Что должен знать и уметь психотерапевт? Что должен уметь психолог

Ответ:

Парня нужно уговорить добровольно обратиться к врачу, прислушаться к его советам, побыть какое-то время под его наблюдением. Знать необходимо симптомы, ресурсы человека, личностные особенности. Также необходимо обратить внимание на его окружение, развернуть грамотную антинаркотическую кампанию в коллективе, где он учится.

Ситуационная задача № 9.

В семейную консультацию обратилась женщина с жалобами на то, что у нее с мужем без видимых причин происходят постоянные ссоры и скандалы. В браке они 6 лет. Живут в новой двухкомнатной квартире, воспитывают 3-х летнего сына.

Из беседы стало известно, что ссоры почти всегда возникают «на пустом месте»: какие-то бытовые мелочи, которых в любой семье бывает достаточно. Когда предмет недоразумения исчерпан, остается обоюдное раздражение, которое тлеет до тех пор, пока снова какая-нибудь мелочь не выведет кого-то из себя.

Последнее время женщина начала думать о разводе, по ее словам: «жалко разрушать семью, ведь муж не пьет, на работе его уважают, очень любит своего сына, часто с ним играет. Временами в семье бывают «перемирия», но это продолжается недолго. То очередные неприятности у мужа на работе, то еще что-то, и снова дает о себе знать хроническая несовместимость, доводящая до мысли, что так дальше жить просто невозможно».

В чем, по вашему, причина неблагоприятного психологического климата в семье клиентки? Как можно помочь семье гармонизировать свои отношения?

Ответ:

Многое говорит о том, что супруги, обладая несомненными достоинствами, и любя друг друга, просто не умеют наладить гармоничные отношения. Очень хорошо, что женщина уже осознала потребность в психологической помощи. Высока вероятность, что скоро к ним присоединится и муж. Главное, что им нужно – это повысить свою коммуникативную компетентность, что можно сделать в группе социально-психологического тренинга.

Не «отстраняться» от другого, особенно в трудный для него час, т.к. человеку необходимо сознавать, что ему есть куда прийти со своими неудачами и ошибками.

Необходимо быть хорошо информированными друг о друге, знать о потребностях, интересах, стремлениях, о духовном мире супруга.

Общаться как личности, а не как носителю семейных функций. Ваш партнер должен осознавать себя единственным и неповторимым.

Не критиковать, почаще хвалить друг друга, не допускать отчужденности в отношениях, не стараться перевоспитать супруга(у).

Ситуационная задача № 10.

Женщина, мать двоих девочек на приеме у психолога-консультанта. В беседе открылись некоторые подробности неблагополучной семейной жизни. Муж систематически выпивает, но наотрез отрицает то, что это болезнь. Уже начал выносить вещи из дома. Живут в 1-комнатной квартире – идти некуда. Старшая дочь (ему неродная, от первого брака), доведена им до отчаяния. Младшая, семиклассница, время от времени пропускает занятия в школе. А когда приходит, то зачастую с синяками, выглядит как затравленный зверек. Женщина слезно просила психолога вмешаться в их семейные дела, поговорит с мужем.

Как помочь этой семье? На что необходимо обратить внимание при работе с женщиной?

Ответ:

В первую очередь необходимо работать с женщиной, т.к. только с ее психологическим выздоравливанием возможны прогрессивные изменения в укладе жизни этой семьи. Психологу надо скорректировать взгляд и поведение женщины, восстановить деформированную систему ценностей. Другими словами перестать думать о проблемах мужа и сконцентрироваться на своих собственных.

Ситуационная задача № 11.

Людмила Д., 25 лет, 7 лет замужем. Живет с мужем и свекровью. Муж на девять лет старше ее. Обратилась с жалобами на чувство тоски, утомляемость, частые головные боли, рассеянность, которая не была ей свойственна ранее, бессонницу.

Внешне семейные отношения хорошие. Имеет ребенка 4 лет. Изучение семейных отношений показывает наличие коммуникативных проблем в ее взаимоотношениях со свекровью. Проблема возникла с момента замужества. Свекровь очень привязана к сыну и переживала в связи с его женитьбой. Людмила по характеру стеснительная, неуверенная в себе. Свекровь приняла решение, что «хотя и была против этого брака, но раз так все получилось, она поможет невестке всей душой».

Эта помощь и стала источником коммуникативной проблемы. По словам Людмилы «с детства не может, когда кто-нибудь стоит и смотрит, как она что-то делает». Свекровь же не отходила от нее ни на шаг. Когда у невестки что-то не получалось, она как старая учительница, говорила: «Нет, не так, а вот, так, посмотри внимательно!»

Людмила призналась, что иногда испытывала приступы ярости, по отношению к свекрови. После – испытывала чувство страха и вины. Уже тогда появились бессонница и головные боли. С появлением ребенка конфликт ушел вглубь. Но невротические симптомы усилились, когда однажды ребенок по ошибке назвал бабушку мамой. Появились раздражительность, вспышки ярости, пониженное настроение.

Проанализируйте характер психологических трудностей Людмилы и ее свекрови. Как можно изменить коммуникативную ситуацию в семье?

Ответ:

Людмила не смогла «передать» свекрови свои переживания, чувства и эмоции. Если бы свекровь получила полное представление о характере, способностях невестки, она бы почувствовала ее беспомощность и несамостоятельность и была бы уверена, что через некоторое время она обратится за помощью.

Проблема и у свекрови. Брак сына вызвал у нее тревогу прежде всего в силу того, что больше она не будет нужна ему. Основным барьером к передаче такой информации было самолюбие и трудности в осознании своих чувств. Если бы невестка имела полное представление о чувствах свекрови, она бы по крайней мере задумалась, что сделать, чтобы свекровь не чувствовала себя ненужной сыну.

Рождение ребенка изменило соотношение сил в семье, повысило зависимость невестки. Она вынуждена была уступить и конфликт превратился во внутренний, стал источником ее заболевания. Индивидуальная работа с Людмилой повысит самооценку, уверенность, преодоление коммуникативных барьеров, можно обучить релаксационным упражнениям. Индивидуальная работа со свекровью с целью осознания своих чувств по отношению к сыну.

Ситуационная задача № 12.

Родители обратились по поводу сына 14,5 лет, который всего боится, ни с кем не дружит, с трудом вступает в контакт с незнакомыми людьми, упрямый, дома часто плачет, из класса убегает, объяснить причины не может. Семья дружная, есть младший сын – противоположность первому. Старший унаследовал от отца его нелюдимость и замкнутость. Самому отцу с ним трудно общаться. Мать отзывчивая женщина, замученная страхами, тревожная, гиперсоциализирующая.

Какие гипотезы, относительно причин поведения парня можно построить? Определите основные этапы работы над проблемой.

Ответ:

Гипотезы: особенности характера (шизоидная акцентуация); повышенный уровень тревожности; гиперопека матери; пассивная роль отца; кризис подросткового возраста.

Индивидуальное консультирование, групповое консультирование с приемами обучения невербальной коммуникации, техники психодраматического отреагирования страхов, телесно-ориентированная терапия. Работа с родителями для снятия гиперсоциализирующего влияния матери и усиления роли отца.

Ситуационная задача № 13.

Предположим, что к вам как к психологу-консультанту обратился родитель с просьбой дать ему практические рекомендации о том, стоит или не стоит отдавать ребенка в школу в возрасте до семи лет. Какие психодиагностические методики вы в данном случае можете использовать для того, чтобы изучить ребенка и дать его родителю обоснованные психологические рекомендации?

Ответ:

Никто, кроме самого родителя принять решение не может. Психолог может проверить общий интеллектуальный уровень ребенка, используя самый известный тест Керна-Йирасека о готовности ребенка к школе. Также методика «Домик» для диагностики уровня развития произвольной сферы. Тест способности к обучению в школе Г.Витцлака.

Ситуационная задача № 14.

Назовите техники процедуры снятия психологического барьера (психологического напряжения) у клиента?

Ответ:

Можно дат клиенту побыть некоторое время одному. Мягкая, спокойная, ненавязчивая музыка способствует созданию благоприятной атмосферы. Размеренные движения рук снимают напряжение (можно дать книгу, журнал, игрушку). На вербальном уровне – прием «кавычек» («Был случай, когда клиент очень волновался, но все закончилось хорошо»).

Ситуационная задача № 15.

Какой из перечисленных внешних факторов играет самую важную роль в интеллектуальном развитии младенца:

а) питание; б) правильный уход; в) воспитание родной матерью; г) психическая стимуляция.

Ответ поясните.

Ситуационная задача № 16.

Объясните, почему психолог-консультант должен обладать следующими качествами которые он должен проявлять в общении с клиентами.

1. Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию.

2. Открытость.

3. Доброжелательность.

4. Безоценочное отношение к клиенту.

5. Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.

6. Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.

Ответ :

Эмпатия – готовность, желание и способность человека психологически чувствовать и понимать другого, смотреть на мир его глазами. Это качество психолог проявляет на всем протяжении процесса консультирования и, благодаря ему, оказывается способным лучше и глубже понимать клиента, эффективнее ему помогать.

Открытость. Это готовность психолога-консультанта быть открытым как личность для клиента. Это стремление психолога в личном общении с клиентом оставаться самим собой, естественно проявляя свои достоинства и, возможно, недостатки. Также психолог показывает клиенту готовность обсуждать с ним любые вопросы.

Доброжелательность. В любых ситуациях сохранять ровный, доброжелательный стиль общения с клиентом.

Безоценочное отношение к клиенту. Это стремление психолога-консультанта в общении с клиентом избегать прямого оценивания его действий и личности. Консультанту стоит воздерживаться от оценок поступков клиента. главная задача – понимание клиента, его проблемы и как помочь ему.

Отказ от нравоучений относится к моменту исповеди клиента. Консультирование – это процесс, в котором обе стороны – психолог и клиент как личности равны.

Доверие к клиенту – это то, на чем строится гуманистически ориентированное психологическое консультирование. предполагает веру в то, что клиент вполне самостоятельно сможет решить свою проблему.

Ситуационная задача № 17.

В конце первой четверти кабинет психолога посетила мать первоклассника. Запрос: «Все ли в порядке с моим сыном? Нет ли у него умственных отклонений, т.к. его обучение продвигается с большими затруднениями». Ребенок тихий, ласковый. Детский сад не посещал, читать, считать научился дома, рос «домашним ребенком» в семейном кругу, где умели уделить внимание ребенку. Но с начала учебного обучения спокойствие в доме кончилось. Мальчик стал беспокойным, часто плачет, вздрагивает от любого звука, плохо спит по ночам.

  1. Любить свою работу и людей. Хороший психолог должен любить то, чем он занимается. Любить и уважать людей, которые к нему обращаются. Обладать такими чувствами, как: сочувствие (эмпатия), сострадание, терпимость. Иметь представление о вселенских законах. Быть с клиентами предельно честным, корректным, неагрессивным. Уметь общаться с большим количеством людей, не уставать от бесед с людьми, имеющими проблемы. Проявлять неподдельный интерес к особенностям психики человека, образу его мыслей. Иметь искреннее желание разобраться в мотивации его поступков, внутреннем мире клиента. Этот интерес должен быть у психолога изначально, его нельзя привить.
  2. Не навредить. Не играть в Бога, всезнающего, что такое добро и зло. Соблюдать этические правила психолога, не оскорблять. Действовать максимально корректно по отношению к пациенту и его окружению. Работа психолога помимо сознания, связана еще и с подсознанием клиента. А это материя очень тонкая: там живут наши страхи, волнения, пороки. Используя такую информацию непрофессионально, вреда можно нанести больше чем пользы. Поэтому, психолог несет большую ответственность. Любое неосторожное использование информации, полученной в ходе работы, неверные выводы и рекомендации, неправильное применение методик может нанести непоправимый вред психике и даже жизни пациента.
  3. Уметь слушать и слышать. Главное в работе психолога, уметь слушать и слышать собеседника. Уметь высказать свое мнение, не оскорбив при этом мнение человека которого слушаешь. Задавать правильные вопросы, выбирать правильную интонацию, тембр голоса, наблюдать за реакцией оппонента. Уметь убеждать, советовать. Чувствовать мелочи в поведении человека, подмечать внутренние страхи клиента. Помочь разобраться в чувствах и эмоциях. Уметь говорить, когда это действительно нужно, чувствовать, когда необходимо замолчать и просто послушать. Важно подстраиваться под собеседника, говорить на его языке. Своим поведением создавать ощущение, что человек беседует сам с собой, только, на этот раз, знает ответы.
  4. Иметь индивидуальный подход к каждому. Психолог должен уметь понимать и чувствовать пациента, его эмоции и страхи. Быть гибким и уметь приспосабливаться. Консультировать клиента не просто в соответствии с определенными догмами психологии, а учитывать индивидуальные качества человека, его интересы, личное мировоззрение.
  5. Иметь большой собственный опыт. Иметь семью, друзей, большой круг знакомых разного статуса, специальностей, опыт работы на руководящей должности и в качестве подчиненного. Желательно - опыт воспитания детей. Что бы судить о вещах, происходящих с другими, сам психолог должен быть уже достаточно развит. Из этого следует, что психолог должен иметь собственное, адекватное мировоззрение, хорошо знать и любить себя, управлять своими чувствами и эмоциями. Должен быть доволен своей личной и семейной жизнью. Если человек не может решить свои проблемы, наладить свою жизнь, то другим он вряд ли сможет помочь.
  6. Использовать комплексный, дифференцированный подход. Проявлять гибкость, не зацикливаться на определенных школах и методиках. В каждом конкретном случае, уметь применить то, что будет наиболее эффективно.
  7. Быть разносторонним, образованным человеком. Как в любой другой науке, нужно много читать, размышлять, постоянно стремиться узнать что-то новое. Больше практиковаться, ведь определенная часть знаний приходит только с опытом. Разбираться в различных сферах жизни. В определенной ситуации применять соответствующие направлению знания:
  • Иметь познания в медицине. Психолог должен знать анатомию центральной нервной системы, разбираться в строении организма. Уметь определять симптомы и особенности часто встречающихся заболеваний. Особенно, связанных с неврологией, ибо психосоматика – явление очень распространенное. Кроме того, любая болезнь накладывает свой отпечаток, создает внутренние страхи. А абсолютно здоровых людей, как мы знаем, не бывает.
  • Хорошо ориентироваться в юриспруденции . Огромное количество нарушений эмоционального состояния человека вызывают проблемы с законом и государством. Часто обращаются люди, пострадавшие от чьих-либо неправомерных действий. Знание норм семейного, трудового, уголовного, гражданского права на практике очень пригодятся. Особенно, это касается психологов, работающих с пострадавшими. Что бы адекватно разговаривать с клиентом, психолог должен знать перспективы решения проблемы. Сюда же, можно отнести знание криминологии. Многие клиенты становятся жертвами обмана и, желательно, в этом разбираться.
  • Разбираться в основах мировых религий . Верующих людей намного больше чем атеистов. Не важно, к какой вере относится клиент, религиозные аспекты часто накладывают свой отпечаток на психику.
  • Ориентироваться в нетрадиционных учениях. Поклонников различных учений становится все больше. Если человек пустил внутрь себя какую-то идеологию, она становится частью его мировоззрения. Это не должно остаться не выявленным.
  • Иметь понимание субкультур . Особенно важно это для психологов, работающих с подростками. Субкультура – это определенный мир со своим настроением и мировосприятием. Она создает мотивацию для различного рода поступков. Если, для людей неискушенных, субкультура, это – просто внешний «прикид», то для некоторых это - жизнь.
  • Иметь познания в наркологии. В современное время, в городе или деревне, люди снимают стресс. Будь то алкоголь, сигареты, наркотики или просто лекарство из аптеки. У каждого стимулятора своя специфика и определенное действие на психику, которое необходимо учитывать.
  1. Поддерживать «правильное» душевное состояние. Практиковать в уравновешенном и гармоничном состоянии. Проходить регулярно личную терапию. Иначе есть риск навредить своими негативными эмоциями пациенту.

Что нужно, чтобы стать психологом?

Говоря "хочу стать психологом", помните, что чтобы стать действительно хорошим специалистом, необходимо учиться всю жизнь. Заниматься самообразованием, читать много профессиональной литературы, проходить различные курсы повышения квалификации. Чтобы хорошо разбираться в профессии, нужно постоянно осваивать новые направления, посещать семинары и тренинги.

С чего лучше всего начать? С поступления в ВУЗ . Стать психологом, обучившись самостоятельно, довольно сложно. По книгам и тренингам, конечно, можно научиться теории. Однако, в специализированных учебных заведениях, информацию дают структурировано и систематично. Да и опыт передается только при личном общении. Кроме того, без диплома, Вам никто работать психологом не даст. Так как нет подтверждения Ваших знаний.

И так, Вы окончили психологический ВУЗ. Что делать дальше?

Начать стоит с определения сферы, в которой Вы хотите работать. А точнее, с кем Вы хотите работать. Например, с детьми, быть педагогом-психологом или детским психотерапевтом-консультантом. Или стать профессиональным консультантом на базе какого-то предприятия или фирмы. Проводить бизнес-тренинги, помогать становлению личности. Либо заниматься семейной психологией, консультировать по вопросам разводов и сохранению браков.

Далее нужно понять, какую из школ терапии Вы хотите выбрать для дальнейшего глубокого изучения и применения в практике. Для этого важно изучить все основные школы психотерапии, чтобы понять, какая из них Вам ближе и какая даст максимальный эффект Вашим клиентам.

Далее, нужно определиться, где Вы хотите работат ь. Будет это государственное предприятие (например, школа или учреждение, где есть ставка штатного психолога) или частная фирма? А, может быть, Вы желаете открыть частную практику?

Наши курсы - для тех, кто хочет стать отличным психологом!

В Центре Психологии и Тренинга Марии Минаковой практикуются различные методики для образования начинающих психологов. На нашем сайте, в разделе , размещены программы курсов для начинающих и практикующих психологов. Эти курсы будут полезны как для начинающих свою практику и студентов ВУЗов, так и для практикующих психологов с целью повышения квалификации.

В процессе изучения различных курсов Вы получите структурированную практику по самым частым проблемам, с которыми обращаются клиенты. Освоите множество различных подходов и техник из самых разных методик и школ. Научитесь работать с множествами внутриличностных проблем и проблемами взаимоотношений.

Для начинающих психологов лучшим подспорьем будут курсы по и по самым . После прохождения этих двух программ Вы будете себя чувствовать уверенно и "подкованно" и без страха начнете профессиональную деятельность. Кстати, самым способным ученикам предлагается работа в Центре!

Если Вы хотите начать свою деятельность в работе с детьми, советуем Вам пройти курс по . Из него Вы узнаете об основных направлениях в детской психотерапии для применения их в психологическом консультировании детей и их родителей. Освоите эффективные техники по детской психологии, получите больше практики.

Ждем Вас на наших курсах!

Личности для многих остается неведомым. А эта внутренняя жизнь во многом более важна для человека, чем внешняя, поскольку травмы, нанесенные психике, не заживают десятилетиями, в отличие от ран тела. Это хорошо знают психологи — люди, чья жизнь посвящена изучению тайн души. И, конечно, ценно стремление понимать другого.

Кто ступил на путь самообучения, должен пройти нелегкий путь. В чем основные сложности изучения, почему так непросто освоить науку психология; с чего начать изучение? Попробуем разобраться.

Методология

Когда человек решает заняться изучением такой науки, как психология, стоит основательно ознакомиться с методологией науки. И посвятить достаточно много времени чтению различной литературы.

Но с чего начать изучение психологии самостоятельно? Как найти ту базу знаний, на которую можно опереться далее и изучать науку уже углубленно? Без основополагающих упорядоченных концепций не существует ни одна настоящая наука. Сначала изучается предмет науки и методология. Методология — систематичный анализ тех методов, которые применяются в данной науке для получения знаний.

Начать с себя. Зачем и для чего

Начало изучения психологии человека - осмысление личных мотивов. В первую очередь нужно понять, для чего делается первый шаг к изучению поведения людей: чтобы хорошо разбираться в развитии детей и помогать им расти гармоничными либо для собственного личностного роста, либо хочется стать профессионалом и получить возможность помогать посторонним.

Важно также определиться заранее, какую сторону науки вы будете изучать досконально: теоретическую или практическую. Ведь сложно найти, не зная, что именно. Особенно в океане информации.

Книги по психологии. Какие нужны новичку

С каких книг начать изучение психологии? Задаваясь целью изучить основы любой науки, надо начинать с азов: самые основные категории, термины и понятия — все это можно найти в любом учебнике первого курса. Такие учебники есть во всех городских библиотеках. Хотя они не очень красноречиво написаны, и пестрят определениями и таблицами, их нужно освоить. Далее будет проще. После прочтения этой первой книги необходимо найти классиков психологии: К. Юнга, К. Хорни, А. Адлера, Э. Фромма и, конечно, нужно ознакомиться с работами Фрейда.

Более легкая и интересная книга И. Ялома «Когда Ницше плакал». Можно поискать затем какую-либо авторскую книгу в том направлении, которое в данный момент более интересно.

Не нужно забывать о том, что для психолога важно знать основы философии и социологии. Важно сформировать гуманитарное мышление, наука — не только теории и тезисы.

Художественная литература также содержит много полезной информации для будущего психолога. Писатели-классики четко анализировали природу внутреннего мира и поступки своих придуманных героев. Особенно глубокий анализ можно найти в книгах Ф. Достоевского.

Журналы и публикации

В современном невероятно обширном пространстве информации найти доступный и интересный журнал по психологии - не проблема. Многие университеты выпускают свой журнал и выкладывают в сеть интернет бесплатные версии вполне свободно. Нужно просто найти тот журнал, который будет для вас познавательным и полезным в выбранной области науки.

  • "Российский психологический журнал".
  • Журнал ВАК «Вестник ВлГУ».
  • "Экспериментальная психология".
  • "Экзистенциальная и гуманистическая психология".
  • Онлайн-журнал psychologies.ru.
  • Другие.

Онлайн-журнал psychologies.ru создан для широкого круга читателей. Если нужны научные публикации, написанные квалифицированными сотрудниками институтов, лучше читать официальные издания. Такие как: "Российский психологический журнал".

Мир психологии. Основные направления

В каких направлениях развивается современная психология? С чего начать изучение тенденций развития основных направлений этой науки? Нельзя преуспеть во всем сразу, и требуется определиться с тем направлением, в котором человек будет чувствовать себя наиболее уверенно, что ему ближе познавать и применять.

Классические направления таковы:

  • когнитивное направление;
  • гештальтпсихология;
  • ассоциативная психология;
  • гуманистическая;
  • глубинная.

А еще существуют новые направления: психодрама, коучинг, трансперсональная психология и нейролингвистическое программирование.

Невербальное общение как основа

Без чего не мыслится С чего начать изучение? Новичку нужно изучать и теорию и практику. А практику соответственно, сразу отрабатывать: учиться слушать, учиться обращать внимание на невербальные знаки. Такая практика важна так же, как для изучения иностранного языка необходимо сразу проговаривать предложения.

Невербальные сообщения — это подсказка собеседнику; теория невербального общения гласит, что жесты мимика и позы личности говорят о гораздо больше чем, слова. Хороший психолог сразу "вычисляет" состояние рядом находящегося человека по его внешнему виду. Даже если вы не собираетесь профессионально изучать психологию, а только интересуетесь ею, невербальные знаки нужно научиться определять. Это упростит общение и с близкими, и с коллегами.

Какие качества характера надо развивать

Работа с людьми абсолютно невозможна без работы над собой. Психолог — тот, кто изучает души. Так трактуется психология. С чего начать изучение поведения и проблем других? С работы над своими качествами характера. Поскольку, не познав себя, других познать невозможно.

Психея — была богиней-душой, соответственно, наука о душе не может быть изучена без любви к душам людей. Необходимо уметь ставить себя на место другого и представлять его чувства и эмоции. Психологу также нужны хорошие способности к самоанализу и саморефлексии — то есть умению понимать собственное эмоциональное состояние и поведение. Умение налаживать вербальный контакт с любым человеком.

И вправду, не так легко дается изучение психологии человека. С чего начать? Развивать осознанность. Для новичка-психолога это ключевой момент. Если перед новичком стоит вопрос: с чего начать изучение психологии самостоятельно, то лучше его переформулировать — с кого начать изучение. С самого себя. Психолог не сможет решить чужие проблемы, если не научиться решать свои комплексы, проблемы, страхи и тревоги.

Проксемика

Дистанция и необходимость ее соблюдения при ведении беседы изучается такой наукой, как проксемика. Понятие введено в науку Эдвардом Холлом.

Эдвард Холл ввел в научный мир психологов 4 зоны, которые должны соблюдаться при общении:

  • интимная;
  • личная;
  • социальная зона;
  • публичная.

Понимать внутреннее состояние людей не так просто. Читать книги нет смысла, если новичок не умеет распознавать внутренний настрой собеседника.

Психолог не может давить на человека. Когда он не соблюдает дистанцию, человек закроется и не допустит в свой внутренний мир.

Здравствуйте, Наталия!

В любом случае, чтобы стать психологом, необходимо получить высшее психологическое образование, а также пройти долгосрочную (2-4 года) программу по выбранному направлению психологии, психотерапии. Это может быть психоанализ, транзактный анализ, гештальт-терапия, НЛП, экзистенциальная, телесно-ориентированная, когнитивно-поведенческая терапия и другие виды в зависимости от того, что более подходит в первую очередь самому специалисту по личностным качествам, склонностям, что он считает более действенным и эффективным. Такие программы можно начинать осваивать будучи студенткой психологического факультета ВУЗа, но без диплома о высшем образовании данные программы не дадут вам право работать психологом . Как, на мой взгляд, и одного лишь высшего психологического образования, даже полученного в хорошем ВУЗе, недостаточно для того, чтобы быть специалистом, психологом.

Можно посетить разовые, 1-3 дневные тренинги, терапевтические или обучающие группы специалистов-психологов различных школ и направлений, чтобы выбрать подходящее вам и заодно ощутить себя в профессии , примерить на себя роль ведущего, психолога .

1. Ирвин Ялом ("Лечение от любви ", "Лжец на кушетке", "Мамочка и смысл жизни" и другие). Книги Ялома кроме того, что являются увлекательными художественными произведениями, также помогут вам получить представление о работе психолога, психотерапевта.

2. Книги, описывающие особенности человеческих взаимоотношений, а также работу с различными категориями людей: дети, подростки , взрослые, семьи (Фабер, Мазлиш "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили", Карл Витакер "Полночные размышления семейного терапевта")

3. Будучи гештальт-терапевтом, мне, конечно интересна литература по данному направлению. Ф. Перлз "Гештальт-подход. Свидетель терапии", "Практикум по гештальт-терапии", Джойс, Силлс "Гештальт-терапия шаг за шагом". Но, стоит учесть, что такие узкоспециальные книги могут быть сложны для восприятия и не очень интересны для начинающих, написаны они, прежде всего, для профессионалов, с использованием большого количества терминов.

4. Когда я была подростком (в 12 лет), начинала "путь в профессию " с книг Николая Козлова ("Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни", "Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день"). На данный момент разделяю далеко не все взгляды данного специалиста, но эти первые две его книги очень помогли мне определиться с

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы стали намного чаще говорить и слышать о психическом благополучии, чем это было еще несколько лет назад. И это хорошо, ведь без здоровых эмоций сложно получать удовольствие от жизни. Но повышенный интерес ко всему, что начинается на «психо», привел к наплыву дилетантов.

сайт узнал, какие 9 вещей не станет делать хороший психолог или другой специалист по душевному здоровью. Читайте и будьте здоровы!

1. Работать в обход своей компетенции

Врачеванием эмоций занимаются психологи, психотерапевты и психиатры. Компетенции у этих специалистов следующие:

  • Психолог. Это не врач. Чаще слышит от пациентов: «Я некрасивая», «Мой ребенок меня не слушается», «Меня никто не любит».
  • Психотерапевт. Может быть врачом, а может и не быть им (ниже объясним, почему так). Чаще слышит от пациентов: «Я боюсь микробов», «Меня так и тянет что-нибудь украсть», «Со мной часто случаются приступы паники».
  • Психиатр. Это врач. Чаще слышит от пациентов: «Я слышу голоса», «Я хочу красиво спрыгнуть с 9-го этажа», «Я бог, на колени, раб!».

Хороший психолог не возьмется помогать пациенту с фобией, как и хороший психиатр не станет лечить неуверенность в себе, потому что эти вопросы выходят за рамки профессиональной компетенции. А вот дилетанты берутся лечить все и всех, нередко обещая быстрый и качественный результат.

2. Скрывать образование

Многие так себе специалисты прикрывают отсутствие нужного образования разными дипломами, часто получая их на ускоренных онлайн-курсах. Но никакая бумажка не отменяет того, что у психолога должно быть высшее психологическое образование, у психиатра - высшее в сфере психиатрии . С психотерапевтами сложнее. Право заниматься психотерапией дает:

  • Базовое образование (медицинское или психологическое). На него может быть потрачено как 8-10 лет в мединституте, так и в 2 раза меньше времени в каком-нибудь вузе, где преподают психологию.
  • Переподготовка. Пройти можно как за 2 дня, получив сертификат арт-терапевта например, так и за 5 лет, став обладателем диплома психоаналитика (психотерапевта, который занимается психоанализом).

Очевидно, что вне зависимости от того, к какому специалисту вы обратились за помощью, следует детально расспросить его об образовании. Профессионал без запинок, смущения или нервозности ответит на все ваши вопросы.

3. Нарушать временные рамки сеанса

Профессионал не станет завершать сеанс ни раньше, ни позже оговоренного времени. Во-первых, это элементарная вежливость, ведь у вас могут быть планы. Во-вторых, соблюдение временных рамок создает ощущение стабильности у пациента и помогает ему следовать составленному плану терапии.

4. Критиковать коллег

Если вы посещали психолога, который вместе с психикой обещал «подлечить» энергетику и научить гадать на таро, а затем обратились к другому специалисту - тот может тактично объяснить, почему стоит избегать «врачевателей», подобных тому, к которому вы обращались до него. Не громко рассмеяться, а тактично объяснить. В остальных случаях уважающий себя психолог, психотерапевт или психиатр не станет критиковать методы работы предыдущего специалиста, так как не будет знать истинного положения вещей.

5. Фамильярничать

Хороший психолог, психотерапевт или психиатр сделают все для того, чтобы установить доверительные отношения с человеком, который обратился к ним за помощью. Попросят обратную связь, например, после сеанса, чтобы обсудить сомнения или причину вашего дискомфорта, если они будут. Но никогда не станут переходить на «ты» без вашего согласия , рассказывать скабрезные анекдоты, отпускать сомнительные комплименты. И набиваться в друзья квалифицированный специалист тоже не станет.

Известный психолог и психотерапевт Михаил Литвак утверждает: «Квалификация психолога обратно пропорциональна количеству даваемых им советов». Это же относится и к другим специалистам в области врачевания души. Их задача состоит в том, чтобы пациент сам подошел к проблеме и нашел для себя правильное решение. Конечно, за исключением случаев, когда помочь могут только лекарства.

  • Неправильно: «Чувствуете себя никому не нужной? Заведите собаку!»
  • Правильно: «Чувствуете себя никому не нужной? Что, по-вашему, избавит вас от этого чувства? Не знаете? Вспомните моменты, когда вы забывали о нем... И так до тех пор, пока не поймете, что чувствуете себя нужной, когда, например, пишете стихи».

Ведь хороший специалист делает максимум для того, чтобы на сеансе вы расслабились и чувствовали себя комфортно, и неясные термины в этом совсем не помощники.

9. Навязывать свои услуги

Нет универсального совета, который бы позволил найти психолога, психотерапевта или психиатра, подходящего именно вам. В идеале после первого же сеанса появляется облегчение, чувство того, что вас слушают и пытаются вам помочь. Если не случилось, это даже не значит, что специалист плохой, - может, он просто не ваш. И профессионал не станет вам названивать и давить с целью вернуть.

Важно понимать, что работа над своим душевным состоянием - это в первую очередь ваши старания. И, если вы не прилагаете усилий, чуда не случится, как и не появится красивая фигура от того, что вы просто слушаете фитнес-тренера.