Видовременная форма и залог. Пошаговая инструкция: как определить время в английском языке. Как образуются временные формы глаголов

Разделы: Иностранные языки

Уважаемые коллеги, учителя английского языка!

Начинаю с расшифровки каждого слова в названии темы занятия “Система видо-временных форм английского глагола активного залога”, сопоставляя грамматические явления в русском и английском языках.

Активный залог:

Любое наше высказывание представляет собой предложение, которое включает: подлежащее + сказуемое (действие)

Подлежащее в предложении может выступать субъектом и объектом действия, в зависимости от этого различают:

Вид и время глагола:

В русском языке временные формы глагола представлены 3 временами: настоящим, прошедшим и будущим. Наглядно это можно представить в виде трех отрезков на прямой (рис.1), то есть время глагола в русском языке – понятие одномерное .

Вид глагола определяется по вспомогательному вопросу:

несовершенный - что делать? (рисовать)

совершенный – что с делать? (на рисовать)

<Рисунок 1>

В английском языке количество временных форм активного залога гораздо больше – 12. Это объясняется тем, что для выражения времени глагола недостаточно ответить только на вопрос “когда?”, необходимо добавить вторую характеристику “как?”, которая определяет вид. Таким образом, английской глагол имеет не просто временную, а видо-временную форму и представляет собой понятие двухмерное . Для объяснения этого понадобится уже не прямая, а система координат. Подобно любой точке в пространстве, видо-временная форма английского глагола складывается из двух координат: время (когда происходит действие) - Past, Present, Future и вид (как совершается действие) (рис.2).

<Рисунок 2>

В зависимости от характера совершения действия в английском языке принято выделять 4 группы времен:

Simple (Indefinite) Tenses – простые неопределенные времена, обозначают регулярное, часто повторяющееся действие (ФАКТ).

Continuous (Progressive) Tenses – длительные времена, обозначают протекание действия в момент речи (ПРОЦЕСС). На русский язык всегда переводятся глаголом несовершенного вида.

Perfect Tenses – завершенные времена, обозначают завершенность действия к определенному моменту речи (РЕЗУЛЬТАТ). На русский язык всегда переводятся глаголом совершенного вида.

Perfect-Continuous (Perfect-Progressive) Tenses – завершенно-длительные времена, обозначают действия, начавшиеся в прошлом и длящиеся на момент речи уже какое-то время (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ и ЗАВЕРШЕННОСТЬ). На русский язык всегда переводятся глаголом несовершенного вида.

Таким образом, глагол в английском языке может обозначать действие, совершаемое в каждом из времен (прошедшем, настоящем или будущем) 4-мя разными способами. Например:

Я делаю уроки каждый день (ФАКТ в настоящем) – на рис.2 точка B

Я делаю уроки сейчас (ПРОЦЕСС в настоящем).

Я делаю уроки вот уже полчаса (ДЛИТЕЛЬНОСТЬ и ЗАВЕРШЕННОСТЬ в настоящем).

Я уже с делал уроки (РЕЗУЛЬТАТ к настоящему).

Заметьте, что при переводе на русский язык используется глагол в настоящем времени в сочетании с разными наречиями.

Еще несколько примеров:

Я делаю уроки в данный момент (ПРОЦЕСС в настоящем).

Я делал уроки вчера в 2 часа дня (ПРОЦЕСС в прошедшем).

Я буду делать уроки завтра в полдень (ПРОЦЕСС в будущем).

Сочетание названных 4 групп (Simple, Continuous, Perfect, Perfect-Continuous) в 3-х временах (Past, Present, Future) образуют СИСТЕМУ из 12-ти видо-временных форм английского глагола в активном залоге (табл.1).

После этого объяснения предлагаю студентам применить информацию на практике в виде следующих заданий:

1. Используя рис.2, определите, какая точка имеет следующие координаты:

1. факт в будущем; 2. процесс в настоящем; 3. результат в прошлом; 4. длительность и завершенность в настоящем; 5. факт в прошлом; 6. процесс в прошлом; 7. длительность и завершенность в будущем.

