Малый бизнес в году. ВТО и малый бизнес

Как сказал бы какой-нибудь крутой Сэм из одноименной игры: «Это 2013-й год, детка!» Пока во всем мире продолжается кризис, цены на недвижимость падают, люди попадают под массовые сокращения и выходят на забастовки, у нас, в нашем королевстве, пока все достаточно тихо. Чем не повод попробовать открыть свое дело? Возможно, вы и прогорите, продадите свою почку и сбежите от кредиторов. Ну а если дело выгорит, и деньги потекут к вам рекой? Biz oomie.com любит смелых парней и девушек. Наш журнал всегда готов поддержать их словом и приободрить парочкой success-стори.

Кстати, мы уже написали о том, .

Опять мы попытались пофантазировать на тему того, какой можно открыть в нашем тяжелом и депрессивном 2013-ом году. Даже зима не хочет уходить и пытается завалить нас и все наши надежды на светлое будущее своими огромными сугробами. Ничего, переживем.

А идеи вот они. Пойдем против системы и запостим их в порядке убывания.

10. Специальный обозреватель

Никто не любит критиков. Этих напыщенных болванов, с шарфом наперевес, которые в жизни ничего не добились и пытаются выехать на чужих, более узнаваемых именах. Надеемся, что вы не такой. Вы, конечно же, специалист в своей области, один из самых лучших. К вам идут за советом, у вас консультируются десятки людей. Если это действительно так, то вы можете нацепить на себя очки критика и поработать в своей области, громко заявив о себе заголовками: «В этом ресторане подают солёные десерты!» или «Эта гостиница тянет максимум на две звезды из заявленных пяти!».

Можно заделаться обозревателем, который пишет о ресторанах, катается по миру и составляет свое мнение о гостиницах, пробует лучшие вина и дает им характеристику. Если вы действительно разбираетесь в той области, которую анализируете и критикуете, то рано или поздно к вам потянутся люди в поисках консультации. Вот тогда то и можно начать брать деньги за консультацию. Лучше заплатить 500 рублей за мнение авторитетного специалиста, чем без толку потратить 5000 рублей на комнату-клоповник в гостинице.

Идея сырая, потому что сейчас есть Интернет и основную информацию люди черпают оттуда. Но никто не мешает вам завести свой сайт и делать обзоры там. А о том, как монетизировать свой собственный сайт мы напишем как-нибудь позже.

9. Охотник на купоны

Идея в следующем. Договариваетесь с каким-либо магазином о сотрудничестве. Предлагаете им привести к ним клиентов. Допустим 100 человек. С каждой продажи магазин может платить вам процент. Здесь придется побегать и включить голову, для того, чтобы привлечь заинтересованных покупателей к тому товару, который вы продвигаете. Почему купоны? Магазин может напечатать купоны «со скидкой» и отдать вам их для распространения.

Чуть позже можно будет договариваться с хозяином магазина об открытии филиала и, например, уже брать на себя все функции управления точкой и делить прибыль пополам.

8. Нишевый Интернет-магазин

Можете вязать большие свитера? Или делать необычные подушки? А может быть вы умеете печь кексы с изысканным вкусом? Продайте ваше умение миру, создайте Интернет-магазин. Предлагайте бесплатную доставку и бесплатные плюшки, народ клюёт на это. Покупателей можно брать из контекстной рекламы (РСЯ, Adwords) или привлекать их через социальные сети.

7. Локальная служба доставки

Большинство людей заходят в магазины после работы, где усталые и раздраженные совершают покупки. Вы можете оказывать услуги по покупкам продуктов для них за скромное вознаграждение. Можно также помогать пенсионерам в покупке продуктов и доставки их на дом. Окучивая район за районом, можно выйти на более глобальный уровень и увеличить масштабы этого мини-бизнеса. Как продолжение идеи – создать Интернет-магазин продуктов с доставкой до порога. Весь мир катится в тар-тарары и такого рода магазинам. Успейте занять свою нишу.

Где взять деньги для начала собственного бизнеса? Именно с этой проблемой сталкивается 95% начинающих предпринимателей! В статье мы раскрыли самые актуальные способы получения стартового капитала для предпринимателя. Так же рекомендуем внимательно изучить результаты нашего эксперимента в биржевом заработке:

6. Продажа старья

Под продажей старья подразумевается не продажа ваших бабушек и дедушек. Мы говорим о старых вещах. Старые холодильники, телевизоры, кресла, какая-то электроника. Множество людей хотят избавиться от этого хлама и отдать подобные вещи в добрые руки. Вы можете принимать их бесплатно и продавать всю эту рухлядь у себя на сайте. Постепенно, набирая и коллекционируя старые вещи, вы можете организовать себе постоянный поток покупателей, который будет нести деньги в карман вашего старого пиджака, который, кстати, тоже можно кому-нибудь впарить, т.е. продать по дешевке.

Не спорим, что идея сыровата, как и все здесь. Но, думаем, мы мыслим в верном направлении, которое может привести к золотой жиле.

5. Удаленный виртуальный помощник

Это как подмастерье. Вы можете выполнять какую-то мелкую работу для людей в сети. Можно редактировать тексты, писать, устанавливать разные движки на сайты, программировать и получать почасовую оплату. Выпишите на листочек все свои умения, а потом подумайте, что из этого можно продать и организовать свое небольшое дело. Люди готовы платить за рутинные задачи и за то, чтобы кто-то другой решал за них возникающие проблемы.

4. IT-услуги

Довольно значительный процент малого бизнеса не может позволить себе нанять it-специалиста на полный рабочий день. Они предпочитают отдавать эту работу на аутсорс специализированным фирмам. Вы можете создать такую фирму и предлагать свои услуги по управлению компьютерным парком, прокладке сетей, различного рода мониторингом. Если вы первый человек, кому звонит мама насчет сломанного компьютера, то это повод задуматься. А не попробовать ли на этом заработать?

3. Нишевый блог

Создайте блог о пингвинах (условно), станьте лучшим и самым посещаемым в этой области и рекламодатели не заставят себя долго ждать. Проверено многократно и особенно актуально это начиная с этого года. Да что там мелочиться, со следующего понедельника!

2. Обучение

Довольно избитая идея, но от этого не менее денежная. Вы знаете, как управлять своим временем или как дешево покупать билеты на самолет? А может вы разбираетесь в том, как искать рекламодателей для сайтов и преуспели в этом? Продайте ваши драгоценные знания как можно большему числу людей и вы на несколько тысяч рублей приблизитесь к своей мечте. Главное правило – не продавайте шлак, который никому не нужен. Продавайте действительно ценную информацию, которая будет полезна людям. И тогда, в следующий раз, когда захотите что-то продать, те же самые люди с радостью станут вашими клиентами.

1. Специализированный консалтинг

Если у вас есть обширный опыт в каком-либо деле, то вы можете проявить себя как консультанта. Глупо работать за копейки с 9 до 17.00, когда ваши знания и ваши советы могут стоить по 5000 рублей за штуку. Учитесь грамотно преподносить и продавать свои навыки, а не подстраиваться под начальство. Наемному работнику очень трудно стать богатым, тогда как человек, работающий на себя и имеющий какой никакой бизнес способен это сделать за несколько лет труда.

