы я «потерял работу», «набрал вес», «расстался с токсичным партнером» и т.д. В таком случае пациент, пусть и с долей большего дискомфорта и высокой тревоги, прорабатывает альтернативные варианты, которые помогают ему убрать фатальные сценарии из его жизни.

Как правило, пациенты, имеющие диагноз «обсессивно-компульсивное расстройство», проходят как медикаментозную терапию (обычно с помощью антидепрессантов и транквилизаторов), так и посещают психотерапевта, который помогает не только избавиться от навязчивых мыслей, но и старается помочь клиенту найти и обезвредить причину его тревог. Ведь все, что происходит с нами, будь то ОКР или паническая атака, по сути, является сигналом того, что в нашей жизни что-то идет не так. И наша психика начинает бунтовать, требуя более бережного отношения к себе и к своей жизни. Пересмотр жизненного сценария, осознание того, что пациент, возможно, идет не по своему пути или слишком много на себя берет, помогает ему вернуться к здоровой жизни.

Кроме того, важно помнить, что жизнь всегда была, есть и будет изменчивой субстанцией. В этом ее ценность и красота. Мы не в праве «забетонировать» настоящее, но мы имеем уникальную возможность жить без страха, наслаждаясь каждым днем, со всеми его удивительными сюрпризами или неприятностями, которые, в конечном итоге, избавляют нас от инфантилизма и делают сильнее.

Научное объяснение страха материализации мысли с точки зрения психоанализа.

МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
МАТЕРИАЛИЗУЮТСЯ ЛИ МЫСЛИИ НАДО ЛИ ВСЕГДА ПОЗИТИВНО МЫСЛИТЬ?

Ежек Наталия – психолог, психоаналитический психотерапевт, гештальт -терапевт. www.gesterap.ru

Частый повод обращения за психотерапевтической помощью связан с наличием повышенной тревожности, страхов. Пациенты беспокоятся из-за возможного неблагоприятного развития событий в своей жизни или переживают за своих близких. Эти переживания сами по себе уже доставляют дискомфорт и страдания. Но в своей практике я порой сталкиваюсь с тем, что эти состояния усиливаются из-за еще одного переживания – многие люди боятся, что их НЕГАТИВНЫЕ МЫСЛИ МАТЕРИАЛИЗУЮТСЯ. Т.е., чем сильнее люди тревожатся, боятся чего-то или испытывают негативные эмоции , тем больше они опасаются, что ЭТО СБУДЕТСЯ. Очевидно, что такое опасение еще больше усугубляет страдания людей и усиливает тревогу. В своей практике я сталкиваюсь с тем, что многих пациентов беспокоит вопрос – материализуются ли мысли? Было бы интересно поразмышлять на эту тему с разных позиций – и психоаналитических и социокультурных.

То, что мысли материализуются часто можно почерпнуть из высказываний эзотериков, парапсихологов и прочих представителей оккультных наук. Например, представители данных направлений говорят: «В любой ситуации говори себе: «Я – здоров!»» или «При любых обстоятельствах не переставай утверждать: Я – богат!»» Иногда доводится читать следующие утверждения: «Нельзя ругаться и злиться даже на предметы, они запомнят этот негативный заряд!» «Старайся меньше думать о плохом, ведь оно, как и хорошее, может сбыться силой вашей мысли».

Если предполагать, что наши мысли материализуются, то получается, что человек оказывается таким ВСЕМОГУЩИМ – подумал о несчастье – оно сбылось; настроился на позитив - и вот уже пожинает плоды своего позитивного мышления. Т.е. люди полагают, что СИЛОЙ СВОЕЙ МЫСЛИ ОНИ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА ОКРУЖАЮЩУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Давайте разберемся, откуда же пошло такое убеждение?

Людям, которые серьезно относятся к тому, что мысли материализуются присуще МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. Термин «МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ» обозначает убеждение в том, что посредством физических действий или мыслительных процессов можно оказывать влияние на внешние события. Магическое мышление означает веру в то, что, изменив свое настроение или ход мыслей, можно изменить внешнюю ситуацию (избавиться от болезни, выйти замуж, осуществить мечту). Это вера во ВСЕМОГУЩЕСТВО МЫСЛЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ МЕНЯТЬ ФИЗИЧЕСКУЮ РЕАЛЬНОСТЬ.

Давайте остановимся на том, ОТКУДА БЕРЕТ НАЧАЛО МАГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

February 17th, 2015 , 01:11 am


"Ребенок не может сказать: "Папа сегодня угрюмый, потому что у него неприятности на работе", или - : "Мама сегодня в депрессии, но я здесь не причем". Образ мышления ребенка относится к такому типу, который психологи и антропологи называют магическим мышлением , характерным для так называемых первобытных культур, детей и людей, находящихся в состоянии регрессии.

Иногда мне кажется, что у нас пол страны пребывает в состоянии магического мышления, а то и больше. Находясь в ситуации абьюза, или любой другой травматической ситуации, любой человек оказывается в состоянии регрессии.