2. Дайтеназвание видо-временных форм 1-7 из упр.1 на английском языке.

3. Соотнесите видо-временные формы А-Г с русским переводом следующих предложений (задание выполняется со зрительной опорой):

4. По характеру совершения действия определите видо-временную форму глагола в следующих предложениях (задание выполняется на слух без опоры на предложения). Если ребята затрудняются сразу назвать видо-временную форму, можно начать с характеристики действия (факт, процесс, результат и т.д.):

  1. Катя еще не пришла.
  2. Вася изучает английский язык вот уже 10 лет.
  3. Мы сейчас внимательно выполняем упражнение.
  4. Студенты любят каникулы.

Когда студенты научились определять время глагола “по английской мерке” в вышеописанных заданиях, переходим непосредственно к образованию английских глагольных форм, пользуясь таблицей 1. Задача на данном этапе мне видится в том, чтобы ребята узнавали видо-временные формы (особенно сложные аналитические конструкции) в английском тексте, знали особенности их перевода в соответствии с характером совершения действия.

Условные обозначения, используемые в таблице:

V – словарная форма смыслового глагола (инфинитив без частицы to)

Вспомогательный глагол (изменяемая часть сказуемого, участвует в образовании вопросительной и отрицательной формы; не переводится на русский язык; выражает ВРЕМЯ).

V-ing, V-ed , V 2 , V 3 - формы смыслового глагола (неизменяемая часть сказуемого, выражает ВИД).

yesterday, just и др. наречия-ориентиры

<Таблица 1>

Во время работы с таблицей 1 даю понятие о правильных и неправильных глаголах, знакомлю с правилами чтения окончания –ed (табл.2), учу пользоваться списком неправильных глаголов с транскрипцией , обращаю внимание студентов на типичные для каждого времени наречия-ориентиры.

<Таблица 2>

После глухих

согласных (кроме t ) и после sh, ch, ce

После звонких согласных (кроме d ) и гласных

После t, te, d, de

V+ed =[ t ]

V+ed =[ d]

V+ed =

help ed

ask ed

wish ed

dance d

liv ed

play ed

answer ed

visit ed

create d

need ed

divide d

Запомни! stop – stopp ed , ad – add ed , stir - stirr ed

Способы работы с таблицей могут быть разные. Привожу лишь некоторые примерные задания:

1. Назовите предложенные глагольные формы по-английски; определите изменяемую и неизменяемую части сказуемого (используйте условные обозначения табл.1):

1. was doing 2. will learn 3. have finished 4. had been writing 5. will be reading

6. is translating 7. will have returned

2. Образуйте формы V 2 , V 3 следующих глаголов:

правильные глаголы (V-ed): to advise, to explain, to report, to invite, to dress

неправильные глаголы: to bring, to get, to know, to put, to speak, to understand.

Прочтите их правильно.

3. Определите соответствиеглагольных форм и их названий:

5. Соотнесите русские и английские предложения:

Используемая литература:

  1. Левицкая Е.Г., Василенко М.В. Грамматика английского языка в таблицах. – М.: Издат-школа 2000. – 80 с.
  2. Клементьева Т.Б. Повторяем времена английского глагола. – М.: Дрофа, 2000. – 208 с.

