Царский путь ко спасению. Все должно и можно делать во славу божию

Однажды я услышала притчу о трех строителях храма. Когда каждого из них спросили: «Чем ты занимаешься?», первый ответил: «Таскаю кирпичи». Второй: «Зарабатываю на хлеб, чтобы прокормить детей». И лишь третий сказал: «Строю храм».
Раб, наемник и сын - у них общее дело, а вот мотивация разная. Раб безучастен к происходящему, он просто делает то, что нужно. Наемник ожидает получить за это вознаграждение. Сын созидает во имя любви. Трудится во славу своего Небесного Отца.

«Во славу Божию». Впервые я услышала эти слова в ответ на «спасибо», когда пришла работать в Церковь. И первое время даже думала, что у православных это такой «пароль-отзыв», чтобы проверить: свой человек или чужак. И на пожелание «спаси, Господи» неуклюже отвечала «не за что». Да и что я такого могла сделать, чтобы еще более приумножить славу Господа? Одно дело - писать статьи, субъективные размышления человека, который в Церкви без году неделя, да еще получать за это зарплату, и совсем другое - делать что-то важное, например, ехать куда-то за тридевять земель, чтобы потрудиться на благо Церкви, не ожидая вознаграждения.

Поэтому все рассказы о том, как кто-то летом работал в монастыре или помогал в восстановлении храма, мне казались чем-то настоящим, чем обязательно должен заниматься православный христианин вместо того, чтобы стучать по клавиатуре и весь день проводить за монитором.

Вот успешный менеджер приехал в монастырь на экскурсию и остался там на весь отпуск. Привыкший ворочать миллионами, он с радостью выковыривал кирпичи из навоза и выполнял другую не менее тяжелую работу, а потом написал в своем блоге, что в эти дни был счастлив как никогда в своей жизни.

Другая паломница не менее восторженно делилась своими впечатлениями… о мытье посуды. В монастыри приезжают много людей, которых надо накормить, поэтому послушание в трапезной считается одним из самых трудных. Но эта девушка, три дня не разгибая спины простоявшая над раковиной с горой тарелок, похоже, была не менее счастлива. Хотя, собственно, увидеть саму обитель и побывать на богослужениях ей почти что и не довелось.

А я пришла в Церковь… работать. Мне повезло - я попала в коллектив единомышленников, многие из которых стали моими настоящими друзьями - такими, что из любой беды выручат. В наших кабинетах перед иконами горят лампады, в то время как другие не имеют возможности даже перекреститься перед едой, а в Рождественский пост вынуждены идти на «новогодние корпоративы», «иначе начальство не поймет». Моя подруга - тоже журналист - спросила как-то: «Мало того, что пишешь о том, что нравится, так тебе еще и деньги за это платят?».

Конечно, платят. Любой труд должен оплачиваться. Кроме труда «во славу Божию». Тут-то я и попала в тупик. С одной стороны, хотелось «подвига» - уехать куда-нибудь, чтобы потрудиться «просто так». А с другой - любая «сверхурочная» работа, не за гонорар, а за «спаси, Господи», начинала вызывать внутренний протест. Как выяснилось - чувство, знакомое и другим моим коллегам, когда начинаешь задумываться: «Что, как и почему я делаю в своей жизни? И что для меня важнее: материальный или нравственный стимул?».

Виноваты ли рыночные отношения, при которых выстраивается четкая градация: продавец - покупатель, или просто время такое, призывающее потреблять и получать от жизни все, или просто я принадлежу к прагматичному поколению «новых верующих», поскольку желающих поработать во славу Божию среди моих знакомых оказалось не так-то и много. По крайней мере, как утверждают те, кто пришел в Церковь десятилетием раньше меня, у них все было совсем по-другому.

Когда храмы только начали открываться, туда ринулся поток духовно изголодавшихся людей, которые способны были горы свернуть. Сами и кирпичи носили, и облачения для священников шили, и полы мыли. Так создавался приход. Но вот внешнее благолепие восстановлено, церковная жизнь вошла в определенное русло - появились штатные единицы: охранник, уборщица, продавец за свечным ящиком. И нередко на призыв остаться после богослужения помочь в храме, настоятель видит не лес рук, а лес ног, торопливо спешащих по своим делам.

