Анна ахматова - биография, фото, личная жизнь, мужья великой поэтессы. Некролог анне ахматовой

Родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Ее родителями были потомственный дворянин и отставной инженер-механик флота Андрей Горенко и Инна Стогова, входившая в круг творческой элиты Одессы. Девочка появилась на свет в южной части города - в поселке Большой Фонтан. Она стала третьим ребенком из шести детей в семье.

Когда Анне было два года, семья перебралась в . В новом доме из книг на русском языке был только большой том , который остался матери будущей поэтессы от первого мужа. Первые рифмы пришли к Анне после тяжелой болезни: она была в жгучем бреду несколько дней, родные и доктор уже почти попрощались с надеждой выходить ребенка. Но Анна все-таки пошла на поправку и именно после этого написала свои первые стихи. Ей было 11 лет.

Анна часто гуляла с няней в Царскосельском парке и других знаковых местах, которые хранили воспоминания об . Читать будущая поэтесса училась по , а французский язык освоила еще в раннем детстве, слушая, как гувернантка преподает его старшим братьям. В 13 лет она зачитывалась стихами французских поэтов: Шарля Бодлера, Эмиля Верхарна, Жюля Лафорга. Вдохновившись ими, Анна продолжила свои поэтические эксперименты.

Андрей Горенко литературными опытами дочери не интересовался. Более того, относился к ним с предубеждением, пренебрежительно называя Анну «декадентской поэтессой». Когда стало очевидно, что интерес дочери к стихосложению был не просто временным, он категорически запретил ей подписываться настоящей фамилией, чтобы не позорить его имя. Анна обратилась к генеалогическому древу семьи и посчитала, что фамилия ее бабушки по материнской линии Ахматова звучит мощно и величественно. Бабушка будущей поэтессы считала, что ее род идет от знаменитого ордынского хана Ахмата. Так и появился псевдоним Анна Ахматова.

А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении - Го́ренко; 11 (23) июня 1889, Одесса, Российская империя - 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР, СССР) - одна из известнейших русских поэтесс XX века, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик.Ее судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое ее близких (её муж в 1910-1918 годы был расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, третий гражданский муж (официально брак зарегистрирован не был), трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930-1940-х и в 1940-1950-х годах более 10 лет). Горе вдовы и матери «врагов народа» отражено в одном из наиболее известных произведений Ахматовой - поэме «Реквием».

Автограф

Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Её имя ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

Биография

Родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848-1915), ставшего (после переезда в столицу) коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856-1930), состояла в отдалённом родстве с Анной Буниной, считающейся первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого впоследствии и образовала свой псевдоним.

В 1890 году семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем, где за смелость и своенравие получила прозвище «дикая девочка». По её собственным словам: «Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень».

Вспоминая детство, поэтесса писала: «Мои первые воспоминания - царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет - древний Херсонес, около которого мы жили», — А. Ахматова. Коротко о себе.

Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку».

Своё первое стихотворение она опубликовала в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.

Автобиографическая поэма «Реквием» (1935-40; впервые опубликована в Мюнхене в 1963, в СССР - в 1987) - одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.

В «Поэме без героя» (1940-1965, полностью опубликована в 1976) - А.А. Ахматова воссоздавала эпоху «серебряного века» русской литературы по отношению к времени ее написания. Поэма имеет выдающееся значение как образец современной поэзии. Она перекликается с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Анна Андреевна прочитала роман, находясь в эвакуации в Ташкенте).

Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат замечательные статьи о творчестве А. С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, воспоминания о современниках. Анна Андреевна дала отрицательную оценку роману Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго».

Начиная с 1922 года, книги Анны Ахматовой подвергались цензурной правке. Это следует иметь в виду, читая сборники её стихов, вышедшие в свет с 1922 по 1966 гг. До 1964 года была «невыездной».

Первое довольно полное и научно прокомментированное посмертное издание: Анна Ахматова. Стихотворения и поэмы. Л., 1976. Под редакцией академика В. М. Жирмунского. Большая серия Библиотеки поэта.

Стихи Анны Ахматовой переведены на многие языки.

Хорошо знавший Ахматову переводчик Игнатий Ивановский писал о ней: «…я невольно, боковым зрением наблюдал, с каким убеждением и тончайшим искусством творила Ахматова собственную легенду - как бы окружала себя сильным магнитным полем.

В колдовском котле постоянно кипело зелье из предчувствий, совпадений, собственных примет, роковых случайностей, тайных дат, невстреч, трехсотлетних пустяков. Котел был скрыт от читателя. Но если бы он не кипел вечно, разве могла бы Ахматова в любую минуту зачерпнуть оттуда, вложить неожиданную поэтическую силу в самую незначительную деталь?

Жизнь и творчество

1900 - 1905 - учёба в Царскосельской гимназии, затем год в Евпатории.

1906 - 1907 - учёба в Киевской Фундуклеевской гимназии. Среди преподавателей - будущий известный философ Г. Г. Шпе, математик Ю. А. Кистяковский.

1908 - 1910 - учёба на Киевских высших женских курсах и на Высших историко-литературных курсах Раева в Петербурге. Первое стихотворение написала в 11 лет. Отец запретил подписывать стихи фамилией Горенко, и она взяла девичью фамилию прабабушки по женской линии Прасковьи Федосеевны Ахматовой (в замужестве - Мотовиловой), умершей в 1837 году. По отцу Прасковья Федосеевна происходила из старинной дворянской фамилии князей Чагадаевых (известных с XVI века), по матери - из старинного татарского рода Ахматовых, обрусевшего в XVII веке.

1910 - в апреле вышла замуж за Н. Гумилёва.

1910 - 1912 - дважды была в Париже, путешествовала по Италии. Впечатления от этих поездок, от знакомства в Париже с Амедео Модильяни оказали заметное влияние на творчество поэтессы.

1911 - первые публикации под именем «Анна Ахматова» (ранее, в 1907, за подписью «Анна Г.» Гумилёв опубликовал в Париже её стихотворение «На руке его много блестящих колец…» в издававшемся им журнале «Сириус». Журнал успеха не имел и почти сразу прекратил своё существование).

1912 - в марте вышла первая книга - сборник «Вечер», в издании «Цеха поэтов» тиражом 300 экземпляров. В октябре родился сын - Лев Николаевич Гумилёв.

1914 - весной впервые вышли «Чётки» в издательстве «Гиперборей» немалым по тем временам тиражом - 1000 экземпляров. До 1923 года было выдержано ещё 8 переизданий.

1917 - третья книга «Белая стая» тиражом в 2000 экземпляров. в издательстве «Гиперборей».

1918 в августе состоялся развод с Гумилёвым, после чего вышла замуж за учёного-ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

1921 в апреле в издательстве «Петрополис» вышел сборник «Подорожник» тиражом 1000 экземпляров. Летом - рассталась с В. К. Шилейко. В ночь с 3 на 4 августа арестован, а затем, через три недели, расстрелян Николай Гумилёв. В октябре свет увидела пятая книга «Anno Domini MCMXXI» (лат. «В лето господне 1921») в издательстве «Петрополис».

1922 - фактически стала женой искусствоведа Н. Н. Пунина.

1924 - поселилась в «Фонтанном доме».

8 июня 1926 - оформлен развод с В. К. Шилейко, собиравшимся вступить во второй брак с В. К. Андреевой. При разводе впервые официально получила фамилию Ахматова (ранее по документам носила фамилии своих мужей).

22 октября 1935 - арестованы, а через неделю освобождены Н. Н. Пунин и Л. Н. Гумилёв.