Человек, пострадавший от абьюза (или находящийся в нем), живет в состоянии сильнейшего стресса, что является травмирующей ситуацией, приводящей к регрессу личности, одним из факторов которого являются когнитивные искажения, а в частности активация магического мышления.

Магическое мышление - характерная для примитивных ступеней развития человека и общества вера во всемогущество мыслей. Суть магического мышления состоит в убеждении, что мысли всемогущи и способны сами по себе менять физическую реальность:
"У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путем, должно произойти только потому, что он этого хочет". З. Фрейд. «Тотем и табу» (с) Википедия

Магическое мышление обозначает, что у человека в восприятии мира есть ментальная схема, в которой есть глубинная убежденность, что он может оказывать влияние на события внешнего мира посредством своих мыслительных процессов или физических действий.
На сегодняшний день в социуме активно пропагандируются бабкина терапия мракобесием эзотерические идеи о способности управлять своей жизнью через мысли и ритуалы. Средневековье в действии. Безусловно, наши мысли влияют на наше здоровье, карьерные достижения, отношения и другие аспекты жизни, но тогда, и только тогда, когда мы имеем реальную возможность совершать действия, соответствующие нашим мыслям. Очень опасно для индивида особенно при российском менталитете Иванушки-дурачка, лежащего на печи с умными мыслями брать идеи, подобные идеям из фильмов "Секрет", "Кроличья нора" или из ведического мракобесия, как инструкцию по улучшению жизни. Так как подобная ересь без критического осмысления, без реальной способности и возможностей строить свою жизнь, есть не что иное, как магическое мышление, способное в лучшем случае закончится фрустрацией. Потому что в реальном мире далеко не все может произойти так, как мы хотим, какие бы ритуалы мы не совершали в своей голове, в церкви или у колдунов. Способность принимать жизнь во всех ее проявлениях, способность принимать свою судьбу является результатом развития интегрированной личности. Это не означает, что ВСЕ действия бессмысленны. По аналогии, если при гриппе больному давать слабительное вместо жаропонижающего, вероятность летального исхода вырастет в несколько раз. При этом никто не отменяет символизм Юнга и его гипотезу о синхронии пространства.

Одна из самых первоочередных задач женщины, пережившей (или переживающей) травму отношений, восстановить свое критичное мышление. Как бы глубоко женщина не была погружена в газлайтинг - это возможно. Самым первым шагом будет письменное фиксирование фактов, которые имели место в отношениях. Ни слов, ни ощущений, а поступков, как своих, так и абьюзера. Это первый вдох за пределами газового тумана.

"Мышление, или познание, - это умственная деятельность, связанная с обработкой, пониманием и передачей информации.[...]
Однако чаще всего мы формируем наши понятия путем создания прототипов - наиболее характерных примеров конкретной категории. Чем ближе что-то подходит под наш прототип понятия, тем с большей готовностью мы признаем это в качестве примера данного понятия.[...]

Главным препятствием при решении задач является ригидность - неспособность увидеть проблему под другим углом зрения. Поскольку мы неправильно представляем себе проблему, нам трудно перестроится и подойти к ней по-новому. Тенденция повторять решения, которые срабатывали в прошлом, - этот тип ригидности называется умственным шаблоном .[...]

Гибкое рациональное мышление становится даже более затруднительным во время стресса и напряжения.
[...] Во время личных кризисов мышление тоже зачастую становится "закостеневшим".[...]

Другой тип ригидности скрывается под странным, но подходящим названием - функциональная ригидность. Это склонность воспринимать функции объектов в зафиксированном и неизменном виде." (с) Майерс "Психология"

Все прототипы в голове жертвы насилия о добре и зле, о том, что он все осознает и починится, о том, что он же отец наших детей, о том, что она сможет изменить ситуацию абьюза на ситуацию любви и другие, включая ее представление о себе самой за все время, которое женщина была в абьюзе - закостеневшие и ригидные. Женщина обязана пересмотреть все эти прототипы под другими, разными углами зрения. Это будет вторым шагом, вторым вдохом за пределами газлайтинга. Так как в социуме активно пропагандируется не только магическое мышление, но и гендерное насилие. Чем быстрее будут подвергнуты критическому пересмотру все клише и стереотипы в уме женщины, тем быстрее пойдет процесс. Зоны для анализа: 1. самооценка 2. семейные отношения 3. гендер - принадлежность к полу 4. родительско-детские отношения. Потому что:

"Качество всех наших отношений с другими прямо зависит от того, как мы относимся к себе. Лучший способ усовершенствовать свои отношения с другими и с трансцендентным - максимально полностью осознать свое отношение к себе." (с) Джеймс Холлис "Грезы об Эдеме"

При этом поиск информации будет приводить женщину, как к полезным, так и к вредным источникам. (к хреноведам, например) И здесь полезность найденного имеет смысл определять исходя из двух критериев:
1. будет ли у меня возможность совершать полезные для меня действия в реальном мире, если я возьму найденную информацию в свою жизнь.
2. моя физиологическая (соматическая) реакция при чтении информации, при применении ее в своей жизни.