Бывает и по-другому. Приходят и спрашивают: «Я хочу поработать в храме. Сколько вы мне за это заплатите?». Иеромонах Никон (Поляков), настоятель Свято-Никольского мужского монастыря, считает, что в этом случае дело заключается даже не в вере человека, просто жизнь и экономические сложности диктуют свое. Поэтому люди иной раз вынуждены спрашивать, сколько они получат за то или иное дело. И все же энтузиасты остаются - были случаи, когда люди приходили и предлагали безвозмездную помощь. Даже из Москвы приезжали, чтобы потрудиться на восстановлении небольшого монастыря в Саратове:

Есть люди, которые ощущают потребность в этом. Не денег заработать, не решить какую-то проблему, а именно потрудиться во славу Божию. При этом они понимают, что приобретают гораздо больше. Хотя охотнее едут в большие обители,- считает отец Никон.- К преподобному Сергию, в Оптину пустынь. Я знаю лично таких людей, которые туда на месяц, на два могут приехать и во славу Божию трудиться. Но вот в таких монастырях, как наш,- маленьких и неизвестных - желающих поработать немного. Опять же, это от маловерия происходит. Люди не понимают, что это одинаково: Богу все равно, где ты потрудишься - в Троице-Сергиевой Лавре или в Оптиной пустыни или в Свято-Никольском монастыре, который никто не знает. И что, может быть, наоборот, здесь, отдав свой труд, ты больше Богу угодишь, чем в Оптиной, где и без того полно людей. Бог всякий труд приемлет.

Но иной раз бывает и так, что человеку лучше заплатить. Потому что когда кто-то трудится во славу Божию, с него и спросить нечего: «Сделал? Спаси Господи». Хорошо, если это такая работа, где особенных навыков не требуется - вскопать что-то или мусор убрать. А если, к примеру, плитку положить? Поэтому на более квалифицированную работу отец Никон все-таки ищет специалистов, которые отвечают за свой труд и могут гарантировать качество. Дилетанты в Церкви опасны, а профессионалов, настоящих специалистов своего дела, мало. Бывает, к сожалению, что и за деньги не желают трудиться, хотят просто заработать любой ценой. С такими приходится быстро расставаться.

Вообще, для меня не вопрос - платить или не платить деньги,- признается отец Никон.- Работал бы человек нормально. Но сегодня просто катастрофическое положение со специалистами. Их нет - просто нет. По пальцам можно пересчитать. Как это у святых отцов: «Яко оскуде преподобный…», так и у нас. Оскудели специалисты. Ни специалистов нет, ни преподобных…

Настоятель Свято-Троицкого храма города Саратова игумен Пахомий (Брусков) считает, что сегодня, реставрируя храмы и восстанавливая церковную жизнь, мы пытаемся сесть в последний вагон уходящего поезда:

Наиболее благодатное время, если можно так сказать, упущено. Еще несколько лет назад можно было спокойно, не торопясь, делать ремонт в храме, были и средства, необходимые для этого, и люди, желающие потрудиться. Сейчас ситуация несколько иная. Сегодня мы за день должны успеть то, на что раньше уходило как минимум три.

И все же люди, предлагающие свою помощь, еще приходят в храмы. В основном это те, для кого Церковь - родной дом, а Православие - не просто образ поведения, а настоящая жизнь.

Такие люди есть и, дай Бог, всегда будут. Их никогда не может быть большинство, но они много могут в Церкви сделать,- уверен отец Пахомий.-Заходишь в храм и видишь, что там люди собрались, что-то делают вместе, и это душу трогает. Самовары СУ - куплю угольный самовар с доставкой. И знаете, что очень важно? Нужно обязательно дать людям, желающим что-то сделать для храма, потрудиться, чтобы не было разделения «свое - чужое», чтобы они знали, что храм - это их дом тоже. Если в храме грязь, бардак, то надо что-то делать. Многое зависит, конечно, от священника, да практически все от него зависит. Реалии сегодняшней жизни таковы, что священник - глава прихода, и он определяет его жизнь. Но если ты видишь, что в храме что-то не так, подойди и скажи: «Батюшка, я вот хочу что-то сделать, благословите меня». Например, человек умеет камень класть, или может полы мыть, или в трапезной помощники нужны рабочих кормить. А то ведь, знаете, большинство людей как думают: «О, как хорошо, ремонт, да, да… Помоги Господи». Но ты, если имеешь возможность, поработай сам. Будешь потом своим внукам рассказывать: «Я принимал участие в реставрации такого-то храма». Не отвечай на просьбы: «Бог поможет». Он, конечно, поможет, но только ты-то останешься в стороне.

К слову, однажды мне все-таки удалось и в разрушенной церкви потрудиться, и гору посуды для паломников перемыть. Радость во время работы испытываешь удивительную. Почти как тогда, когда пишешь статью о храме или его прихожанах. Потому что, как мне кажется, я поняла главное - любое дело в своей жизни надо посвящать Богу.

А еще - трудиться во славу Божию не всегда означает работать бесплатно. Главное - добросовестно делать свое дело. Делать его хорошо. Чтобы не было стыдно. Этим, наверное, и отличается раб и наемник от сына. Раб страшится наказания, наемник - что ему не заплатят за его работу. Сын боится только одного - огорчить Своего Отца. И трудиться ему не трудно.

Ольга Новикова
Журнал «Православие и современность» № 9 (25) за 2008 г.

