"Всемирный день православной молодёжи". Материал по истории на тему: «Всемирный День Православной молодёжи

«Всемирный День православной молодежи неслучайно отмечается 15 февраля, когда Церковь празднует Сретение Господне (сретение переводится как «встреча»). Это - символическая встреча души, жаждущей света и истины, с Тем, Кто этим светом и истиной является. Молодая душа всегда в поиске: себя, своего предназначения, призвания, смысла бытия. Поэтому так важно, чтобы в нужный момент человек не забыл об итоге своего пути и не ограничился поиском как самоцелью. Отрадно видеть, что сегодня в среде молодежи растет интерес к Православию, в наших храмах все больше появляется людей активных, грамотных, отзывчивых... Однако День православной молодежи - это не только повод поздравить молодое поколение, которое ходит в храмы и уже является воцерковленным, но и возможность обратить внимание на тех юношей и девушек, чье сознание еще не готово или пока отказывается вместить идею Бога. Мы все вместе молимся о них и верим, что рано или поздно Господь найдет способ просветить их души Своим словом.Молодое поколение бунтует, протестует, использует подчас разные радикальные формы, чтобы перевернуть весь мир и заявить о себе... Но это оттого, что молодость торопится жить и еще не всегда умеет видеть в этой жизни одну из главных ценностей. Молодежь не надо ни критиковать, ни игнорировать. Нужно просто находить с ней общий язык и выстраивать отношения на основе Любви, которую нам показал сам Христос. Ведь поиск истины для молодого человека - не просто штамп, а суть всего существования. Нам есть чему поучиться друг у друга.

Многие задаются вопросом: почему именно на Сретение стали отмечать этот молодежный праздник? Ответ удалось найти на сайте Информационного центра Екатеринбургской епархии. По словам руководителя программ епархиального Отдела молодежи И. Н. Григорьева, эту традицию заложило Всемирное Братство Православной Молодежи "Синдесмос" . Греческие слова эти означают буквально "единство духа в союзе мира. Организация объединяла поначалу студентов православных учебных заведений. По благословению еще Святейшего Патриарха Алексия II православная молодежная организация "Синдемос" находится в Троице-Сергиевой Лавре.

День православной молодежи празднуется в мире вот уже несколько десятилетий. Его встречают не только в России и на канонической территории Русской Православной Церкви, но и в дальнем зарубежье. Наши братья-славяне: сербы, болгары, чехи, а также православные греки, румыны, венгры, поляки, американцы, британцы, немцы тоже в их числе. В одном из приветственных посланий к празднику в 2006 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил, что «Святая Церковь обращает свою материнскую заботу к людям всех возрастов. Но сегодня, в переломную историческую эпоху, когда от молодого поколения зависит путь нашего Отечества в XXI веке, Русская Православная Церковь призвана явить миру свое юное лицо. Пастыри и миряне должны стараться раскрыть перед молодыми людьми радость духовной жизни во Христе, красоту христианских человеческих отношений, создать притягательный для юных душ образ Церкви». Святейший Патриарх выразил убежденность в том, что в каждой епархии, в каждом благочинии и на каждом приходе можно практиковать различные формы православного молодежного служения и выразил пожелание, чтобы День православной молодежи со временем пришел в каждую приходскую общину.

CПРАВКА: Всемирное братство православной молодежи "Синдесмос" было создано в 1953 году во Франции группой молодых православных богословов, в которую входили Иоанн Мейендорф, Николай Ниссиотис, Георгий Ходр, священник Александр Шмеман и другие. Деятельность "Синдесмоса" получила благословение и поддержку всех Поместных Православных Церквей и способствовала расширению современного свидетельства о Православии в различных его аспектах. Литургическая жизнь, пастырская работа с молодежью, миссионерская деятельность, богословие, православное свидетельство в экуменическом контексте, диалог с Восточными Православными Церквами стали основными темами молодежных встреч и фестивалей. За 50 лет работы Синдесмос превратился в братство, которое объединяет 126 молодежных движений и богословских школ из 42 стран. В настоящее время во Всемирном братстве состоят 16 молодежных организаций и Духовных школ Русской Православной Церкви. С 1989 года "Синдесмос" ежегодно проводит съезды в России, на Украине и в Беларусии. Это единственная православная молодежная организация, которая проводит международные лагеря (в том числе на Святой Горе Афон), семинары, консультации и конференции на такие животрепещущие темы, как экология, современное состояние экуменического движения, православное богослужение, богословское образование, подготовка руководителей молодежных организаций. Открытое обсуждение наиболее острых проблем современности позволяет молодым людям сформировать свое церковное мировоззрение, научившись давать ответы на вызовы секулярного сознания с позиций православной церковности.

С Днем православной молодежи каждого, кто считает себя молодым!»

По материалам: www.pravoslavie.ru; www.jugblag.ru; www.ihtus.ru
Изображение: yandex.картинки

Поиск информации, редактирование
Анна Ушацкая

Вот уже 25 лет в России 15 февраля отмечается День православной молодежи. В церковном календаре он совпадает с большим праздником — Сретением Господним. Почему так получилось и что обычно делают в этот день?

