Младенцы вифлиемские. была ли на самом деле резня? миф или историческая правда? Избиение младенцев

Разбавим праздничную ленту, полную ёлочек, зайчиков, снежинок и прочей милоты поистине Высоким Искусством -- Брейгелем всяким, Рубенсом, Кранахом, Арчимбольдо. Вот подробности одной из хрестоматийных рождественских историй, где кровища и отрубленные конечности в изобилии, это ж рубрика "омерзительное искусствоведение".

Рассказываю все строго по канону (в изначальном понимании этого слова, а не фандомном; а впрочем...).

Итак, историю эту мы знаем из одного из четырех Евангелий -- от Матфея. Как-то, в одном далеком-далеком государстве три мудрых адепта светлой стороны Силы, иначе говоря -- волхвы, взглянули в небо и увидели, что галактика вращается. Также они увидели некое удивительное астрономическое явление, то ли комету, то ли сверхновую, аналогичную сверхновой Тихо Браге, то ли соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб. Толкователи не уверены точно, что волхвы тогда углядели, так что будем именовать сие событие для простоты "вифлеемской звездой", как нас учит великая Википедия.

Рогир ван дер Вейден, "Бладелинский триптих", правая створка. 1450-е

Волхвы эти получили отличное астрологическое образование в своей академии, поэтому сразу же поняли, что возвещает сей знак. Они надели крепкие сапоги, набили рюкзаки подарками и отправились в путешествие в далекую землю. Вместо компаса или навигатора у них была та самая звезда, которая указывала им дорогу -- судя по некоторым картинам, вися над землею подобно шаровой молнии.

Сассетта. "Путешествие волхвов", 1430-е

Волхвы прибыли в Святую Землю, которая тогда не была еще "святою" и, поскольку астрологические знаки предвещали рождение нового Мессии-Царя, пошли в царский дворец, руководствуясь понятной логикой. Во дворце о никаком мессии не слышали, царь Ирод очень расстроился своей неосведомленностью. Накормил волхвов, напоил, в баньку сводил, выведал, что на самом деле их путь лежит в городок Вифлеем, где, собственно, и должен быть тот Младенец. Волхвы обещали на обратном пути отчитаться ему об успехе своей миссии, удалось ли найти, повидать. Они действительно нашли в хлеву Марию с Младенцем, подарили ему подарки. Но поскольку посланный Богом ангел им сказал тихим голосом: "не ходите больше к Ироду, не надо", к себе домой они пошли обходной дорогой, не заглядывая в столицу, где Ирод их ждал с новостями в высокой башне, считая дни.

Джеймс Тиссо. "Волхвы в доме Ирода", 1880-е

Он ждал-ждал, ждал-ждал, ронял слёзки.
Потом понял, что волхвы его кинули, и очень опечалился. Тут назревал еще политический кризис: как предусмотрительный правитель, Ирод не мог позволить, чтобы всякие там конкуренты рождались без присмотра. Он даже родных сыновей своих того, прирезал, чтобы избежать ненужной конкуренции, а тут какие-то посторонние мальчики в Вифлееме.
Но других вводных, кроме географических данных и примерно возраста, у Ирода не было. И поэтому он решил действовать по методу зондеркоммандо, путем массовой зачистки.

Немецкая миниатюра, ок. 1340. Если название "Избиение младенцев", то дальше его не подписываю в иллюстрациях.

И приказал убить всех мальчиков возрастом до двух лет в означенной географической локации.

Николя Пуссен, 17 век

Точное число погибших неизвестно.

Школа Рубенса, 17 век

Византийская традиция говорит, что их было 14 тысяч.

Master of the Augsburger Heimsuchung, ок. 1480

Сирийский список святых говорит, что было убито 64 тысячи детей.

Гирландайо. 1480-е

По коптским источникам -- погибло 144 тысячи.

Джотто, 1310-е

А ученые, короче, тут прикинули, какое население в 1 веке до н.э. было в Вифлееме (около тысячи человек) и ладно, плюс еще в вифлеемской области в пределах окружной кольцевой.
И сколько при таком количестве людей там было в наличии мальчиков до двух лет -- оказалось, 20 человек максимум.

Не гекатомба выходит, однозначненько.

Неизвестный испанский художник, 12 век

Ну ладно, там же еще типа перепись была, собственно из-за которой Иосиф с беременной Марией и приехали в город. Скажем, в пять раз население выросло -- тогда мальчиков наберется человек сто. А вот это уже масштабненько, картинка кровавая все-таки набирается, зовите жюри World Press Photo!

