Как называются звезда видно днем

Викторина про космос для дошкольников 6 – 7 лет «Путешествие в Солнечное царство»

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. города Тюмени.
Описание: Данная викторина позволяет закреплять и расширять знания детей по астрономии у дошкольников подготовительной группы и начальной школы. Очень важно, чтобы научные основы астрономии дети получали на доступном для них языке.
Цель: Развивать познавательный интерес к астрономии.
Задачи:
Закреплять, уточнять представления детей о планете Земля, о планетах Солнечной системы, звёздах, о некоторых космических явлениях и объектах, движущихся по Вселенной.
Обогащать и активизировать словарь детей по астрономии.
Развивать связную диалогическую речь детей.
Развивать наглядно-образное мышление.
Воспитывать культуру общения, умение слушать, не перебивая.
Подготовка: Чтение книг, рассматривание иллюстраций, наблюдения, заучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Ход викторины

Таким образом, все, что направляет внимание, является индексом. Все слова, предложения или книги являются символами. Предупреждающий огонь - это символ, то есть согласованный сигнал, код Морзе, Брайль для слепых. Поговорив о дымовых сигналах, можно было сообщить об опасностях, таких как набег турок. Символы также знамя, флаг, девиз, знак, билет в театр, любую карту или маркер, маркер, дающий право забрать определенную сумму денег, и деньги вообще когда-то были символами из золота или серебра. Индекс также «там» с восклицательным знаком «Там!». «Что» - это особый избирательный индекс, символ «это воздушный шар». «Воздушный шар», «есть» - это символы. «такой» особый избирательный индекс, символ «сферы». символ.

Вопросы и ответы

1. Что такое солнце? Солнце – звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются Земля и другие планеты Солнечной системы.
Ребёнок:
Солнышко - это монетка, - скупой проворчал.
Нет, сковородка! - обжора вскричал.
Нет, каравай, - хлебопёк произнёс.
Компас, - сказал убеждённо матрос.
Солнце - звезда, - астроном объявил.
Доброе сердце, - мечтатель решил.


Теорема 42 «Сравнивая ее с калибровочным образцом с известным содержанием оксида, мы можем получить абсолютное значение этой величины». Только из этого предложения можно было бы говорить об обычной электрической сигнализации. Кто-нибудь читал это предложение? Если да, объясните. В частности, оборот на миллион молекул и атомов.

Будет систематическая ошибка. И, конечно же, также упоминаем, почему это делается. Что означает «ошибка статистического измерения»? Означает ли это стандартную среднюю ошибку или стандартную ошибку измерения? Термин «статистическая ошибка», вероятно, означает случайное рассеяние.


2. Можно ли гулять по Солнцу? Нет. Солнце – звезда, огромнейший раскалённый газовый шар. Если что упадёт на солнце, сразу превратится в газ. Вот такая на солнце немыслимая жара!
3. Почему люди солнце называют ласково «солнышко»? Потому что люди любят Солнце. Оно светит, греет, происходит водоворот воды в природе, растения вырабатывают кислород, солнечные электростанции вырабатывают электроэнергию.
Ребёнок:
У нашего солнышка - сто забот:
Обогреть наш огород,
Все цветочки распустить,
На веранде погостить,
После ливня, на бегу,
Сделать радугу-дугу.
И Наташке-хохотушке
На нос бросить конопушки.
4. Где ночует солнышко? Наша планета Земля всё время вращается вокруг своей оси и подставляет солнечным лучам то один бок (тогда наступает день), то другой бок (тогда наступает ночь).
Ребёнок:
Зачем, под вечер, солнышко
Торопится сбежать?
Наверное, у солнышка
Желанье полежать?
Наверное, у солнышка
Есть мягкая кровать?
Наверное, там солнышку
Ужасно мягко спать!
Быть может, просто солнышко
Нам устает светить
И очень нужно солнышку
Себя подзарядить?
Спокойной ночи, солнышко!
Мы можем подождать,
А завтра с первым лучиком
Ты к нам придешь опять!



5. Почему бывает зима и бывает лето? Воображаемая ось планеты Земля наклонена. Планета Земля движется по орбите вокруг Солнца целый год. Когда северное полушарие, в котором находится наша страна, отворачивается от солнца, наступает зима. В это время в южном полушарии лето. Земля бежит дальше по своей орбите, и потихоньку северное полушарие поворачивается к Солнцу и здесь наступает весна, а потом лето. В южном же полушарии сначала наступает осень, а потом зима.


Некоторые из них, вероятно, измеряли углекислый газ вулкана. Местные, краткосрочные изменения от местных источников углекислого газа. Биолог на экспериментальном участке должен идентифицировать все растения, которые там растут. Некоторые «умные» диссиденты оторвать все растения, которые они не знают, пойманы из-за незнания ботаники. Исключение флуктуаций от измерения - это «истощение цветов» из экспериментальной области и, таким образом, обман.