1938 - арестован и приговорён к 5 годам исправительно-трудовых лагерей сын - Л. Н. Гумилёв.

С 1923 по 1934 практически не печаталась. По свидетельству Л. К. Чуковской («Записки об Анне Ахматовой») многие стихотворения тех лет были утеряны в переездах и во время эвакуации. Сама Ахматова в заметке «Коротко о себе» 1965 писала об этом так: «С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые - перепечатывать».

1935-1940 - написана поэма «Реквием».

1938 - рассталась с Н. Н. Пуниным.

1939 - принята в Союз советских писателей.

1940 - новый, шестой сборник: «Из шести книг».

1941 - войну встретила в Ленинграде. 28 сентября по настоянию врачей была эвакуирована сначала в Москву, затем в Чистополь, оттуда через Казань в Ташкент. В Ташкенте вышел сборник стихотворений Анны Ахматовой.

1943 - кончился срок отбытия наказания Льва Николаевича Гумилёва в Норильсклагере. Началась его ссылка в Заполярье. В конце 1944 года он ушёл добровольцем на фронт, дошёл до Берлина, после войны вернулся в Ленинград и защитил диссертацию.

1944, лето - разрыв отношений с В. Г. Гаршиным.

1946 - Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей. Впоследствии Анна Андреевна, как свидетельствовала Л.К. Чуковская, сказала, что согласна с Постановлением и с оценкой, сделанной в этой связи А.А. Ждановым.

1949 - 26 августа арестован Н. Н. Пунин. 6 ноября арестован Л. Н. Гумилёв. Приговор - 10 лет лагерей. В течение всех лет ареста сына Анна Ахматова не оставляла попыток вызволить его. С 1935 года и до окончательного освобождения Льва Николаевича поэтесса предельно осторожна в публичных высказываниях. Возможно, попыткой продемонстрировать лояльность советской власти явилась публикация цикла стихов «Слава Миру» (1950). В дальнейшем Ахматова не включала этот цикл в свои сборники.

1951 - 19 января по предложению А. А. Фадеева А.А. Ахматова была восстановлена в Союзе советских писателей.

1953 - в августе умер в лагере Абезь (Коми АССР) Н. Н. Пунин.

1954 - в декабре участвовала во Втором съезде Союза советских писателей.

1956 - возвратился из заключения реабилитированный после XX съезда Л.Н. Гумилёв, ошибочно полагавший, что мать не принимала достаточно усилий для его освобождения; с этого времени отношения между ними были напряжёнными.

1958 - вышел сборник «Стихотворения»

1964 - в Италии получила премию «Этна-Таормина».

1965 - диплом почётного доктора Оксфордского университета. Издан сборник «Бег времени».

1966 5 марта - умерла в санатории в Домодедове (Подмосковье) в присутствии врачей и сестёр, пришедших в палату, чтобы осмотреть её и снять кардиограмму.

7 марта - в 22:00 по Всесоюзному радио передали сообщение о смерти выдающейся поэтессы Анны Ахматовой. Похоронена на кладбище в Комарово под Ленинградом. Л.Н. Гумилёв, когда строил памятник матери вместе со своими студентами, камни для стены собирал где мог. Стену клали сами - это символ стены, под которой стояла его мать с передачами сыну в «Кресты». Там, где сейчас барельеф Ахматовой, первоначально была ниша, похожая на тюремное окно; символично, что в дальнейшем эта амбразура была закрыта барельефом. Первоначально крест был деревянный, как и завещала Анна Андреевна. Власти планировали установить на могиле памятник в виде традиционной пирамидки.

Адреса

В Одессе

1889 - родилась на 11 ½ станции Большого Фонтана на даче, которую снимала её семья. Нынешний адрес Фонтанская дорога, 78.

В Санкт-Петербурге

Вся жизнь А.А. Ахматовой была связана с Петербургом. Писать стихи она начала в гимназические годы, в Царскосельской Мариинской гимназии, где училась. Здание сохранилось (2005 год), это дом 17 на Леонтьевской улице. 1910 год - венчается с Гумилёвым.

1910-1912 - Царское село, Малая улица, дом № 64. Живут у матери Гумилёва (дом не сохранился, сейчас это участок дома № 57 по Малой улице). Дом стоял напротив здания Николаевской мужской классической гимназии;

1912-1914 - Тучков переулок, дом 17, кв. 29; жила вместе с Николаем Гумилёвым. Из ахматовских стихов можно угадать этот адрес:

…Я тихая, весёлая, жила

На низком острове, который словно плот,

Остановился в пышной невской дельте

О, зимние таинственные дни,

И милый труд, и лёгкая усталость,

И розы в умывальном кувшине!

Был переулок снежным и недлинным,

И против двери к нам стеной алтарной

Воздвигнут храм Святой Екатерины.

Гумилёв и Ахматова своё небольшое уютное жильё ласково называли «Тучкой». Они жили тогда в квартире 29 дома № 17. Это была одна комната окнами на переулок. Переулок выходил к Малой Неве… Это первый самостоятельный адрес Гумилёва в Петербурге, до этого он жил с родителями. В 1912 году, когда они поселились на «Тучке», у Анны Андреевны вышла первая книга стихов «Вечер». Уже заявившей о себе поэтессой, ходила она на сеансы в мастерскую Альтмана, которая находилась рядом, на Тучковой набережной.

Анна Андреевна уедет отсюда. А осенью 1913 года, оставив сына на попечение матери Гумилёва, вернётся сюда, на «Тучку», чтобы продолжать творить на «снежном и недлинном переулке». С «Тучки» проводит она Николая Степановича на театр военных действий Первой мировой войны. Он будет приезжать в отпуск и останавливаться уже не на «Тучке», а на Пятой линии, 10, в квартире Шилейко.

1914-1917 - Тучкова набережная, 20, кв. 29;

1915 - Большая Пушкарская, д. 3. В апреле - мае 1915 г. снимала комнату в этом доме; в её записях упоминается, что она называла этот дом «Пагодой».

1917-1918 - квартира Вячеслава и Валерии Срезневских - Боткинская улица, 9;

1918 - квартира Шилейко - дом № 34 на набережной Фонтанки, это дворец Шереметьева или «Фонтанный дом»;

1919-1920 - улица Халтурина, 5; квартира из двух комнат во втором этаже служебного корпуса на углу Миллионной улицы и Суворовской площади;

весна 1921 года - особняк Е. Н. Нарышкиной - Сергиевская улица, 7, кв. 12; а затем дом № 18 по набережной Фонтанки квартира подруги О. А. Глебовой-Судейкиной;

1921 год - санаторий - Детское Село, Колпинская улица, 1;

1922-1923 годы - доходный дом - Казанская улица, 4;

конец 1923 - начало 1924 года - Казанская улица, 3;

лето - осень 1924-1925 годы - набережная реки Фонтанки, 2; дом стоит напротив Летнего сада у истока Фонтанки, вытекающей из Невы;

осень 1924 - 02.1952 - дворовый флигель дворца Д. Н. Шереметева (квартира Н. Н. Пунина) - набережная реки Фонтанки, 34, кв. 44 («Фонтанный Дом»). Гости Ахматовой должны были получать пропуска в проходной Института Арктики и Антарктики, в то время располагавшемся там же; у самой Ахматовой был постоянный пропуск с печатью «Севморпути», где в графе «должность» указано «жилец»;

лето 1944 - набережная Кутузова, четвёртый этаж дома № 12, квартира Рыбаковых, на время ремонта квартиры в Фонтанном доме;

02.1952 - 1961 - доходный дом - улица Красной Конницы, 4, кв. 3;

Последние годы жизни дом № 34 на улице Ленина, где были предоставлены квартиры многим поэтам, писателям, литературоведам, критикам;

1955-1966 годы - Комарово, улица Осипенко, 3. Арендовала дачу («Будка»), где проживала в летний период;

В Москве

Улица Большая Ордынка, д. 17

В Ташкенте

В Комарове

«Кресты», вид с Невы

В 1955 году, когда стихи Ахматовой снова стали появляться в печати. Литфонд предоставил ей в Комарове на улице Осипенко, 3 маленький домик, который она сама называла «Будкой». Дача стала центром притяжения творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская, Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие. Приезжали и молодые поэты, называвшие себя «волшебным хором»: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский.

