О том,что Не нарушает пост? Что портит пост. Почему мы постимся

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, - а потом прибавил: - “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища - то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

Не умрете, - отвечаю, - а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится - “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста - свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй - воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом - осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

Ну покушайте, - уговаривают хозяева, - ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

Нет, я насчет этого строг, - заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” - спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь - советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста - не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание - чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство - чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость - чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, - здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились - ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи - внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного - не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

К действиям, нарушающим пост , относится проникновение воды в организм через естественные (физиологические) отверстия (рот, нос, уши и т.п.). И с сожалением приходится констатировать, что люди , купаясь в дневное время в водоёмах (море, озеро, река), подчас не соблюдают меры предосторожности. В тоже время наблюдается и другая крайность, когда кто-либо в дневное время , став обязанным совершить купание (к примеру, из-за поллюции) или пожелав совершить желательное пятничное полное омовение , купается, воткнув в уши вату или какой-либо иной материал, тем самым, по сути, не омывая тело полностью, так как мытьё ушных раковин также является обязательным действием при ритуальном купании .

Данные ошибки, допускаемые некоторыми из мусульман , побудили написать материал о том, как и в каких случаях проникновение воды в организм нарушает пост .

В шафиитском мазхабе есть такое правило: если в организм что-либо попало в результате действий, к которым побуждает Шариат (даже если это не обязательное (фарз), а желательное (сунна)) , тогда пост не нарушается; если же к этим действиям Шариат не побуждает, тогда пост нарушается.

Также необходимо обратить внимание на следующий важный момент: во время поста нежелательно купаться, погружаясь в воду (в какой-либо водоём). Так как это является нежелательным действием, то в случае если вода проникнет внутрь, пост нарушается, и не имеет значения, обязательное было купание или желательное.

На основе этого правила в книге «Ианат ат-Талибин» пишется:

«Из этого правила вытекают три группы (действий):

Фото: shutterstock.com

1. Можно ли купаться в водоеме постящемуся человеку?

Во время поста можно купаться с намерением охладиться или сделать гусль (полное омовение) и это не портит пост. Однако, нужно следить за тем чтобы через нос и рот не попала вода. В хадисе от Абу Давуда говорится о том, что Пророк (с.гс.) во время поста спасаясь от жары и жажды, лил себе на голову воду. По мнению ученых, не портит пост и вода, попавшая в уши во время купания.

2. Разрешается ли мазать крем человеку, который держит пост во месяц Рамазан?

Вещества, проникающие через поры на кожном покрове человека, не портят пост. К примеру, можно пользоваться кремами, мазями, маслами, делать перевязку на раны. Однако, употребление крема или мази должно быть в меру. Потому что излишне плотный слой крема или мази может препятствовать проникновению воды во время тахарата - омовения, и он не будет правильным.

3. Нужно ли поститься беременным?

Шариат позволяет беременной или кормящей женщине не держать пост, отложив его на потом, если есть опасность за здоровье и жизнь ребенка или матери. В хадисе, приведенном сахабой Анесом бин маликом, наш Пророк (с.гс.), говорит: «…Поистине Всевышний укоротил намаз для путника,а пост не сделал обязательным для путника, беременной, кормящей женщины…»

4. Если проспал на сухур – утренний прием пищи, как быть?

Если по разным причинам (в том числе и по причине сна) верующий, держащий пост, пропустит сухур – утренний прием пищи, то в этот день он должен (без приема пищи) сделать ниет и держать пост. Потому что наш любимый Пророк (с.г.с), в «День ашура» приказал объявить: «Если кто-нибудь нечаянно съел что либо, пусть прекратит сразу же и продолжит свой пост до конца дня. Тот же, кто не успел ничего поесть, пусть держит свой пост до конца» . Как видим из этого хадиса, даже если постящийся не встал по каким-либо причинам на сухур, он должен сделать ниет без приема пищи и держать пост.

5. Портится ли пост, если нечаянно или намеренно сглотнуть слюну?

Если человек, держащий пост, сглатывает слюну, его пост не нарушается. Кроме того, пост не считается нарушенным, даже если человек сглотнул соплевидные массы из носа.

6. Если во время поста поцеловать человека в щеку, испортит ли это пост?

Поцелуй в щеку постящегося человека не портит его пост. Потому что по свидетельству матери всех правоверных Аиши, Пророк (с.г.с), будучи постящимся, целовал своих жен.

Нужно особо отметить следующее: если целующий свою жену уверен, что во время поцелуя не произойдет семяизвержения, и поцелуй не повлечет за собой половой близости, то целовать разрешено. Если же такой уверенности нет, то это действие из разряда макрух.

