Что вильгельм райх считал источником массовых неврозов. Вегетотерапия райха. Кто такой Вильгельм Райх

Вильгельм Райх (Reich) (1897-1957) - австрийский и американский психолог, один из основоположников европейской школы психоанализа, единственый из учеников Фрейдa, (так называемых неофрейдистов, каждый из которых основал собственное учение), развивавший возможности радикальной со­циальной критики: отмену репрессивной морали и требование полового просвещения. Идеи Райха оказали влияние на «новых левых» на Западе.

Биография

Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 года на Буковине в селе Добрынивцы, (теперь Заставнянского района Черновицкой области), тогда - немецко-украинской части Австро-Венгрии.

Его отец - еврейский крестьянин среднего достатка - был властным (как и отец Фрейда, отца психоанализа), ревнивым и вспыльчивым мужчиной. Его красивая жена была полностью подчинена ему, хотя и страдала от его характера.

Вильгельм рос в изоляции от местных еврейских и украинских детей. Несмотря на еврейские корни, его отец считал себя немцем по культуре, поэтому в доме разрешалось говорить только по-немецки. Своего младшего брата Вильгельм воспринимал не только как товарища, но и как соперника. К матери Вильгельм испытывал сильные сыновние чувства и боготворил ее. Несмотря на ревнивый характер мужа, она имела связь с домашним учителем, о которой Вильгельм рассказал отцу; в результате, когда Вильгельму было 14 лет, его мать покончила жизнь самоубийством. Смерть жены сломала отца, он вскоре подхватил воспаление легких, перешедшее в туберкулёз, и умер, пережив жену всего на три года, так что в 17 лет Вильгельм стал полным сиротой. От туберкулёза, этой «болезни бедности» умер в возрасте 26 лет и брат Вильгельма.

После смерти отца Вильгельм Райх, продолжая учиться, взял управление фермой в свои руки, но в 1916 году Первая мировая война разрушила эту семейную собственность. Вильгельм принял решение оставить дом и поступить на службу в австрийскую армию. Став офицером, он сражался в Италии.

В 1918 году Райх поступил в медицинскую школу Венского университета, а уже в следующем, 1919 году стал членом Венского Психоаналитического общества и приступил к психоаналитической практике. Здесь же, в университете он познакомился со своей первой женой - будущим медиком Анни Пинк, которая впоследствии тоже стала заниматься психоанализом. Психоанализ и марксизм были популярными в студенческой среде учениями, и Райх был одним из тех, кто стремился соединить учения и Фрейда и Маркса.

В 1922 году Райх получил медицинскую степень и стал первым клиническим ассистентом доктора Фрейда, в том же 1922 году основавшего клинику в Вене, а впоследствии дорос до вице-директора этой клиники. В 1924 году Райх стал директором первого в стране учебного института психоанализа; теперь уже преподавал и сам.

Фрейд часто конфликтовал со своими учениками, когда те начинали настаивать на своих собственных взглядах. В 1927 году не избежал такого конфликта и Райх, придерживавшийся марксистских взглядов, а также полагавший, что в основе каждого невроза лежит отсутствие сексуального удовлетворения.

«Что будет пациент делать со своей естественной сексуальностью, освобожденной от подавления? - Фрейд ничего не говорил по этому поводу, даже не признавал самого этого вопроса, как выяснилось позже. Наконец, из-за избегания этого центрального вопроса, Фрейд сам создал гигантские теоретические трудности, постулировав биологический инстинкт страдания и смерти». (Из письма В. Райха)

В последующие годы Райх стал ещё более активно проявлять себя в политике, а также вступил в Коммунистическую партию. В 1929 году он вместе с другими создает клиники сексуальной гигиены для рабочих. В этих клиниках рабочие могли бесплатно получить сведения о контроле рождаемости, воспитании детей и даже сексуальном образовании. Подвергаясь порицанию психоаналитиков за свою политическую деятельность, он переезжает их Вены в Берлин. В Берлине, чувствуя себя куда более свободно, чем в Вене, Райх стал уделять больше внимания коммунистически-ориентированному движению психического здоровья - здоровья трудящихся. Он читает лекции и организует гигиенические центры по всей Германии.

Однако вскоре его деятельность неожиданно прерывается на самом пике, поскольку ни психоаналитики, ни марксисты её не одобряют, и почти одновременно, в течение всего полугода, его исключают и из психоаналитической ассоциации, по иронии судьбы носившей название Интернациональной, и из Коммунистической партии Германии.

​​​​​​​

Программа Райха

Идеи Райха, проводимые в его клиниках, намного опережали своё время и не устраивали современное ему общество. Его программа, в настоящее время выглядящая совершенно нормальной, включала следующие главные моменты.

  • Интенсивное образование в области контроля рождаемости. Предоставление контрацептивов всем желающим.
  • Разрешение абортов.
  • Разрешение разводов. Отказ от признания законности брака значимой.
  • Сексуальное образование как средство профилактики венерических заболеваний и сексуальных проблем.
  • Обучение сексуальной гигиене врачей и учителей.
  • Отказ от наказания преступников, совершивших преступления на сексуальной почве; лечение таких преступников на основе психоанализа.

Кризис карьеры Райха совпал с политическим кризисом в стране - в 1933 году, устраняя своих противников, пришёл к власти Гитлер.

С 1930 по 1933 год Райх пишет свою ставшую впоследствии знаменитой книгу «Психология масс и фашизм». Фашизм, с точки зрения Райха, служит выражением иррациональности характерологической структуры обычного человека, первичные биологические потребности которого подверглись подавлению на протяжении целых тысячелетий. В книге подробно анализируется социальная функция такого подавления и показывается решающее для этого подавления значение авторитарной семьи и церкви. Книга была запрещена нацистами.

Райх уезжает а Данию. Свою первую жену, так и не разделившую его профессиональные и политические взгляды, он оставляет в Берлине. Через некоторое время в Данию переезжает член ячейки Райха балерина Эльза Линденберг, которой Райх увлёкся годом раньше, и Райх женится на ней.

Но его теории не признают ни в Дании, ни в Швеции, и из обеих стран его быстро (в течение шести месяцев) изгоняют. Переехав в Норвегию, он, начиная с 1935 года, ведёт свои биологические и психололгические исследования в течение 5 лет в Осло.

Новое для Райха увлечение биоэнергетикой не проходит для него даром - в газетах его начинают травить, оспаривая даже сексуальную основу неврозов - основу фрейдизма. Как бы подтверждая положение его программы об отказе от значимости брака, от него в самый тяжёлый для него момент жизни уходит вторая жена.

Американский период

В 1939 году руководство Новой школы социальных исследований приглашает Райха в Нью-Йорк, куда он перезжает вместе со своей лабораторией. Здесь его ассистентом становится немецкая эмигрантка Ильза Оллендорф, на которой он впоследствии женится.

