Сообщение о путешественнике тур хейердал. История выживания: Тур Хейердал

Казалось бы, в двадцатом веке уже невозможно совершить глобальные открытия, всего лишь путешествуя по океану. Карты мира уже давно составлены и весьма точно. Но знаменитый Тур Хейердал бросил вызов этому утверждению. Правда, его исследования касались не географии, а историко-этнографических процессов.

Краткая биография жизни

Будущий путешественник и исследователь родился в Норвегии, когда уже вовсю громыхала первая мировая война. Тур рано заинтересовался биологией и антропологией, даже создал небольшой зоологический музей прямо у себя дома. А вот вода, как бы странно не звучало, внушала ему панический страх. Дважды в детстве Хейердал оказывался в одном шаге от утопления. Только в 22 года, выплыв из реки самостоятельно (он оказался там волей случая), сумел победить водобоязнь и изжить её навсегда.

Но и в последующие годы жизни Хейердала мало что ещё указывало на грядущую деятельность его. Конечно, знакомство со знаменитым путешественником Крепелином, изучавшим Полинезию (и одновременно – освоение географии в университете Осло) говорит о многом. Однако исследовать далёкие страны можно было и в кабинете, конечно, рассматривая и анализируя отобранные другими материалы. Но не такова была личность Хейердала…

В 1937 году он отправляется на Таити (где проходит курс выживания), а потом – целый год живёт на острове Фату-Хива, который был полностью изолирован от цивилизации. Продолжить исследования помешали сначала язвы, а затем – рост враждебности местных жителей. Этот период работы Тура Хейердала оказался почти забыт, так как попал в густую тень мировой войны.

В то же время, о знаменитом исследовательском походе через Тихий океан знают почти все сколько-нибудь образованные люди. Летописи и зарисовки конкистадоров, легенды и археологические совпадения подтолкнули Хейердала к попытке опытным путём проверить, возможно ли пройти большое расстояние по воде, располагая лишь теми средствами, что и в древности.

1947 год. Перу. Тур Хейердал и другие пятеро исследователей строят плот старинной конструкции, ставший известным как «Кон-Тики». За сто одни сутки, используя лишь течение и попутные ветры, экспедиция прошла восемь тысяч километров и достигла островов Туамоту.

Лодка Тура Хейердала

В конце 1960-х – начале 1970-х годов Тур Хейердал предпринял другое путешествие, на этот раз на лодке «Ра», сделанной из папируса. Цель была такая: отплыть из Марокко и на опыте доказать, что древние моряки могли благодаря Канарскому течению преодолевать Атлантический океан. Образцом для конструкции «Ра» послужили древнеегипетские лодки. Недостатки такой модели привели к досрочному окончанию экспедиции (лодка просто разломилась). Усовершенствованный «Ра-2», в следующем году, сумел добраться из того же Марокко до Барбадоса, что доказало принципиальную достижимость такого путешествия в прошлом.

Почему знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал считал таким важным подтверждение возможности контакта между Древним Египтом и Южной Америкой?

Дело в том, что он находил между этими цивилизациями многочисленные сходства – архитектура (пирамиды) и иероглифическая письменность, фресковая живопись и одинаковое незнакомство с аркой как методом оформления; продвинутые астрономические, календарные познания обоих; сходство методов мумификации. Аналогичной позиции он придерживался и по другим вопросам (например, исходил из влияния шриланкийской цивилизации мореходов на Южную Америку и культуру острова Пасхи.

Следует иметь ввиду, что многие тезисы, выдвигавшиеся Туром Хейердалом, реально ничем не обоснованы.

Про этого знаменитого путешественника сняли целый фильм, с которым я вам предлагаю ознакомиться:

Имя: Тур Хейердал (Thor Heyerdahl)

Возраст: 87 лет

Деятельность: археолог, путешественник, писатель

Семейное положение: был женат

Тур Хейердал: биография

ХХ века – так называют норвежского путешественника, археолога, историка и писателя Тура Хейердала. В 1999 году земляки признали его самым знаменитым норвежцем прошлого столетия, ведь больше никому из соотечественников не удалось получить 11 почетных степеней европейских и американских университетов.


