Различие между кастрацией и стерилизацией. Чем отличается кастрация от стерилизации - особенности, описание и отзывы. Инфекционное заражение может происходить

типология общество постиндустриальный

Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. Здесь преобладают добывающие виды хозяйственной деятельности -- земледелие, рыболовство, добыча полезных ископаемых. Подавляющее большинство населения (примерно 90 %) занято в сельском хозяйстве. Главной задачей аграрного общества было производство пищевых продуктов, чтобы просто прокормить население. Это наиболее продолжительная из трёх стадий, и её история насчитывает тысячи лет. В наше время на данной стадии развития до сих пор находится большинство стран Африки, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Для этой стадии также характерна жёстко авторитарная власть и собственность на землю как основа экономики.

Индустриальное общество

В индустриальном обществе все силы направлены на промышленное производство, чтобы произвести необходимые обществу товары. Промышленный переворот принёс свои плоды -- теперь главная задача аграрного и индустриального общества, состоящая в том, чтобы просто прокормить население и обеспечить его элементарными средствами к существованию, ушла на второй план. Всего лишь 5-10 % населения, занятых в сельском хозяйстве, производили достаточно продовольствия, чтобы прокормить всё общество.

Постиндустриальное общество

Переход к новому типу общества -- постиндустриальному происходит в последней трети XX века. Общество уже обеспечено продовольствием и товарами, и на первый план выдвигаются различные услуги, в основном связанные с накоплением и распространением знаний. А в результате научно-технической революции произошло превращение науки в непосредственную производительную силу, которая стала главным фактором и развития общества, и его самосохранения.

Вместе с этим у человека появляется больше свободного времени, а, следовательно, и возможностей для творчества, самореализации. В это время технические разработки становятся все более наукоёмкими, теоретические знания приобретают наибольшее значение. Распространение этого знания обеспечивает сверхразвитая сеть коммуникаций.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare -- преобразовывать). Революция (от лат. revolutio -- поворот, переворот). Общественное развитие: - это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры); - это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Виды: 1) Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России -- Великие реформы Александра II); 2) Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х -- начала 90-х гг. XIX в. в России -- «Контрреформы» Александра III); 3) Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России); 4) Долговременные (например, неолитическая революция -- 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.). Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни: -- экономические реформы -- преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.); -- социальные реформы -- преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми); -- политические реформы -- изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.). Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в. В современных условиях два пути общественного развития -- реформа и революция -- противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа -- революция» на «реформа -- инновация».

Под инновацией (от англ. innovation -- нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. Модернизация (от фр. moderniser -- современный) -- это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западно¬европейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения.

По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

  • 1) дописьменные и письменные;
  • 2) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
  • 3) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);
  • 4) развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);
  • 5) сравним следующие виды общества (традиционное (доиндустриальное) - а, индустриальное - б, постиндустриальное (информационное) - в) по следующим линиям сравнения: - основной фактор производства - а) земля; б) капитал; в) знания; - основной продукт производства - а) пища; б) промышленные изделия; в) услуги; - характерные черты производства - а) ручной труд; б) широкое применение механизмов, технологий; в) автоматизация производства, компьютеризация общества; - характер труда - а) индивидуальный труд; б) преимущественная стандартная деятельность; в) резкое повышение творческого начала в труде; - занятость населения - а) сельское хозяйство - около 75%; б) сельское хозяйство - около 10%, промышленность - 85%; в) сельское хозяйство - до 3%, промышленность - около 33%, услуги - около 66%; - основной вид экспорта - а) сырьё; б) продукты производства; в) услуги; - социальная структура - а) сословия, классы, включённость всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность; б) классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур; в) сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации; - продолжительность жизни - а) 40-50 лет; б) свыше 70 лет; в) свыше 70 лет; - воздействие человека на природу - а) локальное, неконтролируемое; б) глобальное, неконтролируемое; в) глобальное, контролируемое; - взаимодействие с другими странами - а) несущественное; б) тесная взаимосвязь; в) открытость общества; - политическая жизнь - а) преобладание монархических форм правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй; б) провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство; в) политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии -- «демократии консенсуса»; - духовная жизнь - а) господствуют традиционные религиозные ценности; однородный харак¬тер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью; б) утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов; в) особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.

Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818--1883) и Ф. Энгельс (1820--1895). Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».

Наступление индустриальной эпохи во взаимоотношениях человека и природы принято связывать с победой и окончательным утверждением во второй половине XVIII в. капиталистического способа производства. В это время возникает и начинает быстро развиваться крупная машинная индустрия. Основой новой формы организации общественного производства стала капиталистическая фабрика.