В Нью-Йорке Райх вводит третий компонент в свое интегративное учение и основывает Институт оргона, который является базой его исследований по биоэнергии, энергии жизни, иначе называемой оргонической энергией. Её он наблюдает в своих лабораторных экспериментах как фундаментальную жизненную энергию, присущую всем живым организмам. Эта энергия, по Райху, лежит в основе фрейдовской концепции либидо, являясь биологической силой. Эти воззрения оказали влияние на доктрины современного экологизма и космизма.

В 1950 году он пытается создать аккумулятор этой энергии и лечить при его помощи различные болезни, такие как рак, стенокардию, астму, переутомление, эпилепсию.

В 1954 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов, не признавая его практику, добивается запрета всей его деятельности, несмотря на успешное лечение.

Райх продолжает свою деятельность, утверждая, что Управление не может быть компетентным в этих новых методах. В конце концов его сажают в тюрьму на два года за неуважение к суду (пренебрежение запретом на производство оргонных аккумуляторов), а Управление добивается решения о сожжении его книг и публикаций, имеющих отношение к производству оргонных аккумуляторов.

В 1957 году Вильгельм Райх умер в федеральной тюрьме от сердечного приступа.

Райх и современность

«Разработанная Райхом леворадикальная критика семьи была продолжена в 60-е годы представителями Франкфуртской социологической школы (Адорно и М. Хоркхаймер), экзистенциализма (С. Бовуар, автор книги «Другой пол»). Она оказала также влияние на ряд направлений демократического движения: «новых левых», неофеминизм (К. Миллет, автор книги «Сексуальная политика»), негритянское движение в США (Э. Кливер, один из руководителей «Чёрных пантер») и даже на творческую интеллигенцию (драматургию Жана Жане)».

«В последние годы жизни, несмотря на внешние успехи, у Райха нарастает чувство тревоги за судьбу своего учения и вместе с тем, видимо, развивается мания преследования. У него растет опасение, что «грязные умы» используют его авторитет, чтобы поднять еще невиданную волну грязи и порнографии. Спустя восемь лет после его кончины эти опасения сбылись. Идеологи «новых левых», в частности, битников, вроде Аллена Гинзберга и Уильяма Берроуза, подняли его имя на щит после почти полного забвения и, сумев соединить аргументацию Райха и его пафос с проповедью гомосексуализма, всевоз­можных половых извращений, а затем и потребления наркотиков, объявили его своим прямым идейным предшественником», - так пишет в предисловии к книге Райха «Страсть юности» профессор Павел Семенович Гуревич - в наиболее объективном материале о В. Райхе.

Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 года в селе Добряничи в Галиции (Австро-Венгрия, ныне в Перемышлянском районе Львовской области Украины), в еврейской семье среднего достатка. Детские годы и юность провёл неподалёку, в Южинце (ныне Кицманского района Черновицкой области), где отец управлял арендованным земельным поместьем.

Его отец, Леон Райх, был властным, ревнивым и вспыльчивым мужчиной. Его красивая жена, Цецилия Ронигер, была полностью подчинена ему, хотя и страдала от его характера.

Вильгельм рос в изоляции от местных еврейских и украинских детей. Несмотря на еврейское происхождение, его отец считал себя немцем по культуре, поэтому в доме разрешалось говорить только по-немецки, а не на идише. Своего младшего брата Вильгельм воспринимал не только как товарища, но и как соперника. К матери Вильгельм испытывал сильные сыновние чувства и боготворил ее. Несмотря на ревнивый характер мужа, она имела связь с домашним учителем, о которой Вильгельм рассказал отцу. В результате, когда Вильгельму было 14 лет, его мать покончила жизнь самоубийством . Смерть жены сломала отца, он вскоре подхватил воспаление легких, перешедшее в туберкулёз, и умер, пережив жену всего на три года, так что в 17 лет Вильгельм стал полным сиротой. От туберкулёза, этой «болезни бедности», умер в возрасте 26 лет и брат Вильгельма.

В 1918 году Райх поступил в медицинскую школу Венского университета, а уже в следующем, 1919 году стал членом Венского Психоаналитического общества и приступил к психоаналитической практике. Здесь же, в университете он познакомился со своей первой женой - будущим медиком Анни Пинк, которая впоследствии тоже стала заниматься психоанализом. Психоанализ и марксизм были популярными в студенческой среде учениями, и Райх был одним из тех, кто стремился соединить учения и Фрейда и Маркса.

В 1922 году Райх получил медицинскую степень и стал первым клиническим ассистентом доктора Фрейда, в том же 1922 году основавшего клинику в Вене, а впоследствии дорос до вице-директора этой клиники. В 1924 году Райх стал директором первого в стране учебного института психоанализа; теперь уже преподавал и сам.

Фрейд часто конфликтовал со своими учениками, когда те начинали настаивать на своих собственных взглядах. В 1927 году не избежал такого конфликта и Райх, придерживавшийся марксистских взглядов, а также полагавший, что в основе каждого невроза лежит отсутствие сексуального удовлетворения.

«Что будет пациент делать со своей естественной сексуальностью, освобожденной от подавления? - Фрейд ничего не говорил по этому поводу, даже не признавал самого этого вопроса, как выяснилось позже. Наконец, из-за избегания этого центрального вопроса, Фрейд сам создал гигантские теоретические трудности, постулировав биологический инстинкт страдания и смерти». (Из письма В. Райха)

В последующие годы Райх стал ещё более активно проявлять себя в политике, а также вступил в Коммунистическую партию. В 1929 году он вместе с другими создает клиники сексуальной гигиены для рабочих. В этих клиниках рабочие могли бесплатно получить сведения о контроле рождаемости, воспитании детей и даже сексуальном образовании. Подвергаясь порицанию психоаналитиков за свою политическую деятельность, он переезжает из Вены в Берлин. В Берлине, чувствуя себя куда более свободно, чем в Вене, Райх стал уделять больше внимания коммунистически-ориентированному движению психического здоровья - здоровья трудящихся. Он читает лекции и организует гигиенические центры по всей Германии.

Однако вскоре его деятельность неожиданно прерывается на самом пике, поскольку ни психоаналитики, ни марксисты её не одобряют . Почти одновременно, в течение всего полугода, его исключают и из психоаналитической ассоциации, по иронии судьбы носившей название Интернациональной, и из Коммунистической партии Германии.

Идеи Райха, проводимые в его клиниках, намного опережали своё время и не устраивали современное ему общество. Его программа, в настоящее время выглядящая совершенно нормальной, включала следующие главные моменты .

Интенсивное образование в области контроля рождаемости. Предоставление контрацептивов всем желающим .

1.Разрешение абортов.

