Публичное выступление: виды, особенности, правила, как научиться. Как выбрать тему для выступления в ораторском клубе

Главной составляющей ораторского искусства является публичная речь. Она представляет собой элемент речевой деятельности, появляющийся в ходе общения между оратором и публикой.

Публичная речь необходима для информационного воздействия на аудиторию, внушения и убеждения. Публичные выступления включают в себя произношение текста или диалога, пассивно влияющего на слушателей. В них присутствуют следующие признаки: индивидуальная структура текста и логичное завершение.

Монолог и диалог одинаково необходим для построения лаконичной речи. Элементы диалога помогают разбавить однотонный текст, завлечь слушателя в разговор, что считается необходимым условием ораторской деятельности.

Для удачного взаимодействия с людьми оратору понадобятся следующие навыки:

  • быть уверенным в себе;
  • уметь беспрерывно разговаривать на одну тему;
  • кратко, лаконично выражать мысли, правильно и грамотно выстраивать слова в предложении;
  • уметь заинтересовывать аудиторию;
  • артистизм и харизма;
  • дар убеждения.

Текст оратора должен соответствовать трем правилам: понятность, информативность и выразительность. Публичной речи свойственен переменчивый характер, ее успешность зависит от взаимопонимания с аудиторией и налаживания с ней психологического контакта.

Ораторы выступают на стадионах, сцене, телевидении. К публичному выступлению относится произношение текста перед руководством компании, потенциальным работодателем, друзьями. Публичное выступление помогает проявить себя в профессиональной сфере или другой деятельности. Искусство публичного выступления подвластно не каждому человеку, но ему легко обучиться, посещая тренинг публичного выступления и выполняя специальные речевые упражнения.

Различают следующие виды публичной речи:

  • Социальная публичная речь помогает выразить родственные или общественные отношения. Сюда входят поздравления на праздниках, свадебные тосты, поминальные речи.
  • Церковное красноречие заключается в проведении проповеди, общении с церкви служителями. Такой вид не содержит логики, аргументов, профессиональной терминологии, слушатели не ищут в ней конкретных фактов.
  • Судебное красноречие присутствует в судебной практике. В отличие от церковного содержит четкий стиль изложения и аргументацию. Судебная устная публичная речь состоит только из фактов, делится на обвинительную и защитную. Такие виды публичных выступлений отличаются от других своей степенью ответственности, так как содержание речи влияет на судьбу человека.
  • Академическое искусство публичной деятельности несет конкретную наполненную профессиональной терминологией или научными выражениями речь. Сюда входят следующие жанры публичных выступлений: научные доклады, обзоры, лекции.
  • Политические жанры публичной речи представляют собой произношение речи на темы экономики, политики, социальной сферы. Политическое красноречие проявляет себя на митингах, агитаторских и патриотических мероприятиях.

Помимо видов, различают методы красноречия, которые помогают составить четкий и понятный текст, максимально приближенный к цели. Методы красноречия разработаны много веков назад, включают в себя отдельные правила публичного выступления:

  • Красноречие заключается в употреблении кратких, понятных для аудитории текстов.
  • Главная функция оратора заключается в донесении до аудитории полезной, достоверной информации. Методы или приемы влияния на слушателей не должны нарушать их права. Но далеко не всегда психологические особенности публичного выступления соответствуют требованиям этики.
  • Не рекомендуется «растягивание» речи перед большой аудиторией, потому что внимание людей кратковременно, легко рассеивается
  • Перед тем как выступать перед публикой следует научиться различать ее эмоциональное настроение.
  • Психология публичного выступления устроена таким образом, что от структуры приготовленного текста, употребления, призывающих к действию фраз зависит конечный результат мероприятия. Важную информацию располагают только вначале и конце речи. Такая специфика построения необходима для успешного и эффективного донесения материала, так как внимание публики в эти периоды максимально.
  • Речь оратора должна соответствовать нормам этики. Культура публичной речи соблюдается при любом условии, считается необходимым элементом произношения речи.

Эти правила не являются обязательным условием выступления оратора. Построение публичной речи зависит от вида, состава аудитории, ее деятельности и самого оратора. Приемы и правила выступлений определяются во время подготовки речи. Только постоянная тренировка дикции, ежедневные упражнения помогут добиться успехов и признания публики.

Особенности публичной речи

Существуют некоторые психологические особенности публичного выступления. Они заключаются в общении между оратором и аудиторией, вытекают из диалога между ними. Отношение двух сторон коммуникации носит объективно - субъективный характер, выступает в качестве совместной деятельности или сотрудничества.

Речь оратора имеет ряд особенностей:

  • Обратная реакция аудитории. Во время произношения речи оратор может видеть реакцию людей на его слова, наблюдать за переменной настроения публики. Отдельные слова, вопросы, мимика слушателей помогают понять их настроение и желание. Благодаря наличию обратной связи имеется возможность подкорректировать свою речь. Она преобразовывает монолог в диалог, устанавливает связь с публикой.
  • Устная речь. Особенности устной публичной речи заключаются в налаживании живого диалога между участниками. Устная форма общения имеет цель в виде конкретного собеседника и полностью зависит от него. Важным моментом выступления является организация речи для наиболее легкого понимания и восприятия. Устное публичное выступление очень эффективно, так как в отличие от письменного усваивает до 90% информации.
  • Связь литературы и устной речи. Перед выступлением оратор готовит и обдумывает свою речь, используя научную, художественную или публицистическую литературу. Уже перед публикой он преобразовывает заготовленный текст в интересную и яркую речь, которую сможет понять любой человек. Только в ходе живого выступления оратор выстраивает предложения, учитывая реакцию окружающих, тем самым переходя от книжного текста к разговорному стилю.
  • Средства общения. В ораторской деятельности используются разные приемы воздействия и средства общения между участниками. Это вербальные и невербальные средства: мимика, жесты, интонация. Немаловажную роль играет культура публичной речи и соблюдение этики.

Требования и технология публичного выступления

Для того чтобы уметь выступать в разных речевых жанрах необходимо сначала научиться готовить тексты в различных стилях. Различные жанры выступления на публике предполагают использование разного рода приемов и правил для воздействия на аудиторию.

Общие приемы и требования к публичному выступлению:

  • Начало речи тщательно продумывают и готовят. Неудачно начатый диалог способен испортить имидж оратора.
  • Драма. Присутствие драматизма важно в любом речевом жанре. Она помогает заинтересовать публику путем спора или конфликта, используется в жизненных историях, описании происшествий, трагедий.
  • Эмоциональность в публичной речи считается обязательным условием выступления. Аудитория должна чувствовать не безразличность оратора к теме выступления, его отношение и переживание. Монотонный диалог без выражения эмоций не вызовет должного отклика аудитории.
  • Краткое изложение мыслей. Краткая четкая речь воспринимается слушателями лучше, вызывает больше доверия. Чтобы укладываться в отведенное для выступления время необходимо научится разговаривать кратко. Не зря говорят: «Краткость - сестра таланта».
  • Разговорный стиль речи. Требования к публичному выступлению включают в себя стиль выступления. Он должен быть разговорным, выглядеть как беседа между людьми. Разговорный стиль речи помогает легче усвоить информацию, привлечь внимание к теме. Нельзя употреблять много иностранных, научных терминов, непонятные слова заменяются на понятные.
  • К окончанию выступления подготавливаются также тщательно, как к началу. Завершающий этап речи обязан привлекать внимание яркими и понятными фразами. Заключительные слова нужно отрепетировать для постановки правильной интонации голоса и тона.

