Игры на русском для tegra k1. Обзор игр для Tegra: что это такое и с чем их едят. Универсальные вычислительные возможности

Пожалуй, каждый человек, интересующийся новостями из мира мобильных технологий, просто обязан знать, что в данные секунды в далеком Лас-Вегасе проходит международная выставка потребительской электроники, более известная под аббревиатурой CES. Количество представленных новинок прямо-таки зашкаливает, однако в общем их можно поделить на две категории. Первая — продукты, дата релиза которых еще неизвестна. Хорошим примером такого являются , которые обзаведутся поддержкой приложений для операционной системы . Впрочем, есть и другие новинки, которые не только очень скоро выйдут в массовое производство, но и качественно изменят нашу жизнь. К последним относится новый чип Tegra K1, внутри которого поместился 192-ядерный графический процессор Kepler. Похоже, игры для устройств под управлением Android выходят на качественно новый уровень.

Наверное, большинство из вас сразу же задалось вопросом о причине смены идеологии названий чипов. Представители компании Nvidia, напомним, до этого использовали довольно простую схему наращивания цифр. Две предыдущие модели получили название Tegra 3 и Tegra 4 соответственно, а потому многие пользователи ждали логического продолжения. Но нет, подобного не произошло, и по этому поводу высказался генеральный директор Nvidia Джен-Хсун Хуанг (Jen-Hsun Huang):

Мы использовали данное название по причине кардинальных отличий от предыдущих поколений. Tegra K1 попросту несравнима с ее предшественниками. Это лучшая архитектура, которую мы когда-либо создавали.

Впрочем, не спешите закатывать глаза от столь огромной цифры. Главная причина, из-за которой Nvidia уместила 192-ядерный процессор, — это, конечно же, маркетинг. 192 звучит куда более солиднее 4, не так ли? Что же касается центрального процессора Tegra K1, то он представлен четырехъядерным Cortex A15.

Еще одним заметным улучшением стала улучшенная энергоэффективность и увеличение допустимого объема оперативной памяти до 8 ГБ. Кроме того, чип может похвастать поддержкой Unreal Engine 4, OpenGL 4.4 и DirectX 11, что в совокупности со всем вышеизложенным должно позволить запускать на смартфонах и планшетах на Android игры уровня топовых персональных компьютеров или игровых консолей последнего поколения.
Выпускаться чип будет в двух версиях. Первая основана на 32-разрядном процессоре и станет частью устройств уже в первой половине 2014 года, тогда как вторая получит 64-разрядный процессор собственного производства. Вторая итерация выйдет в свет во второй половине этого года.
Впрочем, если все эти цифры абсолютно ни о чем вам не говорят — не спешите расстраиваться. Специально для этого представители компании Nvidia создали ролик, главной целью которого является демонстрация возможностей Tegra K1.

Пожалуй, оценить мощность чипа после просмотра видеоролика смогут даже те, кто далек от мира мобильных игр.
Tegra K1 вовсе не ограничится работоспособностью на смартфонах и планшетах. Помимо этого, чип также сможет работать с игровыми консолями под управлением Android и даже автомобилями.

Прямо перед стартом выставки CES 2014, традиционно прошедшей в Лас-Вегасе, компания NVidia анонсировала два мобильных чипа с общим названием Tegra K1 . У обоих процессоров есть существенные отличия, но объединяющие факторы серьезнее и главный из них - 192-ядерный видеоускоритель Kepler. На презентации CEO NVidia утверждал, что Tegra K1 может заткнуть за пояс не только любой мобильный чип, но и начинку консолей прошлого поколения. Появившиеся в Сети тесты показывают, что Джен-Сан Хуанг (Jen-Hsun Huang) на этот раз не преувеличивал.

Мы уже писали о том, что NVidia Tegra K1 вышел из стадии чертежей, у производителя даже имеются прототипы одной из версий чипа. Более того, они были установлены в референсные планшеты , с помощью которых живьем демонстрировалось демо-приложение Ira. Оказывается, Nvidia даже передали прототипы некоторым крупным партнерам, одним из них являются Lenovo. На выставке CES стенд этой компании украшал 4K-монитор со встроенной вычислительной платформой - ThinkVision 28.

Характеристики более чем хороши и для использования этого устройства в качестве отдельного "мега-планшета": NVidia Tegra K1, 2 ГБ оперативной памяти DDR3, 32 ГБ eMMC под данные, несколько USB-портов, Bluetooth, Wi-Fi, слот под карты памяти, камера, микрофон, NFC и многое-многое другое. Диагональ экрана составляет 28 дюймов при разрешении 3840x2160 (4K) , а в качестве ОС используется Android 4.3.

