Латвия лиепая военный городок фотоальбом. Karosta - Военный городок. миллиметровое орудие береговой обороны

Если вы приехали в Латвию ненадолго, и выбираете, какой один город посмотреть помимо Риги, то лучше всего ехать в Лиепаю. Сюда легко добраться (из Риги можно даже на самолёте), а сам город очень красивый и интересный. На машине от Елгавы мы с дядей Аустрисом добрались за 2 с половиной часа, несмотря на то, что по дороге попали в снегопад.

Все региональные трассы в Латвии - двухполосные (четырёхполосные шоссе с разделителем встречаются только в окрестностях Риги). Качество дорог высокое - асфальт ровный, по бокам часто установлен отбойник, разметка везде свежая, знаков и указателей хватает. Про дороги будет отдельный пост.

Ближе к Лиепае встречаются ветряки. Город стоит на берегу Балтийского моря, с которого постоянно дуют сильные ветры (это даже нашло отражение в культуре, но об этом позже).

В роще рядом со въездом в город находится заброшенный советский мемориал. Советские памятники в Латвии никак не поддерживаются и не ремонтируются, из-за чего постепенно разрушаются от времени.

Мы въезжаем в город с севера, где находится район Кароста (Karosta, в переводе с латышского, «военный порт»). Порт был построен в 1890-1906 годах как русская военно-морская база и носил имя заложившего его царя Александра III, а в советское время использовался Балтийским флотом СССР. Едем мимо старой водонапорной башни.

В 1960-1970-е годы для военных и их семей был возведён панельный микрорайон. После вывода советских войск население района упало, а уровень безработицы, преступности, наркомании и прочих социальных недугов сильно возрос. Район по-прежнему считается очень неблагополучным, живут тут преимущественно русскоязычные. Выглядит очень депрессивно.

Ничего кроме облезлых панелек и пустырей.

Не представляю, чем тут можно заниматься.

В этом районе, однако, есть множество достопримечательностей. Одна из них - большая русская церковь, Свято-Никольский морской собор, построенный в 1900-1903 годах по проекту В. Косякова.

В Латвии абсолютно во всех церквях (независимо от религии) запрещена съёмка. Прямо на входе, а иногда даже на дверях, будет оповещающая об этом табличка. Непонятно, зачем такое нужно. Я же не во время службы и не мешаю никому.

От русского гарнизона осталось множество исторических зданий конца 19 и начала 20 века, включая казармы, адмиральские особняки, различные постройки и даже дворец, в котором царь останавливался только один раз. Часть зданий используется.

Но большинство после вывода советских войск было заброшено.

В некоторые можно войти, хотя смотреть там нечего.

Тут в царские времена был манеж.

А тут - кочегарка.

Остаётся надеяться, что когда-нибудь на реконструкцию появятся деньги, и тут откроют исторический музейный комплекс. Или что-нибудь ещё. Жалко смотреть, как такое ценное историческое наследие разрушается.

В настоящее время музей действует в портовой гауптвахте, правда, открыт он только с мая по сентябрь. В музее можно поучаствовать в исторической реконструкции - провести в тюрьме сутки в качестве заключённого. Помимо самой тюрьмы музей организует экскурсии по всей территории порта.

От открытого моря бухта отделена искусственно построенными сооружениями.

Если у вас есть много свободного времени, то в порту можно посмотреть много интересного - укрепления, подземные бункеры, и другие оборонительные сооружения. Фотография ниже взята из Википедии, автор - Andrius Vanagas , 2006.

Вдали виднеется лиепайский промышленный порт.

Некоторые объекты используются вооружёнными силами Латвии.

Через портовый канал проложен построенный в 1904-1906 годах поворотный мост, разработанный немецким инженером Гаральдом Халлом. В 1920-х годах мост получил имя Оскара Калпака (1882-1919), первого командующего латышским батальоном, который впоследствии стал основой для национальной армии первой Латвийской Республики.

В советское время гражданскому населению запрещалось проходить на территорию военного городка, поэтому возле моста находился КПП.

Сейчас проезд свободный. Несколько раз в день автомобильное движение перекрывается, и через канал проходят корабли.

Мост в разведённом состоянии.

Видео разведения.

А теперь направимся в центр города.


Из современного справочника: Лиепая – третий по величине город Латвии, расположенный на западе Латвии в Курземе, на побережье Балтийского моря.

Ли́епая (латыш. Liepāja - чит. резко Лы́эпая), до 1917 г. Либа́ва - город в Латвии, на берегу Балтийского моря. Первые упоминания с 1253 года. Географическое положение - 56°51′ с. ш. 21°01′ в. д.
Площадь - 6037 гектаров.

Этнический состав населения по состоянию на 2000 год:

48% latviešu – латышей (коренная) и latgaļu – латгалов (миграция внутри республики)
52% "Русскоязычные" (значительная часть - мигранты бывш. СССР)
Из них:
krievu - русских 69%
ukraiņu - украинцев 12%
baltkrievu - беларусов 8%
lietuviešu - литовцев 6%
и другие (от поляков до каталонцев) 5%


Моряки-балтийцы хорошо знают и по-особенному любят этот город, который весной, когда зацветают каштаны, удивительно напоминает Одессу. Маяк «Лиепаяс Бака», звонок маленького трамвайчика, весело бежавшего вдоль старых улочек и площадей, ресторан «Юрас», уютные кварталы Гвардейского проспекта, улицы Сарканармияс… Там, где был дом…

Каждый, кто когда-либо жил и служил в этом приморском городе, сохранил, несомненно, свои впечатления о нем, но я не ошибусь, если скажу, что в основном – город вызывал добрые и теплые чувства.

Лиепая - город почтенного возраста, ей уже более 750 лет. Впервые в письменных источниках это место упоминается в 1253 году как поселение ливов. Статус и права города Лиепая получила в 1625, когда была частью владений герцога Курляндского Вильгельма. Важный в развитии города период начался после Польско-Шведской войны, именно в это время роль Лиепаи в торговле начинает возрастать. На рубеже 17- 18 веков был построен Лиепайский порт, а также прорыт канал. В конце 19 - начале 20 века начинает стремительнейшим образом развиваться промышленность, торговля. Внушительное количество иностранных представительств (их в городе на тот момент насчитывалось около 13) говорит само за себя.

Лиепая известна тем, что именно там происходил сбор кораблей, сформировавших 2-ую эскадру адмирала Рожественского, их боевое слаживание перед беспримерным переходом в Тихий океан. В храме на территории Военного городка накануне выхода эскадры был отслужен молебен, ставший последним для многих российских моряков, погибших в Цусиме.

В конце 19 – начале 20-го века на побережье Курляндии были возведены мощные железобетонные фортификационные сооружения, береговые батареи, единой цепью протянувшиеся на многие километры. Несмотря на то, что часть из них была взорвана накануне Первой мировой войны (один из ярких примеров недальновидного военного и политического руководства), форты сослужили хорошую и долгую службу и в годы войн, и в мирное время, причем не только как артиллерийские позиции, но и как жилые и служебные помещения погранзастав, постов СНИС. А уж лиепайским мальчишкам, знавшим все тайные ходы и выходы старых подземелий, можно было только позавидовать.

В период Советской власти Лиепая становится важнейшим стратегическим пунктом. Здесь располагалась крупнейшая военно-морская база СССР. Исторические данные свидетельствуют о том, что город подготавливался как передовая база для ведения военных действий на море. Именно здесь располагались соединения подводных лодок и надводных кораблей. А в 1940 году на территории города был построен и военный аэродром. Существовала легенда, что летчики с этого аэродрома летали бомбить Берлин в июне 1941 г.

Героическая оборона города в июне-июле 1941 вписана яркой страницей в историю Великой Отечественной войны. Под руководством генерала (фактически – полковника) Дедаева части гарнизона и военные моряки более 2-х недель удерживали город, находясь в полном окружении, без связи с центром и пополнения запасов. Уже была сдана Рига, враг рвался к Ленинграду, когда горстка бойцов совершила дерзкий и неожиданный для противника прорыв в направлении Шкедских дюн. Большинство погибло, часть прорвалась через позиции врага, часть вернулась в город и организовала подполье, функционировавшее весь период оккупации города немецко-фашистскими захватчиками.


В период оккупации в Шкедских дюнах был расположен лагерь смерти, где уничтожено более 18 тысяч евреев, военнопленных, жителей города. Широкие рвы, набитые человеческими костями, открылись, когда море подмыло высокий берег. Там же, в дюнах, в песке можно было наткнуться на ржавые баллоны из-под ядовитого газа с оскалившимся черепом на корпусе, россыпи патронов, колечко или портсигар, наручные часы.

Внушительный монумент Защитникам Лиепаи (сохранился ли он?) отразил накал и бескомпромиссность той борьбы: скульптор запечатлел рабочего, матроса и санитарку, в едином порыве не допустить врага в «город под липами».

В послевоенные годы, когда на смену победным фанфарам пришло понимание новой угрозы – теперь уже со стороны бывших союзников, город под липами вновь становится форпостом Балтфлота. Здесь (и в окрестностях) располагаются части береговой артиллерии, войск ПВО, бригада кораблей ОВРа, соединения противолодочных кораблей, малых ракетных кораблей, пограничных кораблей и подводных лодок. С задачами судоремонта традиционно хорошо справлялся завод в Тосмаре, квалифицированные кадры которого славились с начала века. В Военном городке размещались Школа моряков вспомогательного флота ВМФ и учебный отряд подводного плавания.

Надо сказать, что лиепайский Подплав был удивителен не только своей уникальной архитектурой – он размещался в зданиях Петровских казарм, огромных казематах из красного кирпича, сколько какой-то непередаваемой атмосферой братства, единения, морской сплоченности и взаимовыручки. Выход в море на дизельной подводной лодке – а в Лиепае базировались «эски» и «букашки» - далеко не увеселительная прогулка. В отсеках могло быть и жарко, и холодно, промокшую на верхней вахте одежду высушить негде, а в рубочный люк каждая новая волна сливалась водопадом, образуя воронку в ограждении. Потребление пресной воды ограничено, вместо душа – обтирание спиртом, теснота кают не позволяла вытянуться в полный рост на узкой койке. Да что там – каюты были у немногих, спальных мест – по числу отдыхающей вахты. И так – три месяца: Балтика, Северное море, Атлантика, днем – в подводном положении, ночью - «винт-зарядка», долгожданная сигарета. И мечты, мечты - о доме, о семье, о любимой, оставшихся и ждущих на берегу.

В лиепайском Подплаве была традиция – прямо с пирса экипаж вернувшейся из «автономки» лодки в полном составе шел в баню: прекрасная парилка, бассейн, душевые, накрытый стол с обязательным поросенком, чай и даже пиво – снимали усталость вместе с въевшимся в кожу соляром.

А еще – построения соединения проходили на площадке, где перед зданием штаба стояли бережно хранимые рубки прославленных подводных лодок военной поры. И моряки, маршируя на занятия, каждый раз брали равнение на героев. Кстати, и аллея Героев на территории была. И замечательный плавательный бассейн, где каждый мог в свободный час поплавать, снять усталость будней, где проводились соревнования по плаванию и водному поло.

Традиции не возникали сами собой – командование соединения и политотдел делали все возможное, чтобы улучшить быт моряков, создать такой душевный настрой, когда любое дело по плечу. Архипов, Вальков, Хромов, Копытов, Бобровский, Лякин, Петров, Петрикевич – управляли лодками и их механизмами в море, соединениями и службами – на берегу. Им и их труду, таланту и энергии обязаны моряки-лиепайчане и хорошей службой, и самой жизнью – в море случалось всякое.

И еще одна традиция лиепайского подплава, бережно хранимая с военной поры: корабельную вахту равно несли все офицеры, будь ты торпедист, врач или замполит. Более того, заместители командира по политчасти считали обязательным для себя сдать зачеты на управление кораблем и нести с командиром по очереди командирскую вахту.

Военные и их семьи располагались, в основном, на территории так называемого «военного городка», сразу за Тосмарским каналом, берега которого соединял (и сейчас соединяет) ажурный разводной Воздушный мост. Военный городок как самостоятельная городская среда появилась в конце XIX - начале XX века. Официальный указ о начале строительства крупной крепости и военного городка к северу от Лиепаи в 1890 году издал русский царь Александр III. Изначально городок так и назывался – Порт Александра Ш. Только во время первой независимой Латвии это место начали именовать Военным городком - Каростой. Мост металлической конструкции был построен в 1906 году через канал Военного городка. Взорван во время I Мировой войны, позже восстановлен и с тех пор работает безупречно.

Две русских школы, детсад, музыкальная школа, парки, кафе, рестораны, магазины и кинотеатры – жителям городка, собственно, незачем было выезжать в город. Но – кто за покупками, кто на работу, кто на учебу - автобусом или пешком до моста, переходили мост и КПП (если была прописка), и далее – трамвайчик или автобус № 10 за 15-20 минут доставляли в центр.

Военный городок сегодня – это особенный район, - это уже не городок для армии, а просто жилой микрорайон, который считается отдельным туристическим объектом, сильно отличающимся от общего Лиепайского образа. Эта крупнейшая историческая военно-морская база на Балтике и первая база подлодок в царской России. В Каросте сохранилась и единственная историческая Морская гауптвахта в Латвии.

Лиепая - Старый город - по-прибалтийски хорош, прекрасно сохранился центр, несмотря на все лихолетья, а деревья в парке помнят Петра Великого! Очарование добавляла живая музыка, льющаяся из многочисленных кафешек на «Бродвее», или звуки органа по утрам, крики чаек над Рыбной гаванью и, конечно, морская волна, ласково набегающая на песок бесконечного пляжа…

Наверное, и сегодня все так же, и даже чище и уютнее – прибалты это могут, да и статус курортного города обязывает.

Узкие лиепайские улочки, каждая из них чем-нибудь примечательна и интересна! Не так давно это были улицы Падомью, Ленина иела, Мадона, Маципана, Крейсера Варяг… Сейчас – названия изменились.

На улице Кунгу есть один из старейших жилых домов в Лиепае, еще с XVII века - бывшая гостиница мадам Хойер, которая в народе называется домиком Петра I. В 1697 году здесь останавливался русский царь Петр I. На противоположной стороне улицы находится Дом ремесленников, где есть возможность не только купить изделия ремесленников, но и увидеть, как их изготавливают в студии прикладного искусства «Saiva». В Доме ремесленников можно увидеть и самые длинные в мире янтарные бусы, которые создали благодаря янтарным камушкам, подаренным лиепайчанами.

На улице Грауду можно полюбоваться великолепными зданиями, характерными живописными образцами Югендстиля, старыми мостовыми.

Рыночная площадь является одной из старейших частей города. Улица Зивью интересна своими зданиями, датируемыми 19 веком. Раньше в конце улицы, на площади «Kuršu laukums» находился рыбный рынок. От него произошло и название улицы – «zivju - рыбная». В наши дни первое латвийское Рок - кафе, расположенное на этой улице, является одним из популярнейших мест развлечения молодежи. На этой же улице ещё сохранились сооружения XIX века: бывшая роскошная “Римская гостиница” и здание с двумя декоративными башенками. А в самом высоком здании на улице – городской библиотеке – когда-то располагалась гимназия для девочек.


Весьма симпатичная улица Тиргоню - первая пешеходная улица Лиепаи. Это, пожалуй, лучшее место для неспешной прогулки или для кофейной паузы, интересен тот факт, что улица была построена на средства собранные музыкальным фестивалем «Мы - Лиепае».

Площадь Рожу примечательна, во-первых, своим красивым названием (в переводе с латышского площадь Роз), название совершенно оправданно, площадь действительно с 1911 года украшают розы. С XVIII века здесь находился Новый рынок, но в 1910 году городские власти на этом месте решили создать сад с розами под открытым небом, посадив примерно 500 кустов с розами. После реконструкции в 2000 году по краям клумбы расположили памятные знаки городов - побратимов Лиепаи. Площадь «Rožu laukums» - популярное место встречи молодёжи, о ней сочинена известная песня латышской рок группы «Līvi» - «Rožu laukums».

Pētertirgus – центральный рынок. Характерная черта каждого старого европейского города. Здесь всегда можно купить свежие овощи и фрукты, грибы и ягоды, мясные и молочные продукты, произведенные, выращенные или собранные в Лиепае и районе.

Приморский парк «Jūrmalas parks»- еще одна достопримечательность.

В парке площадью более 50 гектаров растут более 140 разных сортов деревьев и кустарников. В начале XX века для удобства гостей в парке выстроили купальню, санаторий «Kūrmāja», роскошные дачи, обустроили теннисную площадку, фонтан. Приморский парк, между прочим, самый большой в Латвии. Это великолепнейшее место для отдыха, каждый находил и найдет здесь, как приятно провести время. Прекрасные поля для пляжного волейбола, футбола, скейт-парк, теннисные корты, мини-гольф, множество уютных кафе – кажется, тут предусмотрено все, чтобы гости остались довольны. Но главное, конечно же, само море, золотистый песок и великолепное лиепайское небо! Можно также совершить чудесную прогулку на рыболовном суденышке, посмотреть, как забрасывают невод или поучаствовать в этом действе самому, а после приготовить улов и с аппетитом отужинать. Тем, кому хочется более острых ощущений, в Лиепае тоже скучать не придется: имеется трасса для картинга, кроме того, есть возможность совершить незабываемый полет на планере, прыжок с парашютом или отправится в поездку на джипе по бездорожью.

По-своему красивы улицы «Dzintaru» и «Liepu». В конце XIX - начале XX века на этих улицах образовался район шикарных вилл. Почти каждое здание тут примечательное. В одном из роскошных особняков Югендстиля на ул.Лиепу 27 теперь находится Генеральное консульство России.

Лиепайский пляж, отмеченный Голубым Флагом качества окружающей среды, вас удивит изумительно белым и мелким песком. Если Вам повезёт, возможно удастся найти кусочек янтаря....

И еще интересное местечко – Променад. Раньше это была закрытая территория, а теперь здесь создали приятное место для прогулок. С вершины пешеходной дорожки-мостика открывается вид на портовые причалы с кораблями, яхтами, а также на фонтан, напоминающий морскую волну, которая с берега скатывается в канал. Особенно красочно он выглядит ночью. Время на променаде отсчитывают декоративные янтарные часы.

В старом городе сохранились и старые костелы. Церковь Св. Анны является старейшим храмом в Лиепае. Удивительно пластичным и монументальным является изготовленный алтарь размером 56,8 х 9,7 метров. Орган церкви построен по чертежам Альфреда Калниньша и является третьим по величине в Латвии. Собор Св. Язепа (Иосифа) - крупнейшая на сегодня католическая церковь Лиепаи, резиденция Курземского епископа. Сдержанная, но изысканно и четко сделанная мебель, богатый и роскошный интерьер. В этой церкви можно увидеть модель парусника, которую в XIX веке подарили церкви моряки, уцелевшие в море во время шторма.

Церковь Св. Троицы построили в 1742-1758 г. для немецкого прихода. Особая ценность и гордость церкви – орган, который до 1912 года был самим большим в мире. Орган состоит из 131 регистра, из 4 мануалов и более 7000 дудочек. Освящение органа состоялось 1 декабря 1885 года. В церкви регулярно проходят органные концерты. Роскошна и внутренняя отделка церкви. Есть возможность подняться на башню церкви, с которой открывается прекрасный вид на панораму Лиепаи.

Подарок Ватикана Лиепае - Церковь Св. Мейнарда. Это здание являлось Ватиканским павильоном во время выставки EXPO 2000.

Офицерское Морское Дворянское Собрание – настоящий дворец, который строился по образцу загородных дворцов Санкт-Петербургской архитектурной школы. Его окружал парк Версальского типа. В своё время дворец использовали для нужд аристократов царской России. Во время свободной Латвии во дворце находился санаторий костного туберкулеза Красного Креста, а во время Советской власти – военный госпиталь. Дорогу вдоль зданий обрамляли чудесной красоты каштановые аллеи. Сейчас во дворце находится исторический музей Военно-Морских сил.

Православный Морской Собор Св. Николая построен в 1901-1903 годах. Первый камень заложил сам царь Николай II. Для постройки церкви архитектор В. Косяков в первый раз использовал монолитный метод литья бетона. Поэтому в храме нет опорных колонн, и здание всем своим весом опирается только на стены. В 70-х в здании размещался Матросский клуб, выступали артисты художественной самодеятельности, пела Эдита Пьеха, показывали художественные фильмы. И все-таки это был величественный морской собор – в первую очередь.

Старую водонапорную Башню построили в 1905 году, её высота – 37 м. Воду из глубокой скважины паровыми насосами качали в резервуар башни, оттуда три раза в день по два часа вода подавалась в резервуары на чердаки домов Военного городка.

Крытый гимнастический манеж для верховой езды на лошадях был местом для военных упражнений и маневров. У здания была металло-черепичная стеклянная крыша лёгкой конструкции. Так как в Военном городе русских театров не было, это было единственное массовое место для развлечений. До I Мировой войны каждое воскресенье в манеже, который мог собрать до 4000 человек, происходили конные представления кавалерии и артиллерии, соревнования с упражнениями в джигитовке, а также устраивались официальные обеды для матросов гарнизона.

Что, на мой взгляд, важно - строилось и сохранялось все вышеперечисленное равно и русскими, и латышами, и белорусами – словом, представителями всей Российской империи и, впоследствии, всего Союза. И жили соседями, и дружили, вместе смотрели одни и те же фильмы в кинотеатрах, ходили на дискотеки в «Железку» и «Лепаймаш», гуляли в тени старых каштанов и купались на пляже с ранней весны. Бывало – дрались, но и мирились – город под липами не терпел вражды и фальши. И где все сейчас?

Кажется, с закрытыми глазами прошел бы по родному городу, так, как в самую скверную ноябрьскую непогоду входил в Северную гавань. Чутьем. Волну за волной бросала осеннюю холодную соль серая Балтика на корпус и рубку, в кромешной тьме были лишь свист ветра и грохот волн. И вдруг – вот они, входные! Боцман, держать курс!

Так и поныне: нет-нет, да и мигнет призывно, обещая скорый отдых и родной дом, старый маяк.

Маяк «Лиепаяс Бака».

March 19th, 2015 , 09:52 pm

Большой пост о Лиепае, включающий в себя три части: военный городок, построенный как база флота Российской империи в конце ХIХ века, береговые укрепления того же времени и один из нетуристических районов города, сформировавшийся опять же на на рубеже ХIХ-ХХ веков.

Лиепайский военный городок, он же Karosta (военный порт - лат.), он же бывший порт Александра III, на мой взгляд наиболее впечатляющая и известная часть города, сформировавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ веков в качестве крупного военно-морского порта и форпоста Российской империи на Балтике. Лиепая (тогда город назывался Либава) обладала незамерзающим коммерческим портом и было принято сомнительное решение обустраивать опорную базу Балтийского военно-морского флота именно здесь. Сомнительное, ибо она (база) не могла представлять надёжного и безопасного прикрытия ввиду чрезвычайной близости к прусской границе, которая была километрах в 60-ти от Либавы. Да и для флота потенциального противника не составляло труда блокировать выход в море для русской эскадры. Кстати, ещё за несколько десятилетий до сооружения военного порта Либаве было отдано предпочтение перед Виндавой (Вентспилсом) в выборе кандидатуры главного торгового порта России на южной Балтике, так как она меньше замерзала и была ближе к европейским рынкам.

В конце ХIХ века Либава вновь вышла на авансцену - здесь решили сооружать военный порт, причём специальная Комиссия "О связи и совместности действий сухопутных и морских сил в обороне государства" отвергла такие варианты как Виндава, Моонзунд и Екатерининская гавань, что аж на севере Кольского полуострова. В итоге судьба истории сыграла с Лиепаей злую шутку уже после распада СССР - ничего не скажу за Моонзунд и Екатерининскую гавань, но Вентспилс, что в 100 км севернее Лиепаи, в советское время превратился в мощный торговый порт с современными причалами и пирсами, и пережил действительно бурный расцвет, что при умелом руководстве оставленным наследием положительно сказалось на благосостоянии города уже в наши дни - а Лиепая, получив статус закрытого города как база военно-морского флота СССР, осталась в 1991 году у разбитого корыта. Одно из подтверждений тому - жесточайшее запустение военного городка (он же Karosta) в последние два десятилетия.

Так или иначе, сегодня это впечатляющий и уникальный памятник архитектуры, район со своими особенностями и своеобразной аурой, тяжело переживший смутные 90-ые, а ныне, как говорят латвийские источники информации, понемногу превращающийся в цельный туристический объект. Однако до большой известности ещё далеко, так как при всём желании явление в два с половиной прибалта и полтора немца, приезжающие посетить наиболее известный объект городка Лиепайскую гарнизонную тюрьму, я не могу назвать массовым. Привлечение туриста - задача тяжёлая и творческая, на это требуется не одно десятилетие. Так что можете считать, что этим постом я продвигаю Лиепаю в интернете, хотя от местного туристического центра я не получил не копейки. Шутка!

На самом деле прогулка получилась не совсем целостной, потому что планировал приехать сюда на следующий день вновь, но не вышло, так что наверстаю упущенное в следующий раз, который будет, надеюсь, летом.

Я вам так скажу - ещё недавно, лет пять назад, военный городок являлся страшнейшей дырой, но в последнее время местные власти вроде бы взялись за облагораживание этого района. Ремонтируют дороги, прокладывают новые тротуары, выделяют жилье малоимущим слоям населения. Лично я ожидал увидеть ситуацию намного печальнее, но заметил, что процесс медленно продвигается в позитивную сторону. Очень медленно, но продвигается. Предстоит пройти долгий путь, когда массовый турист, да что турист - обычный лиепайчанин, сможет приехать в городок и сказать, что здесь круто.

Административное здание судоремонтного завода, некогда производившего ремонт боевых кораблей. Сейчас вроде бы предприятие работает, но далеко не в прошлых масштабах. С распадом СССР и обружением плановой экономики город покинули тысячи военнослужащих и гражданских лиц, для которых не осталось работы, а 90-ые ознаменовались повальным исходом активной, трудоспособной части населения.

Неподалёку можно увидеть удручающее зрелище на месте бывшего дома культуры "Балтика". Подобных заколоченных и забытых зданий в Каросте и Тосмаре (Tosmare - прилегающий район) здесь немало, но опять же, повторюсь, необходимо время.

В во времена СССР в военном городке проживали военные, их семьи, рабочие с окрестных производств и гражданские вольнонаёмные. Район был приятный и ухоженный, а в середине 90-ых соваться сюда было опасно для здоровья. Вдруг появилось огромное количество разнообразных гопников, люмпенов и маргиналов, криминальная обстановка была крайне неблагоприятной.

Сейчас в Каросте живёт порядка 7 тысяч человек. Разговаривал с людьми, там живущими. Настроены позитивно, не жалуются, магазины есть, транспортное сообщение с основным городом хорошее и регулярное. Бедность вот только, зарплаты совсем невысокие, пенсии тоже маленькие, работы мало.

Это жилой массив Тосмаре, внутренний двор между пятиэтажками. Обращает на себя внимание граффити с российским флагом, ярко выделающееся на фоне февральской серости. Кстати, национальному состав нынешних резидентов городка примерно такой: 70% русскоговорящие, а для остальных 30% родным языком является латышский.

Одна из местных достопримечательностей - водонапорная башня, построенная в 1905 году и обеспечивающая водой всю территорию Военного порта.

Территория военного городка буквально нашпигована железнодорожными путями, особенно при подъезде к нему. Те пути на снимке ведут к зернопогрузочному терминалу на берегу Военного канала, о котором чуть ниже.

Так называемый в простонародье Красный магазин, по цвету строительного материала. Неподалёку есть ещё и Белый магазин, в смысле там тоже какая-то местная торговая сеть, но местные жители называют магазины по-прежнему: красным и белым.

Какую-то часть городка занимает подобный жилой фонд - дома, построенные после войны.

Некоторые дороги в Каросте ещё заасфальтированы бетонными авиационными плитами, которые постепенно снимают.

Большой ремонт, замена дорожного покрытия и коммуникаций на улице, где находился Подплав - военная база подводного плавания. Поясню, что в 1906 году в Подплаве был организован первый в России учебный отряд подводного плавания. Родина российского подводного плавания находится именно здесь, в Лиепае. А в советское время здесьбыла база подлодок Балтийского флота.

Эта часть городка наиболее запущена. Состояние зданий плачевное.

Здесь располагались службы Подлава и казармы, когда-то тут базировались новейшие подводные лодки Балтийского флота. Сейчас в Военном городке ни подводных лодок, ни Подплава, зато функционирует единственный в Балтии центр подготовки водолазов. И сапёров там тоже обучают.

Где-то здесь был большой плавательный бассейн, но от него не осталось и следов. Здесь, кстати, вроде бы есть открытый проход к гавани Подплава, но и запрещающие надписи тоже имеются. Так что не пошёл я дальше на закрытую территорию порта.

Ещё немного советского жилого фонда Каросты. Хотите узнать сколько стоит недвижимость в таких домах? 2-хкомнатную и требующую небольшого косметического ремонта квартиру в 48 кв.метров можно взять за 4-5 тысяч евро. Желающих пока откровенно немного.

Лиепайский Свято-Никольский морской собор, освящение которого состоялось в 1903 году в присутствии Императора Николая II и его семьи. Во времена Латвийской СССР в соборе располагался обычный матросский клуб и кинотеатр.

От собора по прямой 300 метров до берега. На горизонте виднеется северный мол, защищающий Лиепайский порт от ветра и песчаных наносов.

Затем я направился к руинам Либавской морской крепости. Это интересное место для фанатов и почитателей военной истории, крепостей и различного рода фортификационных сооружений. Это так называемая 3-я береговая батарея, расположенная на северной окраине военного городка.

Мощную и современную по тем временам морскую крепость решили строить в 1890 году в качестве прикрытия военного порта на Балтике, необходимость создания которого назревала уже давно. Однако судьба крепости сложилась трагично и в какой-то степени бездарно, менее чем через 20 лет её просто упразднили и ликвидировали, и это несмотря на колоссальные средства потраченные на строительство, а само сооружение крепости было признано стратегической ошибкой.

Вообще, система подобных укреплений опоясывала всё побережье города и относительно неплохо сохранилась до наших дней, являясь сегодня городской достопромечательностью наравне с военным городком Каростой, лиепайским трамваем и успешно сохранившейся городсой застройкой конца 19 века. Причём артиллерийские батареи, подземные сооружения и склады даже пытались взрывать, но это не дало желаемого результата.

В наши дни, особенно летом, эти места чрезвычайно популярны у местных жителей. А я попал на форты в февральский туман и на море стоял штиль, с волнами, конечно, вид был бы более эффектным. Тут вообще настоящее раздолье для профессиональных фотографов. Пишу эти строки и улыбаюсь, вспомнил как с десяток лет назад я увидел царский форт в на страницах одного латвийского мужского журнала. И одну из бывших одноклассниц на его фоне в весьма интересном и пикантном виде))

На самом деле повезло с погодой, я считаю, ибо сильный пронизывающий холодный ветер, какой обычно дует в этих краях, не самый приятный спутник для приморской прогулки, а так получилось хорошо и спокойно прогулятся. Хотя из всех фортов в этот раз я был только на 3-ей береговой батарее, именно она и на снимках. Личного времени в этот раз в Лиепае у меня практически не было, я пытался совмещать частные встречи со своими интересами. Получилось в целом, считаю, неплохо, посмотрел, пусть и в стиле "галопом по Европам", практически всё, что планировал.

Здесь всё очень впечатляюще, эта система фортов и приморские укрепления, опясывающие город действительно уникальны в своем роде. Что происходит с фортами сейчас? Природа берт свое. Ветер и море с годами подтачивают былую мощь и разрушают старую крепость, бетонные куски зданий отваливаются и падают в воду.

Зрелище грустное и печальное одновременно.

Мегапроект прошлого, на который было потрачены огромные деньги без смысла и без прока.

Следующие две фотографии сделаны в полукилометре или около того от фортов. Действительно нереально красиво, мои фото не передадут, конечно, подобных впечатлений. Невысокий отвесмый берег Балтийского моря, свержайший воздух, сосновый лес, поваленное ветром дерево на жёлтом песке и многокилометровая безлюдная полоса пляжа. Красота. Baltic Beauty.

Выезжал я через известный разводной мост, что на Военном канале. Мост был спроектирован по эскизу того самого Эйфеля и предназначался для обеспечения судоходства по каналу военного городка либавской базы и сухопутного сообщения между Каростой, являющейся отдельной административной единицей и Либавой. Мост образован из двух одинаковых разводных ферм, которые поворачиваются на 90 градусов каждая в свою сторону.

Немного информации о мосте. Он считается технический памятником, ето единственный сохранившийся разводной мост в Латвии. Интересно, что сам Александр Густав Эйфель лишь набросал технический эскиз, по которому в Петербурге был разработан окончательный проект, а металлические конструкции привезли из Брянска.

Мост неоднократно выходил из строя, он был повреждён и немецкой армией в ходе Первой мировой войны, и во время Великой Отечественной войны. А чуть менее 10 лет назад произошёл и вовсе анекдотический случай - танкер "Анна", ходивший под флагом Грузии, врезался в северный пролёт моста, вновьповредив его, причём случилось это перед долгожданной масштабной реконструкцией. Проэкт реконструкции вновь пришлось пересматривать.

Военный канал, сооружение которого потребовало грандиозных дорогостоящих гидротехнических работ.

Хмурая, но спокойная Балтика на горизонте.

И немного о наиболее колоритном районе города на мой скоромный взгляд. Это Яунлиепая или Новая Лиепая, расположенная между железнодорожным вокзалом и Торговым каналом, соединяющим Балтийское море с Лиепайским озером и делящим город на две части. Здесь отлично сохранилась архитектура рубежа XIX-XX веков, когда Лиепая развивалась фантастическими - не побоюсь этого громкого определения - темпами. Судите сами, в 1871 году сюда пришла железная дорога, давшая серьёзный импульс для развития города и торгового порта, спустя два десятка лет в Лиепае начале сооружать уже военный порт для флота Российской империи, семимильными шагами стала развиваться промышленность, включая металлургическую, появился первый в Прибалтике трамвай. К началу Первой мировой войны население Лиепаи насчитывало более 100 тысяч человек, почти в два раза больше, чем во Владивостоке (сейчас для сравнения 70-80 тысяч, данные разнятся). В общем, для города существовали объективные предпосылки вырасти в масштабный город уровня Кёнигсберга либо Хельсинки. Исторический, однако, жребий Либаве выпал крайне неудачный, мрачноватый в какой-то степени жребий.

Весь в будущем предполагаемый авторитет города затонул в пучине двух мировых войн, нестабильности и смены государственных режимов. Сейчас, откровенно говоря, Лиепая - это провинциальный латвийский городок, из года в год теряющий активных и работоспособных людей, которые уезжают либо в Ригу, либо в Европу. Скажу сразу, видно, что общая картина визуально медленно улучшается, городские власти пытаются что-то делать, но кардинально и быстро изменить положение к лучшему не получится. Но если не вдаваться в перипетии нынешней экономической ситуации города, а просто приехать с целью туризма, то Лиепая безусловно хороша своим удивительным шармом запущенности, который проявляется именно в районе, о котором идёт речь. 100-летние деревянные и кирпичные дома, бывшее рабочее предместье, почти не затронутое разрушениями последней войны, в отличии от центра города, претерпевшем значительные изменения в своём облике.

Яркий образец архитектуры города - добротный трёхэтажный дом из красного кирпича.

На главной площади Новой Лиепаи, раньше тут был неплохой рынок с местной крестьянской продукцией.

Деревянные дома с печным отоплением, таких в Лиепае множество.

Все подобные дома принадлежат частным лицам и выглядят, соответственно, по-разному, в зависимости от дохода и желания владельца.

Улица Ригас (Рижская) и вид в сторону ж/д вокзала.

Красивейший доходный дом, но уж очень обшарпанный.

Я провел детство в этом городе, каждая улочка здесь и каждая подворотня мне хорошо знакомы.

Грустное зрелище - помню, этот дом заселённым.

Культовая для каждого лиепайчанина чебуречная, помню свежайшие вкуснейшие чебуреки - полторы порции в три штуки и два стакана томатного сока за 72 копейки. Сейчас это дешёвая рюмочная.

Кстати, вы уже заметили, что на улицах практически нет людей, а это полдень в пятницу?

Харизматические лиепайские подворотни, где ничего не меняется - 30 или 50 лет лет назад вид был идентичный.

Старейшее городское кладбище, находится недалеко от Торгового канала.

Точечно облик Новой Лиепаи разбавлен советским строительством.

Корпуса бывшего пивзавода, вновь традиционный красный киприч.

Внушительный комплекс многоэтажных царских портовых складов.

Ещё один вид на них, но уже с Трамвайного моста через Торговый канал.

По другую сторону канала променад с гостиницами и ресторанами. Нечто большое и круглое поодаль вскоре будет концертным залом.

Как я уже упоминал, во время 2-ой мировой войны центр Лиепаи был сильно разрушен, поэтому центр города застраивался заново и особых архитектурных достопримечательностей не сохранилось. Разве что пара старинных портовые амбаров, до которых я не дошёл. так и не выбрался в центр за два дня.

Ещё одна особенность города, уличная колонка с водой. Функционирующая. Помню, мы, мелкие пацаны, набегавшись жарким летним днём по подворотням или парку, всегда знали, где находится ближайшая подобная точка водопоя.

Серьёзный лиепайский котэ.

14.

15.

16.

Само здание дворца потрясающе изысканно, я бы скорее подумал, что это усадьба какого-нибудь остзейского барона из числа первых лиц Российской империи, построившего у себя электростанцию с трубой из любви ко всему современному.

17.

Да и здания с прошлых кадров - дворцы дворцами. Будто бы тут и не Порт Александра III был, а конгломерат баронских усадеб поближе к морю:

18.

Завершение всей этой системы - Никольский Морской собор (1900-03) высотой 54 метра (хотя "на глаз" я был дал и все 70), возможно крупнейший православный (купольный) храм всей Прибалтики. Как и тёзку в Кронштадте, его строил Василий Косяков. Обратите внимание на центральный крест-якорь:

19.

Особенно интересен собор изнутри - у него бесстолпный зал, поддерживаемые арками в форме гигантской полусферы... но когда я достал фотоаппарат, ко мне подбежала смотрительница и без всякой агрессии, но очень проникновенно сказала что-то вроде: "Пожалуйста, не снимайте здесь! Это Божий храм, а не музей!", и мне не хватило ушлости и самоуверенности наплевать на просьбу. Надо заметить, Латвийская православная церковь мне вообще показалась довольно недружелюбной (более всего похоже на "московские" епархии Западной Украины), а в Лиепае мне не разрешили снимать помимо православного собора ещё и в одной из кирх. Достойных фотографий интерьера Морского собора я не нашёл и в интернете, но в общем оказавшись здесь - обязательно зайдите вовнутрь:

20.

Недалеко от собора есть и скромный памятник погибшим в Цусиме, и я даже честно пытался его найти, но так и не нашёл - однако несколько фотографий есть у Перископа .

21.

