Колокольня из воды какой город. Затопленная колокольня в калязине. Башня Дриенерло. Нидерланды


Колокольня посреди водной глади - красивое и грустное зрелище... А ведь когда-то она стояла на высоком живописном волжском берегу в окружении шумных улиц и площадей, являясь центром старинного провинциального городка, его украшением и святыней.

Городские святыни Калязина

Возведена была эта величественная пятиярусная колокольня высотой 74 метра, увенчанная шпилем, в 1800 году. Находилась она при Никольском соборе, построенном еще в 1694 году и являвшемся главным городским храмом.




На другом берегу реки красовался Макарьев монастырь, известный как Троицкий Калязинский мужской монастырь, основанный в XV веке. Этот монастырь, оказавшийся «не хуже» афонских обителей, прославился на всю Россию.


В его состав входило пять храмов, главным из которых был Троицкий.



Затопленный город


В 30-е годы в Угличе в рамках претворения в жизнь грандиозного плана ГОЭЛРО и проекта «Большая Волга» началось строительство гидроэлектростанции. Неотъемлемой частью любой ГЭС является плотина, создающая перепад высот, перед которой образуется водохранилище. При заполнении водохранилища многие прибрежные территории попадают в зону затопления, зачастую вместе с находящимися на них поселениями. В ходе строительства их либо переносят на другое место, а если это невозможно - разрушают до основания.

К сожалению, эта великая стройка не обошла стороной и город Калязин, принеся немало горя и слез его жителям. Угличское водохранилище поглотило значительную часть территории этого города, причем самую лучшую и красивую. Мало что осталось от его былого великолепия. Город тянулся вдоль Волги, поэтому нет ничего удивительного, что «под бульдозер» попали самые красивые и исторически значимые здания.

В 1939 – 1940 годах был разрушен до основания с помощью динамита весь монастырский комплекс.




Ныне фундаменты обители покоятся на речном дне. Вместе с ней ушла под воду и вся заволжская слобода. На месте святой обители остались лишь островки, заросшие деревьями и кустарниками, которые в народе называют Монастырскими.


В 2009 году на одном из них на месте юго-западной башни монастыря была выстроена в память о нем часовня, носящая имя основателя монастыря чудотворца Макария Калязинского.


На другом берегу также разрушили и затопили часть города, в том числе знаменитый Никольский собор, каким-то чудом уцелела лишь его колокольня. Говорят, что одному из рьяных ее защитников все же удалось уговорить власти оставить колокольню и использовать ее в качестве маяка. Именно в этом месте, где стоит колокольня, река делает очень крутой поворот.


Но, конечно же, надо было демонтировать на ней колокола. В процессе этих работ при снятии самого большого колокола верхнего яруса он сорвался и, проламывая одно за другим все перекрытия, рухнул в подвал. Сразу поднять его оттуда не было возможности, а в дальнейшем этому мешало то одно, то другое, и в результате колокол так и остался лежать в подвале, который впоследствии ушел под воду.

Со временем, из-за постоянного нахождения в воде основания колокольни, она дала небольшой крен, и было решено для ее сохранности укрепить фундамент. Для этого вокруг колокольни соорудили искусственную насыпь. Теперь колокольня стоит на небольшом островке, и ее фундамент защищен от воды.


Затопленной оказалась и часть главной улицы города, Карла Маркса, которая вела к Никольскому собору. Теперь эта улица ведет в никуда.


По ком звонит колокол...

В народе ходит интересная легенда о затопленном в подвале колоколе.
Рассказывают, что спустя некоторое время после затопления стало слышно гудение, а затем и удары колокола. Впервые это случилось в июне 41 года. Сначала это были единичные удары, но в ночь на 22 июня колокол звонил непрерывно. В течение войны также несколько раз был слышен его набат перед крупными сражениями – Сталинградской, Курской битвой, битвой за Берлин.

Также колокол звонил 6 и 9 августа 1945 года – когда американцы сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.

После войны по указанию властей с помощью водолазов у колокола закрепили язык, пытаясь таким образом заставить его замолчать, чтобы не смущать народ. Однако это не помогло, колокол опять зазвонил – в 1948 году перед сильнейшим землетрясением в Ашхабаде и в 1979, когда началась многолетняя затяжная война в Афганистане…

Уже после этого власти серьезно взялись за колокол – подвал колокольни засыпали огромным количеством щебня и камней. Именно тогда и появился вокруг колокольни искусственный остров.


Кто знает, может так оно и было на самом деле… Или это все выдумки?



Тверская епархия сообщила в апреле. Местные жители поспешили запечатлеть явление на фотоаппараты и мобильные телефоны, фотографии колокольни появились в социальных сетях. 75-метровая колокольня, до которой обычно в это время года можно было добраться только вплавь, оказалась окружена сушей.

Верующие воспринимали произошедшее как чудо, несмотря на , что колокольня оказалась на суше из-за небольшого количества осадков и, если уж и называть что-то чудом, то только малоснежную зиму, какой в Тверской области не отмечалось уже 50 лет.

Директор Калязинского краеведческого музея Светлана Мокрова рассказала «Правмиру» о том, что колокольня действительно необычная. Но не тем, что вышла из воды:

«Ширина реки Волги в этих местах от одного берега до противоположного сейчас составляет 1,5–2 километра, а до 40-х годов XX века ширина Волги составляла в среднем 70 метров. Разница очевидна.

Как небольшой посад Калязин известен с XII века, он выстраивается по обоим берегам Волги. С одной стороны – посад Николы на Жабне, где располагался Николо-Жабенский монастырь, который был упразднен в XVIII веке. На его месте впоследствии был возведен Николаевский собор.

Вторая сторона – Макарьевский посад, который относится к XV веку. Троицкий Макарьев мужской монастырь, датированный XV веком, принес известность этой территории. Именно с ним связаны основные исторические вехи этого региона. В дальнейшем, к XVIII веку, обе части стали городом Калязиным. На начало XX века это был небольшой мещанско-купеческий городок, население которого составляло 5–6 тысяч человек».

Места здесь намоленные…

К 40-м годам XX века утвердили проект Волгостроя, начало которому было положено еще в 20-е годы XX века. По этому проекту предусматривалось искусственное расширение реки Волги, создания на ее акватории гидроэлектростанций.

Часть волжских городов, расположенных по ее берегам, попадали в зону затопления. Это Иваньковское водохранилище, где полностью была утрачена Корчева (там, где сейчас город Конаково). Угличское водохранилище – Калязин.

Калязин теряет две основные части старого города. Старый город располагался на трех частях, – одна из них высокий правый берег реки Волги. Волга здесь делает поворот, та часть, которая была высокой и сохранилась от старого города. Но это самая маленькая часть.

В 40-м году Калязин практически уничтожили, разобрали до конца и затопили его территории. В Рыбинском водохранилище мы потеряли Мологу.

Колокольню Николаевского собора оставили на месте старого города, потому что именно у колокольни река Волга делает поворот. Ее направление двигается на Углич и далее вниз к Костроме.

Калязин является границей Верхневолжских территорий. Колокольню оставили в качестве маяка. Сразу же, как по Волге начали ходить груженые баржи, стало ясно, что ориентироваться на другие знаки было невозможно, поскольку здесь очень крутой поворот реки. В архивных документах того времени колокольня фигурирует как маяк. Она высокая, ее далеко видно. Так и осталась стоять она в воде.

В летнее время у колокольни проводятся регулярные молебны. В зимнее – подобраться к ней не всегда возможно, а летом во время Верхневолжского крестного хода именно там заканчивается Верхневолжский крестный ход, который начинается у истока Волги в Осташкове. Здесь он останавливается для совершения молебна.

Молебен проводится и у монастырских вод, ведь от Макарьевского монастыря тоже ничего не осталось. На его месте лишь небольшая возвышенность, которая называется «монастырские острова». В 2000-е годы там была возведена небольшая каменная часовенка из красного кирпича.

В советское время ходили разговоры о том, что колокольню надо снести. Говорили о том, что ее целесообразно разобрать, так как она немного накренилась из-за непрочности фундамента, но в конце 80 годов XX века фундамент колокольни укрепили и колокольню оставили, как архитектурный памятник. Долгое время этого объекта вообще не было на картах. Сегодня она получила свой паспорт.

История о том, как колокольня чудесным образом вышла из воды – сильно преувеличена. Ходили даже слухи, что на месте колокольни нашли клад. Периодически колокольня выходит из воды (засушливые года). В этом году это проявилось сильнее, чем раньше, что обусловлено малоснежной зимой и сбоем в работе плотин».

Еще только месяц назад, в апреле 2014 года, шли горячие споры о том, – чудо ли выход колокольни на сушу?

Сейчас память об истории XII века снова затоплена. Паломники подплывают к Калязинской колокольне на лодке, чтобы помолиться.

В конце 1980-х годов гидроэнергетика в нашей стране подвергалась ожесточенной критике, в результате чего строительство новых ГЭС было остановлено. Начало этой кампании положил снятый в 1986 году фильм «Плотина», где собраны практически все аргументы критиков, повторяемые с теми или иными вариациями и сейчас. Одним из таких аргументов было обвинение в (без всяких шуток) - уничтожении великой русской культуры (!), через затопление городов. Цитата: «Вот на Волге затоплено 65 городов… ведь все городки, такие как Плёс, Кинешма, Юрьевец - все уничтожены…».
Города действительно попадали в зоны затопления водохранилищ (впрочем, как раз Плёс, Кинешма, Юрьевец затоплены не были). Так что же это были за города, почему они были затоплены и что с ними стало?

Фото отсюда



Самым известным затопленным городом безусловно является Молога , располагавшаяся в Ярославской области. Причина этой известности в том, что Молога оказалось тем редким случаем, когда город был не перенесен на новое место, а ликвидирован как таковой, его история прервалась.

Молога. Фото отсюда


Молога, располагавшаяся у впадения одноименной реки в Волгу, известна где-то с XII-XIII века, сначала как слобода, а с 1777 года - как уездный город. Отметим, что на момент обретения городского статуса в Мологе было 2 каменных и одна деревянная церкви, все дома были деревянными, жителей имелось около 2000 человек. Постепенно население росло, но никогда не было особенно большим, достигнув максимума в конце XIX века - около 7 тысяч человек. Был построен Афанасьевский монастырь и несколько церквей. В советские годы стал райцентром, население в 1936 году - 6 тысяч человек, около сотни каменных домов и более 800 - деревянных.
Город попал в зону затопления Рыбинского водохранилища, жители в конце 1930-х годов были переселены, главным образом в Рыбинск.


Второй и последний исчезнувший город - Корчева , в Тверской области. Упоминается как село с XVI века, преобразовано в город в 1781 году. Городок был совсем маленький, население в 1920-х годах составляло всего 2,3 тысячи человек. Застройка была в основном деревянная, хотя имелись и каменные здания, в том числе 3 церкви.
Город попал в зону затопления Иваньковского водохранилища, которое к слову было создано главным образом в интересах водоснабжения Москвы и обеспечения работы речного транспорта, а не гидроэнергетики. Хотя город затапливался лишь на 2/3, население было переселено в более удачно расположенный поселок Конаково, который стал городом и сейчас насчитывает более 40 тыс. человек.

Корчева. Фото отсюда


Теперь перейдем к городам, которые были затоплены, полностью или по большей части, но были сохранены как таковые путем переноса на другое место.


Калязин в Ярославской области, еще один символ, знаменитый своей торчащей из воды колокольней. Известен с XII века, статус города получил в 1775 году. В 1935 году население составляло 10,5 тысяч человек. Около 2/3 территории города попало в зону затопления Угличского водохранилища; город остался на старом месте - население было переселено выше, но была утрачена большая часть исторической застройки, в том числе два монастыря - Троицкий Макарьев и Николо-Жабенский (колокольня которого и стоит посреди водохранилища). Сейчас население города - 13,8 тыс. человек.

Застройка Калязина до затопления. Фото отсюда


Весьегонск , город в Тверской области. Известен как село с XVI века, город с 1776 года. Наиболее активно развивался в XIX веке, в период активного функционирования Тихвинской водной системы. Население в 1930-х годах - около 4 тысяч человек, застройка в основном деревянная. Большая часть территории города была затоплена Рыбинским водохранилищем, город заново отстроен на незатопляемых отметках. Город лишился большей части старой застройки, в том числе нескольких церквей. Впрочем, Троицкая и Казанская церкви сохранились, но постепенно пришли в запустение. Интересно, что перенести город в более высокое место собирались еще в XIX веке, поскольку 16 из 18 улиц города регулярно затапливались в половодье. Сейчас в Весьегонске живет около 7 тысяч человек.

Старый Весьегонск в половодье. Фото отсюда


Пучеж , город в Ивановской области. Упоминается с 1594 г. как слобода Пучище, в 1793 году стал посадом. Город жил торговлей по Волге, в частности там нанимали бурлаков. Население в 1930-х годах - около 6 тысяч человек, застройка в основном деревянная. В 1950-х годах территория города попала в зону затопления Горьковского водохранилища. Город был заново отстроен на новом месте, сейчас его население составляет около 8 тыс.человек. Из 6 имевшихся церквей в зоне затопления оказалось 5, но шестая тоже не дошла до наших дней - была разобрана на пике хрущевских гонений на религию.

Пучеж в 1913 году. Фото отсюда


Куйбышев (Спасск-Татарский) , город в Татарии. Известен как город с 1781 года, до того село. В 1856 году в городе было 246 домов, 1 церковь и 5 лавок. Население в 1930-х годах - 5,3 тысячи человек. С 1936 года переименован в Куйбышев, в 1950-х оказался в зоне затопления Куйбышевского водохранилища и был полностью перенесен на новое место, вблизи древнего городища Булгар. В 1991 году переименован в Болгар, сейчас представляет собой довольно популярное туристическое место - люди приезжают посмотреть на сохранившиеся здания древнего городища. Население - около 8 тыс. человек.


Ставрополь Волжский , город в Самарской области. Основан в 1738 году, как крепость. Население сильно колебалось, в 1859 году жило 2,2 тысячи человек, к 1900 году - около 7 тысяч, а в 1924 году население уменьшилось настолько, что город официально стал селом (статус города возвращен в 1946 году). В начале 1950-х годов проживало около 12 тысяч человек. В 1950-х годах оказался в зоне затопления Куйбышевского водохранилища и был перенесен на новое место. В 1964 году переименован в Тольятти, стал активно развиваться как промышленный город. Сейчас численность его населения превышает 700 тысяч человек.

Ставрополь на Волге. Фото отсюда


Бердск , город в Новосибирской области. Основан как острог в 1717 году. Далее вплоть до 1929 года, когда Бердск получил статус поселка, представлял собой обычное село. Население в начале 1940 годов - около 6 тыс.человек. В 1944 году получил статус города. В 1953-57 годах перенесен на новое место, поскольку оказался в зоне затопления Новосибирского водохранилища. После переноса город стал активно развиваться, и сейчас численность его населения составляет почти 100 тысяч человек.

Бердск в 1920-е годы. Фото отсюда


Шагонар , город в Туве. Основан в 1888 году, статус города получил в 1945 году. В конце 1970-х - начале 1980-х перенесен на новое место в 7 км от предыдущего в связи с попаданием в зону затопления Саяно-Шушенского водохранилища. Население в настоящее время - 11 тысяч человек.


Подведем итоги. За все время гидротехнического строительства в нашей стране в зону полного (или большей части территории) затопления попало 9 небольших городов: 7 на Волге, 1 на Оби и 1 на Енисее. Из них 2 прекратили свое существование, остальные были перенесены на новое место. Замечу, что в 1920-х годах в РСФСР числилось более 500 городов, сейчас их в России более тысячи. Безусловно, историческую застройку Калязина, Мологи, Пучежа жалко, но это была осознанная жертва, понесенная во имя индустриального развития страны в 1930-50-х годах, и тогда она не казалось большой. Да и сейчас утверждать, что исключительно (или преимущественно) на этих городах держалась великая русская культура - явное преувеличение.


Судьба городов, перенесенных из зоны затопления, сложилась по-разному. Большинство (Весьегонск, Пучеж, Калязин, Шагонар, Болгар) так и остались небольшими провинциальными городками, которыми и были, хотя и несколько увеличили численность населения. Калязин получил всероссийскую известность своей затопленной колокольней, Болгар имеет все шансы стать туристической достопримечательностью масштаба страны. Тольятти и Бердск стали крупными промышленными городами.


Строительство крупных ГЭС в свою очередь сопровождалось появлением новых городов. Но об этом - в следующий раз.


Оригинал взят у saiga20k в Затопленные церкви

Знаменитая Калязинская колокольня, стоящая посреди угличского водохранилища, стала наверное самым запоминающимся символом последствий при строительстве водохранилищ. Однако, ее история отнюдь не уникальна - оказывается, в мировой практике затопление церквей в водохранилищах является вполне рядовым событием, на которое осознанно идут ради получения электроэнергии и других преимуществ, предоставляемых водохранилищами. Сегодня мы расскажем о затопленных храмах по всему миру, основываясь на информации и фотографиях, .


Вот это - Венесуэла, церковь ныне не существующего городка Потоси, затопленного в 1985 году. В обычное время здание полностью скрыто под водой, но в особо маловодные годы уровень воды снижается и сооружение оказывается на виду.



Церковь Святого Николая в Македонии, у селения Маврово. Затоплена не в какие-то древние времена, а в 2003 году. Фото отсюда


Индия, храм Святого Розария, штат Карнатака. Ушел под воду в 1960-х годах.


Церковь в Петроландии, Бразилия. Затоплена водохранилищем, созданным на реке Сан-Франциско.
Фото отсюда


Монастырь попадает в зону затопления водохранилища «Стубо-Ровни» на реке Ябланица. Это довольно старый проект, начатый строительством еще в 1980-е годы, причем не гидроэнергетический, а чисто водохозяйственный - ориентированный на накопление воды в целях водоснабжения и защиты нижележащих земель от наводнений. Распад Югославии и гражданская война приостановили его строительство, но в настоящее время сооружение водохранилища близко к завершению. Конструктивно, это каменно-набросная плотина высотой 74,5 м, образующая водохранилище емкостью 50 млн.м3.

Плотина «Стубо-Ровни», вид со стороны верхнего бьефа.

Одним из символов Калязина является затопленная колокольня. Сам Калязин находится относительно недалеко от Москвы на берегу Волги. Колокольня

построена в 1800 году при Никольском соборе, который был воздвигнут в 1694 году. Колокольня (высота 74,5 м) отстроена за 6 лет. Она имела 12

колоколов. Самый большой колокол в 1038 пудов отлит в 1895 году на деньги монастыря в честь восшествия на престол Николая II.

Фотографии и текст Киреева Андрея

2. К 1940-м годам утвердили проект Волгостроя, начало которому было положено ещё в 1920-е годы. По этому проекту предусматривалось

искусственное расширение реки Волги, создания на её акватории гидроэлектростанций. При создании Угличского водохранилища старая часть

Калязина оказалась в зоне затопления; собор был разобран, а колокольню оставили в качестве маяка.


3. Река Волга.


4. Сразу же, как по Волге начали ходить груженые баржи, стало ясно, что ориентироваться на другие знаки было невозможно, поскольку здесь очень

крутой поворот реки. В архивных документах того времени колокольня фигурирует как маяк.


5. Так колокольня выглядит вблизи.


6. В советское время ходили разговоры о том, что колокольню надо снести. Говорили о том, что её целесообразно разобрать, так как она немного

накренилась из-за непрочности фундамента, но в конце 80 годов XX века фундамент колокольни укрепили, вокруг был создан искусственный островок

с причалом для лодок.


7. Вознесенская церковь. Была построена в 1783 году. Изначально это была кладбищенская церковь, приписанная к Никольскому (Николаевскому) собору. Ее построили тогда, когда кладбище Николаевского прихода перенесли от собора в более отдаленное от центра города место. На кладбище покоились именитые калязинцы, купцы, духовенство, интеллигенция, мещане. В советское время Вознесенская церковь была закрыта, использовалась под хлебокомбинат. Церковь постепенно приходила в ветхость, и только с 1990-х началось ее возрождение.


8. Волжскме просторы впечатляют.


9. На закате.


10. Во время этой поездки (июнь 2014 года) стояла невероятная жара. И все вокруг просто было раскалено от солнца.



12. В Калязине можно договориться с местными и прокатитться с ветерком на моторной лодке по Волге.


13. Белые ночи. Июнь 2014 года.




16. Перед восходом. Солнце только село и через каких-то пару часов вот-вот будет восход.


17. Восход солнца.
Кто-то опять напишет в комментариях, что я выложил кучу однотипных фото. Но я хочу показать вам как меняется одно и тоже место в зависимости от времени суток.


18. Этот момент из всей поездки по Казязину понравился больше всего. Солнце пробивается сквозь узкие проемы колокольни.


19. Солнце уже высоко. Впереди еще один жаркий день. А путь мой лежал дальше на север. В Углич. А доехал я в итоге в этой поездке до Соловков и потом еще дальше, почти до Мурманска.



21. Калязин до затопления. Художник Геннадий Сотсков. Холст. Масло.



Я не стал ее копировать, так как уже многие это сделали до меня. А миф это или реальность остается только догадываться.

Я лишь приведу историю о снятии колокола и который якобы лежит в затопленном подвале колокольни.

Все строения в зоне затопления должны были быть либо разрушены, либо перенесены в незатопляемое место. Перенести каменный собор невозможно и его, как и все каменные строения, начали рушить. Однако, один из энтузиастов-архитекторов встал грудью на пути ломателей, даже в Москву ездил, но уговорил оставить колокольню собора, как маяк, ведь Волга в этом месте делает крутой поворот, почти под острым углом. Есть, правда, версия, что колокольню не взорвали потому, что просто не успели до весеннего паводка, но она не выдерживает никакой критики, ведь снос контролировал всемогущий НКВД, не взорвали с этом году, взорвали бы в следующем.

Так же несостоятельна версия о нехватке взрывчатки, по той же самой причине.

Другое дело — колокол, который висел на самом верхнем ярусе колокольни. Его нужно было снять. Все мы видели кадры кинохроники, где колокол выталкивают сквозь арочный проём какой-то колокольни, и он падает, разбиваясь о землю. Так же должно было произойти и в Калязине. Колокол сняли с подвеса и опустили на брёвна, уложенные в проём арки. И тут оказалось, что колокол просто не проходит в этот проём, не то выше, не то шире его. Поскольку уже имелось высочайшее указание не взрывать колокольню, ярус не стали сносить, а растёсывать арочный проём долго (а весенний паводок уже не за горами), надо было опустить колокол ярусом ниже, где проём шире. При опускании временный подвес не выдержал, и колокол рухнул на подготовленные ниже лаги. Многотонная (501 пуд) махина легко проломила их, как и все перекрытия нижних ярусов. Так получилось, что колокол падал ровно и не стремительно, задерживаясь на каждом перекрытии, и, в конце концов, стал на свод подвала колокольни, который подумал-подумал, да и проломился тоже. Из открытых створок ворот нижнего яруса вынесло клубы кирпичной пыли, какие-то бумажки, щепки, раздался гул, дрогнула земля. В результате колокол оказался в глубоком подвале.
Понятно, что к такому повороту событий товарищи оказались не готовы. Всё было подготовлено к тому, чтобы опускать колокол, а не поднимать его. Было понятно, что до паводка просто не управиться, и на колокол просто махнули рукой. К началу лета, когда паводок спал, оказалось, что подвал залит водой. И на колокол опять махнули рукой.


БАЙКА. Страшилка.