Характерной чертой техники этого периода явилось изобретение и распространение в основных отраслях промышленности (текстильной и машиностроительной) и сельского хозяйства рабочих машин. Применение механического ткацкого станка, парового двигателя, сельскохозяйственных машин (парового плуга, механических сеялок, жатвенных машин) привело к резкому увеличению промышленного и сельскохозяйственного производства, что сказалось на повышении уровня жизни и увеличении численности населения, составившей к 1800 г. 954 млн человек, а уже к 1900 г. - 1633 млн человек.

В XIX веке существенно возрос объем выработки ряда полезных ископаемых, прежде всего железной руды и угля. Уголь использовался в паровых двигателях и при производстве чугуна, поэтому его добыча, по словам П. Кууси, определяла все экономическое развитие в эту эпоху. Во второй половине XIX в. начинает развиваться добыча нефти и газа, растет добыча цветных металлов. Характерной чертой этого времени являются рост числа городов, их укрупнение, а также повышение концентрации в них населения. Многие новые города образуются в это время вокруг промышленных предприятий, превращаясь впоследствии в крупные промышленные центры. На всем протяжении XIX в. продолжалось развитие городской инфраструктуры, совершенствование систем удаления отходов, обеспечения городов сельскохозяйственной продукцией и налаживание сбыта промышленных товаров в аграрный сектор. Развивается система транспортных коммуникаций; строятся дороги, мосты. Строительный материал изымается из карьеров и каменоломен, в окрестностях городов осуществляются вырубки леса, необходимого для постройки деревянных сооружений. Все это деструктивно воздействует на естественные ландшафты и в конечном счете ведет к их разрушению. Им на смену приходят «антропогенные» ландшафты, в большей степени пригодные для проживания современного человека.

Прогресс в сельском хозяйстве во многом определил особенности питания людей в этот период. Рост производительности труда, достигнутый за счет использования сельскохозяйственных машин, вел к удешевлению продукции, делая ее более доступной широким слоям населения. Основу рациона большинства людей по-прежнему составляли хлеб, овощи и фрукты, ягоды, рыба. Широкое распространение в этот период получил картофель - новая культура, завезенная в Европу с Американского континента и отсюда уже распространившаяся по всему остальному миру. В странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии особую статью рациона составляла традиционная для этих регионов культура - рис. Мясо птицы и скота по-прежнему оставалось достаточно дорогим.

Вторую половину XVIII в. и весь XIX в. принято называть веком естествознания. В это время небывалый расцвет переживают науки о Земле (геология и география), биология, химия, астрономия, физика и др. Складывается эволюционно-исторический подход к анализу явлений природной и социальной действительности. В этот период многими исследователями, представителями различных научных направлений и специальностей разрабатываются отдельные аспекты предмета будущей единой экологической науки. Э. Геккель вводит термин «экология», которым обозначает новую отрасль знания о взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Идет накопление данных о влияниях, оказываемых природой на человека и человеком на природу.

Период в истории становления взаимоотношений человека и природы, начавшийся одновременно с наступлением XX столетия и продолжающийся на всем его протяжении, в общем, характеризуется расширением экспансии человечества в природе, заселением всех доступных для проживания территорий, интенсивным развитием промышленного и сельскохозяйственного производства, открытием и началом эксплуатации новых способов высвобождения и преобразования энергии (в том числе энергии связей частиц атомного ядра), началом освоения околоземного космического пространства и Солнечной системы в целом, а также невиданным ранее ростом численности населения. Статистика показывает, что в 1920 г. Землю населяло 1862 млн человек, в 1940 г. - 2295 млн, в 1960 г. - 3049 млн, в 1980 г. - 4415 млн человек. В 1987 году человечество перешагнуло пятимиллиардный рубеж численности. Такие показатели прироста населения дают основание говорить о «демографическом буме» и строить чрезвычайно неблагоприятные прогнозы развития ситуации на ближайшую перспективу. Так, принято считать, что уже к 2000 г. число людей превысило 6 млрд человек, и демографы предполагают, что к 2025 г. человечество перешагнет восьмимиллиардный рубеж. Непрекращающийся процесс увеличения числа живущих на земле людей, по мнению большинства ученых, исследующих эту проблему, наряду с увеличением промышленного производства и потребления разнообразных природных ресурсов, а также с ростом количества отходов «жизнедеятельности» цивилизации поставит в ближайшие 100 лет вопрос о выживании человечества в целом.

Некоторые исследователи характеризуют современную нам эпоху как этап перехода к постиндустриальной (информационной) цивилизации, подразумевая под этим, что уже сегодня фактически осуществляется переход к главенству производства информации, знаний и гармонизации на этой основе взаимоотношений человека и природы.

