Как мультфильмы влияют на психику ребенка проект. Проект жиганова.docx - Исследовательский проект " Как мультфильмы влияют на психику ребенка". Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов

Тема исследовательской работы

«Мультфильмы в жизни детей»

Номинация: Гуманитарная (обществознание, психология)

Введение с. 3-4

Теоретическая часть с. 4-9

1.1. История создания мультипликационных фильмов с. 4 -5

1.2. Польза и вред мультфильмов с. 5 - 8

1.3. Сравнение отечественных и зарубежных мультфильмов с. 8 - 10

Практическая часть, анкетирование с. 10

Памятка с. 10

Заключение с. 11

Литературные и электронные источники с. 12

Приложение с. 13 - 15

Введение.

Каждый из нас, независимо от того, взрослый это человек или маленький ребенок, мальчик или девочка, очень индивидуален. Мальчишки играют в машинки, солдатиков и роботов, а девочки с материнской заботой укладывают любимую куклу в коляску. Но есть то, что, без исключения, любят и взрослые, и дети, и мальчики, и девочки. Это мультфильмы.

Такая любовь к мультикам не случайна. Взрослые любят мультфильмы за то, что, с одной стороны, они позволяют родителям отвлечь ребёнка на какое-то время, а самим родителям заняться своими делами, а, с другой стороны, несут не маловажную воспитательную, познавательную и развивающую функции.

Для детей же, мультфильм - это удивительная сказка: яркая, волшебная, незабываемая. Сказка, которая учит дружбе, общению и взаимному уважению; поясняет, что такое хорошо, а что плохо, и что добро всегда побеждает зло.

Актуальность моего исследования состоит в том, что сегодня показу юных зрителей открывается огромный мир мультфильмов. Смотреть их можно до бесконечности долго, выбирая жанры, сюжеты, героев. Но не все мультфильмы, как утверждают взрослые, оказывают положительное влияние на детскую психику и воспитание. Существует множество мнений о вреде и пользе современных мультфильмов и о том, сколько по времени и какие именно можно показывать мультфильмы детям для полноценного развития личности.

В своей работе я попыталась разобраться, как влияют мультфильмы на детскую психику.

Гипотеза работы: мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми.

Цель работы: на основе работы с литературой и практических исследований выявить, какое влияние оказывают современные мультфильмы отечественного и иностранного производства на сознание детей, и узнать, какие мультфильмы принесут пользу ребенку.

Задачи работы:

изучить историю мультипликации;

выяснить какую пользу и вред может принести выдуманный мир мультипликации;

3) провести анкетирование обучающихся 5 класса, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев;

4) сравнить отечественные и зарубежные мультфильмы;

5) проанализировать результаты исследований, сделать выводы;

6) составить памятку «Как с пользой смотреть мультфильмы»

Объект исследования - учащиеся 5 класса.

Предмет исследования - мультфильмы отечественного и иностранного производства.

Во время выполнения работы использовались методы:

Изучение литературы

Просмотр мультфильмов

Проведение анкетирования учащихся 5 класса и их родителей

Анализ полученных результатов

1.Теоретическая часть

1.1 История создания мультипликационных фильмов .

По одной из версий, французы, как родоначальники этого вида искусства, считают днем рождения мультипликации 30 августа 1877 года. Именно в этот день было запатентовано изобретение праксиноскопа французским художником и изобретателем-самоучкой Эмилем Рейно. Немногим ранее, 20 июля 1877 года, Эмиль Рейно представил доклад перед членами Французской академии и продемонстрировал праксиноскоп - аппарат, собранный из коробки из-под печенья и зеркального барабана, и позволяющий просматривать на прозрачной ленте фазовые картинки, создающие иллюзию движения фигур. Первый же мультфильм был создан в 1892 году, когда состоялся первый сеанс «световых пантомим», в оптическом театре Эмиля Рейно. Все свои «фильмы» Рейно рисовал, раскрашивал и монтировал сам, нанося изображения на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок.

Создание мультипликации - длительный, трудоемкий процесс. Но, несмотря на то, что сегодня все мультфильмы создаются во многих странах мира, не все их, оказывается, рекомендуется смотреть. Что же мы видим на экранах своих телевизоров? Почему же некоторые мультфильмы вызывают бурю радостных эмоций, волну подражания любимым героям и формируют хорошие эмоции ребенка, а другие наносят откровенный вред, делая детей злыми? Среди создателей мультфильмов существует два мнения те, кто копирует взрослую жизнь в мультфильмах, и те, кто создает именно детский мир с его собственными законами жизни. Современные дети все более тяготеют к подражанию взрослой жизни с ее агрессией и жестокостью, поэтому и предпочитают первый тип мультфильмов

Все дети выбирают мультики по принципу красочности, интереса и моды. А ведь много российских мультов создавалось на основе сказок. Советские мультфильмы по своей природе интересны сюжетом и заставляют мыслить. А каким образом дело обстоит с мультфильмами иностранными? Почти половина иностранных мультиков строится по старому, проверенному принципу: завязка - кульминация - развязка. Преступление - расследование - наказание. Поэтому главные темы американских фильмов - конфликты и преступления.

Большинство современных мультиков имеют следующие признаки:

1. Яркие, действие происходит очень быстро.

2.Простой понятный сюжет, повторяющийся во всех мультиках.

3.Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму.

5.Много агрессии.

6.Однообразная музыка.

Имеются и более ранние версии создания анимационных фильмов, но полноценным мультфильмом их назвать нельзя. Они были только демонстрацией возможностей для камеры.

Первые мультфильмы представляли собой рисованные и раскрашенные от руки пантомимы продолжительностью до 15 минут. Уже тогда могло применяться звуковое сопровождение, синхронизированное с изображением.

Позднее, с появлением компьютеров, появилась и компьютерная анимация. В настоящее время, эти технологии так далеко шагнули, что неспециалисту порой сложно определить, что же он видит на экране - «живое» кино или анимированное.

Если говорить о нашей стране, то надо отметить, что в 1936 году в СССР была основана киностудия «Союзмультфильм», что дало огромный скачок отечественной мультипликации.

В 1958 году первые мультипликационные фильмы в Японии создают жанр «Аниме».

Анимация (animation) - производное от латинского "anima" - душа, следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение").

1.2 Польза и вред мультфильмов.