Техника публичного выступления включает в себя 12 последовательных шагов, необходимых для достижения наилучшего результата в ораторской деятельности. Она понадобится для написания правильной речи и удачной ее интерпретации.

Технология публичного выступления:

  • Определяем цель речи.
  • Изучаем состав аудитории.
  • Создаем образ для выступления.
  • Определяем роль для выступления (кумир, хозяин, покровитель, добро, зло).
  • Пишем речь.
  • Проверяем ее согласно правилам написания публичного текста, соответствию моральным требованиям.
  • Выстраиваем речь согласно правилам визуального, кинетического, аудиального восприятия.
  • При необходимости подготавливаем место выступления.
  • Настраиваемся на удачный исход выступления.
  • Само выступление.
  • Прислушиваемся к критике.
  • Следим за реакцией публики, выполняем анализ произведенного впечатления.

Выступив перед публикой, не останавливаемся на полученном результате, выполняем анализ выступления. Техника публичного выступления включает в себя следующий необходимый анализ речи: структура текста, тон произношения, интонация, структура речи, интерес публики к оратору.

Анализ необходим для дальнейшего исправления речевых или поведенческих ошибок, а также для оттачивания навыков.

10 основных ошибок начинающего оратора

Мастерство публичного выступления заключается в изучении частых ошибок других мастеров красноречия. За многовековую историю красноречия специалисты изучили распространенные ошибки публичного выступления опытных и начинающих ораторов. Научиться профессиональной ораторской деятельности, используя приемы и советы в общении опытных людей намного прочее, чем самостоятельно пройти длинный путь проб и ошибок.

Выделяют 10 ошибок начинающего оратора:

  • Различие интонации и тона речи с ее содержанием.
  • Недопустимо употребление оправдания это выглядит непрофессионально.
  • Не стоит извиняться перед публикой.
  • Неуместная мимика.
  • Неправильный подбор слов и частиц «не».
  • Скучный монолог без присутствия юмора.
  • Всезнающий вид оратора, высокомерие.
  • Много лишних суетливых движений по сцене.
  • Монотонная не эмоциональная речь.
  • Неправильно расставленные паузы в предложении.

Для того чтобы лучше изучить искусство публичной речи для начинающего оратора пригодятся работы следующих авторов:

  • Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично».

Дейл Карнеги выпустил книгу в 1956 году. Она стала дополнением к выпущенным в свет работам по мастерству публичного выступления. Книга содержит приемы, правила, упражнения для удачной профессиональной ораторской деятельности. Дейл Карнеги американский писатель, знаток красноречия, его книга пригодится как для начинающего, так и опытного оратора.

  • Игорь Родченко «Хозяин слова».

Игорь Родченко специалист по речевым коммуникациям, директор известной тренинговой речевой компании, ведет тренинг публичного выступления, является заведующим кафедры сценической речи и риторики Санкт-Петербургского университета. Книга «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления» Игоря Родченко содержит главные вопросы по психологии публичного выступления, а также взаимодействия участников коммуникации и влияния на аудиторию.

  • Иванова Светлана «Специфика публичной речи».

В своей книге Иванова С. Ф. раскрывает вопросы в общении между публикой и оратором, описывает стратегию, приемы речи, ее языковые средства. Книга поможет научиться правильно, говорить, вести себя перед аудиторией, раскрывает особенности выступления на публике.

Искусство публичных выступлений может пригодиться в любой момент, даже если это не связано с вашей профессиональной деятельностью. Каждый день мы рассказываем друг другу какие-то истории или пытаемся убедить кого-то в чем-то. Способность грамотно и ясно выражать свои мысли и желания говорит о том, что вы развитый и общительный человек, которого интересно слушать.

Хорошее публичное выступление влияет на многое в нашей жизни – успешное заключение контракта, привлечение клиентов, общественное признание и прочее. Сильное, уверенное выступление заставляет публику прислушиваться к каждому слову оратора, ловить его жесты и интонации. Как же этому научиться? Подробное руководство в нашей статье.

Вы прочитаете:

  • Какое публичное выступление идеально подходит для конференции
  • Виды публичных выступлений и их различия между собой
  • Как преодолеть внутренний страх перед общественным выступлением
  • Как лучше составить речь публичного выступления

Публичные выступления проводятся не только на стадионах и крупных площадках, но и, к примеру, на телевидении – везде, где необходимо донести информацию широкой аудитории. Также публичное выступление может быть ориентировано на общение с руководством, новым работодателем. Грамотно подготовленное публичное выступление открывает возможности преподнести себя, развивая навыки самореализации.

Какие виды публичных выступлений различают

  1. Информационные выступления . Такое публичное выступление позволяет делиться с аудиторией определенными знаниями. Речь во время информационного выступления должна вызывать у слушателей интерес. В таких выступлениях уместны простые техники описания, рассуждения, повествования. Лучше исключить из выступления спорные моменты, неясности, материал необходимо актуализировать. Распространены информационные выступления в научной области – для организации докладов, лекций, защиты работ. Основная цель – пробудить у слушателей любопытство, донести им новые знания. Классический пример публичного выступления – научный доклад.
  2. Протокольно-этикетные выступления . Особое внимание в таких речах отводится поведению и настроению, а не словам оратора. Для данных выступлений важное значение отводится юмору (хотя во время траурных церемоний юмор лучше исключить).
  3. Развлекательные выступления . Данное публичное выступление предназначено для развлечения слушателей, предоставляя возможность улыбнуться и приятно проводить время. Речь должна быть занимательная и развлекательная, приятная для слушателей во время всего выступления. Главное требование – никого не обидеть критикой. Оптимально, если это будет короткая речь с чередованием серьезных слов и юмора, с личными примерами, некоторой долей самоиронии.
  4. Убеждающее выступление . Это самое сложное выступление – аудиторию необходимо в чем-то убедить. В зависимости от аудитории, нужно прибегать к эмоциональным и логическим доводам. Искусство убеждения является целью в выступлениях большинства ораторов.
  • Уникальное торговое предложение: примеры, советы по разработке

Как выглядит структура публичного выступления

Сложно переоценить важность навыков публичных выступлений, хотя многие не спешат осваивать ораторское искусство . При такой невнимательности в результате приходится удивляться, почему их не слушают. Если хотите научиться общению с аудиторией, если хотите лучше освоить ораторское искусство и публичное выступление, нужно понять, что включает ораторское искусство:

1. Подготовка.

  • особого внимания заслуживает внешний вид. Необходимо опрятно одеться, гладко выбриться и выглядеть эстетично.
  • анализируйте свою аудиторию, акцентируйте внимание на части доклада, которая будет интересна конкретной аудитории.
  • подготовка материалов для выступления. В частности, может требоваться подготовка презентации, раздаточных материалов.
  • репетиция своего выступления. Со временем будет необходимо на это всё меньше и меньше времени. Но для начала предстоит тщательная отработка и репетиция своего выступления.
  • настраиваемся на выступление. Многим психологически сложно настроиться на выступление. Вне зависимости от сферы деятельности, если вам не нравится, чем вы занимаетесь, то и не удастся достичь высоких результатов.