Женщинам после абьюза стоит принять тот факт, что никакой суперсильной, очень умной и всемогущей тетки нет и в помине:

"Травма - это опыт полной беспомощности. Она представляет собой своего рода нападение на нашу личностную организацию, что делает для человека невозможным переработку такого опыта привычным способом. Психическое равновесие нарушено, и Эго больше не функционирует привычным способом. . [...]
Травмы, которые продолжаются годами, такие, как сексуальное насилие в семье, могут уничтожить личность
[...]

Например, утверждают, что психическая конституция взрослых позволяет им блокировать чувства и ограничить свое восприятие, чтобы защитится. Наличие защитных механизмов также препятствует слишком большой регрессии Эго, в то время, как при детских травмах регрессии, как правило, приобретают масштабы угрожающие жизни. [...]

Не выдерживает критики точка зрения, что структура личности, существующая до травмы, якобы имеет решающее значение для преодоления стресса. Холокост, например, разрушил все детские воспоминания, в том числе о безопасном детстве, которые должны были сохранить свое позитивное влияние. Всем интернализированым ценностям был причинен ущерб, и все объектные отношения изменились. Отсюда следует, что особенности личности до Холокоста никакого влияния на посттравматическую ситуацию не оказали." (с) Урсула Виртц "Убийство души"

Женщина, выходящая из абьюза обязана беречь себя, как новорожденного ребенка и восстанавливать себя так же заботливо и прилежно, как еле выжившего после тяжелейшей операции больного!

"- На что мне безумцы? - сказала Алиса.
- Ничего не поделаешь, - возразил Кот. - Все мы здесь не в своём уме - и ты, и я.
- Откуда вы знаете, что я не в своём уме? - спросила Алиса.
- Конечно, не в своём, - ответил Кот. - Иначе как бы ты здесь оказалась? " (с) "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролл

" Ты знаешь, кто ты? Ты знаешь, что с тобой произошло? Ты хочешь дальше так жить?" (с) Кристиня Янг "Анатомия страсти"

У примитивного человека имеется громадное доверие к могуществу его желаний. В сущности, всё, что он творит магическим путём, должно произойти только потому, что он этого хочет.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ТЕМА // Мышление на Миллиард Упражнение на Рсширение Денежного Сознания / #ИгорьМерлин

    Мышление, поведение, качества

    Как использовать свой мозг на все 100. Мысли как Эйнштейн!

    Субтитры

В религии

В главе «Анимизм, магия и всемогущество мысли» трактата «Тотем и табу » (1913) Зигмунд Фрейд высказывает гипотезу, что именно магическое мышление лежит в основе анимизма , религии и народных суеверий , а также, возможно, искусства . Отправление определённого ритуала (жертвоприношения , молитвы) или соблюдение табу , по логике магического мышления, способно вызвать тот или иной желаемый субъектом результат. Например, некоторые заклинания дождя строятся на имитации дождя путём мочеиспускания или подражания грозе, а заклинания плодородия - на демонстрации полового акта. Примитивные люди как бы «играют в дождь». При этом «расстояние не играет никакой роли и телепатия принимается как нечто само собой понятное»:

так как она-де открыла, что рядом с названной им лавкой находится склад гробов, траурных принадлежностей и т. п. Благодаря упомянутому намерению его бритва вступила в неразрывную связь с её мыслью о смерти. Можно быть уверенным, что, и не открыв такого соседства, больная все равно вернулась бы домой с запрещением употреблять бритву, потому что для этого было бы вполне достаточно, чтобы она на пути в лавку встретила катафалк , какого-нибудь человека в траурной одежде или женщину с погребальным венком. Сеть условий была достаточно широко раскинута, чтобы во всяком случае поймать добычу. Настоящей причиной запрещения пользоваться бритвой… было, разумеется, её противодействие окрашенному в приятное чувство представлению, что её муж может перерезать себе горло отточенной бритвой.

В психиатрии магическое мышление считается нормальным у детей до 3-5 лет и представителей «примитивных» культур .

В эстетике

О значении магического мышления для литературы и искусства Фрейд писал в статье 1919 года «Жуткое». Французский психоаналитик Октав Маннони в 1969 году объяснил с помощью магического мышления ряд парадоксов эстетики . Например, популярность фильмов ужасов и ряда других жанров объясняется тем, что несмотря на то, что основные их ходы и приёмы заранее известны зрителю, и несмотря на то, что он прекрасно осознаёт нереальность происходящего на экране, подсознательно он желает вернуться на уровень «детского», магического мышления. Этот парадокс предпочтения «детского» анимистического способа восприятия мира восприятию «взрослому», научному, Маннони выразил формулой: «Да, я знаю, но тем не менее…» (Je sais bien, mais quand même… )

Мифологическое сознание.

В антропологии и этнической психологии долгое время предпочитали использовать термин «мифологическое мышление» или «первобытное мышление». Однако этот термин не совсем корректен. Человек, воспринимающий мир сквозь призму мифа, имеет не только своеобразное мышление – он иначе осознаёт себя в окружающем, несколько другие у него и эмоциональная и мотивационные сферы личности. Поэтому более точным представляется термин «сознание». Характеристика мифологического сознания как первобытного так же не достаточно верна, так как довольно много его «пережитков» существует у современных людей. Большой вклад в понимание сознания и мышления людей прошлого, специфики мифологического восприятия мира внесли труды таких учёных, как Б. Малиновский, Дж. Фрэзер, Д. Кэмпбелл, К.Г Юнг и др.).