7. Принимается ли пост человека, не читающего намаз?

Если человек, не читающий намаз, постится в Священный месяц Рамазан, он получает награду (саваб) за свой пост. Однако, в то же время он погрязает в грехе за то, что не совершает намаз. Потому что намаз (молитва) является отличительным признаком мусульман. Уважаемый Пророк говорил об этом следующее: «Поистине, признаком, отделяющим мушриков (неверующих) и мусульман является намаз» . Поэтому желательно не только держать пост, но и начать поклонение Всевышнему через намаз (молитву).

8. Разрешено ли не держать пост тому, у кого тяжелая работа?

Сам пост является непростым испытанием для нас. Ведь и суть поста в Рамазан состоит в том, чтобы обуздать свой нафс, воспитать себя посредством воздержания от еды, питья, суметь подчинить разуму инстинкты, не идя на поводу у чревоугодия ради довольства Аллаха. Поэтому, если кратковременный отказ от еды и питья, не влечет за собой опасности смерти или не наносит большой вред здоровью, или же не приведет к тому, что постящийся может потерять сознание, то из-за малых неудобств отказываться от намерения поститься и нарушить тем самым приказ Всевышнего, неправильно. В одном из хадисов Всевышний гласит: « Ч еловек совершает свои деяния ради себя. Но пост в Рамазан – иное дело. Награду за него даю только Я. Потому что ради Моего довольства он отказывается от еды и питья. У постящегося есть две радости: первая – во время разговения, и вторая в миг встречи с Всевышним. Запах изо рта постящегося для Меня дороже запаха миска (благовония» .

9. Как определяется время разговения для пассажиров, летящих в самолете?

Человек, совершающий перелет во время поста время разговения определяет не по таблице, а ориентируется по закату солнца. Например, если в таблице указано время как начало разговения, а солнце еще в зените, то постящийся следит за закатом солнца, и разговляется только после его захода. Таблица предназначена лишь для постящихся в обычных условиях, на земле. Потому что в священном Коране сказано, что время прекращения еды и начала разговения определяется по восходу и заходу солнца.

11. Можно ли во время поста Рамазан получать систему – капельные растворы внутривенно?

Иногда людям, не имеющим возможности по разным причинам питаться обычным способом, для поддержания сил делают внутривенные инъекции. Поэтому ученые считают, что подобные процедуры (получение внутривенных инъекций или капельниц) нарушают пост, другие же лекарственные средства, полученные внутривенно, пост не нарушают. То есть можно резюмировать, что получение капельницы в медицинских целях, то есть для лечения, пост не нарушает. Однако, получать инъекции, чтобы восстановить силы постящемуся нельзя до разговения.

12. Нарушает ли жевательная резинка пост?

От вкуса свежей жевательной резинки, появляется сладкая жидкость во рту, которое попадает в желудок, и, соответственно, нарушает пост. Учитывая, что жевательная резинка относится к разряду пищевых продуктов, придется за ее использование во время поста восполнять кафарят, Аллаху аълям.То есть, человек, использовавший свежую жевательную резинку и сглотнувший выработанную сладкую жидкость вызванную жеванием, должен после окончания месяца Рамазан держать пост в течение двух месяцев непрерывно. Если же говорить об использовании жвачки, у которой вкус уже потерян, то это – макрух (нежелательное действие).

Если же вы хотите использовать жевательную резинку для того, чтобы избавиться от неприятного запаха изо рта, советуем вам прибегнуть к другим способам. В частности, вместо жвачки можно использовать мисвак или зубную пасту. Нужно лишь следить за тем, что бы не сглотнуть пену от зубной пасты. Если же нечаянно пена попала вам в желудок, то вы будете должны восполнить пост только за этот день. Кафарят (восполнение) не нужно, потому что зубная паста не относится к пищевым продуктам.

13. Нарушается ли пост п ри уколах?

Отвечая на этот вопрос, приведем определение Имама Юсуфа и Имама Мухаммеда (р.а): «Если лечить глубокие раны на голове и теле жидкостями, то пост не нарушается. Потому что лекарство не вводится внутрь организма естественным путем и ее попадание в желудок сомнительно». Говоря это они отмечали, что если какое-либо вещество попадает во внутрь непривычным способом (то есть не через рот, нос, ухо, прямую кишку, жен.пол.органы), то пост не нарушается. Поэтому учитывая, что лекарство в инъекциях попадает в организм не через естественные пути, говорится, что уколы пост не нарушают.

14. Нарушается ли пост при удалении зуба?

Если постящийся удалит зуб, его пост при этом не нарушается. Необходимо следить, чтобы кровь из раны на месте удаленного зуба не попала внутрь. Если же постящийся нечаянно сглотнет кровь из раны, то впоследствии должен восполнить пост за этот день. Учитывая, что лекарство в инъекции, вводимой при удалении зуба также попадает в организм неприродным путем, то есть минуя естественные пути, современные ученые считают, что это не нарушает пост. (Но если, сглотнет лекарство нарушается).

15. Нарушается ли пост при проведении клизмы?

Клизма - это введение через задний проход (прямую кишку) воды или лекарственной жидкости. Желудок связан с толстой кишкой через тонкую, ученые Ханафитского и других трех мазхабов придерживаются мнения, что лекарство, введенное через задний проход, нарушает пост. За пост, нарушенный таким способом, верующий восполняет впоследствии один день. В таких случаях каффярат восполнение не нужно .

16. Нарушается ли пост при сдаче крови?

Сдавать кровь во время поста не запрещено, это действие пост не нарушает. Потому что уважаемый Пророк (с.г.с) делал хиджаму, будучи постящимся. В хадисе, приведенном Сахих Бухари, сахаба Абдулла ибн Аббас (р.а), говорит: «Посланник Аллаха (с.г.с), будучи постящимся, делал хиджаму» ,.

Однако, если постящийся осознает, что после процедуры сдачи крови ослабнет и держать пост ему станет тяжело, в таком случае сдавать кровь считается макрух (нежелательным). Об этом у сахаба Анаса ибн Малика кто-то спросил: «Вы же разрешаете проведение хиджамы у постящегося?». На что сахаба ответил: «Если это приведет к ослаблению, то не разрешаем» .

17. Как быть больному человеку в пост Рамазан?

Аллах Тааля обязывает своему рабу выполнение действий, которые ему под силу. Потому что Милостивый Создатель желает для нас облегчения, а не тягостей. Именно поэтому Всевышний своей милостью разрешил не держать пост больным людям.

В Священном Коране говорится: «И когда вступит кто-либо из вас в месяц Рамадан, пусть проводит постясь эти дни. А если будет кто болен или в пути, то пусть столько же дней постится в другие дни. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения» . В другом аяте говорится: «Не вовлекайте себя в опасности».

Основываясь на этих и других аятах ученые заключили:

«Иногда не держать пост больному человеку – ваджиб (обязательно), иногда мубах (разрешено). Если пост для болеющего чреват и может привести к смерти, тогда для него ваджиб (обязанность) не поститься. Если же пост может спровоцировать развитие болезни или замедлить выздоровление, то ему разрешено не поститься (но и можно поститься) » .

Таким образом, если вы болеете и пост держать не в состоянии, тогда для вас пост не будет фарзом (обязательным). Но вы должны будете восполнить дни поста по выздоровлении. Это не является каффярат (восполнение поста без перерыва), следовательно, разрешено держать эти посты прерывая. Если же здоровье совсем не позволяет восполнить дни поста, то за каждый день вы должны оплатить фидию.

В случае невозможности оплатить фидию, Аллах Всемогущий, прощающий. Он не обязывает своего раба делать то, что ему не под силу.

18. Нарушает ли пост использование капель в нос, в глаза?

Капли в глаза не попадают внутрь, и следовательно, не могут нарушать пост.

Если же говорить о назальных каплях, нужно учесть, что по своему строению нос связан с пищеводом, и поэтому велика вероятность, что капли попадут во внутрь. По этой причине есть сонования полагать, что капли в нос нарушают пост.

Кроме того, уважаемый Пророк (с.г.с) говорил: «При омовении втягивайте воду ноздрями сильней. Но не делайте так в Рамазане », предостерегая, что вода может попасть через нос далее во внутрь.

Капли в нос в период поста желательно оставить на время вечернего разговения. Учитывая, что каплями в нос (особенно летом) пользуются в основном люди, страдающие аллергическими заболеваниями, нужно рассмотреть вопрос замещения капель на инъекции, на время поста.

19. Можно ли во время поста мыться в бане?

Учитывая, что баня-это место, где люди моются, используя пар, желательно отложить посещение бани до времени разговения. Потому что пар в бане – состоит из молекул воды, то есть в пар содержит частицы воды. Через вдыхание пара в большом количестве в организм попадает определенное количество воды. Поэтому есть основание говорить о том, что ваш пост будет нарушен.

Однако постящемуся можно принимать ванну или душ. Необходимо лишь следить за тем, чтобы через рот или нос не попала вода во внутрь. Истина же ведома лишь Аллаху!