Журналисты Tom"s Hardware смогли получить доступ к стендовому Lenovo ThinkVision 28 и запустить на нем ряд приложений. Знаменитая программа CPU-Z, перекочевавшая на Android из Windows, подтвердила часть начинки, распознав вариант Tegra K1 с ядрами Cortex-A15, объединенными в систему 4-PLUS-1 . Интересно, что максимальная частота основной четверки указана как 2 ГГц, что несколько меньше, чем заявляли NVidia во время анонса чипа. Это доказывает, что внутри стендового ThinkVision 28 не финальный вариант, а прототип.

Естественно, самой интересной частью Nvidia Tegra K1 является 192-ядерный видеоускоритель, именно он делает этот чип особенным. И первое же тестирование, проведенное с помощью 3DMark от Futuremark, показало превосходство нового процессора над имеющимися. После прогонки стандартных тестов в Offscreen-режиме с разрешением 720p бенчмарк выдал следующие результаты: 22 285 баллов за Ice Storm Unlimited, 24 927 баллов за производительность графики и 16 299 за обсчет физики. Сравнение с некоторыми другими устройствами вы можете видеть на диаграмме выше. Подводя итоги можно сказать, что даже прототип Tegra K1 с пониженной частотой CPU (а возможно и GPU) в 3DMark не имеет конкурентов.

Следующим бенчмарком, в котором проверили Tegra K1, стал заслуживший доверие кроссплатформенный GFXBench. Tom"s Hardware уточняют, что на "мониторе" Lenovo была установлена не самая свежая версия приложения. В 1080p-версии T-Rex HD устройство показало результат в 48 кадров секунду , что почти в два раза выше, чем у ближайшего конкурента в лице Apple iPhone 5s. Для справки, Snapdragon 800 смог достигнуть результата лишь в 23 fps. А вот в Onscreen-тесте Tegra K1 от NVidia на последнем месте с 16 кадрами в секунду, виной тому сверхвысокое разрешение экрана и, хочется верить, нефинальная ревизия процессора.

Не слишком удачно новинка от NVidia справилась и с AnTutu. Она получила лишь 33 917 баллов и проиграла своему предшественнику , впрочем, оставив далеко позади Qualcomm Snapdragon 800. Сложно предположить, что стало причиной провала прототипа Tegra K1, но можно утверждать наверняка - финальный экземпляр будет иметь иные результаты.

Еще одна порция интересной информации пришла из Китая. Согласно ей, референсный планшет с Tegra K1 в Offscreen 1080p-тесте T-Rex HD, являющемся частью GFXBench, достиг результата в 60 кадров в секунду . Это больше упомянутого выше показателя ThinkVision 28 от Lenovo, а значит, в последнем, действительно, стоит какой-то промежуточный прототип нового чипа. Более того, NVidia Tegra K1 здесь обошел даже ноутбук с Intel i5 и интегрированной видеокартой последнего поколения - HD Graphics 4400. Жаль, но до Intel i7 с мобильной GeForce 740 смартфонно-планшетный чип все же не дотягивает.

Интересно будет сравнить финальный NVidia Tegra K1 с Qualcomm Snapdragon 805, в котором обещали не только улучшенные CPU, но и новый ускоритель. Впрочем, кроме производительности важны фирменные инструменты для разработчиков и поддержка технологий. И если DirectX 11 поддерживают оба чипа (поклонники Windows и Windows Phone должны быть довольны), то полноценным OpenGL 4.4 может похвастаться только процессор NVidia . Правда, нужно еще дождаться, чтобы хоть кто-то из крупных создателей игр начал разработку с его использованием.

Недавний обзор портативной консоли SHIELD мы завершили на том, что, хотя система на чипе Tegra 4, которая лежит в ее основе, все еще обладает отменной производительностью в 3D, NVIDIA уже готовит следующее игровое устройство на базе SoC Tegra K1. Тогда еще было не известно, что это будет: то ли новая версия той же консоли, то ли более привычный формат — планшетный компьютер. А получилось в некотором роде и то и другое: планшет и отдельный беспроводной контроллер, которые продаются и могут использоваться по отдельности, но на самом деле немыслимы друг без друга.

Помимо собственных достоинств, SHIELD Tablet представляет для нас особенный интерес как официальное воплощение Tegra K1. Первым устройством на базе K1 стал китайский планшет Xiaomi MiPad, и других вариантов пока нет вовсе. Поспешим же проверить, на что способна новая система.

Tegra K1: CPU

Чип Tegra K1, так же как и его предшественник Tegra 4, производится тайваньской TSMC по техпроцессу 28 нм и представляет собой SoC с четырьмя ядрами архитектуры ARM. В этой области у NVIDIA мало что изменилось. Центральный процессор Tegra K1 по-прежнему спроектирован по простой и, можно сказать, грубоватой схеме, когда все вычислительные ядра построены по архитектуре Cortex-A15.