Мифологическое сознание – это самая ранняя историческая форма сознания человека, основной структурной единицей которого является миф.

Миф – это предание, в художественно-поэтической форме объясняющее то или иное явление окружающего мира. Миф содержит в себе элементы и науки, и философии, и поэзии, и религии, но не является ничем из этого перечня. Это особая форма познания и восприятия. При этом миф, в отличие от сказки, воспринимается рассказчиком и слушателями как истина. Он базируется на вере и эмоциональном сопереживании событий, о которых рассказывается в мифе.

Мифологическое сознание характеризуется следующими признаками.

    Целостность.

Первобытный человек не выделял себя из окружающей среды, он был частью его. Всё в мире находилось во взаимосвязи. Так, предками племён считались животные (так, среди многочисленных индейских племён было племя Орла, племя Кабана и др.), в каждом предмете и животном обитал свой дух, с которым можно разговаривать и договариваться (анимизм мифологического сознания). Поэтому охотники многих древних племён просили прощения у убитых животных и благодарили их за то, что они позволили себя убить. Кроме того, любой предмет окружающей среды мог стать амулетом, оберегающим от враждебно настроенных сил.

Элементы такого отношения к окружающему миру сохранились и до настоящего времени. Так, для многих наших современников характерно приписывание животным человеческих черт и мотивов поступков. Споткнувшись о какой-нибудь корень, человек может выместить на нём свой гнев (пнуть), «наказав» его таким образом (что вполне характерно для мифологического сознания). Человеку свойственно одушевлять и технику – достаточно пронаблюдать за «общением» с телевизором (часто, если он плохо показывает, весь ремонт сводится к яростным ударам по нему, что не имеет под собою рациональной логики, но вписывается в логику мифологическую) или с компьютером – с ним могут даже разговаривать, упрашивать, ругать, хвалить.

    Отсутствие деления на естественное и сверхъестественное.

В мифологическом сознании нет места для сверхъестественного. Всё в этом мире естественно, всё подчиняется единым законам – и всё известно, т.к. мифы объясняют все известные древнему человеку феномены среды. Боги, в отличие от христианского Бога или Аллаха, вполне досягаемые, они такие же обитатели нашего мира, как и люди, только обладают большими возможностями и олицетворяют природные стихии. Живут боги опять-таки не где-то «на небесах», а в конкретных местах – гора Олимп, гора Меру, на западе и т.д. Точно так же локализован в пространстве загробный мир.

Поскольку боги – часть этого мира, то с ними можно встречаться, спорить, обманывать и даже бороться с ними. Например, в центральноафриканских племенах в случае засухи охотники наказывают бога, отвечающего за дождь, путём высечения его статуи розгами или вбиванию в неё гвоздей. Экзекуция продолжается до тех пор, пока бог не пошлёт дождя. Причём такое поведение совершенно не исключает страха перед тем же самым богом – если он нашлёт ураган, то его будут уже задабривать. Множество примеров таких «житейских» отношений с богами можно обнаружить в древнегреческой мифологии.

    Относительность морально-этических понятий.

У древних племён было весьма своеобразное, с точки зрения современного человека, представление о морали. Его хорошо иллюстрирует известный пример. Христианский миссионер в Южной Африке в середине XIX века пытался объяснить зулусу, что такое «добро» и что такое «зло», а заодно пояснял, что нехорошо воровать коров. На эти рассуждения зулус ответил так: «Добро – это когда я угнал у соседа коров. Зло – это когда сосед угнал у меня коров». Воровство для миссионера и для современных европейцев – практически всегда осуждаемое деяние, это грех (заповедь «Не укради»). Для зулуса этот «грех» относителен. Убийство своего соплеменника осуждается, но убийство представителя другого племени если не поощряется, то не наказывается (в христианстве запрет на убийство носит абсолютный характер – пусть даже он фактически и не соблюдается). Если внимательно изучить мифологию, то обнаруживается, что в древних мифах нет злых богов. Боги такие же непостоянные, как и силы природы, которые ими олицетворяются. Бог Солнца добрый, когда светило ласково и помогает урожаю созреть. Но бог Солнца становится злым, когда приходит засуха.

    Символическое мышление.

Это базовая, общечеловеческая форма мышления. Если представить нашу психику в виде айсберга, то понятийное мышление лишь его небольшая верхушка, а основа – символическое. Этот вид мышления оперирует символами. Американский гештальт-психолог немецкого происхождения Рудольф Арнхейм выделил три вида образов.

    Изображение. Оно воспроизводит реальность конкретно и буквально

(документальная фотография) или в схематической форме (план города). Форма и содержание в изображении полностью совпадают, автор изображения имеет в виду только то, что изобразил.

