Что такое античное общество? Жизнь и культура в античном обществе. Понятие античной науки. Список полезной литературы

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы.

Время ее бытия - с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию.

Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания.

Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы. На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой. Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир - мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Второй этап - период расцвета греческой философс кой мысли - отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие - не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию.преображению, одухотворению человека. Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие. Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

Третий этап греческой философии - эллинистический - характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

Космологизм античной философии

Космологизм античной философии заключается в том, что взамен мифологической идеи «порождения» она привнесла идею причинности. Первые древнегреческие школы и направления были тесно связаны с мифологией. Мифология ставила вопрос: «В силу каких причин возникло все существующее?» И причину происхождения мира видела за пределами природы, вверяя ее воле богов. Для греков природа выступает главным абсолютом, она не сотворена богами, боги сами составляют ее часть и олицетворяют основные природные стихии. Человек же не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только «по природе», но и «по установлению» (на основе разумного обоснования).

Первоначало мира или «архе», греки ищут в самой природе, в чем-то достаточно определенном и конкретном. Это определенное слито у них с какой-либо конкретной стихией. Понятием природа «фюсис» - охватывалось все существующее: что было, есть и будет; все возникающее, развивающее, развивающееся и погибающее. Но в античном мире считалось, что должна быть первооснова существующего - субстанция, которая постоянна, из которой все возникает. Древний грек для этого выделял и обособлял какую-то часть природы, помещая ее над всеми остальными. Фалес (ок. 624-547 гг.до н.э.) утверждал, что начало сущего - вода. Анак-симандр считал первоначалом «апейрон», Анаксимен - воздух. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) впервые в философии поставил вопрос о сущности мира. Рождение и развитие атомистических идей связано, прежде всего, с именами Демокрита, Левкиппа, Эпикура. Первоосновой мира объявляется атом - материальная неделимая частица, причина и сущность всего существующего. Атомы движутся, вступают друг с другом во взаимодействие, сцепляются, соединяются, образуя своеобразные сочетания. Таким образом, была высказана идея микроструктуры мира, предпринята попытка объяснить возникновение тел благодаря различному сочетанию атомов, а уничтожение тел благодаря тому, что соединения распадаются.

Античная диалектика

Диалектика в Античности

Диалектика (греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации в философии, а также форма и способ теоретического мышления.Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное. античная философия с большей силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милейские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин ”Д.” Первоначально этим термином (dialektike techne - “искусство диалектики”) обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2)искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды. Аристотель считает изобретателем Д. Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия,возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает ”Д.” от “аналитики” как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как торжественное и неизменное. Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и приходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство является по Платону, искусством Д. Развитие Д. продолжали неоплатоники (Плотин, Прокл).

Философия Гераклита .Центральным местом в учении Гераклита явл представление о вечном изменении всего существующего (всё существующее имеет приходящий характер) т.е. все изменяется. «все течет все изменяется».Г.считал, что для изменения имеются причины. Он занимался поисками первовещества из которого все произошло. По его мнению первоначалом является огонь. Г говорит: «мир изменятеся потому, что всякое свойство всякая вещь изменяется ни каким угодно образом, а переходит в свою противоположность. Г считает борьбу противоположностей причиной движения вещей. Такое учение, согласно которому мир развивается через борьбу противоположностей называется диалектика. Гер был первым диалектиком. Древняя диалектика называется стихийной(не подтвержденная научными данными). Считал, что миром правит закон, необходимость. Этот закон природный.

Принципы диалектики:

1. Все в мире находится в движении, всему присущи изменения, причем движение

идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих

изменений - развитие.(изменение не только количественное, но и качественное.

2. Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы

абсолютно независимым от других. Вещи, предметы, явления взаимно

обусловливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

3. Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов.

Главный источник движения- внутренние противоречия.

Предпосылки возникновения античной философии формировались в IX – VII вв. до н.э. в процессе становления и укрепления общества века железа. Этот процесс в европейском средиземноморье происходил значительно более интенсивно, чем в странах Древнего Востока, и последствия его как в экономической, так и в социально-политической сферах были более радикальными. Интенсивное развитие разделения труда, возникновение новых сложных сфер жизнедеятельности, бурное развитие торговли и торгово-денежных отношений, мореплавание и судостроение потребовали для своего осуществления многочисленных позитивных знаний, с одной стороны, и выявили ограниченность религиозно-мифологических средств регулирования общественной жизни, с другой.

Рост греческой экономики в указанный период вел к увеличению числа колоний, росту народонаселения и его концентрации в городах, способствовал росту удельного веса рабства и рабского труда во всех сферах хозяйственной жизни, усложнению социальной структуры и политической организации Греции. Динамическая и демократическая полисная организация вовлекала в сферу политической деятельности массу свободного населения, стимулировала социальную активность людей, с одной стороны требовала, а с другой – инспирировала развитие знаний об обществе и государстве, психологими человека, организации социальных процессов и управления имим.

Все выше отмеченные факторы вместе способствовали интенсивному росту позитивных знаний, ускоряли процесс интеллектуального развития человека, формирования у него рациональных способностей. Ождалась и широко применялась в социальной практике процедура доказательства и обоснования, чего не знал Древний Восток и без чего невозможна наука как специализированная форма познавательной деятельности. Логически доказанные и рационально обоснованные знания приобретали статус социальной ценности. Эти изменения разрушали традиционные формы организации общественной жизни и требовали от каждого человека новой жизненной позиции, формирование которой не могли обеспечить старые мировоззренческие средства. Возникает острая потребность в новом мировоззрении, создаются необходимые и достаточные предпосылки его рождения. Таким мировоззрением и становится философия, сформировавшаяся в древней Греции в VII – VI вв. до н.э.

Периодизация античной философии

Традиционно в истории античной философии выделяют три основных этапа. Первый этапохватывает период с середины VII до середины V вв. до н.э. и называется натурфилософским или досократическим. Главным объектом философского исследования на этом этапе была природа, а целью познания – поиск первоначальных оснований бытия мира и человека. Эта традиция выводитьразнообразный мир из единого источника была положена философами Милетской школы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр), продолджена в творчестве знаменитого греческого диалектика Гераклита Эфесского и представителей Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон) и достигла своего натурфилософского завершения в атомистической концепции Демокрита. В конце VI – начале V вв. до н.э. под влиянием противоречий, возникающих в процессе поиска субстанции как основы всего сущего, элеаты переориентируют философию на умозрительный анализ бытия. Они выявили ограниченность чувственных представлений о строении мира и предложили различать и отделять суждения, основанные на чувствах, от истины, которая достигается с помощью разума. Элеаты трансформировали космологическую ориентацию натурфилософии в онтологию.

Отличительными чертами античной натурфилософии являются космоцентризм, онтологизм, эстетизм, рационализм, архетипичность. Мир здесь предстает как упорядоченный и рационально организованный космос, которому всеобщий закон-Логос придает единство, симметрию и красоту и этим превращает его в объект эстетического наслаждения. Предназначение же человека видят в том, чтобы с помощью разума познать истоки этой космической красоты и организовать свою жизнь в соответствии с нею.

Второй этап продолжался со средины V до конца IV вв. до н.э. и получил название классической античности. Начало этому этапу было положено софистами , которые переориентировали философию с исследования природы на познание человека. Софисты – родоначальники антропологической традиции в античной философии. Главной проблемой у софистов становится человек и формы его присутствия в мире. “Человек – мера всех вещей” – в этих словах Протагора отражена суть упомянутой переориентации. Нельзя претендовать на познание мира, предварительбно не познав человека. Мир всегда ности те черты, которые приписывает ему человек, и только относительно человека мир приобретает смысл и значение. Нельзя рассматривать мир вне человека, без учета его уелей, интересов и потребностей. А поскольку эти цели, интересы и потребнности постоянно меняются, то, во-первых, не бывает окончательного, абсолютного знания, а во-вторых, эти знания имеют ценность только в рамках практического успеха и только ради достижения его. Польза, которую может принести человеку знание, становится целью познания и критерием истинности его. Принципы философской дискуссии, техника логической аргументации, правила красноречия, пути достижения политического успеха – вот сфера интересов софистов.

Системность этой тематике придает Сократ. Он соглашается с софистами в том, что сущность человека необходимо искать в сфере духа, но не признает их релятивизм и гносеологический прагматизм. Цель человеческого существования – общественное благо как препосылка счастливой жизни, ее нельзя достигнуть без разума, без углубленного самопознания. Ведь только самопознание приводит к мудрости, только знания открывают человеку истинные ценности: Благо, Справедливость, Истину, Красоту. Сократ создал фундамент моральной философии, в его творчестве философия начинает оформляться как рефлексивная теория, в которой гносеологическая проблематика занимает почетное место. Свидетельством этого является кредо Сократа: “Познай самого себя”.

Эта сократическая традиция нашла свое продолжение не только в так называемых сократических школах (мегарцы, киники, киренаики), но прежде всего в творчестве его великих последователей Платона и Аристотеля. Философские взгляды Платона инспирированы рассуждениями Сократа об этических понятиях и его поисками абсолютных определений их. Как, с точки зрения Сократа, в сфере морали человек ищет образцы добра и справедливости, так, по мнению Платона, он ищет и все другие Идеи ради постижения мира, те Универсалии, которые делают доступными для понимания хаотичность, текучесть и разнообазие эмпирического мира и которые вместе образуют истинный мир сущего. Они – причина предметного мира, источник космической армонии, условие существования разума в душе и души в теле. Это мир подлинных ценностей, нерушимого порядка, мир, независимый от человеческого произвола. Это делает Платона основателем объективного идеализма, философского учения, согласно которому мысли и понятия существуют объективно, независимо от воли и созания человека и являются причиной и условием существования мира.

Своего наивысшего расцвета античная философия достигает в творчестве Аристотеля. Он не только систематизировал накопленные античностью знания, но и разработал все основные разделы философии. Его мышление разворачивалось во всех направлениях и охватывало логику и метафизику, физику и астрономию, психологию и этику, он заложил основания эстетики, риторики, знаменитой поэтики и политики. Большое внимание Аристотель уделял методологии исследования, способам и средствам аргументации и доказательства. Та система категорий, которую разработал Аристотель, на протяжений всего историко-философского процесса использовалась философами. Именно в творчестве этого великого мыслителя философия обрела свою классическую форму, а ее влияние на европейскую философскую традицию невозможно переоценить. Философия Аристотеля, благодаря ее глубине и системности, на долгие аремена определила направления развития философского мышления. Можно сказать, что без Аристотеля вся западная философия, теология и наука развивались бы совсем иначе. Его энциклопедическая философская система оказалась настолько значительной и важной, что вплоть до XVII века все научные поиски европейского разума опирались именно на аристотелевские труды.

По мнению Аристотеля, задача философии – постижение бытия, но не бытия как “вот того” или “вот этого”: конкретного человека, конкретной вещи, конкретной мысли, а бытия самого по себе, бытия как сущего. Философия должна отыскать нематериальные причины сущего, обосновать вечные сущности. Сущее, как единство материи и формы, есть субстанция. Становление субстанции является процессом перехода от материи как “бытия потенциального”, к форме как “актуальному бытию”, который сопровождается снижением потенциальности материи посредством детерминации ее формой. Эта актуализация потенциальности осуществляется посредством действия четырех видов причин: материальной, формальной, деятельной и целевой (финальной). Все четыре причины стремятся к самореализации. Это дает основание характеризовать учение Аристотеля как концепцию динамической и целесообразной природы. Она не просто существует, а стремится к чему-то, чего-то желает, ею движет Эрос. Вершиной этого процесса является человек. Его отличительбная черта – мышление, с помощью которого он соединяет в своем разуме все и всему придает форму и единство и достигает общественного благополучия и всеобщего счастья.

Аристотель завершил классический этап в развитии античной философии. Полисная демократическая Греция вступила в полосу длительного и тяжелого системного кризиса, который завершился не только падением полисной демократии, но и крахом рабовладения как системы. Непрестанные войны, экономические и политические кризисы делали жизнь невыносимой, ставили под сомнение классические античные ценности, требовали новых форм социальной адаптации в условиях политической нестабильности.

Эти события отражены в философии третьего, заключительного этапа истории античной философии, получившего название эллинизма (конец IV ст.. до н.э. – V ст. н.э.). Затяжной социально-политический и экономический кризис привел к радикальной переориентации философии. В эпоху войн, насилия и грабежей людей менее всего интересуют вопросы о первоначалах мира и условиях его объективного познания. Находящееся в глубоком кризисе государство неспособно обеспечить благосостояние и безопасность людей, каждому приходится самому заботиться о своем существовании. Вот почему философия отказывается от поисков всеобщих принципов бытия и обращается к живому конкретному человеку, не представителю полисной целостности, а индивиду, предлагая ему программу спасения. Вопрос о том, как упорядочен мир, здесь уступает место вопросу о том, что должен делать человек для того, чтобы выжить в этом мире.

Морально-этическая проблематика, ориентация на индивидуальную жизнь отдельного человека, социальный пессимизм и гносеологический скептицизм – вот отличительные черты, которые объединяют многочисленные и очено разные школы в единый феномен, называемый эллинистической философией. Эпикурейцы, стоики, киники, скептики меняют сам идеал философии: это уже не постижение сущего, а поиск путей к счастливой и спокойной жизни. Не стремись к большему, ибо чем больше имеешь, тем больше потеряешь. Не сожалей об утраченном, ибо оно уже не вернется, не стремись к славе и богатству, не бойся бедности, юолезней и смерти, ибо они неподвластны тебе. Радуйся каждому мгновению жизни, стремись к счастью с помощью моральных рассуждений и интеллектуального тренинга. Тот, кто не боится никаких потерь в жизни, становится мудрецом, счастливым и уверенным в своем счастье человеком. Его не пугает ни конец света, ни страдания, ни смерть.

Чем глубже становился кризис античного (уже римского) общества, тем более очевидным становился скептицизм, недоверие к рациональному освоению мира, нарастал иррационализм и мистицизм. Греко-римский мир оказался под влиянием различных восточных и еврейских мистических влияний. Неоплатонизм был последним всплеском греческой античности. В творчестве его наиболее известных и авторитетных представителей (Плотин, Прокл) были разработаны идеи, которые, с одной стороны, выводили философию за пределы античной рационалистической традиции, а с другой – служили интеллектуальной основой для раннехристианской философии и средневековой теологии.

Таким образом, античной философии, история развития которой охватывает целое тысячелетие, свойственны следующие черты6

1)космоцентризм – мир предстает как упорядоченный космос, принципы и порядок существования которого совпадают с принципами организации человеческого разума, благодаря чему возможно рациональное познание его;

2)эстетизм,в соответствии с которым мир воспринимается как воплощение порядка, симметрии и гармонии, образец красоты, к жизни в согласии с которой стремится человек;

3)рационализм, согласно которому космос преисполнен всеохватным разумом, придающим миру цель и значение и доступен человеку при условии, что он сосредоточен на познании космоса и развивает свои разумные способности;

4)объективизм, который требовал в познании руководствоваться естественными причинами и решительно и последовательбно исключать антропоморфные элементы как средства объяснения и обоснования истины;

5)релятивизм как признание относительности наличных знаний, невозможности конечной и окончательной истины и как требование критики и самокритики как необходимых элементов познания.

История Античности - составная часть истории древнего мира - изучает зарождение, расцвет и кризис общественных и государственных структур, которые возникли на территории Древней Греции и Рима. Она начинается с рубежа III - II тыс. До н.э. - С возникновения первых государственных объединений на о. Крит, а заканчивается 476 г. н. Э - Падением Западной Римской империи.

Этот период в истории человечества получил свое название от латинского термина " antiqua " (древность) и имеет свои специфические особенности развития по сравнению с старосхиднимы обществами:

1. Античное общество характеризовалось более быстрыми темпами расписания общинных отношений.

2. В классических развитых античных государствах (Афины, Рим) отсутствовало внутреннее (долговое) рабство. Законами 594 г.. Запрещалось продавать за долги своих соплеменников в Афинах, а закон Петелия 326 г.. Ликвидировал долговое рабство в Древнем Риме.

3. Если стародавньосхидни государства представляли собой военно-бюрократические монархии, то основным типом государственного устройства античных стран была республика в форме полиса.

Долгое время под термином "полис" историки понимали "город-государство". Однако не каждый город было государством и не каждое государство имело внешний вид города. Например, аттический город Пирей - морские ворота Афин - никогда не было государством, хотя по своим размерам, количеству жителей и внешнему виду не уступало Фивам, Мегаре или Коринфа. И наоборот, один из крупнейших полисов Древней Греции - Спарта имел вид обычного сельского поселения.

Поэтому правильнее будет понимать под термином "полис" гражданскую общину, то есть коллектив полноценных граждан, населявшего определенную территорию и имел республиканскую форму правления.

4. Специфической формой собственности в античных полисах была общинно частная собственность, причем вторая ее часть была опосредованная первой. А именно: права частной собственности на землю пользовались только полноправные члены гражданской общины и лишения гражданских прав вело к потере собственности на земельный участок.

5. Темпы культурного развития античной цивилизации были значительно быстрее за культурную эволюцию древневосточных обществ.

Вся современная культура выросла на почве культуры античности. Без знания античной истории нельзя понять многих институтов настуцних периодов, истории искусства, архитектурных стилей, театра, современных политических и научных терминов, в т.ч. терминов "история", "философия", "культура" и др. Античность во всем ее разнообразии выступает на каждом шагу как в общественной, так и в частной жизни современного человека.

Начинает античную эпоху в истории Древней Греции. Почти за двухтысячелетней период греки создали развитую экономическую систему, классическую полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, существенно повлияла на развитие мировой цивилизации.

Всю древнегреческой истории принято разделять на 5 больших этапов:

1. Эгейский или крито-микенский (III тыс. - XII вв. До н.э.) - образование раннегосударственных объединений на о. Крит и в ахейский Греции.

2. Передполисний или гомеровский (XI - IX вв. До н.э.) - господство родоплеменных отношений в Греции.

3. Архаичный (VIII - VI вв. До н.э.) - формирование государственных объединений в форме полисов.

4. Классический (V - первая половина - IV вв. До н.э.) - расцвет старо древнегреческого общества, полисного устройства, греческой культуры.

5. Эллинистический (вторая половина IV в. - 30-е pp. I в. До н.э.) - образование новых эллинистических обществ на основе взаимодействия и объединения греческих и восточных начал.

Поскольку первый и последний этапы греческой истории были решающим, то их принято разделять на отдельные периоды.

Эгейский или крито-микенский этап имеет 3 периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды не совпадали для истории Крита и для истории материковой Греции. Критская история (или минойская, от имени легендарного царя Миноса) делилась на:

а) раннеминойский (XXX - XXIII вв. до н.э.) - господство родоплеменных отношений;

б) среднеминойский (XXII - XVIII вв. до н.э.) - период старых дворцов, образования первых государств, появление первых социальных групп, письменности, объединение Крита;

в) пизньоминойський (XVII - XII вв. до н.э.) - период новых дворцов, расцвета критской государства и его завоевания ахейцами.

Хронология микенского этапа (материковая Греция):

а) ранньоелладський период (XXX - XXI вв. до н.э.) - господство первобытнообщинных отношений, догреческой населения;

б) среднеэлладского период (XX - XVII вв. до н.э.) - проникновение и расселение ахейцев-греков в южной части Балканской Греции и начало разложения родоплеменных отношений;

в) пизньоелладський или микенский период (XVI - XII вв. до н.э.) - возникновение раннегосударственных объединений, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее падение.

Эллинистический этап древнегреческой истории тоже делится на С периода:

а) восточные походы Александра Македонского и создание системы эллинистических государств (30-е pp. IV - 80-е pp. III в. до н.э.);

б) расцвет эллинистических обществ и государств (80-е pp. III в. - середина II в. до н.э.);

в) кризис эллинистической системы и завоевания эллинистических государств Римом на Западе и Парфией на Востоке (середина II в. - 30-е pp. I в. до н.э.). Интересы Римом в 30-м году до н.э. последней эллинистической государства Египетского царства означало только конец длительного развития древнегреческой цивилизации и ее культуры.

античный архаика культура

В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы:

  • - Крито-микенский или эгейский (по названию Эгейского моря) - III тысячелетие до н. э. - XII в. до н.э.;
  • - Гомеровский период - XI-IX в.в. до н.э.;
  • - Архаический период - VIII-VI в.в. до н.э.;
  • - Классический период - с конца VI в. - до последней трети IV в. до н.э.;
  • - Эллинистический период - с последней трети IV в. - до середины II в. до н.э.

Эгейская (крито-микенская) культура -- прямая предшественница греческой античности. Она развивалась на островах Эгейского моря (самые яркие памятники сохранились на острове Крит) и в материковой Греции (наиболее исследованы памятники в Микенах и Тиринфе). Археологи исследуют дворцы в Кноссе (о. Кипр), Микенах и Тиринфе, где найдены замечательные настенные росписи, богатейший погребальный инвентарь в царских гробницах, различная утварь, скульптура и т.п. Сохранились письменные памятники, часть из которых не расшифрована до сих пор (в частности, так называемый Фестский диск). Память об эгейской культуре сохранилась в греческой мифологии. Так, владельцем Кносского дворца считается легендарный царь Минос; подземелья этого дворца -- знаменитый лабиринт, где жил страшный Минотавр. Лабиринт был построен по просьбе Миноса великим изобретателем, строителем, мастером Дедалом. Убил Минотавра герой по имени Тезей, которому помогла дочь Миноса Ариадна («нить Ариадны»). Эта культура увяла в ХIII-ХII вв. до н.э. в связи с вторжением дорийцев и природными катастрофами (извержения вулканов, цунами).

Ещё в XXI в. до н.э. на землю Греции обрушились завоеватели из степей Евразии, эллины, которые и принесли сюда греческий язык. Страна получила самоназвание Эллада.

Эллины были кочевниками, разводили коней, овец и коз. Их одежда - женская (пеплос) и мужская (хитон) --делалась из неокрашенной шерсти, посуда -- из серой глины. Входившие в состав эллинских племён ахейцы ранее всех восприняли местную высокую агрикультуру, стали разводить виноград и оливковые деревья. Они освоили каменное строительство, литье из бронзы, переняли у доэллинских аборигенов гончарное мастерство, навыки мореходства. Ахейцы начали осваивать политические и экономические достижения местного населения.

Именно ахейцы в XIX в. до н.э. основали Микены, первый греческий протополис, где правил царь. В XVI в. до н.э. ахейцы заняли о. Крит. А в XV в. до н.э. в Греции существует уже несколько сот протополисов, в том числе Фивыи Афины. Все они были защищены мощными крепостными сооружениями, в них были дворцовые комплексы и некрополи и тоже действовала царская власть - басилейя.

В XII в. до н.э. Элладуопять завоевали пришельцы с Севера --дорийцы. Дорийцы были кочевниками, их культура была много ниже, чем культура эллинов, они были очень воинственны и крайне жестоки. Микены, Афины, Тиринф, Пилос -- все эллинские протополисы были разрушены. Города опустели, ремесленники, художники и ученые бежали. Эллинская культура претерпела жестокий ущерб: почти исчезла грамотность, она даже стала преследоваться как занятие чёрной магией. Прекратились морские сообщения, пришли в упадок дороги и мосты, дома стали строить из дерева и необожжённого кирпича. Глиняная посуда упростилась, роспись на гончарных сосудах уступила место архаическим геометрическим орнаментам. Исчезла царская власть, не стало жречества. Культура Эллады была отброшена назад на века.

Единственное, в чём дорийцы явно опередили эллинов, было военное дело.Дорийцы пользовались железным вооружением, придумали особый боевой строй, впоследствии названный фалангой, у них была конница.

Наступивший период обычно и называется гомеровским (предполисным, он же мифологическим), по имени легендарного поэта-певца Гомера. В ней, как в глубокой древности, опять установилась изустная эпическая традиция и совершали подвиги герои. Гомер описал многие события этих веков. В «Илиаде» и «Одиссее» содержатся богатейшие сведения о греческой культуре данной эпохи.

Хозяйственная культура основывалась на технологии бронзового века. Развитое сельское хозяйство включало в себя скотоводство (крупный рогатый скот, лошади, свиньи, овцы, козы...) и земледелие (зерновые культуры, виноградарство, садоводство, огородничество). От эгейской (крито-микенской) культуры было унаследовано высокое гончарное мастерство (амфоры и другие сосуды с геометрическими орнаментами). Строили в гомеровский период из сырцового кирпича, колонны делались деревянными: искусство каменного зодчества было утрачено.

Люди жили родовыми общинами, которые снова переходили в ранние (архаические) формы полиса (предполисы). Каждый такой полис представлял собой небольшое государство, совершенно самостоятельное. Этим определялась политическая культура. Управлялись ранние полисы (предполисы) либо царём, либо народным собранием вместе с советом старейшин и несколькими басилеями -- аристократами, наподобие царей, причём реальная власть принадлежала последним. Были в ранних полисах и рабы, которые использовались преимущественно как домашние работники и слуги. Рабами были пленники (в результате военных столкновений, разбоя, пиратства). Рабы считались членами семьи, отношение к ним было патриархальным.

В течение гомеровского периода в основном сложилась система греческих мифов -- знаменитая мифология. Сложилась иерархия олимпийских (живших на горе Олимп) богов. Верховным богом стал считаться Зевс, его жена Гера почиталась как покровительница брака и богиня неба. Богом моря стал Посейдон, богиней плодородия -- Деметра. Высоко чтились также дети Зевса: Афина -- богиня мудрости, Аполлон -- бог света и искусства, Гефест -- кузнец и изобретатель, бог мастерства. Память о древнейших богах сохранялась в фигурах Афродиты, богини любви и красоты (ипостаси Великой матери), и Диониса, бога виноградарства и виноделия.

Тогда же вполне определились важнейшие особенности менталитета древних эллинов: ощущение внутренней свободы и состязательность (агональность, от греч. agon -- состязание). Состязательность сопровождалась высочайшей чуткостью к похвалам и порицаниям сограждан, к славе и позору. Стремление опережать других, быть первыми проявлялось у греков во всём; они устраивали конкурсы по пахоте, по ремеслу, по стихосложению, по питию вина и т.п. Проводились состязания в мужской красоте. Соперничество должно было быть благородным, честным. Конкурсы устраивали даже олимпийские боги: в знаменитом мифе об истоках Троянской войны не сочли для себя зазорным соревноваться за звание прекраснейшей три богини -- Гера, Афина и Афродита. Наиболее очевидные проявления состязательности известны по многочисленным спортивным играм, без которых немыслимы древнегреческие праздники. Самыми важными были Олимпийские, проводившиеся раз в четыре года во славу Зевса. На время всегреческих игр по всей Элладе прекращались войны.

В ту же эпоху, около ХI века до н.э., возник греческий алфавит. Греки положили в его основу финикийскую систему письма, добавив буквы для гласных звуков; он лежит в основе всех европейских алфавитов, включая русский.

Период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) в античной Греции характеризуется быстрым расцветом всех сфер жизни. В эти века, собственно, и возникло «греческое чудо», наметились основные направления культурного прорыва. Предложен даже термин «архаическая революция».

Одним из важнейших результатов этого прорыва стало господство отношений частной собственности. Это обеспечило высокие темпы роста производства, ориентированного на рынок, всех видов ремесла. Начался бурный рост численности населения, патриархальное рабство сменялось классическим. В соединении с энергией и внутренней свободой эллинов всё это привело к росту внешней торговли и к великой колонизации: на берегах Средиземного, Эгейского, Мраморного, Чёрного морей стали появляться многочисленные греческие города. Берега южной Италии и Сицилии оказались сплошь заселены греками, их стали называть Великой Грецией. Множество богатых греческих городов появилось на побережье Малой Азии. На Чёрном море почти все города сегодня находятся на месте бывших греческих колоний.

Города в архаическом периоде становятся классическими полисами; это одно из самых важных достижений античной политической культуры. Такой полис представляет собой государство, часто небольшое, средоточием которого является хорошо укреплённый город. На прилегающих землях ведётся сельское хозяйство. Полисы вели оживлённую торговлю. Управлялись полисы по-разному; отмечено, что в них были на практике опробованы все мыслимые формы правления, организации общественной жизни. Наибольшее значение для нас имеет демократия, детально разработанная во многих полисах, прежде всего в Афинах. Важнейшей особенностью жизни в полисе можно считать ориентацию на справедливость в отношениях между гражданами. Все граждане считались равными перед законом, но личность должна была подчиняться решениям большинства. Важнейшую роль в жизни полиса играла агор -- рыночная площадь, по сути общественный центр, где регулярно встречались все горожане и проходили общие собрания граждан полиса. Самым известным и влиятельным полисом надолго становятся Афины, вокруг которых объединились полисы Аттики (центральной Греции).

Наиболее важные, коренные изменения в эпоху архаики произошли в духовной жизни. Принципы свободы и состязательности продолжали действовать. Важное место в представлениях о мире, «космосе», занимал человек. Протагором был сформулирован знаменитый тезис «Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, а не существующих, что они не существуют». Главными достоинствами считались доблесть, слава, красота тела и души. Родилось понятие калокагатии -- совершенства души и тела. В полисах появились люди, которые много времени уделяли размышлениям, в том числе и на отвлечённые темы. Это были мудрецы. Каким-то образом они начали думать, используя рефлексию, то есть наблюдая за самим процессом мышления. Поэтому греческие мудрецы научились доказывать свои тезисы, овладели искусством вывода, особенно в математике.

Математические тексты древней Месопотамии и Египта представляют собой сборники решений отдельных задач, причём каждая задача уникальна, и изучение математики сводилось к зазубриванию готовых решений. Греческие мудрецы начали формулировать правила решений, искать общие закономерности вычислений, доказывать теоремы, делать выводы и т.п.

Мудрецы размышляли обо всём, в том числе о космосе, об устройстве мира, о происхождении всех вещей. Слава о проницательности того или иного мудреца расходилась по всей Греции, существуют списки семи мудрецов того времени. В VII веке до н.э. мудрецы стали всё больше задумываться о сущности мира, и появились философы, первым из которых обычно называют Фалеса из Милета. Философия стала самостоятельным занятием. Пифагор был философом, который интенсивно занимался математикой и пытался объяснять мир на основе математических построений («мир есть число»). В это же время появляется театр, первым драматургом стал Эсхил. В архитектуре возникли знаменитые архитектурные ордеры -- дорический и ионийский. Около VIII в. до н.э. создал свои поэмы Гомер, а в VII в. до н.э. творил второй великий эпический поэт, Гесиод, автор поэм «Теогония» и «Труды и дни». Авторы художественных произведений в глазах эллинов не отличались от ремесленников, каких-нибудь гончаров или сапожников. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика даже обозначались тем же словом, что и ремесло, -- «техне».

Достижения культуры архаического периода стали основой взлёта в следующей эпохе, классической.

Период классики (V в. до н.э. -- три четверти IV в. до н.э.) назван так потому, что в эти века культура греческой античности достигла своего высшего уровня. Важнейшую роль в этом сыграла система полисов. Были созданы произведения искусства, считающиеся непревзойдёнными образцами; сформировалась в общих чертах существующая сегодня система наук; сложился ряд философских школ; философами была исследована демократия и другие формы правления. Афины оставались крупнейшим культурным, экономическим и политическим центром античной Греции.

В классическую эпоху работал Гиппократ, считающийся основоположником медицины. Геродот и Фукидид были первыми историками. Удивительны достижения философов -- Сократа, Платона, Аристотеля. Аристотель, кроме того, стал основоположником физики, психологии, этики; его авторитет у европейских философов Средневековья был так высок, что в книгах его часто и по имени не называли, а писали просто «Философ».

Наиболее известны шедевры художественной культуры.

Греческие скульпторы классического периода добились замечательного мастерства в передаче красоты человеческого тела, движений, душевных состояний. Для скульпторов и архитекторов важнейшими критериями стали гармоничность, пропорциональность, естественность. Всем известна, например, скульптура Мирона «Дискобол», изображающая атлета в момент броска. Сохранились работы Поликлета, Фидия, Праксителя, Лисиппа и Праксителя. По инициативе Фидия в Афинах на скалистом холме -- Акрополе -- был возведён комплекс храмов, самый известный из которых был посвящён Афине и назывался Парфенон. Его останки и сегодня поражают гармоничностью и красотой, являясь, наравне со статуями античных богов и героев, своеобразным символом античного искусства.