Любой разговор обычно начинается с приветствия - это общепринятое требование вежливости в обществе. Люди, встречаясь, желают друг другу добра и благополучия, успехов в труде, доброго утра, дня или вечера. Встречаясь с людьми, можно приветствовать их любыми словами, главное – чтобы приветствие было сердечным и искренним. Даже в обычном приветствии «Здравствуйте!» или «Добрый день!» содержится вполне православное отношение к человеку. Однако есть приветствия, которые приняты только в православной среде.

Зачастую православные используют форму благодарения «Спаси, Господи!» при общении практически во всех случаях: и при встрече, и при расставании, и даже при положительном упоминании о третьем лице («Спаси же его, Господи!») Хотя традиция духовного общения гораздо богаче и разнообразнее. В Центральной Украине, к примеру, до сих пор в храмах приветствуют друг друга радостным: «Слава Богу!» - «Навіки Богу слава!» За две тысячи лет христиане всего мира выработали особые формы приветствия. В древности приветствовали друг друга возгласом: «Христос посреди нас!», слыша в ответ: «И есть, и будет». Сейчас так приветствуют друг друга священники, но и мирянам следует помнить об этой древней традиции.

В первый день Пасхи, а также в течение Светлой седмицы и до самого отдания Пасхи звучит торжественное приветствие: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» Это приветствие многократно повторяется за Пасхальным богослужением, а сама традиция восходит своими корнями еще к апостольским временам. Приветствие словами «Христос воскрес!» выражает радость, аналогичную радости апостолов, узнавших о воскресении Христа. Преподобный Серафим Саровский именно словами: «Христос воскресе!» приветствовал приходящих к нему круглый год. В воскресные и праздничные дни у православных принято приветствовать друг друга взаимным поздравлением: «С праздником!», накануне праздника - «Со святым вечером». А в праздник Рождества Христова православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!»; «Славим Его!» - звучит в ответ.

Из монастырей пришла в быт традиция просить разрешения войти в комнату следующими словами: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». При этом находящийся в комнате, если позволяет войти, должен ответить: «Аминь». Конечно, такая традиция возможна только среди православных монашествующих, едва ли она применима к мирским людям.

Уходящих из дома на учебу детей можно напутствовать словами «Ангела хранителя!», перекрестив их. Можно пожелать также Ангела хранителя отправляющемуся в дорогу или сказать: «Храни тебя Господь!», или «Бог в помощь!» Такие же слова православные говорят друг другу, прощаясь, или же: «С Богом!», «Помощи Божией», «Прошу твоих святых молитв» и тому подобное.

В древнерусском своде «Домострой» дается правило, как приветствовать, придя в гости: сначала поклониться иконам, потом хозяевам со словами «Мир этому дому». Застав ближних за трапезой, принято пожелать им: «Ангела за трапезой!» За все принято тепло и искренне благодарить ближних: «Спаси, Господи!», «Спаси, Христос!», или «Спаси тебя, Бог!», на что положено ответить: «Во славу Божию». Но если вы считаете, что люди вас не поймут, таким образом благодарить необязательно. Лучше сказать: «Благодарю вас!», или «Я от всей души вам благодарен».

По традиции при встрече двух людей первым приветствие должен говорить младший (по возрасту или в церковной иерархии), а отвечать ему старший. Например, обычно при встрече мирянина со священником первый говорит: «Христос воскресе! (Благослови(те), батюшка/честный отче)», а второй отвечает: «Воистину воскресе! (Бог благословит)». Напомним, что в Православии не принято обращаться к священнику со словами: «святой отец», говорят: «честный отче» (например: «Помолитесь за меня, честный отче»).

К священнику не принято обращаться по имени-отчеству, его называют полным именем с прибавлением слова «отец»: «отец Алексий», либо - «батюшка». К диакону можно также обратиться по имени, которому должно предшествовать слово «отец». У диакона благословение брать не положено.

Встретив священника в облачении (в рясе с крестом или в богослужебном облачении с епитрахилью и в поручах), попросите его о благословении, это и будет вашим приветствием. Приблизитесь к священнику, немного склонитесь, сложите правую руку на левую ладонями вверх и скажите: «Батюшка, благословите».

Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит», либо «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» - и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент мирянин, получающий благословение, целует руку священника. Бывает, целование руки приводит в смущение некоторых новоначальных. Смущаться не следует - мы не священнику целуем руку, а самому Христу, который в этот момент невидимо предстоит и благословляет нас. Не следует лишь осенять себя крестным знамением перед тем, как взять благословение у священника. Если священник положил руку вам на голову, то целовать ее не нужно.

Если присутствует несколько священников во главе с архиереем, за благословлением подходите только к нему. Если вы взяли благословение у одного священника, а рядом стоят еще несколько, обратитесь к ним со словами: «Благословите, честные отцы», и поклонитесь. Если вы находитесь в группе верующих, за благословением сначала подходят мужчины по старшинству (служители церкви в первую очередь, как бы подавая пример), затем идут женщины, последними подходят дети. Это правило относится и к семье: сначала подходит муж, жена, затем дети. При прощании повторно попросите у священника благословения словами «Простите меня, батюшка, и благословите».