А собор, кто бы что ни говорил, хорош. Я вообще не люблю эти псевдорусские стилизации, в 9/10 случаев они банальны и примитивны, но здесь всё-таки почерк мастера:

22.

За собором начинается советский военный городок - вот таких, как я понимаю, по бывшим странам Варшавского блока разбросано очень много, вплоть до Восточной Германии.

23.

Облезлые, а часто и заброшенные пятиэтажки, как в каком-нибудь депрессивном городке на Урале при закрывшейся шахте или обанкротившемся заводе:

24.

Люди в Каросте живут весьма своеобразные:

25.

26.

27.

Причём во-первых уже не только русские, а во-вторых тут хватает и детей. Вот жизнеутверждающая зарисовочка - старый моряк играет с внучкой:

28.

Отсюда я сходил на Северный мол (о чём было в прошлой части) и дальше по запутанной траектории, которую уже не воспроизведу, отправился к Подплаву, то есть удаляясь от моря. Одно из самых запоминающихся зданий Каросты - так называемый Красный гастроном. На фото Перископа он ещё заброшен, а сейчас вновь занят магазином одной из популярных в Латвии сетей:

29.

В целом же восточная половина Каросты ещё мрачнее западной. Застройка ещё более разреженная, растительность ещё более буйная, а здания за ней могут быть не видны от соседних:

30.

Сталинки советской ВМБ - она была, конечно, не второстепенной, но и не флагманской, как царская.

31.

Названия этих улиц вполне современные, и среди прочего тут есть даже улица Британского флота (на фото не она): с одной стороны, именно последний прикрывал пароход "Саратов" с первым латвийским правительством, а с другой - есть конечно особый понт назвать так улицу в бывшем гнезде российского и советского ВМФ. Впрочем, это гораздо изящнее, чем многочисленные улицы Дудаева в восточно-европейских городах.

32.

Так, не торопясь (здешние расстояния можно только прочувствовать!), я добрался до Каростинской тюрьмы - одного из самых внушительных.зданий бывшего Порта-Александра. Вернее, это даже и не "гражданская" тюрьма, а корпус дисбата. В современной Латвии же из неё сделали анекдот в стиле "развесистая клюква":

33.

Вот хоть забор. Я конечно понимаю, что с точки зрения евро-обывателя советскую тюрьму, в которую приезжает teplushka (кстати, где она?!) может окружать только такой вот zabor iz gnilyh dosok, но например мне ничего не стоило сделать кадр через него. В общем, серьёзным препятствием для побега или передачи чего-нибудь запрещённого такая штука служить не могла:

34.

Ворота... нет, ну хотя бы видно, что люди старались, однако поручили это дело явно молодым латышам, знавшими об СССР по фильмам с Джеймсом Бондом:

35.

Американский (судя по белой звезде) девайс-амфибия, видимо, приехал спасать узников:

36.

Но главный фейспалм меня ожидал внутри. У нас вот экстремальную ночь можно получить совершенно бесплатно, скажем, 31 числа каждого месяца на Триуфмальной, а уж шоу там даже не элементы. Ещё можно взять фотоаппарат и сделать прау-тройку кадров в метро Ташкента, Баку или Тбилиси (в последних двух, впрочем, как повезёт). Только там будет настоящий экстрим, а не пародия.

37.

Внутри хотя и не выветрился тяжёлый дух и эхо неприятно гулкое, носятся дети. открыто кафе... В общем, извините, но я считаю - с такими вещами не шутят.

38.

Посмотрите для сравнения (это о том, реабилитирован ли сталинизм в России) или . Впрочем, можно и без развлекательного элемента такого пафосу нагнать, что клюква получится ещё бОльшая - как скажем в казахстанской . Интересно, что с обратной стороны Каростинская тюрьма смотрится вполне убедительно:

39.

А сквозь дыру в забре на заднем дворе просматриваются старые казармы и убогий современный быт:

40.

Ещё какие-то заросли, заброшки, мрачная тишина:

41.

Где-то, впрочем, попадаются и более благовидные "островки" - видимо, всё от жильцов зависит:

42.

Некоторые улицы, как например Лазаретная, впрочем ремонтируются. Водонапорная башня с котельной насосной станции стоит уже на улице Генерала Баложа - главной в Карсоте из перпендикулярных морю:

43.

По которой я вышел в Тосмаре - восточную половину бывшего Порта-Александра III. Как я понимаю, если Кароста была городком собственно военных, то группировавашаяся вокруг гавани и судоремонтных заводов Тосмаре - городком осблуги у судоремонтного завода. Её особенность - многочисленные железнодорожные ветки, одна из которых запечатлена на вводном кадре:

44.

Сюда же заходит Подплав - хорошо заметное на карте (см. прошлую часть) прямоугольное ответвление военного канала, и в общем-то именно Подплав - самое интересное, что здесь есть: Порт Александр III считается родиной подводного флота России, которого в Холодную войну так боялась Америка. Вернее, начиналось всё во Владивостоке в годы русско-японской войны, для которой Российская империя спешно покупала или заказывала подлодки со всего света, проектировала свои и отправляла их туда поездами. Названия их были подводными, но совсем не грозными - "Дельфин", "Скат", "Сом" и даже "Форель" и "Налим", однако свою задачу они выполняли, и их наличие было не последней причиной того, почему японцы не напали на Владивосток. К 1906 году, когда Николай II подписал указ о выделении подлодок в самостоятельных класс боевых кораблей, у России их было 19 (в точисле 13 на Дальнем Востоке - у победительницы-Японии для сравнения - всего 6). Однако Учебный отряд Подводного плавания был создан именно в Либаве - на Балтике это было особенно актуально (ведь лидером подводного флота была Германия, и в случае большой войны надо было как-то прикрыть Петербург), но опять же - почему здесь, а не, скажем, в Ревеле или на Моонзундах? Базой подводных лодок Либава служила и при СССР... и проходя мимо подплава, я обнаружил вдруг открытый проход и направился туда по заросшей колее. На берегу подплава сидели-общались какие-то девицы школьного возраста (не фотографировал) и стояло опустевшее "гнездо" подводной лодки непонятного возраста:

45.

На той стороне - старые корпуса судозавода:

46.

Один из которых - совершенно грандиозного размера:

47.

В поисках как можно более удачного вида, пребывая в уверенности, что тут всё всем пофиг, я пошёл вдоль берега. Судоремонтный завод, похоже, действует, а вдалеке три трубы металлургического завода:

48.

Вдруг мне преградила дорогу девушка в полицейской форме, красивая как в американских боевиках - пышные белые волосы, чёрные очки, рация и кобура на крепких бёдрах. Увидев её, я решил дать задний ход, но она меня окликнула по-латышски. Я развёл руками, сообщил, что я турист из России, извинился, что не владею латышским, забрёл сюда случайно и теперь ищу выход. Девушка вежливо сказала, что проводит меня к выходу и повелела следовать за ней, но что-то сообщила по рации, и даже не владея латышским, суть я примерно понял, ибо подобные разговоры слышал на русском, украинском, казахском и молдавском (хотя и без раций) не раз, и они не сулили мне ничего хорошего. В общем, понимая, что тут как бы всё равно постсоветское пространство, при этом "вероятный противник", и вдобавок зная немало историй о том, как даже в самых цивилизованных странах типа Германии, Финляндии или Канады полицейская машина редко, но всё-таки давала сбои в работе и калечила судьбы вполне в тоталитарном стиле, я ощутимо напрягся. Однако всё оказалось проще: во-первых, я забрёл не на завод и не на военный объект, а на что-то транспортное; во-вторых, мужик-"главный", ждавший нас на вахте у таки действительно выхода, был расслаблен и доброжелателен, и мы с ним успели неплохо поговорить за жизнь, пока всё та же девушка переписывала мои паспортные данные, пообещав никуда их не передавать без надобности. Главный припомнил, что в советское время всё было иначе и как его отец, тогда сельский мужик, забредя куда не надо провёл под арестом несколько дней, ожидая пока все инстанции согласуют, что он не опасен. Сильнее всего латвийских охранников озаботило отсутствие в моём паспорте "персонального кода" - у нас ведь его действительно нет. Самым же постсоветским моментом было то, почему я беспрепятственно прошёл на территорию (а объясняя, как это вышло, я упирал на принцип "что не запрещено - разрешено", а запрещающих знаков не было) - знак "проход запрещён" недавно украли как цветной лом...
Но в общем, всё было сделано корректно и цивилизованно, и заняло минут 20, а затем мне вернули паспорт и выпроводили к главной улице у здания дирекции СРЗ, где я сел на подошедший автобус (новенький) и уехал в центр.