    Символ – вид образов, имеющий конкретную чувственную форму, но

передающий, помимо конкретного, дополнительный, скрытый смысл. Например, красная роза – символ любви, изображение толстяка у некоторых народов – символ изобилия и богатства. Скрытый смысл так или иначе связан с конкретным изображением (яйцо выступает как символ жизни во многих мифологиях потому, что из яйца появляются живые существа).

    Знак. Вид образов, форма и содержание которых всегда являются

условными, искусственно создаными. О них всегда договариваются заранее. Если вы не подготовленный зритель, вы не обнаружите смысла в знаках. Например, к знакам относятся цифры, буквы алфавита, теоретические понятия (аутизм, имманентность и др.), условные обозначения (! ? +).

Один и тот же образ может быть и изображением, и символом, и знаком. Например, круг можно рассматривать, в зависимости от ситуации, и как мишень, и как символ солнца или луны, и как дорожный знак. Поэтому смысл символа определяется контекстом. В одном контексте чёрный цвет воспринимается как символ смерти, в другом – как символ ночи.

Ввиду того, что конкретное значение и смысл часто не совпадают, человек, попавший в другую культурную обстановку, зачастую не понимает смысла как в различных видах художественного творчества других народов, как и многих вещей, которые являются обыденными для представителей этноса, среди которых находится иностранец. Например, настоящие индийские танцы (имеющие мало общего с танцами в индийском кинематографе) являются глубоко символичными, так как каждый жест, каждая поза имеет своей смысл, т.е. они являются знаками. И там, где иностранец видит лишь танец, индиец может «прочесть» целую поэму. Такой же символизм присущ японскому театру «Но» и «Кабуки», пекинской опере и многим другим явлениям культуры разных народов.

Классическим примером символического мышления являются иероглифы – древнеегипетские и современные китайские, основа которых – не слова, а образы-символы.

    Вера в магию.

Магия – это управление силами природы посредством определённых ритуалов и средств ради достижения какой-либо цели. Пожалуй, вера в магию – один из наиболее устойчивых элементов мифологического сознания, в той или иной степени сохранившийся у всех народов мира.

Основа веры в силу магии коренится в представлении о целостности, взаимосвязанности всего мира и в символическом мышлении. Для мифологического мышления характерна убеждённость в том, что вещь и символ (изображение), обозначающий эту вещь – суть одно и тоже, они находятся в неразрывной связи. Чтобы магически воздействовать на человека, необязательно видеть его – достаточно соорудить его фигурку, использовав, правда, какую-нибудь вещь, принадлежащую объекту колдовства (волосы, ногти и др.). После чего можно приступать к магическому ритуалу, например, наведения порчи через повреждение статуэтки. Поскольку статуэтка связана с тем, кого она изображает, то на голову несчастного должны будут обрушиться несчастья.

Большинство ритуалов обязательно задействуют определённые словесные формулы. Слова так же обладают магической силой, и составленные в определённом порядке, могут воздействовать на силы природы и духов. Например, при раскопках древнеегипетских городов находили разбитые таблички, на которых были записаны имена вождей враждебных племён. Разбивая таблички и нарушая таким образом целостность имени, египтяне, с их точки зрения, наносили вполне реальный вред врагам – слово так же связано с вещью, как и любой другой символ, её изображающий. Слово имеет такую же силу, что и действие. Впрочем, магия была не только вредоносной, но и позитивной, которая строилась на тех же принципах.

В современном мире, даже среди рационально мыслящих людей, в большом количестве сохранилась вера в магию. Это и «диагностика и лечение по фотографии» экстрасенсов, и многочисленные суеверия (многие из которых базируются на том, что при помощи определённых действий – постукивание по дереву, вставание с правой ноги и т.п. – можно избежать неприятностей). Сжигания флагов и чучел так же восходят к древним магическим ритуалам – уничтожаемый флаг символизирует какую-либо ненавистную страну, а чучело (или портрет) – человека. Многочисленные «салоны магии» и предложения снять порчу свидетельствуют о том, что подсознательная вера в магию.

Мифологическое сознание до сих пор является господствующим у так называемых «традиционных» народов – племён Африки, Австралии, частично - у многих азиатских народов (индуистские народы, китайцы, японцы). Но и у европейских народов оно по-прежнему присутствует. Кроме вышеперечисленных пережитков, можно назвать попытки нацизма реанимировать древнегерманскую мифологию как замену христианству. Как ни парадоксально, глубоко мифологична и религиозна была коммунистическая идеология – несмотря на все слова о «научном коммунизме». Анализ коммунистической идеологии как мифологии выходит за рамки этнической психологии, поэтому интересующиеся этой темой могут обратиться к работам М. Мамардашвили , Л. Андреевой и А. Цуладзе . Кроме того, в обществе в большом количестве бытуют политические и национальные мифы, появляющиеся тогда, когда существует потребность в знании при отсутствии достаточного количества информации. В данном случае миф – это какие-либо сведения, воспринимаемые индивидом или обществом на веру как истина.

Религиозное сознание.

