Крапива дозировка. Крапива: лечебные свойства, противопоказания, польза и вред. Применение при беременности и кормлении грудью

Виды нарушения памяти

Нарушения памяти можно разделить на две группы — количественные и качественные .

I. К количественным нарушениям памяти относят гипермнезию, гипомнезию и амнезию .

Гипомнезия - общее ослабление памяти, проявляющееся в трудностях запоминания дат, новых имен, текущих событий. Нередко гипомнезия сопровождается анэкфорией , когда больной не может вспомнить и хорошо известные ему факты (название знакомых предметов, имена родственников и т.д.), ответ будто «вертится на языке». Больной обычно осознает ослабление памяти и пытается ее компенсировать, используя мнемотехнику, узелки «на память», записи-напоминания, старается класть вещи на одно и тоже место и т.д. Основные причины гипомнезии — органические (особенно сосудистые) заболевания мозга, интоксикация при инфекционных и соматических заболеваниях, астенический синдром, депрессии.

Гипермнезия (термин Джеймса Макгоу) — патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным обилием воспоминаний, которые всплывают с необычайной легкостью и охватывают как события в целом, так и их мельчайшие подробности. Примером гипермнезии служит уникальная память Соломона Вениаминовича Шерешевского , описанная нейропсихологом Р.А. Лурия в «Маленькой книжке о большой памяти», а также случай Джилл Прайс . В своем рассказе «Фунес, чудо памяти» аргентинский литератор Борхис попытался передать чувства, переживаемые людьми с гипермнезией:

Он помнил формы южных облаков на заре 30 апреля 1882 года и мог мысленно сравнить их с мраморным рисунком на кожаном переплете книги, на которую взглянул только раз, и с узором пены под веслом на Рио-Негро в канун сражения при Кебрачо… Воспоминания эти были непростыми — каждый зрительный образ сопровождался ощущениями мышечными, тепловыми и т. д. Он мог восстановить все свои сны, все фантазии. Два или три раза он воскрешал в памяти по целому дню. Он сказал мне: «У меня одного больше воспоминании, чем было у всех людей в мире с тех пор, как мир стоит». И еще: «Мои сны все равно что ваше бодрствование… моя память, сударь, как сточная канава…» «Фунес, чудо памяти» Хорхе Луис Борхес

— утрата памяти. Амнезии подразделяются на:
1 генерализованная амнезия — вид амнезии, при котором не возможно установить временные рамки начала и конца болезни.

фиксационная амнезия — утрата памяти на текущие события.

фиксационная амнезия — спутник деменции

прогрессирующая амнезия — вид амнезии, при котором по закону Т. Рибо разрушение памяти начинается с недавних воспоминаний и заканчивается все более и более отдаленными в прошлом событиями. Так И.В. Журавлев приводит в пример случай «сдвига в прошлое», когда пожилой мужчина начинает думать, что он живет в 60-х годах, когда он был молод, а живущая с ним под одной крышей дочь — это его жена.

2 локализованная амнезия (ограниченные) — вид амнезии с определенным временным периодом, на который утрачивается память.

Локализованные амнезии

уникальный случай Генри Густава Моллисона

антероградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие после травмирующего инцидента. Например, человек может не помнить первые дни, когда он вышел из комы.

ретроградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие до травмирующего инцидента.

конградная амнезия — утрата памяти на события, происшедшие на период измененного сознания (комы, онейроида, белой горячки, сумеречного состояния сознания)

смешанная амнезия

ретардированная амнезия (запаздывающая) — какой-то период времени или события выпадают из памяти не сразу, а спустя некоторое время после болезненного состояния. В течение этого периода пациент может рассказать окружающим о бывших у него болезненных переживаниях. Через короткое время он забывает их напрочь.

палимпсест — утрата отельных событий и деталей своего поведения, возникающая в период алкогольного опьянения. Общий ход события в памяти сохраняется.


Ой, где был я вчера — не найду, хоть убей.
Только помню, что стены с обоями,
Помню, Клавка была и подруга при ней,
Целовался на кухне с обоими.
А наутро я встал — мне давай сообщать,
Что хозяйку ругал, всех хотел застращать,
Что я голым скакал, что я песни орал,
А отец, говорил, у меня генерал. «Антиалкогольная» Владимир Высоцкий

3 диссоциативная амнезия — вид амнезий, в основе которых лежат механизмы вытеснения.

селективная амнезия — избирательная потеря памяти, при которой пострадавший забывает отдельные события, произошедшие в течение ограниченного периода времени. Например, женщина, потерявшая ребенка, может не помнить своего ребенка и связанные с ним события, однако помнить нейтральные параллельные события.

тотальная амнезия — вид амнезии, при которой утрачивается вся информация, касаемая личности больного (имя, возраст, место проживания, информация о родителях и друзьях и т.д.).

II. К качественным нарушениям (парамнезии) относятся:

псевдореминисценция — нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные, имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее;

конфабуляция — обман памяти, при котором провалы в памяти замещаются вымышленными, не имевшими места событиями.

