Реформы Л. Брежнева. Эпоха застоя и Л.И. Годы правления Брежнева

В 1965 году генеральным секретарем ЦК КПСС стал Леонид Ильич Брежнев. Период Брежнева на внутренней арене характеризуется возвышением личности Сталина. В этот период в СССР образ Сталина появляется массово перед людьми. Вновь говорится о решающей роли Сталина в победе над Германией. Период Брежнева обозначился для страны новыми преобразованиями. Прежде всего, реформы Брежнева коснулись сельского хозяйства. В конечном итоге проблемы в сельском хозяйстве были обусловлены тем, что кадры, которые отвечали за расходование денег, были не компетентными. Правительство выделяло огромные суммы из бюджета для стимулирования сельского хозяйства, но на местах деньги распределяли на покупку дорогостоящего, часто не нужного, оборудования. Реформы Брежнева коснулись и оплаты труда работников колхозов. Теперь им платили фиксированную, очень низкую, ставку. Несмотря на огромные усилия, прилагаемые государством для стабилизации сельского хозяйства, в период правления Брежнева в стране площадь полей сократилась на 22 миллиона гектар, а общие потери урожая доходили до 40%.

Реформы Брежнева

В сентябре 1965 года начались реформы Брежнева в области промышленности. Впервые был поднят вопрос о качестве выпускаемой продукции, при сохранении высоких объемов производства. С этой целью в управленческий период Брежнева государство стало оставлять предприятиям часть заработанных средств, которые те могли расходовать в качестве материального поощрения сотрудников. Изначально говорилось о том, чтобы предоставить предприятиям больше самостоятельности, но на деле была усилена власть Министерств. На начальном этапе эти реформы Брежнева дали немедленный результат. В период 1966-1970 годов объем производства в целом по стране вырос на 50%. Дальше же наметился регресс. Все экономические показатели поползли вниз.

Внешняя политика Брежнева, в первые годы его управления страной, характеризовалась обострением отношений с США. Виной тому была война во Вьетнаме, которую развязал пентагон. При этом критических шагов правительства этих стран не делали. В результате уже к концу 1969 года наметился цикл нормализации отношений между СССР и США. В мае 1972 года состоялся первый в истории визит президента США в Москву. В ходе визита Никсона были подписаны несколько документов, особо важными из которых были договор об ограничении развертывания средств ПВО и ПРО, а также договор о сокращении наступательного вооружения. Брежнев в 1973 году ответил на это своим визитом в Вашингтон. Там был подписан документ об ограничении ядерной программы.

Внешняя политика Брежнева

Между тем вся внешняя политика Брежнева была направлена на раздел сфер влияния в мире с США. Именно этим объясняется то количество конфликтов в мире, участие в которых приняли, напрямую или косвенно, представители СССР и США. С 1964 по 1975 года правительство СССР оказывало помощь Вьетнаму, в борьбе с США. Кроме того, СССР активно помогало в борьбе за независимость Индии, Анголе, Эфиопии, Мозамбику, Гвинеи и другим странам.

За все время правления Леонида Ильича внешняя политика Брежнева не претерпела существенных изменений. 25 декабря 1979 года СССР ввел войска в Афганистан. Эта война ничего не принесла Советскому государству в политическом плане. Зато стоила жизней 14 тысяч убитых советских солдат. Более 300 тысяч числятся пропавшими без вести.

Огромное внимание внешняя политика уделяла отношению с другими социалистическими странами. Им оказывалась всевозможная помощь, но чем дальше тем больше становилось понятно, что «советском лагере» кризис.

Правление Брежнева ознаменовалось важным этапом в истории. Профессиональная деятельность и личная жизнь этого политика всегда были предметом «жарких» споров и обсуждений.

Для одних он был добродушным человеком и замечательным мужем, а для других - строгим руководителем.

Мнения о характеристике тех лет, что генеральный секретарь провёл у власти, так же разделяются. Не существует однозначного ответа. Но каким же на самом деле был Л.И. Брежнев и какими событиями запомнилось его правление?

Краткая биография Леонида Ильича Брежнева

Рождённый в простой рабочей семье Леонид Ильич рано начал работать. Его трудовая деятельность началась на обычном заводе. Он окончил техникум, а затем институт. Работал в разных местах, где у него был карьерный рост, и на различных должностях.

Брежнев - четыре раза Герой Советского Союза!

С 1964 года - первый секретарь ЦК КПСС, с 1966 - Генсек. Историки неоднозначно дают оценку его управленческой деятельности. Страна начала отставать в развитии (по разным направлениям) от других государств. В общей сложности, Брежнев правил страной около двадцати лет.

Интересный факт: однажды Леонид Ильич подписался за Ленина. Это случилось в момент вручения первому партбилета. Ленину был положен номер первый, а Брежнему - номер второй. Так как Ленину «забыли» выдать вовремя, то выдали Брежнему оба, в первом из них тот поставил свой автограф.

На фото хорошо можно разобрать подпись руководителя страны.

Происхождение и детство

Год рождения Л. И. Брежнева - 1906. Родился политик в Каменском (ныне территория Днепропетровской области). У него были младшие брат и сестра, которых звали Яков и Вера.

Родители Л.И.Брежнева — Илья Яковлевич Брежнев и Наталья Денисовна Мазалова

Его родители были обычными рабочими. Нет однозначных данных о том, кем он являлся по национальности. В одних источниках указывают, что русским, а в других говорится о том, что национальность Леонида Ильича - украинец. День рождения 6 (19) декабря.

Брежнев - это настоящая фамилия. Отец политика родом из деревни Брежнево.

Образование

Окончил будущий политический деятель Каменскую гимназию. После её окончания был принят в техникум на специальность «Землемер», по которой благополучно проработал некоторое время.