В Православной Церкви в официальных случаях принято к священнику обращаться «Ваше Преподобие», а к настоятелю, наместнику монастыря, если он игумен или архимандрит, обращаются - «Ваше Высокопреподобие», а если наместник иеромонах - «Ваше Преподобие». К епископу обращаются - «Ваше Преосвященство», к архиепископам и митрополитам - «Ваше Высокопреосвященство». В разговоре к епископу, архиепископу и митрополиту можно обратиться и менее официально - «владыко», а к наместнику монастыря - «отец наместник» или «отец игумен». К Блаженнейшему Митрополиту Владимиру, Предстоятелю Украинской Православной Церкви принято обращаться «Ваше Блаженство», а к Святейшему Патриарху - «Ваше Святейшество». Все эти обращения, естественно, не означают святости того или иного конкретного человека - священника или Патриарха, они выражают уважение к священному сану духовников и святителей.

Беседа А. Сигутина с митрополитом Климентом

- Каким должен быть настоящий православный христианин, с духовной и телесной точек зрения?

Настоящий православный христианин в своем сердце должен иметь любовь и всегда поступать по вере, по Евангелию. Тогда совесть постоянно будет подсказывать человеку, правильно он поступает или нет. Свой внутренний мир надо устраивать так, чтобы, как говорит преподобный Ефрем Сирин, видеть свои грехи и стремиться к очищению.

С принятием христианства на Руси стала развиваться письменность, градостроительство, архитектура и т.д. Но Православие дало русскому народу еще и образ святости. Мы получили духовное наследие именно святой Византии, где было очень много подвижников веры. Вспомним хотя бы святых Отцов, защищавших истину Православия, истину Евангелия на Вселенских Соборах. И нам необходимо помнить: человек призван к стяжанию (приобретению) святости. «Будьте святы, - говорится в Библии, - как Господь ваш свят».

Одна из проблем современных верующих в том, что мы считаем себя православными, только находясь в храме. А мы должны быть православными везде и всегда. Апостол Павел говорил: «Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все делайте во славу Божию». Христос призывал постоянно памятовать о Господе, то есть быть всегда устремленными своим внутренним миром к Богу.

- Согласно догматическому богословию, Христос - совершенный Бог и совершенный Человек. Значит, в идеале православный должен быть гармонично развит как духовно, так и телесно?

Конечно, это обязательно.

- А современный человек способен к молитве?

Православный человек должен научиться молиться, а не просто вычитывать молитвы. Молитву нужно как бы вымолить, чтобы она дошла до глубин человеческого сознания. Придя в храм, верующему необходимо помнить, что он предстоит перед Богом, полностью на это время оставить все свои мирские помышления погрузиться в богослужебную жизнь. Мы должны со вниманием слушать каждое слово, которое произносится на службе, чтобы оно проходило через наше сердце и сознание. Важно осознать: когда читаем Евангелие, то к нам обращается Сам Христос. И уходить из храма нужно с благоговейной мыслью, что мы были в доме Божьем.

Вспоминаю свое детство. Когда я был школьного возраста, то мама, посылая нас в храм, предупреждала: «В храме стойте спокойно, не вертитесь, помните: вы стоите перед Богом, а Бог выше царей». Задайте себе вопрос: «Как бы вы стояли и вели себя перед президентом?» К примеру, приходит мэр города - и то мы вытягиваемся в струнку в знак уважения. А Бог - это Царь царей, Он поставляет царей, мэров и руководителей. С каким страхом, трепетом мы идем, допустим, в кабинет высокопоставленного начальника... А в храм идем рассеянными, да там еще и отвлекаемся. Надо научиться благоговейно вести себя в храме, это во-первых. А во-вторых, важно после богослужения сразу идти домой. Вспоминаю мамины слова: «Когда идете из храма, никуда не заходите: ни в магазины, ни на рынок. Надо благодать домой принести, не рассеиваться». Церковь находилась в десяти минутах ходьбы от нашего дома. А идти приходилось мимо торговой зоны поселка. Там были универмаги, гастрономы, рынок. Бывало, посмотрим в сторону торговых рядов, где мороженое продавалось... Скажем себе: «Нет», - и скорее домой. А пока мама готовила обед и накрывала на стол, мы с младшим братом Димитрием продолжали уже дома «служить»: брали молитвословы, пели молитвы, тропари.

- После службы в храме?

Да. Кто-то из нас как будто на клиросе поет, кто-то читает Евангелие. У нас был протодиакон Михаил, и нам нравилось читать дома Евангелие, подражая ему. Это продолжалось минут 20-30, пока приготовят обед... То есть это состояние души после богослужения, эту устремленность, соединенность с Богом человек должен стараться сохранить как можно дольше в своей жизни.