Резюмируя.

Этот список далеко не полный. Мы перечислили только 10 идей, которые, как нам кажется вполне жизнеспособны в этом году даже во время кризиса. Особенно пристальное внимание нужно уделить на Интернет, который не так сильно подвержен кризису, хотя в нем и меняется все с умопомрачительной скорость. Сегодня ты на коне, а завтра под.. ну вы понимаете. Умейте приспосабливаться и действовать быстро, без этого никуда.

Составил список самых важных для малого и среднего бизнеса изменений законодательства, принятых в 2013 году и планируемых на 2014 год. Многих из них бизнес-сообщество настойчиво и долго добивалось. Александр Бречалов, президент «ОПОРЫ России», отмечает, что некоторые достижения нельзя назвать однозначно положительными: «Так, дифференцированный подход к уплате страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привел к тому, что крупные ИП с будущего года станут платить существенно больше. Налоговые каникулы планируется ввести лишь в некоторых регионах в качестве эксперимента. Однако хочу отметить, что активность государства и, что еще важнее, самого бизнес-сообщества, выросла в разы. Все это привело к тому, что власть стала лучше слушать и слышать запросы малого и среднего бизнеса» .

Изменение размера страховых взносов для ИП

Закон: № 237-ФЗ от 23 июля 2013 года «О внесении изменений в статью 22 ФЗ закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и статьи 14 и 16 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Суть: C 2013 года для ИП размер страховых взносов стал исчисляться исходя из 2 МРОТ, а не 1 МРОТ, как это было ранее. В результате число ИП сократилось на 540 000 из-за массового снятия их с государственной регистрации.

После того как «ОПОРА России» при поддержке ОНФ собрала более 130 000 подписей против этого нововведения, правительство, казалось, пошло навстречу. С 2014 года для ИП с доходом до 300 000 рублей страховые взносы рассчитываются исходя из 1 МРОТ; для индивидуальных предпринимателей с доходом свыше 300 000 руб. — по формуле 1 МРОТ + 1 % от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

Значение: «К сожалению, вторая часть нашего предложения — установить расчет максимального уровня уплачиваемых страховых взносов в размере 2 МРОТ — осталась без внимания. А потому эксперимент продолжается. Как отреагируют оставшиеся еще на рынке индивидуальные предприниматели — вопрос следующего года», — предупреждает вице-президент «ОПОРА России» Николай Николаев.

Появление бизнес-омбудсменов

Закон: N78-ФЗ от 7 мая 2013 года «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»

Суть: региональные бизнес-омбудсмены уполномочены отстаивать права и интересы представителей малого бизнеса в судах, перед надзорными органами и другими государственными структурами.

Статистика: По данным «Деловой России», на ноябрь 2013 года, законы о региональных уполномоченных приняты в 54 регионах. В аппарат Бориса Титова, бизнес-омбудсмена России, поступило почти 1 772 обращений, региональным омбудсменам — 2 884. Чаще всего предприниматели обращаются за помощью по административным делам (77% обращений).

Пример: Решением суда по требованию прокурора была прекращена деятельность магазина автозапчастей. Бизнес-омбудсмен привлек юриста и экспертов, которые добились отмены решения суда в апелляционной инстанции. Проверки были признаны незаконными, бизнесмену вернули имущество и право вести предпринимательскую деятельность.

Снижение расходов на бухучет

Закон: N292-ФЗ от 2 ноября 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

Суть: всем субъектам малого бизнеса независимо от режима налогообложения разрешили применять упрощенную систему ведения бухучета, что позволяет сократить расходы на ведение бухгалтерии

Пример: индивидуальный предприниматель (частный стоматолог) за месяц действия закона сократил затраты на ведение бухучета на 15%.

Льготная приватизация арендуемых помещений

Закон: №144-ФЗ от 2 июля 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства»

Суть: льготный порядок выкупа субъектами малого и среднего предпринимательства помещений, арендуемых у органов государственной власти и местного самоуправления, продлен до 1 июля 2015 года; сняты ограничения по площади помещений (раньше можно было выкупать помещения не более 2000 кв.метров); закреплен минимальный срок рассрочки платежа.

О техническом регулировании

Закон: N238-ФЗ от 23 июля 2013 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и статью 46 Федерального закона «О техническом регулировании»

Суть: расширен перечень юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства; всем малым и средним предприятиям предоставляется больше информации — больше компаний сможет претендовать на финансовую государственную поддержку, участвовать в приватизации муниципального и государственного имущества, пользоваться льготной арендой и другими преференциями.

Значение: Госструктуры, поддерживающие инновационную деятельность, получают право участвовать в уставном капитале малых и средних компаний, снимаются ограничения и на участие иностранцев в малом бизнесе.

Пример: Фирма-разработчик программного обеспечения привлекает в капитал госкомпанию — у потенциального инвестора появляется гарантия своих инвестиций за счет вступления в состав учредителей, а IT-компаньон получает финансирование, не теряя при этом права на налоговые льготы. Благодаря поправкам срок окупаемости проекта сократился примерно на треть.

Доступ малого бизнеса к госзаказу

Закон: N44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями и дополнениями)»

Суть: законодательно установлено, что с 2014 года минимальная доля государственных и муниципальных закупок, размещаемых у субъектов малого предпринимательства, увеличивается с 10% до 15%; введено «правило второй руки» (к реализации госконтрактов заказчики вправе привлекать в качестве соисполнителей субъекты малого предпринимательства); увеличена предельная начальная цена контракта для субъектов малого предпринимательства с 15 млн рублей до 20 млн рублей. При этом, правда, процедура оформления ужесточается.

Значение: Из общего объема государственных закупок (около 8 трлн рублей в 2013 году) только 2% приходится на малые и средние компании. «По подсчетам наших экспертов, для малых и средних компаний потенциально открывается рынок объемом 900 млрд рублей, — говорит Александр Бречалов, президент «ОПОРА России». — Сможет ли бизнес воспользоваться этой возможностью, преодолеет ли коррупционную составляющую? На мой взгляд, это зависит в первую очередь от усилий самих предпринимателей. Не нужно опускать руки при первых трудностях, нужно учиться защищать свои права».

Совершенствование принципов определения цен для целей налогообложения

Закон: N39-ФЗ от 7 апреля 2013 года «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и статью 4 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»

Суть: выплата премии или иного поощрения покупателю за выполнение определенных условий (объем закупок, например) уменьшает НДС продавца, если такая выплата закреплена в договоре; упрощается применение корректировочного счета-фактуры: можно составить единый документ на все товары, переданные ранее по двум и более счетам-фактурам.

Пример: для небольшой торговой компании расчет суммы НДС в случае получения премии стал легче и вызывает меньше претензий со стороны контролирующих органов. К тому же от каждого оптовика в случае предоставления скидки от объема закупок вместо сотен исправлений по каждой поставке теперь приходит один общий корректирующий документ.

Значение: руководитель юридического проекта «Общественная дума» Роман Терехин считает это изменение законодательства одним из важнейших. И отмечает, что ФЗ-39 кроме всего прочего сдвигает сроки проведения проверок по контролируемым сделкам за 2012 год и устанавливает срок для истребования документов по таким проверкам — начиная с декабря 2013 года.