Позже, молодой и перспективный Брежнев уезжает в Москву, где поступает в Институт сельскохозяйственного машиностроения. Проучился он там недолго, так как перевёлся в Металлургический институт города Днепродзержинск.

Приход к власти

До того, как прийти к должности первого секретаря ЦК КПСС, прошёл длинный карьерный путь. В 1931 году стал членом ВКП(б). На партийных должностях числится с 1937 года. В разный период времени занимал должности различной величины.

Пришёл к власти в ходе того, как Хрущёв был смещён в отставку. Брежнев участвовал в заговоре против Н.С. Хрущёва. Тогда он стал первым секретарём. Время правления - 1964-1982 годы.

Внутренняя политика

Эпоха правления этого политика характеризуется, как «брежневский застой». Случилось это благодаря тому, что страна медленно развивалась в плане экономики, были проблемы в социальной, духовной и других сферах общества.

Сначала Брежнев поддерживал критику Сталинского режима, реабилитацию жертв репрессий и одобрял ограниченную либерализацию. Но как только Леонид Ильич пришёл к власти, этот процесс прекратился.

В 66 году прошлого столетия вернул в обиход титул генсека, который был при Сталине. Не поощрял любые формы инакомыслия.

Исторический портрет Брежнева на посту руководителя страны вызывает неоднозначные мнения.

Реформы Брежнева

Леонид Ильич провёл ряд экономических, промышленных и внешних реформ. Стоит также выделить антиалкогольную кампанию, которая была в 1972 году.

Экономическая реформа 1965 года не смогла дать нужных результатов. Косыгин был снят с должности, после чего экономика пошла на спад.

Внешняя политика

Во времена правления Хрущёва внешнеполитическая мощь СССР ослабла. США стали лидировать в этом сегменте. Брежнев смог изменить это мнение, и во времена его правления был создан мощный флот, страна добилась ядерного паритета.

Брежневская эпоха ознаменовалась также вводом войск в Чехословакию и Афганистан.

Личная жизнь

Со своей супругой Леонид Ильич познакомился в молодости. В браке генсек состоял лишь однажды. Виктория Денисова (впоследствии Брежнева) - так звали жену.

Познакомились они на танцах. Они оба учились в техникумах. Позже у них родилось двое детей - дочь и сын.

Когда и как умер Брежнев

Годы жизни генсека - с 1906 по 1982. Дата смерти - 10 ноября. Похоронен в Москве, прямо на Красной площади.

На могиле стоит памятник в виде бюста из гранита. На момент смерти возраст составлял 75 лет.

Преемник Брежнева - Юрий Андропов. Именно он правил в период после Брежнева до Горбачёва.

Итоги правления Брежнева - плюсы и минусы для России

Годы правления Сталина, Хрущёва, Брежнева оцениваются по-разному. Что касается Брежнева, то с одной стороны страна переживала застой. Но с другой стороны, достигла внешнеполитической мощи.

Политическое развитие страны происходило не так быстро, как хотелось бы (в силу различных факторов). Безусловно, Брежнев старался сделать много хорошего для своей страны и вывести её социально-экономическое развитие на новый уровень. Однако экономические реформы 1965 не дали практически никаких результатов.

С другой стороны из-за реформ в области улучшения отношений с США, «железный занавес» начал слабеть, а отношения между двумя странами улучшаться, это помогло снизить уровень политической напряжённости в мире.

После крутых изменений в политике при Хрущеве приход Брежнева на пост Генерального секретаря партии означает возвращение к большей размеренности в политической жизни, что выражается, среди прочего, в необычайной, по сравнению с предшествующим периодом, стабильности состава руководства страны. В течение 18 лет пребывания Брежнева у власти советское правительство проводит реалистическую политику, отказавшись от хрущевских «планов» построения коммунизма в пользу внешне более скромной концепции «развитого социализма» как стадии, на которой, по мнению руководства, и находится СССР. Глубоко консервативная по своим политическим взглядам, брежневская "команда" начинает свою деятельность с того, что сосредоточивается на вопросах экономического развития страны и приступает с 1965 к проведению ряда реформ.

2.1 Хозяйственная реформа 1965 г.

Относительная стабилизация советской экономической системы совпала с осуществлением восьмого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1966--1970). Новые ориентиры развития советской экономики были намечены на XXIII съезде партии, состоявшемся в конце марта 1968 г.

Предполагалось, что за пять лет выпуск промышленной продукции удвоится, сельхозпродукция возрастет на четверть, производительность труда в промышленности -- на 30--35%, прибыль -- более чем в два раза. Позитивные перемены должны были непосредственно отразиться на жизни населения, реальные доходы которого в сравнении с 1965 г. должны были увеличиться в 1,5 раза. Первостепенное внимание уделялось развитию сельского хозяйства и производству потребительских товаров. Подъему местной инициативы служили планы развития территориально-производственных комплексов (ТПК): Западно-Сибирского, Ангаро-Енисейского, Тимано-Печерского, Южно-Якутского и др. Тем самым, брежневского руководство вновь в качестве важнейшей задачи ставит приращение богатства родины за сч_т неуклонного продвижения на Восток.

В 1964 пленум ЦК КПСС восстановил единство партийных, государственных, а так же всех других органов, разделенных в 1962 г. на промышленные и сельские. Через год была упразднена система совнархозов, которая превратилась в источник местничества, и восстановлены отраслевые министерства.

Базовые, утвердившиеся исторически устои советской экономической системы, такие как всеобъемлющая государственная собственность, единое, централизованное планирование, строгий контроль сверху за основными показателями развития сомнению не подвергались, но теперь для придания им большей эффективности намечалось возродить, казалось, навсегда утраченный дух частной инициативы, допустить в советской экономике отдельные проявления товарно-денежных отношений, иначе говоря, рынка.