криптомнезия — нарушение памяти, при котором меняются местами источники воспоминаний. Например, увиденное во сне, представленное в фантазии, прочитанное в книге, в газете или в интернете, увиденное в кино, услышанное от кого-либо вспоминается как происшедшее с пациентом в действительности, пережитое им или переживаемое в данное время на самом деле и наоборот. При этом подлинный источник информации нередко забывается. Например, пациент который услышал, что некто болел чем-то серьезным и вскоре от этой болезни умер, некоторое время спустя вспоминает, что это именно у него (или также у него) появлялись признаки соответствующей болезни и это он должен был умереть, но по счастливой случайности этого пока не произошло.

контаминация — ложное воспроизведение информации, характерное объединением в образе или понятии частей, принадлежащих к разным объектам.

Художественные фильмы, в которых персонажи страдают различными формами нарушения памяти:

50 первых поцелуев / 50 First Dates (мелодрама, 2004)
Вспоминать о прекрасном / Se souvenir des belles choses (драма, мелодрама, 2001)
Дневник памяти / The Notebook (драма, мелодрама, 2004 г.)

Енен / Н.Н. / Enen (драма, триллер; Польша, 2009 г.)

c438dddc4c5216c1730d269fef35fb2e

Змеиная яма / The Snake Pit (драма, 1948 г.)
Империя волков / L’empire des loups (триллер, 2005 г.)
Мой ревнивый парикмахер / Min misunnelige frisør
Морщинки / Arrugas (мультфильм, драма, 2011 г.)
Помни воскресенье (драма, мелодрама, 2013)
Потерянный / Un homme perdu / A Lost Man
Прежде чем я усну / Before I Go to Sleep (триллер, детектив, 2014)
Хочу обнять тебя / Dakishimetai: Shinjitsu no monogatari (мелодрама, 2014)
Эрик Кандель: В поисках памяти Статья подготовлена dr.Freud на основании лекции Игнатия Владимировича Журавлева, кандидата психологических наук, врача-психиатра, старшего научного сотрудника кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Память – важная функция нашей центральной нервной системы воспринимать полученную информацию и откладывать ее в каких-то невидимых «ячейках» головного мозга про запас, чтобы в будущем извлекать и пользоваться. Память – одна из главнейших способностей психической деятельности человека, поэтому малейшее нарушение памяти тяготит его, он выбивается из привычного ритма жизни, страдая сам и раздражая окружающих.

Нарушение памяти чаще всего воспринимают, как одно из многих клинических проявлений какой-то нейропсихической или неврологической патологии, хотя в иных случаях забывчивость, рассеянность и плохая память являются единственными признаками болезни, на развитие которой никто внимания не обращает, полагая, что человек такой от природы.

Большая загадка – память человека

Память – сложный процесс, протекающий в центральной нервной системе и предполагающий восприятие, накопление, удерживание и воспроизведение полученной в разные периоды времени информации. Больше всего о свойствах нашей памяти мы задумываемся, когда нужно освоить что-то новое. От того, как кому удается зацепить, удержать, воспринять увиденное, услышанное или прочитанное, зависит результат всех усилий, приложенных в процессе обучения, что немаловажно при выборе профессии. С точки зрения биологии память бывает кратковременная и долговременная.

Информация, полученная мельком или, как говорится «в одно ухо влетело, из другого вылетело» – это кратковременная память, при которой увиденное и услышанное откладывается на несколько минут, но, как правило, без смысла и содержания. Так, промелькнул эпизод и улетучился. Кратковременная память ничего наперед не обещает, что, наверное, хорошо, ведь в противном случае человеку пришлось бы хранить всю информацию, которая ему совсем не нужна.

Однако при определенных усилиях человека информация, попавшая в зону кратковременной памяти, если на ней задержать взгляд или прислушаться и вникнуть, перейдет на долговременное хранение. Это происходит и помимо воли человека, если какие-то эпизоды часто повторяются, имеют особую эмоциональную значимость или занимают по разным причинам отдельное место среди других явлений.

Оценивая свою память, некоторые люди утверждают, что она у них кратковременная, потому что все запоминается, усваивается, пересказывается через пару дней, а потом так же быстро забывается. Это нередко происходит при подготовке к экзаменам, когда информация откладывается только с целью воспроизвести ее для украшения зачетной книжки. Следует отметить, что в подобных случаях, обращаясь опять к данной теме, когда она становится интересной, человек легко может восстановить, казалось бы, утерянные знания. Одно дело – знать и забыть, а другое – не получить информацию. А здесь все просто – приобретенные знания без особых усилий человека трансформировались в отделы долгосрочной памяти.

Долговременная память все анализирует, структурирует, создает объем и целенаправленно откладывает для будущего использования на неопределенный срок. В от на долговременной памяти все и держится. Механизмы запоминания очень сложны, но мы настолько привыкли к ним, что воспринимаем, как естественные и простые вещи. Однако отмечаем, что для успешного осуществления процесса обучения, помимо памяти, важно иметь внимание, то есть, уметь концентрироваться на нужных предметах.