Книги великого практика экспериментальной археологии послужили источником вдохновения для поколений юных мечтателей, а документальный фильм Хейердала «Кон-Тики» получил «Оскар». Знаменитый путешественник побывал во всех уголках земного шара и путем экспериментов доказал, что океаны не разъединяют, а соединяют людей.

Детство и юность

Родился будущий исследователь континентов и океанов на юге Норвегии, в коммуне Ларвик. Глава семьи варил пиво на собственной маленькой пивоварне, а мама, поклонница учения , работала в музее антропологии. Именно она пробудила в сыне интерес к исследованию мира во всем его многообразии.


Парень с удовольствием погрузился в премудрости зоологии и даже открыл собственный «зоомузей» в комнатке, которую отец отвел сыну на пивоварне. Главным экспонатом музея стала гадюка. Зато водная стихия будущему мореплавателю внушала страх: в детстве и юности Тур Хейердал дважды взглянул в глаза смерти, едва не утонув.

Позже путешественник признался, что в 17 лет даже мысль о том, что он окажется в бушующем океане на самодельном судне, привела бы его в неописуемый ужас. Но в 22 Хейердал победил страх: упав в бурную реку, он выбрался на сушу и почувствовал, что преодолел стихию.


В 1933 году 19-летний юноша стал студентом старейшего университета страны, расположившегося в столице. Как и планировал, поступил на естественно-географический факультет, где с головой погрузился в увлекательный мир науки.

Путешествия

Окончив 7 университетских семестров, Тур Хейердал сошелся с двумя немецкими учеными-зоологами. Кристина Бонневи и Эльмар Брок разработали проект, позволявший исследовать фауну удаленных полинезийских островов. Цель проекта – выяснить, как на острове очутились материковые виды животных.


Хейердал, грезивший путешествиями и исследованием неизведанных земель, давно подготовился к поездке. В университете он сблизился с норвежским ученым и путешественником, прожившим несколько лет на островах Полинезии. Бьерн Крепелин вошел в доверие таитянских вождей и вывез на материк богатую коллекцию предметов обихода островного племени.

Любознательному Туру Хейердалу исследователь позволил пользоваться библиотекой, из которой молодой ученый почерпнул знания о жизни на таинственных островах. Дружба с Крепелином, а позже с профессорами из Берлина дала базу, от которой Хейердал оттолкнулся в научных поисках.


В 1937-м ученый с молодой супругой Лив отбыл на Маркизские острова. Маршрут молодоженов пролег в Марсель, оттуда через Атлантический океан и Панамский канал пара переправилась в воды Тихого океана и добралась до конечной цели – Таити.

На острове молодожены поселились в доме вождя, которому белокожий и голубоглазый 23-летний Тур так пришелся по душе, что глава туземного племени усыновил его, дав имя Голубое небо.

Тур с женой постигали науку выживания без благ цивилизации, пользуясь тем, что дала природа. Изучали островную флору и фауну. Спустя год исследователь описал «таитянскую» главу биографии в первой книге, названной «В поисках рая».


В конце 1940-х Тур Хейердал отправился вдоль берегов Британской Колумбии, чтобы получше изучить индейское население. Но Вторая мировая война прервала занятия ученого, посчитавшего долгом влиться в ряды армии.

В Британии Хейердал выучился на радиста и вместе с союзнической армией освобождал страну от нацистов. За проявленную храбрость удостоился награды, а полученная специальность пригодилась в путешествиях, которые ученый продолжил после войны.

В 1946-м Тур Хейердал, проанализировав материалы и наблюдения довоенной экспедиции, выдвинул смелую гипотезу о заселении Полинезии людьми из Америки, а не юго-востока Азии, как до этого считали историки. С ученым не согласились многие коллеги, и он, дабы доказать правоту, собрал экспедицию. Желание отправиться в путешествие с норвежцем выразили четверо соотечественников и один швед.


В Перу участники экспедиции смастерили плот, назвав его «Кон-Тики», и пустились по волнам Тихого океана. Спустя 101 день плот причалил к скалам островов Туамоту.

Таким образом ученый доказал, что на самодельном плоту с парусами, учитывая попутное течение, можно переплыть океан и причалить к островам Полинезии. Так по его теории делали предки полинезийцев, об этом говорилось в летописях испанских конкистадоров.

Наблюдения и приключения экспедиции Тур Хейердал описал во второй книге, ставшей бестселлером – «Путешествие на «Кон-Тики». Увлекательное и познавательное сочинение перевели на 66 языков, а документальный фильм о мореплавателях в 1952 году получил «Оскар». Ленту снял сам Хейердал.

В середине 1950-х ученый отправился исследовать остров Пасхи и по результатам путешествия написал новый бестселлер, назвав его «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи». Как и вся литература, вышедшая из-под пера норвежского ученого, книга получила горячий отклик читателей во всем мире.

В путешествии Тур Хейердал заинтересовался лодками из тростника. В 1969 году исследователь нанял корабелов с озера Чад. Строители, основываясь на макетах и рисунках древнеегипетских суден, сконструировали судно из тростникового папируса, который раздобыли на эфиопском озере.

Лодку, которой команда дала название «Ра», спустили на воду у берегов Марокко. Но она продержалась на волнах Атлантики несколько недель и разломалась. Команда оставила «Ра».


В 1970-м Тур Хейердал с врачом и путешественником из России и пятью другими коллегами со всех континентов погрузились на «Ра-II», построенную с учетом прежних ошибок боливийскими мастерами. Члены экспедиции достигли цели – острова Барбадос. Хейердал доказал, что древнеегипетские мореплаватели, используя паруса и Канарское течение, могли преодолеть океан и причалить к берегам Америки. И в первой, неудачной, и во второй, увенчавшейся успехом, экспедициях участвовал Сенкевич.


Весной 1978 года путешественники сожгли еще пригодный к путешествиям «Тигрис», протестуя против войны. Тур Хейердал обратился с письмом к возглавлявшему ООН Курту Вальдхайму и ко всем людям доброй воли, призывая подумать о судьбе цивилизации, которая может сгореть и пойти ко дну, как «Тигрис».

В 1983-84 годах норвежец исследовал курганы, ранее обнаруженные на Мальдивах, и нашел фундаменты и дворы, «смотревшие» на восток, а также исполинские каменные фигуры древних мореплавателей. Все увиденное изложил в книге «Мальдивская загадка».

В начале 1990-х ученый отправился на Тенерифе и осмотрел пирамиды Гуимар. Хейердал первым догадался, что это культовые строения, а не случайные нагромождения камней, как думали современники. В 1993-м Тур Хейердал раскопал на Канарах возвышения и нашел пирамиды, построенные в 15-м веке истребленными испанцами племенами гуанчей.


В начале 2000-х путешественник отправился в Россию, намереваясь найти доказательства того, что норвежцы прибыли на территории, которые сейчас занимают, с Азовского побережья. Ученый проанализировал увиденное и описал в сочинении «В поисках Одина. По следам нашего прошлого».

Побывал неутомимый и любознательный норвежец и на Кавказе, провел раскопки на Дону. Он выдвинул теорию о переселении степных племен из Приазовья в Скандинавию, чем навлек поток критики историков и географов, назвавших исследователя псевдоученым. Но обоснованно опровергнуть версию Хейердала не смог никто.

Личная жизнь

Первой супругой исследователя была экономист по образованию Лив Кушерон-Торп. С девушкой Тур Хейердал встретился в университете. С Лив он отправился в первое путешествия, проведя медовый месяц в доме вождя на Таити. Потом молодожены перебрались на один из Маркизских островов, где прожили год вдали от достижений цивилизации.


Война и последовавшее затяжное путешествие на «Кон-Тики» отдалили супругов. Знакомство с красавицей Ивонн Дедекам-Симонсен поставило точку в предыдущем браке, где остались двое сыновей Тур и Бьерн.


Тур Хейердал вторично женился. Ивонн подарила мужу трех дочерей. Женщина сопровождала супруга в самых рискованных экспедициях и наводила порядок в двух домах Хейердала – в Осло и Италии.


В конце 1960-х путешественник расстался с Ивонн. Третий брак случился в 1991 году, когда Хейердалу исполнилось 77. Француженка Жаклин Бир, бывшая победительница конкурса красоты, вышла замуж за Тура и прожила с ним до конца жизни. Поначалу пара обитала на итальянской Ривьере, потом супруги перебрались на Тенерифе.

Смерть

Тур Хейердал скончался весной 2001 года. 87-летний ученый умер от опухоли мозга в Италии, в живописном имении в городке Алассио. Рядом с ним до конца были дети и любимая Жаклин. За месяц до смерти Хейердал отказался от лекарств и еды.


Похоронили знаменитого путешественника в итальянском имении. Памятник Туру Хейердалу благодарные соотечественники воздвигли при жизни.

В 2006-м по пути «Кон-Тики» прошла экспедиция «Тангароа» (название небесного божества полинезийцев) из шести человек, среди которых оказался внук ученого Улав Хейердал.

Библиография

  • 1938 - «В поисках рая»
  • 1948 - «Путешествие на «Кон-Тики»»
  • 1952 - «Приключения одной теории»
  • 1957 - «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи»
  • 1970 - «Ра»
  • 1974 - «Фату-Хива. Возврат к природе»
  • 1975 - «Искусство острова Пасхи»
  • 1978 - «Древний человек и океан»
  • 1979 - «Экспедиция «Тигрис»
  • 1986 - «Мальдивская загадка»
  • 1989 - «Остров Пасхи: разгаданная тайна»
  • 1992 - «Уязвимый океан»
  • 1998 - «По следам Адама»
  • 2001 - «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого»

Открытия

  • Хейердал доказал возможность контактов между цивилизациями Средиземноморья и Южной Америки
  • Тур Хейердал выдвинул гипотезу, что Полинезия была заселена из Америки, а не из Юго-Восточной Азии
  • Доказал возможность пересечения Тихого океана в западном направлении из центральной части Южной Америки
  • Тур Хейердал нашел часть пресловутого золота инков
  • Путешественник обнаружил заброшенные пирамиды Гуимар на острове Тенерифе, выразив мнение об астрономической ориентации сооружений
  • Доказал невозможность сбережения кокосовых орехов в морской воде, а значит, и невозможность случайного занесения (посредством течений) кокосовых пальм из Южной Америки на острова Полинезии. Семена перевезли люди
  • Доказал существование торговых связей между Индской цивилизацией и Месопотамией

Об этом путешествии уже сложены легенды и даже снят полнометражный художественный фильм. Путешествие на Кон-Тики стало самым знаменитым путешествием Тура Хейердала. И о нём будут помнить ещё многие и многие годы, продолжать восхищаться мужеством и бесстрашием этих романтиков, во главе которых был Тур Хейердал.

Путешествие на плоту Кон-Тики вдохновило многих людей на смелые поступки и стало визитной карточкой Тура Хейердала. Именно этот переход по Тихому Океану принёс ему мировую известность, а уж потом и все остальные его не без того замечательные приключения.

Кон-Тики - это плот, сделанный из 9 бальзовых . Длина их от 10 до 14 метров. Деревья эти были срублены в джунглях Эквадора и привезены на его побережье. Кон-Тики имел острый нос, который улучшал его качества и увеличивал скорость.

Строительство плота

Первоначально Тур Хейердал и его команда планировали найти и срубить бальзовые деревья на побережье Эквадора, как это делали инки, но они ничего не нашли. Пришлось лететь вглубь страны и там срубать эти деревья. Они срубили 9 самых больших деревьев, которые только могли найти и сняли с них кору так, как это делают индейцы. Брёвна они сплавили аж до самой Лимы, столицы Перу, откуда они и начали свой поход.

Прямо там они приступили к строительству своего плота. Власти Перу выделили им док в порту и рабочих этого дока, которые и проделали основную работу. Большие бальзовые брёвна были основой плота, сверху они положили ещё 9 бальзовых брёвен, но меньшего диаметра. Эти брёвна стали основой палубы, которую они застелили бамбуковыми циновками. Также из бамбука была построена небольшая хижина в центре палубы. Крыша хижины выполнена из банановых листьев.

Судно было собрано без единого гвоздя и все части его были связаны верёвками. Точно так же сооружали свои плоты древние жители этих мест - инки. Мачта и руль судна были сделаны из мангрового дерева, которое тонет в воде.

Власти не верили, что плот сможет дойти до островов Полинезии, и даже заключали пари между собой. Но люди, собравшиеся перед отплытием, старались взять у команды автографы, в надежде, что плот всё-таки сможет дойти до намеченной цели.

Плот получил название Кон-Тики, в честь бога солнца древних инков. В те времена люди поклонялись этому богу и вырезали его голову в разных статуях. Изображение одной из этих статуй появилось на парусе этого судна. Легенда гласит, что замученный народ в конце концов прогнал Кон-Тики на запад, и он уплыл со своими людьми за Тихий Океан. Среди полинезийцев же ходили легенды о великом Тики, который приплыл со своими людьми с востока. По стопам этого древнего бога и решил поплыть Тур Хейердал со своей командой.

28 апреля 1947 года плот Кон-Тики отплыл от перуанского порта Кальяо. Для того, чтобы это судно не мешало портовому движению, военно-морской буксир вытянул плот на 50 миль, вплоть до течения Гумбольдта. Дальше команда Тура Хейердала проследовала уже самостоятельно.

Тур Хейердал (1914—2002) - руководитель экспедиции (на фото 3-й)

Эрик Хессельберг (1914—1972) - штурман и художник. Он нарисовал изображение бога Кон-Тики на парусе судна (на фото 4-й)

Бенгт Даниельссон (1921—1997) - исполнял обязанности кока. Он интересовался теорией миграции. Также помогал как переводчик, так как единственный из экипажа говорил по-испански (на фото 2-й)

Кнут Хаугланд (1917—2009) - радист (на фото1-й)

Турстейн Робю (1918—1964) - второй радист (на фото 5-й)

Герман Ватцингер (1916—1986) - инженер технических измерений. Во время экспедиции вёл метеорологические и гидрологические наблюдения (на фото 6-й)

Седьмым участником экспедиции был южно-американский попугай Лолита.

В пути

На борт судна постоянна попадала летающая рыба и другие морепродукты. Недостатка в морепродуктах у них не было - за бортом открытый океан. Часто попадалась рыба-дельфин. Также собирали планктон, тянув за собой мелкую сетку.

Они готовили еду на примусе, который взяли с собой и поместили в деревянный ящик. Один раз кок задремал и загорелась бамбуковая стена хижины, но её смогли легко потушить. Еда, как и различное оборудование, хранилась под палубой, между бамбуковыми циновками и бальсовым основанием. Всё необходимое было упаковано в картонные коробки, залитые асфальтом (битумом), чтобы в них не попадала влага.

Часть эксперимента заключалась в том, что двое членов экипажа не ели рыбу и другие морепродукты - для них была специальная диета, которую нужно было испробовать. Они питались американскими пайками, разработанными для военных, но ещё не были испробованы.

Если им хотелось свежей рыбы, то для этого нужно было просто закинуть крючок за 20 минут до еды - и рыба гарантированно будет к обеду!

Также они пробовали пить лимфатическую жидкость, полученную из гланд рыбы. Этим самым они хотели посмотреть возможность добычи питьевой воды в открытом море. Участники экипажа Кон-Тики взяли с собой чуть меньше тонны пресной воды, которую время от времени пополняли идущими тропическими дождями. Для поддержания солевого баланса иногда они смешивали пресную воду с морской.

Команде пришлось наблюдать и более больших представителей ихтиофауны Тихого Океана. Они видели китов и ловили акул, а один раз к ним подошла близко крупнейшая из акул - китовая акула. Они так долго наблюдали за ней, что у одного участника сдали нервы и он воткнул копьё в неё, после чего акула исчезла. Бывало, им приходилось держать на палубе до 9 акул.

Бывали и случаи, когда акулы чуть было не укусили участников экипажа, но, к счастью, всё обошлось без каки-либо травм.

Они взяли с собой резиновую лодку, с которой снимали некоторые виды плота, а также, если вдруг кому-то хотелось побыть вне команды, одному, то он мог сесть в эту лодку и плыть в ней, привязанный к плоту.

До того, как они достигли половины пути, они пережили два больших бури, одна из которых длилась 5 дней. Во время бури у них не было времени даже на съемку. В шторм был сломан парус, рулевое весло, а брёвна разошлись. Была разрушена палуба, но им удалось её починить. Также они потеряли своего попугая.

Кон-Тики шёл со средней скоростью 80 км в день, рекордом их скорости был один день, за который они проделали 130 км. Участникам экипажа постоянно приходилось проверять узлы под водой, это удовольствие было не из приятных, поскольку была вероятность нападения акул. Хотя акулы и не нападали на плот до того, как в воду не падала хотя бы капля крови.

Однажды Ватцингер упал в воду, вследствие чего не мог догнать плот, несмотря на то, что он плыл очень быстро. Вслед за ним прыгнул Хаугланд - доплыл до него. Для безопасного погружения под воду они построили корзину ныряльщика, с помощью которой можно было спрятаться от акул. Когда акулы подойдут близко, ныряльщику надо было спрятаться в эту корзину, после чего команда вытянет его на борт.

Наконец они увидели знак о приближении земли - рядом с ними пролетал фрегат. Они подходили к коралловому архипелагу Туамоту. Это были острова Французской Полинезии. Нужно было смотреть в оба, так как велика была вероятность наткнуться на коралловые рифы. Острова такие низкие, что издали их можно разглядеть, только когда прибой бил о рифы.

На 93-ий день наблюдатель с мачты обнаружил землю - это был один из островов южных морей, на котором росли . Они прошли мимо него. Затем, через 4 дня они увидели лодку местных жителей, они подплыли к ним и стали помогать команде Кон-Тики грести. После команда пошла ещё дальше и на 101 день они увидели землю в 3-ий раз.

Кое-как, борясь с волнами и океаном, они доплыли до кораллового атолла Рароиа и вылезли на берег. Брёвна плота выдержали. Они доказали, что на самодельном плоту из бальзовых брёвен вполне можно переплыть из Южной Америки к островам Полинезии. Они прибыли на остров 7 августа 1947 года. Они проделали путь длиной в 6980 км.

Они перетащили свои вещи на этот необитаемый остров и прожили там неделю, пока не увидели подплывающую лодку с местными.

Плот Кон-Тики хранится сейчас в одноимённом музее в Осло. Тур Хейердал и его команда доказали теоретическую возможность пересечения Тихого океана южноамериканскими индейцами. Также они доказали, что не могли переплыть океан сами и потом взойти: из-за морской воды орехи становятся непригодными к всходам, а стало быть, на острова их завезли люди.

На островах Полинезии они посадили семена различных растений, в знак того, что индейцы, приплывшие сюда многие годы назад, садили различные растения.

Бальзовые брёвна выдержали весь маршрут и после этого ещё хорошо держались в воде благодаря тому, что были сырыми, жидкость внутри деревьев играла роль пропитки и не давала морской воде впитаться глубже. Точно так же строили свои плоты древние инки.

Весной 1969 года из порта Сафи, Марокко, вышла папирусная лодка «Ра» под командованием норвежского путешественника Тура Хейердала. Перед экипажем, состоящим из 7 человек, в числе которых был и наш соотечественник Юрий Сенкевич, стояла задача переплыть Антлантический океан.

Юрий Сенкевич и Тур Хейердал во время путешествия на папирусной лодке "Ра", 1969 год

Проанализировав многие находки, где были изображены папирусные корабли, Хейердал начал задумываться о том, что еще во времена доинкской Америки древние мореплаватели пересекали Тихий океан, используя тростниковые суда. Возможное сходство древних тростниковых судов, которые изготавливались в Мексике и Перу, с папирусными кораблями, используемыми жителями древних цивилизаций Средиземноморья, не отрицалась и другими компетентными исследователями.

В 1969 году Тур Хейердал задумал экспедицию на папирусной лодке через Атлантику. Исследователь предоставил мастерам с озера Чад изображения и модели древних египетских судов. На основе этого материала они соорудили корабль из папируса, который символически был назван "Ра"

В 60-х годах Хейердал встречался с Мстиславом Келдышем, приезжая в СССР. В разговоре речь зашла о будущих экспедициях Хейердала, и Келдыш спросил его: "А почему бы вам не взять с собой русского?" И, вспомнив о вопросе Келдыша, написал советскому академику письмо с просьбой найти ему русского врача, владеющего английским языком и обладающего чувством юмора. Выбор пал на молодого врача, недавно вернувшегося из Антарктиды со станции "Восток" после годовой зимовки, Юрия Сенкевича.
Так Сенкевич оказался в составе интернационального экипажа: Тур Хейердал (Норвегия), Абдула Джибрин (Чад), Норман Бейкер (США), Сантьяго Хеновес (Мексика), Джордж Сориал (Египет), Карло Маури (Италия) и Юрий Сенкевич (СССР)

25 мая 1969 года состоялся старт папирусной лодки "Ра". На борту, кроме 7 человек экипажа, были еще обезьяна Сафи, куры и утка.

Попутный ветер и Северное Экваториальное течение способствовали тому, что "Ра" за 2 месяца плавания преодолел 5 тысяч километров морского пути, но закончилось путешествие тем, что лодка затонула

По словам Юрия Сенкевича, это произошло из-за того, что строители лодки с озера Чад обрубили загнутую корму, решив не руководствоваться расчетами и чертежами Хейердала. А корма была необходима, чтобы лодку не заливало, когда она преодолевает высокие волны. Когда это поняли, корму надставили, но целостность конструкции уже была нарушена. Через месяц после выхода в открытый океан корма стала погружаться в воду, и "Ра" буквально превращалась в подводную лодку.

Вот отрывки из дневника Юрия Сенкевича:
"4 июня. Всего у нас сломалось пять весел и одно утеряно."
"29 июня. Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что "Ра" будет затоплен по палубу - это точно."
"9 июля. Справа рвутся веревки, связывающие папирус. Весь правый борт ходит ходуном и грозит оторваться от нас."

Экипаж мужественно пытался спасти лодку. Под рулевым мостиком находился спасательный плот из пенопласта, рассчитанный на шесть человек, который распилили и укрепили на корме. Это помогло продержаться еще две недели, прежде чем был послан сигнал "SOS".

Сигнал услышали с американской яхты. Слово Юрию Сенкевичу: "Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни." 16 июля 1969 года измученные путеешственники оставили многострадальную лодку и переместились на яхту «Шенандоа». Так завершилось это первое, но не последнее путешествие.

А уже через год в мае состоялся старт "Ра-2"

В небольшом городке Ларвик на юге Норвегии.

С детских лет Тур интересовался зоологией, любовь к которой привила ему мать, биолог по образованию.

В 1933-1936 годах Хейердал изучал зоологию и географию в университете Осло. В то же время он самостоятельно изучал историю и культуру Полинезии. Во время учебы в университете Тур познакомился с берлинскими учеными Кристиной Бонневи и Яльмаром Брохом, которые разработали и организовали проект, предусматривающий посещение удаленных островов Полинезии и изучение того, каким путем туда могли попасть животные, населяющие острова.

В 1950 году по инициативе Тура Хейердала в Осло был открыт музей "Кон-Тики". В музее выставлен не только оригинал знаменитого плота, но и плавсредства и предметы из других экспедиций Хейердала : папирусная лодка " Ра-II ", на которой в течение двух месяцев путешественник преодолел расстояние в несколько тысяч миль; модель тростниковой лодки "Тигрис" , скульптуры с острова Пасхи и предметы древних народов Латинской Америки.

Тур Хейердал был трижды женат. В первом браке с Лив Кушерон-Торп у него родились два сына Тур и Бьерн. Во втором браке с Ивонной Дедекам-Симонсен у Хейердала родились три дочери — Анетта, Мариан и Хелен Элизабет. В 1996 году Хейердал развелся со своей второй супругой и женился на актрисе Жаклин Бир.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников