Какие насекомые появляются в апреле. Цветущие деревья, первоцветы и весенние насекомые. Формулирование темы урока и ее сообщение

Первые весенние насекомые Весна радует первыми ласковыми солнечными лучами, зеленой травкой и цветением деревьев. А еще в это время просыпаются после продолжительного сна разные насекомые, наполняющие воздух вокруг жужжанием, стрекотом и яркими красками. Как только в марте начинает теплеть, у воды можно заметить самых ранних насекомых – веснянок. Вокруг еще лежит снег, а эти создания с прозрачными крылышками и тонкими усиками на голове уже бегают и летают рядом с водоемами. Взрослые особи зимуют на берегу, а личинки веснянок живут в воде. Немного позже, с таянием снега, просыпаются и одни из главных тружеников леса – муравьи. Как только снег сходит с муравейника, эти насекомые выбираются на его поверхность, чтобы погреться на солнышке. А дерновые муравьи просыпаются только после того, как почва немного прогреется. Сразу же после таяния снега, при условии отсутствия морозов, просыпаются первые бабочки. Яркая и пестрая крапивница первой взлетает в воздух. Ее можно узнать по кирпично-красным крыльям, вдоль которых спереди есть желтые и черные пятна, а по бокам – голубые треугольнички. Свое название она получила от того, что только ее гусеницы могут питаться жгучей крапивой. Считается, что крапивница может предсказывать погоду – если в теплый день она прячется в укромное место, значит произойдет похолодание или будет дождь. А спустя неделю после крапивницы просыпаются лимонницы. Их самки отличаются бледным желто-зеленым окрасом, а самцы – ярко-желтым. Остальные бабочки появляются гораздо позже, ведь у них зимуют яйца, гусеницы и куколки, которым нужно время, чтобы превратиться в бабочку. А у лимонницы и крапивницы зимуют уже взрослые особи. С таянием снега становятся активными и такие насекомые-паразиты, как клещи. Вот почему опасаться их нужно не только при наличии зеленой травы. После посещения леса или даже городского парка необходимо тщательно осматривать одежду и тело на наличие этих паразитов, даже в марте. Ранней весной в воздухе можно услышать характерное жужжание – это на поиски первых цветов отправились крупные шмели. Благодаря быстрому сокращению грудных мышц, вызывающему громкое жужжание, эти насекомые поддерживают оптимальную температуру тела +40оС, даже если на улице не больше 10оС тепла. Среди тех, кто долго просыпается весной, - божьи коровки. Эти маленькие яркие насекомые появляются к середине апреля и тут же принимаются за работу - защищают растения от тли. Их легко узнать по выгнутой спинке, а также желтым или красным крылышкам с черными точками. В мае воздух наполняется вредными мошками и комарами,которые доставляют немало хлопот как людям, так и животным. Укусы многих мошек довольно болезненны. Тогда же можно заметить и первых сонных мух. А еще в конце весны просыпаются майские жуки – крупные насекомые черно-коричневого цвета с характерной щетинкой усов. Правда летают они всего 20-40 дней, а потом откладывают под землей яички, развивающиеся несколько лет.

В этом проекте мы отметим даты вылета бабочек и мух после зимней спячки и посмотрим, в каком регионе они появились раньше всего.

Сравнивая данные, полученные в других наших фенологических проектах, постараемся увидеть связь между разными природными явлениями:

Ещё не везде растаял снег, а уже появились первые бабочки, на южной стене дома греются первые мухи. Они сумели перезимовать в укромных уголках и вылетают, когда пригреет солнышко и расцветут первые цветы – будет чем подкрепить силы после долгой голодовки. Замечали, что раньше всего появляются одни и те же бабочки – крапивница, павлиний глаз, крушинница (которую чаще называют лимонницей)? И только намного позже, недели через две, можно увидеть белянок (капустниц), боярышниц; а некоторые бабочки появляются только летом. Дело в том, что лишь немногие бабочки зимуют взрослыми: большинство переживает зиму на стадии куколки, яйца или гусеницы.

Именно бабочки, которые зимуют взрослыми, раньше других готовы вылететь на свет при первом настоящем тепле. Но бабочке с её большими и хрупкими крыльями труднее спрятаться, чем куколке или гусенице. А еще взрослое насекомое гораздо уязвимее личинки: у бабочки не заживёт ранка, не срастётся сломанная лапка и не восстановится помятое крылышко, не вырастут осыпавшиеся с него мельчайшие чешуйки, которые образуют красивые узоры, но нужны не только для красоты. Поэтому не надо ловить бабочек: даже если вы их потом отпустите, неизбежные повреждения сократят их и без того очень короткую жизнь.

Самые обычные из первых весенних бабочек – крапивницы (и похожие на них по окраске многоцветницы и углокрыльницы), дневной павлиний глаз; к более редким видам относятся траурница и адмирал. Все эти бабочки – близкие родственницы, в их внешности много общего. Не похожа на них по форме и окраске лимонница, которая тоже зимует взрослой; в яркий лимонно-желтый цвет окрашены только самцы, а самки гораздо бледнее.

Из мух взрослыми могут зимовать наши обычные домашние мухи – домовые, комнатные, синие и зелёные мясные. Часто они просыпаются в комнатах, но мы будем фиксировать только замеченных на улице.

Ранней весной бабочек и мух можно заметить на первых цветах, а ещё они часто сидят и греются на солнечных местах или пьют талую воду и берёзовый сок.

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Личностные: формирование ученической компетентности, самостоятельности, организованности, воспитание заботливого отношения к насекомым, расширение знания детей о насекомых.

Предметные: формирование представлений учащихся об изменениях в жизни насекомых весной и первичных представлений о связях между животными.

Метапредметные:

  • Регулятивные
: воспитывать умение работать в группе и самостоятельно, оказывать помощь товарищу, умение провести самооценку.
  • Коммуникативные
  • : формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
  • Познавательные:
  • развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые.

    Дидактический материал:

    1. Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир: 1 класс/ учебник. – М.: Академнига, 2011.
    2. Федотова О. Н., Трафимова Т. В. Окружающий мир: Хрестоматия. – М.: Академнига, 2011.

    Наглядные пособия: иллюстративный материал насекомых; таблицы цепочки питания.

    Оборудование: презентация “Как насекомые весну встречают”, компьютер, медиапроектор, видеофильм “Бабочки”.

    Ход урока

    1. Организационный момент. (Слайд 1).

    Долгожданный дан звонок–
    Начинается урок.
    Пожелаем всем удачи –
    За работу в добрый час.
    Чтобы каждый смог сказать:
    Я понял…
    Я знаю…
    Я умею…

    2. Актуализация знаний.

    – Ребята, что нас окружает? (Окружающий мир.)

    Значит, мы начинаем наш урок … (окружающего мира).

    – А для чего нам нужен этот урок? (Чтобы знать больше о природе, обо всём, что нас окружает.)
    – А как вы узнаёте что-то новое для себя? (Читаем, спрашиваем, вспоминаем.)
    – Конечно, если не задавать вопросы себе или другим, то ничего не узнаешь. – Какой можно сделать вывод: зачем нам нужен этот урок? (На этом уроке мы узнаём много нового, учимся отвечать на вопросы об окружающем мире.)
    – Как всегда наши помощники – гости … (Маша и Миша.)
    – Вспомните, что нового они узнали вместе с нами на прошлом уроке?

    (Какие растения весной цвести торопятся.)

    – А вот это мы сейчас и проверим, как вы поработали в рабочих тетрадях по стр.33. Как раскрасили и подписали рисунки. (Слайд)

    1) Листья, как стрелки, цветочки одиночные. (Прострел.)

    2) Изящное растение с нежным ароматом, цветущее ранней весной. Её цветки имеют длинные выросты, похожие на хохолки. (Хохлатка.)