2.Разрешение разводов. Отказ от признания факта законности брака значимым фактором для современной семьи.

3.Сексуальное образование как средство профилактики венерических заболеваний и сексуальных проблем.

4.Обучение сексуальной гигиене врачей и учителей.

5.Отказ от наказания преступников, совершивших преступления на сексуальной почве; лечение таких преступников технологиями психоанализа.

6.Кризис карьеры Райха совпал с политическим кризисом в стране - в 1933 году, устраняя своих противников, пришёл к власти Гитлер.

С 1930 по 1933 год Райх пишет свою ставшую впоследствии знаменитой книгу «Психология масс и фашизм». Фашизм, с точки зрения Райха, служит выражением иррациональности характерологической структуры обычного человека (что признается позднейшими исследователями фашизма первичные биологические потребности которого подверглись подавлению на протяжении целых тысячелетий. В книге подробно анализируется социальная функция такого подавления и показывается решающее для этого подавления значение авторитарной семьи и церкви. Книга была запрещена нацистами.

Райх уезжает в Данию. Свою первую жену, так и не разделившую его профессиональные и политические взгляды, он оставляет в Берлине. Через некоторое время в Данию переезжает член ячейки Райха балерина Эльза Линденберг, которой Райх увлёкся годом раньше. Райх женится на ней.

Но его теории не признают ни в Дании, ни в Швеции, и из обеих стран его быстро (в течение шести месяцев) изгоняют. Переехав в Норвегию, он, начиная с 1935 года, ведёт свои биологические и психологические исследования в течение 5 лет в Осло.

Новое для Райха увлечение биоэнергетикой не проходит для него даром - в газетах его начинают травить, оспаривая даже сексуальную основу неврозов - основу фрейдизма. Как бы подтверждая положение его программы об отказе от значимости брака, от него в самый тяжёлый для него момент жизни уходит вторая жена.

Основные представления телесной терапии В. Райха

По Райху, характер состоит из привычных положений и отношений пациента, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т.п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр. Форма поведения пациента, как и формы общения гораздо более существенны, чем то, что пациент говорит. Слова могу лгать: способ выражения никогда не лжет. Понятие характера впервые появилось у Фрейда в 1908 г. («Характер и анальный эротизм»). Райх разработал это понятие и был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами, вместо анализирования симптомов.

Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызвано в ребенке интенсивными ceксуальными чувствами, сопровождающимися страхом наказания. Первая защита против этого страха – подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того, как эго-защиты становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в характерные черты или в характерный панцирь. Райховское представление о характерном панцире включает все подавляющие защитные силы, организованные в более или менее связный паттерн Эго.

Характерологический анализ Райха

Райх считал, что характер человека включает постоянный “набор” защит. Хронические мы­шечные зажимы блокируют 3 основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Райх пришёл к выводу, что мышечный и психоло­гический панцирь - одно и то же. Хронические напряжения блокиру­ют энергетические потоки, лежащие в ос­нове сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмо­ции, ограничивая и искажая выражение чувств. Эмоции, блокированные таким об­разом, никогда не устраняются, потому что не могут полностью проявиться. Эти бло­ки (мышечные зажимы) искажают и раз­рушают естественные чувства, в частности подавляют сексуальные чувства, мешают полноценному оргазму. По Райху, полное освобождение от забло­кированной эмоции происходит только после ее глубокого переживания.

Райх начал с применения техники характерного анализа к физическим позам. Он анализировал в деталях позы пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам осознать, как они подавляют жизненные чувства различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана в это части тела. Он увидел, что только после того, как подавляемая эмоция находит свое выражение, пациент может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима.

Райх постоянно старался дать пациентам осознать их характерные черты. Он часто имитировал их характерные черты или позы или просил самих пациентов повторять или преувеличивать штамп поведения – например, нервную улыбку. Когда пациенты перестают принимать свой характерный способ поведения как само собой разумеющийся, их мотивация к изменению возрастает.

Он полагал, что каждое характерное отношение имеет соответствующую физическую позу, и что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря.

Райх полагал, что хронические напряжения блокируют энергетические потоки, лежащие в основе сильных эмоций. Защитный панцирь не дает человеку переживать сильные эмоции, ограничивает и искажает выражение чувств. По Райху, человек может освободиться от блокированной эмоции, только полностью пережив ее; причём отрицательные эмоции должны быть проработаны прежде, чем могут быть пережиты позитивные чувства, которые ими замещаются.

Райх подчеркивал важность освобождения, расслабления мышечного панциря в до­полнение к анализу психо­логического материала, потому что он рассматривал ум и тело как нерасторжимое единство. Райх стремился к распусканию защитного пан­циря, блоков чувствования, которые иска­жают психологическое и физическое фун­кционирование человека; рассматривал терапию как средство восстановления сво­бодного протекания энергии через тело по­средством систематического освобождения блоков мускульного панциря, поэтому и назвал свой метод лечения неврозов “био­физической оргонной терапией”.

При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц часто порождает особые физические ощущения – чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения вегетативной или биологической энергии.

Райх считал, что мышечный панцирь представляет собой 7 основных защитных сегментов, состоящих из мышц и органов соответствующих функций. Эти сегменты образуют ряд из 7 горизонтальных колец, находящихся под прямым углом к позво­ночнику. Основные сегменты панциря рас­полагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза.

Райхианская терапия состоит прежде всего в распускании панциря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом:

1. Глаза . Защитный панцирь в области глаз проявляется в неподвижности лба и “пустом” выражении глаз. Распускание осуществляется посредством раскрывания глаз так широко, как только возможно, а также свободными движениями глаз, вращением и смотрением из сторон в сторону.

2. Рот . Оральный сегмент включает мышцы пoдбopoдка, горла и затылка. Этот сегмент удерживает эмоциональное выражение плача, крика, гнева, кусания, сосания, гримасничанья. Защитный панцирь может быть расслаблен клиентом путем имитации плача, произнесения звуков, мобилизующих губы, кусания, рвотных движений и посредством прямой работы над соответствующими мышцами.

3. Шея. Этот сегмент включает мышцы шеи и язык. Защитный панцирь удерживает в основном гнев, крик и плач. Средством распускания панциря являются крики, вопли, рвотные движения и т.п.

4. Грудь (широкие мышцы груди, мышцы плеч, лопаток, грудная клетка, руки с кистями). Этот сегмент сдерживает смех, печаль, страстность. Сдерживание дыхания, являющееся важным средством подавления любой эмоции, осуществляется в значительной степени в груди. Панцирь может быть распущен посредством работы над дыханием, в особенности осуществлением полного выдоха.

5. Диафрагма . Этот сегмент включает диафрагму, солнечное сплетение, различные внутренние органы, мышцы нижних позвонков. Панцирь здесь удерживает в основном сильный гнев. Нужно в значительной степени распустить первые четыре сегмента, прежде чем перейти к распусканию пятого посредством работы с дыханием и рвотным рефлексом.