И в будние дни, проснувшись утром, обязательно надо перекреститься, со вниманием сердечным неспешно помолиться, а не просто формально прочитать несколько молитв. Идем по дороге на работу - всегда можно вспомнить Бога. Идем мимо храма, если торопимся, то можно просто остановиться и перекреститься, а если есть минута, то хорошо бы зайти в храм, помолиться перед иконой Спасителя, чтобы Он помог в наших нуждах, и дальше идти по своим делам. И на работе всегда человек может перекреститься, начиная дело. Даже спортсмены, выходя на стадион во время крупных соревнований, крестятся, и это показывают по телевидению. А почему мы, считая себя верующими, боимся на людях перекреститься? Это ложный стыд. Такого поведения: «Хочу быть, как все», - не должно быть, потому что Господь сказал: «Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Мы должны быть этим светом, свидетельствующим о Православии.

- Как православному надо относиться к своему телу, нужно ли его физически развивать?

Тут надо подходить с рассуждением, для чего это делать. Если мы хотим, как говорится, просто накачать мышцы, то это неверно, с духовной точки зрения. Это проявление гордыни и культивирование нашей плотской, страстной природы. Если же человек целый день находится в кабинете или в офисе, у него сидячая работа, то его телу обязательно требуется физическая нагрузка. Хорошо, если есть садовый участок: можно поехать, покопать землю, почистить снег и т.д., - а если такая возможность отсутствует, то ничего плохого нет в том, чтобы немножко размять кости, активно подвигаться. Ведь малоподвижный образ жизни приводит человека к болезненному состоянию.

В этом плане вот еще что полезно. Если человек недалеко живет от храма, то утром можно встать и вместе с семьей, с детьми пройтись до него пешком. А то порой садятся за руль и едут на автомобиле пару минут до храма, когда можно за 10-15 минут дойти до него пешком, что гораздо полезнее и для души, и для тела. Когда человек идет в храм пешком, то помнит о Боге, а когда управляет автомобилем, то думает о том, как бы ни нарушить правила дорожного движения, то есть не настраивает себя на встречу с Богом.

Единственное что добавлю: не стоит заниматься спортом исключительно для того, чтобы приобрести красоту тела.

- Владыка, можно ли сказать, что в Православии есть все необходимое для того, чтобы человек был здоровым как духовно, так и телесно?

Можно, конечно. Возьмите Великий Пост. Если поначалу в советское время говорили о вредности постов, то потом в столовых были, так называемые, рыбные дни, чтоб была разгрузка от мяса и от молочных продуктов. Посты полезны и с физической, и с духовной точек зрения. Но поститься надо не ради поста, он должен иметь духовный смысл, закалять душу: «Я воздерживаюсь от того или иного вида продуктов в связи с тем, что Господь за меня пострадал, пролил Свою Кровь».

Сейчас модно поститься ради похудения. Это неверно. Пост должен иметь религиозное содержание: «Я пощусь, воздерживаюсь от скоромных продуктов, именно ради пользы для души» То есть пост должен быть не только телесным, но и духовным.

- Также выяснилось, что православная техника чтения избавляет от заикания.

Да, неслучайно тем, у кого есть заикание, логопед советует говорить размеренно, протяжно, нараспев. А в храме читают именно таким образом. То есть церковная техника чтения способствует восстановлению речи у людей, страдающих заиканием. К тому же протяжное, мелодичное церковное чтение красиво само по себе...

Неслучайно профессиональные литераторы, поэты, когда читают свои произведения, тоже протягивают, как бы пропевают гласные звуки. Но это родилось опять-таки в Церкви, в церковной технике чтения богослужебных текстов.

(4 голоса : 4 из 5 )

Труд является деятельностью, изначально благословлен­ной Богом. Первочеловеку Адаму сразу после его создания было заповедано Богом возделывать и хранить райский сад ().

После грехопадения Адаму, а в лице его и все­му грядущему человечеству, было сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (). То есть для того, что­бы жить, питаться, необходимо много и усиленно трудить­ся. Поэтому апостол Павел и говорит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ().

Как мы видим, труд является необходимой составляющей нормальной деятельности человека. Одному великому свя­тому, преподобному Макарию, когда он долго молился и просил Бога показать ему правильный, спасительный для души образ жизни, было следующее видение. Он увидел ан­гела, который в течение одного часа молился, в течение дру­гого часа читал Священное Писание, а третий час проводил в труде. «Поступай так, и спасешься», — сказал святому Бог.

Однако еще сам факт наличия у человека труда не есть то, что вменяется в заслугу человеку. Духовным достиже­нием является лишь тот труд, который имеет определенные благие цели и совершается со смирением и сохранением всех христианских добродетелей. Как говорил один пастырь: «Господь смотрит на наше внутреннее, и — как бы ни скром­на была наша деятельность — тщательное исполнение на­ших обязанностей есть очень важное и надежное средство нашего спасения. Господь взвешивает сердца, а не дела. Он не смотрит — что мы делаем, но — как и почему мы это делаем и с какой любовью, смирением и тщательностью выполняем свое служение и свои обязанности». Все, что мы в жизни ни делаем, мы должны стремиться делать так хорошо, как будто это сделано для самого Бога, в Его славу, по Его слову. Здесь недопустима никакая небрежность, неряшли­вость, расслабленность. Очень важно, чтобы мотивами нашего труда были не алчность, не жажда обогащения, славы и почета, а совершенно иные благие цели. Это может быть труд как естественная необходимость для существования, достойная жизнь семьи, детей, благотворение ближним. Нужно всегда помнить слова святых, что блаженнее давать, нежели брать.