В драматургии прославились Софокл и Еврипид (Эврипид), писавшие трагедии, и Аристофан, первый комедиограф. Сохранились лирические стихи Сапфо, Пиндара, известно имя Анакреонта.

Период эллинизма (IV--I вв. до н.э.) связан с именем Александра Македонского и его завоеваниями. Греция в это время фактически была подчинена Македонии. Восточный поход Александра (334-325 гг. до н.э.) привёл к созданию гигантской империи от Адриатики до Индии. Империя Александра после его внезапной ранней смерти (323 г. до н.э.) была разделена между его друзьями-полководцами, соратниками по завоеваниям (диадохами). В частности, Птолемей стал царём Египта, Селевк -- Сирии. Возникло положение, когда многочисленные царства в Африке, Малой Азии, ближнем Востоке управлялись греческими династиями, хотя население было местным. Границы полисов раздвинулись до пределов всей ближневосточной ойкумены (населённых земель).

Это создало условия для синтеза эллинской культуры, принесённой греческими правителями, с достижениями местных культур. Скульпторы, зодчие, высокообразованные учёные и другие носители культуры начали всё чаще следовать приглашениям эллинистических монархов и переезжать из страны в страну. Появились люди, которые владели не только культурой своего народа, но и греческой. В Иудее они стали называть себя эллинистами.

Результаты эллинистического культурного синтеза оказались впечатляющими. В III -- II веках до н. э. стремительно развивались естествознание, филология, математика, техника. Во многих городах возникли научные центры (Пергам, Антиохия).

Афины, хотя Греция утратила своё богатство и политическое влияние, славились высокой культурой и особенно своими философскими школами.

Там на рубеже IV--III вв. до н. э. возникли две новые философские школы: стоическая и эпикурейская. Стоики проводили мысль о равенстве всех людей в социально-этическом плане. Они верили в возможность создания идеального «всемирного государства», управляемого на разумных началах. Эпикурейцы видели сущность счастья в отсутствии страданий, называя это удовольствием. Поэтому потребности надо ограничивать: «у кого меньше потребностей, у того и больше наслаждения». Вместе с тем не следует отказываться от удовольствий духовных, и особенно высшего из них -- любви. Третья школа -- скептическая, основанная Пирроном в Элиде. Скептики считали вещи совершенно непознаваемыми. Они рекомендовали вообще воздерживаться от суждений.

Самым известным был научный центр Мусейон в египетском городе Александрии. Его сердцем была гигантская библиотека. Имеются сведения, что в ней хранилось более 700 тыс. книг. При библиотеке имелся настоящий научный городок, куда приглашались работать учёные. Там, например, учился Архимед, долго работали Евклид, Герон Александрийский, там создал свою систему астроном и математик Птолемей. Эллинистические монархи организовывали экспедиции в неизвестные земли, поощряли создание более совершенных географических карт. Эратосфен, одно время возглавлявший Александрийскую библиотеку, составил собственное подробное описание тогдашней ойкумены. Он впервые довольно точно определил длину меридиана, ввёл деление на Север и Юг, параллели и меридианы. Он является основоположником географии. Астрономические наблюдения, проводившиеся в Александрийской обсерватории, позволили уточнить календарь. Тогда же в общий обиход вошло старое вавилонское деление дня и ночи на часы, часа -- на 60 минут, минуты -- на 60 секунд. Аристарх выдвинул гипотезу о вращении Земли и других планет вокруг Солнца (за 1800 лет до Коперника!).

Развивалась техника, в первую очередь военная. Строились осадные орудия (например, катапульты, метавшие в осажденных ядра, камни и огромные балки). Архимед для защиты родных Сиракуз от осаждавших город римлян изобрёл различные эффективные машины. Герон Александрийский описал все достижения античной механики, сам построил прототип паровой турбины, дальномеры, нивелиры. Изобретались разного рода насосы, гидравлический орган, первая водяная турбина.

В медицине была открыта нервная система, описаны ее роль и значение. Правда, многие из медицинских открытий оказались забыты, так что в Новое время их пришлось делать заново.

Высоки достижения художественной культуры эллинистического периода. В 334 г. до н.э. по заказу Александра Македонского в Приене был воздвигнут храм Афины, сравнимый с Парфеноном. На месте сожжённого Геростратом храма Артемиды в Эфесе был построен новый, не менее прекрасный. Был построен также Мавзолей в Галикарнасе, в украшении которого участвовали лучшие скульпторы того времени -- Скопас, Пракситель, Лисипп. Их работы заметно отличались от творчества предшественников. Скопас пытался передать не только движение тела, но и бурные чувства. Его скульптура менады -- участницы дионисийской мистерии -- необычайно динамична. Пракситель также стремился изображать чувства, настроения человека. Ему принадлежат, например, Афродита Книдская и статуя Гермеса с младенцем Дионисом, где бог изображён как обычный земной человек. К известнейшим творениям Лисиппа относится «Апоксиомен» -- атлет, после состязаний очищающий тело от пота и пыли, и «Борьба Геракла с Немейским львом». В ту же эпоху были созданы скульптуры Ники Самофракийской, Венеры Мелосской (Милосской).

В живописи разрабатывается техника энкаустики -- вжигания восковых красок. Она давала возможность получать яркие, сочные цвета и была очень прочной.

Сформировалось представление о «семи чудесах света», причём некоторые из них (колосс Родосский, Александрийский маяк) были созданы именно в эти века.

Тогда же римляне вплотную соприкоснулись с греческой культурой.

Одно из самых важных свершений эллинистической культуры -- возникновение в Иудее христианства.

РЕФЕРАТ

Этапы развития античной цивилизации

Чита - 2009г.

Введение

Под античной культурой понимается культура древних Греции (с I тыс. до н.э.) и Рима. Греческий и латинский языки, произведения искусства, мифология и философия, научные знания и еще многое другое стали неотъемлемой частью европейской культуры. История мирового искусства переполнена воспроизведениями античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, античной истории и быта. К античности восходят почти все ныне известные литературные жанры, многие философские системы, главные принципы архитектуры и скульптуры, основы многих наук. Тысячелетняя история античности накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа, которые не только не устарели, но и получили почетное право именоваться классическими (от лат. Classicus - «образцовый», «Первоклассный» - отсюда произошло название художественного стиля XVII-XVIII вв. - классицизм, т.е. ориентированный на античность).

Греческая культура развивалась стремительно: всего за два-три столетия она проделала огромный путь от архаики до классики.