6. Живот . Сегмент живота включает широкие мышцы живота и мышцы спины. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения. Защитный панцирь связан с подавлением злости, неприязни.

7. Таз (все мышцы таза и нижних конечностей). Чем сильнее защитный панцирь, тем более таз вытянут назад, торчит кзади. Тазовый панцирь служит подавлению возбуждения, гнева, удовольствия. Панцирь может быть распущен посредством мобилизации таза, а затем лягания ногами и ударения кушетки тазом.

Терапия Райха состоит прежде всего в распускании пан­циря в каждом сегменте, начиная с глаз и кончая тазом. Каждый сегмент более или менее независим, с ним можно работать отдельно. В распускании панциря исполь­зуются 3 типа средств:

    накопление в теле энергии посредством глубокого ды­хания;

    прямое воздействие на хрони­ческие мышечные зажимы посредством давления, пощипывания и т. д.;

    откры­тое рассмотрение совместно с клиентом сопротивлений и эмоциональных ограни­чений, которые при этом выявляются.

Райх обнаружил, что по мере того, как пациенты обретают способность полной “генитальной отдачи”, фундаментально меняется все их бытие и стиль жизни.

Разработанные Райхом методики ды­хания, эмоционального раскрепощения, усиления напряжения в заблокированных областях тела легли в основу:

    биоэнергетики

    струк­турной интеграции (рольфинга)

и других психотехник.

Таким образом, Райх фактически явился первопроходцем в области психоло­гии тела и телесно-ориентированной психотерапии.

Комплексная цель:

знать

в чем суть телесно-ориентированного психоанализа;

уметь

Проводить различие между концепцией З. Фрейда и райхианским психоанализом;

владеть

Навыками телесно-ориентированного психоанализа.

В усердных поисках все кажется: вот-вот

Приемлет тайна лик знакомый, -

Но сердца бедного кончается полет

Одной бессильною истомой.

(Афанасий Фет)

Вильгельм Райх (1897–1957) – австрийский психолог и психиатр, родоначальник фрейдомарксизма, основатель так называемого телесно-ориентированного психоанализа. Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 г. в Галиции, тогда – немецко-украинской части Австрии. Он был сыном еврейского крестьянина среднего достатка. Отец его был мелким фермером и, несмотря на свое еврейское происхождение, убежденным немецким националистом. В семье говорили только на немецком языке, и маленькому Вильгельму запрещалось общаться с детьми украинского или еврейского происхождения. Когда

Райху было 17 лет, его мать покончила с собой, а через три года умер и отец. После смерти отца Райх должен был, продолжая учиться, заняться фермой. В 1916 г. война разрушила эту семейную собственность. Вильгельм оставил дом, поступил на службу в австрийскую армию; там, став офицером, сражался в Италии. В 1918 г. Райх поступил в медицинскую школу Венского университета. Через год он стал членом Венского психоаналитического общества и начал психоаналитическую практику. Медицинскую степень он получил в 1922 г.

Будучи студентом, Райх увлекся политикой и стал одним из тех психоаналитиков, которые стремились соединить учения З. Фрейда и К. Маркса. В университете он познакомился со своей первой женой Анни Пинк, которая также была студенткой-медиком, а позже – психоаналитиком. В 1922 г. Фрейд основал в Вене психоаналитическую клинику. Райх был первым клиническим ассистентом Фрейда; позже он стал вицедиректором клиники. В 1924 г. Райх – директор Семинара по психоаналитической терапии, первого учебного института психоанализа. Многие начинающие аналитики проходили у него личный анализ и обучение.

В 1927 г. возник серьезный конфликт между Райхом и Фрейдом. Частично он был связан с отказом Фрейда анализировать Райха, частично – с растущими теоретическими расхождениями, возникавшими как на почве марксистских увлечений Райха, так и по причине его настаивания на том, что каждый невроз основан на отсутствии сексуального удовлетворения.

Райх серьезно относился к теориям и Фрейда, и Маркса; он пытался примирить эти две системы, написав несколько книг по этому поводу. Он утверждал, что психоанализ – это "материалистическая наука", поскольку она имеет дело с реальными человеческими потребностями и реальным человеческим опытом; он также полагал, что психоанализ основан на фундаментально-диалектической системе психического конфликта и его разрешения. Райх настаивал, что психоанализ – революционная наука, которая дополняет марксистскую критику буржуазной экономики критикой буржуазной морали, основанной на сексуальном подавлении.

В "Массовой психологии фашизма" Райх дает важный анализ корней идеологии в индивидуальном характере, полагая, что эта тема недостаточно развита Марксом. Двадцатью годами ранее в публикации исследования по авторитарной личности он описывает отношение авторитаризма с характерными моментами в воспитании детей в семье.

Политические интересы Райха вызывали в психоаналитических кругах даже большее противодействие, чем его теоретические инновации. В напряженном политическом климате Австрии и Германии 1930-х гг. его членство в коммунистической партии и политическая деятельность вызывали сильное неодобрение сотрудников-психоаналитиков. Сначала Райха попросили прекратить политическую деятельность. Когда он отказался это сделать, его в конце концов изгнали из психоаналитической ассоциации. Позже Райх пришел к отрицанию коммунизма и социализма, полагая их идеологизациями, не учитывающими соображений человечности. Он стал называть себя "индивидуалистом" и начал относиться с подозрением к политике и политикам.

В то время у Райха развился туберкулез легких, так что ему пришлось провести несколько месяцев в швейцарском санатории. Вернувшись в Вену, Райх принял прежние обязанности. Он также стал еще более активным в политике и вступил в коммунистическую партию. В 1929 г. Райх участвовал в создании первых клиник сексуальной гигиены для рабочих, предоставлявших свободно информацию о контроле рождаемости, воспитании детей и сексуальном образовании.

Заинтересованность в человеческой сексуальности составляла одну из основных тем, которая занимала Райха всю жизнь. Политическая деятельность состояла в основном в участии в организации поддерживаемых коммунистами сексуально-гигиенических клиник для рабочих Австрии и Германии. Райх был членом психоаналитического внутреннего кружка в Вене и вел учебный семинар для начинающих аналитиков. В своей терапевтической работе он постепенно начал подчеркивать важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на паттерны хронических мускульных зажимов, которые он называл телесным панцирем. Райх также говорил о роли общества в создании запретов, касающихся инстинктивной – в особенности сексуальной – жизни индивидуума. По словам одного исследователя, Райх "наверное, более последовательно, чем кто-либо другой, проработал критические и революционные импликации психоаналитической терапии".