Тысячекратное превышение нормальной численности человечества на земном шаре не может не сказаться на биотическом равновесии природы. Современным обществом в производство и потребление вовлекается такое количество веществ и энергии, которое в десятки и сотни раз превышает число биологических потребностей человека. Для каждого из нас сегодня требуется во много раз больше, чем для наших далеких предков. Если первобытный человек потреблял 1-2 л воды, то современный - 200 л воды в сутки, т.е. чем цивилизованнее нация, тем больше ее потребность. Человек берет у природной среды необходимые ему вещества, энергию и информацию, преобразовывает их в полезный для себя продукт (материальный или духовный) и возвращает в природу отходы своей деятельности. Деятельность человека выражается в незамкнутой цепочке:

Каждый из этих элементов несет негативные последствия:

  • - ощутимые сейчас (загрязнение природной среды);
  • - опасные в будущем (исчерпание природных ресурсов, техногенные катастрофы).

Отсюда можно сделать вывод, что одной из причин современного экологического кризиса является количественная экспансия человеческого общества (лат. экспансио - расширение, распространение). Это создает непомерный уровень и быстрое нарастание антропогенной нагрузки на природу.

В статье рассмотрен цивилизационный подход к развитию общества, выделены 3 временных типологии общества (аграрное, индустриальное, постиндустриальное), каждому из которых дана подробнейшая характеристика.

На протяжении всего существования человечества общество не стояло на месте и развивалось. Наука рассматривает такое развитие с разных ракурсов, использую два разных типа подхода: цивилизационный и формационный. В данной статье я предлагаю рассмотреть только первый из этих подходов.

Данный подход предусматривает деление стадий развития общества на 3 временных промежутка. Давайте рассмотрим их и постараемся дать каждому развернутую характеристику и отличительные черты.

Доиндустриальное (аграрное) общество

Первый временной отрезок в развитии общества. Данный вид общества характеризуется занятостью населения преимущественно в сфере сельского хозяйства, при этом труд носит индивидуальный характер. Основным фактором производства выступает земля, труд осуществляется ручным способом, без применения техники. В данном обществе срок жизни очень мал (40-50 лет), существует высокая смертность, которая происходит из-за недоразвитой медицины, да и вообще всех сфер жизни, что, впрочем, компенсируется высокой рождаемостью. Социальная мобильность отсутствует, классовая или сословная принадлежность определяется еще при рождении. Форма правления - монархия. Примеров государств такого уклада уже нет в современном мире, однако такими примерами могут выступить различные племена аборигенов, проживающих на территориях Африки и Австралии.

Индустриальное общество

Для индустриального общества характерна занятость населения во всех сферах деятельности. Так, в промышленной сфере трудятся 85%, в сфере услуг - 5%, в сфере сельского хозяйства - 10%. Естественно, эти цифры не абсолютно точно, но они не могут значительно поменяться и показывают примерную занятость населения в разных видах деятельности. В данном обществе появляется социальная мобильность, впрочем, она не так высока, присутствует деление на классы, принадлежность к которым, не определяется при рождении. В отличие от аграрного общества, в индустриальном наблюдается применение техники во многих видах труда, при этом, основным фактором производства выступает капитал. Средняя продолжительность жизни достаточно высока (около 70 лет). Форма правления - республика, которая и обеспечивает каждому человеку естественные права (право на жизнь, свободу и т.д.). Ярким примером такого общества может послужить СССР (со времен основания до развала) и современный Китай.

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество характеризуется большой занятостью населения в сфере услуг. Так, распределение труда по этим сферам деятельности выглядит примерно следующим образом: сфера услуг - 60%, сельское хозяйство - 5%, промышленность - 35%. При этом, происходит полная автоматизация производства, а основным его фактором выступают знания. Существует высокая социальная мобильность (выше, чем в индустриальном обществе), классовая принадлежность никак не присваивается при рождении, а определяется только умственными и иными способностями того или иного индивида. Срок жизни в таком обществе выше, чем в предыдущих двух, он составляет в среднем более 70 лет. Форма правления - республика, которая так же, как и в индустриальном обществе обеспечивает естественные и другие права людям, но, при этом, появляется активное гражданское общество, которое получает множество прав для участия в политической жизни. Ярко выраженным примерами государств с таким типом общества могут выступить современная Швеция, Испания, Франция.

Общее понятие об экономике

Для каждого человека абсолютно обычным является упоминание об экономике. Но не всегда обычный человек может точно дать определение этого понятия. Дело в том, что данный термин имеет несколько толкования и целый ряд производных терминов и понятий.

Изначально экономикой называли умение руководить (управлять домашним хозяйством, домом). Позже это понятие распространилось на управление имением. Во многих богатых домах вплоть до нынешних времен сохранилась должность эконома или экономки. Эти люди отвечали за обеспечение и обслуживание жильцов дома или имения.