CPU по-прежнему имеет 2 Мбайт общего кеша L2 и по 64 Кбайт L1 на каждое ядро. В качестве оперативной памяти используются чипы LPDDR3 с 64-битным интерфейсом.

Надо сказать, что A15, будучи более производительным ядром по сравнению с широко используемым Cortex-A9, одновременно отличается повышенным энергопотреблением. Микропроцессоров на базе A15 пока немного, наиболее ярким примером, помимо самой Tegra 4 и Tegra K1, является семейство чипов Samsung Exynos 5 . Вот только в Exynos одновременно с ядрами Cortex-A15, коих также может быть вплоть до четырех штук, интегрированы ядра Cortex-A7, являющиеся производными от A8 со специально упрощенным дизайном. Благодаря такому устройству CPU, которое называется «гетерогенной архитектурой ARM big.LITTLE», система может в большом диапазоне масштабировать производительность и сопутствующее ей энергопотребление, не только варьируя тактовую частоту ядер, но и распределяя вычислительные потоки между крупными и мелкими ядрами в зависимости от их требований и приоритета. «Свободные» ядра отключаются, так что с точки зрения энергопотребления все выглядит достаточно неплохо.

В Tegra 4, а следом за ней — и Tegra K1, присутствует зародыш такого дизайна в виде так называемого shadow core — пятого ядра Cortex-A15, урезанного по сравнению с четырьмя основными ядрами. «Теневое» ядро работает при минимальной активности ОС и обслуживает самые нетребовательные задачи (к примеру, получение почты), пока устройство лежит в кармане с выключенным экраном. В остальном масштабирование достигается исключительно манипуляциями с частотой. В результате у Tegra 4 энергоэффективность если и не так плоха, как многие привыкли думать о мобильных SoC NVIDIA, то все-таки уступает показателям конкурирующих систем как на архитектуре ARM bit.LITTLE, так и с ядрами оригинального дизайна (Apple A7, Qualcomm Snapdragon 801).

Несмотря на то, что CPU в Tegra K1 архитектурно не отступил от основ, заложенных в Tegra 4, и все так же производится по технологической норме 28 нм, NVIDIA изыскала другие способы поднять соотношение производительности и мощности. Во-первых, логика ядер была обновлена с версии r2p1 до r3p3, а на пути между этими версиями Cortex-A15 как раз произошли изменения, направленные на повышение энергоэффективности. Во-вторых, чипы Tegra K1 производятся на TSMC по техпроцессу 28 HPm (High Performane Mobile), который характеризуется уменьшенными утечками тока в кристалле. Как следствие, K1 теоретически может обеспечить на 40% большую производительность при равном энергопотреблении с Tegra 4 либо потреблять на 55% меньше тока при равной производительности.

Улучшения по части энергоэффективности также позволили поднять частотный потолок чипа с 1,9 до 2,2 ГГц вне зависимости от числа активных ядер. Частота теневого ядра Cortex-A15 масштабируется вплоть до 1 ГГц. Производители SoC в последнее время не любят раскрывать TDP своих продуктов (да и с дискретными CPU и GPU картина становится все более мутной), но, судя по характеристикам SHIELD Tablet и консоли SHIELD, система действительно стала более экономичной. Планшету на Tegra K1 достаточно батареи емкостью 19,75 Вт*ч, в то время как консоль на Tegra 4 комплектуется аккумулятором на 28,8 Вт*ч, да еще при меньшем размере и разрешении экрана. Конечно, не выполнив тесты, мы еще не знаем последний член уравнения — время автономной работы, но SHIELD Tablet, по крайней мере, не нуждается в активном охлаждении с помощью вентилятора, дабы SoC могла работать на максимальной частоте.

Занятно, что, будучи одним из зачинателей гонки количества ядер в мобильных SoC, NVIDIA одновременно ведет разработку второй «ветки» Tegra K1, являющейся двухъядерным CPU оригинальной архитектуры. Два чипа абсолютно совместимы на уровне контактов и обладают одинаковыми GPU, только в противоположность лицензированному IP Cortex-A15 используются ядра собственной разработки под кодовым названием Denver.

Известно о них пока что куда меньше, чем требует наше любопытство. NVIDIA утверждает, что Denver — это 64-битное ядро, поддерживающее набор инструкций ARMv8, но с необычно большой суперскалярностью: вплоть до 7 инструкций, выполняемых одновременно. Есть предположение, что Denver требует перекодирования инструкций ARMv8, наподобие того, как процессоры Intel перекодируют инструкции x86 в RISC-подобные микрокоманды. В таком случае вполне логично, что цифра 7 относится именно к инструкциям во внутреннем формате Denver.