2. Вступление.

Главное на данном этапе запомниться приглашенным, привлечь внимание аудитории. В начале выступления нужно предпринять что-то необычное, удивить собравшихся.

Чему нужно уделить внимание во время выступления? Прежде всего, необходимо представиться. Многие решают сразу говорить о деле, это распространенная ошибка. Нужно немного рассказать о себе, но коротко. Своей аудитории нужно объяснить, почему именно вы лидер в своей отрасли, чем заслуживаете их внимания и доверия.

Затем выступление может иметь несколько вариантов:

  • Анонс . Вводим аудиторию в курс дела, пусть и кратко;
  • Благодарность. Благодарите собравшихся за визит и внимание;
  • Комплимент. Хвалите своих слушателей. Расскажите, что еще не видели такую интересную аудиторию;
  • История. Поделитесь с собравшимися поучительной историей, демонстрирующей важность вашего выступления;
  • Взаимодействие с аудиторией. К примеру, голосование, игра либо другие варианты.

3. Основная часть.

На данном этапе ярко раскрывается тема. Сложно говорить об общих рекомендациях. Старайтесь налаживать взаимодействие со своей аудиторией. Важно учитывать – лекция является устаревшим форматом. Опросы, голосования и игры для взаимодействия с аудиторией способны придать для выступления особый шарм, вызвать интерес собравшихся. Важное условие – грамотное разделение своего выступления на части. Каждая часть должна быть логически завершенным фрагментом, чтобы запомниться собравшимся.

4. Заключение.

В нем повторяются основные моменты, которые были представлены в начале выступления. Уместно показать дальнейшее направление работы – книги, ссылки, нерешенные проблемы. Далее прощаемся. Если ваше публичное выступление предполагает продолжение, об этом следует сообщить. Поблагодарите организаторов, слушателей, дополните заключение чем-то оригинальным.

Заключение должно быть лаконичным, не затягивайте его. Обычно аудитория осознает, что выступление подходит к концу, внимание становится не столь сильным, особенно, если за выступлением следуют обед или кофе-брейк.

Скачайте книгу «Секреты великих ораторов. Говори, как Черчилль, держись, как Линкольн»

Книга Джеймса Хьюмса – известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов – раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приемы, предлагаемые в обзоре по материалам этой книги, вы обретете уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

На что нужно обратить особое внимание во время публичного выступления

  1. Жесты, мимика. Они должны соответствовать словам выступающего. В любом случае не планируйте свои жесты заранее. Это приведет к эффекту неестественности, который пагубно влияет на выступление. Жесты должны быть открытые, искренние, они должны показывать вашу активность и заинтересованность.
  2. Интонация, голос. Необходимо умение манипулировать голосом. Если желаете сделать свои слова запоминающимися, нужно говорить немного тише. Планируете высмеять какие-то моменты – говорите выше. Эффективным упражнением становится чтение стихов то низким, то высоким голосом. Экспериментируйте со скоростью чтения. Верх мастерства – медленное начало с постепенным ускорением, повышением голоса. Так сможете идеально освоить управление голосом и интонацией.
  3. Личные истории. Свои слова следует подкреплять реальными историями из личного опыта. Поэтому подготовьте запоминающиеся и короткие истории.
  4. Эксперименты. Необходимо помнить – публичное выступление является творческим процессом. Поэтому думайте о новых форматах, привнося в него нечто оригинальное, не бойтесь экспериментировать.

5 типов слушателей: как вести себя с каждым из них

Александр Яныхбаш ,

бизнес-тренер компании «Ораторика Групп», Москва

Каждой аудитории присущи своя манера поведения и другие типичные особенности. Рассмотрим основные типы слушателей и способы взаимодействия с ними.

Интеллектуальный . Озвучивает сложные вопросы, уточняя детали и комментируя ваши предложения. Следует признать авторитет такого оппонента, его осведомленность, не прибегая к лести, интересуйтесь его мнением – делайте такого слушателя своим помощником.

Если вы не знаете ответа на вопрос, отложите его рассмотрение до перерыва либо договоритесь продолжить данную дискуссию по электронной почте – не забывайте сдержать свое обещание.

Агрессивный. Отличается напористым поведением с презрением к происходящему. Дает оценки, громко говорит. Не нужно поддаваться на провокации с его стороны, сохраняйте спокойствие и благосклонность. Не забывайте сохранять дистанцию, не нужно начинать с ним разбирательство. Не забывайте благодарить за вопросы и комментарии, отвечая кратко, с юмором, переадресовав его вопросы аудитории.

Властный. Его выдает внешность – такая категория слушателей предпочитает классические костюмы. Людям этого типа нравится находиться на передних либо задних рядах. Проявляется фразами и «Ну, посмотрим, что тут нам расскажут», «Кто может вас порекомендовать?» и прочее.

Разговорчивый. Такие слушатели позитивно относятся к происходящему. Располагаются в первых рядах с готовностью к сотрудничеству. Им не нужно грубить, лучше мягко намекнуть на регламент мероприятия. Можно давать короткие ответы либо пообещать продолжить общение в перерыве.

Творческий. Располагается сзади либо сбоку, где ему спокойно и безопасно. Он любит сидеть возле окна, рисует на бумаге узоры, смотрит по сторонам, а вопросы задает причудливые и даже на отвлеченные темы. Складывается ощущение, что он вовсе не слушает, а думает о своем. Включите внимание такого собеседника, в том числе за счет примеров или интересных слайдов. Желательно обращаться к слушателю по имени, если его знаете.

  • 1 совет. Выступайте как можно чаще.
  • 2 совет. Учитесь у мастеров. Знакомьтесь с записями мастеров, посещайте выступления, мастер-классы, анализируйте успешные жесты, слова и прочее.
  • 3 совет. Посещайте собрания людей, занимающихся публичными выступлениями.

Примеры искусных публичных выступлений из фильмов

1) Общество мертвых поэтов (1989), США

В ролях: Робин Уильямс, Робен Шон Леонард, Итан Хоук, Джош Чарльз, Гейл Хэнсен.

Жанр: драма.

О чем фильм: Джон Китинг стал новым преподавателем английской словесности. Он отличается от большинства преподавателей легкостью общения, пренебрежением к действующей программе обучения, эксцентричным поведением. Однажды он рассказывает подопечным про Общество мёртвых поэтов. Каждый ученик стремится обрести свой голос в окружающем безликом мире, выходя за рамки скучной школьной ограды.

2) Адвокат дьявола (1997), США, Германия

В ролях: Киану Ривз, Аль Пачино, Шарлиз Терон, Джеффри Джонс, Джудит Айви.

Жанр: триллер, драма, детектив.

О чем фильм: Один из фильмов, после которых обязательно остается неизгладимое впечатление. Фильм знакомит с обилием достойных речей, ярких выступлений. Главное оружие героев картины – искусное ораторское мастерство.

3) У зеркала два лица (1996), США

В ролях: Барбра Стрейзн, Джефф Бриджес, Лоран Бэкол, Лдордж Сигал, Мими Роджерс.

Жанр: драма, мелодрама, комедия.