Для юных зрителей открывается огромное множество мультипликационных фильмов с разнообразными жанрами и сюжетами. Всем давно известен тот факт, что мультфильмы имеют огромное влияние на нервную систему ребенка. Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребенка? Что выбрать для ребенка: зарубежные или отечественные мультики? Стоит ли позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они? И сколько времени можно позволять проводить ребенку перед телевизором? Постараемся ответить на данные вопросы, учитывая мнения специалистов.

Для начала следует рассмотреть положительное влияние мультфильмов на ребенка.

Яркие, зрелищные, образные с одной стороны, и простые, ненавязчивые, доступные с другой, мультфильмы, близки по своим развивающим, воспитательным возможностям сказке, игре, живому человеческому общению. Герои мультиков демонстрируют ребенку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомленность крохи, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. Таким образом, мультфильм - это эффективное средство воспитания ребенка, главное найти золотую середину. У просмотра «правильных» мультиков есть целый ряд положительных моментов:

ребенок имеет возможность отдохнуть и отвлечься , получить психологическую разгрузку;

ребенок учится воспринимать сюжет и логически мыслить ;

познавательно-образовательное влияние (объясняют явления природы, развивают речь, расширяют кругозор и т.д.);

смена картинки на экране с звуковым сопровождением стимулирует зрительное и слуховое внимание, способствуя их развитию;

совместный просмотр мультфильмов с родителями помогает найти новые интересные темы для обсуждения, что развивает речь ребенка .

А теперь рассмотрим негативное влияние мультфильмов на сознание ребенка, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики ребёнка.

Агрессия и насилие на экране. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийства (если главный герой агрессивен, он может наносить вред окружающим, и ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни).

Полная безнаказанность (если плохой поступок персонажа не наказывается, а даже приветствуется, у ребёнка может сформироваться ощущение вседозволенности.

Нет чёткой границы между добром и злом (даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей).

Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям может вызывать агрессию детей.

Неправильное формирование инстинкта самосохранения (если герои могут по нескольку раз умирать и оживать на экране, то нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить такой подвиг).

Кроме того, не стоит забывать о том, что дети воспринимают информацию по-другому. Они не просто смотрят на экран, они погружаются в сказку, они как-бы попадают внутрь и переживают все события вместе с героями.

Часто родители обеспокоены нездоровой зависимостью своего ребенка от мультфильмов. Ребенок у телевизора ест и одевается, проводит перед экраном все вечернее время и отрывается от него только тогда, когда приходит пора ложиться спать. Обвинять ребенка в том, что он слишком много смотрит мультфильмы, попросту нельзя. Вероятно, родители уделяют ребенку слишком мало времени, если он нехватку общения с живыми людьми заменяет мультфильмами.

Итак, важным моментом является длительность просмотра . Нельзя резко в один день запретить ребенку смотреть мультфильмы. Это может привести к острому конфликту. Просто необходимо обратить внимание на ребенка и попытаться переключить его с поглощения мультфильмов на другие, более интересные занятия, например новые игры.

Итак, подводя итоги, следует отметить:

- Во-первых, утверждать, что мультфильм - абсолютное зло неправильно. Хороший мультфильм - это маленькая сказка, где животные умеют говорить, а добро всегда побеждает зло. Хорошие и позитивные истории могут научить ребенка многим добрым и полезным вещам. Родителям в этом случае остается только проследить, чтобы ребенок смотрел только «добрые» мультфильмы, которые несут в себе положительный заряд.

- Во-вторых, существует ряд признаков, которые характеризуют вредные для детской психики мультфильмы. Детям не следует смотреть истории, в которых главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим, калечат или убивают других персонажей. Вредны для малыша и те мультфильмы, в которых отклоняющееся поведение героев никем не наказывается, не говорят, что так делать нельзя. В итоге у маленького ребенка расшатываются эталоны допустимого и неприемлемого поведения, хорошего и плохого поступка. Вредно на психику ребенка влияют и мультфильмы, в которых главные герои неуважительно относятся к животным, людям и растениям. Положительные персонажи детских историй должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные персонажи — уродливыми.

- В-третьих, в просмотре ребенком мультфильмов нет ничего ужасного, если время пребывания перед телевизором и сюжет строго контролируется взрослыми. Но следует помнить, что никакой мультфильм не заменит живого общения ребенка с родителями.

И главное - нельзя показывать ребенку мультфильм, который не видели его родители!

1.3. Сравнение Отечественных и зарубежных мультфильмов.

Если спросить у наших родителей: «что такое мультики?»,- то у каждого из них возникнут хорошие воспоминания о беззаботном детстве, родительском доме. Многие из них и сейчас останавливаются у телевизора, когда видят полюбившихся с детства персонажей. Рассмотрев признаки «полезных и вредных мультфильмов», теперь сравним героев и то, чему учат мультфильмы отечественного и зарубежного производства.

«Самый маленький гном» - мультфильм о том, как самый маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких серий вручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят, трех поросят… Есть в этом мультфильме замечательный образ одного «спасателя».

«Волшебный мешочек» - у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на педагогический эксперимент: «Раз тебе хочется озорничать - озорничай! Ни слова от меня не услышишь. Но сначала наполни этот мешочек камешками». Ура! Да здравствуют проказы! Но оказывается, камешек можно положить в мешочек, только если доброе дело сделаешь. Есть известный духовный закон: когда нет в тебе любви и милосердия, твори дело милосердия и постепенно воспитаешь свое сердце.

Понаблюдав за малышом, который смотрит мультфильм, можно увидеть эмоции и переживания на его лице. Он смеется вместе с героем, хмурит бровки, сопереживает, жалеет его, повторяет слова знакомой песенки. Добрые мультфильмы имеют огромное воспитательное значение. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует.

Возьмем для примера еще мультфильм «Ниндзя-Черепашки». Главные герои Черепашки постоянно противостоят плохому, но они столько убивают, что задумываешься, а, правда, они такие хорошие?

Вы, конечно, видели эпизод из «Шрека» (когда взрывается птичка от пения трольши). Дети в этот момент всегда смеются. А ведь это, не просто сцена красивого убийства, это - пример смерти. Главная положительная героиня наших сказок не может быть такой, она не может быть жестока, не может убивать. Во многих мультиках неизменно присутствуют монстры и мутирующие люди. В них стреляют, взрывают, убивают, летают на непонятных машинах, самолетах и космических кораблях. Назвать эти сказки добрыми, к сожалению, не получается. Эти мультики рассчитаны абсолютно на другую аудиторию, они несут в себе элементы совершенно другой культуры, навязывая подсознательно эти ценности детям. Они не учитывают наши национальные и культурные особенности.