Таким образом, природа трудовой деятельности является двойственной. С одной стороны, труд, заповеданный человеку до грехопадения (взращивание райского сада) – это сотворчество, соработничество Творцу в любви и заботе об окружающем мире. С другой стороны, труд, направленный на обустройство материальной земной жизни, является прямым следствием греха. При этом следует помнить замечательные слова святителя Иоанна Златоуста, относящиеся ко второму аспекту понятия труда: «Бог наложил на человека труд не для наказания и мучения, но для вразумления и научения его».

Высказывания Святых Отцов

Труд и деятельность всем необходимы: жизнь без деятель­ности и не есть жизнь, а что-то уродливое, какой-то при­зрак жизни. И душевные и телесные силы человека совер­шенствуются, умножаются и укрепляются упражнением их.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Истинный труд не может быть без смирения… Делая вещь, надо стараться, чтобы она выходила чистой и краси­вой, ибо и Господь радуется о всякой чистоте.

Преподобный Варсонофий Великий

Сколько бы ты ни трудился, сколько бы ни старался — не считай доброго дела своим, потому что, если бы ты не полу­чил помощи свыше, все труды твои были бы напрасны.

Святитель Иоанн Златоуст

Труды на благо Отечества

Отечество, Родина - это не только то место, где ты родился и живешь, это и история твоей страны, ее культура, язык, самобытность, православная вера. Человек подобен веточке, давшей новый росток на теле дерева, называемого Родина. И как веточка не может жить вне дерева, так и человек не может полноценно жить и приносить духовные плоды и настоящую пользу обществу, если отречется от сво­его Отечества, от заветов своих боголюбивых предков.

Труды на благо Отечества — это честная и хорошая работа в любой сфере человеческой деятельности, когда человек трудится не только ради денег, но и ради того, чтобы его труд приносил пользу другим людям. Однако есть таки способы заработка, которые совершенно неприемлемы для православного христианина. Это, например, продажа нарко­тиков, нажива за счет распространения алкоголя, табака и других вредящих здоровью веществ и предметов. Позорно также работать в той сфере индустрии развлечений, кото­рая развращает человека, усиливает его страсти. Это вся­кого рода казино, игорные дома, притоны, организация со­бачьих, петушиных и других боев. Это продажа порногра­фических и сатанинских фильмов и литературы подобного рода. Это все то, что духовно и материально не созидает человека, а разрушает его. Кто верит в Бога, любит Родину и своего ближнего, подобными делами заниматься не будет. Лучше зарабатывать меньше денег, но трудом, полезным для общества, чем наживаться за счет вреда, наносимого своим ближним.

Труды на пользу ближнего

Всю нашу житейскую работу можно подразделить на два вида:

  1. Регулярная работа ради поддержания своего существо­вания — служба, ремесло и всякий производительный труд.
  2. Разные житейские личные дела, как вне дома, так и выполнение домашних дел по обслуживанию себя и своей семьи.

Как для главы семьи, так и для всякого здорового одино­кого человека первый вид труда — по поддержанию своего существования - строго обязателен. От него могут освобож­даться лишь жены, занятые детьми и домашним хозяйством. Здесь необходимо заметить, что для матери несовершенно­летних детей отвлечение ее внимания от заботы по их вос­питанию крайне нежелательно. Ведь мать-христианка в первую очередь дает ответ Богу за воспитание детей в пра­вославной вере и благочестии. Поэтому основное ее время должно принадлежать семье.

При втором виде труда — домашних делах, заботах и хло­потах для семьи, себя и близких — надо быть также усерд­ным и делать все от души, как для Господа ().

Вместе с тем при всех видах труда человеку должна быть свойственна рассудительность. Нельзя целиком предаваться труду, не оставляя времени для молитвы, духовного чтения и посещения церкви. Нужно помнить, что труд сам по себе, без духовной направленности, не может служить спасению человеческой души.

Мы должны помнить, что наше спасение во многом зави­сит и от наших ближних. Нет больше той любви, если кто полагает жизнь свою за ближних своих, — говорит Господь. «Что отдал, то твое», — учат Святые Отцы. И когда мы по­могаем ближним, жертвуя для них своим временем, сила­ми, деньгами, мы уподобляемся Христу, Который и саму Свою жизнь отдал для спасения людей. Надо учиться делам любви, преодолевать свою леность и эгоизм. Бескорыстно служа ближним, мы служим самому Богу.