Сравнение измерений с другими станциями всегда означает что-то, но первое, что всегда есть справедливость. Эти места опасны для жизни. Есть так много мест на земном шаре, поскольку между континентальными плитами есть взаимосвязи. Это не только земные или океанические или болотные вулканы, но и континентальные движения. Также обратите внимание, что в Италии также есть три действующих вулкана - Этна, Везувий и Стромболи.


6. На какой планете целый год длится день, и целый год длится ночь? На Меркурии. Почему? Меркурий мчится вокруг Солнца по своей орбите намного быстрее, чем космический корабль, а вокруг себя вращается очень медленно: год – день, год – ночь.



7. Сколько планет в Солнечной системе? Восемь. В какой последовательности они находятся от солнца?
Ребёнок:
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Автор: Аркадий Хайт


Вместо «систематических изменений», вероятно, должны быть «случайные ошибки». Этот период подтверждается рядом независимых измерений в других местах, поэтому подтверждается их надежность и пригодность для выбора площадки. Измерение надежности объявлений - мне не нужны другие места для измерения надежности. Но где предсказание, параллелизм и построение действительности? Параллельная достоверность. В начале измерения Килинг не сравнивал свой метод с другими методами измерения. Конструктивная обоснованность В других местах - это должны быть места на одной высоте и на вулканической неактивной горе.


8. Почему Марс красный? Красно – бурого цвета земля на Марсе.
9. Какая планета самая большая? Юпитер.



10. Как называется звезда, которую видно даже днём? Это - планета Венера. Она кажется блестящим серебристым шаром, но она не сама светится, а просто отражает солнечный свет. Вблизи её поверхность красновато – коричневая.


И это иногда разница всего в пять метров. Следует также оценить законность самого места измерения, сравнить метод с другими методами, которые в Килинг не сделал измерения, поэтому он сделал систематическую ошибку, потому что он начал с более низких значений, чем это было, и Вагнер не учитывает это в своей статье. Хотя читатели представляют данные буквально под носом, они, например. Благодаря им у нас есть целый ряд знаний и законов в области физики, химии и биологии.

Были также несравненно большие проблемы с калибровкой, поэтому он редко выполнялся регулярно и на достаточном уровне. Может ли г-н Вагнер доказать это? Набор локально и методически очень разнообразных измерений, выполненных в не всегда идеально подходящих условиях.


11. Почему всё падает на Землю? Действует сила земного притяжения.



12. Почему Луна не падает на Землю? Луна – спутник Земли (вращается вокруг Земли по своей орбите). Как Земля и другие планеты Солнечной системы - спутники Солнца (вращаются вокруг него).


Высоты появились не только в Крейце в Гиссене, но у Бэка было 41 измерение для этих максимумов - от разных авторов. Другие имена включают Бек в его выступлениях, и читатель может найти их там. Протагонисты этой идеологии путаются с размерами и не знают физики, как Вагнер. С другой стороны, Килинг первоначально выполнял одно измерение в течение 90 минут. Просто потому, что он проигнорировал профессиональную литературу и не знал точных и быстрых химических методов.

Если бы он подсчитал эту сумму, его размер был бы удивлен. Килинг просто игнорировал всю научную литературу того времени. У Вагнера такая же хватка. Авторы исследовали, действительно ли меньше кислорода в южном полушарии, особенно в Антарктике, чем Север. Экспериментально они обнаружили, что это так. Ошибка углекислого газа составляла 03%, что соответствует научному стандарту.


13. Почему Луна на вечернем небе то полная, круглая, то видна лишь половинка, то тонкий серпик? Луна совершает круг вокруг нашей планеты за 28 дней. И светлой бывает та часть Луны, которую освещает Солнце.



14. У каких планет нет спутников? У Меркурия и Венеры.
У какой планеты больше всего спутников? У Юпитера сейчас известно 60.


15. У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.

У Сатурна самая развитая система колец. Из чего же состоят кольца Сатурна? Кольца Сатурна из пыли и льда.


Что полученные высокие средние значения нельзя воспринимать всерьез. Если они ошибаются, все по-другому. И проблемы появляются в большинстве исторических работ с химическими измерениями, и их использование для определения глобального присутствия углекислого газа в атмосфере должно быть осторожным.

Согласно этому предложению, кажется, что Владимир Вагнер читал большую часть своей работы. Знаешь, в науке должен быть порядок. Критический анализ возможных систематических ошибок. Тем не менее, Эрнст-Георг Бек в основном противоположный. То есть без критической оценки он сделал в среднем все доступные ценности.