По данным большинства грамматик современного английского языка в

изъявительном наклонении действительного залога английского глагола

функционируют четыре основных типа форм: неопределенные, перфектные, длительные, перфектно-длительные. За исключением неопределенных форм настоящего (go/goes) и прошедшего (went) времен все они построены аналитически. Но и эти две формы существуют в двух вариантах каждая: go/goes - do/does go; went - did go, причем вторые варианты также имеют аналитическую структуру. Формы каждого типа объединяются общими структурными признаками: так для длительных форм характерен показатель be + причастие настоящего времени, для перфектных - показатель have + причастие прошедшего времени, для перфектно-длительных - have + be + причастие настоящего времени, общий показатель неопределенных форм не может быть определен столь четко, однако если принимать во внимание только аналитические формы данного типа, то его можно условно обозначить как «вспомогательный глагол + инфинитив». Отсутствие структурного стереотипа у этих форм объясняется особенностями их исторического развития. Если перфектные, длительные и перфектно-длительные формы могут рассматриваться в целом как инновации английского языка, возникшие в разное время в историческую эпоху его развития, то неопределенные формы в этом отношении неоднородны: часть их (go/goes, went) представляют собой наследие доисторического периода развития языка, оставшиеся же -сравнительно недавнее новшество. Отсюда и принципиальные различия в их структуре. Аналитические варианты первых также являются нововведениями, возникшими в XIV - XVIIвв. и свидетельствующие о том, что грандиозная перестройка охватившая в разное время все стороны грамматического строя английского языка, коснулась и самых глубинных его слоев: старые синтетические формы стали реорганизовываться в соответствии с новымианалитическими моделями. Однако в сфере глагола процесс ломки старых синтетических моделей и переход к новым аналитическим осуществился не полностью: аналитические модели установились только как варианты синтетических в вопросительных и отрицательных формах; в утвердительной же форме после некоторых колебаний закрепилась исконная синтетическая модель. Аналитическая модель в утвердительных предложениях в современном английском языке функционирует лишь с утвердительно-эмфатическим значением.

В теоретической грамматике английского языка все разновидности данных форм принято называть «временами». Таким образом английскому глаголу как бы приписывается способность дифференцировать шестнадцать временных ступеней. Однако в описаниях самих значений форм и их употребления фигурируют значения, отличные от значений времени даже в самом широком толковании этого понятия, например длительность, повторность, результативность, из чего возникает необходимость переосмысления данных значений как характеризующих не время совершения действия, а способ его протекания, и требует рассмотрение данных форм с точки зрения не только временных, но и видовых отношений. Однако трактовка рассматриваемых форм как единой системы не становится от этого определеннее. По-прежнему не ясно в каком отношении между собой находятся значения вида и времени и как они распределяются среди известных шестнадцати форм.

Вся история учений об английском глаголе являет собой серию попыток построить такую модель видовременных отношений, которая охватывала бы все общие и частные значения каждой из рассматриваемых форм. В настоящее время мнения ученых-грамматистов по данной проблеме сходятся лишь по нескольким позициям. Так, в настоящее время в системе форм английского глагола безоговорочно выделяются грамматические категории времени и вида, хотя и в различном толковании. Кроме того выделяется дополнительная категория временной отнесенности, предложенная А.И.Смирницким, теория о которой поддерживается большинством исследователей, хотя у нее и есть противники в научных кругах.

В дальнейшем в данной главе наиболее подробно рассматриваются самые спорные вопросы, связанные со значениями категорий времени, вида и специальной категории временной отнесенности в современном английском языке.

Известно, что при изучении английского языка у многих вызывает трудности сложная система времён глагола. В грамматике английского языка в обоих залогах (действительном и страдательном) выделяют 26 видовременных форм глагола. Многие их даже запомнить не могут, не то, что грамотно использовать. Как же запомнить все эти времена в английском языке?

Для начала я составил таблицу английских времён с примерами, в которой были отражены абсолютно все их виды. Важно, что эта таблица именно с примерами, благодаря чему видно, как и что именно меняется.

При этом надо учитывать, что в английском языке выделяют четыре группы времён.

Времена в английском языке

неопределённые (Indefinite)

длительные (Continuous)

совершенные (Perfect)

перфектно-длительные (Perfect-Continuous).

В каждой из этих групп времён есть четыре времени:

настоящее (Present)

прошедшее (Past)

будущее (Future)

будущее в прошедшем (Future-in-the-past).