Человеку свойственно через некоторое время забывать прошлые события, если периодически не извлекать свои знания, чтобы пользоваться ими, поэтому не всегда неспособность вспомнить что-то, нужно относить к нарушению памяти. Каждый из нас испытал на себе чувство, когда «крутится в голове, но на ум не приходит», но это не значит, что в памяти произошли серьезные расстройства.

Почему случаются провалы в памяти?

Причины нарушения памяти и внимания у взрослых и детей могут быть разными. Если у ребенка при врожденной умственной отсталости сразу возникают проблемы с обучением, то во взрослое состояние он уже придет с этими расстройствами. По-разному могут реагировать дети и взрослые на окружающую обстановку: детская психика более нежная, поэтому стрессы она переносит тяжелее. К тому же, взрослые уже давно изучили то, что еще только пытается освоить ребенок.

Как ни печально, но тенденция к употреблению алкогольных напитков и наркотических средств подростками, да и маленькими детьми, оставленными без присмотра родителей, стала пугающей: не так уж и редко фиксируются в сводках правоохранительных органов и лечебных учреждений случаи отравлений. А ведь для детского головного мозга алкоголь – сильнейший яд, крайне негативно влияющий на память.

Правда, некоторые патологические состояния, часто выступающие причиной рассеянности и плохой памяти у взрослых, как правило, исключаются у детей (болезнь Альцгеймера, атеросклероз, остеохондроз).

Причины нарушения памяти у детей

Таким образом, причинами нарушения памяти и внимания у детей можно считать:

  • Недостаток витаминов, ;
  • Астению;
  • Частые вирусные инфекции;
  • Черепно-мозговые травмы;
  • Стрессовые ситуации (неблагополучная семья, деспотизм родителей, проблемы в коллективе, который ребенок посещает);
  • Плохое зрение;
  • Психическое расстройство;
  • Отравления, употребление алкоголя и наркотических средств;
  • Врожденную патологию, при которой умственная отсталость запрограммирована (синдром Дауна и др.) или другие (какие угодно) состояния (недостаток витаминов или микроэлементов, применение отдельных лекарственных средств, изменение не в лучшую сторону обменных процессов), способствующие формированию синдрома дефицита внимания, который, как известно, память не улучшает.

Причины проблем у взрослых

У взрослых причиной того, что стала плохой память, появилась рассеянность и неспособность подолгу концентрировать внимание, являются различные заболевания, приобретенные в процессе жизни:

  1. Стрессы, психоэмоциональные нагрузки, хроническая усталость и души, и тела;
  2. Острые и хронические ;
  3. Дисциркуляторная ;
  4. шейного отдела позвоночника;
  5. Черепно-мозговые травмы;
  6. Метаболические нарушения;
  7. Гормональный дисбаланс;
  8. Опухоли ГМ;
  9. Психические расстройства (депрессия, шизофрения и многие другие).

Безусловно, анемии разного происхождения, недостаток микроэлементов, сахарный диабет и прочая многочисленная соматическая патология ведет к нарушению памяти и внимания, способствует появлению забывчивости и рассеянности.

Какие же виды расстройства памяти бывают? Среди них выделяют дисмнезии (гипермнезия, гипомнезия, амнезия) – изменения непосредственно памяти, и парамнезии – искажение воспоминаний, к которым добавляются личные фантазии пациента. Кстати, некоторые из них окружающие наоборот считают скорее феноменальной памятью, нежели ее нарушением. Правда, у специалистов может быть на этот счет несколько иное мнение.

Дисмнезии

Феноменальная память или психическое расстройство?

Гипермнезия – при таком нарушении люди запоминают и воспринимают быстро, информация, отложенная много лет назад, беспричинно всплывает в памяти, «накатывает», возвращает в прошлое, которое далеко не всегда вызывает положительные эмоции. Человек и сам не знает, зачем ему нужно хранить все в голове, однако некоторые давно прошедшие события может воспроизвести до мелочей. Например, пожилой человек с легкостью может описать в деталях (вплоть до одежды учителя) отдельные уроки в школе, пересказать литмонтаж пионерского сбора, ему не составляет труда вспомнить и другие подробности, касающиеся учебы в институте, профессиональной деятельности или событий семье.

Гипермнезия, наличествуя у здорового человека при отсутствии других клинических проявлений, болезнью не считается, скорее, наоборот, это именно тот случай, когда говорят о феноменальной памяти, хотя с точки зрения психологии феноменальная память представляет собой несколько иное явление. Люди, обладающие подобным феноменом, способны запоминать и воспроизводить огромные объемы информации, не связанной каким-то особым смыслом. Это могут быть большие цифры, наборы отдельных слов, перечни предметов, ноты. Такой памятью нередко обладают великие писатели, музыканты, математики и люди других профессий, требующих гениальных способностей. Между тем, гипермнезия у здорового человека, не принадлежащего когорте гениев, но обладающего высоким коэффициентом интеллекта (IQ), не такое уж и редкое явление.