16. Что такое звёзды?
Ребёнок:
Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда!
Автор: Римма Алдонина



17. Можно ли сосчитать звёзды на небе? Нет.
18. Могут ли звёзды падать с неба? Нет. Это маленькие твёрдые метеорные тела, падая из космического пространства, раскаляются и, сгорая, начинают светиться, как звёздочки.
19. Что сделали астрономы, чтобы лучше ориентироваться на небе? Астрономы поделили небосвод на районы, а звёзды – группы, созвездия. Самые яркие звёзды в группе они соединяли между собой воображаемыми линиями и смотрели, что это напоминает. Так появились на небе Рак, Лебедь, Кассиопея, Геркулес, Большая Медведица и Малая Медведица…


Из исторических работ Бек выбрал 138 правильных работ в соответствии с научными критериями, действующими в области химии. Если кто-то хочет это сделать, у него есть свободное поле. Данные свободно доступны в литературе. Тот, кто может повторить это. Бек собрал и сделал материал доступным для публики.

Человек, который учил и искал Осло в течение 30 лет, оскорбляется Осло. Бек берет климатическую проблему в течение 10 лет. Он собрал доступную литературу по исследованиям углекислого газа и опубликовал ее в Интернете. Он занимался биографией ученых, которые вступили в контакт с исследованиями углекислого газа. Он изучал их методы, изучал их работу до тех пор, пока он их понимал.




20. Как называются астрономические здания, в которых учёные наблюдают и изучают звёзды? Обсерватории. Они находятся далеко от населённых пунктов или в горах. Оборудованы телескопами. Ведь наблюдать за звёздами можно только при ясном небе.


Он делал это в течение десятков часов в неделю. Химические измерения Бека с их относительно быстрыми изменениями резко отличаются от результатов современных, приобретенных за последние шестьдесят лет. Это также показывает, что сделанные изменения являются артефактом погрешности измерения.

Обратите внимание на график вверху справа. Это измерения кислорода и углекислого газа. Зеленая кривая - это кислород, красный диоксид углерода. На графике показана так называемая антикоррозия кислорода и двуокиси углерода. Кривая была создана сыном Чарльза Килинга Ральфом Килингом. Рейтинг Бекки Вагнер - это просто хныканье без какого-либо вещества.


21. Как называются приборы, в которые можно наблюдать за звёздами? Телескопы.
22. Млечный путь. Что это?
Ребёнок:
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Автор: Римма Алдонина.


Подвижная игра «Соберём звезды»

Воспитатель по группе раскладывает разноцветные звёзды. Нужно собрать звёзды в разные корзины, сортируя по цвету.

От солнца по счёту третья,
Не самая большая из планет.
Но из всех планет она единственная,
На которой жизнь есть.
(Земля)

Аргумент Вагнера поверхностный - он не содержит ссылок на исследовательскую работу. Пузыри в ледяных ядрах также моложе самого льда. Вагнер спорит с Яворовским где-то в обсуждении, что его работа якобы не прошла научной оценки. Например, работа Манна и др. напечатанный в Природе с печально известной термальной палочкой, не прошел научных оценок. Вы, конечно, не знаете, с какой яркостью сияет солнце, и вы не можете сравнить его размер с другими звездами - вот некоторые интригующие и, вероятно, удивительные факты о звездах и космосе.

Каждая звезда, которую вы видите на небе, ярче и крупнее нашего Солнца

Яркость и размер звезд определяются по шкале от 1 до 6, где наименее видимые звезды описываются как 6 и самые сильные, как. Солнце - фактически невидимая точка слева. Из 5000 видимых звезд на небе, обозначенных как номер 6, только несколько угасающих имеют тот же размер и яркость, что и наши солнца, - все остальные больше и ярче. Около 500 звезд, видимых с Земли, отмечены рядом из 50 самых ярких звезд нашего неба. Альфа Центавра блистает ярче, что примерно в 1, 5 раза ярче солнца.



Ковш большой виден на небе.
Пить из него мечтают дети.
(Большая Медведица)



Ночью смотрит в темноту
Через огромную трубу.
Хочет он открыть свою
Очень далёкую звезду.
(Астроном)


Вы не увидите миллион звезд в небе

Вопреки тому, что они говорят, реклама просто невозможна - один раз из-за расстояния от Земли и два из-за их яркости.

Красный означает теплый, синий холод - это неправда

Переведя наш повседневный опыт на космический масштаб, мы можем быть введены в заблуждение. Объекты по мере их прогрева меняют свой цвет, а красный - самый низкий уровень температуры, на котором объект может излучать свет, видимый на земле. Следующие более теплые объекты видны нам как желтые, а самые теплые - как синие.

Звезды - совершенно черное тело

Поэтому цвета звезд, которые могут наблюдаться, указывают на то, какой объект имеет температуру и немного отличается от наших привычек. Совершенно черное тело - физическое тело, поглощающее электромагнитное излучение, которое полностью падает на него, независимо от температуры тела, угла падения и спектра падающего излучения.


Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в …(телескоп).