Кроме этого, в английском языке можно выделить пять форм глагола.

Формы английских глаголов

инфинитив (неопределённая форма, которая даётся в словарях)

глагол в третьем лице и единственном числе (всегда имеет окончание -s или -es)

простое прошедшее время (правильные глаголы имеют окончание -ed или -d, а неправильные надо смотреть в специальной таблице неправильных глаголов)

причастие прошедшего времени (правильные глаголы опять же имеют окончание -ed или -d, а неправильные надо тоже смотреть в специальной таблице неправильных глаголов)

причастие настоящего времени (всегда имеет окончание -ing).

Всё это кажется жутко сложным, хотя это не так. В русском языке мы же говорим: я иду, он идёт, мы идём, ты идёшь, вы идёте, они идут, оно идёт. Вот семь форм глагола «идти» в настоящем времени. А есть ещё и будущее и прошедшее. И у каждого свои окончания и приставки. В английском же мало окончаний. Это компенсируется наличием сложных и разнообразных предлогов и большим количеством временных форм глагола.

Таблица времён английского языка с примерами

Чтобы таблица не была громоздкой, здесь приняты условные обозначения:

V – инфинитив.

V-es – глагол в третьем лице, единственном числе, настоящем времени.

V-ed — простое прошедшее время. Это глагол с окончанием –ed или – d. Для неправильных глаголов это вторая колонка таблицы неправильных глаголов.

V3 – причастие прошедшего времени. Для правильных глаголов характерно окончание –ed или –d. Для неправильных глаголов это третья колонка таблицы неправильных глаголов.

V-ing – причастие настоящего времени.

Для иллюстрации перевода каждой формы глагола даётся пример фразы — предложение на английском с этой формой и его перевод. Подчёркнута в предложениях форма глагола и её перевод.

Там, где это требуется, даются комментарии.

Обратите внимание, что форм английского глагола в страдательном залоге (Passive) на шесть меньше, чем в действительном (Active).

Active (действительный залог)

Passive (страдательный залог)

Indefinite (неопределённые времена)

Present (настоящее время)

I write letters every day.
Я пишу письма каждый день.

The letter is written .
Это письмо пишут .

Past (прошедшее время)

I wrote a letter yesterday.
Вчера я написал письмо.

The letter was written yesterday.
Это письмо было написано вчера.

Future (будущее время)

I will write a letter tomorrow.
Я напишу письмо завтра.

The letter will be written tomorrow.
Это письмо будет написано завтра.

Future-in-the-past (будущее в прошедшем)

I said that I should write a letter to him.
Я сказал, что я напишу ему письмо.

would, should be V3

He said that the letter would be written tomorrow.
Он сказал, что письмо будет написано завтра.

Continuous (длительные времена)

Present

I am writing a letter (at the present moment).
Я пишу письмо (в настоящий момент).

The letter is being written .
Это письмо пишут (в данныймомент).

Past

I was writing a letter at five o’clock.
Я писал письмо в пять часов.

was, were being V3

The letter was being written at five o’clock.
Это письмо писали в пять часов.

Future

I will be writing a letter at five o’clock.
Я буду писать письмо в пять часов.

——-

Future-in-the-past

would, should be V-ing

I said that I should be writing a letter at five o’clock.
Я сказал, что я буду писать письмо в пять часов.

——-

Perfect (совершенные времена)

Present

I have written the letter.
Я уже написал письмо (к настоящему моменту).

have, has been V3

The letter has been written .
Это письмо уже написано (к настоящему моменту).

Past

I had written the letter by five o’clock.
Я уже написал письмо к пяти часам.

The letter had been written by five o’clock.
К пяти часам письмо уже написали .

Future

I will have written the letter by five o’clock.
Я уже напишу письмо к пяти часам.

will have been V3

The letter will have been written by five o’clock.
К пяти часам письмо уже будет написано .

