Католикос илия 2. Илия II «под прицелом»: кто готовил убийство. Патриарх грузии илия второй назвал местоблюстителя

27.07.2011 // 00: 05

Георгий Двали, Тбилиси

Абхазия раздора

Находящийся с визитом на Украине глава Грузинской православной церкви (ГПЦ) католикос-патриарх всея Грузии Илия II встретился в Киево-Печерской лавре с патриархом всея Руси Кириллом. Как стало известно «Ъ”, главной темой встречи была ситуация в церковных делах Абхазии. По признанию источников „Ъ” в ГПЦ, договориться патриархам не удалось.

Илия II прибыл с четырехдневным визитом на Украину по приглашению патриарха Кирилла и иерархов украинской православной церкви (московского патриархата) для участия в праздновании Дня крещения Руси, который отмечается 28 июля. Главным же событием визита грузинского патриарха стала его встреча c патриархом всея Руси. В своей проповеди перед отъездом в Киев Илия II даже призвал паству «молиться за благополучное завершение переговоров с патриархом Кириллом».

Как сообщили «Ъ” в патриархии ГПЦ, главной темой переговоров с московским патриархом „конечно же, является ситуация в Абхазии“». Эта тема уже давно осложняет отношения между Московским и Мцхета-Тбилисским патриархами. Хотя в конце грузино-абхазской войны 1992-1993 годов Абхазию покинуло все грузинское духовенство, Абхазия формально считается частью канонической территории ГПЦ, а отец Виссарион Аплия, до последнего времени управлявший церковными делами в Абхазии, является рукоположенным клириком ГПЦ.

Это положение не изменилось и после признания РФ независимости Абхазии: РПЦ, правда, не раз обращалась к грузинскому патриарху с просьбой разрешить иерархам РПЦ окормлять паству в Абхазии на временной основе и по разрешению патриарха Илии, но всегда получала отказ. Нарушить же каноническую территорию ГПЦ Московская патриархия не может, поскольку, как считают эксперты, в ответ грузинская патриархия признала бы украинскую православную церковь Киевского патриархата во главе с «раскольником Филаретом». Но с другой стороны, РПЦ не может быть безучастной к судьбе православия в Абхазии.

Ситуация в межцерковных взаимоотношениях особенно обострилась после того, как весной патриарх Кирилл без предварительного согласования с патриархом Илией принял в Москве отца Виссариона Аплию. Источники в патриархии ГПЦ сообщили «Ъ”, что грузинский патриарх дважды в те дни звонил главе РПЦ, но патриарх Кирилл уклонился от разговора. Оскорбленный католикос-патриарх Грузии бросил тогда, что „патриарх Кирилл должен знать, где проходят границы России“».

Недовольство ГПЦ вызвало еще и то, что после встречи с отцом Виссарионом патриарх Кирилл (опять-таки без согласования с Илией II) назначил новым настоятелем новоафонского монастыря представителя Московской патриархии игумена Ефрема (Виноградова) вместо абхазского священника отца Андрея (Ампара). Это решение вызвало возмущение не только грузинских иерархов, но и абхазских священников, выступающих за независимость абхазской церкви как от России, так и Грузии. В итоге игумен Ефрем так и не был допущен к управлению новоафонским монастырем.

А 5 мая в монастыре Симона Кананита в Новом Афоне состоялось церковно-народное собрание, инициаторами которого выступили иеромонах Дорофей (Дбар), иеромонах Андрей (Ампар) и иеродиакон Давид (Сарсания). Его участники поддержали предложение о придании церковно-народному собранию статуса высшего органа управления Православной церкви в Абхазии — до «полноценного сформирования института АПЦ». Был создан и новый церковный институт — Священная митрополия Абхазии, которая должна поэтапно преобразоваться в независимую Абхазскую православную церковь (АПЦ). Участники избрали Совет Священной митрополии и его председателя — им стал иеромонах Дорофей (Дбар). Они также обратились к предстоятелям и священным синодам всех поместных православных церквей с просьбой создать комиссию под председательством представителя Вселенского патриарха с обязательным участием представителей Совета абхазской митрополии — для урегулирования канонического статуса Священной митрополии Абхазии и создания независимой АПЦ.

Это вызвало недовольство и грузинского, и российского патриархов. Заместитель главы отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Николай Балашов предупредил, что создание новой митрополии в Абхазии только усложнит решение абхазского церковного вопроса. «Каноны церкви не предусматривают принятия решений о создании новых митрополий или тем более автокефальных церквей на „церковно-народных” собраниях, — заявил он. — А выдвижение „народным сборищем” кандидатов в епископы прямо запрещено каноническим правом““. Абхазские иеромонахи (в отличие от отца Виссариона, они формально являлись клириками РПЦ) были отлучены от священнослужения, а Московская патриархия возобновила поиск компромисса с ГПЦ — чтобы не допустить роста влияния в Абхазии Константинопольского патриархата.

В создавшейся ситуации РПЦ считает, что Илия II должен обратиться к Московскому патриарху с просьбой временно окормлять верующих в Абхазии. Однако, по данным «Ъ”, грузинский патриарх пока исключает такую возможность, поскольку в Грузии это будет воспринято как согласие на выход Абхазии из лона грузинской церкви. По словам источников „Ъ” в ГПЦ, на встрече с патриархом Кириллом Илия II поставил вопрос об их совместном визите в Новоафонский монастырь. Это предложение ставит в трудное положение уже Московского патриарха. Ведь, признавая канонические границы ГПЦ, РПЦ не может не поддержать идею Илии II. Но абхазский премьер Сергей Шамба уже предупредил, что „МИД Абхазии не выдаст визу грузинскому патриарху““.


По признанию источников «Ъ” в ГПЦ, стороны пока очень далеки от достижения компромисса. Поэтому ситуация в церковных делах Абхазии останется нерешенной еще долго.

В Ветхом Завете древнеизраильский пророк (9 в. до н.э.). Илия борец за утверждение культа Яхве как единственного в Израильском царстве, борец против идолопоклонства. Илия имеет лик нищенствующего аскета подвижника. В Библии Илии посвящён целый… … Исторический словарь

1) и, жен. Редк.Производные: Иля; Илюша.Происхождение: (Женск. к (см. Илья))2) и, муж. Стар. форма имени (см. Илья). Словарь личных имён. Илия См. Илья … Словарь личных имен

Илия: Илия мужское имя, вариант имени Илья. Илия библейский пророк в Израильском царстве. Илия (Илья) деревня Вилейского района Минской области Беларуси … Википедия

- (евр. Çliyyâh, «бог мой Яхве» греч.Ήλίας), в ветхозаветных преданиях (3 я и 4 я книги Царств) пророк. Он предстаёт как ревнитель Яхве, борец за утверждение его культа как единственного в Израильском царстве, вступающий в борьбу с жрецами и… … Энциклопедия мифологии

Илия - (ИЛЬЯ ПРОРОК) персонаж Ветхого Завета, пророк времен царя Ахава, вел борьбу с самим Ахавом и его женой Иезавелью. Когда И. беседовал со своим сподвижником пророком Елисеем, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные и разлучили их обоих и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

- (Елия) (евр. Элийя, Элийяху, мой Бог Яхве): 1) пророк, чье прозвище Фесвитянин, означает, что он родом из Фесвы в Галааде (3Цар 17:1). Израил. царь Ахав (871 852 гг. до Р.Х.) был совращен своей женой см. Иезавелью на служение Ваалу. По его… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Ираклий Георгиевич Гугушаури Шиолашвили (р. 1933), католикос патриарх всея Грузии с 1977. В 1959 принял монашество. С 1963 епископ, с 1969 митрополит. С 1979 один из президентов Всемирного совета церквей … Энциклопедический словарь

Илия - (Elijah) (9 в. до н.э.), евр. пророк во времена царя Ахава. Он был призван, как об этом сказано в Ветхом завете, укреплять веру израильтян в Бога, бороться с поклонением др. богам и способствовать установлению обществ, справедливости. И. осуждал… … Всемирная история

Илия - Илия/, и, муж. устаревшая форма имени Илья … Словарь личных имён и отчеств

- (мой Бог моя крепость, или Бог есть Господь), Фесвитянин, из Галаадского селения Фесвы, в колене Неффалимовом, замечательнейший после Исаии из ветхозаветных пророков, и глава общества сынов пророческих в царстве Израильском (3Цар.17:1). В первый … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Книги

  • Илия, Op. 70 , Мендельсон, Феликс. Репринтное нотное издание Mendelssohn, Felix`Elijah, Op. 70`. Жанры: Sacred oratorios; Oratorios; Religious works; For 4 voices, mixed chorus, orchestra; For voices and chorus with orchestra;…
  • Илия, Op. 70 , Мендельсон, Феликс. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Mendelssohn, Felix "Elijah, Op. 70" . Жанры: Sacred oratorios; Oratorios;…
  • Я все переживаю с вами. Житие и поучения преподобного старца Алексия Зосимовского , Илия Четверухин, Е. Л. Четверухина. Воспоминания о преподобном Алексии, старце Зосимовой Смоленской пустыни, принадлежат священномученику протоиерею Илье Николаевичу Четверухину и его супруге, Евгении Леонидовне. Никто лучше,…

Архиепископ Мцхетский и Тбилисский. В миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили.

Биография

Родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне г.Владикавказ, Северная Осетия) в семье переселенцев из Грузии. В 1952 году, после окончания средней школы, поступил в Московскую духовную семинарию, затем продолжил учeбу в Московской духовной академии.

В 1959 году принял монашество. В 1960 году, после окoнчания академии, его просили продолжить научную деятельность, но в связи с нехваткой священнослужителей иеромонах Ираклий вернулся на родину и был назначен на служение в Батумский кафедральный собор. За верную службу в 1961 году был возведен в чин игумена, затем в чин архимандрита, а 26 августа 1963 года католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II рукоположил его в епископы и назначил Шемокмедским епископом, а также патриаршим хорепископом (викарием).

Одновременно с этим епископ Илья с 1963 по 1972 год был ректором Мцхетской духовной семинарии (в то время единственного духовного учебного заведения в Грузии). В 1967 году епископ Илья был переведeн в Абхазскую епархию. В 1969 году был возведeн в митрополиты. 9 ноября 1977 года, после кончины католикоса-патриарха Давида V, по распоряжению Святейшего Синода был назначен Патриаршим Местоблюстителeм, а 23 декабря 1977 года был избран католикосом-патриархом всея Грузии. 25 декабря 1977 года состоялась его интронизация под именем Илья II .

В 1978-1983 годах католикос-патриарх Илия II был президентом всемирного совета церквей. Он награждeн высшими наградами патриархов Антиохии, Иерусалима, Александрии. России, Грузии, Греции, Болгарии, Румынии и почти всех православных церквей мира. Нью-Иоркская духовная академия присудила католикос-патриарху Илии II почeтное звание доктора богословия.

За те годы, в течение которых Илия II возглавляет Грузинскую православную церковь, были открыты новые духовные учебные заведения: в Батуми, Ахалцихе и Кутаиси были открыты духовные семинарии, в Хуло - духовное училище и гимназия, а также также гимназии в Тбилиси, Батуми, Зестафони. После многих веков была восстановлена Гелатская духовная академия и находящаяся под эгидой Церкви Гелатская академия наук. Число епархий выросло до 39. Пять из учрежденных при Илие II епархий восстановлены на территориях за пределами современной Грузии (Лазети, Тао-Кларджети, Эрети, Ташири), принадлежащих ныне Армении, Азербайджану и Турции: это Ахалцихско-Тао-Кларджетская, Батумо-Лазская, Дманисско-Агарак-Таширская, Дедоплисцкаройско-Некресская и Эретская епархии. 17 октября 2002 года была учреждена также Западноевропейская епархия. Открыты свыше 1,5 тыс. церквей и 170 монастырей, где служат 3,2 тыс. духовных лиц .