Про Цимлянское водохранилище, построенное в послевоенное время, ходит множество различных слухов. Говорят, что строили его пленные немцы и заключенные, признанные врагами народа, во время строительства умирали тысячи людей, которых закапывали тут же на месте строительства, то есть оно стоит, можно сказать, на костях. Но самое странное и таинственное происходит именно в воде, свидетелями одного странного происшествия мы и стали.

Водохранилище было построено на месте жилых поселков, то есть людей переселили, дома какие снесли, какие оставили, а местность затопили, затопили со свежими кладбищами, на которых были похоронены погибшие во время войны, с церквями и часовнями. И вот есть у нас такое поверье, что когда водохранилище затапливали, часть людей не ушла из одной из деревень, а заперлись они в церкви и стали молиться, и естественно церковь ушла под воду вместе с молящимися людьми, и теперь, когда сходит вода, почти посередине водохранилища обнажается крест, который стоял на куполе той церкви, а по ночам на том месте люди видят свечение, и говорят, что слышно пение церковного хора!

Ну вот, мы как люди очень интересующиеся решили сплавать на то место и посмотреть на крест. Взяли с собой резиновую лодку, провианта на день и отправились блуждать, так как местность мы не знаем, живем в соседнем городе. Блуждали мы долго, решили сделать привал. Развели костер, поужинали и решили сесть в лодку и просто поговорить, лодка была привязана к валуну и мерно приятно покачивалась на волнах, мы сидели и разговаривали, ярко светила луна, и мы сами не заметили как уснули прямо в лодке.
Проснулись мы одновременно от какого-то непонятного шума и щемящего чувства, которое ему сопутствовало. Открыв глаза, мы сначала не поняли где находимся, видимо, пока мы спали поднялся ветер, веревка, фиксирующая лодку, развязалась, и нас отнесло течением почти на середину водохранилища. Но мы никак не могли понять что за монотонный гул здесь стоит, ощущение как будто кто-то низким голосом тянет букву "М". Начали оглядываться по сторонам, может, баржа где стоит или, того хуже, плывет, но баржи мы не увидели, зато увидели крест, который величественно возвышался над водой.
Мы достали фонарики и решили подплыть к нему поближе, чтобы рассмотреть. Невиданное везение, мы-то думали, что не найдем его, ведь мы даже точно не знали где он находится, и тут вот он, сам нас нашел. Подплыв мы начали его рассматривать, он был местами позеленевший, местами покрытый ракушками и водорослями, мы решили его сфотографировать, Макс достал камеру и начал лазить в настройках, выставляя ночной режим. Но неожиданно он вскрикнул и уронил камеру (черт побери!) в воду, ну такого мы от него не ожидали, ведь своим фотиком он дорожил, наверное, больше всего. А он продолжал верещать как девчонка, увидевшая дохлую мышь, и тыкать пальцами в сторону воды. Мы догадались, что наверное туда надо посмотреть, когда мы туда взглянули, наши тела как будто парализовало. Мы смотрели в воду и от страха не могли оторваться. Из-под воды на нас смотрели мертвые лица, полуистлевшие, с пустыми глазницами и открытыми ртами, они смотрели на нас, и мы не могли сдвинуться с места, немой крик, навеки застрявший в их глотках, звучал в наших головах заунывным "МММ....". Они тянули к нам свои синие костлявые руки с черными длинными ногтями и не отрываясь смотрели на нас бездной своих пустых глазниц.
Из ступора нас вывел звон колоколов, церковных колоколов, звучащих как будто из-под воды, лица и руки начали удаляться вглубь, а мы смогли шевелиться, схватили весла и начали изо всех сил грести, кому не хватило весел - греб руками, молча, не произнося ни звука, мы даже не знали в какую сторону плыть, но не сговариваясь гребли в одном направлении, и только когда мы доплыли до берега и выбрались на сушу, заметили, что уже рассвело.

Даже между собой мы никогда не обсуждали эту тему - слишком ужасны воспоминания, но я до сих пор вижу во сне эти лица. Чего они хотели? Может, они хотят, чтобы их похоронили по-людски в земле, а может, ищут живых, тех, кто их там бросил. Но эти вопросы остаются без ответа, и из года в год эти люди продолжают служить свою призрачную мессу.