Но очень важно при этом, чтобы мотивом нашего труда была любовь к Богу и Его заповедям, а не тщеславие, само­мнение или корыстное желание потом получить помощь от того, кому помогли.

Неверное отношение к труду

Как уже говорилось ранее, не всякое отношение к труду может быть достойно христианина. Бывает так, что труд служит не во благо, а в погибель души для вечной жизни. Святые Отцы выделяют в этом вопросе следующие аспекты:

1) «Труд по неволе» — возложение на кого-либо чрезмерно тяжких трудовых обязанностей, либо труд, сопряженный с постоянным тягостным чувством неволи, без должного понимания его значения и необходимости.

2) «Труд по страсти» — труд, совершаемый из стремления удовлетворить различные страсти (корыстолюбие, гордыню, выраженную в честолюбии, и т.п.)

3) «Отвращение от труда» — пренебрежение им, склонность к пустому времяпрепровождению (праздности).

Запомни на всю жизнь

Мы всегда должны думать не о своих личных делах и удобствах, а о пользе ближним, которую можем принести.

Святая Царица-мученица Александра Феодоровна Романова

Апостольские наставления

Служите друг другу каждый тем даром, какой получил ().

Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов (Тал. 6, 2).

«Аще убо ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся в славу Божию творите» (1 Кор. 10; 31)

Скажешь, как можно есть и пить во славу Божию? - Призови бедного,

сделай Христа участником твоей трапезы, и вот - ты ел и пил во славу Божию! Но Апостол учит не только есть и пить во славу Божию, но так же поступать и во всем прочем. Выходишь ли из дома или остаешься дома? То и другое делай во славу Божию. А каким образом делать это для Бога? - Когда ты приходишь в церковь, когда участвуешь в молитве и в духовном поучении, то этот выход из дома совершился во славу Божию. Так же и дома можно оставаться для Бога. Как в каком случае? - Когда слышишь шум, безчиние, бесовские игрища, когда слышишь, что площадь наполнена невоздержанными людьми, - останься дома, удались от этого шума, и ты останешься дома во славу Божию. Можно во славу Божию хвалить и обличать. Скажешь, как можно хвалить и обличать во славу Божию? Вы иногда сидите в своих мастерских, видите, как проходит мимо дурной и негодный человек с великой пышностью, тогда если кто скажет: как он счастлив! - спроси у того, кто скажет это: почему ты называешь его счастливым? Потому ли, что у него хороший конь с позолоченной уздой, что у него много слуг, что он нарядно одет и пирует каждый день? Но поэтому он только беден и жалок, ручьи слез о нем проливать должно. Может ли быть что-либо горестнее, когда чудятся коню, узде, красоте одежды, а в самом человеке не находят ничего похвального? Что беднее человека, у которого нет никакого собственного добра, что он мог бы взять с собой отсюда? Ведь собственное наше богатство и украшение составляют не кони, не одежды, но душевная добродетель, обилие добрых дел и дерзновение пред Богом. Напротив, когда увидишь нищего, всеми презираемого, живущего в бедности, но добродетельного, и когда сидящие с тобою скажут: как он несчастен и жалок! - ты скажи: напротив, он благополучнее всех, потому что он живет добродетельно, приобрел богатство неистощимое, имеет чистую совесть. Что за потеря, что нет у него денег, когда он получит в наследие небо и небесные блага? - Если ты будешь так мудрствовать, то получишь и за обличение, и за похвалу великую награду, ибо то и другое делаешь во славу Божию.

Позволительно и укорять во славу Божию. Как? А вот мы часто досадуем на слуг наших. В каком же случае позволительно укорять их для Бога? Ежели ты видишь, что слуга или друг, или кто иной из близких тебе пьянствует, крадет, ходит на зрелища, клянется, преступает клятвы, лжет, - огорчись на него, вразуми, исправь его: все это ты сделаешь для Бога. Ежели ты видишь, что он виновен против тебя, нерадив в служении тебе, - прости его, и ты простишь для Бога. Ныне многие поступают совсем напротив: когда против них кто согрешит, тогда они делаются жестокими и неумолимыми судьями, а когда кто раздражает Бога, погубляет свою душу, им до того и дела нет.

Хочешь ли ты найти друга? Ищи его для Бога. Мы будем иметь друзей во славу Божию, если будем искать дружбы не с тем, чтобы достать себе денег, или найти покровительство человеческое, но с тем, чтобы друзья могли давать им надлежащие советы, делать выговоры, когда погрешаем, обличать нас в преступлениях и при помощи советов и молитв приводить нас к Богу. Можно и врагов иметь для Бога. Если видишь человека распутного, порочного, зараженного вредными мнениями, отойди от него, отбеги. Так повелел Христос, когда сказал: если правое око твое соблазняет тебя, вырви его и брось от себя (Мф. 5; 29). Он повелел, чтобы мы самых друзей, которые дороги для нас, как око, и необходимо нужны в делах жизни, отсекали от себя и отвергали, коль скоро они вредят спасению души нашей. Если приходишь в какое-либо собрание и много говоришь там, делай и это для Бога, и если молчишь, молчи для Бога. А как можно быть в собрании для Бога? Если, сидя там, ты разговариваешь не о делах житейских, не по-пустому, не о бесполезном, но о нашей вере христианской, о геенне, о Царстве Небесном, если говоришь не о том, кто повышен чином, кто оставлен, за что такой-то наказан, от чего такой-то разжился и разбогател, а о том, какими делами или словами можно угодить Богу. Можешь и молчать для Бога, если ты, когда тебя обижают, поносят и причиняют тебе тысячи огорчений, все это переносишь великодушно и не произносишь ни одного слова в укоризну того, кто так с тобою поступает.