На небе в темноте сияют,
Хотя никто их не включает.
(Звёзды)



Вы из космоса к нам прибываете,
Длинный хвост за собою тянете.
Некоторые из вас
Навещают нас не раз.
(Комета)


Лучшей иллюстрацией может быть сравнение черного тела с кирпичной духовой шкаф с черным краем интерьера. Когда вы открываете дверцу печи, весь свет, поступающий в комнату, будет поглощен и не будет отражен - он не убежит изнутри. Мы называем это совершенным поглощением.

Как выясняется, определение черного тела соответствует звездам. Однако они выделяют гораздо больше энергии в космос, чем получают. Именно по этой причине звезды сияют. В природе нет совершенного черного тела - гипотетически это черная дыра, из которой ничего не выходит наружу.


Ты – пустые участки Вселенной
Вне границ небесных тел.
Ты – темнота, почти вакуум,
Будоражишь учёных умы.
(Космос)



Двенадцать раз в году рождается,
То худеет, то поправляется.
Ясную ночь освещает,
Но не согревает.
(Луна, месяц)



Твёрдое тело из Космоса
Весом от грамма до тонн.
Через атмосферу пролетает,
На Землю попадает.
(Метеорит)


Звезды излучают спектр света, в котором также есть зеленый цвет. Тем не менее, человеческий мозг соединяет цвета, которые мы видим таким образом, что они никогда не видны нам как зеленые. Один цвет может доминировать над другими цветами, но в диапазоне длины и интенсивности световых волн зеленый всегда смешивается с другими, и для нас он будет виден как белый. В случае звезд цвет соответствует восходящей температуре объекта, в свою очередь, от красного, оранжевого, желтого до белого и синего в конце.

Солнце синее и зеленое

Более подробно наше Солнце является звездой, пик которой находится в переходном спектре спектра между синим и зеленым. И это чрезвычайно важный факт, потому что цвет связан с температурой звезды. Однако, согласно информации из предыдущего пункта, спектр видимого света, достигающего нашего глаза, приобретает белый или желтый цвет.


Широкая белая полоса по небу пролегла
Ночное небо, разделив пополам.
(Млечный Путь)



Ребёнок:
Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.
От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.
Но нет, конечно, в небе
Ни молока, ни соку,
Мы звёздную систему
Свою так видим сбоку.
Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.
Автор: Римма Алдонина
Выше леса, выше гор расстилается ковер.
Он раскинут как шатёр над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий, то он ярко-голубой.
(Небо)

Если малыш дорос до возраста "почемучек" и засыпает вас вопросами о том, почему звезды светятся, далеко ли до солнца и что такое комета, самое время познакомить его с азами астрономии, помочь понять устройство окружающего мира, поддержать исследовательский интерес.

Мы привыкли думать о солнце как о «нормальной» звезде и во многом это так. Но знаете ли вы, что это звезда типа «карлик»? Возможно, вы слышали о «белом карлике», который не просто звезда, а только остатки мертвой звезды. Технически в случае «нормальных» звезд мы различаем «гномов», «гигантов» и «сверхгигантов».

Гиганты и сверхгиганты представляют собой старые звезды, но подавляющее большинство звезд на их зрелой стадии эволюции называют «карликами». Между ними существует много разных типов типов, которые все еще меньше гигантов. Технически наше солнце - карлик, иногда называемый «Желтым карликом».

"Если бы на Земле было только одно место, откуда можно было бы видеть звезды, то люди толпами стекались бы туда, чтобы созерцать чудеса неба и любоваться ими". (Сенека, 1 век н.э.) Трудно не согласиться, что в этом смысле за тысячи лет на земле мало что изменилось.

Бездонность и необъятность звездного неба по-прежнему необъяснимым образом притягивает к себе взгляды людей,

завораживает, гипнотизирует, наполняет душу тихой и нежной радостью, ощущением единства со всей Вселенной. И если даже взрослое воображение порой рисует удивительные картины, то что же говорить о наших детях, фантазерах и выдумщиках, которые живут в сказочных мирах, летают во сне и мечтают о космических путешествиях и встречах с инопланетным разумом...

С чего начать?

Знакомство с астрономией не стоит начинать с "теории большого взрыва". Даже взрослому порой тяжело осознать бесконечность Вселенной, а тем более крохе, для которого пока и собственный дом сродни Вселенной. Совсем не обязательно сразу покупать телескоп. Это агрегат для "продвинутых" юных астрономов. К тому же множество интересных наблюдений можно сделать и при помощи бинокля. А начать лучше с покупки хорошей книжки по астрономии для малышей, с посещения детской программы в планетарии, космического музея и, конечно, с интересных и доходчивых рассказов мамы и папы о планетах и звездах.