    3) Распускается рано по весне. Листья покрыты бархатистым пушком. Цветки жёлтые, яркие. (Первоцвет.)

    4) Один из ранних цветов в наших лесах, часто его называют подснежником – ведь появляется он, когда кое – где ещё лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит цветок на ветру. (Ветреница.)

    5) Растут цветы на лесных опушках и в небольших светлых лесках-перелесках. (Перелески.)

    6) Раннецветущее травянистое растение с цветками жёлтого цвета, которые появляются среди первых весенних проталин. Позже появляются большие листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха в сказках), а нижняя – тёплая и нежная. (Мать – и – мачеха.)

    – Какое общее название есть у всех этих растений? (Первоцветы.)
    – Почему их назвали первоцветами? (Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которой заслонит свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению ещё под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, там не так уж тепло – около нуля градусов (эта та температура, при которой замерзают лужи). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промёрзла. А если и промёрзнет, тоже не беда. Растения хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.)

    Для закрепления ещё проведём тест. (Слайд)

    1. Какое растение не относится к первоцветам?
    а) ветреница;
    б) мать – и – мачеха;
    в) верба;
    г) ромашка.

    2. Как называется “ключик2, которым отпирает весна двери теплу и солнцу?
    а) первоцвет;
    б) медуница;
    в) мать – и – мачеха;
    г) ветреница.

    3. Какие раннецветущие растения занесены в Красную книгу?
    а) ветреница;
    б) мать – и – мачеха;
    в) перелески.

    4. Чем растения защищаются от холода?
    а) волосками;
    б) листочками;
    в) цветочками.
    Самооценка.

    – Кто справился с работами без ошибок, поднимите руку.
    – Кто сделал 1 ошибку.
    – Кто две ошибки?

    Вывод: Кто внимательно слушает, тот много знает.

    3. Введение в тему урока

    Работа со слайдами.– Рассмотрите внимательно 2 рисунка. Они одинаковы? (Нет.) (Слайд)

    – А в чем разница? (На одном рисунке изображена зима, а на другом – весна.)
    – Как изменилась неживая природа с приходом весны? (Солнце светит ярче, выше поднимается над горизонтом. Увеличился световой день. День становится длиннее ночи, температура воздуха днём иногда выше нуля. Стало теплее. Тает снег и лёд. Появляются первые проталины.)
    – Как вы думаете, что повлияло на эти изменения в природе? (Потепление)
    – Что происходит в живой природе? (Появляются первые цветы, цветут деревья, появляются первые насекомые, прилетают птицы)

    Схема: Потепление – проталины – насекомые – птицы. (Слайд)

    Потепление – понятно. Объясните, что такое проталины?

    Из словаря Ожегова: “Проталины – место, где стаял снег и открылась земля”.

    – А кто такие насекомые? (Животные, у которых шесть ног).
    – А кто такие птицы? (Животные, покрытые перьями, умеют летать)
    – Может кто-то сможет объяснить эту схему? (Объясняют).

    4. Формулирование темы урока и ее сообщение.

    – Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке, может кто-то из вас сможет назвать тему сегодняшнего урока? (“Как животные весну встречают”.)
    – Какие задачи мы поставим перед собой? (Познакомиться с изменениями, происходящими в жизни животных с приходом весны.)
    – Молодцы, но мы сегодня с вами не только познакомимся с изменениями, происходящими в жизни животных, но и составим цепочку связей (взаимоотношений) живой и неживой природы.
    – А кто из вас знает, кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? (Выслушиваются мнения детей.)
    – Да, первыми появляются насекомые. Мы сегодня будем говорить не обо всех животных, как весну встречают, а только о насекомых
    – Посмотрите, как богат и разнообразен мир насекомых (работа по таблице “Насекомые”.)

    Землю нередко называют планетой людей. Оказывается, это не так. Специалисты по насекомым считают, что на нашей планете насекомых больше, чем людей (на каждого человека на земном шаре приходится 250 млн. насекомых, из них 130 тыс. бабочек.

    5. Работа по теме урока.

    – Ребята, вспомним всё, что мы сказали об изменениях в неживой природе с приходом весны? Что мы наблюдаем? (Стало тепло, тает снег, день стал длиннее, много воды.)
    – И так первый признак весны – какой? (Потепление.)

    – Что же происходит со снегом? (Под тёплыми лучами солнца он начинает таять, и образуются проталины.)

    – Молодцы, а сейчас вспомните, что происходит в живой природе? (Оживают деревья, насекомые, прилетают птицы, просыпаются животные.)
    – Кто появляется первым, как только появилась и прогрелась нежным солнышком, проталинка? (Насекомые.)

    – А каких животных мы относим к насекомым? (Тех, у кого 6 ног.)
    – Как зимовали насекомые? (Насекомые спали в укрытии)
    – Как изменилась их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних укрытий.)
    – Где их больше всего? (На проталинках, на припеке.)
    – Почему? (Насекомые питаются соком растений, а первая травка как раз и появляется на припеке, где солнышко больше греет.)
    – Каких насекомых с приходом весны можно увидеть? (Бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв.)
    – Какие песни они поют?

    Маленький комарик по лесу летел,
    Песенку простую тихо он запел. (з-з-з-з)
    Жук на ветке сидя, бросив все дела,
    Песню подпевал он, как его друзья. (ж-ж-ж-ж)
    И змея тихонько на пенёк вползла
    И шипит чуть слышно песенки слова (ш-ш-ш-ш)
    На лесной полянке хор такой звучит,
    Песенка так льётся, за собой манит.

    1) Разговор о комарах. (Слайд)

    – Кто его убьет, тот свою кровь прольет? (Комар.)
    – И человек уничтожает этих вредных для него насекомых. Может быть всех комаров надо уничтожить?
    – Комары необходимы природе. Кто знает зачем?
    – Взрослыми комарами питаются птицы, стрекозы, мухи, муравьи, а личинки живут в воде и служат кормом для рыб.

    2) Разговор о муравьях. (Слайд)

    – Здесь мы видим бугорок, а в нем – городок.

    Летним днем построен он, а жильцов в нем миллион. (Муравейник.)

    – Как только пригреет солнышко, так и открываются ходы муравейника. Выходят муравьи вялые, греются, оживают и поправляют свое жилище.
    – Какую роль выполняют муравьи в природе? (Муравьи поедают многих вредных насекомых и их личинок, а из самих муравьев получают муравьиную кислоту, применяемую в медицине.)
    – Как надо относиться к муравьям? Почему? (Не разрушать муравейники!)

    3) Разговор о бабочках. (Слайд)

    А каких бабочек можно увидеть ранней весной? (Ответы.)

    Но сначала мы с вами окунёмся в прекрасный мир – в мир ярких красок. Просмотр видеофильма “Бабочки”.

    – Каких же первых бабочек можно увидеть ранней весной?
    – Люди придумали о бабочках много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки – это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали бабочкам красивые имена: махаон, адмирал, аполлон, зорька, лимонница. (Слайд).

    Раньше всех весной вылетает яркая жёлтая бабочка – лимонница. Она живёт дольше всех бабочек – 10 месяцев: родится летом, перезимует, весной отложит яйца и умрёт. Из яиц появятся гусеницы, которые превратятся в куколок, а из куколок вновь вылетят красивые бабочки.

    Не все бабочки выживают зимой. Крылышки у них выцветают и стираются. Кто-то без усов остаётся, кто – то без ноги.

    Питаются бабочки нектаром цветов, а есть и такие, которые вообще не едят.

    6. Первоначальное закрепление. Работа с хрестоматией (стр.53)Выборочное чтение.

    Чтение текста “Каких бабочек можно увидеть ранней весной” (крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз)

    – Что нового узнали о бабочках?
    – А знаете ли вы, что некоторые бабочки улетают на зиму в тёплые края?
    – Действительно, некоторые бабочки в конце лета и в начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке.

    Перелёты бабочек напоминают перелёты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы – и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодёжь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей.

    То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далёкий перелёт. Такие перелёты совершает бабочка репейница, которая широко распространена в средней полосе России, бабочка монарх, которая из Канады и США летит в Мексику.

    7. Физкультминутка.

    Утром бабочка проснулась,
    Потянулась, улыбнулась.
    Раз – росой она умылась,
    Два – изящно покружилась,
    Три – нагнулась и присела,
    На четыре – улетела.

    8. Закрепление изученного материала.

    – Отгадайте названия бабочек. (Слайд.)

    • Появляется раньше других насекомых. (Крапивница.)
    • Мелькает, как солнечный зайчик. (Лимонница.)
    • Крылья из тёмного бархата, а по краям голубые точки и светлая кайма. (Траурница.)
    • На крыльях голубые “глаза”. (Павлиный глаз.)

    9. Проблемный вопрос на следующий урок

    – Ребята, давайте вернёмся к нашей цепочке. Пришла весна, наступило потепление, растаял снег, – проталины, а если земля прогрелась, то появились насекомые. Проснулись насекомые – жди новых гостей. А кого надо ждать? (Птиц.)

    – Почему? (Птицы питаются насекомыми.)

    – Откуда возвращаются птицы? (Из тёплых стран.)
    – Как называют этих птиц? (Перелетными.)

    Вот о том, как встречают птицы весну, мы узнаем на следующем уроке.

    10. Итог урока.

    – Что узнали нового сегодня на уроке?
    – С какими насекомыми познакомились?

    11. Рефлексия.

    Самооценка.

    На доске три таблички с высказываниями. Перед вами лежат кружочки трех цветов. Выберите себе кружок и поместите его около того высказывания, которое ближе по смыслу вашему результату работы на уроке.

    Зеленый – “Я понял”.

    Желтый – “Я знаю”.

    Красный – “Я умею”.

    12. Дома подготовить рассказ по своим наблюдениям об одном насекомом.

    Цели: уточнить изменения в жизни растений весной; провести наблюдения над изменениями в жизни насекомых и птиц; пробуждать интерес учащихся к родной природе, к бережному отношению к окружающему; развивать любознательность и сопереживание к окружающему нас миру живого.

    1.Организационный момент.

    (Звучит музыкальная заставка – П.Чайковский “Жаворонок”)

    2. Повторение пройденного материала.

    Вот и пришла долгожданная весна. Зажурчали ручьи, повеяло новыми свежим ароматами просыпающейся от зимы природы.

    Что же изменилось в растительном мире с приходом весны?

    3. Новый материал. Насекомые.

    Как только отпустят немножко морозцы и настанет оттепель, из-под снега в лесу вылезает всякая шушера нетерпеливая: дождевые черви, мокрицы, бабочки, божьи коровки… Насекомые разминают свои затёкшие ножки.

    Вот зацвела и ива - гости со всех сторон спешат на пир.

    Шмель прилетел – неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался. Дети часто убивают шмелей, как жалящих насекомых. Однако шмель гораздо миролюбивее, чем осы и пчёлы. Семья шмелей живёт 1 лето. На зиму остаётся в живых только молодая самка-царица, которая, проснувшись весной, начинает искать себе гнездо. Если она погибнет, то некому будет основать новую семью. Та же ситуация у пчёл.

    А как, вы, думаете, у пчёл есть враги? Кто они?

    Это, например, деревенская ласточка; аисты, которые буквально без передышки набивают свои желудки пчёлами.

    Божья коровка , например, истребляет за день от 50 до 270 тлей-вредителей.

    Жук-мертвоед питается падалью – он “санитар”.

    Как необыкновенно красив луг (иллюстрация), когда над ним порхают разноцветные бабочки.

    А каких бабочек вы знаете?

    Крапивница, адмирал, павлиний глаз… - эти и другие бабочки, питаясь сладким соком (нектаром) цветов, способствуют опылению растений. Их гусеницы не приносят вреда, так как обычно они питаются различными сорняками, Эти бабочки приносят пользу.

    Но есть и очень вредные бабочки. Какие?

    Это луговые мотыльки и озимые совки. Они злостные вредители. Очень большой вред приносят гусеницы этих бабочек, которые отличаются всеядностью и большой прожорливостью.

    Вот выполз из-под земли майский жук , отряхнул от земли свои жёсткие крылышки. Что он делает в земле? Как он туда попал? Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр. 208. Как вы думаете это полезные насекомые?

    Вывод. Любое насекомое требует от нас защиты. Почему? Охране насекомых уделяется много внимания; организуются специальные заповедники (участки, делянки) для этих и других насекомых.

    А что такое заповедник ? А это мы можем уточнить в “Толковом словаре” (с. 75)

    (На доске записывается заповедник ).

    4. Птицы.

    С приходом весны в лесах, на лугах, полях становится шумно – прилетели наши гости – птицы. Птицы делятся, как бы на две группы. Какие? (Перелётные и зимующие). Посмотрим на рисунок (на доске иллюстрация). Назовите зимующих птиц. Перелётных. Вот о птицах и побеседуем.

    Кто в беретке ярко-красной,
    В чёрной курточке атласной?
    На меня он не глядит,
    Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

    Его длина достигает 25 см, масса тела 100 гр.. Он хорошо лазает по деревьям, Ноги у него короткие и очень сильные, с цепкими коготками, Он питается куколками и личинками насекомых, зимой – шишками.

    Окраской – сероватая,
    Повадкой – вороватая,
    Крикунья – хриповатая –
    Известная персона.
    Кто это? (ворона ) (Звучит грамзапись голоса вороны)

    Она крупнее грача и галки, но меньше в 2 раза ворона . Она двухцветная. В сентябре-октябре улетает зимовать к югу, а весной возвращается. Известно, что о людях, которые совершили промах говорят: “Эх, ты, ворона!”, “Ну, что, проворонил?” Однако это неверное мнение. Вороны очень любят блестящие предметы, которые норовят утащить к себе в гнездо. (вор-она).

    Кто без нот и без свирели
    Лучше всех выводит трели,
    Голосистее, нежней?
    Кто же это?... (соловей)

    Это небольшая птичка, меньше воробья, с незаметным опереньем. Поедает тлю, семена сорных растений. Он удивительно поёт (звучит голос соловья).

    Кто эта птица?
    Никогда
    Не строит гнёзда для себя,
    Соседкам яйца оставляет
    И о птенцах не вспоминает. (Кукушка ) (Звучит голос кукушки).

    Она меньше голубя. Гнездится около певчих птиц, но своего гнезда не имеет. Из 150 видов кукушек, только 8 не высиживают птенцов. Кукушка очень полезная. Она поедает огромное количество волосатых гусениц, которыми другие птицы не питаются. Зимуют кукушки в Африке. (Учебник, стр. 210)

    5. Охрана птиц.

    О том, как охраняются птицы в наших лесах, полях, вы можете прочитать в учебнике на стр. 210, 2 абзац и на стр. 211, 2 абзац

    Вывод. Так, что же нам необходимо делать, чтобы птицам было уютно и небезопасно в наших лесах, садах, полях?

    6. Итог урока. Учебник, стр. 212.

    Любите природу!
    Любите природу!
    Не жгите траву!
    Не ломайте кусты!
    Не сыпьте на землю всякую гадость.
    И даст вам природа
    Здоровье и радость!

    7. Домашнее задание.

    На доске записаны слова:

    Насекомые, заповедник, делянка, заказник, щёголь, ворона, соловей…

    Как только в марте начинает теплеть, у воды можно заметить самых ранних насекомых – веснянок. Вокруг еще лежит снег, а эти создания с прозрачными крылышками и тонкими усиками на голове уже бегают и рядом с водоемами. Взрослые особи на берегу, а личинки веснянок в воде.

    Немного позже, с таянием снега, просыпаются и одни из главных тружеников леса – муравьи. Как только снег сходит с муравейника, эти насекомые выбираются на его поверхность, чтобы погреться на солнышке. А дерновые муравьи просыпаются только после того, как почва немного прогреется.

    Сразу же после таяния снега, при условии отсутствия морозов, просыпаются первые . Яркая и пестрая первой взлетает в воздух. Ее можно узнать по кирпично-красным крыльям, вдоль которых спереди есть желтые и черные пятна, а по бокам – голубые треугольнички. Свое название она получила от того, что только ее гусеницы могут питаться жгучей крапивой.

    Считается, что крапивница может предсказывать погоду – если в теплый день она прячется в укромное место, значит произойдет похолодание или будет дождь.

    А спустя неделю после крапивницы просыпаются лимонницы. Их самки отличаются бледным желто-зеленым окрасом, а самцы – ярко-желтым. Остальные бабочки появляются гораздо позже, ведь у них зимуют яйца, гусеницы и куколки, которым нужно время, чтобы превратиться в бабочку. А у лимонницы и крапивницы зимуют уже взрослые особи.

    Ранней весной в воздухе можно услышать характерное жужжание – это на поиски первых цветов отправились крупные шмели. Благодаря быстрому сокращению грудных мышц, вызывающему громкое жужжание, эти насекомые поддерживают оптимальную температуру тела +40оС, даже если на улице не больше 10оС тепла.

    Способность поддерживать высокую температуру тела позволила шмелям поселиться на Севере, где другие насекомые просто не выжили бы.

    Поздние насекомые

    Среди тех, кто долго просыпается весной, - божьи коровки. Эти маленькие яркие насекомые появляются к середине апреля и тут же принимаются за работу - защищают растения от тли. Их легко узнать по выгнутой спинке, а также желтым или красным крылышкам с черными точками.

    В мае воздух наполняется вредными мошками и комарами, которые доставляют немало хлопот как людям, так и животным. Укусы многих мошек довольно болезненны. Тогда же можно заметить и первых сонных мух.

    А еще в конце весны просыпаются майские жуки – крупные насекомые черно-коричневого цвета с характерной щетинкой усов. Правда летают они всего 20-40 дней, а потом откладывают под землей яички, развивающиеся несколько лет.

    Весной перелетные птицы прилетают в родные края, звери выходят из спячки. Но возвращаются и другие, более мелкие представители живой природы. Когда морозы уходят, и, наконец, становится тепло, просыпаются насекомые, которых не было видно всю зиму.

    Зимующие бабочки

    Разные виды бабочек имеют разную . Срок жизни некоторых исчисляется неделями, а то и днями, другие же способны прожить несколько лет. Долгоживущие бабочки способны пережить зиму в различных стадиях. Малиновый шелкопряд может переждать холода в форме гусеницы, особи многих видов проводят это время в виде куколки.

    Взрослые бабочки также зимуют. Они заранее находят для себя укромные места – прикручивают к ветвям листья растений, из которых делают комфортный кокон, забираются в дупла и щели в деревьях, прячутся в заброшенных строениях. С приходом тепла насекомые просыпаются и выходят из своих укрытий.

    Некоторые виды бабочек не засыпают, а, как и перелетные птицы, улетают зимовать в теплые края. К таковым относится обитающая в России бабочка адмирал, которая проводит зимы в Западной Африке.

    Комар на паузе

    С наступлением холодов исчезают столь надоевшие за лето комары. Эти скрываются под отошедшей от ствола корой деревьев, в или просто в сухой траве. Те, кто предпочитают жить в городе, зимуют в пустующих помещениях. Их можно встретить в заброшенных зданиях, на чердаках и в подвалах, в тоннелях труб отопления и даже в метрополитене. В морозы у комара снижается скорость обмена веществ. Он словно становится на паузу, чтобы с приходом тепла сняться с нее.

    Сегодня в городе можно встретить комара даже зимой. Причина подобной бессонницы – наличие сырых отапливаемых помещений (к примеру, подвалы с неисправными трубами), где комары могут размножаться и в мороз.

    Что делает майский жук в январе

    Многочисленные жуки также предпочитают пережидать зиму в укромном месте, чтобы весной проснуться и вновь заняться своими делами. Многие разновидности, в том числе и майский жук, зимуют в почве, зарывшись на несколько десятков сантиметров, чтобы мороз не доставал до них. Бронзовка предпочитает проводить зиму в теплых кучах компоста. Любят жуки на зиму укладываться спать в трещинах деревьев и под корой.

    Муха-притворщица

    Жизнь некоторых мух уже стала невозможна вдали от человеческого жилища. Зимовать они также предпочитают в уже ставшем им родным доме. С наступлением зимы насекомые находят себе укромные места с прохладной ровной температурой – балконы, подвалы, где забиваются в щели и остаются до весны. Нередко зимой можно увидеть якобы дохлых мух между оконными рамами. На самом деле они не умерли, а лишь ждут потепления, чтобы проснуться и вновь появиться.

    Видео по теме

    С наступлением осени и последующих холодов все живое на Земле подготавливается к зиме. Не является исключением и самый многочисленный класс животных в мире – насекомые. Например, некоторые бабочки на зиму забираются в дупла и под кору деревьев, на чердаки старых домов. Но так зимуют далеко не все насекомые. Некоторые из них в зимний период вообще находятся в стадиях яиц, личинок, куколок или гусениц, превращаясь во взрослое насекомое только весной, если им, конечно, посчастливится до нее дожить.

    Инструкция

    Абсолютное большинство насекомых умеренного климата переживают зиму, впадая в определенное состояние, называемое диапаузой. Диапауза напоминает состояние анабиоза у позвоночных теплокровных и хладнокровных животных (медведи, ежи, лягушки, ящерицы). Во время диапаузы у насекомых замедляется обмен веществ и прочие процессы жизнедеятельности. Именно это и помогает им выдержать низкие зимние температуры.

    Стоит отметить, что в отличие от анабиоза теплокровных животных (ежи, медведи, землеройки, кроты), который может время от времени прерываться кратковременным пробуждением, «зимний сон» насекомых является наиболее глубоким и требующим определенных условий для своего прекращения. Как правило, зимняя спячка насекомых зависит от продолжительности светового дня и от наличия определенного температурного режима.

    Отличие зимней спячки насекомых от спячки теплокровных животных в том, что у вторых она целиком и полностью зависит от наличия кормовой базы. Любопытно, что зимовать насекомые могут на любой стадии своего развития – от яйца до имаго (взрослое насекомое). Диапауза у различных видов насекомых происходит по-разному. К примеру, бабочки траурницы избегают замерзания, добавляя в свой организм специальную охлаждающую жидкость (на языке автомобилистов – «антифриз»).

    Бабочка траурница способна заменять содержащуюся в своем организме воду природным «антифризом», который она сама вырабатывает. В его состав входят так называемые криопротекторы, которые защищают от низких температур все жидкости и мягкие ткани в ее организме. Другие насекомые вообще в качестве диапаузы замораживают все имеющиеся жидкости в своих организмах.

    Но не все насекомые, переживающие зимние холода, впадают в состояние диапаузы. Не уходят в «зимний сон» такие социальные насекомые как осы, пчелы, термиты, некоторые виды муравьев. С наступлением осенних холодов эти существа углубляются в свои гнезда, улеи, муравейники. Все входы в свои жилища они плотно закрывают листьями и прочими органическими материалами. Под землей или в глубине гнезд они ведут полуактивный образ жизни.