Из чего была создана лилит. Лилит

Адам, Лилит, Ева. Миниатюра XV в.


Внимание. Статья содержит материалы эротического характера. Просмотр не рекомендуется лицам не достигшим 18 лет.


Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги – Бытия. Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек” в древнееврейском оригинале написано как "adam”, которое произошло от слова "adamah” (пыль, прах). Слово "adam” относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22).

По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо быть человеку одному” (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.


- Я не лягу внизу, - сказала она.

Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.

Мы оба равны, [потому что оба созданы из праха]. Я не стану покоряться тебе.

Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты ничто иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве. Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор. Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а, став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит” речь пойдет далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:

О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.

Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, – чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.

Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве Адаму. – А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.

Три ангела нашли Лилит в пещере, а по другой версии посередине моря на высоких волнах, в которых суждено было погибнуть египтянам. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

Оставьте меня! – отвечала она. – Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.

Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами.

http://zarubezhom.com/Images/Lilith_Abel_EveandSnake%20Pann1950.jpg

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры”. Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!” На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву – новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль. Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать "лил ин” или Шедим (или Сиддим), которые стали странствовать по миру в качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи – в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе от Иоанна” Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Яхве одновременно. От этого "брака” Ева родила Элоима и Иаве – Авеля и Каина соответственно.] Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.

На этом практически заканчивается легенда о Лилит, как о первой жене Адама, поэтому нам хотелось бы подвести некий итог. Как мы видим из легенды, Лилит и Адам представляют два враждующих архетипа. Адам – это образ патриархальных устоев иудеев. Это воплощение Закона Моисея, которое не терпит никаких альтернатив, что доводит ситуацию до абсурда, когда Адам, вроде бы лишившись надоедливой жены, через некоторое время идет на поводу своих желаний, требуя Бога вернуть Лилит, так и не поняв, в чем состоялся конфликт. Лилит же – это, во-первых, образ свободной женщины, который даже теоретически отвергался древними иудеями. До эпохи эмансипации женщин тогда было еще далеко, поэтому любое проявление непослушания женщины мужу рассматривалось не только как нарушение древних устоев, но и как проявление дьявольского начала, что мы и видим в клеймении Лилит демоном.

Этому способствовало то, что по легенде Лилит нарушила подавляющее количество заповедей. Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан). Во-вторых, образ Лилит – это, как нам кажется, собирательный образ языческой женщины. Не стоит и говорить, какая вражда была между язычниками и иудеями, к которым позднее присоединись и христиане. То, что Лилит – символ язычества, нетрудно увидеть по тому, как она изображалась. Самый распространенный образ – это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.) Обожествление животных было уделом язычников, особенно на низшей ступени развития их верований.

В развитых языческих системах, например, в египетской, греко-римской и других, боги и богини часто изображаются как люди, но с элементами тел животных. Не стоит забывать, что Лилит сопоставляется с Астартой, Дидоной, другими языческими богинями, а также с древнегреческой Ламией – чудовищной богиней Аида, которая "ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови” (Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции). Не правда ли, похоже на известную нам легенду "Алфавита”?

Так или иначе, образ Лилит, как феминистки и богини язычников был враждебен древним иудеям (некоторые из которых продолжали поклоняться Лилит примерно до VII века н.э.) и христианам. Можно сказать, что Лилит была воплощением Вавилона, а более конкретно, принимая в расчет нелюбовь религиозно настроенных иудеев, ее можно считать Вавилонской Блудницей, однако, об этом пойдет речь далее. Необходимо заметить, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было тотальное игнорирование ее имени. Имя "Лилит” встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи (XXXIV, 14): "…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой”. В оригинале стоит слово "Lilith”, однако новые толкователи (не неподверженные христианской морали) склонны переводить "Lilith” как "ночное привидение” или же "филин” (или "сова”).

Отголоски культа Лилит можно встретить и в "отдаленных” мифологических системах. В армянской мифологии есть злые духи, как мужского, так и женского пола, называемые "Алы”. Они душат рожениц, поедают их мясо, причиняют вред ребенку еще в утробе матери, похищают новорожденных. В христианизированном армянском мифе связь Алы и Лилит наиболее очевидна: Бог создал Алы в качестве подруги для Адама, но так как она была огненной, Адам не смог ее полюбить, и тогда Бог создал Еву. В мифологии лезгин и лакцев также есть злой дух женского пола, похожий на Лилит. Ее имя "Ал паб”, и по поверьям она имеет образ уродливой женщины с волосами до пят, с отвислыми грудями, которые они перекидывают за плечи. Ал паб завладевают сердцем, печенью и другими внутренностями матери и новорожденного, бросают их в воду, после чего люди умирают. У турок, крымских татар, узбеков и некоторых других народностей Ал паб соответствует злому женскому духу Албасты. В аккадской мифологии присутствует Ламашту – львиноголовая женщина-демон, которая похищает детей и насылает на них болезни. Атрибутами Ламашту часто являются гребень и веретено (на картине "Леди Лилит” Данте Габриэля Росетти Лилит изображена именно с гребнем).

Прежде чем перейти к каббалистическому толкованию Лилит, нам бы хотелось добавить к легенде "первой жены Адама” еще один эпизод, описанный в произведениях "Песачим” и "Ялкут Чадаш”. Несмотря на то, что Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат) постоянно враждовали с Матерью всех демонов. Лилит обладала войском, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было 478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. По средам и субботам Аграт, дочь Махлат, путешествует по воздуху в колеснице в сопровождении ста восьмидесяти тысяч злых духов.

Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием "Зогара” – монументальной мистической книги раввина Моисея Леона (кстати знакомого с "Алфавитом Бен Сиры”) – немного по-другому смотрят на интересующий нас объект. Их трактовка оставила позади мифологический и даже религиозный аспекты Лилит. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду, необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н.э. был разрушен Второй Храм. Почему это так важно, становится ясно из идеи о том, что каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Адоная и Шехины, которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась самого Адоная.

Существовало только одно место, где Адонай и Шехина соединялись, дабы через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра. Этим единственным святым местом был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм, как мы знаем, был разрушен, а его сокровища распространились по языческим странам. Вместе с этим Адонай и Шехина лишились единственного места, где могли встречаться, и Адонай исчез из мира.

Оставшись без покровительства Бога, Шехина была похищена язычниками, которые постоянно насиловали ее. Этим символизировалось рассеяние евреев по миру, прежде всего по Азии, Европе и Африке, где иудеи встречали недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных убеждений.

Однако Адонай не мог оставаться без женской половины, иначе это бы вызвало вселенский диссонанс. Тут на сцене появляется Лилит, занявшая место супруги Адоная, но она никогда не была действительной любовью Бога, скорее она стала его наложницей. В этом отношении Лилит представляла собой прямую противоположность Шехины, будучи символом Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что, несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир.

С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие от жены первочеловека Адама к образу бытового злого демона, как, побывав женой Асмодея и Самаэля, Лилит стала супругой самого Адоная, но, на наш взгляд, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла вместить в себя огромное количество черт, как негативного, с точки зрения Закона Моисея, характера, так и позитивного, с точки зрения простых человеческих нужд.

Вернемся к каббалистическому осмыслению Лилит. Зло, отождествляемое с ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не могла оставаться с Адонаем и уходила в пустошь, где кричала от боли, пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу у … есть возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Адонаю и воссоединив последнего "в эсхатологическом событии избавления” с Шехиной, его истинной супругой. Даже в христианском "Откровении от Иоанна”, в главе XVII есть ссылки на борьбу Вавилонской блудницы, находящейся в пустыне, и Агнцем, который после того, как блудница была повержена, соединился со своей женой.

Символическое соотношение Вавилона и Лилит несложно. Вавилон в свое время был великим городом, центром государственного влияния, что можно соотнести с бытием Лилит женой Адама, затем Вавилон пал, "сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу” (Апок. XVIII, 2), что соотносится с Лилит, зачавшей демонов мира.

Как вы уже заметили, Лилит как бы удалена от нашей славянской культуры, но это не совсем верно. Возможно – в славянской мифологии нет ярко выраженных женских образов, сопоставимых с Лилит, но нельзя забывать об оригинальных изображениях и трактовках богини. Прежде всего, хотелось бы отметить интереснейшее описание Лилит в романе-лексиконе "Хазарский словарь” сербского писателя, "предводителя европейского пост-модернизма” Милорада Павича: "[Она] сидела босая и плакала в свои волосы… Под волосами виднелись обнаженные груди…, обрамленные, как глаза, ресницами и бровями, и из них, как темный взгляд, капало темное молоко…

Руками с двумя большими пальцами она отламывала кусочки хлеба и опускала их себе в подол. Когда они размокали от слез и молока, она бросала их к своим ногам, а на пальцах ног у нее вместо ногтей были зубы. Прижав ступни друг к другу, она этими зубами жадно жевала брошенную пищу, но из-за того, что не было никакой возможности ее проглотить, пережеванные куски валялись в пыли вокруг…” (Просим извинить за длинную цитату, но, как нам показалось, она того стоит.) Интерес также представляет другой славянский – русский – писатель – Даниил Андреев и его книга "Роза Мира”. В ней Лилит описывается как "Всенародная Афродита” всех человечеств”, причем она является одной из светлых верховных стихиалей. Вообще сущность Лилит по Андрееву необычайно сложна, как впрочем, и сама "Роза Мира”, поэтому ограничимся лишь двумя фактами: 1). бытие Лилит неразрывно связано со "сферой половых чувств” и 2). даже будучи светлой стихиалью, Лилит попала под воздействие темных сил (эйцехоре), но будет освобождена в будущем ("во втором эоне”).

В завершение статьи осталось сказать лишь то, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. Для среднего человека Лилит – это суккуб, демон далекого прошлого, кто-то может назвать ее женщиной-вамп, искушающей мужчин во снах.

Истинная сущность Лилит, непонятная среднестатистическому разуму современного человека, продолжает жить в искусстве, особенно в музыке, литературе и живописи.

Лилит - первая жена Адама

В традиционных легендах и сказаниях многих народов, признающих Библию Священной Книгой, появляется иногда имя Лилит — существа женского рода. Ее считают первой (т.е. еще до Евы) женой библейского Адама. Согласно одному преданию, Бог, сотворив Адама, сделал ему из глины жену и дал ей имя Лилит. Ее называют еще Первая Ева.

Часто полагают, что Лилит является отражением старинных попыток раввинов интегрировать в иудейскую мифологию шумеро-вавилонскую богиню Белет-или (ее укороченное имя — Белили). Жители библейской Земли Ханаанской (Палестины) называли Лилит именем Баалат, что означает ’"святая властительница". А на одной из табличек, найденных в древнем городе Ур и датируемых 2000 г. до нашей эры, она названа именем Лиллаке.