Маттео де Джованни, 1488







Ах, да, перепись...
Отмечу: разговоры о том, существовал ли Иисус Христос в реальности -- это совершенно отдельная история, и это уже мировоззренческие споры.
А вот разговоры о том, много ли фольклора и выдумки напихано в детали его биографии, особенно в истории про его детство -- это совершенно нормальные споры, их и богословы ведут.
И сходятся в основном, что это все сказки.

Рубенс. Ок. 1637


Не было никакой переписи.
И вообще, Ирод не приказывал убивать никаких вифлеемских младенцев.
Черный пиар! Оклеветали человека!

Арчимбольдо (атт.). Голова Ирода. 1580-е.
(Обычно Арчимбольдо складывал лица из цветов и фруктов, но голову Ирода он "слепил" из трупиков младенцев)


Такая клевая и красочная политическая акция, как вы понимаете, не могла бы не отразиться еще в каких-нибудь письменных источниках той эпохи, помимо Евангелия. Кругом же Римская империя, где в фейсбук не строчил только ленивый, даже вон император Клавдий 20 томов истории написал.

Дуччо. "Маэста" (фрагмент), 1308-11

Но никто, ни один враг Ирода не упомянул об этом преступлении.
Зато подробно и в деталях все описали как он прикончил некоторых из своих восьми жен, детей, многих друзей и соратников.

Так что все это "Избиение младенцев", граждане, липа!
Не надо переживать за этих детей, успокойтесь.

Себастьяно Гальвано, 16 век

Точнее говоря, поэтическая вольность.

Зачем она была нужна авторам Евангелия?
Дело в том, что к моменту прихода Иисуса Христа у иудеев был определенный список пророчеств о грядущем Мессии, составленный на основе выписок из высказываний пророков Ветхого Завета (очень длинный список).

Джусто де Менабуои, 1370-е

Например, по пророку Михею, он обязан был родиться в Вифлееме. Но Иисус-то был из Назарета, это все знали! Поэтому авторы придумывают вот эту перепись, и благодаря ей "заставляют" Иосифа с женой подняться с насиженного места, чтобы роды прошли в положенном городе.

Брейгель, 1580-е



Там еще много такого: с подгонкой деталей.
Вообще, если вычеркнуть из истории Христа подробности, не упомянутые пророками, мало чего останется из ключевых вех рассказа. Так, при Распятии они предсказали тьму, пришедшую со Средиземного моря, соседей с судимостью, розыгрыш в покер его одежды солдатами, пронзение копьем, последние слова и т.п.
Но это, конечно, не важно, с точки зрения верующего человека -- было или не было, подгонка или нет.

Николя Пуссен. 1627

Главное, граждане, то, что при создании всех этих картин
ни один младенец,
а также ребенок более старшей возрастной группы
не пострадал!

С наступающим вас!

Царь Ирод на троне. "Часослов Фердинанда Арагонского", 16 век

Немецкая фреска, 13 век

Бонифацио де Питати, 16 век
Особенно мне понравился юноша в красном бархате, созерцательный такой.

Андреа ди Бартоло, 1380-е

Корнелис Корнелиссен. 1590-е

Греческая икона, 17 век

"Часослов королевы Боны", 1528

Никколо Бамбини, 17 век

Klosterneuburger Evangelienwerk, 1340-е

Фра Анжелико, 1450

Гвидо Рени, 1611



Мастер Бертрам, 1410-е

Даниэле да Вольтерра, 1557

Кранах, ок. 1515



Ирод Великий — оболганный злодей?

Ирод и младенцы

Одним из самых жутких преступлений в истории человечества принято считать массовое убийство детей в Вифлееме, совершенное по приказу Ирода царя Иудеи. Однако те, кто считает, что это жуткое событие, как говорится, имело место быть, глубоко заблуждаются . Ирод, бесспорно, был личностью малоприятной, но в данном случае ему приписывают то, чего он никогда не совершал. Но обо всем по порядку.

Миф

Итак, в Евангелии от Матфея сказано, что как раз в момент рождения Христа в Иерусалиме объявились три мудреца с Востока, именуемые также волхвами, возжелавшие поклониться новорожденному царю иудеев. Проведав об этом, Ирод решил избавиться от потенциального конкурента на собственный трон и приказал своим заплечных дел мастерам истребить всех младенцев мужского пола в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Цитируем Евангелие от Матфея: «Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, ко времени, которое выведал от волхвов».