Возможность задействовать рыночные рычаги управления экономикой обсуждалась в советской экономической науке еще с конца 1950-х гг. Важной вехой на пути формирования идеологии реформ становится публикация в сентябре 1962 г. в центральном печатном органе коммунистической партии газете «Правда» статьи Е. Либермана «План, прибыль, премия», в которой получили обоснование основные параметры предстоящей реформы. По мнению экономиста, предприятия следовало освободить от навязчивой опеки со стороны плановых органов, предоставить им широкое поле для принятия самостоятельных решений. Тем самым, он вплотную подходил к признанию необходимости таких рыночных атрибутов, как спрос, предложение, рентабельность. Предложения Либермана по оживлению товарно-денежных отношений поддержали известные в то время экономисты Л. Канторович, В. Немчинов, В. Новожилов. Подготовка изменений в экономическом механизме страны велась с ведома и при содействии Хрущева, поэтому некоторые историки полагают, что его смещение обернулось отказом от многих важных предложений, звучавших в ходе обсуждения. Другие авторы, наоборот, указывают, что после отставки Хрущева реализация реформаторских замыслов ускорилась.

В первую очередь хозяйственные нововведения затронули сельское хозяйство, пребывавшее в особенно плачевном состоянии после постоянных встрясок предшествующего десятилетия. В марте 1965 г. на пленуме ЦК КПСС он призвал в максимально сжатые сроки устранить негативные последствия ошибок прежних лет. Борьба с личными приусадебными участками, повсеместные обязательные посевы кукурузы, уничтожение домашнего скота, -- все это уходило в прошлое. С колхозов и совхозов списывались неподъемные для них долги перед государством, понижались непомерно вздутые в прошлом ставки подоходного налога на крестьян.

Реформирование сельского хозяйства осуществлялось на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности крестьян в результат их труда. Закупочные цены на рожь, пшеницу и другие культуры повышались в 1,5--2 раза, предусматривалось их дифференциация по различным зонам и районам страны. План государственных закупок существенно снижался, при этом государство гарантировало его стабильность на период всей пятилетки. Производство сверхплановой продукции поощрялась рублем: за сданное дополнительно зерно устанавливалась 50% надбавка (т.н. «полуторная цена»). Цены на технику и запчасти были установлены на более приемлемом для деревни уровне. Результаты не заставили себя ждать. Уже в 1965 г. колхозы и совхозы ощутили весомую выгоду, получив за сданную государству продукцию на 15% больше, чем в предшествующем году. Начатые в марте 1965 г. реформы сельского хозяйства были продолжены и в последующие годы восьмой пятилетки. На майском (1966 г.) Пленуме ЦК КПСС принимается решение существенно увеличить финансовые вливания в деревню. За счет бюджета страны развернулись широкомасштабные работы по орошению и осушению земель, по борьбе с водной и ветровой эррозией. Началось возведение Каховской оросительной системы, Краснодарского водохранилища и других важных ирригационных сооружений. С целью перехода на интенсивный путь развития аграрного сектора на октябрьском (1968 г.) Пленуме ЦК получили одобрение меры, направленные на увеличение поставок селу передовой техники и удобрений. По данным современных исследователей, к концу восьмой пятилетки на полях страны работали до 2 млн. тракторов, 623 тыс. зерноуборочных комбайнов, подавляющее большинство колхозов и совхозов пользовались электроэнергией от государственных энергетических сетей.

Важной вехой реформы сельского хозяйства становится проходивший в Москве в ноябре 1969 г. III съезд колхозников СССР. Съезд наметил комплекс мер по укреплению хозяйственной самостоятельности колхозов, принял новый Примерный устав колхозов, вместо действовавшего устава 1935 г. Чтобы повысить материальную заинтересованность и поднять в прошлом очень низкий уровень жизни колхозников, существовавшая со времен коллективизации пресловутая системы оплаты труда по трудодням заменялась ежемесячной гарантированной оплатой по тарифным ставкам соответствующих категорий рабочих совхозов. Для этого из доходов колхоза формировался специальный денежный фонд (в случае нехватки средств у колхозов, государство предоставляло целевой кредит на выплату колхозникам заработной платы). Устанавливалось пенсионное обеспечение колхозников. Параллельно с внедрением новых условий хозяйствования, укреплялись демократические начала в деятельности коллективных крестьянских хозяйств.

Преобразования брежневского времени в аграрном секторе не всегда исправляли ошибки предшествующего десятилетия. Так, была продолжена практика преобразования колхозов в совхозы, в результате которой число коллективных хозяйств за пятилетку сократилось с 36,9 до 33,6 тыс., а число совхозов в 1970 г. достигло 15 тыс. Вместе с тем, в 1960-е гг. второе дыхание обрела идея сельскохозяйственных звеньев, наиболее полно отразившая рыночных дух преобразований. Задумывалось перейти от крупных бригад в 100 и более человек к небольшим мобильным звеньям. Эти звенья должны были отвечать за весь технологический цикл, причем заработная плата работников жестко увязывалась с количеством и качеством произведенной продукции. Звеньям предъявлялось лишь одно требование: произвести заданный объем продукции к определенному сроку. Конечно, удалось решить далеко не все проблемы советской деревни (во многих колхозах и совхозах не полностью использовалась техника, допускались потери урожая и т.д.). Тем не менее, в общем, результаты восьмой пятилетки в области сельского хозяйства были положительными. Уже в 1966 г. был собран небывалый в истории страны урожай зерна -- 171,5 млн. тонн. Урожайность в среднем по стране составила 13,7 центнера с гектара. Государство смогло закупить 75 млн. тонн зерна. Среднегодовой объем продукции увеличился на 21%, в то время как за предыдущие пять лет -- всего на 12%. Тем самым, темп роста сельскохозяйственного производства увеличился почти вдвое. Наиболее ощутимым был рост производства зерна: в среднем страна собирала в 1,3 раза зерна больше, чем в 1961--1965 гг. Росло так же производство хлопка-сырца, сахарной свеклы, подсолнечника, мяса, молока, яиц и других сельскохозяйственных продуктов.

