Логопед для умственно отсталых детей. Особенности логопедической работы с уо детьми. с умственно-отсталыми школьниками

В дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей проводится разнообразная работа по развитию речи.

Серьезное внимание уделяется

Коррекции произношения,

Расширению словаря,

Построению фразы,

Составлению несложных рассказов по картинке.

Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно- направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положительных возможностей.

Для таких детей созданы специальные учебно-воспитательные учреждения.

В специальных детских учреждениях, которые посещают дети с умственной отсталости, процесс обучения ведется по специально разработанным программам, методикам, при небольшой наполняемости групп.

Все умственно отсталые дети дошкольного возраста имеют ярко выраженные речевые недоразвития.

В специальном детском саду проводятся систематические занятия с логопедом как фронтальные, так и индивидуальные.

Приобретаемые речевые навыки закрепляются на занятиях с воспитателями.

Специфика логопедической работы в специальном дошкольном учреждении обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Особенности логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками:

У умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков . Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие.

С учетом характера нарушений речи, логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности.

Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики.

В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отработать этапы закрепления правильных речевых навыков.

Характерной для логопедической работы с умственно отсталыми детьми является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного укрепления.

Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.)

Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

Особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала.

Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми необходим не очень быстрый темп работы.

Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки.

Слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя и родителей. Нужно так организовать педагогический процесс, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в группе осуществлялись закрепления правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции расстройств.

Логопед проводит работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне.

Основными задачами коррекционно-логопедической работы являются:

Практическое усвоение лексических и грамматических связей языка;

Формирование правильного произношения;

Развитие связной речи.

Логопедические занятия являются одной из основных форм коррекционного обучения, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе.

подразделяются на следующие типы .

Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка: занятия по формированию словарного запаса;

Занятия по формированию грамматического строя. развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обогащающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных.

Занятия по формированию звуковой стороны речи. Основными задачами этих занятий являются: формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

Занятия по развитию связной речи. Основной задачей этих занятий является обучение самостоятельному высказыванию. Удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически неоформленных фраз.

Костюкова Марина Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГКОУ РО Ростовской школы-интерната №41
Населённый пункт: Ростова-на-Дону
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности работы логопеда с детьми с умственной отсталостью (из опыта работы).
Дата публикации: 08.09.2017
Раздел: полное образование

Опыт и особенности работы логопеда с детьми с умственной отсталостью.

Учитель-логопед

Костюкова М.П.

ГКОУ РО «Ростовская

специальная школа-интернат №41»

Недоразвитие

отрицательно

психическое

развитие

ребенка, затрудняет его общение с окружающими. Поэтому представляется актуальной

коррекция дефектов речи у детей с умственной отсталостью, что позволит им в

дальнейшем максимально адаптироваться в окружающем мире.

предлагаемой

коррекционно-логопедической

формирование

лексико-грамматических

построения

высказываний.

обогащение и активизация словаря;

коррекция звукопроизношения;

практическое усвоение лексических и грамматических связей языка;

развитие связной речи.

определять

наиболее

сохранные

речеслуховой,

речедвигательной, зрительной, двигательной системы и опираться именно на них.

Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии

Специфика логопедической работы в специальной щколе-интернате обусловлена,

характером

нарушения

деятельности,

психопатологическими

особенностями

умственно

отсталого

снижением уровня аналитико- синтетической деятельности, с другой - особенностями

речевого развития и структурой речевого дефекта. В связи с тем, что у умственно

отсталых

нарушением

является

недоразвитие

познавательной

деятельности,

логопедической

направлен

формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования,

обобщения.

устранении

нарушений

звукопроизношения

отводится

дифференциации

фонетически

Произношение

тщательно

анализируется

слухового,

зрительного,

кинестетического образа.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых

обусловливает

необходимость

логопеда,

родителей. Нужно так организовать педагогический процесс, чтобы не только на

логопедических занятиях, но и в классе осуществлялись закрепления правильных

речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции расстройств.

Основной задачей этих занятий является обучение самостоятельному высказыванию.

Коррекции

нарушений

звукопроизношения.

Коррекция

нарушений

произношения

умственно отсталых школьников является длительным и сложным процессом. Работа

воспитанию

правильного

звукопроизношения

значительно

осложняется

характерной для умственно отсталых детей слабостью замыкательной функции коры,

трудностью

закрепления

условных

умственно

отсталых

наиболее длительным является введение звука в речь, т.е. этап автоматизации звука. В

связи с этим в процессе логопедической работы особое внимание необходимо уделять

отработке поставленных звуков в речи в различных ситуациях речевого общения.