Идеи Райха, как и его клиники, намного опережали время. В 1930-х гг. (когда Маргарет Зангер только что попала в тюрьму за пропаганду планирования деторождения среди семейных пар) программа райховских клиник содержала моменты, удивительно современные и даже вызывающие противодействие и в наше время:

  • – свободное предоставление контрацептивов всем желающим;
  • – интенсивное образование в области контроля рождения;
  • – полный отказ от запретов на аборт;
  • – отказ от значимости законности брака;
  • – свободу развода;
  • – борьбу с венерическими заболеваниями и сексуальными проблемами посредством полного сексуального образования;
  • – обучение врачей, учителей всему необходимому относительно сексуальной гигиены;
  • – лечение, а не наказание в качестве меры борьбы с сексуальными преступлениями.

Радикальные взгляды Райха относительно сексуальности часто вели к непониманию и извращенным представлениям о его работе, вызывали яростные и необоснованные нападения на его терапевтическую работу и исследования.

В 1930 г. Райх переехал в Берлин, во-первых, чтобы начать анализ у Ш. Радо, ведущего психоаналитика, а во-вторых, потому, что его политическая деятельность не нравилась многим венским психоаналитикам. В Берлине Райх более глубоко включился в коммунистически ориентированное движение психического здоровья. Он путешествовал по всей Германии, читая лекции и организуя гигиенические центры.

Однако политические взгляды Райха были неприемлемы для его окружения, которое в большинстве своем состояло из психоаналитиков, а товарищи по партии не одобряли его настаивания на радикальных программах сексуального образования. В 1933 г. Райх был исключен из Германской коммунистической партии (причем бывшие товарищи по партии даже обещали расстрелять его в случае прихода к власти), а в 1934 г. – из Интернациональной психоаналитической ассоциации.

Политические успехи Гитлера заставили Райха эмигрировать в 1933 г. в Данию. Он расстался со своей первой женой, оставшейся в Берлине, из-за личных, профессиональных и политических разногласий. Годом раньше, в Берлине, Райх встретил Эльзу Линденберг, балерину и члена его партийной ячейки. Позже она присоединилась к Райху в Дании и стала его второй женой. За свои спорные теории Райх был изгнан из Дании и Швеции. С Эльзой он переехал в Осло в 1934 г., где читал лекции и продолжал психологические и биологические исследования в течение пяти лет.

Таким образом, за свои взгляды и пропаганду идей сексуальной революции Райх был исключен из двух его главных социально-политических и профессиональных ассоциаций – коммунистической партии и Психоаналитического союза, а также изгнан из трех стран: Германии, Дании и Швеции.

После трех лет сравнительно мирной и спокойной жизни в Норвегии Райх стал мишенью газетной травли, направленной на его утверждения о сексуальной основе неврозов и на его лабораторные эксперименты с биоэнергетикой. Он попадал во все большую изоляцию; ухудшились его отношения с Эльзой, которая в конце концов ушла от него.

В 1939 г. Райху был предложен пост адъюнкт-профессора медицинской психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке. Он собрал свою лабораторию и переехал в Соединенные Штаты. В Нью-Йорке он встретил Ильзу Оллендорф, немецкую эмигрантку, которая стала его лабораторным ассистентом, а позже – третьей женой.

В своих лабораторных исследованиях он пришел к выводу о существовании фундаментальной жизненной энергии, присущей всем живым организмам. Он назвал ее оргоном и утверждал, что эта энергия лежит в основе фрейдовской концепции либидо. Райх считал, что причиной многих заболеваний, таких как рак, стенокардия, эпилепсия и является нарушение свободного тока оргонной энергии в организме. Райх основал институт оргона как базу своих исследований по органической энергии, или энергии жизни.

В 1950 г. Райх занялся экспериментированием с аккумуляторами оргонной энергии и другими средствами, которые, как он предполагал, накапливают и концентрируют эту энергию. Райх обнаружил, что различные болезни, вызванные нарушениями "автоматического аппарата", могут с разной степенью успеха лечиться посредством восстановления нормального протекания оргонной энергии в индивидууме. Это может быть сделано посредством высокой концентрации оргонной энергии в аккумуляторах.

В 1954 г. был осужден на том основании, что претензии Райха на успешное лечение различных болезней оргонной энергией неосновательны, Лекарственно-пищевое управление добилось запрещения распространения оргонных аккумуляторов и их употребления. Была также запрещена продажа большинства книг Райха и его журналов. Ученый пытался протестовать, но, несмотря на то, что результаты его опытов никогда не были научно опровергнуты, все публикации, касающиеся применения и производства оргонных аккумуляторов, были сожжены (и что самое гнусное, была разгромлена уникальная лаборатория и уничтожены все приборы) – дикость, не имеющая себе равных в современном мире.

Райх нарушил запреты, продолжая свои исследования: он настаивал на том, что суд не может быть компетентным в суждении о научных фактах. В конце концов он был обвинен в неуважении к суду и заключен в тюрьму на два года.

Только тщательная и непредубежденная проверка его утверждений позволит сделать выводы о том, заблуждался ли Райх последние двадцать пять лет своей жизни или натолкнулся на важное открытие. Но в настоящий момент ни один ученый не желает предпринимать попытки такой проверки; утверждения Райха просто игнорируются. Возможно, что американское правительство использовало его способности и присвоило его достижения, а затем надежно изолировало ученого, чтобы он не смог распространить где-либо свои открытия.

Федеральная организация по надзору за пищевыми продуктами и медикаментами возбудила против Вильгельма Райха дело о передаче в аренду непроверенного медицинского аппарата - "оргонного аккумулятора". Пораженные члены комиссии обнаружили, что этот аппарат представляет собой деревянный ящик, обитый железом изнутри и разделенный на шесть отделений, вроде телефонных будок, куда сажали пациентов для насыщения их оргоном. Никаких признаков оргона обнаружить, однако, не удалось.

На суде Райх держался вызывающе, утверждая, что суд не может компетентно судить о полученных им результатах. Он был приговорен к двум годам лишения свободы за обман и шарлатанство, а также за неуважение к суду. Суд решил также уничтожить все его приборы и книги медицинского содержания. Райх умер 3 ноября 1957 г. в тюрьме Пенсильвании от сердечного приступа, проведя в заключении 8 месяцев, не дожив два дня до судебного разбирательства, где должен был решаться вопрос о его досрочном освобождении. Есть подозрения, что его смерть была насильственной.

Вильгельм Райх (Wilhelm Reich) родился 24 марта 1897 года в Галиции, в то время эта область с немецко-украинским населением входила в состав Австро-Венгрии. Его отец, зажиточный хуторянин-еврей, был человеком ревнивым и властным, державшим жену и детей в ежовых рукавицах. Своим детям он не дал никакого религиозного воспитания, и по его требованию в доме говорили только по-немецки. В результате Вильгельм не общался ни с детьми местных украинских крестьян, ни с детьми говорящих на идиш евреев. Лишь брат на три года младше его самого был его единственным товарищем и соперником.

Райх боготворил свою мать. Когда мальчику было 14 лет, мать покончила с собой, вероятно, после того, как он сообщил отцу о ее романе со своим учителем. Смерть жены оказалась сильным ударом для отца Райха. Он заболел воспалением легких, которое перешло в туберкулез; через три года его не стало. Брат Райха также умер от туберкулеза в возрасте 26 лет. Семейные трагедии, последовавшие одна за другой, оставили в душе Райха неизгладимый след.

После смерти отца Райх взял на себя руководство хозяйством, но учебу не оставил. В 1916 году война докатилась и до его родной земли, в результате все, чем он владел, было уничтожено. Райх вступил в ряды австрийской армии и, получив офицерский чин, воевал на фронтах Италии. В 1918 году Райх поступил в медицинскую школу Венского университета. Не прошло и года, как он стал практикующим членом Венского психоаналитического общества. В 1922 году, в возрасте 25 лет, он получил ученую степень по медицине.

Еще студентом Райх принимал участие в политической деятельности и впоследствии пытался примирить теории Маркса и Фрейда. В университете он познакомился с Анни Пинк, также изучавшей медицину, которая стала его пациенткой, а потом и первой женой; позже она и сама занялась психоанализом (Reich, 1990).

В 1922 году в Вене Фрейд основал психоаналитическую клинику, и Райх стал его первым ассистентом, а потом заместителем директора. В 1924 году Райх руководил Семинаром психоаналитической терапии - первым институтом, в котором обучались будущие психоаналитики. К нему приходило множество молодых аналитиков, как в качестве пациентов, так и для обучения. К 1927 году у него повысился интерес к проблемам, связанным с социальными переменами, в результате чего он сократил свою лечебную практику, поскольку оказался вовлеченным в общественно-политическую деятельность. Фрейд оказал ему в этом поддержку (Mann & Hoffman, 1980).
«Где и как пациент может проявлять свою естественную сексуальность, когда из недр подсознания она вырвалась на свободу? Фрейд не только и словом не обмолвился об этом, но даже, как оказалось впоследствии, на дух не выносил самой постановки подобного вопроса. Отказавшись от разрешения этой коренной проблемы и постулируя биологически обусловленную тягу человека к страданию и смерти, Фрейд, в конце концов, собственными руками воздвиг перед собой непреодолимые препятствия» (Reich, 1973, р. 152).

В разное время Рейх сам проходил сеансы личного психоанализа у различных аналитиков, но по тем или иным причинам разрывал с ними отношения. В 1927 году он обратился с просьбой к Фрейду провести с ним курс психоанализа, но тот отказался сделать для него исключение из своего твердого правила никогда не проводить анализ с членами Психоаналитического кружка. К тому времени конфликт Райха с Фрейдом обострился. Его причиной отчасти стал отказ Фрейда подвергнуть Райха анализу, а отчасти конфликт коренился в различных теоретических подходах к учению. Фрейд не разделял бескомпромиссной убежденности Райха в том, что причина всех неврозов - это сексуальная неудовлетворенность. К этому времени у Райха обострился туберкулез, и несколько месяцев он провел на лечении в одном из санаториев Швейцарии.

Вернувшись после болезни в Вену, Райх принял на себя прежние обязанности. Кроме того, он занялся крайне активной политической деятельностью и в 1928 году вступил в коммунистическую партию. На следующий год Райх принимал участие в устройстве первой клиники сексуальной гигиены для рабочих, которая предоставляла открытую информацию о контроле за рождаемостью, о воспитании детей и о сексуальном воспитании.

В 1930 году Райх переехал в Берлин, главным образом потому, что хотел пройти курс психоанализа у Шандора Радо, одного из ведущих психоаналитиков того времени. К психоаналитику, живущему не в Вене, он обратился по той причине, что среди венских ученых росло недовольство его политической деятельностью. В Берлине Райх еще больше увлекся идеями коммунистического движения и связанным с этими идеями движением за гигиену. Выступая с лекциями и оказывая помощь в создании гигиенических центров, он проехал по всей Германии.

«Жизненный процесс есть процесс сексуальный - оба понятия идентичны, и это экспериментально доказанный факт... Во всем, что живет, пульсирует вегетативная сексуальная энергия» (Reich, 1961, р. 55).

Результатом его политической деятельности и радикальной программы сексуального воспитания стало то, что Райх вскоре оказался непопулярен как в среде психоаналитиков, так и у коммунистов. В 1933 году его исключили из Германской коммунистической партии. А вслед за этим, в 1934 году, он был исключен и из Международной ассоциации психоаналитиков.

В 1933 году, с приходом Гитлера к власти, Райх эмигрировал в Данию. Покинув Берлин, он одновременно разошелся с женой; причиной тому послужили различия характеров, а также политических и профессиональных взглядов. Годом ранее Райх познакомился с Эльзой Линденберг, балериной и членом ячейки коммунистической партии, куда он входил. Она приехала к Райху в Данию, и там они поженились. Противоречивые теории Райха привели к тому, что из Дании, а впоследствии и из Швеции он был изгнан.

Итак, в течение всего шести месяцев Райх был исключен из таких крупных организаций, как коммунистическая партия и ассоциация психоаналитиков, а также изгнан из трех стран. Не удивительно, что последующие его работы носят полемический и, можно сказать, защитный характер. В случае с Райхом некоторая степень паранойи была небеспочвенна и имела вполне рациональное объяснение в его жизненной ситуации.

В своей последующей карьере Райх отвергал идеи социализма и коммунизма, так как чувствовал, что они в конечном счете приносят в жертву идеологии гуманистические идеалы. В результате он стал считать себя индивидуалистом и с большой подозрительностью относился к политике и политическим деятелям.
В 1934 году Райх и его жена Эльза переехали в столицу Норвегии Осло, где он в течение пяти с лишним лет читал лекции и вел исследовательскую работу в области психологии и биологии. Спустя три года относительного покоя Райх стал мишенью разнузданной газетной кампании: пресса обрушилась на него за то, что он неустанно подчеркивал идею о сексуальной основе всякого невроза; нападкам также подверглись его лабораторные опыты с биоэнергией. Он оказывался во все большей и большей изоляции, отношения с Эльзой ухудшались, и в конце концов она ушла от него.

В 1939 году Райх получил предложение занять пост адъюнкт-профессора лечебной психологии в нью-йоркской Новой школе социальных исследований. Он упаковал свою лабораторию и переехал в Соединенные Штаты. В Нью-Йорке Райх познакомился с Ильзе Оллендорф, беженкой из Германии, которая стала его ассистенткой, а потом и женой.

Райх стал основателем Института оргона, целью исследований в котором было изучение энергии оргона, или жизненной энергии. В результате лабораторных экспериментов он пришел к выводу, что основу всех живых организмов составляет жизненная энергия и что эта биологическая по природе энергия лежит в основе фрейдовской концепции либидо. Райх принялся проводить опыты с аккумуляторами энергии оргона: специальными ящиками и другими приспособлениями, которые, как он утверждал, накапливают и концентрируют энергию оргона. Он обнаружил, что некоторые заболевания, возникшие в результате расстройства так называемого «автоматического аппарата», можно с различной степенью успеха излечить, восстанавливая у пациента нормальное течение энергии оргона. Лечение осуществлялось воздействием аккумулированной энергии оргона высокой концентрации и было призвано избавить пациента от таких болезней, как рак, ангина, астма, гипертония и эпилепсия.

«Вам нужен благонравный гений, скромный и приличный, такой, у кого ни сучка ни задоринки; короче, во всем умеренный и аккуратный; вам не надо бунтарей, не желающих есть с вашей руки» (Reich in: Mann & Hoffman, 1980, p. 19).

В 1954 году Управление фармакологии и пищевой промышленности приняло постановление, направленное против распространения и дальнейшего использования аккумуляторов. Согласно этому постановлению, утверждение Райха о том, что аккумуляторы энергии оргона способны с успехом применяться для лечения, признано несостоятельным. Государство также наложило запрет на продажу большинства книг, написанных Райхом, и издаваемых им журналов. Однако Райх нарушил постановление и продолжал свои исследования, считая, что суд не обладает достаточной компетенцией, чтобы выносить приговоры относительно научных фактов. В конце концов его обвинили в неуважении к суду и приговорили к двум годам тюрьмы. Все его книги и другие публикации, многие из которых не имели никакого отношения к производству и продаже аккумуляторов, были сожжены. Райх умер в федеральной тюрьме от болезни сердца.

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Райх Вильгельм (1897 – 1957) – австрийский психолог и социальный мыслитель, основатель фрейдомарксизма. Труды: «Психология масс и фашизм» (1933), «Сексуальная революция» и др. Утверждал, что социальная революция невозможна без сексуальной революции , поскольку сохранение сексуального подавления формирует консервативный тип характера, человека, склонного к слепому подчинению. Это подчинение, осуществляемое сначала традиционной семьей, затем политической и культурной системой, является основой эксплуатации и с необходимостью обуславливает существование авторитарных режимов. Идеи Райх получили развитие в трудах Т. Адорно и Э. Фромма . В 1960-х гг. «новые левые» объявили Райха своим идеологом.

Использованы материалы кн.: Политическая мысль Новейшего времени. Персоналии, идеи, концепции: Краткий справочник / Сост. Михайлова Е.М. – Чебоксары: ЧКИ РУК, 2010, с. 27.

Райх (Reich) Вильгельм (24 марта 1897, Добжциница, Галиция – 3 ноября 1957, Льюисбург, шт. Пенсильвания, США) – австрийский психолог и психоаналитик, основоположник фрейдо-марксизма. С 1939 – в США.

Райх в значительной мере испытал влияние Фрейда, Маркса, Ницше, Бергсона и Адлера. На основе ранних работ Фрейда Райх разработал собственную концепцию невроза, согласно которой его причина заключается в невозможности разрядки сексуальной энергии. Способность к разрядке сексуального напряжения и переживанию наслаждения («органистическая потенция») являются, с его точки зрения, главными атрибутами психического здоровья. Райх разошелся с Фрейдом в трактовке сексуальности; он отказался от психологического подхода в пользу соматического и натуралистического и тем самым возвратился к взглядам характерным для прежнего биологизаторского направления в сексологии. В 1927 Райх написал основополагающую работу «Функция оргазма», где изложил свою т.н. «теорию оргазма», ставшую ключом ко всем его дальнейшим построениям.

Райх развивал идею Фрейда о том, что предписания культуры, сдерживающие сексуальный инстинкт, являются коренным источником неврозов. Он утверждал, что «невротический характер» – личность, сформированная в условиях подавления сексуальности, – склонен к слепому подчинению, неспособен к бунту и благоприятствует установлению авторитарного строя. Процесс запечатления репрессивной социальной системы в психологии людей осуществляется в патриархальной семье, которую Райх называл «фабрикой структуры общества». В дальнейшем понятие «невротический характер», фиксирующее связь общественного порядка с некоторыми типичными психологическими чертами, было развито Э. Фромом и Т. Адорно.

Изучение социальных причин невроза привело Райха к марксизму. Считая фрейдизм и марксизм взаимодополнимыми, он пытался интерпретировать на основе психоанализа взаимоотношения между экономическим базисом и идеологией. Данная методология была применена им к анализу фашизма. По мнению Райха, фашизм как определенный тип общественного порядка продуцируется «невротическим характером» и коренится в деструктивном слое личности современного человека. Для устранения «общества невротических характеров» необходимо раскрепощение сексуальности, сексуальная революция, которая является, по мнению Райха, предпосылкой революции пролетарской. Учение Райха о сексуальной революции приобрело популярность в 1960-е гг., будучи воспринято движением «новых левых».

В последний период творчества (1940–50-е гг.) Райх развивал учение об «оргоне» – уникальной энергии, свойственной не только сексуальности, но всем проявлениям жизни. Он трактовал «оргон» как поток витально-психической энергии; эта универсальная всепроникающая энергия является источником развития галактических систем и в то же время тождественна биологической энергии живых существ. Эти воззрения, по мнению самого Райха, созвучны индуистским представлениям о единстве брахмана и атмана.

Т.П. Лифинцева

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 410.

Райх (Reich) Вильгельм (1897-1957) - австр. психолог и психоаналитик, основоположник фрейдо-марксизма. С 1939 года - в США. Райх в значительной мере испытал влияние т3. Фрейда, К. Маркса, Ф. Ницше, А. Бергсона и А. Адлера. На основе ранних работ 3. Фрейда Райх разработал собственную концепцию невроза, согласно которой его причина заключается в невозможности разрядки сексуальной энергии. Способность к разрядке сексуального напряжения и переживанию наслаждения («органистическая потенция») являются, с его точки зрения, главными атрибутами психического здоровья. Райх разошелся с 3. Фрейдом в трактовке сексуальности: он отказался от психологического подхода в пользу соматического и натуралистического и тем самым возвратился к взглядам, характерным для прежнего биологизаторского направления в сексологии. В 1927 году Райх написал основополагающую работу «Функция оргазма», где изложил свою т.н. «теорию оргазма», ставшую ключом ко всем его дальнейшим построениям. Райх развивал идею 3, Фрейда о том, что предписания культуры, сдерживающие сексуальный инстинкт, являются коренным источником неврозов. Он утверждал, что «невротический характер» - личность, сформированная в условиях подавления сексуальности, - склонна к слепому подчинению, неспособна к бунту и благоприятствует установлению авторитарного строя. Процесс запечатления репрессивной социальной системы в психологии людей начинается в патриархальной семье. В дальнейшем понятие «невротический характер», фиксирующее связь общественного порядка с некоторыми типичными психологическими чертами, было развито Э. Фроммом и Т. Адорно. Изучение социальных причин неврозов привело Райха к марксизму. Считая фрейдизм и марксизм взаимодополнимыми учениями, он пытался интерпретировать на основе Психоанализа взаимоотношения между экономическим базисом и идеологией. Данная методология была применена им к анализу фашизма: по мнению Райха, фашизм как определенный тип общественного порядка коренится в деструктивном строе личности совр. человека. Для устранения «общества невротических характеров» необходимо раскрепощение сексуальности, сексуальная революция, которая является, по мнению Райха, предпосылкой революции пролетарской. Учение Р. о сексуальной революции приобрело популярность в 1960-е гг. среди участников движения т «новых левых». В последний период творчества (1940-1950) Р. развивал учение об «оргоне» - энергии, свойственной не только сексуальности, но и всем проявлениям жизни. Он трактовал «оргон» как поток витально-психической энергии; эта универсальная энергия является источником развития галактических систем и в то же время тождественна биологической энергии живых существ. Эти воззрения, по мнению самого Райха, созвучны индуистским представлениям о единстве брахмана и атмана.

Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 319-320.

Сочинения: Функция оргазма. СПб.-М., 1997; Психология масс и фашизм. СПб.-М., 1997; Selected Writings. N.Y., 1968.

Литература: Cohen I. Ideology and Unconsciousness: Reich, Freud and Marx. N.Y., 1982; Burian W. Psychoanalyse und Marasmus, Fr./M., 1972; Wilson С. The Quest for Willhelm Reich. L, 1982.

Райх (Reich) Вильгельм (1897- 1957) - немецко-американский психолог. Биография. С 1922 г. - руководитель Венского семинара по психоаналитической терапии. В 1934 г. произошел его разрыв с Международной психоаналитической ассоциацией. С 1939 г. жил в США, где подвергся преследованию властей за развитие своего психотерапевтического метода «оргонного» лечения. Исследования. В начале 1920-х гг. сделал попытку объединить психоанализ с марксизмом на основе идеи о сексуальной революции. Создал свою собственную теорию характера как защитного механизма, позволяющего оградить индивида от внешних воздействий и от его собственных подавленных влечений («характерологический панцирь»). В отличие от фрейдизма биологические влечения интерпретировались им как здоровое начало организма, которое не нуждается в подавлении. Вместо традиционного для психоанализа понимания либидо ввел понятие «оргон», выражающее собой космическую жизненную энергию. В его психотерапевтических разработках ведущая роль признавалась за снятием психического напряжения за счет переживания оргазма.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 488.

Сочинения: The Discovery of the Orgon. The Function of the Orgasm. Sex-economic Problem of Biological Energy. N. Y„ 1942; Charakteranalyse. Koln, 1970; Die sexuelle Revolution. Fr./M., 1971; Die Funktion des Orgasus. Fr./M., 1972; Die Massenpsychologie des Faschismus, 1972; Der Eibruch der sexuellen Zwangsmoral, 1972; Die Entdeckung des Orgons. Der Krebs, 1974; Ausgewehlte Schriften, eine Einfuehrung in die Orgonomie, 1976; Fruhe Schriften. Bd. 1-2, 1977-1982; Christusmord, 1978; Психология масс и фашизм. М.: Тривола, 1997; Характероанализ: техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. М.: Республика, 1999; Я и оргон// Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001; Страсть юности. Автобиография (1897-1922). М.: Nota Bene, 2002.

Литература: Лейбин В. М. Психоаналитическая антропология // Буржуазная философская антропология XX века / Под ред. Б. Т. Григорьяна. М.: Наука, 1986; В. Райх // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

Райх (Reich) Вильгельм (24.3.1897, Добжциница, Галиция,-3.11.1957, Льюисбург, штат Пенсильвания, США), австро-американский врач и психолог, представитель леворадикального фрейдизма. С 1939 года жил в США. В конце 20-х годов пытался объединить фрейдизм с марксизмом (так называемый фрейдо-марксизм), выступал с проповедью сексуальной революции как неотъемлемого элемента любых социальных реформ, с требованием отмены всех форм «репрессивной» морали, упразднения моногамной семьи. Согласно Райху, любой авторитарный общественный строй основан в конечном счёте на сексуальном подавлении, становящемся основой характера и служащим массовым источником неврозов («Массовая психология фашизма», «Massenpsychologie des Faschismus», 1933). Высказал идею об укорененности господствующей социальной системы в психической структуре индивида, позднее развивавшуюся в сочинениях Фромма, Адорно и др.

В учении Райха о характере последний трактуется как своего рода защитное образование («панцирь»), предохраняющее индивида как от внеш. воздействий, так и от его собственных подавленных влечений. В отличие от Фрейда Райх видит в спонтанных влечениях первичную здоровую основу, отрицая изначальное существование агрессивных и деструктивных влечений; культура, по Райху, не нуждается в подавлении и вытеснении инстинктов. Отход Райха от ортодоксального фрейдизма завершился его разрывом в 1934 году с Международной психоаналитической ассоциацией. Утверждая физическую реальность психической энергии, Райх предельно расширил понятие либидо и с конца 30-х годов развивал своеобразное натурфилософское учение об универсальной космической жизненной энергии - «оргоне».

В 1960-х годах идеи Райха были восприняты на Западе движением так называемых новых левых, объявивших его своим идеологом.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Charakteranalyse, Köln - В., 1970"; Die sexuelle Revolution, Fr./M., 197Г; Die Funktion des Orgasmus, Fr./M., 1972.

Литература: Robinson P., The Freudian left, N. Y., 1969; Mann W. E., Orgone, Reich and Eros. Wilhelm Reich"s theory of life energy, N. Y., 1973.

Далее читайте:

Райх-Рубинштейн (Reich-Rubinstein) Анни (1902-1971), американский психоаналитик, жена Вильгельма Райха.

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица США (указатель имен).

Сочинения:

Selected Writings. Ν. Υ., 1968;

Функция оргазма. СПб.–M., 1997;

Психология масс и фашизм. СПб.–М., 1997.

Литература:

Cohen I. Ideology and Unconsciousness: Reich, Freud and Marx. N.Y., 1982;

Burian W. Psychoanalyse und Marxismus. Fr./M., 1972;

Wilson С. The Quest for Wilhelm Reich. L., 1982.