Абдусамат Касым

Перевод с казахского Зарины Нокрабековой
сайт/

Фатауаль Исләмия, Даруль Ифта әл-Мысрия, 1/100 бет.
Әбу Дәуід, Китабус Сиям, 2365-хадис. Сахих.
Фатауаль Һиндия – 1/224 бет.
Әл-Кәсәни, Бадаиғ – 2/614 бет.
Ибн Мәжә – 1667.
Десятый день месяца Мухаррам
Сахих Бухари, Китабус Сиям, 1824-хадис
Бухари, Китабус саум – 1827.
Хидая – 1/310 бет.; Әл-Айни, Биная - 4/44 бет.
а) У.Зухайли: Фатауа Муаасыра – 32 бет. Дамаск.; б) http://qaradawi.net/
Муслим, Иман – 134.
Имам Мухаммад Әбу Захра, Фәтәуә: Сиям.
Бухари, саум, 2; Муслим, Сиям, 152.
Доктор Проф. Али Жума: http://www.dar-alifta.org/ViewFatwa.aspx?ID=859; Diyanet fetvalari fetva nom. 83.
Бакара - №187 аят.
Құран Кәрім, Бақара сүресі – 184 аят.
Мажмагуль Фикхиль Ислами ад-Дуали, 1997г, постановление 91-96, принятое в период 03 – 28 августа.; Din Isleri Yuksek Kurulu, Oruc. 42-s. Ankara. 2010 sene
Ал-Касани, Бадаиъ – 2/607 стр.
Ибн Абидин – 3/368 стр
Хидая, Китабус саум – 1/317
Бухари, Саум, 1837-хадис.
лечении через кровопускание
Бухари, Саум, 1838 – хадис.
Бакара, 286 аят.
Бакара, 185 аят
Аль-Касани, Бада’иъ – 2/609 стр.
В шариате болеющий человек, надежды на выздоровление которого нет, а также старые люди (те, кто не в состоянии восполнить пропущенные дни поста) за каждый день поста должны накормить нуждающегося. Это называется «фидия». Фидию можно также дать и деньгами. Достаточно кормить одного бедного утром и вечером в течение тридцати дней или шестьдесят нуждающихся одноразово угостить утром или вечером. Если у человека нет возможности дать фидию, он просит у Аллаха прощения. М.Исаулы, К. Жолдыбайулы, Ислам Гылымхалы
Фатауаль Хиндия – 1/224 стр.
Тухфатул Фукаһа – 1/355 стр.
Муснәд Ахмәд ибн Ханбаль - №16035 хадис.

Дорогие братья и сестры, поздравляем вас еще раз с началом благословенного Рамадана. Пусть Аллах примет ваши посты, намазы, зикры и дуа. Ниже приводится небольшое напоминание для постящихся — какие действия можно совершать в пост, а какие могут его нарушить (согласно ханафитскому мазхабу).

Данные действия НЕ нарушают пост:
1. Есть и пить по забывчивости (но нужно сразу же прекратить, как только человек вспомнит, что держит пост!)

2. Закапывать ушные капли (или попадание воды в уши во время купания)

3. Глазные капли или контактные линзы

4. Использование никотиновых пластырей, кремов, дезодорантов, других косметических средств или масла.

5. Прикосновение или поцелуи супругов

6. Непроизвольное семяизвержение или вовлечение в половой акт по забывчивости.

7. Использование мисвака или зубной пасты, если нет опасности проглотить пасту.

8. Анализы крови или хиджама, или любой способ извлечения крови.

9. Начинать пост, находясь в состоянии большого осквернения.

10. Инъекции, переливание крови, диализ почек или введение каких-то лекарств через капельницу.

11. Лечение или удаление зубов, если нет опасности проглотить лекарство.

12. Лапароскопия/иные хирургические вмешательства

13. Рвота, произошедшая случайно или преднамеренно, если она не заполняет весь рот.

14. Проглатывание рвотных масс ненамеренно.

15. Вдыхание дыма или пыли ненамеренно.

16. Проглатывание собственной слюны или слизи, даже если она спустилась в горло.

17. Купание, если вода не попадает в нос или горло.

18. Введение лекарств через интимные органы женщины или осмотр у врача-гинеколога (иные обследования этих органов).

19. Злословие или ложь.
Данные действия НАРУШАЮТ пост:
1. Есть или пить сознательно, зная, что держишь пост.

2. Проглатывание зубной пасты или жидкости для полоскания рта.

3. Проглатывание пищи, застрявшей между зубами (даже на размер горошины).

4. Проглатывание слюны другого человека (к примеру, другого супруга во время поцелуя).

5. Использование назальных капель (закапывание в нос лекарства).

6. Прием каких-либо лекарств через рот.

7. Применение медицинских ингаляторов.

8. Вдыхание дыма сознательно (при курении, например).

9. Сознательное совершение полового акта.

10. Семяизвержение, вызванное сознательной стимуляцией (к примеру, мастурбация).

11. Эндоскопические исследования (введение зонда через рот или прямую кишку, поскольку их смазывают лекарствами).

12. Введение каких-то веществ через прямую кишку (клизма, например).

Примечание: Еда, питье и совершение полового акта намеренно в течение дня поста требуют каффары (непрерывного поста в течение 60 дней).

Пост нарушается при следующих обстоятельствах:

— съесть даже мизерное количество пищи – с кунжутное семечко или ещё меньше, если это произошло сознательно и без принуждения, и при этом человек знал, что это запрещено. А также Пост нарушается, если выпить, хотя бы каплю воды или лекарства.

Замечание : Пост не нарушается при вдыхании дорожной пыли, а также мельчайших частичек при просеивании муки или чего-то подобного, так как тяжело избежать этого. Не запрещается пробовать пищу, если при этом её не проглатывать.

— Пост нарушает если вода попадает в организм при интенсивном полоскании рта или при вдохе. Также Пост нарушается, если проглотить слюну, вышедшую за пределы рта, например, втянуть обратно и проглотить слюну с внешней стороны губ.

Если же была проглочена чистая слюна, собранная в полости рта, то Пост не нарушается.

Если человек проглотил мокроты, то по этому вопросу есть два заключения:

а) если мокрота поднялась в горле выше места произношения арабской буквы ح (Х ) и была проглочена, то Пост нарушается.

Если мокрота в носу спустилась ниже хайшум (носовая кость, которая находится у основания носа), и человек втянул ее обратно, то Пост нарушается.

б) если мокрота поднялась в горле ниже места произношения арабской буквы ح (Х ) и была проглочена, то Пост не нарушается.

Если мокрота в носу, спускаясь, не дошла до хайшума (носовой кости, которая находится у основания носа), и человек втянул ее обратно, то Пост не нарушается.

По школе имама Абу Х анифа во всех этих случаях Пост не нарушается.

— если после начала рассвета проглотить нечистую слюну, например, от дыма сигареты, выкуренной до рассвета, то Пост нарушается.

— если человека вырвало непроизвольно, и после этого он проглотил слюну до того, как очистил рот, его Пост нарушается, так как его слюна была загрязнена рвотой.

— если человек курит, то его Пост нарушается, так как мелкие частички, из которых состоит дым, при курении попадают внутрь организма.

— если дым от сигареты курящего рядом, например, в машине человека попадает в дыхательные пути постящегося, то его Пост не нарушается.

— также Пост не нарушается при вдыхании дыма благовоний, например, бахура или запаха духов.

— использование клизмы через задний или передний проход также нарушает Пост. А также нарушают Пост капли в нос или в уши в том случае, если лекарство попадает внутрь. Некоторые теологи сказали, что использование капель в уши не нарушает Пост. Применение глазных капель не нарушает Пост, также, как и инъекции подкожно или внутривенно.

— если постящийся потерял сознание, а затем снова пришел в себя, то его Пост не нарушается при условии, что он находился в бессознательном состоянии не в течение целого дня. Если же он пребывал в бессознательном состоянии от рассвета и до полного захода солнца (то есть целый день), то его Пост недействителен.

— Пост человека, у которого произошел припадок безумия, то есть сумасшествие, даже если он длился мгновение, нарушается.

— если постящийся проспал весь день от начала рассвета до полного захода солнца, то его Пост не нарушается.

— Пост нарушается, если у женщины в день Поста началась менструация или период послеродового очищения, даже если выделения появились незадолго перед заходом солнца.

— Если у постящегося была поллюция, то есть непроизвольное семяизвержение во время сна, его Пост не нарушается. Если же семяизвержение произошло в результате онанизма или при объятиях обнаженных мужа с женой, то Пост нарушается. Если же семяизвержение произошло из-за прикосновения через изолятор, например, через одежду, и при этом не было цели вызвать семяизвержение, то Пост не нарушается.

— Нарушается Пост человека, совершившего половой акт в дневное время месяца Рамадан сознательно, помня при этом, что он соблюдает Пост и его не принуждали насильно к этому, и он при этом знал, что это запрещено, даже если у него не было семяизвержения. Если он совершил половой акт, забыв, о том, что он постится, то его Пост не нарушается, и этот день не остается для него долгом. Тот, кто проснулся утром после семяизвержения в результате полового акта, совершенного ночью, и т.п., то он продолжает соблюдение Поста, а для совершает г усуль.

Жена Пророка Мух аммада, мир Ему, ‘Аиша, да будет ей милость Аллаhа, рассказала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб , Он делал полное ритуальное омовение и соблюдал Пост. Это передал имам Аль-Бухарий.

Некоторые обстоятельства, при которых также нарушается Пост:

— совершение куфра без принуждения, то есть не под страхом смерти, если это было совершено сознательно, то есть не было оговоркой ; и не имеет значения, было это совершено в шутку или всерьез, или в состоянии гнева. А также независимо от того, помнил он о том, что соблюдает Пост или не помнил. Это нарушает Пост, так как не принимается поклонение от неверующего.

— семяизвержение в результате страстных поцелуев в дневное время Поста также нарушают Пост. А что касается страстных поцелуев, если это не привело к семяизвержению, то это не нарушает Пост. Но это запрещено в дневное время Поста, если человек осознавал, что это может привести к семяизвержению.

Во время Поста запрещаются, хотя и не нарушают Поста, следующие действия: наблюдение за запретным, обман, клевета, злословие. А то, что сочинили некоторые люди и говорят:

«خَمْسٌ يُفَطِّرْنَ الصَّائِمَ النَّظْرَةُ الْمُحَرَّمَةُ وَالْكَذِبُ وَالْغِيبَةُ وَالنَّمِيمَةُ وَالْقُبْلَةُ»

ложно приписывая эти слова Пророку Мух аммаду, мир Ему. Эти слова означают, что пять вещей нарушают Пост: запретный взгляд, ложь, злословие, сплетни и поцелуй.

Это не Х адис Пророка, и вышеупомянутые действия не нарушают Пост, но являются запретными, а некоторые из них, как, например, клевета, аннулируют вознаграждение Поста.

______________________________

Ароматические палочки.

Состояние, после которого нужно делать г усуль, например, после полового акта (с женой).

Оговорка в данном случае – это ошибка в словах; слово, фраза, ошибочно сказанные вместо других, нужных.

Вам может понравится

Что такое Пост

Кто такой достоверный свидетель-мусульманин, увидевший начало месяца Поста

Когда начинается и заканчивается Пост месяца Рамадан

НЕЛЬЗЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЧАЛО МЕСЯЦА РАМАДАН МЕТОДОМ РАСЧЁТА

Кто обязан и кто не обязан держать Пост месяца Рамадан

При каких условиях и кому разрешено не держать Пост месяца Рамадан

Как выполняется намерение для соблюдения Поста месяца Рамадан

Что нарушает Пост месяца Рамадан

В какие дни запрещено держать Пост

Что делать тому, кто нарушил Пост месяца Рамадан без рухса (разрешения)

К сожалению, в наше время среди мусульман распространены некоторые неверные мнения относительно месяца Рамад ан. В этой статье будет дано опровержение некоторых из этих мнений.

Они не имеют подтверждений в К ур`ане или изречениях Пророка Мух аммада, мир Ему.

Сказано в Священном К ур`ане (Сура «Ан-Нах ль», Аят 116), что означает: «Не говорите, ложно измышляя от себя, это разрешено, а это запрещено».

  1. Некоторые неверно утверждают, что ночью после совершения намерения о соблюдении Поста запрещено кушать.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что пить, кушать, иметь половые отношения разрешается ночью, после намерения о соблюдении Поста.

  1. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у человека, который проспал весь день.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что Пост того, кто сделал намерение соблюдать Пост, уснул до рассвета и проснулся после захода солнца, принимается, и он не совершает грех. А, что касается совершения Намаза, то если человек не проснулся или его не разбудили, то он совершает его в качестве долга и также не совершает грех. Пророк Мух «Не отвечает за свои действия: спящий, пока не проснется».

  1. Некоторые неверно утверждают, что нельзя (нежелательно) жениться в месяц Рамад ан.

Опровержение: Исламские ученые сказали, что разрешено жениться в месяц Рамад ан и это не является нежелательным (макруhом). Разрешено посвататься и прочитать никях. А, что касается половых отношений в дневное время, то это нарушает Пост, а сознательное нарушение обязательного Поста является грехом. Половые отношения супругов после захода солнца разрешены. Если же человек боится, что не сможет удержаться от половых отношений днем, то может перенести свадьбу на более позднее время.

  1. Некоторые неверно утверждают, что заключение бракосочетание между праздниками х арам или нежелательно.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что тот, кто утверждает подобное противоречит Шари‘ату так как передал имам Муслим, что ‘Аиша сказала, женился на мне Пророк Мух аммад, мир Ему в Шауу аль (следующий месяц после Рамадана) и наша свадебная ночь тоже была в Шауу аль.