Пока «будка» в 1955 году благоустраивалась, Анна Андреевна жила у своих друзей Гитовичей по адресу 2-я Дачная ул., д. 36.

В 2004 году дача была отреставрирована. В 2008 году здание было ограблено (ранее не было зафиксировано ни одной попытки ограбления).

В 2013 году, 22 июня (в ближайшую субботу ко дню рождения), на улице Осипенко, рядом со знаменитой «Будкой», где жила Анна Андреевна, состоялся 8-й традиционный литературно-музыкальный вечер памяти поэта.

Портреты

Известен живописный портрет Анны Ахматовой, написанный К. С. Петровым-Водкиным в 1922 году.

Н. И. Альтман в 1914 г. написал портрет Анны Андреевны Ахматовой. Художница О. Л. Делла-Вос-Кардовская писала о работе Альтмана: «Портрет, по-моему, слишком страшный. Ахматова там какая-то зелёная, костлявая, на лице и фоне кубические плоскости, но за всем этим она похожа, похожа ужасно, как-то мерзко в каком-то отрицательном смысле…» Дочь же художницы, Е. Д. Кардовская, считает, что: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и всё же считаю, что Ахматова такая, какой её знали её друзья - поэты, поклонники тех лет, Ахматова „чётко“ передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».

Ахматову писали и рисовали многие художники, в том числе Амедео Модильяни (1911; самый любимый портрет Ахматовой, всегда находившийся в её комнате), Н. Я. Данько (скульптурные портреты, 1924, 1926), Т. Н. Глебова (1934), В. Милашевский (1921), Ю. Анненков (1921), Л. А. Бруни (1922), Н. Тырса (1928), Г. Верейский (1929), Н. Коган (1930), Б. В. Анреп (1952), Г. Неменова (1960-1963), А.Тышлер (1943). Менее известны её прижизненные силуэты нарисованные в 1936 г. в Воронеже С. Б. Рудаковым.

* Улицы, названные в честь А. Ахматовой, есть в Царском Селе, Калининграде, Одессе, Киеве, Ташкенте и Москве.

Ахматовские вечера-встречи, вечера памяти, приуроченные ко дню рождения Анны Андреевны - 25 июня, - стали доброй традицией посёлка Комарово. Проводятся в ближайшие к дате выходные на пороге знаменитой «Будки», где жила Ахматова.

11 июня 2009 года в Университете Малайя (Куала-Лумпур) состоялся вечер, посвящённый 120-летию со дня рождения Анны Ахматовой.

25 ноября 2011 года в Московском Международном Доме Музыки состоялась премьера музыкального спектакля «Память о солнце», посвященного Анне Ахматовой. Спектакль создан певицей Ниной Шацкой и актрисой Ольгой Кабо.

17 июля 2007 года в Коломне на стене старого особняка была открыта памятная доска, в честь посещения города 16 июля 1936 года А. Ахматовой, жившей в то лето неподалёку на даче Шервинских на берегу Оки, на окраине села Черкизово. Шервинским Анна Андреевна посвятила стихотворение «Под Коломной».

По Москве-реке ходит теплоход «Анна Ахматова».

В Крымской Астрофизической Обсерватории астрономы Л. Г. Карачкина и Л. В. Журавлева назвали малую планету, открытую ими 14 октября 1982 г. (3067) Akhmatova.

В Одессе, в начале аллеи, ведущей к тому месту, где располагался дом, в котором родилась поэтесса, в середине 80-х годов ХХ века были установлены её памятный барельеф и чугунная скамейка (украдена вандалами в середине 1990-х годов, позднее заменена на мраморную).

Опера «Ахматова» была создана в Париже в Опере Бастиль 28 марта 2011.. Музыка Брюно Мантовани, либретто Кристофа Гристи (Christophe Ghristi).

В Петербурге есть памятники Ахматовой - во дворе филологического факультета государственного университета и в саду перед школой на улице Восстания.

5 марта 2006 года, к сороковой годовщине со дня смерти Анны Андреевны в Санкт-Петербурге в саду возле Фонтанного дома был открыт третий памятник Анне Ахматовой работы петербургского скульптора Вячеслава Бухаева (сам памятник - дар Николая Нагорского).

В Фонтанном доме, где расположен литературно-мемориальный музей поэтессы, она прожила 30 лет, а сад у дома называла «магическим». По её словам, «сюда приходят тени петербуржской истории».

В декабре 2006 года в Санкт-Петербурге открыли памятник Анне Ахматовой, расположенный через Неву от следственного изолятора «Кресты», где она завещала его разместить. В 1997 году планировалось разбить Ахматовский сквер на этом месте, однако планам не суждено было сбыться.

В Москве на улице Большая Ордынка в доме № 17, где Ахматова останавливалась в 50-х-60-х гг в семействе Ардовых планируется открытие квартиры-музея. С таким предложением выступила инициативная группа москвичей, возглавляемая Алексеем Баталовым и Михаилом Ардовым. На стене дома также висит мемориальная доска, а во дворе стоит памятник, выполненный по рисунку Модильяни.

В городе Бежецке, где детские годы провёл сын Анны Андреевны Ахматовой - Лев Николаевич Гумилёв, установлена скульптурная композиция, посвящённая А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилёву и Л. Н. Гумилеву.

материал взят с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Ахматова,_Анна_Андреевна

Анна Ахматова, жизнь и творчество которой мы вам представим, - это литературный псевдоним, которым подписывала свои стихи Родилась эта поэтесса в 1889 году, 11 (23) июня, под Одессой. Ее семья вскоре перебралась в Царское Село, где до 16 лет прожила Ахматова. Творчество (кратко) этой поэтессы будет представлено после ее биографии. Познакомимся сначала с жизнью Анны Горенко.

Юные годы

Юные годы не были безоблачными для Анны Андреевны. Родители ее расстались в 1905 году. Мать увезла в Евпаторию дочерей, больных туберкулезом. Здесь впервые столкнулась с бытом грубых чужих и грязных городов "дикая девочка". Она пережила также любовную драму, предприняла попытку покончить с собой.

Обучение в Киевской и Царскосельской гимназиях

Ранняя юность этой поэтессы была отмечена учебой в Киевской и Царскосельской гимназиях. Последний класс она проходила в Киеве. После этого будущая поэтесса изучала в Киеве юриспруденцию, а также филологию в Санкт-Петербурге, на Высших женских курсах. В Киеве она выучила латынь, которая позволила впоследствии овладеть свободно итальянским языком, читать в оригинале Данте. Однако Ахматова к юридическим дисциплинам вскоре охладела, поэтому отправилась в Петербург, продолжив обучение на историко-литературных курсах.