Путем перекодирования инструкций от «широкого» конвейера можно добиться большей производительности на ватт, чем в системе с четырьмя и более отдельными «узкими» ядрами, за счет извлечения дополнительного ILP (Instruction Level Parallelism — «параллелизм на уровне инструкций») из исполняемого кода. Объявлено, что тактовая частота Denver может достигать 2,5 ГГц — очень немало для столь «широкого» процессора. Как бы то ни было, нам еще предстоит дождаться коммерческой реализации Tegra K1 на основе ядер Denver, а в SHIELD Tablet мы имеем дело с обычным Cortex-A15.

Tegra K1: GPU, ISP, коммуникации

Основной пафос Tegra K1 заключается вовсе не в оптимизации CPU, а в полностью переработанном графическом процессоре. GPU в составе Tegra 4 (также известный как GeForce ULP, Ultra Low Power) построен по схеме, существовавшей до появления унифицированной шейдерной архитектуры, то есть имеет отдельные ALU для обработки пиксельных и вершинных шейдеров. Tegra 4 демонстрирует достаточно высокую производительность в 3D, и в этой области NVIDIA также могла бы удовлетвориться приращением тактовых частот.

Вместо этого Tegra K1 получила полноценный GPU на базе архитектуры Kepler, с минимальными изменениями перенесенной из «дискретного» кремния. На стратегическом уровне NVIDIA теперь планирует синхронизировать разработку дискретных и интегрированных GPU, более того, новые итерации архитектуры, начиная с Maxwell, будут проектироваться как интегрированные решения с приоритетом энергоэффективности.

Впрочем, и архитектура Kepler во многом сформирована требованиями к TDP и потому хорошо вписалась в мобильную SoC. Из дискретного GPU разработчики взяли один SMX (Streaming Multiprocessor) — крупнейший унифицированный блок архитектуры, который включает 192 ядра CUDA и 8 текстурных модулей (вдвое меньше, чем в дискретных GPU), а также геометрическую логику PolyMorph Engine 2.0 (без изменений).

Вне SMX лежат четыре ROP и управляющая логика Kepler, которая наверняка подверглась упрощению в связи с тем, что в SoC нет необходимости распределять нагрузку между несколькими SMX. Поскольку частота GPU не превышает 950 МГц, да еще с учетом оптимизаций техпроцесса, вполне достоверно выглядит заявленный NVIDIA тепловой пакет 2 Вт. Отметим, впрочем, что речь идет только лишь о графическом процессоре, а не об энергопотреблении SoC в целом.

Смена GeForce ULP на полноценный Kepler стала колоссальным шагом вперед, по меньшей мере с позиции производительности. Но кроме того, Tegra K1 обладает тем же набором аппаратных функций и поддержкой API, что и дискретные GPU NVIDIA. Поддерживаются OpenGL 4.4, DirectX 12, а также OpenCL 1.2 и CUDA 6.0 для «счетных» задач. Не забыт и OpenGL ES 3.1, используемый всеми современными мобильными GPU. В чем-то Tegra K1 даже опередила свои дискретные аналоги — например, она поддерживает компрессию текстур ASTC на аппаратном уровне.

NVIDIA утверждает, что Tegra K1 по вычислительным возможностям сопоставима с графическими процессорами консолей предыдущего поколения. Прикинув производительность в различных аспектах, с этим вполне можно согласиться. Tegra K1 имеет явное преимущество в скорости шейдерных расчетов, но есть определенный недостаток пропускной способности памяти и скорости заполнения.

Tegra K1 получила существенно прокачанный ISP (Image Signal Processor). Этот блок отвечает за обработку фото и видео: автофокус, настройка экспозиции, HDR и прочее. По сравнению с Tegra 4 совокупная производительность двух блоков ISP в Tegra K1 увеличена втрое — до 1,2 Гпикс/с. SoC обеспечивает аппаратное кодирование/декодирование видео кодеком H.264 с разрешением 2160p на частоте 30 Гц. Поддерживается и H.265, но лишь с частичным аппаратным ускорением. SoC позволяет развести порты DisplayPort 1.4 и HDMI 1.4b, которые не умеют выводить видео в 4К-разрешении с частотой смены кадров выше 30 Гц.

Для накопителей и соединения с дискретными устройствами Tegra K1 использует три порта USB 2.0, два USB 3.0, eMMC и PCI-E x4. В мобильных устройствах, разумеется, все это не будет использоваться одновременно.

SHIELD Tablet

Закончив обсуждение системы, лежащей в основе SHIELD Tablet, обратимся к самому устройству. SoC Tegra K1 в составе планшета может достигать максимальной предусмотренной дизайном частоты — 2,2 ГГц. Для этого, к счастью, не требуется обдувать ее встроенным вентилятором, как сделано в консоли SHIELD. Объем оперативной памяти составляет 2 Гбайт.