Культура Древней Греции обладала рядом существенных особенностей. Во-первых, античная Греция никогда не была единым политическим целым, а представляла собой совокупность нескольких сотен небольших городов-государств-полисов, располагавшихся на Балканском полуострове и островах Эгейского и Ионического морей.

Отличительной особенностью греческой культуры была также ее агональность (состязательность), которая пронизывала все сферы жизни древних греков (военную, спортивную, политическую, культурную, судебную и пр.). Смыслом этого соперничества было достижение славы и формирование достойной личности, соответствующей понятию «калокагатия» (в переводе с греч. - прекрасный и добрый), - идеал гражданских добродетелей, осчетающий в себе военные качестве (мужество, доблесть) и гражданские достоинства (справедливость, разумность и пр.). Важнейшей частью греческой культуры являлось искусство, которое воспринималось греками как катарсис - очищение и возвеличивание человеческой души, как пища для нее. Греческий катарсис до сих пор остается важнейшим элементом европейской культуры.

История греческой культуры прошла в своем развитии следующие этапы:

Крито-микенский (эгейский);

Гомеровский;

Архаический;

Классический;

Эллинистический.

Рассмотрим их.

1. Крито-микенская культура

Под крито-микенской, или эгейской, культурой понимается культура бронзового века (III - II тыс. до н.э.), господствовавшая в Восточном Средиземноморье (остров Крит) и в некоторых местах материковой Греции (Микены, Тиринф, Пилос и др.). Эгейская культура отличалась большим сходством с культурой Древнего Востока, особенно Египта.

Центрами критской культуры были монументальные дворцовые комплексы в городах Кносс, Маллия, Фест и др. Знаменитый Кносский дворец царя Миноса своей величественной архитектурой напоминал древнеегипетские храмы с их обширными колонными залами и открытыми дворами. Подземные помещения этого дворца в древности называли Лабиринтом, а греческие мифы сделали его местом обитания Минотавра - получеловека - полубыка. Самой известной достопримечательностью Кносского дворца была великолепная фресковая живопись, украшавшая его стены, а также замечательные керамические вазы с растительными и морскими (изображения осьминогов, моллюсков, рыб) мотивами.

Микенская (ахейская) культура многое позаимствовала у критской, но была намного примитивнее. Греки-ахейцы строили мощные оборонительные сооружения: символами могущества ахейских царей были укрепления на возвышенных местах, обнесенные толстыми стенами, сложенными из огромных каменных квадров.

Микенские цари воздвигали для себя величественные купольные гробницы, или толосы. К наиболее пышным усыпальницам относится гробница Агамемнона, героя Троянской войны. В отличие от критских дворцов, где центральным ядром был открытый двор, центром микенских дворцов был мегарон - зал с очагом, окруженный колоннами. Стены дворцовых покоев покрыты многочисленными фресками с изображением охотничьих и батальных сцен.


Культура гомеровского времени (XI-IX вв. до н.э.)

Гомеровский период часто называют «темными веками» в истории Древней Греции, т.к. наши знания о нем скудны и отрывочны. Практически единственным источником наших представлений о культуре этого времени является гомеровский эпос - поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается Гомер. Данные археологии подтверждают свидетельства гомеровских поэм о том, что в то время в Греции отсутствовали монументальная архитектура и письменность, а греки жили родоплеменным строем. Это означает, что по сравнению с крито-микенской эпохой Греция в своем социальном развитии сделала значительный шаг назад. Но уже в VIII-VII вв. до н.э. начинается интенсивное развитие античного общества, и Греция далеко обгоняет соседние страны, которые раньше шли в авангарде культурного прогресса.

В «Илиаде» рассказывается о событиях последнего года осады греками Трои, также в ней описывается и предыстория Троянской войны. Сюжет «Одиссеи» связан с возвращением из-под Трои Одиссея - царя греческого города Итаки.

Замечательной особенностью гомеровского эпоса является то, что в нем дается детальная характеристика олимпийского пантеона. Греки представляли своих богов именно такими, какими их изобразил Гомер.

Если боги схожи у Гомера с людьми, то люди - герои его поэм - с богами.

микенский храм греческий культура

3. Архаическая культура (VIII-VI вв. до н.э.)

Эпоха архаики - это ранний этап развития античного греческого общества. Тогда возникли большинство греческих полисов со своей системой ценностей и особой полисной, коллективистской моралью. Полисный строй воспитывал у греков особое мировосприятие, он научил их ценить реальные возможности и способности человека-гражданина, возведенные в высший художественный принцип и эстетический идеал античной Греции.

Одним из наиболее важных открытий архаической культуры было создание греками своей системы письменности. Греки заимствовали у финикийцев семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных.

Начиная с архаической эпохи приоритет в искусстве Древней Греции сохранялся за пластическими видами искусства - архитектурой и скульптурой. Высочайшего мастерства достигли также греческие вазописцы, создавшие свой неповторимый стиль.

Все достижения греческой архитектуры, и конструктивные, и декоративные, связаны со строительством храмов. Греки создали собственный образ отдельно стоящей опоры - колонны. Но в отличие от египетских колонн греческая колонна была соразмерна человеку и уподоблялась его фигуре. Размеры капителей (верхних частей колонн) и баз (оснований) также исходили из пропорций человеческого тела.

В VIIв. до н.э. в Греции возникла ордерная система. Ордер - это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей здания в стоечно-балочной конструкции. Согласно ордерной системе каждая часть греческого храмового здания выполняла строго определенную функцию. Этому способствовал и обычай раскрашивания отдельных частей сооружения.

В греческой архитектуре применялись два основных ордера: дорический и ионический.

Дорический ордер возник в материковой Греции. Свое название он получил от дорийцев - одного из греческих племен, отличавшегося особой воинственностью и мужественностью. Дорическая колонна - также строгая, торжественная и достаточно массивная. Эта колонна не имела базы и вырастала непосредственно из стилобата (основания храма). Ствол ее немного сужался кверху и прорезался вертикальными желобками - каннелюрами. Капитель дорической колонны состояла из каменной подушки эхина и квадратной плиты - абака. Архитрав был простым и гладким, фриз образовывали чередующиеся триглифы и метопы, а плиты карниза выступали над фризом.

Ионический ордер складывается в главных своих чертах в Малой Азии. Его отличали более легкие пропорции, изящество и широкое применение декоративных элементов.

Культура эпохи высокой классики (V в. до н.э.)

Классическая эпоха - вершина развития греческого искусства, самый знаменитый период в истории Древней Греции.