Избиение младенцев. Маттео ди Джованни. 1482 год.

Реальность

Но, как говорится, свежо предание, да верится с трудом. И вот почему.

1. Вся эта история архетипична. В мифологии других религий подобное встречается , в частности в индуизме кришнаитского толка.

2. Об этой трагедии кроме Евангелия от Матфея больше не упоминает ни один источник. Помалкивают не только другие апостолы и авторы современных Христу хроник, но и даже знаменитый иудейский историк Иосиф Флавий, живший всего на сто лет позже. В своих трудах, повествуя о великом множестве мерзостей совершенных Иродом, он ни словом не обмолвился о столь вопиющем его преступлении, как массовое детоубийство.

3. Против легенды и данные археологических раскопок. В Вифлееме рядом с пещерой, которая по весьма сомнительному преданию является местом рождения Христа и над которой был построен знаменитый Храм Рождества, находится и пещера, в которой по другому такому же сомнительному преданию находятся кости убиенных злодеем Иродом младенцев. Однако ученые, исследовавшие эту пещеру установили, что кости принадлежат взрослым людям и их возраст не более 800 лет (костей, а не людей).

4. На момент рождения Иисуса Ироду было уже под семьдесят и представляется маловероятным, чтобы он убоялся конкуренции новорожденного дитяти, если, конечно, только не собирался прожить лет сто с лишним.

Все тот же сюжет.

5. Ирод не был полноправным властителем Иудеи, а всего лишь вассалом римского императора Августа, который и утверждал все смертные приговоры. И даже если бы внезапно спятивший Ирод действительно захотел бы убить всех младенцев, то Август этого бы просто не допустил. Доподлинно известно, что через 10 лет после смерти, Ирода следующий правитель Иудеи – один из его сыновей Архелай был лишен трона и отправлен в изгнание все тем же Августом за куда как меньшие прегрешения.

6. У Ирода не было права наследования иудейского трона. Да, его сыновья правили Иудеей, но будучи назначены все тем же Августом.

7. По разным данным число жертв Вифлеемской трагедии составило от двенадцати до двадцати тысяч младенцев, но этого никак не могло быть по той простой причине, что в этом небольшом городке в те времена проживало не более трех тысяч жителей, включая новорожденных и дряхлых стариков.

Умерщвление младенцев.

Надо сказать, своим возникновением легенда о кровожадности иудейского царя в первую очередь обязана самому Ироду. Под конец своей жизни, страдая неизлечимой болезнью почек и гангреной яичек, он тронулся рассудком и приказал убить трех своих сыновей и одну из жен заподозренных в измене.

Видимо столь бесчеловечное преступление и побудило автора Евангелия от Матфея, приписать Ироду не менее противоестественное деяние – массовое убийство младенцев. Для чего это было сделано? Скорее всего, для того, чтобы подчеркнуть значимость факта появление на Земле долгожданного мессии.

Избие́ние младе́нцев - эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. В переносном значении фраза означает чрезмерную и необоснованную жестокость по отношению к маленьким детям и вообще к беззащитным людям.

Это одно из очень трудных для Вселенской Церкви мест Писания. Церковь не может сказать, заявить, что это ложь, эпический вымысел евангелистов. Ибо если допустить, что великая ложь с самого начала вкралась в Священное Писание, то нет никакой гарантии, что последующие, так сказать, малые лжи будут проникать в него беспрепятственно. Так и остается проблема Вифлиемских младенцев неопределенной, нерешенной с богословской точки зрения.

Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики: в православии их память совершается 29 декабря (11 января), в католицизме 28 декабря.

ЕВАНГЕЛЬКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
Избиение младенцев описывается только в Евангелии от Матфея. Согласно евангельскому рассказу, волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Иисусу, не выполнили просьбу иудейского царя Ирода Великого и не сообщили ему местонахождение младенца. При этом Иосиф Флавий утверждает, что Ирод умер, «процарствовав тридцать четыре года после умерщвления Антигона [после завоевания Иерусалима] и тридцать семь лет после провозглашения себя царём со стороны римлян». Это может указывать на то, что дата его смерти - 2 год до н. э. или начало 1 года до н. э., то есть до традиционной даты Рождества Христова.

