47 школа воздушных стрелков радистов 1941 года. О дислокации авиашкол. От редакции: судьба экипажа

, Российская империя

Ива́н Андре́евич Флёров (24 апреля - 6 октября ) - Герой Российской Федерации (), командир первой в РККА отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии , капитан.

С первых дней Великой Отечественной войны принимал участие в боях. Командовал на Западном фронте отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии из установок БМ-13 («Катюша»). Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях около 15 часов 13 июля 1941 года при обстреле станции Орша-Центральная и временной понтонной переправе через реку Днепр . 6 октября 1941 года капитан Флёров, находясь в окружении, погиб в районе деревни Богатырь.

Биография

Ранние годы

В рядах РККА

После окончания боевых действий вернулся к учёбе в академии. Жил в городе Балашихе Московской области.

В годы Великой Отечественной войны

В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии особой батареи реактивного действия. 3 июля батарея, вооружённая семью экспериментальными боевыми машинами НИИ-3 М-13 на базе ЗИС-6 (позднее получившими название «Катюша») и одной 152-мм гаубицей, использовавшейся в качестве пристрелочной, была отправлена на Западный фронт.

Кроме того, в составе батареи было 1 легковая, 44 грузовые машины для перевозки 768 реактивных снарядов М-13, 100 снарядов для гаубицы, шанцевого инструмента, трех заправок ГСМ, семи суточных норм продовольствия и другого имущества. Личный состав батареи составлял 198 человек (вышло из окружения к своим 46 человек).

В ночь на 3 (4) июля 1941 года из Москвы по Можайскому шоссе, батарея капитана Флёрова И. А. выехала на фронт по маршруту: Москва-Ярцево-Смоленск-Орша. Через два дня (6 июля) батарея прибыла на место и вошла в состав частей фронтового подчинения Западного фронта . До 12 июля находилась на позиции в районе Борисова и только чудом сумела отойти до подрыва мостов. 13 июля находилась на фронте Орша В период с 13 до 20 июля вошла в состав 20-й армии Западного фронта 7 августа вновь выведена в состав частей фронтового подчинения Западного фронта и в этот же день направлена в 24-ю армию Резервного фронта по просьбе командующего Резервным Фронтом Жукова и на основании приказа Главкома Западного направления Тимошенко. В период 7-15 августа 2 экспериментальные установки вышли из строя и были направлены на ремонт в Москву. К 21 августа все оставшиеся 5 экспериментальных установок также были неисправны и к 1 сентября были заменены на 4 новые, серийные.

"В 15 часов 14 июля 1941 года капитан Флеров дал команду открыть огонь. Семь пусковых установок БМ-13 нанесли удар по скоплению живой силы и танков фашистов в районе Орши. За семь-восемь секунд батарея выпустила 96 ре­активных снарядов Одна установка не стреляла из-за сгоревшего кабеля. Всвязи с неточным прицеливанием (новая техника) и спецификой рассеивания РС на такой дальности, основной удар пришёлся по посёлку железнодорожников. На станцию упало 4-5 РС. В 16 часов 45 минут был произведен второй залп - по переправе через реку Оршицу. "

Другая версия гласит, что батарея капитана Флерова в 10 часов утра 14 июля 1941 года накрыла сначала огнём скопление немецких войск на Базарной площади города Рудня . До упомянутого залпа по железнодорожной станции Орша оставалось ещё 5 часов и около 140 километров пути до новой позиции. Однако в Орше тогда стояли свои красноармейские части и свои эшелоны. Ведь до 16 июля 1941 года ни один немецкий солдат ещё не вступил в город. (См. издание Института военной истории МО СССР и Центрального архива МО СССР «Освобождение городов», М., Воениздат, 1985 г., стр. 179) И ни одного немецкого эшелона не было на станции Орша ни 14, ни 15, ни 16 июля. Немцам после захвата каждой станции требовалось прежде всего переделать железнодорожные пути под более узкий европейский стандарт. Да, не 14, а 16 июля 1941 года, через два дня после боевого крещения в Рудне, батарея капитана Флерова действительно стерла с лица земли железнодорожную станцию Орша, но вместе с советскими эшелонами, чьи грузы, прежде всего цистерны с горючим, не должны были достаться врагу. Такова версия, более подробно изложенная историком Второй мировой войны - свидетелем первых залпов «Катюш» в 10 часов утра 14 июля 1941 года по Рудне - Андреем Сапроновым //в газете «Россия» № 23 от 21-27 июня 2001 года и в «Парламентской газете» № 80 от 5 мая 2005 года //.

Версия более правдивая. Немцы вступили в Оршу утром 14 июля. В ночь с 13 на 14 июля станционные постройки и ифраструктура были подорваны подрывниками 26 железнодорожной бригады.(ЦАМО РФ 208,д.20,л.17,47) На станции не было советских эшелонов - последний ушёл 12 июля (ЕП Юшкевич "1418 дней белорусского железнодорожника") Не было и немецких - были взорваны ВСЕ железнодорожные мосты, да и колея у немцев уже.

Версия, подкрепленная оперативными документами обеих сторон.
1-я мотострелковая дивизия и 115-й танковый полк 57-й танковой дивизии получили приказ отойти на восточный берег р. Оршицы с последующим направлением в район Копыси на Днепре в ночь с 11 на 12 июля . Уже 12 июля на восточном берегу Днепра восточнее 18-й сд на рубеже Елизаветино, Морозова, Черное развернулись 1-я мотострелковая дивизия и 115-й танковый полк в готовности нанести контрудар в направлении Степкова, Зубова .
73-й стрелковой дивизии была поставлена задача в ночь с 12 на 13 июля отойти за р.Оршицу . В ночь с 12 на 13 июля дивизия отошла и в 3:50 13 июля заняла рубеж обороны по р. Оршице от Селекты, Липки до Гатьковщины на Днепре , прикрывая дорогу, выходящую из Орши на автомагистраль. Таким образом, все наши части оставили Оршу в ночь с 12 на 13 июля, взорвав за собой железнодорожный мост 4 км южнее Орши и дорожный мост в Орше . Временная переправа через Днепр между этими мостами осталась неразрушенной.
13 июля в 15:00 (моск.время) части 17-й тд вошли в Оршу , а к 20 часам (моск.время) заняли западную часть Орши, о чем сообщил 47-й армейский корпус . Город уже горел. Временная переправа была захвачена к 23:00 13 июля.
Никаких залпов Катюш по Орше немецкая 17-я тд не зафиксировала ни 13, ни 14 июля. При этом были зафиксированы практически все залпы первых батарей - Флерова по Рудне, Куна девятью установками в районе Печеничено, Денисенко двумя установками по 7-й тд и прочие. Откуда со всей очевидностью вытекает, что залпы по Орше батарея Флерова сделала до вхождения немцев в Оршу , т.е. до 15:00 13 июля. 12 июля батарея не могла стрелять по Орше, т.к. в городе еще находились наши войска, а 14 июля батарея физически не могла стрелять по Орше, т.к. в районе 11 км севернее Орши до Аннибаловых уже не было наших войск, а была разведка 17-й тд противника .
Таким образом, первый залп батарея Флерова сделала по Орше до 15:00 13 июля. Вторым залпом батарея пыталась разрушить временный понтонный мост через реку Днепр, не взорванный нашими саперами. Мост уцелел .

19 июля батарея Флерова произвела три залпа по городу Рудне , когда батальон 5-й пехотной дивизии сменял 12-ю танковую дивизию. Потери 5-й пд составили 11 человек убитыми и 60 человек ранеными от всех видов оружия . 20-22 июля действовала вдоль шоссе Москва - Минск в районе Слободы, Ерши-Невище, Ерши-Пустошь, Куприно . 5 августа батарея вышла из Смоленского котла. Последний залп в составе частей Западного фронта дала в 10:00 7 августа под Пнево, прикрывая переправу советский войск .
Батарея в составе 42-го отдельного артиллерийского дивизиона в августе и сентябре принимала участие в боях под Ельней и Рославлем.
Последний бой батарея приняла в 11:30-11:50 6 октября в районе деревни Богатыри против мотоциклетного батальона 2-й танковой дивизии.
В этом бою Флеров погиб. Похоронен в Смоленской области, Угранский район , деревня Богатыри.

Награды

  • Орден Отечественной войны 1-й степени (посмертно)
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (посмертно)

В основу статьи положены воспоминания, которые автор записал от воинов-флёровцев в 60-е годы ХХ века.

Иван Андреевич Флеров родился в апреле 1905 года в селе Двуречки Грязинского района Липецкой области в семье служащего. Окончив земскую школу, работать начал при Советской власти, был учеником слесаря на Боринском заводе. В 1926 году окончил школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) в г. Липецке. Как лучший ученик был оставлен работать мастером производственного обучения и преподавателем математики. В 1927-1928 годах проходил срочную службу в Красной Армии в артиллерийской части.

В 1933 году был призван на краткосрочные курсы офицеров запаса, после их окончания был оставлен в армии. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 гг., командовал гаубичной батареей. Отличился в боях при прорыве линии Маннергейма. Показал себя храбрым, знающим свое дело офицером, способным сплотить личный состав и действовать в сложной обстановке. Его батарея оказалась в окружении у озера Саунаярви. Кончились снаряды, продукты питания. Около двух недель батарея защищалась только стрелковым оружием. Каждому бойцу была поставлена задача на прорыв. Но вскоре война закончилась, необходимость в прорыве отпала сама собой.

О случившемся и о действиях в окружении случайно узнала его жена Валентина, когда нашла в его гимнастерке записи и письмо на случай гибели при прорыве из окружения.

В 1940 году капитан И.А. Флеров был награжден орденом Красной звезды и направлен на учебу в артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского. Проживал с семьей в городе Балашихе Московской области.

22 июня 1941 года вместо сдачи первого экзамена в академии И.А. Флеров написал начальнику академии генерал-майору Л.А. Говорову рапорт с просьбой отправить на фронт. Через шесть дней его неожиданно пригласили в Кремль. Разговор был короткий. Флерову была поставлена задача: «Товарищ Флеров, Родина доверяет вам мощное секретное оружие, которого не имеет ни одна армия в мире. Если оно попадет в руки врага, то не вашей жизни, ни жизни ваших близких родственников не хватит, чтобы искупить эту вину». Там же его познакомили с комиссаром будущего подразделения.

К Флерову подошел человек в штатском, поздоровался, назвал себя. «А сейчас поедете на вокзал и из прибывающих эшелонов будете формировать свою батарею». Были подобраны водители, артиллеристы, связисты, все, что нужно для мобильного, самостоятельного подразделения. Через пару дней Флеров, комиссар и 10 человек, которые были назначены на должности командиров машин (огневых взводов), прибыли на окраину Москвы знакомиться с новой техникой.

В ангаре стояли машины (зачехленные), похожие на понтоны. Когда сняли чехол с одной, увидели решетчатую конструкцию на базе трехосного грузовика ЗиС. Послышался шепот: «Но мы же артиллеристы…» Подошли инженеры Дмитрий Шитов и Алексей Попов. «Ничего записывать нельзя, слушайте. Это БМ-13/16 132-миллиметровая реактивная установка на 16 ракет, пуск которых осуществляется за 7-8 секунд, вес ракеты 40 кг, боевой заряд 1,5 кг, скорость полета около 320 м/с, дальность стрельбы от 300 метров до пяти километров. Траектория полета ракеты близка к траектории полета 122-миллиметровой гаубицы».

В ночь на 3 июля 1941 года из Подмосковья назад, на Смоленск, вышла колонна из 44 автомашин, которую замыкала на прицепе единственная 120-миллиметровая гаубица. В составе колонны: семь БМ-13/16, ракеты на десять залпов, сто зарядов к гаубице. Все необходимые службы для автономных действий, личный состав - 160 бойцов и командиров, небольшой отряд НКВД для охраны колонны на маршруте и беспрепятственного движения к линии фронта.

В дневное время колонну загоняли в лес, ставили охранение и инженеры проводили занятия по изучению материальной части, тренировались в овладении техникой, подготовкой боевых позиций. Вечером двигались дальше. Прибыли под Оршу. Соблюдая строгую секретность, ни командующий армией, ни командующий фронтом не были уведомлены о прибытии батареи.

Вот как вспоминали после войны выжившие батарейцы первый залп (до этого никто, даже Флеров не видел и не слышал стрельбы из БМ-13/16). Приводим воспоминания, записанные автором в 60-е годы прошлого века:

«14 июля 1941 года, 15 часов. Знойное безоблачное небо. От обилия ярких красок режет глаза. Наших войск не видно (нашей артиллерии не было, а солдаты укрылись в индивидуальных окопах на одного человека). В бинокль хорошо виден забитый железнодорожный узел станции Орша. Через несколько лет станет известно, что в тот день на станцию прибыла новая 17-я танковая дивизия, которую немецкое командование намеревалось ввести в прорыв восточнее Орши, поэтому войска не разгружались. Послеобеденный сон. Между эшелонами лениво шагают часовые.

…Проверены расчеты, условным кодом по радио переданы команды. Семь темно-зеленых грузовиков выехали из леса в лощину на огневые позиции, подготовленные ночью.

Рядом с командирами взводов инженеры Попов и Шитов. Все готово. Солдаты бегут от машин в отрытые окопы. 15 часов 15 минут. Капитан Флеров, находящийся на наблюдательном пункте, берет радиомикрофон, радист на батарее повторяет команду: «По фашистским захватчикам батареей залп!». Слышен скрежет и ни с чем не сравнимый рев. На месте стоянки машин клубы дыма и пыли. В небо взметнулись 112 ярких молний, оставляя приглушенный рокот, и снова тишина. В секунды машины зачехлены и срываются с места. Группа фашистских бомбардировщиков разворачивается, проходит над машинами и начинает бомбить место, откуда только что произведен залп. Когда раздался необычный грохот, уставшие от отступлений и зноя красноармейцы с тревогой выглянули из окопов, пытаясь понять, что же произошло. А скрывшиеся из глаз молнии продолжали полет в сторону врага. Через несколько мгновений огненная лавина обрушилась на железнодорожный узел. Земля затряслась. Запрыгала. Взрывались вагоны с боеприпасами и цистерны с бензином. Все перемешалось. В море огня было видно, как взрывы отрывали рельсы от пропитанных бензином шпал. Земля горела. Вагоны превращались в бесформенные груды металла. В Москву ушла шифровка: «14.7.41 г. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня».

Так начался славный боевой путь советской реактивной артиллерии и охоты фашистов за батареей, которой командовал капитан И.А. Флеров.

15 июля 1941 года батарейная разведка доложила, что через реку Оршица немцы наводят понтонную переправу, а к переправе по большаку идут колоннами с песнями немецкие подразделения численностью не менее пехотного полка. Машины вышли на линию огня и по переправе к приблизившейся колонне был произведен залп. Колонна и переправа были полностью уничтожены. Несколько уцелевших фашистов с переправы бежали на наш берег сдаваться.

Этим же вечером во время привала зашел разговор о том, что в каждом роде войск есть техника, которую называют ласковыми именами «Чайка», «Курносый»… «А как мы назовем нашу “Машу”»? Кто-то предложил «Катюшей». - «Почему?..» - «"Катюша" вышла на берег, спела песню и нет фашистского полка. А как эти мокрые с переправы бежали с поднятыми руками объясняться ей в любви…»

Однажды капитан Флеров находился на батальонном наблюдательном пункте, когда неожиданно враг пошел в атаку силами, в несколько раз превышающими наш обескровленный в предыдущих боях батальон. Немцы стали окружать командный и наблюдательный пункт батальона. Чтобы не быть окруженными и плененными, Флеров вызвал огонь на себя. Наблюдательный пункт был разбит. Флерова нашли в полуразваленном блиндаже без сознания с сильной контузией.

Ежедневно батарея наносила удары по врагу, участвуя и в контрнаступлении под Вязьмой. Гаубица использовалась для уничтожения отдельных, малоразмерных целей. Если целеуказание давал Флеров, то цель поражалась с первого раза.

За три месяца пребывания на фронте батарея капитана Флерова нанесла фашистам огромный урон. Охоту за батареей гитлеровцы начали после первого залпа и не прекращали ни на один час. Применяя военную хитрость, искусство маневра и маскировки, батарея наносила мощные удары и уходила от врага.

7 октября 1941 года батарея попала в окружение и угодила в засаду в деревне Богатырь. Ночь, тихо, собаки не лают, ставни закрыты, свет не горит, стали выходить из машин. И вдруг с обеих сторон кинжальный ружейно-пулеметный огонь. Поняв, что выхода нет, дали последний залп, чтобы ни одна ракета не досталась врагу. Будучи раненым в горло и не имея возможности взорвать машину дистанционно, И.А. Флеров бросился к головной машине и взорвал ее из кабины (каждая машина имела 40 кг динамита для самоликвидации).

Личный состав, верный своему воинскому долгу и воодушевленный примером своего командира, уничтожил остальные. Из состава батареи после войны в живых осталось менее пятидесяти человек. Кому-то удалось перейти линию фронта, кто-то оказался в партизанах, кто-то пережил плен. Появились другие батареи (кстати, в конце июля на этот участок фронта поступила батарея из девяти БМ-13/16 «катюш»), дивизионы, полки, дивизии реактивной артиллерии, но все это было потом».

Слава о подвиге капитана Ивана Андреевича Флерова и его первой реактивной батарее переживет века, как слава о подвиге батареи полковника Раевского, героя войны 1812 года.

Валентин Агеев

← Вернуться к списку

Игорь
24.10.2015 22:52

И все бы здорово и воевали неплохо. Но вот взорвать установки толком не смогли. Три из них немцы захватили почти целыми.
Хотя,то ничего бы не изменило.
Первые две "катюши" были захвачены на Украине месяцем раньше.
--
И еще -14.07.41 немцев в Орше еще не было.

СССР Род войск Звание

: неверное или отсутствующее изображение

Командовал

Первой отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии

Сражения/войны
  • Смоленское сражение (1941)
Награды и премии

Ива́н Андре́евич Флёров (24 апреля - 7 октября ) - Герой Российской Федерации (), командир первой в РККА отдельной экспериментальной батареи реактивной артиллерии , капитан.

С первых дней Великой Отечественной войны принимал участие в боях. Командовал на Западном фронте отдельной экспериментальной батареей реактивной артиллерии из установок БМ-13 («Катюша»). Впервые установки БМ-13 были опробованы в боевых условиях в 10 часов утра 14 июля 1941 года при обстреле вражеских войск и техники в городе Рудня , поддержав обороняющиеся части Красной Армии . 16 июля они показали высокую эффективность при уничтожении неэвакуированных советских эшелонов на железнодорожном узле города Орша . 7 октября 1941 года капитан Флёров, находясь в окружении и будучи тяжело раненым, взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.

Биография

Ранние годы

В рядах РККА

После окончания боевых действий вернулся к учёбе в академии. Жил в городе Балашихе Московской области.

В годы Великой Отечественной войны

В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии особой батареи реактивного действия. 3 июля батарея, вооружённая семью экспериментальными боевыми машинами НИИ-3 БМ-13 (позднее получившими название «Катюша») и одной 152-мм гаубицей, использовавшейся в качестве пристрелочной, была отправлена на Западный фронт.

Кроме того, в составе батареи было 1 легковая, 44 грузовые машины для перевозки 768 реактивных снарядов М-13, 100 снарядов для гаубицы, шанцевого инструмента, трех заправок ГСМ, семи суточных норм продовольствия и другого имущества. Личный состав батареи составлял 198 человек (вышло из окружения к своим 46 человек).

В ночь на 3 (4) июля 1941 года из Москвы по Можайскому шоссе, батарея капитана Флёрова И. А. выехала на фронт по маршруту: Москва-Ярцево-Смоленск-Орша. Через два дня (6 июля) батарея прибыла на место и вошла в состав частей фронтового подчинения Западного фронта . 13 июля находилась на фронте Орша В период с 13 до 20 июля вошла в состав 20-й армии Западного фронта 7 августа вновь выведена в состав частей фронтового подчинения Западного фронта и в этот же день направлена в 24-ю армию Резервного фронта по просьбе командующего Резервным Фронтом Жукова и на основании приказа Главкома Западного направления Тимошенко. В период 7-15 августа 2 экспериментальные установки вышли из строя и были направлены на ремонт в Москву. К 21 августа все оставшиеся 5 экспериментальных установок также были неисправны и к 1 сентября были заменены на 4 новые, серийные.

"В 15 часов 14 июля 1941 года капитан Флеров дал команду открыть огонь. Семь пусковых установок БМ-13 нанесли удар по скоплению живой силы и танков фашистов в районе Орши. За семь-восемь секунд батарея выпустила 112 ре­активных снарядов. Железнодорожный узел был стерт с лица земли. В 16 часов 45 минут был произведен второй залп - по переправе через реку Оршицу. " - Вторым залпом батарея пыталась разрушить понтонный мост через реку Днепр, не взорванный нашими саперами, Временный мост находился между разрушенными дорожным мостом в Орше и железнодорожным мостом 4 км южнее Орши. Мост уцелел.

Другая версия гласит, что батарея капитана Флерова в 10 часов утра 14 июля 1941 года накрыла сначала огнём скопление немецких войск на Базарной площади города Рудня . До упомянутого залпа по железнодорожной станции Орша оставалось еще 5 часов и около 140 километров пути до новой позиции. Однако в Орше тогда стояли свои красноармейские части и свои эшелоны. Ведь до 16 июля 1941 года ни один немецкий солдат еще не вступил в город. (См. издание Института военной истории МО СССР и Центрального архива МО СССР «Освобождение городов», М., Воениздат, 1985 г., стр. 179) И ни одного немецкого эшелона не было на станции Орша ни 14, ни 15, ни 16 июля. Немцам после захвата каждой станции требовалось прежде всего переделать железнодорожные пути под более узкий европейский стандарт. Да, не 14, а 16 июля 1941 года, через два дня после боевого крещения в Рудне, батарея капитана Флерова действительно стерла с лица земли железнодорожную станцию Орша, но вместе с советскими эшелонами, чьи грузы, прежде всего цистерны с горючим, не должны были достаться врагу. Такова версия, более подробно изложенная историком Второй мировой войны - свидетелем первых залпов «Катюш» в 10 часов утра 14 июля 1941 года по Рудне - Андреем Сапроновым //в газете «Россия» № 23 от 21-27 июня 2001 года и в «Парламентской газете» № 80 от 5 мая 2005 года //.

19 июля произвела три залпа по городу Рудне, когда батальон 5-й пехотной дивизии сменял 12-ю танковую дивизию. Потери 5-й пд составили 11 человек убитыми и 60 человек ранеными . 20-22 июля действовала вдоль шоссе Москва - Минск в районе Слободы, Ерши-Невище, Ерши-Пустошь, Куприно . 5 августа батарея вышла из Смоленского котла. Последний залп в составе частей Западного фронта дала в 10:00 7 августа под Пнево, прикрывая переправу советский войск . Батарея в составе 42-го отдельного артиллерийского дивизиона принимала участие в боях под Ельней и Рославлем.

2 октября батарея Флёрова оказалась в полуокружении, отрезанная с востока танковым клином Гудериана. 7 октября Вяземский котел был закрыт у г. Вязьмы. Батарейцы прошли более 150 километров и сделали всё возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, Флеров приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать.

В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатыри (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Под шквальным огнём они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Похоронен в Смоленской области, Угранский район , деревня Богатырь.

Награды

  • Орден Отечественной войны 1-й степени (посмертно)
  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Российской Федерации (посмертно)

Память

Отрывок, характеризующий Флёров, Иван Андреевич

– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.

В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.

Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.

На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.
В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей.
Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную.
– Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?…
Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана.
– Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно.
– Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания.
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.
– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.
Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба.

Герой Российской Федерации, старший лейтенант

Родился 6 апреля 1905 года (24 марта по старому стилю) в селе Двуречки Грязинского района.
С 1932 года жизнь Флерова связана с армией. Во время военных действий на Карельском перешейке в 1939-1940 годах старший лейтенант Флеров командовал артиллерийской батареей. За героизм и проявленное мужество его наградили орденом Красной Звезды. В эти годы он стал слушателем Военной артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского.
На шестой день Великой Отечественной войны Флерова назначили командиром Отдельной экспериментальной артиллерийской батареи РГК. В течение нескольких дней в Москве была сформирована первая батарея полевой реактивной артиллерии под командованием капитана И. А. Флерова. На ее вооружении находилось семь установок БМ-13. Второго июля батарея выехала из столицы на фронт – на Смоленское направление.
14 июля 1941 года первая в Красной Армии батарея реактивных установок под командованием капитана Флёрова нанесла удар по скоплению вражеских войск и техники на железнодорожной станции Орша. За три месяца пребывания на фронте батарея капитана Флерова нанесла гитлеровцам огромный урон. «…На Восточном фронте у русских появилось невиданное реактивное оружие… На том месте, где лег залп, мгновенно плавится железо и горит земля…». Батарея перебрасывалась на самые ответственные направления. Ее залпы уничтожали живую силу и технику врага под Смоленском, Ярцевом, Ельней, Рославлем. Однажды, оказавшись в окружении, личный состав подразделения, использовав последние снаряды, продолжал сражаться с фашистами как мог. В ночь на 7 октября 1941 г. у деревни Богатырь, отбиваясь от наседавших гитлеровцев огнем карабинов, автоматов и пистолетов, гвардейцы взорвали установки и не дали возможности противнику захватить секретные в то время образцы нашего реактивного оружия. Раненый И. А. Флеров взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Никто из батареи не попал в плен. Большинство пали смертью героев. Те, кто уцелел, с боями пробились к своим.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1963 года Флеров посмертно был награжден орденом Отечественной войны I степени.