Большое внимание уделяем развитию общей мелкой и речевой моторики, воспитанию

слухового внимания, восприятия, памяти. Коррекция нарушений звукопроизношения

связывается

формирование

развитием

фонематической стороны речи, лексики, грамматического строя речи, так как дефекты

звукопроизношения у умственно отсталых детей проявляются на фоне системного

недоразвития

коррекции

нарушений

звукопроизношения

умственно

отсталых детей учитываются особенность протекания у них психических процессов

(замедление

восприятия,

неустойчивость

внимания,

качественное

своеобразие

мышления,

слабость

мотивации

интересов).

Предварительный этап. Предварительный этап является продолжительным. На этом

этапе проводится развитие общей, ручной, речевой моторики, слухового восприятия,

внимания.

Учитывая

особенности

просодических

компонентов

умственно

отсталых

проводится

правильным

дыханием, над формированием длительного плавного выдоха.

Развитие

моторики.

Необходимость

развития

моторики

умственно

отсталых детей обусловлена тесным взаимодействием мелкой и речевой моторики.

Совершенствование мелкой моторики способствует активизации моторных речевых

зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Мы с детьми на

занятиях

выполняем

различные

упражнений,

направленных

развитие

ловкости, точности координации движения пальцев рук. Также выполняем упражнения

общего характера, включенные в различные виды деятельности:

1. конструирование из кубиков домиков, башен (сначала по образцу, затем по памяти и

произвольно);

2. раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамид, чашечек,

кубиков);

3. складывание из палочек, спичек геометрических фигур;

4. обведение контуров предметных изображений;

5. раскрашивание контурных изображений предметов цветными карандашами;

6. вырезывание цветных полосок, фигурок по контурам;

7. расстегивание пуговиц, зашнуровывание;

8. работа с мозаикой.

Провожу также пальчиковые игры без речевого сопровождения. Изображение

при помощи пальчиков различных фигурок. «Очки», образовать 2 кружка большим и

указательным пальцем обеих рук, а затем соединить их. «Стол», левую ладонь сжать в

кулак, поставить на стол, правую положить сверху. «Бинокль», большой палец каждой

остальными

образует

посмотреть

«бинокль».

«Флажок»,

четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз, тыльная сторона ладони

обращена

поставить

приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку. «Бочка», неплотно сжать

руку в кулак. Использую также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями:

«Пальчики», ребенок поднимает левую руку ладонью к себе, правой рукой загибает

Этот пальчик хочет спать (загибает мизинец).

Этот пальчик лег в кровать (загибает безымянный палец).

Этот пальчик чуть вздремнул (загибает средний палец).

Этот пальчик уж уснул (загибает указательный палец).

Этот крепко-крепко спит (загибает большой палец).

Тише-тише, не шумите! Солнце красное взойдет.

Утро ясное придет Будут птички щебетать.

Будут пальчики вставать (распрямляет пальцы рук).

«Сидит белка», ребенок поднимает левую (а затем правую) руку ладонью к себе:

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке (загибает большой палец),

Воробью, синичке (загибает указательный, средний палец),

Мишке толстопятому (загибает безымянный палец),

Заиньке усатому (загибает мизинец).

«Этот пальчик», ребенок сгибает пальцы руки в кулак:

Этот пальчик дедушка (разгибает большой палец),

Этот пальчик бабушка (разгибает указательный палец),

Этот пальчик папочка (разгибает средний палец),

Этот пальчик мамочка (разгибает безымянный палец),

Этот пальчик наш малыш (разгибает мизинец),

А зовут его...

Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся систематически в течение 3-5

минут на каждом занятии.

Развитие ритма. Развитие ритма подготавливает детей к работе над звуко-слоговой

структурой слова, над ударением, интонацией. Сначала тренирую детей на восприятие

и воспроизведение звеньев из одинаковых количественных ударов (.. .. .. … …). Далее

даются сочетания звеньев, состоящих из различного количества ударов (слабые и

сильные удары с короткими и длинными промежутками: .._, …__, .._, …__, _.. .

Развитие дыхания. Первоначально провожу работу над развитием длительного выдоха

без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи,

излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата. Воспитывается диафрагмальное

дыхание. Приведу некоторые игровые упражнения. «Погреться на морозе», ребенок

вдыхает через нос и дует на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы

согревая руки. «Надуй игрушку», ребенку предлагаю надуть воздушный шар, набирая

медленно

отверстие

шелестят», предлагаю полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и

прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листики

отклонялись

шелестели.

зажженную свечу. По сигналу «тихий ветерок» ребенок медленно выдыхает так, чтобы

пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «сильный ветер», ребенок старается

на одном выдохе задуть свечу. «Бабочка», перед ребенком раскладываю «зеленые

полянки» с разноцветными бабочками. «Бабочки» прикреплены к «полянке» нитками.