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2:16).

Далее евангелист сообщает, что избиение было предсказано пророком Иеремией (Иер. 31:15). Согласно евангельскому рассказу, Иисус спасся благодаря бегству в Египет, куда Иосифу Обручнику повелел отправиться явившийся во сне ангел.

МАТФЕЙ И ЛУКА. РАЗИТЕЛЬНЫЕ НЕСОСТЫКОВКИ
Евангелист Лука дает совершенно иную картину Рождества. Создается впечатление, что они пишут о совершенно разных событиях. И дело не в звезде, волхвах и пастухах. У Луки никакой астрологии, никакой звезды, тем более звездочетов-волхвов нет. Особенно разность в описании Рождества у Матфея, бросается в глаза при сопоставлении его с евангелистом Лукой. Лука, как и Матфей, тоже подробно описывает повеление о переписи, поездку в Вифлием, пещеру и рождение… но, дальше начинаются странные вещи. У Луки нет, ни малейшего намека на гонение Ирода. Нет, не то что избиения младенцев, нет никакой поездки в Египет… но, более того, евангелист Лука упоминает обрезание и даже паломничество(о, страх какой!) в самый центр, в Иерусалим, в Храм. Иисус, Иосиф, Мария находились на виду, прямо под носом у Ирода, ничего не боясь и ни от кого не скрываясь.

ПОЧЕМУ МОЛЧИТ ЛУКА ОБ ИЗБИЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ?
Апостол и евангелист Лука, самый плодовитый, вернее сказать - плодотворный в описании мельчайших подробностей писатель. Недаром он еще и художник, человек, тщательно, работающий над образами и мельчайшими деталями в них. По объему текстов Лука наибольше всех потрудился и написал. Вы удивитесь сказанному: он написал в Новом Завете по общему объему текста больше, чем апостол Павел. Удивительно, но это так. Евангелия 24 главы, а Деяяния аж 28 глав! Апостольских посланий всего 14. И посему очень странно и удивления достойно, что описывая Рождество, вопиюще-кричащая драма избиения младенцев, потрясшая без сомнения Израиль, прошла мимо его детального взора, осталась им незамеченной, так сказать, легкомысленно намеренно проигнорированной? А такая, тоже не менее важная деталь, как бегство в Египет, у Луки богоглаголивого, тоже опущена, пропущена. Странно, очень странно...

В истории человечества, так устроена наша психика, мирные дни, такого же мирного созидательного жительства не запоминаются. Запоминается жестокость! Летописцы описывают войны, истребления, резню людей, страшные природные катаклизмы и прочие потрясения. Жестокость запоминается надолго, доброденствие же не оставляет по себе мало записей и естественно следа...

Такое событие без сомнения потрясло бы не только Израиль, но и всю Римскую империю... ого-го, резня младенцев! «Римское право», в лице прокуратора-консула, вряд ли не отреагировало бы на такое вопиющее беззаконие. Заговорили бы летописцы историки. Однако, молчит, как в рот воды набрал, серьезнейший историк Иосиф Флавий, составивший очень подробное жизнеописание Ирода Великого, и если гражданские историки для нас не авторитет, но так, молчит и, церковный собрат по Писанию - евангелист Лука, описывающий очень детально подробности Рождества? Почему молчит Лука?

АПОКРИФИЧЕСКИЕ ПИСАНИЯ.
Об избиении младенцев повествуют так называемые апокрифические «евангелия детства»: «Протоевангелие Иакова» и «Евангелие Псевдо-Матфея».

Наиболее подробно этот эпизод описан в протоевангелии Иакова, написание которого относят ко второй половине II века. Кроме повторения рассказа евангелиста Матфея в апокрифе содержатся подробности о спасении Иоанна Крестителя его матерью праведной Елизаветой.

Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына её), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила её. И свет небесный светил им там, и ангел Господень был вместе с ними, охраняя их.

Далее апокриф рассказывает об убийстве отца Иоанна - священника Захарии, который отказался сообщить о местонахождении своего сына. Этот рассказ объясняет причины убийства Захарии, о котором сообщается в Мф. 23:35.

Евангелие Псевдо-Матфея полностью повторяет рассказ канонического Евангелия, не добавляя к нему каких-либо подробностей.