Future-in-the-past

would, should have V3

I said that I should have written the letter by five o’clock.
Я сказал, что уже напишу письмо к пяти часам.

would, should have been V3

He said that the letter would have been written by five o’clock.
Он сказал, что к пяти часам письмо уже напишут .

Perfect-Continuous (перфектно-длительные времена)

Present

I have been writing the letter for an hour.
Я пишу письмо уже час.

——-

Past

I had been writing
Я писал письмо уже час, когда он пришёл.

——-

Future

will have been V-ing

I will have been writing the letter for an hour when he comes.
Я буду писать письмо уже час, когда он придёт.

——-

Future-in-the-past

would, should have been V-ing

I said that I should have been writing the letter for an hour when he came.
Я сказал, что я буду писать это письмо уже час, когда он придёт.

——-

Как пользоваться таблицей времён в английском?

Таблицу распечатайте и носите с собой. Но ещё лучше таблицу переписать от руки. Так она лучше запомнится. При каждом удобном случае просто просматривайте её. Старайтесь в тонкостях уловить, чем различаются переводы разных временных форм.

Ещё лучше, если вы постараетесь составить свои предложения с другими глаголами для каждого из времён. Это не всегда простая, но очень полезная работа.

Примерно через неделю вы поймёте, что выучили таблицу английских времён наизусть. Проверьте это, восстановив её по памяти на бумаге. Теперь вам намного проще будет переводить с английского, так как вы станете сразу замечать в текстах эти формы и они не будут приводить вас в замешательство. Все остальные слова можно посмотреть и в словарях, а знание временных форм позволит связать эти слова без потери смысла и идеи автора.

Всё! Вас можно поздравить с освоением крупной части английской грамматики!!! Теперь Вас не напугать временами в английском языке!

Приступая к изучению какого-либо грамматического материала иностранного языка, мы сравниваем его с соответствующим разделом в родном языке — русском. То же самое происходит и при изучении временных форм глаголов английского . Как в русском, так и в английском языке есть три времени: настоящее, прошедшее и будущее. В английском это —

  • Present — настоящее
  • Past — прошедшее
  • Future — будущее

Каждое из них имеет по четыре типа:

  • простое — simple
  • длительное — continuous
  • совершенное — perfect
  • совершенное длительное — perfect continuous

Получается, что в английском языке на самом деле двенадцать основных временных форм.

Таблица времен английского языка выглядит следующим образом:

В зависимости от того, какой характер имеет действие, то есть как часто оно совершается, когда, как долго действие происходило и т. п. , получаем 4 типа времен в английском.

Времена группы Simple

В эту группу входят три времени английского языка, называемые простыми.

Времена данной группы обозначают действия (констатируют факты), при этом не указывая на их длительность и на то, завершились ли они

  • I sculpt from clay — Я леплю из глины (Present)
  • My granny loved this garden. — Моя бабушка любила этот сад (Past)
  • I will help him. — Я помогу ему (Future)

Present Simple

В данном времени используются инфинитивные формы глаголов, как исключение — к глаголам от 3-го лица (he , she ) в единственном числе добавляется окончание —(e)s

  • I like mountain climbing. — Мне нравится восхождение в горы
  • He likes mountain climbing. — Ему нравится восхождение в горы

Для построения вопроса и отрицания используем to do

  • Do you like mountain climbing?
  • I do not like mountain climbing
  • He does not like mountain climbing

Используется:

  1. При констатации общеизвестных фактов
  2. При регулярном или повторяющемся действии
  3. В ряде последовательных событий в настоящем
  4. В предложениях, где есть глаголы чувств, умственной деятельности или зрительного восприятия
    Скачать глаголы
  5. В предложениях, где есть слова, указывающие на регулярность:
    • always — всегда
    • sometimes — иногда
    • usually — обычно

Past Simple

Past Simple Образуется форма прошедшего времени с помощью добавления окончания —ed к правильному глаголу или второй формы из таблицы для неправильных глаголов