Внешним видом планшет напоминает Tegra Note 7, служивший референсным устройством для Tegra 4. Но поскольку выпуск Tegra K1 столь важен для NVIDIA, SHIELD Tablet во всех отношениях являет собой устройство более высокого класса.

В экране используется матрица IPS размером 8 дюймов и разрешением 1920х1200 пикселов. Такой не вполне привычный формат на самом деле идеален для SHIELD Tablet. Дальше по дюймовой линейке продвигаться нельзя: востребованность крупных планшетов под сомнением, а главное — возникают взаимно противоречивые требования увеличить разрешение и сохранить высокий уровень производительности в 3D-приложениях. С другой стороны, 8-дюймовый экран с соотношением сторон 16:10 более удобен в портретной ориентации, чем узкие 7-дюймовые матрицы стандарта Full HD.

Соответственно, и ближайший аналог SHIELD Tablet по габаритам — это скорее iPad mini, нежели Google Nexus 7. По качеству материалов планшет NVIDIA, конечно, не гонится за Apple. Корпус сделан целиком из пластика, но никаких претензий по люфту и состыковке деталей нет. Вся задняя поверхность отделана покрытием soft touch с глянцевыми буквами логотипа SHIELD. От Tegra Note 7 планшет унаследовал стилус, хранящийся в углублении корпуса. В целом в дизайне SHIELD Tablet воплотилась уже хорошо узнаваемая стилистика NVIDIA.

Поскольку SHIELD Tablet — это в первую очередь игровое устройство, дизайн планшета располагает к использованию в ландшафтной ориентации. При этом по бокам от экрана выстраиваются широкие решетки стереодинамиков, а все аппаратные кнопки остаются на грани корпуса, обращенной вверх. Разъемы для наушников, Micro USB и Mini HDMI сосредоточены в одном месте. Для SHIELD отдельно продается магнитная крышка-подставка. Крайний сегмент крышки цепляется к лицевой панели, удерживая ее закрытой (есть функция входа в сон при закрытии и выхода при открывании), либо к середине обратной поверхности, образуя устойчивую подпорку.

Планшет поставляется в модификациях с интерфейсом Wi-Fi либо с WiFi + LTE. Модем в сотовой версии поддерживает частоты Band 7 и Band 20, необходимые для работы в российских сетях.

Для быстрой зарядки лучше использовать комплектный блок питания мощностью 11 Вт (5,2 В ·2,1 А)

Модификация c LTE также наделена вдвое большим объемом встроенной памяти — 32 Гбайт. В обоих случаях доступно расширение карточками microSD емкостью вплоть 128 Гбайт. Тут, однако, нужно сразу напомнить, что Android штатно не позволяет устанавливать приложения на внешний накопитель, а мощные игры, ради которых все и затеяно, могут легко занимать по несколько гигабайтов объема.

Если ограничиться формальным описанием по техническим характеристикам, то SHIELD Tablet представляет собой крепкий образчик планшета на Android, к тому же с «родным» интерфейсом ОС и без дизайнерских излишеств. Специфика проявляется только в конфигурации Wi-Fi. Как и консоль SHIELD, планшет обладает адаптером MIMO 2x2, что означает поддержку двух потоков на частоте 2,4 или 5 ГГц. В последнем случае обеспечивается пиковая пропускная способность на PHY-уровне в 300 Мбит/с. Обычному мобильному спутнику для чтения Facebook в «Макдоналдсе» такая скорость ни к чему — это сделано сугубо для стриминга игр с ПК.