Религиозное сознание очень тесно связано с мифологическим, более того, исторически оно «оформилось» именно в рамках мифологии – как дальнейшее её развитие. Например, христианство как религия основано на еврейской мифологии, изложенной в Ветхом Завете. Но, несмотря на тесную связь с мифологией, религиозное сознание имеет ряд специфических черт. Следует отметить, что термин «религиозное» - условен, и черты, которые свойственны этому типу сознания, проявляются и в других сферах, кроме религиозной, в которой они выражены ярче всего. Человек, не являющийся приверженцем какой-либо религии, так же может быть носителем этого сознания.

    Выделение сверхъестественного.

Вместо прежнего, целостного восприятия мира, приходит образ мира как творения одного Бога. Мир разделяется на две части – естественная (природа и человек) и сверхъестественная (Бог). Бог находится над и вне природы, он существовал всегда и создал Вселенную. А значит, он не подчиняется законам этой Вселенной. Фактически, вместо мифологического представления о полностью познанном мире (мифы объясняют всё) появляется картина мира как разделённого на три категории: то, что уже познано человеком; то, что пока ещё не познано; и то, что познать невозможно никогда (Бог). Бог не живёт, как боги мифов, в нашем мире – он где-то на небесах, хотя, как пережиток мифологических представлений, ад располагается в нашем мире – под землёй.

Как следствие «нарушения» восприятия мира как единого целого, человек ставится над природой. Он – венец творения, царь природы, которая создана в первую очередь для человека. Отсюда – существенно изменившееся отношение к окружающей среде.

    Появление абсолютных морально-этических понятий и догм.

Как уже говорилось, для религиозного сознания характерно наличие абсолютных моральных истин и критериев. Более того, представители каждой из религий настаивают на том, что абсолютная истина принадлежит именно им, а всё остальное – «от лукавого». Если люди с мифологическим восприятием мира терпимо относились к чужим богам, признавая право каждого молиться кому хочется, то религиозная картина мира предписывает право только на одну правду и только на одну истину. Поэтому для религиозного сознания характерна категоричность. Добро является абсолютным, зло – тоже, мир мыслится в чёрно-белых категориях (это особенно свойственно для всех ветвей христианства и, в несколько меньшей степени – для ислама). Типичный пример общества с религиозной доминантой – США. Рональд Рейган, называя СССР «империей Зла», и Джордж Буш-младший, говоря об «оси Зла», состоящей из Ирака, Ирана и КНДР, обращались именно к религиозному сознанию своих соотечественников, т.к. в политической науке мы не найдём такого термина, как «Зло». Это совершенно ненаучно, и к мифологии, в которой зло не имеет какого-либо конкретного и абсолютного воплощения, отношения тоже не имеет. Но для американцев эти слова были понятны.

    Мессианизм.

Мессианизм – это стремление распространить свои взгляды и убеждения, как единственно верные, среди других людей, общностей и народов, а так же убеждённость в собственной особой миссии по распространению истины. Это явление мало характерно для представителей мифологического сознания, довольно терпимых к другим религиям. Убеждённость в том, что именно ты обладаешь истиной, побуждает к проповеди своих взглядов (необязательно религиозных) и ценностей среди других людей. В XX веке мессианизм был характерен и для СССР (стремившегося к мировой революции), и для США, которые и в начале XXI века продолжают распространять в мире свою систему взглядов.

Таковы основные черты религиозного сознания. Для него так же характерно символическое мышление и высокая эмоциональность (искренняя веря невозможна без глубоких эмоциональных переживаний), что связывает религиозное сознание с мифологическим.

Рациональное сознание.

Рациональное сознание часто называют научно-практическим. Это наиболее поздний исторический тип сознания, тесно связанный с развитием научного, рационального взгляда на мир. Если основой мифологии и религии являются вера и эмоциональное переживание, то основой науки – разум и объективность.

    Отсутствие сверхъестественного.

Наука не оперирует понятием «сверхъестественное». Окружающий мир делится на две категории – «то, что уже изучено», и «то, что пока не изучено». Таким образом, «сверхъестественное» попадает во вторую категорию. К ней же относятся те явления, которые не могут быть объяснены наукой на данном этапе её развития. Однако, к сожалению, часто происходит замена рационального анализа «здравым смыслом», иногда выражающимся во фразе «этого не может быть, потому что этого не может быть» (критика того, что Земля – круглая, потому что это противоречит «здравому смыслу»; критика идей о том, что падающие звёзды – это твёрдые тела, на основании того, что «на небе нет камней»; критика теории Эйнштейна).

    Отсутствие моральных понятий.

Наука так же не связана с моральными критериями и представлениями. На смену таким категориям, как «хорошо-плохо», «добро-зло» приходит критерий полезности для науки или выгодности. В психологии классическими выразителями этого подхода являются бихевиористы. По словам бихевиориста К. Лэшли (1890-1958), «старая психология настаивала, что должно остаться место для человеческих идеалов и стремлений. Но другие науки (физика, биология и физиология – прим. И.Л.) уже освободились от этого рабства, поэтому психология должна освободиться от метафизики и ценностей» [см. 11]. Ф. Зимбардо, известный американский психолог, обосновывал этичность некоторых своих экспериментов тем, что психологическое исследование морально оправданно, если приобретения в виде новых знаний превосходят убытки и ущерб.

    Понятийное мышление.