  • I summed up the meeting. — Я подвел итоги встречи
  • I saw him the day before yesterday. — Я видел его позавчера

Вопрос и отрицание образуется с помощью глагола did :

  • Did you sum up the meeting? - Вы подвели итоги встречи ?
  • I did not sum up the meeting. - Я не подвел итоги встречи

Используется:

  1. Для обозначения действия, которое совершилось в определенный момент в прошлом и время в которое произошло действие уже закончилось
  2. При перечислении последовательно происходящих событий:
    • I came home, took off my boots, opened the window, made tea for myself. — Я пришел домой, снял сапоги, открыл окно, сделал себе чай

Future Simple

Это время образуется с помощью глагола will (‘ll — сокращенный вариант)

  • You"ll write the articles
  • Will you write the articles?
  • You will not write the articles

Future Simple используется для обозначения действий, которые произойдут в неопределённом будущем или в отдаленный момент будущего.

Времена группы Continuous

Present Continuous

Образуется с помощью глагола to be и IV ф. глагола (к главному глаголу добавляется окончание —ing )

Таблица спряжения to be


  • We are swimming . — Мы плаваем (подразумевается, что в момент речи плавают)
  • Are we swimming ? — Мы плаваем?
  • We are not swimming . — Мы не плаваем

Обозначает:

  1. События, которые происходят в момент речи
  2. Действия, которые произойдут сразу после момента речи
  3. Постоянные раздражители:
    • Ребенок плачет. — The child is crying

Past Continuous

Чтобы образовать форму длительного прошедшего времени, нам необходимы:

  1. To be в прошедшем времени:
    • was — 1-е и 3-е лица в единственном числе
    • were — 2-е лицо единственного и 3-е — множественного числа
  2. Окончание —ing для главных глаголов
  • I was rewriting Я переписывал темы весь вечер
  • Were you rewriting the topics all the evening? — Ты переписывал темы весь вечер ?
  • I was not rewriting the topics all the evening. — Я не переписывал темы весь вечер

Past Continuous передает деяние, которое совершалось в определенный момент в прошлом, с акцентом на его длительности

Future Continuous

Формула его такова:

Will be + глагол с окончанием —ing

  • I"ll be walking long. — Я буду гулять долго
  • Wil l I be walking long? — Долго ли я буду гулять?
  • I will be not walking long. — Я не буду долго гулять

Future Continuous передает действия, которое будет иметь место в определённый период времени в будущем, с указанием его длительности

Времена группы Perfect

Present Perfect

Формула следующая:

Вспомогательный глагол данного времени to have (has) + смысловой глагол в III ф


To have
помогает и в построении вопросительного и отрицательного предложений.

  • I have decided the problem this morning. — Я решил проблему этим утром
  • Has he decided the problem this morning? — Он решил проблему этим утром ?
  • I have not decided the problem this morning. — Я не решил проблему этим утром
  • He has cut the apples. — Он порезал яблоки

Present Perfect служит для обозначения событий, совершенных совсем недавно или же период, когда они совершились, еще не закончился

Таблица с обстоятельствами времени, которые указывают на совершенное настоящее:


Past Perfect

Отличается формообразование Past Perfect от Present Perfect только тем, что to have принимает форму прошедшего времени, становясь had , в остальном — та же схема.

  • She has never seen her before last New Year. - Она никогда ранее не видела ее до прошлого Нового Года (до периода в прошлом)
  • I had cut the oranges before mother went at home. — Я нарезала апельсины до маминого прихода домой (до другого действия, совершившегося позднее)

Past Perfect передает действие, совершенное до определенного момента в прошлом или до другого события, которое имело место несколько позднее

Future Perfect

Схема образования:

will + have + глагол с окончание —ed (или III ф. для неправильных глаголов)

  • She"ll have finished Statistics next month. — Она закончит статистику к следующему месяцу
  • Will she have finished Statistics next month?
  • She will not have finished Statistics next month

Обозначает действие, которое будет сделано к определённому моменту в будущем или до начала какого-либо другого события в будущем

Времена группы Perfect Continuous

В качестве утешения, стоит упомянуть, что эта группа крайне редко используется в повседневном английском.