Усиление господдержки

Закон: федеральный бюджет на 2014 год

Суть: На 15% увеличено финансирование федеральной программы по поддержке малого и среднего бизнеса, реализуемой Минэкономразвития России. В 2013 году в виде субсидий региональным бюджетам выделено 20 млрд рублей, на 2014 год в федеральном бюджете предусмотрено финансирование на уровне 23 млрд рублей.

Патентная система налогообложения

Закон: N94-ФЗ от 25 июня 2012 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ»

Суть: С 2013 года регионы начали применять патентную систему — специальный налоговый режим для ИП с штатом сотрудников не более 15 человек. Получение патента на определенный срок заменяет уплату некоторых налогов. Патентная система распространяется на 47 видов деятельности.

Пример: По данным ФНС, из 3,6 млн ИП пока на патентную систему перешло только 75 000. По мнению Николая Николаева из «ОПОРА России», это неудивительно: «Ведь, по сути патент стал дополнительтной, а не замещающий системой. Как и раньше, надо регистрироваться в качестве ИП, платить страховые взносы. Остается надежда, что патентная система будет усовершенствована — заменит процедуры регистрации и включит в себя и страховые платежи. Тогда, я уверен, она станет популярной».

Ужесточение налогового контроля

Закон: №134-ФЗ от 28 июня 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям»

Суть: Этот закон также называют «антиотмывочным». В целях борьбы с однодневками и офшорами, ужесточается контроль за добросовестностью налогоплательщика. Дополняется список оснований для отказа в регистрации юридического лица, предпринимателям надо будет тщательнее следить за актуальностью сведений в базе ЕГРЮЛ, холдингам — раскрывать бенефециаров. Налоговики смогут в трехдневный срок при наличии мотивированного запроса получить информацию о движении средств на счетах.

Значение: положение налогоплательщиков ухудшится. «Налоговый контроль ужесточится, что замедлит основную деятельность малых компаний и будет отвлекать сотрудников от их обязанностей», — отмечает Роман Терехин из «Общественной Думы».

Увеличение налога на имущество

Закон: N307-ФЗ от 2 ноября 2013 года «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса РФ»

Суть: Ранее базой налога на недвижимое имущество организаций являлась среднегодовая остаточная стоимость объекта налогообложения, теперь налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость имущества, утвержденная на уровне субъектов.

Значение: размер налога на имущество значительно вырастет, увеличив налоговую нагрузку и расходы малого бизнеса.

Порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

Проект ФЗ № 357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ», который может стать законом в 2014 году

Суть: Сейчас уголовное дело по налоговым преступлениям может быть возбуждено только по заявлению налогового органа. Законопроектом предлагается возможность возбуждения уголовных дел по материалам правоохранительных органов. Это может спровоцировать рост числа заявлений, не подкрепленных достаточными основаниями.

Значение: «Дела представителей малого бизнеса будут разбирать менее квалифицированные специалисты, а значит, будет больше судебных ошибок и дела будут сильно затягиваться», — отмечает Роман Терехин, руководитель юридического проекта «Общественная Дума».

Защита товарных знаков

Суть: Штраф за незаконное воспроизведение чужого товарного знака с конфискацией товара снижает недобросовестную конкуренцию, противодействует торговле подделками, сокращает убытки компаний-владельцев товарного знака. Размер штрафа — от однократной до трехкратной стоимости товара, явившегося предметом правонарушения.

Пример: Владелец кондитерской неоднократно сталкивался с тем, что конкуренты подделывают его товарный знак и фирменный стиль. Ни образцы упаковки подделок, ни фотографии не позволяли доказать факт обмана потребителей и оценить размер ущерба. После вступления в силу закона предпринимателю достаточно было написать претензию с указанием штрафа, и подражатели отказались от подделок.

Минфин совместно с Минэкономразвития подготовил законопроект о льготном налогообложении малого бизнеса. В чем его суть, "РГБ" рассказала директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Наталья Ларионова.

В прошлом году малый бизнес откровенно лихорадило, было много дискуссий о неподъемности страховых взносов. Что показала статистика?

Наталья Ларионова: 2013 год оказался самым тяжелым за всю постсоветскую историю развития малого и среднего бизнеса, впервые сектор дал отрицательные показатели роста в абсолютном значении. Из-за резкого увеличения страховых взносов число индивидуальных предпринимателей (ИП) сократилось на 600 тысяч, вместе с тем параллельно шел рост в секторе микро- и малых предприятий -количество юридических лиц здесь выросло на 100 тысяч. Совершенно очевидно, что малый и средний бизнес (МСБ) неоднороден и на одно и то же административное решение реагирует по-разному. ИП практически немедленно уходят в тень, значит, для этого сектора надо искать иные механизмы. Сейчас в правительстве активно обсуждаются две новации в Налоговый кодекс, которые, надеюсь, вступят в силу уже с 2015 года. Их цель - создать стимулы для возврата ИП в легальное поле. Мы прекрасно понимаем, что те самые 600 тысяч предпринимателей не ушли на госслужбу, просто закрыли формально бухгалтерию и не показывают свои обороты.

О каких конкретно стимулах идет речь?

Наталья Ларионова: О налоговых каникулах для малого бизнеса. Законопроект подразумевает перенос принятия решений о вводе льготы с федерального на региональный уровень. Предполагается, что нулевую ставку можно будет ввести для впервые зарегистрированных ИП, действующих в социальной, инновационной, производственной сферах (не менее 70% от выручки должно поступать от конкретных видов деятельности, которые определит регион). Эта льгота будет существовать в двух налоговых режимах: упрощенной и патентной системах налогообложения. Почему не ЕНВД, самый популярный, которые применяют 2 млн предпринимателей? Потому что с 2018 года он прекратит свое существование. Поскольку налоговые каникулы - это возможные потери для бюджета, у региональных властей также появится возможность снижать объемы годового оборота для субъектов предпринимательства, применяющих льготу. К примеру, сейчас на УСН и патентной системе находятся компании, чей оборот не превышает 60 млн рублей в год. Для применения нулевой ставки субъект РФ может снизить этот показатель до 6 млн рублей. А также ввести ограничения по количеству наемных работников. При патентной системе допускается максимум 15 человек на компанию. Право региона - сохранить или уменьшить эту цифру. У предпринимателей в свою очередь появится дополнительная обязанность: отчитываться в налоговую службу по определенной форме, которая поможет ФНС отслеживать эффективность предоставленной льготы. Эту форму тоже должен утвердить субъект РФ. Важно, чтобы она носила не столько контрольно-надзорный характер, сколько позволяла получать информацию, как влияет ввод нулевой ставки на увеличение оборотов, занятости и т.п.

На какой период вводится льгота?

Наталья Ларионова: Она будет действовать с 2015 по 2019 год. Предприниматели, которые перейдут на нулевую ставку в 2019 году, смогут применять ее до 2021 года. В дальнейшем мы примем решение, необходимо ли вводить льготу на постоянной основе, расширять перечень видов деятельности, на которые она распространяется.

