Вильгельм райх психология масс и фашизм. В. Райх Психология масс и фашизм. Глава viii некоторые вопросы сексуально-политической практики теория и практика

Многим известно, что Коммунистическим Интернационалом именуют международную организацию, объединявшую компартии разных стран в 1919-1943 годах. Эту же организацию некоторые называют Третьим Интернационалом, либо Коминтерном.

Данное формирование основано в 1919 году, по желанию РКП(б) и его вождя В. И. Ленина для распространения и развития идей интернационального революционного социализма, что в сравнении с реформистским социализмом Второго Интернационала являлось совершенно противоположным явлением. Разрыв между этими двумя коалициями произошёл благодаря расхождениям в позициях касательно Первой мировой войны и Октябрьской революции.

Конгрессы Коминтерна

Конгрессы Коминтерна проводились не так уж часто. Рассмотрим их по порядку:

  • Первый (Учредительный). Организован в 1919 году (в марте) в Москве. В нём приняли участие 52 делегата от 35 групп и партий из 21 страны мира.
  • Второй конгресс. Проводился 19 июля-7 августа в Петрограде. На этом мероприятии был принят ряд решений о тактике и стратегии коммунистической деятельности, таких как модели участия в национально-освободительном движении компартий, о правилах вступления партии в 3 Интернационал, Устав Коминтерна и так далее. В тот момент был создан Отдел международного сотрудничества Коминтерна.
  • Третий конгресс. Проводился в Москве в 1921 году, с 22 июня по 12 июля. На это мероприятие приехало 605 делегатов от 103 партий и структур.
  • Четвёртый конгресс. Мероприятие проходило с ноября по декабрь 1922 года. В нём участвовало 408 делегатов, которых командировали 66 партий и предприятий из 58 стран мира. Решением съезда организовано Международное предприятие помощи борцам революции.
  • Пятое собрание Коммунистического Интернационала проводилось с июня по июль 1924 года. Участники решили национальные компартии превратить в большевистские: изменить их тактику в свете разгрома революционных выступлений в Европе.
  • Шестой конгресс проводился с июля по сентябрь 1928 года. На этом собрании участники оценили политическую мировую ситуацию как переходную к новейшему этапу. Она характеризовалась экономическим кризисом, распространившимся по всей планете, и усилением классовой борьбы. Членам конгресса удалось развить тезис о социал-фашизме. Они выступили с заявлением, что политическое сотрудничество коммунистов как с правыми, так и левыми социал-демократами невозможно. Кроме того, в ходе данной конференции были приняты Устав и Программа Коммунистического Интернационала.
  • Седьмая конференция проводилась в 1935 году, с 25 июля по 20 августа. Базовой темой собрания являлась идея о консолидации сил и борьбе с увеличивающейся фашистской угрозой. В данный период был создан Рабочий единый фронт, который представлял собой орган координации активности трудящихся разнообразных политических интересов.

История

Вообще коммунистические интернационалы изучать весьма интересно. Итак, известно, что троцкисты одобрили первые четыре конгресса, сторонники левого коммунизма - лишь первые два. В итоге кампаний 1937-1938 годов большинство секций Коминтерна были ликвидированы. Польскую секцию Коминтерна в итоге официально распустили.

Конечно же, политические партии 20 века претерпевали массу изменений. Репрессии против деятелей коммунистического международного движения, очутившихся в СССР по тем либо иным причинам, появились ещё до того, как Германия и СССР заключили договор о ненападении в 1939 году.

Марксизм-ленинизм пользовался большой популярностью у народа. И уже в начале 1937 года члены директората германской компартии Г. Реммеле, Х. Эберлейн, Ф. Шульте, Г. Нойман, Г. Киппенбергер, лидеры югославской компартии М. Филлипович, М. Горкич были арестованы. В. Чопич командовал в Испании пятнадцатой интербригадой имени Линкольна, но когда он вернулся, его также арестовали.

Как видите, коммунистические интернационалы создавало большое количество людей. Также были репрессированы видный деятель коммунистического международного движения венгр Бела Кун, множество лидеров польской компартии - Я. Пашин, Э. Прухняк, М. Кошутская, Ю. Ленский и многие другие. Бывший греческой Компартии А. Каитас был арестован и расстрелян. Такой же участи удостоился и один из лидеров Компартии Ирана А. Султан-Заде: он был членом Исполкома Коминтерна, делегатом II, III, IV и VI конгрессов.

Необходимо отметить, что политические партии 20 века отличались большим количеством интриг. Сталин обвинял лидеров Компартии Польши в антибольшевизме, троцкизме, в антисоветских позициях. Его выступления явились причиной физических расправ над Ежи Чешейко-Сохацким и иными предводителями польских коммунистов (1933 год). Некоторых репрессии настигли в 1937 году.

Марксизм-ленинизм, по сути, был неплохим учением. Но в 1938 году президиум Исполкома Коминтерна постановил распустить польскую компартию. Под волной репрессий оказались создатели компартии Венгрии и лидеры Венгерской Советской Республики - Ф. Байаки, Д. Боканьи, Бела Кун, И. Рабинович, Й. Келен, Л. Гавро, Ш. Сабадош, Ф. Карикаш. Болгарских коммунистов, переехавших в СССР, репрессировали: Х. Раковского, Р. Аврамова, Б. Стомонякова.

Коммунистов Румынии также начали уничтожать. В Финляндии репрессировали учредителей компартии Г. Ровио и А. Шотмана, Генерального первого секретаря К. Маннера и множество их соратников.

Известно, что коммунистические интернационалы появились не на пустом месте. Ради них пострадало более ста коммунистов-итальянцев, проживавших в Советском Союзе в 1930-е годы. Их всех арестовали и этапировали в лагеря. Массовые репрессии не прошли мимо лидеров и актива компартий Литвы, Латвии, Западной Украины, Эстонии и Западной Белоруссии (до присоединения их к СССР).

Строение Коминтерна

Итак, мы рассмотрели конгрессы Коминтерна, а теперь рассмотрим структуру этой организации. Её Устав был принят в августе 1920 года. В нём было написано: «По сути, Интернационал коммунистов обязан фактически и действительно представлять собой всемирную единую коммунистическую партию, отдельные филиалы которой действуют в каждом государстве».