БОГОСЛОВСКОЕ ИСТОЛКОВАНИЕ.
Феофилакт Болгарский в своём толковании Евангелия от Матфея пишет, что избиение младенцев произошло по промыслу Божьему, о чём свидетельствует приводимое у Матфея пророчество Иеремии. По его мнению, это было совершено «чтобы обнаружилась злоба Ирода». В отношении же самих жертв Феофилакт пишет:

Притом младенцы не погибли, но сподобились великих даров. Ибо всякий, терпящий здесь зло, терпит или для оставления грехов или для умножения венцев. Так и сии дети больше увенчаны будут.

СКОЛЬКО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ БЫЛО УБИТО МЛАДЕНЦЕВ?
Церковное предание и тут не отличилось единообразием, указывая различное количество погибших младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч, в сирийской - аж 64 тысячи.

Противники большого количества убитых младенцев обычно делают акцент на том, что избиение упомянуто Матфеем, но о нём не пишет Иосиф Флавий. Брюс Алворд утверждает, что население всего Вифлеема в те времена не превышало 1000 человек. Это была маленькая деревушка под Иерусалимом. Соответственно, при рождаемости там даже 30 детей в год, младенцев мужского пола в возрасте до двух лет должно было найтись никак не более 20.

Сторонники большого количества убитых младенцев ссылаются на приведенные Матфеем слова Иеремии предполагая, что жертв было гораздо больше. Также некоторые историки и богословы обращают внимание на огромное стечение народа в Вифлеем, согласно Евангелию от Луки, в котором упоминается, что Иосиф и Мария шли в Вифлеем по причине переписи населения. Следовательно, маленькая деревушка Вифлием была переполнена, и им нашлось место только в хлеву. Встает последующий интересный вопрос: известны ли в мировой практике переписи населения, что бы писцы совершающие перепись не шли к людям, но наоборот, люди, дабы переписаться, шли к писцам? Причем, на перепись шли не в Иерусалим, столицу, духовный, административный и политический центр, но что бы писцы заседали, где то в деревне под Иерусалимом? Известны ли случаи, что бы жители, для учетной записи, всего лишь в одну строку(для галочки), срывались с места проживания и отправлялись в неблизкий путь, да еще с беременными женщинами на сносях? Вопросы, и вопросы…

В западной традиции они именуются святыми Невинноубиенными. Их число, сильно преувеличенное, является скорее символическим и перекликается со 144 000 избранных, которые упоминаются в Откровении Иоанна Богослова (см.: Откр. 7: 4).

СОМНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЧНОСТЬ.
Предание об избиении младенцев отсутствует в реальных исторических античных источниках, исключая евангелие от Матфея и более поздние христианские тексты. Историки обращают особое внимание, что главный источник о царствовании Ирода - труд античного историка Иосифа Флавия «Иудейские древности» - не содержит малейших упоминаний о резне младенцев в Вифлееме.

Среди тех учёных, которые подвергают сомнению историчность резни младенцев, Геза Вермеш (Géza Vermes) и Эд Сандерс (Ed Sanders) рассматривают предание как творческую агиографию. Некоторые учёные считают, что история - придуманное исполнение древнего пророчества. Евангелист в начале повествования стремится показать, что эпизоды биографии Иисуса были предсказаны ветхозаветными пророками. После сообщения о резне младенцев он ссылается на пророка Иеремию: «Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит…» (Мф. 2:17). Роберт Айсенман (Robert Eisenman) настаивает, что исторической основой для предания стал приказ Ирода о казни его собственных сыновей. Этот поступок Ирода, о котором пишет Иосиф Флавий, шокировал его современников.

Дэвид Хилл (David Hill) признает, что эпизод «не содержит ничего, что являлось бы исторически невозможным», но добавляет, что «подлинный интерес евангелиста состоит … в отражении исполнения [Ветхого завета]». Стивен Харрис (Stephen Harris) и Раймонд Браун (Raymond Brown) аналогично утверждают, что цель евангелиста - представить Иисуса как мессию, а казнь младенцев как исполнение пророчеств Осии и Иеремии. Браун также считает, что образцом для предания послужил рассказ о детстве Моисея, его рождении, спасении и приказе фараона об убийстве первенцев евреев.

В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Евангельское избиение младенцев является редкой сценой для раннехристианского искусства. Известна мозаика римской церкви Санта Мария Маджоре, датируемая V веком (Ирод, сидящий на троне, изображён в нимбе (знак царского величия), он даёт воинам знак умертвить младенцев, а рядом изображена толпа женщин с распущенными в знак печали волосами, которые держат на руках детей). Данная мозаика не показывает кровавую сцену убийства, а лишь даёт намёк на него.