  1. Некоторые неверно утверждают, что начало и конец месяца Рамад ана можно узнать путем расчетов у астрологов.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что месяц начинается с появления молодой луны. За этим нужно вести визуальное наблюдение. Если не удастся увидеть молодой месяц, то месяц Ша‘бан считаем 30 днем.

Пророк Мух аммад, мир Ему, сказал, что означает: «Держите Пост, когда увидите молодой месяц (Рамад ан), а если не смогли его увидеть, то высчитайте завершение месяца Ша‘бан тридцатым днем, и прекращайте его (Пост), когда увидите молодой месяц Шауу аль» .

Передали имамы Аль-Бухарий, Муслим и другие.

Также Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил, что означает: «Мы община, которая не занимается расчетами дней месяца. Месяц будет так или так то есть 29 дней или 30».

  1. Некоторые неверно утверждают, что злословие нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что злословие в адрес мусульманина без сомнения грех, но злословие не нарушает Пост. Сказал имам Ах мад ибн Х анбаль: «Если бы злословие нарушало Пост, то тогда не был бы принят наш Пост» то есть многие люди, даже соблюдая Пост, злословят.

  1. Некоторые неверно утверждают, что Закят оплачивается только в месяц Рамад ан.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что Закят необходимо выплачивать за имущество, которое будет в распоряжении человека в течение лунного года. Например, если имущество было в течение года от Рамад ана до Рамад ана, то в Рамад ан, если от Шауу аля то в Шауу аль и т.д. Если человек опаздывает с оплатой Закята по истечении срока без религиозного оправдания, то совершает грех.

  1. Некоторые неверно утверждают, что не принимается Пост у тех, кто не совершает Намаз.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что принимается Пост у постящегося мусульманина, пока не нарушил свой Пост (принятием пищи, питья, совершением полового акта, отступлением от Веры). Мусульманин, который соблюдает Пост и не соблюдает Намаз, совершает каждый день 5 больших грехов из-за того, что не совершает Молитву, но его Пост действителен.

  1. Некоторые неверно утверждают, что если человек нюхает цветы, то его Пост нарушается.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что если нюхать цветы, благовония и любые запахи, это не нарушает Пост, так как ничего имеющего объем не попадает вовнутрь через открытые отверстия в теле.

  1. Некоторые неправильно поступают, делая сах ур (принимая пищу и питье) в первую половину ночи.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что время сах ур наступает во второй половине ночи. Поэтому тот, кто хочет получить благословение от этого времени сах ур необходимо сделать в это время. Можно выпить хотя бы глоток воды.

  1. Некоторые неверно утверждают, что проглатывание слюны нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что проглатывание чистой слюны из полости рта, не нарушает Пост. А кто полагает, что проглатывание чистой слюны (ни с чем не смешанной) нарушает Пост, попадает в неверие (куфр) . Потому что в этом мнении, не соответствующем религии, есть осложнения для мусульман. Поэтому некоторые несведущие люди постоянно плюются, боясь проглотить свою чистую слюну.

  1. Некоторые неверно утверждают, что удаление зубов нарушает Пост.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что удаление зубов не нарушает Пост, если человек сознательно не проглатывает кровь, даже если малое количество. А кто проглотил кровь случайно, то это не нарушает Пост.

  1. Некоторые поступают неправильно, прекращая Пост, основываясь на календаре.

Опровержение : Исламские теологи сказали, что время «аль-фаджр» (время начала Поста) имеет свои признаки, а время захода солнца (время окончания Поста) свои. Если человек руководствуется на Аз ане, то нужно руководствоваться Аз аном богобоязненного человека. Поэтому, кто хочет соблюдать религиозные обязанности правильно должен удостовериться во времени, чтобы его не терзали сомнения.

  1. Некоторые неверно утверждают, что нельзя поститься джунубу.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что если человек был в состоянии джунуб в течение месяца Рамад ан и при этом держал Пост, то его Пост принимается, но совершил много больших грехов, потому что он не совершал Намазы-Фард . ‘Аиша – жена Пророка Мух аммада, мир Ему, рассказывала, что когда наступал рассвет и Пророк, мир Ему, был в состоянии джунуб, после совершения полового акта с женой, Он купался и держал Пост (Аль-Бухарий).

  1. Некоторые неверно утверждают, что пять действий нарушают Пост: запретный взгляд, ложь, злословие, сплетни и поцелуй и говорят, что, якобы, это Х адис Пророка Мух аммада, мир Ему.

Опровержение : Исламские ученые сказали, что эти слова не являются Х адис ом и являются ложью в адрес Пророка Мух аммада, мир Ему, но некоторые из этих действий аннулируют вознаграждение за Пост, например, сплетни – это передача разговоров с целью навредить мусульманам.