49.

Вид на СРЗ через Военный канал:

50.

Да нефтехранилища на его южной стороне - возможно, ещё дореволюционные:

51.

В следующей части - о промышленных районах Новой Лиепаи.

Лиепая
.
Кароста.
Вокзал и Северное предместье.
Новый город.
Старый город. Дома и улицы.
Старый город. Церкви и рынок.

Практически вся сознательная жизнь мною прожита в Латвии. Учёба в школе до 9 класса, затем выезд из Латвии на два года и возвращение на учёбу в Рижский мединститут, работа в районе на протяжении 35 лет. Пенсия по чернобыльской инвалидности. Я ведь потомок «оккупанта», по меркам наших нацозабоченных.... Не хочу обсуждать эту тему, но хочу вспомнить «тот город, которого нет» и который часто мне снится до сих пор, город моего детства – Приекуле, где стояла войсковая часть 44008, куда перевели отца из Забайкалья. Заметьте, перевели, а не сам напросился. Приказы, как известно, не обсуждаются!

Приекуле в Латвии два. Один все знают – Цесисского района, где картошку разводят, но есть ещё Лиепайского, в 40 км от Лиепаи. Небольшой городок с железнодорожной станцией, где рядом стояла войсковая часть, занимавшая площадь бОльшую, чем сам городок. Часть была ракетная, войск стратегического назначения. Теперь это не секрет, но шахты ракет находились в Вайнеде, в лесу. Секрет и тогда был - «полишинеля», потому что от грунтовки Приекуле – Вайнеде в лес уходила прямая асфальтированная дорога (кто-то же придумал так "засекретить"!), и когда останавливался местный автобус «пазик» около этого поворота, шофёр объявлял: «Rakesu baze!» (ракетная база). Это была, конечно, издёвка, но это Курземе, где больше всех ненавидят русских, особенно военных и где тебе и воды не дадут, если ты не скажешь по-латышски!

Прибыли мы туда зимой 1961 года. Было слякотно и сыро, шёл дождь со снегом при нулевой температуре, и после Забайкалья с его морозами под тридцать и снегом по пояс, а то и больше, показалось что очень противно!

Военный городок находился отдельно на расстоянии в 300 метров от окраины города Приекуле. К городу относилась и русская школа на ближайшей окраине, где меня и определили в четвёртый класс.
Дома в военном городке были двухэтажные, "сталинской" ещё постройки, добротно сделанные, кирпичные, оштукатуренные, и в фазе строительства были ещё две "трёхэтажки" современных. Часть жилого фонда располагалось в «финских» домиках из дерева, на две квартиры, по две комнаты с кухней и туалетом «люфт-клозет» и к ним небольшой участок земли для грядок.Вода из крана была.

Поселили поначалу в офицерской гостинице, которая пахла сапожным кремом и как не странно – сельдереем, наверно у кого-то в горшочке рос. Через время поселили в финском домике - освободилась квартира зама комполка.

Сама часть находилась рядом за серьёзным забором с проходной. Там были казармы, столовая с пекарней, автопарк, склады, ангары, клуб с широкоэкранным кинозалом и спортзалом, штаб и прочее, даже медсанбат.
По началу отец работал в части, но когда шахты загрузили ракетами, начались дежурства в Вайнеде. В 1963 году отец уезжал на учения и пуски ракет в Читинскую область на Ачинский полигон. Оттуда проводились пуски ракет на Новую Землю, причем атомными боеголовками. Это я, конечно, узнал уже недавно из мемуаров ракетчиков.

До чего же насыщенной была наша пацанская жизнь! Быстро перезнакомился со всеми ребятами, меня быстро ввели в курс дела по основным занятиям и развлечениям. Ну, футбол летом и хоккей зимой это само собой, лыжи – в основном прыжки с трамплинов на горе около части со скосом около 45 градусов и трамплином посередине горы.
Потрясающее чувство полёта на метров десять! Прыгал на обычных широких солдатских лыжах, пока один раз вылетел далеко и приземлился не на склоне горы, а на горизонтальную часть трассы. Ноги естественно не выдержали и я врубился животом в спрессованный снег. Как не лопнула диафрагма не знаю, но от удара наступил её паралич на время, и я не мог вдохнуть. Умирал. Кто-то из пацанов подъехал, увидел что я синий и надавил на грудь, чтобы помочь вдохнуть. И я задышал.
Испугался здорово! Еще бы! Лежишь и присутствуешь при своей смерти...! Больше с трамплина не прыгал. Играли в хоккей с шайбой. Клюшек не было и делали их сами, вырезая из растущих деревьев, где внизу был изгиб под крючок, сбивали из реек, но они быстро ломались. Рубились до темноты и потери чувствительности пальцев на ногах. Вратаря одевали в самодельные щитки и валенки, на грудь фуфайку с фанеркой. " Выше живота шайбу не поднимать!" - кричали, но выходило всяко...

Летом же жизнь била ключом! Поездки на Кирпичное озеро на велосипеде, в парк на "купалку", рыбалка в «Переплюйке» - речке, что протекала вдоль части и текла вдоль железной дороги, под ней, и впадала в запруду промкомбината. Там водились плотва, усачи, щучки и самое главное форель! Да-да, форель по 200-400 грамм, которую, правда, поймать было крайне сложно. Если она тебя видела – никогда не возьмёт наживку! Легче её было ловить весной на донки, которые ставили на ночь. Бывало, попадало и по 5-8 штук! Вкуснятина!

Усачей летом кололи вилкой на палке. Щуку - на удочку с большим поплавком из пробки и карасиком на крючке. Спиннинга не было. Пока были детские интересы, ходили в часть через проходную, куда нас пропускали солдаты так как знали детей офицеров в лицо. В части, около складов можно было найти много интересного для пацанов, в том числе противогазные маски, резина которых являлась лучшей для изготовления рогаток. Это оружие было очень распространено и «спецы» били из него с очень высокой точностью. Там же можно было найти щеколды от рам и медные трубки под калибр 5,6 мм. Патроны "мелкашки" в то время можно было достать и даже купить более старшим товарищам. А щеколда нужна была для изготовления бойка для МК пистолета. Но это я позже начал делать.

Ещё очень ценными находками являлись обыкновенные фотопленки, которые горели в то время как целлулоидные игрушки ярким пламенем с шипением, как спички.
Плёнок было много на свалке, солдаты часто фотографировали друг друга для родственников и «дембельских» альбомов.
Пленки были нужны для запуска ракет!
Плёнка скручивалась в рулон, затем закручивалась в фольгу во много слоев в виде трубочки, потом передняя часть скручивалась в остриё , а задняя часть делалась в виде стабилизатора ракеты с отверстием для выхода газов. Ракета устанавливалась в любой лоток и подогревалась спичкой со стороны стабилизатора. Она начинала дымить, потом срывалась с места и взлетала! Бывало летела на 20 и более метров. С той же целью использовались и алюминиевые тюбики из под зубной пасты, только те приходилось просушивать на огне и вытряхивать остатки. Зато и летали они дальше и выше!