Первые стихи и публикации

Первые стихи, в которых еще заметно влияние Державина, написаны юной гимназисткой Горенко, когда ей было всего 11 лет. В 1907 году появились первые публикации.

В 1910 годы, с самого их начала, Ахматова регулярно начинает печататься в московских и петербургских изданиях. После того, как создается "Цех поэтов" (в 1911 году), литературное объединение, она исполняет в нем обязанности секретаря.

Замужество, поездка в Европу

Анна Андреевна в период с 1910 по 1918 год была замужем за Н.С. Гумилевым, также известным русским поэтом. С ним она познакомилась во время учебы в царскосельской гимназии. После чего Ахматова совершила в 1910-1912 годы, где подружилась с итальянским художником, создавшим ее портрет. Также в это же время она посетила Италию.

Внешний облик Ахматовой

Николай Гумилев ввел свою жену в литературно-художественную среду, где имя ее обрело рано значимость. Не только поэтическая манера Анны Андреевны стала популярной, но также и ее облик. Ахматова поражала современников величавостью, царственностью. Ей оказывали знаки внимания, как королеве. Внешность этой поэтессы вдохновила не только А. Модильяни, но также и таких художников, как К. Петров-Водкин, А. Альтман, З. Серебрякова, А. Тышлер, Н. Тырса, А. Данько (ниже представлена работа Петрова-Водкина).

Первый сборник стихов и рождение сына

В 1912 году, знаменательном для поэтессы, произошло в ее жизни два важных события. Выходит первый сборник стихов Анны Андреевны под названием "Вечер", которым было отмечено ее творчество. Ахматова также родила сына, будущего историка, Николаевича - важное событие в личной жизни.

Входящие в первый сборник стихи пластичны по образам, использованным в них, ясны по композиции. Они заставили русскую критику говорить о том, что в поэзии возникло новое дарование. Хотя "учителями" Ахматовой являются такие мастера-символисты, как А. А. Блок и И. Ф. Анненский, поэзия ее была воспринята с самого начала как акмеистическая. На самом деле, вместе с О. Э. Мандельштамом и Н. С. Гумилевым поэтесса в начале 1910 годов составила ядро этого появившегося в то время нового течения в поэзии.

Последующие два сборника, решение остаться в России

Последовала за первым сборником и вторая книга под названием "Четки" (в 1914 году), а еще через три года, в сентябре 1917, вышел сборник "Белая стая", третий по счету в ее творчестве. Октябрьский переворот поэтессу эмигрировать не заставил, хотя в это время началась массовая эмиграция. Россию покидали один за другим люди, близкие Ахматовой: А. Лурье, Б. Антреп, а также О. Глебова-Студейкина, ее подруга юности. Однако поэтесса решила остаться в "грешной" и "глухой" России. Чувство ответственности перед своей страной, связи с землей русской и языком побудило Анну Андреевну вступить в диалог с решившими ее покинуть. Долгие годы те, кто уехал из России, продолжали оправдывать свою эмиграцию перед Ахматовой. С ней полемизирует, в частности, Р. Гуль, обращаются к Анне Андреевне В. Франк и Г. Адамович.

Сложное время для Анны Андреевны Ахматовой

В это время круто изменилась ее жизнь, что отразило ее творчество. Ахматова работала в библиотеке при Агрономическом институте, в начале 1920 годов успела издать еще два стихотворных сборника. Это были "Подорожник", выпущенный в 1921 году, а также "Anno Domini" (в переводе - "В лето Господне", вышедший в 1922 году). В течение 18 лет после этого в печати не появлялись ее произведения. Разные причины этого существовали: с одной стороны, это расстрел Н.С. Гумилева, бывшего мужа, которого обвинили в участии в заговоре против революции; с другой - неприятие творчества поэтессы советской критикой. Анна Андреевна много в годы этого вынужденного молчания занималась творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Посещение Оптиной Пустыни

Изменение своего "голоса" и "почерка" Ахматова связывала с серединой 1920 годов, с посещением в 1922, в мае, Оптиной Пустыни и беседой со Старцем Нектарием. Вероятно, эта беседа сильно повлияла на поэтессу. Ахматова состояла по материнской линии в родстве с А. Мотовиловым, являвшимся мирским послушником Серафима Саровского. Она восприняла через поколения идею искупления, жертвенности.

Второе замужество

В судьбе Ахматовой перелом был связан также с личностью В. Шилейко, ставшим ее вторым мужем. Это был ученый-востоковед, который занимался культурой таких древних стран, как Вавилон, Ассирия, Египет. Личная жизнь с этим беспомощным в быте и деспотичным человеком не сложилась, однако влиянию его поэтесса приписывала в своем творчестве возрастание философских сдержанных нот.

Жизнь и творчество в 1940 годы

Сборник под названием "Из шести книг" появляется в 1940 году. Он вернул на короткое время в современную литературу того времени такую поэтессу, как Анна Ахматова. Жизнь и творчество ее в это время довольно драматичны. Ахматову застала в Ленинграде Великая Отечественная война. Она была эвакуирована оттуда в Ташкент. Однако в 1944 году поэтесса возвратилась в Ленинград. В 1946 году, подвергнутая несправедливой и жестокой критике, она была исключена из Союза Писателей.

Возвращение в русскую литературу

После этого события следующее десятилетие в творчестве поэтессы отмечено лишь тем, что в это время занималась художественным переводом Анна Ахматова. Творчество ее советскую власть не интересовало. Л. Н. Гумилев, ее сын, отбывал в это время наказание в исправительно-трудовых лагерях как политический преступник. Возвращение в русскую литературу стихов Ахматовой состоялось лишь во второй половине 1950 годов. С 1958 сборники лирики этой поэтессы вновь начинают публиковаться. Была закончена в 1962 году "Поэма без героя", создававшаяся на протяжении аж 22 лет. Анна Ахматова умерла в 1966 году, 5 марта. Похоронена поэтесса под Санкт-Петербургом, в Комарове. Могила ее представлена ниже.

Акмеизм в творчестве Ахматовой

Ахматова, творчество которой сегодня является одной из вершин отечественной поэзии, к своей первой книге стихов относилась позднее довольно прохладно, лишь единственную строчку выделив в ней: "...пьянея звуком голоса, похожего на твой". Михаил Кузмин, тем не менее, свое предисловие к этому сборнику закончил словами, что к нам идет молодой, новый поэт, имеющий все данные для того, чтобы стать настоящим. Во многом предопределила поэтика "Вечера" теоретическую программу акмеизма - нового течения в литературе, к которому часто относят такую поэтессу, как Анна Ахматова. Творчество ее отражает многие характерные особенности этого направления.

Фотография, представленная ниже, была сделана в 1925 году.

Акмеизм возник как реакция на крайности стиля символистов. Так, например, статья В. М. Жирмунского, известного литературоведа и критика, о творчестве представителей этого направления называлась следующим образом: "Преодолевшие символизм". Мистическим далям и "лиловым мирам" их противопоставлялась жизнь в этом мире, "здесь и сейчас". Нравственный релятивизм и различные формы нового христианства были заменены "ценностей незыблемой скалой".

Тема любви в творчестве поэтессы

Ахматова пришла в литературу 20 века, первой его четверти, с самой традиционной темой для мировой лирики - темой любви. Однако решение ее в творчестве данной поэтессы является принципиально новым. Далеки стихи Ахматовой от сентиментальной женской лирики, представленной в 19 веке такими именами, как Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Мирра Лохвицкая. Далеки они также и от "идеальной", отвлеченной лирики, характерной для любовной поэзии символистов. В этом смысле опиралась в основном не на русскую лирику, а на прозу 19 века Ахматова. Творчество ее было новаторским. О. Э. Мандельштам, например, писал о том, что в лирику принесла сложность русского романа 19 века Ахматова. Сочинение по творчеству ее можно было бы начать именно с этого тезиса.