Научные дисциплины в большинстве своём оперирует абстрактными терминами и понятиями, т.е. оперируется в первую очередь на понятийное мышление (словесно-логическое). Примером абстрактности науки могут служить многочисленные научные теории, которые, абстрагируясь от частных случаев, устанавливают общие закономерности и связи.

В силу этой причины долгое время в научном мире отвергалась роль интуиции и инсайта в человеческом мышлении, равно как и других «иррациональных» проявлений человеческой психики. Во многом благодаря открытиям в психологии это отношение было пересмотрено.

    Фрагментарность картины мира.

Научная картина мира не является целостной, как и сама наука. Миф объединяет в себе все стороны человеческой жизни, человек религиозный объясняет все явления природы и собственной жизни через промысел Божий. Наука же разделена на множество течений и областей, например: физика, химия, биология (естественные науки), история, антропология (гуманитарные науки). В рамках этих отдельных наук выделяются всё новые специализации (в физике - квантовая физика, астрофизика и др., в истории – историография, философия истории, история различных временных периодов и др). Т.е. вместо достижения главной цели – составления единой картины мира (чем занимается философия как интегрирующая наука), наука движется прямо в противоположном направлении.

Рациональное сознание в настоящее время не является доминирующим ни в одной стране мира. Оно существует, тесно переплетаясь с мифологическим и религиозным. В школах (за исключением церковно-приходских) и университетах идёт формирование именно научного сознания, т.к. один из главных принципов педагогики – научность преподаваемого знания. Однако во многих случаях жители даже западных, «рационалистических» стран, оперируют мифологическими и религиозными понятиями и символами («американская мечта», «общечеловеческие ценности»

Таким образом, мы рассмотрели три исторических типа общественного сознания. Знание их особенностей позволяет понять очень многие специфические черты психологии и культуры этносов. Крайне сложно «проникнуть» в психологию большинства народов Азии, Африки, Южной Америки и Океании, не обращаясь к мифологическим и религиозным типам их общественного сознания, как это делали европейские учёные-рационалисты в XVII – нач. XX вв.

Вопросы для самопроверки.

1. Что понимается под историческими типами общественного сознания?

2. Каковы особенности мифологического сознания.

3. В чём отличие религиозного сознания от рационального?

Литература.

1. Альбедиль М.Ф. В магическом круге мифов. М., 2001.

2. Андреева Л. Религия и власть в России. М., 2001.

3. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 2001.

4. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1978.

5. Малиновский Б. Магия, наука, религия. М. .1998.

6. Кэмпбелл Д. Мифический образ. М., 2002.

7. Кэмпбелл Д. Мифы, в которых нам жить. Киев, 2002.

8. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами. Киев, 1998.

9. Мамардашвили М. Философия и религия. СПб., 2000.

10. Фрезер Д. Золотая ветвь. М., 1998.

11. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002

12. Цуладзе А. Политическая мифология. М., 2003.

Лекция 5. Специфика межнационального восприятия. Этническая идентичность. Проблема характеристики национального менталитета.

Специфика межнационального восприятия

Народы мира находятся в постоянном взаимодействии друг с другом, поддерживают политические, экономические, культурные контакты. Разумеется, что постепенно у каждого народа образуется свой набор стереотипов, типичных представлений о других нациях. На эти стереотипы накладывают свой отпечаток не только и не столько текущие контакты, но и исторический опыт – войны, союзы, исторический опыт взаимодействия. Поэтому стереотипы могут изменяться во времени. Например, в начале XIX века немцев характеризовали как ленивых и неорганизованных (!) мечтателей. Подобное представление обуславливалось политической раздробленностью Германии, а так же большим влиянием в литературе и поэзии немецкого романтизма. После объединения Германии, двух мировых войн экономического возрождения ФРГ стереотип кардинально поменялся: немцы - педантичные, трудолюбивые, но лишённые воображения люди. Другим примером может послужить восприятие многими африканцами всех белых людей как исключительно богатых людей (схожее с восприятием иностранцев в СССР). Большинство стереотипных представлений очень устойчиво.

На межнациональное восприятие влияют не только формировавшиеся веками стереотипы. Огромную роль в нём играет состояние современных международных отношений и их освещение в средствах массовой информации (СМИ – газеты, журналы, телевидение, радио) и киноиндустрии. Собственно говоря, современный человек узнаёт что-либо о других странах в первую очередь из СМИ, которые освещают многие события достаточно однобоко. Так, сообщения из России или арабских стран в американских СМИ появляются чаще всего в связи с террористическими актами, арестами известных деятелей и т.п. Под воздействием подобного потока информации постепенно формируется стереотипное восприятие страны и этноса (арабы – террористы, в России всё ужасно и жить невозможно и др.). Американский учёный арабского происхождения А. Шахин провёл исследование образа араба в изображении американских СМИ . Почти все стереотипные изображения являются негативными. Араб в СМИ США это: террорист; богатый нефтяной шейх; сексуальный извращенец, часто занимающийся продажей в рабство европейских или американских женщин; бедуин, извечный обитатель пустыни, дикарь и невежда. Шахин отмечает, что проблема не столько в том, что имеют место подобные стереотипы, сколько в том, что они не уравновешиваются позитивными образами, которые вносили бы коррективы в воспринимаемую ментальную реальность. Таким образом, СМИ сами участвуют в формировании негативных (или, значительно реже, позитивных) стереотипов. К сожалению, для многих современных СМИ характерны погоня за сенсацией или же негативными фактами, и обычная жизнь людей в разных странах остаётся «за кадром».