Имя Лилит восходит к именам трех шумерских демонов: Лилу, Лилиту и Ардат Лили, причем первый и второй из них — инкуб и суккуб, т.е. существа соответственно мужского и женского пола. Согласно древнееврейской традиции Адам взял Лилит в жены только потому, что устал от соитий с различными животными. Эта содомия, которой он занимался до женитьбы на Лилит, хоть и считалась в Ветхом Завете грехом (Второзаконие, 27: 21), была очень распространена среди пастухов Среднего Востока. Адам пытался приучить Лилит совокупляться с ним в так называемой ’миссионерской позе’, т.е. в позе, когда мужчина находится сверху, что соответствовало преобладающей в то время власти мужчин (патриархату). Кстати, эту позу считали впоследствии единственно возможной и мусульмане, утверждавшие: ’Будь проклят тот мужчина, который ставит женщину на место Небес, а себя на место Земли’. Католические авторитеты также постоянно повторяли, что любая иная поза, кроме миссионерской, является грехом. Но Лилит не была ни мусульманкой, ни католичкой. Она насмехалась над сексуальной необразованностью Адама и однообразием его любовных ласк. А потом прокляла Адама и убежала, поселившись у Красного моря. Кстати, это море, упоминаемое в связи с Лилит, является не географическим Красным морем, а одним из вариантов Океана Крови богини Кали Ма, "Темной матери" индийского пантеона богов, триединой богини творения, сохранения и разрушения, причем последнее считается ее самым характерным свойством. И поэтому данный Океан должен постоянно наполняться жертвами, чему Лилит и способствовала впоследствии.

Бог послал ангелов, наказав им вернуть Лилит к мужу. Лилит отказалась вернуться и заявила, что создана, чтобы вредить новорожденным. Единственное, что удалось ангелам — это взять с Лилит клятву, что она не войдет в дом, в котором увидит их самих или их имена. Но одновременно она прокляла ангелов, не вняла наказам Бога и проводила свое время, совокупляясь с демонами.

Любовь с демонами доставляла ей большее удовольствие, чем любовь с Адамом, от них она ежедневно рожала по сотне детей. И Бог был вынужден для замены Лилит сотворить кроткую Еву, которая и стала второй женой Адама. Плодовитость Лилит и ее сексуальные предпочтения сделали ее очень популярной у земледельческих племен. Они называли Лилит Праматерью или Великой Матерью и противопоставляли Адаму, сделавшемуся предводителем скотоводческих племен.

Древние евреи, считавшие кровь и все, что с ней связано, нечистым, не приняли культ Великой Матери из-за того, что она пила кровь пастуха Авеля, который — в соответствии с Ветхим Заветом — был убит Каином, считавшимся покровителем земледелия и кузнечного искусства. Считают, что есть связь между Лилит и богиней этрусков Лейнт, которая вместе с богинями Эйтой и Персипнеей (в греческом варианте Гадес и Персефоной) встречала мертвых у ворот Подземного царства. Эти ворота изображались часто в виде йони, женского полового органа, или же в виде цветка лилии, а само вхождение в подземное царство часто представляли в мифологии как сексуальный акт.

История Лилит исчезла из канонического текста Библии, но дочери Лилит, которых называли лилитами, преследовали мужчин еще более тысячи лет. Вплоть до средних веков евреи применяли амулеты, отпугивающие — по их мнению — лилит, этих похотливых искусительниц, которые охотно совокуплялись со спящими мужчинами и вызывали у них ночные семяизвержения. И естественно, будучи верными дочерьми Лилит, эти ночные искусительницы во время такого совокупления сидели на корточках на мужском теле, т.е. в любовной позе, предпочтительной во времена матриархата.

Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламии и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Впоследствии христиане переняли легенды о лилитах, называя их адскими распутницами или суккубами — демоническими существами женского рода, соблазняющими мужчин, особенно ведущих праведный образ жизни. Монахи пытались защищаться от лилит тем, что брали в руки крест и закрывали им во время сна свои гениталии. Говорят, что Лилит каждый раз смеялась, когда у набожного христианина случалось ночью непроизвольное семяизвержение. А если юноша улыбался во сне, считалось, будто его гладит Лилит. Чтобы предохранить детей от ее тлетворного влияния, вокруг детских колыбелей чертили мелом круг, внутри которого писали имена тех самых трех ангелов, которых Бог послал к Лилит, чтобы вернуть ее Адаму. Считалось еще, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит.

В дальнейшем дочерей Лилит стали называть "ночными ведьмами". Как и их братья инкубы, эти похотливые ведьмы, т.е. суккубы, были настолько искусны в любви, что после любовных утех с ними мужчины (или, соответственно, женщины) не могли уже удовлетворяться любовью с земными женщинами (или, соответственно, мужчинами). Благодаря большому интересу к каббале в

Европе во времена эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно европейской литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Такое представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе (хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с ее способностью менять свой облик). Образ прекрасной, магически соблазнительной Лилит лежит в основе рассказа французского писателя Анатоля Франса ’Дочь Лилит’ и поэмы классика армянской литературы Аветика Исаакяна ’Лилит’, где прекрасная, ’неземная’, сделанная из огня Лилит противопоставляется простой, ’обыденной’ Еве. Таким же противопоставлением Лилит Еве отмечено и стихотворение Марины Цветаевой ’Попытка ревности’. Шотландскому романисту и сказочнику Джону Мак-Дональдсу (1824-1905 гг.) принадлежит очень известный в свое время роман ’Лилит’.