Как один из симптомов патологических состояний, нарушение памяти в виде гипермнезии встречается:

  • При пароксизмальных психических расстройствах (эпилепсия);
  • При интоксикациях психоактивными веществами (психотропные препараты, наркотические средства);
  • В случае гипомании – состояния, похожего на манию, но не дотягивающего до нее по тяжести течения. У пациентов может отмечаться прилив энергии, повышаться жизненная активность, и трудоспособность. При гипомании нередко сочетается нарушение памяти и внимания (расторможенность, неустойчивость, неспособность сосредотачиваться).

Очевидно, что разобраться в таких тонкостях, разграничить норму и патологию под силу только специалисту. Среди нас в большинстве – среднестатистические представители человеческой популяции, которым «ничто человеческое не чуждо», но мир при этом они не переворачивают. Периодически (не каждый год и не в каждом населенном пункте) появляются гении, их не всегда удается сразу заметить, ведь нередко таких индивидов считают просто чудаками. И, наконец, (может быть, и не часто?) в числе различных патологических состояний встречаются психические болезни, требующие коррекции и комплексного лечения.

Плохая память

Гипомнензия – этот вид обычно выражают двумя словами: «плохая память».

Забывчивость, рассеянность и плохая память наблюдается при астеническом синдроме, для которого, помимо проблем с памятью, характерны и другие симптомы:

  1. Повышенная утомляемость.
  2. Нервозность, раздражительность по поводу и без него, плохое настроение.
  3. Метеозависимость.
  4. днем и бессонница ночью.
  5. Перепады АД, .
  6. Приливы и другие .
  7. , слабость.

Астенический синдром, как правило, формирует другая патология, например:

  • Артериальная гипертензия.
  • Перенесенная черепно-мозговая травма (ЧМТ).
  • Атеросклеротический процесс.
  • Начальная стадия шизофрении.

Причиной нарушения памяти и внимания по типу гипомнезии могут быть различные депрессивные состояния (всех не счесть), климактерический синдром, протекающий с расстройством адаптации, органические поражения головного мозга (тяжелые ЧМТ, эпилепсия, опухоли). В подобных ситуациях, как правило, помимо гипомнезии, также присутствуют и симптомы, перечисленные выше.

«Тут помню – тут не помню»

При амнезии выпадает не вся память целиком, а отдельные ее фрагменты. В качестве примера подобного вида амнезия так и хочется вспомнить кинофильм Александра Серого «Джентльмены удачи» – «Тут помню – тут не помню».

Однако не все амнезии выглядят, как в знаменитой кинокартине, есть более серьезные случаи, когда память утрачивается существенно и надолго или навсегда, поэтому среди таких нарушений памяти (амнезия) выделяют несколько видов:

Особый вид потери памяти, с которым невозможно справиться – прогрессирующая амнезия, представляющая собой последовательную потерю памяти от настоящего к прошлому. Причиной разрушения памяти в подобных случаях значится органическая атрофия головного мозга, которая встречается при болезни Альцгеймера и . Такие больные плохо воспроизводят следы памяти (речевые расстройства), например, они забывают названия бытовых предметов, которыми пользуются ежедневно (тарелка, стул, часы), но при этом знают, для чего они предназначены (амнестическая афазия). В других случаях пациент просто не узнает вещь (сенсорная афазия) или не знает, для чего она нужна (семантическая афазия). Не следует, однако, путать привычки «радивых» хозяев найти применение всему, что имеется в доме, даже если оно предназначено совсем для других целей (из отслуживших свой срок кухонных часов в виде тарелки можно сделать красивое блюдо или подставку).

Это ж надо такое выдумать!

Парамнезии (искажение воспоминаний) тоже относят к нарушениям памяти, и среди них выделяют следующие виды:

  • Конфабуляцию , при которой фрагменты собственной памяти улетучиваются, а их место занимают придуманные пациентом истории и преподнесенные им «на полном серьезе», поскольку сам он верит в то, о чем говорит. Больные рассказывают о своих подвигах, небывалых достижениях в жизни и работе и даже иногда о преступлениях.
  • Псевдореминисценцию – замену одного воспоминания другим событием, которое в действительности имело место в жизни пациента, только совсем в иное время и при иных обстоятельствах (синдром Корсакова).
  • Криптомнезию , когда пациенты, получив информацию из различных источников (книги, кино, рассказы других людей), выдают ее за пережитые им самим события. Словом, больные в силу патологических изменений идут на невольный плагиат, который характерен для бредовых идей, встречаемых при органических расстройствах.
  • Эхомнезию – человек чувствует (вполне искренне), что с ним это событие уже происходило (или видел во сне?). Конечно, подобные мысли иной раз посещают и здорового человека, но разница в том, что больные придают таким явлениям особую значимость («зацикливаются»), а здоровые просто быстро об этом забывают.
  • Полимпсест – данный симптом существует в двух вариантах: кратковременные провалы в памяти, связанные с патологическим алкогольным опьянением (путаются эпизоды минувшего дня с давно прошедшими событиями), и совмещения двух разных событий одного периода времени, в конечном итоге, пациент сам не знает, что же было на самом деле.

Как правило, этим симптомам при патологических состояниях сопутствуют другие клинические проявления, поэтому, заметив у себя признаки «дежа вю», не нужно спешить ставить диагноз – такое бывает и у здоровых людей.

Снижение концентрации внимания влияет на память

К нарушениям памяти и внимания, потере способности сосредотачиваться на конкретных объектах относят такие патологические состояния:

  1. Неустойчивость внимания – человек постоянно отвлекается, перескакивает с одного предмета на другой (синдром расторможенности у детей, гипомания, гебефрения – психическое нарушение, развивающееся, как одна из форм шизофрении, в юношеском возрасте);
  2. Ригидность (замедленность переключения) с одной темы на другую – данный симптом весьма характерен для эпилепсии (кто общался с такими людьми, тот знает – пациент постоянно «застревает», что затрудняет ведение диалога);
  3. Недостаточная концентрация внимания – про таких людей говорят: «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной!», то есть, рассеянность и плохую память в подобных случаях часто воспринимают, как особенности темперамента и поведения, что, в принципе, нередко соответствует действительности.

Несомненно, снижение концентрации внимания, в частности, будет негативно сказываться на всем процессе запоминания и хранения информации, то есть, на состоянии памяти в целом.

Дети быстрее забывают

Что касается детей, то все эти грубые, непреходящие нарушения памяти, свойственные взрослым и, особенно, пожилым, очень редко отмечаются в детском возрасте. Проблемы с запоминанием, возникающие по причине врожденных особенностей, требуют коррекции и при умелом подходе (насколько это возможно) могут немного отступать. Известно много случаев, когда усилия родителей и педагогов в прямом смысле творили чудеса при синдроме Дауна и других видах врожденной умственной отсталости, однако здесь подход индивидуальный и зависимый от разных обстоятельств.

Другое дело, если малыш родился здоровым, а проблемы появились в результате перенесенных неприятностей. Так вот у ребенка можно ожидать несколько иную реакцию на различные ситуации:

  • Амнезия у детей в большинстве случаев проявляется провалами в памяти в отношении отдельных воспоминаний об эпизодах, имевших место в период помрачнения сознания, связанного с неприятными событиями (отравления, кома, травма) – не зря говорят, что дети быстро забывают;
  • Алкоголизация подросткового возраста тоже протекает не так, как у взрослых – отсутствие воспоминаний (полимпсесты ) на события, происходящие во время опьянения, появляется уже на первых этапах пьянства, не дожидаясь диагноза (алкоголизм);
  • Ретроградная амнезия у детей, как правило, затрагивает небольшой промежуток времени до травмы или болезни, да и выраженность ее не столь отчетливая, как у взрослых, то есть, у ребенка потерю памяти не всегда можно и заметить.

Чаще всего у детей и подростков наблюдается нарушение памяти по типу дисмнезии, что проявляется ослаблением способностей запоминать, хранить (ретенция) и воспроизводить (репродукция) полученную информацию. Расстройства подобного типа более заметны у детей школьного возраста, поскольку сказываются на успеваемости в школе, адаптации в коллективе и поведении в повседневной жизни.

У малышей, посещающих детские дошкольные учреждения, симптомами дисмнезии являются проблемы с запоминанием стишков, песенок, дети не могут участвовать в детских утренниках и праздниках. Невзирая на то, что детский сад малыш посещает постоянно, каждый раз, приходя туда, он не может самостоятельно отыскать свой шкафчик, чтобы переодеться, среди других предметов (игрушки, одежда, полотенце) ему трудно найти свои. Дисмнестические нарушения заметны и в домашней обстановке: ребенок не может рассказать, что было в саду, забывает имена других детей, прочитанные многократно сказки каждый раз воспринимает, как будто, слышит их впервые, не помнит, как зовут главных героев.

Преходящие нарушения памяти и внимания, наряду с утомляемостью, сонливостью и всякими вегетативными расстройствами, нередко отмечаются у школьников при различной этиологии.

Прежде лечения

Прежде чем приступить к лечению симптомов нарушения памяти, нужно поставить правильный диагноз и узнать, чем вызваны проблемы пациента. Для этого необходимо получить как больше информации о его здоровье:

  1. Какими заболеваниями он страдает? Возможно, получится проследить связь между имеющейся патологией (или перенесенной в прошлом) с ухудшением интеллектуальных способностей;
  2. Нет ли у него патологии, которая напрямую приводит к нарушению памяти: деменции, сосудистой недостаточности головного мозга, ЧМТ (в анамнезе), хронического алкоголизма, лекарственных нарушений?
  3. Какие медикаментозные препараты принимает пациент и связано ли ухудшение памяти с применением лекарств? Отдельные группы фармацевтических средств, например, бензодиазепины в числе побочных эффектов имеют подобного рода нарушения, которые, впрочем, носят обратимый характер.

Кроме этого, в процессе диагностического поиска весьма полезным может стать , позволяющий выявить метаболические нарушения, гормональный дисбаланс, дефицит микроэлементов и витаминов.

В большинстве случаев при поиске причин ослабления памяти прибегают к методам нейровизуализации (КТ, МРТ, ЭЭГ, ПЭТ и др.), которые помогают обнаружить опухоль ГМ или гидроцефалию и, вместе с тем, дифференцировать сосудистое поражение мозга от дегенеративного.

В методах нейровизуализации возникает необходимость еще и потому, что нарушение памяти на первых порах может быть единственным симптомом серьезной патологии. К сожалению, наибольшие трудности в диагностике представляют депрессивные состояния, заставляющие в иных случаях назначать пробное антидепрессивное лечение (чтобы узнать, есть депрессия или ее нет).

Лечение и коррекция

Нормальный процесс старения сам по себе предполагает некоторое снижение интеллектуальных способностей: появляется забывчивость, запоминание дается не так легко, падает концентрация внимания, особенно, если «зажало» шею или поднялось давление, однако подобные симптомы не так значительно влияют на качество жизни и поведение в быту. Пожилые люди, адекватно оценивающие свой возраст, учатся сами себе напоминать (и быстро вспоминать) о текущих делах.

Кроме этого, многие для улучшения памяти не пренебрегают лечением фармацевтическими средствами.

Сейчас существует ряд препаратов, способных улучшить работу мозга и даже помочь в выполнении задач, требующих значительных интеллектуальных усилий. В первую очередь, это – (пирацетам, фезам, винпоцетин, церебролизин, циннаризин и др.).

Ноотропы показаны немолодым людям, имеющим определенные возрастные проблемы, которые окружающим пока не заметны. Препараты данной группы подойдут для улучшения памяти при нарушении мозгового кровообращения, вызванного другими патологическими состояниями головного мозга и сосудистой системы. Кстати, многие из этих лекарственных средств успешно применяются и в педиатрической практике.

Однако ноотропы – лечение симптоматическое, а для получения должного эффекта нужно стремиться к этиотропному.

Что касается болезни Альцгеймера, опухолей, психических расстройств, то здесь подход к лечению должен быть очень специфическим – в зависимости от патологических изменений и причин, их повлекших. Единого рецепта на все случаи нет, поэтому и посоветовать пациентам нечего. Нужно просто обращаться к врачу, который, возможно, прежде чем назначить препараты для улучшения памяти, отправит на дополнительное обследование.

Сложна у взрослых людей и коррекция нарушений психической деятельности. Пациенты с плохой памятью под наблюдением инструктора заучивают стихи, разгадывают кроссворды, упражняются в решении логических задач, однако тренировки, принося некоторые успехи (вроде бы уменьшилась выраженность мнестических расстройств), все-таки особо значимых результатов не дают.

Коррекция памяти и внимания у детей, помимо лечения с помощью различных групп фармацевтических препаратов, предусматривает занятия с психологом, упражнения для развития памяти (стихи, рисунки, задачи). Безусловно, детская психика более мобильна и лучше поддается коррекции в отличие от психики взрослой. У детей есть перспектива прогрессивного развития, в то время как у людей в возрасте прогрессирует только обратный эффект.

Видео: плохая память – мнение специалиста


Любой человек на протяжении жизни накапливает определенные знания, умения, которые ему необходимы для жизнедеятельности. Что возможно лишь благодаря памяти, являющейся важнейшей функцией психологии. Нередко у людей происходит нарушение данной функции в результате сбоя работы головного мозга. Данная статья расскажет о том, что такое кратковременная и долговременная память, и почему происходит временная потеря запомненной информации.

Что такое кратковременная память?

Кратковременная память также носит название оперативной, поскольку она на протяжении дня остается загруженной и имеет тесную связь с интеллектом человека, так как люди, тренирующие данную функцию головного мозга, являются наиболее развиты.

Наибольшая информация, поступающая в нее, сохраняется не более 7 секунд.

Кратковременная и долговременная память связаны друг с другом. При регулярном повторении, активном поддержании она переходит в долговременную. Большинство информации, поступающей в наш головной мозг, забывается, уступая при этом место той информации, которая находится в долговременных ресурсах. К основным характеристикам кратковременного удержания информации относятся:

  1. Переход информации на долговременное хранение.
  2. Информация, находящаяся в «кратковременном хранилище» быстро угасает.
  3. Ее объем довольно ограничен.

Виды потери памяти

Временная потеря памяти может быть разных видов, к наиболее распространенным относятся:

Синдром потери кратковременной памяти

Нередко возникает синдром потери кратковременной памяти, при котором наблюдаются не только нарушения мнемонических функций головного мозга, но и личностные нарушения. Чаще всего данное состояние возникает из-за нарушения структуры головного мозга, его симптомами являются:

  • понижение памяти;
  • снижение интеллекта;
  • ослабление состояния аффекта.

Больные чаще всего страдают полной утратой памяти, ложными воспоминаниями, снижением кратковременной памяти. Они не могут отличить второстепенное от главного, у них присутствуют бестактные выражения, наблюдаются неэтические поступки.

Причины потери памяти

Кратковременная потеря памяти возможна не только у пожилых людей, но и у молодых, она имеет следующие причины:


Можно ли улучшить кратковременную память?

Каждый человек индивидуален и имеет свои мнемонические особенности. Некоторые лучше воспринимают информацию на слух, некоторым необходимо зрительно увидеть объект. Данные особенности не являются нарушением, поскольку на протяжении жизни способ получения и сохранения информации может усовершенствоваться. Существуют несложные рекомендации, позволяющие улучшить процесс сохранения информации, например:


Методы лечения

Для того, чтобы быстрей восстановить данную функцию, необходимо при первых же признаках обратиться к невропатологу, который, после проведенного обследования, назначит адекватное лечение. Если же причины кроются в травмах, отравлениях, то терапия проводится на основе устранения причин, вызвавших данное состояние.

Кратковременная память неплохо лечится при помощи медикаментозной терапии или психотерапии.

На сегодняшний день для восстановления данной функции широко используется гипноз, который позволяет восстановить утерянные факты.

Медикаментозное лечение

Среди медикаментозных препаратов, от которых улучшается кратковременная память, выделяют:


Принципы питания

Большое значения для улучшения памяти играет правильно сбалансированное питание, которое должно включать в себя богатое содержание витаминов группы Е, В, ненасыщенных жиров, глюкозы. Данные элементы помогают восстановить утратившиеся мнемонические функции, они содержатся в:

  • орехах;
  • яйцах;
  • цельном зерне;
  • жирных сортах рыбы;
  • меде.

Простые способы улучшения памяти

К наиболее простому и быстрому способу улучшения относится физическая активность, которая играет важную роль не только для запоминания информации, но и для ее извлечения путем стимулирования притока крови к головному мозгу.

Усиленное кровообращение и повышенный пульс, которые формируются из-за физической нагрузки, не только приводят к укреплению мышц, но и улучшают психические функции, интеллектуальные способности, обостряют внимание.

Крапива (лат. Urtica) – род растений семейства Крапивные (Urticaceae). Листья и стебли крапивы покрыты жгучими волосочками, отсюда и название на латинском от слова «uro»-«жгу».

Род растения включает более 50 видов. Для лечения и в кулинарии используют 2 вида: и .

Для лечения чаще всего применяют только листья крапивы. Заготавливают сырье в мае-июне. Срезают ветки крапивы, провяливают около 2 часов, обрывают листья. Далее, раскладывают в хорошо проветриваемом помещении слоем 3-5 см и оставляют для сушки. Можно сушить в сушилке при температуре 40-50 градусов. Срок хранения сушеных листьев крапивы – 2 года.

Химический состав крапивы

В состав крапивы входят:

  • фитонциды;
  • фенольные кислоты;
  • дубильные вещества;
  • эфирное масло;
  • сиротинин;
  • порфирин;
  • пантотеновые и фенолкарбоновые кислоты;
  • флавоноиды;
  • глизодургицин;
  • гистамин;
  • : , ;
  • : , марганец, бор, титан, .

Волоски крапивы также наполнены кремнием, муравьиной кислотой и ацетилхолином.

Крапива – уникальное растение и настоящий концентрат витаминов. Витамина C в ней в 2 раза больше, чем в и черной смородине, а витамина A больше, чем в моркови, облепихе и щавеле. 20 листьев крапивы обеспечивают человеческий организм суточной нормой витамина А!

Лечебные свойства крапивы

В медицине крапива используется при многих заболеваниях, среди которых:

  • в оториноларингологии: , профилактика ;
  • в стоматологии: , ;
  • в дерматологии: , незаживающие раны, ожоги;
  • другое: и , расстройства желудка, заболевания печени, кровотечения, эрозия шейки матки, облегчает симптомы .

Кроме всего, крапива имеет следующие полезные свойства:

  • противовоспалительное;
  • мочегонное и желчегонное;
  • отхаркивающее;
  • сосудосуживающее;
  • противосудорожное;
  • диуретическое;
  • повышает иммунитет;
  • улучшает работу сердечно-сосудистой системы;
  • чистит кровь;
  • снижает уровень сахара;
  • нормализует обмен веществ;
  • повышает свертываемость крови;
  • повышает лактацию;
  • ускоряет восстановление слизистых оболочек органов ЖКТ;
  • нормализует ;
  • нормализует уровень гемоглобина в крови;
  • нормализует липидный обмен;
  • увеличивает количество эритроцитов.

Противопоказания к применению крапивы

Крапива, как и ряд других лекарственных растений имеет некоторые противопоказания. Вред крапивы может проявиться в следующих случаях:

  • индивидуальная непереносимость;
  • повышенная свертываемость крови;
  • беременность;
  • тромбоз;
  • кровотечения, которые вызваны опухолями, кистами или полипами;
  • задержка жидкости в организме, обусловленная острой формой сердечной и/или почечной недостаточности.

Рецепты применения крапивы в лечебных целях

Важно! Перед применением крапивы обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Сок из крапивы. Что бы приготовить сок нам понадобятся свежие листья и молодые побеги растения. В начале растение необходимо тщательно промыть и обсушить от воды. Далее измельчите крапиву с помощью соковыжималки или мясорубки , поместите сырье в марлю и отожмите из него сок. В лечебных целях принимать можно только свежеприготовленный сок — по 1 ч. ложке 3 раза в день. Сок из крапивы также можно применять в качестве компрессов или смазывать ним пораженные участки. Храниться сок в холодильнике , но не больше 1 суток.

В аптеке можно приобрести экстракт крапивы, который представляет собой концентрированный сок. Его используют также, только разбавляют с водой — по инструкции.

Чай из крапивы. Добавьте в стакан 1 ст. ложку сухих листьев крапивы и залейте их кипятком. Оставьте средство для настаивания на 15-20 минут, процедите, и для улучшения вкусовых качеств, можете добавить к настою немного натурального и/или лимона.

Инструкция по применению:

Листья крапивы – растительное средство с широким спектром действия.

Фармакологическое действие

В листьях крапивы содержатся медь, кальций, железо, магний, вит.Е, К, В, флаваноиды, фитонциды, вяжущие вещества, гликозиды, хлорофилл, кислоты органические. Все эти вещества наделяют крапиву целебными свойствами и дают возможность использовать ее как общеукрепляющее, заживляющее, отхаркивающее, слабительное, желчегонное, расширяющее сосуды, противовоспалительное, иммуностимулирующее, противосудорожное средство.

Практикуют наружное применение листьев крапивы – при кожных болезнях, кровотечениях, открытых ранах, проблемах с волосами.

Форма выпуска

В фармацевтической промышленности выпускают измельченные высушенные крапивные листья, крапивный фиточай, жидкий экстракт крапивы.

В домашних условиях листья крапивы высушивают естественным способом или используют свежими.

Показания к применению

Применяют крапиву для остановки маточных, кишечных, геморроидальных кровотечений, лечения гиповитаминоза, холецистита, атеросклероза, язвенной болезни ЖКТ, запоров, заболеваний дыхательных путей, энтероколита, нефроуролитиаза, анемии железодефицитной, подагры, полименореи, миалгии, диабета сахарного, ангины.

Наружно листья крапивы применяют при гнойных незаживающих ранах, язвах трофических, лишае, фурункулезе, сыпи угревой, пролежнях. Полоскания ротовой полости отваром из крапивы практикуют при проблемах с деснами.

В косметологии используют листья крапивы для волос – для стимулирования их роста.

Противопоказания

Применение листьев крапивы не рекомендуется при: гиперчувствительности к средству, кровотечениях, вызванных опухолью, заболеваниями, требующими хирургического вмешательства, при повышенной сворачиваемости крови. Беременным принимать отвары из крапивы нельзя, т.к. они повышают тонус маточной мускулатуры, могут спровоцировать преждевременные роды. С осторожностью применяют крапиву в свежем виде, при недостаточности почечной.

Инструкция по применению

При плохой свертываемости крови из крапивы готовят отвар: две ложки столовые измельченных высушенных листьев заливают стаканом кипящей воды, кипятят10мин, после охлаждают, процеживают. Принимают отвар 4-5р/день по 1й столовой ложке.

Для остановки кровотечений заваривают одну столовую ложку листьев растения одним стаканом воды кипящей, еще 10мин кипятят, процеживают после того как остынет и принимают 4-5р/день по 1й ложке столовой.

Для регулирования обмена веществ при малокровии, в качестве общеукрепляющего средства принимают настой, приготовленный из двух ложек столовых листьев, залитых одним стаканом кипятком и выдержанным 15мин. Принимают настой три р/д. до приема пищи по одному, два стакана.

Для полоскания рта используют настой из 10гр листьев, заваренных 0,5ст. кипятка (отвар настаивают 10мин).

Практикуют и применение листьев крапивы в сборах. Для лечения острого гастрита смешивают в равных количествах крапиву, зверобой, подорожник, ромашку аптечную, 4 ложки столовых смеси заливают одни литром кипятка, настаивают 2ч. в теплом месте. После выпивают по одному стакану несколько р/день (около 1,5 литров) на протяжении 7-10дн.

При запорах применяют сбор из крапивы (одна часть), коры крушины (три части), цветков тысячелистника (одна часть) – одну ложку столовую сбора заваривают стаканом кипятка, держат на огне еще минуту, настаивают полчаса, процеживают и на ночь выпивают по 0,5-1му стакану на протяжении 2х недель.

Для лечения геморроя смешивают одну часть листьев крапивы, по две части душицы и коры крушины. Сбор (1 ложку столовую) заваривают 1,5ст. горячей воды, 5мин. кипятят, 4ч. выдерживают в теплом месте. Принимают отвар в теплом виде три р/день по 0,5ст. за 15мин. до приема пищи.

Для наружных промываний и компрессов две ложки столовых листьев заливают стаканом кипящей воды, 25мин. настаивают, процеживают.

Листья крапивы для волос (100гр) заливают 0,5л. воды, 0,5л. уксуса, проваривают полчаса, процеживают.