Технические характеристики NVIDIA SHIELD Tablet
Дисплей 8 дюймов, 1920х1200 (283 ppi), IPS
Сенсорный экран Емкостный
Воздушная прослойка Есть
Олеофобное покрытие НД
Поляризационный фильтр НД
Процессор NVIDIA Tegra K1, 4+1 ядро ARM Cortex-A15, частота вплоть до 2,2 ГГц, техпроцесс 28HPM
Графический контроллер Kepler, 192 ядра CUDA, 8 текстурных блоков, 4 ROP
Оперативная память 2 Гбайт LPDDR3
Флеш-память 16/32 Гбайт + вплоть до 128 Гбайт MicroSD
Разъемы 1 х Micro USB 3.2 (MHL) ,
1 x разъем для гарнитуры 3,5 мм,
1 x MicroSD,
1 x Mini HDMI 1.4a,
1 x Micro-SIM (опционально)
Сотовая связь 2G/3G/4G
Сотовая связь 2G GSM/EDGE
Сотовая связь 3G HSPA+: Bands 1,2,4,5 (2100, 1900, 1700, 850 МГц) — С. Америка
HSPA+: Bands 1,2,5,8 (2100/1900/850/900) — вне С. Америки
Сотовая связь 4G LTE: Bands 2,4,5,7,17 (1900, 1700, 850, 2600, 700 МГц) — С. Америка
LTE: Bands 1,3,7,20 (2100/1800/2600/800 МГц) — вне С. Америки
Wi-Fi 802.11a/b/g/n, 2,4/5 ГГц, MIMO 2x2
Bluetooth 4.0
ИК-порт Нет
Навигация GPS, ГЛОНАСС
Датчики Датчик освещенности, акселерометр/гироскоп
Основная камера 5 Мп, автофокус, HDR
Фронтальная камера 5 Мп, HDR
Питание Несъемный аккумулятор, 19,75 Вт·ч
Размер 221x126 мм, толщина корпуса — 9,2 мм
Масса 390 г
Защита от воды и пыли Нет
Операционная система Google Android 4.4.2 (KitKat)
Ориентировочная цена 13 990 руб. (WiFi)
18 990 руб. (LTE)

Контроллер SHIELD

SHIELD Tablet является идейным наследником консоли SHIELD. Но основное отличие, помимо обновленной SoC и более крупного экрана, состоит в том, что игровое устройство теперь разделено на два компонента: планшет и беспроводной контроллер. Последний покупается отдельно по рекомендованной цене $59, или 3 490 рублей, что, в общем-то, совсем недешево. Но и контроллер у SHIELD непростой. Начнем с того, что геймпад соединяется с планшетом не по протоколу Bluetooth, а по Wi-Fi Direct. Как следствие — меньшая задержка ввода и потенциально более качественная передача звука: в геймпаде есть встроенный микрофон и разъем для наушников. Помимо планшета, контроллер работает с консолью SHIELD и ПК, но в последнем случае — только по USB-кабелю. Через него же заряжается несъемный аккумулятор.

По форме корпуса и расположению органов управления геймпад в целом не отличается от консоли SHIELD (за вычетом встроенного дисплея, разумеется). Эргономика все так же на высоте. Единственная недоработка механики, которую замечаешь после того, как проведешь с SHIELD достаточно времени: аналоговые стики хотелось бы сделать более тугими, иначе удержание определенного угла наклона, помимо крайних положений, довольно-таки затруднительно. Еще кому-то геймпад покажется слишком легким, но извините — это все-таки мобильное устройство.

В отличие от геймпада консоли SHIELD, кнопки, дублирующие элементы навигации Android, сделали сенсорными, что эффектно, но нисколько не удобно. А кнопки регулировки громкости при этом почему-то самые что ни на есть физические. Также появился миниатюрный тачпад, управляющий курсором мыши наряду с правым аналоговым стиком.

Геймпад идеально интегрирован с устройствами SHIELD. «Спаривание» и активация гемйпада выполняется длительным нажатием кнопки с логотипом NVIDIA. К одному хосту подключаются вплоть до четырех контроллеров. На практике управление геймпадом, работающим по Wi-Fi Direct, и вправду суперотзывчивое. Нет абсолютно никакой разницы в задержке ввода по сравнению со встроенным геймпадом консоли SHIELD.

Программное обеспечение

На SHIELD Tablet установлен «голый» Android версии 4.4.2 (KitKat) с минимальными дополнениями в виде игрового ПО NVIDIA. Программа SHIELD Hub предоставляет ссылки на игры в Play Store, которые по меньшей мере хорошо дружат с аппаратным геймпадом SHIELD. Отсюда же запускаются установленные игры под Android или трансляция с ПК.

Есть утилита Gamepad Mapper — с ее помощью кнопки геймпада можно привязать к областям экрана или жестам в тех играх, которые не поддерживают аппаратные контроллеры.

С десктопа в SHIELD пришла функция записи видео ShadowPlay силами встроенного кодировщика H.264. Правила точно такие же: либо процесс запускается и останавливается произвольно, либо программа всегда пишет в фоновом режиме, и можно в любой момент извлечь записанное в течение последних 20 минут. То, что происходит на экране, можно сопроводить изображением с веб-камеры и звуком с микрофона. Ролик сохраняется в контейнере MP4, встроена поддержка сервиса Twitch.

Вслед за Tegra Note 7 на SHIELD Tablet установлено ПО для распознавания рукописных заметок, а также NVIDIA Dabbler — программа для рисования при помощи комплектного стилуса, которая использует расчетные возможности GPU для симуляции физики: растекающиеся пятна акварели, игра света на объемных мазках масляной краски и так далее.

