Ребенок не может сосредоточиться что делать. Что делать, если у ребенка синдром рассеянного внимания

Добрый день. У меня двое детей. Старший сын 12 лет и девочка 3 года. Папа есть, любит, помогает, ругани-пьянства и прочих отягчающих в семье нет. Проблемы со старшим. Делает уроки несколько часов. Как только садится за стол, отключается моментально. Может за час написать одну строчку и сидеть смотреть в одну точку. Не способен концентрировать внимание. Смотрит в стену.

Вообще мальчик добрый, начитанный, но с уроками беда. Я стараюсь помогать, но физически не могу сидеть постоянно рядом и говорить «Следующая строчка». С первого класса такая ерунда, думала, пройдет, но уже 5 класс и никаких перемен. Школа очень хорошая, класс дружный. Задают много, но если сесть и сделать, реально управиться за два, максимум три часа. Он же садится за уроки и все, поплыл. Приду через час - один пример решен. Приду через два, то же самое. Постоянно нужны пинки. Сидеть рядом постоянно - прогоняет, говорит, что сам все сделает, но прихожу через час - опять сидит и смотрит в одну точку или в окно. В итоге - одна строчка. В результате сидит почти до ночи, и сам устает, и все страдают.

Половину уроков из-за потери времени не успевает сделать. В результате доделываем на выходных. Отдыха нет вообще. Двойки за невыполненную домашнюю работу тоже не мотивируют. Куча двоек и никакой ответственности. За 5 лет учебы перепробовали все описанные в интернете методики. Не действует ничего. Ни угрозы, ни мотивация, ни ограничения по времени. Зато если допустить к компьютеру - будет сидеть сосредоточенно и увлеченно. Пробовали не вмешиваться в его уроки. Результат - невыполненные домашние задания, куча двоек и долгов.

Неврологи назначали лекарства (тенотен, пантогам и др.) - нулевой результат. Это ежедневная проблема. Он не говорит прямо, что не хочет учиться, вроде нравится, интерес какой-то есть. До 4 класса ходил на продленку, что-то делал. Зато остальные уроки растягивал. В 5 классе продленка уже не предусмотрена. Занимается спортом. Делаем уроки поздно. Но если спорт убрать, то все равно уроки делаем допоздна. То есть если пропустить спорт, то время не выигрывается, а просто тупо растягивается.

Это растягивание времени настолько укоренилось, что он не успевает решить задания на контрольных. 100 раз в день говорим - сделал все быстро и свободен. Бесполезно. Говорит, что понимает, но на деле никаких сдвигов. Ввела метод карточек. Красная - отрицательная оценка, зеленая - положительная. Чтобы поиграть на компьютере, нужно быть в плюсе. Ну и что? Весь холодильник в красных карточках. Мы не ругаем его за плохие оценки. Мы ругаем за потерянное время. Есть ли какие-то эффективные методики, которые можно применять ежедневно, а не просто "набраться терпения, составить режим дня, придумать мотивацию, позволить быть самостоятельным" и в результате дождаться отчисления из школы?

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребёнка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием. Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!» Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ.

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребёнка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий.

Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого. Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.).

В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка. И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др.

Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия. Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ.

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания». Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности - процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания. Приведем лишь некоторые из них.

Развитие концентрации внимания.

Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5-10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв. Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Консультант, детский психолог Ульяна Вячеславовна

по материалам сайта www.generation.uz

Вопрос от Оксаны, г. Санкт-Петербург:

Ребенок внешне нормальный. До школы работали с дефектологом и логопедом, но в школе проблемы с русским языком и математикой. Главное – он как будто не присутствует на уроке. Пришел, посидел и ушел. Иногда не помнит, что было на уроке, говорит, что ему неинтересно. Не сосредоточен, отсюда проблемы, двойки, а отсюда – крик мамы. Отсюда комплексы у ребенка. Что делать?

Отвечает Любовь Шалюга, врач:

Здравствуйте, Оксана!

Вопросы эффективного обучения и развития ребенка беспокоят многих родителей, тем более в наше время, когда конкурентоспособность на рынке труда высока. Поэтому каждый старается стимулировать ребенка к обучению всеми известными ему способами. Не всегда эти способы эффективны, а иногда даже негативно сказываются на развитии ребенка и его дальнейшей адаптации в жизни. Например, если ребенок невнимателен, на него порою так и хочется прикрикнуть, но в результате он еще больше отдаляется и теряет сосредоточение. Почему так происходит?