По благословению Илии II издана Библия на современном грузинском языке, богословские сборники, учреждены газеты, брошюры и книги, журналы, три вида календарей. По его инициативе создан центр при патриархии, отделы мисcионерства и евангелизации, издательский, отдел поиска и защиты святынь, отдел взаимоотнашений с военными и правоохранительными органами, а также финансово-экономический и внешнеполитический отделы, информационная служба, основан молодeжный центр "Дзлеваи", гуманитарная служба, служба паломничества и др.

В конце 2016 года Илия II перенес вирусную инфекцию, которая повлекла за собой воспаление желчного пузыря. Из-за ухудшения состояния здоровья Илия II не смог присутствовать на литургии в честь 39-летия со дня его интронизации 25 декабря 2016 года.

2 февраля 2017 года Илия II отправился в берлинскую клинику для планового обследования состояния здоровья. 12 февраля 2017 года источник телеканала "Рустави-2" сообщил, что патриарха пытались отравить . В аэропорту Тбилиси был задержан руководитель службы по управлению имуществом патриархии Грузии отец Георгий Мамаладзе, который направлялся в Германию. У него в багаже правоохранители обнаружили яд и оружие .

Примечания

  1. Илия II, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич) // Официальный сайт Московского патриархата.
  2. Цифры по состоянию на конец 2009 года.

Решил вспомнить путь Патриарха, полный нелегких и удивительных событий.

Илия Второй (в миру Ираклий Гудушаури-Шиолашвили) родом из благочестивой семьи Георгия Симоновича Гудушаури-Шиолашвили и Наталии Иосифовны Кобаидзе. Фамилия Гудушаури упоминается еще с древних времен: с 40-х годов V века, когда царь Вахтанг Горгасали выступил в походе на Северный Кавказ. По дошедшим до нас сведениям, в царском походе сильно отличился некий воин по имени Гудуша из села Сно, и в знак благодарности царь покрестил его ребенка и построил в его честь крепость.

Потомки Гудуши - Гудушаури - играли исключительную роль в жизни родного села, они были мужественными людьми, отличались смелостью и доблестью. В XVII веке в крепости Сно громко славилось имя Шиолы Гудушаури, потомками которого являлись Шарамбали, Сугута, Глаха, Шакро и Гага, он же Георгий - отец Святейшего и Блаженнейшего Илии Второго.

Георгий Шиолашвили создал свою семью именно в селе Сно, в котором, как и во всей Грузии, в тот период велись эксперименты большевиков по коллективизации сельского хозяйства.

Индивидуальное сельское хозяйство теряло какую-то либо пользу и смысл, и жизнь в селе становилась трудной. Поэтому в 1927 году Георгий Шиолашвили вместе с семьей отправился на временное проживание в город Владикавказ, где со второй половины XIX века проживала многочисленная грузинская диаспора, кровно связанная со своей родиной.

Вскоре Георгий Шиолашвили приобрел здесь дом, а его семья стала известна во Владикавказе своей чистотой и праведностью. Именно в такой атмосфере 4 января в семье появился сын, которого отец назвал в честь царя Ираклия II.

В то время во Владикавказе была грузинская церковь имени Святой Нино, которая входила в юрисдикцию Католикоса-Патриарха Всея Грузии. Настоятель храма, архимандрит Тарас Канделаки, бывший секретарь Католикоса-Патриарха Всея Грузии Кириона II, с горем пополам защищал церковь от нападок как духовных, так и правительственных властей. Именно в этой церкви и был крещен маленький Ираклий.

Крестной матерью его стала монахиня Зоиле Двалишвили, которая на протяжении долгого времени была настоятельницей женского монастыря в Мцхета. Монахиня Зоиле часто возила своего крестника в монастырь Самтавро, где ещё в 3-летнем возрасте Ираклий Шиолашвили-Гудушаури однажды на праздник Светицховлоба встретился с Католикосом-Патриархом Калистратом (Цинцадзе), который благословил маленького Ираклия.

© photo: Sputnik / А. Александров

Большая семья будущего Патриарха состояла из двух родителей, братьев - Теймураза, Шоты, Виктора и сестры Нино, и каждый день молилась. В одной из своих проповедей Илия II вспоминал:

"Каждый вечер, перед сном наш отец ставил нас, братьев и сестер, перед иконами и читал нам молитвы, некоторые молитвы читали мы сами. К примеру, 90-й псалом отец всегда поручал читать кому-нибудь из нас. Затем отец окроплял нас святой водой и отправлял спать. Сам же продолжал молиться. Отец завершал молитвы перед Иконой Всех Святых - преклоняя колени столько раз, сколько изображений святых на этой иконе, и у каждого из святых просил благословения".

Семья Георгия Шиолашвили тесно была связана с Грузией, а также Патриархом Всея Грузии Калистратом Цинцадзе. Эта связь еще более углубилась после 24 февраля 1938 года, когда грузинская церковь Святой Нино прекратила свое существование и начались повальные притеснения и преследование верующих грузин.

"Мое детство, отмечал его Святейшество, совпало с очень тяжелым периодом для грузинской церкви. Преследовались священнослужители, закрывались церкви. Люди боялись посещать службы. В нашем доме часто укрывались преследуемые духовные лица, они оставались у нас по месяцам и оставляли неизгладимый след лично в моих мыслях и натуре".

С семьей Георгия Шиолашвили дружили и мусульмане-кистинцы, которые по словам Илии Второго, часто приходили в их дом и в комнате для гостей молились по своим религиозным обычаям, после чего хозяева вместе с гостями собирались за общим столом. Заслугой Георгия и Наталии в 1947 году стало и создание во Владикавказе церкви Пресвятой Богородицы. В архиве Патриархии Грузии имеются материалы, подтверждающие этот факт.

Лето маленький Ираклий обычно проводил в селе Сно в фамильном доме, где слушал от старших народные предания, гулял по родным ущельям, крепостям и церквям. В сентябре 1941 году Ираклий стал учеником первого класса 22-ой средней школы во Владикавказе. По существующим в семье традициям много времени уделял молитвам и был и примерным учеником. Особенно его увлекала история, география и иностранные языки.

22 июня 1941 года на Советский Союз напала фашистская Германия. Осенью вражеские силы подступили к Москве и Владикавказ стал прифронтовым городом. В сложившейся опасной ситуации семья Шиолашвили приняла решение вернуться в Сно. После окончания войны, в 1952 году Ираклий Шиолашвили-Гудушаури закончил 22-ю среднюю школу во Владикавказе и Московскую духовную семинарию в 1957-ом.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Вскоре Ираклий Шиолашвили решил отказаться от мирской жизни и 16 апреля 1957 года, в возрасте 24 лет в храме святого Александра Невского в Тбилиси, с благословения Мелхиседека Третьего студент второго курса духовной семинарии принял монашеский постриг с именем Илия в честь святого пророка Илии. Постриг совершил старец-епископ Зиновий (Мажуга), тогда же предсказавший ему дальнейшее патриаршее служение.

Два дня спустя католикос-патриарх Мелхиседек рукоположил его во иеродиакона в кафедральном Сионском Успенском соборе. А 10 мая 1959 года патриархом Московским и всея Руси Алексием I рукоположен во иеромонаха.

© photo: Sputnik / В. Чистяков

В 1960 году Илия Второй окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение "История афонского Иверского монастыря". После окончания академии он вернулся на родину. Об этом факте Илия II писал в своей автобиографии.

"Научный совет Духовной академии решил оставить меня в академии стипендиатом профессора, но любовь к моему народу сподвигла меня оставить все это и привела меня в Грузию".

Вскоре Илия II был назначен клириком кафедрального собора города Батуми, а в 1961 году возведен в сан игумена, и затем — архимандрита.
26 августа 1963 года Илия II был хиротонисан во епископа Шемокмедского, викария католикоса-патриарха Ефрема II. Хиротонию совершили Католикос-Патриарх Ефрем II в сослужении митрополита Урбнисского Давида (Девдариани), митрополита Кутаисско-Гаенатского Наума (Шавианидзе), епископа Сухумско-Абхазского Леонида (Жвания) и епископа Степанаванского Зиновия (Мажуга).

Епископу было поручено стать ректором Мцхетской духовной семинарии. Надо отметить, что в то время эта семинария была единственной духовной школой в Грузии. К этой должности он приступил с большой энергией, а полученный в Московской академии опыт помог ему не только повысить уровень учебного процесса, но и дисциплину школы. На должности ректора епископ пробыл с 1963 по 1972 год. А 1978 году был избран Почетным членом Московской духовной академии.

1 сентября 1967 года владыка был назначен епископом Сухумским и Абхазским, а в 1969-ом — возведен в сан митрополита.

Путь Патриарха

Вскоре митрополит Илия Второй стал лицом Грузинской православной церкви. За большие заслуги перед грузинской церковью Илия Второй в 1972 году получил право ношения второй панагии - это небольшой образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на груди. А в 1975-ом - право носить бриллиантовый крест. Бриллиантовый крест на клобук в настоящее время носят все архиепископы и митрополиты, но так было не всегда. До 1917 года это была отдельная награда, жалуемая императором и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

После смерти Католикоса-Патриарха Давида V 9 ноября 1977 года, решением Святого Синода Илия Второй был назначен Патриаршим Местоблюстителем. В 1977 году 23 декабря года в Тбилисском патриаршем храме Сиони XII местное собрание Православной грузинской церкви рассмотрело вопрос об избрании нового Католикоса-патриарха Всея Грузии. За кандидатуру митрополита Илии проголосовали единогласно. Интронизация Илии Второго состоялась 25 декабря 1977 года.

В то время у грузинской церкви практически не было паствы — даже службы Патриарха посещало максимум десять человек. Но вскоре, действительно, случилось чудо: великолепный храм Светицховели и его двор наполнились представителями грузинской интеллигенции и молодежи. Такое отношение к церкви было чуждо для коммунистического периода. Так наступил новый важный этап в жизни и истории грузинской церкви и Грузии в целом.

© photo: Sputnik / Denis Aslanov

В 1995 году Илия II так вспоминал первые и сложные годы своего пути в ранге Патриарха Грузии: "У грузинской интеллигенции было стремление к духовному, но не хватало опыта. Помню, как мы для подготовки академического издания истории грузинской церкви пригласили в Патриархию наших выдающихся историков, разработали план и распределили темы. Но когда они представили мне обработанные материалы, я понял, что издание их было невозможно, поскольку это была история, написанная нецерковными людьми… Однако, несмотря на это, стремление к сближению не останавливалось. В Патриархии продолжались встречи с учеными. Часто вопросы, которые мы рассматривали в ходе наших бесед, были настолько интересными, что о них рассказывали своим студентам профессора-педагоги университетов… Наши ученые внесли огромный миссионерский вклад и я благодарен за проявленную ими в столь тяжелое время поддержку".