Present Perfect Continuous

Perfect Continuous Образуется следующим образом:

Have (has) been + глагол с окончанием —ing

  • I have been doing the exercises already for 3 hours. — Я делаю упражнения уже 3 часа
  • Have I been doing the exercises already for 3 hours?
  • I have not been doing the exercises already for 3 hours

Present Perfect Continuous употребляется для обозначения деяния, которое началось в прошлом, длилось некоторое время и продолжает длиться и в настоящем, при этом указывается период в течении которого деяние протекает

Past Perfect Continuous

Его схема образования выглядит следующим образом:

Had been + глагол с окончанием —ing

  • We had been working for one hour when they came. — Мы (уже) час как работали, когда они пришли

Обозначает событие, которое длилось некоторый промежуток времени в прошлом и завершилось до начала другого действия, произошедшего также в прошлом, выраженного во времени Past Simple

Обучающимся часто сложно разобраться, какие времена глаголов в английском языке существуют. Эта система кажется слишком сложной и запутанной, но в ней можно легко разобраться.

Основные виды временных форм

Чтобы сообщить о разных действиях, относящихся к настоящему, прошлому или будущему, используют 4 группы глагольных времен:

  • Простые или Simple Tenses необходимы для подтверждения какого-либо факта. При этом не указывают длительность, завершенность, привязанность к другому действию или определенному моменту.


Jane usually has music lessons in the morning. – Джейн обычно посещает занятие по музыке утром.

She had a music lesson yesterday. – У нее был урок музыки вчера.

She will have a music lesson tomorrow. – У нее будет музыкальное занятие завтра.

  • Длительные временные формы или Continuous Tenses предназначены для сообщения о каком-либо процессе, происходящем в точный момент в настоящем, прошлом, будущем. Действие считается незаконченным.


John is drinking coffee at the moment. – В настоящий момент Джон пьет кофе.

He was drinking coffee at 5 o’clock yesterday. – Он пил кофе вчера в 5.

He will be drinking coffee at 5 o’clock tomorrow. – Он будет пить кофе в 5 завтра.

Английские глаголы, имеющие значение чувства, восприятия, мыслительной деятельности или состояния, не употребляются в длительном времени. К ним относятся: to love (любить), to hate (ненавидеть), to think (думать), to wish (желать), to feel (чувствовать), to rememeber (помнить), to forget (забывать), to consist (состоять) и многие другие.

  • Завершенные времена или Perfect Tenses используют для рассказа о том, что сделано к определенному моменту в настоящем, прошлом или будущем.


I have just received a parcel. – Я только что получил посылку.

I had received the parcel by 5 p.m. yesterday. – Я получил посылку к 5 часам вчера.

I will have received the parcel by 5 p.m. tomorrow. – Я получу эту посылку к 5 вечера завтра.

  • Завершенные длительные времена или Perfect Continuous Tenses выражают процессы, начавшиеся ранее определенного момента в прошлом и все еще происходившие, когда этот момент настал.


Sam has been reading this novel for 2 hours. – Сэм читает этот роман уже 2 часа.

He had been reading the novel for 2 hours when his mum came back from work. – Он читал роман уже 2 часа, когда мама вернулась с работы.

He will have been reading the novel for 2 hours when his mum comes back from work. – Он будет читать роман в течение 2 часов, когда его мама вернется с работы.

Таким образом, выделяют 12 времен глаголов в английском языке в изъявительном наклонении действительного залога. Каждой из 4 перечисленных групп соответствуют по 3 формы – настоящее, прошедшее и будущее.