В "Вечере" представали в разных обличьях любовные чувства, однако героиня неизменно являлась отвергнутой, обманутой, страдающей. К. Чуковский писал о ней, что первой, открывшей то, что быть нелюбимой - это поэтично, является именно Ахматова (сочинение по творчеству ее, "Ахматова и Маяковский", созданное этим же автором, во многом способствовало ее травле, когда стихи этой поэтессы не издавались). В несчастной любви виделся источник творчества, а не проклятье. Три части сборника названы соответственно "Любовь", "Обман" и "Муза". Хрупкая женственность и изящество сочетались в лирике Ахматовой с мужественным принятием своего страдания. Из 46 стихотворений, входящих в этот сборник, почти половина была посвящена расставанию и смерти. Это не случайно. В период с 1910 по 1912 год поэтессой владело чувство краткодневности, она предчувствовала смерть. К 1912 году две ее сестры умерли от туберкулеза, поэтому Анна Горенко (Ахматова, жизнь и творчество которой мы рассматриваем) считала, что эта же участь постигнет и ее. Однако она не связывала, в отличие от символистов, разлуку и смерть с чувствами безысходности, тоски. Эти настроения рождали переживание красоты мира.

Наметились в сборнике "Вечер" и окончательно оформились сначала в "Четках", затем в "Белой стае" отличительные черты стиля этой поэтессы.

Мотивы совести и памяти

Глубоко историчной является интимная лирика Анны Андреевны. Уже в "Четках" и "Вечере" вместе с темой любви возникают два других главных мотива - совести и памяти.

"Минуты роковые", которыми была отмечена отечественная история (начавшаяся в 1914 году первая мировая война), совпали с трудным периодом в жизни поэтессы. У нее открылся в 1915 году туберкулез, в семье ее наследственная болезнь.

"Пушкинизм" Ахматовой

Еще более усиливаются мотивы совести и памяти в "Белой стае", после чего в ее творчестве становятся главенствующими. Поэтический стиль этой поэтессы в 1915-1917 годах эволюционирует. Все чаще в критике упоминается своеобразный "пушкинизм" Ахматовой. Суть его составляет художественная законченность, точность выражения. Отмечается также наличие "цитатного слоя" с многочисленными перекличками и аллюзиями как с современниками, так и с предшественниками: О. Э. Мандельштамом, Б. Л. Пастернаком, А. А. Блоком. Все духовное богатство культуры нашей страны стояло за Ахматовой, и она справедливо ощущала себя его наследницей.

Тема родины в творчестве Ахматовой, отношение к революции

Не могли не отразиться в творчестве драматические события времени жизни поэтессы. Ахматова, жизнь и творчество которой проходили в сложный для нашей страны период, восприняла года как катастрофу. Прежней страны, по ее мнению, больше не стало. Тема родины в творчестве Ахматовой представлена, например, в сборнике "Anno Domini". Раздел, открывающий этот вышедший в 1922 году сборник, называется "После всего". Ко всей книге была взята эпиграфом строка "в те баснословные года..." Ф. И. Тютчева. Родины больше нет для поэтессы...

Однако для Ахматовой революция - это также и расплата за греховную жизнь прошлого, возмездие. Пусть лирическая героиня и не творила сама зла, она чувствует, что причастна к общей вине, поэтому Анна Андреевна готова разделить нелегкую долю своего народа. Родина в творчестве Ахматовой обязана искупить свою вину.

Даже название книги, в переводе означающее "В лето Господне", говорит о том, что поэтесса воспринимает как божью волю свою эпоху. Использование исторических параллелей и библейских мотивов становится одним из способов осмыслить художественно происходящее в России. К ним все чаще прибегает Ахматова (например, стихотворения "Клеопатра", "Данте", "Библейские стихи").

В лирике этой великой поэтессы "я" в это время превращается в "мы". Анна Андреевна говорит от лица "многих". Каждый час не только этой поэтессы, но и ее современников, оправдан будет именно словом поэта.

Таковы основные темы творчества Ахматовой, как вечные, так и характерные именно для эпохи жизни этой поэтессы. Ее часто сравнивают с другой - с Мариной Цветаевой. Обе они являются сегодня канонами женской лирики. Однако имеет не только много общего, но и во многом отличается творчество Ахматовой и Цветаевой. Сочинение на эту тему часто задают писать школьникам. На самом деле, интересно порассуждать о том, почему практически невозможно спутать стихотворение, написанное Ахматовой, с произведением, созданным Цветаевой. Однако это уже другая тема...

Предлагаем вашему вниманию статью Николая Офицерова

5 марта - скорбный день для российской поэзии - в этот день в 1966 году умерла Анна Ахматова.

Почитатели Серебряного века вспоминают великую российскую поэтессу украинского происхождения Анну Горенко, более известную под псевдонимом Ахматова. Она смогла прожить долгую и насыщенную различными трагическими событиями жизнь. Эта хрупкая и гордая женщина стала свидетельницей не только двух революций, но и двух мировых войн, которые она смогла пережить. Душа и тело ее были опалены репрессиями, а также смертью близких ей людей. Биография Ахматовой - это настоящий сюжет для экранизации фильма, потому сегодня мы попытаемся узнать все перипетии ее судьбы в одной статье, посвященной памяти великой поэтессы.

Детство

На свет Анна Горенко появилась летом 1889 года в семье потомственного дворянина, а также отставного инженера-механика флота Андрея Горенко и принадлежавшей к творческой элите Одессы Инне Эразмовне Стороговой. Девочка родилась в южной части города и оказалась третьей по старшинству из шестерых детей. Едва лишь малышке исполнился год, родители незамедлительно переехали в Санкт-Петербург, где глава семейства незамедлительно получил чин коллежского асессора и стал чиновником государственного контроля для особых поручений. Семья приняла решение поселиться в Царском Селе, с которым связаны самые теплые детские воспоминания Ахматовой. Няня постоянно водила девочку гулять в местный парк и прочие места, которые в то время все еще помнили стопы великого русского поэта - Пушкина. Детей в это время постоянно обучали светскому этикету. Читать Аня училась по азбуке Льва Толстого, а французский язык смогла постичь еще в раннем детства, слушая, как учительница преподает его старшему поколению детей. Будущая поэтесса получала свое образование в Мариинской женской гимназии. Ахматова сама неоднократно признавалась в том, что стихи начала писать еще в возрасте 11 лет. Примечательно, что поэзия открылась для нее несколько нестандартными авторами. Это были не Александр Пушкин или Михаил Лермонтов. Напротив, причиной тому стали величественные оды Гавриила Державина, а также стихотворения пера Николая Некрасова, которые неустанно наизусть декламировала ее мама. Свой предпоследний класс она доучивалась уже на дому, в родной Евпатории, а последний оканчивала в киевской Фундуклеевской гимназии. После того, как ее учеба подошла к концу, она уверенно становится студенткой Высших женских курсов, выбрав для себя юридический факультет. Если же латынь и история права вызывали в ней исключительно живой интерес, то юриспруденция стала для нее скучной для зевоты. Именно поэтому девушка продолжила образование уже в любимом ею Санкт-Петербурге на историко-литературных женских курсах Раева.