По сигналу «Красная бабочка полетела» ребенок дует на красную бабочку и т.д.

длительный

упражнения.

Обращается

внимание

«Вьюга», перед ребенком - сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась»

ребенок тихо гудит: у-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» ребенок громко произносит:

у-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» ребенок постепенно уменьшает силу голоса. По

кончилась»

замолкает.

предлагается

сюжетная картинка «На лугу». На лугу пасутся коровы. Они зовут своих телят. Как они

Как они отвечают? Ребенок произносит высоким голосом: му-му. «Добавление фразы»,

развития

закрепления

правильного

речевого

использовать

короткие стихотворения З.Александровой, С.Маршака, А.Барто и др. При этом дети

сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по

одной строчке стихотворения. Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе

над диалогами закрепляется не только правильное речевое дыхание, но и формируются

правильные интонации, выразительность речи.

Развитие

артикуляторной

моторики.

предварительном

коррекции

нарушений звукопроизношения: определенное место отводится развитию мимических

движений

движений

проведении

артикуляторной

гимнастики

используются

различных

коррекции

использую

следующие артикуляторные упражнения: гимнастика для губ и щек, надувание обеих

щек одновременно, надувание щек попеременно, втягивание щек в ротовую полость,

«Трубочка» - сомкнутые губы вытягиваются вперед, «Заборчик» - губы растягиваются

в стороны, обнажаются оба ряда зубов, чередование «трубочка-заборчик», «Кролик»-

поднимание только верхней губы, обнажаются верхние зубы, имитация полоскания

зубов, «Фырканье лошадки» - вибрация губ. Гимнастика для челюстей: опускание и

поднимание нижней челюсти, движение нижней челюсти влево, вправо. Гимнастика

для языка: «Лопаточка» - рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе, «Чашечка»

Рот открыт, узкий язык выдвинут вперед, «Иголочка» - рот открыт, узкий язык

выдвинут вперед, «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы,

спинка языка поднята вверх, «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу, «Качели» -

рот открыт, напряженным языком тянуться к носку и подбородку, «Почистим зубки» -

рот закрыт, круговым движением языка провести между губами и зубами, «Маляр» -

рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до

мягкого нёба. На подготовительном этапе выбираю только те упражнения, которые

необходимыми

формирования

правильного

артикуляционного

нарушенного звука.

Развитие слухового восприятия

внимания. Логопедическая работа по развитию

слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на

слух речевых единиц: слов, слогов, звуков. На предварительном этапе эта работа

проводится

упражнений.

умственно

отсталых

отсутствует интерес, внимание к речи окружающих, что является одной из причин

недоразвития

речевого

начальном

логопедической работы важно развивать у детей интерес и внимание к речи, установку

на восприятие речи окружающих. «Найди картинку», раскладываю перед ребенком ряд

картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и

воспроизвожу соответствующие звукоподражания. Детям дается задание определить

животного и показать картинку с его изображением. «Хлопки», сообщаю детям, что

буду называть различные слова. Как только назову животное, дети должны хлопать.

При произнесении других слов хлопать нельзя. «Кто летит», сообщаю детям, что буду

говорить, слово летит, в сочетании с другими словами (птица летит, самолет летит). Но

иногда буду ошибаться (собака летит). Дети должны хлопать только тогда, когда два

слова, употреблены верно.

Этап постановки звука. Этап постановки звука у умственно отсталых детей занимает

вызывает

трудности,

нормально

развивающихся

сверстников.

особенностями

деятельности

(трудностями

перестройки

рефлекторных

психологическими

особенностями

умственно

отсталых

нарушением

артикуляторной моторики, а также недоразвития слуховой дифференциации звуков.

Особенностью

логопедической

умственно

отсталыми

постановки звука является максимальное использование всех анализаторов: слухового,

зрительного,

тактильного.

анализаторов

следующим направлениям:

1) развитие восприятия речи;

2) формирование фонематического анализа;

3) развитие артикуляционной моторики;

4) постановка звука.

Этап автоматизации звука. Автоматизация звука осуществляется по принципу от

легкого к трудному, от простого к сложному. Прежде всего, проводится включение

звука в слоги. Слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы

произношения слогов, что облегчает их автоматизацию. Для умственн6о отсталых

длительный,

обусловлено

психофизиологическими

особенностями.

процессе

автоматизации

просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и

словах, над логическим ударением в предложениях, над интонацией при закреплении

звука в связной речи.