Известно, что руководство Коминтерна осуществлялось через Исполнительный комитет (ИККИ). До 1922 года он состоял из представителей, делегированных компартиями. А с 1922 года его избирал конгресс Коминтерна. Малое Бюро ИККИ появилось в июле 1919 года. В сентябре 1921 года его переименовали в Президиум ИККИ. Секретариат ИККИ был создан в 1919 году, он занимался кадровыми и организационными вопросами. Эта организация существовала до 1926 года. А Организационное бюро (Оргбюро) ИККИ было создано в 1921 году и просуществовало до 1926 года.

Интересно, что с 1919 по 1926 год Председателем ИККИ являлся Григорий Зиновьев. В 1926 году должность председателя ИККИ упразднили. Вместо неё появился Политсекретариат ИККИ из девяти человек. В августе 1929 года из состава этого нового формирования была выделена Политкомиссия Политсекретариата ИККИ. Она должна была заниматься подготовкой различных вопросов, которые в дальнейшем рассматривал Политсекретариат. В неё вошли Д. Мануильский, О. Куусинен, представитель компартии Германии (согласован с ЦК КПГ) и О. Пятницкий (кандидат).

В 1935 году появилась новая должность - Генеральный секретарь ИККИ. Её занял Г. Димитров. Были упразднены Политкомиссия и Политсекретариат. Вновь был организован Секретариат ИККИ.

Контрольную интернациональную комиссию создали в 1921 году. Она проверяла работу аппарата ИККИ, отдельных секций (партий) и занималась ревизией финансов.

Из каких организаций состоял Коминтерн?

  • Профинтерн.
  • Межрабпом.
  • Спортинтерн.
  • Коммунистический интернационал молодёжи (КИМ).
  • Крестинтерн.
  • Женский международный секретариат.
  • Объединение мятежных театров (международное).
  • Объединение мятежных писателей (международное).
  • Интернационал пролетариев свободомыслящих.
  • Всемирный комитет товарищей СССР.
  • Интернационал квартиросъёмщиков.
  • Международную организацию помощи революционерам именовали МОПР либо «Красная помощь».
  • Антиимпериалистическая лига.

Расформирование Коминтерна

Когда же произошёл роспуск Коммунистического Интернационала? Дата официальная ликвидации этой знаменитой организации приходится на 15 мая 1943 года. О роспуске Коминтерна заявил Сталин: он хотел на западных союзников произвести впечатление, убеждая их в том, что планы по установлению коммунистических и просоветских режимов на землях европейских государств рухнули. Известно, что репутация 3-го Интернационала к началу 1940-х годов была очень нехорошей. Кроме того, в континентальной Европе нацистами были подавлены и уничтожены почти все ячейки.

С середины 1920-х годов лично Сталин и ВКП(б) стремились доминировать в Третьем Интернационале. Данный нюанс сыграл свою роль в событиях того времени. Повлияла и ликвидация почти всех филиалов Коминтерна (кроме Интернационала молодёжи и Исполкома) в годы (середина 1930-х годов). Однако 3 Интернационал смог сохранить Исполком: его лишь переименовали во Всемирный отдел ЦК ВКП(б).

В июне 1947 года состоялась парижская конференция о помощи Маршалла. А в сентябре 1947 года Сталин из социалистических партий создал Коминформ - Коммунистическое бюро информации. Оно заменило Коминтерн. Фактически, это была сеть, образовавшаяся из коммунистических партий Болгарии, Албании, Венгрии, Франции, Италии, Польши, Чехословакии, Советского Союза, Румынии и Югославии (из-за разногласий Тито и Сталина её вычеркнули из списков в 1948 году).

Коминформ был ликвидирован в 1956 году, после завершения ХХ съезда КПСС. У этой организации формального правопреемника не было, однако таковыми стали ОВД и СЭВ, а также регулярно проводившиеся собрания дружелюбных СССР рабочих и коммунистических партий.

Архив Третьего Интернационала

Архив Коминтерна находится на хранении в Государственном архиве политическо-социальной истории в Москве. Имеются документы на 90 языках: базовым рабочим языком является немецкий. В наличии есть отчёты более чем 80 партий.

Учебные заведения

Третий Интернационал владел:

  1. Коммунистическим университетом тружеников Китая (КУТК) - до 17 сентября 1928 года именовался Университетом тружеников Китая имени Сунь Ятсена (УТК).
  2. Коммунистическим университетом трудящихся Востока (КУТВ).
  3. Коммунистическим университетом национальных меньшинств Запада (КУНМЗ).
  4. Международной ленинской школой (МЛШ) (1925-1938).

Учреждения

Третий Интернационал распоряжался:

  1. Статистико-информационным институтом ИККИ (Бюро Варги) (1921-1928).
  2. Аграрным международным институтом (1925-1940).

Исторические факты

Создание Коммунистического Интернационала сопровождалось различными интересными событиями. Так, в 1928 году для него Ханс Эйслер написал великолепный гимн на немецком языке. На русский язык его перевёл И. Л. Френкель в 1929 году. В припеве произведения неоднократно звучали слова: «Наш лозунг - Всемирный Советский Союз!»

Вообще, когда был создан Коммунистический Интернационал, мы уже знаем - непростое было время. Известно, что командование Красной Армии совместно с бюро пропаганды и агитации Третьего Интернационала подготовили и выпустили книгу «Вооружённое восстание». В 1928 году это произведение издавалось на немецком языке, а в 1931 году - на французском. Труд был написан в виде учебно-справочного пособия по теории организации вооружённых восстаний.

Книга была создана под псевдонимом А. Neuberg, её настоящими авторами являлись популярные деятели революционного всемирного движения.

Марксизм-ленинизм

Что собой представляет марксизм-ленинизм? Это философское и социально-политическое учение о законах борьбы за ликвидацию капиталистических порядков и построение коммунизма. Его разрабатывал В. И. Ленин, который развил учение Маркса и применил его на практике. Появление марксизма-ленинизма подтвердило значительность ленинского вклада в марксизм.

В. И. Ленин создал настолько великолепное учение, что в социалистических странах оно превратилось в официальную «идеологию рабочего класса». Идеология не была статичной, она видоизменялась, подстраивалась под нужды элиты. В неё, кстати, были включены и учения региональных коммунистических предводителей, имеющие значение для руководимых ими социалистических держав.

В советской парадигме учение В. И. Ленина является единственно верной научной системой экономических, философских и политическо-социальных взглядов. Марксистско-ленинское учение способно интегрировать концептуальные воззрения в отношении исследования и революционного изменения земного пространства. Оно раскрывает законы развития общества, человеческого мышления и природы, объясняет классовую борьбу и формы перехода к социализму (включая ликвидацию капитализма), рассказывает о созидающей деятельности тружеников, занятых строительством и коммунистического, и социалистического общества.

Крупнейшей по численности партией в мире считается Компартия Китая. Она следует в своих начинаниях учению В. И. Ленина. В её уставе имеются следующие слова: «Марксизм-ленинизм отыскал законы исторической эволюции человечества. Его базовые положения всегда верны и обладают мощной жизненной силой».

Первый Интернационал

Известно, что Коммунистические Интернационалы сыграли наиглавнейшую роль в борьбе трудящихся за лучшую жизнь. Международное товарищество трудящихся было официально наименовано Первым Интернационалом. Это первое международное формирование рабочего класса, которое было учреждено 28 сентября 1864 года в Лондоне.

Данная организация была ликвидирована после раскола, произошедшего в 1872 году.

2-й Интернационал

2-й Интернационал (Рабочий либо Социалистический) являлся международным объединением рабочих социалистических партий, созданным в 1889 году. Он унаследовал традиции своего предшественника, однако с 1893 года в его составе анархистов не было. Для беспрерывной связи между членами-партиями в 1900 году было зарегистрировано Социалистическое международное бюро, размещённое в Брюсселе. Интернационал принял решения, которые для входящих в него партий обязательными не являлись.

Четвёртый Интернационал

Четвёртым Интернационалом именуют международную коммунистическую организацию, альтернативную сталинизму. Она основана на теоретическом достоянии Льва Троцкого. Задачами данного формирования являлись реализация мировой революции, победа рабочего класса и созидание социализма.

Данный Интернационал был учреждён в 1938 году Троцким и его соратниками во Франции. Эти люди считали, что Коминтерн полностью контролируют сталинисты, что он не в состоянии привести рабочий класс всей планеты к полному завоеванию политической власти. Именно поэтому в противовес они создали собственный «Четвёртый Интернационал», членов которого в то время преследовали агенты НКВД. Кроме того, их обвиняли сторонники СССР и позднего маоизма в нелегитимности, давила буржуазия (Франция и США).

Эта организация впервые пострадала от раскола в 1940 году, а также от более мощного раскола в 1953 году. В 1963 году произошло частичное воссоединение, но многие группы утверждают, что именно они являются политическими преемственниками «Четвёртого Интернационала».

Пятый Интернационал

Что такое «Пятый Интернационал»? Это термин, которым обозначают леворадикалов, желающих создать новую рабочую международную организацию, базирующуюся на идеологии марксистко-ленинского учения и троцкизма. Члены данной группировки считают себя подвижниками Первого Интернационала, Коммунистического Третьего, Троцкистского Четвёртого и Второго.

Коммунизм

И в завершение разберёмся, что такое Российская Коммунистическая партия? Она базируется на коммунизме. В марксизме это - гипотетический экономический и общественный строй, в основу которого положены социальное равенство, общественная собственность, созданная из средств производства.

Одним из самых известных интернационалистических коммунистических лозунгов является изречение: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Кто сказал впервые эти знаменитые слова - известно немногим. Но мы откроем тайну: впервые этот лозунг был высказан Фридрихом Энгельсом и Карлом Марксом в «Манифесте коммунистической партии».

После XIX века термин «коммунизм» часто использовался в целях обозначения общественно-экономической формации, которую прогнозировали марксисты в своих теоретических работах. Она базировалась на общественной собственности, созданной на средства производства. Вообще классики марксизма считают, что коммунистическая общественность реализует принцип «Каждый - по умениям, каждому - по нужде!».

Надеемся, что наши читатели смогут с помощью данной статьи разобраться в Коммунистических Интернационалах.

Что стало. Сухарева башня, разрушена в 1934г. Первая ветка метро. Многоцветный и дивительный…..». Константин Юон. «Дело было в Пенькове», Александр Дейнека. Черты новой социалистической культуры. "Новая Москва". «Свинарка и пастух». "Освоение трактора". С. Кирсанов « Наши руки всему научатся Все загадки по нитке вытянем. "Влюбленные". "Красный еврей". Стены Китай-города. "Штурм Кремля в 1917г". Звуковое кино.

«СССР в 20-30 годы» - Социальная политика. Итоги в политической сфере. Идейная основа курса – сталинская концепция развития страны. Причины свертывания НЭПА. Экономические преобразования. Причины гражданской войны. Утверждение командно-административной модели экономики. Режим личной власти И.В. Сталина. Первая советская Конституция. Характерные черты НЭПА. Советское государство и общество (1917 – конец 30-х гг.). Причины поражения антисоветских сил.

«Внешняя политика СССР в 20 годы» - Полоса признания. Попытка «разжигания» пожара мировой революции. Раппальский договор и его значение. Ультиматум Керзона. Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. Коминтерн. Участники конференции. Фактор внешней политики. Дипломатические конфликты с Западом. Генуэзская конференция. Направления внешней политики в 20-гг. Первые мирные договоры. Полоса дипломатического признания СССР. Особенность договоров.

«НЭП в Сибири» - История экономики России. Внешняя трудовая миграция в период НЭПа. Новая экономическая политика (НЭП) оказала положительное влияние. Следует заметить, что интерпретация НЭПа постепенно менялась. Новая экономическая политика. Хозяйство страны в годы НЭПА. НЭП: новая стратегия или новая тактика. Рабочий класс Сибири в период восстановления народного хозяйства. НЭП в Сибири: утерянные шансы. НЭП: приобретения и потери.

«Культура СССР 20-30 годов» - Формирование умений работать с дополнительной литературой. Илья Репин. Массовое обязательное обучение грамоте. Генетик Н. И. Вавилов. Переход ко всеобщему начальному образованию. Выдающиеся писатели. Мандельштам и Ахматова. Украинская хата. Культурная революция. Реформа русского правописания. Метод социалистического реализма. Духовная жизнь. Сорокин П.А. Внедрение единых художественных канонов. Развитие точных и естественных наук.

«Политика НЭПа» - Годы НЭПа. Военный коммунизм. Продразвёрстка. Кронштадтский мятеж. Руководство партии. Волховстрой. Частные руки. Пролетарская культура. Опасность. Червонец. Изменения. Лампочка Ильича. Кризис политики военного коммунизма. Новая экономическая политика. Продотряд. Строительство Каширской электростанции. Рабочий контроль. СНК проводит сплошную национализацию предприятий. Необходимость перехода к НЭПу.


Вильгельм РАЙХ

ПСИХОЛОГИЯ МАСС И ФАШИЗМ

"Любовь, труд и познание - вот источники нашей жизни. Они должны определять ее ход".

Вильгельм Райх.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Обширные и кропотливые терапевтические исследования человеческого характера позволили мне сделать вывод, что при оценке человеческих реакций мы, как правило, имеем дело с тремя различными слоями биопсихической структуры. Как показано в моей книге "Анализ характера", эти слои характерологической структуры возникают в результате общественного развития и функционируют независимо друг от друга. Для поверхностного уровня личности среднего человека характерны сдержанность, вежливость, сострадание, ответственность, добросовестность. Не было бы никаких общественных трагедий, если бы этот поверхностный пласт личности человека находился в непосредственном контакте с его глубинной, естественной основой. К сожалению, дело обстоит иначе. Поверхностный слой личности не соприкасается с глубинной биологической основой индивидуальности; он опирается на второй, промежуточный слой характера, который состоит исключительно из импульсов жестокости, садизма, сладострастия, жадности и зависти. Это то, что Фрейд называл "бессознательным". На языке сексуальной энергетики "бессознательное" - совокупность всех так называемых "вторичных влечений".

Биофизика оргона позволила понять фрейдовское бессознательное, т. е. антисоциальное, в человеке как вторичный результат подавления первичных биологических влечений. После прохождения второго слоя "извращений" и погружения в биологический субстрат человека всегда обнаруживается третий, самый глубокий слой, который мы называем биологической основой. В этой основе, при благоприятных условиях, человек, как правило, представляет собой искреннее, трудолюбивое, склонное к сотрудничеству, любящее и, при наличии достаточной мотивации, рационально ненавидящее существо. В то же время представляется совершенно невозможным освобождение характерологической структуры современного человека путем проникновения в этот самый глубокий и столь перспективный слой без предварительного удаления ложного, социального поверхностного слоя. Сбросьте маску воспитания, и пред вами предстанет не естественная общительность, а лишь извращенный, садистский слой характера.

В результате неудачной структурной компоновки каждый естественный, социальный, либидозный импульс, стремящийся к реализации на биологической основе, вынужден проходить через слой вторичных извращенных влечений и таким образом подвергаться искажению. Это искажение трансформирует и извращает исходную социальную природу естественных импульсов, препятствуя любому подлинному проявлению жизни.

Теперь мы перенесем нашу структуру личности в социально-политическую сферу.

Нетрудно заметить, что различные распределения общества по политическим и идеологическим группам соответствуют различным слоям характерологической структуры. И тем не менее мы отказываемся признать ошибку идеалистической философии, которая настаивает на вечной неизменности этой структуры. После преобразования исходных биологических потребностей человека и включения их в состав его характерологической структуры, под влиянием общественных условий и изменений эта структура воспроизводит социальный строй общества и его идеологию.

После распада первичной рабоче-демократической формы общества биологическая основа человека осталась без социального представительства. Все "естественное" и "возвышенное" в человеке, все, что объединяло его с космосом, находило подлинное выражение в великих произведениях искусства, особенно в музыке и живописи. И тем не менее оно до сих пор не оказало существенного влияния на формирование человеческого общества, если под обществом понимать общество всех людей, а не культуру малочисленного сословия богачей.

В этических и общественных идеалах либерализма мы видим защиту особенностей поверхностного слоя характера, который центрируется на самообладании и терпимости. В либерализме такого вида подчеркивается значение этики для удержания в повиновении "чудовища в человеке", то есть нашего слоя "вторичных влечений", фрейдовского "бессознательного". Естественная общительность самого глубокого, третьего слоя, не свойственна либералу. Он сожалеет об извращении человеческого характера и стремится преодолеть его с помощью этических норм, тем не менее общественные потрясения XX века свидетельствуют о том, что при таком подходе ему не удалось достичь значительных успехов.

Все подлинно революционное (подлинное искусство и наука) возникает на естественной, биологической основе личности. Ни одному истинному революционеру, художнику и ученому пока не удавалось завоевать расположение народных масс и выступить в качестве их руководителя; а если даже и удавалось, то он не мог удержать их интереса к жизненно важной сфере в течение сколько-нибудь продолжительного периода времени.

В отличие от либерализма и подлинной революции в случае фашизма дело обстоит совершенно иначе. В его сущности воплощаются не поверхностный и глубинный слои, а, как правило, второй, промежуточный характерологический слой вторичных влечений.

Когда я работал над первым вариантом этой книги, фашизм было принято рассматривать как "политическую партию", которая, подобно другим "общественным группам", отстаивала организованную "политическую идею". Согласно этой оценке "фашистская партия" стремилась институировать фашизм с помощью силы и политических интриг.

В отличие от вышеприведенной оценки мой врачебный опыт работы с мужчинами и женщинами различных сословий, рас, наций, религиозных верований и т. д. позволяет мне утверждать, что "фашизм" лишь служит организованным политическим выражением характерологической структуры среднего человека, существование которой не ограничивается определенными расами, нациями и партиями, а носит всеобщий и интернациональный характер. С точки зрения характера человека "фашизм" представляет собой основное, эмоциональное отношение "подавленного" в человеке к нашей авторитарной, машинной цивилизации и ее механистически мистическому пониманию жизни.

Механистически мистический характер современного человека порождает фашистские партии, а не наоборот.

В результате ошибочного политического мышления даже теперь фашизм рассматривается как определенная национальная особенность немцев и японцев. Все дальнейшие ошибочные интерпретации следуют из этой исходной ошибочной концепции.

В противоположность подлинному стремлению обрести свободу, фашизм рассматривался, да и поныне рассматривается, как диктатура немногочисленной реакционной клики. Живучесть этого заблуждения объясняется нашей боязнью взглянуть в лицо реальности, а именно: фашизм - это международное явление, проникшее во все общественные органы всех стран. Это заключение вполне подтверждается международными событиями последних пятнадцати лет.

Опыт, приобретенный в области характерологического анализа, позволил мне убедиться в том, что не существует ни одного индивидуума, в структуре которого не содержались бы элементы фашистского восприятия и мышления. Как политическое движение фашизм отличается от других реакционных партий тем, что в качестве его носителя и поборника выступают народные массы.

Я вполне сознаю огромную ответственность, связанную с таким утверждением, и в интересах этого разорванного на части мира я хотел бы, чтобы и трудящиеся массы так же ясно осознали свою ответственность за фашизм.

Необходимо проводить различие между обычным милитаризмом и фашизмом. Германия времен кайзера Вильгельма была милитаристской, но не фашистской.

Поскольку фашизм, независимо от времени и места его появления, является движением народных масс, он обладает всеми особенностями и противоречиями, присущими характерологической структуре массового индивида. В отличие от общепринятого мнения фашизм - это не чисто реакционное движение, он представляет собой сплав мятежных эмоций и реакционных социальных идей.

Если под революционностью понимать разумный протест против невыносимых условий жизни в человеческом обществе, разумное стремление "добраться до корня всех вещей" и изменить жизнь к лучшему, - тогда фашизм никоим образом не является революционным. Разумеется, он может появляться под маской революционных эмоций. Однако революционным мы называем не того врача, который лечит болезнь с помощью безответственных инвектив, а того, кто спокойно, мужественно и скрупулезно исследует причины болезни и ведет с ней борьбу. Фашистский протест всегда возникает там, где из-за страха перед истиной революционная эмоция искажается, принимая иллюзорный характер.

В чистом виде фашизм представляет собой совокупность всех иррациональных характерологических реакций обычного человека. Для недалёкого социолога, которому недостает мужества признать ведущую роль иррациональности в истории человечества, фашистская расовая теория отражает лишь империалистическое стремление или, мягко выражаясь, является "предрассудком". Это утверждение справедливо и для безответственного политика-болтуна. Масштаб и широта распространения "расовых предрассудков" свидетельствует о том, что их источником является иррациональная область человеческого характера. Расовая теория не проистекает из фашизма. Напротив, фашизм возникает на основе расовой ненависти и служит ее политически организованным выражением. Отсюда следует, что существует немецкий, итальянский, испанский, англосаксонский, еврейский и арабский фашизм. Расовая идеология - это чисто биопатическое выражение характерологической структуры оргастически импотентной личности.

Садистски извращенный характер расовой идеологии проявляется и в ее отношении к религии. Полагают, что фашизм воплощает возвращение к язычеству и является заклятым врагом религии. Это совершенно неверно. Фашизм служит высшим выражением религиозного мистицизма, который принимает определенную общественную форму. Фашизм поддерживает религиозность, которая возникает в результате сексуального извращения, и трансформирует мазохистский характер древней религии. Короче говоря, он переводит религию из "потусторонней" области философии страдания в "посюстороннюю" область садистского убийства.

Фашистская ментальность - это ментальность "маленького человека", порабощенного, стремящегося к власти и в то же время протестующего. Не случайно, что все фашистские диктаторы происходят из реакционной среды "маленьких людей". Магнат-промышленник и милитарист-феодал используют этот социальный факт для своих целей после его выявления в контексте общего подавления жизненных импульсов. В форме фашизма механистическая, авторитарная цивилизация извлекает из подавленного "маленького человека" то, что в течение многих веков она насаждала в порабощенном человечестве с помощью мистицизма, милитаризма и автоматизма. Этот "маленький человек" досконально изучил поведение "большого человека" и поэтому воспроизводит его в искаженном и гротескном виде. Фашизм - это сержант колоссальной армии нашей глубоко больной, промышленно развитой цивилизации Высокая политика превратилась перед "маленьким человеком" в балаганное представление. Маленький сержант превзошел генерала-империалиста во всем: в маршевой музыке, в "гусином шаге" в умении командовать и подчиняться; в способности съеживаться от страха перед идеями; в дипломатии, стратегии и тактике; в умении одеваться и проводить парады; в знаках отличия и почетных наградах Во всех этих вещах кайзер Вильгельм выглядит жалким фальсификатором по сравнению с Гитлером, сыном голодного чиновника. Увешивая всю грудь медалями, "пролетарский" генерал показывает, что "маленький человек" "ничем не хуже" "настоящего" большого генерала.

Широкие и тщательные исследования характера подавленного "маленького человека", а также близкое знакомство с его закулисной жизнью совершенно необходимы для понимания сил, на которые опирается фашизм.

В мятеже огромного числа оскорбленных людей против пустой благовоспитанности ложного либерализма (который не следует смешивать с подлинным либерализмом и подлинной терпимостью) проявился характерологический слой, состоящий из вторичных влечений.

Безумного фашиста невозможно обезвредить, если искать его в соответствии с существующими политическими обстоятельствами только в немце или японце, а не одновременно и в американце, и в китайце; если не обнаруживать его в себе самом; если мы не знакомы с социальными институтами, в которых ежедневно занимаются его воспитанием.

Фашизм можно сокрушить только в том случае, если вести с ним борьбу объективно и практически на основе глубокого знания жизненных процессов. В области политической интриги, дипломатии и зрелищ он не знает себе равных. И все же он должен дать ответ на практические вопросы жизни, поскольку он видит все только в зеркале идеологии или в форме национального мундира.

Когда вам доведется услышать, как фашистский деятель, независимо от разновидности, читает проповеди о "чести нации" (а не о чести человека) или "спасении священной семьи и расы" (а не общества трудящегося человечества), когда вы увидите, как, раздуваясь от важности, он выкрикивает лозунги, - пусть ему при всем народе спокойно и просто зададут следующие вопросы:

"Что вы делаете на практике, чтобы накормить народ без уничтожения других народов? Что вы делаете как врач для борьбы с хроническими заболеваниями? Что вы делаете как педагог, чтобы ребенок радовался жизни? Что вы делаете как экономист для искоренения бедности? Что вы делаете как работник социального обеспечения для облегчения жизни многодетных матерей? Что вы делаете как архитектор для улучшения санитарно-гигиенических условий жизни в жилых помещениях? Хватит болтовни. Дайте нам прямой и конкретный ответ или замолчите!"

Отсюда следует, что международный фашизм невозможно победить с помощью политических интриг. Его победит естественная организация труда, любви и познания на международном уровне.

В нашем обществе любовь и знание еще пока не определяют человеческое существование. Действительно, эти мощные силы позитивного принципа жизни не сознают своей глобальности, своей необходимости, своего огромного значения для общества. По этой причине в настоящее время, год спустя после военной победы над партийным фашизмом, общество все еще стоит на краю бедности. Падение нашей цивилизации станет неизбежным, если трудящиеся, ученые, работающие во всех областях живого (а не мертвого) знания, и лица, которые дарят и получают естественную любовь, как можно быстрее не осознают свою огромную ответственность.

Жизненный порыв может существовать без фашизма, а фашизм без него существовать не может. Фашизм - это вампир, присосавшийся к телу живого существа, получившее свободу влечение к убийству, так же как весной любовь стремится к свершению.

Каким путем будет развиваться индивидуальная и общественная свобода, саморегуляция нашей жизни и жизни наших потомков? Мирным или насильственным? Никто не знает ответа на этот вопрос.

И все же ответ известен тому, кто понимает, как протекает жизнь в животном и новорожденном ребенке, тому, кто понимает смысл беззаветной работы - независимо от того, является он механиком, исследователем или художником. Такой человек перестает мыслить понятиями, получившими распространение в обществе благодаря деятельности партийных функционеров. Жизненный порыв не может "захватить власть насильственным путем", так как он не знает, что с ней делать. Означает ли этот вывод, что жизненный импульс всегда будет его жертвой и мучеником? Означает ли это, что псевдополитик всегда будет сосать кровь жизни? Это - ложный вывод.

Моя работа как врача заключается в лечении болезней. В качестве исследователя я должен пролить свет на неизвестные взаимосвязи в природе. Таким образом, если появится пустозвон-политик и попытается заставить меня покинуть своих пациентов и отложить в сторону свой микроскоп, я не позволю, чтобы мне мешали. Я просто вышвырну его вон, если он откажется уйти добровольно. Необходимость применения силы против незваных гостей для защиты моей работы с живыми людьми зависит не от меня и моей работы, а от степени наглости незваных гостей. Представим себе теперь, что все те, кто занят важной, живой работой, смогли бы сразу узнать в политике пустозвона. Они поступили бы так же, как и я. В этом упрощенном примере, возможно, содержится в общих чертах ответ на вопрос, каким образом жизненный порыв должен будет, рано или поздно, защищаться от незваных гостей и разрушителей.

"Психология масс и фашизм" обдумывалась в годы кризиса в Германии с 1930 по 1933 г. Книга была написана в 1933 году; первое издание появилось в сентябре 1933 года, а второе - в апреле 1934 года в Дании.

Десять лет минуло с тех пор. Разоблачение иррациональной природы фашистской идеологии в этой книге нередко получало шумное одобрение всех политических лагерей. Через немецкую границу перевозилось большое количество экземпляров этой книги, порой изданной под псевдонимом. Нелегальное революционное движение в Германии оказало книге теплый прием. В течение многих лет она служила источником связи с немецким антифашистским движением.

В 1936 году фашисты запретили эту книгу наряду со всеми публикациями по политической психологии1. Выдержки из книги печатались во Франции, Америке, Чехословакии, Скандинавии и других странах. Она подвергалась анализу в статьях. И лишь социалисты, с их узкоэкономическим подходом, а также платные партийные чиновники, контролировавшие органы политической власти, не знали, да и теперь не знают, как к ней относиться. В Дании и Норвегии, например, она подвергалась яростной критике со стороны руководства коммунистической партии и была осуждена как "контрреволюционная". С другой стороны, представляется знаменательным, что сексуально-энергетическое объяснение иррациональной природы расовой теории нашло понимание у молодежи из фашистских групп с революционной ориентацией.

В 1942 году один из английских корреспондентов предложил осуществить перевод книги на английский язык. Таким образом, передо мной встала задача проверить правильность книги через десять лет после ее написания. Результат проверки точно отражает колоссальные изменения, которые произошли в мышлении за последнее десятилетие. Кроме того, это была проверка обоснованности сексуально-энергетической социологии и ее влияния на социальные революции нашего столетия. Я не держал книгу в руках в течение ряда лет. Когда я начал вносить в книгу исправления и дополнения, я был ошеломлен ошибками в рассуждениях, которые я сделал 15 лет назад, кардинальными изменениями, происшедшими в мышлении за это время, а также теми огромными усилиями, которые потребовались от науки, чтобы преодолеть фашизм.

Прежде всего, я вполне мог позволить себе отпраздновать великую победу. За прошедшее время анализ фашистской идеологии с позиций сексуальной энергетики выстоял под огнем критики и его основные положения были полностью подтверждены событиями последнего десятилетия. Он пережил крушение чисто экономической, вульгарной концепции марксизма, с помощью которой марксистские партии Германии пытались одолеть фашизм. Тот факт, что через 10 лет после первого издания понадобилось вновь издать "Психологию масс и фашизм", говорит в ее пользу. На новое издание не может претендовать ни одна из марксистских работ, авторы которых осуждали сексуальную энергетику.

В переработке второго издания нашли отражение кардинальные изменения, происшедшие в моем мышлении.

В 1930 году у меня не было никакого представления о естественных демократических отношениях между трудящимися - мужчинами и женщинами. Рудиментарные сексуально-энергетические открытия в области структуры личности вплетались в интеллектуальную канву деятельности марксистских партий. В то время я принимал активное участие в деятельности либеральных, социалистических и марксистских культурных организаций, и поэтому при изложении идей сексуальной энергетики мне приходилось периодически пользоваться социологическими понятиями, которые были общеприняты в марксизме. И даже тогда в нелицеприятных спорах с различными партийными функционерами выявлялось существенное расхождение между сексуально-энергетической социологией и вульгарным экономизмом. Поскольку я все еще верил в фундаментально научный характер марксистских партий, мне трудно было понять, почему члены этих партий обрушивались с острой критикой на социальные последствия моих медицинских исследований именно в то время, когда массы служащих, промышленных рабочих, мелких предпринимателей, студентов и т. д. устремлялись в сексуально-энергетические организации, чтобы получить знания о живой жизни. Я никогда не забуду "красного профессора" из Москвы, которому было поручено в 1928 году посетить одну из моих лекций в Вене, чтобы защитить от меня "партийную линию". Между прочим этот профессор заявил, что "Эдипов комплекс - полнейшая чепуха" и что такой вещи вообще не существует. Четырнадцать лет спустя его русские товарищи гибли под танками порабощенных фюрером немцев.