По-настоящему масштабным новый экономический курс становится по мере распространения его основных принципов на промышленность. Первоначально, еще в августе 1964 г. предложенная Либерманом система в порядке эксперимента была внедрена на двух фабриках. В полном объеме реформа стартовала на сентябрьском (1965 г.) пленуме ЦК КПСС. На нем с докладом «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленных предприятий» выступил новый председатель правительства А. Косыгин.

Косыгин подробно обосновал необходимость решительных действий. Экономика СССР, по-прежнему сохраняя высокий потенциал, теряла темпы своего развития и прежнюю эффективность. Подтверждением этому служили невысокое качество многих видов отечественной продукции, распыление капиталовложений, отставание от основных конкурентов на международной арене в производительности труда. Смыслом предстоящих изменений, сугубо по-советски, провозглашалась потребность привести систему управления народным хозяйством в соответствие с уровнем развития производительных сил.

В отличие от прежних лет, когда предприятия были ориентированы на производство продукции, теперь главным показателем эффективности становится объемы ее реализации. Соответственно, прежние натуральные плановые показатели были заменены на стоимостные. Как и в странах с рыночной экономикой, основным критерием успешности предприятия становится рентабельность, а целью производства -- получение прибыли. Из отчислений от полученной прибыли предприятиям разрешалось создавать фонды экономического стимулирования, которых было три: 1) фонд развития производства; 2) фонд материального поощрения; 3) фонд социально-культурного и бытового развития. За счет этих фондов можно было премировать работников в соответствии с их трудовыми показателями, расширять производство, строить жилье, больницы, санатории. Считалось, что переход к хозяйственному расчету позволит достичь большей заинтересованности производителей в результатах своего труда.

Законодательно основные положения реформы были закреплены в Положении о социалистическом государственном предприятии, принятом в октябре 1965 г. в развитие решений пленума ЦК. В нем закреплялись права производителей в области производственно-хозяйственной деятельности, строительства и капитального ремонта, материально-технического снабжения, финансов, труда и заработной платы, а так же круг обязанностей и степень ответственности в случае их нарушения.

Хозяйственная реформа проводилась очень активно. В январе 1966 г. хозрасчет вводится на 43 предприятиях в 17 отраслях промышленности. В 1967 г. на принципах хозрасчета работало существенно больше -- 7 тыс. предприятий. На них трудилось свыше 10 млн. человек и выпускалось до 40% всей промышленной продукции. В последний год пятилетки на новую систему были переведены уже 83% предприятий, выпускавших 93% суммарного объема промышленной продукции, а к исходу пятилетки переход на новые методы хозяйствования был завершен. В ходе осуществления преобразований шел процесс слияния мелких предприятий с крупными методом создания производственных объединений. Осуществлявшаяся в рамках этих объединений кооперация по переработке сырья и выпуску готовой продукции сразу же дала положительный экономический эффект.

Результаты восьмой пятилетки обнадеживали. Национальный доход возрос на 41%, производительность увеличилась на 37%. Производство промышленности возросло на 50%. В одном только завершающем году пятилетки было произведено промышленной продукции почти в два раза больше, чем за все довоенные пятилетки, вместе взятые. Опережающими темпами развивались машиностроение, радиоэлектроника, химическая, нефтехимическая и другие отрасли. Продукция станкостроения возросла почти на 65%. За годы пятилетки было сооружено 1900 крупных промышленных предприятий. В строй вступили Братская ГЭС и первая очередь в то время крупнейшей Красноярской ГЭС, было завершено создание Единой энергетической системы европейской части СССР -- самой крупной энергосистемы в мире. Завершилось строительство первой очереди Волжского автомобильного завода в Тольятти. В Москве было закончено сооружение высочайшей в мире Останкинской телевизионной башни (533 м.). Много внимания уделялось отраслям, производящим предметы потребления. Выпуск легкой и пищевой промышленности в годы восьмой пятилетки увеличивался на 8,3% в год против 6,3% в предыдущем пятилетии, что позволило заметно сблизить темпы развития отраслей группы «А» и группы «Б». В производстве товаров для населения возросла доля предметов длительного пользования.

К концу восьмой пятилетки темпы развития промышленности вновь начинают снижаться. Считается, что причиной этого становится скрытое сопротивление командно-административной системы внедрению рыночных механизмов. И действительно, многие представители советского руководства усматривали в реформе угрозу политической стабильности. Часто консервативные настроения приписывают лично Брежневу. При этом высказывается точка зрения, что в выборе экономической стратегии сталкивались две концепции. Первая, косыгинская, предпочтение отдавала промышленности и ее неуклонному реформированию. Вторая, брежневская линия, якобы исходила из приоритета оборонных отраслей и сельского хозяйства, а, кроме того, с 1977 г. Брежнев, как и некоторые его предшественники, стоявшие во главе страны, особое внимание начинает уделять поступательному движению на Восток, в первую очередь освоению Сибири. А для этих приоритетов, как якобы полагали некоторые советские лидеры, необходимости в реформах не существовало.