Этап дифференциации звуков. Логопедическая работа по дифференциации конкретных

пар смешиваемых звуков и включает два этапа: 1) предварительный этап работы над

смешиваемых

слуховой

произносительной

дифференциации смешиваемых звуков. На первом этапе последовательно уточняется

произносительный и слуховой образ каждого звука: a) уточнение артикуляции звука с

опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;

б) выделение звука на фоне слога, слова, определение места звука. На втором этапе

сравниваем конкретные смешиваемые звуки в произносительном и слуховом плане.

Большое место отвожу развитию фонематического анализа и синтеза.

Коррекция

нарушений

лексико-грамматической

Недоразвитие

познавательной деятельности умственно отсталых детей сказывается на формировании

лексики, на овладении активным и пассивным словарем. Логопедическая работа по

развитию лексики тесно связана с формированием представления об окружающей

действительности

познавательной

деятельности

умственно

отсталого

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного

запаса уточнение значения слова, расширения семантики слова, особенно важной

является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно

усваиваются умственно отсталыми детьми. Работа над уточнением значения слова

тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и

явлениях, с овладением классификацией предметов. На логопедических занятиях мы

уточняем значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель,

Домашние и дикие животные и др. Примерные задания:

1. Назвать одним словом все предметы.

2. Назвать овощи и фрукты и т.д.

3. Найти лишнюю картинку (морковью лук, самолет, капуста).

4. Разложить картинки на две группы (животные, растения).

5. Отгадывание загадок.

Предлагаю загадки с использованием обобщающих слов. В логопедической работе по

обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь

прилагательные).

использую

различные

передвигается». Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц

мяукает, петух кукарекает, собака лает, свинья хрюкает, мышка пищит, утка крякает,

медведь рычит. «Какие звуки издает». Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит,

листья шелестят, ручей журчит. «Кто как ест». Кошка лакает молоко, заяц грызет

морковку, корова жует сено, курица клюет зерно. «Кто что делает». Учитель учит, врач

художник

Овладение

прилагательными

начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, синий, красный,

величину

(большой,

маленький),

(круглый,

квадратный,

треугольный).

дальнейшем

отрабатываются

обозначающие

величину

(высокий, низкий), толщину (широкий, узкий) вкусовые качества (сладкий, горький,

соленый, кислый, качество поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый,

прилагательными,

образуются

существительных

суффиксов

(дерево-деревянный,

Березовый,

стекло - стеклянный, бумага - бумажный, мех - меховой и т.д.). Уточнению значений

слов способствует и работа над антонимами: существительными (день- ночь, радость -

прилагательными

короткий),

глаголами

(радуется

грустит),

наречиями

Логопедическая

обогащению

предполагает

уточнение

значений

синонимов.

Актуализации

способствует

звуковому

закреплению его слухового и кинестетического образа. Расширение и обогащение

умственно

отсталых

развитием

грамматического

Формирование

грамматического

осуществляется в следующих направлениях:

1. Формирование практических навыков словоизменения и словообразования.

2. Формирование умения употреблять простые распространенные предложения и

некоторые виды сложных.

Развитие навыков словоизменения и словообразования. Работа над усвоением форм

слова проводится с использованием игровых приемов, картинок, вопросов. В процессе

обращается

внимание

изменение

существительных

употребление

глаголов,

согласование

существительного

существительного и прилагательного, изменение глагола в прошедшем времени по

лицам, числам и родам. Пример дифференциации единственного и множественного

существительных.

предлагается

картинок,

изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, вазы, тазы, ваза,

таз, дом). Уточняется семантика этих слов: «Покажи, где слон, где столы, где вазы» и

предметов. Ребенок называет соответствующие картинки. Предлагаю послушать еще

слышится

закрепления формы множественного числа использую следующие задания:

1. Образование формы множественного числа с использованием картинок, на которых

изображен один предмет (машина, сосна, гора, береза).

2. Измени слово. Называю слово в единственном числе и бросаю мяч к ребенку, он

должен назвать форму множественного числа.

3. Придумывание слов, обозначающих несколько предметов.

При уточнении формы винительного падежа использую следующие виды работы:

1. Игра «Кто самый наблюдательный». Дети должны назвать что они видят: «Я вижу

стол, стул, окно и т.д.»

требующие

постановки

существительного

винительном

нарисуешь

карандашом?

карандашом? И т.д.

При уточнении формы дательного падежа использую следующие виды работ:

1. Игра «Кому нужны эти вещи?» Детям предлагаются картинки, на которых маляр без

парикмахер

продавец

изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют кому что нужно

(удочка - рыбаку, весы - продавцу и т.д.)

2. Ответы на вопросы к картинке (Кто кому что дает?) Бабушка дает внучке ленту.

Мама дает дочке куклу.

При уточнении формы родительного падежа использую следующие виды заданий:

1.«Угадай;

предлагаю

картинки,

изображено:

картинки

изображением

отдельных предметов (платок, халат, шуба). Называю один из предметов, дети говорят,

кому он принадлежит (это плато бабушки, это халат мамы, это дуба девочки). 2.Игра

«Чьи хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой

изображения хвостов. Показываю хвост и спрашиваю: «Кому принадлежит хвост?»

(это хвост лисы, это хвост зайца).

При уточнении формы творительного падежа предлагаю детям следующие задания:

1. Ответь на вопрос: Кто чем работает? По картинкам (маляр - кистью, парикмахер -

ножницами).

2.Добавь слово к глаголу: рисовать – карандашом, писать – ручкой, копать – лопатой,

пилить – пилой.

3.Назвать пары предметов по картинкам: книжка с картинками, кошка с котятами,

корзина с грибами, ваза с цветами.

При уточнении форм предложного падежа предлагаю детям следующие виды работ:

1. Ответь на вопрос по картинкам: Где что лежит? Где что хранится? (посуда, одежда,

книги). Где что покупают? (лекарства, хлеб, игрушки). Где что растет" (грибы, овощи,

2. Игра «Помоги животным найти свой домик». Две группы картинок: на одних

изображены животные, на других - их жилища. Предлагаю детям найти домик для

животного.

С целью развития словоизменения глаголов использую следующие задания:

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов (Мальчик рисует

дом. Мальчик нарисовал дом).

Дифференциация

возвратными

глаголами

причесывать

причесываться, прятать -прятаться, катать - кататься).

Согласование

существительного

настоящего

прошедшего

Мальчик спал, девочка..., дети... Заяц бежал, лиса..., звери...

Развитие

речи. Упражнения

развитию

необходимо

расположить

возрастающей

сложности.

следующем

Пересказ

рассказа,

составленного

демонстрируемому

действию.

наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с

ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок

действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает

образец рассказа логопеда.

2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания

непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на

фланелеграфе с предметными картинками; план рассказа обеспечивается порядком

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность

представлена

предметами,

объектами

действиями

изображенными

сюжетных

картинках;

последовательность

одновременно

высказывания. Образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки.

Составление

рассказа

сюжетной

создаются

предпосылки

творческим

рассказыванием.

Последовательно

применяя

перечисленные

обучения,

формировать

изначально

развернутыми

высказываниями,

подменяя

называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически

неоформленных фраз.

комплексном

нарушениям

сотрудничестве

специалистов

обеспечить

учащимся

развивающую

среду, направленную на преодоление нарушений развития речи.

Список использованной литературы

1.Е.А.Лапп, С.Ж. Хайрушева. Логопедическая работа с младшими школьниками.

Учитель, Волгоград, 2011

2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии М., Просвещение,

3. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых

школьников М., 2005

4. Школьное воспитание аномальных детей, под.ред. Носковой Л.П. М., 2003

5. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей М., Владос, 2007

6. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей с

умственной отсталостью. М., «КАРО», 2010

7. Коррекционная педагогика. Пузанова Б.П. М., Академия, 1999

8. Лапин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии М., Просвещение, 1990

9. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии М., Владос,2009

10. . Ткаченко Т.А Формирование лексико-грамматических представлений С-Петербург,

11. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи, С-Петербург, 2003

12. Цвинтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь С

дипломная работа

2.4 Рекомендации для логопедов и родителей по проведению коррекционно-логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками

Успешное преодоление нарушений речевого развития умственно отсталых дошкольников возможно при обеспечении выполнения таких условий, как: установление взаимосвязи и преемственности в работе всего коллектива, работающего с данной категорией детей (логопеда, дефектолога, психолога, воспитателей и пр.); установление тесной связи логопеда с родителями; адаптация ребенка к обстановке логопедического кабинета, эмоциональный контакт логопеда с ребенком, положительная эмоциональная оценка любого достижения ребенка со стороны логопеда и сотрудников детского сада; сочетание в работе логопеда вербальных средств с наглядными и дидактическими материалами, техническими средствами обучения; постоянное закрепление содержания программного материала; разработка индивидуальных программ работы с каждым ребенком и их уточнение с учетом динамики продвижения ребенка.

Логопедическая работа с умственно отсталыми детьми для построения индивидуальных программ должна строиться на следующих принципах:

Учет возрастных особенностей ребенка;

Учет особенностей высшей нервной деятельности;

Учет особенностей познавательной деятельности;

Учет индивидуально-личностных особенностей;

Учет структуры речевых нарушений и уровня речевого развития;

Прогнозирование динамики развития ребенка.