Англичане используют еще одну группу времен – будущее в прошлом или Future-in-the-Past. Она требуется, когда рассказывают о действии, которое было будущим по отношению к тому моменту, когда фраза была произнесена.


She said that she would visit granny. – Она сказала, что пойдет в гости к бабушке.

She said that she would be visiting granny at 5 p.m. – Она сказала, что будет в гостях у бабушки в 5 часов.

She said that she would have finished the test by 3 p.m. – Она сказала, что закончит писать тест к 3 часам.

She said that she would have been sleeping for 3 hours when her friend called her. – Она сказала, что будет спать 3 часа, когда ей позвонит подруга.

Чаще всего Future-in-the-Past необходимо в косвенной речи.

Таблица времен английского глагола

Представить существующую систему из 16 времен действительного залога можно просто и понятно в виде обобщенной схемы с примерами.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Present (настоящее) Past (прошедшее) Future (будущее) Future-in-the-Past (будущее в прошлом)
Simple (простое)

Регулярные действия в настоящем:

Mary eats an apple every day. – Мария ест яблоко каждый день.

Однократные или регулярные действия в прошлом:

Mary ate an apple yesterday. – Мария съела яблоко вчера.

Однократное или регулярное действие, которое будет происходить:

Mary will eat an apple tomorrow. – Мария съест яблоко завтра.

Однократные или регулярные действия в будущем со слов того, кто рассказывал об этом в прошлом:

Her mum said that she would eat apples every day. – Ее мама сказала, что она будет есть яблоки каждый день.

Continuous (длительное)

Длительное действие, происходящее в момент речи:

She is eating an apple now. – Она ест яблоко сейчас.

Процесс, происходивший в определенный момент в прошлом:

She was eating an apple when the phone rang. – Она ела яблоко, когда зазвонил телефон.

Процесс, который будет иметь место в определенный момент в будущем:

She will be eating an apple at 5 o’clock tomorrow. – Она будет есть яблоко в 5 часов завтра.

Процесс в определенное время в будущем, о котором сообщили в прошлом:

Sam said that Mary would be eating an apple at 5 o’clock. – Сэм сказал, что Мария будет есть яблоко в 5 часов.

Perfect (завешенное)

Действие, завершившееся к настоящему времени, когда важен результат:

She has just eaten an apple. – Она только что съела яблоко.

Действие, завершившееся к определенному моменту в прошлом или произошедшее раньше другого действия в прошлом:

She had eaten an apple before it started to rain. – Она доела яблоко до того, как начался дождь.

Действие, которое завершится к определенному моменту в будущем:

She will have eaten her apple before going to bed. – Она доест свое яблоко перед сном.

Сообщение в прошлом о действии, которое будет завершено в будущем:

She said that she would have eaten her apple before going to bed. – Она сказала, что доест яблоко перед сном.

Perfect Continuous
(завешенное длительное)

Действие, начавшееся в прошлом, и все еще длящееся в настоящее время:

She has been eating an apple for an hour. – Она ест яблоко уже целый час.

Длительное действие, которое началось раньше другого события в прошлом и все еще продолжалось далее:

She had been eating her apple for 10 minutes when the phone rang. – Она ела яблоко уже 10 минут, когда зазвонил телефон.

Длительное действие в будущем, которое начнется раньше другого события и все еще будет иметь место:

She will have been eating her apple for 5 minutes when the football match begins. – Она будет есть яблоко уже 5 минут, когда начнется футбольный матч.

Сообщение в прошлом о длительном действии в будущем, которое начнется раньше другого события и все еще будет иметь место:

She said that she would have been eating her apple for 5 minutes when the footbal match begins. – Она сказала, что будет есть яблоко уже 5 минут, когда начнется футбольный матч.

Что мы узнали?

В английском языке существует сложная система времен глагола в изъявительном наклонении действительного залога. Эти времена отличаются по длительности действия, моменту его совершения и другим признакам.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 140.