1 Когда отмечать Сретение Господне?

В православии праздник Сретения Господня относится к числу господских(то есть посвященных Христу) двунадесятых(то есть двенадцати важнейших) и отмечается всегда в один и тот же день 15 февраля по новому стилю. А вот католики и все остальные конфессии, которые живут по григорианскому календарю, отметили Сретение еще 2 февраля.

Сретение Господне относится к древнейшим праздникам христианской Церкви, он завершает цикл рождественских праздников. Праздник известен на Востоке с IV века, на Западе — с V века. Самые ранние свидетельства о праздновании на христианском Востоке относятся к концу IV века.

2 Кто с кем встретился на Сретение?

Слово «сретение» переводится как «встреча».

Праздник установили в память о встрече Иисуса Христа с праведным старцем Симеоном. На сороковой день после рождения Иисуса, его родители Мария и Иосиф по древней традиции принесли малыша в церковь. Эта традиция — посвящение Богу своих первенцев, то есть первых сыновей, соблюдалась согласно ветхозаветному закону.

Симеону Духом Святым было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. Так и случилось. Предание говорит, что Симеон прожил 360 лет. Он был одним из 72 книжников, которые в III веке до н.э. по велению египетского царя Птолемея II перевели Библию с еврейского на греческий. Старец смог спокойно умереть. Церковь назвала его Симеоном Богоприимцем и прославила как святого.

В данном контексте — это еще и встреча человечества в лице старца Симеона с Богом и окончательный переход от ветхозаветной истории к новой.

В этот день в Иерусалимском храме произошла еще одна встреча. К Богородице подошла 84-летняя вдова, «дочь Фануилова», которую за вдохновенные речи о Боге называли Анна-пророчица. Она поклонилась новорожденному Христу и вышла из храма, неся горожанам новость о пришествии мессии.

3 Какие службы проходят в православном храме на Сретение?

У праздника Сретения Господня один день предпразднства и семь дней попразднства.

15 февраля во всех православных храмах утром проходит праздничная Божественная литургия(служба). Главное богослужение в России проходит в Москве в храме Христа Спасителя. Обычно его возглавляет Патриарх.

В день Сретения во всех странах мира. где есть православие, отмечается и еще один праздник — День православной молодежи.

Еще одной традицией этого дня является «Сретенский бал» основными участниками которого выступают молодые люди.

4 Почему Сретение стало молодежным днем?

Всемирный день православной молодежи отмечается именно 15 февраля с 1953 года(как день перехода от старого к новому). Утверждению праздника предшествовало проведение первой генеральной ассамблеи Всемирного православного молодежного движения «Синдесмос»(это крупнейшая и старейшая в мире православная молодежная организация она объединяет 126 молодежных организаций в 46 странах).

В России только в 2002 году Патриарх Алексий II выпустил положение об учреждении Российского дня православной молодежи.

5 Что происходит в День православной молодежи?

В этот день, 15 февраля, во всем мире православная молодежь проводит встречи со священнослужителями, посещает больницы, устраивает концерты с танцами и живой музыкой, организует спортивные соревнования, конкурсы, игры. В каждой епархии и митрополии Русской Православной Церкви проходят молодежные съезды и конференции.

В России особенностью Дня православной молодежи является также проведение Сретенского бала. Традиция появилась благодаря Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

В Барнауле 15 февраля 2017 года члены молодежных православных объединений встретятся на утреннем богослужении. Затем, в 15 часов, в спортивном зале Алтайского государственного аграрного университета пройдет дружеский матч по мини-футболу между православными активистами и студентами.

А в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова(ул. Шумакова, 25) пройдет Сретенский бал. Это торжественное мероприятие, на котором молодые люди исполнят различные танцы и расскажут всем о празднике. Но состоится мероприятие не в день Сретения, а немного позже — в конце февраля.

6 В какие приметы верили люди на Сретение?

На Руси по этому празднику определяли сроки начала весенних полевых работ. По народным приметам Сретение — это граница между зимой и весной, о чём свидетельствуют народные поговорки: «Сретенье — зима с весной и летом повстречалась», «Солнце на лето, зима на мороз».

По погоде в праздник Сретения крестьяне судили о наступающих весне и лете, о погоде и урожае. О весне судили так: «Какова погода на Сретение, такова будет и весна». Считалось, что если на Сретение оттепель — весна будет ранняя и теплая, если холодный день — жди холодной весны. Выпавший в этот день снег — к затяжной и дождливой весне. Если на Сретение снег через дорогу несет — весна поздняя и холодная. «На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних». «На Сретение капель — урожай пшеницы». «На Сретенье ветер — к плодородию фруктовых деревьев».

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи.

Дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с праздником Сретения Господня и Днем православной молодежи.

Сегодня Церковь вспоминает встречу Младенца Иисуса и старца Симеона, мужа праведного и благочестивого (Лк. 2:25). Многие годы ветхий старец напряженно ожидал прихода Спасителя в мир, и Духом Святым Бог открыл ему, что Ребенок, лежащий на руках Марии, и является тем долгожданным Мессией, который станет для всех людей светом во откровение языков (Лк. 2:32).

Сретение - это праздник встречи души со Христом. Безусловно, Господь действует в жизни каждого из нас. Но, погруженные в суету повседневных попечений, мы не всегда замечаем Его присутствие и благодатную помощь. Жизнь современного человека, особенно если он молод, здоров и активен, проходит на высоких скоростях, и это часто мешает ему задуматься о главном: о том, что наполняет его существование подлинным смыслом и ценностью. И когда человек делает над собой усилие, вырываясь из круговерти забот, и, оставаясь наедине с самим собой, заглядывает в глубины своей души, происходит одно из важнейших событий в его жизни - встреча с Богом.

Желаю всем вам, дорогие мои, чтобы эта однажды состоявшаяся встреча со Христом Спасителем стала для вас всежизненным Ему предстоянием и Служением, ибо, как писал святитель Феофан Затворник, «мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа» (Слово на Сретение Господне, 1861 г.).

Молю Господа Иисуса, дабы Он укрепил ваши сердца в вере, ниспослал силы и Свою неоскудевающую помощь во всех добрых делах и начинаниях.

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ


Обращение митрополита Тверского и Кашинского Виктора по случаю Дня православной молодежи

Дорогие друзья, братья и сестры!

15 февраля мы отмечаем праздник Сретения Господня. В этот день по исполнении сорока дней после рождения Богомладенец Иисус был принесен по закону в храм для посвящения Богу. Там Его встретил праведный старец Симеон (Лк. 2:25-32). Это была встреча (на церковно-славянском языке «Сретение») человечества с Богом, обозначившая смену ветхозаветного мира с миром новозаветным, центр которого – Христос, Сын Божий, воплотившийся для спасения человеческого рода.

В этот же день мы отмечаем и другой праздник – День православной молодежи. Постоянно в нашем мире встречаются с друг другом старшее и младшее поколения. И каждая такая встреча несет в себе важнейший смысл – молодежь имеет замечательную возможность перенимать опыт старших, учиться на их примерах. Здесь формируется образ будущего, в котором будет жить новое поколение. Это будущее, основанное на принципах любви и жертвенности.

Современная молодежь очень быстро растет, огромное количество информационных потоков захватывает неокрепшие умы и сердца. Кто-то в этих потоках находит для себя действительно главные и нужные слова, многие же тонут в них, теряют духовный стержень, принимая ложь за истину.

От всей души хочу пожелать молодым людям обрести мудрость для сохранения себя в нашем сложном мире, где часто слова и факты, моральные принципы, нравственные ценности искажаются в угоду чьим-то сиюминутным интересам. И эта мудрость начинается с принятия и осмысления опыта прошлых поколений, воспитания в себе милосердия, любви и ответственности по отношению к ближним, к окружающему миру.

История Русской Православной Церкви дает нам образцы самоотверженного служения своему народу и Отечеству. В 2018 году на Верхневолжской земле отмечается 700-летие со дня мученической кончины святого благоверного великого князя Михаила Тверского. Житие святого показывает молодым людям и всем нам пример великого самопожертвования «за други своя». Благоверный князь, смиренно принявший мученическую смерть за ближних, стал заступником и молитвенником Тверской земли.

2018 год в России объявлен Годом добровольца (волонтера). Добровольчество замечательно соотносится с принципами христианской жизни – отдать свои силы, пожертвовать часть своих возможностей для блага нуждающихся и всего общества в целом и даже посвятить этому всю свою жизнь. Кому, как не православной молодежи, показать в этот год свое единство в совершении благих дел! Призываю вас делать добро, чтобы свет этих дел светил людям, чтобы прославлялось на нашей земле имя Отца нашего Небесного (Мф. 5:16).

«Всемирный День православной молодежи неслучайно отмечается 15 февраля, когда Церковь празднует Сретение Господне (сретение переводится как «встреча»). Это — символическая встреча души, жаждущей света и истины, с Тем, Кто этим светом и истиной является.

Молодая душа всегда в поиске: себя, своего предназначения, призвания, смысла бытия. Поэтому так важно, чтобы в нужный момент человек не забыл об итоге своего пути и не ограничился поиском как самоцелью. Отрадно видеть, что сегодня в среде молодежи растет интерес к Православию, в наших храмах все больше появляется людей активных, грамотных, отзывчивых…

Однако День православной молодежи — это не только повод поздравить молодое поколение, которое ходит в храмы и уже является воцерковленным, но и возможность обратить внимание на тех юношей и девушек, чье сознание еще не готово или пока отказывается вместить идею Бога. Мы все вместе молимся о них и верим, что рано или поздно Господь найдет способ просветить их души Своим словом. Молодое поколение бунтует, протестует, использует подчас разные радикальные формы, чтобы перевернуть весь мир и заявить о себе…

Но это оттого, что молодость торопится жить и еще не всегда умеет видеть в этой жизни одну из главных ценностей. Молодежь не надо ни критиковать, ни игнорировать. Нужно просто находить с ней общий язык и выстраивать отношения на основе Любви, которую нам показал сам Христос. Ведь поиск истины для молодого человека — не просто штамп, а суть всего существования. Нам есть чему поучиться друг у друга.

Многие задаются вопросом: почему именно на Сретение стали отмечать этот молодежный праздник? Эту традицию заложило Всемирное Братство Православной Молодежи «Синдесмос». Это греческое слово означает буквально «единство духа в союзе мира». Организация объединяла поначалу студентов православных учебных заведений.

День православной молодежи празднуется в мире вот уже несколько десятилетий. Его встречают не только в России и на канонической территории Русской Православной Церкви, но и в дальнем зарубежье. Наши братья-славяне: сербы, болгары, чехи, а также православные греки, румыны, венгры, поляки, американцы, британцы, немцы тоже в их числе.

В одном из приветственных посланий к празднику в 2006 году Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II отметил, что «Святая Церковь обращает свою материнскую заботу к людям всех возрастов. Но сегодня, в переломную историческую эпоху, когда от молодого поколения зависит путь нашего Отечества в XXI веке, Русская Православная Церковь призвана явить миру свое юное лицо. Пастыри и миряне должны стараться раскрыть перед молодыми людьми радость духовной жизни во Христе, красоту христианских человеческих отношений, создать притягательный для юных душ образ Церкви».

Святейший Патриарх выразил убежденность в том, что в каждой епархии, в каждом благочинии и на каждом приходе можно практиковать различные формы православного молодежного служения и выразил пожелание, чтобы День православной молодежи со временем пришел в каждую приходскую общину.

С Днем православной молодежи каждого, кто считает себя молодым!

CПРАВКА:

Всемирное братство православной молодежи «Синдесмос» было создано в 1953 году во Франции группой молодых православных богословов, в которую входили Иоанн Мейендорф, Николай Ниссиотис, Георгий Ходр, священник Александр Шмеман и другие. Деятельность «Синдесмоса» получила благословение и поддержку всех Поместных Православных Церквей и способствовала расширению современного свидетельства о Православии в различных его аспектах.

Литургическая жизнь, пастырская работа с молодежью, миссионерская деятельность, богословие, православное свидетельство в экуменическом контексте, диалог с Восточными Православными Церквами стали основными темами молодежных встреч и фестивалей.

За 50 лет работы Синдесмос превратился в братство, которое объединяет 126 молодежных движений и богословских школ из 42 стран. В настоящее время во Всемирном братстве состоят 16 молодежных организаций и Духовных школ Русской Православной Церкви. С 1989 года «Синдесмос» ежегодно проводит съезды в России, на Украине и в Беларуси.

Это единственная православная молодежная организация, которая проводит международные лагеря (в том числе на Святой Горе Афон), семинары, консультации и конференции на такие животрепещущие темы, как экология, современное состояние экуменического движения, православное богослужение, богословское образование, подготовка руководителей молодежных организаций. Открытое обсуждение наиболее острых проблем современности позволяет молодым людям сформировать свое церковное мировоззрение, научившись давать ответы на вызовы секулярного сознания с позиций православной церковности.

В 1947 году, участники Второй Всемирной конференции студентов-христиан в Осло от православных церквей обсудили возможности создания сети модернистских молодёжных организаций. Георгий Ходр писал тогда, что «целью будущего молодёжного всеправославного движения должна стать борьба с провинциализмом, различиями между Поместными Церквами, ересью филетизма…»

В 1948 году во время I генеральной ассамблеи Всемирного совета церквей те же лица приняли решение обратиться к ВСЦ за поддержкой в создании «всеправославной» молодёжной организации. Иерей Александр Шмеман был избран вице-президентом молодёжного комитета ВСЦ, а миряне Георгий Ходр и Николаос Ниссиотис — членами комитета. В сентябре того же года они добились того, что ВСЦ профинансировало созыв Международной православной конференции. Для обсуждения были предложены три темы: 1) православное богословие, 2) экуменическое движение, 3) работа с молодёжью. Подготовительная встреча прошла в январе 1949 году в Экуменическом институте в Боссэ в Швейцарии.

В сентябре 1952 году в Севре (Франция) по инициативе Павла Евдокимова организована Конференция православной молодёжи в Западной Европе. Создается организационный комитет в составе: Павел Евдокимов, Лев Зандер, иерей Александр Шмеман, Николаос Ниссиотис, Кирилл Ельчанинов, священник Владимир Родзянко и др. Название «Синдесмос» предложил Николаос Ниссиотис.

В апреле 1953 года в Севре состоялась Первая Генеральная ассамблея «Синдесмоса», собравшая 50 участников от четырёх молодёжных организаций. Первым президентом Синдесмоса стал Павел Евдокимов, секретарями — Иван Мейендорф и Марко Маркович. На той ассамблее было предложено отмечать Всемирный день православной молодёжи.

В декабре 1954 года на собрании в Бьевре под Парижем президентом избран Иван Мейендорф (он оставался это должности до 1964 года), секретарём — Марко Маркович.

На Генеральной ассамблее в Пункахарью (англ.) русск. (Финляндия), проходившей с 30 июля по 3 августа 1964 год впервые присутствовали в качестве наблюдателей представители Русской Православной Церкви: протоиерей Евгений Амбарцумов, игумен Александр (Лехно) и референт ОВЦС Григорий Скобей. Тогда же в «Синдесмос» стали принимать и богословские учебные заведения .

В июле 1971 года на генеральной ассамблее в Бостоне (США) по инициативе митрополита Никодима (Ротова) членами «Синдесмоса» стали Ленинградская и Московская Духовная Академии, а также Ленинградская, Московская и Одесская духовные семинарии.

В 1991 году в коптском монастыре святого Бишоя в Египте с 20 по 26 мая проходила консультация Синдесмоса по сотрудничеству между православными и нехалкидонскими молодёжными движениями, которая подтвердила ключевую роль антихалкидонитов в Синдесмосе.

В июне 1992 году состоялась четырнадцатая ассамблея «Синдесмоса», прошедшая в России. В работе ассамблеи участвовали: Всецерковное православное молодёжное движение (ВПМД), представители МДАиС, Минской, Одесской, Ставропольской, Тобольской духовных семинарий, Свято-Филаретовского православно-христианского института, а также Отдела религиозного образования и катехизации и ОВЦС. Там президентом «Синдесмоса» избран священник Хейкки Хуттунен.

В сентябрь 1995 года во время Генеральной ассамблеи, прошедшей в Киккском монастыре на Кипре от Русской Православной Церкви участвовали: от ВПМД — протоиерей Всеволод Чаплин и иеромонах Геннадий (Гоголев), иеромонах Александр (Фёдоров) и диакон Владимир Василик, от Свято-Тихоновского Богословского института — ректор протоиерей Владимир Воробьёв и протоиерей Аркадий Шатов, а также представители Свято-Филаретовского православно-христианского института. Протоиерей Димитрий Смирнов участвовал в работе летнего лагеря Синдесмоса в Супрасле, Польша, в 1999 году.

С 1 декабря 1999 года начало свою деятельность Восточно-европейское отделение «Синдесмоса», штаб-квартира которого находится в МДА.

В 2000 году Синдесмос стал лауреатом премии Фонда единства православных народов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ломовская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области»
309204 с. Ломово Корочанского района Белгородской области.
Т (ф) (47231) 4-41-22

Всемирный день православной молодежи

Тематическое занятие по предмету «Православная культура»

Подготовила Краснокутская Л. А.
учитель изобразительного искусства
МОУ «Ломовская средняя
общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области».

Тема занятия: Всемирный день православной молодежи

Цель: Познакомить учащихся с историей Всемирного дня православной молодежи его целями и задачами.

Задачи:

    Образовательные:
  • познакомить учащихся с историей Всемирного дня православной молодежи его целями и задачами;
  • познакомить учащихся с историей праздника «Сретение Господне» и его сюжетом в поэзии, иконографии, живописи и музыке.

  • Развивающие:
  • приобщать учащихся к информационной и православной культуре;
  • формировать и развивать у учащихся навыки и умения воспринимать и анализировать произведения искусства и литературы.

  • Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к православной культуре и способствовать формированию высоких нравственных убеждений.

  • Оснащение занятия:
  • Презентация «Праздник Сретение Господне в иконографии и живописи»;
  • компьютерный кабинет с информационным обеспечением;
  • Стихотворения

План занятия:

  1. Вводное слово учителя.
  2. История праздника «Сретение Господне».
  3. Презентация «Праздник Сретение Господне в иконографии и живописи».
Подведение итогов занятия.

Этапы занятия.

Слово учителя.

Всемирный день православной молодежи отмечается с 1953 года, когда состоялась Первая генеральная ассамблея Всемирного православного молодежного движения, получившего название "Синдесмос". В конференции приняли участие около 50 участников различного этнического происхождения: русские, сербы, финны, грузины, румыны, сирийцы, индусы. Некоторые из них были официальными представителями, но большинство - просто частными лицами. Основная часть работы была посвящена созданию постоянной организации православной молодежи.

Целью Синдесмоса является общение и взаимная поддержка православной молодежи во имя спасения. Своим праздником она выбрала Сретение Господне, день встречи жаждущей человеческой души с Богом.

Сегодня "Синдесмос" объединяет 126 молодежных организаций в 46 странах. Основными мероприятиями, проводимыми организацией, являются международные семинары, лагеря и летние школы, на которых православная молодежь из разных стран знакомится, учится, делится опытом организации своих движений, сплачивается.

В июне 1992 года на 14-й ассамблее с благословения всех глав поместных Православных Церквей 15 февраля утверждается как День Православной молодёжи. «Младенец Христос исполняет закон и пророчества. Святые Симеон и Анна показывают нам путь принятия Его... Царство Божие близ нас, оно явлено в Богочеловеческой природе Христа, обновляющего и омолаживающего каждый день нашу жизнь. Это то, чем призвано быть Движение православной молодёжи: приглашение встретить Бога и быть изменённым этой встречей...» - говорится в официальном документе Синдесмоса.

15 февраля, в День православной молодежи, молодежь православных приходов в разных странах мира проводит встречи со священнослужителями, посещает больных, устраивает концерты, викторины, выставки и спортивные состязания. Как правило, в центре этих событий – проблемы отношения молодежи к православной вере.

Подобные молодёжные движения основываются и в России. В 2001 году в Москве прошел Всероссийский съезд православной молодежи, а в 2002-м - учредительная конференция общественной организации "Всероссийское Православное Молодежное Движение".

В каждой епархии Русской Православной Церкви в 2001-2002 году также прошли молодежные съезды и конференции. Молодые христиане объединяются для того, чтобы помочь друг другу найти Христа и стать Его учениками и последователями.

Для молодых россиян этот день стал "красным" в календаре лишь с 2002 года, когда Патриарх Алексий II выпустил соответствующее положение об учреждении "Российского дня православной молодежи ". Начиная с 2002 гг., в России ежегодно проходят молодежные съезды и конференции, приуроченные к празднику, а также крестные ходы.

В России этот праздник, по традиции, начинается с Божественной Литургии в храме Христа Спасителя, на которой присутствуют представители православных молодежных движений и организаций.

Праздники - не просто дань прошлому. Участвуя в них, каждый верующий приобщается к опыту Церкви, следует ее водительству. Он как бы заново переживает великие события евангельской и церковной истории, живет в них, проходя, таким образом, целую школу духовного возрастания.

Выступление 1 ученика.

Жизнь состоит из встреч и ожиданий, Из явных и сокрытых знаний... О важности одной из встреч Ведём, мой друг, с тобою речь... Н.А. Куконина.

Сретение в переводе со славянского языка означает «встреча». В этот день мы вспоминаем встречу Младенца-Христа и праведного Симеона в Иерусалимском храме, встречу Ветхого и Нового Завета. Праведный Симеон узнал в Младенце обещанного Мессию, и жаждущая его душа наполнилась миром.

Сретение - это еще и праздник встречи человеческой души с Богом. Такая встреча происходит у каждого человека в жизни, и очень важно не пропустить ее, ответить на призыв, обращенный к нашей душе. Нужно постараться, чтобы свет этой встречи горел всю нашу жизнь, чтобы он освящал наш жизненный путь и светил другим.

Хорошо, когда встреча со Христом происходит в юношеском возрасте. Тогда свет Христов освещает человека в течение всей жизни, дает этой жизни нужное направление, не позволяет заблудиться в терниях греха и порока. Тогда и старость бывает наполнена радостным ожиданием новой встречи со Спасителем, а не горьким сожалением об утраченной молодости или бесцельно прожитой жизни. Именно поэтому праздник Сретения- Встречи стал днем православной молодежи во всем мире.
Предсказанное совершилось!

Взошла Звезда - Любовь жива, Чрез Деву Слово воплотилось. И эта встреча возвестила: Правдивы вещие слова. И мы стремимся к встрече с Богом - Стремимся, словно Симеон. А Праздник Сретенья - дорога Туда, где нас встречает Он. Н. А. Куконина

А теперь познакомимся с историей праздника Сретения Господня и спецификой его иконографических сюжетов.

Выступление 2 ученика. Презентация «Праздник Сретение Господне в иконографии и живописи»

Сюжет иконы основан на тексте Евангелия от Луки (II, 22-38). Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после рождения Христа Мария и Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы, по закону Моисея, посвятить первенца Богу. Иисуса принял в свои руки старец Симеон, которому было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя. При встрече (сретении) присутствовала также пророчица Анна, жившая много лет в Иерусалимском храме. Симеон и Анна славили Бога и пророчествовали о грядущей судьбе Спасителя. На иконе обычно изображены Богоматерь и Иосиф, держащий в руках голубиных птенцов, (слева), Симеон Богоприимец с Младенцем Христом и пророчица Анна. На заднем плане в центре - престол под киворием.

Выступление 3 ученика.

Сюжет праздника вдохновил поэта Иосифа Бродского в марте 1972года написать стихотворение «Сретенье» посвященное Анне Ахматовой

Когда она в церковь впервые внесла Дитя, находились внутри из числа людей, находившихся там постоянно, Святой Симеон и пророчица Анна. И старец воспринял младенца из рук Марии; и три человека вокруг Младенца стояли, как зыбкая рама, в то утро, затеряны в сумраке храма. Тот храм обступал их, как замерший лес. От взглядов людей и от взора небес вершины скрывали, сумев распластаться, в то утро Марию, пророчицу, старца. И только на темя случайным лучом свет падал Младенцу; но Он ни о чем не ведал еще и посапывал сонно, покоясь на крепких руках Симеона. А было поведано старцу сему о том, что увидит он смертную тьму не прежде, чем Сына увидит Господня. Свершилось. И старец промолвил: «Сегодня, реченное некогда слово храня, Ты с миром. Господь, отпускаешь меня, затем что глаза мои видели это дитя: Он - Твое продолженье и света источник для идолов чтящих племен, и слава Израиля в Нем». - Симеон умолкнул. Их всех тишина обступила. Лишь эхо тех слов, задевая стропила, кружилось какое-то время спустя над их головами, слегка шелестя под сводами храма, как некая птица, что в силах взлететь, но не в силах спуститься. И странно им было. Была тишина не менее странной, чем речь. Смущена, Мария молчала. «Слова-то какие...» И старец сказал, повернувшись к Марии: «В лежащем сейчас на раменах твоих паденье одних, возвышенье других, предмет пререканий и повод к раздорам. И тем же оружьем, Мария, которым терзаема плоть Его будет. Твоя душа будет ранена. Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око». Он кончил и двинулся к выходу. Вслед Мария, сутулясь, и тяжестью лет согбенная Анна безмолвно глядели. Он шел, уменьшаясь в значенье и в теле для двух этих женщин под сенью колонн. Почти подгоняем их взглядами, он шагал по-застывшему храму пустому к белевшему смутно дверному проему. И поступь была стариковски тверда. Лишь голос пророчицы сзади когда раздался, он шаг придержал свой немного: но там не его окликали, а Бога пророчица славить уже начала. И дверь приближалась. Одежд и чела уж ветер коснулся, и в уши упрямо врывался шум жизни за стенами храма. Он шел умирать. И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул, но в глухонемые владения смерти. Он шел по пространству, лишенному тверди, он слышал, что время утратило звук. И образ Младенца с сияньем вокруг пушистого темени смертной тропою душа Симеона несла пред собою как некий светильник, в ту черную тьму, в которой дотоле еще никому дорогу себе озарять не случалось. Светильник светил, и тропа расширялась.

Выступление 4 ученика. Презентация «Праздник Сретение Господне в иконографии и живописи»

Древнейшие изображения Сретения известны с раннехристианских времен. В XI-XII веках складывается наиболее распространенный вариант иконографии с двумя симметричными группами персонажей, стоящих по обе стороны от храмового престола (этот мотив символически указывает на грядущую искупительную жертву Спасителя, предсказание которой содержится в пророчестве Симеона Богоприимца).

Один из вариантов подобной трактовки этого сюжета мы можем видеть во фресках Спасо-Преображенской церкви Евфросиньева монастыря в Полоцке. В византийском искусстве был выработан канон, позволяющей передать в живописи главные черты этого события: достоверные обстоятельства принесения во храм и свершившуюся во время этого принесения встречу. Это и встреча Ветхого и Нового Завета, и личная встреча человека с Богом.. И в дальнейшем в русском искусстве изображения Сретения Господня следовали древним изводам, не добавляя новых деталей, так как каких-либо апокрифов и преданий о Сретении не существовало и литературным источником всегда были лишь евангельский текст и следующее ему песнопения службы. Сохранение этой иконографии мы видим и в работах западных мастеров и, отчасти, даже в более поздних картинах.

Выступление 5 ученика.

Праздник Сретения Господня становится известным на Востоке с IV века, а на Западе - с V века при папе Геласии II (494 г.).

В VI веке при императоре Юстиниане I (в 543 г.), по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со свечами - в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона.

Древнейшим историческим свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является знаменитое «Паломничество ко Святым местам» галльской паломницы Этерии (Сильвии Аквитанской), датируемое концом IV века. Однако, в ее сочинении у праздника Сретения нет самостоятельного названия, и он именуется просто «сороковым днем от Богоявления», то есть от Рождества Христова.

Окончательное закрепление праздника Сретения произошло не ранее VI века - установить точную дату не представляется возможным. Существует версия, что это произошло при Юстиниане I (527-565). Однако, в хронике Георгия Амартола (IX век) отмечалось, что праздник Сретения был учрежден еще при предшественнике Юстиниана - императоре Юстине I (518-527).

В иерусалимской традиции VI-VII веков встречается два основных названия праздника: Встреча Господа и праздник Очищения Блаженной Девы Марии (Purificatio Beatae Mariae Virginis). Именно эти названия доминируют, разделяясь в последующей традиции Востока и Запада.

Название праздника «Очищение» доминирует в средневековых латинских текстах и фиксируется римским Миссалом 1570 г., закрепившем церковные реформы Тридентского собора (1545-1563). В последующее, уже более позднее время, в католической церкви произошла замена названия праздника - Praesentatio Domini (дословно: Представление, Приношение Господа) вместо Purificatio Beatae Mariae Virginis, что акцентирует не богородичный, а христологический аспект события.

В восточнохристианской церкви праздник всегда был прежде всего посвящен Господу, но при этом в богослужебных текстах и песнопениях должное воздавалось Богородице, принесшей Младенца во храм, как того требовал ветхозаветный обычай.

Выступление 6 ученика.

Пришедшее во Иерусалимский храм святое семейство встретил старец Симеон. По преданию, которое письменно фиксируется достаточно поздно (Х век, «Анналы» александрийского патриарха Евтихия), он был в числе семидесяти переводчиков-толковников Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, работавших по заказу египетского царя Птоломея II Филадельфа. По жребию Симеону досталась книга пророка Исаии. Переводя ее, он дошел до слов: "Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына..." (Ис. 7, 14) и, усомнившись, что возможно, чтобы дева, не имеющая мужа, родила сына, хотел исправить в книге слово "дева" на слово "жена". В этот момент ему явился Ангел и возвестил, что Симеон сам увидит исполнение этих слов. По возвращении из Египта, Симеон жил в Иерусалиме, ожидая пришествия «утешения Израилева» и вместе с тем - конца своей жизни. Старец стал символом всего ветхозаветного народа, смысл многовековой истории которого воплотился в подготовке ко встрече с грядущим Мессией.