В задачи коррекционно-логопедической работы должно входить: расширение понимания обращенной речи; формирование двусловных предложений; осуществление постановки звуков. Затем логопед должен совершенствовать фразовую речь, развивать понимание грамматических форм существительных и глаголов, вести работу по словоизменению и словообразованию.

Логопедическая работа должна начинаться с комплекса упражнений артикуляционной гимнастики. Коллективная деятельность создает предпосылки для развития потребности в общении. Различные виды деятельности (игры, конструирование, изобразительная, трудовая) способствуют развитию словаря, создают предпосылки к развитию связной речи.

Дидактические игры, направленные на развитие слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционные упражнения ведут к формированию правильной речи.

С учетом характера нарушений речи, логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отработать этапы закрепления правильных речевых навыков. Характерной для логопедической работы с умственно отсталыми детьми является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.). Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Особенностью логопедической работы с такими детьми является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми необходим не очень быстрый темп работы. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу. В связи с тем, что нарушения речи у детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя и родителей. Нужно так организовать педагогический процесс, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в группе осуществлялись закрепления правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции расстройств. Логопед проводит работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне.

На логопедических занятиях должна проводиться следующая работа:

Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка: занятия по формированию словарного запаса, грамматического строя (развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обогащающих понятий, формирование практических навыков словообразования и словоизменения);

Занятия по формированию звуковой стороны речи (формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, формирование навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры, контроль за внятностью и выразительностью речи);

Занятия по развитию связной речи (составление предложений по демонстрируемым действиям).

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса уточнение значения слова, расширения семантики слова, особенно важной является работа по усвоению слов обобщающего значения, которые очень медленно усваиваются умственно отсталыми детьми. Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. На логопедических занятиях уточняются значения таких слов, как: овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, мебель, домашние и дикие животные и др. Примерные задания будут следующие: назвать одним словом все предметы; назвать овощи, фрукты и т.д.; разложить картинки на две группы; отгадывание загадок и др.

В логопедической работе по обогащению словарного запаса особого внимания требует предикативный словарь. Для этого используются различные игры: "Кто как передвигается", "Кто как голос подает", "Какие звуки издает", "Кто что делает".

Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, синий, красный, зеленый, желтый), величину (большой, маленький), форму (круглый, квадратный, треугольный). В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие величину (высокий, низкий), толщину (широкий, узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый), качество поверхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).

Также проводится работа над прилагательными, образованными от существительных с помощью суффиксов. Эта работа тесно связана с развитием словообразования.

Уточнению значений слов способствует и работа над антонимами: существительными (день - ночь, радость - печаль), прилагательными (высокий - низкий, длинный - короткий), глаголами (радуется - грустит), наречиями (далеко - близко).

Логопедическая работа по обогащению словаря предполагает и уточнение значений слов-синонимов.

Упражнения по развитию связной речи необходимо расположить в порядке возрастающей сложности. Работа ведется в следующем порядке:

1. Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально: в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах детей. Необходимые речевые средства детям дает образец рассказа логопеда.

2. Составление рассказа по следам демонстрируемого действия.

3. Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа. В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются действиями на фланелеграфе с предметными картинками; план рассказа обеспечивается порядком картин.

4. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде серии сюжетных картин. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на сюжетных картинках; их последовательность служит одновременно планом высказывания. Образец рассказа логопеда дает детям необходимые речевые средства.

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин.

6. Пересказ рассказа с наглядной опорой в виде одной сюжетной картинки,

7. Составление рассказа по одной сюжетной картине. На этом этапе создаются предпосылки над творческим рассказыванием.

Последовательно применяя перечисленные этапы обучения, удается формировать связную речь у тех детей, которые изначально не владели развернутыми высказываниями, подменяя их называнием предметов, действий или набором непоследовательных грамматически неоформленных фраз.

Родителям необходимо также проводить с детьми работу по расширению словарного запаса, проводить дома артикуляционную гимнастику.

Очень важно создать для ребенка благоприятную психологическую атмосферу. Родители должны тесно контактировать с логопедом, чтобы совместная работа их была максимально продуктивной по устранению недостатков в речи умственно отсталых детей.

Таким образом, очень важной в логопедической работе с умственно отсталыми детьми является тесная взаимосвязь между логопедом и родителями.

Работа их должна быть направлена на преодоление недостатков звукопроизношения, расширения словарного запаса, на формирование связной речи детей. Положительной динамики можно добиться при условии системного, комплексного подхода в формировании всех компонентов речи умственно отсталых дошкольников.

Готовность детей с общим недоразвитием речи к овладению грамматикой

Важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы...

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи

Анализ литературы показал, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка...

