Василий аксенов женился на своей любимой женщине. Биография Майи Кармен (Аксёновой). Агрессия со стороны властей

Он пронес свою любовь к жене в течение 30 лет. Их любовь вызывала восхищение и зависть. Именно Майе Василий Аксенов посвятил свой знаменитый роман «Ожог». 20 августа ему исполнилось бы 80 лет.

В богемной среде 70-х знаменитому кинодокументалисту Роману Кармену перемывали косточки. Мол, женился на молоденькой. Его избранница Майя годилась ему в дочки – младше на 24 года. Красивая, эффектная блондинка. Муж с головой был погружен в работу над фильмами, а она не скучала. Очень скоро стала своей среди московской элиты, не отказывалась от приглашений на вечеринки.

Василий Аксенов , тогда из молодых и талантливых, был наслышан о Майе еще до знакомства с ней. И однажды, оказавшись с Романом Карменом в одном купе поезда, что ехал в Питер, поинтересовался у мэтра: «А правда, у вас хорошенькая жена?» Режиссер ответил сдержанно: «Мне нравится».

Василий в ту пору был женат. Он познакомился с Кирой на Карельском перешейке под Питером. Там писатель работал после окончания медицинского института. Его приятель позвал на танцы. Уговаривая, рассказал, что видел там очаровательную девушку. Кира, студентка Московского института иностранных языков, гостила у бабушки. Она здорово пела разные заграничные песенки, чем Василию и приглянулась. А через полтора года он переехал в Москву вслед за любимой.

– Кира выходила замуж за нищего врачишку, – вспоминал писатель.

Они жили в крошечной комнатенке, в их доме была одна туалетная комната на 50 квартир. Но несмотря на бытовые трудности, жили душа в душу. Родился сын Алёша. Вскоре опубликовали роман Аксенова «Коллеги». Пришла известность. А вместе с ней и проблемы в семейной жизни.

Аксенов стал своим в литературных кругах. Он дружил с Евтушенко, Вознесенским, Рождественским, Ахмадулиной. Участвовал в их дружеских вечеринках. Посиделки эти не ограничивались лишь литературными спорами. «Там крутились и разные дамочки», – признавался писатель. Жена его ревновала. Как говорил Аксенов, она к тому же еще и комплексовала: после родов Кира располнела. Постоянные сцены дома его напрягали.

Отношения с Кирой перестали быть прежними.

– Начались любовные увлечения. Это всегда по домам творчества проходило, – признавался он.

Однажды Василий приехал в Ялту отдыхать с женой. Литературная братия устроила круиз на теплоходе «Грузия». Жена Кармена тоже приехала развеяться. Эту новость Аксенову сообщил его друг, писатель Георгий Поженян. Майя ему давно нравилась, и он надеялся закрутить с ней курортный романчик, ведь муж Майи, Роман Кармен, ее не сопровождал, он недавно перенес инфаркт и остался дома, в Москве. Аксенова познакомила с женой Кармена Белла Ахмадулина. Увидев ее, он понял, что влюбился. Она привлекала взгляды мужчин, словно магнит. Ей нравилось, что они смотрят ей вслед.

На теплоходе накрывали общий стол. Василий крутился возле Майи, помогал, шутил, одаривал комплиментами. Осмелился даже намекнуть, что жена вскоре уедет. Она не растерялась и ответила, вот, дескать, и станем ближе друг к другу. Кира уехала. И все закрутилось. Поженян, увидев, что у него шансов нет, отправился дальше в круиз на теплоходе. А Аксенов с женой Кармена остались в доме творчества.

Вскоре об их связи знали все. Да они и не скрывали. Он продолжал жить с Кирой, она не уходила от мужа. Но их отношения в семьях превратились в формальность. Любовники отдыхали в Сочи, в Чегете, появлялись вдвоем на мероприятиях и на вечеринках. Вот только за границу вместе не ездили. Майя закончила Институт внешней торговли и работала в Торговой палате. Возвращаясь из-за рубежа, она привозила Аксенову модные тогда джинсы и батники.

Роман Кармен знал об увлечении жены. Но отказаться от нее не мог. Режиссер был неизлечимо болен. И просил Майю не оставлять его, пока он жив. Она ухаживала за мужем, сидела у его постели, а потом убегала на свидания к Аксенову.

Пытался было остудить Василия писатель Юлиан Семенов, друг Кармена. Он говорил: «Отдай ему Майку…»

Он торопился закончить озвучание своего знаменитого фильма «Неизвестная война». Но сердце его не выдержало. Кармен скончался в апреле 1978 года. Майя в это время отдыхала в Ялте с Аксеновым. А через два года они поженились и выехали из СССР в США по приглашению.

Злые языки говаривали, что в банках США на счетах супруги Кармена лежали огромные гонорары ее покойного мужа за 20-серийную киноэпопею «Неизвестная война», созданную им по заказу компании «Эр тайм интернэшнл»…

До последних дней Аксенов говорил про Майю: она ему самый близкий человек. Признавался, что любит лишь ее, и обещал любить до конца. Так и случилось.

Справка

В 1981 году был лишен советского гражданства, в 1999-м ему его вернули.

В последние годы жизни жил то во Франции, в Биаррице, то в Москве.

В январе 2008 года писатель почувствовал себя плохо, в момент приступа был за рулем и попал в результате в аварию. Ему поставили диагноз инсульт. Вплоть до 6 июля 2009 года находился между жизнью и смертью.

Скончался в возрасте 76 лет.

Василий Павлович Аксенов — прозаик, из-под пера которого вышло много рассказов, повестей, романов, трилогий. Он написал множество разнообразных произведений, которые известны читателям, а ведь изначально он себя не собирался связывать с писательской деятельностью, но об этом по порядку.

Сначала жизнь Василия Аксенова начиналась хорошо. Ребенок родился в 1932 году в Казани в семье партийного деятеля, поэтому его семью можно было назвать известной, к тому же родители были интеллигентными людьми. Алексей был третьим ребенком, до него у матери и у отца были дети от первых браков. Алексей же общий ребенок Павла и Евгении. Все вроде как шло хорошо, но тут настали сложные времена, времена «сталинских чисток» и родители Аксенова были арестованы. Самого же мальчика, в отличие от старших детей, которых забрали родственники, отдали в интернат. Это произошло, когда мальчику было четыре и только спустя год родному дяде удалось разыскать Алексея и забрать к себе.
Со своей же мамой будущий писатель смог встретиться только через десять лет в 1948 году, когда она вышла из лагерей и перебралась в качестве ссыльной в Магадам. Там и прошла юность Василия, которую он позже опишет в своем произведении «Ожог».

Василий Аксенов биография и личная жизнь

Далее жизнь Василия Аксенова, его биография и личная жизнь продолжаются тем, что в 1956 году он заканчивает медицинский ВУЗ в Ленинграде и даже несколько лет работает по профессии, но большее свое призвание он увидел, когда впервые попробовал написать. И случилось это в начале шестидесятых. Тогда он написал повесть «Коллеги», которая сразу принесла успех писателю. Данная повесть была даже экранизирована, как экранизировали и последующие его работы, среди которых был роман «Звездный билет», был поставлен спектакль по пьесе «Всегда в продаже». С каждым последующим годом автор становится популярнее, его узнают, его читают. Он был принят в члены редколлегии «Юность». Однако сами власти не совсем принимали Аксенова, особенно не поддерживали его общественную деятельность и из-за постоянного участия в демонстрациях, творчество Аксенова Василия стали подвергать критике, а далее и вовсе его запрещают печатать в родной стране.

Дальше жизнь Аксенова Василия Павловича и краткая его биография продолжается уже в США, куда он эмигрировал. Как только он приехал в США, на родине сразу же лишили его гражданства. В связи с подобным изгнанием автор не мог посетить свою страну в течение десяти лет. За этот период в Америке он пишет автобиографическую работу «Ожог», трилогию «Московская сага» и много другого. Работает в США журналистом, преподает литературу в университетах.

Гражданство ему вернули в девяностых, но писатель предпочитает жить за границей и в родную страну приезжает только наездами. Первая его работа, что была опубликована в нашей стране после длительного изгнания, было произведение «Вольтерьянцы и вольтерьянки». Последней работой писателя был роман «Таинственная страсть».

Умер Василий Аксенов в 2009 году.
Если говорить об Аксенове Василии Павловиче, его биографии и личной жизни, то стоит рассказать о его семейном положении. Женат он был дважды. От первого брака у него остался ребенок — сын Алексей. Его первой женой была девушка из известной семьи — Кира Менделеева, но, когда Василий встретил Майю Кармен, то понял, что она и есть любовь всей его жизни. Майя была с ним до последние его дней.

Участники альманаха «Метрополь» (слева вправо): Евгений Попов, Виктор Ерофеев, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Зоя Богуславская, Борис Мессерер, Фазиль Искандер, Андрей Битов, Василий Аксенов, Майя Кармен, наша героиня. Фото Валерия ПЛОТНИКОВА.

Его называли основоположником «нового сладостного стиля». Добрые критики делали упор на слове «новый». Злые — на слове «сладостный». Что стоит за новизной и сладостностью?

Каковой этот человек изнутри?

Ольга КУЧКИНА

— Вася, давай побеседуем о любви. У Тургенева была Виардо, у Скотта Фитцджеральда — Зельда, у Герцена — Наташа, не будь ее, не родилась бы величавая книжка «Былое и думы». Что такое для писателя его дама? Бывало в твоей жизни, что ты писал ради девицы, ради дамы?

— Так не было… Но все таки такое возвышенное было. И наша основная любовь — я не знаю, как Майя на это глядит, но я смотрю так: Майя, да.

«Отдай Майю…»

— Отлично помню: Дом творчества в Пицунде, ты появляешься с увлекательной блондиночкой, и все шушукаются, что, дескать, Вася Аксенов увел супругу у известного кинодокументалиста Романа Кармена…

— Я ее не уводил. Она была его супругой еще лет 10.

— Ты с ним был знаком?

— Нет. Я один раз ехал с ним в «Красной стреле» в Питер. Я был под банкой. А я уже слышал о его супруге. И я ему говорю: правда ли, что у вас очень хорошая супруга? Он гласит: мне нравится. Так он произнес, и может, кое-где отложилось.

— Сколько лет для тебя было?

— Года 32 либо 33. Я был женат. Кира у меня была супруга. Кира — мать Алексея. И с ней как-то очень плохо было… По сути мы жили, в общем, забавно. До рождения малыша, до того, как она так располнела…

— Все поменялось оттого, что она располнела? Тебя это стало… обижать?..

— Ее это стало обижать. Я к этому времени стал, ну, известным писателем. Шастал всюду с нашими тогдашними знаменитостями… различные приключались приключения… она стала сцены закатывать…

— А начиналось как студенческий брак?

— Нет, я уже закончил мединститут в Питере. И мы с другом поехали на Карельский перешеек, наши интересы — спорт, джаз, то-се. И он мне произнес: я лицезрел на танцах одну даму… Она гостила там у собственной бабушки, старенькой большевички. Та отсидела в кутузке, ее только-только отпустили, это был 1956 год. А посиживала она с 1949-го…

— И твоя мать посиживала…

— Моя мать посиживала в 1937-м. А Кирину бабушку каким-то образом приплели к делу Вознесенского…

— Какого Вознесенского?

— Не Андрея, естественно, а того, который направлял всю партийную работу в Русском Союзе. Его посадили и расстреляли. Приходил его племянник, который говорил, как тот посиживал в кутузке в одиночке и всегда писал письма Сталину, что ни в чем же не повинет. И вдруг однажды Политбюро практически в полном составе вошло в его камеру, и он, лицезрев их, заорал: я знал, друзья мои, что вы придете ко мне! Тогда и Лазарь Каганович так ему в ухо отдал, что тот оглох.

— Для чего же они приходили?

— Просто поглядеть на поверженного неприятеля.

— Садисты…

— А Кира кончала институт зарубежных языков и пела различные зарубежные песенки очень здорово…

— И твое сердечко растаяло.

— Вот конкретно. А позже… всякие штуки были…

— Штуки — любовные увлечения?

— Любовные увлечения. Это всегда по домам творчества проходило. И вот как-то приезжаем мы в Дом творчества в Ялте. Там Поженян, мой друг. Мы с ним сидим, и он потирает ручки: о, супруга Кармена здесь…

— Потирает ручки, думая, что у тебя на данный момент будет роман?

— Он задумывался, что у него будет роман. Она только-только приехала и подсела к столу Беллы Ахмадулиной. А мы с Беллой всегда дружили. И Белла мне гласит: Вася, Вася, иди сюда, ты знаком с Майей, как, ты не знаком с Майей!.. И Майя так на меня глядит, и у нее очень измученный вид, так как у Кармена был инфаркт, и она всю зимнюю пору за ним ухаживала, и, когда он поправился, она поехала в Ялту. А позже она стала хохотать, повеселела. А в Ялте стоял наш пароход «Грузия», пароход литературы. Так как капитаном был Толя Гарагуля, он любил литературу и всегда заманивал к для себя, устраивая нам пиры. И вот мы с Майей… Майя почему-либо всегда накрывала на стол, ну как-то старалась, я что-то такое разносил, стараясь ближе к ней быть…

— Сходу втюрился?

— Да. И я ей говорю: вот видите, какая каюта капитанская, и вообщем как-то все это чревато, и завтра уже моя супруга уедет… А она гласит: и мы будем поближе друг к другу. Поженян все лицезреет и гласит: я ухожу… И уплыл на этой «Грузии». А мы возвратились в Дом творчества. Я проводил Киру, и начались какие-то пиры. Белла чего-то придумывала, прогуливалась и гласила: понимаете, я слыхала, что прошлые люди зарыли для нас бутылки шампанского, давайте находить. И мы находили и находили.

— Развод Майи был томным?

— Развода как такого не было, и не было тяжело, она хохотуха такая была. Все происходило равномерно и, в общем, уже достаточно открыто. Мы много раз встречались на юге, и в Москве тоже. Я еще продолжал жить с Кирой, но мы уже расставались. Естественно, было тяжело, но любовь с Майей была очень мощная… Мы ездили всюду совместно. В Чегет, в горы, в Сочи. Совместно нас не селили, так как у нас не было штампа в паспорте, но рядом. За границу, естественно, она ездила одна, привозила мне какие-то шмотки…

— Время самое счастливое в жизни?

— Да. Это совпало с «Метрополем», вокруг нас с Майей все вертелось, она все готовила там. Но это уже после погибели Романа Лазаревича. Мы в это время были в Ялте, ее дочь дозвонилась и произнесла.

— Он не делал попыток возвратить Майю?

— Он нет, но у него друг был, Юлиан Семенов, он вокруг меня прогуливался и гласил: отдай ему Майку.

— Что означает отдай? Она не вещь.

— Ну да, но он конкретно так гласил.

«Ванечке было 26 лет…»

— У тебя нет привычки, как у поэтов, посвящать вещи кому-то?

— Нет. Но роман «Ожог» посвящен Майе. А рассказ «Иван» — нашему Ванечке. Ты слышала, что случилось с нашим Ванечкой?

— Нет, а что? Ванечка — внук Майи?

— Ей внук, мне был отпрыск. Ему было 26 лет, он кончил южноамериканский институт. У Алены, его мамы, была очень томная жизнь в Америке, и он как-то старался от нее отдалиться. Уехал в штат Колорадо, их было три друга: янки, венесуэлец и он, три красавчика, и они не могли отыскать работы. Подрабатывали на почте, на спасательных станциях, в горах. У него была любовь с девушкой-немкой, они уже совместно жили. Но позже она куда-то уехала, в общем, не сладилось, и они трое направились в Сан-Франциско. Все большие такие, и Ваня наш большой. Он уже запамятовал эту Грету, у него была масса женщин. Когда все съехались к нам на похороны, мы узрели много хорошеньких женщин. Он жил на седьмом этаже, вышел на балкон… Все они увлекались книжкой, написанной типо трехтысячелетним китайским мудрецом. Другими словами его никто не лицезрел и не знал, но знали, что ему три тыщи лет. Я лицезрел эту книжку, по ней можно было узнавать судьбу. И Ваня писал ему письма. Там было надо как-то верно писать: дорогому оракулу. И он типо что-то отвечал. И как бы он Ване произнес: прыгни с седьмого этажа…

— Какая-то сектантская история.

— Он будто бы и не собирался прыгать. Но у него была такая привычка — заглядывать вниз…

— Молвят, не нужно заглядывать в пучину, по другому пучина заглянет в тебя.

— И он полетел вниз. Две студентки тогда были у него. Они побежали к нему, он уже лежал на земле, очнулся и произнес: я перебрал спиртного и перегнулся через перила. После чего отключился и больше не приходил в себя.

— Как вы перенесли это? Как Майя перенесла?

— Страшно. Совсем страшно. Начался ужас.

— Когда это случилось?

— В 1999 году. Мы с ним дружили просто замечательно. Как-то он оказался близок мне. Наилучшие его снимки я делал. Я еще желал взять его на Готланд. Я, когда жил в Америке, каждое лето уезжал на Готланд, в Швецию, там тоже есть дом творчества наподобие наших, и там я писал. Этот дом творчества на верхушке горы, а понизу большая церковь святой Марии. Когда поднимаешься до третьего этажа, то видишь химеры на церкви, они заглядывают в окна. Я нередко смотрел и страшился, что химера заглянет в мою жизнь. И она заглянула. Майя была в Москве, я — в Америке. Мне позвонил мой друг Женя Попов и произнес…

— Мне казалось, что, невзирая ни на что, жизнь у тебя счастливая и легкая.

— Нет, очень томная.

— Ты написал рассказ о Ванечке — для тебя стало легче? Вообщем, когда писатель перерабатывает вещество жизни в прозу, становится легче?

— Не знаю. Нет. Писать — это счастье. Но когда пишешь про несчастье — не легче. Она там в рассказе, другими словами Майя, спрашивает: что все-таки мы сейчас будем делать? А я ей отвечаю: будем жить обидно.

«Они желали уничтожить меня»

— Вася, а для чего ты уехал из страны — это раз и для чего возвратился — два?

— Уехал, так как они меня желали прибрать к рукам.

— Ты страшился, что тебя посадят?

— Нет. Уничтожат.

— Уничтожат? Ты это знал?

— Было покушение. Шел 1980 год. Я ехал из Казани, от отца, на «Волге», летнее пустое шоссе, и на меня вышли «КамАЗ» и два байка. Он шел прямо мне навстречу, они замкнули дорогу, ослепили меня…

— Ты был за рулем? Как для тебя удалось избежать столкновения?

— Просто ангел-хранитель. Я никогда не был каким-то асом, просто он произнес мне, что нужно делать. Он произнес: крути вправо до самого конца, сейчас газ, и крути назад, назад, назад. И мы по самому краю дороги перескочили.

— А я считала тебя удачником… Ты так отлично вошел в литературу, одномоментно, можно сказать, начав писать, как никто не писал. Работа сознания либо рука водила?

— В общем-то рука водила, естественно. Я подражал Катаеву. Тогда мы с ним дружили, и он очень гордился, что мы так дружны…

— Ты говоришь о его «Алмазном венце», «Траве забвения», о том, что стали именовать «мовизмом», от французского «мо» — слово, вкус слова как такого? А у меня воспоминание, что сначала начал ты, и тогда он опамятовался и стал заного писать.

— Может быть. Полностью. Он мне гласил: старик, вы понимаете, у вас все так здорово идет, но вы зря держитесь за сюжет, не нужно развивать сюжет.

— У тебя была восхитительная бессюжетная вещь «Поиски жанра» с определением жанра «поиски жанра»…

— К этому времени он с нами разошелся. Уже был «Метрополь», а он, выступая на свое 80-летие по телеку, произнес: вы понимаете, я так признателен нашей партии, я так признателен Союзу писателей… Кланялся. Последний раз я проезжал по Киевской дороге и увидел его — он стоял, таковой большой, и смотрел на дорогу… Если б не было таковой опасности моим романам, я бы еще, может, не уехал. Были написаны «Ожог», «Остров Крым», масса задумок. Все это не могло быть написано тут и стало печататься на Западе. И на Западе же, когда я начал писать свои огромные романы, произошла такая история. Мое главное издательство «Рэндом Хаус» продалось другому издательству. Мне мой издатель произнес: не беспокойся, все остается по-старому. Но они назначили человека, который сначала приценивался, а позже произнес: если вы желаете получать прибыль, вы должны изгнать всех интеллектуалов.

— И ты попал в этот перечень? Прямо как у нас.

— Приноси доход либо пропадешь — у их такая поговорка. Этот человек стал вице-президентом издательской компании, и я сообразил, что моих книжек там больше не будет. И я вдруг сообразил, что возвращаюсь в Россию, так как снова спасаю свою литературу. Главное, я возвратился в страну пребывания моего языка.

— Вася, ты жил в Америке и в Рф. Что лучше для жизни там и тут?

— Меня греет то, что в Америке читают мои книжки. Это, естественно, не то, что было в СССР… Но меня издают тиражами 75 тыщ, 55 тыщ…

— Но я спрашиваю не о твоих эгоистических, так сказать, радостях, я спрашиваю о другом: как устроена жизнь в Америке и как устроена у нас?

— В Америке умопомрачительная жизнь по сути. Неописуемо комфортная, комфортная. Во Франции не так комфортно, как в Америке.

— В чем удобство? К для тебя размещены, для тебя улыбаются, для тебя помогают?

— Это тоже. Там много всего. Там институт берет на себя огромное количество твоих хлопот и занимается всей этой бодягой, которую представляют формальности жизни, это жутко комфортно.

— А что ты любишь в Рф?

— Язык. Мне очень язык нравится. Больше ничего не могу сказать.

— Кому и чем ощущаешь ты себя обязанным в жизни?

— Я на данный момент пишу одну штуку о моем детстве. Оно было страшным. И все-же чудовище как-то давало мне возможность выжить. Мать отсидела, отец посиживал. Когда меня разоблачили, что я укрыл сведения о мамы и об отце, меня выгнали из Казанского института. Позже вернули. Я мог загреметь по сути в кутузку. Позже такое удачное сочетание 60-х годов, «оттепели» и всего совместно — это закалило и воспитало меня.

— Ты ощущал себя снутри свободным человеком?

— Нет, я не был свободным человеком. Но я никогда не ощущал себя русским человеком. Я приехал к маме в Магадан на поселение, когда мне исполнилось 16 лет, мы жили на самой окраине городка, и мимо нас таскались вот эти конвои, я смотрел на их и осознавал, что я не русский человек. Совсем категорично: не русский. Я даже один раз прицеливался в Сталина.

— Как это, в портрет?

— Нет, в живого. Я шел с ребятами из строительного института по Красноватой площади. Мы шли, и я лицезрел Мавзолей, где они стояли, темные фигуры справа, карие слева, а посреди — Сталин. Мне было 19 лет. И я поразмыслил: как просто можно прицелиться и достать его отсюда.

— Представляю, будь у тебя что-то в руках, что бы с тобой сделали.

— Естественно.

— А на данный момент ты ощущаешь себя свободным?

— Я ощутил это, попав на Запад. Что я могу поехать туда-то и туда-то, в хоть какое место земного шара, и могу вести себя, как захочу. Вопрос исключительно в деньгах.

— Как и у нас на данный момент.

— На данный момент все совершенно другое. Все другое. Не считая остального, у меня два гражданства.

— Если что, будут лупить не по паспорту.

— Тогда я буду сопротивляться.

— Ворачиваясь к началу разговора, дама тебе, как писателя, продолжает быть движущим стимулом?

— Мы пенсионеры, нужно дохнуть уже…

— Ты собираешься?

— Естественно.

— Как ты это делаешь?

— Думаю об этом.

— Ты боишься погибели?

— Я не знаю, что будет. Мне кажется, что-то должно произойти. Не может это так просто заканчиваться. Мы все малыши Адама, куда он, туда и мы, ему угрожает возвращение в рай, вот и мы прямо за ним…

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Василий Аксенов. Родился 20 августа 1932 года в Казани в семье партийных работников. Предки арестованы в 1937 году, осуждены на 10 лет.

Закончил Ленинградский мед институт в 1956 году. Три года работал доктором.

Создатель около 30 повестей и романов: «Коллеги», «Звездный билет», «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара», «Поиски жанра», «Остров Крым», «Ожог», «Скажи изюм», «В поисках печального бэби», «Московская сага», «Москва-ква-ква», «Вольтерьянцы и вольтерьянки», «Редкие земли» и др. Участник неподцензурного альманаха «Метрополь».

В 1980 году, выехав в США, был лишен русского гражданства. Преподавал в Вашингтоне, в Институте Джорджа Мейсона. Гражданство возвратили в 1990 году.

Награжден французским Орденом литературы и искусства. Лауреат российского «Букера».

БЛИЦ-ОПРОС

— Что означает прекрасно стареть?

— Это ты у меня взяла?

— У себя, а у тебя есть таковой вопрос?

— По-моему, есть.

— И какой ответ?

— Я не помню.

— А сымпровизировать?

— Все-же не сдаваться, а как-то кружиться.

— Вроде бы ты прожил свою жизнь, если б не стал писателем?

— Не могу для себя представить.

— Какое главное свойство твоего нрава?

— Я люблю писать.

— А что в других людях для тебя нравится больше всего?

— То, что они не обожают писать.

— Есть ли у тебя какой-либо лозунг актуальный либо актуальное правило?

— Я считаю, что нужно всегда писать. Раз ты писатель, то, когда ты пишешь, у тебя все должно гармонически получаться.

Аксёнов Василий Павлович родился 20 августа 1932 года в Казани, республика Татарстан, РСФСР, СССР, года в Москве.

Василий Аксёнов - российский писатель, кинодраматург, профессор русской литературы в различных университетах США.

Василий Аксёнов - лауреат литературной премии "Букер - Открытая Россия" (вручена за роман "Вольтерьянцы и вольтерьянки", 2004).

Аксёнов - член Пен-клуба и Американской авторской лиги, в США ему было присвоено почетное степень Доктора гуманитарных наук (Doctor of Humane Letters), удостоен одной из главных наград Французской республики - Ордена литературы и искусства (2005).

Семья, детство и юность.

Отец - Аксёнов Павел Васильевич (1899 -1991), председатель казанского горсовета, член бюро Татарского обкома партии. В 1956 году П.В.Аксёнов был реабилитирован. Награждён орденом Ленина.

Мать - Гинзбург Евгения Семеновна (1904-1977), преподаватель Казанского Педагогического института, заведующей отделом культуры газеты "Красная Татария".

Дом, в котором писатель провёл раннее детство до сих пор стоит на том же месте - на пересечении улиц К. Маркса и Муштари (бывшая ул. Комлева).

В конце 1930-х годов, когда Василию Аксёнову исполнилось пять лет, его родители были арестованы, осуждены: м ать приговорили к 10 годам тюремного заключения, отца — к высшей мере наказания, которая потом была заменена на 15 лет лишения свободы. Старшую сестру (дочь Аксёнова П.В.) Майю и старшего брата Алексея (сына Гинзбург Е.С.) забрали на воспитание родственники, а Василий, как полный сирота, был принудительно отправлен в Костромской детский дом для детей заключённых. Через полгода дядя Аксёнова - Адриан Васильевич (брат отца) чудом "вытащил" Василия из детдома. Он вернулся в Казань, до 16 лет жил у своей тёти, восемь классов учился в средней школе № 19 им. В. Г. Белинского.

Когда Василию Аксёнову исполнилось 16 лет, он приехал в столицу Колымы - город Магадан, где отбывала ссылку его мать, Евгения Гинзбург. Их встреча описана Гинзбург в книге "Крутой маршрут". Среднее образование Аксёнов завершил в магаданской школе № 1. И школьную жизнь, и жизнь в Магадане он позже описал в своём автобиографичном романе "Ожог" (1975).

После окончания школы Аксёнов уехал из Магадана, поступать в институт. В 1950 г. стал студентом Казанского медицинского института, а через четыре года перевёлся в Первый Ленинградский медицинский институт имени И.П.Павлова. После института Аксёнов работал терапевтом на карантинной станции Ленинградского морского порта (1956-1957). Этот период своей жизни он потом описал в романе "Коллеги". Затем Василий Аксенов работал в больнице Водздравотдела в поселке Вознесение на Онежском озере (1957-1958) и в Московском областном туберкулезном диспансере (1958-1960).

Литературная деятельность

Первый литературный опыт Василия Аксёнова относится к студенческой поре. В газете "Комсомолец Татарии" был объявлен конкурс стихов о студенческой жизни. За стихотворение в котором рассказывалось, как два студента, окончив университет, уехали на одну из строек Дальнего Востока, Аксёнов получил приз и даже гонорар, который тут же был потрачен в одном из ресторанов Казани.

Первые рассказы Аксёнова - "Факелы и дороги", "Полторы врачебных единицы" - были напечатаны "с лёгкой руки" писателя Владимира Померанцева в 1958 году в журнале "Юность". Возглавлял журнал тогда Валентин Катаев, которому произведения начинающего литератора пришлись по душе. Там же - в "Юности" - был опубликован и дебютный роман Аксёнова "Коллеги" (1960). По этому роману вместе с Ю.Стабовым был написан сценарий и снят одноимённый фильм (1963). Фильм "Мой младший брат" был снят по другому роману Аксёнова - "Звёздный билет" (1961). Героями этого романа стали молодые люди из поколения "фестиваля молодежи и студентов", которых в комсомольской печати прозвали "стилягами".

Вслед за этим у Аксёнова выходят: "Пора, мой друг, пора" (1962), повесть "Апельсины из Марокко" (1963), сборники "Катапульта" (1964), "На полпути к Луне" (1966), повесть "Жаль, что вас не было с нами" (1965), пьеса "Всегда в продаже", "Затоваренная бочкотара" (1968), "Любовь к электричеству" (1969), "Рассказ о баскетбольной команде, играющей в баскетбол" (1971). Его романы и повести часто печатались в журнале "Юность" (несколько лет он был членом редколлегии журнала) и принесли Аксёнову славу одного из лидеров "молодой прозы". Об Аксёнове писали, что это он в 1960-х годах первый ввёл слово "джинсы" в русский язык и сделал их своей униформой. Он не только создал новый тип героя, не подвластного условностям и догмам, но экспериментировал с самой повествовательной формой. Название его романа "Поиски жанра" (1972) в этом смысле показательно. Аксёнов пишет и приключенческую дилогию для детей - "Мой дедушка — памятник" (1970). "Сундучок, в котором что-то стучит стучит" (1972) - и роман-пародию на шпионский боевик "Джин Грин - неприкасаемый". Имя вымышленного прозаика, которому она была приписана (Гривадий Горпожакс) являлось анаграммой имен и фамилий реальных авторов.

В 1976 году Аксёнов перевёл роман Э.Л.Доктороу "Рэгтайм". Его произведения с окончанием эпохи "оттепели" перестают публиковаться, подвергаются критике. Он понимал, что автобиографический джаз-роман "Ожог" (1975) и фантастический роман "Остров Крым" (1979) не могут увидеть свет в Советском Союзе. Позже их опубликовали за рубежом (в США прежде всего).

В 1979 году Василий Аксёнов стал одним из организаторов и авторов бесцензурного альманаха "Метрополь", вокруг которого разгорелся бурный политический скандал. Двое авторов альманаха - Евгений Попов и Виктор Ерофеев - были исключены из Союза писателей СССР. В знак протеста Инна Лиснянская, Семён Липкин и Василий Аксёнов заявили о своём выходе из союза писателей.

22 июля 1980 года Аксёнов выехал по приглашению в США, после чего его и жену лишили советского гражданства.

Василий Аксёнов в США

Аксёнов был профессором русской литературы в различных университетах США: институте Кеннана (1981—1982), университете Дж. Вашингтона (1982—1983), Гаучерском университете (1983—1988), университете Джорджа Мэйсона (с 1988).

Он вёл семинар "Современный роман - упругость жанра", курс "Два столетия русского романа", рассказывал студентам о Шкловском, Тынянове, Бахтине.

В Америке вышли его романы "Золотая наша Железка" (1973, 1980), "Ожог" (1976, 1980), "Остров Крым" (1979, 1981), сборник рассказов "Право на остров" (1981), "Бумажный пейзаж" (1982), "Скажи изюм" (1985), "В поисках грустного бэби" (1986), трилогия "Московская сага" (1989, 1991, 1993), "Желток яйца" (1989), сборник рассказов "Негатив положительного героя" (1995), "Новый сладостный стиль" (1996), "Кесарево свечение" (2000).

В качестве журналиста Аксёнов активно сотрудничал с радиостанцией "Свобода" (1980-1991).

В 1990 году Василию Аксёнову было возвращено советское гражданство.

В 1992 году в свет вышла трилогия "Московская сага", которую в 2004 году экранизировали.

В 2001 году Аксёнов так декларировал свои политические взгляды "Я консервативный либерал или либеральный консерватор".

За роман "Вольтерьянцы и вольтерьянки" (2004) Аксёнов удостоен премии "Русский букер".

Последние произведения Аксёнова: книга воспоминаний "Зеница ока" (2005), роман "Москва Ква-Ква" (2006), "Редкие земли" (2007).

Личная жизнь Василия Аксёнова

Жена Василия Аксёнова -Аксёнова (Кармен) Майя Афанасьевна (1930 г. р.), окончила институт внешней торговли, работала в Торговой палате, в Америке преподавала русский язык.

Сын от первого брака - Аксёнов Алексей Васильевич (1960 г. р.).

Майя Кармен (жена Аксенова) 05.06.2016 отпраздновала свой 86 день рождения. В молодости она была упрямая, прямолинейная и целеустремленная дочь советского историка А. А. Змеула, который в 33-м году ВВТ, а в годы ВОВ работал агитатором ПУР, затем возглавил организацию «Международная книга».

Молодые годы

Майя Змеула, будучи представительницей «золотой молодежи», окончила столичную школу и внешнеторговый институт, работала в Торговой палате. В противовес тому, что имела дочь внешторговского руководителя, возглавляющего крупную международную организацию, она осталась без матери. Афанасий женился 2-й раз. Но девушка не стремилась наживать отношения с мачехой.

В 51-м состоялось первое замужество с внешторговым работником Морисом Овчинниковым. Через 3 года в семье появилась дочка Лена. Но встреча со знаменитым режиссером Карменом стала роковой. Роман покинул Нину Орлову после 20 лет совместной жизни.

Обладая престижной квартирой в популярной высотке на Котельнической набережной, дачей под Москвой, авто с личными шоферами, супруги жили в мире и согласии. Они могли позволить себе дорогие путешествия и многочасовые приемы членов Политбюро.

Но 70-м у Кармена диагностирован инфаркт. Восстановить здоровье пара решила в Ялте, где Майя встретилась с Василием Аксеновым.

Жизнь с Аксеновым

На тот момент встречи Майи и Василия, они были женаты. Это не помешало им тайно встречаться, и стать предметом обсуждения общественности. Майя не имела права бросить супруга, а Аксёнов не перечил ее воли. В 78-м Роман Кармен скончался, и Майя решила попытать свое счастье с Василием. Это повлияло на развод с его супругой Кирой. И через 2 года состоялось свадебное торжество. Мероприятие состоялось в Переделкино, на даче, в кругу близких людей.

В июле 80-го года семья отправилась во Францию. Спустя 2 месяца, они посетили США, где решили остановиться на 2 года. Но с лишением гражданства, писатель остался жить за рубежом 24 года. Мая с супругом работали филологами в университете.

В 99-м Кармен потеряла внука Ваню. Он разбился, выпав из окна. На этот момент ему исполнилось 26 лет.

В 2004 году Аксеновым вернули отобранное жилье в столице РФ. Через 4 года у главы семейства случился инсульт, когда он выезжал за пределы высотки. 2 года мужчина пролежал в коме. А в 2008-м неожиданно во сне умерла дочка Лена, вслед за ней умер ее отчим.

В одном из интервью Кармен признается, что живет радии любимого пса Аксенова, спаниеля с прозвищем Пушкин.

Видео