В законопроекте впервые в законодательстве вводится понятие самозанятых граждан. Что за ним скрывается?

Наталья Ларионова: История со страховыми взносами показала, что есть большая категория ИП, чей оборот весьма несущественен. Самозанятый - это предприниматель, который не предоставляет рабочих мест и, скорее всего, не ставит задачи извлечения прибыли. Для таких бизнесменов вводится новая система регистрации: гражданин будет признаваться ИП только на срок действия патента. Сейчас надо сначала зарегистрироваться как ИП, затем - как налогоплательщик и только тогда можно подавать заявление на переход на патентную систему налогообложения. Многие ИП по факту не ведут деятельность годами, но сняться с учета забывают или им просто лень дойти до инспекции. Поэтому в случае с налоговыми каникулами снятие с учета как ИП будет происходить автоматически по окончании срока действия патента. Не исключено, что получим новую волну "А я не знал, что надо продлевать". Думаю, что для людей активных, взявших патент на 1-3 месяца и почувствовавших, что предпринимательство - их стезя, это не будет проблемой. А тех, кто просто попробовал заняться бизнесом и не получил результата, избавим таким образом от дополнительных контактов с надзорными органами.

Ранее вы говорили, что из-за неразвитости системы субконтрактации государству сегодня приходится административными методами принуждать крупный бизнес к партнерству с малым. Насколько жестким будет это принуждение?

Наталья Ларионова: С 1 июля 2014 года планируется ввести квоту по обязательным закупкам у малого бизнеса для госкомпаний, в том числе региональных и муниципальных, то есть сделать систему, аналогичную госзаказу. Тема сложная и тяжелая, вызывает огромные дискуссии. Чтобы не похоронить идею в самом начале, решили начать с компаний с оборотом свыше 1 млрд рублей. Распространять требование сразу на все МУПы и ГУПы было бы не совсем продуманно, пришлось бы выстраивать жесткую систему надзора, что сейчас невозможно. Вряд ли достигли бы значимого эффекта, а сумятицу внесли бы точно. Итак, для компаний с госучастием и их дочерних обществ с оборотом свыше 1 млрд рублей с 1 июля 2014 года будет установлена квота на участие малого бизнеса в закупках в размере 15%, с 2015 года - 25%. Причем она будет сложной: из 15% не менее 8% от годового размещения заказа крупной компании должны составлять прямые закупки у малых предприятий и ИП. В 2015-м на долю прямых контрактов между крупным и малым бизнесом должно приходиться уже не менее 15%. Мы также вводим требования о проведении обязательных торгов среди МСБ, как это происходит в госзаказе. Если размещаемый лот корпорации не превышает 50 млн рублей, торги проводятся исключительно среди МСБ. Только если торги не состоялись или подавшие заявки не смогли предложить конкурентоспособную продукцию, может быть объявлен повторный конкурс с участием других категорий бизнеса.

На какие заказы может рассчитывать малый бизнес?

Наталья Ларионова: Сейчас мы исключили из квоты все, что связано с гособоронзаказом, гостайной, закупкой финансовых услуг, водо- и теплоснабжением. Начинаем с тех работ, услуг и товаров, которые, как правило, закупают крупные корпорации у МСБ - соответствующие списки будут ими публиковаться. Также вводятся ограничения на задаток, который обязаны предоставить малые компании, заключая соглашение с крупными: не более 2% от суммы контракта. Плюс жесткие ограничения по времени, в течение которого необходимо провести оплату, - не более 30 дней.

А если крупный бизнес проигнорирует эти требования?

Наталья Ларионова: Мы долго думали, какую санкцию придумать для нарушителей. Решили поступить оригинально - не менять Кодекс об административных правонарушениях, не вводить новые штрафы для топ-менеджеров. Компания, которая не выполнит квоту, со следующего года будет работать по требованиям 44-ФЗ. Это более жесткие законодательные рамки, и угроза такого наказания по экономическому эффекту превысит все возможные штрафы.

Это уже восьмая попытка (начиная с «Итогов 2006 года») анализа состояние МСП. Практически все эти годы (за исключением последних двух-трех) подведением «итогов» жизнедеятельности тотально уничтожаемого независимого малого бизнеса ведали заказных дел мастера волшебного пера, снимавшие хорошие сливки на псевдорезультатах. Они и сейчас творят историю либо с повязкой на глазах, либо ковыряясь в «игрушечных» сферах бизнеса, так заботливо насаждаемых представителями околосколковской братии, но работа у них больше штучная, не отражающая реальности картины.

Удивительно, но эти два-три года убедили практически всё экспертное сообщество в пагубности политики так называемой господдержки МСП последнего десятилетия.

Тем не менее, я решил впервые в своей экспертной практике подвести и позитивные итоги 2013 года.

И так позитив 2013 года:

  1. 26 мая отметили 25 лет со дня выхода закона № 8998-XI «О кооперации в СССР».
  2. Россия поднялась на 92-ю строчку в рейтинге «Doing business».
  3. В этом году в стране заработал институт бизнес-омбудсмена.
  4. Проведена амнистия для предпринимателей.
  5. Налоговые каникулы будут распространяться на впервые зарегистрированных ИП.
  6. Льготы по взносам для малого бизнеса сохранятся до 2018 г.
  7. Планируется выделить в 2014 году из Фонда национального благосостояния (ФНБ) 100 млрд. руб. на кредитование малого и среднего бизнеса.
  8. Чиновники утверждают: в России самая низкая налоговая нагрузка на бизнес.
  9. Россия и Москва выделяют огромные средства, чтобы привлечь инвестиции в экономику.
  10. Введение особого порядка налогообложения для самозанятых граждан – патент.
  11. Введение оценки регулирующего воздействия (ОРВ).
  12. Московские власти готовы провести «малую приватизацию» в городе.
  13. Прокуратура Петербурга остановила снос 4 тыс. торговых павильонов и ларьков.
  14. Банковская чистка от серьезных нарушений и теневых операций (в том числе тех, за которые убили юриста Магнитского).

Большие достижения! А теперь стоит осмыслить эти и многие другие результаты года.

Прошло четверть века, а точнее, 26 лет российского предпринимательства, из которых 18 лет власти играли на стороне крупного капитала, начиная с проведения первого залогового аукциона на пакет акций «Сургутнефтегаз» 3 ноября 1995 года (появление олигархии в России).

Мы не увидели никакой официальной оценки этого периода развития частного бизнеса, хотя президент Путин, после встречи в Воронеже в мае, подписал целый ряд поручений правительству, таким образом, заявляя о своем намерении поддерживать МСП в стране: выработать дополнительные механизмы налогового стимулирования предпринимателей, начинающих новый бизнес; определить новый порядок присоединения субъектов предпринимательской деятельности к инфраструктуре естественных монополий и расчет платы за такое присоединение; расширить механизм госгарантий бизнесменам, упростить административную процедуру их предоставления; упростить налоговое администрирование для субъектов малого предпринимательства; создать преференции при госзакупках товаров, произведенных на территории РФ; создать преференции для отечественных производителей высокотехнологичных лекарств, входящих в перечень жизненно необходимых; преодолеть скрытые отраслевые барьеры, которые не позволяют воспользоваться преимуществами ВТО и препятствуют выходу российских товаров на рынки иностранных государств .

Много или мало заявлено президентом? Специалисты утверждают, что это всего 5% от требуемого, и начинать надо с анализа итогов четвертьвековой истории, тогда станет предельно ясно, что необходимо менять!
Очень хочется посмотреть, как в реальности воплощаются позитивные планы.

Может ли кого-то удивлять попытка наших функционеров всеми средствами выполнить указ президента «О долгосрочной государственной экономической политике», предполагающий выход России на 20-е место к 2018 году в рейтинге «Doing business»? Это усердие сильно напоминает попытку подогнать нынешнее состояние бизнеса под правильный результат, при этом коренным образом не меняя ничего. Именно так можно оценить «прыжок» в рейтинге на 20 позиций вверх! Например, уровень развития конкуренции, по мнению экспертов, снизился за последний год.

По словам главы ФАС Игоря Артемьева, конкурентоспособность экономики страдает в основном из-за большого огосударствления и административных барьеров: «То, что происходит, связанное с кризисом в Европе, США, – у нас это тоже произошло, когда госсектор стал еще более доминирующим, еще более сильным, а конкуренция за счет малого и среднего бизнеса... пока не развивается».

Надо отдать должное нашим чиновникам, для которых задача (в рамках выполнения указа президента от 2012 года) по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году, свелась, в основном, лишь к жесточайшей зачистке поляны малой торговли, с целью как бы переориентации большей части представителей МБ на работу в другие сектора экономики (попутно убирая конкурентов торговым сетям). Судя по результатам, видимо в рамках всё той же модернизации рабочих мест, умудрились за год потерять несколько сотен тысяч ИП, пытаясь в два раза повысить выплаты в бюджет от индивидуальных предпринимателей.

Банковская и финансовая сфера.

Стоит отметить, что лишь совершенно случайно граждане страны узнали из событий с кипрскими оффшорами, как государство вместе с крупным бизнесом обворовывало их, лишая права на достойную медицину, образование, пенсии, за счет увода большей части экономики в иностранные (оффшорные) юрисдикции. Как стало известно, ОАО « Роснефть» в 2013 году проводило сделку на Кипре по покупке 100 % акций акционерного общества «ТНК-BP» за 56 млрд. долларов, с которой с 28 млрд. долларов должен был получить консорциум ААР (Альфа-групп – Access Indastries – Ренова). Бюджет страны, предполагаю, налогов не получил.

Специалисты утверждают: около 70% средств в российской недвижимости и 80% в финансовом секторе отмыты на Кипре и Британских Виргинских островах (в значительно меньшей степени это относится к другим секторам экономики).

Отчасти стала понятна фраза бывшего руководителя ЦБ Сергея Игнатьева, сказанная перед уходом со своего поста: «За оттоком капитала из России стоит хорошо организованная группа лиц». Сумма оттока составляет около 50 млрд. долларов в год. Специалисты утверждают, что названные Игнатьевым схемы оттока капитала, это как раз те, по которым ведутся расследования в нескольких юрисдикциях в связи с делом юриста Сергея Магнитского, убитого в московском СИЗО .

Понятна стала и цель банковской чистки от серьезных нарушений и теневых операций, проводимой осенью-зимой этого года – зачистка мощнейшего клана. Ещё в апреле руководитель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов написал: «Наконец - то из мск ЦБ уходит Шор, человек ответственный за создание системы огромной " прачечной для грязных денег ". Исповедь Игнатьева об устойчивых преступных группах ", отмывающих миллиарды долларов запоздала лет на шесть. Вся эта система создавалась, работала и работает с участием правоохранителей и «наблюдателей от ЦБ". Людей, которые пытались ей противостоять убирали (вплоть до убийств). Огромное количество криминального (воровского) капитала нуждается в этой системе. В нее втянуты ведущие банки страны. Вот истина. А то что Игнатьев не мог ничего с этим сделать, как например с Мелекьяном и Шором - это тоже правда. Очень жаль, что много хороших людей погибло и осталось со сломанными судьбами из-за этой борьбы. Мы их помним и напомним этим бл...м в погонах с их "Жирными" прихвостнями. Дайте время...». Кажется, процесс пошёл. Только во второй половине года лицензии отозваны у около 20 банков. Ещё летом были закрыты три дагестанских банка и это не удивительно: Дагестан – это одна из уникальных республик, где законы РФ практически не действуют. Как по-другому можно объяснить сложившееся положение, позволяющее двум третям предпринимателей не регистрировать свой бизнес?

Однако массовый отзыв лицензий серьезно сказался на жизнедеятельности большого количества субъектов предпринимательства, имевших счета в закрытых банках. До каких пор за всё «отвечать» у нас будет малый бизнес? Хочется верить, что частично поможет инициатива Бориса Титова распространить практику страхования вкладов физических лиц на индивидуальных предпринимателей. На фоне отзыва лицензий у банков предложение выглядит вполне своевременным. Пока дело ограничилось поручением премьер-министра изучить возможные последствия такого решения.

Недовольство МСП банковской системой должно подтолкнуть бизнес к формированию на новом качественном уровне системы кредитных кооперативов, а государство обязано вернуться к созданию цивилизованного законодательства в этой сфере, вопреки давлению мощнейшего банковского лобби, способствовавшего фактическому уничтожению этого сектора финансовой поддержки малого бизнеса и ИП.

Борьба с коррупцией

Высветила очень интересные её особенности. На недавней конференции ООН в Панаме против коррупции выяснилось, что в руководстве России опасаются групп гражданского общества, следящих за расходованием бюджетных средств, раскрывающих коррупционные схемы и мешающих коррупционерам избегать ответственности. Россию на конференции представляли около 30 участников из: Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, Счетной палаты, МИДа, МЭРа, управления экономической безопасностью и противодействию коррупции МВД и Минтруда. В официальное российское заявление намеренно не включен и вопрос о возврате доходов от коррупции. Да, результаты либерализации подхода по замене тюремных сроков штрафами выглядят полным провалом – пока возвращено в 1000 раз меньше должного.

«Усилий власти явно не достаточно, чтобы сдвинуть ситуацию с противодействием коррупции с мертвой точки. То, что Россия застряла в нижней части списка (уровня восприятия коррупции), крайне отрицательно сказывается как на перспективах экономического роста и повышения инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общем доверии граждан к серьезности усилий власти по противодействию коррупции», - «Трансперенси Интернешнл».

Крупнейшие коррупционные скандалы и их результаты говорят о России не как о стране, стремящейся встать в один ряд с ведущими цивилизованными державами, а как о сословном государстве, в котором положено брать по чину! И если это правило нарушается, то превысивший свои "полномочия" чиновник должен будет вернуть «хозяину» не по чину взятое! В худшем случае его переведут на другое место работы с понижением. Материалы дела подтасуют. Найдут пару стрелочников, подписавших документы. Статусная персона окажется не "в теме", и конец истории. А ещё сословное государство не предполагает подписание (ратификацию) 20-й статьи Конвенции ООН против коррупции.