В патриаршество Илии Второго в 1980-е годы произошло масштабное возрождение православия в Грузии. Начиная с 1989 года неоднократно действовал как посредник между враждующими политическими сторонами. За последние 36 лет количество епархий в Грузии было увеличено с 15-ти до 33-х. В 1977 году в Грузии было лишь 48 действующих храмов, ныне их — порядка 1000. Были совершены прославления новых святых, открыты новые духовные учебные заведения, в том числе Тбилисская и Гелатская духовные академии. В Тбилиси был возведен самый большой храм Грузии — Патриарший собор Святой Троицы.

© photo: Sputnik / Levan Avlabreli

С 1 по 4 марта 2007 года грузинский Патриарх по приглашению Русской православной церкви находился с визитом в России, в ходе которого состоялась презентации 13-го тома "Православной Энциклопедии", в котором помещена обширная статья о Грузинской Церкви.

Среди наград Патриарха Грузии Илия II — Ордена Святой равноапостольной Нины, Святого великомученика Георгия Победоносца, Святого Иоанна Рыльского I степени, Святого равноапостольного князя Владимира I степени и князя Ярослава Мудрого III степени.

За восстановление независимости Грузинской Православной Церкви, за духовное и физическое спасение грузинского народа, за особый вклад в строительство государственности и борьбу за воссоединение страны Илия II награжден Орденом Давида Агмашенебели.

© photo: Sputnik / Михаил Климентьев

В 2013 году за выдающийся личный вклад в развитие украинско-грузинских культурно-духовных связей, многолетнюю подвижническую деятельность награжден Орденом Украины "За заслуги" I степени. За просветительскую и общественную деятельность, социальную ответственность и значительный личный вклад в дело сохранения и приумножения мирового культурного наследия Патриарху в 2008 году Международной федерацией русскоязычных писателей стран СНГ был передан Орден Культурного наследия. В том же году за неоценимые же заслуги перед грузинским народом Илия Второй награжден Грузинской православной церковью Золотым орденом хитона Господня.

Илия Второй является Почетным доктором богословия Нью-Йоркской Духовной академии и Свято-Тихоновской Духовной семинарии Православной Церкви в США, а также Духовной академии Киева, острова Крит и Тбилисского государственного университета. Патриарх — Лауреат премии Международного фонда единства православных народов "За особые заслуги в деле укрепления братских уз между православными народами и Церквями".

Патриарх как творец

Илия Второй известен в Грузии и в мире и своим творчеством. Его Святейшество - автор до 20-ти живописных картин и икон, которые по своей тематике, художественному решению и технике очень разнообразны. Среди них - портреты его родителей, работы под названием "Святая Троица", "Господь с нами", "Старые времена", "Иверская Богородица", "Платитера", "Архангел Михаил", "Архангел Гавриил", "Святые цари Соломон Вахтанг и Тамар" (имеется несколько версий этих икон) и др.

Основная часть картин Патриарха хранится в Кафедральном соборе Святой Троицы и в резиденции Патриархии, две же из них находятся в храме Богородицы Манглиси и в Руставском Соборе Святого Вахтанга Горгасали.

Кроме живописных полотен, авторству Илии Второго также принадлежат фрески, эскизы и скульптурные портреты. Но во всех картинах и иконах, написанной рукой Патриарха, есть одна характерная особенность - это большие и глубокие, как океан, глаза изображенных и удивительная философская умиротворенность лица, какое-то неземное спокойствие.

Помимо этого, Илия Второй сочиняет музыку - церковные песнопения и классические произведения, которые не раз звучали, как в Грузии, так и в России, Англии, Франции. Наиболее известные из них — "Kyrie eleison" (греч. — "Господи, помилуй!", "Sanctus" (лат. — "Свят"), "Agnus Dei" (лат. — "Агнец Божий") и "Ave, Maria".

Художественное и музыкальное творчество Святейшего и Блаженнейшего Илии II прекрасно уже и потому, что оно, как и весь путь Патриарха, способно приводить людей ко Христу. А это главная цель искусства не только с христианской, но и с общечеловеческой точки зрения.

Одним словом, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II - поистине неутомимо деятельная личность. Всю свою жизнь он посвятил укреплению на родине и в мире христианской веры, морали и нравственности, а также укоренению национальных ценностей в духовной, культурной и даже бытовой жизни.

Как-то путь своего служения Илия Второй назвал "солнечной ночью", потому что даже в самые тяжелые времена он всегда был согрет теплом и светом надежды, веры в лучшее и радости единения народа.

Илья II, католикос-патриарх всея Грузии, архиепископ Мцхетский и Тбилисский. В миру Ираклий Георгиевич Гудушаури-Шиолашвили.


Родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе(ныне г.Владикавказ, Северная Осетия) в семье переселенцев из Грузии. В 1952 году, после окончания средней школы, поступил в Московскую духовную семинарию, затем продолжил учeбу в Московской духовной академии. В 1959 году принял монашество. В 1960 году, после окoнчания академии, его просили продолжить научную деятельность, но в связи с нехваткой священнослужителей иеромонах Ираклий вернулся на родину и был назначен на служение в Батумский кафедральный собор. За верную службу в 1961 году был возведен в чин игумена, затем в чин архимандрита, а 26 августа 1963 года католикос-патриарх всей Грузии Ефрем II рукоположил его в епископы и назначил Шемокмедским епископом, а также патриаршим хорепископом (викарием).

Одновременно с этим епископ Илья с 1963 по 1972 год был ректором Мцхетской духовной семинарии (в то время единственного духовного учебного заведения в Грузии). В 1967 году епископ Илья был переведeн в Абхазскую епархию. В 1969 году был возведeн в митрополиты. 9 ноября 1977 года, после кончины католикоса-патриарха Давида V, по распоряжению Святейшего Синода был назначен Патриаршим Местоблюстителeм, а 23 декабря 1977 года был избран католикосом-патриархом всея Грузии. 25 декабря 1977 года состоялась его интронизация под именем Илья II.

В 1978-1983 годах католикос-патриарх Илья II был президентом всемирного совета церквей. Он награждeн высшими наградами патриархов Антиохии, Иерусалима, Александрии. России, Грузии, Греции, Болгарии, Румынии и почти всех православных церквей мира. Нью-Иоркская духовная академия присудила каталикос-патриарху Ильи II почeтное звание доктора богословия.


За те годы, в течение которых Илья II возглавляет Грузинскую православную церковь, было сделано очень многое для развития духовно-религиозной жизни в Грузии. В разных концах страны были открыты новые духовные учебные заведения: в Батуми, Ахалцихе и Кутаиси были открыты духовные семинарии, в Хуло - духовное училище и гимназия, а также также гимназии в Тбилиси, Батуми, Зестафони. После многих веков была восстановлена Гелатская духовная академия и находящаяся под эгидой Церкви Гелатская академия наук.

По благословению Ильи II издана Библия на современном грузинском языке, богословские сборники, учреждены газеты, брошюры и книги, журналы, три вида календарей. По его инициативе создан центр при патриархии, отделы мисcионерства и евангелизации, издательский, отдел поиска и защиты святынь, отдел взаимоотнашений с военными и правоохранительными органами, а также финансово-экономический и внешнеполитический отделы, информационная служба, основан молодeжный центр "Дзлеваи", гуманитарная служба, служба паломничества и др.


За последние годы количество епархий Грузинской православной церкви увеличилось с 15 до 27-и, а число действующих в Грузии монастырей возросло до 53-х. Были канонизированы несколько новых святых. Началось строительство самой большой в стране церкви - кафедрального собора Св. Троицы, приуроченное к 2000-летнему юбилею Рождества и 1500 летию автокефалии.

Это лишь небольшая часть того, что сделано по благословению его Святейшества и блаженства Ильи II. Кроме того, католикос-патриарх Илья II является несомненным духовным лидером грузинского народа и с его мнением по ключевым вопросам общественной жизни считаются как обычные граждане, так и представители политической элиты.