О чем фильм: Один из настоящих шедевров Голливуда. Практически каждое выражение этого шедевра стало крылатой фразой. В главной роли – скучный преподаватель математики, у которого никогда не складывались отношения с дамами. Вскоре его знакомство со скромной коллегой переходит к браку. Женщина не удовлетворена своей личной жизнью и начинает эксперимент – когда муж отправляется на лекцию, супруга начинает активно ухаживать за собой, становясь роскошной красавицей.

4) Большие спорщики (2007), США

В ролях: Дензел Вашингтон, Дензел Уитакер, Нейт Паркер, Джерни Смоллетт, Форест Уитакер.

Жанр: драма, биография.

О чем фильм: Фильм посвящен ораторскому искусству с мощным психологическим уклоном. По сценарию рассматриваются многочисленные приемы, стратегии, факты – каждый оратор почерпнет из картины множество нового и интересного. Главный герой картины – упорный учитель, который из небольшой группы учеников подготовил элитную команду для студенческих дебатов, конкурируя в в красноречии с лучшими спорщиками из Гарварда.

5) Король говорит (2010), Великобритания

В ролях: Колин Ферт, Джеффри Раш, Хелена Бонем Картер, Гай Пирс, Тимоти Сполл.

Жанр: драма, биография, история.

О чем фильм: Каждому известно выражение – «слово может убить, унизить и оскорбить». Но на самом деле слово способно и воскрешать, и побеждать. Этот фильм лишний раз напоминает о силе могучего слова, рассказывая о многочисленных примерах публичных выступлений, как познать себя и обрести уверенность.

Особенности публичного выступления

Елена Вос ,

бизнес-консультант по деловому, международному и общегражданскому этикету и протоколу Success, Неймеген (Нидерланды)

Важное значение во время публичного выступления отводится мышцам ног. Опирайтесь на полную ступню для создания подходящей осанки, чтобы наладить четкое дыхание и эффективную работу сердца.

Выпрямьтесь во весь рост, немного откиньте голову для лучшего контроля голосового аппарата. Во время выступления избегайте зажатого дыхания, напряженной нижней челюсти, вытянутой шеи, прочих телесных перегрузок – всё это мешает голосу. Постарайтесь набрать в легкие побольше воздуха для эффективного контроля голоса.

Если перед выступлением волнуетесь, можно походить. Известно, что ходьба способствует успокоению, поддержанию работы головного аппарата, сердца.

Также необходимо учитывать, что громкость издаваемых звуков зависит от объема воздуха в легких. При выступлении перед публикой с помощью микрофона не говорите громко. В противном случае нарушится качество передачи звука. Также необходимо учитывать – чем голос ниже, тем меньше будет искажаться из-за влияния усилительных приборов.

Чтобы привлечь внимание, подобно выражению искренней симпатии, нужно говорить немного тише, а слова, на которые приходится акцент, произносить нужно на полдецибела выше.

Какие приемы можно использовать в публичном выступлении

1-й прием – открытые вопросы. Закрытые и альтернативные вопросы имеют серьезное ограничение – высока вероятность ответа, не соответствующего вашим ожиданиям. Поэтому открытые вопросы являются более безопасными, ведь противоположная сторона должна сама раскрывать суть позиции, найти доказательства и аргументова. При открытом вопросе предполагается развернутый ответ, что может привести к раздражению аудитории относительно вашего «оппонента».

2-й прием – фокусированное перефразирование. Возможность продемонстрировать – вопрос услышали и поняли, управлять разговором, фиксировать внимание на необходимых акцентах и расставлять необходимые акценты. Спикер в этом случае излагает высказывание оппонента своими словами, с некоторой выгодной для себя, задавая вопрос для подтверждения.

3-й прием – формулировки начала ответа на вопрос. Воспользоваться можно фразами

  • Спасибо за ваш острый вопрос!
  • Спасибо за вопрос!
  • Правильно ли я вас понимаю…

4-й прием – формулировки на сложные вопросы. Можно воспользоваться фразами:

  • Проблема, о которой вы говорите…
  • Чтобы разобраться в этом вопросе…
  • Должен признаться, что вы помогли мне переосмыслить подходы к…

5-й прием – формулировки завершения ответа на вопрос. Основываться можно на таких фразах:

  • Спасибо за ваши вопросы!
  • Ваши вопросы были (по существу, содержательными и пр.).
  • Уверен, что ответил на все ваши вопросы.

Как побороть страх перед публичным выступлением

  1. Быстрые движения челюстью вперед-назад – для расслабления лицевых нервов.
  2. Энергично мотаем кистями, разминаем ладони, шевелим пальцами – для снятия парализующего эффекта волнения, а также стимулирования речевого аппарата и скорости питания реакции, улучшения красноречия.
  3. Энергично пройдитесь, машите руками. Физическая активность будет способствовать избавлению от нервного напряжения.
  4. Движения в спокойном ритме. Руки вытягиваем вверх, не отрывая пятки от пола, потянитесь, бросьте тело вниз, встряхните руками.
  5. Сделайте упражнение «Дыхание квадратом» – вдох через нос, выдерживается пауза, а потом выдыхаем и вновь выдерживаем паузу.
  6. Упражнение «Дыхание на счет» – вдох носом на раз-два, а выдох делаем на 3-4-5-6 через нос. Выдерживаем паузу. Затем увеличиваем продолжительность вдохов и выдохов.
  7. Упражнение «Выдох через рот» – вдох делается носом на 1-2-3, выдох ртом – на 5-6-7-8-9-10-11-12 (пять-семь вдохов и выдохов). Чем сильнее выдох, тем более мелодично, сильно и непрерывно удастся говорить. Выдыхать важно медленнее обычного.
  8. Если дыхание перехватило, нужно делать несколько вдохов, на выдохе произнося любые слова с гласной «у».

19 методов борьбы с внезапно нахлынувшим страхом

Главная причина страха - недостаток информации. Мы боимся непонятного или незнакомого. Проявляться страх может в неожиданных формах. Например, изобретатель Никола Тесла боялся микробов, поэтому предпочитал не касаться людей, предметов и постоянно мыл руки. Подобные страхи мешают общаться с людьми, жить полноценной жизнью.

В статье электронного журнале «Коммерческий директор» шесть ваших коллег поделились своим опытом борьбы со страхом.

Как еще можно побороть страх публичного выступления

Евгений Димитко ,

заместитель генерального директора по продажам и маркетингу, ГК «Алкой», Москва

Публичное выступление характеризуется негативной психологической окраской, из-за чего постоянно откладывается необходимая подготовка. Что предпринять для исправления ситуации?

Несомненно, можно думать о худшем развитии ситуации, возможном невыполнении плана продаж и прочем, но сложно считать негатив достойным значительных переживаний. Лучше представлять позитив – после выступления «заключили контракт», «решили еще одну профессиональную задачу». Любые позитивные мотивы способствуют борьбе со страхом, эмоционально приближая событие.

Какой голос люди считают приятным

Тон. Для большинства людей неприятен высокий голос, больше нравится низкий.

Слышимость. Задача оратора – равномерное распространение голоса обычной громкости.

10 типичных ошибок публичного выступления

Первая ошибка – несоответствие настроя и речи. Если содержание выступления не соответствует тону речи, языку тела и осанке, публика обязательно это заметит.

Вторая ошибка – чрезмерные оправдания. Публике без разницы, волнуетесь ли вы, как долго готовили доклад, имеется ли опыт выступлений. Поэтому не нужно оправдывать себя перед слушателями. На первое место нужно сразу ставить мысли, чувства аудитории и желания слушателей – информируя, развлекая и мотивируя собравшихся.