Воровство, коррупция демонстрирует неэффективность власти: сердюковская «сага», АТЭС во Владивостоке, Олимпиада в Сочи, плавно перетекающие в ЧМ по футболу 2018. Воруют все, всё и всюду при абсолютной безнаказанности и максимальном ограничении контроля со стороны общества.

Налоговая политика.

2013 год – год стагнации российской экономики! Чтобы обеспечить соблюдение бюджетного правила при сложившемся уровне бюджетных расходов, пришлось проводить секвестр и включать в доходную часть сомнительные источники. Снижение доходов бюджета стало полной неожиданностью для российских властей. После многочисленных скандалов чиновники четко провели границу между "своими" - госкорпорациями, силовиками и лояльными бюджетниками - и "чужими" – малым и средним бизнесом и более массовыми группами населения, от которых ждут "ответственности" и повышения производительности труда. Вся эта «игра» в своих и чужих привела к массовым скандалам в обществе, связанным с отменой материнского капитала, с замораживанием и внезапным размораживанием тарифов, с повышением зарплаты высшим чиновникам на фоне ее замораживания бюджетникам, с инвестициями за счет средств ФНБ, которые, как оказалось, уже освоены ВЭБом, и наконец, самом впечатляющем – с конфискацией пенсионных накоплений. «А мы видим чрезмерную зарегулированность экономики, видим, что число госкомпаний не уменьшается и что неэффективных «зомби» поддерживают за счет средств налогоплательщиков», - говорят специалисты. При этом доля засекреченных расходов в проекте федерального бюджета на три года выросла в 1,8 раза и достигнет в 2016 г. четверти.

Всемирный Банк констатирует, что российская экономика работает почти на полную мощность, испытывая «ограничивающие» структурные проблемы - наличие неконкурентоспособных отраслей и неконкурентных рынков. Ускорить рост ВВП не помогут ни бюджетная политика, ни монетарная. «Ответ где-то еще: в диверсификации, конкуренции и инвестиционном климате, а это намного более сложная задача, в которую вовлечено куда больше ведомств, чем просто министерство финансов и центральный банк», - говорят специалисты банка.

Еще в самом начале года, теперь уже бывший глава Счетной палаты Сергей Степашин рассказал Госдуме, что 60% регионов - на грани банкротства, и призвал притормозить с передачей на уровень субъектов РФ дополнительных обязательств социального характера. Какими же надо быть безумными руководителями дотационных регионов России, чтобы уничтожать малый торговый бизнес и ИП, позволяющих решить проблемы самозанятости, дающих доход семьям работающих, обеспечивающих население товарами и услугами, платящих налоги. Дурной пример московских властей оказался заразительным для многих регионов.
Фактически, единственным регионом, где прокуратура оспорила эту преступную политику властей в отношении малой торговли и отменила снос 4 тысяч объектов, стал Петербург (годом раньше был Ярославль).

Надо отметить участившиеся жалобы предпринимателей на налоговые органы, использующие инструмент блокировки счетов: для вызова их на ковер в инспекцию, для выяснения причин убытка за отчетный период, при не совпадении юридического и фактического адреса, при задолженности в 50 копеек, хотя веских оснований для блокировки в реальности лишь три.
«Существует расхожее мнение, что в России самая низкая налоговая нагрузка на бизнес. Но это не так», - Борис Титов.

Исследования компании «PricewaterhouseCoopers» по уплате налогов в мире в 2013 году подтверждают, что совокупная налоговая нагрузка в России – 54,1% (1. Налог на прибыль – 7,1%; 2. Налог на труд и ЗП – 41,2%; 3. Прочие налоги – 5,8%). Для сравнения, в ЕЭС – 42,6%; в мире – 44.7%. Прочие налоги не учитывают, что покупаемые нами иностранные товары обходятся в полтора - два раза дороже, чем европейцам или американцам. У нас выше тарифы и очень высокие ставки по кредитам. А каков коррупционный налог на каждого из нас? Возникает законный вопрос: о какой конкурентоспособности российского бизнеса при таком налоговом бремени можно говорить?

« Есть немало стран, где граждане отдают в виде налогов половину заработанного, но в обмен получают хорошие дороги, чистую воду из под крана, больницы, школы и работающую полицию. И суд, в котором можно выиграть у государства», - «Форбс».

ВТО и малый бизнес.

Для чего Россия так стремилась во Всемирную Торговую Организацию? На этот вопрос может ответить любой человек, разбирающийся в экономических вопросах – в первую очередь, чтобы экспортеры получили возможность беспрепятственно поставлять сырьё по выгодным ценам. Всё остальное – больше красивые слова.

Теперь, когда стране грозит рост безработицы и есть крайняя необходимость высвобождать людей, задействованных на металлургических производствах, потому что запросов на продукцию в таком объеме нет, плюс закуплено более современное оборудование, не требующее так много работников, нужны программы массового переобучения, чтобы не выбрасывать людей на улицу.

Получается, стремление в ВТО за сверхприбылями определенных финансово-промышленных групп теперь оборачивается проблемами для страны, а кризису пока не видно конца.

В подобных условиях нужны не только программы переобучения персонала многочисленных промышленных монстров. Вопрос значительно шире и в данном случае требует разрешения серьезного социального конфликта, который будет затрагивать и семьи сокращаемых сотрудников и инфраструктуру городов и населенных пунктов, где размещены предприятия. Нужна программа развития МСП в кризисных зонах. Понимая глобальность проблемы, правительство готово обсуждать возможность подключения денег резервного фонда, но складывается впечатление - «хотели как лучше, а выйдет как всегда».

Поддержка МСП.

Государственная политика в отношении МСП, а это скажет любой ответственный за данную сферу чиновник, имеет последовательную поддержку и развитие. Приводится огромное количество положительных примеров. Предприниматели и эксперты отмечают колоссальные перекосы в этой «последовательности». Очень часто формируется образ двух разных рук, делающих совершенно противоположные вещи, приводящих МБ в состояние полного ступора: с одной стороны ставятся грандиозные задачи к 2018 году подняться на 100 мест в мировом рейтинге условий ведения бизнеса, а с другой – принимаются жесточайшие меры воздействия на предпринимателей, «искусственно криминализируя бизнес».

Мне кажется, что подобные действия очень похожи на качание маятника: движется он в одну сторону – оттепель, движется в другую – страшное похолодание. В этом нет ничего удивительного: в стране, 80% экономики которой принадлежит государственно-олигархическим группам, заинтересованным в удовлетворении лишь собственных интересов, добиться положительных результатов только правильными указами невозможно. Предприниматели прекрасно чувствуют это положение, также пытаясь встраиваться в сложившуюся вертикаль, максимально к ней прижимаясь. В этих условиях сам бизнес не имеет никакой возможности изменить нынешнюю ситуацию.

Даже создание новых институтов защиты бизнеса, таких как институт бизнес-омбудсмена, не могут поменять сложившейся картины, хотя, без сомнения, являются положительным шагом.

По сути, все движения власти в сторону реального развития МСП приводят лишь к кратковременной оттепели. Это можно продемонстрировать на конкретных примерах:

  1. Массовая предпринимательская амнистия. Результат – полторы тысячи освобождаемых?
  2. Налоговые каникулы для вновь зарегистрированных ИП – лишь на уровне эксперимента?
  3. Льготы по взносам для малого бизнеса - только для производственного, а это - 0,007%?
  4. Введение особого порядка налогообложения для самозанятых: патент – лишь на 1 год?

При этом начинается жесточайшее давление на МБ, которое можно сравнить лишь с окончанием оттепели: сразу несколько федеральных структур заявили о необходимости сажать (привлекать к уголовной ответственности) предпринимателей: Генеральная прокуратура, Минюст, Минтруд, Роспотребнадзор, да и сам президент под конец года поддержал проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, восстанавливающих прежний порядок возбуждения налоговых дел. Они разрешают следственным органам начинать расследование на основании материалов оперативно-разыскной деятельности, а те, в свою очередь, используют практику, когда ущербом называется вся сумма выручки и многое другое, не имеющее к реальному делу ни какого отношения. Идет попытка «перекроить» нужным образом закон о защите юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля. При этом идет тихий саботаж массового внедрения в стране (и особенно в Москве) механизмов оценки регулирующего воздействия (ОРВ), способной блокировать «кошмарящие» бизнес инициативы различных ведомств. Мы видим как этот «маятник» опять поднимает полномочия министерств и ведомств на недосягаемую высоту. Этот процесс и ведет к исчезновению класса независимых предпринимателей, которые не аффилированы с чиновниками и силовиками, и не входят в их «кормовую базу».

В таких условиях никакая амнистия не принесет ожидаемых политических дивидендов и инвестиций, когда власть сама «объявляет конкурс» на посадочное место, где на одного вышедшего по амнистии может приходиться до десятка подготовленных к отсидке.

А у вице-премьера Ольги Голодец получается, что как бы 38 млн. россиян «не понятно, чем и где заняты». Всё предельно просто - бизнес бежит от государства, несущего опасность, в полувиртуальные и виртуальные сферы, где он может чувствовать себя свободнее и безопаснее.

Нестационарные торговые объекты (НТО).

Война с этой категорией бизнеса шла весь год и не только в Москве. «Огонь» от фитиля, зажженного Сергеем Собяниным, полыхал по всей России, включая регионы, кажется, заинтересованные в развитии предпринимательства и трудоустройстве граждан. «Кровожадным» мэрам предприниматели смогли противостоять только в Ярославле и Питере, оспорив свое конституционное право на труд, на предпринимательскую деятельность, собственность и добившись справедливых решений через суд и прокуратуру.
В Москве «инновационные» технологии, применяемые представителями власти дали ей положительные результаты в борьбе с тысячами объектов:

  1. Подправили (удалили) понятие «стационарные объекты», незаконно прировняв к «нестационарными», а затем вывели их из дислокаций.
  2. Лишили добропорядочных предпринимателей, владельцев НТО, многие годы честно работавших на благо москвичей и гостей столицы, права на торговлю, обозвав их объекты НЕЗАКОННЫМИ (приравняв к тем, что раньше стояли в Москве без документов, под «крышами» управских и ментов). Обязали участвовать нередко в полукриминальных и гарантированно убыточных для города аукционах по продаже «воздуха» (покупать право на право торговли), не предоставив преференций и альтернативных мест.
  3. Умудрились создать пример прецедентного права, использовав «оспаривание» антиконституционного 614-ПП «заказным» предпринимателем, после легализации которого даже бизнес-омбудмен Борис Титов называет (в своих ответах) его законным.
  4. Засекретив от предпринимательской общественности результаты антикоррупционных исследований 26-ПП и 614-ПП и исследований оценки регулирующего воздействия (ОРВ) на бизнес этих документов.
  5. Построили «потемкинскую деревню», сообщив всем, что все пострадавшие добросовестные предприниматели получили компенсации.
  6. Запустили на московский рынок фирмы, такие как «Габрон» и «Данвеста», имеющие десятки и сотни аффилированных структур (с признаками однодневок), разместив без аукционов их объекты.

Какова судьба счастливцев, жертв издержек реформ потребительского рынка Москвы, так прекрасно спасенных добрыми чиновниками и омбудсменами? Утверждается, что справедливость в отношении пострадавших полностью восстановлена в результате майского соглашения между правительством Москвы, омбудсменами и предпринимательской общественностью. Так ли это? Нет! Возьмем, к примеру, ИП Садовникову И. К. и её мужа Дубнова С. Л., ветеранов труда с 1987 года, «детей» ВОВ и заложивших кооперативную квартиру, чтобы стать предпринимателями (с 1999 г.). Сотни писем и документов по всей вертикали и горизонтали нашей необъятной бюрократии и общественным структурам. Преференции? Компенсации? Итог: полностью убитый бизнес, долги по зарплате и налогам (работа остановлена с апреля 2012 года) – голодная старость!

В заключение, о тех добросовестных московских предпринимателях, чьи объекты были по злому умыслу признаны незаконными. Весь 2013 год они пытались безуспешно защитить свои украденные права и добиться преференций для продолжения бизнеса. Среди них есть и пострадавшие фермеры. Вновь созданный Общественно-экспертный совет по МСП города сейчас готовит документы по поводу восстановления справедливости для этой категории предпринимателей.

Что делать и с чего начинать?

Бывший министр финансов Алексей Кудрин предвкушает ухудшения в экономике: «Это будут самые плохие годы за последние десять лет, кроме кризисного 2009-ого. И это не конъюнктурный кризис. Мы столкнёмся с тем, что у нас отжившая модель экономики без точек роста для развития новой. И пока не сформируется новая модель, мы в среднесрочной, а то и в долгосрочной перспективе будем пребывать в стагнации».
Но плохие институты и структура экономики заключают в себе как раз возможность и вектор роста, а для этого нужна иная модель госуправления, где у чиновников должны быть перераспределены функции (а некоторые контрольные сильно ограничены), повысится их ответственность за достижение положительного результата деятельности, направленного на развитие потенциала малого и среднего бизнеса, как важнейших точек роста.

В этих условиях есть лишь одна возможность переломить подобную ситуацию – начать вместе с заинтересованными представителями власти формирование новых массовых союзов бизнеса, способных консолидировать весь российский бизнес и взять на себя большие полномочия.

Стоит опираться на опыт цивилизованных стран, где бизнес, через систему предпринимательских сообществ, ведет управление экономикой городов (стран), решая триединую задачу: 1. Наполнение рынка товарами и услугами. 2. Защита бизнеса как класса. 3. Предложение качественной продукции и услуг (благодаря внутриотраслевому контролю).

Если разложить будущую работу на шаги:

Первый шаг – консолидация всех производителей товаров и услуг в отраслевые гильдии и союзы (параллельно, но отдельно, должно идти объединение персонально руководителей всех компаний в союзы работодателей малого, среднего, крупного бизнеса).

Второй шаг – получение полномочий от государства на регулирование предпринимательской деятельности в рамках созданных союзов.
Третий шаг – сокращение государственных функций по контролю за деятельностью предпринимателей (сокращение высвобождающегося чиновничье-силового аппарата с огромными ресурсами, инструментами давления и, как следствие, коррупции).

Сегодня бизнес объединен лишь на 5-7% и механизмы консолидации сильно искажены. Нынешнее состояние большинства предпринимательских сообществ является тупиковым и стоит большим барьером на пути развития бизнеса в России. Пора эту ситуацию менять. Очень важно уйти от сложившихся стереотипов, и, начав работу, взять лучшее из достигнутого. Речь должна идти о кардинальной реформе как системы ТПП, так и «Большой тройки».

Если мы говорим о союзах производителей товаров и услуг, площадкой для которых является система Торгово-промышленных палат (ТПП), то создание относительно безопасной среды для развития различных видов предпринимательской деятельности возможно с помощью инструмента саморегулирования (только не путать с лжепроектом в строительной индустрии). Это подтверждается опытом развитых стран, где мы видим, что контрольная функция в значительной степени выполняются самим бизнес-сообществом, а не внешним «игроком» - государственными органами.

Союзы работодателей, членами которых становятся физические лица - непосредственно собственники, очень важная часть консолидации бизнеса. К последним («Большая тройка») можно было бы отнести такие структуры как ОПОРА России, «Деловая Россия» и РСПП, если бы они в полной мере могли отстаивать интересы предпринимателей как класса. Однако, как ни парадоксально, такие функции не закладывались в эти структуры даже на этапе их создания. Я стоял у истоков создания ОПОРЫ России и прекрасно помню, что власти, которые инициировали создание этого союза, вменили ему, в первую очередь, обязанность «создания положительного образа предпринимателя». Ни о какой защите предпринимателей речи даже не заходило! В результате мы получили очень формальные объединения, не выполняющие свою базовую функцию – защиту бизнеса своего уровня!

Данная программа позволит вывести страну на совершенно новый экономический и жизненный уровень:

  1. Добиться роста производства товаров и услуг (за счет реальной конкуренции).
  2. Повысить качество товаров (внутриотраслевой контроль качества).
  3. Существенно сократить чиновничество, налоги на бизнес, коррупцию.
  4. Прекратить практику рейдерских захватов и арестов добросовестных предпринимателей.
  5. Осуществлять внутренний контроль за набором для бизнеса иностранной рабочей силы.
  6. Контроль за созданием прозрачной пенсионной системы для всего бизнеса.
  7. Позволит сформировать на новом качественном уровне систему кредитных кооперативов.
  8. Повысить ответственность, а значит и авторитет предпринимательства в России.
  9. Отделить бизнес от власти и равноудалить бизнес.

Понятно, чтобы выйти на положительный результат, предпринимателям должна быть гарантирована защита от всяческих манипуляций лоббистов и властных групп и использования строящихся массовых сообществ в политических целях, что сегодня дискредитирует само понятие МСП. Системно организованный бизнес не должен нуждаться в различных объединенных фронтах! Только массовая консолидация сегодня спасет бизнес и позволит ему по настоящему развиться в России.

Одновременно мы видим на политической поляне новую волну разрешенных властями олигархических групп, пытающихся использовать предпринимателей в реализации своих амбиций. Кто для МСП лучше: «прохаровские», «альфовские» или «озеровские»? Под кем лучше быть, чтобы выжить? Именно подобный вопрос стоял перед бизнесом в 90-е. Нам нельзя допустить его реализации в нынешнем виде!
Путь только один – строительство вместе с государством сообществ бизнеса двух типов: 1 - производителей товаров и услуг. 2 - работодателей. При этом, каждый предприниматель должен входить одновременно и в отраслевую ассоциацию (гильдию) как производитель и в союз (в зависимости от уровня бизнеса) как работодатель. Для реализации этой инициативы есть пошаговая программа, но пока нет интереса властей и политической воли.

Прошел 2013 год — настало время просмотреть результаты и сложившиеся направления в кредитовании малого и среднего бизнеса. Если говорить в общем — процесс кредитования в этом году продолжал развиваться в положительную сторону, но скорость его развития в сравнении с 2012 годом уменьшилась. Это происходит из-за замедленного роста экономики и повышения налоговых обложений.

По этим причинам за прошедший год в России закрылось почти полмиллиона предприятий малого бизнеса. Несмотря на то, что именно в развитии малого и среднего бизнеса — перспектива роста экономики, расти малому и среднему бизнесу не дают правовые, финансовые, административные и прочие преграды, которые ставит государство.

Например

В стране нет реестра регистрации залога движимого имущества, то есть, злоумышленники могут спокойно продать или заложить еще раз имущество, являющееся залогом под кредит. Введение закона, предусматривающего такой реестр, позволит уменьшить вероятность подобных преступлений и уменьшить риск банков потерять имущество. Естественно, реестр должен быть прозрачным и общедоступным.

К положительным подвижкам в системе кредитования за минувший год относится и разработка поддержки малого и среднего бизнеса государством. К этим способам относится работа с гарантийными фондами — их разработка и обеспечение одинаковой системы поручительств фондов во всех регионах.

Один из механизмов государственной поддержки был запущен летом прошедшего года. К нему относилось создание гарантийного механизма, в рамках которого те фирмы, которые выполняли крупные инвестиционные заказы, получали гарантию от аккредитованных банков в качестве части обеспечения (около половины обеспечения банк перекладывал на себя).

В будущем же в стране планируется создание Федерального фонда гарантий, который централизует нормативную базу и будет обеспечивать предоставление поручительств по всем регионам страны напрямую. Создание этого Фонда, безусловно, побудит представителей малого и среднего бизнеса пользоваться этим видом поддержки. Поручительство Фонда и гарантия аккредитованного банка — это отличный способ получить необходимое кредитование, так как он не будет занимать много времени и будет легко доступен во всех регионах страны.

Государство работает еще над одним проектом поддержки малого и среднего бизнеса — над увеличением допуска представителей малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам и улучшение условий получения финансов. Отдельно стоят проекты финансирования инвестиционных проектов, которые рассчитаны на большой срок погашения и направленных на обновления или введение инноваций. Например, уже сейчас в некоторых банках действует такая система — в качестве залога под такой кредит выступает оборудование, приобретенное на эти деньги (при условии, что какая-то часть оборудования куплена на личные средства заемщика). Такие системы кредитования привлекают заемщиков своим удобством приобретения и погашения.

Поскольку многие хозяева небольших предприятий для развития бизнеса берут кредит не на компанию, а на себя, как на физическое лицо, банки разрабатывают программы для кредитования такого бизнеса. У бизнесменов теперь есть возможность проконсультироваться со специалистами, которые проанализируют его ситуацию и помогут ему выбрать наилучший способ кредитования — оформлять кредит на себя как физическое лицо или на компанию. Хотя такие кредиты дороже, они удобней в оформлении и последующем погашении.

В прошедшем году Министерство развития экономики установило среднюю ставку кредитования малого бизнеса, к которой нужно стремиться. Она составляет всего 10% годовых. Чтобы это было реально, необходимо уменьшать стоимость фондирования у банков.

Министерство финансов вынесло предложение — брать деньги на фондирование у центрального банка. Для этого способа в стране должен быть принят закон об охранении портфелей кредитов банками, печать ценных бумаг и получение под эти бумаги финансирования из центрального банка. Еще одно большое поле работы — это стандартизация системы кредитования.

Полезные статьи