В части же можно было достать и сухой карбид кальция для запускания банок и взрывания бутылок. Ну, про банки все знают. Нужно вырыть небольшую ямку и налить в нее немного воды. В жестяной банке из под тушенки пробивается гвоздем дырка по центру. В ямку кладут карбид и банка плотно прижимается. Сразу же нужно на палочке, прутике к отверстию поднести зажженный кусок газеты. Банка с сильным хлопком взлетает на метров 20-30! Однажды мне такой банкой врезало по носу. Кровь хлестала фонтаном и еле остановил льдом из холодильника, нос был сломан. "Фары" под глазами были классные! Отцу сказал, что свалился с дерева...
А вы знаете как делать карбидную бутылку - гранату?
Карбид кололся на кусочки, чтобы проходило в горлышко, в бутылку наливалась вода на одну треть, сверху засовывалась трава до сужения и на неё насыпался карбид. Вместо пробки забивалась тщательно подогнанная палка из сырой ивы, чтобы было и плотно, и не лопнуло горлышко. Снаряд был безопасен до момента опрокидывания и соприкосновения карбида с водой. Взрыв был сильный и осколками бутылки могло посечь за метров тридцать! Иногда бутылку срывало с палки, которая была воткнута в землю и она взлетала как ракета! Балдёж!

Осенью ходили по грибы, коих в окружающих лесах было множество! Таскал их корзинами, а мать солила, мариновала и жарила. Тоже подспорье для дома.

Около дома был небольшой сарайчик. Отец утеплил его сеном и мы завели кур и уток, а пару лет держали даже гусей и кроликов. Был и огород, прополка которого была возложена на меня.
Гиблое дело! "Терпеть-ненавижу!" Нарвать травы для кроликов - тоже на меня! Пришлось научиться косить и мне сделали косу. Еще и за сестрами надо было летом приглядывать если они не шли в детсад.

Со временем появились и более интересные занятия. Начали делать «поджиги» - пистолеты из медных трубок, залитых свинцом, с дырочкой для поджигания заряда, которые поначалу заряжали серой от спичек, газетой в виде пыжа и пулькой от мелкашки или свинцом. Здорово палило, и даже попадали куда надо. Потом сделал самодельный мелкокалиберный пистолет.

В связи с тем, что Приекуле входило во время войны в «Курземский котёл», там шли очень кровопролитные бои, и Приекуле переходило из рук в руки 15 раз. Соответственно и оружия и боеприпасов там осталось с войны немало. Это пацаны быстро определили и начались поиски оружия и боеприпасов. Раскапывались бывшие окопы, блиндажи и обязательно что-то находили. Самое ценное было найти «цинки» с русскими патронами. Они были запаяны и внутри в масляной бумаге отлично сохранялись патроны. Оружие тоже попадалось, но больше ржавое, непригодное для стрельбы.
Немецкие патроны были без «цинков» и часто негодные, зато попадались разрывные пули и "трассеры". Немецкое оружие было и хорошее иногда, особенно найденное на заброшенных хуторах, на чердаках. Курземцы - запасливый народ! Вдруг опять пригодится...
С патронами были проблемы, то стрельнут, то нет. Русские боеприпасы были хорошие, но не было из чего стрелять! Вот беда…. Начали делать «поджиги» из отпиленных стволов и заряжать порохом и пулями. Вот это уже стрельба! Как дашь по старому пню разрывной пулей, пень вдребезги!

Позже начали подрывать мины и снаряды. Проходили подготовку у «спецов местного разлива», что можно трогать, а что нельзя, так как снаряд или мина на боевом взводе, то есть выпущена из ствола, но не взорвалась. Об этом, кстати, и в школе сапёры тоже говорили.
Перед каникулами, за пару недель, в школе появлялись сапёры и предлагали показать, кто и где видел взрывчатку и освобождали от занятий. Все пацаны знали где есть и учились в итоге только девчонки. Ездили далеко и показывали только то, что уже обследовано на предмет подрыва, но трогать, к сожалению, нельзя. Остальное взрывали сами в кострах.
Хорошее было время.

Однажды сапёры подрывали 500кг бомбу в болоте на месте, так как её трогать было нельзя и был виден только стабилизатор. Увезли нас далеко, но рвануло так, что все потроха перевернуло и набило полный рот земли, потому что лежали!
Почему саперы звали пацанов, а не искали и разминировали сами?
Всё очень просто, земля там так нашпигована осколками, что миноискатель бесполезен.
Около братского кладбища воинов, погибших при освобождении Приекуле (за городом) ровные поляны, но сапёры запретили пахать в этих местах из-за опасности подрыва. Местная власть, народ упертый был и решили послать этих сапёров на ….
И пустили гусеничный трактор с прицепным плугом и седоком на нем (были в то время такие), чтобы распахать такое ровное поле. Ну, и ясное дело зацепили снаряд.... Седока разнесло на куски, а тракторист ещё метров 200 пробежал по направлению к больнице, пробитый насквозь осколками через бак, кабину и сиденье. Больше не пахали…

После наших подрывов надо было "смываться" по-быстрому, так как моментом приезжали сапёры и «особист» и могли крепко наказать. Тяга к оружию и взрывам, как наркотик для наркомана – и знаешь что смерть, но хочется!
Сколько отец выкинул моего оружия, не счесть! А боеприпасов – море!

В седьмом классе появился интерес к девчонкам и оружие отошло на второй план. На первом – «танцы – шманцы –обжиманцы».

В восьмом классе отец купил мне охотничью одностволку, чтобы меньше баловал с трофейным оружием и пристрастил к охоте, в основном на птицу и зайцев, благо этого добра там было много и на полигоне можно было спокойно охотиться на уток, куропаток и даже тетеревов и зайцев. Мне понравилось. Учеба пошла на пользу, и я стал метким и заядлым охотником к 16 годам, когда и получил охотничий билет "Военохота".
В девятом классе с грустью покинул Приекуле. Отца переводили в Белоруссию.

С тех пор Приекуле мне часто снилось в снах.
В 1968 году я вернулся в Латвию поступив в мединститут. Городок еще функционировал и я один раз даже съездил в Приекуле на охоту. С 1974 года я там не был, но городок мне все время виделся в снах, видно прикипел душой к нему.

В 1999 году не выдержал и поехал посмотреть на военный городок. Лучше бы не ездил. Военный городок, кроме трёх позже построенных пятиэтажек, полностью РАЗРУШЕН! Как будто кто бомбил его – груды кирпичей вместо домов! Финские домики, кроме двух, снесены. То же и с самой частью – все казармы разрушены! Всё заросло лесом и травой.

Какую же ненависть надо иметь, чтобы рушить всё и столько труда от ненависти затратить, лишь бы снести «воспоминания» о времени Союза! А может все прозаичнее и разбирали на стройматериалы?

Со всех точек Приекуле видна только высокая водонапорная башня из красного кирпича в военном городке, что одиноко «взирает» на развалины когда-то сданных в целости и сохранности домов жилого фонда и зданий части, местным властям Приекуле…
Эту реликвию местным "борцам с канувшим в небытие Союзом" осилить не удалось! Просто опасно, она же рухнуть может и похоронить разрушителей!

В Вайнеде остались не только шахты и капониры, но и взлетная полоса из бетонных плит большой толщины, которая могла принять даже ракетоносцы стратегической авиации. И этого даже использовать не смогли.
Школа сохранилась, но в ней теперь латышская школа. И мостик через речку ещё есть. В последних трёх пятиэтажках, что построены позже, из окон торчат трубы буржуек и в крайней живут бомжи.

Сам город Приекуле как-то съёжился и осиротел, все старые магазины и универмаг закрыты, больница еле "дышит", промкомбинат закрыт, озеро спущено и заросло травой. Людей мало и молодёжи не видно совсем.
Пара отреставрированных церквей и памятников барону Корфу только подчёркивают убогость и запустение городка…

Когда-то жизнь здесь кипела! И мы тоже искали потайной ход от замка барона к церкви, который был выложен кирпичом и шел под речкой. И нашли его. С фонариками удалось дойти приблизительно до реки, но дальше все было затоплено. Да и рискованно было там ходить - могли стоять мины -ловушки с войны.
Война и разруха оказалась и нынче, только в умах… и сердцах!
Уезжал расстроенный, с жёстким сердцем. Я приехал в тот город, которого НЕТ! И уже никогда не будет…