Третья ошибка – чрезмерные извинения. Начинающим ораторам нравится постоянно извиняться, пытаясь себя оправдать за плохое качество доклада. Извиняться нужно только за одно – за свои постоянные извинения. Поэтому лучше от них отказаться.

Четвертая ошибка – выступающий не следит за бровями и глазами. Большинству новичков только кажется, что способны полностью управлять своей мимикой. Сложно управлять лицевыми мышцами без тренировки,

Пятая ошибка – неправильный подбор слов. Отдельные слова мы понимаем раньше, чем предложение целиком. Поэтому быстрее реагируем на отдельные слова, чем на предложения.

Шестая ошибка – отсутствие юмора в речи. Не будьте занудой с монотонным выступлением, дополните речь оригинальностью.

Седьмая ошибка – демонстрация всезнайства.

Восьмая ошибка – суетливость. Чтобы избежать излишней суетливости, найдите себе подходящее место для выступления, займите позицию, «пустите корни». Главное – наличие зрительного контакта со всеми слушателями. Но не «окапывайтесь» на одном месте. Если оратор постоянно прячется за кафедрой, выходя лишь в конце выступления – это тоже плохой вариант. Поэтому перемещаться нужно, но осознанно, с контролем пространства.

Девятая ошибка – монотонность выступления, всегда скучный и однотипный голос.

Десятая ошибка – тараторить без пауз.

Информация об экспертах

Леонид Смехов , преподаватель в ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, автор курса «Коммуникации бизнес-лидера» на очно-дистанционной программе Integrated MBA (iMBA), телеведущий, управляющий партнер тренинг-центра «Коммуникатор». Автор и ведущий тренингов по ораторскому искусству, публичной речи и бизнес-коммуникации, автор книги «Популярная риторика», а также ряда научных и публицистических статей по различным аспектам коммуникации.

Евгений Димитко, заместитель генерального директора по продажам и маркетингу, ГК «Алкой», Москва. Окончил Уральскую государственную медицинскую академию и Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, получил дополнительное образование по программе Нидерландского института маркетинга (NIMA). Имеет 18‑летний опыт работы в сфере продаж и маркетинга. Ведущий эксперт-преподаватель программ МВА в НИУ ВШЭ и Европейской сертификации маркетологов Нидерландского института маркетинга.

«Алкой» - производственная группа компаний. Создана в 1997 году. Выпускает продукцию по более чем 80 позициям: лекарственные средства, нутрицевтики, лечебную и детскую косметику. Среди клиентов: «Ашан», «Детский мир», «Кораблик», «Магнит», аптечные сети «А5», «АСНА», «Имплозия», «Ригла». Подписчик журнала «Коммерческий директор» с 2010 года. Официальный сайт - www.alkoy.ru

Александр Яныхбаш , бизнес-тренер компании «Ораторика Групп», Москва. Окончил Государственный академический университет гуманитарных наук (по специальности «психология»). Проводит мастер-классы и тренинги, посвященные публичным выступлениям и созданию слайдовых презентаций; автор книги «101 совет по тайм-менеджменту» (М.: Альпина Паблишер, 2012).

ООО «Ораторика Групп». Сфера деятельности: организация и проведение тренингов по развитию навыков коммуникации (публичные выступления, деловые переговоры и др.), управлению проектами и формированию лидерской стратегии. Основные клиенты: Сбербанк России, компании «Вымпелком», «Рольф», Adobe, Apple, Autodesk, Castorama, Graphisoft, Ipsen, Merck, Qiwi, Tele2
Количество тренингов: более 200 (свыше 3,5 тыс. слушателей; в 2012 году).

Елена Вос, бизнес-консультант по деловому, международному и общегражданскому этикету и протоколу Success, Неймеген (Нидерланды). В 1995 году окончила Московский экономико-статистический институт, в 2004-м – Университет Гронингена (Нидерланды) по специальности «менеджмент, экономика и право». 12 лет профессионально занимается этикетом и имиджмейкингом. Проводит индивидуальные консультации по созданию корпоративного и личного имиджа, семинары по бизнес-этикету, организует протокольные банкеты. Участвовала в разработке корпоративного стиля представительств зарубежных компаний (в том числе в России). Как бизнес-тренер организовала тематический курс и мастер-класс «Первое впечатление на миллион».

Success . Сфера деятельности: корпоративное обучение, проведение бизнес-тренингов, семинаров, консалтинговые услуги (разработка фирменного стиля, консультации по вопросам современного делового этикета и др.).
Форма организации: международная компания.

Самый важный аспект любого выступления – его тематика. Часто подобрать точную тему речи бывает сложно, так как выбор направлений очень широк. Интересные темы для выступления можно найти во всех областях знания – главное, чтобы то, о чем идет речь, было понятно и близко слушателю.

Основной критерий, по которому можно определить качество выступления – его простота для восприятия аудитории и увлекательность. Добиться этого можно разными способами.

Среди них:

  • использование интонационных акцентов в речи – важные моменты необходимо выделять голосом или делать паузы;
  • отсутствие волнения, дрожи в голосе;
  • присутствие информации только из достоверных авторитетных источников;
  • введение в речь элементов художественной выразительности (важно притом сохранить информативность изложения);
  • отказ от избыточного употребления отрицаний (частиц «не», «нет» и т. д.);
  • правильное построение доклада – самые увлекательные факты должны стоять в начале, а самые важные – в конце.

Важно также не забывать про чувство юмора – на любую тему с шутками станет красочной и интересной. При этом главное не переборщить с юмористическими вставками, иначе выступление не будет восприниматься серьезно.

Ключевым моментом для интересного изложения также является тема.

Что важно при выборе темы для выступления

Перед тем как выбрать узкую тему, на основе которой будет построен доклад, нужно учесть несколько важных фактов – без этого выступление не будет успешным у слушателей.

Повод выступления

Не только тема, но и информация по ней подбирается в зависимости от повода, который послужил причиной выступления. Это может быть официальное, торжественное, праздничное или печальное событие. Само сообщение, как и тема, зависит от повода встречи:

  • если мероприятие деловое, идея не должна выходить за рамки конкретного рабочего вопроса;
  • если поводом послужило праздничное событие, интересные темы для выступления могут быть разными, но они неизменно должны быть эмоциональными, иногда – юмористическими, а в некоторых ситуациях – серьезными;
  • если событие траурное, направленность должна быть полностью официальной (конкретный ее выбор зависит от повода встречи).

На веселых мероприятиях тема должна быть легкой и интересной, можно включать в речь различные шутки и смешные истории.

Цель речи

Предмет речи неразрывно связан с целью выступления – можно стремиться поднять публике настроение, донести до нее важные факты или в чем-то их убедить. Среди целей преобладают такие:

  1. убеждение;
  2. развлечение;
  3. информирование.

Каждая цель требует своих фактов и своих речевых навыков.

Нежелательные темы

Даже в рамках интересной и актуальной темы могут найтись факты, которые лучше обойти стороной. Они могут показаться аудитории скучными или стать обидными для слушателей.

В вязи с этим полезно отказаться от:

  • непонятных или слишком простых тематик, так как это рассеивает внимание;
  • слишком острых или резонансных тем, так как это может вызвать слишком бурный ответ слушателей;
  • направлений, которые не соответствуют настроению аудитории (то есть поводу встречи).

Аудитория

Важно представлять образ своего среднестатистического слушателя, чтобы правильно подобрать тему – нужно понимать, что интересно этому человеку, чем он увлекается, какого он возраста, пола и к какому социальному слою относится. Тематика должна соответствовать этим критериям, иначе она не будет воспринята должным образом.

Важно также не акцентировать внимание на слишком простых и общеизвестных моментах, о которых слушатели уже имеют представление.

Образование лектора и аудитории имеет важное значение – перед людьми определенной профессии лучше оперировать их специальными терминами, а перед детьми – изъясняться просто, обыденно и понятно.

Ключевым моментом являются интересы аудитории – важно, чтобы основной вопрос выступления с ними соотносился. Для того, чтобы прочувствовать слушателей, говорящий должен поставить себя на их место – например, представить, что он школьник, если доклад адресован детям до 16-17 лет.

Тогда нужно обратить внимание на те моменты, которые интересуют именно эту группу населения, а не самого лектора.

Важно подобрать актуальную тему для слушателей исходя из их демографических данных:

  • пожилым людям лучше подобрать актуальные для них темы (например, о пенсии), а молодым – те, которые будут понятны и близки им (мода, высокие технологии);
  • многонациональной аудитории лучше подобрать нейтральные, но интересные темы для выступления либо те тематики, которые затрагивают межнациональное взаимодействие. Эти темы не будут популярны у слушателей одной национальности;
  • для чисто женской или мужской аудитории лучше подобрать ориентированные на женский либо мужской пол темы соответственно. Естественно нужно учитывать контекст встречи.

Может иметь значение и то, из какого города или страны слушатели и в своем докладе затронуть темы, волнующие представителей этой области проживания.

Аудитория также может быть близкой говорящему (обычно это родственники и друзья), деловой (коллеги) или незнакомой. Проблематика, как и наполнение доклада, может от этого меняться. С друзьями общение более личное, а с начальниками или подчиненными – исключительно деловое.

Как удачно выбрать тему речи

Во-первых, выбранная тематика должна быть интересна самому говорящему – в противном случае он не сможет ее хорошо и увлекательно для слушателей воспроизвести. Даже если тема специфическая и не очень интересная, нужно ее сузить до тех моментов, которые каким-то образом привлекают говорящего. Тогда найти контакт с аудиторией будет намного проще.

Во-вторых, лучше, если лектор очень хорошо знает предмет, о котором он говорит (либо нужно заранее глубоко изучить его перед выступлением). Иначе ораторская речь на любую тему не вызовет ответа даже у тех слушателей, которые ничего о ней не знают, потому что они ощутят, что лектор некомпетентный в той сфере, о которой он говорит.

Даже если человек не очень хорошо изначально знает тему, важно, чтобы ее для него было просто изучить и понять. Обычно это лучше получается, если направление речи связано с профессиональной деятельностью или интересами говорящего.

Не так важна область разговора – это может быть и поэзия, и театр, и политика. Лектор должен сразу спланировать, что интересного он по этой теме может сказать слушателям.

Лучше, если получится найти середину – выбрать тему, в которой говорящий разбирается и которая ему интересна одновременно.

Всегда успешна ораторская речь на тему, которая актуальна для всех, особенно если в этой области есть какие-либо спорные вопросы.

Чтобы актуализировать выступление, можно:

  • просмотреть новостные ленты или послушать радио – так можно узнать о самых последних новостях;
  • обратиться к газетам и журналам, выпускаемым в городе на социальные или политические вопросы;
  • узнать о социальном статусе, возрасте и интересах публики;
  • просмотреть тематические сайты и изучить последние новости оттуда.

Это позволит подобрать информацию, актуальную для конкретной аудитории. Например, будущим студентам можно рассказать про поступление в вузы или рассказать смешную историю из студенческой жизни, а будущим матерям – о новорожденных и проблемах воспитания.

Лучше всего получается говорить о вещах, связанных с личным опытом человека – тогда он сможет более понятно это объяснить на личных примерах.

При этом важно следить за повествованием и не говорить лишних фактов или данных, которые на данный момент аудитории не нужны.

Наиболее интересные темы выступлений

Не так важна конкретная тема, сколько важно то, чтобы лектор ее грамотно преподносил – тогда практически любое направление будет увлекательным и понятным для слушателя.

Аудитория должна получить новые мысли и идеи касаемо вопроса, осознать разные позиции, с которых можно смотреть на проблему.

Формулировать проблему нужно лаконично, четко и интригующе. Всегда интересны темы, затрагивающие запоминающиеся факты:

  • самый легкий металл на Земле;
  • каково состояние самого богатого в мире человека;
  • самый крупный цветок;
  • самые необычные рекорды из книги рекордов Гиннеса;
  • самые дорогие фрукты в мире.

Интересны для людей и темы, основанные на необычных фактах, к примеру:

  • как готовят мороженое из медуз;
  • как проходит самая необычная в мире война без оружия;
  • как резко происходит развитие технологий.

Особую популярность снискали спорные интересные темы для публичного выступления, так как чаще всего они предполагают дискуссию, например:

  • как стать уверенным в себе;
  • что делать при необоснованной критике;
  • можно ли побороть зависимость от алкоголя;
  • как быстро прийти в хорошую физическую форму без диет.

Для школьников и студентов тем может быть очень много – они ограничиваются только предметом занятия. Всегда актуальны такие проблемы:

  • простые способы сохранить экологию окружающей среды;
  • смертность и рождаемость: от чего зависит соотношение;
  • можно ли устранить безработицу;
  • как говорить красиво и убедительно.

Существует много общих интересных тем для выступлений:

  • как преодолеть лень;
  • чему в школе не научат;
  • в чем секрет семейного счастья;
  • как выражается духовность человека;
  • что такое настоящая любовь.

Для праздников подойдут более простые темы, которые можно разбавить анекдотами, смешными рассказами, шутками.

Можно подготовить интересное ораторское выступление на тему из любой области. Главное – четко определить целевую аудиторию и сформировать повествование таким образом, чтобы каждому слушателю это было доступно и интересно.

Правила, позволяющие сделать публичное выступление
доступным для слушателей

Как начинать выступление?

Начало выступления представляет наибольшую трудность. В то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям. Начало выступления следует тщательно готовить заранее.

Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него.

Приступайте прямо к сути вашего выступления , затратив на это минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.

Не начинайте выступление с юмористического рассказа . Это не всегда бывает удачным, особенно у новичков. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот . Чаще всего такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие. Рассказ должен быть к месту, юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом.

Никогда не извиняйтесь , так как обычно это раздражает слушателей. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это четко, быстро и сядьте на свое место.

Не начинайте ваше выступление слишком формально . Не показывайте, что вы тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным. Этого можно достичь, заговорив о том, что только что произошло, или о том, о чем только что говорилось.

Чтобы завоевать внимание аудитории в начале своего выступления можно использовать следующие приёмы:

– вызвать любопытство слушателей;

– поведать интересную историю;

– начать с конкретной иллюстрации;

– задать вопрос;

– начать с какой-нибудь «потрясающей» цитаты или фактов;

– показать, что тема выступления связана с жизненно важными интересами слушателей.

Как сделать ясным смысл вашего выступления?

1. Делайте незнакомое понятным, связывая его со знакомыми предметами и явлениями.

2. Избегайте специальных терминов в своем выступлении. Излагайте свои мысли простым и понятным языком.

3. Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь говорить, так же ясен для вас, как солнечный свет в полдень.

4. Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возможно, используйте экспонаты, картинки, иллюстрации. Говорите конкретно (не говорите слово «собака», если вы имеете в виду «белого фокстерьера с черным пятном над правым глазом»).

5. Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды или трижды одни и те же фразы.

6. Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, сопроводив общие категории конкретными примерами и случаями.

7. Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.

8. Заключайте свое выступление кратким резюме высказанных вами положений.

9. Если возможно, используйте сбалансированные предложения и контрастирующие идеи.

10. Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.

Как заканчивать выступление?

Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить.

Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете.

Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепетируйте ее. Знайте почти слово в слово, как вы собираетесь закончить выступление. Заканчивайте свою речь плавно. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Помните: хорошая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация.

– резюмировать – вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;

– призвать к действию;

– сделать слушателям подходящий комплимент;

– вызвать смех;

– процитировать подходящие поэтические строки;

– использовать яркую цитату;

– создать эмоциональный подъем.

Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Помните: после пика популярности очень скоро наступает пресыщение.

Примеры публичных выступлений.

В каждом из приведенных отрывков выделены те особенности текста, которые отмечаются как имеющие положительное воздействие на аудиторию. Все выступления посвящены проблеме стимулирования педагогов к ведению методической самообразовательной работы.

1. «Уважаемые коллеги ! (обращение ). Мы не первый раз собираемся в этом году по вопросу активизации работы методических объединений (подчеркивание общности дела ). Я выражаю благодарность (называются имена, кому она адресована), поддержавшим эту линию работы школы (указание на положительные примеры ). Да, действительно, «еще одна модернизация» (кивает в сторону самого недовольного слушателя) выпала на нашем профессиональном пути (признание права аудитории на собственное мнение ). Методическая работа – составная часть всего образования, именно через нее модернизация и возможна (подчеркивание значимости ).

Я не раз говорила об итогах анализа посещенных уроков (обращение к прошлому опыту взаимодействия ). Строгая их экспертиза дает все основания считать, что они у всех нас без исключения (разделение ответственности ) построены однообразно. Только для открытого урока мы стараемся покопаться в методической литературе (открытое признание неприглядного факта ). Да, действительно, у нас маленькая зарплата, мы перегружены совместительством и подработками, наши семьи дома хотят нас видеть не только сидящими за книжками и тетрадками (предупреждение возражений ).

Свои предложения по развитию методической работы в школе я высказала на прошлом методическом Совете. Основные направления ее активизации я написала на доске (наглядное представление ). Их пять. Я прошу вас высказаться относительно их или внести свои (готовность к диалогу со слушателями )».

2. «Мы сегодня будем говорить о методической работе. Но мне хотелось бы сначала рассказать притчу про лошадь (смех) (интригующее начало ). Расхваливает мужик на базаре покупателю свою лошадь, упирая на то, что она быстро бегает. А тот ему говорит: «Тогда нужно продавать ее дешевле». «Это почему же?» – спрашивает мужик. «А вдруг она побежит быстро, да не в ту сторону?» (смех ).

К чему я это? Была я позавчера на семинаре в одной школе. Там выступает учительница с сообщением «применение НЛП на уроках математики в начальной школе». Выступает с энтузиазмом, директорам всем нравится. А я простодушно спрашиваю: «Какое лингвистическое – на математике? Какое программирование, если всегда на математике развивали мышление? Какие научные основания у этого новшества? Как это отразится на детях – сейчас и в дальнейшем?». Понимаете, куда без методического догляду эта бойкая учительница может забежать? (риторические вопросы ).

Другой пример. Стал мой сын готовиться по истории к сессии в институте, перебирает свои старые тетради. Мне тоже стало интересно вспомнить, как раньше давали материал. Открываю: на всю страницу в тетради под запись дана учителем биография Черномырдина (смех ). Конечно, нет хороших учебников по истории и все такое. А учителя хорошие есть?.. Как побежала лошадь по идеологической дороге, так ее и не остановить (проблематизация через метафору, опора на примеры из собственной жизни и работы ).

Уважаемые мои коллеги! Дорогие единомышленники! (пафосное обращение ). Мы с вами прошли не одну полосу препятствий, пройдем и эту (подчеркивание общности со слушателями, выражение уверенности в их дееспособности ). Подскажите мне слова, которыми я смогу объяснить каждому из вас, что сегодня так работать нам никто не позволит. Методическая работа – это наше лицо, это уровень нашего профессионализма. Методическая работа для учителя – это обращение к новому знанию. Без этого наша работа теряет смысл. Я – за осмысленную работу. А вы?.. (публицистичность, призыв к слушателям )».

3. «Я солидарна с предыдущими докладчиками в том, что методическая работа имеет большое значение в работе учителя (ссылка на предыдущих ораторов ). Даже тогда, когда она не оплачивается, и даже тогда, когда она проводится за свой счет, – я имею в виду курсы и методическую литературу (открытое, возможно оппозиционное, отношение к проблеме ). Представьте себе детского врача с маленькой зарплатой, который лечит, используя знания своей студенческой юности, закончившейся тридцать лет назад. Станете вы спорить с тем, что мы в такой же степени ответственны за растущего человека (сравнение )?

В своем выступлении я акцентирую внимание на том, что делает методическую работу жизненно необходимой для учителя (аннотация содержания выступления ).

Первое, о чем следует помнить (нумерация выдвигаемых аргументов ). Ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Пятиклассника этого года нельзя учить так, как мы учили в пятом классе нынешних выпускников. Нужно искать другие методики, даже другими словами объяснять учебный материал (приведение очевидных аргументов ).

Второе. Педагог, занимающийся методической работой, – это уважаемый нами, родителями и учениками учитель. В ситуации падения престижа нашей профессии мы обязаны (я подчеркиваю – обязаны) обеспечить уважительное отношение к нашему труду (обращение к ценностям ).

И третье. Мы – то, что оставим после себя. Что останется после нас, когда нас самих не станет? Стопка выглаженных пододеяльников?.. Если память – то пусть мы запомнимся как блестящие профессионалы своего дела. А еще лучше – как авторы «методичек», учебников и статей в наших профессиональных журналах, как делегаты съездов и конференций, как лучшие представители нашей страны (обращение к высшим смыслам ).

Спасибо за возможность обо всём этом сказать (благодарность слушателям )».

Результативность делового совещания, проводимого в форме публичных выступлений , повышается, если имеются следующие характеристики:

Ø точность приводимой информации, проверяемость фактического материала;

Ø проявление доверия слушателям, включение их профессиональной и жизненной ситуации в контекст выступления говорящего;

Ø примеры из собственного опыта и из опыта слушателей;

Ø подчеркивание значимости, престижности того, о чем говорится в выступлении;

Ø подчеркивание общих со слушателями интересов и целей;

Ø продуманная структура текста, его эмоционально-образная выразительность;

Ø чуткое реагирование на настроение аудитории;

Ø доброжелательность, непринужденность общения;

Ø предоставление возможности слушателям выбора отношения к воспринимаемому материалу, отсутствие принуждения и категоричности;

Ø налаженная обратная связь с аудиторий (подробно об этом будет сказано ниже).

Ситуация публичного выступления позволяет определить, какого типа говорения, монологического (доминантного, авторитарного) или диалогического, в большей степени придерживается оратор. Два этих типа сравниваются по нескольким показателям, приведенным в таблице.

Тщательная подготовка - залог успеха любого оратора. Первым шагом в ней является выбор темы. Немало существует интересных сфер, о которых можно рассказать слушателям. Есть категория вопросов, которые можно назвать вечными - это Бог и религия, соотношение души и тела, долга и права на свободное волеизъявление.

О роли искусства в современном мире

Одной из самых интересных тем для выступления является искусство. Оно сопровождает человека на протяжении всей истории цивилизации. Осознание себя самих отображалось людьми в виде изготовления каменных фигурок, в чертах различных памятников архитектуры. Переживания человека и различные его качества на протяжении столетий запечатлевались в картинах, скульптуре. Отечественный психолог Лев Семенович Выготский писал о том, что «искусство - это социальное в нас». В процессе переосмысления полученной информации художник имеет возможность раскрыть для себя загадки бытия, по-новому взглянуть на мир.

Также можно подобрать и другие интересные темы для публичного выступления:

  • Последние новости в области культуры и искусства.
  • Особенности работы в данной сфере.
  • История искусства.
  • Какой будет культура будущего.

Искусство и новая реальность, в которой живет человек

Доклад можно подготовить и на тему о том, насколько важным является искусство в современном мире. В настоящее время оно занимает совершенно особое место в жизни общества. Например, Т. Черниговская, профессор СПБГУ, подчеркивает: роль искусства в современной реальности нельзя переоценить. Именно искусство сегодня несет функцию спасения человечества от отрицательного влияния новых технологий. Человек слишком сильно стал увлекаться гаджетами, и с этим ничего нельзя поделать. Возрастает виртуальность окружающего мира, а вместе с ней - и количество психических расстройств. В этом заключается серьезная опасность, акцентирует внимание исследователь.

Проблема искусства в современном мире будет интересной темой для выступления в школе, в особенности в старших классах. Речь можно продолжить описанием проблемы доступности информации. Татьяна Владимировна также отмечает, что мир сегодня стал прозрачным. Ведь о человеке может быть известно практически все - вплоть до того, с кем он завтракал и какой марки вино вчера купил. В данных условиях, подчеркивает профессор, единственной тайной о человеке остается геном. Однако даже эта информация скоро может стать доступной - ведь процессом секвенирования будет заниматься вовсе не сам человек. А это означает, что информация о геноме так или иначе будет оставаться в определенной базе данных. Единственное, что может помочь людям в этой новой реальности, по мнению профессора, является искусство.

Соотношение души и тела

Интересной темой для выступления также может стать выбранная оратором проблема современности философского характера - например, проблема соотношения духа, души и тела. Она интересовала ученых и философов с древних времен. Например, новую эпоху в данном понимании открыл Аристотель. Телесное и духовное, согласно пониманию философа, образует между собой единую неразрывную реальность. Душа не является отдельной формой - она не «летает» где-то за пределами тела, а, напротив, представляет собой форму его организации. С одной стороны, душа не является телом, с другой - существовать отдельно от него она не может.

Интерес по данному вопросу также представляет позиция Рене Декарта. Согласно мнению ученого, душа и тело обладают различной природой. Однако ученый предлагает новую для своего времени трактовку их взаимодействия. Декарт был убежден в том, что не только душа может оказывать влияние на физическое состояние человека, но и наоборот. Тело также воздействует на эмоциональную составляющую. Для XVII века данная мысль носила достаточно радикальный характер.

Проблема упадка духовности

Подобрать интересную тему для выступления на свободную тему - не такая трудная задача, как может показаться на первый взгляд. Рассмотрение вопроса соотношения духа и плоти - одна из самых занимательных тематик. Выступление можно продолжить тем, что многие люди в настоящее время предпочитают жить, руководствуясь по большей части телом. Оно является их господином, о духе же человек вспоминает изредка - чаще всего из-за страха. По высшему замыслу личности, дух должен занимать главенствующее место, руководить телом и эмоциями.

Если человек сильный и волевой, то разум и душа являются его помощниками, тело же образно можно представить в виде воспитываемого ребенка. Например, человек ставит перед собой цель - улучшить здоровье, снизив вес. На этом пути его будут постоянно подстерегать соблазны. Увидев рекламу аппетитного гамбургера на вывеске, он может не поддаваться этому искушению. Если такой человек соберется с духом, подождет возможности поужинать дома кашей с салатом, то тем самым он сможет достичь двух целей: непосредственной пользы для здоровья и укрепления своего духа.

Другие вопросы для освещения оратором

Немало различных вариантов интересных тем для выступления можно подобрать по данной проблеме. Например, такие:

  • "Как рассматривается соотношение души и тела в религии?"
  • "Развитие взглядов на данный вопрос в психологической науке".
  • "Что является для человека более важным - душа или плоть?"

Вопрос воли и выбора

Исполнение своего долга неразрывно связано с волевыми качествами человека. Если перед человеком стоит дилемма - поступить согласно совести или пойти по пути наименьшего сопротивления, то здесь ему придется приложить волевые усилия, чтобы избрать более благородный путь. Например, таковой является ситуация, когда во время военных действий необходимо исполнить приказ командира и двинуться в наступление. Начать атаку очень трудно, однако, человек должен подчиниться. Волевым действием называется то, которое осуществляется в условиях выбора.

Вопросы воли и выбора - это интересная тема для ораторского выступления. В данной области у философов и психологов мнения разделяются. Одни считают, что в подобных ситуациях проявляется воля человека, так как он делает сознательный выбор. Другие убеждены, что как такового выбора нет - и поэтому приходится мобилизовать всю волю. В данном отношении можно привести и другой пример. Наркоману нужно избавиться от страшной зависимости. Для этого от него потребуются недюжинные волевые усилия. С одной стороны, можно говорить о его сознательном выборе в пользу жизни. Но с другой, как такового выбора у него нет - он либо погибнет, либо приложит все усилия для того, чтобы преодолеть страшный капкан зависимости и начать новую жизнь.

В рамках данной проблемы оратор также может подобрать для себя более специфические интересные темы для выступления:

  • "О триумфе воли - примеры героических поступков".
  • "Взгляды на свободу воли в психологии и философии".
  • "Религия и свобода воли".
  • "Можно ли стать волевым человеком?"
  • "Действительно ли существует свобода воли?"

Работа и занятость

Также для многих интересной темой для выступления перед аудиторией будет трудоустройство. Ведь каждый человек хотя бы раз в жизни занимался поиском работы. У некоторых это получалось быстро и без проблем, у других процесс был более длительным. Профессиональная реализация занимает одно из самых важных мест в жизни взрослого человека.

Варианты тем о работе

Интересной темой для выступления перед студентами как раз будет та, которая освещает проблемы трудоустройства. Ведь совсем скоро молодым людям придется напрямую сталкиваться с реалиями рынка труда. Вопрос занятости, возможности использовать полученные в вузе знания является для студента одним из самых животрепещущих. Интересными темами для выступления перед молодежью могут быть следующие: