Проект "Вулканы - опасное явление природы" (3 класс)

Анастасия Эльмурзаева
Познавательно-исследовательского проекта по теме «Вулканы»

Актуальность работы заключается в проявлении автором интереса к таким природным объектам, как вулканы и возникшем проблемном вопросе : «Почему вулканы извергаются , как это явление происходит?». Знания о вулканах помогают нам осмыслить, что на земле и в России есть такие природные объекты как – вулканы , которые влияют на климат земли, на живые организмы, на изменения рельефа земли.

Объект исследования : Вулканы

Цель работы : Выяснить, почему извергаются вулканы .

Гипотеза. Вулкан извергается сам по себе, тогда, когда захочет.

Задачи исследования :

1. Выяснить, где в России находятся вулканы .

2. Определить какие бывают виды вулканов .

3. Познакомиться со строением вулканов .

4. Создать макет вулкана .

5. Провести эксперимент «извержение вулкана » .

Методы исследования : изучение литературы по данной теме и интернет-ресурсов , изготовление макета, проведение опыта, анализ и сравнение полученных результатов с первоначальной гипотезой.

Новизна исследования : новизна исследования заключается в том, что я не только получил ответ на вопрос, но и узнал интересные факты о вулканах . Совместно с воспитателем создал макет вулкана и провел эксперимент, моделирующий взрыв вулкана .

Практическая значимость исследования : Суть проекта состоит в том , чтобы привлечь внимание к изучению земной поверхности. Проект содержит естественно-научную информацию о вулканах , его строении, видах, отвечает на вопрос, почему они являются предметом изучения ученых, описание создания модели вулкана и проведения экспериментальной части проекта . С результатами исследования можно ознакомить своих друзей и близких.

Выводы о полученных результатах исследования.

Я узнал, что вулкан - это дыра в земной коре. При извержении вулкана из недр Земли на поверхность через эту дыру извергаются очень горячие расплавленные горные породы. Узнал, что на Камчатке очень много вулканов разных видов : спящие, действующие и потухшие. Действующие вулканы часто проявляют свою активность. Спящие вулканы – в будущем могут стать действующими. Потухшим называется вулкан , жизнедеятельность которого прекратилась навсегда. Я узнал, что вулкан состоит из горных пород, магмы, жерла и кратера, откуда выходит магма, образуя лаву. Взрыв происходит из-за скопления газов.

С помощью бросового материала создал макет вулкана и приготовил смесь для изготовления извержения вулкана с использованием пищевой соды, гуаши красного цвета, моющей жидкости и уксуса.

В ходе исследовательской деятельности моя гипотеза не подтвердилась. Вулкан взрывается не сам по себе, когда сам захочет. Я узнал, что газ выталкивает магму через жерла вулкана при движении земной коры. Человек не может влиять на извержение вулкана и остановить его .

Публикации по теме:

Наступила зима - время холода, мороза и веселых забав. Наблюдая за изменениями в природе, экспериментируя, организуя зимние игры на прогулке.

Тип проекта: познавательно-творческий, социальный, средней продолжительности, групповой. Участники проекта: дети второй младшей группы,.

Процесс приобщения к чтению детей раннего возраста будет осуществляться успешно, если использовать нетрадиционные методы, приемы и современные.

Конспект познавательно-творческого проекта «Пришла коляда накануне Рождества» (средняя группа) Цель: воспитывать любовь и уважение к народным праздникам, традициям. Задачи: Ознакомить детей с праздником Христово Рождество; дать понятие.

Конспект познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вулканы» Цель: Познакомить детей с природным явлением – вулканы. Задачи: Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира и их.

Конспект занятия «Горы и вулканы» Тема: «Горы и вулканы Земли» Цель: 1. Обобщить знания детей о горах и вулканах с применением схем, макета действующего вулкана. 2. Развивать.

Методическая разработка исследовательского проекта по музыкальному воспитанию дошкольников «Загадочная свистулька» Видео Методическая разработка исследовательского проекта с старшими дошкольниками "Загадочная свистулька" 2. (Слайды мини музея "Русская игрушка").

Открытое занятие познавательно-исследовательского характера в средней группе «Поможем найти Снегурочку» (видеоотчёт) Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в активную познавательно-исследовательскую деятельность, развитие.

Паспорт творческо-исследовательского проекта «Свойства и качества бумаги» Работа по проекту проводится в рамках комплексно-тематической программы «воспитательно-обучающей в детском саду»,

Общеобразовательная средняя школа №10 г. Балхаш

Секция: Естественнонаучная (неживая природа)

Тема:

«ВУЛКАНЫ»

ученик 1 «Б» класса

ОСШ №10 города Балхаш

Руководитель: Кузнецова Елена Владимировна - учитель начальных классов

Балхаш, 2014

    Введение …………………………………………………………..

    Основная часть.

2.1 Теоретическое исследование ………………………………….

2.2 Практическое исследование …………………………………..

III. Заключение …………………………………………………………….

Список использованной литературы ……………………………………..

Глоссарий

Извержение вулкана - процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой.

Кратер – Углубление на вершине вулкана. Из кратера при извержении вулкана вытекает лава.

Вулканический пепел - Мелкие частицы затвердевшей магмы, обломков камня и минеральных кристаллов, выброшенных в атмосферу при извержении вулкана и опустившихся на Землю с образованием осадка.

Тектонические плиты – постепенно перемещающиесячасти земной коры, покрывающей нашу планету.

Вулканические бомбы – куски застывшей или затвердевающей лавы, выброшенные из жерла вулкана во время извержения.

Магматические очаги - крупные скопления магмы, стремящейся к поверхности земной коры.

Введение

Цель исследования:

Выяснить, почему извергаются вулканы.

Исследовать строение вулканов.

Расширить знания о вулканах.

Задачи исследования:

Изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том – что же это такое - вулкан;

Выяснить, как устроен вулкан;

Узнать, какие бывают вулканы;

Создать действующую модель вулкана в домашних условиях;

Узнать опытным путем о свойствах камней вулканического происхождения;

Объект исследования: вулканы

Субъект: вулкан

Гипотеза: вулкан извергается, потому что гора сердится

Методы:

    Анализ научной литературы.

    Проведение опытов.

    Наблюдение.

    Основная часть

2. Теоретическое исследование

Вулкан – это образовавшееся естественным образом отверстие в земной коре, через которое раскаленная расплавленная порода, называемая лавой, а также газы, пар и пепел (то, что остается после полного сгорания какого-либо твердого вещества) вырываются наружу, часто в виде больших и шумных извержений или взрывов. Считается, что эти извержения играют роль предохранительных клапанов, высвобождая огромное количество тепла и давление, действующее глубоко в недрах земли. Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору (стенки которой состоят из застывшей лавы и пепла) с отверстием в центре, или кратером – через него и происходят извержения.

Бывает несколько различных видов, или стадий извержения. Многие извержения не наносят заметного ущерба окружающей среде. Но бывают извержения очень мощные и разрушительные. Во время таких извержений лава может выливаться и стекать вниз с вулкана, заливая прилегающие к нему территории; вниз могут обрушиваться удушающие клубы пара, пепла, горячие газы и камни, которые с большой скоростью спускаются на землю, покрывая ее на многие километры вокруг. (Когда, например, в 1980 г. произошло извержение вулкана Святой Елены на горе Вашингтон, оно погубило миллионы деревьев.)

Одним из самых известных и разрушительных было извержение вулкана Везувий (находится на территории сегодняшней Италии) в 79 г. нашей эры. В результате был разрушен крупный римский город Помпеи. Огромное облако золы и пепла покрыло город, благодаря чему он хорошо сохранился до сегодняшнего времени. Изучая эти удивительные руины, ученые много узнали о временах Древнего Рима. Везувий до сих пор остается действующим вулканом; это означает, что в нем наблю­дается вулканическая деятельность и время от времени происходят извержения. Существуют также вулканы, которые описывают как бездействующие, это означает, что активности в них давно не наблюдается, но условия возможного извержения в будущем по-прежнему существуют. Потухший – это такой вулкан, извержения которого уже больше никогда не произойдет.

Вулканы часто возникают в местах, где имеются тектонические плиты или гребни земной коры. Вокруг Тихого океана – там, где встречаются плиты земной коры, – располагается целая группа вулканов, которые известны как «огненное кольцо». Вследствие движения тектонических плит в этих районах жидкие породы (которые называются магмой), заключенные в пустотах внутри Земли, могут подниматься, порождая вулканическую активность. (От этого часто случаются также землетрясения.) Вулканическая активность может проявляться как на суше, так и в океанах. В результате этого в океанах иногда образуются острова. Именно так около 40 миллионов лет назад появились Гавайские острова. И даже сегодня два из самых активных вулканов – Мауна-Лоа и Килауа – находятся на острове на Гавайях. Туристы, посещающие Национальный парк Гавайских вулканов, могут прогуляться по склонам, окружающим великие вулканы.

Есть вулканы-горы, а есть еще и подводные вулканы, которые полностью скрыты под водой. "Проснувшись", такие вулканы извергают не только магму, но и целые фонтаны воды.

Существуют вулканы грязевые, которые извергают потоки горячей грязи, и вулканы-озера. Кратеры таких вулканов похожи на плоскую тарелку, наполненную кипящей лавой.

Но почему же все таки извергаются вулканы? В недрах земной коры при очень высокой температуре плавятся горные породы – образуется магма. Под воздействием движения тектонических плит магма поднимается к поверхности земли и скапливается в вулканической камере под вулканом. Газы, входящие в состав магмы стремятся к выходу на поверхность - к кратеру, и поднимают за собой магму. Чем ближе к кратеру, тем газов становится больше, магма изменяет состав и превращается в лаву. Извержение вулканов начинается с выбросов газов и вулканического пепла. Также могут происходить взрывы, тогда в воздух из жерла вылетают вулканические бомбы – куски застывшей лавы, а потом расплавленная лава стекает по склону. После бурного процесса извержения давление в магматическом очаге снижается и извержение вулкана прекращается.

Известные вулканы.

Действующий вулкан на юге Италии, примерно в 15 км от Неаполя. Высота - 1281 метров. Кратер около 750 м в диаметре. Один из трёх действующих вулканов Италии, единственный действующий вулкан континентальной Европы. Считается одним из наиболее опасных вулканов мира.

Последнее историческое извержение вулкана Везувий произошло в 1944 г. Один из лавовых потоков разрушил города Сан-Себастьяно и Масса. Во время извержения погибло 57 человек. Высота фонтана лавы из центрального кратера достигала 800 м.

Фудзияма.

Вулкан на японском острове Хонсю в 150 километрах к западу от Токио. Высота горы - 3776 м (самая высокая в Японии). Вулкан слабо активен, последнее извержение было в 1707 году.

Кракатау.

Краката́у - бывший остров и действующий вулкан в Индонезии, расположен в Зондском проливе, между островами Ява и Суматра.
Изучение вулкана и прилегающих районов установило следы мощных доисторических извержений. По предположениям вулканологов, одно из мощнейших извержений произошло в 535 году. Это извержение привело к глобальным климатическим последствиям на Земле, что отмечено учеными, изучившими годовые кольца древних деревьев в разных районах планеты.

2.2 Практические исследования

Чтобы убедиться на практике, как происходят извержения вулканов, я провел несколько опытов.

Опыт №1 «Движение магмы в недрах земной коры». Я погрузил плиты шоколада, которые заменяли тектонические плиты в окрашенное тесто – «магму». При помощи палочек создал движение и увидел, что «магма» просачивается в трещины. Вывод: под воздействием движения тектонических плит магма может подниматься к поверхности земли.

Опыт №2 «Создание макета действующего вулкана в домашних условиях». Я сделал из картона конус. Облепил его пластилином и придал окраску вулкана. Поместил внутри конуса бутылочку. Наполнил бутылочку «лавой» - смесью пищевой соды, жидкого мыла и красной гуашевой краски. Залил «вулкан» уксусом и получил извержение. Вывод: газ, образовавшийся при воздействии уксуса на воду, поднимает «лаву» вверх и происходит извержение.

Опыт №3 « Свойства камней вулканического происхождения». Я погрузил в воду камни различных горных пород. Наблюдая за процессом, выяснил, что все камни тонут, кроме пемзы – камня вулканического происхождения. Вывод: пемза имеет пористую структуру. Поры заполнены воздухом, поэтому камень не тонет (поры в пемзе образуются в момент застывания лавы, когда газы еще выходят наружу).

Заключение

В ходе исследования гипотеза не подтвердилась. Древние римляне тоже считали, что бог сердится, поэтому и происходит извержение – проявление гнева бога. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в ее состав, она поднимается наверх. В жерле вулкана количество газа становится больше. Магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение.

Вулканы – грозное явление природы. Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят ущерб для всей окружающей природы, поэтому нам нужно знать о них, как о любом явлении природы, частью которой мы являемся.

Список использованной литературы

Интернет – ресурсы

http://www.bugaga.ru/interesting/1146713964

Интернет – ресурсы

http://zemlyanin.info/samye-izvestnye-vulkany-zemli/

Интернет - ресурсы

http://ru.wikipedia.org

Интернет – ресурсы

http://www.vseneprostotak.ru/jenciklopedija/vulkany/

Введение
Вашему вниманию я бы хотел представить работу на тему «Вулканы». Я выбрал эту тему потому, что, однажды, прочитал книгу Жюль Верна « Путешествие к центру Земли». Я понял, что это очень интересное и необычное явление природы. И мне захотелось узнать как можно больше о вулканах.

Актуальность исследования определяется необходимостью прогноза и оценки опасности вулканических извержений.

Объект исследования: вулканы

Предмет: модель вулкана

Цель исследования: смоделировать действующую модель вулкана в домашних условиях

Задачи:
-изучить дополнительную литературу и отобрать интересные сведения, о том - что же это такое - вулкан;
- выяснить, как устроен вулкан;
- узнать, какие бывают вулканы;
- создать действующую модель вулкана в домашних условиях;
- провести эксперимент

Гипотеза: возможно ли создать в домашних условиях действующую модель вулкана.

Методы исследования: изучение и анализ научно - популярной литературы

Вулканы
Слово «вулкан» происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана. Наука изучающая вулканы, - вулканология.
Вулканы - геологические образования на поверхности земной коры или коры другой планеты, где магма (масса расплавленной каменной породы, находящаяся под землёй на очень большой глубине) выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы) и пирокластический поток (смесь высокотемпературных вулканических газов, пепла и камней). Скорость потока достигает иногда 700км/ч, а температура газа - 100о - 800 о С.
Вулканы бывают действующие и спящие.Действующий вулкан часто извергает лаву, пепел и пыль. Когда вулкан не извергается в течение многих лет, его называют спящим. Однако спящие вулканы могут начать извергаться даже после долгого периода бездействия. Когда извержения окончательно прекращаются, такой вулкан называют потухшим. Некоторые вулканы отличаются яростными и красочными извержениями: высоко в воздух выбрасывается огненная лава и раскаленные облака газов. Из других вулканов лава вытекает медленно и неспешно, словно кипящий сироп и горячая смола.

Строение вулкана.
Кратер - углубление в виде чаши или воронки, образовавшейся на вершине или склоне вулкана в результате его активной деятельности. Диаметр кратера может быть от десятков метров до нескольких километров, глубина - от десятков до нескольких сотен метров.
Жерло - канал по которому движется лава.
Магма - вязкая жидкость, состоящая из смеси различных расплавленных минералов и некоторых минеральных кристаллов, образующаяся в глубинах Земли. Она напоминает тающий снег или замёрзшую слякоть с кристаллами льда. Есть в магме также вода и растворённые газы.
Лава - излившаяся на поверхность магма. Температура 750 - 1250 оС.
Скорость течения 300-500 метров в час.
В зависимости от своего химического состава лава может быть жидкой или густой и вязкой.Когда магма поднимается сквозь земную кору и выходит на поверхность, это называется -Извержением.
Классификация вулканов по форме
Встречаются разные формы вулканов, некоторые из них гораздо опаснее других
Щитовидные вулканы (рис.1) образуются в результате многократных выбросов жидкой лавы. Эта форма характерна для вулканов, извергающих базальтовую лаву низкой вязкости: она вытекает как из центрального кратера, так и из склонов вулкана. Лава равномерно растекается на многие километры. Как, например, на вулкане Мауна-Лоа на Гавайских островах, где она стекает прямо в океан.
Шлаковые конусы (рис.2) выбрасывают из своего жерла только такие неплотные вещества, как камни и пепел: самые крупные обломки скапливаются слоями вокруг кратера. Из-за этого вулкан с каждым извержением становится всё выше. Лёгкие частицы отлетают на более дальнее расстояние, что делает склоны пологими.
Стратовулканы,(рис.3) или «слоистые вулканы», периодически извергают лаву и пирокластическое вещество — смесь горячего газа, пепла и раскалённых камней. Поэтому отложения на их конусе чередуются. На склонах стратовулканов образуются ребристые коридоры из застывшей лавы, которые служат вулкану опорой.
Купольные (рис.4) вулканы образуются, когда гранитная, вязкая магма вздымается над краями кратера вулкана и лишь небольшое количество просачивается наружу, стекая по склонам. Магма закупоривает жерло вулкана, подобно пробке, которую накопившиеся под куполом газы буквально вышибают из жерла. Вулканы-кальдеры. (рис.5) они взрываются так яростно, что разрушают сами себя. Их извержения сопровождаются очень сильными пирокластическими взрывами. Эти вулканы погубили наибольшее число людей, а последствия их взрывов сделали безлюдными прилегающие к ним районы.

Процесс извержения.
Наша планета Земля напоминает яйцо: сверху тонкая твердая скорлупа - земная кора, под ней находится вязкий слой горячей мантии, а в центре — твердое ядро. Земную кору называют литосферой, что в переводе с греческого означает «каменная оболочка». Толщина литосферы в среднем около 1% радиуса земного шара. На суше она составляет 70-80 километров, а в глубине океанов может быть всего 20 километров. Температура мантии — тысячи градусов. Ближе к ядру температура мантии больше, ближе к коре — меньше. Из-за разницы температур происходит перемешивание вещества мантии: горячие массы поднимаются вверх, а холодные — опускаются (так же, как закипающая вода в кастрюле или чайнике, но только происходит это в тысячи раз медленнее). Мантия, хоть и разогрета до огромных температур, но из-за колоссального давления в центре Земли она не жидкая, а вязкая, как очень густая смола. Литосфера как бы плавает в вязкой мантии, немного погрузившись в нее под тяжестью своего веса.
Достигая подошвы литосферы, остывающая масса мантии какое-то время движется горизонтально вдоль твердой каменной «скорлупы», но затем, остыв, она снова опускается в направлении центра Земли. Пока мантия движется вдоль литосферы, вместе с ней поневоле движутся и куски земной коры (литосферные плиты), при этом отдельные части каменной мозаики сталкиваются и наползают друг на друга.
Часть плиты, которая оказалась снизу (на которую наползла другая плита), постепенно погружается в мантию и начинает плавиться. Так образуется магма — густая масса расплавленных пород с газами и парами воды. Магма легче, чем окружающие породы, поэтому она медленно поднимается к поверхности и накапливается в так называемых магматических очагах. Они располагаются чаще всего вдоль линии столкновения плит.
Поведение раскаленной магмы в магматическом очаге и правда напоминает дрожжевое тесто: магма увеличивается в объеме, занимает всё свободное пространство и поднимается из глубин Земли по трещинам, норовя вырваться на волю. Как тесто приподнимает крышку кастрюли и вытекает через край, так и магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Это и есть извержение вулкана.
Извержение вулкана происходит из-за дегазации магмы, то есть выхода газов из нее. Процесс дегазации известен каждому: если осторожно открыть бутылку с газированным напитком (лимонадом, кока-колой, квасом или шампанским), раздается хлопок, и из бутылки появляется дымок, а иногда и пена — это из напитка выходит газ (то есть происходит его дегазация).
Продукты извержения вулканов. Извержение вызывает магма, прорывающаяся через земную кору. Большинство извержений случается, когда вулканический канал или кратер вулкана блокированы. Из-за поступающей снизу магмы давление нарастает. Когда блокирующая канал пробка прорывается и давление находит выход, газ в пузырьках магмы вскипает, словно шипучий напиток.
Именно это приводит к взрыву вулкана. При извержении вулкан разбрасывает не только жидкую лаву, но и большие куски застывшей лавы - их называют бомбами,- которые с грохотом обрушиваются на землю на расстоянии до двух миль от кратера. Пепел и вулканические газы образуют столбообразные вулканические облака, поднимающиеся иногда на большую высоту.
Основными продуктами извержения являются лава, пепел, и др. вещества, которые выходят на поверхность земли после деятельности вулкана. Вулканы могут испускать значительное количество ядовитых газов. Вулканические газы, выделяемые вулканами, поднимаются в атмосферу, но отчасти они могут возвратиться на поверхность земли в виде кислотных дождиков. Довольно серьезные последствия кислотных дождей для организма и здоровья можно наблюдать при отравлении марганцем, который также может находиться в дождевой воде в громадных количествах..
Где распространены вулканы?
Тихоокеанское побережье Центральной Америки — одно из самых активных мест вулканической деятельности в мире. И на самом деле, в этом месте расположено более двух третей действующих вулканов, а также множество таких, что прекратили свою деятельность сравнительно недавно.
Причина вот в чем: в этих местах земная кора очень слаба, по сравнению с другими районами земного шара. Там, где есть слабый участок земной коры, появляется вулкан.
Основные районы вулканической активности (рис5.)

Моделирование действующей модели вулкана в домашних условиях
Модель вулкана своими руками

Но не терпится все потрогать своими руками и увидеть все наяву - эти брызги огня, сверкающую ползучую лаву, вырывающиеся клубы дыма и брызги фонтана из камней. Это огненное зрелище поможет нам сделать набор «Сделай сам Вулкан». Следуя строго по инструкции, с помощью ножниц, газетной бумаги, клеевой пасты, вооружившись азами геометрии, кропотливо шаг за шагом мастерим макет нашего вулкана. Макет сделан, осталось смоделировать извержение вулкана
Проведение эксперимента. Извержение вулкана.
Прочитав одну из статей в интернете, я узнал, что можно смоделировать извержение вулкана и в домашних условиях.
Мне потребовались следующие материалы для опыта:
- пищевая сода (2 столовые ложки)
- лимонная кислота(70 м.л.)
- стеклянная или железная банка(150 м.л.)
- пластилин разных цветов
- средство для мытья посуды
Ход эксперимента:
1) Берем сделанную модель вулкана
2) Насыпаем в «кратер» 2 ст.л. соды
3) Наливаем 2 ст.л. жидкости для мытья посуды
4) Вливаем 50-70 мл лимонной кислоты
5) Наблюдаю «извержение вулкана»
Поэкспериментируй:
-добавь больше жидкости для мытья посуды;
-добавь больше уксуса;
-добавь мелкие кусочки пенопласта.
Из проведенного эксперимента можно сделать следующий вывод. При соединении соды и лимонной кислоты происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края «кратера», а средство для мытья посуды заставляет «лаву» пузыриться сильнее. Данная химическая реакция имеет не только внешний эффект, но и практический: она очень востребована в кулинарии. Хозяйки «гасят» соду уксусом и добавляют в тесто, выделяемый углекислый газ делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки.
Вот так, в игровой форме, я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле.

Заключение
Подробно изучив и проанализировав научно - популярную литературу, узнал много нового и интересного про вулканы. На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в ее состав, она поднимается наверх. В жерле вулкана количество газа становится больше. Магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение. Также, что вулканы имеют большое значение в природе. Они несут с собой как разрушительную, так и созидательную силу. Мы можем только наблюдать и объяснять происходящее. Останавливать, изменять, даже предупреждать эти грозные явления природы человек не может.
При помощи химической реакции я показал и объяснил природу возникновения вулканов на Земле. Тем самым удовлетворил свой познавательный интерес, а также заинтересовал своих одноклассников этим экспериментом.







ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – рассмотреть природное явление ВУЛКАН. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: рассмотреть устройство вулкана; изучить процесс извержения вулкана; изучить типы вулканов и связанные с ними вулканические явления; создать модель извержения вулкана в домашних условиях.

















Глыбы и бомбы это сгустки расплавленной лавы, остывающие и затвердевающие прямо в полёте. Вулканическая бомба в Разрезе.


Пирокластические потоки Пирокластические потоки, спускаясь с вулкана с огромной скоростью 200 км/ч могут поглотить близкую местность. Их температура достигает 800C. Некоторые потоки, содержащие больше газа, называют пирокластическими волнами. Они ещё опаснее и спускаются со скоростью 320 км/ ч. Пирокластические потоки, спускаясь с вулкана с огромной скоростью 200 км/ч могут поглотить близкую местность. Их температура достигает 800C. Некоторые потоки, содержащие больше газа, называют пирокластическими волнами. Они ещё опаснее и спускаются со скоростью 320 км/ ч.


Подводные курильщики Это горка на дне моря или океана, клубящиеся черным дымом. Это горка на дне моря или океана, клубящиеся черным дымом. Вода просачивается до нагретых пород и столбом поднимается вверх. Вода просачивается до нагретых пород и столбом поднимается вверх. Курильщик на дне Черного моря Заключение Я узнал много интересного о вулканах: На форму вулкана и тип извержения влияет вязкость лавы; На форму вулкана и тип извержения влияет вязкость лавы; Извержения плинийского типа влияют на климат планеты. Извержения плинийского типа влияют на климат планеты. Мне стало интересно: Мне стало интересно: 1.Что такое гейзеры и как они связаны с вулканами. 1.Что такое гейзеры и как они связаны с вулканами. 2. Почему происходят землетрясения. 2. Почему происходят землетрясения.

Введение...............3
Глава I. Общие сведения...............3
Глава II. Строение вулкана...............4
Глава III. Виды вулканов...............4
Глава IV. Почему извергаются вулканы?...............4
Глава V. Эксперимент...............5
Глава VI. Опасность и польза вулканов...............5
Заключение...............5
Литература...............7
Приложение...............8

Введение

Мне очень нравиться мультфильм «Ледниковый период». В каждой серии все действия происходят во льдах и снегах. У меня возник вопрос: как долго длился и по какой причине начался этот Ледниковый период.

Этот вопрос я учителю географии Фертиковой Раисе Заафаровне. Она объяснила, что при извержении вулканов, облака вулканической пыли не дают солнечным лучам нагревать нашу землю. А если извержение вулканов проходит долго и часто, температура на Земле понижается. И длиться это может долго, 100 лет и более.

Мне стало интересно узнать: почему извергаются вулканы? Именно этот вопрос стал темой моего исследования.

Цель исследования: узнать, почему извергаются вулканы?

Задачи исследования:

  • Выяснить что такое вулкан?
  • Как устроен вулкан?
  • Какие бывают вулканы?
  • Создать действующую модель вулкана в домашних условиях.

Объект исследования: вулканы.

Предмет исследования: извержение вулканов.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на уроках познания мира.

Гипотеза, которую я выдвинула в ходе исследования: вулкан извергается, потому что гора сердится.

Для решения данных задач мною использованы такие методы и приёмы исследования:

  • Беседа с учителями нашей школы
  • Изучение литературы и интернет источников;
  • Просмотр детских познавательных передач;
  • Экспериментирование.

Глава I Общие сведения

Почему же вулканы так называются?

В Викисловаре, я прочитала: ВУЛКАН - гора, обычно конической формы, с воронкой, через устье которой постоянно или время от времени выбрасываются горячие газы, лава и пепел.

Вулканом звали римского бога огня и покровителя кузнецов. Древние римляне верили, что дым и огонь, вырывался с вершины гор, где находилась кузница, когда бог Вулкан ковал металл. С горы доносился глухой рокот и лязг, текла раскалённая лава. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы - вулканами.

Глава II Строение вулкана

Рассмотрим строение вулкана.

Кратер - вершина вулкана.
Жерло - по нему поднимается магма.
Очаг вулкана - расположен в глубине земли.

Глава III Виды вулканов

Есть вулканы, которые извергались очень-очень давно. О них у людей не сохранилось никаких сведений. Такие вулканы называют потухшими.

Оказывается, существуют и «спящие вулканы». Такие вулканы больше не извергаются.

Вулкан, который извергался хотя бы один раз за последние 10.000 лет, называется действующим.

Глава IV Почему извергаются вулканы?

Но почему всё - таки извергаются вулканы? Ответ на этот вопрос я получила у учителя химии Фертикова Александра Владимировича. Оказывается, что глубоко в земле горные породы нагреваются и плавятся - образуется магма. Когда земля движется, магма поднимается к поверхности земли и скапливается в вулканической камере под вулканом. Газы, входящие в состав магмы стремятся к выходу - к кратеру и поднимают за собой магму. Чем ближе к кратеру, тем больше газов, магма превращается в лаву. Извержение начинается с выброса газов и вулканического пепла.

Глава V Эксперимент

Я решила провести эксперимент: «Создать макет действующего вулкана в домашних условиях».

Из картона я сделала конус. Обложила его пластилином и придала окраску вулкана. Поместила внутрь колбу. Наполнила колбу «лавой» - смесью пищевой соды, жидкого мыла и пищевого красителя. Залила «вулкан» уксусом и получила «извержение».

Вывод : газ, образовавшийся при воздействии уксуса на соду, поднимает «лаву» вверх и происходит «извержение».

Глава VI Опасность и польза вулканов

В древности люди не умели объяснить причины извержения вулканов, поэтому это грозное явление природы повергало человека в ужас.

Действующие вулканы представляют собой грозную опасность для населения, которое живет рядом. В момент извержения могут пострадать не только постройки, но и погибнуть люди.

Однако у вулканов есть и достоинство. Нагретые вулканами подземные воды помогают получать электроэнергию. В лечебных целях вулканы использовали с древности, а горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор.

Заключение

Вывод : в ходе исследования гипотеза подтвердилась только с точки зрения мифологической истории о боге огня и кузнечного дела Вулкане.

Древние римляне тоже считали, что бог сердится, поэтому и происходит извержение.

На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в её состав она поднимается вверх. В жерле вулкана магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение.

На территории нашей области вулканов нет. Но мы можем встретить продукты вулканического происхождения. Это пемза, которой мы пользуемся в быту. В будущем я мечтаю стать вулканологом, как первая женщина вулканолог - Софья Ивановна Набоко, спуститься внутрь вулкана, чтобы изнутри увидеть эту красоту.

Литература

1. Апродов, В. А. Вулканы: учебное пособие/ В. А. Апродов. - М.: Мысль, 1982. - 223с.
2. Влодавец, В. И. Вулканы Земли: Спб/ В. И. Влодавец. - М: Наука, 1973. - 198с.
3. Детская энциклопедия «Я познаю мир»/ Сост. Н. Ю. Буянова. - М.:АСТ, 1997. - 480с.
4. Лебединский, В. И. Вулканы и человек: Спб/ Лебединский В. И. - М.: Недра, 1967. - 186с.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2010г.
6. «Вулканы. Каталог вулканов Земли». http://vulcanism. ru/tipy-vulkanov. html «Вокруг света» http://vokrugsveta. com/index. php? option=com_content&task=view&id=1480&Itemid=66
7. Элементы большой науки. http://elementy. ru/email/2130490 SEED для школьников и преподавателей