Художественная культура Афин V в. до н.э. переживала пору блестящего расцвета: там за короткий срок был воздвигнут ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции, там создавали свои знаменитые статуи выдающиеся скульпторы - Мирон, Фидий, Поликлет, работали великие драматурги-трагики - Эсхил, Софокл и Еврипид, и прославленные философы - Сократ, Демокрит, Протагор и др.

Если эпоха архаики наиболее полно выразила себя в лирике, то классическая Греция проявила себя в аттической трагедии - жанре, в наибольшей степени отвечающем духу античной культуры. В греческой трагедии нашла выражение такая эстетическая категория как катарсис, т.е. очищение, облагораживание людей.

Театр занимал особое место в жизни древних греков, он был трибуной для широкого распространения новых мыслей, освещения наиболее волновавших умы современников проблем. Велика была его общественная и воспитательная роль. Ведь в уста мифологических героев драматурги всегда вкладывали слова, касающиеся самых острых проблем современности.

Как и в других областях греческой культуры, в театре непременно присутствовал агон (состязательность). Театральные постановки шли три дня подряд, во время празднования Великих Дионисий. Давали обязательно три трагедии и одну сатировскую драму, т.е. комедию.

В эпоху высокой классики, как и в предшествующие периоды, основные особенности греческой архитектуры были связаны со строительством храмов.

Греческий храм в отличие от культовых сооружений Древнего Востока считался жилищем божества, поэтому во всех греческих храмах находилась статуя того бога, в честь которого был он воздвигнут. Храмы Эллады считались также важнейшими общественными сооружениями: там хранились полисные богатства и его казна.

Для размещения скульптурных композиций активно использовались фронтоны и фризы.

Совершенно особое место в истории греческой архитектуры занимает великолепный храмовый ансамбль Афинского Акрополя - самое знаменитое сооружение греческой классики. Сильно разрушенный в ходе Греко-персидских войн, он был отреставрировал в середине V в. до н.э.

Классическая греческая скульптура V в. до н.э., с одной стороны, развивала традиционные черты, сложившиеся еще в скульптуре архаики, а с другой - преодолела многочисленные условности предшествующего периода.

Греческая скульптура V в. до н.э. сделалась образцом классического совершенства. Для ее стиля были характерны уравновешенность, строгая симметрия, идеализация и статичность.

Культура эпохи эллинизма (конец IV в. - конец I в. до н.э.)

Эллинистический этап был последним в истории Древней Греции. Начало ему было положено завоевательными походами на Восток Александра Македонского, сына Филиппа II (356-323 гг. до н.э.). В результате подчинения власти македонского царя громадных территорий бывшей Персидской державы (Египет, Месопотамия, Малая Азия, Средняя Азия и др.) была создана обширная империя Александра, простиравшаяся от Египта до Индии (вспомним, что еще его отец Филипп II подчинил Грецию). Неожиданная и ранняя смерть главы этой империи повлекла за собой ее скорый распад: полководцы (диадохи) Александра разделили ее территорию на отдельные независимые царства, жизнь в которых была устроена по эллинскому образцу. Отсюда название новой эпохи - эллинизм (от греч. - «подражать эллинам»). Культура образовавшихся в результате распада империи Александра государств - Египетского царства, где правила династия Птолемеев, царства Селевкидов, Пергамского царства и др. - представляла собой синтез греческих (Греко-македонских) и местных, варварских (восточных), начал и традиций. Своеобразный сплав греческих и восточных элементов в культуре и искусстве был характерен также и для эллинистической Греции.

В формировании эллинистической культуры принимали участие не только греки, но и представители других народов: египтяне, сирийцы, карфагеняне, евреи и пр. Поэтому эллинистическую культуру можно назвать в прямом смысле слова мировой. Не случайно именно в то время был составлен перечень всего лучшего, что было создано древними цивилизациями за все время их существования, - «семь чудес света».

Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений м многообразию жанров. Однако она значительно уступает классической: традиционные жанры продолжали существовать, но литература теряет свою непосредственность и становится более рассудочной, изысканной и виртуозной.

Интересы и вкусы горожан выражали комедия и мим (бытовая сценка).

Искусство эпохи эллинизма переживало период бурного расцвета. Оно приобрело более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городскому ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали и от палящего солнца, и от дождя. Впоследствии римляне заимствовали этот тип конструкции. Портиками окружали агору, территорию храма, палестру, существовавшие в каждом греческом городе. Повсюду на склонах холмов возникают каменные театры - наиболее примечательные были построены в Дельфах, Додоне, Оропе, Приене, Пергаме и Сиракузах.

Пластическое искусство эпохи эллинизма характеризуется стремлением к эффектности, грандиозности и показной пышности - эти черты были унаследованы им от восточных монархий. То, что составляло когда-то славу греческой классики, - чувство меры и гармонии - было безвозвратно утеряно эллинистическим искусством. Вместо этого на первый план выступили грубость, жестокость, беспомощность и трагизм - чувства, к которым проявляли повышенный интерес скульпторы IV-I вв. до н.э., достигшие высочайшего мастерства в технике обработки мрамора.

Синкретическая эллинистическая культура была унаследована и римлянами, и Византией, и арабами и вошла составной частью в золотой фонд мировой культуры.

Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация.

Вывод

Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером, а самым важным ее завоеванием было отношение к человеку как к подлинной ценности, как к мере всего сущего. В греческой культуре нашли детальное осмысление такие понятия, как гражданская свобода и равноправие, гражданский долг, гармоническое развитие личности и др. Наша европейская цивилизация развивалась, главным образом, на основе древнегреческой (и сменившей ее древнеримской).

В течение многих веков искусство Древней Греции было образцом для подражания. Не случайно европейский Ренессанс начался с возрождения античности и ее памятников.

Мегарон - зал с очагом, окруженный колоннами

Гекзаметр - шестистопник - особый стих древнегреческого языка

Капителей - размер верхней части колонны

Баз - размер оснований колонны

Ордер (от лат. слова порядок, строй) - это порядок связи несущих (колонны) и несомых (антаблемент, включавший архитрав, фриз и карниз) частей зданий в стоечно-балочной конструкции.

Антаблемент - перекрытие поддерживаемое колонными

Архитрав - нижняя часть антаблемента, лежащая на капителях колонн, имеет вид широкой балки

Фриз - часть антаблемента между архитравом и карнизом, иногда заполненная скульптурным рельефом.

Катарсис - очищение, облагораживание людей

Орхестр - круглая площадка

Агон - состязательность

Фронтон - треугольное пространство, образуемое двускатной крышей и карнизом

Агора - площадь для народных собраний

Используемая литература:

1. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура: М.: Издательский центр АЗ, 2008, 332 с.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 2007 г.

Малюга Ю.Я. Культурология. Учебное пособие. М.: 2008. - 333 с.