И плакать, и печалиться, и радоваться, и веселиться можно во славу Божию. Когда ты видишь, что или брат твой грешит, или сам ты впал в грех, и о сем воздыхаешь и скорбишь, то ты скорбию своей приобрел спасение, о котором говорит апостол Павел: «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7; 10). Ежели видишь, что другой счастлив, и не позавидуешь сему, но, как за свое доброе, возблагодаришь Бога за то, что Он даровал брату твоему такую славу, то за эту радость ты получишь великую награду. Но что говорить о всем этом, когда и от самых маловажных и ничтожных вещей можно получать великие плоды, если мы делаем их во славу Божию? Есть ли что маловажнее стрижения волос? Но и это можно делать во славу Божию. Ибо если ты не будешь нарядно убирать волосы, не будешь украшать лица, не будешь одеваться для соблазна и прельщения других, а оденешься просто, как требует нужда, - то ты делаешь это во славу Божию и, без сомнения, получишь за то воздаяние, потому что ты пресек путь злой похоти и укротил неуместное тщеславие.

Можно и ходить для Бога, и смотреть для Бога. А как можно смотреть и ходить для Бога? Когда ты не идешь к беззаконию, не занимаешься чужой красотой, когда, видя идущую навстречу женщину, обуздываешь глаза, ограждаешь лицо свое страхом Божиим, то ты делаешь это для Бога. Послушай, что говорит Мудрый: одеяние мужа и смех зубов и поступь человека дают знать, каков он (Сир. 19; 27). Если мы вступаем в брак, то и это должны делать для Бога. Не с тем должны мы брать жену, чтобы от нее получить богатое имение, но чтоб найти в ней благородство души. Мы не должны иметь в виду большие деньги, знаменитость предков, - но добродетель и кротость нравов; мы должны брать сопутницу в жизни, а не участницу в пиршествах. Но к чему исчислять все? Каждый сам может перебрать порознь все, что бывает и делается, и делать то во славу Божию. Как купцы, плавающие по морю и пристающие с кораблями у городов, выходят из пристани на торжище не прежде, как узнавши, что можно продать с прибылью свои товары, так и ты ничего не делай и ничего не говори, от чего нет прибыли во славу Божию. Не говори мне, что невозможно все делать для Бога. Если стрижение волос, одежда, взгляд, поступь, слово, беседа, вход и выход, шутки, похвалы, укоризны, одобрение, дружба и вражда могут быть для Бога, то что еще осталось, что не может быть делано для Бога, если только захотим?

Что хуже того, как быть тюремщиком? Жизнь его не почитается ли ниже всякой другой? Однако ж и он может, если захочет, проводить жизнь свою с пользой для себя, когда щадит узников, услуживает заключенным праведно, не торгует чужими бедами. Так спасен темничный страж, приставленный стеречь Павла (Деян. 16; 31). Отсюда видно, что мы от всего, если захотим, можем получить себе пользу.

Если бы мы были внимательны, то во всю жизнь могли бы продолжать свою духовную торговлю, и при покупке, и при продаже, например, когда не требуем цены незаконной, не выжидаем времени дороговизны, дабы тогда распродать, кому нужно. Ибо сказано: кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ (Притч. 11; 26). Но к чему говорить о всем порознь? Довольно представить все в одном примере. Как строящие дом, выкладывая стену, проводят для верности размера шнурок, - так и мы, вместо того шнурка, будем употреблять апостольское слово: итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. Молимся ли или постимся, обвиняем ли или прощаем, хвалим ли или укоряем, входим ли или выходим, продаем ли или покупаем, молчим ли или разговариваем, или другое что делаем, все будем делать во славу Божию. А что не служит к славе Божией, того ни делать, ни говорить не станем, и премудрое изречение сие, начертав на уме, будем носить с собой вместо оружия, щита и бесчисленного сокровища, дабы, делая и говоря все во славу Божию, мы получили и сами от Него славу - как здесь, так и по отшествии отсюда. Ибо Он говорит: «прославляющих Меня прославлю» (1 Цар. 2; 30). Итак, не словами только, но и делами будем прославлять Его непрестанно со Христом Богом нашим, потому что Ему принадлежит всякая слава, честь и поклонение, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

(Из бесед святителя Иоанна Златоустаго)