Начиная с эпохи Возрождения художники старались изобразить драматизм этой сцены, акцентируя внимание на самом убийстве младенцев и горе их матерей: вооружённые воины выхватывают детей из рук их плачущих матерей, на земле изображается множество убитых и окровавленных младенцев. На изображениях часто присутствует Ирод, наблюдающий за расправой либо с балкона (Джотто), либо с трона, установленного на возвышении (Маттео ди Джованни).

Следуя апокрифическому рассказу в сцене избиения младенцев изображается праведная Елизавета, убегающая от воинов, вместе со спрятанным в складках её платья Иоанном Крестителем. Также могут присутствовать изображения ангелов с пальмовыми ветвями (Гвидо Рени), которые предназначены младенцам как символ их мученичества.

ПРАЗДНОВАНИЕ ПАМЯТИ
Считался одним из самых несчастных дней в году. Как церковный праздник отмечается с V века. Погибшие младенцы почитаются как святые, поскольку они первыми пострадали ради Христа.

Нам, верующим христианам, остается лишь смиренно пленять свой разум в послушание Божественному Промыслу, надеяться, верить и любить. Вся возможно верующему. Верою бо ходим, а не знанием. Мы, верующие, смиренно благоговеем перед вечной Тайной Бога, надеемся, что когда то, мы узнаем истину и все несостыкующиеся исторические факты о Рождестве, образуются, придут в порядок и станут на свои места.

Текст составлен по материалам Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Избиение_младенцев

ПРИМЕЧАНИЯ ИЗ ВИКИПЕДИИ
1.Вифлеемские младенцы защитят наших детей // Правда.ру, 11.01.2011
2.День святых Невинных Младенцев Вифлеемских. Справка. 28 декабря католики отмечают День святых Невинных Младенцев Вифлеемских // РИА Новости, 28.12.2009
3.Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVII, 8.
4.Протоевангелие Иакова. XXII
5.Толкование Феофилакта Болгарского на Евангелие от Матфея
6.Брюс Алворд. Комментарии к Евангелию от Матфея
7.Иер. 31:15
8.Уильям Баркли. Комментарий к Новому Завету. Евангелие от Луки
9.Geza Vermes, The Nativity: History and Legend, London, Penguin, 2006, p22; E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, Penguin, 1993, p. 85
10.Paul L. Maier, «Herod and the Infants of Bethlehem», in Chronos, Kairos, Christos II, Mercer University Press (1998), p. 172-175
11.Robert Eisenman, James The Brother of Jesus, 1997, I.3 "Romans, Herodians and Jewish sects, " p. 49; see also E. P. Sanders, The Historical Figure of Jesus, 1993, p. 87-88
12.Josephus, Antiquities of the Jews, Шаблон:Sourcetext (at Wikisource).
13. David Hill: The Gospel of Matthew, p. 84;Marshall Morgan and Scott; 1972.
14.Stephen L. Harris, Understanding the Bible, 2nd Ed. Palo Alto: Mayfield, 1985, p. 274
15.Перейти к:1 2 Raymond E. Brown, The Birth of the Messiah, pp. 104-121.
16.Избиение младенцев (день избиения младенцев)

Рассматриваем Брейгеля: Избиение младенцев February 17th, 2016

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался,
и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его,
от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов

(Мф. 2:16).

Питер Брейгель в 1566 году создал следующие произведения: "Проповедь Иоанна Крестителя", " ", про которое мы уже говорили и "Избиение младенцев". На последней картине и хотелось бы сегодня остановиться. В ней описывается фрагмент исторически значимого события из Нового Завета — вифлеемовский сюжет, связанный с рождением Иисуса. Это событие - проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода. Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.

Однако это произведение примечательно тем, что у Брейгеля есть два варианта этой картины: один - со страшными сценами убийства младенцев воинами, вторая... Давайте поподробнее разберемся по этому поводу ниже, ведь эти различия делают картины совершенно разными!

Детали картины мы будет рассматривать на версии с младенцами. На ней, как это обычно делал Брейгель, изображена простая фламандская деревушка, куда пришли вооруженный люди, выискивающие и закалывающие младенцев в самом центре села перед глазами грозного всадника в черных одеждах. Вот она

Теперь давайте немного препарируем картину и рассмотрим все по деталям.