Ещё один фактор, влияющий на межнациональное восприятие – это личностные симпатии – антипатии. Личностное отношение к той или иной стране обуславливается воспитанием в семье, модой на ту или иную страну, увлечённостью культурой. Российский журналист А. Куланов, специализирующийся на Японии, не без иронии пишет: «Мне кажется, всех нас в общении с японцами можно разделить (весьма условно) на три категории. Первая – это те, кто относится к Японии с пиететом, любовью, уважением, пониманием. Их можно назвать японофилами. Главная опасность для этих людей – полюбить то, чего нет… Во вторую категорию я включаю людей, которые Японию не любят, не понимают, воспринимают отрицательно… Есть ещё третья категория – «сумасшедшие». Увы, это реальность, и реальность довольно навязчивая. В своей любви к Японии они доходят до фанатизма». . Личное отношение и информированность играют большую роль в межличностном общении, они могут идеализировать или наоборот, «демонизировать» представителей того или иного этноса, но на уровне массового сознания господствуют стереотипы.

Не меньшую роль в межнациональном восприятии играет и этническая идентичность общающихся. Этническая идентичность : составная часть социальной идентичности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. В её основе – миф об общих культуре, происхождении, истории. Социальная идентичность: часть Я-концепции человека, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе или группах вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству (Р. Тэшфел).

Этническая идентичность имеет два составных компонента.

    Когнитивный компонент – знания, представления об особенностях своей группы.

    Аффективный компонент – чувство принадлежности к группе, оценка её качеств.

Они могут не совпадать. Так, есть еврейские семьи, которые изучают еврейскую культуру, посещают синагоги и культурные мероприятия (когнитивный компонент), но всё же ощущают себя русскими, а не евреями, и их поведение определяется ценностями, характерными для русского менталитета. Так же и потомки российских эмигрантов за рубежом могут многое знать о России, на когнитивном уровне считать себя русскими, но аффективно (на эмоциональном уровне) ощущать свою принадлежность к этносу, проживающему в стране их пребывания. Подобное явление называют этническим диссонансом.

Формы этнической идентичности.

    Древнейшая форма – осознание родства по крови и браку.

    Осознание общности происхождения. Появляются мифы, повествующие о происхождении племени и народа от прародителей (тотемы, перволюди). Появляется культ предков

    Идея территориальной общности.

    Этническая эндогамия – запрет вступать в брак с представителями чужого народа.

    Идентичность по языку и культуре (с XVIII века).

    Общность исторической судьбы

Таким образом, этническая идентичность играет большую роль в самовосприятии народов, а так же в межнациональных отношениях, зачастую провоцируя этнические конфликты, связанные со стремлением многих народов утвердить свою этническую идентичность.

Проблема характеристики национального менталитета. Перед исследователем, взявшимся за изучение и характеристику менталитета того или иного этноса постоянно встаёт следующая проблема: что и о чём именно писать? Что в психологии народа является базовым, а что – вторичным, «производным» от базовых категорий? Рассказать обо всех явлениях невозможно, не хватит никакого объёма, так как придётся описывать абсолютно все сферы человеческой жизни и деятельности. Поэтому необходимо определиться с важнейшими составляющими менталитета народа. Мы выделили пять таких составляющих. При этом следует понимать, что эти составляющие выделены с некоторой долей условности – человеческую психологию трудно уложить в прокрустово ложе классификаций, поэтому многие психологические явления «кочуют» из одной категории в другую.

Историко-географическая среда и специфика цивилизации. Любой народ – продукт исторического и географического развития, его менталитет формируется как исторической, так и природной средой. Цивилизации, к которым принадлежат этносы, так же имеют свою специфику, которая накладывает свой отпечаток на менталитет народов, вне зависимости от их происхождения и культурных особенностей.

Религиозная специфика. Религия – один из важнейших культурных и психологических факторов развития самосознания этносов. Религию можно отнести не столько к этническим, сколько к цивилизационным (над-этническим) факторам, влияющим на менталитет. Часто этническая идентичность равна религиозной, т.е. именно религия становится «границей» между этносами. Например, боснийцы (босняки), проживающие в Боснии и Герцеговины, считаются отдельным народом именно по религиозному фактору – они мусульмане, а сербы, которые имеют с боснийцами один язык, общее происхождение и во многом историческую судьбу – православные. Хорватский этнос так же в основу своей идентичности и самосознания имеет религию – они католики, что противопоставляет их близкородственным сербам и боснийцам.

Латыпов , А.А.Павлова, Н.Д.Павлова, 1995). Психосемантические методы... : ее заведующая, пять медицинских (клинических) психологов , психолог медицинской комиссии городского военного комиссариата...