За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Иван Андреевич Флёров Указом Президента России от 21 июня 1995 года удостоен звания Героя России.

Именем И. А. Флерова называны улицы в Липецке, Грязях.
В Липецке на здании, расположенном по ул. Советской, 66, Герою России установлена мемориальная доска .
В городе Грязи в честь Флёрова установлен памятник «Гвардейский миномет «КАТЮША» и памятная доска в сквере «Аллея героев».
В селе Двуречки открыт имени знаменитого земляка.

Библиография

  1. Афанасьев Н. М. Первые залпы. – М. : Воениздат, 1982. – 174 с.
  2. Афанасьев Н. М. Подвиг первых ракетчиков. – Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1972. – 208 с.
  3. Выезжали из лесу «катюши» // В памяти и в сердце навсегда / К. Т. Огрызков. – Липецк, 2005. – С. 186–187.
  4. Горчаков П. А. Мгновения бессмертия. – М. : Изд-во ДОСААФ, 1980. – 23 с.
  5. Гук П. Комсомольская «Катюша». – М. : Молодая гвардия, 1972. – 256 с.
  6. Дегтярев П. А. «Катюши» на поле боя. – М. : Воениздат, 1991. – 236 с.
  7. Иван Андреевич Флеров // Грязинская летопись / В. Б. Тонких. – Грязи, 2018. – С. 356–357: фот.
  8. Командир "Катюш" из Двуречек // Время выбрало нас… / Ю. И. Чурилов. – Липецк, 2017. – С. 28.
  9. Кузьмичев А. П. Советская гвардия. – М. : Воениздат, 1969. – С. 46–48.
  10. Мелихов Ф. Флёров Иван Андреевич // Липецкая энциклопедия. В 3 т. Т. 3: П–Я / ред.–сост. Б. М. Шальнев, В. В. Шахов. – Липецк, 2001. – С. 432–434.
  11. Прохоров Д. Б. Оружие возмездия. – Липецк: Липецкая газета, 2005. – 136 с.
  12. Светкин А. П. Флёров Иван Андреевич // Тамбовская энциклопедия / науч. ред. Л. Г. Протасов. – Тамбов, 2004. – С. 638– 639.
  13. Соколиков А. Капитан из легенды // Это память - наша совесть /ред.-сост. Н. В. Беззубцева. – Липецк, 2005. – С. 52-60.
    ***
  14. Первые залпы «Катюши» // Военные знания. – 1960. – №2.
  15. Коннов И. Н. Батарея капитана Флерова // Военные знания. – 1962. – №3.
  16. Афанасьев Н. Командир первой реактивной // Ленинское знамя. – 1962. – 10–13 июня . Продолжение 12 июня 1962 ; продолжение 13 июня 1962 .
  17. Афанасьев Н. Судьба первых «Катюш» // Огонек. – 1963. – №9. – С. 9–11.
  18. Талинская М. Он сделал все, что мог // Ленинец. – 1963. – 19 нояб.
  19. Имени героев: [о переименовании улиц и площади Липецка в честь Героев Советского Союза, в т. ч. И. А. Флерова] // Ленинское знамя. – 1965. – 8 мая. – С. 4.
  20. Сайко С. Подвиг первых ракетчиков // Ленинское знамя. – 1965. – 12 авг.
  21. Афанасьев Н. Первые залпы легендарных «Катюш» // Правда. – 1966. – 14 июля.
  22. Кузнецов И. Очерк о нашем земляке // Ленинское знамя. – 1971. – 15 июля.
  23. Лебединский Г. Первая отдельная // Ленинское знамя. – 1971. – 19 нояб.
  24. Суконцев А. Медаль за бой // Правда. – 1972. – 25 апр.
  25. Федин П. Так рождалась легендарная «Катюша» // Коммуна [Воронеж]. – 1972. – 9 мая.
  26. Мелихов Ф. Командир легендарной батареи // Ленинское знамя. – 1972. – 18–21 нояб.
  27. Кочкин Ю. По следам юности героя // Кировец [ЛТЗ]. – 1974. – 10 окт.
  28. Семенов Б. Село Двуречки: открытие музея боевой славы // Ленинское знамя. – 1975. – 10 мая.
  29. Кайдашко Г. «И для тебя, и для меня он сделал все, что мог…» // Ленинец. – 1975. – 17 мая.
  30. Долгих В. Ценою жизни: в с. Двуречки открыт дом–музей И.А. Флерова / В. Долгих; фото В. Журавлева // Ленинская искра [Грязинский район]. – 1975. – 24 мая.
  31. Гаврилов И. Рядом с Иваном Флеровым: [вспоминает однополчанин Флерова Иван Егорович Гаврилов] // Ленинская искра [Грязинский район]. – 1975. – 17 июля.
  32. Кочкин. Ю. Гвардии капитан Флеров // Политическая информация. – 1975. – № 7. – С. 28–29.
  33. Кочкин Ю. В честь первых ракетчиков // Ленинское знамя. – 1975. – 26 нояб.
  34. Кочкин Ю. «Мы ему во многом обязаны» // Кировец [ЛТЗ]. – 1977. – 6 дек.
  35. Кочкин Ю. Редкая Фотография // Ленинское знамя. – 1977. – 23 дек.
  36. Чеботарев В. В музее И. Флерова // Ленинская искра [Грязинский район]. – 1979. – 31 мая.
  37. Болотов А. В музее И. А. Флерова // Ленинское знамя. – 1981. – 29 янв.
  38. Карсанов К. Д. Ее звали «Катюшей»… // Советская Россия. – 1981. – 15 июля.
  39. Новиков И. Выходили на берег «Катюши» // Правда. – 1981. – 16 июля.
  40. Помнят люди их первый залп // Ленинская искра [Грязинский район]. – 1981. – 23 июля.
  41. О первых ракетчиках // Ленинское знамя. – 1981. – 17 окт.
  42. Сидоров С. Герою–земляку // Ленинское знамя. – 1981. – 23 окт.
  43. Николаев К. Память о герое // Социалистическая индустрия. – 1981. – 12 нояб.
  44. Флеров В. Мой дядя Флеров // Ленинское знамя. – 1982. – 9 янв.
  45. Командиру ракетчику // Правда. – 1982. – 9 мая.
  46. Никонов Ю. Первому командиру ракетчиков // – Труд. – 1982. – 9 мая.
  47. Первому командиру ракетчиков // Ленинское знамя. – 1982. – 9 мая.
  48. Яблоков О. На пьедестале «Катюша» // Ленинец. – 1982. – 21 мая.
  49. Милюхин С. Первые залпы // Ленинское знамя. – 1982. – 19 нояб.
  50. Посвящается героям войны // Ленинское знамя. – 1983. – 4 марта.
  51. Долматовский Е. У деревни Богатырь // Ленинская искра [Грязинский район]. – 1984. – 23 февр. Продолжение страница 4.
  52. Кочкин Ю. По следам легендарной батареи // Ленинское знамя. – 1984. – 5 сент.
  53. Переведенцев С. Верность памяти // Ленинское знамя. – 1984. – 17 нояб.
  54. Боев В. Подвигу жить в веках // Ленинская искра [Грязинский район]. – 1985. – 4 апр.
  55. Леденев Н. У дома Флерова // Ленинское знамя. – 1985. – 14 сент.
  56. Ширяев П. Есть связь // Ленинская искра [Грязинский район]. – 1986. – 19 апр.
  57. Крапивин Н. Первые залпы «Катюш» // Ленинское знамя. – 1986. – 17 июля.
  58. Колчев П. В памяти народной // Ленинская искра [Грязинский район]. – 1986. – 20 нояб.
  59. Музей капитана Флерова: [открыт в Оршанской средней школе № 7 Витебской области Белорусской ССР] // Ленинская искра [Грязинский район]. – 1987. – 19 нояб.
  60. Ивлева Т. Быть ли земляку Героем? // Липецкая газета. – 1991. – 11 сент.
  61. Баюканский А. Герой или не герой? //Липецкая газета. – 1995. – 7 апр.
  62. Топорков В. Гибель «Катюши» // Советская Россия. – 1995. – 6 мая.
  63. Наконец–то капитан Флеров назван так, как он того заслуживает, Героем России // Липецкая газета. – 1995. – 25 июля.
  64. Останки капитана И. Флерова наконец обрели последний свой приют // Липецкая газета. – 1995. – 14 окт.
  65. Останки ракетчиков вновь предали земле // Правда. – 1995. – 19 окт.
  66. Яблоков О. Он выбрал смерть, не изменив присяге // Липецкая газета. – 1995. – 28 окт.
  67. Овчинникова Л. Разгадана тайна, пришедшая с войны // Заря [Краснинский район]. – 1995. – 7 нояб.
  68. Беличенко Д. Найдена могила капитана Флерова // Красная звезда. – 1995. – 11 нояб.
  69. Яблоков О. Салют Герою России Ивану Флерову // Грязинские известия [Грязинский район]. – 1995. – 11 нояб.
  70. Бухтинов А. Под Смоленском у Ельни // Липецкая газета. – 1996. – 13 июля.
  71. Об этом залпе помнят уже 55 лет // Липецкая газета. – 1996. – 13 июля.
  72. Дунаев П. Выходила из лесу «Катюша» // Добрый вечер. – 1998. – 8–14 мая.
  73. Суетин В. В память о легендарном Флерове // Гудок. – 1998. – 28 окт.
  74. Найдена «Катюша» нашего земляка капитана Флерова // Комсомольская правда. – 1999. – 18 июня.
  75. «Катюша» капитана Флерова // Липецкая газета. – 1999. – 22 июня.
  76. Голованов Я. Заметки вашего современника // Комсомольская правда. – 2000. – 22 июня.
  77. Вирюков Ю. Песня, которой поставлен памятник // Труд. – 2000. – 22–28 июня.
  78. Последний бой капитана Флерова // Добрый вечер. – 2000. – 5–11 июля.
  79. Первый командир батареи «Катюш» //Липецкая газета. – 2001. – 1 янв.
  80. Плешевеня В. Выходила на берег «Катюша» // Гудок. – 2001. – 14 июля.
  81. Гришаев А. Первый залп «Катюши» // Комсомольская правда. – 2001. – 20 июля.
  82. Петров А. Выходила, песню заводила // Грязинские известия [Грязинский район]. – 2003. – 8 мая.
  83. В честь 100–летия первого командира легендарных «Катюш» //Русь святая. – 2004. – Сент. – №9.
  84. Алешкин А. Выходила на рубеж // Парламентская газета. – 2004. – 15 окт.
  85. Дьячков Л. Главный залп войны // Гудок. – 2004. – 19 нояб.
  86. Мальгин А. «Катюши» первый командир //Липецкая газета. – 2004. – 20 нояб.
  87. Соколиков А. Капитан из легенды // Грязинские известия [Грязинский район]. – 2005. – 31 марта.
  88. Тимашова А. Героев имена останутся бессмертными навеки // Грязинские известия [Грязинский район]. – 2005. – 5 апр.
  89. Торжественная линейка в Двуречках // Липецкая газета. – 2005. – 7 апр.
  90. Старовойтов В. Н. Первый командир легендарных «Катюш» // Советская Россия. - 2005. - 9 апр.
  91. Сапронов А. Смертельная песня «Катюши» // Парламентская газета. – 2005. – 5 мая.
  92. Командир «Катюши» // Липецкие известия. – 2005. – 25 мая (№ 20). – С. 2.
  93. Осипов В. Выходила на врага «Катюша» // Липецкая газета. – 2005. – 19 авг.
  94. Забелин А. Легендарные «Катюши» // Подъем. – 2008. – № 9. – С. 194–199. Продолжение

В Батарея Флёрова и 2 panzer division

Коли уж заговорили об октябрьских приключениях немецкой 2 тд...

...вполне уместно вспомнить и такой эпизод. Фото из бильбанда дивизии атрибутировано как "Этот stalinorgel захвачен под Вязьмой". Если фото не залетное(такое бывает, составители ошибаются), то на нем машина из батареи капитана Флёрова.

Обстоятельства гибели ГСС Флёрова с точки зрения советской истории выглядят так:

"В начале октября батарея Флёрова вместе с другими частями оказалась в окружении в Спас-Деменском котле. Батарейцы прошли по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал все возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатырь (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи принял бой. Пока одни отбивали атаки врага, другие бросились к боевым установкам. Под шквальным огнем они взорвали машины. Многие из них погибли. Будучи тяжело раненым, командир взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Оставшиеся в живых с боем оторвались от гитлеровцев. Только 46 воинам удалось выйти из окружения. "

Более современное описание:

"Вот и выехала батарея Фле-рова в ночь с 06 на 07 октября 1941 года к деревне Богатырь, расположенной на большаке Вязьма - Юхнов, чтобы через 3 км в деревне Доброе повернуть на восток. В колонне осталось всего 12 автомашин: боевые ус-тановки и 5 бортовых автомашин ЗИС-5. Двигались прямой лес-ной дорогой Гряда - Богатырь . Недалеко от опушки останови-лись и выслали полуторку с раз-ведчиками по маршруту следо-вания. Через час разведчики вернулись. Лейтенант Науменко доложил, что ни в деревне, ни на дороге, ни в лесу, по которо-му комбат намеревался про-ехать дальше на восток, немцев не обнаружено.

К сожалению, поспешность разведчиков дорого обошлась минометчикам. В этот день в че-тыре часа вечера того же дня тан-ки и батальон пехоты гитлеров-цев стали занимать боевые пози-ции в деревне Богатырь.

Пропустив ЗИС-5 с несколь-кими разведчиками, немцы от-крыли огонь по головным маши-нам колонны, выехавшим из леса. В первые минуты боя капитан Флеров получил тяжелое ране-ние в голову. Шансов отступить в лес или прорваться вперед не было. Командир подает коман-ду: «Делай как я!» - и дает залп реактивными снарядами, нахо-дясь на установке. После вклю-чает самоподрыв боевой маши-ны и вместе с ней погибает. Вслед за головной установкой дали залп и были взорваны ос-тальные «Катюши». Гитлеровцы, обозленные гибелью реактивных установок, в плен минометчиков не брали, а добивали штыками. "

Есть еще вариации на тему(разной степени подробности). Отдельные авторы педалируют момент с засадой, дескать за батарей шла охота. Но все сходятся - БМ в руки врага не попали.

Теперь смотрим немцев. В ЖБД 2 тд есть запись:

"...части противника пытаются прорваться в темноте, 2 ракетные установки захвачены в хорошей сохранности, 2 уничтожены. В след ночь 7/8 октября еще 3."

В документах разведотдела штаба дивизии две захваченные установки тоже зафиксированы:

Отметил на карте приблизительное положение немцев и батареи к ночи с 6 на 7.10.:

В сухом остатке имеем: Флёров вывел батарею к шоссе, по которому во всю уже шли немцы из 2 тд. Видимо расчет его был - проскочить в темноте. Но разведчики дали маху и батарея напоролась на немецкое боевое охранение(какие на фиг охота/засада).

ЗЫ. Для ув.