Поэзия Анны Ахматовой

Довольно парадоксально то, что в семье Горенко поэзии не уделялось практического внимания. То есть все были согласны ее читать и иногда на публичных вечерах декламировать, но писать никто не брался. Только лишь по линии матери Инны Стоговой нашлась дальняя родственница Анна Бунина, которая были переводчицей и поэтессой. Отец же не одобрял, что его дочь так сильно увлеклась поэзией, поэтому приказал ей не срамить его фамилию. Анна Горенко именно поэтому ни одно свое стихотворение не подписала настоящей фамилией, а всегда использовала свой псевдоним. Те же, кто интересуются происхождением псевдонима «Ахматова» могут знать, что Анна очень много времени уделила своему генеалогическому древу, в котором смогла отыскать прабабушку-татарку, которая якобы вела свой род от ордынского хана Ахмата. После этого она решила превратиться в Ахматову, потому даже псевдоним она выбрала для себя более чем величественный и во многом не подходящий столь хрупкой женщине. Когда же девушка обучалась в Мариинской гимназии, то смогла познакомиться там со своим будущим супругом, подающим большие надежды молодым поэтом Николаем Гумилевым. Позже и в Евпатории, и в Киеве девушка вела с ним активную переписку. Это однозначно была любовь с первого взгляда, потому весной 1910 года они решили обвенчаться в Николаевсккой церкви, которая и по сегодняшний день находится под Киевом в деревне Никольская Слободка. На тот момент Гумилев уже был состоявшимся поэтому, который завоевал известность и признание во многих литературных кругах. Молодожены приняли решение свой медовый месяц отпраздновать в Париже. Для Ахматовой это была первая ее встреча с настоящей Европой. Когда же по возвращении в Санкт-Петербург ее муж вводит не менее талантливую супругу в литературно-художественные круги Северной столицы, то заметили ее незамедлительно. Изначально всех поразила ее загадочная красота и царственная осанка. С отчетливой горбинкой на носу «ордынская» внешность Анны Ахматовой покорила всю литературную богему. Петербуржские литераторы вскоре оказались не только в плену красоты Ахматовой, но также и в плену ее чрезвычайно мощной поэзии. Анна Ахматова писала стихи о любви. Именно это великое чувство она будет воспевать всю свою жизнь, причем, расцвет ее творческого гения пришелся на времена кризиса символизма. Молодые поэты в это время пробуют себя в таких новых для поэзии жанрах, как футуризм и акмеизм. Гумилева-Ахматова становится известна, как молодая акмеистка. Данное поэтическое течение выражалось, прежде всего, в точности слова и противопоставляло себя символистам.

Первый прорыв

Такой случился в биографии Ахматовой в 1912 году. В этом году не только рождается единственный сын поэтессы, в последствии знаменитый отечественный ученый, Лев Гумилев, но также и выходит небольшим тиражом ее первый сборник стихов под названием «Вечер». Уже на склоне собственных лет, пережившая все жизненные тяготы женщина будет утверждать, что данная поэтическая книжечка была лишь «бедными стихами пустой девочки». Когда же стихи Ахматовой смогли найти своих первых почитателей, то они и принесли ей известность. Уже спустя два года выходит новый сборник, который получил название «Четки». Это уже был настоящий триумф. Поклонники и критики с восторгом писали о поэтессе, называя ее «прорывом» и «музой своего времени». Отныне Ахматова не нуждалась в протекции мужа, потому как ее имя начало звучать громче, чем даже у самого Гумилева. Уже в революционном 1917-м году Анна выпускает в свет свою третью книгу, названную «Белая стая». В свет она вышла весьма внушительным тиражом в 2 тысячи экземпляров. Годом позднее Ахматова решает расстаться с Гумилевым. Супруг покорно принимает ее решение и возлюбленные расходятся на доброй ноте взаимоуважения.

Смутное время

А летом 1921-го года в действие приводится приказ о расстреле Николая Гумилева. Ахматова крайне тяжело переживает смерть отца своего единственного сына, а также человека, благодаря которому мир поэзии смог узнать о ней. Сама Ахматова не знала еще, что впереди ее ожидают крайне трудные времена и испытания для нее лишь только начинаются. Начиная с середины 20-х годов Горенко находится под крайне пристальным надзором и круглосуточным контролем НКВД. Ее перестают печатать, потому стихи в это время пишутся, что называется, «в стол». Многие из них были утеряны при многочисленных переездах. Последний ее сборник вышел в 1924 году. На него было поставлено клеймо «провокационного», «упаднического», «антикоммунистического» и «смехотворного». Это клеймо было повешено и преследовало ее на протяжении еще очень долгих лет. Новый этап ее творчества был связан неразрывно с постоянными переживания за своих родных и близких. В этом нет ничего удивительно, ведь, прежде всего, ее волновало будущее сына Льва. Первый же, по-настоящему, тревожный звонок прозвучал в 1935 году, когда одновременно были арестованы второй муж Николай Пунин и ее сын. Освобождают их через несколько дней, однако покоя в жизни поэтессы не будет никогда. С этого момента она будет постоянно ощущать, будто настоящую, удавку, что сжимается вокруг ее горла. Сына через три года арестовывают вновь. На этот раз все значительно серьезнее, чем в прошлый раз. Его решают приговорить к 5 годам лагерей. В этом же году она прекращает брак с Пуниным и сосредотачивается исключительно на поддержке сына и поэзии. К примеру, именно в это время вышел знаменитый «Реквием». Чтобы хоть как-то облегчить жизнь сыну и наконец вытянуть его из лагерей, автор накануне войны, в 1940-м году издаёт сборник «Из шести книг». Здесь собраны старые, прошедшие строжайшую цензуру стихотворения, а также все новые, «правильные», с точки зрения правящей идеологии, строки. Грянувшую Великую Отечественную войну Анна Андреевна провела в эвакуации, в Ташкенте. Сразу же после победы вернулась в освобождённый и разрушенный Ленинград. Оттуда вскоре перебирается в Москву. Но едва расступившиеся над головой тучи - сына выпустили из лагерей - снова сгущаются. Ее творчество в первые послевоенные годы агрессивно разгромлено на очередном заседании Союза писателей, а Лев Гумилёв арестован снова, по очередной сфабрикованной статье. На этот раз его осудили на 10 лет. Несчастная женщина сломлена. Она пишет просьбы и покаянные письма в Политбюро, но её никто не слышит. Лишь под конец ее жизни она наконец смогла вздохнуть с облегчением. В Союзе Писателей ее восстановили в 1951-м году. Стихи Ахматовой наконец начали печатать. К середине 60-х годов она получает также престижную итальянскую премию и выпускает один из своих знаменитых сборников «Бег времени». Помимо этого, известная поэтесса удостаивается премии Оксфордского университета. Лишь к концу жизни у поэтессы с мировым именем и не меньшей популярностью появляется собственный дом. Представители «Литфонда» выделяют ей скромную дачу в Комарово. Убранство внутри не заслуживало даже толики внимания, ведь как такового его не было.