В Евангелии говорится, что Симеон взял Младенца на руки и произнес слова «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко...», которые впоследствии стали молитвой, поющейся на каждом вечернем православном богослужении. Святой Симеон просит Господа «отпустить» его из земной жизни для того, чтобы сообщить благую весть прародителям, находившимся в аду - «Адаму, во аде живущу, известити хотяй, иду, и Еве принести благовестие» (7-я песнь канона праздника) и «...живот же носяй, живота прошаше разрешения, глаголя: Владыко, ныне отпусти мя возвестити Адаму, яко видех непреложна отроча, Бога превечного и Спаса мира» (3-я стихира на стиховне).

Иконография Сретения сложилась на основе повествования св. евангелиста Луки (Лк.2, 22-39). На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух (реже - трех) голубей, а за спиной праведного Симеона - пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме.

Выступление 7 ученика.

Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что отражается в иконографии - Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его покровенными руками как Великую Святыню. Праведная Анна изображается со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую белую рубашечку, не закрывающую ножки.

В рассматриваемой сцене еще нет изображения престола, которое присутствует в других византийских и древнерусских памятниках.

Выступление 8 ученика.

На полиптихе со сценами двунадесятых праздников из монастыря св. Екатерины на Синае (XII век) Сретение представлено в верхнем люнете одной из створок. Спаситель в золотой тунике изображен на руках Симеона, который словно полагает Младенца на жертвенник. Подобным образом выявляется литургический замысел композиции, в которой Христос изображается как приносимая за весь мир искупительная жертва. Также трактована и композиция Сретения на эпистили XII века из того же монастыря. Здесь Младенец представлен прямо над престолом в центре сцены.

Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением, Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода - св. Луки в Фокиде, Неа Мони на о. Хиос, церкви Успения в Дафни.

Слово учителя.

На Руси древнейшими образцами сцены Сретения являются фрески XII века в Кирилловской церкви (Киев) и церкви Спаса на Нередице (Новгород). Интересной особенностью в изображении Кирилловской церкви является то, что Младенец не сидит на руках Богородицы, а представлен на них лежащим. Пресвятая Дева несет Его на двух вытянутых и покрытых платом руках.

А теперь познакомьтесь с произведениями западноевропейской и русской живописи сюжетом которых стало это важное евангельское событие (присмотр слайдов).

Сегодня, в праздник Сретения Господня, возрождена одна из древних традиций. Сразу по окончании праздничного богослужения совершается особый чин освящения свечей.

Выступление 1 ученика.

Обычай освящать церковные свечи в день Сретения пришел в Православную церковь от католиков в XVII веке, когда митрополит Петр Могила правил "Требник для малоросских епархий". Факельными шествиями Западная Церковь в свое время пыталась отвлечь жителей Рима от традиционных языческих празднеств, вкладывая уже новый смысл в это действо. В православии чин освящения свечей совершался уже с другим смыслом: в память установленной Моисеем обязанности приносить в жертву Богу всякого первенца, а также как знак освящения и очищения мира истинным Светом Христова Евангелия.

Церковь предостерегает своих прихожан придавать освященным свечам какое-либо магическое или чудодейственное значение: "Сретенская свеча напоминает нам о зажженном в каждом из нас огоньке Благодати Божией, который надо сохранить в себе на всем нашем земном пути. По мере того, как мы сберегаем и защищаем эту искорку веры в наших сердцах, мы противостоим силам зла, которые постоянно нас окружают и пытаются удалить нас от еще одного Светоча - света Вечной жизни, осеняющего этот путь". Сретенские свечи хранятся бережно весь год и возжигаются во время домашней молитвы.

Слово учителя. В завершении нашего занятия послушайте еще одно стихотворение, которое поможет вам в великом деле духовного возрастания.

Выступление 2 ученика

«Сретение Господне» из "Молитвословия о земной жизни Иисуса Христа"
Несет Пречистая в храм Божий В объятьях сердца Своего, Того, Кто всех богатств дороже - Творца и Сына Своего! Несет Пречистая в смиренье В Своих объятиях Творца, Чтоб получил благословенье Он от Небесного Отца! Грядет Пречистая, чтоб миру Спасенье от грехов вручить, Чтоб род людей убогих, сирых Навеки с Богом обручить. Навстречу Господу выходит Блаженный старец Симеон, К Младенцу очи он возводит - Создателя в Нем видит он! Он взял Его в свои объятья, В любви прижал к груди своей: "Пришел сюда, чтобы узнать я, В Тебе спасение людей. Меня Ты ныне отпускаешь, Владыко, волею Своей, В Себе спасенье предрекаешь Ты для Израиля людей. Ты будешь, Господи, предметом Для споров множества людей И просветишь Ты многих светом Великой истины Своей! Ты же, Пречистая, узнаешь Души израненной томленья, Но род людской Ты не оставишь, Его спасая от паденья!"

Слово учителя. В заключение хочу привести вам слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: “Братья! Чтобы встретить нам радостно Господа во Второе и славное Его Пришествие, научимся встречать Его здесь - ежегодно в праздник Сретения”.