Имам Абу Дау д передал по достоверной цепочке от Анаса, да будет ему больше милости Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, пришел к Са‘д ибн ‘Убада, да будет ему больше милости Аллаhа. Пророку, мир Ему, принесли хлеб и оливковое масло, Он поел, а затем сказал:

«أَفْطَرَ عِنْدَكُمُ الصَّائِمُونَ وَأَكَلَ طَعَامَكُمُ الْأَبْرَارُ وَصَلَّتْ عَلَيْكُمُ الْمَلَائِكَةُ»

Это означает: «У вас завершили свой Пост постившиеся, пусть вашу пищу едят благочестивые люди и пусть Ангелы читают для вас Ду‘а!»

Имам Абу Дау д передал от Му‘аз а ибн Зуhра, что тот слышал, как Пророк Мух аммад, мир Ему, говорил во время ифтара:

«اللَّهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَعَلَى رِزْقِكَ أَفْطَرْتُ»

Это означает: «О, Аллаh! Ради Тебя я постился и принял пищу, которую Ты даровал мне»

Абу Дау д передал от Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаhа, мир Ему, говорил завершив Пост на ифтаре:

«ذَهَبَ الظَّمَأُ وَابْتَلَّتِ الْعُرُوقُ وَثَبَتَ الْأَجْرُ إِنْ شَاءَ اللَّهُ»

Это означает: «Утолена жажда и тело наполнилось силой, и надеюсь на получение вознаграждения, если даст Аллаh».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

«إِذَا جَاءَ رَمَضَانُ فُتِّحَتْ أَبْوَابُ الْجَنَّةِ وَغُلِّقَتْ أَبْوَابُ النَّارِ وَصُفِّدَتْ الشَّيَاطِينُ»

Это означает: «Когда приходит месяц Рамадан, открываются врата Рая и закрываются врата ада, а также главных шайтанов заковывают в цепи» .

Т альх а ибн ‘Убайдилляh, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда Пророк Мух аммад, мир Ему, видел новолуние, то говорил:

«اللَّـهُمَّ أَهِلَّهُ عَلَيْنَا بِالأَمْنِ وَالإِيمَانِ وَالسَّلاَمَةِ وَالإِسْلامِ»

Это означает: «О, Аллаh! Пусть этот новый месяц будет для нас наполнен спокойствием, безопасностью, здоровьем, чтобы мы смогли сохранить и укрепить нашу Веру и чтобы лучше соблюдали требования нашей Религии».

Этот Х адис передал имам Ат-Тирмиз ий и дал ему степень «х асан» (хорошую).

Имам Муслим передал от Абу К х аммада, мир Ему, спросили о Посте в день ‘Арафат (9 З уль-Х иджа), Он ответил:

«يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ وَالْبَاقِيَةَ»

Это означает: «Это становится причиной прощения грехов за год прошлый и следующий».

Имам Муслим передал от Абу К атады, да будет ему милость Аллаhа, сказал, что когда Пророка Мух аммада, мир Ему, спросили о Посте в день ‘А шу ра ’ (10 Мух аррам), Он ответил:

«يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ»

Это означает: «Это становится причиной прощения грехов за прошлый год».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу hурайры, да будет ему милость Аллаhа, что Посланник Аллаhа, мир Ему, сказал:

«مَنْ صَامَ رَمَضَانَ إيِمَانًا وَاحْتِسَابًا غُفِرَ لَهُ مَا تَقَدَّمَ مِنْ ذَنْبِهِ»

Это означает: «Тот, кто соблюдал Пост месяца Рамадан с Верой, искренне (с надеждой получить вознаграждение от Аллаhа) и правильно, тому прощаются прошлые грехи».

Имамы Аль-Бухарий и Муслим передали от ‘Аиши, да будет ей милость Аллаhа, что Пророк Мух аммад, мир Ему, делал и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан, и так Он поступал до самой смерти. После Его смерти Его жены также делали и‘тикяф.

‘Аиша, да будет ей милость Аллаhа, сказала, что обратилась к Пророку Мух аммаду, мир Ему: «О, Посланник Аллаhа! Если я пойму, что настала ночь Аль-К адр, что мне тогда читать?», на что Он ответил: «Скажи:

«اللَّهُمَّ إِنَّكَ عُفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي»

Это означает: «О, Аллаh! Воистину, Ты Прощающий и Милостивый, любишь прощать, даруй мне прощение!» .

Этот Х адис передал имам Ат-Тирмиз ий и дал ему степень «х асан» и «с ах их » (хорошую и достоверную).

____________________________________

И‘тикяф для мужчин – это неотлучное нахождение в мечети с намерением ради Аллаhа, а для женщин и‘тикяф выполняется дома там, где выделено место для Намаза.