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, существует восемь вариантов устройства психики человека (векторов), отличающихся заданными от рождения свойствами. Обладатели этих векторов отличаются своими интересами, врожденными способностями и талантами. Для раскрытия всего потенциала представителю каждого вектора необходимы свои условия, оптимальные именно для него. Поэтому к каждому из них нужен свой индивидуальный подход.

Особенно важно и актуально это в отношении детей, потому что их психические свойства до возраста 15-16 лет проходят период развития. А условия в этот период как раз и определяют, какого уровня развития достигнут его врожденные способности, которые в дальнейшем будут реализовываться на благо общества.

С описанной вами ситуацией, когда ребенок словно не присутствует на уроке и не может сконцентрироваться, нередко сталкиваются родители ребенка со звуковым вектором .

Эти дети по своей природе отличаются особенно чутким слухом. Громкие звуки, а также слова с негативным смыслом ранят их настолько, что, услышав их, ребенок защищается и буквально «уходит в себя», абстрагируется от всего происходящего вокруг.

Можно заметить: когда в классе начинается шум и гам, способность к восприятию материала у ребенка со звуковым вектором резко падает. Как результат – он не может вспомнить ничего из того материала, который обсуждался в таких условиях. Гении в потенциале, маленькие звуковики способны решать сложнейшие задачи в уме. Все что им нужно – это интересная задача и благоприятные условия.

Создать условия

В первую очередь, это хорошее состояние мамы. Ведь именно мама определяет, как ощущает этот мир ребенок – приятным и безопасным, или несущим угрозу. от мамы дает базовый фундамент для развития малыша.

Второе условие – это тишина. Знание о повышенной чувствительности ребенка к звуковым раздражителям позволяет создать условия для комфортного выполнения домашнего задания. Дома ему также необходимо соблюдение тишины, чтобы он мог сосредоточиться на изучаемом материале. Некоторые проблемы обучения ребенка освящены в статье: « ».

Если вы ориентированы во врожденных векторальных особенностях своего ребенка, вы всегда сможете понять причины тех или иных особенностей его поведения, а значит – у вас не будет повода на него кричать. Ведь крик наиболее губительно воздействует на психику ребенка, особенно когда речь идет о звуковом векторе. Подробнее об этом можно прочесть в статьях: « », «Мама, не пой так громко. Берегите уши гения ».

Важно уметь правильно понимать свойства своего ребенка, чтобы создать оптимальные условия для его развития, а значит, способствовать его лучшей реализации во взрослой жизни. Как это работает, читайте

Наверное нет такой семьи, в которой не возникают конфликты и ссоры во время обучения ребенка, ведь младшие школьники зачастую бывают несобранными, забывают только что прочитанный материал, не выполняют до конца задания. К сожалению, мало кто из родителей знает как справиться с ситуацией, когда ребёнок не может сосредоточиться, отвлекается по пустякам, вследствие чего все усилия идут прахом, а ведь все не так сложно, если воспользоваться советами профессионалов.

Если ребенок не может сосредоточиться, то родители, прежде чем начать ругать его, должны подумать, возможно это не каприз и имеется веская причина для подобного поведения. Очень часто взаимное недопонимание только усиливает раздражение, родители начинают кричать на ребенка, тот –плачет, пугается и вообще не может сконцентрироваться на заданном. Поэтому лучше всего, если родители постараются спокойно разузнать, что тревожит или смущает малыша, а после этого помогут ему выполнить заданный предмет.

Следующая причина, из-за которой ребенок не может сосредоточиться на одном задании – это отсутствие интереса, ведь не секрет, учебная программа детям нравится гораздо меньше, чем те же компьютерные игры, за которыми они могут сидеть часами. Преодолеть эту причину гораздо проще, чем думают многие родители, конечно, изменить программу, чтобы заинтересовать ребенка, они не смогут, но слегка подзадорить малыша в их силах. Для этого следует вспомнить об увлечениях ребенка и постараться придумать что-то, чтобы он захотел "покончить" с менее интересным делом как можно быстрее. Например, можно сказать, что скоро начинается интереснейший фильм, но посмотреть его он сможет только если быстренько сделает все уроки, поскольку закончится фильм очень поздно.

Еще одна причина, вследствие которой малыш не может сконцентрироваться – это усталость, ведь тяжелая программа, недосыпание или недомогание заставляют его думать об отдыхе, а не об учебном процессе. Чтобы устранить эту причину, родителям следует понаблюдать за ребенком и вычислить, сколько времени он сохраняет нормальную работоспособность и, по истечении этого периода, предлагать ему сделать перерыв. Отдых, несомненно, не должен длиться больше 10 минут и лучше, если он будет содержать небольшую физическую нагрузку, например, малыш может полить цветы или помочь разобрать сумки, однако разрешать ему играть не следует, поскольку ребенку потом будет сложно переключиться опять на уроки.