Играть: во что и как

У SHIELD Tablet есть два сценария использования: либо мы играем на встроенном дисплее, либо подключаем внешнюю панель по кабелю HDMI. Интерфейс версии 1.4b поддерживает разрешения стандарта Ultra-HD (2160p) с частотой кадров 30 Гц или 1080p с частотой 60 Гц. При этом либо изображение дублируется на встроенном экране, либо он отключен.

А вот во что играть — это более сложный вопрос. Сотрудники NVIDIA нам сообщили, что до последнего момента компания противилась тому, чтобы к их игровым устройствам применяли термин «консоль», поскольку NVIDIA не концентрирует вокруг своих продуктов игры, а стремится сделать универсальную открытую платформу, совместимую как с Android, так и с ПК.

Сам Android как игровая среда пока что пребывает в том же состоянии, что и в прошлом году, когда свет увидел первый SHIELD. Ну то есть, с одной стороны, есть море казуалок и тайм-киллеров, с другой — острый недостаток игр с глубоким погружением в процесс, разработчики ориентируются на технические ограничения аппаратной базы. В этой области NVIDIA взяла на себя задачу в одиночку сдвинуть камень с места, и, кажется, наконец процесс пошел. По крайней мере, вычислительной мощи Tegra K1 хватает за глаза для того, чтобы реализовать в коде все то, что раньше было невозможно.

Trine 2 на SHIELD Tablet, записано при помощи ShadowPlay

Вскоре грядет выход версий War Thunder для Android и iOS. Бета-версия, которую нам продемонстрировали на большом экране, пожалуй, и вправду выглядит не хуже, чем лучшие игры для консолей предыдущего поколения.

Демо Rivalry на Unreal Engine 4 в реальном времени исполняется на Tegra K1

Недостаток больших игровых проектов на Android восполняет трансляция компьютерных игр. Для этого необходимо соединиться с десктопом или ноутбуком (в котором, разумеется, должна быть видеокарта GeForce и ПО NVIDIA) по Wi-Fi или кабельному Ethernet (с помощью USB-адаптера). Игра на встроенном дисплее — сомнительное удовольствие, SHIELD лучше всего использовать в качестве узла для подключения телевизора и беспроводного геймпада.

Вопреки понятному скепсису, играть таким образом очень даже комфортно. При хорошем канале качество изображения идеально (поддерживается разрешение вплоть до 1080p). Задержка ввода, конечно, присутствует, но подчас лишь на грани различения. И что немаловажно, в поддерживаемых играх изначально настроено управление геймпадом, и даже подсказки на экране выводятся с указанием кнопок контроллера.

Более экзотический, по сути, экспериментальный вариант — трансляция по Интернету с удаленного компьютера при условии, что у него есть статический IP-адрес. Наконец, в статусе бета-версии запущен облачный сервис NVIDIA GRID с небольшой библиотекой игр, которым бесплатно можно попользоваться при условии более-менее качественного соединения с серверами NVIDIA в Калифорнии. При таких условиях вообще удивительно, что система удовлетворилась 100-мегабитным каналом в Москве и даже позволила поиграть с более-менее терпимым лагом. Картинка, однако, была очень размытой в силу мощной компрессии.

Сотрудники ресурса Digital Storm оценили вычислительные и графические возможности процессора Tegra K1, представленного компанией NVIDIA в начале года.

Напомним, что Tegra K1 содержит 192-ядерный графический ускоритель на архитектуре Kepler с поддержкой программных интерфейсов DirectX 11 и OpenGL 4.4, тесселяции и движка Unreal Engine 4. Для чипа предусмотрено две версии: одна из них включает четыре 32-битных вычислительных ядра ARM Cortex A15 с тактовой частотой до 2,3 ГГц и дополнительное ядро; вторая - два 64-битных вычислительных ядра Super Core (Denver) с частотой до 2,5 ГГц.


При оценке производительности чип Tegra K1 рассматривался в составе планшета Xiaomi Mi Pad . Возможности этого мини-компьютера сравнивались с быстродействием LG G2, NVIDIA Shield, OnePlus One и iPad Mini с дисплеем Retina. Использовались бенчмарки 3DMark и AnTuTu.


Итак, сообщается, что по графической производительности процессор Tegra K1 существенно превосходит всех конкурентов. В тесте 3DMark планшет Mi Pad показал результат 33 014 баллов. Для сравнения: ближайший конкурент в лице смартфона OnePlus One, в котором применён чип Qualcomm Snapdragon 801 с графическим контроллером Adreno 330, набрал 21 001 балл.


Общий результат Tegra K1 в составе Mi Pad составил в бенчмарке 3DMark 27 096 баллов. На втором месте находится смартфон OnePlus One с 19 518 очками. Далее следуют NVIDIA Shield (16 173 балла), LG G2 (15 464 балла) и iPad Mini с дисплеем Retina (14 537 баллов).