Однако все эти часто называемые в литературе обстоятельства не отменяют того факта, что деструктивные процессы начали нарастать параллельно с расширением реформы на все новые и новые хозяйствующие субъекты. Комплексный анализ советской экономики показывает невозможность проведения в тот момент каких-либо рыночных преобразований. Потеря темпа в предшествующее десятилетие не позволило СССР вовремя перейти от экстенсивного к интенсивному развитию. Индустриальная модель, сложившаяся в 1950--1960-е гг., характеризовалась жесткой зависимостью экономического роста от масштабов вовлечения первичных ресурсов, т.е. от объемов использования топлива и сырья. Это делало советскую экономику заведомо неконкурентноспособной на международной арене.

Переориентация экономики с производства конечного продукта на получение прибыли не могла дать долгосрочного положительного эффекта не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Прибыль можно было получить двумя путями. Во-первых, снижая производственные затраты. Во-вторых, поднимая цены. Первый путь в условиях рутинной организации труда и при наличии устаревшей техники для большинства предприятий был просто нереален. Для ускорения научно-технического перевооружения требовались большие капиталовложения, которые стали бы приносить прибыль только через несколько лет, что делало их невыгодными. В результате руководителям приходилось вздувать цены.

«Эпоха застоя» - так характеризуют публицисты экономическое и политическое состояние СССР в период правления Л. И. Брежнева (с 1964 по 1982 годы). Консерватизм и отсутствие политической дальновидности генсека Брежнева приближали советскую экономику к развалу. Он отдавал особое предпочтение развитию военно-промышленного комплекса, на что растрачивалась основная часть бюджетных средств. Был создан мощный комплекс, но это негативно отразилось на экономике в целом и усугубило кризис в стране. Происходит замедление научно-технического прогресса, экономические реформы «замораживают», резко снижаются темпы роста сельского хозяйства и промышленности. Все эти факторы стали приводить Советский Союз к отставанию в развитии от лидеров мировых держав. В это же время внутриполитическая ситуация складывалась не лучшим образом. Принимается новая Конституция СССР. В основном законе страны говорилось о полновластии народа, как о главном принципе власти. На деле же все обстояло иначе. При Брежневе возрастает и усиливается бюрократический аппарат. Партийцы и приближенные Леонида Ильича свободно занимаются произволом, казнокрадством, злоупотребляют служебным положением. Процветает коррупция среди чиновников. Активно ведется борьба с инакомыслящими. Под руководством Брежнева органами государственной безопасности применяются репрессивные меры в отношении членов правозащитных движений. Ужесточается цензура. Возобновляется преследование литературных деятелей за их произведения. Однако помимо негативных моментов во внутренней политике СССР, следует выделить такое важное историческое событие, как первый выход человека в открытый космос (1965 г.).

Внешняя политика ссср при Брежневе

Что касается внешней политики, проводимой Брежневым, то она носила неоднозначный характер. СССР совместно с мощными державами США и Великобританией подписывают ряд договоров (о мирном использовании космического пространства, о нераспространении ядерного и бактериологического оружия и другие). Принимается множество соглашений о сотрудничестве с различными странами (Египтом, Индией, Сирией, Ираком и т.д.). Наряду с принятием мирных политических постановлений, в годы правления Брежнева принимаются решения о вводе советских войск совместно с некоторыми европейскими войсками на территорию Чехословакии (август 1968 г.). Менее чем через десять лет, в 1979 году войска СССР направляются в Афганистан. Помимо этого, Л. И. Брежнев выступает инициатором доктрины об ограничении суверенитета для социалистических государств. Иными словами, те государства, которые попытались бы не считаться с руководством Советского Союза при построении своей внешней и внутренней политики, могли быть подвергнуты определенным санкциям (от простого запугивания, до военного вторжения). Столь агрессивное поведение СССР обесценило прежние договоры по поддержанию мира. Советский Союз под руководством Брежнева стремительно подходил к развалу.

37.Внешняя политика СССР в 1950-е – начале 1980-х гг.

Советская внешняя политика решала основную проблему этого периода - снижение противостояния между Востоком и Западом.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими странами стали более взвешенными.

С целью ослабить международную напряженность был подписан ряд договоров: четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны и др.

Летом 1966 г. с визитом в Москве побывал президент Франции Шарль де Голль, в 1970 г. - канцлер ФРГ В.Брандт (прибыв в Москву, он заключил договор с СССР о неприменении силы во взаимоотношениях). На переговорах были подтверждены послевоенные границы. 21 декабря 1972 г. ФРГ заявила о признании ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

В 1972 г. состоялись встречи с американскими президентами Р.Никсоном и сменившим его Д.Фордом. Наметился курс на разрядку напряженности в отношениях между двумя державами.

26 мая 1972 г. в Москве был заключен договор ОСВ-1. Стороны договорились об ограничении числа межконтинентальных ракет и ракет подводного базирования. В 1978 г. был заключен договор ОСВ-2 об ограничении подземных ядерных испытаний и противоракетной обороне: Объем советско-американской торговли возрос в 8 раз.

Наметились положительные сдвиги в отношениях с Великобританией, ФРГ, Италией, Францией и другими капиталистическими державами.

30 июля 1975 г. в Хельсинки состоялось Общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ). В нем приняли участие 33 государства, в итоговом документе закреплялись десять принципов во взаимоотношениях стран-участников СБСЕ: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, выполнение обязательств по международному праву.

Продолжилось развитие сотрудничества со странами народной демократии. Перед СССР стояла задача укрепления социалистического лагеря, сплочение его в политическом, военном и экономическом отношениях.

В 1971 г. была принята программа экономической интеграции стран участников СЭВ, оказавшая положительное влияние на развитие экономики социалистических стран. Однако изолированность СЭВ от мировой экономики пагубно сказывалась на темпах экономического развития, что в свою очередь становилось причиной кризисных ситуаций в отношениях между социалистическими странами.

В 1968 г. в Чехословакии руководство компартии во главе с А.Дубчеком предприняло попытку провести демократические преобразования в обществе и построить социализм с «человеческим лицом». В ответ на территорию Чехословакии были введены совместные войска пяти стран - участниц ОВД. Произведена смена правительства, во главе которого Москвой был поставлен Г.Гусак.

В мае 1970 г. Чехословакия подписала договор о союзе с СССР. Чехословакия, Польша и ГДР стали оплотом социализма в Европе. Эти события нанесли колоссальный ущерб международному престижу СССР и имели тяжелые внешнеполитические последствия.

В 1969 г. территориальный конфликт между СССР и Китаем закончился вооруженными столкновениями на полуострове Даманский.

Конфликт в Польше был спровоцирован резким ростом цен, вызвавшим волну протеста. Борьбу за независимость организовал профсоюз «Солидарность» во главе с популярным лидером Л.Вапенсой. 13 декабря 1981 г. в Польше было введено военное положение.

С 1973 г. между странами Варшавского Договора и НАТО велись переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе. Однако введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. перечеркнуло все усилия, переговоры зашли в тупик.

38.Курс М.С. Горбачёва на «обновление общества». Социально-экономические и политические преобразования в СССР (1985-1991 гг.)

К началу 1980-х годов Советский Союз серьезно отставал от передовых стран Запада. Крайне медленно развивались гражданские отрасли экономики, при этом миллиарды рублей тратились на гонку вооружений и содержание армии. Устаревшая политическая система тормозила развитие страны. В 1985 году Советский Союз возглавил молодой и энергичный руководитель Михаил Сергеевич Горбачев. Он объявил о начале перестройки. Предполагалось ускорить экономический рост за счет освоения новых технологий, укрепления дисциплины и заинтересованности людей в результатах своего труда. Народ поддержал политику нового лидера и поверил в него. Во внешней политике Горбачев высказался в поддержку нового курса, получившего название «новое мышление». СССР отказывался от противостояния с Западом и предложил закончить «холодную войну». США. Были проведены переговоры с президентом США Рональдом Рейганом. В ходе них были достигнуты договоренности о разрядке международной напряженности и сокращении ядерных запасов. Горбачев (или «Горби», как его звали на Западе) стал самым популярным мировым политиком. Однако внутренняя политика Горбачева отличалась противоречивостью, многие планы были не продуманы и нереалистичны. В ходе антиалкогольной кампании были уничтожены ценнейшие виноградники. Не выполнялись обещания, данные народу (каждой семье по отдельной квартире к 2000 году). Тяжелым ударом по перестройке стала авария на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Радиоактивному загрязнению подверглись территории трех республик (Украины, Белоруссии, России). Тысячи людей вынуждены были бросить свои дома и переселиться из 30-ти километровой зоны в более безопасные районы. Для Советского Союза обычной практикой было сокрытие информации об авариях и несчастьях. Получалось так, что в СССР не горели заводы, не падали самолеты, не тонули подводные лодки. Но Чернобыльская авария была такой огромной, что скрыть ее не удалось. Горбачеву и его окружению пришлось объявить о переходе к политике гласности. Желая ускорить ход реформ, Горбачев с конца 1980-х гг. начал процесс демократизации политической системы. В 1989 году в СССР (впервые с 1917 года) прошли свободные выборы. Ведущие публицисты («прорабы перестройки») в изданиях, выходивших миллионными тиражами вскрывали преступления советских руководителей. Однако гласность и демократизация поставили под сомнение монополию КПСС на власть, которая была основой советского государства. Экономические реформы (создание кооперативов, коммерческих банков) были не последовательны, часто вызывали резкое неприятие у общества. Из магазинов стали исчезать самые необходимые продукты и товары, на улицах больших и малых городов вытянулись огромные очереди. К началу 1990-х годов доверие к политике перестройки и популярность Горбачева были подорваны. Главная причина - падение жизненного уровня основной массы населения. Политика перестройки зашла в тупик. С распадом СССР она потерпела поражение, но привела к формированию основ рыночных отношений, значительно расширила гражданские свободы.

39. Внешняя политика России 1985г. – 1990-е годы.

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А.Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым.

Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов. Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики: смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров, урегулирование региональных конфликтов, расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С.Горбачев и Дж. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 г. М.С.Горбачев нанес визит в Японию с целью подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.

В мае 1989 г. в результате визита Советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена - символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 г. юридически оформлен роспуск Варшавского Договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики - «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г.Коля с М.С.Горбачевым. В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партии.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

40. Россия в начале ХХI века: экономическая и политическая жизнь страны.

«Революция сверху» в России в 90-х гг. привела к формированию рынка труда, товаров, жилья, фондового рынка. Однако эти перемены были лишь началом переходного периода экономики.

Неудавшийся «путч» ГКЧП и завершение перестройки означали не только конец социалистического реформаторства в СССР, но и победу тех политических сил, которые видели в смене модели общественного развития единственный выход страны из затяжного кризиса. Это был осознанный выбор не только власти, но и большинства общества. «Революция сверху» в России в 90-х гг. привела к формированию рынка труда, товаров, жилья, фондового рынка. Однако эти перемены были лишь началом переходного периода экономики.

В ходе политических преобразований была демонтирована советская система организации власти. Вместо нее началось формирование политической системы, основанной на разделении властей.

Из-за передела властных полномочий между ослабленным федеральным Центром и набирающими силу регионами (в первую очередь национальными) усилились центробежные тенденции. В этой ситуации сохранение государственного единства страны явилось важнейшей задачей.

Многие проблемы духовной жизни были связаны со сменой модели общественного развития, переходом от господства единственной в прежние годы коммунистической идеологии к идейному плюрализму, отказом от ряда традиционных нравственных ценностей, заимствованием массовой западной культуры. Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.

К началу XXI в. Россия утратила статус великой мировой державы. Занимая 12 % мировой суши, она к концу XX в. производила лишь 1 % мирового валового продукта. Налицо был кризис федеративных отношений, социальной сферы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.

Новый стратегический курс был предложен В. В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учетом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории XX в. Реализуя его, в короткий исторический срок стране удалось:

    в экономике вступить в завершающую стадию построения государственного социально ориентированного рынка;

    в политике создать модель политической системы, избавленной от вмешательства в дела власти как отечественных олигархов, так и иностранных государств, и международных организаций;

    в духовной жизни обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод граждан, развитие глобальной сети коммуникаций, вовлеченность России в мировое культурное и информационное пространство;

    во внешней политике сформулировать суть национальных интересов на новом этапе развития и приступить к их решению.

СССР в годы правления Л.И. Брежнева (1964 — 1982)

Здравствуйте, дорогие читатели сайта сайт и абитуриенты!

Мы продолжаем цикл статей про историю СССР во второй половине XX века. Вот прошлые статьи по этой теме:

Сегодня я заострю внимание на годах правления Л.И. Брежнева (1964 — 1982). В конце статьи Вас ждет тест для проверки своих знаний по данной теме. Обязательно пройдите его, чтобы знать насколько Вы реально знаете эту тему!

Разумеется я не могу в рамках одного поста раскрыть все аспекты данной темы, однако в моих силах дать некоторые замечания о том, что Вы, дорогой читатель, должны знать, готовясь к ЕГЭ по данной теме. В конце данного поста Вас ждут интереснейшие видеоматериалы по правлению Л.И. Брежнева и интересные анекдоты. Более полную информацию по этой теме я дам в своем авторском видеокурсе, который должен увидеть свет в марте 2013 года.

Итак, после отставки Н.С. Хрущева, на XXIII съезде КПСС Генеральным секретарем был избран Леонид Ильич Брежнев. И Советский Союз стал развиваться следующим образом:

Политическое развитие СССР в годы правления Л.И. Брежнева

Начиная с конца 1960-х годов начинает оформляться так называемый «неосталинизм» — культ личности, но теперь уже не Сталина, а Л.И. Брежнева. Как Вы знаете, существует пять основных признаков тоталитарного режима: одна партия (КПСС), аппарат репрессий, культ личности (вера в непогрешимость вождя, в его святость), единая массовая идеология (марксизм-ленинизм), и контроль над всеми сферами жизни общества.

Сами понимаете, что после развенчания культа личности Сталина при Н.С. Хрущеве, возникает необходимость в новой объединяющий не только СССР, но весь социалистический блок личности, коей и стал Л.И. Брежнев. Началось все с незаслуженных наград. Леонид Ильич, закончивший войну в звании генерал-майора в одночасье стал маршалом Советского Союза, кавалером ордена Победы (этим орденом награждались только руководители Ставки и Генштаба, а также командующей фронтами), четырежды Героем Советского Союза.

Также Леонид Ильич любил автомобили, и каждый представитель той или иной страны дарил правителю СССР по машине. Брежнев любил объезжать вокруг Кремля, дабы испытать тот или иной автомобиль. Для этого перекрывали улицы Москвы, чтобы Леонид Ильич мог насладиться жоганьем! :)))

Кроме того, внезапно обнаружились ценные воспоминания, изданные в его правление под названием «Малая земля». К слову сказать, во всех практически вузах, не важно по какой специальности ты сдаешь экзамен, стали требовать, чтоб студенты пересказывали великое произведение Л.И. Брежнева. Незнание мемуаров порой доводило до исключения из вуза. Все три фильма «Малая земля» можно просмотреть и оценить в конце этой статьи.

В период правления Л.И. Брежнева в политической жизни страны появляется социальный класс номенклатуры — высшие партийные и государственные функционеры, уже жившие при коммунизме. Всевластие и несменяемость номенклатуры привело к плачевным последствиям — например к старению элиты. Так средний возраст партийных функционеров к началу 1980-х годов достиг 70-летнего рубежа. А что нужно старикам? Поменьше телодвижения — авось всё само собой обойдется!

Новый курс на культ личности вылился также в контроль КГБ над обществом. Но теперь уже зачастую не расстреливали, а сажали в психбольницу, что, кстати, завуалированно высмеяно в комедии «Кавказская пленница», увидевшей свет в 1974 году.

Социально-экономическое развитие СССР в годы правления Л.И. Брежнева

Изучая тему «Правление Л.И. Брежнева», нужно понимать, что после отставки Хрущева, многие его нововведения были отменены, в частности, совнархозы, а управление промышленностью и сельским хозяйством возвращено в руки отраслевых министерств. Кроме того, необходимо помнить про реформу А.Н. Косыгина. Ее суть — (1) в изменении системы оплаты труда работников промышленности, а также (2) в переводе части предприятий (0к. 15%) на хозрасчет, то есть самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление.

Всего было переведено 15% предприятий, которые производили 37% валового национального продукта. Однако реформа не была доведена до своего логического завершения, так как предполагала легализацию рыночных отношений, и не могла быть встроена в командно-административную систему управления, построенную ещё при И.В. Сталине.

3. Внешняя политика в годы правления Брежнева.

Внешнюю политику я разбирал в посте .

Вот так бы кратко я охарактеризовал бы эту тему. Естественно Вам нужно помнить, что правление Брежнева было временем «Застоя», так не решались внутренние проблемы жизни страны. Возникает дефицит, теневая экономика и ещё масса интересных вещей, которые будут освещены в моем авторском видеокурсе по истории России .

Анекдоты о правлении Л.И. Брежнева:

Правление Брежнева вошло в нашу историю под названием «Застойный период», так как в эти годы не решались внутренние проблемы страны. Народ на выдумку горазд и стал создавать всевозможные анекдоты. Я бы сказал, что речь идет о своеобразном народном творчестве, искусстве... Благодаря этим анекдотам, мы можем «вжиться» в брежневскую эпоху узнать, над чем смеялся советский человек.

Едут, значит, в вагоне поезда Сталин, Хрущев и Брежнев. Внезапно поезд останавливается, Сталин расстреливает машиниста — поезд не едет, Хрущев машиниста реабилитирует — поезд не едет, Брежнев задергивает занавески и облегченно говорит: «Ну, наконец-то поехали!».

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛЯП
Рассказывают, что во времена Брежнева в газетах было много официальных текстов, скучных и нечитаемых. Очень строго в то время относились и к ошибкам в газете — запросто могли и уволить.
Однажды одно из центральных изданий выпустило разворот с огромной фотографией всех членов Политбюро ЦК КПСС. Кроме этого, на развороте был виден заголовок другой заметки: «Стадо древних мамонтов». Если специфическим образом сложить газету, то заголовок ложился аккурат под фотографией.
В итоге, ляп был признан политическим, а издание примерно наказано.

Бpежнев подошел к зеpкалy и pазмышляет вслyх:
“Да… стаp стал, очень стаp, СУПЕРСТАР!”.

Приехал летом Картер к Брежневу с офиц. визитом. Повели его на экскурсию на
ВДHХ. Жара стояла страшная, и Брежнев предложил Картеру искупаться в
центральном фонтане. Картер разумно возражает:
— А если подойдет ваш представитель закона и спросит, почему купаемся в
неположенном месте?
— Hу, ответишь, что ты президент США, и он, конечно, все поймет и уйдет.
Купаются они, купаются. И тут подходит милиционер и обращается к Картеру:
— Hу-ка, ты, плыви сюда! ;-Е Что тут делаешь?
— Да как вы ко мне обращаетесь! Я — президент США Картер!!!
— Угу, сейчас вот тот мордастый подплывет, скажет, что Брежнев.

Брежнев, прикрыв лицо панамой, лежит на мужском пляже санатория политбюро.
Подошла собака и лизнула ему гениталии. Не меняя позы, Брежнев лениво
реагирует:
— Ну, это уж слишком, товарищи!

Брежнев в первый день Пасхи приехал в Кремль. Его встречает Устинов:

Брежнев кивнул и пошел дальше. Навстречу Черненко, подхалимно улыбаясь:
— Христос воскрес, Леонид Ильич!
— Спасибо, мне уже доложили.

Приезжает Брежнев к Картеру с официальным визитом. Картер водит Брежнева по Белому Дому, показывает ему разные достопримечательности и в конце заводит в небольшой кабинет. В этом кабинете на стене приделана небольшая панелька, а на ней две кнопочки - белая и черная. Картер говорит Брежневу:
- Вот посмотрите, Леонид Ильич: у меня есть две кнопочки. Если я нажму на белую, то на СССР упадет атомная бомба, а если я нажму на черную, то на СССР упадет водородная бомба...
Сказал и смотрит, какое впечатление его слова произведут. Брежнев подумал и говорит:
- Вы знаете, мистер президент, во время войны у меня в Польше была одна знакомая пани. У нее в доме было два унитаза - один голубой, а другой розовый... Но когда в Варшаву вошли советские танки, она обделалась прямо на лестнице!

Леонид Ильич, какое у вас хобби?
- За двадцать сантиметров будет!
- Да нет, я имею в виду ваше увлечение!
- А, собираю о себе интересные анекдоты.
- И какие успехи?
- Уже три с половиной лагеря собрал

Приехал житель Дальнего Севера из Москвы и рассказывает: «Говорят, в нашей стране все для человека - и я видел этого человека.»

Ленин доказал, что управлять страной могут и кухарки.
Сталин доказал, что управлять страной может один человек.
Хрущев доказал, что управлять страной может и дурак.
Брежнев доказал, что страной можно вообще не управлять.

При Ленине было как в туннеле: кругом тьма, впереди свет.
При Сталине - как в автобусе: один ведет, половина сидит, остальные трясутся.
При Хрущеве - как в цирке: один говорит, все смеются.
При Брежневе - как в кино: все ждут конца сеанса.

Посетивший СССР Никсон спросил Брежнева, почему советские рабочие не бастуют. Вместо ответа Брежнев повез его на завод и сам обратился к рабочим: - С завтрашнего дня вам будет уменьшена зарплата! (Аплодисменты).
Будет увеличен рабочий день! (Аплодисменты).
Каждого десятого будут вешать! (Аплодисменты, вопрос: «Веревку свою приносить или профком обеспечит?»

ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА

PocketBook 640, White

Компания PocketBook - признанный лидер в производстве электронных книг. В чем основные преимущества таких книг? Во-первых, технология электронных чернил не дает вашим глазам уставать.

Во-вторых, электронная книга весьма долго держит заряд (до 1 месяца). А, в-третьих, представленная модель ещё и водонепроницаема. Застал ли тебя дождь или снег за чтением: не беда.

Само собой, в наличии открытие всех форматов книжек, словари и прочие полезности, например wi fi

Приобрести электронную книгу Pocketbook 640