Очень важную роль в жизни ребенка выполняет распорядок дня, ведь иногда сами родители настолько загружают малыша, что ему попросту некогда отдохнуть и немного поиграть. Весь его день, помимо посещения школы, составляют походы в кружки, секции – родители, таким образом, за счет ребенка просто пытаются самореализоваться. Поэтому, лучше всего если родители вместе с детьми составят план, в котором будет расписано, сколько времени можно отвести на то или иное занятие.

Иногда сосредоточиться на занятиях ребенку не дают собственные мысли, например, малыш знает, что на выходных его ожидает поход в цирк или интересная прогулка, причем это для него настолько захватывающе, что ни о чем другом он не может думать. В этом случае, кричать на малыша и заставлять его немедленно делать задание бесполезно, поскольку эти мысли ребенок контролировать не в состоянии. Родители должны дать возможность ребенку слегка выплеснуть эмоции, для этого можно совместно рассмотреть афишу будущего мероприятия или поговорить о предстоящей программе.

Если же влияние описанных факторов устранено, но ребенок все равно не может или не желает сосредотачивать свое внимание на заданных предметах, то это означает, что способности, отвечающие за концентрацию внимания, следует тренировать. Делать это лучше в игровой форме, например, зачастую ребенок долго не может сидеть на одном месте, научить его этому помогут такие игры как: "Замри" или "Море волнуется", а чтобы малышу было более интересно, можно добавить элемент соревнования, допустим, кто дольше сохранит позу.

Очень часто сосредоточиться мешают посторонние разговоры – задавая вопросы родителям, копируя одноклассников или любимых героев, ребенок подсознательно уходит от сути заданного задания. Подавлять реплики и контролировать разговор поможет игра в "Молчанку", чтобы заинтересовать ребенка родители могут вместе с ним выбрать какой-нибудь приз, который получит выигравший. Этот метод позволит родителям не отвечать на постоянные "почему" и "как", а ребенок, не отвлекаясь на ненужный разговор, будет более сконцентрирован на заданиях.

Почувствовав усталость ребенок должен уметь расслабляться, для этого родители могут предложить ему гимнастику из нескольких простых упражнений. Например, можно сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, после чего вытянуть ноги вперед, а руки сцепить в замок за головой; сидя на стуле – повернуться несколько раз одним корпусом вправо-влево, после чего легонько потереть виски и переносицу.

Развивать концентрацию внимания можно совместно с развитием памяти, делать это также следует в игровой форме, например, родители могут попросить малыша запомнить расположение каких-либо предметов, а после попросить его выйти или отвернуться. За время отсутствия ребенка родитель просто переставляет предметы или прячет некоторые и, когда малыш войдет, просит его назвать какие же произошли изменения.

В заключение следует сказать, что если ребенок не может сосредоточиться на любом, даже самом интересном задании, постоянно возбужден или рассеян, причем, это состояние продолжается более 6 месяцев, то это может быть показателем гиперактивного расстройства. Чтобы убедиться в наличии или отсутствии недуга родителям целесообразно показать малыша неврологу, который проведет диагностику, на основании показателей вынесет вердикт и если нужно назначит лечение.

С проблемой невнимательности детей чаще всего сталкиваются родители, чьи дети приступили к систематическому школьному обучению. И это вполне понятно, поскольку учебная деятельность требует от ребенка новых, более высоких форм произвольного поведения, способности управлять своими психическими процессами, в том числе и вниманием.
Как правило, родители прекрасно понимают, что хорошее внимание является одним из важнейших условий успешного обучения. Именно поэтому среди родительских наставлений в начале школьного дня чаще всего можно услышать: «Будь внимательным! Не отвлекайся в школе! Соберись на уроке! Хорошо слушай учителя!»
Для плохо успевающих школьников подобные призывы становятся весьма привычными. Однако, если у ребенка действительно существуют проблемы с развитием внимания, одними требованиями «быть более внимательным» здесь не обойтись.

РАЗНЫЕ ПРИЧИНЫ

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.
Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
К 9–10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.
Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.
И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.
Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».
Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности - процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
Приведем лишь некоторые из них.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений - корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях - заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. М., 1987.
Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2000.
Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. М., 1993.
Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1991.