Разумеется, можно было ожидать, что партии, провозглашавшие борьбу за свободу человечества, будут вполне удовлетворены результатами моей политической и психологической деятельности. Как убедительно свидетельствуют архивы нашего института, дело обстояло совсем иначе. Чем значительнее были социальные последствия нашей деятельности в области массовой психологии, тем решительнее были контрмеры, принимавшиеся партийными политиками. Еще в 1929-30 годах австрийские социал-демократы закрыли двери своих культурных организаций для лекторов нашей организации. В 1932 году, несмотря на энергичные протесты своих членов, социалистические и коммунистические организации запретили распространение публикаций серии "Издатели за сексуальную политику" (издательство находилось в Берлине). Меня лично предупредили, что я буду расстрелян, как только марксисты придут к власти в Германии. В том же году коммунистические организации Германии запретили врачам, выступавшим в защиту сексуальной энергетики, присутствовать в своих залах для собраний. Это решение также было принято вопреки воле членов этих организаций. Меня исключили из обеих организаций на том основании, что я внедрял сексологию и показывал ее влияние на формирование структуры личности. В период с 1934 по 1937 год функционеры коммунистической партии всегда предупреждали фашистские круги в Европе об "опасности" сексуальной энергетики. Это можно доказать на основании документов. Публикации по сексуальной энергетике задерживались на границе Советской России и отправлялись обратно, как, впрочем, и толпы беженцев, стремившихся спастись от немецкого фашизма. Этому нет никакого оправдания.

Вышеупомянутые события, представлявшиеся мне в то время бессмысленными, приобрели полную ясность в процессе переработки книги "Психология масс и фашизм". Сведения из области сексуальной энергетики и биологии были втиснуты в терминологию вульгарного марксизма как слон в лисью нору. Во время переработки своей книги о молодежи2 в 1938 году я заметил, что по прошествии восьми лет все термины сексуальной энергетики сохранили свое значение, тогда как все партийные лозунги, которые я включил в книгу, стали бессмысленными. Это утверждение справедливо и для третьего издания "Психологии масс и фашизма".

Вообще говоря, теперь ясно, что фашизм - это не дело рук какого-нибудь Гитлера или Муссолини, а выражение иррациональной структуры массового человека. В настоящее время стало более очевидным, чем десять лет назад, что расовая теория является биологическим мистицизмом. Кроме того, мы располагаем значительно большим объемом сведений, которые позволяют нам понять оргастические влечения человека, и поэтому мы уже начали интуитивно понимать, что фашистский мистицизм представляет собой оргастическое влечение, ограниченное мистическим искажением и подавлением естественной сексуальности. Положения сексуальной энергетики, относящиеся к фашизму, теперь представляются более обоснованными, чем десять лет назад.

Означает ли это, что марксистская экономическая теория по сути своей неверна? Я хотел бы ответить на этот вопрос с помощью примера. Был ли "неверным" микроскоп времен Пастера или построенный Леонардо да Винчи водяной насос? Марксизм является научной теорией экономики, которая возникла в общественных условиях начала и середины XIX столетия. Однако процесс общественного развития не остановился и принял в XX веке совершенно иную форму. В этом новом социальном процессе мы находим все существенные особенности, существовавшие в XIX веке, подобно тому, как мы вновь открываем принципиальную конструкцию пастеровского микроскопа в современном микроскопе или основной принцип насоса Леонардо да Винчи в современной системе водоснабжения. И все же в настоящее время оказываются бесполезными как микроскоп Пастера, так и насос Леонардо да Винчи. Они устарели благодаря совершенно новым процессам и функциям, соответствующим совершенно новой концепции и технологии. Деятельность марксистских партий в Европе не увенчалась успехом (говоря это, я отнюдь не испытываю злорадного чувства радости), поскольку на основе понятий XIX века они пытались понять фашизм XX века, являвший собой нечто совершенно новое. В качестве общественных организаций они утратили энергию, поскольку им не удалось сохранить и развить существенные возможности, присущие всем научным теориям. Я не сожалею о том, что в течение многих лет принимал участие в качестве врача в деятельности марксистских организаций. Мое знание общества не основано на книгах; по существу, оно было приобретено благодаря практическому участию в борьбе народных масс за достойную и свободную жизнь. Фактически мои лучшие интуитивные открытия в области сексуальной энергетики были сделаны на основе ошибок в мышлении тех же самых народных масс, т. е. ошибок, подготовивших их к приходу фашистской чумы. В качестве врача я так понимал рабочих с их проблемами, как их не мог понять партийный политик. Партийный политик видел только "рабочий класс", которому он стремился "внушить классовое сознание". Я рассматривал человека как живое существо, оказавшееся во власти наихудших из всех возможных общественных условий, которые он сам создал, носил в себе как часть своего характера и тщетно стремился освободиться от них. Разрыв между чисто экономическим и биосоциологическим подходом стал непреодолим. Теория "классового человека" противопоставлялась иррациональной природе общества живых людей.

В настоящее время всем известно, как глубоко марксистские экономические идеи проникли в мышление современного человека. И все же отдельные экономисты и социологи нередко не сознают источник своих идей. Общеизвестны такие понятия, как "класс", "прибыль", "эксплуатация", "классовое противоречие", "товар" и "прибавочная стоимость". Несмотря на это, ни одну партию нельзя считать в настоящее время наследником и живым представителем научного богатства марксизма, когда речь идет о реальном развитии социологии, а не о лозунгах, утративших свой первоначальный смысл.

В период с 1937 по 1939 год была разработана новая сексуально-энергетическая концепция - "рабочая демократия". В третье издание этой книги включено изложение основных особенностей новой социологической концепции. Она содержит лучшие, все еще действенные, социологические достижения марксизма. В ней учитываются социальные изменения, которые произошли в понятии "рабочий" за последние сто лет. По своему опыту я знаю, что "единственные представители рабочего класса", а также прежние и новые "руководители международного пролетариата" выступают против указанного расширения социального понятия "рабочий" на том основании, что оно является "фашистским", "троцкистским", "контрреволюционным", "враждебным по отношению к партии" и т. д. Организации рабочих, которые изгоняют из своих радов негров и осуществляют на практике гитлеризм, не могут считаться творцами нового свободного общества. Гитлеризм, однако, не ограничивается нацистской партией или границами Германии; он проникает как в рабочие организации, так и в либеральные и демократические круги. Фашизм - это не политическая партия, а особая концепция жизни, отношения к человеку, любви и труду. Этого не меняет тот факт, что политические методы предвоенных марксистских партий исчерпали себя и не имеют будущего. Аналогично тому, как в психоанализе была утрачена концепция сексуальной энергии, которая вновь возродилась при открытии "оргона", так и концепция интернационального рабочего утратила свое значение в деятельности марксистских партий, чтобы возродиться в рамках сексуально-энергетической социологии. Это связано с тем, что деятельность сторонников сексуальной энергетики может быть реализована только в рамках общественно необходимого труда, а не в рамках реакционно-иллюзорной бездеятельности.

Сексуально-энергетическая социология возникла на основе стремления привести глубинную психологию Фрейда в соответствие с экономической теорией Маркса. Инстинктивные и социально-экономические процессы определяют жизнь человека. В то же время нам необходимо отказаться от эклектических попыток произвольно объединять "инстинкт" и "экономику". Сексуально-энергетическая социология разрешает противоречие, которое побудило психоанализ предать забвению социальный фактор, а марксизм - происхождение человека от животного. В другом месте я отметил, что психоанализ является матерью сексуальной энергетики, а социология - ее отцом. Однако ребенок - это нечто большее, чем суммарный итог своих родителей. Он представляет собой новое, независимое существо - семя будущего.

В соответствии с новым, сексуально-энергетическим, пониманием концепции "труда" в терминологию настоящей книги были внесены следующие изменения. Термины "коммунистический", "социалистический", "классовое сознание" и т. д. были заменены на такие более конкретные социологические и психологические термины, как "революционный" и "научный". Они означают "радикальное революционизирование", "разумную деятельность", "постижение сути".

При этом учитывается нарастающее революционизирование не коммунистических и социалистических партий, а (в отличие от них) множества групп и общественных классов, которые не примыкают ни к какой партии. Другими словами, учитывается стремление многих аполитичных групп и классов к установлению принципиально нового, разумного общественного строя, В результате борьбы с фашистской чумой общество включилось в процесс огромных международных революционных изменений. Это явление нашло отражение в нашем общественном сознании и было отмечено даже старыми буржуазными политиками. Слова "пролетарий" и "пролетарский" были созданы более ста лет назад для обозначения обманутого класса общества, который был обречен на массовое обнищание. Разумеется, такие социальные группы и теперь существуют, однако взрослые внуки пролетариев XIX века стали высококвалифицированными промышленными рабочими, которые сознают свое мастерство, незаменимость и ответственность. "Классовое сознание" было заменено на "сознание своего мастерства" и "социальную ответственность".

В марксизме XIX века применение термина "классовое сознание" ограничивалось работниками физического труда. Лицам других необходимых профессий, без которых не могло функционировать общество, приклеивались ярлыки "интеллигентов" и "мелкой буржуазии". Их противопоставляли "пролетариату физического труда". Это схематическое и теперь уже неприемлемое сопоставление сыграло весьма существенную роль в победе фашизма в Германии. Концепция "классового сознания" характеризуется не только чрезмерной узостью, она вообще не соответствует структуре класса работников физического труда. Поэтому термины "промышленная работа" и "пролетариат" были заменены на "жизненно важный труд" и "трудящийся". Эти два термина распространяются на всех лиц, которые выполняют важную для жизни общества работу. Наряду с промышленными рабочими к таким лицам следует причислять врачей, учителей, техников, лаборантов, писателей, общественных деятелей, фермеров, научных работников и т. д. Эта новая концепция устраняет разрыв, который немало способствовал расколу общества трудящихся и поэтому привел к фашизму как черной, так и красной разновидности.

Благодаря незнанию массовой психологии марксистская социология противопоставляла "буржуазию" "пролетариату", С точки зрения психологии такое противопоставление следует признать неверным. Характерологическая структура не ограничивается капиталистами, она существует и среди трудящихся всех профессий. Существуют либеральные капиталисты и реакционные рабочие. Характерологический анализ не признает существования классовых различий. Поэтому чисто экономические понятия "буржуазия" и "пролетариат" были заменены понятиями "реакционный" и "революционный" или "свободомыслящий", которые соотносятся не с принадлежностью человека к определенному общественному классу, а с его характером. Эти изменения были навязаны нам фашистскими извергами.

Диалектический материализм, обрисованный в общих чертах в "Анти-Дюринге" Энгельса, превратился в энергетический функционализм". Это развитие стало возможным благодаря открытию биологической энергии, или "оргона" (1936-38 гг.). Социология и психология приобрели таким образом прочную биологическую основу. Такое развитие должно было неизбежно оказать влияние на наше мышление. Расширение сферы нашего познания вызывает изменения в старых концепциях; новые концепции занимают место утративших силу концепций. Марксистский термин "сознание" заменен на "динамическую структуру", "потребность" - на "оргонные инстинктивные процессы", "традиция" - на "биологическую и характерологическую ригидность" и т. д.

Благодаря иррациональной природе человека общепринятая в вульгарном марксизме концепция "частного предпринимательства" была совершенно неправильно истолкована в том смысле, что социалистическое развитие общества исключает любую форму частного владения. Естественно, что такое толкование было широко использовано политической реакцией в своих целях. Представляется вполне очевидным, что общественное развитие и индивидуальная свобода не имеют отношения к так называемой отмене частной собственности. Марксистская концепция частной собственности не распространяется на брюки, рубашки, пишущие машинки, туалетную бумагу, книги, кровати, сбережения, дома, недвижимость и т. д. Эта концепция использовалась исключительно в связи с частной собственностью на общественные средства производства, т. е. такие средства производства, которые определяют развитие общества в целом. К таким средствам производства относятся: железные дороги, гидротехнические сооружения, электростанции, угольные шахты и т. д. "Обобществление средств производства" стало камнем преткновения потому, что было истолковано в соответствии с идеологией экспроприированных лиц как "лишение права частной собственности" на кур, рубашки, книги, дома и т. д. В течение прошлого столетия национализация общественных средств производства стала вторгаться в область частной собственности на такие средства производства. В той или иной мере этот процесс затронул все капиталистические страны.

Поскольку структура личности трудящегося и его способность к восприятию свободы были настолько придавлены, что он не мог приспособиться к быстрому темпу развития общественных организаций, "государство" выполняГлава I. ИДЕОЛОГИЯ КАК МАТЕРИАЛЬНАЯ СИЛА

В годы, предшество

The mass psychology of fascism

A Condor Book Souvenir Press }