В тесте AnTuTu процессор Tegra K1 также показал наивысший результат (среди названных устройств):


NVIDIA подчёркивает, что Tegra K1 является первым мобильным процессором на рынке, обеспечивающим графические возможности, сопоставимые с Xbox One и PlayStation 4 и превосходящие возможности Xbox 360 и PlayStation 3. Компания намерена использовать Tegra K1 в игровом устройстве Shield второго поколения. Кроме того, NVIDIA готовит к выпуску планшет на базе Tegra K1. Известно, что устройство оснащено 8-дюймовым сенсорным дисплеем с разрешением 2048x1536 точек, камерами с 7- и 4,8-мегапиксельной матрицами, адаптерами Wi-Fi и Bluetooth, а также ресивером GPS.

Вокруг NVIDIA сложилась какая-то нехорошая аура. Телефоны с чипсетами Tegra 3 нещадно нагреваются и съедают аккумулятор в считанные часы, при этом почему-то принято винить NVIDIA, а не производителя, не сумевшего адаптировать свой софт под чипсет и расположить элементы конструкции таким образом, чтобы уменьшить нагрев или как-то держать его в рамках приличия. Ситуация на планшетах, как правило, значительно лучше. Но это дела железные, а как обстоят дела с самим контентом – играми?

Существует специальное приложение Tegra Zone, которое по каким-то причинам редко предустанавливается на те или иные устройства и, как по мне, зря. В нем собраны все оптимизированные под Tegra-гаджеты игры, а также различные новости, из которых иногда можно почерпнуть много интересного о топовых мобильных играх, о том, что думают разработчики и каким образом создавались те или иные проекты. Существует также и веб-версия приложения, но только на нескольких языках, среди которых русского нет. Зато он есть в самой программе, хотя локализация и качество перевода местами (в текстах новостей, описании игр) хромает. Тем не менее, программой удобно пользоваться, она даже позволяет читать обзоры на некоторые игры, а вот то, что ее нет на всех Tegra-девайсах – решение странное, усложняющее геймерам жизнь, и вынуждающее искать подходящие игры и само приложение в Google Play вручную. На сегодняшний день количество оптимизированных игрушек в Tegra Zone равняется 67 штукам. Среди них есть, как и простенькие аркады, так и интересные приключенческие экшены и топовые шутеры.

Многие пользователи считают оптимизацию под Tegra-устройства маркетинговой уловкой, так как на деле игры якобы совершенно не отличаются от таковых на iOS и некоторых Android-устройствах, да и выходят обычно намного позже. В реальности же ситуация несколько иная. Да, в Tegra Zone существуют игры с минимальными, но, тем не менее, имеющимися отличиями от обычных версий. Это могут быть чуть улучшенные частицы, пара новых деталей в облике персонажа и несколько дополнительных графических дополнений в игре, вроде перекатывающихся камней под ногами. Помимо них существуют игры и с более существенными графическими отличиями, демонстрирующими визуальную составляющую совершенно иного уровня. Что касается появления в магазинах приложений, то эксклюзивы Tegra первым делом, естественно, дебютируют на Android, а уже спустя какое-то время приходят на iOS. Как известно, с остальными играми обычно ситуация противоположная. В таком случае бывает, что популярная iOS-игры в конечном итоге появляется и под Android, причем часто оказываются именно в Tegra Zone, то есть доступными только для Tegra-устройств, потому что несут изменения и дополнения, отображаемые только на таких девайсах. Кто-то скажет, что неофициальными путями можно получить графику Tegra-уровня на непредназначенных для этого устройствах, однако данные методы не гарантируют полной работоспособности игр и их надлежащего качества. Например, игра может работать в таком виде только несколько уровней, а потом появляются баги и проблемы, от которых пользователи Tegra-устройств защищены, благодаря оптимизации именно под их гаджеты. Проблемы неофициальных установок никто из разработчиков игр решать не будет, так что любителям пиратить придется ждать фиксов неизвестно сколько времени и неизвестно от кого и мучиться, наблюдая артефакты и глюки.

Видеообзор игр и Tegra 3

Признаться честно, я до недавнего времени сам считал Tegra маркетинговым трюком, пока не сравнил напрямую несколько игрушек на разных платформах и не узрел отличия, как значительные для некоторых игр, так и не очень значительные для других. Но давайте посмотрим, какие вообще сейчас топовые и интересные игры доступны для Tegra-устройств и что они из себя представляют. В тех из них, где я имел возможность наблюдать графические отличия от версий под другую ОС, буду делать примечания. Начать хотелось бы с простеньких, но интересных и приятных внешне игрушек.

Скриншоты и описание популярных Tegra-игр