Образ Лилит, одновременно чарующей и демонической, приносящей несказанные удовольствия и одновременно разрушающей жизнь и убивающей младенцев, долго не давал покоя не только писателям, но и всем, кого привлекали ужас и очарование восточных легенд. И только в наше время, время полного равноправия мужчин и женщин почти во всех вопросах жизни, о Лилит как-то забыли. А ведь это она была первой, кто выступил в защиту этого равноправия, понимаемого ею, правда, несколько своеобразно. А не добившись его, стала мстить людям своим, необычным способом. Впрочем о Лилит в наше время забыли не все. Философ и визионер Даниил Андреев предрекает пришествие в наш мир так называемого анти-Логоса — небывалого существа, обладающего признаками гениальности и являющегося одновременно своеобразным воплощением дьявола, т.е. антихриста, который приобретет власть над умами и душами людей. Он — согласно видениям Андреева — вытеснит из людских душ образ Христа и сам займет его место. А рядом с ним будет Лилит в образе прекрасной женщины, воплощения Вечной Женственности. ’Вокруг себя, — пишет Андреев, — и воплощенной Лилит антихрист создаст кощунственный культ мирового совокупления, и гнусные действия между ними, окруженные сказочными эффектами и одурманивающим великолепием, будут разыгрываться перед лицом всех и вся, якобы отображая в нашем мире космический брак двух ипостасей Троицы’. И еще: ’От воплощенной Лилит будет излучаться свет невыразимой красоты, напоминающий лунное сияние. Прикосновение же к ее телу будет вызывать не какое-либо подобие электрического разряда, а, напротив, несказанное наслаждение для всякого человека и полное угасание последних проблесков в его памяти о чем-либо высшем’. Но согласно воззрениям Даниила Андреева, как была создана Лилит волей Бога, так она и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. Вот как об этом пишет сам Андреев: ’Катастрофа же, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно как и куда. В действительности ее физический облик бесследно распадется на составные компоненты. Этого никто не будет знать, и поиски ее будут продолжаться долго. Появятся даже самозванки, но, конечно, ни одна из них не сможет выдержать до конца такой нечеловеческой роли. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей’.

Считается, что первой женщиной на Земле была Ева, и мало кому известно, что до того, как Бог создал Еву, он сотворил Адаму жену Лилит. В апокрифах говорится, что Лилит была сотворена из глины, а не из ребра Адама.

Лилит сделала свой выбор и покинула рай, со временем она стала ужасным демоном, этому способствовала сильная обида на мужа и создателя.

В качестве непокорной жены Адама Лилит упоминается в Кумранских свитках , и нескольких апокрифических книгах, написанных еще во времена Ветхого Завета, и не принятых церковью. Поэтому и поныне ни в христианстве, ни в исламе, ни в иудаизме в официальных источниках не упоминается Лилит, ведь её образ не отвечает канонам.

Женщина-загадка Лилит, кто она — демон или женщина?

Однако о Лилит рассказывается в древней семитской мифологии, согласно которой она была демоницей, повелительницей злых ночных сущностей. Ей приписывали соблазнение мужчин, доведение до погибели женщин, убийство детей.

Подробнее всего о Лилит повествует каббала . В этом средневековом иудейском учении Лилит является олицетворением всего отрицательного в женщине, также как в Каине воплотились все негативные черты мужчины.

Лилит, согласно каббале, – королева демонов. А если учесть, что каббала не отвергается иудаизмом, то и Лилит вправе занять свою нишу среди ангелов и демонов.

В апокрифах написано, что первая женщина Лилит была создана Богом одновременно с Адамом, то есть по моменту появления на свет и по правам они были равны, да и вместе провели довольно много времени. Однако точный временной отрезок неизвестен, ведь в Писании вообще не указано , сколько времени провели люди в райском саду.

Существует легенда, получившая признание у представительниц феминистического движения, что Лилит была хорошей супругой, но при этом достаточно независимой, чтобы не терпеть неравенство. И конфликт между супругами возник из-за того, что она желала доминировать во время интимной близости.

Муж же наотрез отказался подчиниться, потому и пожаловался на строптивицу Богу. Тогда Лилит бежала из рая, сказав тайное имя Бога и вырастив крылья, благодаря чему улетела к Красному морю, за что и была наказана.

По одной легенде выходит, что наказание её было – рожать только демонов, по другой – она была кардинально изменена внешне. Помог Лилит ангел Самаэль, впоследствии он сам стал Сатаной.

Историки полагают, что легенды о Лилит возникли в связи с тем, что общество перешло к патриархальному строю , соответственно, женщины были ограничены в правах и все их поползновения на независимость жестко пресекались, вот и образ Лилит становится воплощением отвергнутого матриархата.

Создание Евы из ребра мужчины означает, что женщина во всем вторична и находится в безусловном подчинении.

Другая версия у каббалистов, считающих, что Лилит лишь пыталась узнать любят ли её супруг и Бог, простят ли. Многие считают, что Лилит менее грешна, чем Ева, ведь она не действовала тайком и не была изгнанной, а ушла по своей воле, сразу высказав свою позицию.

Лилит приписывают рождение детей, да не простых, а великанов и хтонических чудовищ. Сама же она обрела две ипостаси, одна из них была женой Самаэля и родительницей демонических сущностей, другая – была подругой демона Асмодея и воплощала похоть, жила в пещерах, а по ночам соблазняла мужчин, повелевала лилимами (джиннами в исламе), инкубами и суккубами.

Такой мифический персонаж был и у населения Междуречья , однако со временем упоминания о нем стирались, поскольку нарушали устоявшиеся догмы.

До сих пор является тайной, кем же была Лилит, мятежной мстительной женой или ужасным демоном.

Значение имени Лилит

Существует несколько версий происхождения имени Лилит.

Основная гипотеза говорит о том, что имя происходит от еврейского слова (לילי) («ночь») и переводится как ночное привидение, также этим словом обозначают сову, именно это слово упоминается в Библии, но в значении ночного духа.

В одном из английских переводов Библии слово трактуют как «ночное чудовище». Причем в обоих случая используется оно в женском роде.

В переводе Библии на русский язык lilith истолковали как «ночь». Поэтому переводчики использовали словосочетание «ночное привидение» предполагая под ним нечто, что пугает человека в ночи.

По другой версии имя берет начало в шумерском языке, где «лиль» означает «ветер», «призрак», в аккадском же языке лилу означает «ночь». Возможно, что таким образом позаимствовали название месопотамских демонов лилу и лилиту.

Говоря о значении имени Лилит, стоит помнить, что похожи на Лилит демон из ассирийской мифологии – Лили, изображавшийся как нагая женщина со змеями вместо ног, а также убивающая детей и мужчин Ламия из греческой мифологии.

Согласно утверждению древнееврейского философа и писателя Иисуса Бен-Сиры, трудившегося в IV или III веке до н. э. (точно не установлено), в семейной жизни праотца нашего Адама было далеко не всё так гладко, как описано в Ветхом Завете. Оказывается, и у него была своя «бывшая», которую звали Лилит. Еву же, по утверждению этого глубокоуважаемого мудреца, Бог создал уже после того, как его первый брак распался. Впрочем, обратимся к истории Лилит ─ первой жены Адама, именно в той редакции, в которой её поведал миру почтенный Иисус Бен-Сира, чей портрет открывает статью.

Скандал в семье Адама

Так вот, согласно утверждению древнееврейского автора, первой женой Адама была вовсе не Ева, а некая Лилит. Это своё утверждение он высказал в книге, получившей название «Алфавит Бен-Сиры». Среди последователей иудаизма она пользуется большим уважением, тогда как в христианском мире вообще не признаётся и считается апокрифом (не каноническим текстом).

О происхождении Лилит автор ничего не говорит и начинает повествование с того, что однажды эта строптивая женщина наотрез отказалась подчиняться мужу на том основании, что она ─ такое же создание Бога Иеговы, как и он сам, а потому имеет во всём равные с ним права. Положив, таким образом, начало борьбе за эмансипацию женщин, первая жена Адама Лилит произнесла вслух имя Бога, Ягве, и, обретя тайные силы, улетела от своего благоверного.

Тщетная погоня

Что делают в подобных случаях брошенные мужья? Правильно, ищут ту, которая бы восполнила его потерю и утешила в горе. Но в такой не оказалось, поскольку единственной женщиной была Лилит. Это вынудило Адама обратиться непосредственно к Творцу и просить Его создать ей замену.

Прежде чем приступить к сотворению Евы, Господь попытался вернуть беглянку и послал в погоню за ней трёх ангелов. Настичь её посланникам Божьим удалось лишь у берегов Красного моря, а учитывая, что райский сад Эдем, по мнению богословов, находился где-то вблизи ни то Армянского нагорья, ни то Южной Месопотамии, лететь пришлось долго. Однако все труды пропали даром, поскольку строптивица наотрез отказалась выполнить Божье повеление и заявила, что знать больше не желает этого притеснителя её женских прав.

Возмездие

Разумеется, это Лилит с рук не сошло. За дерзость перед Господом и за попрание супружеских уз ангелы её наказали. В различных литературных памятниках, появившихся в период Средневековья и содержащих пересказ произведения Иисуса Бен-Сиры, указываются три различные кары, ниспосланные на неё ангелами. По одной версии, Лилит каждую ночь была обречена рожать сотню умерших ещё во чреве младенцев, по другой ─ ей предстояло стать матерью бесчисленных демонов, а по третьей ─ бедняжку вообще ждало полное бесплодие, что, разумеется, предпочтительней первых двух вариантов.

Но на этом история Лилит ─ жены Адама ─ не закончилась. Она поклялась, что впредь, не имея возможности производить на свет собственных детей, будет уничтожать чужих. Однако при этом обещала щадить тех из них, чья мать защитит дитя амулетом в виде дощечки с её именем (по другой версии ─ с именами трёх посланных за ней ангелов).

Традиции, порождённые легендой

Любопытно отметить, что легенда о Лилит, получившая распространение главным образом среди иудеев, положила начало традиции вешать возле колыбелей новорожденных еврейских детей пластинки с её именами, которых, по легенде, три: Аморфо (Не имеющая формы), Одем (Краснота) и Батна (Чрево). Также принято упоминать на ней ангелов, настигших беглянку и ставших орудием в руках Божьего гнева.

По той же причине на руки младенцев повязывают красные нити, поскольку считается, что этот цвет может отпугнуть Лилит. Кроме того, в ортодоксальных иудейских семьях накануне обрезания младенца отцу полагается с захода солнца до первых его лучей читать возле колыбели отрывки из священной книги «Зоар», так как в этот период опасность её появления в доме наиболее высока.

Образ Лилит в сознании каббалистов

В религиозно-мистическом учении, появившемся в XII веке и известном сегодня как Каббала, Лилит ─ это не кто иной, как дьяволица. Перечень её происков весьма велик, причём, кроме упомянутой выше пагубы, насылаемой на младенцев, она непрестанно пытается творить зло самим роженицам, поражая их женскими недугами. Не обходит Лилит вниманием и мужчин, особенно молодых и красивых. Приняв облик юной девы, она является им во сне и, соблазнив, творит блуд, от которого потом рождаются страшные демоны.

В XIII веке по этому поводу был даже написан трактат, в котором утверждалось, что Лилит в облике змеи имела связь с самим Самаэлем, который, согласно Талмуду, являлся начальником всех демонов, Ангелом смерти и главной разрушительной силой на свете. От их соития был рождён слепой дракон, однако, к счастью, его своевременно кастрировали и не дали произвести потомство.

Демон ночи

Двумя столетиями позже образ Лилит несколько изменился. В еврейской религиозной литературе, а также в фольклоре её стали представлять не змеёй, а неким демоном ─ духом ночи. Кстати, само имя Лилит переводится с иврита как «ночная». Особенно часто от неё страдают мужчины, спящие в одиночку или одиноко бредущие по ночным дорогам.

Им она является в образе молчаливой и прекрасной женщины с длинными распущенными чёрными волосами. Изменились и её отношения с предводителем демонов Самаэлем. Если в прежние времена их считали любовниками, то примерно с XV века она стала его «законной» женой.

Второй брак Адама

Что же касается её «бывшего», то есть прародителя нашего Адама, то он, как известно, получил взамен сбежавшей от него супруги новую жену Еву ─ тоже, надо сказать, не подарок. Достаточно раскрыть первую книгу Ветхого Завета ─ «Бытие», чтобы убедиться, как из-за её легкомыслия оба они лишились райского блаженства. После многих лет, проведённых в раю, он был вынужден в поте лица своего добывать а она ─ в муках рожать детей.

Имя, исчезнувшее из Библии

Ни в одном из канонических текстов Библии Лилит ─ жена Адама ─ не фигурирует, за исключением книги пророка Исайи, где о ней упоминается лишь вскользь. Там говорится, что жители Идумеи ─ исторической области на юге Израильского нагорья ─ понесут тяжкое наказание за своё отступничество от Бога. Рисуя картину ожидающего их край запустения, пророк предвещает, что там, где раньше кипела людская жизнь, будут обитать лишь дикие звери, да находить свой покой ночное привидение Лилит.

Однако в процессе перевода этой книги с древнееврейского языка на греческий, осуществлённого в I веке до н. э., учёные-раввины удалили её имя, заменив его названием мифического существа онокентавра, представляющего собой гибрид человека с ослом. Так что упоминание о первой жене Адама ─ Лилит ─ из Библии было полностью устранено.

Находка для сатанистов

В заключение следует отметить, что образ ночного демона в женском облике стал широко использоваться последователями современного сатанизма, падкими на всякую чертовщину. В их трактовке жена Самаэля, или иначе говоря, сатаны, с которым они его отождествляют, полностью соответствует всем дьяволицам или, как они выражаются, «чёрным богиням». Соответственно, имиджей и имён у неё много.

Так, нередко Лилит предстаёт у них в образе таких религиозных персонажей Древнего мира, как шумеро-аккадская повелительница подземного царства ─ Эрешкигаль, древнегреческая владычица преисподней ─ Геката, или мрачное порождение скандинавского фольклора ─ Ума. Однако во всех случаях она несёт в себе образ «Тёмной Матери» ─ губительницы света.

« С веты луны на обольстительном, обнаженном теле. Отблеск далеких мистических звезд в неподвижных глазах. Обещание неземного блаженства в объятиях, а на губах - горький вкус смерти. Легенда или ужас, пришедший из глубины веков? Женщина - воплощенное желание для потерявших голову мужчин, которые никогда не произнесут ее имя вслух».

Легенда об Адаме и Лилит.
Это история любви. Как ни странно звучит, но это именно так, несмотря на такие мифические и растиражированные персонажи, как Королева ада Лилит и наш прародитель Адам. Многие знают легенду об Адаме и Еве, некоторые могут похвастаться знаниями легенды о Лилит - первой жены Адама.

В средневековых легендах, чаще всего написанных инквизиторами, в тех самых пророчествах, где обсуждалось, сколько ангелов может поместиться на острие иглы, ее представляли в виде грациозной черной кошки, приходящей из тревожных эротических сновидений.

«Когда бог создал небо, землю, всех животных и все растения, то взял лежащую под ногами животных глину и словом своим сотворил из нее человека. Сотворил, дабы дивился он величественным деяниям господа и прославлял имя божье. И поселил его в Эдеме. И новосозданный Адам восхитился чудесами божьими. Обозрел он всех животных, всех птиц, все растения, изумился и восславил имя великого мастера. И, ощутив себя одиноким, впал в тоску, в великую тоску. И бог, видя одиночество Адама, сказал сам себе: “Нужно создать для Адама нежную подругу, дабы человек вкушал отрады рая не в одиночестве”. И поймал устремленное ввысь пламя и из его зыбких, порхающих языков сотворил первую женщину - Лилит.

И, посмотрев на свое создание, восхищенно оказал: - Добра, ибо прекрасна. И подозвал к себе Адама. Вложил маленькую руку Лилит в ладонь прачеловека и сказал: - Адам, вот тебе подруга, прекрасная Лилит. Отражайтесь в глазах друг у друга, сердцами же любите друг друга. Плодитесь и размножайтесь. Адам, следуй за Лилит во все дни жизни твоей, а ты, Лилит, будь покорна Адаму. Пристально посмотрела Лилит на Адама и почуяла запах глины. И почувствовала она, что взгляд Адама опустился тяжестью земною на плечи ее. И поспешно вырвала она руку из ладони Адама.

Так и повелось, что избегала она видеться с Адамом, говорить с ним, любить его.

Когда в очередной раз он старался угодить ей, он принёс ей в дар драгоценные камни. Лилит очень обрадовалась, перебирала их, а счастливый Адам лежал у её ног.

Мудра ты, Лилит, бесподобная Лилит - поведай же мне, что за чувство угнездилось в душе моей с того мгновения, когда я впервые увидел тебя? Жажду расточиться у светозарных стоп твоих, жажду лобызать землю, что попираешь ты, жажду обратить солнце венцом для главы твоей и звездами вымостить стезю твою. Внимала Адаму Лилит, и тихая усмешка мелькала на устах ее.

Поведай, дивная моя Лилит, что это за чувство, от которого, когда я рядом с тобою, рай становится еще восхитительнее и жизнь - еще сладостнее, когда же я вдали от тебя, рай становится пустынным и уродливым, а жизнь - тяжелою и горькою! Во сне, наяву ли - тобою лишь полны мечты мои. Живешь ты в сердце моем и в очах моих. И Лилит отвечала - со смехом,но холодно: - Любовь! Адам, это называется любовью.- Откуда? Откуда ты знаешь? - Я давно это знаю, Адам.

Однажды он долго звал и искал её, мучился от тоски и обиды. А когда вновь увидел её, не добился от неё ласк. Она ускользнула.

Потерял терпение Адам и направился к богу - жаловаться. - Господь мой, что за подругу даровал ты мне? - молвил Адам, сдерживая гнев - Ни разу не повиновалась она приказу твоему, не подчинилась мне. Соблазняет она меня, распаляет и, оставив неутоленным, скрывается. Сгораю я, когда я вдали от нее, сгораю и рядом с нею. Злой огонь она, язык огня палящего, мучаюсь я, истаиваю...

И призвал Господь Лилит. И, потупив взор свой, стала она пред Господом. И творец пригрозил ей, молвив: - Создал я Адама из земли и тебя - из огня, дабы вы дополняли друг друга. Должна ты любить его и тем паче быть покорна ему, супругу твоему, ибо для него создал я тебя. Когда же не покоришься ему, знай, что сурова будет кара моя. А теперь отправляйся к Адаму. Таково желание мое...

Адам ждал ее возвращения. Подошел он и сел рядом с нею, взял со страхом руку ее и, сама нежность, еле слышно прошептал: - Лилит, душа души моей, отчего ты грустна, отчего ты так грустна? Отчего не улыбнешься ты, моя нежно-прекрасная? Ах, сверкающая подобно солнцу Лилит, отчего ты безмолвствуешь? Или не ведаешь ты, что живу я только любовью твоею? Сожми сердце мое - и выжмешь из него лишь любовь мою к тебе, лишь любовь мою к тебе и ничего более. Любовь моя к тебе объемлет всю вселенную, всю вселенную... И с беспредельным вожделением поцеловал он края кудрей Лилит. Но безмолвна и безучастна была Лилит, и взор недвижных очей ее был устремлен вдаль.

Обнял ее тонкий стан Адам, поднял ее на руки и отнес в шалаш. Утомлена была Лилит от волнений сердца. Устрашил ее недовольный взор Господа. И безропотно возлегла Лилит на цветочном ложе. Положил Адам голову ее на колени свои и восторженно, зачарованно взирал на хрустальную наготу Лилит, простертой на листьях пылающих пурпуром роз. Смежила очи Лилит, и кротка была она и покорна подобно газелям. И была она бледна подобно жемчугу. Ласкал Адам тело Лилит и шептал себе:

Безумно, безумно люблю тело твое, ибо дивно сотворено тело твое. Сосуд всех совершенных даров - тело твое, сад несравненный - тело твое, сад всех содроганий и желаний огненных. Благоуханнее тело твое, нежели мускус косуль эдемских, благоуханнее жасмина и лаванды, нарцисса и гиацинта, всех сладостных благовоний их, тропы райские в мечты погружающих…

И огненными устами лобзал Адам тело Лилит и вдыхал благоуханную свежесть его, и свежее было оно росы на кустах и травы в первые дни творения. И огнепламенными перстами лобзал Адам перси Лилит и, душу свою изливая, говорил: - Безумно, безумно люблю перси твои, Лилит, о ты, что совершеннее ангелов. Перси твои - два светозарных снопа нежноуханной гвоздики, двумя девственными розами увенчанные, два снопа, в безумие приводящих, с ума сводящих, и опьяняют они душу мою и разлучают с телом душу мою... И поцеловал Адам перси Лилит и трепетными устами поцеловал печати персей ее.

Смежила очи Лилит, безучастна была она и не внимала Адаму. И забыл сам себя Адам, и ничего более не существовало для него. И были только уста Лилит, что лобызал Адам без насыщения и прекращения; впивая всю сладость Лилит, всю сущность ее, не насыщался Адам - и истаяла душа Адама, расточаясь в беспредельности лобзаний...

И внезапно изогнулась Лилит, освободилась от изнурительных, безумных, страстных до крови поцелуев Адама, метнулась прочь из шалаша и скрылась в лабиринтах ночного рая. Адам лишился чувств и так пролежал до рассвета. Когда же пришел он в себя, то вспомнил, что скрылась Лилит во тьме ночной. И с разбитым сердцем воспрянул Адам. Попытался он вновь разыскать Лилит, еще раз умолить ее, дабы не покидала она его.

И в видениях его Лилит представала ему желанной, еще более желанной, недоступно желанной. И от видений этих с болью в сердце пробуждался Адам и, как безумный, метался, метался... И достиг он границы рая, по другую же сторону ее простиралась земля, пустынная, необитаемая. Очень устал Адам. Присел отдохнуть.

И вдруг, точно во сне, услышал он радостный, светлый смех, подобный зову весны, и от этого смеха пуще забилось сердце его. С упованием устремил он взор туда, откуда доносился смех... И увидел нечто страшное, то, что подобно черной молнии, затемняя и прожигая, до самого дна пронзило душу его.

И увидел он свою Лилит в объятиях сатаны.

Адам обезумел от ревности. Обезумел Адам, бродил, не зная покоя, по уединенным уголкам Эдема. Опустел для него Эдем, и пение птиц тяготило его.

И погрузил Бог Адама в сон и из ребра его создал ему новую подругу - Еву - чтоб по происхождению своему была бы Адаму покорна, могла бы любить только его и умела бы утешать его. И отверз очи свои Адам и увидел рядом с собою новую подругу, не столь совершенную и огненно-прекрасную, как Лилит, но тоже прекрасную.

И подошла Ева к Адаму и положила голову ему на плечо и нежно ему улыбнулась, устремляя преданный взор в ответ на грустный, мечтательный взор Адама. Но Адам, сидя рядом с Евой и внемля шелесту розовых кустов, слышал в нем дыхание Лилит. В благоухании роз являлось ему благоухание Лилит, в песнях соловьев - голос Лилит.

Когда добрая Ева ласкалась к Адаму и черными кудрями своими закрывала ему лицо, то видел Адам лишь златоогненные кудри Лилит, закрывавшие весь небосвод. Когда смежал он очи свои, представал ему бесконечно прекрасный образ Лилит: когда взирал он на звезды - в звездах видел он очи Лилит, в бездонном же солнце - всю Лилит...

“Ева” звучало на устах его, но душа отзывалась: “Лилит”. И когда он тщился забыть о Лилит и обнимал верную Еву, прижимал ее к груди и целовал - в те же миги в объятиях своих он видел Лилит, целовал Лилит, ощущал Лилит, только Лилит... И жил Адам, ожидая и вожделея только Лилит, и умер Адам, стеная и мечтая лишь о Лилит».

Итак, подведём итог. Лилит была первой женщиной на земле. Лилит посчитала себя равной мужчине, женщиной, которой можно делать все то же, что и ее мужу. Лилит считала себя умной, как мужчина. Она не собиралась беспрекословно подчиняться мужу и слушаться его во всем. Она была уверена, что может принимать решения наравне с мужем. По легенде, именно Лилит принадлежит сексуальное открытие - поза «женщина сверху». Она предпочитала заниматься сексом, именно будучи сверху, а не в «рабочее-крестьянской» позе (кстати, единственной сексуальной позе, одобренной церковью). Когда конфликт с Адамом стал слишком силен, Лилит приняла решение оставить его.

Чем же так опасна Лилит? Почему ее имя называют проклятием? По легенде, Лилит соблазняет только женатых мужчин, замучивая их своей страстью до смерти. В Талмуде есть упоминание о том, что женатый мужчина не должен ночевать дома один. Лилит принимает образ дамы из эротических грез, и предлагает только секс, чтобы жертва попала в ее сети. Вторым злом Лилит называют убийство младенцев. Легенды утверждают, что она может выпить кровь, задушить, забрать мозг или защекотать до смерти во сне. Но Лилит приходит только к тем младенцам, которых еще не успели окрестить. Как и все демоны, она жутко боится креста. Бытует поверье, что если младенец смеется во сне, значит, с ним играет Лилит. Младенца надо немедленно разбудить, иначе она может замучить его до смерти.

Но сколько правды в этих легендах? Существует и другое мнение о Лилит. Ее называют первым борцом за права женщин, той силой, которую боится большинство мужчин. В легендах о Лилит много трагического. А может, это месть мужчинам за то, что они предпочли не ее? Может, демоническое влияние Лилит - просто месть за то, что мужчины видят в женщине, в первую очередь, тело? И смертельные объятия Лилит были местью за вечную мужскую жажду секса, за неверность и лживость мужчин.
Сколько правды в легендах о женщине, которую на протяжении веков всеми способами пытались очернить за право быть не «под мужем», а рядом с ним? За право решать свою судьбу и быть личностью? Сейчас об этом и не узнать.

Лилит - незаурядная, смелая личность, в то время, как Ева - мягкая самочка, заурядная, домашняя хозяйка, во всем покорная супругу. Возникает вопрос: нужна ли была церкви незаурядная личность с острым, пытливым умом, утверждающая, что мужчина - не бог, а всего лишь человек? Той церкви, где всегда главенствовали мужчины?

И все же - демон или символ свободы женщины? Порицание или согласие? Не стоит во всем искать однозначный смысл. Не бывает добра без зла, и наоборот. Самая ценная гармония - это двойственность, соединение двух противоположностей в одном. Тень, скользящая в свете луны, - всего лишь история об отверженной женщине, выбравшей одиночество и всегда страдавшей от недостатка любви, о женщине, всегда говорящей «нет» потому, что ей так хотелось бы сказать «да»…