Кончина

Кажется, смертью Анны Ахматовой в 1966 году были поражены все без исключения. Несмотря на то, что на тот момент ей исполнилось уже 76 лет и она долго и продолжительно болела. Угла из жизни поэтесса в подмосковном санатории, расположенном в Домодедово. Накануне смерти она просила своих родных привезти ей книжку Нового Завета, тексты которого ей хотелось лично сверить с кумранскими рукописями. Из Москвы тело Ахматовой было приказано переправить в Ленинград. Власти, как огня, опасались диссидетских волнений. Похоронить ее решено было на Комаровском кладбище. Перед смертью сын с матерью так и не смогли помириться. Не общались они долгие годы. На могиле матери Лев выложил каменную стенку окошком, которая должна была стать настоящим символом, бессмертным напоминанием о их взаимосвязи, которая была, как ни странно, самой сильной, когда он сидел в тюрьме, в Крестах, куда Анна Ахматова носила ему регулярные передачи и поддерживала, как могла. Выложил он каменную стенку с окошком. Сама Анна Андреевна просила деревянный крест, однако в 1969 году был установлен уже добротный монумент. Как известно, музей Анны Ахматовой находится в Санкт-Петербурге на улице Автовской. Еще один было решено открыть в Фонтанном доме, где она прожила на протяжении 30 лет. Несколько позже музеи, различные памятные доски и барельефы с периодичностью появлялись также в местах ее временного обитания Москве, Ташкенте, Одессе и Киеве.

Анна Ахматова - всемирно известная поэтесса, лауреат Нобелевской премии, переводчик, критик и литературовед. Она купалась в славе и величии, познала горечь утрат и гонений. Много лет ее не публиковали, а имя было под запретом. Серебряный век взрастил в ней свободу, сталинский приговорил к опале.

Сильная духом она пережила нищету, травлю, тяготы обычного человека, выстояв в тюремных очередях много месяцев. Ее «Реквием» стал эпическим памятником времени репрессий, женской стойкости и веры в справедливость. Горькая участь сказалась на ее здоровье: она получила несколько инфарктов. По странному совпадению, умерла в годовщину рождения Сталина, в 1966 году.

Ее грациозность, необычный профиль с горбинкой вдохновляли многих художников. Сам Модильяни рисовал сотни ее портретов, но она дорожила только одним, подаренным им в 1911 году в Париже.

Архив Анны Ахматовой после ее смерти был продан государственным учреждениям за 11,6 тысячи рублей.

Предназначение

Дворянское происхождение Ахматова не скрывала, даже гордилась им. Третий ребенок в семье потомственного дворянина и военного морского офицера из одесситов Андрея Антоновича Горенко, она была слабенькой и болезненной.

В 37 лет он женился вторым браком на 30-летней Инне Эразмовне Стоговой.

За одиннадцать лет супруги нажили шесть детей. Переехали в Царское село в 1890-м, когда Ане исполнился годик.

Читать и сносно общаться на французском языке она начала рано. В гимназии, по собственному признанию, училась хорошо, но не охотно. Отец частенько брал ее с собой в Петроград, он был заядлый театрал, и они не пропускали премьерных спектаклей. А летом семья проводила в собственном доме в Севастополе. Наследственным проклятьем был туберкулез, от него впоследствии умерли три дочери Горенко – последняя уже после революции в 1922-м году. Сама Анна в молодости тоже переболела чахоткой, но смогла выздороветь.

В 25 лет Анна посвятит своей жизни в Крыму поэму «У самого моря», эта тема не уйдет из творчества поэтессы и после.

Писательство с детских лет было свойственно Ане Горенко. Она вела дневник, сколько помнила себя и до последних дней. Первое свое стихотворение сочинила на стыке времен – в 11 лет. Но родители не одобряли ее увлечение, похвалы она получала за свою гибкость. Высокая и хрупкая, Аня легко превращала свое тело в кольцо и могла, не вставая со стула достать зубами платок с пола. Ей прочили балетную карьеру, но она категорически отказалась.

Псевдоним, прославивший ее, она взяла из-за отца, который запретил использовать его фамилию. Ей по нраву пришлась Ахматова – фамилии ее прабабушки, чем-то напоминавшая ей крымского завоевателя хана Ахмата.

С 17-ти лет стала подписывать свои стихи, периодически выходящие в разных журналах под псевдонимом. Родители разошлись: отец благополучно прокутил приданое и оставил семью в трудном положении.

Мать с детьми уехала в Киев. Здесь в последний год обучения в гимназии Анна много сочиняет, и эти ее стихи будут опубликованы в книге «Вечер». Дебют 23-летней поэтессы получился успешным.

Во многом ей помогал ее муж – Николай Гумилев. Они поженились, когда ей исполнился 21 год.

Он добивался ее несколько лет, уже был состоявшимся поэтом, старше Анны на три года: военный красавиц, историк, увлеченный путешествиями и мечтами.

Он увозит любимую в Париж, а после возвращения готовятся к переезду в Петроград. Она будет приезжать в Киев, где у нее остались родные.

Через год в северной столице литературное общество знакомится с новым течением и его создателями – акмеистами. К сообществу причисляют себя Гумилев, Ахматова, Мандельштам, Северянин и другие. Серебряный век был богат на поэтические таланты, проходили вечера, обсуждались, читались стихи и печатались.

Анна за два года после замужества несколько раз была за границей. Там она познакомилась с молодым итальянцем Амедео Модильяни. Они много общались, он ее рисовал. В то время он был неизвестный художник, слава пришла к нему значительно позже. Анна ему понравилась своей необычной внешностью. Он два года переносил ее образ на бумагу. Сохранилось несколько его рисунков, которые после его ранней смерти, стали признанными шедеврами. Уже на склоне лет Ахматова говорила, что главный актив ее наследия – это «рисунок Моди».

В 1912-м Гумилев становится студентом университета в Петрограде и погружается в изучение поэзии Франции. Выходит его сборник «Чужое небо». Анна ждет первенца.

Пара едет в Царское село, где осенью рождается сын.

Родители Гумилева очень ждали мальчика: он оказался единственным наследником. Не удивительно, что мать Гумилева пригласила семью жить к себе в деревянный двухэтажный дом. В этом доме в Царском селе семья будет жить до 1916 года. Гумилев только наездами, Анна – ненадолго отлучаясь в Петроград, в санаторий на лечение от туберкулеза и на похороны отца. Известно, что в этот дом к ним приезжали друзья: Струве, Есенин, Клюев и прочие. Анна дружила с Блоком и Пастернаком, которые также были в числе ее воздыхателей. Из дикой девочки со спаленной от солнца кожей, она превратилась в манерную светскую даму.

Льва Николаевича будет воспитывать бабушка до 17 лет. С маленьким Левой она уедет жить в Тверскую область в село Слепнево, где была усадьба Гумилевых. Анна и Николай навещают их и помогают материально.

Их брак трещит по швам: они редко видятся, но часто пишут друг другу. У него заграницей возникают интрижки, и Анна узнает об этом.

Сама она имеет много поклонников. Среди них Николай Недоброво. Он познакомил Анну со своим другом Борисом Анрепом. Эта связь разрушит их дружбу и породит любовь поэтессы и художника.

Они редко виделись, а в 1916-ом возлюбленный покинул Россию. Ему она посвятит более тридцати стихов: через год они выйдут в сборнике «Белая стая» и через пять лет в «Подорожнике». Их встреча произойдет через полвека в Париже, куда Ахматова приедет по приглашению Оксфордского университета: за ее исследования творчества Пушкина ей присвоена почетная степень доктора литературы.

Через восемь лет звездная пара развелась. Хотели бы и раньше, но сделать это в дореволюционной России оказалось сложно.

Почти сразу после развода она согласится стать женой Владимира Шилейко, что очень удивит ее знакомых. Ведь она уже была не той восторженной и нежной русской Сапфо, как ее называли. Перемены в стране наводили на нее страх и печаль.

А Гумилев женится на другой Анне, дочери поэта Энгельгардта. Она быстро станет вдовой – в 1921-ом Гумилева расстреляют по обвинению в заговоре против советской власти вместе с другими 96 подозреваемыми. Ему было всего 35 лет. Об аресте своего бывшего мужа она узнает на похоронах Александра Блока. На 106 годовщину со дня рождения Николай Гумилев будет полностью реабилитирован.

Анна Андреевна потеряв первого мужа, уходит от второго. Ученый-востоковед Шилейко был до крайности ревнив, жили они впроголодь, стихи не писались и не печатались. Книга «Подорожник», состоящая в основном из прошлых стихотворений, вышла за несколько месяцев до расстрела Гумилева.

В 1922 году она смогла выпустить пятый сборник в своей творческой жизни -

«Anno Domini». Автор предложила семь новых стихотворений, а также относящиеся к разным годам. Поэтому читателям легко было сравнить ее ритмику, образы, волнения. Критика писала о «разнокачественности» ее стихов, тревожности, но не сломленности.

Она могла бы уехать из страны, ее настойчиво приглашали к себе друзья из Франции, но Ахматова отказалась. Ее жизнь в полуразрушенном Петрограде не сулила ничего хорошего, она об этом знала. Но не могла себе представить, что впереди ждут ее годы забвения и травли – на ее публикации наложат негласный запрет.

Репрессии и «Реквием»

Коммунальная квартира на Фонтанке в Ленинграде станет ее домом с октября 1922 года. Здесь Ахматова проживет 16 лет. Как говорят биографы – несчастливых.

Со своим третьим мужем: искусствоведом, критиком и немного поэтом Николаем Пуниным она не зарегистрировала брак. Он был женат, и что самое странное в этой коммунальной квартире, разделенной перегородкой на две, всем хозяйством заправляла его жена. По стечению обстоятельств тоже Анна.

У супругов была годовалая дочь Ирина, которая впоследствии очень подружится с Ахматовой и станет одной из наследниц поэтессы.

Они были знакомы лет десять: Николай Пунин приходил к чете Гумилевых вместе с другими поэтами. Но был раскритикован своим тезкой и затаил обиду. Но обрадовался, что Ахматова ушла от мужа, он ее боготворил. Пунин настойчиво ухаживал за Ахматовой, приезжал к ней в санаторий, когда она в очередной раз лечила свой туберкулез, уговаривал переехать к нему.

Анна Андреевна согласилась, но очутилась в еще больших стесненных условиях, хотя она привыкла жить и писать на диване. По природе своей она не умела хозяйничать, содержать дом. Жена Пунина работала врачом, и в то трудное время у нее всегда был постоянный доход, на что они и жили. Пунин работал в Русском музее, сочувствовал советской власти, но в партию вступать не захотел.

Она помогала ему в его исследованиях, он пользовался ее переводами научных статей с французского, английского и итальянского.

Летом 28-ого года ее 16-летний сын приехал к ней. Из-за опалы родителей парня не брали на учебу. Пришлось вмешиваться Пунину, и его с трудом пристроили в школу. Потом он поступил на истфак в университет.

Попытки прервать запутанные отношения с Пуниным, который не давал ей писать стихи (ведь его лучше), ревновал ее, мало заботился, пользовался ее трудами, Ахматова предпринимала не однажды. Но он ее уговаривал, хныкала маленькая Ирина, привыкшая к Анне, поэтому она оставалась. Иногда уезжала в Москву.

Занялась исследованием творчества Пушкина. Статьи опубликовали уже после смерти Сталина. Критика писала, что такого глубокого анализа произведений великого поэта никто раньше не делал. Например, она разложила по полочкам «Сказку о золотом петушке»: показала приемы, какие были использованы автором, чтобы превратить восточную историю в русскую сказку.

Когда Ахматовой исполнилось 45 лет, арестовали Мандельштама. Она как раз была у них в гостях. Волна арестов захлестнула страну после убийства Кирова.

Не удалось избежать ареста Николаю Пунину и студенту Гумилеву. Но вскоре их выпускали, но ненадолго.

Отношения вконец разладились: в своих бедах Пунин обвинял всех домочадцев, в том числе и Анну. А она хлопотала за сына, которого весной 38-ого года обвинили в заговоре. Смертельный вердикт был заменен на пятилетнюю ссылку в Норильск.

Анна Ахматова переезжает в другую комнату в этой же коммуналке. Ей больше невмоготу находиться с Пуниным в одном пространстве.

Вскоре Ирина выходит замуж, у пары рождается дочь, которую назвали тоже Анной. Она станет второй наследницей Ахматовой, считая их своей семьей.

Более пятнадцати лет отдаст лагерям ее сын. В воркутинском погибнет осужденный Николай Пунин. Но и после этого она не переедет из коммунальной квартиры, останется с его семьей, и напишет легендарный «Реквием».

В военные годы ленинградцев эвакуируют в Ташкент. С ними уедет и Анна. Ее сын запишется добровольцем в армию.

После войны Ахматова будет заниматься переводами, чтобы хоть как-то прокормить себя. За пять лет она переведет более сотни авторов с семидесяти языков мира. Сын в 48-м году экстерном окончит истфак и защит диссертацию. А на следующий год снова будет арестован. Обвинения те же: заговор против советской власти. На этот раз дали десять лет ссылки. Свое сорокалетие он встретит из-за болей в сердце на больничной койке, сказались последствия пыток. Его признают инвалидом, он очень испугается и даже напишет завещание. За время ссылки он будет госпитализирован несколько раз, ему сделают две операции. С матерью он будет переписываться. Она хлопотать за него: напишет письмо Сталину, даже сочинит правильный стих в его славу, который сразу же опубликует газета «Правда». Но ничего не поможет.

Лев Николаевич будет освобожден в 56-м году и реабилитирован.

К этому времени его матери вернули возможность публиковаться, членство в Союзе писателей и дали в Комарове дом.

Сын некоторое время помогал ей с переводами, что давало возможность хоть как-то существовать до осени 1961 года. Потом они окончательно поссорились и больше не общались. Ему дали комнатку, он уехал. У Ахматовой случился второй инфаркт, но сын ее не навестил. Что послужило причиной конфликта остается неизвестным, существуют несколько версий, но ни одной Ахматовой.

Она опубликует еще одно свое эпическое произведение – «Поэму без героя». По собственному признанию она ее писала два десятилетия.

Она снова будет в центре литературной богемы, познакомится с начинающим поэтом Бродским и другими.

За два года до смерти станет вновь выездной: поедет в Италию, где ее будут восторженно принимать и вручат премию. На следующий год - в Англию, где ее чествовали как доктора литературы. В Париже она встретилась со своими знакомыми, друзьями и бывшими возлюбленными. Вспоминали прошлое, и Анна Андреевна рассказывала, что в далеком 24-м году она шла по любимому городу и вдруг подумала, что непременно встретит Маяковского. Он в это время должен быть в другой столице, но планы его изменились, он шел навстречу и думал о ней.

С ней часто случались такие совпадения, некоторые моменты она могла предвидеть. Последнее недописанное ею стихотворение – о смерти.

Анну Ахматову похоронили в Комарово. Последние распоряжения давал сын. Он не разрешил вести официальную киносъемку, но любительские кадры все же сняли. Они вошли в документальный фильм, посвященный поэтессе.

Лев Гумилев женится через три года после смерти матери на художнице Наталье Симановской. Ей 46 лет, ему – 55. Они проживут вместе двадцать четыре года в согласии, но детей у них не будет. Доктор исторических наук Лев Николаевич оставит после себя научные труды и добрую память в среде ученых.