На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем.

Повсеместно на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться - вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев.

Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель

У кого-то воин уже забрал дитя

А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома - для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина...

Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается...

Здесь мать буквально в предобморочном состоянии

Мать пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом

Мать горюет над убитым ребенком...

Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам - им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему?

На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воином

Здесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты, заступиться за простолюдинов

Убитые горем родители

Родителей запугивают собакой

По указке рыцарей люди выламывают двери

и лезут в окна

Здесь, как я понял, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет - он как раз только что вошел в дом.

Тут, видимо, жители деревни тоже умоляют местного представителя знати заступиться за них

Жестокая сцена закалывания ребенка прям в руках матери

Центральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают

За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облачённый в полностью чёрные одежды - Ирод. Он окружён рыцарями-копьеносцами. Тут тоже важна одна особенность - обратите внимание на флаг. Это герб крестоносцев, крест ордена Гроба Господня .

А вот сравнение со второй версией картины. Видите разницу? Второй вариант - с грабежом в деревне, где младенцы заменены на домашних животных и продукты. Но как ни старался художник замаскировать кровавые сцены убийств, из-под домашних животных видны ручки убитых младенцев.





Надо отметить, что Брейгель все же не везде стер или заменил младенцев, в некоторых сценах они остались.


Ещё одна важная вещь - Брейгель заменил бородатого мужчину на рыцаря, от чего в нем больше не стал угадываться Ирод.

Да и и флаг он поменял на более определённый - на золотого испанского льва. Все это делает второй вариант картины более конкретным: здесь явно изображена сцена, уже не образно олицетворяющая то, как испанская корона грабительски и варварско относилась к оккупированной ей в то время Голландии.


--->

Исходя из всего этого, я хотел бы поспорить с распространённым мнением того, что вторая версия картины была перерисована, чтоб не показывать так много жестокости. Как мне кажется, перерисовано это было не из-за тонкой душевной организации заказчика, а наоборот - он хотел, чтоб Брейгель показывал все не аллегорически, а напрямую, он хотел, чтоб картина изображала не библейский сюжет, а буквально журналистское изображение жестокости испанцев.

Возникло на основе текста Евангелия от Матфея, сообщающего о приказе царя Ирода, разгневанного тем, что волхвы не рассказали ему о местонахождении Младенца Христа, «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16).

Изображение этого события появилось после установления в первой половине V века почитания невинных Вифлеемских младенцев как мучеников. Композиции, как правило, не имеют четкой схемы. Может варьироваться число участников, действия, позы и жесты персонажей. Помимо царя Ирода, его воинов, женщин и детей в композицию иногда включались еще несколько сюжетов из различных литературных источников. Это апокрифические рассказы Иакова Протоевангелия о праведной Елисавете, которая с младенцем Иоанном спряталась в горе от преследовавшего ее воина, и об убийстве по приказу царя Ирода в храме между алтарем и жертвенником праведного Захарии. Пророчество Иеремии, упомянутое апостолом Матфеем: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иер 31. 15) иллюстрируется в композиции «Оплакивание Рахилью своих детей». Апокрифические рассказы о спасении Нафанаила (Ин 1. 46-49), которого мать спрятала от воинов Ирода под смоковницей, легли в основу изображения жены и младенца под деревом. 9-е Слово святителя Иоанна Златоуста из «Гомилий на Евангелие от Матфея» (PG. 57. Col. 175-184), 38-я гомилия Григория Богослова и рассказы из Миней-Четьих под 29 декабря стали источником изображения страдания младенцев и горя матерей. Сцена «Избиения младенцев» могла представлять самостоятельный сюжет и входить в развернутые композиции «Рождество Христово».

Один из первых памятников ранневизантийского искусства со сценой «Избиения младенцев» - мозаики триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440 годы). Слева на престоле изображен царь Ирод, отдающий приказание воинам убивать младенцев. Воины в одежде римских легионеров готовы выполнить приказ, один из них протягивает руку в сторону стоящих справа женщин с распущенными волосами; на руках они держат младенцев. Самой сцены убийства нет. В дальнейшем в композиции прибавилось драматизма, за счет сокращения числа участников сцена превратилась в показ кровавого убийства. Так, на рельефе саркофага из Трира (V век, церковь святого Максимина: Покровский. С. 239) один солдат замахивается младенцем, схватив его за ногу, другой держит ребенка, вырванного из объятий матери; на рельефе оклада Евангелия (около 460 года, Сокровищница кафедрального собора, Милан) та же композиция дополнена изображением младенца на земле под ногами воина, а также появились фигуры женщин с раскинутыми руками, горюющих о своих детях. На миниатюре из Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I.56. Fol. 46, 586 г.) сцена изображена по сторонам таблицы канонов: слева - царь Ирод с 2 сановниками, справа - палач с поднятым мечом в правой руке, держащий за ногу младенца, которого пытается отнять мать. Из головы младенца течет кровь.

В искусстве средневизантийского периода сцена «Избиения младенцев» стала очень распространенной: рельеф слоновой кости (начало IX века, Бодлианская библиотека); рельеф слоновой кости (середина IX века, Национальная библиотека Франции); миниатюра в Сакраментарии Дрого (Paris. lat. 9428. Fol. 31v, середина IX века); миниатюра в Штутгартской Псалтири (Stuttg. Fol. 65v, 825-830 годы) - сцена «Рахиль, оплакивающая детей»; в Гомилиях Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 137, между 879 и 882 годами) - воин c мечом в правой руке держит младенца за волосы (впервые со сценами «Праведная Елисавета с младенцем Иоанном прячется в горе» и «Убийство праведного Захарии»); в кодексе Экберта (Городская библиотека, Трир. Cod. 24. Fol. 15v, 80-е годы X века); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 281. 976-1025 годы, Константинополь) - Ирод в византийских императорских одеяниях, в короне, воин убивает мечом одного младенца, 2 других лежат на земле в крови, справа около горки сидит плачущая женщина с младенцем, которого пронзает копьем воин; аналогичная сцена в Евангелии XI века (Paris. gr. 74. Fol. 5); в цикле «Детство Иисуса Христа » в росписях Токалы-килисе в Гёреме (конец X века) - палач держит за ногу младенца над грудой окровавленных тел, рядом рвущая на себе волосы женщина; на иконе «Рождество Христово» (конец XI века, монастырь великомученицы Екатерины на Синае) представлены сцены умерщвления младенцев, «Бегство в Египет», «Праведная Елисавета с Иоанном в горе», изображение Рахили (согласно надписи) с младенцем на руках, перед которой застыл воин, замахнувшийся мечом; в грузинском Гелатском Четвероевангелии (Кекел. Q 908. Л. 19 об., 1-я половина XII века) младенцы изображены спеленутыми.

В памятниках поздневизантийского периода сцена становится многофигурной и часто разделяется на несколько последовательных эпизодов. В монастыре Хора (Кахрие-джами, около 1316-1321 годов) теме «Избиения младенцев» посвящены 4 композиции: «Царь Ирод приказывает воинам избить младенцев», «Солдаты, убивающие детей», «Праведная Елисавета спасается с младенцем Иоанном в горе от преследующего их воина», «Матери оплакивают своих детей». В церкви великомученика Димитрия Маркова монастыря близ Скопье, Македония (около 1376 года), сюжету «Избиения младенцев» посвящена группа сцен, расположенных рядом с композицией «Рождество Христово». Патетическая композиция «Плач Рахили» представлена на полукруге светлого фона. Рахиль, сидящая на земле с воздетыми руками, окружена спеленутыми мертвыми младенцами.

В поствизантийском искусстве (росписи XVI-XVII веков соборов афонских монастырей: Великой Лавры святителя Афанасия, Иверского, Кутлумуша, Каракала, Филофеевского скита) сцена представлена в точном соответствии с рекомендацией Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (около 1730-1733 годов): «Рисуется крепость. Тут в чертоге царь Ирод сидит на престоле. За ним стоят два воина с копьями, а пред ним другие воины со знаменем. Вдали на горах видны селения: среди них женщины с младенцами, одни бегут, другие таят их в сумах за спинами своими и руками препятствуют воинам убивать их, иные сидят и оплакивают лежащих пред ними убитых детей; а воины, одни исторгают младенцев из объятий матерей их, другие пронзают их мечами, некоторые обезглавливают. Многие младенцы убитые лежат на земле, некоторые в пеленах, некоторые в рубашечках. Елисавета держит на руках своих младенца Предтечу, ее преследует воин с обнаженным мечем: но пред нею разверзлась скала, чтобы принять ее в свою расселину» (Ерминия ДФ. Ч. 2. § 217).