Расскажите малышу о том, что наша Земля - это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и, конечно, всем нам, его жителям. Наша Земля и все, что ее окружает, называется Вселенной или космосом. Космос очень велик, и сколько бы мы ни летели в ракете, мы никогда не сможем добраться до его края. Кроме нашей Земли, существуют и другие планеты, а также звезды. Звезды - это огромные светящиеся огненные шары. Солнце - тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, и поэтому мы видим его свет и ощущаем тепло. Есть звезды во много раз больше и горячее Солнца, но они светят так далеко от Земли, что кажутся нам всего лишь маленькими точками на ночном небе. Часто малыши спрашивают, почему звезды не видны днем. Сравните вместе с ребенком свет фонарика днем и вечером в темноте. Днем при ярком освещении луч фонарика почти не виден, зато он ярко светит вечером. Свет звезд похож на свет фонаря: днем его затмевает солнце. Поэтому звезды можно увидеть только ночью.

Кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружится еще 8 планет, множество мелких астероидов и комет. Все эти небесные тела образуют Солнечную систему, центр которой - солнце. У каждой планеты свой путь, который называется орбита. Запомнить названия и очередность планет малышу поможет "Астрономическая считалка" А. Усачева:

На Луне жил звездочет, Он планетам вел подсчет. Меркурий - раз, Венера - два-с, Три - Земля, четыре - Марс. Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, Семь - Уран, восьмой - Нептун, Девять - дальше всех - Плутон. Кто не видит - выйди вон.

Расскажите ребенку, что все планеты Солнечной системы очень различаются по размеру. Если представить, что самая большая из них, Юпитер, размером с большой арбуз, то наименьшая планета, Плутон, будет похожа на горошинку. У всех планет Солнечной системы, кроме Меркурия и Венеры, есть спутники. Есть он и у нашей Земли...

Таинственная луна

Даже полуторагодовалый карапуз уже с восторгом рассматривает на небе Луну. А для подросшего малыша этот спутник Земли может стать интересным объектом изучения. Ведь Луна такая разная и постоянно меняется от едва заметного "серпика" до круглой яркой красавицы. Расскажите малышу, а еще лучше, продемонстрируйте при помощи глобуса, маленького мячика (это будет Луна) и фонарика (это будет Солнце), как Луна вращается вокруг Земли и как освещается Солнцем.

Для того чтобы лучше понять и запомнить фазы Луны, заведите с крохой дневник наблюдений, где каждый день будете зарисовывать Луну такой, какой она видна на небе. Если в какие-то дни тучи помешают вашим наблюдениям - не беда. Все равно такой дневник будет прекрасным наглядным пособием. А определить, растущая или убывающая Луна перед вами, очень просто. Если ее серпик похож на букву "С" - она старая, если на букву "Р" без палочки - растущая.

Конечно, малышу будет интересно узнать, что находится на Луне. Расскажите ему, что поверхность Луны покрыта воронками-кратерами, возникшими от столкновения с астероидами. Если рассматривать Луну в бинокль (его лучше установить на фотоштатив), то можно заметить неровности ее рельефа и даже кратеры. На Луне нет атмосферы, поэтому она не защищена от астероидов. А вот Земля защищена. Если каменный осколок попадает в ее атмосферу, он тут же сгорает. Хотя иногда астероиды бывают настолько шустрыми, что все-таки успевают долететь до поверхности Земли. Такие астероиды называют метеоритами.

Звездные загадки

Отдыхая у бабушки в деревне или на даче, посвятите несколько вечеров наблюдению за звездами. Нет ничего страшного, если ребенок немного нарушит привычный режим и ляжет спать попозже. Зато сколько незабываемых минут проведет он вместе с мамой или папой под огромным звездным небом, всматриваясь в мерцающие загадочные точки. Именно август - самый лучший месяц для таких наблюдений. Вечера достаточно темные, воздух прозрачный и, кажется, что до неба можно дотянуться руками. В августе несложно увидеть интересное явление, которое называют "падающей звездой". Конечно, на самом деле это никакая не звезда, а сгорающий метеор. Но все равно очень красиво. Точно так же смотрели на небо и наши далекие предки, угадывая в скоплениях звезд различных животных, предметы, людей, мифологических героев. Многие созвездия носят свои имена с незапамятных времен. Поучите малыша находить на небе то или иное созвездие. Такое занятие как нельзя лучше будит фантазию и развивает абстрактное мышление. Если вы сами не очень хорошо ориентируетесь в созвездиях, не беда. Практически во всех детских книгах по астрономии есть карта звездного неба и описания созвездий. Всего на небесной сфере выделено 88 созвездий, 12 из которых зодиакальные. Звезды в созвездиях обозначаются буквами латинского алфавита, а самые яркие имеют собственные названия (как, например, звезда Альтаир в созвездии Орла). Чтобы малышу было легче увидеть на небе то или иное созвездие, имеет смысл сначала внимательно рассмотреть его на картинке, а потом нарисовать или выложить из картонных звездочек. Можно сделать созвездия на потолке при помощи специальных светящихся звездочек-наклеек. Однажды отыскав созвездие на небе, ребенок уже никогда его не забудет.