Но нельзя сказать, что все американские мультфильмы губительны для сознания детей. Например, «Король Лев» - полнометражный мультфильм, главный герой которого - маленький львенок Симба, теряет своего любящего и любимого отца из-за зависти

своего злого дяди. Очень трогательный сюжет, заставляющий переживать вместе с героями, как юных зрителей, так и их родителей.

Практическая часть.

Мне было интересно узнать, как относятся к мультфильмам ребята нашего класса. Для этого мы провели анкетирование по следующим вопросам:

Смотришь ли ты мультфильмы? (Приложение I, рис. 1)

В какое время ты предпочитаешь смотреть мультики? (Приложение I, рис. 2)

Какие мультфильмы ты предпочитаешь? (Приложение I, рис. 3)

Какие качества нравится тебе в этих героях? (Приложение I, рис. 4)

Смотрят ли родители мультфильмы вместе с тобой? (Приложение I, рис. 5)

Запрещают ли тебе родители смотреть какие-либо мультфильмы? (Приложение I, рис. 6)

Результаты анкетирования показали , что практически все дети в возрасте 11 лет с одинаковым интересом смотрят и отечественные, и иностранные мультфильмы. Положительным моментом является то, что 50% детей смотрит мультфильмы вместе со своими родителями.

Заключение.

Таким образом, достигнута поставленная цель работы, из которой следуют выводы:

Только качественные и добрые сюжеты помогут детям отдохнуть и развлечься, научиться чему-то новому и положительному. Некачественные мультфильмы могут наоборот навредить - стереть границы добра и зла или приучить детей к плохому.

Анализ работы показал, что оптимальный возраст, с которого ребенок может начинать смотреть мультики 1,5 - 2 года. Для таких малышей время просмотра не должно превышать 3-5 минут. В возрасте 3-х лет длительность просмотра должна составлять не более 15-20 минут. Для детей 4 - 5 лет - 40-60 минут. И только, начиная, с возраста 6 -7 лет, ребенок может смотреть полнометражные мультфильмы.

Нельзя сказать, что не все иностранные мультфильмы губительны для сознания детей. Среди них можно найти добрые и качественные мультики.

А главное, что никакие мультфильмы не заменят живого общения.

Памятка.

В связи с этим, я предлагаю следующие рекомендации по выбору мультфильмов:

Мультфильмы должны:

1) Учить любить животных. Героями мультфильмов часто бывают животные.

2) Учить дружить.

3) Помогать изучать окружающий мир

4) Учит выполнять свои обязанности. Поэтому герои должны примером показывать как нужно выполнять те или иные действия.

5) Отказаться от просмотра мультипликационных сериалов. У мультфильма должен быть сюжет, желательно на основе взаимодействия коллектива.

6) Смотреть мультфильмы не более 2-х часов в неделю.

7) Пересказывать маме и папе содержание мультфильма.

Список используемой литературы

Баркан А. Ю. «Плохие привычки хороших детей» - Издательство: Дрофа Плюс, 2007 г.

Волков Б. С., Волкова Н. В. «Детская психология. От рождения до школы» -Спб.: Питер 1-е издание, 2009 г.

Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?» - Издательский дом: ЧеРо, ТЦ СФЕРА, 2007 г.

Капков С. А. «Энциклопедия отечественной мультипликации» - М.: Алгоритм, 2006 г.

Кривуля Н.Г. «В зеркале времени. Анимация двух Америк» - Издательство: Аметист, 2007 г.

Курпатов А.В. «Счастье вашего ребёнка» - Издательство: ОлмаМедиаГрупп, 2013 г.

Мухина В. А. «Возрастная психология» - Издательство: Академия (Academia), 2012 г.

Ньюфелд Г. «Не упускайте своих детей» - Издательство: Ресурс, 2012 г.

Осорина М. В. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых» - Спб: Питер, 2011 г.

Приложение I

Смотришь ли ты мультфильмы?

2. В какое время ты предпочитаешь смотреть мультики?

3. Какие мультфильмы ты предпочитаешь смотреть?

Рисунок 1

4. Какими качествами нравятся эти герои?

3 человек - смешной, 1 человек - хорошие, 3 человек - умные, 3 человека - добрые, 1 человек - справедливый, 1 человек - интересный, 3 человека - большие уши, 2 человека - всем помогает, по 1 человеку - маленькая, крутая, классный, смелый, летает.

5 . Смотрят ли родители мультфильмы вместе с тобой?

Рисунок 2

Рисунок 6

6 . Запрещают ли тебе родители смотреть какие-либо мультфильмы?

Елабужский Институт Казанского Федерального Приволжского Университета

Курсы повышения квалификации педагогов-организаторов

Влияние современных мультфильмов на психику и поведение детей.

Выполнила: педагог-организатор

МАОУ «СОШ №48»

Марусева Ольга Владимировна

Аннотация.

Название проекта: «Влияние мультфильмов на психику и поведение детей».

Проблема: негативное воздействие многих современных мультфильмов (фильмов) на сознание и поведение детей.

Цели и задачи проекта:

Анализ предпочтений детей в области просмотра мультфильмов;

Выявление негативных сторон современных мультфильмов и их влияния на детей;

Методы: анкетирование, анализ литературы, беседа с учащимися, классными руководителями.

Ожидаемые результаты: осознание и контроль со стороны родителей при выборе мультфильмов; уменьшение в некоторой степени агрессии среди младших школьников.

Сроки реализации проекта: 18 месяцев.

Обоснование целей и задач проекта.

«Все дети, послушные или капризные, спокойные или живые по своему характеру поведения буквально взяты в плен мультипликацией...»

Лоренца Лорензини

Очень часто родители, чтобы отвлечь внимание ребенка и выполнить домашнюю работу, включают детям мультфильмы. Просмотр мультфильмов играет важную роль в развитии ребёнка во всех аспектах - физическом, эмоциональном, мировоззренческом, интеллектуальном. Ответственные родители всегда задумываются: не причинят ли вред детской психике современные мультфильмы? Каким мультфильмам отдать предпочтение - зарубежным или отечественным?

Ребёнок сквозь призму отношений мультипликационных героев учится воспринимать себя и окружающих, преодолевать трудности. Мультфильмы очень сильно воздействуют на фантазию детей, их герои становятся примером для подражания.

Мультпродукция способна оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Всегда необходимо очень чётко осознавать влияние разных мультфильмов на психику и восприятие окружающего мира ребёнком. Если нет возможности предварительно ознакомиться с мультфильмом, то желательно хотя бы вместе с ребёнком его просматривать, чтобы иметь возможность комментировать содержание, обращая внимание на позитивные и негативные его стороны, помогая провести черту между добром и злом.