Но уже на ранних этапах становления рыночной экономики потребовалось научное обоснование происходящих в хозяйстве процессов. Поэтому экономика получила новое определение (и не одно).

Экономикой называют всю совокупность предприятий и организаций, которые осуществляют производство, распределение, продажу, обмен и потребление различных благ, осуществляют регулирование и обслуживание этих процессов.

В данном контексте уместно наряду с этим термином применять в качестве синонима термин «хозяйство» или «хозяйственный комплекс». Хозяйство имеет свою отраслевую и территориальную структуру. Деление на отрасли во многом условно. А распределение предприятий по территории подчиняется основным экономическим закономерностям.

Экономикой называют еще и отрасль науки, которая изучает закономерности формирования и развития производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ, регулирования этих процессов, их теоретическое обоснование и прогнозирование дальнейшего развития хозяйства.

Типы экономических систем

Экономика, как вид хозяйственной деятельности является основой для развития общества. Совместное и взаимосвязанное образование производственных, социальных, общественных и политических связей приводит к формированию той или иной экономической системы. Критериев для выделения и классификации этих систем несколько: форма собственности на средства производства, роль государства в управлении экономикой и пр.

Замечание 1

Экономической системой называется совокупность взаимоотношений в обществе по вопросам производства, распределения и потребления материальных и духовных благ и управления производством и распределением.

На протяжении истории развития человечества ученые-экономисты выделяют четыре разновидности экономических систем:

  • традиционную;
  • рыночную;
  • плановую (или командно-административную);
  • смешанную (но эта система имеет несколько моделей).

В зависимости от уровня экономического развития общества применяют еще один вариант классификации общественно-экономических формаций. В одной из своих работ выдающийся ученый-экономист Э. Тоффлер выделил три типа общества. Но так как он рассматривал развитие общности людей и производства в динамике, то речь идет о стадиях развития общества (общественно-экономических формаций или экономик). Согласно его доктрине каждое общество проходит следующие стадии: аграрную, индустриальную, постиндустриальную.

Позже ученые выделили еще промежуточные варианты – аграрно-индустриальную и индустриально-аграрную стадии развития общества. Иногда данные стадии называют просто экономиками, поэтому порой возникает терминологическая путаница.

Сущность аграрной, индустриальной и постиндустриальной экономики

Термин «аграрная экономика» применяется в разных контекстах. Это и наука, и отрасль хозяйства, и тип экономической системы (или стадия развития общества).

Аграрной экономикой называют раздел экономической теории, изучающий особенности и закономерности производства, распределения и потребления сельскохозяйственной продукции.

Аграрная экономика (аграрный сектор экономики) – это совокупность предприятий и отраслей, которые отвечают за выращивание и производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и реализацию.

Определение 1

Аграрной экономикой или аграрной цивилизацией называют форму организации традиционной экономической системы с главенствующим положением в экономике аграрного сектора.

Особенностями аграрной цивилизации (агарной экономики) являются:

  • производство регулируется на основе сложившихся традиций и обычаев;
  • основу экономики составляет сельское хозяйство;
  • промышленность отсутствует или находится на начальных этапах формирования;
  • общественный уклад характеризуется жесткой иерархией;
  • на ранних этапах преобладала общинная форма собственности, а на более поздних – государственная форма собственности на землю;
  • производство служит для удовлетворения непосредственных потребностей (а не на продажу);
  • низкие темпы экономического развития.

Сельскохозяйственное производство и ремесла обеспечивают возникающие потребности населения. Данную стадию развития проходили все народы нашей планеты. Но у некоторых народов эта стадия существует и по сей день. Отдельные очаги аграрных цивилизаций сохранились в некоторых уголках земного шара (Экваториальная Африка, Южная Индия, у аборигенов Австралии).

При зарождении и развитии промышленного производства ускоряются и некоторые процессы в обществе. Тогда наступает аграрно-индустриальная и индустриально-аграрная стадии. Доля промышленности в экономике постепенно растет.

Определение 2

Индустриальная экономика (индустриальное общество) – это такая стадия экономического развития общества, при которой в производстве материальных благ первенство принадлежит добыче природных ресурсов и промышленности.

К данной категории относится сегодня большинство развитых стран мира. Доля сельхозпроизводства не превышает 15% от общего внутреннего валового продукта. Увеличивается рост численности городского населения, развивается предпринимательство.

Определение 3

Постиндустриальной экономикой называют такую стадию развития общества, при которой в результате научно-технической революции произошел переход приоритетов от производства товаров к производству услуг.

Характерными чертами постиндустриальной экономики являются:

  • движущая роль науки в экономике;
  • информация и знания являются производственным ресурсом;
  • расширение коммуникационных возможностей общества и хозяйства;
  • повышение роли интеллектуальных трудовых ресурсов;
  • усиление процессов урбанизации.