У разных народов одно и то же созвездие могло называться по-разному. Все зависело от того, что подсказывала людям их фантазия. Так, всем известная Большая Медведица изображалась и как ковш, и как лошадь на привязи. Со многими созвездиями связаны удивительные легенды. Было бы здорово, если бы мама или папа почитали заранее некоторые из них, а потом пересказали малышу, вместе с ним вглядываясь в светящиеся точки и пытаясь увидеть легендарных существ. У древних греков, например, существовала такая легенда о созвездиях Большой и Малой Медведиц. Всемогущий бог Зевс влюбился в прекрасную нимфу Каллисто. Супруга Зевса Гера, узнав об этом, страшно рассердилась и превратила Каллисто и ее подругу в медведиц. Сын Каллисто Аракс во время охоты встретил двух медведиц и хотел убить их. Но Зевс помешал этому, забросив Каллисто и ее подругу на небо и превратив их в яркие созвездия. А, забрасывая, Зевс держал медведиц за хвосты. Вот хвосты и стали длинными. А вот еще одна красивая легенда сразу о нескольких созвездиях. Давным-давно в Эфиопии жил царь Цефей. Женой его была красавица Кассиопея. У них родилась дочь, прекрасная царевна Андромеда. Она подросла и стала самой красивой девушкой в Эфиопии. Кассиопея так возгордилась красотой дочери, что стала сравнивать ее с богинями. Боги разгневались и наслали на Эфиопию страшное несчастье. Каждый день выплывал из моря чудовищный кит, и самую красивую девушку отдавали ему на съедение. Пришла очередь и прекрасной Андромеды. Как ни умолял Цефей богов пощадить его дочь, боги оставались непреклонными. Андромеду приковали цепями к скале у моря. Но в это время мимо пролетел герой Персей в крылатых сандалиях. Он только что совершил подвиг, убив страшную Медузу Горгону. На голове у нее вместо волос шевелились змеи, а один ее взгляд превращал все живое в камень. Персей увидел бедную девушку и страшное чудовище, вытащил из сумки отрубленную голову Медузы и показал киту. Кит окаменел, и Персей освободил Андромеду. Обрадованный Цефей отдал Андромеду в жены Персею. А богам так понравилась эта история, что они превратили всех ее героев в яркие звезды и поместили на небо. С тех пор там можно: отыскать и Кассиопею, и Цефея, и Персея, и Андромеду. А кит стал островом у берегов Эфиопии.

Не сложно отыскать на небе и Млечный Путь. Он хорошо виден невооруженным глазом. Расскажите малышу, что Млечный Путь (а именно так называется наша галактика) - это большое скопление звезд, которое выглядит на небе, как светящаяся полоска из белых точек и напоминает путь из молока. Древние римляне приписывали происхождение Млечного Пути богине неба Юноне. Когда она кормила грудью Геркулеса, несколько капель упали и, превратившись в звезды, образовали на небе Млечный Путь...

Выбираем телескоп

Если ребенок не на шутку увлекся астрономией, имеет смысл приобрести для него телескоп. Правда, хороший телескоп стоит не дешево. Но и недорогие модели детских телескопов позволят юному астроному наблюдать за многими небесными объектами и делать свои первые астрономические открытия. Мама и папа должны помнить, что даже самый простой телескоп - штука довольно сложная для малыша-дошкольника. Поэтому, во-первых, ребенку никак не обойтись без вашей активной помощи. А, во-вторых, чем проще телескоп, тем легче будет малышу с ним управляться. Если же в будущем ребенок заинтересуется астрономией всерьез, можно будет приобрести более мощный телескоп.

Итак, что же такое телескоп и на что обратить внимание при его выборе? Принцип работы телескопа основан не на увеличении объекта, как думают многие. Правильнее сказать, что телескоп не увеличивает, а приближает объект. Основная задача телескопа - создать вблизи от наблюдателя изображение далекого предмета и позволить различить подробности; не доступные невооруженному глазу; Вторая задача - собрать как можно больше света от далекого предмета и передать его нашему глазу. Так что, чем больше объектив, тем больше света собирает телескоп и тем лучше будет детализация рассматриваемых объектов.

Все телескопы делятся на три оптических класса. Рефракторы (преломляющие телескопы) в качестве светособирающего элемента используют большую линзу-объектив. В рефлекторных (отражающих) телескопах роль объектива играют вогнутые зеркала. Самый распространенный и самый простой в изготовлении рефлектор делается по оптической схеме Ньютона (названа в честь Исаака Ньютона, который впервые применил ее на практике). Часто данные телескопы так и называют - "ньютон". Зеркально-линзовые телескопы используют одновременно и линзы и зеркала. За счет этого они позволяют добиться изображения отличного качества с высоким разрешением. Большинство детских телескопов, которые вы встретите в магазинах, относятся к рефракторам.

Важный параметр, на который следует обратить внимание, - диаметр объектива (апертура). Он определяет светособирающую способность телескопа и диапазон возможных увеличений. Измеряется в миллиметрах, сантиметрах или дюймах (например, 4,5 дюйма - это 114 мм). Чем больше диаметр объектива, тем более "слабые" звезды можно рассмотреть в телескоп. Вторая важная характеристика - фокусное расстояние . От него зависит светосила телескопа (так в любительской астрономии называют отношение диаметра объектива к его фокусному расстоянию). Обратите внимание и на окуляр . Если основная оптика (линза объектива, зеркало или система линз и зеркал) служит для формирования изображения, то назначение окуляра заключается в увеличении этого изображения. Окуляры бывают разных диаметров и фокусных расстояний. Изменение окуляра приведет и к изменению увеличения телескопа. Чтобы посчитать увеличение, нужно фокусное расстояние объектива телескопа (допустим, 900 мм) разделить на фокусное расстояние окуляра (например, 20 мм). Получаем увеличение 45 крат. Этого вполне достаточно для начинающего юного астронома, чтобы рассмотреть Луну, звездные скопления и массу других интересных вещей. В комплект телескопа может входить линза Барлоу. Она устанавливается перед окуляром, благодаря чему возрастает увеличение телескопа. В простых телескопах чаще всего используется двукратная линза Барлоу . Она позволяет повысить увеличение телескопа в два раза. В нашем случае увеличение составит 90 крат.

К телескопам прилагается множество полезных аксессуаров. Они могут входить в комплект телескопа или заказываться отдельно. Так, большинство телескопов снабжено видоискателями . Это небольшой телескоп с малым увеличением и большим полем зрения, который облегчает поиск нужных объектов наблюдения. Видоискатель и телескоп направляются параллельно друг другу. Сначала объект определяется в видоискателе, а уже затем в поле основного телескопа. Практически все рефракторы снабжены диагональным зеркалом или призмой . Это устройство облегчает наблюдения, если объект находится прямо над головой астронома. Если кроме небесных объектов вы собираетесь наблюдать и за объектами земными, вам не обойтись без выпрямляющей призмы . Дело в том, что все телескопы получают изображение, перевернутое вверх ногами и отображенное зеркально. При наблюдении небесных тел это не имеет особого значения. А вот видеть объекты земные все-таки лучше в правильном положении.

В любом телескопе есть монтировка - механическое устройство для крепления телескопа к штативу и наведения на объект. Она бывает азимутной либо экваториальной. Азимутная монтировка позволяет совершать движения телескопом в горизонтальном направлении (вправо-влево) и в вертикальном (вверх-вниз). Такая монтировка подходит для наблюдения и за наземными, и за небесными объектами и чаще всего устанавливается в телескопах для астрономов-новичков. Другой вид монтировки, экваториальный, устроен иначе. При длительных астрономических наблюдениях из-за вращения земли объекты смещаются. Благодаря особому устройству, экваториальная монтировка позволяет телескопу следовать за криволинейным путем звезды по небу. Иногда такой телескоп снабжается специальным двигателем, который управляет движением автоматически. Телескоп на экваториальной монтировке больше подходит для длительных астрономических наблюдений и фотосъемки. И, наконец, все это устройство крепится на штатив . Чаще всего он бывает металлический, реже - деревянный. Лучше, если ноги штатива будут не фиксированными, а выдвигающимися.

Как работать

Увидеть что-либо в телескоп - не такая уж и простая задача для новичка, как может показаться на первый взгляд. Нужно знать, что искать. Это раз. Нужно знать, где искать. Это два. И, конечно, знать, как искать. Это три. Начнем с конца и попробуем разобраться с основными правилами обращения с телескопом. Не переживайте из-за того, что вы сами не очень хорошо разбираетесь в астрономии (или даже вовсе не разбираетесь). Найти нужную литературу - не проблема. Зато как интересно будет и вам, и ребенку вместе открывать для себя эту непростую, но такую захватывающую науку.

Итак, прежде чем начинать поиск какого-либо объекта на небе, необходимо настроить видоискатель с телескопом. Данная процедура требует некоторых навыков. Делать это лучше днем. Выберите неподвижный, легко распознаваемый наземный объект на расстоянии от 500 метров до одного километра. Направьте на него телескоп так, чтобы объект оказался в центре окуляра. Зафиксируйте телескоп, чтобы он был неподвижен. Теперь посмотрите в видоискатель. Если выбранного объекта не видно, ослабьте регулирующий болт видоискателя и поворачивайте сам видоискатель до тех пор, пока объект не появится в поле зрения. Затем, при помощи юстировочных винтов (винты точной настройки видоискателя) добейтесь, чтобы объект располагался точно по центру окуляра. Теперь вновь загляните в телескоп. Если объект по-прежнему в центре - все в порядке. Телескоп готов к работе. Если нет, повторите настройку.

Как известно, смотреть в телескоп лучше в темной башне где-нибудь высоко в горах. Конечно, в горы мы вряд ли поедем. Но, бесспорно, наблюдать за звездами лучше за городом (например, на даче), чем из окна городской квартиры. В городе слишком много лишнего света и тепловых волн, которые будут ухудшать изображение. Чем дальше от городской засветки вы будете проводить наблюдения, тем больше небесных объектов сможете увидеть. Понятно, что небо должно быть максимально чистым.

Сначала отыщите объект в видоискателе. Затем настройте фокус телескопа - вращайте винт для фокусировки до тех пор, пока изображение не станет четким. Если у вас несколько окуляров, начните с самого слабого увеличения. Из-за очень тонкой настройки телескопа смотреть в него нужно осторожно, не совершая резких движений и затаив дыхание. Иначе настройка может легко сбиться. Сразу учите этому малыша. Кстати, такие наблюдения будут тренировать выдержку, а для чрезмерно активных шустриков станут своего рода психотерапевтической процедурой. Трудно найти лучшее успокаивающее средство, чем наблюдение за бесконечным звездным небом.

В зависимости от модели телескопа, в него можно рассмотреть несколько сот различных небесных объектов. Это планеты, звезды, галактики, астероиды, кометы.

Астероиды (малые планеты) - это большие куски скальной породы, иногда содержащие металл. Большинство астероидов вращается вокруг Солнца между Марсом и Юпитером.

Кометы - это небесные тела, которые имеют ядро и светящийся хвост. Чтобы малыш смог хоть немного представить себе эту "хвостатую странницу", расскажите, что она похожа на огромный снежок вперемешку с космической пылью. В телескоп кометы кажутся туманными пятнами, иногда со светлым хвостом. Хвост всегда развернут от Солнца.

Луна . Даже в самый простой телескоп можно хорошо рассмотреть кратеры, расщелины, горные цепи и темные моря. Лучше всего наблюдать за луной не в полнолуние, а в одну из ее фаз. В это время можно рассмотреть гораздо больше деталей, особенно на границе света и тени.

Планеты . В любой телескоп можно увидеть все планеты Солнечной Системы, кроме самой отдаленной - Плутона (он виден только в мощные телескопы). Меркурий и Венера, так же как и Луна, имеют фазы, когда они видны в телескоп. На Юпитере можно рассмотреть темные и светлые полосы (которые являются поясами облаков) и гигантский вихрь Большое Красное Пятно. Из-за быстрого вращения планеты ее внешний вид постоянно меняется. Хорошо видны четыре гелиевых спутника Юпитера. На загадочной красной планете Марс в хороший телескоп можно рассмотреть белые ледяные шапки на полюсах. Знаменитое кольцо Сатурна, которое так любит рассматривать на картинках детвора, тоже отлично видно в телескоп. Это потрясающая картина. Обычно хорошо виден и самый крупный спутник Сатурна Титан. А в более мощные телескопы можно рассмотреть щель в кольцах (щель Кассини) и тень, которую отбрасывают кольца на планету. Уран и Нептун будут видны, как маленькие точки, а в более мощные телескопы - как диски.

Между орбитами Марса и Юпитера можно наблюдать множество астероидов. Бывает, попадаются и кометы.

Звездные скопления . По всей нашей галактике расположено множество звездных скоплений, которые делят на рассеянные (значительное скопление звезд на некотором участке неба) и шаровые (плотная группа звезд, имеющая форму шара). Например, хорошо видное невооруженным глазом созвездие Плеяд (семь маленьких звездочек, прижавшихся друг к другу) в окуляре даже самого простого телескопа превращается в сверкающее поле из сотни звезд.

Туманности . По всей нашей галактике разбросаны скопления газа. Это и есть туманности. Обычно они подсвечиваются соседними звездами и представляют собой очень красивое зрелище.

Галактики . Это огромные скопления миллиардов звезд, отдельные "острова" Вселенной. Самая яркая галактика ночного неба - галактика Андромеды. Без телескопа она выглядит, как слабое неясное пятно. В телескоп можно разглядеть большое эллиптическое светящееся поле. А в более мощный телескоп видна структура галактики.

Солнце . Смотреть на Солнце через телескоп, если он не снабжен специальными солнечными фильтрами, категорически запрещается. Объясните это ребенку первым делом. От этого телескоп выйдет из строя. Но это полбеды. Есть один грустный афоризм о том, что на Солнце в телескоп можно посмотреть всего два раза в жизни: один раз правым глазом, второй раз - левым. Такие эксперименты действительно могут привести к потере зрения. И лучше в дневное время не оставлять телескоп в собранном виде, чтобы не искушать маленького астронома.

Кроме астрономических наблюдений, большинство телескопов позволяет наблюдать и за наземными объектами, что тоже может быть весьма интересно. Но, куда важнее, не столько сами наблюдения, сколько совместное увлечение малыша и родителей, общие интересы, которые делают дружбу ребенка и взрослого крепче, полнее и интереснее.

Чистого вам неба и удивительных астрономических открытий!