Данная проблема очень актуальна на сегодняшний день. В связи с некультурным, неадекватным и агрессивным поведением детей (не всех) мы выбрали именно эту тему для проекта.

Основная цель данного проекта:

Разработать список мультфильмов, наиболее положительно и/или отрицательно влияющих на сознание школьников.

Для достижения этой цели мы ставим следующие задачи:

Провести опрос предпочтений детей в области просмотра мультфильмов;

Выявить негативные стороны современных мультфильмов и их влияние на детей;

Составить список наиболее «правильных» мультфильмов и организовать их показ детям и родителям.

Механизмы реализации проекта.

В рамках данного проекта будет проводиться опрос среди школьников по их мультипликационным интересам. Проект проходит в три этапа.

1 этап. Подготовительный. На данном этапе деятельности происходит выбор необходимого метода, средств для достижения цели, уточняются задачи и ход действий. 1 этап включил в себя следующее:

    Обсуждение темы проекта, выявление наиболее эффективных форм и методов дальнейших действий.

    Подготовка вопросов для опроса школьников с целью выявить их мультипликационные предпочтения.

2 этап. Основной. Этап включает в себя реализацию действий, направленных на достижение поставленных целей и задач. Предварительно обговорив детали с классными руководителями, группа провела опрос среди учеников младшего школьного возраста. Для исследования брались отличные друг от друга по поведению и успеваемости классы. Анкетирование было анонимным, дети указывали лишь свой класс. Анкеты включали в себя вопросы о частоте просмотра мультфильмов, об их жанре и конкретно названиях (см. приложение 1).

После опроса мы выявили наиболее популярные мультфильмы среди детей. С помощью сети интернет ознакомились с содержанием незнакомых нам мультпроектов, мнением психологов; изучили работы по данной теме. Далее мы определили негативные и позитивные факторы этих произведений. Несмотря на то, что сюжет многих мультфильмов подразумевает победу добра над злом, в них присутствует множество признаков отрицательного влияния. К примеру, среди главных героев превалирует агрессивное поведение, сцены насилия, убийств. Еще одним ярким примером дурного воздействия моно назвать образы мужчин и женщин. Многие зарубежные мультипликаторы показывают женщин мужественными воительницами, а мужчин безвольными людьми. Данные фрагменты показывают неадекватные особенности поведения. И таких признаков немало. Поэтому анализ и изучение мультфильмов (в основном зарубежных) должно занимать и занимает большую часть времени основного этапа проекта.

3 этап. Заключительный. Данный этап подразумевает анализ проделанной работы и дальнейшие перспективы развития.

Учитывая результаты анализа, в дальнейшем будет составлен список рекомендуемых для просмотра мультфильмов. Будут обсуждены возможные негативные и положительные стороны данных мультиков. Опираясь на опыт психологов, изучивших данную тему, добавив свои результаты, эти ролики будут показаны детям и родителям.

    Маленькие Эйнштейны.

    Смешарики.

  1. История игрушек.

  2. Котенок по имени Гав.

    Король Лев.

    101 далматинец.

    Симпсоны.

    Гриффины.

    Губка Боб квадратные штаны.

    Том и Джерри.

    Трансформеры.

    Человек-паук.

  1. Южный парк.

Календарный план.

Ожидаемые результаты и дальнейшее развитие проекта.

Результатом реализации проекта будет список рекомендованных мультфильмов. Беседы, встречи с родителями в дальнейшем и ознакомление их с результатами исследования, анализа позволит достичь осознания некоторыми родителями важности выбора мультфильмов для своих детей (особенно в младшем возрасте).

В целях развития данного проекта в будущем будет проведен опрос конкретных учеников. Более внимательному изучению будут подвергнуты недисциплинированные ученики, учащиеся с девиантным поведением. Путем беседы с ребенком и классным руководителем будут определены проблемные моменты в поведении ученика.

В дальнейшем мы планируем увеличить число опрашиваемых и список рекомендованных мультфильмов.

Перспективным планом является установка информационного стенда с результатами исследования, новостями о реализации и судьбе проекта.

Канцелярские товары - 200 рублей.

Буклеты (в перспективе) - 600 рублей.

Канцелярские товары приобретены за счет школьного бюджета.

Список литературы

1. И. Гундорова. О последствиях восприятия телевизионной информации млад-шими школьниками стр. 49- 53//Воспитание школьников №9, 2005г.

2. И. Гундорова. Телевидение и нравственность: возможен ли союз стр. 36- 39.// Школьный психолог №12 июнь 2006г.

3. Джеймс Ч. Добсон - Родителям и молодоженам. 1991г.

4. Марина Кварцова. Тревожные дети. // Школьный психолог №19, 2003г.

5. Ю.Е.Красный, Л.И. Курдюкова - Мультфильм руками детей Кн. для учителя.- М.: Просвещение 1990г.

6. Лазутова М.Н. Психологические методики М.: 1995г.

7. Практическая психология образования под ред. И.В Дубровиной \ М.: 2000г

8. Практическая психология образования: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений./ Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изда-ние- М.: ТЦ «Сфера»,1998

10. Учителю о психическом здоровье младших школьников под ред. Л.С. Колмо-горовой./.- Барнаул. БГПУ, 2004г.

11. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Ч.З. Музыка. Театр. Кино./ Глав.ред. В.А. Володин.- М.: Аванта плюс, 2001

Анкетирование

1.Что вы предпочитаете делать в свободное время?

А) смотреть телевизор;

Г) другое (что именно) _____________________________________________

2.Смотрите ли Вы мультфильмы? (да/нет)

3.Какие мультфильмы Ваши любимые? __________________________________

4.Какие фильмы предпочитаете смотреть?

А) боевики;

Б) триллеры, ужасы;

В) комедии;

Г) драмы;

Д) другое (какой жанр)_____________________________________________

5.Ваш любимый фильм ________________________________________________

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение
« Средняя школа № 2 г. Рудня »
Исследовательский проект на тему:
«Как мультфильмы влияют на психику ребенка»
Работу выполнила
ученица 4 б класса Жиганова Софья
Руководитель Терещенкова С.И.
2016 – 2017 учебный год

Содержание
Введение…………………………………………………………………………3­4
Глава 1. Отечественные мультфильмы……………………………………...…..5
1.1. Мультфильм «Волшебный мешочек» (режиссер. А. Полушкин,
«Куйбышев телефильм», 1975г.)…………………………………………...….. 6
1.2. Мультфильм «Самый маленький гном» (режиссер. М. Каменецкий,
«Союзмультфильм»)…………………………………………………………...…7
Глава 2. Зарубежные мультфильмы………………………………………….…8
2.1. Мультфильмы, сделанные в Америке…………………………………9­10
Глава 3. Практическая часть…………………………………………………..11
3.1.Опрос одноклассников…………………………………………………...…
11
Заключение………………………………………………………………………12
Литература………………………………………………………………………13
Приложение ……………………………………………………………………14

2
Введение
Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я
тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают
мне и моей младшей сестре смотреть все мультфильмы подряд. Они
утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на наше
развитие и психику. Я решила изучить данную тему и выяснить, справедливо
ли это мнение.
Цель работы: выяснить, как мультфильмы влияют на развитие и психику
детей.
Задачи:
1. изучить, как влияют мультфильмы на младших школьников;
2. сравнить отечественные и зарубежные мультфильмы
3. выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир
мультипликации;
4. провести анкетирование обучающихся
4б класса, с целью
выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев
5. проанализировать результаты исследований, сделать выводы;
6. составить памятку «Как с пользой смотреть мультфильмы»
Гипотеза работы: мультфильмы российского и иностранного производства, в
которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному

развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка
тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми.
Объект исследования:. мультфильмы

производства.
Предмет исследования: мультфильмы отечественного и иностранного
3

Методы исследования:
1. Изучение литературы
2. Просмотр мультфильмов
3. Проведение анкетирования учащихся 4 б класса
4. Анализ полученных результатов
5. Составление рекомендаций.

4
Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое
влияние оказывают мультфильмы на их детей. В выборе мультфильма надо
быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы
воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о «советских»
мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для
ребенка, картина мира, зло в мультфильмах не вечно, а вечно ­ добро. Очень
важно, что в «советских» мультфильмах злой персонаж подавался в
юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность.
Глава 1. Отечественные мультфильмы

Одними из лучших отечественных мультфильмов являются маленькие
притчи, в которых под короткой занимательной историей спрятан глубокий
духовный смысл. Причем многие мультфильмы непросто показывают
«положительных» кукол и зверей, но и дают программу воспитания в себе
качеств настоящего человека.

5
1.1.
Мультфильм «Волшебный мешочек» (реж. А. Полушкин,
«Куйбышев телефильм», 1975г.)

Сюжет узнаваемый: у благовоспитанного медведя Спиридона растет внук
Ивашка, который больше всего на свете любит озорничать и делать то, что
хочется. Звери жалуются, дед переживает и, наконец, решается на
педагогический эксперимент: разрешает внуку озорничать, но при этом
наполнять мешочек камешками, после каждого сделанного доброго дела.
Сначала он с большим трудом находит какое­то полезное приложение
своих медвежьих сил, потом видит вокруг все больше и больше
возможностей помочь кому­то и мешочек, через некоторое время стал
полным. Наступила долгожданная свобода, но и в другие дни тоже
нашлись разные неотложные дела, так что время проказ больше не
наступает.
Но если сердце не воспитано ­ надо же с чего­то начинать. Бывает, что
«подсчет своих камешков» становится привычкой и чертой характера,
которую называют тщеславием.

1.2.
«Самый маленький гном» (реж. М.
Мультфильм
Каменецкий, «Союзмультфильм»).

Объяснить это ребенку, если он действительно старается сделать что­то
хорошее, но - исключительно из надежды на похвалу, можно с помощью
мультфильма
«Самый маленький гном»
(реж.
М.
Каменецкий,
«Союзмультфильм»). Он тоже ­ о воспитании сердца, о том, как самый
маленький гном по имени Вася учится делать добро, в каждой из нескольких
серий выручая из беды героев сказок: Красную Шапочку, семерых козлят,
трех поросят и других. Есть в этом мультфильме замечательный образ одного
«спасателя». Мультфильм этот хорош не только тем, что в нем есть
положительный Вася, который побеждает волка, а тем, что Вася при этом ­
самый­самый маленький. А значит, если кому­то нужна помощь, рост не имеет
значения.

7
Глава 2. Зарубежные мультфильмы

Сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в
основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не
безвредна, есть большая разница между отечественными старыми
мультфильмами и зарубежными. За этим различием стоят глубокие
расхождения в картине мира

8
2.1.Мультфильмы, сделанные в Америке

Американский мультфильм, только с виду кажется весьма безобидным.
Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир,
фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле.
И только крупицы добра в виде каких­нибудь ниндзя­черепашек стараются со
злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно
не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались
бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить.
Некоторые родители, просто запрещают своим детям смотреть их. Они
воспринимают эти мультфильмы как «очень злые и не учащие добру». А
многие и не запрещают своим детям смотреть их. Не запрещают не потому,
что не почувствовали растленного влияния данной продукции, а потому что
их они даже не смотрели. Они не смотрят эти фильмы по той причине, что
привыкли к ещё советской системе ­ «по телевизору детям плохого не

покажут». Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и
подрастающих. Для того чтобы завлечь детей существует множество каналов,
которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит
мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не
реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или
сериалов в маленьком ребенке просыпается недетская агрессия, а порой
страхи.
Такие прекрасные анимационные фильмы киностудии «Уолта Диснея», как
«Белоснежка», «Бэмби», «Красавица и чудовище», «Король Лев», несут в
себе доброе начало. Но эти фильмы крайне редко показывают по телевизору.
И дети чаще всего смотрят не очень качественную продукцию о механических
монстрах, вампирах, приведениях и всемогущих роботах. Почти во всех этих
мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение,
перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия.
И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией,
причем зачастую отказываются от игры - лишь бы сидеть перед телевизором.
Ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых
потом строится его модель мира. Детям нравится смотреть мультфильмы, но
не все что им нравится, для них полезно. Мультипликационные фильмы
оказывают большое влияние на развитие и психику детей. С одной стороны, ­
это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям
мультфильмы. Которые формируют у них первичные представления о добре и
зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с
любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно
воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями,
уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме,
позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать
мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания
ребенка.
10
Глава 3. Практическая часть

3.1.Опрос одноклассников

В результате проведенного теоретического исследования, я решила
исследовать, какие мультфильмы предпочитают мои одноклассники. Для
этого я провела опрос среди учащихся моего класса.
Результат опроса показал, что все учащиеся 100% любят смотреть
мультфильмы. Причем 21% любят абсолютно все мультфильмы, будь то
зарубежные или российские. 46% предпочитают зарубежные мультфильмы,

т.к. они красочные и более современные. И 33% – российские мультфильмы,
т.к. они веселые и добрые.
Тем не менее, ребята затруднялись назвать 10 советских или российских
мультфильмов. Здесь такие результаты. От 1 до 4 мультфильмов назвали 38%,
от 5 до 8 – 42%, от 9 до 12 – 20%
Заключение
11
Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что нравится – для нас
полезно. Когда ребенку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним
играть – родители его отбирают, но вот когда смотришь «плохой»
мультфильм, а родители не препятствуют просмотру, то могут
сформироваться такие качества, как неуважение, жестокость, злоба.
Добрые мультфильмы научат дружить и сочувствовать, помогать товарищам и
защищать слабого, быть щедрым и великодушным, любить родителей и

бабушку с дедушкой, покажут выход из многих непростых ситуаций, избавят
от детских страхов. В них маленький зритель найдет еще одно подтверждение
того, что зло будет наказано, а добро всегда восторжествует
Между тем в последние годы очень редко увидишь на экране Чебурашку,
Карлсона, зато агрессивные мультсериалы заполонили все каналы. Конечно,
нельзя говорить о том, что нет хороших зарубежных мультфильмов. Они есть.
И поэтому нам нужно научиться выбирать из того потока, что нам
предлагается, самое лучшее.
В ходе исследования наша гипотеза подтвердилась, мы доказали, что не все
мультфильмы оказывают положительное влияние на детей. Поэтому мы
рекомендуем смотреть больше отечественных мультфильмов.
Литература
12
1. Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». //
Воспитание школьников ­ 2006 г., с.28 ­31
2. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы: психолого­педагогические
заметки». // Чистые пруды, 2006 г., с.32
3. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая
Российская энциклопедия», 1998г., с.1434

4. Глушкова Е. «Телевидение и здоровье детей». // Воспитание школьников
1989 г., с. 88­91
5. Гундарева И. «О последствиях восприятия телевизионной информации». //
Воспитание школьников, 2005 г., с. 45­54
Интернет­ресурсы:
6. http
:// www
. blogpediatra

Ru //
7. http
:// www
. fun
4 child
. ru /

8. http
:// www
. volgograd

Ru /
9. http
:// meduniver
. com
/

10. http://www.psychologiaguide.ru/
13

3) Помогать изучать окружающий мир
4) Учит выполнять свои обязанности. Поэтому герои должны примером
показывать, как нужно выполнять те или иные действия.
5) Отказаться от просмотра мультипликационных сериалов. У мультфильма
должен быть сюжет, добрый, весёлый, поучительный, вызывающий
положительные эмоции и чувства.
6) Смотреть мультфильмы не более 2­х часов в неделю.
7) Пересказывать маме и папе содержание мультфильма.
8) Читать произведения, по которым поставлены мультфильмы (например,
прочитал В. Носова «Незнайка и его друзья» ­ посмотрел мультфильм,
поставленный по мотивам рассказа)
14




Задачи работы: узнать в специальной литературе, как появился жанр-мультипликация; выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир; провести анкетирование обучающихся 1- 6 классов, с целью выявления наиболее предпочтительных мультфильмов и их героев; изучить, как влияют западные мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников; проанализировать результаты исследований и сделать выводы.


Гипотеза: мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении со взрослыми и детьми.


Как появился жанр - мультипликация Анимация (animation) – производное от латинского "anima" – душа - следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение").






Результаты мультипликационного фестиваля «Лапута» (май 2003 г., Токио). 1 место. Ежик в тумане (1975, Юрий Норштейн) 2 место. Сказка сказок (1979, Юрий Норштейн) 5 место. Снежная королева (1957, Лев Атаманов) 10 место. Чебурашка (1971, Роман Качанов) - и еще три мультфильма про него 17 место. Старик и море (1999, Александр Петров) 25 место. Цапля и журавль (1974, Юрий Норштейн) 28 место. Жил был пес (1982, Эдуард Назаров) 31 место. Лиса и заяц (1973, Юрий Норштейн) 37 место. Спокойной ночи, малыши (2000, Юрий Норштейн, заставка к одноименной детской телепередаче) 45 место. Шинель (2 части) (не закончен, Юрий Норштейн



Какие опасности скрывают в себе мультфильмы. Большенство современных мультфильмов: Яркие, действие происходит очень быстро. Имеют простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультфильмах. Значение речи для понимания содержания мультфильма сведено к минимуму. Озвучены мультфильмы одинаковыми голосами переводчиков. В них много агрессии.


«Влияние мультфильмов на сознание детей»


Психологический смысл отечественных мультфильмов "Золушка", "Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга. "Чуня" - "Не смотри, кто ты, а смотри, какой ты". "Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба. "Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет". "Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все". "Мама для мамонтенка" - любовь к родителям. "К.О.А.П.П." - познание окружающего мира, концепция "я - ты", сосуществование, содружество




Исследование 2. "Детский тест тревожности", разработанный американскими психологами Р.Теммлом, М.Дорки, В.Аменом, предназначенный для определения тревожности у детей в возрасте 3,5-7 лет





Выводы: Я выяснила: 1. Просмотр западных анимационных фильмов является одной из причин высокого уровня тревожности и порождают у детей агрессивные фантазии. 2. Отечественные мультфильмы умные, мудрые. Они учат добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь, а отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.


Гипотеза: мультфильмы российского и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а мультфильмы, в сюжете которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, неуверенность в общении с взрослыми и детьми. ПОДТВЕРДИЛАСЬ


ЕСЛИ ВЫ НЕ ДУМАЕТЕ О СВОЁМ БУДУЩЕМ, У ВАС ЕГО НЕ БУДЕТ … Бертран Рассел ЕСЛИ ВЫ НЕ ДУМАЕТЕ О СВОЁМ БУДУЩЕМ, У ВАС ЕГО НЕ БУДЕТ … Бертран Рассел ЕСЛИ ВЫ НЕ ДУМАЕТЕ О СВОЁМ БУДУЩЕМ, У ВАС ЕГО НЕ БУДЕТ … Бертран Рассел ЕСЛИ ВЫ НЕ ДУМАЕТЕ О СВОЁМ БУДУЩЕМ, У ВАС ЕГО НЕ БУДЕТ … Бертран Рассел

КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина»

ГУ «Отдел образования Уланского района»

Секция: медицина, психология

Информационно-исследовательский проект по теме

«Влияние мультфильмов

на психику детей »

КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина»,

ВКО, Уланский район, п.Огневка

Руководитель: Варгунина Ольга Петровна,

психолог

Введение……………………………………………………………… 3

Глава 1. Влияния мультфильмов на развитие и психику детей

1.1. Как появился жанр - мультипликация…………………... 5

1.2 Особенности содержания отечественных мультфильмов. . . 6

1.3 Особенности содержания зарубежных мультфильмов……. 7

1.4 Какие опасности скрывают в себе мультфильмы……….. 9

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование учащихся …………………………………… 11

2.2. Экспериментальное исследование «Влияние просмотра

разных мультфильмов на частоту сердечных сокращений …… 12

Заключение……………………………….………………………… 13

Литература………………………………………………………… 15

Приложения………………………………………………………… 17

Введение

Цель исследования - выяснить влияние просмотра мультфильмов детьми на их психику.

Задачи:

    узнать в специальной литературе, как появился жанр-мультипликация;

    выяснить, какие опасности скрывает в себе выдуманный мир;

    провести анкетирование обучающихся 1- 4 классов, с целью выявления наиболее любимых и нелюбимых мультфильмов и их героев;

    изучить, как влияют зарубежные мультфильмы на тревожность и агрессивность младших школьников;

    проанализировать результаты исследований и сделать выводы.

Актуальность проекта

Пожалуй, нет на свете ребенка, который бы не любил мультфильмы. Я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Но мои родители не разрешают мне смотреть все мультфильмы подряд. Они утверждают, что есть мультфильмы, которые отрицательно влияют на мое развитие и психику. Я решила изучить данную тему и выяснить, справедливо ли это мнение.

Объект исследования : Отечественные и зарубежные мультипликационные фильмы, учащиеся 1-4 классов КГУ «Средняя школа имени Сейфуллина»

Гипотеза : мультфильмы казахстанского и иностранного производства, в которых больше добра, будут способствовать гармоничному развитию ребенка, а те, в которых много насилия, развивают у ребенка тревожность, страхи, агрессивность, неуверенность в общении.

Методы исследования:

    Подбор материала по теме, изучение специальной литературы, анкетирование, эксперимент, анализ полученных результатов

Срок реализации проекта : Средняя продолжительность (1 месяц).

Основная часть

Глава 1. Изучение влияния мультфильмов на развитие и психику детей.

1.1.Как появился жанр - мультипликация

Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино - вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов. Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на формах изобразительного искусства и иллюстрации. Художники, которые производят мультфильмы, известны как карикатуристы. Анимация (animation) – производное от латинского "anima" – душа - следовательно, анимация означает одушевление или оживление. В нашем кино анимацию чаще называют мультипликацией (дословно - "размножение").

Мультипликация возникла ещё в 17 веке. Изобретение волшебного фонаря принадлежит голландскому ученому Христиану Гюйгенсу, а датский математик Томас Вальгенштайн впервые ввёл в обиход термин «латерна» магика» (искусство проекции) и стал главным популяризатором аппарата, путешествуя с показами по городам Европы. Устройство волшебного фонаря очень простое: это деревянный или металлический корпус с отверстием и объективом, в корпусе которого был размещён источник света (в 17 веке – свеча или лампада, позднее – электрическая лампа). Картины волшебного фонаря показывались всегда в совершенно темной комнате. На белой стене или на натянутом белом полотне. Волшебный фонарь помещался за экраном, так что зритель видел перед собой только экран, на котором появляются и исчезают разные картины. Век волшебных фонарей оказался довольно долог. Аппарат для проекции изображений широко был распространен в 17-20 вв.

В 1877 году - Эмилем Рейно (Франция) был создан оптический прибор Праксиноско́п. Прибор состоит из открытого цилиндра с высотой стенок около 10 сантиметров. На внутренней стороне цилиндра размещена полоса с 8 или 12 миниатюрами. При вращении цилиндра возникает анимационный эффект плавного движения.

1936 год. Открытие студии «Союзмультфильм» в СССР.

В нашей стране большинство мультфильмов выпускается на этой киностудии в Москве. В работе над мультфильмом принимает участие большая группа художников разных специальностей. Сначала мультфильмы были черно-белыми, а цветными они стали где-то в 70-е годы.

Мультфильмы бывают: рисованные, кукольные, пластилиновые; отечественные и зарубежные.

1.2. Особенности содержания отечественных мультфильмов.

Отечественный мультик направлен на формирование положительных эмоций, он добрый, спокойный, правильный. В нём четко прослеживается направленность на воспитание, формирование положительных качеств, эти мультфильмы учат правильному, идеальному поведению и образу мышления. Там нет насилия, зло имеет побеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание. Они хороши тем, что в них отражается нормальная для детей картина мира. В основе своей она учит добру, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Поэтому мультфильмы эти полезны детям даже нездоровым или ослабленным какой-то душевной травмой. Для детей с проблемами общения они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

Смысл некоторых отечественных мультфильмов.

Золушка", «Крокодил Гена и Чебурашка" - обретение семьи, любимого человека, друга.

"Каникулы в Простоквашино" - дружелюбие, самостоятельность, хозяйственность, дружба.

"Бюро находок" - "Друзей не теряйте, их никто вам не вернет".

"Пластилиновая ворона" - (развитие творческих способностей) "Из ничего - все".

"Мама для мамонтенка" - любовь к родителям.

«Крошка Енот " – учиться быть смелым, преодоление своего страха.

1.3 Особенности содержания зарубежных мультфильмов.

Зарубежный мультфильм, только с виду кажется весьма безобидным. Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Почти во всех этих мультфильмах в сюжетах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия. И почти все дети буквально взяты в плен мультипликацией, причем зачастую отказываются от игры - лишь бы сидеть перед телевизором. Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, дети будут делать то же самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители дали такую возможность - смотреть веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит, можно бить и шутить над теми, кто слабее. Это же разрешили смотреть родные мама и папа, которые сказками учат ребенка различать хорошее и плохое.

Признаки «неправильных» зарубежных мультфильмов:

Герои мультфильмов агрессивные и жестокие.

Мультфильмы про вредных детей и хулиганов, также же отрицательно влияют, так как часто они являются главными героями и остаются безнаказанными.

Сцены, где, например, главные герои падают с огромной высоты, а упав, дальше бегут, осуществляют опасные для жизни и здоровья действия – дети могут попробовать повторить их в реальной жизни.

Уродливые и страшные герои.

Герои мультфильмов только развлекаются. Никакой полезной деятельности, в отличии от отечественных мультфильмов.

Однако, в защиту могу сказать, что и среди зарубежных мультфильмов есть и исключения – прекрасные анимационные фильмы такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», несут доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Гибель Льва-отца в «Короле Льве» показана как трагедия, то есть дано верное представление об этом событии, заставляющее задуматься о ценности жизни.

1.4 Какие опасности скрывают в себе мультфильмы

Я выяснила, что выдуманный мир мультипликации скрывает в себе опасности.

Многие психологи считают, что герои любимых мультфильмов для детей – довольно эффективное воспитательное средство, т.к. является не просто своего рода примером для подражания, но вторым по значимости авторитетом после родителей.

В мультсериале «Покемоны», в переводе – карманные чудовища, существа друг друга поражают, стремятся уничтожить. Дети, смотря на это, сравнивают себя с его героями и постепенно усваивают агрессивные модели поведения, вознаграждаемые чувством победного торжества. При многократном просмотре подобных сцен у детей создается определенная модель поведения, идет вызов агрессии.

Из американских мультфильмов ребёнок узнает о том, что сила, это всемогущий аргумент и можно совершенно без последствий ударить человека по голове или убить.

В некоторых мультфильмах можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость к своей семье, родителям, братьям и сестрам. Например, в «Симпсонах» практически в каждой серии герои бьют друг друга по голове, используют ненормативную лексику. Этот мультфильм направлен на внедрение неправильного поведения в семье.

Большинство современных мультфильмов:

    Яркие, действие происходит очень быстро.

    Имеют простой, понятный сюжет, повторяющийся во всех мультфильмах.

    Значение речи для понимания содержания мультфильма сведено к минимуму.

    В них много агрессии

Глава 2. Практические исследования

2.1. Анкетирование учащихся

Я решила исследовать, какие мультфильмы предпочитают школьники. Для этого я в течение месяца проводила опрос среди учащихся 1 - 4 классов. Были предложены следующие вопросы:

Любишь ли ты смотреть мультфильмы?

Какие у тебя любимые мультфильмы?

Назови мультфильмы, которые тебе не нравятся. Почему?

Какие мультфильмы ты предпочитаешь смотреть отечественные или зарубежные?

Герои каких мультфильмов тебе нравятся, и ты хотел бы быть на них похожим?

В своём 4 классе я провела анкетирование:

1. Любишь ли ты смотреть мультфильмы?

2.Какие мультфильмы ты предпочитаешь: зарубежные или отечественные?

3.Назови любимый мультфильм. Почему он тебе нравится?

4.Назови нелюбимый мультфильм. Почему он тебе не нравится?

5.Как часто ты смотришь мультфильм?

А) каждый день.

Б) иногда.

В) по выходным.

6.Где ты смотришь мультфильм?

А) по телевизору.

Б) по компьютеру.

Г) в кинотеатре.

На вопрос «Назови любимый мультфильм» были названы: «Смешарики», «Фиксики», «Монстр Хай», «Том и Джерри», «Куми-Куми», «Барбоскины», «Монстры на каникулах», «Человек- паук», «Маша и Медведь», «Ягодный город», «Маугли», «Гуси-лебеди» и др.

Какие мультфильмы не нравятся?

«Ну погоди», «Винкс», «Боб строитель», «Трансформеры», «Губка Боб», «Томас и его друзья»

2.2. Экспериментальное исследование «Влияние просмотра разных мультфильмов на частоту сердечных сокращений».

Я решила на практике проверить влияние просмотра отечественных и американских мультфильмов на состояние психики учащихся моего класса. Выбрала 3 мальчиков и 3 девочек из класса, включила для просмотра два мультфильма: один отечественный, а другой американский. После просмотра каждого мультфильма ребята измеряли пульс сами, а с руководителем проекта измерили ещё и датчиком частоты сердечных сокращений. (см. Приложение 2).

Оказалось, что после просмотра отечественного мультфильма частота сердечных сокращений сохранилась в норме 75 - 80 ударов в минуту. А после просмотра американского мультфильма частота сердечных сокращений у некоторых увеличилась до 129 ударов. Следовательно, можно сделать вывод, что при просмотре американского мультфильма, ребята испытывали больше волнений, эмоций, переживаний.

Заключение.

Результаты исследования

Опрошено 15 учащихся 1- 4 классов

Анализ анкет показал, что все учащиеся 100% любят смотреть мультфильмы. Причем 7 учащихся из опрошенных любят абсолютно все мультфильмы, будь то зарубежные или отечественные. 3 - предпочитают зарубежные мультфильмы, т.к. они красочные. И 5 – отечественные мультфильмы, т.к. они веселые и добрые. Данные результата я представила в виде диаграммы (Приложение 1).

При выборе любимого мультфильма критериями явились: добро побеждает зло, веселый и забавный, смешной, познавательный.

Почему мультфильм не нравится, ребята отвечали, потому что непонятный, страшный, неинтересный.

Результаты экспериментального исследования

Выводы:

Я выяснила:

1. Казахстанские и отечественные мультфильмы - умные, мудрые. Они учат добру и справедливости, учат не обманывать и не предавать, излучают добро и любовь, а отъявленные злодеи (совсем не страшные и по-своему обаятельные) к финалу непременно исправляются.

2. Мультфильмы отечественного и иностранного производства, в которых больше добра, а не насилия, будут способствовать гармоничному развитию детей

3. Мультфильмы, в сюжете которых присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, т.е. элементы агрессивного поведения и насилия, развивают у детей тревожность, страхи, неуверенность.

4. Таким образом, мультфильм – это эффективное средство воспитания детей.

5. В ходе исследовательской и экспериментальной работы, проанализировав отечественные и зарубежные мультфильмы, выявив их влияние на развитие и психику детей, поставленная мною цель достигнута, гипотеза подтвердилась.

В целях просветительской работы, мною вместе с моим руководителем были проведены классный час в 4 классе и родительское собрание на тему: «Влияние мультфильмов на развитие и психику детей».

Литература

1. Абраменкова В., Богатырева А. «Дети и телевизионный экран». // Воспитание школьников - 2006 г., с.28 -31

2. Аромаштам М. «Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки». // Чистые пруды, 2006 г., с.32

3. Большой энциклопедический словарь. М.: науч. издание «Большая Российская энциклопедия», 1998г., с.1434

4. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» М. Издательство «Педагогика», 1976г., стр.217-218

Интернет-ресурсы:

5. http://www.fun4child.ru

6. http://sunhi.ru

7. http://meduniver.com/