Использование коррекционно-воспитательных упражнений на занятиях по логопедической ритмике с детьми, страдающими заиканием

Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий...

Использование массажа в коррекционно-логопедической работе с дизартриками

Логопедический массаж - это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелы речевых нарушений. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи...

Нарушение чтения и письма у младших школьников с не резко выраженным общим недоразвитием речи

Нетрадиционные методы развития и коррекции речи детей 5–6 лет

Логопеду в своей работе необходимо широко использовать самые разнообразные методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка. Одним из таких средств является развивающий массаж...

Организация коррекционно-педагогической работы, осуществляемой в дошкольном образовательном (коррекционном) учреждении для детей умственно отсталых

Главной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств...

Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в системе комплексной педагогической работы

Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями (см. схему)...

Особенности организации взаимодействия учителя-логопеда и родителей при коррекции речи детей с речевыми нарушениями

Самой важной социальной функцией семьи является воспитание подрастающего поколения - детей. Родители несут ответственность за организацию условий...

Особенности словарной работы на уроках чтения и русского языка с учащимися 1 классов специальной (коррекционной) школы IV вида

В результате нашей работы мы разработали рекомендации, которые помогут педагогам на уроках чтения и русского языка в 1 классах коррекционных школ IV вида правильно организовать словарную работу. Занятия с детьми, имеющими нарушения зрения...

1) Значение кружковой работы Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках. Практика работы с умственно отсталыми детьми показывает...

Развитие творческих способностей умственно отсталых детей в ходе кружковой работы

Индивидуальная работа учащихся осуществляется по специальному плану учителя или воспитателя. По рекомендации воспитателя дети могут самостоятельно изготовлять поделки. Перед началом работы воспитатель проводит вводную беседу...

Русский язык как учебный предмет в коррекционной школе

Отвлеченность грамматических понятий и орфографических правил представляет значительное препятствие в усвоении этого материала учащимися не только коррекционной, но и массовой школы. Для того чтобы ребенок овладел знаниями...

Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Формирование артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук в системе логопедической работы с дошкольниками с речевой патологией

В рамках использования педагогических технологий по коррекционной и развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевую патологию, применяются совершенно разные методики: практические, наглядные и словесные...

В дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей проводится разнообразная работа по развитию речи. Серьезное внимание уделяется коррекции произношения, расширению словаря, построению фразы, составлению несложных рассказов по картинке. Подобная практика безусловно, приводит к положительным сдвигам в речи умственно отсталых воспитанников. У них увеличивается словарь, появляются умения составлять предложения и отвечать на вопросы по содержанию простой сюжетной картинки.

Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно- направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положительных возможностей. Для таких детей у нас в стране созданы специальные учебно-воспитательные учреждения. В специальных детских учреждениях, которые посещают дети с легкой степенью умственной отсталости, процесс обучения ведется по специально разработанным программам, методикам, при небольшой наполняемости групп.

В детских садах содержание и методы коррекционно-воспитательной работы заключаются в проведении комплекса мер, направленных на развитие ребенка, на сглаживание недостатков психики умственно отсталого ребенка, усугубляющих его интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую т социальную несостоятельность.

Все умственно отсталые дети дошкольного возраста имеют ярко выраженные речевые недоразвития.

В специальном детском саду проводятся систематические занятия с логопедом как фронтальные, так и индивидуальные. Приобретаемые речевые навыки закрепляются на занятиях с воспитателями.

Специфика логопедической работы в специальном дошкольном учреждении обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, прежде всего снижением уровня аналитико-синтетической деятельности, с другой - особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта.

Можно выделить следующие особенности логопедической работы с умственно отсталыми дошкольниками.

1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Так, при устранении нарушений звукопроизношения большое место отводится дифференциации фонетически близких звуков. Произношение каждого звука тщательно анализируется с точки зрения его слухового, зрительного, кинестетического образа. Сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие.



2. С учетом характера нарушений речи, логопедическая работа проводится над речевой системой в целом. На каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико-фонематической, но и лексико-грамматической стороны речи.

3. Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности.

4. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.

5. Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

6. В связи с тем, что старые условно-рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отработать этапы закрепления правильных речевых навыков.

7. Характерной для логопедической работы с умственно отсталыми детьми является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного укрепления.



8. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях (диалог с детьми, разговор по телефону, пересказ прочитанного и т.д.)

9. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

10. Особенностью логопедической работы с умственно отсталыми детьми является тщательная дозировка заданий и речевого материала. Специфика познавательной деятельности умственно отсталых детей обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала.

11. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков умственно отсталыми детьми необходим не очень быстрый темп работы.

12. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу.

13. В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки.

14. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обусловливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя и родителей. Нужно так организовать педагогический процесс, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в группе осуществлялись закрепления правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции расстройств.

15. Логопед проводит работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне.

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С УМЕРЕННОЙ И ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПЕРИОД НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Пирогова Г. Н.

Нарушения речи у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общение с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации.

Екатеринбург ГОУ СО «СКШ №123»

Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. В одних случаях это поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В других случаях речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые не

говорящие дети, которые среди тяжело умственно отсталых детей составляют 20 - 25%.

Такие дети по своему состоянию неоднородны. Одни безучастны к окружающей среде, речью не пользуются. Другие произносят постоянно один монотонный звук, не являющийся средством общения. Третьи пользуются неречевыми средствами (показывают пальцем на нужный предмет, игрушку). Эта группа детей является наиболее сложной в речевом отношении. У некоторых детей отмечаются отдельные лепетные слова или словосочетания, произносимые ими с различными фонетическими искажениями. Фонетические нарушения возникают из-за трудностей организации кинетической и кинестетической программы. Нарушения организации, удержания артикуляционных позиций и реализации серии двигательных актов делают их речь трудной для понимания, а детей - фактически не говорящими, несмотря на попытки пользования речью.

Компонент сенсорного недоразвития присутствует у всех детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. Одни воспринимают речь окружающих в виде коротких фраз и инструкций. Более длинную фразу, инструкцию, требующую пространственного восприятия, не понимают и не реагируют адекватно. Другие воспринимают бытовую речь, выполняют инструкции, прослушивают короткие тексты, но у них также отмечается недостаточное восприятие более сложных речевых конструкций и текста. Они быстро устают и отвлекаются.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью обучаемы, способны овладеть навыками общения, социально-бытовыми навыками, грамотой, счетом, но только в условиях специального обучения, направленного, в первую очередь, на формирование коммуникативной сферы. Для детей с нарушением интеллекта обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и адекватно прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему миру, научится жить в нем.

Суть логопедического воздействия состоит в создании у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью тех «ключевых звеньев», которые обусловливают развитие речевой системы в целом и которые самостоятельно в речи у них не образуются (Б. М. Гриншпун). В обучении можно выделить два взаимосвязанных раздела:

■ Формирование основы для овладения навыками коммуникации.

■ Развитие умений и навыков коммуникации.

Коррекционно-логопедическая работа строится в четыре этапа: подготовительный, начальный, тренировочный и заключительный. Поэтапное структурирование осуществляется по спирали, на каждом следующем этапе задачи усложняются. Период пребывания на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах: одни дети могут усваивать материал быстрее, другие медленнее. Материал тематических разделов закрепляется в различных видах деятельности (игровой, предметно-практической, элементарной учебной). Работа направлена на стимулирование речевой функции, речевого общения (особого вида деятельности), на формирование и усвоение средств общения - вербальных и невербальных (визуальных речевых кодов: жестомимики, пиктографии), и, следовательно, и на совершенствование функций и процессов высшей нервной деятельности, интеллекта.

Особое место в коррекционнологопедической работе занимает развитие у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью сенсорного восприятия. Именно поэтому на всех этапах коррекционнологопедической работы уделяется особое внимание сенсорному воспитанию детей - основы для развития мышления через расширение поля восприятия (М. Монтессори). Дети знакомятся с разнообразием форм, звуков, движений, учатся выделять, узнавать, сравнивать, объединять в группы, воспроизводить по подражанию и простейшему образцу. Основное внимание уделяется тому, чтобы воспринятое соединялось со словом для формирования особых представлений о пространственных признаках предметов, чтобы ребенок пользовался сформированными на предметном материале перцептивными действиями при восприятии материала социального содержания (экспрессивных жестов, мимических движений, эмоциональных состояний и т.д.). На занятиях широко используются упражнения с сенсорными материалами по системе М Монтессори. Помимо формирования сенсорных эталонов, овладения детьми новыми способами предметно-познавательной деятельности опосредованно происходит расширение словарного запаса, его систематизация.

Поскольку в формировании и развитии устной речи детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью большое значение имеет уровень их общего и речевого моторного раз-

вития, в коррекционно-логопедической работе используются игры - упражнения на развитие общей моторики, мелкой мускулатуры рук, артикуляционной моторики.

Таким образом, логопедическая работа с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью должна осуществляться по следующим направлениям:

■ развитие сенсорного восприятия и сенсорно-перцептивной способности;

■ развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации;

■ развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики;

■ развитие чувства ритма;

■ развитие импрессивной речи;

■ формирование и развитие экспрессивной речи.

© Г. Н. Пирогова, 2008